Феминизм – определение, виды и их характеристики и особенности

Что такое феминизм и кто такие феминистки

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Феминизм – знакомое слово, определение которого для многих остается размытым.

Для одних – это движение за равноправие полов, для других – извращенное понятие, рассматривающее мужчин в качестве угрозы.

Понять, что такое феминизм, можно лишь ознакомившись с историей его развития и современной трактовкой.

Феминизм: что это такое и кто такие феминистки

Термин феминизм (от лат. femina, «женщина») можно рассматривать как:

  1. политическое движение, связанное с борьбой представительниц женского пола за равноправие;
  2. интеллектуальное движение, предметом которого является женская проблематика.

Само понятие возникает в начале XIX века. В то время оно подразумевало совокупность качеств, присущих женщине.

Феминистка — это женщина, которая борется за свои права

Слово «феминистка» появляется в конце XIX века. Так именовали представительниц суфражистского движения, желавших получить право на участие в выборах.

Начиная с XX века, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Причем содержание этих прав может пониматься по-разному.

К сожалению, современные феминистки — это уж слишком радикально настроенные женщины, которые давно перешли от борьбы за равноправие полов к борьбе за женское доминирование.

В США психологи бьют тревогу, ибо эта борьба приводит к тому, что мужчины там теряют интерес к жизни, перестают проявлять активность и становятся инфантильными. Борьба за равноправие полов привела к началу геноцида мужского населения.

Нужно четко понимать разницу. Феминизм сегодня — это борьба за ПРАВА женщин, а не за РАВНОПРАВИЕ мужского и женского пола. В тех же штатах сейчас самые уязвимые люди — это белые мужчины с традиционной ориентацией. Просто им не разрешают бороться за свои права, так как они раньше были «угнетателями» женщин, цветных и ЛГБТ представителей.

Истоки феминизма

Корни феминизма можно найти в античной философии. Ещё в IV веке до н.э. Платон писал, что разумные женщины могут обладать теми же правами, что и мужчины.

В числе первых феминисток часто упоминают англичанку Мэри Эстел, жившую в первой половине XVIII века. В своих работах она акцентировала внимание на необходимости женского образования. Эстел считала, что карьерные возможности женщины должные выходить за рамки брака и монастыря.

В эпоху Французской революции появился трактат «Защита прав женщины». Автор Мэри Уолстонкрафт обосновывала право женщин распоряжаться своей судьбой. Ответом на трактат Уолстонкрафт стало заявление, что требование защиты прав женщин не менее нелепо, чем защита прав домашних питомцев.

Вклад в развитие феминистского движения внес и Джон Стюарт Милль, автор трактата «Угнетение женщин». Британский философ поддерживал женскую эмансипацию. Вопрос о неравноправии женщин обсуждали Д. Дидро, М. Кондорсе, Ш. Фурье и Ф. Энгельс.

Этапы развития феминизма

Деление феминизма на волны – это метафора, позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.

Первая волна движения феминисток

За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток. Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.

Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.

Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.

В тот же период появилось мнение, что феминистками становятся некрасивые женщины, которым не удалось найти достойного мужа. Жюль Ренар, французский драматург конца XIX века, писал, что феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

Вторая волна

В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется. Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар.

Острой критике поддается стереотип, что отказ от карьеры и забота о доме – единственный удел женщины.

Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.

Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.

Третья волна

Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и гетеросексуальные, могут угнетать других представительниц своего пола.

Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.

Движение феминисток в России

В России новое отношение к женщине зародилось в эпоху Петра І. Славу журналиста, поставившего «женский вопрос», снискал литературный критик середины XIX века М. Михайлов. В его статье впервые прозвучало требование равноправия женщин.

У истоков российского женского движения стояли жительницы больших городов и представительницы привилегированных слоев.

Начало движения фемиисток в России было связано с попытками обеспечить женщинам доступ к профессиональной занятости и к высшему образованию. К этому стремился «феминистский триумвират», в состав которого входили В.Трубникова, А. Философова и Н.Стасова.

В XIX веке русские женщины, приобщившиеся к движению за равноправие, не могли требовать политических прав, так как тогда в России политически бесправным было большинство населения.

Первый в русской истории митинг за политические права женщин произошел в период революции 1905 года. В этом же году возник всероссийский «Союз равноправия женщин».

В начале XX века в России формируется два направления движения феминисток – либеральное и марксистское.

Первые сосредоточили свою деятельность на благотворительности, трудовой помощи и просвещении, а вторые настаивали на признании женщины полноправным субъектом, каким тогда считался мужчина. Известная представительница марксистского направления – Александра Коллонтай.

Россия внесла большой вклад в развитие марксистского феминизма. На юридическом уровне равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918 г. Было гарантировано формальное политическое равенство. Был декриминализован аборт. Русские женщины первыми в Европе получили возможность сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Но уже в 30-х годах XX века отношение к женщинам стало более консервативным. Идеалом женщины в СССР становится работающая мать. Но патриархатные установки официальной власти существенно ограничивали присутствие женщин в публичной сфере.

Возрождение феминизма началось в 1970-х годах, правда на нелегальных основаниях. Реформы середины 80-х позволили россиянкам встать на путь борьбы за реальное гендерное равенство. В настоящий момент российские феминистские организации поляризуют принципы соучастия в решении социальных проблем: насилия, наркомании, торговли женщинами и пр.

Идейные направления феминизма

В настоящее время феминизм – это разношерстное движение.

Рассмотрим направления, получившие широкую известность.

Либеральный феминизм

В основе либерального феминизма лежит идея равенства прав мужчин и женщин. Его сторонники считают, что угнетение женщин спровоцировано воспитательными и правовыми ограничениями, которые должны быть устранены.

Главная цель либеральных феминисток – получение равных с мужчинами прав в разных сферах деятельности. На Западе данную теорию учитывают многие большие политические партии.

Марксистский феминизм

Сторонники марксизма считают феминизм частным случаем капиталистического и классового угнетения. Большой вклад в развитие данного направления внесли Клара Цеткин и Роза Люксембург. Центральная тема данного направления – неоплачиваемый домашний труд.

Марксистские феминистки утверждают, что ликвидация капиталистической экономики устранит все формы угнетения.

Радикальный феминизм

Основа радикального феминизма – критика патриархата, под которым подразумевается культурное, политическое и экономическое доминирование мужчин.

Сторонники данного движения считают, что женщина должна перестать быть бесплатной бытовой и сексуальной прислугой мужчины.

Они настаивают на обособленном существовании женщин от патриархальных структур.

Из радикального феминизма вырос «лесбийский сепаратизм». Его представительницы заявляют, что женщины не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что это является продолжением традиции угнетения. По их мнению, ритуалы, свойственные влюбленности, это форма покупки женского тела.

К феминизму можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то решится отрицать, что это явление сыграло важную роль в процессе формирования современного общества. Остается лишь ждать, какие изменения повлечет за собой следующая волна движения феминисток.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Может стандартный феминизм имеет под собой какую то логику, но радикальный анти социальное явление.

Как и любое другое движение — феминизм начинался с малого, с постановки вопроса о равноправии мужчин и женщин, праве получать образование, праве избирать и быть избранной. Сейчас все эти права даны женщинам, за исключением некоторых исламских государств. Но движение, на то и движение, чтобы выдвигать всё новые и новые требования, отсюда и весь этот абсурд.

Если бы все ограничивалось равноправием, то это одно дело. Но феминистки очень часто прибегают к противопоставлению, возвышая себя над всеми!

У нас феминисток называли суфражистками. Эти женщины изменили мир, добились равенства и полноправия для женщин, они ГЕРОИНИ. А вот современные феминистки -выскочки! Им плевать за что стоять, за что бороться, лишь бы собраться и устроить массовые беспорядки. А еще они придумали бодипозитив.

Нет я не против, сначала цель была благая, но они таким образом оправдывают свою лень, превращаются в волосатых свиноподобных особей и визжат о нарушении их прав. Мерзко и противно!

Вообще-то феминизм это крайность, между представителями обоих полов должно быть равенство.

Современные феминистки уже не те! Если раньше шла борьба за равенство, то сейчас это переходит все границы, их борьба направлена на унижение, при том не только мужчин, но и женщин. В тренде: ожирение, мохнатость и рыхлость. Вот этого и добились современные феминистки!

Феминизм — одно из самых продуктивных и быстро развивающихся течений. Еще около 100 лет назад женщины не имели собственности и не могли голосовать, а сейчас удалось добиться почти полного равенства. Проблема в том, что в некоторых областях оно продолжает оставаться лишь номинальным.

Здравый ответ на несправедливое преобладание мужчин в современном мире. Особенно актуална поддержка феминизма на Ближнем Востоке, чтобы подавление прав женщин там было безвозвратно уничтожено, как вредный пережиток прошлого.

Что Такое Феминизм? (Кто Такая Феминистка Простыми Словами)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Феминизм – знакомое слово, определение которого для многих остается размытым.

Для одних – это движение за равноправие полов, для других – извращенное понятие, рассматривающее мужчин в качестве угрозы.

Понять, что такое феминизм, можно лишь ознакомившись с историей его развития и современной трактовкой.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в Сенека-Фоллз 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне. В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Антифеминизм

Антифеминизм, как и сам феминизм, является очень разнообразным явлением. В целом антифеминизм противоположен идеям или действиям феминистского движения. В зависимости от социального и исторического контекста, а также от того, против каких идей и фракций феминизма он выступает, антифеминизм может принимать разные формы. Обычно в основе антифеминизма лежит вера в то, что гендерного неравенства не существует, либо смена пола невозможна или вредна.

Антифеминизм – это не то же самое, что женоненавистничество или сексизм. Женоненавистничество – это дискриминация женщин и отвращение к ним, а сексизм, как правило, он основан на гендерной принадлежности.



Суть либерального феминизма:

  • Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;
  • Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;
  • Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;
  • Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.

Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма Элизабет Кэди Стэнтон, Сьюзен Энтони, Эммелин Панкхерст.

Либеральные феминистки верят в концепцию личного выбора, а это значит, что каждая женщина имеет право жить так, как она хочет

И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.

За что критикуют либеральный феминизм:
  • Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;
  • Отсутствие классового и расового анализа;
  • Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;
  • Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;
  • Некритичное отношение к понятию власти;
  • Некритичное восприятие «мужской» рациональности;
  • Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;
  • Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.

Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например Жанет Рэдклифф и Сьюзен Окин, отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.

Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» Бетти Фридан разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».

Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на Алену Попову, которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.

Влияние на религию

Влияние феминизма повлияло на многие аспекты религии. В либеральном протестантском христианстве женщины имеют право быть религиозными лидерами. Благодаря христианскому реформизму женщины постепенно стали равны мужчинам, открыли путь к другим более высоким религиозным должностям и получили возможность пересмотреть некоторые убеждения.

Однако это наблюдалось только в протестантском христианстве. В исламе, католицизме и православии это направление развития не получило развития (в частности, в исламе, где женщинам не разрешается занимать какое-либо место среди духовенства).

Марксистский феминизм

Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: Клара Цеткин, Лили Браун и Александра Коллонтай.

Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт.

В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, Коллонтай говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее. Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.

Такое видение называлось государственным матриархатом, поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как Эмма Голдман и Шарлотта Гилман, начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Если марксистские феминистки считали, что единственный способ освобождения женщин — это революционное уничтожение капитализма, то социалистические считали, что для искоренения угнетения необходимо как экономическое, так и социальное изменение общества

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

Хейди Хартманн внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

Джулиет Митчелл говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

Суламифь Файерстоун говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

Экофеминизм

Общественное движение экофеминизма появилось в далеком 1974 году, но недавно обрело второе дыхание. Экофеминистки не только сражаются за права женщин в современном обществе, но и много времени уделяют проблемам экологии, защите животных и живой природы. Всё, что угнетено и нуждается в поддержке, должно быть поддержано.

Представителями экофеминизма являются веганы и вегетарианцы, а также приверженцы разнообразных мистических учений. Именно в нем можно встретить гринписовцев, волонтеров и других женщин, считающих, что путь к равноправию и всеобщему благоденствию начинается с работы над собой.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм отчасти базируется на марксистской теории, но при этом предлагает совершенной новый концепт. Это первый вид феминизма, который начинает смотреть на угнетение женщины как на что-то, что существует само по себе, а не как приложение к какой-то более крупной политической теории. По мнению радикальных феминисток, проблема лежит в социальной организации общества, а если более конкретно — в мужском господстве, патриархате.

Патриархат — система социальных структур и практик мужского господства над женщинами, пронизывающая как частную, так и общественную жизнь. Важно отметить, что эти практики пронизывают не только общественную, но и личную жизнь. Радикальные феминистки первыми начинают акцентировать внимание на тех проблемах, которые раньше казались не такими важными.

Термин «патриархат» принадлежит Кейт Миллет, представительнице радикального феминизма. Она говорит о том, что самые главные угнетения женщин проявляются в семье. Впервые начинают говорить о домашнем насилии, изнасиловании, личной власти мужа над женой. О сексуальном насилии очень много говорит авторка Андреа Дворкин. Она является одной из самых ярких критикесс порнографии и считает, что если порнография — это теория, то реальное насилие — это практика. То есть после просмотра порнографических фильмов насилие для мужчин становится нормальным.

Радикальные феминистки стремятся к разрушению патриархата, поскольку патриархальные отношения пронизывают всю систему до самых корней и ее нельзя реформировать, ее можно только разрушить

Еще одной идеей радикального феминизма является мысль, что мужчины и женщины не равны, женщины обладают уникальным женским опытом в силу биологических причин — репродуктивной функцией. И одной из важнейших задач радикального феминизма становится присвоение себе контроля над сексуальностью и репродукцией.

За что критикуют радикальный феминизм:
  • Неприятие концепции свободного выбора;
  • Трансфобия (TERF — trans-exclusionary radical feminist);
  • Отказ секс-работницам в праве на выбор (SWERF — sex worker exclusionary radical feminist);
  • Эссенциализм.

Понятие «раса» в феминистском разрезе

Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел. Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.

Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм. Одна из самых ярких представительниц Анджела Дэвис, она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с Кимберли Креншоу они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.

Суть черного феминизма:
  • Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;
  • Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;
  • Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.

Течения, связанные с сексуальной ориентацией

Существует несколько направлений феминизма, помимо уже упомянутого лесби-феминизма, которые в основу своего течения ставят человеческую сексуальность. К примеру, трансфеминизм, поддерживающий право человека приобрести тот пол, который он пожелает, и не порицаться за это обществом. Гомосексуальный феминизм ориентируется на свободу человека в выборе сексуальных партнеров. Подобные течения, чаще всего, объединяются в одно общее ЛГБТ-сообщество, которое поддерживает людей с нетрадиционными сексуальными ценностями.

Социальный контроль: понятие, виды, функции

Любящие пофилософствовать и поругать общество люди часто рассуждают о свободе, которой, с их точки зрения, так не хватает человеку в современном мире. Однако, живя в обществе, мы должны считаться с его законами и нормами, даже если они нам не нравятся. Потому что анархия, безвластие, а значит, и произвол сильного гораздо хуже, чем любые законы. К тому же влияние общества проявляется не только на формальном, но и на неформальном, психологическом уровне. И это очень значимое для нас влияние называется социальным контролем.

Что такое социальный контроль

Несмотря на название, социальный контроль – это необязательно надзор общества за каждым его членом и насильственное управление поведением людей. Это прежде всего незаметное и часто практически неощутимое влияние. Социальный контроль воспринимается как внешняя, подавляющая сила, только если человек сознательно или неосознанно нарушает общепринятые нормы, не оправдывает ожидания членов его сообщества.

Воспитанный в рамках определенного социума человек проходит социализацию еще в детстве, усваивает нормы и правила поведения. Поэтому он может и не замечать действия социального контроля, ведь его убеждения, ценности и принципы не противоречат общепринятым.

Поэтому в психологии социальный контроль рассматривается прежде всего как влияние общества на формирование социально приемлемого поведения индивида. И только в случае асоциального поведения, нарушения групповых норм, уклонения от выполнения обязанностей своей социальной роли становится заметна другая сторона социального контроля – принуждающая и подавляющая.

Таким образом, социальный контроль нельзя рассматривать как внешнюю силу по отношению к полноценному, социализированному члену общества. Любой нормальный взрослый человек является таким же проводником социального контроля, как и другие люди. В отличие от социального, формально-правовой контроль осуществляют специальные органы государства, стоящие как бы над обществом.

Инструменты социального контроля

Формальный контроль опирается на возможности и статус государственных институтов, в том числе на силовые структуры, суд, СМИ. Это дает возможность широко использовать и воспитательные меры, и средства убеждения, и меры принуждения. Социальный контроль работает совсем по-другому. Хоть такие каналы, как убеждение, принуждение и воспитание, у него тоже имеются, но инструменты, механизмы и способы воздействия в социальном контроле совсем другие.

Механизм психического подражания

Этот механизм назван основным инструментом неформального контроля еще в XIX веке в труде основателя социальной психологии Г. Тарда. Психическое подражание – очень древнее явление, обеспечивающее выживание и стабильное существование любого социума: не только человека, но и высших животных.

У человека подражание проявляется в копировании (чаще неосознанном) поведения, приемов общения, средств и форм коммуникации окружающих людей. Именно этот механизм считается основным и самым действенным инструментом социализации и социального контроля в раннем детстве. Причем подражание у людей играет даже более важную роль, чем у животных, потому что человеческий ребенок рождается практически полностью лишенным врожденных, инстинктивных форм поведения. Прямохождению, речи, предметной деятельности, рациональному мышлению он учится у взрослых, преимущественно через подражание. Тогда как, например, щенка не нужно учить лаять и вилять хвостом – это заложено у него природой.

В старшем возрасте, когда человек уже может осмыслить свои поступки, подражание продолжает играть огромную роль. Те нормы поведения, которым следует наше ближайшее окружение, усваиваются прежде всего через подражание. И часто это происходит неосознанно, а стереотипы поведения закрепляются на подсознательном уровне. Поэтому усвоенные нормы соблюдаются автоматически, можно сказать, рефлекторно.

Никакое убеждение, а тем более принуждение в этом случае уже не нужно, и социальный контроль проходит интериоризацию, то есть становится внутриличностным. Более того, нарушение другими людьми социальных норм вызывает чувство дискомфорта, неправильности, желание прекратить асоциальные действия. То есть усвоив правила поведения и групповые ценности, человек сам становится проводником социального контроля.

Механизм психического подражания делает работу социального контроля незаметной, и человек просто его не ощущает и не задумывается о нем, не чувствует ни насилия, ни принуждения общества.

Экспектации

Вы замечали, как часто мы делаем не то, что нам хочется, а то, что от нас ждут окружающие: родные, друзья, коллеги? Нет, они не заставляют нас силой или убеждением, часто они вообще ничего не говорят. Просто мы знаем, что эти люди ждут от нас определенных поступков, и поэтому совершаем их. Для этого есть несколько причин:

  • мы не хотим огорчать друзей и близких;
  • стремимся заслужить уважение или поддержать имидж;
  • понимаем необходимость соответствовать принятой роли;
  • просто привыкли делать то, что ждут от нас более авторитетные, значимые, взрослые люди.

Эти социальные ожидания и называются экспектациями (от англ. expectation). Не высказываемые вслух, не навязанные силой, они управляют нашим поведением. Наиболее показательным примером влияния экспектаций является следование стереотипам социальных ролей. Так, зная, что ждут люди от продавца, врача, сотрудника ЖКХ, представители этих профессий сознательно или неосознанно стараются соответствовать ожиданиям. Интересно, что данный механизм играет не только позитивную роль. Например, сотрудник ГИБДД тоже знает эти экспектации.

В семье, в кругу друзей, в сообществе коллег – везде экспектации являются действенным инструментом социального контроля. Муж звонит жене, если задерживается на работе, потому что знает – супруга ждет этого звонка. Сотрудник офиса остается после окончания рабочего дня, чтобы доделать горящий проект совместно с коллегами, потому что знает – они ждут от него именно такого поступка.

Экспектации, конечно, не являются жестко заданными, и, случается, люди не следуют им, не оправдывают ожидания окружающих. Тогда социум применяет к ним социальные санкции.

Санкции

Это важный инструмент социального контроля, выполняющий функции как принуждения, так и поощрения. Термином «социальные санкции» обозначается любое действие социума, направленное на регулирование поведения человека в соответствии с групповыми нормами. Санкции бывают двух видов:

  • позитивные или поощряющие, демонстрирующие одобрение социума и поддержку действий одного из его членов;
  • негативные или осуждающие – различные формы наказания или принуждения, направленные на индивидов, нарушающих общепринятые правила и нормы.

Социальные психологи считают, что позитивные санкции работают эффективнее негативных, так как поощрение стимулирует к свершению правильных, полезных для общества поступков. А вот наказание и осуждение может вызвать обиду, раздражение, гнев и даже отторжение и демонстративное асоциальное поведение.

Большинство социальных санкций, как позитивных, так и негативных, связаны с общественным мнением – той сферой, в которой ставятся и решаются все общегрупповые проблемы, в том числе связанные с поведением отдельных членов группы. Правда, чаще всего это касается только таких поступков, которые затрагивают интересы социума в целом.

Общественное мнение

Общественное или групповое мнение – это отношение социума к каким-то значимым для него событиям, в том числе и к действиям отдельных людей. Оно считается интегральным явлением, то есть результатом взаимодействия людей, обсуждающих важный вопрос или событие. В средствах массовой информации можно встретить такую фразу: «Он является выразителем общественного мнения». С точки зрения психологии, это неверно. Выразителем мнения социума не может быть отдельно взятый человек, даже лидер, такое мнение не является и «средним арифметическим». И даже, бывает, не совпадает с точкой зрения большинства членов социума. Вот такой парадокс. Для исследования общегрупповой точки зрения по какому-то вопросу в психологии есть специальные методики, например, фокусированное групповое интервью, по-другому – метод «фокус-групп».

Общественное мнение – очень действенный инструмент социального контроля. Часто от осуждения 1-2 человек можно и отмахнуться – это их личное мнение, и оно ничуть не более значимо, чем ваше. Но осуждение сообщества в целом человеком переживается очень тяжело. Оно иногда создает настолько гнетущую психологическую атмосферу, что нарушитель норм бывает вынужден покинуть группу, оставить свою работу, а то и переехать на другое место жительства.

Но и одобрение общественного мнения воспринимается очень позитивно, оно словно дает человеку крылья, вдохновляет на важные, значимые поступки, побуждает жертвовать собственными интересами ради блага социума. Недаром же есть такая поговорка: «На миру и смерть красна».

Функции социального контроля

Социальный контроль – важная часть жизни общества, которое без него вообще бы не могло существовать. Он важнее формально-правового, так как опирается не на законы, принятые группой людей, а на потребности общества, на традиции, на нормы, почитаемые большинством членов группы. Нередко социум даже менее строг к нарушителю формального закона, чем к тому, кто не уважает групповые нормы и традиции. Среди множества функций социального контроля можно выделить основные:

  1. Регулирование поведения и отношений людей в социуме.
  2. Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения индивидом норм группы.
  3. Функция адаптации – социальный контроль помогает новому члену сообщества приспособиться к требованиям социума.
  4. Интеграция – обеспечение эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.
  5. Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.
  6. Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток отдельных индивидов разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Отношение к социальному контролю может быть далеко не однозначным, а временами и откровенно негативным. Ведь в ряде случаев он не только ущемляет права отдельных личностей, но и поддерживает явно устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. Но следует помнить, что это главный механизм, обеспечивающий стабильность общества. Часто социум просто не переживает слишком кардинальные изменения, а когда рушится социальный контроль, наступает анархия и хаос.

Социальный контроль: понятие, примеры, классификация, функции

Для благополучного существования любого общества необходимо, чтобы каждый человек понимал, что его поведение влияет на окружающих. Следовательно, он должен придерживаться определённых правил, принятых в этом обществе. Увы, далеко не все готовы следовать правилам добровольно. А значит, необходимо предпринимать меры, обеспечивающие порядок и соблюдение общепринятых правил.

Эту задачу решает особый социальный институт, в той или иной форме существующий в любом обществе – социальный контроль. Сегодня мы подробно поговорим о том, что он собой представляет, выясним, какие формы он может принимать, и рассмотрим несколько примеров, наглядно объясняющих его природу и принципы функционирования.

Что такое социальный контроль?

Социальный контроль – это совокупность мер, предпринимаемых для того, чтобы поведение всех людей соответствовало нормам и правилам, принятым в данном обществе. По сути, социальный контроль является основным инструментом поддержания устойчивости социальной структуры. Он включает в себя разные методы, посредством которых общество или социальная группа регулирует поведение своих членов и предотвращает нежелательные поступки.

Автором термина считается французский социолог и криминолог Габриель Тард. Правда, сам он называл так метод общественной реабилитации преступников с целью возвращения их к нормальной жизни. Позже смысл термина расширился, и сегодня данное понятие относится ко всем членам общества.

Социальный контроль включает в себя два ключевых элемента:

  • Социальные нормы. Это правила поведения и взаимодействия с окружающими, принятые в данном обществе. Сюда входят и формальные требования к поведению (законы и прочие нормативно-правовые акты), и неформальные (нормы морали, религиозные каноны и обычаи).
  • Социальные санкции. Это поощрения и наказания, призванные мотивировать человека соблюдать социальные нормы. К поощрительным санкциям относятся всевозможные награждения, премии, присвоение званий и публичные благодарности, а к отрицательным – лишение свободы, лишение званий и привилегий, увольнение, штрафы и прочее.

Ключевая задача социального контроля – обеспечение соблюдения каждым членом общества общепринятых норм поведения. При этом нет необходимости в том, чтобы постоянно контролировать все действия каждого отдельно взятого человека, проверять их соответствие нормам и навязывать ему «правильное» поведение насильственными методами. Влияние социального контроля часто бывает незаметным и практически неощутимым.

Хорошо воспитанные люди, как правило, сами тщательно следят за своим поведением, стараясь соответствовать общепринятым правилам и боясь не оправдать ожидания общества. И это тоже проявление социального контроля. Как правило, человек усваивает социальные нормы ещё в детстве, в процессе социализации, и в дальнейшем соблюдает их, особо не задумываясь над этим, поскольку его собственные принципы и ценности полностью соответствуют общественным.

Примеры социального контроля

Очевидно, что в той или иной форме социальный контроль присутствует во всех сферах жизни общества. Если быть более точным, он есть везде, где происходит какое-то взаимодействие людей с социумом или между собой. Именно общественный контроль заставляет нас соблюдать законы и правила дорожного движения, вовремя приходить на работу, соблюдать взятые на себя обязательства и выполнять данные обещания, вежливо общаться с окружающими и в целом уважительно к ним относиться.

Для того, чтобы общественный контроль был эффективен, необходимы общепринятые и общеизвестные социальные нормы. Если человек по каким-то причинам не знает, как принято вести себя в определённой ситуации, он может принять неправильное решение.

Рассмотрим несколько примеров социального контроля:

  • Отношение к учёбе в школе. Если школьник плохо учится, то ему приходится регулярно показывать родителям дневник с плохими оценками. А в некоторых случаях родителей и вовсе могут вызвать в школу. В таких случаях школьнику придётся столкнуться с наказанием. Если же он, наоборот, успешен в учебе, родители могут как-то поощрить его за успехи. Это форма социального контроля в семье.
  • Отношение к чистоте. Любой хорошо воспитанный взрослый человек знает, что выбрасывать мусор нужно в урну, а не на тротуар или в кусты. Но это знание возникает не само по себе. Чаще всего оно является следствием вполне конкретной ситуации, в которой этот человек бросил мусор под ноги и столкнулся с осуждением со стороны окружающих. Это также проявление социального контроля.
  • Некрасивые высказывания и поступки. Иногда мы произносим какие-то неудачные фразы или совершаем некрасивые поступки. И даже если это никому не навредило, мы всё равно стараемся впредь избегать подобных ошибок, чтобы не разочаровывать близких. Это форма социального контроля, заключающаяся в том, что мы стремимся выглядеть лучше в глазах небезразличных нам людей и стараемся соответствовать их ожиданиям.

Конечно, эти примеры не объясняют в полной мере, что такое социальный контроль, ведь это сложное и многогранное понятие. Они лишь дают понимание механизма, который лежит в его основе. Важно учитывать, что социальный контроль работает не столько из-за страха человека перед санкциями, сколько из-за его желания соответствовать ожиданиям окружающих людей.

Виды социального контроля

Существует два основных вида социального контроля: формальный и неформальный. Оба они играют важную роль и взаимно дополняют друг друга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Формальный

Формальный социальный контроль – это механизм охраны общественного порядка, подразумевающий наличие формализованных правил поведения и системы принуждения к соблюдению этих правил. Его реализацией занимаются полиция, прокуратура и другие органы государственной правоохранительной системы.

Законы и нормативно правовые акты жёстко устанавливают, какие действия являются правонарушениями и какие наказания полагаются за каждое из них. Решения по наказаниям за правонарушения также принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

Преимущество формального социального контроля заключается в том, что за счёт боязни наказания он удерживает от нарушения законов лиц, склонных к совершению преступлений в силу низкой правовой культуры и прочих факторов.

2. Неформальный

Как было отмечено выше, большинство из нас придаёт большое значение одобрению и порицанию своих поступков окружающими. Как правило, основными субъектами такого контроля являются ближайшие родственники, друзья, коллеги, начальство и люди, к которым мы относимся с уважением. Важную роль играет также общественное мнение, которое формируется преимущественно силами СМИ.

В роли поощрительной санкции общественного контроля обычно выступает одобрение и общее повышение уважения к человеку. Роль наказания исполняют порицание, репутационный ущерб, ухудшение отношений с близкими людьми. Кроме того, если человек не является социопатом, у него обычно присутствует такой механизм социального самоконтроля как совесть.

Социальные санкции

Роль исполнительного механизма социального контроля играют социальные санкции – меры, применяемые для поощрения желательного поведения и предотвращения нежелательного. Очевидно, что все санкции можно разделить на позитивные (поощрения) и негативные (наказания). Кроме того, можно выделить две группы по степени формальности: формальные и неформальные.

Таким образом, всего существует 4 вида социальных санкций:

  • Формальные позитивные. Это поощрения, исходящие от официальных органов (государства, учебного заведения, фирмы-работодателя): награды, премии, грамоты, повышение в должности, присуждение звания, объявление благодарности и прочее.
  • Формальные негативные. Сюда входят меры наказания, исходящие от официальных органов: штрафы, выговоры, понижение в должности или звании, лишение водительских прав и прочее.
  • Неформальные позитивные. Это различные поощрения, исходящие от окружающих: похвалы, комплименты, одобрительные высказывания, принятие в коллектив.
  • Неформальные негативные. Сюда относятся насмешки, критика, жалобы, игнорирование, исключение из коллектива и прочие нежелательные последствия.

И формальные, и неформальные социальные санкции способствуют формированию у индивида поведения, которое будет максимально точно соответствовать действующим в данном обществе законам и социальным нормам. При этом у него не будет ощущения, что он «прогнулся» под систему, потому что он принимает действующие ценности и считает их своими собственными.

Механизм осуществления социального контроля

Для осуществления социального контроля используется три основных метода:

  • Социальная изоляция. Нарушителя помещают в условия, в которых у него сильно ограничена возможность общения с другими членами общества. В случае формального контроля это подразумевает ограничение свободы. В случае неформального – игнорирование, отказ от общения, исключение из коллектива.
  • Обособление. Данный метод подразумевает ограничение отдельных возможностей нарушителя. К примеру, индивиду могут ограничить возможность перемещения (домашний арест) или возможность выполнять какие-то действия (например, изъять водительское удостоверение).
  • Реабилитация. Это совокупность мер, направленных на исправление нарушителя с целью исключить нежелательное поведение в будущем.

При выработке механизмов осуществления социального контроля важно помнить, что задача состоит не в том, чтобы наказать нарушителя, а в том, чтобы найти причины девиантного поведения и минимизировать их влияние.

Функции социального контроля

Для полного понимания того, что такое социальный контроль, необходимо знать также основные функции, которые он выполняет. В качестве таковых можно назвать следующие функции:

  • Охранительная. Суть данной функции заключается в защите жизни, свободы и имущества от потенциального вреда.
  • Регулятивная. Эта функция подразумевает регулирование всех общественных процессов с целью создания максимально комфортных условий для жизни общества и отдельных его членов.
  • Стабилизирующая. Социальный контроль должен обеспечивать общественный порядок и стабильное функционирование всех социальных институтов, необходимых обществу.

Принципы социального контроля

Существует три основных принципа, которых необходимо придерживаться при осуществлении социального контроля, независимо от его вида и используемых методов:

  • Он всегда должен быть направлен на стимулирование общественно полезного поведения и предотвращение общественного вредного.
  • Применяемые санкции всегда должны соответствовать тяжести и общественной опасности нарушения, сохраняя при этом возможность социальной реабилитации нарушителя.
  • Никакая санкция не должна унижать достоинство личности, вместо этого должно быть очевидно, что она справедлива и соответствует нарушению.

Интересно, что сам по себе социальный контроль не является деятельностью, направленное на создание каких-либо общественных ценностей. Он не создаёт какого-либо ценного продукта или прибавочной стоимости. Однако он необходим, поскольку без него невозможно полноценное функционирование общества.

Заключение

Социальный контроль – это важный элемент нашей жизнедеятельности, присутствующий во всех сферах общественной жизни. Для большинства из нас этот социальный институт практически незаметен, поскольку он действует «прозрачно», заставляя нас корректировать своё поведение в соответствии с собственными нравственными установками, которые в значительной мере основываются на принятых в обществе моральных нормах. Но несмотря на такую неприметность, социальный контроль является одним из важнейших столпов современного общества, от которого зависит порядок и стабильность нашей повседневной жизни.

Социальный контроль

О чем эта статья:

Понятие социального контроля

Социальный контроль — это совокупность мер, которые предпринимаются для того, чтобы поведение людей было в согласии с принятыми в обществе нормами и правилами. Главные элементы:

общность в виде группы, класса;

Признаки социального контроля:

направленность на профилактику отклонений в поведении людей и борьбу с отклонениями от нормы;

опора на санкции;

шаблонность и категоричность.

Основные задачи контроля социума:

Рассмотрение результатов — сопоставление и сравнение выполненных результатов с запланированными.

Оценка — применение специальных средств, которые показывают, насколько эффективно была выполнена работа.

Распознавание — предупреждение выявления нарушений и их мотивов.

Устранение — назначение санкций для ликвидации нарушений.

Структура социального контроля:

Социальные нормы — правила взаимодействия человека с обществом и государством. Например: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали.

Санкции — позитивная или негативная мотивация к соблюдению норм. Например: грамота, звание, медаль, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Наказание за нарушение закона или административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование.

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, объятие.

Функции социального контроля

Социальный контроль выполняет важную роль в жизни общества — без него общество не могло бы существовать.

Основные функции социального контроля:

Регулирование поведения и отношений людей в социуме.

Обеспечение процесса социализации, то есть усвоения человеком норм группы.

Функция адаптации — социальный контроль помогает новому члену сообщества адаптироваться к требованиям социума.

Интеграция — реализация эффективного взаимодействия членов группы и сплочение их вокруг общих традиций и норм.

Защита общегрупповых интересов, обеспечение безопасности членов сообщества.

Поддержание стабильности социума, предотвращение попыток разрушить устоявшиеся нормы и ценности.

Часто отношение к социальному контролю у людей неоднозначное, и может быть даже откровенно негативным. В ряде случаев он не только ущемляет права, но и поддерживает устаревшие и непрогрессивные нормы и ценности. При этом важно помнить, что это главный механизм, который обеспечивает стабильность общества.

Механизмы социального контроля

Социальный контроль включает в себя разные методы, через которые общество или социальная группа регулирует поведение людей и предотвращает нежелательные поступки.

Три главных метода социального контроля:

Изоляция — создание непроходимых перегородок между девиантом (человеком, который нарушает социальные нормы) и всем остальным обществом без попыток исправления или перевоспитания его.

Обособление — ограничение контактов девианта с другими людьми, при этом без изоляции от общества. Допустимо исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

Реабилитация — процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Методы реализации контроля в зависимости от санкций:

Прямые — характеризуются жестким действием (репрессии) и мягким действием (конституционный кодекс).

Косвенные — жесткое воздействие (санкции международных организаций), мягкое (СМИ).

Организационные — общий контроль (задание руководства подчиненному без надзора), детальный контроль (надзор за выполнением работы).

Методы социального контроля в группе:

Социализация — формируется в ходе развития личности (желания, привычки, предпочтения), устанавливает общественный порядок.

Групповое давление может происходить в процессе жизни. Когда человек разделяет принятые в обществе порядки и культурные нормы, он обязан вести себя подобающе, а в случае несоблюдения правил на него накладываются санкции со стороны группы (осуждение).

Принуждение — реализуется в ходе невыполнения индивидом общепринятых правил.

Виды социального контроля

Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:

Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:

Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.

Закреплен законодательством, указами, инструкциями.

Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.

Зачастую представлен в виде идеологии.

Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:

Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, учебные заведения.

Большую эффективность приобретает в малых группах.

Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.

Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.

Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.

Понятие социального контроля

  • Что такое социальный контроль
  • Механизмы социального контроля
    • В социальной сфере
    • В экономике
    • В религии
  • Типы социального контроля
    • Внутренний контроль
    • Внешний контроль
  • Основные виды внешнего контроля
    • Формальный
    • Неформальный
  • Значение социального контроля в обществе
  • Примеры в повседневной жизни

Что такое социальный контроль

Под понятием социального контроля подразумевают сознательно сформированную систему мер, направленных на сохранение порядка в обществе. Предотвращение отклонений от нормы – главная задача социального контроля.

Сущность понятия можно рассмотреть в широком или узком смысле. В первом случае речь идет о всеобъемлющей совокупности различных вариантов общественного контроля (нравственном, государственном и др.), во втором – о гласности результатов и оценивания деятельности людей, контроле мнения членов социума.

Общественный контроль имеет свои плюсы и минусы, однако его польза очевидна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура социального контроля представлена двумя элементами:

  1. Социальные нормы. Устанавливают определенные правила взаимодействия индивидов с обществом и государством. Пример: законы, обычаи, религиозные каноны, нормы морали и т.д.
  2. Социальные санкции. Создают мотивацию к соблюдению норм, могут быть позитивными или негативными. Пример: почетная грамота, присвоение звания, награждение медалью, увольнение, административный арест, лишение свободы.

Компоненты контроля взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

Признаки социального контроля:

  • направленность на профилактику общественных девиаций и борьбу с ними;
  • опора на санкции;
  • шаблонность и категоричность.

Механизмы социального контроля

Существует три главных метода социального контроля:

  1. Изоляция. Заключается в создании нерушимых границ между нарушителем и остальными членами социума (исключая вариант перевоспитания девианта).
  2. Обособление. Метод предусматривает ограничение контактов нарушителя, но не его полную изоляцию. В этом случае возможно исправление субъекта, возвращение к обычной жизни.
  3. Реабилитация. Процесс подготовки нарушителей к будущему законопослушному исполнению различных социальных ролей.

Государство воздействует на индивида с помощью прямых или косвенных, мягких или жестких методов. Например, прямой и жесткий метод – репрессирование, прямой и мягкий – применение норм уголовного кодекса к личности преступника. Косвенным мягким методом выступает работа СМИ, косвенным жестким – действие норм международного права.

В социальной сфере

Общество состоит из отдельных индивидов и их объединений, постоянно и активно взаимодействующих. Обеспечение стабильности и порядка – один из ключевых факторов прогрессивного развития социума. Человечество на протяжении своего существования разрабатывает нормы и ценности, действие которых необходимо поддерживать. Это объясняет наличие в социуме четко обозначенных санкций.

Социальный контроль может осуществляться как лично самим индивидом (самоконтроль), так и обществом (организациями, группами, государством). Его проявления могут быть формальными или неформальными.

В экономике

В условиях становления рыночной экономики задача по реализации контроля возлагается на плечи потребителей товаров и услуг. Именно от их активности и заинтересованности зависит спрос на ту или иную продукцию, а значит, и предложение. Правило «невидимой руки» рынка остается актуальным. Производители выпускают на рынок ту продукцию, которая нужна потребителю. Так получается взаимная выгода. Производителю – прибыль, потребителю – продукт.

Механизмы контроля в экономике: экспертиза качества товара, закон «О защите прав потребителей», организации, призванные защищать потребителя (Роспотребнадзор).

В религии

В духовной среде механизмами социального контроля выступают сами религиозные учения, организации, их проповедующие, положения священных писаний. В различные периоды существования человечества церковь меняла уровень своего влияния.

Так, в первобытном обществе, жизнь общества была полностью подчинена языческим воззрениям, благодаря чему сложились первые обычаи, исполняемые всеми членами социума. В эпоху Средневековья, когда произошло становление крупнейших мировых религий, на жизнь европейского сообщества решающее влияние стала оказывать христианская церковь. Ее власть практически не имела границ: духовенство обогащалось за счет взимания налогов и продажи индульгенций, а короли постепенно теряли свой авторитет, проигрывая Папе Римскому.

Сегодня в России, как и во многих других государствах, закреплен светский характер взаимоотношений церкви и официальной власти. Ни одна из религий не может провозглашаться государственной, каждый имеет право на свободный выбор веры. Тем не менее, влияние церкви на жизнь общества по-прежнему велико, но сдерживание индивидов от девиаций здесь происходит лишь с позиции нравственности. Использовать меры принуждения, как это было в Средние века, духовные структуры не могут.

Типы социального контроля

В зависимости от того, каким образом осуществляется направление поведения индивида, выделяют два основных типа контроля: внутренний и внешний. Каждый из них имеет свои специфические черты. Общество находится на высоком уровне развития, если у граждан в большей степени развит внутренний контроль. Цель любого современного государства – всеми средствами и способами добиться должного уровня самоконтроля граждан.

Внутренний контроль

Субъект самостоятельно регулирует свое поведение среди других членов социума. Способность к самоконтролю формируется в процессе становления личности (социализации). Нарушая общепринятые нормы, человек испытывает угрызения совести. Совесть, воля и сознание личности – непосредственные элементы внутреннего контроля. Сдерживать собственные действия субъекту удается посредством проявления сознательных волевых усилий.

Внешний контроль

Это система институтов, форм и способов, обеспечивающих исполнение действующих в социуме норм. Укрепился в обществе за счет возникновения разнообразных социальных институтов (школы, армии, государства, производства и т.д.), деятельность которых урегулирована определенными правилами. Для исполнения этих норм утверждены санкции, применяемые к участникам процесса (образовательного, политического, воинской службы и пр.).

Основные виды внешнего контроля

Особенности внешнего контроля в том, что он обеспечивает стабильность в общественной жизни, прежде всего, благодаря формально определенным санкциям. Но стоит учитывать также и стремление индивидов к всеобщему одобрению и поощрению их действий, что часто выражается в неформальном виде.

Формальный

Предполагает наличие разработанной системы наказаний и мер принуждения, которые применяются к нарушителям общественного порядка. Реализуют эти меры правоохранительные органы. В России это полиция, прокуратура, Федеральная служба исполнения наказаний, судебные приставы, Следственный комитет, ФСБ и другие инстанции, наделенные широкими полномочиями. Деятельность правоохранительных органов жестко регламентирована законом, а поведение сотрудников должно укладываться в рамки современного законодательства. Решения по конкретным нарушениям они принимают в соответствии с нормами права.

Даже недостаточный уровень правовой культуры общества в целом обеспечивает воздержание от запрещенных действий большинства индивидов из-за боязни наказания.

Неформальный

Проявляется в выражении одобрения или порицания поступков отдельных субъектов другими членами социума. Зачастую контроль осуществляется ближайшими родственниками или друзьями, коллегами, соседями, знакомыми. Важную роль также играет сформированное силами СМИ общественное мнение.

Несмотря на то, что формальные санкции к индивиду не могут быть применены, его действие может вызвать осуждение со стороны окружающих. Это может испортить репутацию человека и отношения с другими людьми, вызвать муки совести, что демонстрирует связь с самоконтролем личности. Среди неформальных мер могут быть: похвала или замечание, выговор или благодарность.

Значение социального контроля в обществе

Общественный контроль необходим для нормального функционирования всех социальных институтов и стабильного мироощущения всеми членами общества. Порядок обеспечивает спокойный и размеренный ритм жизни, цивилизованное решение проблем и прогресс.

Социальный контроль имеет следующие функции:

  1. Регулирование. Поведение людей подчинено установленным социальным нормам и санкциям.
  2. Стабилизация. Контроль поддерживает порядок, предоставляя возможность социуму развиваться.
  3. Охрана ценностей. Множество ценностей, выработанных в современном обществе, нуждается в сохранении. Их нужно защищать от посягательств, беречь, передавать последующим поколениям. Социальный контроль необходим для защиты свободы, прав человека, собственности, чести и достоинства.

Примеры в повседневной жизни

Можно привести массу примеров механизмов действия социального контроля в повседневной жизни.

Пример 1. Гражданин Н. работает машинистом электропоезда в московском метро. Однажды он без уважительных причин опоздал на работу, из-за чего был сорван график движения поездов. Многие пассажиры опоздали по своим делам.

Гражданин Н. совершил дисциплинарный проступок и подвел своими действиями большое количество людей. За это работодатель имеет право привлечь безответственного работника к дисциплинарной ответственности – формальные санкции внешнего контроля. Возможно, нарушителю также выразят неодобрение коллеги, обозначив неформальное наказание.

Пример 2. Ученик 11 класса М. обманул своих одноклассников, о чем стало известно. Ребята бурно выразили свое возмущение, стали избегать общения с ним. М. пришлось перейти в другую школу.

В этой ситуации имеют место нормы морали. Формальных санкций общество к нарушителю применить не может, однако всеобщее порицание действий М. вынудило его покинуть коллектив.

Понятие и функции социального контроля

Итак, под социальным контролем понимается осо­бый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформно­го поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций. В его функционировании можно выделить две стороны: нормативную, которая сводится к дей­ствию ценностно-нормативных регуляторов человечес­кого поведения, и институциональную, которая пред­ставлена существованием в обществе системы субъек­тов социального контроля (специальных институтов, в функции которых входит регуляция поведения людей с помощью санкций). С точки зрения Ж. Гурвича, «соци­альный контроль может быть определен как сово­купность культурных моделей, социальных символов, коллективных значений, ценностей, идей и идеалов, так же как и действий и процессов, которые их охватыва­ют, рассматривают и используют и посредством кото­рых каждое глобальное общество, каждая частная груп­па, каждая форма социабельности и каждый индивид, преодолевают антиномии, напряжения и конфликты, ко­торые им свойственны, путем временного и нестабиль­ного равновесия, находя также точки соприкосновения для новых усилии, направленных на коллективное твор­чество (созидание)».

Согласно Ж. Гурвичу, в обществе существуют раз­личные сферы социального контроля, в которых также можно выделить различные иерархии ценностей и иде­алов. В число таких сфер социального контроля входят религия, мораль, право, искусство, познание и обуче­ние. Соотношение между собой этих сфер социального контроля определяется конкретным типом общества. Кроме того, в разных обществах могут доминировать различные подобласти этих сфер. Например, в различ­ных типах обществ может доминировать философское (метафизическое) или научное (позитивное) познание. В сфере права может преобладать социальное право, право межиндивидуальное, право организованное или Право стихийное, право заранее определенное, право гибкое, право интуитивное.

Социальный контроль в такой интерпретации вби­рает в себя культурные модели, социальные символы, коллективные ценности, идеи и идеалы в их функцио­нальной зависимости от типов обществ или групп. По­этому исторически существовали различные формы социального контроля, соответствование доминировавшим в ту или иную эпоху ценностям, идеалам и пред­ставлениям.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального конт­роля заключается в том, чтобы минимизировать рас­хождения между социальными ожиданиями и факти­ческим поведением индивидов. Фактически эта важ­нейшая социальная функция, которую в обществе вы­полняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жиз­ни общества;

охранительную — социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современ­ного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая не­прикосновенность, свободы и права личности, установ­ленный политический строй, национальные, государ­ственные, религиозные приоритеты. Эта функция соци­ального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

стабилизирующую — социальный контроль, орга­низуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказу­емость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Социальный контроль, как уже было сказано выше, существовал в обществах всех типов. Его первичной формой является обычай. Именно обычай в архаичес­ких обществах определял, какое поведение индивида является дозволенным, а какое — неприемлемым. С воз­никновением религии она также стала выполнять фун­кцию социального регулятора. В современном обще­стве роль регулятора выполняет преимущественно право, представляющее собой наиболее действенный и одновременно наиболее формализованный способ соци­ального контроля.

Современный человек вписан в систему многоярус­ного и многостороннего социального контроля, осуще­ствляемого со стороны самых разных институтов обще­ства. П. Бергер представляет систему контроля в виде нескольких концентрических кругов, в центре которых находится индивид. Внешний круг образует политико-юридическая система в лице государства, которому ин­дивид обязан подчиняться в том, что касается формаль­но-правовой стороны его жизнедеятельности: ему при­ходится платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и многочисленные предписания. Второй круг — это общественная мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то, что нарушение моральных норм, пренебрежение обычаями и традициями, неуважение к общественному мнению не наказывается жесткими санкциями, подоб­ными тюремному заключению или штрафу, контроль, осуществляемый обществом на этом уровне, достаточ­но ощутим для индивида, поскольку потеря репутации, доброго имени, превращение в социального аутсайде­ра тяжело переносятся и, как правило, все стараются не доводить до применения к ним подобных санкций.

Ближе к индивиду расположены малые круги, соот­ветствующие давлению, которое оказывают на него работа, — коллеги, начальник, производственные обязанности, неформальная окружающая среда, наконец, самый близкий и наиболее тесно сжимающий его круг, который образует семья и частная жизнь. Будучи вклю­ченным в профессиональную среду с ее жесткими тре­бованиями, человек непременно испытывает на себе ее давление, проявляющееся в необходимости считаться с корпоративными профессиональными интересами, подчиняться приказам начальника, не портить отношения с коллегами и т.п. Бергер пишет: «. читатель мо­жет для наглядности представить врача, который кла­дет на лечение невыгодного для клиники больного; пред­принимателя, который рекламирует недорогие похоро­ны. государственного чиновника, который упорно тра­тит денег меньше, чем предусмотрено бюджетом; ра­бочего сборочной линии, который недопустимо, сточки зрения коллег, превышает нормы выработки, и т.д. В этих случаях экономические санкции применяются наиболее часто и эффективно: врачу отказывают в прак­тике. предпринимателя могут исключить из профес­сиональной организации.

Столь же серьезными могут быть санкции обществен­ного бойкота, презрения, осмеяния. Любая профессио­нальная роль в обществе, даже самая незначительная, предполагает специальный кодекс поведения. Привер­женность этому кодексу, как правило, столь же необходима для профессиональной карьеры, сколь и техническая ком­петентность, и соответствующее образование».

Кроме прямого давления, профессиональная среда оказывает на индивида еще и косвенное, поскольку именно профессиональная роль обычно (по крайней мере, у мужчин) является доминирующей и подчиняет себе все другие роли. Так, профессия и должность во многом определяют круг знакомых, положение в обще­стве, уровень жизни, тип досуга, степень свободы в высказываниях, которую человек может себе позволить, степень респектабельности в частной жизни и т.д.

Круг общения контролирует индивида в том, что ка­сается прилюдной стороны его быта. Он диктует ему, каковы должны быть стиль его одежды, манеры, речь, политические взгляды, отношение к религии, уровень об­щеобразовательной культуры и необходимой эрудиции. Если индивид не будет соответствовать требованиям этого круга, он может постепенно «утратить респектабель­ность», и общения с ним будут избегать. Власть обще­ственного мнения, особенно в узкой элитарной среде, очень велика, и чем выше статус самой среды, тем выше требования, которые она предъявляет.

Наконец, семья, родственники и близкие друзья, со­ставляющие самый близкий круг, оказывают на инди­вида не меньшее, а даже большее давление. Дело в том, что семейные, интимные отношения и связи психо­логически обладают гораздо большей значимостью для человека, чем его внешние, социальные и профессио­нальные, связи. Это сфера, в которой человек непо­средственно ощущает себя счастливым или несчастным. Неприятности в семье, ухудшение отношений с женой и тем более развод отзываются на внутреннем состоянии человека сильнее, чем какие бы то ни было иные непри­ятности. А благополучие н взаимопонимание в семье могут сделать его счастливым несмотря на бедность или низкий социальный статус. Именно поэтому давление со стороны семьи максимально ощутимо для индивида. Часто властный начальник, гроза подчиненных, у себя дома оказывается полностью под властью жены и готов на что угодно, чтобы избежать ее гнева.

В зависимости от субъекта, осуществляющего кон­троль, последний подразделяется на формальный и не­формальный. Формальным называется контроль со сто­роны социальных институтов общества — государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный конт­роль — это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения — первичной группы. Исторически неформальный конт­роль появился гораздо раньше формального. Функцию социального контроля, как уже говорилось выше, вы­полняли обычаи, традиции в синкретизме с религиоз­ными нормами. Традиции регламентировали общинный быт, семейные и половые отношения, образ жизни, ма­неру себя вести со старшими, сверстниками, вышесто­ящими и нижестоящими на социальной лестнице людь­ми. Поведение, выходящее за рамки предписываемых обществом требований, сразу замечалось и наказыва­лось санкциями — общественным презрением или бой­котом, изгнанием из общины, превращением в аутсай­дера или пармю, наконец, казнью, в осуществлении которой мог принять участие любой член общины.

С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуж­дения и права формальный контроль оттеснил нефор­мальный на задний план. В современном обществе не­формальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп. Его инструментами преиму­щественно являются сплетня, насмешка, бойкот. На уровне больших групп сила общественного мнения сла­беет и неформальный контроль становится малоэффек­тивным. Формальный же контроль принимает все бо­лее глобальный характер. Для его реализации суще­ствуют агенты социального контроля — люди, для ко­торых такая деятельность является профессией. Они, как правило, имеют специальную подготовку и получа­ют от государства зарплату за выполнение своих фун­кций. Это полицейские, судьи, прокуроры, чиновники правоохранительного аппарата, работники тюрем и ис­правительно-трудовых учреждений, сыщики и т.д.

В традиционных обществах социальная регламен­тация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Социальный контроль в современном обществе опирается на суще­ствование норм, зафиксированных в письменных тек­стах: это законы, инструкции, судебные решения, по­становления правительства, правила дорожного дви­жения и т.п.

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. Например, начальника интересу­ет только конечный результат работы, и он не вникает в то, как именно, сам или с чьей-то помощью, каким методом, какими инструментами подчиненный реали­зует его требование. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход вы­полнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каж­дом этапе. Если надзор практикуется в масштабе госу­дарства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только по­ступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граж­дан. Оно создает тотальную систему слежки и взаимно­го доносительства с сетью осведомителей и платных аген­тов, специальной службой сыска, заполнением личных досье на каждого члена общества, институтом цензуры.

Применяемые в ходе социального контроля санкции подразделяются на позитивные и негативные, формаль­ные и неформальные. Формальные позитивные санк­ции представляют собой одобрение и поощрение со сто­роны тех или иных официальных инстанций: правитель­ственные награды, государственные премии и стипен­дии, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот.

Неформальные позитивные санкции — это одобре­ние, выражаемое не официальными инстанциями, а не­формальным окружением: друзьями, коллегами, а так­же общественным мнением, прессой и т.п.

Под формальными негативными санкциями пони­маются наказания, предусмотренные законами, пра­вительственными постановлениями, инструкциями, ус­тавами: арест, увольнение, штраф, тюрем1юе заключе­ние, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции — это наказа­ния, не предусмотренные законодательством и офици­альными инстанциями и осуществляемые неформаль­ным окружением. К таким санкциям относятся насмеш­ка, издевка, сплетня, общее пренебрежение, бойкот.

Роль санкций состоит не только в том, что посред­ством них общество реагирует на поведение своих членов, но и в том, что вместе с нормами участвуют в формировании социальных ожиданий. Мы предполага­ем, что другие люди знают, какие поступки наказыва­ются негативными санкциями, а какие поощряются, и в соответствии с этим ожидаем от них определенного поведения. Нормы и санкции тесно связаны. Если нор­ма не закреплена соответствующей санкцией, она не обладает потенциалом социального контроля.

Методы контроля классифицируются по типу при­меняемых санкций и бывают мягкими и жесткими, прямыми и косвенными. Прямой контроль осуществ­ляется посредством направленного давления со сторо­ны института, установившего нормы, а косвенный — со стороны другого института. Например, если ученику за невыученный урок в школе ставят двойку, это пря­мой контроль, а когда его наказывают за это родители, это контроль косвенный. Когда преступника присуж­дают к определенному наказанию в соответствии с уго­ловным кодексом, это прямой контроль, а когда о со­вершенном им преступлении пишут газеты, это конт­роль косвенный.

Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости и жесткости применяемых санкций. Если он опирается на жесткие санкции вплоть до физическо­го насилия, то его называют жестким. Например, жест­ким является контроль в ходе политических репрессий, криминальных разборок, в случае применения физи­ческих наказаний в семье, ареста подозреваемого в преступлении и т.д. Если контроль осуществляется с помощью мягких санкций, убеждения, то это мягкий контроль.

В процессе социализации формируется такой вид социального контроля, как самоконтроль, или внутрен­ний контроль. Он возникает вследствие интернализа­ции, то есть глубокого усвоения личностью социальных требований и норм, так, что они образуют как бы «вто­рую натуру». Если социализация проходит успешно, совершение осуждаемого или неодобряемого обществом поступка вызывает у человека чувство вины и стыда. Социальный контроль в значительной степени осуще­ствляется за счет самоконтроля. В обществе, члены которого в массе обладают высокоразвитым самоконт­ролем, гораздо меньше необходимость прибегать к внеш­нему контролю.

Право в современных обществах представляет со­бой основной способ реализации социального контроля. Особое место права в этом смысле определяется преж­де всего тем, что правовой контроль является наиболее эффективным, поскольку опирается на государственный механизм принуждения. Кроме того, оно обеспечивает­ся всеобщностью права как социального регулятора.

Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 731 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию