«Запишите» – как ставятся ударения в слове?

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » русский язык » Слог. Ударение. Перенос слова. (упр. 55-68) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Слог. Ударение. Перенос слова. (упр. 55-68) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

55

Прочитайте.

Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги…
А. Шибаев

• Соберите из слогов слово. Что оно обозначает?

Электричка – поезд, движущийся по маршруту, на короткие расстояния.

• Запишите его. Обозначьте в слове ударение.

56

Прочитайте.

Уж бо сенью шало,
Уж же нышко блиста ,
Ко че становил день.

• Впишите в слова пропущенные слоги.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.

  • Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
  • Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой ( | ).

Уж небо о│сень│ю ды│ша│ло,
Уж реже сол│ныш│ко блис│та│ло,
Ко│ро│че становился день.

57

Соберите из слогов вежливые слова.

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.

  • Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.
  • Простите, не подскажете, как найти книгу «Гарри Поттер и философский камень»?
  • Посмотри на этой полке.
  • Спасибо.
  • Пожалуйста.

58

Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Ко́сит косец,
А зайчишка ко́сит.
Тру́сит трусишка,
А ослик труси́т.

  • Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?

Ко́сит – занимается скашиванием травы.
Коси́т – дефект зрения.
Тру́сит – боится.
Труси́т – идёт трусцой.

59

Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.

Свё вель кан фёр вер ляр нить
Сто зво ба ста шо ща кла

• Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.
Свёкла, щаве́ль, стака́н, шофёр, ве́рба, столя́р, звони́ть.

60

Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:

  1. Анна, свёкла, верба.
  2. Щавель, стакан, шофёр.
  3. Красивый, деревья, берёза.

61

Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.

Зе́мли – земля́, ко́льца — кольцо́, стра́ны — страна́, слё́зы — слеза́,
ре́ки — река́, зме́и — змея́, пи́сьма — письмо́, со́сны — сосна́.

62

Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.

Алфави́т, ве́рба, ба́нты, то́рты, гербы́, стака́ны, кра́ны, простыня́, кле́ить, портфе́ль.

  • Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

63

Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.

Приучить сороку одна моро́ка,
Сорок одёжек, а все без застёжек.
А сорок сорок – сорок моро́к.

• Спишите загадку или скороговорку.

Загадка:
Сорок одёжек, а все без застёжек. Ответ: капуста.

Скороговорка:
Приучить сороку одна моро́ка,
А сорок сорок – сорок моро́к.

• Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.

Приучить соро́ку (птица) одна моро́ка,
А со́рок (число) соро́к (птиц) – сорок (число) моро́к.
Со́рок (число) одёжек, а все без застёжек.

64

Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.

Капуста, извините, посуда, деревня, сахар, заря, рисунок, дорога, ветер, сентябрь, родина, Москва.

  • Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.

Капу́ста, извини́те, посу́да, дере́вня, са́хар, заря́, рису́нок, доро́га, ве́тер, сентя́брь, ро́дина, Москва́.

• Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.

К а пуста, изв и ните, п о суда, д е ревня, сах а р, з а ря, р и сунок, д о рога, вет е р, с е нтябрь, род и на, М о сква.

65

Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Змея, тетрадь, петух, чайник, шишка, мороз, ягода, учитель, осень, яблоко, ветер, заяц, завод, посуда, прощай, жизнь.

  • Разделите слова на слоги вертикальной чертой. Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.

Зме│я, те│традь, пе│тух, чай│ник, шиш│ка, мо│роз, я│го│да, у│чи│тель, о│сень, я│бло│ко, ве│тер, за│яц, за│вод, по│су│да, про│щай, жизнь .

  • Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной черточкой (-) для переноса.

Те-традь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз, ве-тер.

66

Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.

Паль-то, пись-мо, день-ки, силь-но.
Лей-ка, мой-ка, чай-ник, май-ка, чай-ка.
Ван-на, Ан-на, груп-па, мас-са.

67

Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Оля, осень, яма, этаж, края, змея, юла, орёл, иней, Юля.

68

Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.

Цвет белый, а ягода чёрная. Черёмуха.

• Запишите загадку. Подчеркните в словах загадки слог, который нельзя перенести на другую строку.

Цвет белый, а ягода чёрная.

• Запишите слово-отгадку, разделяя его горизонтальной чертой столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Слог. Ударение. Перенос слова

Окт 16

Слог. Ударение. Перенос слова

Ответы к стр. 27 – 32

Упражнение 55, с. 27

55. Прочитайте.

Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги.

  • Соберите из слогов слово. Что оно обозначает?
  • Запишите его. Обозначьте в слове ударение.

Упражнение 56, с. 27

56. Прочитайте.

Уж нé бо ó| сень|ю ды |шá|ло,
Уж рé же сó |лныш|ко бли|стá|ло,
Ко| рó |че станови́л ся день.

  • Впишите в слова пропущенные слоги.
  • Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
  • Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой.

Упражнение 57, с. 28

57. Соберите из слогов вежливые слова.

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.

  • Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.

– Здравствуйте! Извините, пожалуйста, Вы не подскажете, как пройти в Центральную библиотеку?
– Вам нужно на перекрёстке свернуть направо.
– Спасибо.
– Пожалуйста. Хорошего дня. До свидания.

Упражнение 58, с. 28

58. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Кóсит косец,
А зайчишка коси́т.
Трýсит трусишка,
А ослик труси́т.

  • Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?

Это слова – омографы.

Косец кóсит траву, заяц коси́т глазами. Трусишка боится, ослик бежит трусцой.

Упражнение 59, с. 29

59. Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.

  • Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.

Свёкла, столя́р, звони́ть, стакáн, шофёр, щавéль, вéрба.

Упражнение 60, с. 29

60. Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:

′ |___

|

| ′ |

Упражнение 61, с. 29

61. Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.

Зéмли – земля́, кóльца – кольцó, стрáны – странá, слёзы – слезá, рéки – рекá, змéи – змея́, пи́сьма – письмó, сóсны – соснá.

Упражнение 62, с. 30

62. Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.

Алфави́т, вéрба, бáнты, тóрты, гербы́, стакáны, крáны, простыня́, клéить, портфéль.

  • Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.

Приучить сорóку одна морóка,
Сóрок одёжек и все без застёжек.
А сóрок сорóксóрок морóк.

  • Спишите загадку или скороговорку.

Загадка:

Сорок одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Скороговорка:

Приучить сороку одна морóка,
А сорок сорок – сорок морóк.

  • Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.

Сорóка – птица, сóрок – число.

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.

К а пýста, и зв и ни́т е , п о сýда, д е рéвня, сáх а р, зá я ц, р и сýн о к, д о рóга, вéт е р, с е нтя́брь, рóд и на, М о сквá.

  • Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.
  • Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.

Упражнение 65, с. 31

65. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Зме|я , те|традь, пе|тух, чай|ник, ши|шка, мо|роз, я|го|да, у|чи|тель, о|сень , я|бло|ко, ве|тер, за|яц, за|вод, по|су|да, про|щай, жизнь .

  • Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|).Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
  • Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной чёрточкой (-) для переноса.

Тет-радь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз.

Упражнение 66, с. 31

66. Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.

Паль-то, день-ки, конь-ки, пись-мо, силь-но.
Лей-ка, май-ка, чай-ка, чай-ник, сай-ка.
Ван-на, мас-са, груп-па, тон-на, пан-но.

Упражнение 67, с. 32

67. Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Оля, змея, Юля, Юра, юмор, пою, иду, олень, осень, яма, иней, ирис, уголь, улей, юла, орёл, алый, якорь, енот, ужи, язык.

Упражнение 68, с. 32

68. Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.

  • Запишите загадку. Подчеркните в словах загадки слог, который нельзя перенести на другую строку.

Цвет белый, а я года чёрна я .

  • Запишите слово-отгадку, разделяя его горизонтальной чертой столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

Урок русского языка 2 класс “Ударение” УМК “Перспектива”

Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Ударение. Ударный слог.

Предметная цель: Что такое ударение? Как определить ударение в слове?

Где в слове может стоять ударение? На каком слоге? Какова роль ударения? Почему в некоторых словах знак ударения не ставится?

Метапредметные:

Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс “Ударение” УМК “Перспектива”»

Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива»

Тема: Ударение. Ударный слог.

Предметная цель: Что такое ударение? Как определить ударение в слове?

Где в слове может стоять ударение? На каком слоге? Какова роль ударения? Почему в некоторых словах знак ударения не ставится?

Метапредметные:

Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Личностные:

Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи.

Организационный этап.

Все готовы к уроку? Настроились.

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок!

Слушаем внимательно, делаем старательно!

Чистописание

-Откройте тетради, положите правильно. Прочитайте число и запишите.

Двадцать пятое ноября

Классная работа.

1 слайд – У меня на слайде пословицы. Прочитаем хором.

Люби дело – мастером будешь.

Ученику удача – учителю радость.

Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке.

Запишите. Проверка выбора пословицы.

– Какую пословицу выбрали и почему? Обосновать.

Создание проблемной ситуации.

– Девиз у каждого есть, а тему поможет определить умение отгадывать загадки.

Задание: отгадать загадку. Записать отгадку в тетради и на доске через запятую.

1.Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

2. Крупно, дробно зачастил и всю землю намочил.(Дождь)

3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)

4. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?(Рябина)

5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.

Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)

6.Синяя шуба весь мир накрыла.(Небо)

Хвостик льняной. (Иголка)

8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?

Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)

– Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.

Этап целеполагания.

-Какое слово у вас получилось?

– Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?

– Действительно, тема нашего урока «Ударение» (Слайд3 )

Совенок нам предлагает

План урока (слайд 4)

Что такое ударение?

Как определить ударение в слове?

Где в слове может стоять ударение? На каком слоге?

Какова роль ударения?

Почему в некоторых словах знак ударения не ставится?

-Итак, ответим на первый вопрос:

Что такое ударение?

1. Это выделение голосом одного из слогов в слове.

Как называется гласный, на который падает ударение? Гласный звук в таких словах называется ударным.

-А остальные гласные называются – безударные-орфограммы

Как определить ударение в слове?

Учебник стр 91 «Шаги к умению»

Как? Определить ударение в слове?

2. Чтобы определить ударение в слове его. Слово нужно позвать.

Групповая работа

Лимон, малина, барабан, грибы, вагон, диван, свёкла, дом, поняли.

Лимоны, Оксана, бобры, голуби, огород, шофёр, двор, вода, позвонит.

-Ответим на следующий вопрос: Где может стоять ударение в слове?

Упр 136 работа в парах (устно)

Какой вывод можете сделать?

3.В русском языке у ударения нет постоянного места. В русском языке ударение является свободным.

Физминутка – игра:

Если ударение падает

на 1 слог- встаем на носочки и тянем руки вверх,

если на 2 слог- приседаете,

если на 3 слог- хлопок.

зИмушка, морОзы, парохОд, Улица, ромАшка, ученИк

Самостоятельная работа

Ответим на вопрос: Какова роль ударения?

Упр 135 работа в тетради

мальчики два первых предложения, девочки два вторых предложения.

Списать и поставить ударение над выделенными словами.

Проверка. Зачитать, как сделали и выписать на доску только выделенные слова

сЕло – селО

кружкЕ – крУжке

– В чём их сходство? (В написании).

– В чём их различия? (В произношении).

Как такие слова называются в русском языке? – омографы

Какова роль ударения?

4. Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

– Ударение- главный труженик в словах. Но, оказывается, у него бывают выходные.

Ответим на последний вопрос

Когда не ставится ударение?

Стр 90 Иван Иванович Самоваров

Почему? Ударение в некоторых словах никогда не ставится?

– Какой секрет ударения мы знаем?

5.Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.

Подведём итог нашего урока.

– Давайте соединим вопросы нашего урока с ответами на кластере «Ударение».

Орфоэпический словарь.

Чтобы произносить слова правильно, нам нужен орфоэпический словарь.

«Говори правильно» Слайд 5

Домашнее задание творческое

Стр 142 выписать 10 слов, поставить ударение

РефлЕксия учебной деятельности

Продолжи высказывание Слайд 6

Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3.Хорошо работал…
4.Я могу себя похвалить…
5.Я узнал новое…

Как поставить ударение в Ворде

Представьте ситуацию. Набираете текст в текстовом редакторе, и на слове нужно поставить ударение? По умолчанию в Word оно не ставится. Что делать? Рассмотрим, как поставить ударение в Ворде.

  1. А нужно ли это
  2. Как поставить
  3. Добавление символа
  4. Используем сочетание клавиш
  5. Задаем комбинацию самостоятельно
  6. Ставим ударение автоматически с помощью макроса
  7. Ставим ударение в Ворде 2003
  8. Вывод

А нужно ли это

Ударение используется для уточнения значения слова, у которого несколько разных значений. Например, «за́мок» или «замо́к».

Как поставить

Существует три способа добавления:

  1. Таблица символов;
  2. Горячие клавиши;
  3. Макрос.

Рассмотрим их подробнее.

Добавление символа

Рассмотренные способы работают в Ворде 2013 и выше. В текстовый редактор разработчики добавили таблицу символов, в которой находится знак ударения. Как его добавить? В Ворде 2016 перейдите:
Выберите:
Выделите знак.
Закройте окно. Ударение над буквой добавится.
Чтобы добавить ударения еще раз, не ищите его в символах. Он добавится автоматически в меню.

Используем сочетание клавиш

В Ворде 2017 перейдите:

Задаем комбинацию самостоятельно

В окне «Символ» (как его открыть рассматривалось выше), выделите ударение. Посмотрите какая комбинация клавиш для него задана. Если ударения приходится часто ставить, установите комбинацию, которую легко запомнить. Нажмите кнопку:
Пропишите удобную комбинацию.

Ставим ударение автоматически с помощью макроса

Макрос — микрокоманда для автоматизации действий. Вы запишите один раз последовательность команд. В дальнейшем это действие будет запускаться в текстовом редакторе автоматически.
В Ворде 2019 перейдите:
Откроется окно где:

  1. Задайте макросу имя;
  2. Назначьте макрос кнопке или клавишам. Используйте кнопку, чтобы избежать появления конфликта при условии, что заданные клавиши применяются для выполнения других команд на ПК.


Откроется окно, где выделите созданный макрос, нажмите «Добавить».
Начнется запись. Добавьте ударение любым из рассмотренных способов.

Не совершайте при записи макроса другие действия. Делайте только действия, необходимые для добавления ударения.

После добавления выберите:
Нажмите на значок в главном меню слева вверху.

Ставим ударение в Ворде 2003

Интерфейс текстового редактора отличается от последних версий. Чтобы поставить ударение, перейдите:

Вывод

Мы рассмотрели, как поставить ударение в Word. Выберите любой из рассмотренных способов. Если ударения приходится часто ставить, автоматизируйте процесс. Используйте макрос.

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → про читать;
  • чер­ный → черн е ть;
  • кто → кто- либо .

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → без гра­нич н ый;
  • гулять → раз гулять ся ;
  • луна → при лун и ть ся ;
  • шутить → пере шуч ива ть ся .

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Определим, что такое приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния слов.

Понаблюдаем:

  • шко­ла → при школь н ый;
  • обла­ко → за облач н ый;
  • верх → на верх у .

Кажется, что про­ще? Увидишь в сло­ве при­став­ку и суф­фикс, вот он этот спо­соб! Но всё не так про­сто, как кажет­ся на пер­вый взгляд.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → анти цик­лон;
  • крыть → за крыть;
  • боль­шой → не боль­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.

От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть образовано
Существительноещик, чик, ник, ецсуще­стви­тель­ное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливпри­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изировагла­гол
Глаголова, ева, ива, ыва, вагла­гол
Прилагательноео, е, инаре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — при школь­ный;
  • облач­ный — за облач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → без звуч н ый (без звука);
  • бере­за → под берез ов ик (под березой);
  • палец → на пальч ник (на палец).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → под оде­яль ник ;
  • коле­но → на колен ник ;
  • пле­чо → пред пле­чье [ й’ э];
  • доро­га → без доро­жье [ й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → при кро­ват н ый;
  • окно → за окон н ый;
  • листва → без листв енн ый;
  • лоб → на лоб н ый;
  • бровь → над бров н ый;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → за земл и ть;
  • вод­ный → на водн и ть;
  • глу­бо­кий → за глуб и ть;
  • милый → у мил и ть;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по -хорош ему ;
  • доб­рый → по -добр ому ;
  • бели­чий → по -беличь и ;
  • това­ри­ще­ский → по -това­ри­щеск и ;
  • низ → в низ у ;
  • дале­кий → в далек е ;
  • век → на век и ;
  • встре­ча → на встреч у ;
  • вто­рой → во -втор ых ;
  • пятый → в -пят ых .

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая– слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная– состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная)– объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая– соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная– объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная– объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая– объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) – му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Сложение основ

Сложение усеченных основ с целым словом

Аббревиатура

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Примеры

Узнаем, как отличить приставочно-суффиксальный способ от приставочного. Приведем примеры приставочно-суффиксального способа образования разных частей речи.

Приставочно-суффиксальный спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки и суф­фик­са. Приставочно-суффиксальный спо­соб при­ме­ня­ет­ся при обра­зо­ва­нии суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и наре­чий. Укажем при­ме­ры слов, обра­зо­ван­ных приставочно-суффиксальным способом.

Словарный запас рус­ско­го язы­ка актив­но попол­ня­ет­ся с помо­щью мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов. Новая лек­се­ма созда­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве при­став­ки, суф­фик­са или постфикса:

  • читать → прочитать;
  • чер­ный → чернеть;
  • кто → кто-либо.

В рус­ском язы­ке сло­ва обра­зу­ют­ся так­же более слож­ны­ми спо­со­ба­ми, когда к про­из­во­дя­щей осно­ве при­со­еди­ня­ют­ся одно­вре­мен­но две или даже три морфемы:

  • гра­ни­ца → безгра­ничный;
  • гулять → разгуляться;
  • луна → прилуниться;
  • шутить → перешучиваться.

Если сло­во обра­зо­ва­но одно­вре­мен­но с помо­щью при­став­ки и суф­фик­са, то воз­ни­ка­ет повод пого­во­рить о приставочно-суффиксальном спо­со­бе словообразования.

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Приставочно-суффиксальный спо­соб явля­ет­ся более слож­ным, чем пре­фик­саль­ный или суф­фик­саль­ный. Префиксальный спо­соб обра­зу­ет сло­ва одной и той же части речи, что облег­ча­ет его определение:

  • цик­лон → антицик­лон;
  • крыть → закрыть;
  • боль­шой → неболь­шой (малень­кий).

Образование слов суф­фик­саль­ным спо­со­бом не доста­вит затруд­не­ний, если знать сло­во­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы зна­ме­на­тель­ных частей речи.От какой части речи обра­зу­ет­ся&

Существительноещик, чик, ник, ецсуще­стви­тель­ное
Существительноен, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, ливпри­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изировагла­гол
Глаголова, ева, ива, ыва, вагла­гол
Прилагательноео, е, инаре­чие

Рассмотрим наши при­ме­ры. Выясним, поче­му при­ла­га­тель­ные «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный» обра­зо­ва­ны имен­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом, а не при­ста­воч­ным? Ведь, кажет­ся, мож­но создать вот такую сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару рас­смат­ри­ва­е­мых прилагательных:

  • школь­ный — пришколь­ный;
  • облач­ный — заоблач­ный.

Нет, такой сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный ана­лиз в корне неве­рен. Сделаем этот вывод, опре­де­лив осо­бен­ность префиксально-суффиксального спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов.

Особенность приставочно-суффиксального способа

Многие сло­ва с пре­фик­сом оши­боч­но счи­та­ют обра­зо­ван­ны­ми с помо­щью при­став­ки, хотя в их появ­ле­нии участ­во­ва­ли сра­зу две сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы: при­став­ка и суф­фикс. Рассмотрим это утвер­жде­ние на при­ме­ре обра­зо­ва­ния слов «при­школь­ный» и «заоб­лач­ный».

«Пришкольный» — это такой, кото­рый нахо­дит­ся, рас­по­ла­га­ет­ся при шко­ле, напри­мер, ста­ди­он, цвет­ник, ого­род. Как види­те, это при­ла­га­тель­ное вос­хо­дит к падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом. Предлоги часто соот­но­сят­ся по зна­че­нию с ана­ло­гич­ны­ми при­став­ка­ми. Значит, если при­ла­га­тель­ное «при­школь­ный» лег­ко транс­фор­ми­ру­ет­ся в соче­та­ние суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом, то оно обра­зо­ва­но приставочно-суффиксальным спо­со­бом. Аналогично воз­ник­ло при­ла­га­тель­ное «заоб­лач­ный», кото­рое име­ет зна­че­ние «то, что пря­чет­ся, нахо­дит­ся за обла­ком«.

Понаблюдаем за подоб­ным словотворчеством:

  • звук → беззвучный (без звука);
  • бере­за → подберезовик (под березой);
  • палец → напальчник (на палец).

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса –ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса –а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса –ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса –оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса –н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан – подстаканник;
  • оружи-е – обезоружить;
  • сво-й – по-своему;
  • шеф – подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и – без-людь-[ й ]-е.

3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от имен прилагательных посредством приставки по- и суффиксами –ему-, -ому- (взрослый – по-взросл-ому, волчий – по-волчь-[ й ]-и, хороший – по-хорош-ему, товарищеский – по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов –их- и –ых- (третий – в-треть-их, первый – во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Какие части речи образуются приставочно-суффиксальным способом?

Приставочно-суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии зна­ме­на­тель­ных частей речи:

1. суще­стви­тель­ных

  • оде­я­ло → пододе­яльник;
  • коле­но → наколенник;
  • пле­чо → предпле­чье [й’ э];
  • доро­га → бездоро­жье [й’ э];

2. при­ла­га­тель­ных

  • кро­вать → прикро­ватный;
  • окно → заоконный;
  • листва → безлиственный;
  • лоб → налобный;
  • бровь → надбровный;

3. гла­го­лов

  • зем­ля → заземлить;
  • вод­ный → наводнить;
  • глу­бо­кий → заглубить;
  • милый → умилить;

4. наре­чий

  • хоро­ший → по-хорошему;
  • доб­рый → по-доброму;
  • бели­чий → по-беличьи;
  • това­ри­ще­ский → по-това­ри­щески;
  • низ → внизу ;
  • дале­кий → вдалеке;
  • век → навеки;
  • встре­ча → навстречу;
  • вто­рой → во-вторых;
  • пятый → в-пятых.
Ссылка на основную публикацию