Социология Питрима Александровича Сорокина – основные положения, идеи и принципы

Реферат на тему «Питирим Александрович Сорокин»

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода — русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Содержание

Введение
1. Биография и истоки творчества П. Сорокина
2. Концепция социальной мобильности; ее формы
3. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности
4. Основные формы индивидуальной социальной мобильности
5. Общие принципы вертикальной мобильности
6. Социальная стратификация
7. Основные формы социальной стратификации и взаимоотношения между ними
Заключение
Список использованных источников

Введение

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода — русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

В данной работе рассмотрены основные положения социологических теорий, раскрыты основные моменты из биографии ученого.

1. Биография и истоки творчества П. Сорокина

Личность Питирима Александровича Сорокина — одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда Вологодской губернии. Отец Александр Прокопьевич Сорокин был странствующим ремесленником и занимался церковно-реставрационными работами.

В 1902 году Питирим Сорокин блестяще справился с испытанием был принят в Гамскую второклассную школу. Окончив школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает в церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии. Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 – 1902 гг. на останках народнической идеологии. Учеба в Хреновской школе, новое окружение, новые знакомства, общение с представителями различных социальных слоев, с представителями различных политических течений, интенсивное чтение недоступных ранее книг, газет и журналов, не только расширили и углубили его кругозор, но также не могли не повлиять на мировоззрение и активность такой деятельной и страстной натуры. Как пишет сам Сорокин: «Все мое предшествующее мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественно-научную философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая индифферентность открыла путь к революционному рвению».

В1906 года Сорокина арестовывает полиция и помещает в тюрьму в городе Кинишма. В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на нелегальное положение, но, осознав, что политика отвлекает от основной цели и препятствует дальнейшему образованию, Сорокин отправляется осенью 1907 года в Санкт-Петербург.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По протекции К.Ф. Жакова, философа и этнографа, первого из коми, удостоенного звания университетского профессора, Питирима бесплатно принимают в число слушателей вечерних Черняевских курсов. Сорокин вошел в круг петербургской научной интеллигенции, а также свел первое знакомство с политиками, лидерами эсеров, социал-демократов и кадетов. Круг его знакомств значительно расширяется.

В сентябре 1909 года поступает в Психоневрологический институт – первое вольное научное и учебное заведение в России. Основанное в 1907 году, президентом совета института которого являлся В.М. Бехтерев. Институт был намного демократичнее университета, в состав студентов входили в основном представители средних и низших слоев российского общества, к тому же здесь находилась единственная в стране и первая кафедра социологии, которую организовали при нем в 1908 году двое ученых с мировым именем – М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти.. Но, проучившись 1 год, для того, чтобы избежать призыва на военную службу, от которой освобождались только студенты государственных университетов, с одобрения М.М. Ковалевского, Е.В. де Роберти и В.М. Бехтерева, переводятся в Петербургский университет на юридический факультет.

Будучи студентом университета Сорокин ведет активную научную и публикаторскую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых. В марте 1913 года Сорокин еще раз попал в тюрьму за антимонарший памфлет, написанный к 300-летию дома Романовых.

В 1914 году Сорокин закончил университет с дипломом 1 степени и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Подготовка к профессорству заняла у Сорокина всего два года вместо положенных четырех. Кроме изучения огромного списка литературы, он по-прежнему много издавался, читал лекции по социологии в двух институтах, работал в созданном совместно с преподавателями кафедры социологии Психоневрологического института «Русском социологическом обществе памяти М.М. Ковалевского» (умершего 23 марта 1916 году) и даже успел написать научно-фантастическую повесть «Прачечная человеческих душ». В конце 1916 года он сдал магистерский экзамен и в начале 1917 года становится приват-доцентом Петроградского университета. Революция, помешала защите магистерской диссертации, в основу которой он положил свою первую монографию. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания.

26 мая 1917 год Питирим Сорокин женился на Елене Петровне Баратынской (1894 – 1975). Елена Петровна, ботаник-цитолог по образованию, получит впоследствии докторскую степень в США в университете Миннесоты (1925 г.), будет преподавать в ряде университетов и колледжей Америки. Об их семье можно сказать: « они жили долго и счастливо».

В 1917 году активное участие Сорокина в функционировании Государственной думы, Временного правительства, в подготовке Всероссийского крестьянского съезда, в редактировании эсеровских газет «Воля народа» и «Дело народа», в написании целого ряда социально-политических заметок и памфлетов. Будучи секретарем А.Ф. Керенского, П.А. Сорокин вскоре убедился, что страна приближается к пропасти, он был сторонником «жестких мер» и требовал от правительства их принятия. Большевистский переворот Сорокин воспринял как контрреволюцию, по его мнению, к власти пришли «преторианцы». 2 января 1918 года он арестован большевистским правительством. Потом он напишет: « В 1918 году правители коммунистической России объявили на меня охоту. В конце концов я был брошен в тюрьму и приговорен к расстрелу. Ежедневно в течение шести недель я ожидал смерти и был свидетелем казни моих друзей и товарищей по заключению. В течение следующих четырех лет, пока я оставался в коммунистической России, мне довелось испытать многое, я был свидетелем беспредельного, душераздирающего ужаса царящей повсюду жестокости, и смерти и разрушения».Едва освободившись из Петропавловской крепости, Сорокин ввязался в архангельскую «авантюру» (пытался организовать созыв нового Учредительного собрания, свергнуть власть большевиков Северного края). Он попал в великоустюжский ЧК, где и был приговорен к расстрелу, от которого его спасли энергичные усилия его друзей и статья Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», где в целом положительно оценивался факт «отречения» Сорокина от политической деятельности. В своем «отречении» (письмо, опубликованное в коммунистической газете «Правда» только при помощи его друзей) он отказывается от звания члена Учредительного собрания и объявляет о своем выходе из партии эсеров. Свое решение он объясняет так: «В силу чрезвычайной сложности современного внутреннего государственного положения, я затрудняюсь не только другим, но и самому себе указывать спасительные политические рецепты и брать на себя ответственность руководства и представительство народных масс» .1918 год оказался самым бурным в жизни П.А. Сорокина. В плане научном он был совершенно не плодотворным: не было даже ни одной рецензии. В 1919 – 1920 гг. Сорокин, отказавшись от активной политической борьбы, возобновил научно-преподавательскую деятельность в Петроградском университете, Психоневрологическом, Социологическом и Сельскохозяйственном институтах, а также в институте «Народного хозяйства», кроме того, он читал лекции на всевозможных всеобучах, ликбезах и т.п. Словом, он активно сотрудничал с Наркоматом просвещения. Он пишет ряд научных работ, в том числе 2 массовых «популярных» учебника по праву и социологии и 2 тома «Системы социологии» (опубликованную в 1920 году издательством «Колос»). В 1920 году он становится руководителем кафедры социологии Университета и 31 января ему без защиты по совокупности работ присваивается звание профессора. В 1922г. опубликована работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. С 1922г. эмигрировал в США, в 1930 году принял американское гражданство. С 1930года по 1964 год профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета. Питирим Сорокин один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Концепция социальной мобильности; ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может проис­ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с кора­бля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пас­сажирами на борту или крушение корабля.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социальною восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее.

Следующие исторические примеры служат в качестве ил­люстраций. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превос­ходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом каста воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианс­кого служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневеко­вого общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социа­льных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Занимать высокое положе­ние при дворе Романовых или Габсбургов до революции означало иметь самый высокий социальный ранг. «Паде­ние» династий привело к «социальному падению» связанных с ними рангов. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышлен­ными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

3. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — экономических, профессиональных или политических, — проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

4. Основные формы индивидуальной социальной мобильности

Основные формы индивидуальной социальной мобильности и мобильности социальных объектов следующие: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность существует в форме восходящих и нисходящих течений. Обе имеют две разновидности: 1) индивидуальное проникновение и 2) коллективный подъем или спад положения целой группы.

По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ.

Едва ли существует такое общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными.

Социология Питирима Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на ее развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ.

В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

Интегральная социология

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представляет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция — быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадии революционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Понятие «социальная защита населения»: сущность и содержание.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно-необходимого материального и социального положения всех членов общества. Это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и существования личности, различных социальных категорий и групп.

Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты относятся Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; другие нормативные акты министерств и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления и организаций.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Цели социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

– первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

– перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

– повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;

– усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

– обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

– максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились все виды пособий и выплат предоставляемые и сегодня.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят: гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, общедоступность и бесплатность образования, минимальный размер оплаты труда, минимальный размер пенсии, стипендии, социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа), пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.).

3. Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально – бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Социальная защита населения — понятие, структура и функции

Законодательством России выделено несколько слоев социально незащищенных граждан. Это люди, которые по объективным понятиям не в состоянии самостоятельно себя обеспечить и претендуют на получение помощи от государства. Понятие социальной защиты населения включает в себя комплекс мер для установления и поддержания общественно необходимого материального положения граждан.

Меры социальной защиты

На основании Конституции государство дает гарантию на обеспечение определенного уровня жизни и удовлетворение потребностей каждого члена общества. Политика страны направлена на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Для этого установлены следующие меры поддержки:

  • Гарантированный минимальный размер оплаты труда.
  • Развитая система социальных служб.
  • Поддержка семей, детей, инвалидов и пожилых.
  • Установление размера пенсий и пособий.
  • Охрана труда и здоровья.

    С помощью социального обеспечения населения государство осуществляет заботу о тех людях, которые не имеют возможности трудиться и зарабатывать самостоятельно. А комплекс разработанных мер поддержки позволяет обеспечить уязвимой категории граждан достойный уровень жизни.

    Различные формы

    Определение социального обеспечения подразумевает организованную форму помощи для утвержденного перечня граждан, которая оказывается при наступлении определенных законодательством юридических фактов с целью улучшения положения граждан. Сюда включаются: выплаты, услуги или другие законодательно утвержденные блага, предоставляемые гражданам при наступлении определенных ситуаций, в которых человек не способен своими силами обеспечить себя и свою семью средствами к существованию.

    К страхованию относится разработанная система компенсаций населению последствий наступления социальных рисков, которые связаны с потерей работоспособности и дохода.

    Основывается на отчислениях работодателей и распространяется только на ту часть населения, которая осуществляла выплату страховых взносов.

    Под социальной помощью понимается финансовая поддержка отдельной категории граждан, у которой отсутствуют другие источники доходов. Выплаты носят адресный характер и предполагают тщательный контроль и проверку нуждаемости лица, желающего ее получить. Оказание помощи происходит независимо от уплаты взносов и имеет как денежную, так и натуральную формы.

    Объекты соцзащиты

    Получить поддержку государства может довольно большое количество нуждающихся. К гражданам, на которых распространяются меры социальной защиты, относятся:

  • Пенсионеры.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ.
  • Безработные.
  • Инвалиды.
  • Дети-сироты.
  • Чернобыльцы.
  • Малообеспеченные граждане.
  • Матери-одиночки.
  • Многодетные.
  • ВИЧ-инфицированные.
  • Лица без определенного места жительства.

    Для каждой категории предусмотрены различные меры. Участникам, ветеранам и инвалидам ВОВ полагается:

  • Ежемесячные выплаты, размер которых зависит от статуса гражданина.
  • Пенсия по инвалидности для инвалидов.
  • Бесплатное жилье, в случае его отсутствия у человека.
  • Компенсация части коммунальных платежей.
  • Бесплатное протезирование.
  • Расширенные гарантии медицинской помощи.
  • Помощь социальных работников.

    После смерти ветерана часть социального пакета переходит к его близким родственникам — жене, иждивенцам или родителям. Некоторыми регионами страны установлены свои размеры ежемесячных денежных выплат, а также предусмотрена возможность оказать помощь в решении жилищного вопроса.

    Помощь инвалидам и детям-сиротам

    По тяжести заболеваний инвалидность разделяется на 3 стадии. Льготы и выплаты имеют существенные отличия в зависимости от того, к какой группе принадлежит человек. В целом, государство оказывает следующие виды помощи:

  • Пенсия вне зависимости от возраста и наличия трудового стажа.
  • ЕДВ — ежемесячная денежная выплата.
  • ДЕМО — дополнительное мат. обеспечение.
  • Федеральная доплата, присваиваемая тем гражданам, у которых сумма остальных выплат меньше прожиточного минимума.
  • Бесплатное протезирование.
  • Обеспечение необходимыми лекарствами, санаторно-курортное лечение.
  • Налоговые вычеты и льготы.
  • Выдача земельных участков и жилья в аренду вне очереди.

    В серьезной поддержке государства нуждаются дети-сироты, которые остались без родителей. В России предоставляют сиротам следующую помощь:

  • Бесплатную медицину.
  • Выплату пенсии.
  • Выдачу бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря.
  • Бесплатное получение высшего или среднего образования.
  • Финансовую помощь для покупки необходимых учебных материалов.
  • Бесплатное питание в образовательных учреждениях.
  • Выдачу собственного жилья на момент достижения 18 лет.

    К числу дополнительных льгот, устанавливаемых индивидуально каждым регионом, можно отнести возможность бесплатного проезда, проведение дополнительных выплат и скидки при оплате ЖКХ.

    Безработные граждане и молодые специалисты

    Безработными признаются граждане, не имеющие работы и прошедшие процедуру регистрации в местных органах занятости. В качестве государственной помощи для безработных предусмотрено:

  • Пособие.
  • Материальная помощь, размер которой устанавливается в регионах.
  • Выплата единовременной субсидии на открытие бизнеса.

    Важным моментом является то, что выплата пособий по безработице осуществляется в течение ограниченного периода времени. Каждый регион вправе устанавливать свой размер надбавок к пособию.

    К молодым специалистам обычно относят врачей и учителей. Эта категория имеет право на получение следующей помощи от государства:

  • Подъемная выплата — единоразовая оплата при переезде на новое место.
  • Компенсация части процентной ставки по ипотечному кредитованию.
  • Помощь в получении жилья.

    Молодые врачи могут претендовать на участие в программе «Земский доктор», подразумевающей получение выплаты в размере 1000000 рублей при переезде для работы в селе. Для фельдшеров размер выплаты установлен в размере 500000 рублей.

    Пенсионеры и ветераны труда

    К категории ветеранов труда относятся люди, начавшие трудовую деятельность во время ВОВ и на момент получения статуса имеющие не менее 40 лет стажа (мужчины) и 35 лет (женщины). Помимо льгот, предназначенных для всех людей пожилого возраста, ветеранам труда полагается:

  • Возможность бесплатного проезда в городском транспорте.
  • 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг.
  • Бесплатное протезирование у стоматолога.
  • Ежемесячные денежные выплаты, размер которых установлен индивидуально для каждого региона.

    Дополнительные льготы и размер доплат могут устанавливаться регионами индивидуально. Люди пожилого возраста при отсутствии достаточного трудового стажа для выплаты страховой пенсии могут претендовать на получение социальной пенсии.

    Для одиноких пенсионеров государством предусмотрено оказание социальных услуг, а малообеспеченным гражданам может быть осуществлена разовая помощь продуктами питания или в оформлении необходимых документов.

    Граждане, нуждающиеся в получении постоянной помощи, имеют право получать стационарное обслуживание в домах престарелых.

    Пособия для беременных и многодетных

    Будущие мамы вне зависимости от наличия официальной работы имеют право на получение:

  • Пособия за раннюю постановку на учет.
  • Родового сертификата.
  • Единовременного пособия за рождение ребенка.
  • Пособия по беременности и родам.
  • Пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.
  • Ежемесячных выплат на третьего ребенка в возрасте до трех лет.
  • Компенсации за отсутствие мест в детском саду.
  • Материнского капитала.

    Государством предусмотрен обширный перечень мер социальной защиты и социального обеспечения молодых родителей для стимуляции роста рождаемости.

    Размер и объемы помощи для многодетных семей устанавливается нормативными актами местных органов власти. Перечень всех существующих льгот утвержден федеральным законом:

  • Льготы на оплату коммунальных платежей.
  • Бесплатные лекарства для детей в возрасте до 6 лет.
  • Субсидии на питание в школах и детских садах.
  • Бесплатная школьная и спортивная форма.
  • Бесплатный проезд в городском транспорте.
  • Бесплатное образование для родителей.
  • Ежемесячные выплаты, размер которых устанавливается на региональном уровне.

    Таким образом, общий комплекс мер, разработанный для поддержки достаточно уязвимой категории граждан, позволяет существенно улучшить качество жизни детей из многодетных семей.

    Учреждения для оформления льгот и выплат

    Для получения любого вида помощи от государства необходимо пройти обязательную процедуру оформления. В зависимости от вида соцзащиты оформление происходит в разных учреждениях:

  • Пенсионный фонд осуществляет прием граждан по вопросам назначения пенсии, выплаты материнского капитала, ежемесячных денежных начислений и других доплат.
  • Фонд соцстрахования занимается обеспечением инвалидов протезами, выдает льготные путевки в санатории и оформляет выплаты по беременности и родам.
  • Центр занятости проводит регистрацию безработных и назначение им пособий или выплат для организации собственного дела.
  • Местное усзн (собес) осуществляет работу по оформлению льгот различным категориям граждан (малоимущим, многодетным, ветеранам и так далее).

    В случае возникновения вопросов о том, какая именно организация занимается оформлением тех или иных льгот, следует обратиться в МФЦ. Специалисты центра подробно проинформируют заявителя о необходимых действиях и перечне требуемых документов.

    Система социальной защиты населения: принципы, функции

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Подходы к пониманию социальной защиты

    В широком смысле под социальной защитой понимается государственная деятельность по практическому воплощению в жизнь наиболее актуальных задач и целей социальной политики, реализации совокупности закрепленных, зафиксированных на законодательном уровне социальных и пр. гарантий.

    Социальная защита населения при реализации узкого подхода к дефиниции и выявлению сущности, понимается как комплекс конкретных мероприятий организационного, правового, экономического и пр. характера, направленный на оказание поддержки наиболее уязвимым слоям населения, конкретным социальным группам.

    Субъекты и объекты социальной защиты

    Главным субъектом данной сферы является государство, в задачи которого входит:

    • разработка и практическая реализация социальной защиты,
    • контроль функционирования органов социальной защиты,
    • утверждение государственного бюджета, внебюджетных источников финансирования.

    К субъектам социальной защиты также следует отнести органы помощи населению, многочисленные профсоюзы, союзы и ассоциации, различные общественные объединения.

    Основным объектом социальной защиты выступает все население. В данном случае реализация социальной защиты предполагает обеспечение безопасности жизни и здоровья, создание оптимальных условий для реализации потребностей, интересов населения, его духовного развития, укрепления физического и нравственного здоровья этноса.

    Функции социальной защиты

    В качестве основных функций социальной защиты на федеральном уровне следует назвать следующие:

    1. Обеспечение пособиями;
    2. Реализация социального обслуживания;
    3. Обеспечение реабилитации категорий граждан, нуждающихся в помощи; организация медико-социальных экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи;
    4. Оказание социальной помощи институту семьи;
    5. Модернизация законодательства, регулирующего функционирование реализации социальной защиты населения.

    Готовые работы на аналогичную тему

    На региональном уровне функции социальной защиты сводятся к обеспечению и решению производственно-экономических задач, реализации плановой финансово-экономической деятельности и пр.

    Принципы социальной защиты населения

    В качестве основных принципов социальной защиты следует назвать следующие:

    • Принцип общественной целесообразности, который заключается в строгом ограничении реализации государственной поддержки категориями населения, которые действительно нуждаются в помощи, гражданам, частично или полностью лишенным способностей к самообеспечению, реализации трудовой деятельности. Несоблюдение указанного принципа приводит к снижению трудовой мотивации, росту численности иждивенцев;
    • Принцип экономической эффективности, который находит свою репрезентацию в оптимизации соотношения объемов социальных расходов и объемов отчислений. В государстве не должна создаваться ситуация, когда получение пособия выглядит предпочтительней получения должной оплаты труда;
    • Принцип экономической справедливости, который находит свое отражение в реализации поддержки, защиты как активных участников производственно – экономических процессов, так и тех категорий граждан, которые находятся за пределами производственной деятельности;
    • Принцип адресности, который проявляется в предоставлении помощи конкретным лицам. Определение, выявление лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и защите, осуществляется муниципальными органами соц. защиты;
    • Принцип приоритета государственных начал, который находит свою репрезентацию в понимании того, что государство выступает главным гарантом финансово-экономического обеспечения приемлемого уровня жизни населения.

    Таким образом, реализация социальной защиты требует учета ряда актуальных принципов, позволяющих повысить эффективность защиты населения, обеспечить ее адресность и целесообразность.

    Понятие организации социальной защиты населения

    Значение организации социальной защиты населения

    Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.

    Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.

    В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.

    Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.

    Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.

    В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.

    Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:

    • биологическую природу человека;
    • особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
    • производственную сферу;
    • трудовые отношения и другие.

    Понятие социального государства увязывается не только с понятием социальной защиты, но и с понятием социального обеспечения. Организация социального обеспечения является более узким понятием по сравнению с социальной защитой населения. Это обуславливается тем, что основным способом реализации политики в области социального обеспечения, является перераспределение ВВП, путем предоставления гражданам материальных благ, способствующих улучшить их материальное положение и социальный статус в обществе.

    Субъекты и объекты социальной защиты населения

    Организация социальной защиты населения реализуется органами муниципальной власти в более широком смысле и она включает в себя не только прямую социальную защиту семьи, материнства и детства, охрану здоровья, но и косвенно, охрану окружающей среды, медицинскую помощь, образование, занятость, охрану труда, предоставление отдельных видов социального обеспечения, предоставление образовательных услуг, регулирование МРОТ, прожиточного минимума, государственный контроль за ценами, налогообложение и т.д. В связи с чем, необходимо определить субъектов и объектов социальной защиты населения. На рисунке 1 представлена характеристика субъектов и объектов социальной защиты населения.

    Существует несколько подходов к определению и характеристике понятия «социальная защита».

    Первый подход называется системным, с позиции данного подхода организация социальной защиты населения рассматривается как определенная система гарантий, мероприятий и действия со стороны органов муниципальной власти.

    Следующий подход называется институциональным, данный подход основан на представлении социальной защиты населения как социального института, призванного решать проблемы населения определенно муниципальной территории.

    Действенный подход характеризуется через соотношение защиты населения с принятием и реализацией определенных решений по социально значимым вопросам в области социальной защиты населения на территории муниципального образования. И последний, инструментальный подход характеризуется отношением социальной защиты населения как одного из инструментов общей социальной политики, проводимой в муниципальном образовании, органами местного самоуправления.

    Все приведенные подходы к определению понятия «социальная защита населения», на наш взгляд, в той или иной степени отражают определенные аспекты или составляющие данного понятия, при этом некоторые понятия ориентированы не на раскрытие сущности категории, а на комплекс мер по реализации конкретных гарантий, что является недостатком этих понятий. Исходя из представленных выше подходов, можно сформировать единое, в полной мере отражающее точное и полное определение социальной защиты населения понятие.

    Организация социальной защиты населения – это функционально – институционная система, определяющая основные направления в области реализации государственной и региональной социальной политики, местными органами власти, направленной на обеспечение достойной жизни населения, развития личности и формирования социальной стабильности общества за счет создания соответствующими его субъектами форм и видов защиты от наступления негативного воздействия и последствий социально – экономических рисков, на территории определенных муниципальных образований.

    Структура системы социальной защиты населения

    Рассматривая структуру социальной защиты населения, следует выделить ее следующие сферы (рис.2).

    Рассмотрим каждую сферу, представленную на рисунке более подробно.

    1. Сфера производства материальных услуг, включает в себя область социально-ответственного бизнеса, способствующая созданию условий, которые позволяют индивиду самостоятельно заработать доход и снизить зависимость от поддержки муниципальными органами власти.

    2. Сфера государственных социальных услуг направлена на организацию мероприятий по формированию условий в области воспроизводства населения, обеспечения его достойным уровнем жизни, укрепление семьи, сохранением здоровья, увеличением лет продолжительности жизни, а также профессиональной и гуманитарной подготовке, организации здорового и культурного досуга, отдыха, социальной безопасности.

    3. Сфера негосударственных социальных услуг представляет собой совокупность различных видов социальных услуг, которые реализуются силами общественных объединений и некоммерческих организаций, а их прямое и косвенное влияние можно проследить в изменениях социальных процессах, связанных с организацией социальной защиты населения.

    В рамках организации социальной защиты населения, управление социальной защитой населения должно быть направлено на граждан, в т.ч., на незащищенные слои населения (дети, пенсионеры, дети, оставшиеся без попечения родителей), а также на участников военных действий, людей имеющих ограничения в физических возможностях, людей с низким уровнем дохода, находящемся на уровне ниже прожиточного минимума, людей имеющих трех и более детей, вынужденных переселенцев и т.п. Таким образом, это все те категории людей, которые действительно нуждаются в дополнительной поддержке общества и государства.

    При этом стоит отметить, что организация социальной защиты населения направлена не только на защиту выше перечисленных категорий граждан, по сути, являющихся или имеющих статус незащищенных слоев населения, но и на такие категории населения как: студенты, безработные и т.д., являющихся обычными гражданами, именно поэтому Россия провозглашается социальным государством, в Конституции РФ термин «социальная защита» можно встретить в статье 7.

    Элементы системы социальной защиты населения

    Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

    Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

    Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

    1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

    2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

    3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

    4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

    5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

    Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

    Инструменты социальной защиты населения

    В целях осуществления социальной защиты населения, могут быть использованы несколько инструментов, в частности к инструментам и способам денежного обеспечения граждан необходимо отнести:

    • социальные пособия, выплачиваемые исходя из учета среднедушевого совокупного дохода граждан (семьи), которые в своей совокупности находятся ниже уровня прожиточного минимума;
    • доплаты, установленные региональными властями к пенсиям и пособиям;
    • используемые на конкретные нужды целевые пособия и выплаты (например на приобретение скота, семян, и т.п.).

    Кроме этого вида денежного обеспечения граждан, существует система льгот, которая включает:

    • предоставление различной помощи в области юридических консультаций, помощи медицинского характера, психологической и других видов помощи;
    • организацию услуг срочной социальной помощи;
    • социальной помощи в вопросах бытового обслуживания нуждающихся граждан;
    • компенсационные выплаты (возврат части средств) или полную оплату содержания детей из малообеспеченных семей в дошкольных учреждениях;
    • оказание помощи специалистов различной направленности, в том числе психологической по телефонам «доверия».

    Таким образом, необходимо отметить, что социальная защита не сводится к оказанию только материальной помощи тем, кто в ней нуждается. Социальная защита представляет собой комплексный инструмент, реализуемый органами местного самоуправления в рамках осуществления взаимодействия местных органов власти с обществом.

    Раздел I. Теоретико-методологические основы социальной защиты населения

    Тема 1. Методологические основы изучения социальной защиты населения

    1.2. Система социальной защиты населения: понятие, основные функции и принципы

    Социальная защита населения – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в., а соответствующий термин впервые появился в США в 30-х гг. и постепенно распространился в западной социологии, обозначая систему мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода.

    В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство, в рамках этой трансформации сложились мощные системы социальной защиты населения, охватывающие как общество в целом, так и предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. Можно сказать, что на Западе к настоящему времени сложилось несколько моделей систем социальной защиты граждан. Выделяются американская, европейская, японская модели, в рамках которых имеются свои разновидности.

    Термин «социальная защита населения» в России появился в общественно-политической практике относительно недавно. В 1991 г. Министерство социального обеспечения было реорганизовано в Министерство социальной защиты населения, были расширены его функции и полномочия, изменилась структура и т.д. Однако на деле новое министерство осуществляло преимущественно функцию социального обеспечения – назначение пенсий и пособий.

    Изменение специфики социально-экономических отношений в стране обусловило необходимость формирования системы социальной защиты населения на новых принципах, способной решать сложные задачи, в рамках новой государственной социальной политики. Рассматривая социальную политику как целенаправленное воздействие государства, общественных организаций и предприятий на существующую систему общественных отношений, целью которого является улучшение условий жизни широких слоев населения, следует отметить, что социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, механизмом разрешения социальных проблем.

    Существуют различные определения понятия «социальная защита». Так, Международное бюро труда определяет социальную защиту как социальное обеспечение в широком смысле слова. В некоторых определениях социальная защита рассматривается через понятие «уровень жизни»: социальная защита – это система мер, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни.

    Более широкое определение в следующей трактовке термина – это система общественных отношений по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения. Выше обозначенные подходы не бесспорны. В частности, понятие «социальное обеспечение» является более узким по сравнению с понятием «социальная защита», так как социальная защита предполагает предоставление социальной помощи, поддержки, социальное страхование, социальное обслуживание и др. Зачастую происходит просто отождествление этих понятий. Основное предназначение социальной защиты – защита населения от социально-рисковых ситуаций (болезнь, безработица, потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению и т.п.), следовательно, социальная защита населения может быть определена как система мер, направленных на предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.

    Система социальной защиты населения может быть рассмотрена в нескольких аспектах: как совокупность социальных гарантий и мер по их реализации, направленных на обеспечение достойного уровня и качества жизни; как совокупность взаимоотношений между субъектом и объектом социальной защиты по поводу предотвращения и ликвидации последствий социально-рисковых ситуаций посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни; как совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих организацию и предоставление социальных услуг населению в сфере социальной защиты.

    Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты – общие (направлены на все население), специальные или категориальные (направлены на отдельные категории граждан) и исключительные (предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов (поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и т.д.); в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения – прямая (непосредственно предоставляется гражданам в виде выплаты пенсий, пособий, социального обслуживания и т.д.) и опосредованная (например, предоставление льгот) социальная защита.

    В зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня социальная защита может быть активной (трудоустройство при посредничестве службы занятости, участие в общественных работах, формирование накопительной части пенсии, дополнительные формы страхования и др.) или пассивной (получение пенсий, пособий, социальное обслуживание и т.д.); в зависимости от особенностей получателя социальная защита может быть индивидуальной (когда меры направлены на поддержку конкретного человека) и коллективной (адресатом является коллектив или группа граждан); в зависимости от оснований предоставления различают договорные (предоставляются по договору) и внедоговорные (предоставляются в силу закона) формы.

    Система социальной защиты выполняет несколько важнейших функций:

    – превентивную (предупреждение социально-рисковых ситуаций). Примерами реализации этой функции являются меры по обеспечению занятости, защите сбережений граждан, предотвращению чрезвычайных ситуаций разного рода и т. д.;

    – обеспечительную, в случае если не удалось предотвратить наступление неблагоприятных социально-экономических последствий, государство принимает на себя обязательства по материальной поддержке граждан: выплачивает пенсии, пособия, предоставляет различные виды социальных услуг. Реализация этой функции осуществляется методами системы социального обеспечения;

    – компенсационную, в тех случаях, когда гражданину был причинен материальный или моральный вред в связи с незаконными действиями государственных органов, возникает необходимость его возмещения (например, компенсации ликвидаторам и пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции).

    В качестве основных принципов социальной защиты можно выделить следующие: социальная защита должна быть встроена в систему экономических отношений, не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни; социальная защита должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их; социальная защита должна базироваться на таком принципе мышления, который направлен на формирование элементов самозащиты граждан.

  • Ссылка на основную публикацию