«Почему-то» или «почему то» – как правильно пишется?

“Почему то” как пишется? Написание слова “почему то”?

Если это одиночное выражение -то через дефис – почему-то. Помните правило -то, либо, нибудь -пиши через дефис. Если смысл другой “Почему то,что делает нас сильней..” то написание вы сами видите -отдельно.

Со школьной скамьи всплывают каждый раз эти бессмертные строчки: То, либо, кое, нибудь – черточку не позабудь! я еще -таки и – ка прибавляю к этому стишку. Друзья, учите русский язык – великий и могучий!

«Почему-то» пишется через дефис!

Если почему-то – это наречие, употребляемое в значении «по неизвестной причине», «по какой-то причине» или «отчего-то», то в таком случае это слово пишется через дефис.

Почему-то всегда пишется через дефис, если Вы подразумеваете такой смысл: “непонятно, по какой причине”, “вдруг”. Если Вы хотите сказать “Почему то, а не это”, то здесь нет дефиса. Поскольку можно между “почему” и “то” вставить другое слово, например, “именно”, и дефиса не будет. И на частицу “то” будет ударение.

Если имеется в виду неопределенное местоимение почему-то, то оно пишется через дефис. Через дефис пишутся местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то-, -либо-, -нибудь-. Если же имеется в виду вопросительное местоимение, то оно с указательным местоимением то пишется раздельно. Например: Почему(вопросит. мест.) то(указат. мест.) дерево выше, чем это?

Почему-то

Неизменяемое местоименное наречие “почему-то” пишется через дефис.

Употребляют “почему-то” когда не хотят указывать конкретную причину, желают выразиться обтекаемо, либо когда причина неизвестна говорящему.

“Почему то” или “почему-то”? Как писать правильно?

Неопределенное местоимение “почему-то” нужно писать через дефис. Это местоимение употребляют в том случае, когда не указывается определенная причина чего-либо.

Слово “почему то” это моя многолетняя ошибка,которая тянулась и шла за мной по жизни долгие годы,пока я не усвоила одно правило:слово “почему то” это местоименное наречие,которое выражает вопрос чего то непонятного и пишется правильно по этому строго через дефис и ни как иначе – ПОЧЕМУ-ТО.

Пример: Почему-то в комнате резко стало душно.

Точно знаю, что правильно пишется почему-то(то есть через дефис).

Я не знаю, правильно это или нет, но мне помогает здесь правило, что -то, -либо,- нибудь пишутся через дефис, хотя я не знаю, действует ли правило в этом случае.

“То” – это частица, поэтому частицу “то”, а еще вот эти частицы “либо”, “нибудь”, “кое” тоже пишем через дефис

Частицы “таки”, “ка”, “де”, “тка”, “с” тоже пишут через дефис

Например, кое-кто и кто-то, кто-либо и да-с

А вот частицы “кое”, “кой” при написании местоимения с предлогом употребляются раздельно . Например, кое с кем

Частица “таки” – пишут через дефис только с наречиями и глаголами, с остальными частями речи отдельно

Лошадиная упряжь.

Определим к какой части речи относится слово “Упряжь”.

Отвечает на вопрос(что?) упряжь-является именем существительным,женского рода(она-моя),единственного числа.

Рассмотрим орфографические правила русского языка-правописание мягкого знака у существительных после шипящих(_Ж_Ч_Щ_Ш).

По правилам русского языка существительные женского рода в единственном числе пишутся с мягким знаком после шипящих.

Например:ночь;дочь;плешь;брешь;упряжь.

Исключение-существительные женского рода в родительном падеже и множественном числе пишутся без мягкого знака после шипящих.

Например:роща-рощ.

Наше слово находится в единственном числе и под исключение не подходит.

Делаем вывод: исходя из правил русского языка существительное “упряжЬ” всегда пишется с мягким знаком после шипящей_Ж_.

Во-первых, это заимствованное слово с латинской приставкой -дис-, которая только в одном случае меняет -с- на -з-, если стоит перед гласной буквой – дизАйн, дизЕль, а дв лдругих случаях сохраняет своё написание и не подчиняется законам о русских приставках на последний согласный звук с-з (за исключением приставки -с-, сохраняющем незыблемо свою букву -с-). Поэтому здесь не действует правило руского языка, если приставка кончается на -с-, а корень на звонкое согласное, это -с- превращается в -з-. Да, это тонкость касается заимствованных приставок из латинского или греческого языка. Таких приставок не так уж много, но они есть.

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот – не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона “неприступный” (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово “неприступный”.

Слово (не)пунктуальный отвечает на вопрос какой? и называет признак предмета, следовательно, относится к именам прилагательным.

Слитное/ раздельное написание слова пунктуальный с не регламентируется правилами правописания не с именами прилагательными.

Если в предложении данное прилагательное можно заменить синонимом без не, то писать следует слитно:

Мой непунктуальный коллега опять опаздывает.

Если в предложении есть противопоставление данному прилагательному с союзом а или к нему относятся слово вовсе, далеко, отнюдь и некоторые другие, то с отрицательной частицей не его следует писать раздельно ( в два слова ):

Твой знакомый не пунктуальный, а вечно опаздывающий человек.

Наречие

О чем эта статья:

4 класс, 7 класс

Определение наречия

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Разряды местоименных наречий

здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому

нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.

везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому

где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.

где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?

где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего

Классификация наречий по значению

В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.

Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:

Разряды по значению

хорошо, открыто, искренне, безупречно

образа и способа действия

втрое, капельку, слишком, чуть-чуть

Где? Куда? Откуда?

вблизи, дома, сверху

сегодня, весной, накануне, уже

нарочно, невзначай, наперекор, в шутку

Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:

  • лететь (как?) высоко;
  • прыгнув (куда?) вверх;
  • (в какой степени?) очень симпатичный;
  • взгляд (какой?) исподлобья;
  • (в какой мере?) совершенно секретно.

В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.

Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:

  • нырнуть (куда?) вглубь;
  • светит (когда?) днем;
  • сказать (с какой целью?) в шутку;
  • задеть (по какой причине?) сослепу.

В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.

Классификация наречий по способу образования

Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  • приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

Возможно сложение разных видов:

  • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
  • сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание наречий с дефисом

Через дефис пишутся:

  • наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

Еще дефис используют, когда есть:

  • повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
  • сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся наречия, которые образованы:

  • соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
  • соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
  • соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
  • через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).

Синтаксическая роль наречий

Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.

В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».

Правописание “что-то”: разбор, грамматика, примеры употребления

Слово «что-то» может представлять собой три различных части речи: местоимение, происходящее от него наречие и частицу. Во всех случаях правильно пишется через дефис. Ударение всегда падает на первое «о»: что́-то. Из строки в строку переносится только целиком, так как чёрточка в нём связывает корень «что» с постфиксом «то», то есть является неотъемлемой частью целого слова. Писать его слитно ( «чтото» ) или раздельно ( «что то» ) – грубые орфографические ошибки, такого слова и сочетания слов в русском языке просто-напросто не существует. Выражения вроде «Вот что, то есть я хотел сказать…» стилистически, извините, корявы, маловразумительны и потому крайне редки, к тому же «что» и «то» в них разделяются запятой.

Наречие

«Что-то» чаще всего употребляется как местоимённое наречие в значениях:

  1. В некоторой степени: «Этот гриб что-то на поганку смахивает»; «Что-то, я смотрю, улов ваш нынче невелик». Частичные синонимы «вроде», «отчасти», «слегка»; просторечные и диалектные «чёт», «чёй-т», «чтой-т».
  2. Неясно, что, как и почему является (есть, существует) или случилось: «Ботинки что-то жмут»;«Что-то вид у тебя не больно-то весёлый». Частичные синонимы «будто», «как бы», «как-то», «отчего-то», «почему-то». Просторечные синонимы те же.
  3. Приблизительно, в неких не вполне ясных границах, подобно чему-то, похоже на что-то. Употребляется в сочетаниях со словами «вроде», «наподобие», «около», «подобно(е)», «порядка» (для неточных количеств счётных предметов), «приблизительно», «типа»: «видели птицу что-товроде ястреба»; «ей с виду лет тридцать или что-тооколо того»; «надо построить на даче что-топодобное летней кухне»; «что-топорядка»; «покажите мне что-тотипа куртки с капюшоном». Частичные синонимы «будто», «где-то», «как», «примерно». Просторечные синонимы что и в пп. 1 и 2.

Местоимение

Наречие «что-то» происходит от неопределённого указательного местоимения, пишущегося точно так же и обозначающего что-то малопонятное: еле видный или плохо различимый предмет (объект) либо не до конца осознанное или не вполне оформившееся явление, а также не завершившееся действие, исход которого неясен:

  • «Глядите, вон там что-то виднеется. Это и есть автобусная остановка»;
  • «Что-то куры вяло корм клюют. Не поболели бы…»;
  • «Так, с кредитом на старт у нас, похоже, что-то да вырисовывается».

Грамматика местоимения

Местоимение «что-то» само по себе среднего рода: хотя оно может обозначать и предметы другого рода, но ведь пока что неясно, какого. По той же причине не имеет чисел, ни единственного, ни множественного. Склоняется только по падежам:

  • Именительный: что́-то.
  • Родительный: чего́-то («неможется чего-то»).
  • Дательный: чему́-то («благодаря чему-то он всё-таки вылез из долгов»).
  • Винительный что́-то («не пеняй на что-то, смотри, где сам ошибся»).
  • Творительный: че́м-то («соседи полили картошку чем-то, и растёт, как бешеная»).
  • Предложный: чём-то («перемолвились о чём-то, да и разошлись»).

Частица? Или наречие?

Частица «что-то» усиливает сомнительность и/или предположительность безличных неопределённых высказываний. В таком качестве употребляется с указательными местоимениями: «что-то тут не так»; «что-то там непонятно»; «что-то не то съел», и др.

В речи употребляются также выражения, в которых затруднительно определить, «что-то» в них частица или наречие. Их можно распознать по сочетанию частицы «не» с предлогом «в», следующим за «что-то»: « что-то не в голосе»; «что-то не в настроении (духе)»; «что-то это не в манере (обычае)».

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Почему-то «почему-то» не выделяется запятыми. А хоца! Даёшь «авторскую пунктуацию»?…

Blurb
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.

Есть ли основания и/или прецеденты использования наречия (его основное значение причине») в качестве вводного слова, обособляемого на письме запятыми? Субъективно существует множество случаев, когда так и хочется поступить, но смущает отсутствие примеров и

Примеры без запятой:
я всею душой чувствую, что вы мне близки…» (А. П. Чехов «Чайка», 1896 г.),
«Тебе неприятно слушать, когда я говорю»

Пример, где хочется поставить запятую: «Но мне, кажется, что эти деньги взял в значении «стало быть, на это есть некие веские основания»).

P. S. Особо разыскивается авторская пунктуация в конкретных, заслуживающих доверия произведениях (не в сетевой литературе, а вообще лучше у классиков). К сожалению, в интернете дефисное сочетание можно отыскать, а конструкцию с пробелами несовершенные поисковики отыскать

О б н о в л е н и е э т о й з а м е т к и (промежуточные результаты обсуждения). Пока следует остановиться на компромиссном варианте наречие в отдельных случаях можно, но лучше делать это

Кстати, stabrk забанен в pishu_pravilno , поэтому с 29.05.2007 г. больше отвечать и комментировать

Re: Re

Я думаю, что дело не в правописании, а в интонации. Если говорящему очень хочется выделить это “почему-то”, он будет желать его обособить.
Мне кажется, здесь можно вывернуться авторским 🙂 перефразированием:
— Это ты взял деньги. Мне так кажется. Почему-то.

У классиков обособления “почему-то” не припоминается.

а перехотеть пробовали?;)))

Что такое “хочется” в пунктуации? Одному участнику на этой неделе хотелось обособить частицу “тем не менее”, другому частицы “вдруг” и “все-таки”. И нигде-то это личное хотение не подкрепляется грамматической мотивацией. А мотивация в пунктуации может быть только синтаксическая (нет у нас интонационных знаков, кроме многоточия, некоторых случаев употребления восклицательного знака и – окказионально – тире). Все остальные знаки не формируют интонацию, а оформляют грамматико-смысловую структуру, которой сопутствует в языке определенная интонация.

Вот Вы всех журите за школьный уровень вопросов, а разве не по-детски наивно пытаться волюнтаристски вводить интонационные принципы пунктуации, хотя из школы должно, как Вы любите говорить всем, быть известно, что они обусловлены синтаксически.

Но вопрос, получается, имеет право на существование, раз уж в течение одной недели столько желающих выступает за это самое “хочется”.

Давайте посмотрим синтаксической правде в глаза.

Взгляд первый.
Мы обособляем не части речи (наречие, существительное, др.), мы особособляем члены предложения или, что в этом же поле находится, слова и конструкции, не являющиеся членами предложения.

Взгляд второй.
В каком случае одиночное наречие, имеющее прямое свое лексическое значение, приведенное Вами (“по непонятным причинам”), может быть обособлено? Наречие в приведенном Вами предложении явлется обычным обстоятельством причины, т.е. функционирущим членом предложения, в котором этот член не выпадающая вставка, но смыслообразущая часть: без него предложение будет иметь иной смысл – это просто будет другое предложение. Тогда как выброс вставок смысла предложения не меняет – меняются только добавочные оттенки.

Обособлять же положено (в пределах простого предложения) только те его компоненты, которые

а) членами предложения НЕ являются, например:

  • вводные слова или конструкции (не наш вариант, ибо слово употреблено по прямому своему значению и в четко обозначенной синтаксической функции обстоятельства; слово в данном примере является зависимым по отношеню к управляющему глаголу (не пришел (почему?) по непонятным причиным, по непонятным обстоятельтсвам, почему-то);
  • обращения;
    б) являются распространенными ЧП, уточняющими, поясняющими, пр.; а также обороты (деепричастные. причастные – позиционно), сравнительные, пр. Тоже не наш вариант, обстоятельство состоит из одиночного наречия;
    в) при необходимости смыслорразличения. Обособление наречия, например, может служить отделению его от предшествующего слова, отнесению непосредственно к глаголу-сказуемому: Ночью, не разобравшись, второпях, белые взломали дверь магазина (Б. Горбатов) (ср.: не разобравшись второпях, белые взломали дверь – другой смысл).

    На основе Вашего примера можно сконструировать предложение, где наречие “почему-то” окажется в окружении запятых, но это будут запятые, обособляющие соседние конструкции, если к тому синтаксис призовет. Попробуем:

    Он уехал, почему-то, к сожалению, оставив деньги. (первая запятая мотивирована синтаксически – открывается постпозитивный распространенный деепричастный оборот; вторая тоже мотивирована – выделяет из оборота вводные слова).

    Можно пытаться сделать наречие уточняющим, но именно это наречие трудно в такой контекст поставить, ибо оно по значению своему само нуждается в уточнении.

    Взгляд третий, последний.
    В школьных и студенческих практических работах по синтаксису, в экзаменационных работах по русскому языку немотивированное обособление одиночного наречия считается грубой грамматической ошибкой.

    Твердые и мягкие согласные звуки

    Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

    Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

    Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

    Типичная ошибка:
    Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

    Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
    Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

    Отличительные признаки мягких и твердых звуков

    Какой звук стоит после согласного:

    • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
    • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

    Отработка на примерах:
    В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
    В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

    • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
    • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

    Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
    Всегда мягкие – й, ч, щ .
    Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

    Мягкий знак и твердый знак

    • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

    Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

    Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

    При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
    При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

    Таблица признаков твердых и мягких звуков

    Твердые:

    1. Перед а,о,у,э,ы.
    2. В конце слова перед согласным.
    3. Ж, ц, ш.

    Мягкие:

    1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
    2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
    3. Й, ч, щ.

    Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

    Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

    Звонкие и глухие согласные звуки

    В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
    Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

    Таблица звонких и глухих звуков


    Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
    Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

    Примеры заданий для детей

    Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


    Задания на различие пары согласных Г/К

    Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

    Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

    Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

    § Как научиться различать твердые и мягкие звуки

    Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

    Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

    В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

    Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

    А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

    При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

    § Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

    На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

    Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

    Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

    баран[б][б`]белье
    ворс[в][в`]вяз
    горб[г][г`]гиря
    дом[д][д`]дядя
    золото[з][з`]земля
    кот[к][к`]кит
    лыжи[л][л`]лимон
    мусор[м][м`]мяч
    нора[н][н`]Нюра
    полы[п][п`]пение
    робот[р][р`]река
    солнце[с][с`]семя
    тон[т][т`]темя
    фурор[ф][ф`]финал
    хомяк[х][х`]хижина

    Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

    § Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

    Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

    ж ш ц ч щ й

    Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.

    § Понятие о звонких и глухих звуках

    В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

    Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

    Звонкие звукиГлухие звуки
    [б][ж][к][х]
    [в][з][п][ц]
    [г][л][с][ч]
    [д][м][т][ш]
    [й][н][ф][щ]

    Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

    Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

    Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

    Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

    § Таблица твердых и мягких звуков

    Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

    Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

    Твердые и мягкие согласные
    Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
    в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
    ж, ц, ш.
    Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
    перед гласными: е, е, и, ю, я.
    й, ч, щ.

    § Развивающие игры для закрепления материала

    Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

    ✍ Угадай-ка

    Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

    Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

    Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

    ✍ Выбирай твердые!

    Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
    Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

    ✍ Найди пару

    Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
    Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

    ✍ Физкультминутка

    Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
    Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

    ✍ Споем друзья!

    Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

    Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

    При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

    § Вместо заключения

    Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

    Твёрдые согласные звуки – правило и примеры запоминания для 1 класса

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
    Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

    Перезвоните мне

    Ваш персональный менеджер: Екатерина
    Ответственная и отзывчивая! 😊

    Аннотация: Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

    Статья:

    Первое знакомство ребенка со звуками и буквами происходит еще в младших классах. К тому времени малыш уже умеет говорить, но еще не понимает, из чего состоит его речь. Многие родители занимаются обучением дошколят дома. Ребенку достаточно просто объяснить, в чем заключается разница между гласными и согласными, но отличия между твердыми и мягкими звуками не всем даются так легко. Предлагаем несколько популярных способов обучения, которые в игровой форме помогут ребенку научиться разбираться в этом вопросе.

    Перед тем, как приступить к обучению, вы должны объяснить малышу, что из себя представляют разные органы носоглотки, которые необходимо задействовать для произнесения тех или иных звуков.

    Твердые и мягкие согласные

    Как научить ребенка отличать мягкие звуки от твердых? Начать надо с того, что мягкость и твердость — это характеристика только для согласных звуков. Гласные здесь на подпевках. Хотя твердость и мягкость для них не характерна, именно их близкое соседство в некоторых словах может повлиять на эти свойства согласных звуков. Основное отличие между мягкими и твердыми звуками заключается в особенностях их произношения.

    Если человек произносит мягкие согласные звуки, то середина его языка приподнимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка выдвигается вперед к зубам. Это дополнительная артикуляция. Сам процесс называется палатализацией.

    Малышам знать такие сложности ни к чему, но родителям для расширения кругозора подобный термин может пригодиться. Во время произношения твердых звуков подобное не происходит.

    Чтобы самому понять разницу, достаточно произнести на пробу слово, в котором один и тот же звук выступает в роли твердого и мягкого.

    Для примера возьмем «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык во рту плясать и подниматься к небу, а вот для второго согласного звука [р] эти кульбиты не нужны.

    Родителям легко понять разницу, но как объяснить это ребенку на пальцах? Мы предлагаем пустить в ход фантазию и использовать интересные истории, шпаргалки и простые игры, которые помогут малышам запомнить согласные твердые и мягкие звуки.

    Как научить ребенка различать звуки

    Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

    Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

    Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

    Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

    Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

    Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

    Запись звуков

    В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.

    Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.

    В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

    Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

    Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.

    [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

    Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.

    Всегда твердые и мягкие звуки

    Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

    Таблица твердых и мягких звуков

    Все правила собраны в одной табличке. С первого взгляда она может показаться малышу абракадаброй, но после доступных объяснений и внимательного изучения, новый материал перестанет казаться таким уж сложным.

    Распечатайте и повесьте эту картинку на видном месте, чтобы ребенок мог учить эти правила в любое удобное время.

    Звонкие и глухие звуки

    Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

    К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

    В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

    Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

    Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

    • «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ» (Звонкие)
    • «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» (Глухие).

    Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

    Задания для детей

    Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

    Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

    Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.

    Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.

    Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.

    Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее. По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.

    Не забывайте распечатывать миниатюрные таблички с правилами, которые нужно развешивать в доме. Когда ребенок постоянно натыкается на них взглядом, текст запоминается автоматически.

    К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.

    Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.

  • Ссылка на основную публикацию