Твёрдые согласные звуки – правило и примеры запоминания для 1 класса

Твёрдые согласные звуки

Твёрдые соглас­ные — это шум­ные зву­ки, в про­из­но­ше­нии кото­рых отсут­ству­ет допол­ни­тель­ная арти­ку­ля­ция язы­ка по срав­не­нию с мяг­ки­ми согласными.

Узнаем, как отли­чить твёр­дые соглас­ные от ана­ло­гич­ных мяг­ких звуков.

Чтобы выяс­нить, что такое твёр­дые соглас­ные, вна­ча­ле вспом­ним, что зву­ки нашей речи каче­ствен­но отли­ча­ют­ся друг от друга.

Если звук про­из­но­сит­ся толь­ко голо­сом, а выды­ха­е­мый воз­дух сво­бод­но выхо­дит нару­жу, при­чём меня­ют­ся толь­ко очер­та­ния губ, то воз­ни­ка­ют глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

В обра­зо­ва­нии дру­гих зву­ков участ­ву­ет обя­за­тель­но шум, кото­рый воз­ни­ка­ет, если выды­ха­е­мая струя воз­ду­ха встре­ча­ет на сво­ём пути пре­пят­ствие в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки, состо­я­щие из шума и голо­са или толь­ко из шума, то есть звон­кие и глу­хие соглас­ные.

Согласные зву­ки раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко спо­со­бом обра­зо­ва­ния, сте­пе­нью уча­стия шума и голо­са, но и при­зна­ком твёр­до­сти и мяг­ко­сти. И звон­кие, и глу­хие соглас­ные делят­ся на твёр­дые и мягкие.

Что такое твёрдые согласные?

В рус­ской речи соглас­ный звук, обо­зна­чен­ный на пись­ме одной и той же бук­вой, может быть в сло­ве твёр­дым, а в дру­гом — мягким:

  • с оло [ с о л а] — с ера [ с’ е р а]
  • т ыл [ т ы л] — т ина [ т’ и н а]
  • р ама [ р а м а] — р ябь [ р’ а б’]

Чтобы понять, что такое твёр­дые соглас­ные, срав­нив их с мягкими.

Мягкие соглас­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка. При их про­из­не­се­нии сред­няя спин­ка язы­ка одно­вре­мен­но с основ­ной арти­ку­ля­ци­ей про­дви­га­ет­ся к твёр­до­му нёбу.

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка, явля­ют­ся мяг­ки­ми. Произнесите мяг­кие зву­ки и убе­ди­тесь в этом:

Согласные, кото­рые про­из­но­сят­ся с подъ­ёмом язы­ка явля­ют­ся мяг­ки­ми. Соответственно те же соглас­ные, но не име­ю­щие этой допол­ни­тель­ной арти­ку­ля­ции язы­ка, явля­ют­ся твёр­ды­ми.

При про­из­но­ше­нии твёр­дых соглас­ных воз­дух выхо­дит более широ­кой стру­ёй, так как язык не выги­ба­ет­ся и не созда­ет допол­ни­тель­но­го пре­пят­ствия, как при арти­ку­ля­ции мяг­ких согласных.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Большинство соглас­ных обра­зу­ют меж­ду собой пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Таких пар в совре­мен­ном рус­ском язы­ке 15.

Каждой бук­ве рус­ско­го алфа­ви­та соот­вет­ству­ют пар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные звуки:

БукваТвёрдый звукМягкий звук
б[б][б’]
в[в][в’]
г[г][г’]
д[д][д’]
з[з][з’]
к[к][к’]
л[л][л’]
м[м][м’]
н[н][н’]
п[п][п’]
р[р][р’]
с[с][с’]
т[т][т’]
ф[ф][ф’]
х[х][х’]

С помо­щью пар­ных твёр­дых и мяг­ких соглас­ных отли­ча­ют­ся раз­ные по зна­че­нию слова:

  • том­ный — тёмный;
  • мыло — мило;
  • лук — люк.

В пись­мен­ной речи после твёр­дых соглас­ных пишут­ся бук­вы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мяг­ких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».

Всегда твёрдые согласные

Учтем, что в фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка не все соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Существуют соглас­ные как все­гда твёр­дые, так и мягкие.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­дые соглас­ные — это зву­ки [ж], [ш], [ц].

Эти соглас­ные про­из­но­сят­ся толь­ко твёр­до, хотя после них пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и» или мяг­кий знак. В зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) после этих соглас­ных нико­гда не ста­вит­ся апо­строф.

Сравним, как зву­чат непар­ные твёр­дые согласные.

Всегда твёр­дый соглас­ный [ж]:

  • жаба [ж а б а]
  • жираф [ж ы р а ф]
  • жёл­тый [ж о л т ы й’]
  • за́лежь [з а л’ и ж]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ш]:

  • шаги [ш а г’ и]
  • шор­ты [ш о р т ы]
  • шёлк [ш о л к]
  • шипов­ник [ш ы п о в н’ и к]
  • плешь [п л’ э ш]

Всегда твёр­дый соглас­ный [ц]:

  • цара­пи­на [ц а р а п’ и н а]
  • цокот [ц о к о т]
  • цех [ц э х]
  • циф­ра [ц ы ф р а]

При напи­са­нии слов с все­гда твёр­ды­ми соглас­ны­ми поль­зу­ем­ся пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии, а не их звучанием.

Твердые соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж» и «ш», пишут­ся толь­ко с бук­вой «и».

После этих непар­ных соглас­ных не пишут­ся бук­вы «ю», «я», а толь­ко в неко­то­рых ино­стран­ных сло­вах (пара­шют, жюри, бро­шю­ра, Цюрих).

Мягкий знак после твёр­дых шипя­щих слу­жит не для выра­же­ния их мяг­ко­сти, а для обо­зна­че­ния форм слов:

  • суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода (ложь, ветошь);
  • форм 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов (ты рису­ешь, отдашь, спра­вишь­ся);
  • форм пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов (вырежь, утешь­те).

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Тема урока: «Что такое твёрдые и мягкие согласные звуки и какие буквы нужны для их обозначения?»

Цель урока: это знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками и буквами, нужными для их обозначения.

Познавательные:

  • Научиться правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
  • Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
  • Научиться объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления.
  • Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.
  • Аккуратность.

Урок посвящен знакомству с твёрдыми и мягкими согласными звуками и буквами, которые нужны для их обозначения. В ходе урока учащиеся узнают буквы, которые нужны для обозначения твёрдых и мягких согласных. Учащиеся смогут правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки, а также различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

На уроке вы:

1. Узнаете, что такое твёрдые и мягкие согласные звуки и какие буквы нужны для их обозначения.

2.Научитесь различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкость согласных мягким знаком.

3.Сможете самостоятельно определять на слух и самостоятельно правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Основные термины и понятия:

1.Твёрдый согласный звук – это тот звук, который мы произносим твёрдо. Всегда получается, если после согласного звука стоят буквы а , о, у, ы, э.

2. Мягкий согласный звук – это тот звук, который мы произносим мягко, ласково. Всегда получается, если после согласного стоят буквы и, е, ю, я, ь

Основная и дополнительная литература:

* Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с

* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Задания тренировочного модуля:

Текст задания: Твёрдыми и мягкими могут быть….?

а) гласные и согласные звуки

б) только парные звуки

в) только согласные звуки

г) только гласные звуки

Заполните таблицу. Распределите все слова в таблицу. В колонку «мягкие звуки» запишите слова, в которых есть мягкий согласный звук, в колонку «твёрдые звуки» запишите слова, в которых есть твёрдый согласный звук и так далее.

Звуки, у которых нет пары

Слова с мягким знаком

Мяч, лес, корь, цыплёнок, весна, школа, пирог, кот, кит, дом, том, сирень, конь, нос, июнь, жук, чаща, шесть

Вам необходимо описать картинки одним предложением. Используйте слова с мягким знаком.

А. (Изображение ветки сирени)

Б (Изображение словаря)

В. (Изображение школьного учителя)

Соедините пары по твёрдости-мягкости.

Для этого задания необходим голос диктора, который будет произносить слова. Формат слухового диктанта. Ребёнок слушает слово, затем выписывает в необходимую строчку. На экране две колонки, над одной колонкой надпись: корзина с овощами, в названиях которых только мягкие звуки, над другой колонкой надпись: корзина с овощами, в названиях которых твёрдые звуки.

Послушай названия овощей и разложи их по разным корзинам. В одну корзину положи овощи, в которых слышишь какие-либо мягкие звуки. В другую корзину положи овощи, в названиях которых ты слышишь твёрдые звуки.

Слова: капуста, тыква, баклажан, лук, свёкла, репа, помидор¸ огурец

Расскрасьте те слова, в которых все звуки твёрдые.

Необходимы рисунки для раскрашивания: лось, булка, льдина, торт, мяч, кот,

Твердые и мягкие согласные звуки: правила и таблицы для детей 1 класса

Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома. Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко. Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков.

Твердые и мягкие согласные

Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Запись звуков

В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Таблица твердых и мягких звуков

Все правила собраны в одной табличке. С первого взгляда она может показаться малышу абракадаброй, но после доступных объяснений и внимательного изучения, новый материал перестанет казаться таким уж сложным.

Распечатайте и повесьте эту картинку на видном месте, чтобы ребенок мог учить эти правила в любое удобное время.

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

  • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
  • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Задания для детей

Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.

Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.

Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.

Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее. По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.

Не забывайте распечатывать миниатюрные таблички с правилами, которые нужно развешивать в доме. Когда ребенок постоянно натыкается на них взглядом, текст запоминается автоматически.

К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.

Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.

Согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит. Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука . Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • знаки ь и ъ – это буквы, которые не имеют звуков.

Всего звуков – 42:

  • 6 гласных: [а], [о], [у], [и], [ы], [э];
  • 36 согласных: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [ з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [ п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Таблица, где собраны все буквы и звуки

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым .

Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.

Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

Мягкие и твердые

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что они бывают твердые и мягкие.

Всегда мягкие и всегда твердые

Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменяемые по мягкости / твердости звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

Всегда мягкие

(несмотря на наличие букв а, о, у, ы, э позади них)

Всегда твердые

(несмотря на наличие букв я, ю, и, е, ё или мягкого знака позади них)

Как образуются мягкие звуки в русском языке

Мягкость согласные получают:
  • если за ним следует мягкий знак, например, ЛЬВЯТА ([л’]);
  • в случаях, когда после согласного (кроме всегда твердых) идут такие гласные, как Е, Ё, И, Ю, Я, к примеру, СНЕГИРЬ ([н’], [г’]), МЁД ([м’]), ЛЮДИ ([л’]), МЯЧ ([м’]).

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:
  1. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым,
  2. как определить мягкость или твердость по гласной,
  3. все ли мягкие имеют твердые пары.

Например, спросите: Ч мягкая или твердая согласная в словах ЧУЧЕЛО и ЧЕЛОВЕК?

Образование твёрдых согласных

Твердыми звуки становятся, когда находятся:
  • перед твердым знаком, к примеру, ПОДЪЕЗД ([д]);
  • перед гласными А, О, У, Ы, Э: КУКЛА ([к], [л]), ДЫМ ([д]), ДОМ ([д]);
  • перед другим согласным: ТОРТ ([р]);
  • а также в конце слова, если звук не относится к тем, что всегда мягкие: ШАР ([р]).

Таблица твёрдых и мягких звуков

Для лучшего восприятия и запоминания следует прорабатывать пары слов, с противоположными звуками

Спросите: какие согласные мягкие, а какие твердые? Для начала следует использовать вспомогательные таблицы.

Звук мягкий или твердый, так как за ним идет определенный гласный.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот – твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Звонкие и глухие

Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» – никакой вибрации не будет.

Непарные и парные по глухости звонкости

В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.

  • 11 – [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] – парные звонкие;
  • 11 – [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] – глухие парные;
  • 9 – [й’], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] – это звонкие непарные;
  • И ещё 5 – [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’] – это непарные глухие .

Таблица звонких и глухих согласных

Парный звонкий оглушается:
  • в конце слова – дуб [дуп], пирог [п’ирок], улов [улоф];
  • перед глухими согласными – коробка [каропка], книжка [кн’ишка], указка [укаска].
Парный глухой озвончается:
  • перед звонким согласным – сдоба [здоба], косьба [каз’ба].

Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.

Например: вор [вор], ком [ком], горка [горка], панамка [панамка].

Игровые упражнения для закрепления материала

  1. Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
  • гласные – красным ;
  • твердые согл. – синим ;
  • мягкие согл. – зеленым .
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного , синего , зеленого , желтого . Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: « ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ » подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета – десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
  1. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.

Шишкина школа – видео по теме

Технически неисправен как правильно

неисправна или не исправна

Слитно или раздельно?

Слово неисправна пишется слитно и раздельно, в зависимости от контекста использования слова – неисправна и не исправна.

Чтобы написать слово правильно, следует определить часть речи.

Правило для “неисправна” (краткое прилагательное)

Слово является краткой формой имени прилагательного в женском роде. Правило выстраивает алгоритм поиска правильного варианта написания. Если краткое прилагательное не имеет полной формы, то пишется раздельно, например, не рад. В данном случае полная форма есть – неисправная. Слово употребляется без неисправная. Дальше потребуется посмотреть, нет ли рядом частиц: далеко не, вовсе не, отнюдь не. Возможно, в предложении рядом стоит зависимое слово. Если этого нет, делается вывод, слово пишется слитно.

Примеры

  • Техника, поступившая в учреждения, была неисправна.
  • Машина была красива внешне, но неисправна внутри.
  • Лампа, висевшая в комнате, не давала света, она была неисправна.

Правило для “не исправна” (противопоставление)

Если в предложении есть противопоставление, то написание становится раздельным. Не исправна, а повреждена. Раздельно пишется слово при наличии частиц и зависимого слова. Поэтому, очень внимательно смотрим на контекст, предложение, в котором использовано слово, затем уже думаем, как правильно пишется.

Примеры

  • Не исправна, а сломана была машина, которую выставили на продажу.
  • Музыкальная колонка была не исправна, а поломана, поэтому не могла столько стоить.
  • Продавец объяснял, что игрушка была далеко не исправна.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 27% ответили правильно)

Возможны оба варианта, написание зависит от контекста.

Правильно

Неисправен – правильный вариант написания краткого прилагательного при утверждении отрицательного признака. В этом случае слово можно заменить синонимом (неисправен – сломан). Пишем слитно, если слово в сочетании с «не» приобретает противоположное значение; если рядом есть наречия меры и степени «очень, крайне, весьма».
Вчера отнесла телефон в ремонт, так как он неисправен.
Мой миксер неисправен, пришлось взбивать крем вручную.
Телефонный аппарат пришлось выбросить, так как он совершенно неисправен.

Не исправен – раздельно пишем краткое прилагательное с «не» при противопоставлении (не исправен, а сломан); если рядом есть слова «отнюдь, вовсе, далеко» (вовсе не исправен).
Мой миксер не исправен, а сломан.
Телефонный аппарат пришлось выбросить, так как он вовсе не исправен.
Мой велосипед не исправен, а требует капитального ремонта.

не исправна или неисправна

В зависимости от контекста слово «неисправна» может иметь как слитное, так и раздельное написание с частицей «не» — «не исправна».

Слитное написание «неисправна»

Слово «неисправна» является краткой формой прилагательного, стоящего в женском роде. По правилам русского языка всегда раздельно с частицей не пишутся краткие прилагательные, у которых нет полной формы. У прилагательного «исправна» есть полная форма – «исправная». В утвердительных предложениях слово «неисправна» имеет слитное написание с «не».

Примеры слитного написания «неисправна»:

Как лучше учиться и меньше уставать?

  • К сожалению, ваша видеокарта неисправна, вам придется ее заменить.
  • В комнате не включался свет, так как лампа была неисправна.
  • В этот день ему пришлось ехать на такси, ведь собственная машина была неисправна.

Раздельное написание «неисправна»

Раздельно слово «не исправна» пишется в предложениях с отрицанием. Отрицание может быть сформулировано противопоставлением, словами «вовсе не», «далеко не», «отнюдь не». Кроме того, прилагательные пишутся раздельно с частицей не, когда в предложении есть отрицательные местоимения или наречия: «нисколько», «никому», «никак», «никем», «ничто», «никто» и т.д.

Примеры раздельного написания «не исправна»:

  • Стиральная машина была вовсе не исправна, даже мастер сомневался стоит ли ее вообще чинить.
  • Эта деталь была не исправна, а сломана.
  • Малыш был возмущен, его игрушка никак не исправна.

ноябрь или наябрь Правила Слово «ноябрь» пишут с буквой «о» в первом слоге.

фиолетовый виолетовый или феолетовый Правила В.

в след или вслед Если выбирать написание слова «вслед» или «в след», нужно.

цыкать или цикать Правила В слове «цыкать» пишут букву «ы» в корне. Слово.

исследовательский или иследовательский Правила В.

живешь или живеш Слово «живёшь» пишется с мягким знаком на.

санаторий или саноторий Правила В слове «санаторий» во втором слоге.

мужчина или мущина В Древней Руси всех выросших мальчиков называли «муж», не зависимо.

столица или сталица Правила В слове «столица» в корне пишут букву «о».

неженственный не женственный неженственый или не.

не втерпеж или невтерпеж Наречие «невтерпеж» пишется слитно с приставкой.

сезон или сизон В словах русского языка сомнительные гласные никогда не были.

Хранить негде как пишется

Все три варианта допустимы.

Правильно

Нигде – данное слово отвечает на вопрос «где?», следовательно, является наречием (местоименным, отрицательным). В данном случае «ни-» является приставкой, поэтому с корнем «где» пишется вместе. Ударение падает на второй слог – нигдЕ.
Такие условия проживания нигде не могут быть созданы, кроме как в Мадагаскаре.
Четкое определение данного понятия нигде не приводится.
Я уже давно нигде не была.
Нигде больше мы не выдели такого количества раритетных машин.

Негде – данное слово также является наречием, отвечающим на вопрос «где?». «Не-» в данном случае является приставкой, следовательно с корнем ее следует писать слитно. Ударение в данном слове падает на первый слог – нЕгде.
Здесь негде прятаться.
Укрыться в чистом поле было негде.
Распечатать полученные на электронную почту документы негде было.
Эту продукцию реализовывать было негде.

Ни где – в данном случае следует писать слова отдельно, поскольку они являются частицей «ни» и наречием «где».
Ни где он оказался, ни куда ему идти дальше, он не ведал.
Он не знал, ни где ему взять денег, ни как ему восстановить документы.
Ни где ночевать ему после пожара, ни как ему завтра быть, мужчина не знал.
Ни где искать сбежавшую собаку, ни как добраться назад, мальчишка не знал.

негде или нигде

В русском языке возможны несколько вариантов написания: «нигде», «негде», «ни где». Правильность написания определяется контекстом.

Отрицательное наречие «нигде»

Слово «нигде» является отрицательным местоименным наречием. В предложении данное слово является обстоятельством и указывает на место с отрицательным значением. Слово «нигде» употребляется в значении «ни в каком месте».

Отрицательное наречие «нигде» усиливает отрицание и всегда употребляется с глаголом, имеющим частицу «не». «Он нигде не видел таких животных». В морфемном составе слова «нигде» частица «ни» является приставкой и пишется слитно.

Примеры со словом «нигде»:

  • Он словно привидение бродил по дому и нигде не мог найти себе места.
  • Полицейские преследовали вора до самого конца улице, но его нигде не было.
  • Я еще нигде не ел таких вкусных пирожных, вы просто кулинарная волшебница.

Раздельное написание «ни где»

Отрицательная частица «ни» и местоименное наречие «где» имеют раздельное написание, если местоимение «где» является союзным словом в сложноподчиненном предложении. «Она не понимала, ни где она находится, ни как ей отсюда выбраться».

Неопределенное наречие «негде»

В отличие от отрицательного наречия «нигде», в котором ударение ставится на второй слог, неопределенное наречие «негде» произносится по-другому. В этом слове приставка «не» является ударной, поэтому в правописании этого слова сложно опустить ошибку.

Наречие «негде» является неопределенным. Оно используется в предложениях с утверждением. «Негде» употребляется в значении «нет того места, где». Будучи наречием, слово «негде» связано с глаголом-сказуемым, употребленным в утвердительной форме.

Примеры со словом «негде»:

  • Ребята чувствовали себя уставшими, но остановиться и сделать привал было негде.
  • Его выселили из собственной квартиры, и теперь ему было негде жить.
  • Дождь начался не кстати, ведь укрыться от него было негде.

жакет или жокет Правила В слове «жакет» пишут букву «а». Слово пришло в.

ноябрь или наябрь Правила Слово «ноябрь» пишут с буквой «о» в первом слоге.

по прежнему или по-прежнему Слова «по прежнему» и «по-прежнему».

капюшон или копюшен Слово «капюшон» вызывает трудности при написании. Его сложно.

предыстория или предистория Слово «предыстория» обязательно пишут с буквой «ы». Это.

готовься готовся гатовься или гатовся Слово «готовься» всегда следует писать с.

будите или будете В русском языке встречается два варианта написания слов –.

не большой или небольшой Прилагательное «небольшой» пишется слитно с частицей «не».

жужжать или жужать Правила В слове «жужжать» пишут две буквы «ж».

фантазия или фонтазия Правила В слове «фантазия» нужно писать букву.

заморачивайся, заморачевайся или замарачевайся Это слово в литературной речи.

колоссальный или колосальный В корне слова «колоссальный» пишут две буквы «с». Такое.

нигде или ни где

Слитно или раздельно?

Слово «нигде» пишется всегда слитно – нигде.

Чтобы ответить на вопрос как правильно пишется наречие «нигде», необходимо обратить внимание на его морфологическую принадлежность и состав.

Правило

Слово «нигде» отвечает на вопрос «где?» и является отрицательным наречием. Эта группа наречий образовалась с помощью приставок «не» или «ни», которые придают слову значение отрицания. Писать приставку «ни» с корнем нужно слитно: никак, никуда, никогда и т. д.

Примеры

  • Родители бросились искать малыша, но его нигде не было.
  • «Нигде в мире больше не найти такой красоты!» – воскликнула Ирина.
  • Цыгане нигде надолго не останавливались, постоянно переезжая с места на место.
  • Я нигде не могла найти своего кота, он надежно спрятался.
  • Нигде и никогда больше я не найду мужчины лучше тебя.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 63% ответили правильно)

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Наталия Дробот 198
  2. 2. Соня Зверева 153
  3. 3. Михаил Тяпин 143
  4. 4. Иоанн Стефановский 107
  5. 5. Оля Проскурина 85
  6. 6. Игорь Проскуренко 79
  7. 7. Илья Першин 70
  8. 8. Ирина Волкова 69
  9. 9. Мария Кауфман 65
  10. 10. Ольга Олейник 59
  1. 1. Мария Николаевна 13,350
  2. 2. Лариса Самодурова 12,635
  3. 3. Liza 12,085
  4. 4. TorkMen 11,366
  5. 5. Кристина Волосочева 11,210
  6. 6. Ekaterina 11,051
  7. 7. Влад Лубенков 10,975
  8. 8. Лиса 10,970
  9. 9. Юлия Бронникова 10,725
  10. 10. Вячеслав 10,690

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Хранить негде как пишется

Все три варианта допустимы.

Правильно

Нигде – данное слово отвечает на вопрос «где?», следовательно, является наречием (местоименным, отрицательным). В данном случае «ни-» является приставкой, поэтому с корнем «где» пишется вместе. Ударение падает на второй слог – нигдЕ.
Такие условия проживания нигде не могут быть созданы, кроме как в Мадагаскаре.
Четкое определение данного понятия нигде не приводится.
Я уже давно нигде не была.
Нигде больше мы не выдели такого количества раритетных машин.

Негде – данное слово также является наречием, отвечающим на вопрос «где?». «Не-» в данном случае является приставкой, следовательно с корнем ее следует писать слитно. Ударение в данном слове падает на первый слог – нЕгде.
Здесь негде прятаться.
Укрыться в чистом поле было негде.
Распечатать полученные на электронную почту документы негде было.
Эту продукцию реализовывать было негде.

Ни где – в данном случае следует писать слова отдельно, поскольку они являются частицей «ни» и наречием «где».
Ни где он оказался, ни куда ему идти дальше, он не ведал.
Он не знал, ни где ему взять денег, ни как ему восстановить документы.
Ни где ночевать ему после пожара, ни как ему завтра быть, мужчина не знал.
Ни где искать сбежавшую собаку, ни как добраться назад, мальчишка не знал.

негде или нигде

В русском языке возможны несколько вариантов написания: «нигде», «негде», «ни где». Правильность написания определяется контекстом.

Отрицательное наречие «нигде»

Слово «нигде» является отрицательным местоименным наречием. В предложении данное слово является обстоятельством и указывает на место с отрицательным значением. Слово «нигде» употребляется в значении «ни в каком месте».

Отрицательное наречие «нигде» усиливает отрицание и всегда употребляется с глаголом, имеющим частицу «не». «Он нигде не видел таких животных». В морфемном составе слова «нигде» частица «ни» является приставкой и пишется слитно.

Примеры со словом «нигде»:

  • Он словно привидение бродил по дому и нигде не мог найти себе места.
  • Полицейские преследовали вора до самого конца улице, но его нигде не было.
  • Я еще нигде не ел таких вкусных пирожных, вы просто кулинарная волшебница.

Раздельное написание «ни где»

Отрицательная частица «ни» и местоименное наречие «где» имеют раздельное написание, если местоимение «где» является союзным словом в сложноподчиненном предложении. «Она не понимала, ни где она находится, ни как ей отсюда выбраться».

Неопределенное наречие «негде»

В отличие от отрицательного наречия «нигде», в котором ударение ставится на второй слог, неопределенное наречие «негде» произносится по-другому. В этом слове приставка «не» является ударной, поэтому в правописании этого слова сложно опустить ошибку.

Наречие «негде» является неопределенным. Оно используется в предложениях с утверждением. «Негде» употребляется в значении «нет того места, где». Будучи наречием, слово «негде» связано с глаголом-сказуемым, употребленным в утвердительной форме.

Примеры со словом «негде»:

  • Ребята чувствовали себя уставшими, но остановиться и сделать привал было негде.
  • Его выселили из собственной квартиры, и теперь ему было негде жить.
  • Дождь начался не кстати, ведь укрыться от него было негде.

жакет или жокет Правила В слове «жакет» пишут букву «а». Слово пришло в.

ноябрь или наябрь Правила Слово «ноябрь» пишут с буквой «о» в первом слоге.

по прежнему или по-прежнему Слова «по прежнему» и «по-прежнему».

капюшон или копюшен Слово «капюшон» вызывает трудности при написании. Его сложно.

предыстория или предистория Слово «предыстория» обязательно пишут с буквой «ы». Это.

готовься готовся гатовься или гатовся Слово «готовься» всегда следует писать с.

будите или будете В русском языке встречается два варианта написания слов –.

не большой или небольшой Прилагательное «небольшой» пишется слитно с частицей «не».

жужжать или жужать Правила В слове «жужжать» пишут две буквы «ж».

фантазия или фонтазия Правила В слове «фантазия» нужно писать букву.

заморачивайся, заморачевайся или замарачевайся Это слово в литературной речи.

колоссальный или колосальный В корне слова «колоссальный» пишут две буквы «с». Такое.

нигде или ни где

Слитно или раздельно?

Слово «нигде» пишется всегда слитно – нигде.

Чтобы ответить на вопрос как правильно пишется наречие «нигде», необходимо обратить внимание на его морфологическую принадлежность и состав.

Правило

Слово «нигде» отвечает на вопрос «где?» и является отрицательным наречием. Эта группа наречий образовалась с помощью приставок «не» или «ни», которые придают слову значение отрицания. Писать приставку «ни» с корнем нужно слитно: никак, никуда, никогда и т. д.

Примеры

  • Родители бросились искать малыша, но его нигде не было.
  • «Нигде в мире больше не найти такой красоты!» – воскликнула Ирина.
  • Цыгане нигде надолго не останавливались, постоянно переезжая с места на место.
  • Я нигде не могла найти своего кота, он надежно спрятался.
  • Нигде и никогда больше я не найду мужчины лучше тебя.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 63% ответили правильно)

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Наталия Дробот 198
  2. 2. Соня Зверева 153
  3. 3. Михаил Тяпин 143
  4. 4. Иоанн Стефановский 107
  5. 5. Оля Проскурина 85
  6. 6. Игорь Проскуренко 79
  7. 7. Илья Першин 70
  8. 8. Ирина Волкова 69
  9. 9. Мария Кауфман 65
  10. 10. Ольга Олейник 59
  1. 1. Мария Николаевна 13,350
  2. 2. Лариса Самодурова 12,635
  3. 3. Liza 12,085
  4. 4. TorkMen 11,366
  5. 5. Кристина Волосочева 11,210
  6. 6. Ekaterina 11,051
  7. 7. Влад Лубенков 10,975
  8. 8. Лиса 10,970
  9. 9. Юлия Бронникова 10,725
  10. 10. Вячеслав 10,690

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Ссылка на основную публикацию