Генеральная совокупность – основные понятия

Генеральная и выборочная совокупности, выборки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные определения

Понятие выборки используется, когда надо изучить какие-либо свойства совокупности объектов. Свойства объектов можно разделить на качественные и количественные.

Пусть нам необходимо изучить совокупность партии сметаны. Тогда качественным признаком может служить срок её годности, а количественным процент содержания жиров в данной сметане.

Совокупность или выборка может быть разделена на генеральную и выборочную.

Генеральная совокупность — совокупность случайно отобранных объектов данного вида, над которыми проводят наблюдения с целью получения конкретных значений случайной величины, проводимых в неизменных условиях при изучении одной случайной величины данного вида.

Выборочная совокупность — часть отобранных объектов из генеральной совокупности.

С понятием совокупности также связано понятие объема данной совокупности.

Объем совокупности — число объектов этой совокупности.

Понятие объема совокупности относится и к выборочной, и к генеральной совокупности.

Пусть из партии 100 пачек масла для исследования выбрано 10 пачек. Тогда объем генеральной совокупности $N=100$, а объем выборки $n=10$.

Исходя из первых двух определений, очевидно, что всегда выполняется неравенство $N>n$

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо этих двух совокупностей выделяют также репрезентативную или представительную выборку.

Репрезентативная (представительная) выборка — выборка, в которой все объекты выбраны случайно и генеральной совокупности, то есть каждый объект генеральной совокупности имеет одинаковую вероятность попасть в выборку.

Выборка также может быть повторной и бесповторной.

Повторная выборка — выборка, при которой выбранный объект возвращается обратно в генеральную совокупность перед выбором следующего объекта для исследования.

Бесповторная выборка — выборка, при которой объект не возвращается обратно в генеральную совокупность перед выбором очередного объекта для исследования.

Способы отбора

Рассмотрим теперь различные способы отбора (схема 1).

Рисунок 1. Способы отбора.

Разберемся теперь с каждым понятием по отдельности.

Простой случайный бесповторный отбор — отбор, при котором объекты из генеральной совокупности выбираются по одному и не возвращаются обратно в генеральную совокупность.

Простой случайный повторный отбор — отбор, при котором объекты из генеральной совокупности выбираются по одному и возвращаются обратно в генеральную совокупность.

Типический отбор — отбор, при котором выборка производится не из всей генеральной совокупности, а из каждой его части по отдельности.

К примеру, если сметана произведена на трех разных заводах, то выборка делается по каждому заводу отдельно.

Механический отбор — отбор, при котором генеральная совокупность делится на такое количество групп сколько объектов для исследования необходимо выбрать.

Пусть из партии 100 пачек масла нужно для исследования отобрать $10%$. Тогда выбирается по одной пачке из каждых 10 пачек масла.

. Отметим, что при таком отборе выборка не всегда получается репрезентативной.

Серийный отбор — отбор, при котором выборка происходит из генеральной совокупности не по одному, а сериями.

. На практике часто применяется комбинированный отбор, при котором используются сразу несколько видов отборов, перечисленных выше.

Формулы, связанные с понятием выборки

Введем несколько формул:

  1. Генеральная средняя при повторной выборке:

Отметим, что $sum=N$

  1. Генеральная средняя при бесповторной выборке:
  1. Выборочная средняя при повторной выборке:

Отметим, что $sum=n$

  1. Выборочная средняя при бесповторной выборке:
  1. Ошибка репрезентативности:

Пример задачи на нахождение ошибки репрезентативности

Пусть в магазине 20 видов глазированных сырков. Средняя цена 1 вида сырка составляет 10,4 рублей. Сырков с начинкой из этих видов составляет $25%$ и средняя цена каждого вида с начинкой равняется 11 рублей. Найти ошибку репрезентативности данной выборки.

10,4 — это генеральная средняя величина, то есть $overline=10,4$.

Так как сырки с начинкой составляют $25%$, то сырков с начинкой$20cdot 0,25=5$ видов.

05.1. Генеральная совокупность и выборка

В процессе статистического наблюдения обследованию могут подвергаться все элементы данной совокупности или некоторая часть их. В соответствии с этим наблюдения бывают сплошными или несплошными. Наиболее совершенный и научно обоснованный способ несплошного наблюдения—это выборочное наблюдение.

Оно рассчитано на то, чтобы на основе обследования некоторой части совокупности судить о всей данной совокупности.

Например, если требуется обследовать большой коллектив рабочих одной и той же профессии в отношении распределения бюджета, то из-за значительной трудоемкости всей работы практикуется выборочное обследование небольшой части этого коллектива.

Весь коллектив при этом называется Генеральной совокупностью, А выделенная для обследования часть коллектива называется Выборочной соВОкупностью.

Наиболее простой способ образования «случайной» выборки состоит в следующем.

Предварительно все члены генеральной совокупности нумеруются, и каждый номер записывается на отдельной карточке. Получившаяся пачка содержит столько же карточек, сколько членов имеет вся генеральная совокупность. Затем после тщательного перемешивания из пачки наугад берутся отдельные карточки, и ноМЕра каждой Нз Них фиксируются. Перечень номеров этих карточек указывает, какие члены генеральной совокупности случайно попали в состав выборочной совокупности. При этом существуют два принципиально различных вида случайной выборки.

1. Если каждая карточка, вынутая наугад из всей пачки, после фиксирования ее номера возвращается обратно в обЩУю пачку, то зафиксированные номера карточек определят состав Собственно случайной повторной выборки.

2. Если каждая наугад вынутая карточка не возвращаетсЯ в общую пачку, то зафиксированные номера карточек определят состав Собственно случайной бесповторной выборки.

Заметим, что случайная бесповторная выборка имеет место и тогда, когда из тщательного перемешанной пачки сразу берется нужное количество карточек.

Отношение объема выборочной совокупности П к объему генеральной совокупности N, т. Е. , называется Относительным Показателем выборки. Если в нашем примере N=20000 и П=1000, то в данном случае относительный показатель выборки Равен .

Любое выборочное наблюдение независимо от относИТельного показателя выборки, как правило, не дает точной характеристики всей генеральной совокупности. Поэтому каждый результат, вычисленный по данным выборки, имеет некоторую погрешность. Эта погрешность называется ОшибкоЙ репрезентативности (или представИТельности). Ошибка репрезентативности показывает величину расхождения между показателями по данным выборочного обследования и соответствующими показателями всей статистической (генеральной) сОВокупности.

Особенностью выборочного наблюдения является то, что отбор единиц (объектов наблюдения) выполняется в случайном порядке. Поэтому к выборочному наблюдению применимы положения и теоремы теории вероятностей, дающие возможность определять границы возможных ошибок. Случайный характер отбора объектов обследования в выборке приводит к случайному же характеру ошибок репрЕЗентативности. Поэтому здесь можно на основе закона больших чисел, увеличивая объем выборки, регулировать пределы возможной ошибки репрезентативности и, наоборот, по заданному пределу допустимой ошибки определить необходимую численность выборки.

Ошибка репрезентативности имеет важное значение в применении результатов выборочного обследования. При вычислЕНии средней, она определяется как разность между выборочной средней и генеральной средней.

Заметим, что Генеральной средней называется среднее значение изучаемого признака в генеральной совокупности

.

Это — средняя взвешенная при наличии в совокупности ПовтоРяюЩИхся значений признака.

При отсутствии повторений применяется формула средней Арифметической

.

Аналогично Выборочной средней называется среднее значение того же признака в выборочной совокупности. Здесь соответственно применяются формулы

Или

(П Объем выборочной совокупности).

Обозначая ошибку репрезентативности символом D, будем иметь

.

Приведем конкретный пример.

Пусть в коллективе из 20 000 рабочих СРедняя месячная Заработная плата рабочего (генеральная средняя) составляет 95,9 Руб. При выборочном обследовании 1000 рабочих средняя заработнаЯ Плата рабочего (выборочная средняя) оказалась равной 96 руб.

Отсюда ошибка репрезентативности при выборочном обследованиЯ определяется так: Руб.

Аналогично проводится вычисление ошибки репрезентативностЬ При определении доли изучаемого признака в некоторой генеральноЙ Совокупности. Если N Численность генеральной совокупности, А М Количество единиц, обладающих данным признаком в ее составе, то доля (Р) единиц, обладающих этим признаком в генеральной совокупности

Называется Генеральной долей.

Если для выборочной совокупности П обозначает численность выборки, Т — Количество единиц, обладающих изучаемым признаком в составе выборочной совокупности, то обозначим буквой W — Долю соответствующих единиц в составе выборки.

Это — выборочная доля .

Разность определяет ошибку репрезентативности. Пусть в рассматриваемом коллективе из N = 20000 рабочих имеется 1250 учеников, т. Е. М = 1250. Этим определяется генеральная доля учеников в объеме генеральной совокупности

В выборочной совокупности из П=1000 человек оказалось M=64 ученика. Этим определяется Вьборочная доля .

Ошибка репрезентативности, ТакИм образом, составляет

,

Или .

Нахождение параметров распределения по выборочным данным (случай нормальНОго распределения).

Если ставится вопрос об установлении закона распределения случайной величины Х по ее частным значениям , полученным в результате выборки, то возникает необходимость отыскания значений тех параметров, которые характеризуют этот закон распределения. Наиболее распространенным является нормальное распределение, которое задается плотностью вероятности

Или функцией распределения ,

Где параметр А — математическое ожидание случайной величины X, а Ее дисперсия.

Значения случайной величины Х , являющиеся независимыми результатами опыта (в порядке выборки), можно рассматривать как значения П независимых случайных величин, имеющих равные математические ожидания А. Для таких случайных величин справедливо следствие из теоремы Чебышева в виде

(при достаточно большом П).

Это означает, что математическое ожидание случайной величины X, т. е. генеральная средняя, приближенно выражается средней арифметической (или средней взвешенной при наличии повторяющихся значений Х) ее значений, полученных в порядке выборки, т. е. .

Переходя к определению , т. е. дисперсии случайной величины Х По выборочным данным, следует отметить, что переход в формуле к значениям по данным выборки приводит к РезульТату (вывод его мы опускаем) .

Это — формула так называемоЙ Выборочной ДИсперсии. При больШой численности П выборки дроби и мало отличаются МеждУ собой, и поэтому значения и почти совпадают. При неболь Шой же численности П эти значения дают заметное расхождение.

В соответствии с указанным результатом для и среднее Квадратическое отклонение по выборочным данным принимается в вид .

Пример 1. Наблюдение в контрольной лаборатории за сроком годности 50 электроламп одинаковой мощности, взятых наудачу из большой партии выпущенных заводом ламп этой же мощности, привело к следующим данным о нарушении установленного гарантийНого срока горения:

Социологическая концепция П. А. Сорокина

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальное поведение – это форма и способ проявления социальными акторами своих установок и предпочтений, возможностей и способностей социального действия или взаимодействия.

Научная деятельность П. А. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин – один из известнейших классиков социологии, который смог оказать огромное воздействие на ее развитие в ХХ веке. Иногда о Сорокине говорят как об американском социологе, а не русском. На самом деле, русский период его работы ограничивается 1922 годом, когда он был выслан из России. При этом, становление его социологических взглядов, а также политическая позиция формировались именно в России, в войнах, революциях, борьбе политических партий и научных школ. Основной его труд русского периода – двухтомная «Система социологии» 1920 года, в которой им были сформулированы основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности, структурирована теоретическая социология, выделены в ней социальная аналитика, социальная механика и социальная генетика.

Основа социологического анализа по Сорокину – это социальное поведение и социальное взаимодействие индивидов, которые он рассматривал в на примере родовой модели, социальной группы, и даже целостного общества. Он подразделил социальные группы на организованные и неорганизованные, уделив особое внимание анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп выделяют особые страты, то есть слои, которые выделяются на основании экономических, политических и профессиональных признаков. Сорокин утверждал, что общество, в котором нет слоев и классов – миф. Изменяться могут только формы и пропорции расслоения, но суть его не меняется. Стратификация – неизменная характеристика любого организованного общества и существует как в недемократическом обществе, так и в обществе процветающей демократии.

Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределяются тем, что люди отличаются своими физическими и умственными способностями и наклонностями, вкусами и пр., а также самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с известной долей необходимость требует организации, а организацию невозможно представить без руководителей и подчиненных. Так как общество всегда стратифицировано, для него характерно неравенство, которое должно быть разумным.

Готовые работы на аналогичную тему

Общество должно стремиться достичь такого состояния, при котором человек имеет возможность развивать свои способности. Помощь в этом для общества может оказать наука и чутье масс, но не революция. В труде «Социология революции» 1925 года, Сорокин назвал революцию «великая трагедия» и определил в качестве машины смерти, нарочито уничтожающей с обеих сторон наиболее здоровые и трудоспособные, выдающиеся, одаренные, волевые и умственно развитые общественные элементы. Революцию сопровождает насилие и жестокость, сокращение свободы, а не ее наращивание. Революция изменяет и нарушает социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственный способ улучшить и реконструировать социальную жизнь – реформы, которые проводятся правовыми и конституционными средствами. Каждая реформа должна опираться на научные исследования конкретных социальных условий, а также каждую реформу необходимо предварительно проверять и отрабатывать в небольших социальных масштабах.

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии невозможно переоценить, настолько он богат широко осмысляемыми, теоретически и методологически подкрепленными знаниями социальной реальности и тенденций будущего общественного развития.

Интегральная социология П. Сорокина

Питиримом Сорокиным была разработана социологическая теория, названная позже «интегральной». В ней он рассматривал общество в качестве социокультурной системы. В социологии он выделил четыре раздела:

  • учение об обществе;
  • социальная механика (определение статистических законов общества);
  • социальная генетика (происхождение и развитие общества);
  • социальная политика (частная социологическая наука).

В качестве элемента общества Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. Оно может быть:

  • шаблонным и нешаблонным,
  • односторонним и двусторонним,
  • антагонистическим и неантагонистическим.

Общество выступает процессом и результатом социального взаимодействия между многими индивидами. В ходе приспособления такого рода идет формирование социального порядка общества, основная тенденция развития которого – социальное равенства.

Развитие общества людей идет через эволюцию и революцию.

Социальная эволюция – это постепенное и прогрессивное развитие, базирующееся на преобразовании общества, реформах, кооперации людей, стремлении их достичь социальное равенство.

Социальная революция – это быстрый, глубокий прогрессивный или регрессивный процесс развития общества, основанный на насилии одного класса над другим. Он вносит изменения в характер социального устройства.

Сорокин выделил несколько причин социальной эволюции и революции:

  1. подавление основного ряда потребностей большинства населения существующим общественным строем;
  2. неэффективность существующего общественного строя;
  3. слабость сил охраны общественного правопорядка.

Социальная революция прошла ряд ступеней революционного взрыва, когда базовые потребности выходят наружу и уничтожают государство, а также контрреволюции, останавливающие эти потребности.

Сорокиным была разработана теория социальной стратификации, разделения общества на несколько страт – социальных слоев, в зависимости от власти, богатства, образования и пр.

Сорокин является автором теории цивилизационных ступеней развития человека как духовно-культурного образования. Цивилизация у Сорокина выступает исторической общностью людей, объединенной каким-либо типом мировоззрения – идеалами, ценностями, методами познания.

Развитие человечества демонстрирует три ступени развития цивилизации:

  • идеациональная цивилизация базируется на определенном типе религиозного мировоззрения и была господствующей в Средних веках. Идеал данной цивилизации – спасение человеческой души;
  • сенситивная цивилизация формируется на базе материалистического мировоззрения, являясь отрицанием идеациональной цивилизации. Идеал ее – комфорт и богатство. Она характерна для индустриального периода;
  • идеалистическая цивилизация формируется на основании конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения. Характерна она для последних этапов индустриализма.

Питирим Сорокин: ключевые идеи, теории, краткая биография

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Взгляды и идеи Питирима Сорокина сильно опередили своё время, поэтому его научные труды не были по достоинству оценены его современниками не только в России (как царской, так и советской), но и в США. Но сегодня очевидно, что он был одним из самых выдающихся социологов в мире. Возможно, это объясняется его врожденным талантом, а может, секрет в том, что его непростая судьба позволила ему внимательно рассмотреть самые разрушительные и непредсказуемые социальные явления «из первого ряда».

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

В начале XX века в социологии существовали разные социологические теории, во многом противоречившие друг другу. Сорокин поставил перед собой задачу разрешить эти противоречия и разработал для этого теорию, которая сегодня известна как «Интегральная социология Питирима Сорокина». В рамках данной теории действует 4 относительно самостоятельных направления:

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Сорокин считал, что текущая цивилизация является чувственной и при этом лишена абсолютных идеалов, в связи с чем неизбежно придёт к своему «закату». По его мнению, вся мировая культура находится в глубоком кризисе, однако по этому поводу не следует беспокоиться, поскольку это необходимый этап на пути становления новой цивилизации, которая наконец-то объединит всё человечество.

Краткая биография

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

В 1909 году Сорокин поступает в Санкт-Петербургский Психоневрологический институт, однако после года обучения решает сменить направление и переводится на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Уже на третьем курсе (в 1913 году) он издаёт книгу «Преступление и кара, подвиг и награда», ставшую впоследствии одной из его наиболее значимых работ.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.

Социология Питрима Александровича Сорокина — основные положения, идеи и принципы

О социологии Сорокина многие слышали, но значительно меньшее число людей представляет, что это такое. В свое время она стала почти сенсацией и во многом объясняет современный мир.

Питирим Александрович Сорокин (1889 — 1968)

Родился в селе Туръя Вологодской губернии в семье ремесленника, мастера по украшению икон. В возрасте 5-ти лет остался без матери. Вскоре вместе со старшим братом был вынужден покинуть отца из-за регулярных побоев.

Сказалась семейная рабочая традиция: братьям регулярно поступали церковные заказы. Удалось окончить школу грамоты. Но Питириму этого было мало. В 1904 г. пройдена второклассная церковная школа, завершившаяся поступлением в церковно-учительскую семинарию.

До революций

С 1906 г. – член партии эсеров и заключенный в Кинешме. Натворить ничего не успел и был освобожден под надзор полиции. Много читал и общался с единомышленниками и не очень. Царские «палачи» были удивительно либеральны к «политическим».

В 1907 г. перебрался в Санкт-Петербург, где занял место семейного репетитора с проживанием. При содействии земляка продолжил образование на знаменитых Черняевских курсах. 1909 – 1910 гг. – курс Психоневрологического института, отчислен за неуплату. Проявил себя как писатель. Опубликовал рассказ «Рыт-пукалом».

После окончания в 1914 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета заканчивает образование на кафедре уголовного права. Редактирует с приятелями-эсерами газету «Народная мысль». В 1916 г. – приват-доцент.

И после

Активно участвовал в политической деятельности после февраля 1917 г. Боролся с большевиками после Октябрьского переворота. В 1918 г. арестован, но по непонятным причинам отпущен. Позже схвачен вновь, но покаялся и был помилован по указанию В. И. Ленина. На этом политика и закончилась.

В 1920 г. опубликована «Система социологии». Это уже не относительно безобидные «эсеровские заблуждения», а настоящее идеологическое преступление. Повезло, НЭП проявила вегетарианство, и Сорокин 26 сентября 1922 г. был всего лишь выслан и лишен гражданства.

Недолго пожив в Европе, в 1923-м переплыл в США, где был востребован как лектор в колледжах и университетах. В 1930-м принял подданство, основал в Гарварде социологический факультет, который и возглавил.

Формирование социальной концепции П. Сорокина

Биография ученого очевидно наложила отпечаток на его систему взглядов. Сказались раннее начало самостоятельной жизни и разностороннее образование.

Преподаваемые в семинарии церковные воззрения только пробудили жажду знаний. Год изучения связанных с медициной дисциплин не прошел даром.

Общение с радикалами дало критичность мышления. С другой стороны, подробное знакомство с трудами создателей теоретической социологии внесло вклад в его научный подход.

Огромное влияние оказали воззрения Л. И. Петражицкого, специалиста по психологии общества и правоведению, доктора римского права.

Депутат I-ой Государственной думы от партии кадетов, эксперт по земельным вопросам и аграрной реформе, по свидетельству современников, слабо читал лекции. Мешали польский акцент и отсутствие таланта оратора.

Зато обоснованная экстравагантность выстроенной системы и упорядоченность мысли возбуждали всеобщий интерес.

Из психологической школы права учителя Сорокин сделал оригинальный вывод: деяние индивида преступно, если он сам его так идентифицировал. Идея в корне противоречит «старым» философам (Дюркгейм), считающим за криминал оскорбление «коллективного сознания».

Социолог критикует зависимое положение индивида, доминирование общества. Сложившаяся система наказаний и поощрений тормозит прогресс, в то время как человек, возможно, перерос в развитии традиции.

Право толкуется как защищаемые государством договоры, ограничивающие права личности только правами других людей. Расширение персональных возможностей является показателем развития цивилизации.

Сущность социологической теории Сорокина

Основные идеи ученый изложил в двухтомнике «Система социологии», единственной по-настоящему серьезной книге, изданной (с предсказуемыми последствиями) в России.

В ней теоретическая социология подвергнута классификации (аналитика, механика, генетика, общество), введена научная методология анализа.

Социальное поведение и взаимодействие людей автор предлагает рассматривать в качестве модели как для группы, так и для общества. Выделяются организованные группы (с отчетливой иерархией) и неорганизованные.

Сама группа делится на страты (слои в геологии) с определенным политическим или экономическим весом, профессиональным авторитетом.

Отрицается возможность существования общества без неравенства (стратификации). При этом не так важна организация, будь то демократия или тирания. Принципы расслоения, характер происхождения, практически одинаковы.

Для прогресса представляется важной нивелирующая неравенство социальная мобильность. Иначе говоря, доступность перемещения в иерархии внутри группы (горизонтальная), между группами (вертикальная).

Значение интегральной социологии для развития науки

Попытки создать всеобъемлющей методики у Сорокина прослеживаются уже в ранних работах («Главнейшие теории прогресса в современной социологии» 1911 г.).

Общество в них понимается как совокупность взаимоотношений его членов в процессе адаптации коллектива к окружающей обстановке.

С другой стороны, им же была подмечена неспособность существующих теорий объяснить образование наций и последующее национальное неравенство. Последовало продолжение идеи о неэффективности чрезмерного расслоения индивидов, распространение принципа на национальные государства.

Гармоничная система должна объединять материальные и гуманитарные науки, экономику и культуру. Такой предмет как социология способен дать обществу правильный путь для сосуществования, казалось бы, малосовместимых явлений.

Нынешняя модель международной интеграции, может и неосознанно, но пошла по указанному пути.

Заключение

Понятна причина неприятия социологии Сорокина комиссарами. Постановка во главу угла личности, а не коллектива, недопустимость навязывания идеологии для них были неприемлемы.

Более того, в своей книге «Социология и революция» (1925 г., США) исследователь указал губительность резких изменений. Была предсказана неизбежность дальнейшего насилия. Развитие СССР доказало правоту ученого.

Неизвестно, читали ли Питирима Александровича политики, но колониализм был в целом разрушен. Европа объединилась. Все яснее прослеживаются тенденции к сближению представителей Западного мира. Вклад социологии неоспорим.

Интегральная социология Питирима Сорокина. Социальная стратификация и социальная мобильность.Типы общностей и культурные системы

Питирим Сорокин (1889-1968) – выдающий социолог XX века, живший в России и США. На взгляды Сорокина большое влияние оказали труды социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, М. М. Ковалевского и других.Сам Сорокин считал себя учеником М. М. Ковалевского, в последние годы его жизни Сорокин был его личным секретарем.

Питирим Сорокин является автором 40 книг, которые много раз переиздавались в Европе и Америке. Также его труду принадлежит большое количество статей и очерков. Работы Сорокина были переведены на 48 языков мира.
Знаменитыми работами русского периода жизни Сорокина были “Главнейшие теории прогресса в современной социологии” (1911), “Границы и предмет социологии” (1913), “Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали” (1914), “Проблема социального равенства” (1917), “Национальность, национальный вопрос и социальное равенство” (1917), “Социальная аналитика и социальная механика: краткое содержание цикла лекций” (1919), “Общедоступный учебник по социологии” (1920), двухтомная “Система социологии” (1920) и другие.
Величайшими трудами американского периода были работы “Социальная мобильность” (1927), “Современные социологические теории” (1928),”Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений” (1937-1941), “Общество, культура и личность” (1947), “Американская сексуальная революция” (1956) и другие.

Общество как надорганическая система

Всю существующую реальность Сорокин разделил на три мира:

  • неорганический;
  • органический;
  • надорганический.

В надорганическом мире, по мнению Сорокина, сознание и мышление находятся в своей “развитой форме”.Общество – это надорганическая система, которая представляет собой “совокупность совместно живущих людей, которые влияют друг на друга или взаимодействуют друг с другом”.

Главная задача социолога – изучать статистические и динамические стороны взаимодействия людей, а также явления, которые вытекают из этого процесса. Основой теории социокультурной динамики Сорокина являются аксиологические (ценностные) социальные взаимодействия людей.

Сорокин считал, что социология достаточно близка к естественным наукам по своей объективности, и он определил ее как “социальную химию”, в отличие от О. Конта, который называл социологию – “социальной физикой”, и Г. Спенсера, который предложил считать социологию – “социальной биологией”.

Объективизм, опора на факты при изучении социальных явлений и процессов, по мнению Сорокина, должны стать постоянными составляющими социологического метода.
Сорокин стал одним из первых американских социологов, который стал использовать количественные методы обработки эмпирических данных.

Направления интегральной социологии

Сорокин пытался создать интегральную социологию, определить ее предмет и границы. От социолога О. Конта Сорокин взял идею законов функционирования и динамики, а от Г. Зиммеля – идею о социологии как самостоятельной дисциплины, изучающей родовые свойства явлений социального взаимодействия. Так он создал интегральную социологию, в которой общество является процессом и результатом социального взаимодействия.

“Интегрализм” социологии, по мнению Сорокина, проявляется в следующих аспектах:

  • интегральная социология генерализирует знание о социокультурных явлениях и процессах, имеет свою методологию и отражает в своем содержании открытия других социальных наук;
  • интегральная социология изучает все сферы социокультурного пространства, исследуя их отдельные элементы;
  • интегральная социология учитывает множество факторов при объяснении социальной реальности;
  • интегральная социология исследует статику и динамику общественной жизни.

Интегральная социология Питирима Сорокина имеет следующие ведущие направления работы:

  • “космосоциологическое” направление, объясняющее социальные явления и процессы географическими факторами;
  • “биосоциологическое” направление, рассматривающее общество как биологический организм;
  • “социомеханическое” направление, в котором общество рассматривается как механический агрегат, основами функционирования которого считаются механические законы;
  • “социопсихологическое” направление, которое обусловливает социальные процессы и явления состояниями человеческой психики;
  • “социокультурное” направление, которое рассматривает развитие и функционирование общества в виде процесса “цикличности” или “круговорота” различных культуры.

Сорокин отдавал предпочтение социокультурному направлению, т.к. оно “дает нам действительную социологию в точном значении понятия”.

Интегральная социология делилась Сорокиным на две части:

  • теоретическая (общая) социология;
  • практическая (прикладная).

Теоретическая социология включала в себя следующие разделы:

  • социальная аналитика (рассматривает простейшие социальные явления и сложные социальные единства);
  • социальная механика (изучает социальные силы и процессы как факторы социального взаимодействия);
  • социальная генетика (анализирует эволюцию общественной жизни).

Прикладная социология, по мнению Сорокина, должна изучать социальные проблемы (например, проблемы города, деревни) и предлагать «рациональные реформы» общественной жизни.

Социальное взаимодействие

Сорокин трактовал социологию как науку о поведении людей, находящихся в социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие, по Сорокину, представляет собой социальную связь между индивидами и социальными группами, которая имеет психическую природу.

Социальное взаимодействие имеет следующие компоненты:

  • субъекты взаимодействия (индивиды, социальные группы);
  • объективированные ценности (предметы материальной культуры);
  • ценностные значения и нормы (образцы поведения индивидуального или группового сознания);
  • “проводники” взаимодействия: язык, письменность, орудия труда, деньги, произведения искусства и т.д.

Сорокин классифицировал социальные взаимодействия по следующим основаниям:

1. По субъекту взаимодействия:

  • между двумя индивидами;
  • между индивидом и социальной группой;
  • между социальными группами.

2. По характеру взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;
  • индивидуальные и массовые;
  • организованные и спонтанные;
  • простые и сложные;
  • стандартные и шаблонные;
  • мгновенные и продолжительные;
  • слабые и интенсивные;
  • солидаристические и антагонистические;
  • идейные и волевые.

3.В зависимости от природы проводника:

  • механические, тепловые;
  • звуковые,светозвуковые.

Сорокин считал, что социальные взаимодействия позволяют объяснять социальные отношения, социальные явления и процессы. В основе социального взаимодействия находятся социальные акты. Социальные акты определяются базовыми инстинктами людей (сексуальными, пищеварительными, инстинктом собственника, инстинктом самосохранения, инстинктом самовыражения).

Сорокин разделил социальные акты на:

  • “должные – дозволенные” ( в обществе на них реагируют эмоционально нейтрально);
  • должные – рекомендуемые” (в обществе на них реагируют эмоционально положительно и требуют за них «награды»);
  • запрещенные” ( преступления, реакция общества – эмоционально отрицательная, за них требуют «наказание»).

Сорокин изучал различные поступки и поведение людей и пришел к выводу, что одни и те же поступки в обществах в различные исторические эпохи оценивались по-разному и требовали различных санкций, иногда прямо противоположных. Общественным санкциям Сорокин отводил одну из главных ролей в социализации личности, установления и поддержания внутригрупповой солидарности и социальной борьбы.

Сорокин полагал, что понять причины возникновения социального целого можно только при непосредственном учете факторов, которые объединяют людей в целое общество. Наиболее важными механизмами социальной интеграции являются следующие факторы:

  • биолого-физиологическая социализация (импульсы, инстинкты, потребности и стимулы). Эта социализация заставляет людей вступать во взаимодействие;
  • космическо-географическая социализация индивидов (климат, территория), которая является определяющей в отношении человеческого взаимодействия в обществе;
  • психологическая социализация (подражание, внушение, эмоционально-интеллектуальные контакты).

По мнению Сорокина данные факторы в своей совокупности представляют собой объединяющую силу всех общественных явлений. Но в некоторых случаях приводят к распаду коллективов. Основой социальной интеграции является единство вокруг норм, группового разума, ценностей, национального духа, целей, сознания рода и др.

Типы общностей

Сорокин различал три типа социальных общностей в социальной структуре общества:

  • Первый тип – “элементарные” группы. Они образуются в межиндивидуальных взаимодействиях, которые основаны на биологических и психологических импульсах. Такие группы выделяются по общему признаку ( пола, возраста, дохода и т.д.)
  • Второй тип – комбинации элементарных групп. Это взаимодействия, которые обусловлены географическими, биолого-физиологическими и социально-психологическими факторами социализации.
  • Третий тип – “кумулятивные” группы. Взаимодействие в этих группах определено совокупностью нескольких социальных признаков.

По мнению Сорокина, общество – комплекс, состоящий из элементарных и кумулятивных групп. Человек оказывается членом сразу нескольких групп.

Социолог разделил элементарные и кумулятивные группы на:

  • закрытые (пол, раса, нация);
  • открытые (партия, научные, религиозные и т.д.);
  • полузакрытыми (класс, сословие).

Кумулятивные группы способны создать элиту, которая будет заниматься управлением общественной жизни. Социальная история, по Сорокину, представляет собой господство элиты над массами, которое носит фатальный характер. Именно поэтому, по мнению социолога, невозможно объяснить историческую действительность через борьбу классов за власть.
На примере пролетариата П. Сорокин указал, что класс представляет собой “кумулятивную” группу, которая объединяет в себе профессиональную, экономическую и правовую элементарные группы.

Сорокин выделил четыре основных класса:

  • крестьяне;
  • пролетариат;
  • землевладельцы;
  • капиталисты.

Классы он объединил в две кумулятивные группы:

  1. класс привилегированных + богатых + носителей интеллектуального труда;
  2. класс обделенных + бедных + носителей физического труда.

Социальная мобильность и социальная стратификация

Социальная мобильность, по Сорокину, представляет собой социальную перегруппировку элементарных и кумулятивных групп в обществе. Другими словами, социальная мобильность – это перемещение индивидов, групп и ценностей.

Сорокин выделял следующие виды социальной мобильности:

  • горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы или сферы жизни в другую, при этом сохраняется его социальный статус, но происходит смена социальной роли);
  • вертикальная (перемещение индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. Бывает двух видов: восходящая и нисходящая).

Социальную мобильность регулируют социальные “ситы” (“фильтры”) и социальные “лифты” (“каналы социальной циркуляции”). Так, с помощью социальных фильтров проводится отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные лифты помогают ускорить процессы вертикальной социальной мобильности.

Социальная стратификация, по Сорокину, определялась как дифференциация совокупности людей (населения) в иерархическом ранге, которая выражалась в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния.

П. Сорокин утверждал, что нет нестратифицированных обществ, потому что коллективная жизнь требовала наличие социальной стратификации, т.к. положение людей в обществе не равно и люди имеют свои биопсихические различия.

Сорокин предложил свою классификацию социальных групп:

  • простые – объединение людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, и т.д.);
  • сложные – объединение людей на основе нескольких признаков (имущественный, профессиональный, правовой и т.д.).

Социальные революции и реформы

Под социальной революцией Сорокиным понимается быстрое развитие общества, которое основывается на процессе насилия одного класса над другим.

Он проанализировал социологический феномен революции, изучив 70 революций, в том числе Февральскую и Октябрьскую революции (1917 г.) в России. Социолог считал революцию худшим способом изменения жизни. Революция несет разрушения, способствует дезинтеграции общества, культивирует вражду и агрессию, идеалы революции иллюзорны. Сорокин сформулировал закон “социального иллюзионизма“, который свойственен социальной революции (Пример: В революциях 1917 года в России выдвинутый лозунг “ликвидировать социальное неравенство” не осуществили, обещание всем хлеба обернулось голодом и вымиранием населения).

Революция, по Сорокину, имеет две стадии: революционную и контрреволюционную.

Социальные реформы – более приемлемый способ изменений общественной жизни, по мнению Сорокина. Социальные реформы – это мирные способы осуществления изменений социальной жизни, имеющие созидательную направленность. Социолог утверждает, что только социальные реформы могут привести к прогрессу, революции же, наоборот, несут в себе разрушающий характер.

Культурные системы

П. Сорокин считал, что социальная эволюция – это процесс цикличного чередования “доминантных” типов культурных сверхсистем.
Культура обозначалась социологом как «созданное или модифицированное в результате взаимодействий людей».

Социолог противопоставлял культуру природе, считая, что все природные явления социально значимы только при наличии у них культурных качеств. Главным культурным качеством являются ценности, среди которых универсальными являются истина, красота, добро и польза (по Платону).

Сорокин выделял три типа доминантных культурных сверхсистем:

  1. Чувственная культурная сверхсистема. В основе формирования культурных качеств лежит чувственное познание, господствуют “истины чувств” и материальные потребности, атеизм, прагматизм и гедонизм.
  2. Идеациональная (рациональная) культурная сверхсистема. В основе лежит – рациональное познание, господствуют разум и Бог, духовность, аскетизм и альтруизм.
  3. Идеалистическая (интегральная) культурная сверхсистема – синтез двух предыдущих систем.

В каждый исторический период какая-то сверхсистема занимает лидирующее положение:

Исторические периодыТип культурной сверхсистемы
до VIII в. до н.э.Чувственная
с VIII в. до н.э. по IV в. до н.э.Рациональная
с IV в. до н.э. по III в. до н.э.Интегральная
со II в. до н.э. по V в. н.э.Чувственная
с VI в. по XII в.Рациональная
с XIII в. по ХIVв.Интегральная
с XV в. по XX в.Чувственная

К чувственному типу Сорокин относил современную Западную культуру, которая находилась в состоянии кризиса.

Таким образом, суть интегральной социологии Сорокина заключается в следующем:

  1. Социология должна иметь структуру, равно как и естественные науки. В научной среде нельзя противопоставлять «науки о культуре» и «науки о природе». Несмотря на то, что науки имеют различные объекты изучения, их методы изучения ничем не отличаются.
  2. Социологии необходимо изучать окружающий мир таким, какой он есть на самом деле. Всякие попытки субъективного вмешательства в науку (нормативизм) с позиций нравственных и других норм должны быть исключены из социологии. В соответствии с этим истину необходимо отделять от категорий справедливости, добра,моральных норм и принципов.
  3. Социологии необходимо являться “объективной дисциплиной”, т.е. вести изучение реальных взаимодействий людей, доступных объективному измерению и изучению.
  4. Необходимо ограничение и последующее исключение любых процессов «философствования» из социологии, любых различных умозрительных построений, которые не доказываются наукой. Социологии необходимо провести разрыв с философствованием, что означает разрыв с идеями монизма – сведение любых явлений к одному конкретному началу. Ведь именно монизм в социологии является попыткой решения бесконечного количества сложных задач общественных явлений с использованием методов уравнений с одним неизвестным. Сорокин вместо монизма провозглашает последовательный социологический плюрализм.

Теоретическая социология П. Сорокина

Фундаментальные методологические и теоретические про­блемы социальной философии решались в теоретической социологии выдающегося русского мыслителя Питирима Сорокина (1889—1968). Его взгляды были выражены в многочис­ленных научных трудах, в том числе: “Система социологии”, “Социология революции”, “Современные социологические теории”, “Социальная и культурная мобильность”, четырехтом­ный труд “Социальная и культурная динамика” и многих других. Одни из этих работ были написаны в России, другие — в США, где он прожил большую часть своей творческой жизни.

В “Системе социологии” П. Сорокин подробно разъясняет “основы и руководящие принципы” своей теоретической соци­ологии. Суть их сводится к следующему. Во-первых, социоло­гия должна строиться по принципу естественных наук. Ни о каком противопоставлении “наук о природе” и “наук о культу­ре”, как это было у неокантианцев Виндельбанда, Риккерта и других, не может быть и речи. Различны объекты изучения этих наук, но методы их изучения одни и те же. Во-вторых, не­допустимо субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других соображений. В-третьих, социология должна быть “объективной дисциплиной”, должна изучать ре­альные взаимодействия людей, доступные объективному изме­рению и изучению. В-четвертых, социология не должна созда­вать умозрительные, т.е. не доказанные наукой, построения и схемы. В-пятых, Сорокин выступил против какого-либо фило­софского монизма, т.е. сведения того или иного социального явления к одному началу — материальному или духовному. Вместо монизма он провозгласил последовательный социоло­гический плюрализм.

Опора на реальный опыт и научные данные — это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О. Контом, Э. Дюркгеймом и другими представителями данного на­правления. П. Сорокин отстаивал и развивал их в новых исто­рических условиях и на новом уровне научных знаний. Теоре­тическую социологию он делил на социальную аналитику, со­циальную механику и социальную генетику.

Социальная аналитика изучает строение (структуру) соци­ального явления и его основные формы. Социальная механика (или социальная физиология) имеет своим предметом процес­сы взаимодействия людей, иными словами, — поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Со­циальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее от­дельных сторон и институтов 2 .

По мнению П. Сорокина, вся общественная жизнь и все со­циальные процессы могут быть разложены на взаимодействия двух или большего числа индивидов 3 . Вот эти-то взаимодейст­вия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о “психо-рефлекторном” взаи­модействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведе­нии и деятельности. В этом заключается существенное отли­чие неопозитивистской социологии Сорокина от классическо­го позитивизма Конта. Если социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социально­го организма, то предметом социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называе­мые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодей­ствий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы. Анализу этих элементарных социальных взаимодей­ствий посвящен, по сути, весь первый том “Системы социоло­гии” П. Сорокина. Во втором ее томе исследуются “сложные со­циальные агрегаты”, разного рода социальные группы, их стро­ение и взаимодействия между собой.

Проблемы неоднородности общества, его деления на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сороки­на о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои — страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, куль­турным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин относил экономическую, политическую и профессиональную страти­фикацию.

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономичес­кое положение или политическую роль, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил назва­ние социальной мобильности. П. Сорокин выделял горизонтальную и вертикальную социальные мобильности. Горизон­тальная мобильность означает переход человека из одной со­циальной группы в другую, находящуюся в целом на одном уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остались прежними. Вертикальная мобиль­ность — это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего по доходам слоя общества в более высокий или же обратно — из высшего слоя в низший.

Большое значение П. Сорокин придавал проблеме социаль­но равенства, указывал на ее сложный и многогранный характер. Экономическое содержание данной проблемы заключается в предоставлении каждому человеку материальных благ “по степени его личного социально-полезного труда”’. В то яс время важно, чтобы стало реальностью равенство всех пепел законом, в занятии публичных должностей, равенство в облас­ти избирательного права, свободы слова, печати, союзов, со­вести и т.д. Исключительное значение имеет “более или менее равномерное распределение знаний и образования”, без чего невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном ра­венстве, система общества 2 .

П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного уп­равления, сознательного разрешения социальных противоре­чий и предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких со­циальных потрясений, в том числе революции, и выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития.

В своем труде “Социология революции” он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после раз­рушающей его революции наступает благодаря его “возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям, созида­тельному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп” 3 .

В фундаментальном четырехтомном труде “Социальная и культурная динамика” П. Сорокин анализирует развитие куль­тур народов, разрабатывает теорию ценностей. Он отмечает, что в течение последних пяти веков западная культура и обще­ство демонстрировали “все великолепие своих созидательных возможностей и вписали одну из самых ярких страниц в исто­рию мировой культуры. То же самое можно сказать о греко-римской и других великих культурах” 4 . В то же время их сози­дательные силы не бесконечны. И в настоящее время, считает П. Сорокин, западная — европейская и американская “чувст­венная”, т.е. основанная преимущественно на материальных ценностях, культура находится в глубоком кризисе. “. Кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты”. Речь идет о кризисе искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни, брака и семьи, социальной, политической и экономи­ческой сфер жизни общества.

Это кризис переходного периода, за которым должно после­довать новое возрождение западной культуры и общества: чув­ственная, основанная на материальных ценностях, культура будет заменена “идеациональной культурой”, основанной на ценностях религии и вере в Бога. Подобная “замена одной фун­даментальной формы культуры другой — идеациональной на чувственную и наоборот”, — хотя и очень редки, но все-таки происходят. Этот вывод призван подтвердить теорию истори­ческого круговорота, которую развивал П. Сорокин. Правда, в отличие от Шпенглера и его сторонников Сорокин говорил не о смертной агонии западного общества и не о “закате Европы”, а о рождении в муках современного кризиса “новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколе­ние — людей будущего” 2 .

Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество наро­дов. Именно к этому он призывал как ученый и общественный деятель. Он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое “объединит большинство позитивных цен­ностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа” 3 .

Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся мыслителей в области социальной философии двадцатого столетия.

Ссылка на основную публикацию