Родительный падеж в русском языке

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Мир русского слова

Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного. (Часть 4)

8. Родительный падеж

Еще на начальном этапе становления системной теории падежей родительный был противопоставлен всем остальным косвенным падежам как форма имени, номинативный смысл которого поясняет, конкретизирует номинативный смысл другого имени, стоящего в именительном падеже.

Больше всего сомнений вызывало полное, по сути дела, отсутствие критериев отнесения данной именной формы к разряду падежных.

Если исходить из того, что всякий падеж, включая именительный, есть средство обеспечения не только формальной связности текста, но и одновременно его компрессии, то в указанном смысле данная форма имени падежной не является, формы родительного имен существительных в очень многих случаях оказываются практически тождественными прилагательным (ср., например, пение птицы — птичье пение; цвет апельсина — апельсиновый цвет; луч солнца — солнечный луч; портфель папы — папин портфель; детство Ивана — Иваново детство и т. п.).

Не меньшие сомнения порождала и интерпретация родительного падежа как оформителя имени.

Все это в конечном итоге привело к переоценке наших взглядов и выработке новой концепции родительного падежа.

В своей статье, опубликованной в 1972 г. и озаглавленной не иначе как «Существует ли родительный объектный?» («Existe-t-il un g?enitif de l’objet?»), Ж. Веренк предложил перенести решение проблемы родительного падежа в иную плоскость, заменив общепринятую и уже ставшую классической оппозицию родительного объектного (чтение книги ¬ книгу читают) и родительного субъектного (чтение ученика ¬ ученик читает) синтаксической по сути «оппозицией между родительным пассивного субъекта (книга читается ® чтение книги) и родительным активного субъекта (ученик читает ® чтение ученика)» [15, с. 336–345].

В результате анализа известного языкового материала под новым углом зрения Ж. Веренк пришел к выводу, что «кардинальными употреблениями родительного падежа являются: во-первых, родительный, происходящий от именительного падежа активного субъекта (напр., чтение студентов — студенты читают (читали, будут читать, читали бы, . )), во-вторых, родительный от именительного пассивного субъекта (напр., чтение Капитала — Капитал читается или (был, будет, был бы, . ) прочитан), в-третьих, родительный от «именительного падежа субъекта ИМЕТЬ» (напр., дом моего брата — Мой брат имеет дом или У моего брата есть дом) и, наконец, в-четвертых, родительный падеж от «именительного субъекта БЫТЬ» (напр., свежесть воздуха — Воздух (@, есть, был, будет, . ) свежий) [15, с. 332–351].

В статье также особо отмечалось, что родительный третьего типа, т. е. родительный субъекта ИМЕТЬ, «должен быть синтаксически и семантически обособлен», так как, во-первых, «представляет первичную модель», от которой образуются три других типа, во-вторых, преобразование глагольной синтагмы в именную только по формуле «брат имеет дом ® дом брата» не требует от составляющих ее элементов перехода в иной морфологический класс, в-третьих, в основе данного употребления родительного лежат предикативные отношения между определяющим (брат) и определяемым членом именной группы (дом), выражаемые глаголом «иметь» и расцениваемые Ж. Веренком как обязательное предварительное условие этого употребления [15, с. 346–347].

Таким образом, мы можем констатировать, что в рамках трансляционной теории падежей были четко, ясно и недвусмысленно сформулированы, по сути дела, все основные, принципиально значимые свойства родительного падежа: 1) значение родительного синтаксично по своей природе и инвариантно, 2) в основе родительного лежат предикативные отношения, 3) исходной семантической функцией этого падежа является субъектная функция.

Наши поиски шли в том же самом направлении, но мы в них руководствовались положениями современной системной лингвистики и имеющимися результатами исследования других падежей.

Отправным моментом наших рассуждений служило представление о том, что в синтетических языках номинативного типа развитие системы падежей может быть обусловлено только естественной тенденцией к оптимизации процесса общения.

Вторым, но не менее важным, фактором было мнение Е. Куриловича относительно условий и времени начала формирования родительного падежа, появления родительного после именительного и винительного.

В первой части статьи мы уже говорили, что в системной лингвистике 1) предикация понимается как минимальный мыслительный акт такого соотнесения двух элементов ранее известного знания, в результате которого один из этих элементов, преобразуется под воздействием второго и превращается в третий элемент — новое выводное знание, или предикат; 2) сообщение рассматривается как минимальная речевая единица, обладающая предикативным смыслом, а предикату как производному результирующему актуальному смыслу сообщения в самом этом сообщении не соответствует никаких речевых знаков.

Развитие родительного падежа как раз и компенсировало этот недостаток, позволяя назвать предикат суждения и включить его в состав другого, последующего, сообщения (суждения) как один из его элементов.

Сокращение объема высказывания, построенного по модели распространенного предложения «кто-л. делает что-л.», без существенной потери передаваемой информации возможно только лишь в одном случае — когда в нем до размеров падежного окончания уменьшается тот компонент, который при любых обстоятельствах очевиден каждому говорящему на языке.

Таковым в сообщениях этой модели является глагольное сказуемое, которым называется действие агенса, являющееся причиной той или иной формы бытия пациенса. Например:

1) Кеплер изобрел телескоп, (в котором объектив и окуляр — двояковыпуклые линзы) ® телескоп Кеплера ® Известно, что телескоп Кеплера является телескопом рефракторного типа; ср. также:

а) словосочетание изобретение телескопа лишь частично передает смысл приведенного выше сообщения, так как восходит — что было доказано Ж. Веренком, — к предложению Телескоп изобретается / изобретен / будет изобретен;

б) словосочетание изобретение Кеплера фактически тождественно по смыслу лексеме телескоп, называющей в высказывании результат действия изобрел: Этот телескоп — изобретение Кеплера; Изобретение Кеплера — это телескоп;

в) изобретатель телескопа (данного вида) — Кеплер;

г) *Кеплеров телескоп;

д) изобретенный Кеплером телескоп;

е) Кеплер, изобретающий телескоп;

ж) изобретший телескоп Кеплер.

Как мы видим, компрессия, таких предложений, лежащая в основе зарождения и развития значения родительного падежа, достигается путем свертывания сказуемого исходного распространенного предложения. Включение получаемой словоформы и организуемого ею словосочетания в состав последующего сообщения должно рассматриваться как проявление связности речевого произведения.

После этих уточнений, по-видимому, можно рассмотреть и вопрос о том, какую роль играет этот, названный словоформой в родительном падеже, субъект в том событии, которое описывается сообщением с включенным в его состав словосочетанием. Воспользуемся для этого еще одним примером.

Мое реальное и истинное сообщение о таком событии, как Моя жена заинтересовалась этим произведением А. Кашина, даже произнесенное с нейтральной интонацией, не может быть воспринято всеми слушателями одинаково, ибо понимание любого речевого произведения непосредственно зависит от того, что Г. П. Мельников называл степенью взаимной осведомленности участников коммуникации.

Вместе с тем нам совершенно очевидно, что ни без самого события, которое было названо словосочетанием произведение А. Кашина, восходящим к сообщению А.Кашин создал (это) произведение, ни без достижения этим событием своей конечной фазы событие Моя жена заинтересовалась этим произведением, интерпретируемое в данном акте речи как главное, не стало бы возможным.

Поэтому наличие следствия события А. Кашин создал (это) произведение = произведение А. Кашина, второстепенного по отношению к актуальному, естественно трактовать как его внешнее, предварительное условие, как его предпосылку или повод и обозначить эту роль термином прекурсор (от латинского praecursor — предшественник, предтеча; в данном случае — лицо или событие, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего-л. другого).

Смысл «основание», который мы рассматриваем как наиболее общий, категориальный, родовой смыл, также легко обнаруживается и во всех других употреблениях родительного падежа — беспредложных и предложных, приименных и приглагольных, причем и тогда, когда этим падежом оформляется не только одушевленное имя, но и неодушевленное. Например:

1) при выражении цело-частных и определительных отношений, в которых то, что называется словоформой родительного, мыслится как существующее, как то, что есть — читать (последнюю) главу романа; занимать один этаж дома; ремонтировать колесо велосипеда; закрыть дверцу шкафа; согнуть дужку очков; разбить стекло пожарного крана; спускаться по склону горы; скорость звука; сила тяжести и т. п.;

2) в так называемом «квалитативном родительном» — «Мой дядя, самых честных правил. »; человек высокого роста; задание особой важности; пальто темного цвета;

3) в так называемом «родительном причины» — бледный от страха; умирать со скуки; опаздывать из-за пробок на дорогах и т. п.;

4) в случаях с управляемым родительным — избегать шума; требовать объяснений; желать / жаждать / хотеть покоя; ждать автобуса;

5) при отрицательной форме глагола — Моя кошка не ест ветчины, Он никогда не читает афиш; Он не знает азов грамматики;

6) в конструкции со словом «нет» / «нету», в которой родительным называется опять-таки основание — то, что отсутствует в актуальном событии, то, что, как известно, «есть, но не тут», в отличие от того, что «есть здесь», — Нет / не было /не будет времени и т. д.;

7) в случаях с родительным даты, называющим все то же основание события (внешнее условие, предшествующее ему, предпосылка), напр., 1-го сентября начинается учебный год и т. д.;

8) при обозначении исходной точки движения, источника, места происхождения, материала. — приглашение от коллег из Петербурга; статуя из мрамора, Демокрит из Абдер; ехать из института от своего научного руководителя и т. д.;

9) в случаях с «родительным квантитативным», или «родительным количественно-отделительным», или «родительным партитивным» — купить хлеба; дать молока; съесть супа; наговорить глупостей и т. п.,

10) в сочетаниях с так называемым родительным посессивным — дом брата; место преподавателя; лирика А. С. Пушкина и т. д.;

11) в сравнительных оборотах — дерево выше дома; задача проще простого; лететь быстрее звука; тише воды, ниже травы и т. д. и т. п.

Следовательно, категория «основание» (или «основания события»), является наиболее общим, родовым, смыслом, выражаемым словоформами родительного падежа, а понятия «прекурсор», «целое», «фон», «предшествующее», «предварительные условия», «предпосылка», «повод», «мотив», «потребность», а также указанные выше и, вероятно, еще очень многие другие, обобщаемые этой категорией, суть не что иное, как их видовые смыслы, ассоциированные с родовым смыслом и между собой по сходству.

(Продолжение следует)

  1. Бенвенист Э. К анализу падежных функций: латинский генитив. В кн. Общая лингвистика. — БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.
  2. Бондарко А. В. Таксис. В кн. Лингвистический энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
  3. Дремов А. Ф. Что такое «падеж глагола»? В кн. Русский язык и культура (изучение и преподавание). Материалы конференции. Москва, РУДН, 28–30 ноября 2000 года. М., ЭКОН, 2000.
  4. Курилович Е. Проблема классификации падежей. — В кн.: Курилович Е. Очерки по лингвистике. — М., Иностр. литература, 1962.
  5. Мельников Г. П. Принципы и методы системной типологии языков. Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1989.
  6. Мельников Г. П. Природа падежных значений и классификация падежей. В кн.: Исследования в области грамматики и типологии языков: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  7. Мельников Г. П. Системная типология языков. Синтез морфологической классификации языков со стадиальной: Курс лекций. М.: Изд-во РУДН, 2000.
  8. Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978.
  9. Мельников Г. П., Дремов А. Ф. Уровни связности текста, актуальная предикация и падеж с позиций системной лингвистики // Синтаксис и стилистика: Сб. науч. тр. / Отв. ред. O. А. Крылова. М.: Изд-во УДН, 1984.
  10. Ревзин И. И. О месте объемных падежей (родительного и местного) в общей системе падежей индоевропейских языков // Категория падежа в структуре и системе языка: Материалы науч. конф./ Отв. ред. Я. Я. Розенберг. Рига: Изд-во ЛГУ, 1971.
  11. Ревзин И. И. Семантика праславянского и индоевропейского родительного в свете гипотезы Бенвениста // Конференция по сравнительно-исторической грамматике индоевропейских языков. Предварительные материалы. М.: Наука, 1972.
  12. Степанов Ю. С. Индоевропейское предложение. М.: Наука, 1989.
  13. Степанов Ю. С. Проблема классификации падежей. (Совмещение классификаций и его следствия) // Вопр. языкознания. 1968.
  14. Томсон А. И. Винительный падеж прямого дополнения в отрицательных предложениях в русском языке. Отд. оттиск из «Русского Филологического Вестника». Варшава, 1902.
  15. Jacque Veyrenc. Existe-t-il un g?enitif de l’objet? // Etudes sur le verbe russe. Paris, 1980.
  16. Jacque Veyrenc. Cas et verbe // Etudes sur le verbe russe. Paris, 1980.

* См.: Дремов А. Ф. Системная теория падежа и предлога в практике преподавания русского языка как иностранного // Мир русского слова, 2001, № 1, 2, 3.

Текущий рейтинг:

Все падежи русского языка

В русском языке есть как изменяемые, так и неизменяемые слова. Чтобы разбираться в теме, иметь грамотно поставленную речь, знание падежей обязательно для любого человека. Как освоить материал легче и быстрее, вам расскажут педагоги из базы репетиторов CLASSROOM24.RU.

Что такое падежи?

Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Таблица падежей

Вопросы падежей

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке – это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим (косвенным) падежам по значению и синтаксическим функциям. Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в речевой конструкции (словосочетании или предложении). Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Как определить именительный падеж

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы – Кто? Что? Например: прыгнул (кто?) котенок, закончился (что?) разговор), а также имеют особые падежные окончания.

Окончания существительных в именительном падеже для разных склонений представлены в таблице.

Употребление имен существительных в именительном падеже

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может употребляться в качестве:

– Подлежащего (имеет номинативное значение).

Примеры: Чайник закипел. Дверь захлопнулась.

– Главного члена односоставного номинативного предложения (с номинативным значением)

Примеры: Вечер. Тишина. Сумерки.

Обращения (имеет вокативное значение).

Примеры: Катя, помой посуду. Дети, сдайте тетради.

Зависимый именительный падеж может использоваться в роли:

– Именной части составного именного сказуемого (имеет предикативное значение).

Примеры: Конец – делу венец. Днепр – река.

– Приложения (имеет оппозитивное значение – значение добавочного сообщения).

Примеры: Он выписывает роман-газету. Доцент Владислав Виноградов прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий значение определения предмета (в сочетании с другим существительным), а также субъектные или объектные отношения (в сочетании с глаголами и отглагольными существительными). Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы – Кого? Чего? и сочетаются с предлогами – без, от, до, около, из, с, у, возле, подле,

Существительные в родительном падеже, примеры: ежедневник учителя, ветка шелковицы, чтение романа, не подобрать слов, убирать около дома, налить из кувшина.

Как определить родительный падеж

Чтобы определить родительный падеж, поставьте к существительному падежные вопросы (Кого? Чего?), а также выделите в слове падежное окончание. Окончания существительных в родительном падеже с примерами представлены в таблице.

Обратите внимание! У существительных 2 склонения мужского рода с неподвижным ударением при склонении ударение в родительном падеже остается в той же позиции (примеры: торта, шарфа, возраста, хлебца, договора).

Значение имен существительных в родительном падеже

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста использования конкретного слова в словосочетаниях и предложениях:

Субъектное значение (приезд гостей, явление героя, нет идей);

Объектное значение (бояться темноты, просить помощи, презентация фильма);

Определительное значение – может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, беседка из дерева, театр Пушкина, бутылка молока).

В предложениях существительные в родительном падеже могут выступать:

Дополнением (Он устал от работы);

Несогласованным определением (Ей подарили букет цветов.);

Обстоятельством (Лена вернулась из Москвы).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения. Дательный падеж может быть приименным (употребляться при существительных) и приглагольным (употребляться при глаголах). Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы – Кому? Чему? и сочетаются с предлогами к, по.

Существительные в дательном падеже, примеры: подарить дочери, гулять по полю, детям весело, котенку полгода, ода славе, приблизиться к цели, купить по дороге.

Как определить дательный падеж

Для определения дательного падежа существительного поставьте к слову соответствующие падежные вопросы (Кому? Чему?) и выделите у него падежное окончание. Окончания существительных разных склонений в Д. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! Собственные имена существительные Любовь, Мария, Юлия в дательном падеже имеют окончание «-и» –Любови, Марии, Юлии.

Значение дательного падежа

В словосочетаниях и предложениях формы существительных дательного падежа могут выражать различные значения:

Субъектное (употребляется в безличных оборотах): студенту не думается, женщине грустно, машине четыре года.

Объектное (употребляется в значении адресата или косвенного объекта): отдать другу, поручить курьеру, совет дочерям, письма сослуживцам.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, направиться к замку, подойти к перекрестку.

Определительное: памятник Грибоедову, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.

Как определить винительный падеж

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);

Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);

Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.

Примеры существительных в творительном падеже: горжусь дочерью, наслаждаются искусством, зажечь спичкой, написано учеником, стоять боком, идти колоннами, быть кассиром.

Как определить творительный падеж

Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?), а также выделить у существительного падежное окончание.

Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.

Обратите внимание! В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.

Значение имен существительных в творительном падеже

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником);

Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками);

Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой);

Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом).

Предлоги творительного падежа

Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом), так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем). С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами: гулять под дождем, блюдце под чашкой, видно за облаками, нести за спиной, спор между учениками, тропинка между деревьями, смеяться над шуткой, выступать перед аудиторией, дача под Москвой, брат с сестрой, говорить с другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке – косвенный падеж, который употребляется в речи исключительно с предлогами (на, в, о, об, обо, при). Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы – О ком? О чем? (На ком? На чем?), и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже: говорить о физике, слова о любви, сидеть на диване, проснуться на рассвете, нуждаться в ласке, ехать в лифте, сообщить при встрече, читать при свете.

Склонение имен существительных в предложном падеже

Существительные 1 и 2 склонения мужского, женского и среднего рода с окончаниями в начальной форме -ий, -ия, -ие в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, свойственное формам существительных 3 склонения и разносклоняемым существительным в П. п. единственного числа.

Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже с примерами показаны в таблице.

Обратите внимание! У существительных в предложном падеже единственного числа падежные окончания совпадают с окончаниями других падежей. Поэтому при определении предложного падежа обращайте внимание не только на окончание существительного, но и на то, отвечает ли слово на вопросы предложного падежа (О ком? О чем?).

Значение предложного падежа

В словосочетаниях и предложениях предложный падеж может выражать различные частные значения:

Объектное (беседовать об увлечениях, объявить о мероприятии, книга о любви);

Определительное (небо в облаках, стул о трех ножках, поле в цветах);

Обстоятельственное (отдыхать в Греции, жить в деревне, ужинать при свечах, вырастить на огороде).

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один – именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном – “кого?”, “чего?”; в дательном – “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Разница между родительным и винительным падежами

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

– на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);

– в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);

– в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

– на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);

– в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);

– в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Предлоги падежей

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа.

кенгуру, такси, метро, фламинго;

некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);

нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);

русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);

сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);

фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Падежи прилагательных

Имена прилагательные – самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Несклоняемые прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Видеоурок на тему падежи русского языка

Посмотрите небольшой ролик для лучшего усвоения материала:

Знание падежей – не просто прихоть преподавателей, а необходимость для изучения. Невозможно быть грамотным и образованным, не зная этих простых правил.

Упражнения на все падежи русского языка

Упражнения по этой теме Вы сможете найти в другой нашей статье здесь.

Родительный падеж существительных

Родительный падеж (генити?в) относится к косвенным. Его наименование восходит к традициям древнегреческого языка, где именно в этой форме при имени самого человека указывалось имя его отца (родителя): Ахиллес, сын Пелея .

Падежные формы в русском языке служат для объединения слов в синтаксические конструкции, выражая взаимоотношения между соединяемыми элементами. Постановка слова в заданный падеж производится при помощи окончаний и предлогов. В качестве непостоянного этот морфологический признак характерен для именных частей речи (существительных, прилагательных, числительных и местоимений).

  1. Характеристика родительного падежа существительных
  2. Предлоги родительного падежа
  3. Варианты окончаний
  4. Синтаксическая роль

Характеристика родительного падежа существительных

В качестве определяющего падежного признака используются вопросы:

  • домик для ( кого? ) птиц ,
  • мешок ( чего? ) муки .

Для облегчения их запоминания используется вспомогательное слово нет , от которого эти вопросы задаются. Также закрепить в памяти связь между вопросами и названием падежа помогает родственное ему слово: родители ( кого? чего? ).

С помощью генитива в словосочетаниях и составленных с их использованием предложениях передаются значения:

ЗначениеУпотреблениеПримеры
Субъектноепри главном слове со значением действия – в качестве лица или предмета, его совершающегоиспарение воды (вода испаряется);
приход весны (весна приходит);
отсутствие денег , нет денег (деньги отсутствуют)
Объектноепри главном слове со значением действия или состояния, но не в качестве его субъектаиспугаться грозы ;
потребовать ответа ;
посещение выставки
Определительноев качестве определяющей характеристики лица или предмета (в составе синтаксической единицы отвечает на вопрос определения)пакет из-под картошки ;
дом из камня ;
рекомендация врача

Лингвисты выделяют три основные роли, исполняемые генитивом в русском языке.

  1. Притяжательная – выражение отношения одного предмета к другому (стены крепости , крыло самолёта ).
  2. Разделительная – указание на выделение из общего количества (капля молока , двое из путешественников ).
  3. Отложительная – обозначение отторжения от кого-либо или чего-либо (вынуть из кармана , уберечь от пожара , потребовать с подчинённых ).

Предлоги родительного падежа

Русский язык образует как беспредложные (стук молотка ), так и предложные варианты родительного падежа, используя при этом и непроизводные (первообразные), и производные предлоги.

непроизводныедойти до леса
отпилить от бревна
чай без сахара
помахать из окна
шкаф для книг
спуск с холма
встреча у фонтана
ссора из-за пустяков
производныерасположиться около реки
ехать мимо станции
оставить возле скамейки
поезд вне расписания
работа ради заработка
кайма вдоль подола
лежать поперёк дороги

Варианты окончаний

Литературная норма предполагает следующие варианты окончаний у существительных в указанной форме.

СклонениеЕдинственное числоМножественное число
ОкончанияПримерыОкончанияПримеры
I-и (-ы)стран ы
дедушк и
нулевоестран
дедушек
II-а (-я)озер а
топол я
лес а
здани я
нулевое
-ей
-ов
-ий
озёр
топол ей
лес ов
здан ий
IIIтен и-ейтен ей
Разносклоняемыеимен и
пут и
нулевое
-ей
имён
пут ей

Однако слияние древнеславянских склонений породило дополнительные варианты окончаний: -у (-ю) , в современном языке имеющие преимущественно разговорный оттенок. Употребляются они в следующих случаях:

  1. в сочетаниях с предлогами до, из, от, с :
  • добраться до дом у ,
  • выскочить из лес у ,
  • оглохнуть от звон у ,
  • ослабеть с голод у .
  1. при передаче значения части от общего количества:
  • чашка ча ю ,
  • горсть песк у .
  1. после суффикса -к с уменьшительно-эмоциональным значением:
  • попить кофейк у ,
  • попробовать творожк у .
  1. в существительных с отвлечённым значением и количественным смысловым оттенком:
  • навести шорох у ,
  • избыток грохот у .
  1. в составе фразеологизмов:
  • не до жиру,
  • умирать со смех у .

В случае употребления при существительном определения перечисленные варианты заменяются на традиционные (полкило свежего сыр а ).

Ряд лингвистов выделяет варианты на -у (-ю) в отдельный падеж, называемый то количественно-определительным (из-за смыслового выражения части от большего количества), то разделительным.

Синтаксическая роль

В предложениях существительные в родительном падеже играют роли:

  1. Косвенного дополнения:
  • Урожай моркови превзошёл ожидания.

Прямого дополнения (в случае замены винительного пад.):

  • Достань хлеб из сумки. – Нарежь хлеба к обеду. (Часть от целого.);
  • Бабушка варит варенье . – Соседка наварила варенья . (Неопределённое количество.);
  • Отец услышал шум . – сын не услышал шума . (Отрицание.).
  1. Обстоятельства:
  • Поезд отошёл от станции .
  1. Несогласованного определения:
  • Хомяку в клетку поставили блюдечко для воды .

Неделимые словосочетания, в которых существительное в родительном падеже присоединено к слову с количественным значением, выступают в роли подлежащего и прямого дополнения.

  • Несколько сотрудников были отправлены в командировку.
  • На ветку уселись три птицы .
  • Ученик не успел решить ряд заданий на олимпиаде по математике.
  • Взбейте четыре яйца .

Из сказанного выше следует, что при определении родительного падежа критериями служат вопросы, значение, окончания, предлоги и синтаксическая роль.

Принадлежность

Родительный падеж также говорит нам о принадлежности предмета кому-либо (чему-либо). Здесь возможны две конструкции.

1. У кого (чего?) есть/нет …

Это аналог конструкции ‘Who has what’ в английском языке:

  • У финансов ого директор а есть высшее образование. The financial director has a university degree.

Мы можем поменять слова в предложении:

  • Высшее образование есть у финансов ого директор а .

Это предложение описывает ту же самую ситуацию, только идея высказывания немного изменилась. Я бы перевела это как: It is the financial director, who has a university degree .

У + родительный падеж показывает нам, что финансовый директор в этой конструкции – субъект, независимо от порядка слов в предложении.

2. Ответ на вопрос Чей? (Чья? Чьё? Чьи?)

На вопрос чей? мы можем ответить при помощи местоимения:

А можем ответить более детально при помощи существительного в родительном падеже:

– Это визитная карточка генеральн ого директор а .

Обратите внимание, что обычно местоимение стоит перед существительным ( мой отчёт), а существительное в родительном падеже – после (карточка генеральн ого директор а ).

Характеристика

Чтобы дать характеристику объекту, мы можем воспользоваться прилагательным или существительным в родительном падеже:

  • исторический музей – музей истори и ,
  • городские улицы – улицы город а .

Если сравнивать с английским языком, то родительный падеж выступает здесь аналогом предлога of:

  • день недел и(day of the week), музей истори и(museum of history), директор компани и(director of the company) и т.д.

Здесь тоже, как правило, прилагательное идёт перед существительным ( исторический музей), а существительное в родительном падеже – после (музей истори и ).

Сколько?

Когда речь идёт о количестве, нам тоже часто нужен родительный падеж. Но здесь есть нюансы.

1. Если последнее слово в числительном один, то прилагательное и существительное имеют форму единственного числа именительного падежа, а слово один сочетается с существительным в роде и числе (у некоторых слов нет формы единственного числа):

  • одн а свободн ая ваканси я ,
  • оди н финансов ый аналитик _ ,
  • одн о важн ое дел о ,
  • одни чёрные брюки(у слова брюкинет формы единственного числа),
  • двадцать одн а нов ая книг а (21 – это много, но существительное и прилагательное всё равно стоят в единственном числе и именительном падеже, они сочетаются только с последним словом один).

2. Если числительное закончивается словами два, три или четыре, то прилагательное и существительное имеют форму родительного падежа, но у прилагательного это будет форма множественного числа, а у существительного – форма единственного числа:

  • два новых сотрудник а ,
  • четыре новых правил а .

С существительными женского рода, слово два меняет форму на две, а прилагательное может стоять как в родительном , так и в именительном падеже (но обязательно во множественном числе):

  • две новых проблем ы / две нов ые проблем ы ,
  • двадцать две иностранных компани и / двадцать две иностранн ые компани и (снова смотрим только на последнее слово в числительном).

3. Во всех остальных случаях и существительное и прилагательное будут иметь форму родительного падежа множественного числа:

  • пять рабочих дней,
  • сто американских долларов,
  • пятнадцать свободных вакансий.

Запятая перед союзом «как»

Запятая перед «как» ста­вит­ся в срав­ни­тель­ных обо­ро­тах, в при­ло­же­нии с при­чин­ным зна­че­ни­ем, в слож­ном пред­ло­же­нии, в обо­ро­тах «не кто иной, как», «не что иное, как» и пр. Рассмотрим слу­чаи, когда запя­тая перед «как» не ставится.

Перед «как» запятая ставится

Перечислим основ­ные слу­чаи, когда соглас­но пра­ви­лу пунк­ту­а­ции ста­вит­ся запя­тая перед сою­зом «как»:

В сооб­ще­нии может быть срав­не­ние с сою­зом «как», с помо­щью кото­ро­го один пред­мет или его при­знак сопо­став­ля­ет­ся с дру­гим. Союз «как» по зна­че­нию сино­ни­ми­чен «подоб­но».

Последний луч захо­дя­ще­го солн­ца, как ост­рая игла, прон­зил густую зелень деревьев.

2. В основ­ной части пред­ло­же­ния име­ют­ся ука­за­тель­ные сло­ва «такой», «так», «тот», «столь».

У него было такое выра­же­ние лица, как у еги­пет­ско­го сфинкса.

После тру­до­во­го дня ничто так не кло­нит в сон, как чте­ние газеты.

В ста­ром горо­де столь узкие улоч­ки, как мел­кие ручей­ки, выхо­дят на неболь­шую площадь.

Как чело­век общи­тель­ный, он нахо­дил общий язык со многими.

Петр, как ста­рый мой друг, сра­зу отклик­нул­ся на при­зыв о помощи.

4. Союз «как» соеди­ня­ет части слож­но­под­чи­нен­но­го предложения.

На вечер­ней заре толь­ко при­молк­нет лес, как начи­на­ет­ся в нем неви­ди­мая ноч­ная жизнь.

5. В обо­ро­тах «не кто иной, как» и «не что иное, как» ста­вит­ся запя­тая перед «как».

Не кто иной, как ты выпол­нишь это задание.

Не что иное, как труд обла­го­ра­жи­ва­ет человека.

Обратим вни­ма­ние, что в соста­ве ука­зан­ных обо­ро­тов место­име­ния могут менять свою падеж­ную фор­му, что затруд­ня­ет их вычле­не­ние в пред­ло­же­нии и поста­нов­ку зна­ков препинания.

Радужные пау­тин­ки, осе­нью лета­ю­щие над жни­вьём, мастер­ски опи­са­ны не кем иным, как И. Буниным.

Лебедей счи­та­ют не чем иным, как сим­во­лом чисто­ты и верности.

6. Вводные сло­ва и пред­ло­же­ния с сою­зом «как».

Спектакль, постав­лен­ный, как вид­но, диле­тан­том, пора­до­вал зрителей.

В нашем краю лето будет дожд­ли­вым, как утвер­жда­ют старожилы.

6. Выделяются запя­ты­ми устой­чи­вые обороты:

  • как все­гда;
  • как нароч­но;
  • как теперь;
  • как исклю­че­ние;
  • как пра­ви­ло;
  • как напри­мер;
  • как сей­час;
  • как след­ствие.

С само­го утра, как нароч­но, небо нахму­ри­лось и пошел дождь.

Правду, какой бы они ни была, как пра­ви­ло, не сто­ит приукрашивать.

Она не цере­мо­ни­лась с нами, как всегда.

Запятая перед «как» не ставится

1. Оборот с сою­зом «как» пояс­ня­ет глагол-сказуемое и име­ет зна­че­ние обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия. Его мож­но заме­нить наре­чи­ем или суще­стви­тель­ным в фор­ме тво­ри­тель­но­го падежа.

Его сло­ва про­зву­ча­ли _ как груст­ная иро­ния . — Его сло­ва про­зву­ча­ли иро­нич­но (с иронией).

2. Союз «как» при­со­еди­ня­ет обо­рот, в кото­ром отсут­ству­ет срав­не­ние. Такой обо­рот с сою­зом име­ет зна­че­ние «в каче­стве чего-то».

Кориандр ценят _ как пря­ное и лекар­ствен­ное растение.

В ста­ри­ну ряби­ну заго­тав­ли­ва­ли к зиме _ как еду.

3. Союз «как» явля­ет­ся частью сказуемого.

Все это было как стре­ко­та­ние куз­не­чи­ка в траве.

4. Союз «как» нахо­дит­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, кото­рые выра­же­ны име­на­ми существительными.

Её жизнь как пес­ня , про­пе­тая без еди­ной фаль­ши­вой ноты.

Зимняя доро­га как бле­стя­щее на солн­це стек­ло .

Я счи­таю, при­чи­на его отсут­ствия мел­ка как порох.

Наш пёс Тарзан храб­рый как лев — с ним мож­но идти на медведя.

6. Перед «как» нахо­дит­ся отри­ца­тель­ная части­ца «не» или сло­ва «почти», «вро­де», про­сто», «точь-в-точь», «совер­шен­но», «имен­но».

Он при­е­хал в дерев­ню не как иссле­до­ва­тель ста­рин­но­го быта.

Настя почти как насто­я­щая художница.

Дед вро­де как пони­ма­ет, о чем идет речь.

7. Не ста­вит­ся запя­тая перед «как» в состав­ных под­чи­ни­тель­ных сою­зах «меж­ду тем как», «с тех пор как», подоб­но­му тому как», тогда как», «после того как» и пр.

После того как он полу­чил это уве­дом­ле­ние, его настро­е­ние явно изменилось.

Подобно тому как попа­да­ет бабоч­ка в сачок, пере­вер­нув­ша­я­ся лод­ка накры­ла рыбака.

8. Не ста­вит­ся запя­тая перед «как» в обо­ро­тах «как мож­но», «как нель­зя», кото­рые исполь­зу­ют­ся с при­ла­га­тель­ны­ми в фор­ме срав­ни­тель­ной степени.

Уйдем отсю­да как мож­но поскорее!

После это­го сооб­ще­ния она ста­ла выгля­деть как нель­зя печальнее.

Запятая перед союзом «как»: когда нужна и не нужна. Правила с примерами

Запятая перед союзом «как» – настоящая беда не только для выпускников, сдающих ЕГЭ. Даже профессиональные копирайтеры грешат лишними запятыми перед коварным союзом. В этой статье мы разберемся, когда надо обособлять обороты с союзом «как», а когда нет.

А также познакомимся с простым алгоритмом, который поможет правильно расставить знаки препинания при сравнительном обороте.

Когда запятая перед «как» нужна

«Легальных» способов поставить запятую перед «как» всего семь:

Случай 1. Запятая ставится, если «как» входит в оборот, являющийся вводным словом или вводным предложением. Например, «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как исключение», «как правило», «как например», «как сейчас», «как следствие».

Такие обороты легко можно выбросить из предложения без потери смысла:

  • Я сегодня, как нарочно, забыла зонт.
  • Пора и честь знать, как говорится.

Случай 2. Если есть указательные слова «такой», «так», «тот», «столь». Примеры :

  • Он никогда еще так не уставал, как сегодня вечером.
  • В этой части города сосредоточены такие узкие улицы, как темные и длинные коридоры в старых домах.

Случай 3. Запятая перед “как” ставится, если есть обороты «не кто иной, как», «не что иное, как». Пример :

  • Не что иное, как копирайтинг является сегодня основой контент-стратегии!

Случай 4. Если оборот содержит сочетание «как и», то запятая тоже нужна:

  • Сестренке, как и всем нам, хотелось быстрее оказаться дома.

Случай 5. В предложении со сравнительным оборотом тоже нужна запятая . Такие обороты всегда имеют образную окраску, сопоставляют какой-то признак предмета с другим.

Союз «как» можно заменить словом «подобно»:

  • Метель выла за окном, как дикий зверь. = Метель выла за окном, подобно дикому зверю.
  • Обида, как острый нож, пронзила ее сердце. = Обида, подобно острому ножу, пронзила ее сердце.

Случай 6. Если союз разделяет части сложноподчиненного предложения . В этом случае их можно без потери смысла разделить на 2 простых предложения:

  • Они с облегчением и радостью увидели, как над горизонтом появились первые отблески зари. = Над горизонтом появились первые отблески зари. Они с облегчением и радостью это увидели.

Случай 7. Если есть приложение со значением причины, то запятая ставится . Оборот с союзом «как» легко заменяется придаточным предложением с союзом «потому что»:

  • Как самая примерная ученица, она была выбрана старостой класса. = Она была выбрана старостой класса, потому что была самой примерной ученицей.

Когда запятая перед «как» не нужна

Запятая перед “как” НЕ ставится в следующих случаях:

Случай 1. Самое простое, что помним еще со школы, – запятая не нужна перед фразеологизмами и устойчивыми выражениями . Попробуйте выбросить из предложения оборот с союзом «как», и оно потеряет всякий смысл:

  • Он свалился как снег на голову.
  • Он был гол как сокол.

Случай 2. Если оборот с союзом «как» входит в состав сказуемого и неразрывно связан с ним по смыслу . Как и в случае с фразеологизмами, предложение без этого оборота будет бессмысленным:

  • Мы ждали первых отчетов о росте поведенческих факторов и сидели как на иголках.
  • Она поставила себя как хозяйка.

Случай 3. Если оборот имеет значение «в качестве» . В таком обороте нет никакого сравнения:

  • Она любила его как брата.
  • Landing Page ценится как эффективный инструмент для роста продаж.

Случай 4. Если оборот с союзом «как» – это обстоятельство образа действия . В этом случае оборот можно заменить наречием или существительным в творительном падеже:

  • Его замечание прозвучало как ирония (=иронично, иронией).
  • Она переваливалась с ноги на ногу как утка (по-утиному).

Случай 5. Если «как» является частью составного союза («с того времени как…», «с той поры как…», «по мере того как…», «как…, так и», «так как»):

  • Она не собиралась приходить на собрание, так как сильно устала днем.
  • Как в колледже, так и в университете к студентам предъявляются самые высокие требования.

Случай 6. Даже если это сравнительный оборот, но ему предшествуют частицы «не», «совсем», «совершенно», «почти», «вроде», «точь-в-точь», «именно», «просто», то запятая перед “как” НЕ нужна :

  • Он всегда делает и думает не как окружающие люди.
  • Ее глаза были темными почти как у сестры.

Случай 7. Союз «как» стоит между подлежащим и сказуемым :

  • Страсть как пламя.
  • Жизнь как миг.
  • Копирайтинг как профессия.

Ставить или не ставить запятую перед “как” при сравнении? Лайфхак

Как вы заметили, при сравнении иногда запятые ставятся, а иногда нет. Если вы сомневаетесь, обособлять ли в вашем примере сравнительный оборот, ответьте на вопросы ниже:

  1. Состоит ли ваше предложение только из подлежащего и сказуемого?
  2. Станет ли предложение бессмысленным, если выбросить из него оборот?
  3. Можно ли заменить оборот одним словом (наречием или существительным в творительном падеже)?
  4. Можно ли употребить оборот в значении «в качестве»?
  5. Есть ли в обороте «лишние» частицы («не», «совсем», «совершенно», «почти», «вроде» и пр.)?

Если вы ответили ДА хотя бы на один вопрос, запятая в вашем случае не нужна. Если на все вопросы вы ответили отрицательно, то сравнительный оборот обособляется запятой.

Сравнительные обороты – неотъемлемая часть литературной речи. Этот алгоритм поможет вам писать выразительно и грамотно, а также быстро понимать, когда ставится запятая перед союзом «как».

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом “КАК”

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

СоюзКАК” очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом “КАК“, а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом “КАК” ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзомКАК

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (“КАК” имеет значение «подобно»).

Например: Под ним Кавказ , как грань алмаза , снегами вечными сиял. Её голос звенел , как колокольчик . Блестели её глаза, зелёные , как крыжовник . И видел он себя богатым , как во сне . (Крылов) Руки его дрожали , как ртуть . (Гоголь) Воздух чист и свеж , как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка , парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу , как зеркало , блестела вода. Вокруг высокого чела , как тучи , локоны чернеют. (Пушкин) Внизу , как зеркало стальное , синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула , как живой глаз , первая звёздочка. (Гончаров) Анчар , как грозный часовой , стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность — недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете.

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические “карлики” и синтаксические “великаны”. Вот как могут выглядеть сравнения -“карлики”, их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам , как зверь , был чужд людей и полз, и прятался , как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны”: Перед ними , как окаменевшие во время шторма океанские волны , расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: “уловив” его начало, многие не удерживают его в памяти до конца — и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать “великана”, поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Например: Лицей дал России таких людей , как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости , как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо , как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же , как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества , как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко , как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и.

Например: Деревья , как и люди , имеют свою судьбу. К Москве , как и ко всей стране , я чувствую свою сыновность , как к старой няньке (Паустовский). В её глазах , как и во всём лице , было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях , впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз КАК включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была , как вы сами можете догадаться , наша героиня. Жители дома все , как один , высыпали во двор. Вижу , как теперь , самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались , как обычно , в девять часов утра. Помню , как сейчас , свою первую учительницу в школе. Как нарочно , в кармане не было ни копейки. Запятыми , как правило , выделяются деепричастные обороты. Спартакиада , как обычно , проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно . Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное , как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной , как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной , как Рылов.

2. Если приложение с союзом “КАК” имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз , в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент , как отвертка , всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: “КАК” выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит , как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами , как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел , как горит свеча.

( Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: “Я долго смотрел – на что? – как горит свеча“. В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом “КАК” не ставится

1. Обороты с союзом “КАК” не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) ( Сравните: посыпалась градом .) Как дым рассеялись мечты. (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) ( Сравните: демонически коварна.)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей , тревог и печалей… (Лермонтов) ( Сравните: …любил меня, считая своей собственностью.) …Он [Иудушка] подавал свой камень как единственное , что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союзКАК имеет значение «в качестве» или оборот с союзомКАК(приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених . (Пушкин) Я говорю как литератор . (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры . Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста . Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга . Я сохраню это письмо как память . Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт . Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня .

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд , другие как коралл . (Крылов) Она сама ходила как дикая . (Гончаров) Как ребёнок душою я стал . (Тургенев) Отец и мать ей как чужие . (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка . (Если взять сказуемое «держится» без оборота «как хозяйка», то получается «она держится», и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда . Он совсем как ребёнок .

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом “КАК“!

Например: Везде он чувствовал себя как дома . Брат и сестра похожи как две капли воды . У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока . (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу . (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь “узнавать при встрече” как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и “карлики”: работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед “КАК” в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, словоКАКможет быть частью составного союза как. так и. или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед “КАК“, либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

4. СоюзКАКможет присутствовать в предложении, не присоединяя решительно никакого семантико-синтаксического блока, а только являясь средством выразительности речи.

Например: Мы как следует потрудились; Я старался как можно дольше не расставаться с друзьями; Тяжесть поклажи как будто уменьшилась; Я как раз собирался отправиться на каток и т.п.

Ссылка на основную публикацию