Ведь – выделяется запятыми или нет?

Ведь – выделяется запятыми или нет?

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос , казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным.

И в том и в другом примере употребляется слово казалось , но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос. затруднил гостя . Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных.
Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают.

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно, во втором – непременно . Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения.

Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и
запятыми не выделяются.

Запятыми НЕ выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ,

ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:


    Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную
    степень уверенности в том, о чем он сообщает.

Например:
Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен.
или
Вам, кажется, нужно больше заниматься.

К этой группе относятся слова:

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

Вводные слова могут также передавать
чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Например:
Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ.

Иногда вводные слова указывают
на источник информации, которую сообщает говорящий.
Вводные словосочетания в этом случае начинаются словами
ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ.

Например:
Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки.

Например:
Вам, говорят, придется прервать тренировки.

Вводные слова используются также
для упорядочения мыслей и указания их связи между собой.

Например:
Во-первых, это причастие образовалось от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нем должно быть две буквы Н.

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ,
НАПРИМЕР, НАОБОРОТ.

Встречаются также предложения, где вводные слова указывают на способ оформления мыслей.

Например: Одним словом, все прошло хорошо.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями).

Сравните:
Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится.

Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире.
Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения.

Например:
Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

Примечания:

  1. Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда.

Сравните пару предложений:
Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая.
Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

Очень часто трудности возникают в предложениях со словами ОДНАКО и НАКОНЕЦ.

Слово ОДНАКО выделяется только в том случае, когда его нельзя заменить на союз НО.

Сравните два предложения:
Однако мы понимаем, что этот показатель все еще низок (ОДНАКО = НО).
Пока, однако, у нас еще нет четкой картины происходящего (ОДНАКО – вводное слово).

Слово НАКОНЕЦ является вводным только в том случае, когда не имеет пространственного или временного значения, а указывает порядок мыслей.

Например:
Надеюсь, что в ближайшее время этот проект наконец будет реализован.
И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание.

Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот.
При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Запятая: ставить нельзя не ставить

Повторяем правила русского языка вместе с онлайн-школой Тотального диктанта

Текст: Наталья Лебедева/РГ

Когда нужно выделать вводные слова?

И тут, как на грех, как нарочно, в диктанте встретились слова: во-первых и во-вторых. К несчастью, не избежать и всевозможных по-моему, наверное, к досаде и без преувеличения. Когда вводные слова нужно выделять запятыми, точно знает главный редактор портала Грамота.ру кандидат филологических наук Владимир Пахомов.

Все, что нужно знать о пунктуации при вводных словах в простых схемах.

Пунктуация при вводных словах и сочетаниях

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых, во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Бог знает где была душа.

Вводные слова действительно помогают нам собраться с мыслями, помогают выразить наше отношение к собственным словам. Можно назвать несколько значений, передаваемых вводными словами.

  • Во-первых, это указание на степень достоверности сообщаемого: без сомнения, безусловно, бесспорно, должно быть, кажется, может быть, наверное, несомненно, очевидно, по всей вероятности и т. д.
  • Во-вторых, это указание на степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается и т. д.
  • В-третьих, вводные слова выражают эмоциональную оценку того, о чем сообщается: грешным делом, как назло, как ни странно, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, странное дело, чего доброго и т. д.
  • В-четвертых, вводные слова заключают в себе указание на источник сообщения: говорят, думаю, известно, по-моему, по-твоему, по словам, с точки зрения, судя по всему и т. д.
  • Пятое значение вводных слов – с их помощью говорящий комментирует способ выражения мысли: вернее, виноват, короче говоря, можно сказать, мягко выражаясь, наоборот, одним словом, с позволения сказать, так сказать, что называется и т. д.
  • В-шестых, вводные слова могут помочь говорящему самому указать на экспрессивный характер высказывания: кроме шуток, между нами, надо признаться, не к ночи будь сказано, по правде говоря, уверяю вас, честно говоря и т. д.
  • Седьмое значение вводных слов – они комментируют логику изложения: в общем и целом, во-первых, во-вторых, в-третьих, главным образом, значит, как указывалось, к примеру, повторяю, подчеркиваю, с одной стороны, с другой стороны и т. д.
  • Вводные слова – и это их восьмое значение – призывают адресата к вниманию: верите (ли), видите (ли), видишь (ли), вообрази(те), вы понимаете, представь(те) себе, скажи(те) на милость, согласитесь.
  • Наконец, вводные слова могут выражать ограничение или уточнять высказывание: без преувеличения, в той или иной степени, по крайней мере, по меньшей мере.

    Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, будто, буквально, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном итоге, в конечном счете, в крайнем случае, в лучшем случае, в любом случае, в общих чертах, вроде бы, в целом, зачастую, исключительно, между тем, наверняка, на всякий случай, напоследок, однажды, первым делом, практически, приблизительно, решительно, ровным счетом, своего рода, тем временем, фактически, якобы.

    Вводные слова выделяются запятыми: Евгений Федорович хотя и моветон, между нами говоря, но сведущий, на него вполне можно положиться. А. Чехов, «Палата № 6». По мне, в стихах все быть должно некстати, // Не так, как у людей. А. Ахматова, Мне ни к чему одические рати… Но вышли без задержки // Наутро, как всегда, // «Известия», и «Правда», // И «Красная звезда». К. Симонов, «Песня о веселом репортере». В нашем полку был поручик. который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. Н. Гоголь, «Мертвые души».

    Необходимо обратить внимание на две трудности, связанные с пунктуацией при вводных словах.

    Первая трудность заключается в том, что среди вводных слов и сочетаний очень мало таких, которые употребляются только как вводные и, следовательно, всегда обособляются (например, во-первых, по-моему, с позволения сказать). В большинстве случаев одни и те же слова могут употребляться как в роли вводных, так и в роли членов предложения (как правило, сказуемых или обстоятельств) или служебных слов (союзов, частиц). Различия между ними проявляются в контексте.

    Например, слово однако может быть вводным, а может быть и противительным союзом – то же, что но. Здесь важно запомнить вот какое правило: вводное слово однако не может стоять в начале предложения, а может быть только в его середине или конце: Надо ж, однако, сказать несколько слов о самом Санине. И. Тургенев, Вешние воды. В начале предложения или части сложного предложения, а также между однородными членами однако – союз в значении «но», запятая после него не ставится: Туман густел, однако крыши домов были еще видны. Отделяется запятой в начале предложения только междометие однако, выражающее удивление, недоумение, возмущение и т. д.: Однако, какой ветер!

    Слово наконец является вводным, если указывает на то, что слово (выражение), которое следует далее, заключает сказанное ранее или является последним: Один засмеялся, за ним второй, десятый, сотый и, наконец, последний. Ф. Кривин, «Хвост павлина». Также вводное слово наконец выражает недовольство, нетерпение, досаду: Да оставь ты меня, наконец!

    В значении «в конечном итоге, напоследок, в результате» слово наконец не является вводным и не выделяется знаками препинания: . Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке… М. Лермонтов, «Герой нашего времени».

    Вторая трудность состоит в том, что пунктуационное оформление слов, являющихся вводными, зависит также от их окружения. Назовем 4 случая, на которые надо обратить внимание.

    Случай первый. Встреча двух вводных слов

    Это самая простая ситуация. При встрече двух вводных слов (вводных сочетаний, предложений) между ними ставится запятая.

    Он же, к несчастию, как ты видишь, недурен собой, то есть румян, гладок, высок. И. Гончаров, «Обыкновенная история». И тут, как на грех, как нарочно, приезжает дядя Миша. А. Рыбаков, «Тяжелый песок». . Этот визит занял весь вечер и напрочь разрушил столь любимое им чувство одиночества. В конце концов, может, и хорошо, что разрушил. В. Быков, «Бедные люди».

    Случай второй. Вводное слово и обособленный оборот

    Вводное слово или сочетание может стоять в начале или в конце обособленного члена предложения, а также находиться внутри его. Знаки препинания в этих случаях ставятся следующим образом:

    А) Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота – запятые ставятся перед вводным словом и после всего обособленного оборота. После вводного слова запятая не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

    . Вера Николаевна испытывала перед своим повелителем – в общем-то, совсем не похожим на Ивана Грозного – влюбленный трепет, может быть даже преклонение верноподданной. В. Катаев, «Трава забвенья». Запятая, которая должна была стоять после вводных слов может быть, опускается. Аналогичный пример: Я тоже привык записывать свои мысли на чем попало, в частности на папиросных коробках. К. Паустовский, «Золотая роза».

    Б) Если вводное слово находится внутри обособленного оборота – оно выделяется запятыми с двух сторон, при этом знаки в начале и в конце обособленного оборота сохраняются.

    Это мое сочинение – или, вернее, лекция – не имеет ни определенной формы, ни хронологической структуры, которую я не признаю. В. Катаев, «Алмазный мой венец».

    В) Если вводное слово стоит в конце обособленного оборота – запятые ставятся перед обособленным оборотом и после него. Перед вводным словом запятая не ставится.

    А вместо пятнышка впереди обозначилась еще одна дорога, то есть не то чтобы дорога, царапина земная, бороздка скорее. В. Астафьев, “Так хочется жить”.

    Но важно помнить: если оборот заключен в скобки, то стоящее в его начале или конце вводное слово отделяется запятой по общему правилу: Двое живы (покуда их вексель продлен), // третий (лишний, наверно) в раю погребен. Б. Окуджава, Черный ворон сквозь белое облако глянет…

    Когда перед союзом КАК нужно ставить запятую?

    Чтобы не ошибиться в расстановке знаков препинания перед союзом КАК, нужно выучить всего три простых правила. Об этом рассказывает кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета Татьяна Пермякова

    Все правила в простых схемах.

    Постановка запятой перед союзом КАК

    Запятая перед союзом КАК ставится в трех случаях:

    1. Если этот союз соединяет части сложноподчиненного предложения, например: Мы долго думали, как правильно написать слово.

    2. Если в предложении есть обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, который начинается с союза КАК, например: Ее голос звенел, как самый маленький колокольчик.

    3. Если этот союз входит в обороты, близкие по роли в предложении к вводным словам, например: КАК ПРАВИЛО, КАК ИСКЛЮЧЕНИЕ, КАК СЛЕДСТВИЕ, КАК ВСЕГДА, КАК СЕЙЧАС, КАК НАРОЧНО, КАК НАПРИМЕР, КАК ТЕПЕРЬ: Утром, как нарочно, начался дождь.

    Обратите внимание: если предложение продолжается после оборотов с союзом КАК, то необходимо поставить еще одну запятую в конце оборота. Например: Внизу, как зеркало, блестела вода; Мы долго смотрели, как тлеют угли костра, не в силах оторваться от этого зрелища.

    Не обособляются обороты с союзом КАК в пяти случаях:

    1. Если оборот с союзом КАК входит в состав сказуемого и предложение без такого оборота не имеет законченного смысла, например: Она держится как хозяйка или Озеро как зеркало; Обратите внимание на последний пример – здесь союз КАК стоит между подлежащим и сказуемым (без этого союза там требовалось бы поставить тире).

    2. Если оборот с союзом КАК входит в состав фразеологизма, например: Знаю русский язык как свои пять пальцев или На Тотальном диктанте чувствую себя как рыба в воде.

    3. Если сравнительному обороту предшествует отрицание НЕ или частицы СОВСЕМ, СОВЕРШЕННО, ПОЧТИ, ВРОДЕ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, ИМЕННО, ПРОСТО, например: Они все делают не как соседи или У него в диктанте ошибки точь-в-точь как у соседа.

    «Однако»: выделяется запятыми или нет в предложении

    В качестве междометия слово подчеркивает эффект эмоциональности. По смыслу имеет синонимы «вот это да!», «ого!».

    «Однако! Этот сезон стал удачным для команды».

    «Этот сезон стал удачным для команды, однако!»

    Будучи вводным словом «однако» выбирает себе место в середине и конце предложения. Его можно удалить из текста без искажения смысла, подобрать близкие по значению «все-таки», «тем не менее», «все же».

    Сравните: «Долгожданная весна, однако, проявила себя теплыми и дождливыми деньками» и «Долгожданная весна все же проявила себя теплыми и дождливыми деньками».

    Если имеет значение союза «но», ставим запятую перед словом «однако».

    «В этот раз в бассейне мы тренировались с двойной нагрузкой, однако при этом не чувствовали даже легкой усталости» («В этот раз в бассейне мы тренировались с двойной нагрузкой, но при этом не чувствовали даже легкой усталости»).

    «Евгений хотел вылепить из глины кувшин, однако получилась ваза» (Евгений хотел вылепить из глины кувшин, но получилась ваза»).

    Если предложение начинается со слова «однако», запятую ставить не надо. Тут важно понимать, что в этом случае слово выступает в роли союза «но». И еще необходимо запомнить исключение из правила: перед причастным и деепричастным оборотами запятую ставить надо и перед первым в предложении словом «однако».

    Есть еще один случай, когда это слово становится наречием и не выделяется знаками препинания. В значении «одинаково» «все равно», «все одно», «одно и то же» его использовали раньше русские писатели, и теперь многие авторы употребляют наречие для создания забавного контекста, а также для передачи речи народов севера.

    При смысловой трансформации в союз «но» знаки препинания не ставим после слова:

    «Однако (но) мне так и не удалось дождаться правильного ответа».

    «Однако (но) перейти на другую сторону улицы ему не позволили».

    В качестве наречия:

    «Мне однако (все одно) не скучно: ни в будни, ни в праздники».

    «Однако (все равно) бродячему артисту, где выступать: в метро или в центре города».

    Есть версия, что слово «однако» – исконно русское. И образовано оно было от слова «один», но, правда, в женском варианте – «одна». Буквально означает – «не все». В этом случае приставка «не», как известно, является отрицанием, а «к» обозначает «все».

    У многих слово «однако» ассоциируется с малочисленным народом севера – чукчами. Якобы они являются малограмотными и постоянно вставляют в свою речь это слово-паразит. На самом деле, это миф. Современные жители Чукотки – образованные и очень трудолюбивые люди. Они всегда тактично объясняют приезжим, что дословно «чаучу» – это «богатый оленями». И сейчас они предпочитают называть себя «луороветланами», что означает «настоящие люди».

    Елена Шарова, филолог, журналист-корректор, профессиональный стаж 30 лет:

    – Смысл жизни запятых, тире и прочих обитателей страны Пунктуация – разделяй и властвуй! Особенно когда речь идет о вводных словах. Тогда имеет значение их расположение в предложении. Запятая нужна после вводного слова, если им и начинается предложение. Когда же оно располагается в середине – выделяем его с обеих сторон. Важно помнить: если мы не уверены, вводное оно или нет, ставить ли нам запятые, нужно перенести это слово в другую часть предложения. Если смысл не меняется, оно вводное – значит, запятые нужны.

    Наше слово «однако» становится вводным, когда обозначает отношение говорящего к событию. Например: «Смотрите, однако, ребята, будьте пунктуальными и вежливыми».

    Еще одна необычная грань этого слова: его можно заменить союзом «но». Тогда оно «берет на себя» противопоставление, и перед ним нужна запятая. Пример: «Работать в редакции было тяжело, однако очень интересно».

    И напоследок: слово «однако» может быть междометием, обозначая эмоции, чаще всего – восхищения. После него ставится восклицательный знак, если это отдельное предложение. Пример: «Однако! Во время презентации экскурсии ты произвела фурор!»

    Это междометие может делать эмоциональный акцент и в конце предложения. В этом случае мы перед «однако» обязательно ставим запятую. Пример: «Вы проявили небывалую деликатность, однако!»

    5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна. И 5 случаев, когда всё-таки нужна

    Грамотность на «Меле»

    Перед союзом «как» нужна запятая. Кажется, об этом знают более-менее все. А вот о том, что запятая нужна далеко не всегда, — из головы пропадает. Напоминаем, когда запятым перед «как» место, а когда лучше воздержаться (первое запомнить проще).

    Когда запятую надо ставить

    Правильно: Хочу быть таким же сильным, как папа

    Первая подсказка, которая говорит нам о том, что оборот с союзом «как» нужно немедленно обособить, это указательные слова: «так… как», «такой… как», «тот… как» и «столь… как». Если они встречаются в основной части предложения, значит, впереди ставим запятую: «Хочу быть таким же сильным, как папа» (ну или как Халк!), «Делай так, как сказал учитель».

    Правильно: Мы, как обычно, проведём лето на даче

    Всегда выделяются запятыми конструкции, близкие к вводным (или прямо-таки вводные): «как правило», «как один», «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как например», «как следствие», «как обычно», а ещё конструкции «не кто иной, как…» и «не что иное, как…». И, как всегда, примеры: «Это был не кто иной, как наш сосед по даче», «Запятая, как правило, ставится».

    Правильно: Физику, как и химию, реже всего сдают на ЕГЭ

    Третий сигнал, кричащий нам о наличии запятой, это оборот с союзом «как и…». Если вы его видите — ставьте запятую и даже не думайте. Часто в этот же оборот входят указательные слова: «Игра так же формирует личность, как и знания», «Гугл, как и мы, может ошибаться». Но с нашими подсказками ошибиться почти невозможно.

    Правильно: «Мел» советует, как провести лето с пользой

    Ещё одно правило (простое!), которое мы рассмотрим, — это запятая перед союзом «как» в сложноподчинённых предложениях. Запятая ставится, если «как» присоединяет придаточное предложение: «Эксперты рассказывают, как не забыть английский за лето», «Я помню, как получил первую двойку».

    Правильно: Её глаза были прекрасны, как донья океанов

    Пример, который перекочевал из другого выпуска грамотности про множественное число. Из него очень уж хорошо видно, какие обороты мы можем считать сравнительными и как их нужно выделять на письме (подсказка — запятыми). «Восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи», «Я люблю полежать на диване, как Обломов, и подумать».

    Когда запятую НЕ надо ставить

    Правильно: Аня может поступить в вуз без ЕГЭ как победитель Всероса

    Переходим к сложному. И сразу расскажем о самых (!) распространённых ошибках. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Проблема в том, как это «в качестве» отличить от, допустим, сравнительного оборота. Никак. Только внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет. «Аня поступает без ЕГЭ как („в качестве“) победителя Всероса».

    Теперь внимание. Если в предложении улавливается значение «причины», то есть из одной части можно составить вопрос, а из другой ответ, — оборот с «как» обособляется. Главное, не спутать его со значением «в качестве». Для этого задаём вопрос. Почему Аня может поступить в вуз без ЕГЭ? — Потому что победитель Всероссийской олимпиады школьников (сокращённо Всерос).

    Правильно: Дождь льёт как из ведра

    Привет фразеологизмам и устойчивым сочетаниям (у нас тест такой был). Запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, всё как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать нельзя, поэтому не стыдно заглянуть в словарь (или в Гугл).

    Правильно: Нам нужно сдать работу как можно быстрее

    Верим, что вы не запутаетесь в разных словах-подсказках. Не поддавайтесь уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы. «Она рассуждала совсем как взрослая», «Я постаралась приехать как можно раньше», «У них всё не как у людей».

    Правильно: Школа как лучшее время жизни (но это не точно)

    Правило младших классов. Перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире или вообще ничего. «Жизнь как чудо», «Школа как лучшее время жизни (но это не точно)», «Озеро как зеркало» и другие не менее красивые метафоры.

    Правильно: Порхай как бабочка, жаль как пчела

    Девиз боксёра Мохаммеда Али, который идеально подходит под наше правило. Оборот с союзом «как» не обособляется, если он выступает в роли обстоятельства образа действия, которое надо отличить от сравнения (опять). Для проверки можно заменить творительным падежом существительного или наречием (порхай бабочкой, жаль пчелой) или задать к обстоятельству вопрос. Вот ещё пример: в школе японский нам преподавали как факультатив. Преподавали как? — Факультативно.

    ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ДЕРЕВЬЯ»

    В слове дер е́ вья:
    1. 3 слога (де-р е́ -вья);
    2. ударение падает на 2-й слог: дер е́ вья

    !Комментарий

    См. тж. инфинитив дерево, от которого образовано слово «деревья».

    • 1-ый вариант

    1) Транскрипция слова «дер е́ вья»: [д❜и е р❜ э́ в❜ъ].

    БУКВА/
    [ЗВУК]
    ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
    д[д❜]согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
    е[и е ]гласн., безударный ; ниже см. § 37.
    р[р❜]согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
    е[ э́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 27.
    в[в❜]согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 1, 3 (примеры).
    ь[ ]нет звука
    я[ъ]гласн., безударный ; ниже см. § 53.

    7 букв, 6 звуков

    ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

    § 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, б е́ лый, в е́ ра, мел, с е́ рый, з е́ ркало, д е́ ло, т е́ сно, кедр, г е́ тры, нерв, т е́ рмин, муз е́ й, инсп е́ ктор, м е́ дик — в них произносятся сочетания: [п ❜ э], [б ❜ э́ ], [в ❜ э́ ], [м ❜ э], [с ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [д ❜ э́ ], [т ❜ э́ ], [к ❜ э], [г ❜ э́ ], [н ❜ э], [т ❜ э́ ], [з ❜ э́ ], [п ❜ э́ ], [м ❜ э́ ] 2 .

    Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, ц е́ нный (произносится [шэ], [жэ], [ц э́ ]).

    § 37. После мягких согласных в 1-м предударном слоге, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, средний между [и] и [э]: [и е ]. Этот гласный на письме обозначается буквой е или я.

    Таким образом, на месте букв е и я после мягких согласных в 1-м предударном слоге произносится гласный [и е ]: а) нес и́ , нест и́ , лесн и́ к, несёт, ведёт, плет е́ нь, беж а́ ть, чес а́ ть, чесн о́ к, щен о́ к (произносится [ни е с и́ , ни е с ❜ т и́ , ли е с ❜ н и́ к, ни е с ❜ о́ т, ви е д ❜ о́ т, пли е т е́ н ❜ , би е ж а́ т ❜ , чи е с а́ т ❜ , чи е сн о́ к, щи е н о́ к]), б) мясн и́ к, взял и́ сь, ряб и́ ну, тян и́ , вяз а́ ть, пятёрка, ляг у́ шки (произносится [ми е с ❜ н и́ к, взи е л и́ с ❜ , ри е б и́ ну, ти е н и́ , ви е з а́ т ❜ , пи е т ❜ о́ ркъ, ли е г у́ шки]).

    § 53. На месте буквы я (и буквы а после [ч] и [щ]) в безударных окончаниях произносится гласный [ъ]: ср. к а́ пля, д ы́ ня (произносится [к а́ пл ❜ ъ], [б ы́ н ❜ ъ]); м о́ ря, пол я́ , о́ куня, пл а́ ча — род. п. ед. ч. (произносится [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [ о́ кун ❜ ъ], [пл а́ чъ]); п е́ рья, ст у́ лья, с у́ чья – им. п, мн. ч. (произносится [п е́ р ❜ йъ], [ст у́ л ❜ йъ], [с у́ чйъ]), к а́ плям, к а́ плями, к а́ плях (произносится [к а́ пл ❜ ъм], [к а́ пл ❜ ъми], [к а́ пл ❜ ъх]); р о́ щам, р о́ щами, р о́ щах (произносится [р о́ щъм], [р о́ щъми], [р о́ щъх]); и́ мя, вр е́ мя, пл а́ мя, стр е́ мя (произносится [ и́ м ❜ ъ], [вр е́ м ❜ ъ], [пл а́ м ❜ ъ], [стр е́ м ❜ ъ]); в и́ дя, зн а́ я, пл а́ ча (произносится [в и́ д ❜ ъ], [зн а́ йъ], [пл а́ чъ]); зл а́ я, друг а́ я (произносится [зл а́ йъ], [друг а́ йъ]); ст а́ рая, д о́ брая (произносится [ст а́ ръъйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нья, пт и́ чья, вр а́ жья (произносится [б а́ ран ❜ йъ], [пт и́ чйъ], [вр а́ жйъ]); сег о́ дня (произносится [сив о́ д ❜ н ❜ ъ]).

    § 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

    Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

    Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

    1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

    Как сделать фонетический разбор слова деревья?

    Разбор слова ДЕРЕВЬЯ

    На слоги поделим слово так: де=ре=вья, ударение падает на слог РЕ.

    Приступим к описанию звукового состава слова деревья:

    Несмотря на Ь, звуков у нас вышло семь, так как буква Я это два звука, а букв всего семь.

    Фонетический разбор слова “деревья” делаем следующим образом:

    в слове “деревья” семь букв и семь звуков, три слога (де-ре-вья), ударение в слове падает на второй слог.

    Запишем теперь транскрипцию – [д’и р’э в’й’а].

    Рассмотрим звуки по отдельности:

    [д’] – согласный звонкий, парный мягкий звук;

    [и] – безударный гласный;

    [р’] – согласный звонкий, парный мягкий звук;

    [э] – ударный гласный;

    [в’] – согласный звонкий, парный мягкий;

    ь – не обозначает никакого звука;

    [й’] – согласный звонкий, непарный мягкий звук;

    [а] – безударный гласный звук.

    Существительное деревья, на мой взгляд, звучит вот так:

    А теперь по вертикали расписываем звуки слова и даем им фонетическую характеристику:

    д’ – согласный звонкий парный, мягкий парный;

    и – гласный безударный;

    р’- согласный звонкий непарный, мягкий парный;

    э – гласный ударный;

    в’ – согласный звонкий парный, мягкий парный;

    й’ – звонкий согласный непарный, мягкий непарный;

    а – гласный безударный, который можно обозначить значком ъ, как заударный гласный звук.

    Подводим итог: в слове насчитаем семь букв и семь звуков.

    Звуко-буквенный, или фонетический, разбор слова выполнен.

    Да, еще можно указывать количество слогов в слове. В слове “деревья” три слога: де-ре-вья.

    Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова ” деревья “.

    1. -й звук – д’ – согласный звонкий парный, мягкий парный;
    2. -й звук – и – гласный безударный;
    3. -й звук – р’- согласный звонкий непарный, мягкий парный;
    4. -й звук – э – гласный ударный;
    5. -й звук – в’ – согласный звонкий парный, мягкий парный;
    6. -й звук – й’ – звонкий согласный непарный, мягкий непарный;
    7. -й звук – а – гласный безударный, который можно обозначить значком ъ, как заударный гласный звук.

    фонетический разбор слова деревья

    Слово «деревья» – имя существительное, состоит из трех слогов, ударным из которых является второй: де-рЕвь-я. Транскрипция слова такова: [д’ир’эв’й’а]. Фонетический разбор слова «деревья» не самый простой. Разберем подробно, какие звуки дают буквы слова:

    Д — [д’] — согласный, парный звон., парный мягк.

    Е — [и] — гласный, безударный.

    Р — [р’] — согласный, непарный звон., парный мягк.

    Е — [э] — гласный, ударный.

    В — [в’] — согласный, парный звонк., парный мягк.

    Ь — не обозначает никакого самостоятельного звука

    Я — [й’] — согласный, непарный звонк., непарный мягк.

    [а] — гласный, безударный

    Теперь подсчитаем количество звуков и букв в слове. Их поровну – по 7, поскольку одна из букв не дает звука, а другая – дает сразу два звука.

    «Моделировать»: состоит из пяти слогов: мо-де-ли-ро-вать. Ударный слог «ЛИ».

    м [м] — согл., непарн. зв., сонорн., парн. твёрд.

    д [д’] — согл., парн. зв., парн. мягкий

    е [и] — гл., безудар.

    л [л’] — согласн., непарн. зв., сонорн., парн. мягк.

    р [р] — согласн., непар. зв., сонорный, парный твёрдый

    в [в] — согл., парн. зв., парн. твёр.

    а [а] — гл., безудар.

    т [т’] — согласн., парн. гл., парн. мягкий

    ь — не даёт звук

    В слове двенадцать букв и одиннадцать звуков.

    «Отяжелело»: имеет пять слогов: о-тя-же-ле-ло. Четвертый слог «ЛЕ» ударный (отяжеле́ло).

    о [а] — глас., безуд.

    т [т’] — согл., парн. гл., парн. мягк.

    я [и] — гл., безударный

    ж [ж] — согл., пар. зв., непарн. твёрд., шипящ.

    е [ы] — глас., безуд.

    л [л’] — согл., непарн. зв., сонорн., парн. мягк.

    е [э] — глас., ударн.

    л [л] — согл., непар. зв., сонорный, парн. твёр.

    о [а] — гласн., безудар.

    В слове девять букв и девять звуков.

    Произведём звуко-буквенный (фонетический) разбор слова “сильный”:

    • в первую очередь узнаем, сколько в слове слогов: силь/ный, 2 слога.
    • определим возможный перенос: силь-ный.
    • затем найдём слог, находящийся в ударной позиции: сИльный, 1-ый слог.
    • запишем транскрипцию: [с’ил’ный’].
    • подсчитаем количество звуков и букв:

    6 звуков: 2 гласных ([и], [ы]), 4 согласных ([с’], [л’], [н], [й’]);

    7 букв: 2 гласных (“и”, “ы”), 4 согласных (“с”, “л”, “н”, “й”) и буква “ь”.

    • дадим характеристику каждого звука:

    буква с создаёт следующий звук: [с’] – согласный, мягкий парный, глухой парный

    буква и создаёт следующий звук: [и] – гласный, ударный

    буква л создаёт следующий звук: [л’] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный, сонорный

    буква ь не создаёт звука – [-]

    буква н создаёт следующий звук: [н] – согласный, твёрдый парный, звонкий непарный, сонорный

    буква ы создаёт следующий звук: [ы] – гласный, безударный

    буква й создаёт следующий звук: [й’] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный.

    1) Печь – в слове этом один слог. Транскрипция выглядит так: [п’э́ч’].

    2) В слове два согласных звука, обозначенных буквочками П и Ч: [п’] и [ч’]. Первый из числа шумных глухих, имеющих парный звонкий, и мягкий, имеющий твёрдую пару. Второй – тоже шумный глухой, мягкий, но пар ни по одному из этих параметров не имеет.

    Звук [ч’] некоторые называют всегда глухим, всегда мягким, и за этим «всегда» скрывается полная бессмыслица. Дело в том, что звуки не меняют своей характеристики: мягкий звук [п’] никак не может превратиться в свой твёрдый антипод [п]. Это буквы П и Б могут обозначать как мягкий [п’], так и твёрдый [п]. Поэтому слово «всегда» при характеристике звуков непарных по одному или обоим параметрам не только является лишним, но и вводит в заблуждение: многие начинают считать, что в большинстве случаев один и тот же звук может быть то твёрдым, то мягким, то звонким, то глухим, и лишь небольшая часть звуков всегда одинакова, а такое понимание – грубейшая ошибка, причину которой я уже указала: звуки мягкие не могут вдруг оказаться твёрдыми, а глухие – звонкими и наоборот. Звуков согласных в русском языке 36, гласит школьная программа, а самом деле 37 (мягкий звук [ж’] давно существует – жюри [ж’у]ри, дрожжи [ж’и], дождик до[ж’и]к, а составители школьных учебников продолжают упорно твердить, что у звука [ж] нет мягкой пары), и каждый из этих 37 звуков никогда не меняет свои характеристики.

    Итак, звуков согласных в лексеме ПЕЧЬ два, оба они глухие, мягкие, первый имеет парный звук звонкий и парный твёрдый, второй их не имеет.

    3) Звук гласный в данной лексеме один – [э́], обозначенный буквочкой Е. Естественно, этот звук ударный. Кроме того, буква Е служит в данной лексеме для обозначения мягкости предыдущего согласного [п’].

    4) Есть и четвёртая буква в разбираемой лексеме – Ь. Звука эта буква не обозначает и в данном слове является показателем формы: лексема ПЕЧЬ может быть:

    • существительным рода женского с окончанием нулевым в начальной форме (большая печь);
    • глаголом в форме инфинитива (печь пирожки).

    5) Итого в слове ПЕЧЬ четыре буквы и три звука.

    6) Оформить письменно разбор фонетический можно двумя способами (зависит от учителя – один требует указывать парность согласных, причём в большинстве своём не понимая даже, что парность должна указываться дважды; другой довольствуется нормами программы, согласно которой о парных и непарных согласных дети знать должны, но в школьном фонетическом разборе эти характеристики не отражаются):

    “деревьях”

    Фонетический разбор слова “деревьях”

    дере́вьях

    д[д’]согласный , звонкий парный , мягкий парный
    е[и]гласный , безударный
    р[р’]согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий парный
    е[́э]гласный , ударный
    в[в’]согласный , звонкий парный , мягкий парный
    ь[-]
    я[й’]согласный , звонкий непарный (сонорный) , мягкий непарный
    [а]гласный , безударный
    х[х]согласный , твердый парный

    Примеры предложений со словом “деревьях”

    – Нет,- улыбнулся Ёжик, – если бы грибы росли на деревьях , об этом бы знали и искали их там.

    Грибное дерево Сергей Горбунов

    Живут на земле, под землей, на воде, под водой, на деревьях , в деревьях , в траве и в воздухе.

    Таланту Бианки. Лето в лесу Серж Пьетро

    — на персиках;
    — мандарины растут на мандариновых деревьях , апельсины — на апельсиновых деревьях , лимоны — на лимонных деревьях .

    Фрукты-путешественники. сказка для малышей Татьяна Домаренок

    Но, в плену неписанных законов,
    На деревьях всё ещё живут.

    Было время. Ольга Шельпякова

    Как ей одной на всех этих проводах, деревьях и крышах сидеть
    Скучно ей на всех этих проводах, деревьях и крышах сидеть.
    В одиночку-то Очень скучно!

    старушенция и голос Валерия Янис

    Зимний день, дивный сад,
    Снежные дорОжки,
    На деревьях и кустах –
    Нежные серЁжки!

    Зимняя сказочка – песенки на вАзочках! Владимир Крыленко

    Летом цветут красивые цветочки, а осенью листья на деревьях желтеют и на дорогах вместо травы появляются лужицы.

    Первая осень Топтыжки Дарья Кокоурова

    Желтые яблоки на соседних деревьях остались почти нетронутыми.

    На рубеже сезонов Александр Георгиевич Гладкий

    На деревьях зазеленели молоденькие листики и иголочки.

    Ласточкино гнездо. сказка для малышей Татьяна Домаренок

    А хорошо бы было, чтобы колбаса на деревьях росла.
    -Так она и росла на деревьях , как яблоки.- засмеялась я.
    -А, это как- удивился Ванька.

    Сказочка о колбасках Маргарита Курникова

    Вскоре все попрыгунчики научились танцевать на барабанных деревьях . И стало им жить ещё интереснее!
    Тут и сказке конец!

    3 – 7 лет. Маэстро из страны попрыгунчиков! Светлана Гонсалвес

    Вы еще на деревьях . это самое. Ну и что, что сейчас уже нет. и давно. Но раньше же на деревьях ! А мы уже сидели!

    Наша уникальность Игорь Каракеш

    Рассказ о хвойных деревьях
    . Рассказ о кормушках для птиц
    . Игра “Найди волшебный камень”
    . Появление Башмачка
    . Игры
    .

    Занятие-экскурсия Волшебная поляна Элла Металлова

    Снег не просто так появился, а “на деревьях “.

    Высокое взаимопонимание Полина Колокольцева

    Детки, годиков до двух,
    Вылупляясь из яиц,
    Обитают на деревьях ,
    Повзрослев, спускаясь вниз.

    Комодский варан Рева Тюрина

    На деревьях , кустах и земле лежит белоснежный холодный пух.

    В качестве ориентира он уже указывал не отметки на деревьях , а координаты.

    История 17. Опасная находка Елена Пасечникова

    Тропинка петляла по лесу. на некоторых деревьях мальчик заметил дупла,связки грибов.
    -Здесь живут белки.

    Голубая дымка, утренний мороз,
    Шапки на деревьях , лес дремучий спит.
    Шапки на деревьях , снегопад принес,
    Падал две недели, темный лес укрыт.

    Подснежник Михаил Чудинов Валериевич

    Тихим шагом, словно лесная русалка, блуждает среди деревьев синий туман, целующий почки на деревьях .
    2.

    Мелодия природы. -Aggia-. Смысловой перевод Вип Братислав Либертус-Кармина

  • Ссылка на основную публикацию