«Тексты» − как правильно ставить ударение?

Как правильно говорить и ставить ударение

Что такое красивая речь простыми словами

Красивая речь — это сочетание следующих факторов:

  • Чёткой дикции, чтобы вас было легко понимать;
  • Звучного, поставленного голоса и приятного тембра, чтобы слушать было легко и приятно;
  • Богатого словарного запаса, потому что без него вы не сможете говорить без запинок;
  • Богатства интонаций;
  • Логичного и взаимосвязанного содержания речи, наполненной как смыслом, так и эмоциональностью.

Красивая речь простыми словами — это речь, которую приятно, интересно и увлекательно слушать, и которая выполняет те функции, которые необходимы в данный момент говорящему: убедительность, передача его чувств, передача знаний аудитории, и так далее. Дальше мы перейдем от теории к практике, и ниже вы прочитаете способы, как быстро научиться красиво говорить.

Особенности собеседников и ситуаций

Важно научиться говорить не только красиво, но и учитывать контингент, с которым придется общаться. К примеру, когда надо донести свою идею до представителей интеллигенции, то разумное использование умных слов будет уместным и повысит значимость человека в глазах собеседников.

Когда же заумные термины используются в диалоге с людьми попроще, то говорящего могут принять за «умника».

Ситуации бывают разные и это тоже надо понимать при желании начать диалог. Например, в обстановке спешки, когда коллеги по работе сплотились ради важного проекта, надо говорить кратко и только по делу. Допустима даже некоторая эмоциональность, так как она позволяет быстрее установить контакт с собеседником.

Если же это совещание без жестких временных рамок, то для красоты речи можно вставлять уместные рассуждения на основе личного или чужого опыта.

Как сделать речь красивой

Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:

  • Исключить слова-паразиты из оборота.
  • Читать художественную литературу.
  • Постоянно обогащать речь новыми словами.
  • Бороться с дефектами дикции или произношения.
  • Слушать красивую и правильную речь.
  • Пересказывать прочитанное или услышанное.
  • Избегать тавтологий.Выделять главное.
  • Развивать память
  • Бороться со страхом перед публикой

Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

О красоте речи

Когда речь заходит о том, как правильно разговаривать, вспоминается разговорная речь интеллигенции прошлых лет. В документальной хронике можно заслушаться речью каждого из них.

Фаина Раневская (актриса), Николай Дроздов (вел передачу «В мире животных»), Юрий Сенкевич (вел передачу «Клуб путешественников») – замечательные представители знатоков искусства слова, у которых можно поучиться грамотно разговаривать.

Это люди, которые выражают свои мысли такими красивыми словами, которые в наши дни слышатся все реже, а то и вовсе вышли из речевых оборотов. Красивый русский язык постепенно превращается в суррогатные фразы всех стран мира. Обидно, но уважающий себя интеллигентный человек не станет заменять слово «прекрасный» на слово «клевый» или «отпадный».

Красивая речь – оружие оратора и что его отличает

Для тех, кто считает, что русский язык все еще великий и не знает как научиться грамотно разговаривать, существуют элементарные правила, которые помогут им. Все мы в душе ораторы, у каждого человека найдутся слова, чтобы выразить свои мысли. Но это еще не значит, что все мы говорим правильно.

Искусный оратор всегда знает как разговаривать и отличается несколькими преимуществами над общей массой людей:

  • начитанностью и эрудированностью. Чем больше у человека багаж знаний, тем лучше он сможет выразить свои мысли, тем богаче его словарный запас, и тем легче ему говорить красиво . Это необходимое снаряжение для воодушевляющей и впечатляющей речи;
  • внятной и четкой речью, отсутствием дефектов дикции, убедительностью и понятным изложением − очень важными качествами для человека, выступающего перед аудиторией;
  • в какой-то степени, каждый оратор должен быть психологом, чтобы понять настроение масс и влиться в соответствующей форме. Вряд ли кто-то будет слушать грустного, сонно разговаривающего человека. Речь настоящего оратора овладевает душами слушателей;
  • оратор точно знает разницу между устной и письменной речью, и не позволит себе читать свою речь вместо того, чтобы говорить красиво и уверенно, глядя в глаза оппонентам.

В Кемерово или Кемерове?

Русские существительные-топонимы (географические названия), которые заканчиваются на -ово/ёво, ино/-ыно, склоняются. Чтобы запомнить, нужно подставить слово «город»: «В городе Кемерове выбрали нового главу». При этом неверно говорить: «Любуюсь городом Кемеровым».

Одна из самых распространенных письменных ошибок — ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. И это при том, что проверяется наличие или отсутствие мягкого знака очень просто. Если мягкий знак есть вопросе, на который отвечает глагол (что делать/сделать?), то он нужен, если нет в вопросе (что сделает/делает?), то мягкого знака нет и в глаголе. Например: (что сделать?) появиться; (что сделает?) появится.

Займи денег

Многие не понимают разницы между «взять взаймы» и «одолжить», и говорят неверно. На самом деле нельзя «занять соседу» и «одолжить у соседа». Занять — глагол, означающий ВЗЯТЬ, а одолжить — ДАТЬ.

Нужно запомнить значения глаголов и правильные выражения: «я займу у тебя» и «я одолжу тебе». При этом нельзя просить человека «займи мне», правильная просьба «одолжи мне» (мы просим совершить действие, то есть просим дать, а не взять).

Почему важно уметь красиво и правильно говорить?

Человек, который умеет красиво и правильно говорить может:

  • Заинтересовать собеседника и донести до него свои мысли;
  • Удерживать внимание аудитории;
  • Влиять на действия других людей;
  • Успешнее вести переговоры;
  • Мотивировать и вдохновлять людей;
  • Стать лидером.

Развитие речи

Все больше людей не могут грамотно выстраивать предложения, не знают значений многих слов, злоупотребляют словами-паразитами и ненормативной лексикой. Я думаю, что это связано в основном с тем, что большинство предпочитает смотреть телевизор или ходить в кино, вместо того чтобы почитать интересную книгу. Но мы-то с вами не такие. Как минимум вы уже читаете эту статью, а я пишу ее для вас. Поэтому продолжаем развивать речь.

Правильное построение предложений

Очень сложно понять человека, который при разговоре перескакивает с темы на тему, мучительно долго пытается подобрать нужные слова и не может правильно составить предложения, лишая свой рассказ логики.

А ведь порядок слов имеет большое значение. Этому учат еще в школе на уроках русского языка. Из-за неверного порядка слов смысл предложения искажается и может даже вызвать смех. Приведу несколько примеров смысловых ошибок.

  1. Жильцы дома требовали устранения неполадок и ремонта (Чего требовали жильцы? Сделать ремонт или его устранить?).
  2. Хозяин пнул собаку ногой, которая сразу же обиделась и убежала (Нога обиделась и убежала?).
  3. Спустя несколько лет он снова ее встретил. Это была уже, к сожалению, 39-летняя замужняя дама (Ему жаль, что ей уже 39 лет? Или что она замужем?).

Чтобы не допускать таких ошибок в беседе, я советую делать следующее:

  • подтянуть грамотность с помощью учебников русского языка и справочников;
  • каждый день читать хотя бы по 30 минут – предпочтение лучше всего отдать художественной литературе, публицистике, специальным книгам по развитию.
  • пересказывать прочитанное – только обязательно сверяйте, насколько последовательно и логично вы повторяете текст.

Увеличение словарного запаса

Скудный словарный запас не позволяет полноценно выражать мысли, заставляя человека постоянно запинаться в поисках нужного слова. Такая речь звучит прерывисто и однообразно, потому что используются одни и те же слова, и в целом производит отталкивающее впечатление.

Регулярное пополнение словарного запаса обеспечат следующие действия.

  1. Ежедневное чтение качественной литературы. Обязательно заведите себе блокнот, куда будете выписывать наиболее понравившиеся фразы, умные выражения. В подходящий момент нужная цитата всплывет в памяти и украсит вашу речь.
  2. Работа с толковым словарем. Как только вам встретится новое слово, обязательно уточните его значение в толковом словаре. Слово можно выписать и постараться запомнить, но только в контексте, чтобы в будущем избежать неверного употребления термина.
  3. Разгадывание кроссвордов, сканвордов и прочие игры, для которых необходимо обладать обширным словарным запасом.
  4. Подбор синонимов. Это отличная практика для пополнения тезауруса, которая поможет избежать тавтологии при разговоре. Сейчас есть различные приложения для смартфонов, помогающие подбирать синонимы.

Избавление от слов-паразитов

К словам-паразитам относятся слова и словосочетания, лишенные какой-либо смысловой нагрузки:

  • ну;
  • короче;
  • это самое;
  • типа;
  • вот;
  • как бы и т. д.

Чаще всего человек произносит их бессознательно, чтобы заполнить возникшую паузу. Коварство слов-паразитов заключается в том, что их употребление становится вредной привычкой. Искоренить ее получится, только приложив сознательные усилия. Вот несколько советов.

  1. Запишите любой свой разговор с друзьями или родственниками на диктофон.
  2. Прослушайте запись и выявите слова-паразиты.
  3. Приучите себя говорить немного медленнее, чем привыкли, чтобы успеть осознать момент, когда захочется произнести вредное словечко. Лучше сделать небольшую паузу.
  4. Попросите родственников, друзей и знакомых делать вам замечания, как только они услышат слово-паразит. А чтобы мотивация ваших собеседников была еще сильней и они более жадно вслушивались в вашу речь, платите им по 50 рублей за каждого проскользнувшего “паразита”. Так вы будете лучше себя контролировать, иначе разоритесь.

Поначалу будет сложно. Ведь искоренение вредной привычки требует колоссальных усилий, мощной самодисциплины и контроля. Потребуется от 2 до 3 недель упорной работы, чтобы очистить свою речь от “шлака”.

Как правильно ставить ударение во множественном числе некоторых слов: 30 распространенных вариантов

Порой мы смеемся над иностранцами, которые путают падежи русских слов или неправильно ставят ударения. Но в нашем языке немало таких слов, которые вызывают затруднения и у самих носителей. В итоге мы не всегда верно трактуем смысл слов, да и в обычной речи употребляем неправильно, в том числе из-за постановки ударения. Давайте же станем чуть более грамотными и научимся правильно употреблять некоторые слова в их множественном числе.

♥ ПО ТЕМЕ: 200 слов с правильным ударением, в которых вы, возможно, делаете ошибки.

Кремы или крема

Употребляя это слово во множественном числе так и подмывает в конце поставить букву «а» — «крема». Вот только такая форма – ошибочна. И пускай даже «Викисловарь» утверждает, что в профессиональной речь имеет место быть ненормативный вариант, словари и энциклопедии с этим не согласны.

Директоры или директора

Собрались вместе директоры или директора? На самом деле не так и трудно запомнить правильное написание этого слова. Надо просто обратиться к его производному – директорату. И тогда сразу станет ясно – ставить надо букву «а».

Адресы или адреса

Если речь идет о месте жительства или нахождении какого-то учреждения, то слово надо использовать исключительно с буквой «а» на конце. Впрочем, в Толковом словаре Кузнецова говорится и о единственном исключении – «адресы» могут появиться в случае поздравления или письменного приветствия. Впрочем, в современном русском языке такое сочетание слов встретить будет уже трудно.

♥ ПО ТЕМЕ: 50 примеров плохого дизайна.

Договора или договоры

Сама по себе правильная постановка ударения в этом слове уже вызывает проблему, а уж каким будет его множественное число – для многих неразрешимая загадка. Между тем в «Словаре трудностей произношения и ударения в современном русском языке» говорится, что заключаются исключительно договоры. Этот вариант предпочтительно использовать и в переписке, и в официальной речи. В разговоре же мы часто используем слово с «а» на конце. Это вполне допустимо, но только в рамках просторечия.

Цеха или цехи

Несмотря на то, что в разговоре мы чаще всего упоминаем цеха, правила предписывают во множественном числе использовать окончание «и». Впрочем, словари окончательно не запрещают и другую форму, в некоторых случаях она тоже допустима.

Текста или тексты

На форумах и в социальных сетях порой можно встретить жаргонное словечко «текста». Но Толковый словарь Дмитриева однозначно определяет правильное написание – тексты. Стоит прислушаться к лингвистам и правильно использовать это слово, к тому же интуитивно такая форма еще и очевидна.

♥ ПО ТЕМЕ: Почему доллар называют баксом, обозначают символом $ и другие интересные факты об американской валюте.

Теноры или тенора

Правильный вариант написания имеет отношение как к характеристике голоса, так и к певцам, им владеющим. Но в некоторых словарях можно встретить и популярный у многих вариант «теноры». Все же в большинстве источников рекомендуется использовать вариант с ударной «а» на конце.

Проводы или провода

Верно: в зависимости от значения слова.

Запомнить правильное написание и произношение этого слова поможет фраза: «В армию проводы, провода оборваны». С ее помощью становится понятным, где может быть допущена ошибка и как ее избежать. Все же «проводы» является совершенно иным словом.

Корпусы или корпуса

Верно: в зависимости от значения слова.

А вот с этим словом все далеко не так однозначно. Если оно используется применительно к туловищу или оболочке чего-либо, то на конце надо ставить букву «ы». Если же говорится о каких-то зданиях или строениях, то во множественном числе они будут звучать, как «корпусá».

♥ ПО ТЕМЕ: У кого больше всех подписчиков в Инстаграм – 35 самых популярных аккаунтов.

Кабели и кабеля

Появление в этом слове ошибки объясняется непониманием правильной постановки ударения. Но ставить его надо там же, где и в единственном числе (кáбель). Сложно будет произнести «кабеля» с ударением на первый слог. С учетом этого легко понять, каким будет правильный вариант.

Козыри или козыря

Если вы часто используете слово «козырять», то вам может показаться естественной буква «я» на конце слова «козырь» во множественном числе. Но словари считают иначе – единственно верный вариант имеет окончание «и».

Лагери или лагеря

Верно: в зависимости от значения слова.

Даже если в строке поисковика вбить фразу «детские лагери», нам предложат огромное число вариантов. Компьютер не считает такое написание ошибочным. Но запомнить верный вариант можно с помощью фразы с многочисленными «я»: «Летом вся ребятня уезжает на моря в детские лагеря». А «и» допускается правилами в написании слова в значении «общественно‑политическая группировка или течение, направление».

♥ ПО ТЕМЕ: На этой картинке 16 кругов, вы их видите?

Фильтра или фильтры

Некоторые люди все еще спрашивают в магазинах «фильтра» для тех или иных целей. Но это совершенно неправильное использование слова. Если фильтров много, то на конце надо ставить букву «ы».

Вектора или векторы

Верному написанию этого слова поможет постоянное в нем ударение, которое сохраняется и во множественном числе. В итоге написать «вектора» будет довольно сложно, что и вынуждает использовать правильный вариант – «векторы».

Отпуски или отпуска

Когда речь заходит об отпуске, многие уже и не задумываются о правильности окончания. А ведь множественное число этого слова тоже порой формируется с ошибкой. Чтобы ее не делать, надо вспомнить веселую фразу: «Как замучила тоска – отправляйтесь в отпуска».

♥ ПО ТЕМЕ: Что можно сделать из старого монитора? 12 идей.

Повары или повара

Для многих естественной выглядит ошибочная форма слова – повары. Но надо запомнить правильное написание слова – повара. Именно эти люди и занимаются приготовлением для нас пищи.

Паспорта или паспорты

Долгое время вариант с буквой «ы» на конце считался вполне естественным. Но сегодня такая форма откровенно устарела, так уже практически никто не пишет и не говорит. А множественное число важного документа будет с буквой «а» на конце – «паспорта».

Возраста или возрасты

Любви все возрасты покорны. Неужели кто-то хочет произнести «возраста»? А ведь в разговорной речи встречается и такой вариант. Но в этом слове ударение не меняется в зависимости от числа, что и помогает выбрать правильную его форму, с «а» на конце.

♥ ПО ТЕМЕ: Что такое сусеки, почему ножки курьи, а не куриные и из чего сделана лубяная избушка: слова из сказок, о происхождении которых вы могли не знать.

Кузовы или кузова

Оба варианта кажутся вполне допустимыми, но чаще всего словари рекомендуют использовать именно упомянутый нами вариант. Слово «кузовы» однозначно ошибочным считать нельзя, но ведь мы хотим сделать наш язык чище, для чего и рекомендуется прибегнуть к литературному варианту.

Снайпера или снайперы

Неважно, идет ли речь о метких людях или настоящих профессионалах, на конце слова надо писать буквы «ы». А поможет понять это неизменяемое ударение на первый слог.

Диспетчеры или диспетчера

Произносить «диспетчера» можно лишь в неофициальном разговоре, форма эта вообще-то недопустима. А единственно верным вариантом является «диспетчеры».

♥ ПО ТЕМЕ: 70 интересных фактов об IT-технологиях, о которых вы могли не знать.

Бухгалтера или бухгалтеры

Форма с окончанием «а» встречается часто, но является просторечием. Если слово употребляется в официальных документах, книгах или статьях, то оно должно заканчиваться на «ы». Лучше привыкать и произносить именно словарный вариант.

Пропуска или пропуски

Верно: в зависимости от значения слова.

Кажется, что с этим словом трудно будет допустить ошибку, тем не менее она возникает постоянно. Если речь идет о каком-то документе, который предоставляет возможность куда-то пройти, то говорить надо «пропуска». В случае же пропуска занятий или каких-то дел, употреблять надо «прóпуски».

Окорока или окороки

Как только вы слышите, что вам предлагают приобрести окороки, то знайте – продавец неграмотен. Нет в природе такого слова. А вот окорока можно и приобрести, к тому же и слово употреблено без ошибки.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно произносить Xiaomi на русском и что обозначает это слово.

Округи или округи

Округи встречались давно, сегодня такая форма слова уже не употребляется. В «Русском орфографическом словаре» однозначно указано, что правильно употреблять надо именно с буквой «а» на конце и никак иначе.

Тоны или тона

Верно: в зависимости от значения слова.

Вроде бы и слово простое, а вот множественное его число сформировать довольно сложно. Если тон имеет отношение к звуку, то на конце надо ставить букву «ы». А вот в случае использования в качестве оттенка цвета, то и произносить, и писать надо с «а» на конце.

Сре́дства или средствá

Если слово средства употребляется в значении «доходы», «фонды», «сбережения», то это существительное имеет форму только множественного числа. Ударным является гласный звук первого слога.

♥ ПО ТЕМЕ: Космические скорости — насколько быстро нужно лететь, чтобы покинуть Землю, планетную систему и галактику?

Хуторы или хутора

Хутор – населенный пункт, состоящий из одного или нескольких домов. При изменении этого слова по падежам во множественном числе под ударением оказывается окончание: хуторА, хуторОв.

Профессоры или профессора

Правильным является вариант — «профессорА». Вариант «профЕссоры» ходил в употреблении примерно 100 лет назад.

Во́лнами или Волна́ми

Верно: оба варианта

Слово «волнами» относится к тем словам, у которых ударение является вариативным, то есть может падать на разные слоги.

♥ ПО ТЕМЕ: Лучшие триллеры: Список самых лучших 35 фильмов с описанием, трейлерами и ссылками.

Редактора или редакторы

У слова «редактор» в настоящее время два значения. Человек, занимающийся редакторской работой и программа, в которой можно что-либо редактировать (музыку, тексты, фото и т.д.). Может быть, было бы разумно закрепить в словарях две формы: «редАкторы» (программы) и «редакторА» (люди), но пока правильным остается один вариант «редАкторы».

Сектора или секторы

Верно: оба варианта

Оба варианта считаются правильными, однако секторы более литературный, его и считают основным.

Трактора или тракторы?

Верны оба варианта

Допустимы оба варианта, но основным считается «трактора».

♥ ПО ТЕМЕ: Почему рождаются рыжие люди и чем они отличаются от остальных.

Катера или катеры?

Се́ти или сети́

Чтобы разобраться, можно подобрать слово, морфологически аналогичное данному, и просклонять его. При этом, ударные слоги будут совпадать. К примеру, пара слов «сеть – смерть» удачная, а вот «сети – дети» – нет, поскольку существительные относятся к разным склонениям.

Итак: (что?) сеть, сЕти; (чего?) сЕти, сетЕй; (чему?) сЕти, сетЯм; (что?) сеть, сЕти; (чем?) сЕтью, сетЯми (устар. сетьмИ); (о чём?) о сЕти, о сетЯх.

Причем совершенно неважно, идет речь о компьютерных, рыбацких или электрических сетях. К сожалению, некоторые словари уже начинают признавать нормой ударение на «и́» – «в сетИ». Но это звучит столь же нелепо, как и «в моей смертИ прошу винить Валентину К.»

Гу́ся или гуся́

Верны оба варианта

Согласно орфоэпической норме литературного русского языка, в слове «гуся» ударение может падать и на первый и на второй слог.

Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению. Недостатки чтения. Устранение технических недостатков в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением).

Коррекция скорости чтения.

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят?

Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко – и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи “окошечка”, у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете “окошечко”. Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Читаем со скоростью молнии.

В названии этого упражнения недаром говорится о молнии. “Со скоростью молнии” – значит “очень быстро”. Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: “Молния”, – читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.

Примечание для родителей.

Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. В качестве примера работы мы предлагаем несложный текст, хотя в будущем для этого упражнения можно использовать любой рассказ из учебника по чтению.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)

Упражнение №3. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №4. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение “взять на буксир”? Правильно, оно означает “оказывать поддержку, помощь”. Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир – продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем – ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию “буксира” ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае – развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения.

Примечание для родителей.

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

1. Слово незнакомо ребенку – оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.

2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для ученика может быть использована как для самостоятельной, так и для совместной работы. Во втором случае воспользуйтесь ею как инструкцией для разбора трудного слова.

Как ты думаешь, что такое ударение? Для чего оно нужно? Может быть, без него можно обойтись? Нет, нельзя! От ударения очень многое зависит. Если его изменить или переставить в другую часть слова, смысл может полностью измениться. Например, когда мы говорим полки, ставя ударение на первый слог, то имеем в виду несколько стеллажей для хранения каких-нибудь вещей. Но стоит нам переставить ударение на второй слог – полки, как стеллажи превратятся в целую армию с множеством солдат.

По тому, насколько правильно человек ставит ударение, судят об уровне его образованности. В самом деле, что ты подумаешь о людях, которые говорят килОметр на слог “ло”, или алфАвит, ставя ударение на “фа”?

Теперь ты видишь, что ударение – это очень важная вещь. И если при чтении тебе попадутся слова, место ударения в которых тебе еще неизвестно, воспользуйся следующей памяткой.

Памятка для работы над ударением.

1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?

2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.

3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог – ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова – ударный слог громко, а безударные – тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.

4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные – маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.

5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.

6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.

7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.

8. Составь два-три предложения с этим словом и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Работаем над трудными для чтения словами.

Примечание для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку осмыслить трудное для чтения слово, необходимо придерживаться определенного плана работы. Рассмотрим его, разбирая отрывок из рассказа Л. Толстого.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись.

Вот одна мышка и сказала: “Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём”.

1. Предложите ребенку прочесть первый абзац текста.

2. Слова, которые будут прочитаны по слогам, подчеркните карандашом. Объясните ребенку, почему вы их подчеркнули, и предложите ему продолжить чтение, самостоятельно выделяя трудные слова.

3. Проанализируйте вместе с ребенком, в чем состоит для него трудность подчеркнутых слов. Объясните значение тех слов, которые ему непонятны; при необходимости воспользуйтесь толковым словарем, подберите синонимы. При работе с редко встречающимися в детской речи словами обращайте внимание в первую очередь на смысловую сторону: полностью осознанный словарный материал легче усваивается.

4. Поработав над пониманием, переходите к технике чтения. Произнесите сначала сами, а потом вместе с ребенком слово, вызвавшее затруднение. Сделайте это несколько раз, постепенно ускоряя темп. При этом ученику необходимо не только слышать и произносить слово, но и видеть графический образ слова. Чтобы ребенка не отвлекали соседствующие в тексте слова, предлагаем учебное пособие, которое легко изготовить самостоятельно.

5. Приготовьте картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под вашим руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым в нашем случае окажется слово “спастись”, трудное из-за двух пар сдвоенных согласных и “хитрого” окончания. Далее последуют карточки с другими непростыми словами.

6. Дайте ребенку “связку” слов. Пусть, передвигая карточки по колечку, он прочтет каждое слово несколько раз. Так он научится узнавать их с первого взгляда. Потом, встретив “отработанные” слова в тексте, ребенок будет читать их синтетическим способом. Если же указанная работа не проводилась, то он, как показывает опыт, и при повторном чтении произносит их по слогам.

7. Количество карточек с трудными словами может быть разным – в зависимости от объема и сложности предложенного текста. Даже если трудных слов очень много (30 и более), не отчаивайтесь. Не пропускайте ни одного проблемного слова. Постепенно их количество будет снижаться, а ваш ребенок будет читать все быстрее и правильней.

Работаем над устранением регрессий.

Чрезвычайно распространенной причиной замедленного чтения является то, что специалисты называют регрессией, попросту говоря – возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст – как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время.

Определить, присутствуют ли у ребенка при чтении регрессии, можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии имеют место. Они могут быть вызваны тремя основными причинами.

1. Текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово.

В этом случае полезно предложить ученику не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос о регрессии снимается.

2. Низкий уровень внимания.

Иногда возвратное чтение вызвано невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его. Предложите упражнения на концентрацию внимания (см. раздел “Развивающие методики. Внимание.”). Скорее всего, вы справитесь с этой проблемой. Главное, чтобы регрессии не вошли в привычку.

3. Сила привычки.

Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это – прямой путь к регрессии.

Другой случай. Когда родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух – слово целиком. Так формируется привычка. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.

Любая привычка – вещь очень устойчивая. Устранить ее нелегко. Для преодоления привычки к возвратному повторному чтению необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения – чтения с “окошечком”, в котором вырез расположен справа.

Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык “двойного чтения”.

Объясните ребенку, зачем вы используете такое “окошечко”. Это поможет юному читателю понять смысл и необходимость такой работы. Чтобы преодолеть вредную привычку, нужно сформировать новую. Используйте “окошечко” постоянно и при каждом удобном случае – например, при выполнении домашних заданий. Не волнуйтесь, если видимый результат появится нескоро: переучивание и формирование новой привычки – достаточно длительный процесс.

Работаем над орфоэпическим чтением.

Примечание для родителей.

Обычно, когда техника чтения ребёнка совершенствуется и он начинает читать быстро и довольно свободно, происходит незаметный переход от орфографического чтения (прочтения слов по написанию) к орфоэпическому (прочтению слов так, как они произносятся). Именно так читают взрослые: “видя” слово в тексте, мы произносим его не по написанию, а по речевому звучанию. Однако есть дети, которые на предыдущих этапах обучения привыкают к орфографическому чтению и не могут отказаться от него, даже когда их читательская техника становится вполне совершенной.

Если раньше орфографическое чтение было важно и необходимо, поскольку обеспечивало точное воспроизведение слова, то на этапе чтения синтетическим способом этот способ, как правило, приводит к снижению темпа и недостаточному осмыслению содержания.

Как же можно помочь ребёнку в этом случае?

Возьмите небольшой текст или его часть из учебника по чтению. Приблизительно 5-6 строчек. Дайте ребенку возможность прочитать его. Поработайте с ним, используя памятку.

Старайтесь каждый день уделять некоторое время этому виду работы. Вскоре для ребенка откроется смысл каждого слова. Он начнёт больше опираться на содержание, чем на техническую сторону. Привычное звучание будет извлекать из памяти привычные ассоциации, обороты речи, шаблоны. Чтение станет более интересным и увлекательным занятием.

“Ты уже знаешь, что в русском языке очень часто слова произносятся не так, как пишутся. Например, мы говорим К[А]-РОВА, а пишем КОРОВА, говорим СО[Н]ЦЕ, а пишем СОЛНЦЕ. Если читать все слова так, как они написаны, это будет звучать непривычно. Попробуй несколько минут так поговорить. Сам заметишь, что становишься похож на иностранца, изучающего русский язык.

Твоя задача научиться при чтении произносить слова так же, как в обыденном разговоре. Письменная речь при прочтении не должна отличаться от устной. Чтобы достичь этого результата, необходимо соблюдать некоторые правила и работать над произнесением трудных для тебя слов. Предлагаем тебе воспользоваться следующей памяткой”.

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.

2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.

3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.

4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все “хитрые буквы” (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.

5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Примечание для родителей.

Неважно, будет ли ребенок в своей работе проговаривать слова вслух или выполнит задание молча. Главное, что он станет читать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые проставил собственноручно. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, т. к. развивает орфографическую зоркость – учит видеть “опасные места”, в которых написание расходится с произношением.

Говорим по-русски правильно

Каждый хотя бы несколько раз в жизни сомневался, как правильно произнести слово, куда поставить ударение, ведь русский язык — один из самых сложных языков.
Сложности возникают по нескольким причинам.

В русском языке нет общего правила сохранения ударения, оно может стоять в любой части слова, в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог.

Ударение играет смыслоразличительную роль. В зависимости от ударения меняется значение слова, это можно наблюдать в словах-омонимах, а точнее, в омографах (словах, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат): п а рить и пар и ть, а тлас и атл а с, кр е дит и кред и т.

В нашем языке очень много иностранных слов, заимствованных из других языков. Это, с одной стороны, обогащает язык, а, с другой, рождает трудности произношения и написания. Особенно часто сложности возникают с буквой «е»: пишется «е», а произносится «э» (партер, секс, тире).

Существует множество территориальных разновидностей русского языка — диалектов, — которые тоже влияют на произношение. Так, в Санкт-Петербурге и в Москве по-разному назовут мясо, приготовленное на вертеле: шаверма и шаурма.

Огромное влияние на носителей русского языка оказывает общение со славянскими «братьями». Даже дикторы телевидения стали произносить многие слова на украинский манер, тем самым допуская речевые ошибки. Чаще всего я слышу такие ошибки в ударениях глаголов: н а чала вместо начал а , п о няла вместо понял а и т. д.

Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь — это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский — родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?

Давайте говорить правильно!

Этой статьей я открываю серию текстов, посвященных правильному произношению.

Для начала вот такой набор слов, вызывающих сложности в ударении.

► Одна из самых распространенных ошибок — ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (об этом я написала уже выше, но повторю):

Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА, понялА, взялА, бралА и т. д. Но в мужском роде: нАчал, пОнял, сОздал.

► Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИть, звонИт, звонЯт.

► Можно купить срЕдства и пользоваться срЕдствами, но не средствАми.

► Ребенка в детстве надо баловАть.

► В Киеве говорят на украИнском языке.

► В кондитерской продаются тОрты, а данные заносятся в каталОг.

► А то, на что вешают ключ, называется брелоком, а не брелком.

апострОфаристокрАтиябАнтыгЕнезис
джинсОваядиспансЕрдоговОрдремОта
завИднозАговорзаплЕсневетьзакУпорить
зубчАтыйИскраквартАлкоклЮш
кремЕнькрасИвеекУхонныйломОть
ломОтамЕльком (мелькОм)мусоропровОднАголо (наголО)
намЕрениеобеспЕчениеоблегчИтьоптОвый
пОхороны (на похоронАх)премировАтьпринУдитьслИвовый
углублЁнныйумЕршийфенОмен (феномЕн)хлОпковый халат
хозЯевачЕрпатьшАрфыщавЕль

Расскажите и вы о том, какие слова вызывают у вас сложности в произношении. Может, какие-то слова вас когда-то или сейчас удивили своим ударением?

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «СТОЛЯРОВ»

В слове столяр о́ в:
1. 3 слога (сто-ля-р о́ в);
2. ударение падает на 3-й слог: столяр о́ в

!Комментарий

См. тж. инфинитив столяр, от которого образовано слово «столяров».

  • 1-ый вариант

1) Транскрипция слова «столяр о́ в»: [стъл❜и е р о́ ф].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
с[с]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
т[т]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о[ъ]гласн., безударный ; ниже см. §§ 41, 42.
л[л❜]согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
я[и е ]гласн., безударный ; ниже см. § 37.
р[р]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [р] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
о[ о́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 20.
в[ф]согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). На конце слова звонкая парная оглушается (см. § 80). На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ( [ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо.

8 букв, 8 звуков

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 20. Буква о обозначает ударяемый гласный [о] в следующих положениях: а) в начале слова: он, ось, о́ стрый, о́ хать; б) после гласных: за о́ хать, за о́ чник, по о́ даль, про о́ браз; в) после твердых согласных (кроме шипящих; о положении после шипящих см. § 22): дом, сом, пол, бок, вот, гром, лом, ток, ком, гость, ход, ц о́ кать.

§ 37. После мягких согласных в 1-м предударном слоге, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, средний между [и] и [э]: [и е ]. Этот гласный на письме обозначается буквой е или я.

Таким образом, на месте букв е и я после мягких согласных в 1-м предударном слоге произносится гласный [и е ]: а) нес и́ , нест и́ , лесн и́ к, несёт, ведёт, плет е́ нь, беж а́ ть, чес а́ ть, чесн о́ к, щен о́ к (произносится [ни е с и́ , ни е с ❜ т и́ , ли е с ❜ н и́ к, ни е с ❜ о́ т, ви е д ❜ о́ т, пли е т е́ н ❜ , би е ж а́ т ❜ , чи е с а́ т ❜ , чи е сн о́ к, щи е н о́ к]), б) мясн и́ к, взял и́ сь, ряб и́ ну, тян и́ , вяз а́ ть, пятёрка, ляг у́ шки (произносится [ми е с ❜ н и́ к, взи е л и́ с ❜ , ри е б и́ ну, ти е н и́ , ви е з а́ т ❜ , пи е т ❜ о́ ркъ, ли е г у́ шки]).

§ 41. Во 2-м и других предударных слогах (кроме 1-го) после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный, близкий к [ы]. точнее, средний между [ы] и [а], более краткий, чем гласные в других положениях, и потому называемый редуцированным. Ниже при указаниях на произношение он обозначается знаком [ъ]. Этот гласный на письме обозначается буквами а и о, а после твердых шипящих и ц — также буквой е.

§ 42. На месте букв а и о после твердых согласных, а после твердых шипящих и ц также на месте е, произносится гласный [ъ]: а) машин и́ ст (произносится [мъшын и́ ст]), паров о́ з (произносится [пърав о́ с]), малов а́ т (произносится [мълав а́ т]). разнов е́ сы (произносится [ръзнав е́ сы]), накур и́ ть (произносится [нъкур и́ т ❜ ]), залуч и́ ть (произносится [зълуч и́ т ❜ ]), самов а́ р (произносится [съмав а́ р]), шаловл и́ в (произносится [шълавл и́ ф]), жалюз и́ (произносится [жъл ❜ уз и́ ]), царедв о́ рцы (произносится [църи е дв о́ рцы]); б) молод о́ й (произносится [мълад о́ й]), полев о́ д (произносится [пъли е в о́ т]), богатыр и́ (произносится [бъгътыр и́ ]), роман и́ ст (произносится [ръман и́ ст]), дорогов а́ т (произносится [дъръгав а́ т]). толокн о́ (произносится [тълакн о́ ], собаков о́ д (произносится [събъкав о́ т]), голов а́ (произносится [гълав а́ ]), хорош о́ (произносится [хъраш о́ ]), костян о́ й (произносится [къс ❜ ти е н о́ й]), шокол а́ д (произносится [шъкал а́ т]), шовин и́ зм (произносится [шъвин и́ зм]); в) желоб о́ к, желуд е́ й, желтов а́ тый, жестян о́ й, жеребёнок (произносится [жъ]), шерохов а́ тый, шелохн у́ ться, шептун ы́ , шелест и́ т, шевел и́ ть (произносится [шъ]), цехов о́ й (произносится [цъ]).

Примечание. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте буквы о в предударных слогах может произноситься гласный [о], например: болер о́ , бонвив а́ н (может произноситься [бо]). На месте а в том же положении иногда произносится [а], например, парвен ю́ , пармез а́ н (произносится [па]). Подобные слова снабжены в словаре указаниями на произношение.

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).

§ 80. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], например:

на месте б: [хлеп], [дуп], [гроп], [клуп], [груп], [г о́ луп ❜ ], [вглуп ❜ ], [драп ❜ ];

на месте в; [нраф], [зал и́ ф], [ул о́ ф], [праф], [слоф], [кар о́ ф], [узн а́ ф], [стал о́ ф], [плад о́ ф]; [кроф ❜ ], [л ❜ уб о́ ф ❜ ], [броф ❜ ], [аст а́ ф ❜ ], [пригат о́ ф ❜ ];

на месте г: [с ❜ нек], [пир о́ к], [сап о́ к], [вдрук], [крук], [плук], [шак], [пам о́ к], [прадр о́ к], [л ❜ ок], [слок]; [нок], [дук] (род. п. мн. ч. от нога, дуга);

на месте д: [нар о́ т], [сат], [склат], [хот], [сут], [брет], [л ❜ от]; [бар о́ т], [вот], [бет] (род. п. мн. ч. от борода, вода, беда); [мет ❜ ] (медь), [л е́ б ь т ❜ ] (лебедь), [л о́ шът ❜ ] (л о́ шадь), [с ❜ ат ❜ ] (сядь);

на месте ж: [нош], [муш], [чиш], [стриш], [гараш]; [луш], [стуш] (род. п. мн. ч. от лужа, стужа); [рош] (рожь), [лош] (ложь), [дрош] (дрожь), [нар е́ ш] (нар е́ жь), [нам а́ ш] (нам а́ жь);

на месте з: [грус], [нав о́ с], [мар о́ с], [глас], [влес] (влез), [внис]; [кос], [рос], [лос] (род. п. мн. ч. от коза, р о́ за, лоз а́ ); [лес ❜ ] (лезь), [гр ❜ ас ❜ ] (грязь), [врос ❜ ] (врозь).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Ударение в слове «столяр»

Сегодня многие молодые люди не знают, как правильно ставить ударение в слове «столяр». Если обратиться к статистике поискового сервиса Яндекс, можно увидеть, что данный вопрос волнует около 40 тыс. пользователей, желающих знать, как правильно произносить это слово. Кроме правильного произношения слова «столяр» также интересно будет узнать, почему оно вызывает затруднения у многих людей при произношении. Эта информация поможет научиться правильно говорить по-русски.

Можно предположить, что двойное произношение слов «стОляр» и «столЯр» стало результатом наличия различных диалектов русского языка, в которых часто принято ставить ударение не на тот слог, который в русском литературном считается ударным.

Исторические корни слова «столяр»

Чтобы понять и быстрее запомнить, как произносить это слово, можно посмотреть историю происхождения слова и узнать, из какого языка оно пришло к нам. Этимологический словарь говорит о том, что это русское слово имеет польские корни. В Россию оно попало в то время, когда Польша входила в состав Российской империи. Польское слово stolarz, обозначавшее стол, стало произноситься по-русски столяр.

При этом следует учитывать, что слово не польское, а немецкое по своему происхождению. Поляки его заимствовали у немцев, изменив немецкое слово Tischler, которым называли мастера, изготавливающего столы. Русское слово столяр обозначает мастеров, изготавливающих не только столы, но и стулья, комоды, лавки и другие небольшие деревянные изделия, включая резьбу.

Правила русского литературного языка о произношении слова столяр

Избежать ошибок при использовании разных вариантов слова «столяр» помогут простые правила, существующие в русском языке:

Подсказка: еще один способ проверки – поиск похожих по смыслу и ассоциации слов, которые также помогут понять, как правильно делать ударение в слове столяр. Примером такой проверки может служить слово маляр, футляр, юбиляр, дояр, гусляр. Можно попробовать составить из них считалку или короткую историю, чтобы можно было запомнить, как ставится ударение.

Также можно проверить правильность постановки ударения в этом слове, склоняя его в единственном и множественном числе, используя соответствующие вопросы для падежей:

После такого упражнения будет понятно, что во всех случаях ударение в слове столяр при склонении падает на последний слог, кроме именительного падежа, когда ударение ставится на первый слог.

Столяр и плотник: в чем отличие?

Разбирая, как правильно произносить слово столяр, можно получить и дополнительную информацию о сути данной профессии. Не многие люди, далекие от деревообработки, точно могут сказать, чем столяр отличается от плотника, который тоже работает по дереву.

Нередко сами мастера допускают в своей речи неправильное произношение, говоря вместо столЯр стОляр, а вместо столярЫ столярА. Окружающие, часто воспринимая такой профессиональный сленг за норму русского языка, повторяют их ошибки. Следует, разобравшись в специфике профессии, запомнить, как правильно должно произносится это слово, в котором ударение всегда нужно делать на последний слог.

Как же правильно ставить ударение?

Чтобы понять, как ставить ударение, нужно провести фонетический разбор слова, разделив его на слоги. Это поможет представить, из каких частей оно состоит. Раскладывание на слоги показывает, что слово столяр является двухсложным. Слово нужно произнести вслух по слогам, чтобы понять, что гласные создают два слога. Произнося вслух слово по слогам, следует голосом выделить ударение на последний слог в слове сто-лЯр.

В других падежах при склонении множественного и единственного числа ударение в слове столяр нужно делать на последний слог.

Правила ударения

Правила русского литературного языка требуют ставить ударение в слове «столяр» на гласный второго слога, который обозначается буквой «я». Такое произношение характерно только тогда, когда слово находится в именительном падеже. Когда слово будет склоняться во множественном и единственном числе, то ударение будет падать на гласную в окончании этого слова.

Слово, в котором ударение делается на первый слог, на букву «о», считается просторечием и не входит в норму литературного русского языка.

Запоминание правильного ударения

Чтобы запомнить, как нужно делать ударение в слове «столяр», можно запомнить простой стишок:

Я по профессии мал я р,

А мой дружок, Колян, — стол я р!

Также стоит педагогам выносить на уроки русского языка отрывки из известных литературных произведений, заставляя детей читать их вслух. Учитель может подобрать отрывки из рассказов, романов и повестей известных русских и иностранных писателей, в которых употребляется слово столяр, чтобы школьники получили практику произношения слова столяр.

Найти примеры предложений со словом столяр можно в известных произведениях русских и зарубежных классиков:

«Война и мир» Льва Толстого:

Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жёсткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берёз и работы своих столяр о в.

«Робинзон Крузо» Даниеэль Дефо:

За это время я сделал большие успехи в столярном искусстве и не хуже заправского столяр а стал действовать топором и рубанком.

«Таинственный остров» Жюль Верн:

Но вскоре столяр а м пришлось стать плотниками.

Можно использовать произведения, которые недавно проходили по литературе и просить школьников найти в них примеры со словом столяр. Это может предлагаться детям в качестве домашнего задания по русскому языку.

Примеры предложений со словом «столяр»

Следует давать упражнения на запоминание, в которых слово столяр будет употребляться в разных падежах и в разном времени:

Мы не смогли найти столяров.

Наши столяр ы – настоящие профессионалы.

У нас на работе новый стол я р.

В стране нехватка столяр о в.

Как нельзя ставить ударение в слове «столяр»

Следует запомнить, что произносить слово столяр с ударением на первый слог, в котором стоит буква О нельзя. Произношение ст о ляр является ошибкой.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 8

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Столяр

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -столяр- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [stɐˈlʲar], мн. ч. [stəlʲɪˈrɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. тот, кто занимается изготовлением и ремонтом предметов из дерева, например, деревянной мебели, окон, дверей ◆ У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань… А. П. Чехов, «Каштанка», 1887 г. [Викитека]
Синонимы[править]
  1. частичн.: мебельщик, частичн.: плотник
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. рабочий, мастер, профессия
Гипонимы[править]
  1. белодеревщик, краснодеревщик, чернодеревщик

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Из общеслав. формы stolar, ср: русск., укр. столяр, белор. сталяр, польск. stolarz, сербск. столар и др.; от стол, из праслав. *stolъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. столъ «стол, престол, сидение», ст.-слав. столъ (др.-греч. σκαμνίον, θρόνος), укр. стіл (род. п. -á), болг. стол «стул, трон, кресло», сербохорв. сто̑ (род. п. сто̀ла) «стул, кресло, стол», словенск. stòl (род. п. stólа) «стул, кресло, стол», «кровельные стропила», чешск. stůl (род. п. stolu) «стол», словацк. stol «стол», польск. stół (род. п. stołu) «стол», в.-луж., н.-луж. stoł «стул, стол, престол».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.сто́лярсто́ляри
Р.сто́лярасто́лярів
Д.сто́лярові

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. робітник, фахівець
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от общеслав. формы stolar, ср: русск., укр. столяр, белор. сталяр, польск. stolarz, сербск. столар и др.; от стол, из праслав. *stolъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. столъ «стол, престол, сидение», ст.-слав. столъ (др.-греч. σκαμνίον, θρόνος), укр. стіл (род. п. -á), болг. стол «стул, трон, кресло», сербохорв. сто̑ (род. п. сто̀ла) «стул, кресло, стол», словенск. stòl (род. п. stólа) «стул, кресло, стол», «кровельные стропила», чешск. stůl (род. п. stolu) «стол», словацк. stol «стол», польск. stół (род. п. stołu) «стол», в.-луж., н.-луж. stoł «стул, стол, престол».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. столяр (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Библиография[править]

Ударение в слове «столяр»

Сегодня многие молодые люди не знают, как правильно ставить ударение в слове «столяр». Если обратиться к статистике поискового сервиса Яндекс, можно увидеть, что данный вопрос волнует около 40 тыс. пользователей, желающих знать, как правильно произносить это слово. Кроме правильного произношения слова «столяр» также интересно будет узнать, почему оно вызывает затруднения у многих людей при произношении. Эта информация поможет научиться правильно говорить по-русски.

Можно предположить, что двойное произношение слов «стОляр» и «столЯр» стало результатом наличия различных диалектов русского языка, в которых часто принято ставить ударение не на тот слог, который в русском литературном считается ударным.

Исторические корни слова «столяр»

Чтобы понять и быстрее запомнить, как произносить это слово, можно посмотреть историю происхождения слова и узнать, из какого языка оно пришло к нам. Этимологический словарь говорит о том, что это русское слово имеет польские корни. В Россию оно попало в то время, когда Польша входила в состав Российской империи. Польское слово stolarz, обозначавшее стол, стало произноситься по-русски столяр.

При этом следует учитывать, что слово не польское, а немецкое по своему происхождению. Поляки его заимствовали у немцев, изменив немецкое слово Tischler, которым называли мастера, изготавливающего столы. Русское слово столяр обозначает мастеров, изготавливающих не только столы, но и стулья, комоды, лавки и другие небольшие деревянные изделия, включая резьбу.

Правила русского литературного языка о произношении слова столяр

Избежать ошибок при использовании разных вариантов слова «столяр» помогут простые правила, существующие в русском языке:

Все имена существительные с окончанием -яр всегда произносятся с ударением на это окончание. При наличии в слове — яр всегда нужно делать ударение на последний слог. Можно поискать в словаре подобные слова, в конце которых стоит окончание -яр.

Подсказка: еще один способ проверки — поиск похожих по смыслу и ассоциации слов, которые также помогут понять, как правильно делать ударение в слове столяр. Примером такой проверки может служить слово маляр, футляр, юбиляр, дояр, гусляр. Можно попробовать составить из них считалку или короткую историю, чтобы можно было запомнить, как ставится ударение.

Также можно проверить правильность постановки ударения в этом слове, склоняя его в единственном и множественном числе, используя соответствующие вопросы для падежей:

После такого упражнения будет понятно, что во всех случаях ударение в слове столяр при склонении падает на последний слог, кроме именительного падежа, когда ударение ставится на первый слог.

Столяр и плотник: в чем отличие?

Разбирая, как правильно произносить слово столяр, можно получить и дополнительную информацию о сути данной профессии. Не многие люди, далекие от деревообработки, точно могут сказать, чем столяр отличается от плотника, который тоже работает по дереву.

Все дело в том, что плотник занимается строительством зданий из бревен и бруса, а столяр делает более мелкие изделия: мебель, оконные рамы, двери, посуду, украшения из дерева.

Нередко сами мастера допускают в своей речи неправильное произношение, говоря вместо столЯр стОляр, а вместо столярЫ столярА. Окружающие, часто воспринимая такой профессиональный сленг за норму русского языка, повторяют их ошибки. Следует, разобравшись в специфике профессии, запомнить, как правильно должно произносится это слово, в котором ударение всегда нужно делать на последний слог.

Как же правильно ставить ударение?

Чтобы понять, как ставить ударение, нужно провести фонетический разбор слова, разделив его на слоги. Это поможет представить, из каких частей оно состоит. Раскладывание на слоги показывает, что слово столяр является двухсложным. Слово нужно произнести вслух по слогам, чтобы понять, что гласные создают два слога. Произнося вслух слово по слогам, следует голосом выделить ударение на последний слог в слове сто-лЯр.

Нередко затруднения возникают, когда произносить приходится слово столяр во множественном числе. Нередко многие люди произносят не столяры, а столяра. Это неправильное произношение, которое является просторечием и не относится к грамотному литературному языку. Чтобы понять, что ударение во множественном числе следует делать на букву Ы, можно сравнить похожее слово маляр, которое во множественном числе произносится как маляры.

В других падежах при склонении множественного и единственного числа ударение в слове столяр нужно делать на последний слог.

Правила ударения

Правила русского литературного языка требуют ставить ударение в слове «столяр» на гласный второго слога, который обозначается буквой «я». Такое произношение характерно только тогда, когда слово находится в именительном падеже. Когда слово будет склоняться во множественном и единственном числе, то ударение будет падать на гласную в окончании этого слова.

Слово, в котором ударение делается на первый слог, на букву «о», считается просторечием и не входит в норму литературного русского языка.

Запоминание правильного ударения

Чтобы запомнить, как нужно делать ударение в слове «столяр», можно запомнить простой стишок:

Стихотворение для запоминания!

Я по профессии маляр,

А мой дружок, Колян, — столяр!

Также стоит педагогам выносить на уроки русского языка отрывки из известных литературных произведений, заставляя детей читать их вслух. Учитель может подобрать отрывки из рассказов, романов и повестей известных русских и иностранных писателей, в которых употребляется слово столяр, чтобы школьники получили практику произношения слова столяр.

Найти примеры предложений со словом столяр можно в известных произведениях русских и зарубежных классиков:

«Война и мир» Льва Толстого:

Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жёсткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берёз и работы своих столяров.

«Робинзон Крузо» Даниеэль Дефо:

За это время я сделал большие успехи в столярном искусстве и не хуже заправского столяра стал действовать топором и рубанком.

«Таинственный остров» Жюль Верн:

Но вскоре столярам пришлось стать плотниками.

Можно использовать произведения, которые недавно проходили по литературе и просить школьников найти в них примеры со словом столяр. Это может предлагаться детям в качестве домашнего задания по русскому языку.

Примеры предложений со словом «столяр»

Следует давать упражнения на запоминание, в которых слово столяр будет употребляться в разных падежах и в разном времени:

Мы не смогли найти столяров.

Наши столяры — настоящие профессионалы.

У нас на работе новый столяр.

В стране нехватка столяров.

Как нельзя ставить ударение в слове «столяр»

Следует запомнить, что произносить слово столяр с ударением на первый слог, в котором стоит буква О нельзя. Произношение столяр является ошибкой.

Как правильно поставить ударение в слове столяр

Столяр — одна из самых древних профессий на свете. С давних пор столяры не только изготавливали из дерева нужную мебель и кухонную посуду, но и создавали подлинные произведения искусства.

Произнося слово «столяр», очень многие ошибочно ставят ударение на первый слог: «стОляр».

Частично это связано с привычной для нас словоформой «стол». И получается все логично: столяр — человек, который делает мебель и столы. Если он сделал стОл, то значит, он «стОляр». Такая непроизвольная аналогия проводится и в отношении других профессий, название которых связаны с родом деятельности. Например, раз машину водит — значит «водитель», учит — «учитель», метет двор — значит «двОрник», рассылает спам — значит, «спАмер». Ну, а уж если стОл смастерил, то однозначно «стОляр».

Но в этом-то и проблема. Как известно, ударение в нашем родном языке подвижное, то есть оно может падать на любой слог. Этим русский и отличается, например, от французского, в котором оно фиксированное и падает только на последний слог. В русском языке акцентологические нормы регулируется только одним способом — словарями и запоминанием. В том числе поэтому русский язык и является один из самых сложных в мире. Нужно вырасти в нашей стране, чтобы привыкнуть к расстановке ударений.

Происхождение слова

Эта словоформа пришла в русский язык из польского. Польское существительное, в свою очередь, представляет собой заимствование из немецкого с аналогичным значением, что и в нашем языке. В форме именительного падежа существительное «столяр» всегда будет произноситься с акцентом на 2-ой слог — «столЯр».

Почему мы ошибаемся

Произношение всегда являлось признаком уровня культуры речи, а также общего развития говорящего. К сожалению, нечасто удается услышать речь, в которой говорящий акцентологически безошибочно произносит те или иные словоформы.

Часто люди делают ошибки по причине того, что так выражаются большинство из окружающих. Также наш слух привыкает к неграмотной речи с экранов телевизоров (из выступления политиков и определенных недостаточно грамотных дикторов, реплик героев художественных фильмов и мультфильмов).

Раздел языкознания, который изучает специфику и функции ударения, называется акцентология. В нашем языке значимость ударения особенно велика, поскольку оно выступает в качестве средства различения лексем («лЕкарство» — «лекАрство», «консервАторский» — «консерватОрский» и т. д.) и грамматических форм («струнЫ» — «стрУны», «стеклА» — «стЕкла» и проч.). Если же изменить ударный слог, то понимание слова будет затруднено. Безошибочная постановка ударения — это обязательный признак культуры речи.

Характеристики ударения в русском языке

В нашем языке, как говорилось выше, оно свободное. Это означает, что оно не зафиксировано за каким-то конкретным слогом или за определенной частью слова, к примеру, за окончанием или основой. Оно способно стоять на любом слоге слова:

  • вОлос,
  • волосянОй,
  • волосАтый,
  • волОсики.

Однако ударение может и сохраняться на одном слоге, как это происходит в слове «книга». Есть в языке также и слова, которые обладают неподвижным ударением:

  • облегчИт,
  • шАрфы.
  • тОрты,
  • звонИт,
  • красИвее,
  • повторИт,
  • бАнты,
  • квартАл.

Иногда место акцента может зависеть от происхождения слова. Подавляющее большинство слов, которые заимствованы из французского языка, сохраняют ударение на завершающем слоге: «диспансЕр», «кюрЕ», «жалюзИ».

Орфоэпические словари

В нашем языке немного общих правил для верной постановки ударения. К примеру, в 3-ем лице ед. числа ударение, как правило, падает на окончание: «присовокупИть», «звонИт», «включИт». Впрочем, в определенных словах оно падает не на окончание: «лЕчит», «крАсит», «знАет». В случае затруднений следует обращаться к орфоэпическому словарю.

Однако, бывают случаи несовпадения сведений даже и в них, как это наблюдается, к примеру, в школьных словарях под редакциями Резниченко и Леканта. Выявлено, что они предлагают отличные друг от друга данные об ударении. В связи с чем это происходит?

Ответ на этот вопрос дают специалисты портала «Грамота.Ру». Ответ справочной онлайн-службы русского языка разъясняет ситуацию следующим образом: разница объясняется тем, что среди орфоэпических словарей существуют специальные издания, обращенные к работникам эфира. В них в большинстве случаев дается лишь один вариант (чтобы исключить случаи, когда один диктор говорит «твОрог», а второй следом — «творОг»), несмотря на то, что в русском литературном языке возможны оба варианта произношения.

Словари, обращенные к широкому кругу пользователей (а именно к такому виду и относится и словарь под редакцией Резниченко), в основном стремятся к наиболее глубокому и полному отображению вариантов, которые существуют в языке. Не стоит удивляться, что в данном издании указано и «твОрог,» и «творОг»: данные варианты в новейшем русском языке действительно равноправны.

Видео

Из видео вы узнаете правильное произношение 10 слов, в которых чаще всего делают ошибку.

Ссылка на основную публикацию