Методы исследования внимания
Методы исследования внимания
Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания, которое в значительной степени выявляется с помощью описанных выше приемов изучения ориентировочного рефлекса и которое может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, приводящих к общему снижению активности.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.
Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. тахисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50–100 мсек.
Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1–5 мсек).
Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5–7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Для того чтобы избежать влияния последовательного образа, краткую экспозицию предъявляемых объектов обычно сопровождают «стирающим образом», для чего на темном экране, который остается видимым, испытуемому рисуется беспорядочный набор линий, без изменения сохраняющихся после всех предъявлений и как бы «стирающих» последовательный образ предъявляемых объектов.
В последнее время были сделаны попытки выразить объем внимания в числах, принятых в теории связи для измерения «пропускной способности каналов» путем использования теории информации, однако эти попытки измерения объема внимания в «битах» (единицах теории информации) имеют ограниченное значение и применимы лишь в тех случаях, когда испытуемый имеет дело с хорошо известным ему конечным числом возможных фигур, из них лишь некоторые предъявляются ему на короткий срок.
Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно разработаны.
Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:
• насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;
• отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;
• когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.
Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Для того чтобы повысить требования к произвольной организации внимания, проведение описанных проб осложняется выделением отвлекающих факторов. Так, испытуемому дается задание вычеркивать определенные буквы не в бессмысленном наборе букв, даваемом в таблицах Бурдона, а в интересном по содержанию тексте. В этом случае отвлекающее влияние интересного текста может привести к повышению числа пропусков и снижению продуктивности работы, и наоборот, устойчивость произвольного внимания выражается в том, что выполнение требуемой задачи остается неизменным даже в условиях введения отвлекающих внимание влияний.
Большое значение имеет исследование распределения внимания. Еще ранними экспериментами В. Вундта было доказано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях и что так называемое «распределение внимания» между двумя раздражителями фактически является сменой внимания, быстро переходящего от одного раздражителя к другому. Это было показано с помощью так называемого компликационного аппарата, который давал возможность предъявлять зрительный раздражитель (например, стрелку в положении «1») одновременно со звуковым раздражителем — звонком.
Опыты показали, что, если испытуемые обращают внимание на движущуюся стрелку, им кажется, что звонок, сопровождающий ее прохождение мимо соответствующей отметки, запаздывает и появляется на несколько делений позже; если же они обращали внимание на звонок, то восприятие движущейся стрелки запаздывало, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту.
Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.
Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.
Методы исследования внимания в психологии
Для изучения внимания в психологии используют следующие методики:
- 1. «Корректурная проба» [2, с. 136] [13, с. 82].
- 2. «Таблицы Шульте» [11, с. 44].
- 3. Методика «Расставь значки» [9, с. 130]
- 4. «Распределение и переключение внимания» [11, с. 45]
- 5. Устойчивость внимания по Риссу [3, с. 137].
- 6. Тест дискриминации форм [2, с. 92]
- 7. Методика «Красно-черная таблица» [15, с. 231]
- 8. Тест Тулуза-Пьерона [3, с. 258]
- 9. Методика Мюнстерберга [5, с. 852]
- 10. Тест Торндайка [12, с. 80]
- 11. «Психологические профили» Россолимо [17, с. 6]
- 12. Тест Кюсси [10, с. 54]
- 13. «Изучение наблюдательности» (перцептивного внимания) [5, с. 811]
- 14. Методика «Расстановки чисел» [15, с. 233]
- 15. Тест отыскания чисел (В.Л. Маршук) [10, с. 63].
- 16. Методика «Запомни и расставь точки» [9, с. 131]
- 17. «Счет по Крепелину» [5, с. 851]
- 18. Сложение чисел с переключением [4, с. 36]
- 19. Методика изучения уровня внимания у школьников [16, с. 193]
- 20. Отсчитывание по Блейхеру [1, с. 68].
Рассмотрим наиболее популярные методики подробнее.
Методика «Корректурная проба» относится к бланковым тестам скорости и предназначена для исследования степени концентрации и устойчивости внимания. Методика предложена Б. Бурдоном в 1895 году.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (см. Приложение 1). Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интервалы работы). Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Наиболее известными модификациями корректурной пробы являются кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны); проба Иванова-Смоленского (набор различных вариантов сочетания букв); корректурная проба В. Н. Аматуни (набор чисел (см. Приложение 1); методика «Найди и вычеркни» для детей.
Обработка результатов тестирования производится с помощью формул, выражающих уровень концентрацию, темп и переключаемость внимания.
Корректурная проба относится к числу наиболее известных и давно применяемых в экспериментальной и прикладной психологии методов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различенные модификации корректурной пробы до настоящего времени широко применяются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагностики благодаря простоте и надежности отражения особенностей внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого [2, с. 136].
Методика «Таблицы Шульте» предназначена для исследования переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации, психического темпа, скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания к зрительным раздражителям.
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. Приложение 1). Экспериментатор дает испытуемому инструкцию – работать максимально быстро и внимательно. Затем экспериментатор замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25 по порядку, называя их вслух. Экспериментатор определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр сначала в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Экспериментатор отмечает время каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически в виде «кривой истощаемости», отражающей устойчивость внимания и работоспособность в динамике. На основании полученных результатов делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость, которые предложены А. Ю. Козыревой [11, с. 44].
Методика «Проставь значки». Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку (см. Приложение 1).
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле [9, с. 130].
Методика «Распределение и переключение внимания». Психолог предлагает испытуемым следующие задания:
- 1) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться – у него слабое распределение внимания;
- 2) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Заключение об уровне распределения и переключения внимания дается на основе количества допущенных ошибок [11, с. 45].
Методика «Устойчивость внимания по Риссу» определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.
На бланке изображен ряд линий, перепутанных между собой. Задача испытуемого – проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Испытуемый должен начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д. Следить за линиями только глазами, помогать пальцами, карандашом нельзя.
При анализе следует учитывать:
- – что преобладает у испытуемого: установка на скорость или точность работы,
- – трудно ли сосредоточить внимание на прослеживании линий, появляется ли желании помочь себе каким-нибудь путем или испытуемый выполняет задание без труда;
- – при опросе необходимо установить: что в данном задании было трудным, боялся ли испытуемый сделать ошибки, как он относится к своим ошибкам.
При определении количественных показателей учитывается время, затраченное испытуемым на нахождение линий. Можно фиксировать время, за которое испытуемый находит окончания пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания.
Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания свидетельствуют о низкой способности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к его концу [3, с. 137].
Тест дискриминации форм предназначен для оценки дискриминативной перцепции геометрических образов, качеств внимания. Относится к невербальным тестам, разработан Й. Шванцарой в 1956 году и продолжает линию ранних функциональных проб.
Материал теста состоит из 1250 геометрических фигур, размещенных на листе белой бумаги формата А4 по 50 в строке. Типов фигур пять, однако размещены они по-разному (развернуты в стороны, вверх или вниз) в случайном порядке. Задача испытуемого – отыскивать и вычеркивать указанную экспериментатором фигуру. Перед началом обследования проводится тренировка. По указанию экспериментатора испытуемый отмечает место на бланке, соответствующее количеству проделанной за истекшее время работы.
Автор рекомендует данный тест для обследования лиц в возрасте 9-18 лет. При оценивании фиксируется: время выполнения всего задания; количество пропущенных знаков; количество неправильных зачеркиваний; количество исправлений. Полученные данные (раздельно по скорости и точности решения) переводятся в шкалу стэнов. Наряду с возрастной дифференциацией, введены раздельные нормы для мальчиков и девочек.
Тест дискриминации форм рекомендуется в исследованиях профессиональной пригодности, для оценки переносимости монотонной деятельности, в психофармакологических исследованиях, консультационной и клинической практике, при нарушениях внимания и др. [2, с. 92].
Методика «Красно-черная таблица» предложена Ф. Горбовым и предназначена для оценки переключения и распределения внимания. Методика может быть использована для обследования детей и взрослых.
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке. Основной показатель – время выполнения.
Первые два задания выполняются с использованием одного бланка, третье задание – на другом бланке (см. Приложение 1).
При обработке данных учитывается время выполнения каждой серии и ошибки. Время выполнения третьего задания не равно сумме времен, затраченных на выполнение первого и второго, так как часть времени уходит на переключение внимания и оперативное удержание в голове только что названных чисел. Разница между двумя временными показателями будет временем переключения внимания с одного ряда чисел на другой. Чем меньше эта разница, тем лучше переключение внимания [15, с. 231].
Методика Мюнстерберга направлена на исследование сенсомоторной реактивности и активности внимания.
Рассматривая в тексте ряды букв (см. Приложение 1), нужно подчеркнуть слово. В среднем задание выполняется за 2-3 минуты. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Учитывается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Методика рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости [5, с. 852].
Тест Торндайка направлен на диагностику избирательности внимания. Задача испытуемого – отыскать десять заданных трехзначных чисел среди фонового материала. Те испытуемые, кто после двух-трех проб улавливают порядок последовательности искомых чисел, очень легко могут сознательно убыстрить процесс нахождения эталонных чисел. В индивидуальном эксперименте фиксируется стиль работы испытуемого. Выделено три разных стиля:
- 1) систематический – последовательно просматриваются все числа;
- 2) оптимальный – сознательно организованный и упорядоченный в соответствии с предлагаемой последовательностью расположения искомых чисел;
- 3) хаотичный – испытуемый наугад смотрит в разные зоны фонового материала.
Среднее время нормы поиска 10 чисел – 190-211 секунд. Исследования нормы показывают, что успешность женщин выше, чем у мужчин, с возрастом в обеих группах успешность падает. Показатель успешности коррелирует с показателем интеллекта в целом и уровнем академического обучения [12, с. 80].
Тест Кюсси предназначен для исследования избирательности внимания. Методика предназначена только для индивидуального обследования.
Испытуемому предлагается последовательно одна за другой несколько карточек, на которых нарисованы крестики. Фигура-эталон, изображенная крестиками слева, имеется в замаскированном виде справа. Задача испытуемого – отыскать ее и очертить карандашом. Работать нужно как можно быстрее.
Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 минуты.
Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:
- 1. Элементы ошибочно включены в искомую фигуру;
- 2. Пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.
Точность выполнения задания вычисляется по формуле успешности. Вводится также показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую 10-ти бальную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели точности и скорости, а общая успешность по всей методике будет суммой этих показателей.
Помимо показателя общей успешности в этой методике сконструирован еще структурный показатель, который дает представление за счет чего – скорости или точности – испытуемый достигает успеха.
Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.
Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса и после стресса и сравнить сдвиг показателя [10, с. 54-56].
Методика «Расстановки чисел» предназначена для оценки произвольности внимания. Рекомендуется использовать данную методику при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания. Форма работы как групповая, так и индивидуальная.
Испытуемому предлагается расставить в течение двух минут в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка (см. Приложение 1). Числа записываются построчно.
Анализ результатов тестирования производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше [15, с. 233].
Методика «Запомни и расставь точки» предназначена для оценивания объема внимания ребенка (младших школьников и дошкольников).
Стимульный материал представляет собой 8 квадратов с точками, количество которых различно (см. Приложение 1). Перед экспериментом квадраты складываются таким образом, чтобы наверху стопки лежал квадрат с 2-мя точками, потом с 3-мя и так до последнего квадрата с 9-ю точками.
Испытуемому одну за другой показывают карточки с точками в течение 1-2 секунд. После каждой карточки экспериментатор предлагает испытуемому воспроизвести увиденные точки в пустых квадратах в тех же местах, где он их видел. Время воспроизведения – 15 секунд.
Объемом внимания считается количество точек, которое испытуемый смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается карточка с самым большим числом правильно воспроизведенных точек) [9, с. 131].
Методика «Счет по Крепелину» предназначена для определения упажняемости и утомляемости.
Испытуемому предлагается произвести сложение цифр в столбцах, состоящих из двух, подписанных друг под другом цифр (см. Приложение 1). Если сумма превышает десяток, то он отбрасывается и записывается разница. Через каждые 20-30 секунд испытуемый делает отметку (ставит вертикальную черту), где он остановился, и переходит на сложение следующей строки. Если соединить окончания отметок по строкам, то получится кривая утомляемости.
- – гиперстенический – начало выполнения задания в быстром темпе и очень рано проявляется истощаемость. В последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, но, в целом, обычно не достигая первоначального уровня;
- – гипостенический – отмечается постепенное увеличение времени и постепенная истощаемость, которая увеличивается без резких колебаний.
Самый низкий результат сложенных пар отмечается к концу задания.
Чем больше пиков, тем больше напряжение воли, внимания [5, с. 851].
Методика «Сложение чисел с переключением» предназначена для изучения переключения и устойчивости внимания.
Экспериментатор предлагает испытуемому в течение 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение производится различными способами, меняющимися каждую минуту.
- 1 способ: нужно сложить два числа (верхнее и нижнее), к полученной сумме прибавить единицу и результат записать рядом с верхним числом справа, а предыдущее верхнее число подписать внизу. Полученную пару снова сложить аналогичным способом и т.д. Если сумма выражена двузначной цифрой, то записывается только цифра, обозначающая единицы, а цифру, обозначающую десятки, отбрасывают (если сумма равна 12, то записывается 2). внимание заинтересованность концентрация чуткость
- 2 способ: вначале осуществить сложение верхнего и нижнего чисел, как и в 1 способе, но от суммы вычесть единицу и результат записать рядом с нижним числом первой пары, а нижнее число первой пары переносят вверх.
В подготовительной части испытуемый складывает два числа по 1 способу (5 мин), затем сложение по 2 способу (5 мин). После этого высчитывается среднее количество произведенных счетных операций в минуту.
В основной части эксперимента он по сигналу начинает складывать предложенные пары цифр 1 способом. Через минуту дается сигнал «Время» и испытуемый, поставив вертикальную черту, должен начать складывать числа по 2 способу с той пары цифр, на которой его застал сигнал. Так он работает в течение 10 мин, через каждую минуту переходя от одного способа сложения к другому. За это время он производит 9 переключений.
Обработка результатов включает в себя несколько этапов:
- 1. Подсчитать среднее количество произведенных операций за 1 мин в условиях переключения. 18 и более правильных операций свидетельствуют о сравнительно быстром протекании психических процессов; 8 и менее операций указывают на замедленность и подтверждают малую способность испытуемого.
- 2. Вычислить степень переключаемости. Для этого требуется разделить среднее количество счетных операций на 1 мин в условиях переключения на среднее количество счетных операций в минуту, которое испытуемый выполнил без переключения. Чем ниже степень переключаемости у данного испытуемого, тем хуже у него результат умственной деятельности при частом переключении внимания [4, с. 36].
Методика изучения уровня внимания у школьников предложена П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабылицкой и предназначена для обследования учеников 3-5-х классов. Цель методики – изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Испытуемым предлагается текст, который содержит разные ошибки, в том числе смысловые (см. Приложение 1). Испытуемые должны найти и исправить их.
Экспериментатор фиксирует время работы с текстом, особенности поведения испытуемых (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Для получения результатов подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и пр. [16, с. 193].
Таким образом, на основе проведенного анализа методик диагностики внимания, можно сделать вывод, что наиболее оптимальной методикой для исследования внимания является «Корректурная проба», т.к. она простота в применении и надежно отражает особенности внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.
Методы изучения внимания
«Корректурная проба»
Цель: диагностика концентрации и устойчивости как характеристик внимания.
Оборудование: специальные бланки (лист А4, на котором в хаотичном порядке расположены буквы (могут быть также фигуры или цифры), а также вместо бланков допускается использование листа газеты.
Инструкция к проведению: участник теста должен вычеркнуть на бланке с фигурками все квадраты по мере порядкового просмотра (определенной цифры, например, 5 , или буквы, например У ). С интервалом в минуту нужно проводить вертикальную черту для отсчета уже просмотренных рядов.
Варианты проведения: участнику методики предлагается вычеркнуть буквосочетание (например, «ПО») или одну букву подчеркивать, а другую наоборот — вычеркивать.
Анализ результатов: результаты выполнения методики следует оценивать исходя из количества знаков, которые участник пропустил, а также количества знаков, которые он успел просмотреть и время выполнения (рис.1). Кроме того, стоит обратить внимание на качество и темп выполнения задания (учитывается число строк, которые были проработаны, и сколько ошибок было допущено за каждую минуту работы).
Рисунок 1. Бланк подсчета результатов
Как правило, расчет концентрации внимания выполняется по формуле:
K = C · C , где С обозначает число строк в таблице, которые участник просмотрел, п означает количество допущенных ошибок (пропущенных знаков, или, наоборот, лишние зачеркнутые знаки. Как пропуск букв, которые нужно было подчеркнуть, так и неправильное зачеркивание является ошибкой.
Данный метод изучения внимания предполагает оценивание устойчивости внимания по вычислению скорости просмотра в ходе выполнения всего задания. Итог необходимо подсчитывать для каждой минуты отдельно. Для этого нужно использовать формулу: A = S t , где А обозначает темп выполнения, 5 — итоговое количество букв в просмотренной части таблицы, £ — продолжительность выполнения.
Исходя из результатов выполнения методики за каждый отдельный интервал, можно построить «кривую истощаемости», которая будет отражать динамику устойчивости внимания и работоспособности.
Для вычисления показателя переключаемости используется формула C = S a : S · 100 , в которой 5 Ц обозначает количество строк, которые были проработаны с ошибкой, 5 — общее количество строк, которые участник смог обработать за отведенное время.
Чтобы оценить показатель переключаемости внимания, участника просят зачеркивать разные буквы в четных и нечетных рядах предоставленной таблицы.
«Таблицы Шульте»
Цель: определить динамику работоспособности и уровень устойчивости внимания.
Оборудование: секундомер, 5 таблиц (на таблицах изображены числа от 1 до 25 в хаотичном порядке).
Анализ результатов: основными показателями являются время выполнения и количество допущенных ошибок по каждой отдельно взятой таблице. По результатам работы с каждой таблицей необходимо построить кривую утомляемости (истощаемости), которая в полной мере будет отражать уровень устойчивости внимания, а также работоспособность в динамике (см. рис. 2 ).
Данный тест также дает возможность вычисления эффективности в работе (ЭР), степени врабатываемости (ВР), а также психической устойчивости (ПУ) (автор А.Ю.Козырева).
Рисунок 2. Форма для построения кривой истощаемости
Оценку ЭР (мера измерения — секунды) выполняют, учитывая возраст участника методики по формуле Э Р = T 1 + T 2 + T 3 + T 4 + T 5 5 , где Т , Т 2 , Т 3 , Т 4 , Т 5 обозначают время работы с первой, второй, третьей, четвертой и пятой таблицей соответственно.
Результат меньше 1 , 0 указывает на хорошую психическую устойчивость, и соответственно получается, что чем выше этот показатель, тем ниже психическая устойчивость участника к выполнению условий задания
Методика Мюнстерберга
Цель: исследовать уровень избирательности и концентрации внимания, и помехоустойчивости.
Оборудование: секундомер, бланки со стимульным материалом.
Инструкция к проведению: в предоставленном наборе букв спрятаны слова. Задача участника методики исследования внимания — максимально быстро изучить текст и подчеркнуть все найденные слова за две минуты.
Стимульный материал:
Трактовка результатов теста:
- Если за указанное время участник обнаружил менее 15 слов, ему следует больше времени посвящать развитию внимания. Ему рекомендуется больше читать, интересные мысли и фразы переписывать в свою записную книжку, и периодически ее перечитывать.
- Если участник обнаружил более 15 слов, но менее 20 — его внимание и помехоустойчивость находятся в пределах нижней границы нормы.
- Если участнику удалось обнаружить 21-25 слов — его внимание в абсолютном порядке. Это дает ему возможность лучше учиться, более продуктивно работать, а также запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.
Методы изучения и методики диагностики внимания.
Трудности, с которыми сталкивалась психология внимания, объясняли отсутствием адекватных методов его исследования.
Длительное время психология внимания в открытой форме развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экспериментальных исследований в настоящее время невозможно. Необходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом металогическом основании, решение комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой эмпирической разработке и экспериментальной проверке. Понятие внимания, как и прежде, привлекает тех психологов, которые прямо проблемой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных феноменов. «Внимание недоступно прямому наблюдению. Однако теоретический конструкт внимания упрощает множество наблюдаемых взаимодействий. Он схватывает общие эффекты многих разнородных классов наблюдаемых операций – таких, как направляющие инструкции, награды за хорошее выполнение, время суток, наркотики, и любых других факторов, которые могут повлиять на внимание».
Многие интересные и продуктивные направления психологических исследований начинались с анализа обыденных и привычных ситуаций, не вызывающих, как правило, никаких вопросов у человека, которое попадает и действует в них. В данной работе рассмотрим экспериментальные изучения внимания некоторых ученых.
Разработано много методик диагностики внимания и его качеств. Внимание – это состояние сосредоточения, направленности человека на определенные объекты, повышающие его готовность к восприятию действительности. Таблицы Шульте – это таблицы, в которых расположены в случайном порядке цифры от 1 до 25. Задание испытуемому: показать и назвать в заданной последовательности (возрастающей от 1 до 25 или убывающей от 25 до 1) все цифры. Норма времени на одну таблицу – 40-50 секунд. Проводится 4-5 проб с помощью идентичных таблиц, но с разным порядком расположения цифр. Регистрируется время, затраченное индивидом на каждую таблицу в отдельности. Определяются следующие показатели: 1) превышение нормативного времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах; 2) изменение временных показателей по всем таблицам в процессе обследования.
По этим показателям делаются выводы: если испытуемый не превышает временные нормативы по каждой таблице, значит, он способен к хорошей концентрации внимания. Если время, затраченное индивидом на каждую таблицу, одинаково, можно говорить об устойчивости его внимания.
Если индивид тратит на каждую последующую таблицу больше времени, чем на предыдущую, то его внимание быстро истощаемо.
Методика “Корректурная проба” была предложена Б. Бурдоном (В. Bourdon) в 1895 году. Она применяется для оценки устойчивости внимания и способности к его концентрации. Испытуемому предлагают специальный бланк с рядом расположенных в случайном порядке букв или цифр. Ему необходимо зачеркнуть одну или две буквы. Регистрируется время, затраченное на выполнение всего задания. О достаточной устойчивости и концентрации внимания свидетельствуют показатели, не превышающие нормативные, – 6-8 минут и не более 15 ошибок.
Есть очень простые методики изучения распределения внимания. Например, испытуемому предлагается писать на листке бумаги числа от 1 до 20 и одновременно с этим считать вслух в обратном порядке – от 20 до 1. Подсчитывается количество ошибок. Нормой хорошего распределения внимания считается количество ошибок от 0 до 3. Плохое распределение – больше 10 ошибок.
В 1895 году Э. Крепелин (Е. Kraepelin) для исследования внимания как показателя работоспособности и утомляемости человека предложил методику, которая получила название “Счет по Крепелину”. Индивиду предлагался ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Ему нужно складывать их в уме. Оценивается количество сложенных в определенный промежуток времени чисел и число допущенных ошибок.
Крепелин предложил еще одну методику. Она предназначена для изучения способности к умственным счетным операциям и внимания. Обследуемый должен вычитать от 100 (или 200) какое-то число (например, 13). Считать необходимо в уме, вслух называть только полученное число. Для изучения избирательности внимания используется методика Г. Мюнстерберга. При ее выполнении испытуемому необходимо за 2 минуты найти слова, “спрятанные” в буквенном. Подсчитывается количество найденных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов).
Для исследования переключения и устойчивости внимания используется, например, методика “Сложение чисел с переключением”.
Методы исследования внимания.
Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей исследование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания, которое в значительной степени выявляется с помощью описанных выше приемов изучения ориентировочного рефлекса и которое может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, приводящих к общему снижению активности.
Исследование объема внимания.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.
Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. та-хисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени от 10 до 50-100 мсек.
Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая возможность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1-5 мсек).
Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5-7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Для того чтобы избежать влияния последовательного образа, краткую экспозицию предъявляемых объектов обычно сопровождают «стирающим образом», для чего на темном экране, который остается видимым, испытуемому рисуется беспорядочный набор линий, без изменения сохраняющихся после всех предъявлений и как бы «стирающих» последовательный образ предъявляемых объектов.
В последнее время были сделаны попытки выразить объем внимания в числах, принятых в теории связи для измерения « пропускной способности каналов» путем использования теории информации, однако эти попытки измерения объема внимания в «битах» (единицах теории информации) имеют ограниченное значение и применимы лишь в тех случаях, когда испытуемый имеет дело с хорошо известным ему конечным числом возможных фигур, из них лишь некоторые предъявляются ему на короткий срок.
Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и широко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясного внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного восприятия, в отношении которого они были подробно разработаны.
Исследование устойчивости внимания.
Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследование устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:
– насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной задаче в течение длительного времени;
– отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;
– когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начинает отвлекаться побочными раздражителями.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увеличении числа пропусков.
Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Для того чтобы повысить требования к произвольной организации внимания, проведение описанных проб осложняется выделением отвлекающих факторов. Так, испытуемому дается задание вычеркивать определенные буквы не в бессмысленном наборе букв, даваемом в таблицах Бурдона, а в интересном по содержанию тексте. В этом случае отвлекающее влияние интересного текста может привести к повышению числа пропусков и снижению продуктивности работы, и наоборот, устойчивость произвольного внимания выражается в том, что выполнение требуемой задачи остается неизменным даже в условиях введения отвлекающих внимание влияний.
Исследование распределения внимания.
Большое значение имеет исследование распределения внимания. Еще ранними экспериментами В. Вундта было доказано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях и что так называемое «распределение внимания» между двумя раздражителями фактически является сменой внимания, быстро переходящего от одного раздражителя к другому. Это было показано с помощью так называемого компликационного аппарат а, кто о punдавал возможность предъявлять зрительный раздражитель (например, стрелку в положении «1») одновременно со звуковым раздражителем – звонком.
Опыты показали, что, если испытуемые обращают внимание на движущуюся стрелку, им кажется, что звонок, сопровождающий ее прохождение мимо соответствующей отметки, запаздывает и появляется на несколько делений позже; если же они обращали внимание на звонок, то восприятие движущейся стрелки запаздывало, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту.
Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.
Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.
Методы исследования внимания
Исследование внимания имеет большое значение в работе школьных психологов, в частности при анализе причин неуспеваемости и при выработке индивидуальных психолого-педагогических мероприятий, а также в профессиональной психодиагностике, особенно в профотборе для работ, где требуется обрабатывать слишком много одномоментно поступающей информации (диспетчерская служба в аэропортах и т.п.). Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности также типичны для некоторых контингентов больных нервно-психическими и соматическими заболеваниями.
При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния. С другой стороны, внимание всегда “включено” в самые разнообразные психические явления, при его исследовании существует необходимость вычленения, “извлечения” его из этих процессов. Большинство разработанных проб на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемо сть, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.
В клинической практике наиболее удобны простые пробы исследования внимания, работоспособности и утомляемости, которые могут быть проведены непосредственно во время беседы с пациентом. Например, предлагают испытуемому вычитать от 100 по 7 или по 13 (устный счет по Е. Крепелину, 1895). Возможен вариант пробы для выявления особенностей переключения внимания. В этом случае отсчитывается не одно число, а два чередующихся, например 7 и 8 (имеется много бланковых модификаций данной пробы).
Объем внимания. Все методы для изучения объема внимания можно подразделить на прямые и косвенные. Прямой метод предусматривает предъявление материала (например, слов, букв, изображений предметов) в короткие промежутки времени с помощью тахистоскопа с последующим подсчетом замеченного испытуемым. Индивидуальные оценки результатов сравниваются со среднегрупповыми.
Косвенные методы определения объема внимания, как и других его свойств, являются относительно простыми по процедуре проведения тестами скорости. Чаще всего используется методика отыскивания чисел по таблицам Шульте. Комплект состоит из 5 черно-белых таблиц (размер 60 x 60 см), где в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и показывает числа указкой в порядке их возрастания. Основным показателем объема внимания является время выполнения теста; кроме того, по результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Внимание концентрируется достаточно, если испытуемый затрачивает на прочтение 1 таблицы не более 40-50 секунд. Внимание устойчивое, если нет значительных временных отличий в прочтении всех таблиц. При неустойчивости внимания отмечаются значительные колебания результатов по отдельным таблицам, но без тенденции к увеличению времени, затрачиваемого на каждую следующую таблицу. Если происходит увеличение времени чтения каждой следующей таблицы, то это свидетельствует об истощаемости внимания, снижении работоспособности.
Переключаемость внимания. Для оценки переключения внимания используется модификация таблиц Шульте, предложенная Ф.Д. Горбовым в 1959 г. В его таблице имеются черные (от 1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Требуется отыскивать черные числа в возрастающем порядке, а красные — в убывающем. Фиксируется время поиска каждых 10 цифр и ошибок (замена порядка, замена цифры, замена цвета).
Концентрация и устойчивость внимания. Для изучения концентрации и устойчивости внимания наиболее часто используется корректурная проба. Тест предложен Б. Бурдоном в 1895 г. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (2000 знаков по 50 букв в строке). Испытуемый просматривает ряд за рядом и вычеркивает или подчеркивает определенные буквы. Например, в четных строках подчеркивать букву “К” и вычеркивать букву “И”, а в нечетных — букву “К” вычеркивать, а букву “И” подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (не отмеченных) букв, а также по времени выполнения заданного количества строк. Результаты исследования легко выразить количественно.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Методики изучения внимания
МЕТОДИКА «ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.
Набор из 15-ти карточек (см. приложенный образец, приложение № 1). На каждой карточке нарисована квадратная сетка из 16-ти равных клеток. В каждой сетке – несколько точек (от 2-х до 8-ми), расположенных в случайном порядке.
Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.
ХОД РАБОТЫ. До начала эксперимента испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На каждой карточке по несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера показать любую карточку). Ваша задача – запомнить, сколько точек на карточке и как они расположены. После того как будет показана первая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте крестики около сетки. Например, Вы помните, что точек 8 и помните расположение 6-ти из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки точки будете ставить во второй сетке и т. д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!» После команды: «Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое время (около 0,1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок предъявления карточек случайный.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
По каждой карточке определяется, правильно ли названо количество точек. Если правильно, то соответствующая квадратная сетка в бланке помечается знаком «+», если неправильно – знаком «–»
Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в указании их количества. Например, испытуемый правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну. В этом случае его объем внимания равен 5-ти единицам.
Показатель точности восприятия пространственного расположения точек получают следующим образом:
по каждой карточке подсчитывается процент правильно размещенных точек;
затем по всей серии – среднее арифметическое процентов.
ВЫВОД. Делая вывод, следует указать следующее:
Объем внимания данного испытуемого составляет столько-то единиц.
Объем внимания ниже, выше или соответствует возрастным нормам. (Показатели возрастной нормы объема внимания найдите в учебной литературе).
Узкий, средний или широкий объем внимания у данного испытуемого сочетается с высокой, низкой или средней точностью восприятия.
МЕТОДИКА «БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ЧИСЛА»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: Специальный бланк – таблица (см. приложение № 2), секундомер или часы с секундной стрелкой.
ХОД РАБОТЫ: Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки таблицы карандашом. Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74 включительно). В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного шрифта в порядке убывания и мелкого шрифта в порядке возрастания, указывая соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73 крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д.
Экспериментатор во всех трех сериях фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее исправления.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Но результатам эксперимента составляется следующая таблица:
Полученные количественные показатели имеют следующее Психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-ой и 2-ой сериях совместно равна работе, выполненной в третьей серии. Однако, время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т. к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями – это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.
Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания.
ВЫВОД. Для того, чтобы результаты проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической деятельности, необходимо:
Сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания у данного школьника в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения внимания данного испытуемого со средними по группе (например, по классу) при выполнении этого же эксперимента. Кроме того, более высокую достоверность выводов может обеспечить проведение с данным испытуемым дополнительных экспериментов, аналогичных по целям, но отличающихся по процедуре (см. методику «Нарисуй треугольники» в данном пособии).
знать, в чем состоит специфика индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью переключения внимания.
ПРИМЕЧАНИЕ. Ввиду определенной сложности данная методика рекомендуется для проведения со старшеклассниками и старшими подростками. Для экспериментов с младшими школьниками и младшими подростками вместо таблицы с большими и малыми числами лучше использовать черно-красные таблицы [7, С. 58–59].
МЕТОДИКА «НАРИСУЙ ТРЕУГОЛЬНИКИ»
ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер.
ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий.
Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила:
количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии.
ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ аналогично методике «Большие и малые числа».
ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу.
По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4).
Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток.
Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице: