Обособленное обстоятельство – определение, пунктуация, примеры предложений

Обособленное обстоятельство — это… 40 примеров предложений

Обособленное обсто­я­тель­ство — это обсто­я­тель­ство, кото­рое выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунк­ту­а­ции.

Прежде чем вести раз­го­вор, какие обсто­я­тель­ства явля­ют­ся обособ­лен­ны­ми и выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый зави­сит от слов со зна­че­ни­ем при­зна­ка, дей­ствия или состо­я­ния и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, а так­же сте­пень про­яв­ле­ния дей­ствия или при­зна­ка.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в пред­ло­же­нии.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам пред­ло­же­ния.

Определение

Обстоятельство, кото­рое по смыс­лу выде­ля­ет­ся с помо­щью инто­на­ции и зна­ков пре­пи­на­ния, назы­ва­ет­ся обособ­лен­ным.

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные кон­струк­ции);
  • срав­ни­тель­ные обо­ро­ты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обсто­я­тельств:

  • цели
  • при­чи­ны
  • вре­ме­ни
  • обра­за дей­ствия
  • уступ­ки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопро­сы:

  • как?
  • когда?
  • поче­му?
  • с какой целью?
  • вопре­ки чему?
  • несмот­ря на что?

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на дере­вьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обсто­я­тель­ство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный обо­рот — это обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем с зави­си­мым сло­ва­ми.

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Правило

Обстоятельство, выра­жен­ное дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в пред­ло­же­нии.

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его сере­дине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воро­бей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за гори­зонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду дере­вья­ми.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му пра­ви­лу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от под­ва­ла.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на ста­руш­ку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со ска­зу­е­мым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за дру­гом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не зна­ко­мясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неуда­че.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го обо­ро­та.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной рабо­те.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рука­ва.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голо­ву?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту кораб­ля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солн­це.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го поло­же­ния.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факуль­та­тив­но.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны соч­ны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тка­нью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкус­ной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непо­го­ды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла рука­ми.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшель­ник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

Сохранить ста­тью

Обособленное обстоятельство – определение, пунктуация, примеры предложений

Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, независимо от его положения по отношению к глаголу-сказуемому: Долго ещё мы шли по лугу, наслаждаясь благодатным зеленым раздольем. Синея, блещут небеса.

При одном глаголе-сказуемом могут быть два или несколько однородных обособленных обстоятельств: Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку, он закрыл глаза. При одном глаголе-сказуемом могут быть два или несколько неоднородных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами: Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу. Повлеклась (почему?) насытясь… и у томясь…; повлеклась (как?) любуясь… и покидая…

В одном предложении могут быть обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, относящиеся к разным глаголам-сказуемым: Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая улыбаться, с шумом исчез за кустами. Постоял (как?) глядя ей вслед; исчез (как?) всё ещё продолжая улыбаться.

Деепричастный оборот, стоящий после или перед союзом (сочинительным или подчинительным), который связывает либо однородные члены предложения, либо части сложного предложения, отделяется от него запятой. Это относится и к союзному слову, связывающему части сложноподчинённого предложения: Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода. Она бросала пламенные взоры на молодую проказницу, которая, отлагая до другого времени всякие объяснения, притворялась будто их не замечает.

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, перед которым стоит усилительная частица и, не обособляется: Можете делать и не спрашивая моего совета.

Обособленные обстоятельства выражены существительными с предлогом

Обособленные обстоятельства выражены уточняющими членами предложения

Уточняющие члены предложения — обособленные члены предложения, которые служат для конкретизации других членов предложения (переход от более широкого понятия к более узкому).

Обособленные обстоятельства выражены пояснительными членами предложения

Пояснительные члены предложения — обособленные члены предложения, которые служат для пояснения (обозначают одно и то же понятие другими словами).

Обособленные обстоятельства выражены присоединительными членами предложения

Присоединительные члены предложения — обособленные члены предложения, которые дополнительные разъяснения, вводимые в середину или в конец предложения.

Дополнительные материалы по теме

Таблица. Обособленные обстоятельства

Таблица. Обособленные обстоятельства (деепричастия)

Конспект урока «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах».

Обособленное обстоятельство примеры

Правило

Обстоятельства относятся к второстепенным членам предложения. Они отличаются следующими
признаками:

  • Обозначают место, время, степень, причину, меру, условие, цель и образ действия происходящего. Присоединяясь с помощью союзов как, будто, точно, приобретает значение сравнения. Существительные с предлогами вопреки, несмотря на образуют обстоятельства уступки.
  • Выражаются наречиями, деепричастиями, существительными, инфинитивами, местоимением туда.
  • Относятся к глаголам, другим наречиям, прилагательным.
  • Отвечают на вопросы: как? где? откуда? зачем? почему? при каком условии? когда? несмотря на что?

Примеры

  • Дмитрий поднялся на гору и с восторгом посмотрел вниз.

В ряде случаев обстоятельства могут обособляться, выделяться запятыми на письме.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастными конструкциями

Всегда выделяется запятыми деепричастный оборот, представляющий собой обособленное распространенное обстоятельство.

  • Пример: Вспомнив прошлый опыт, старик не торопился с принятием решения. Обособляются как деепричастные обороты, так и одиночные деепричастия.

Обособление деепричастных конструкций не зависит от места в предложении. Сравните: Притаившись, солдат всматривался в темноту. — Солдат, притаившись, всматривался в темноту. — Солдат всматривался в темноту, притаившись.

Сказуемым или придаточным предложением заменяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

  • Пример: К грузовику, оставив трактор, быстро подскочил Василий. — Василий оставил трактор и подскочил к грузовику.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях деепричастные конструкции могут стоять сразу после союза. Они отделяются от союза запятой. Например: Я посмотрел на брата, но, не найдя глазах сочувствия, вышел из комнаты. В этих случаях возможна перестановка оборота в другое место предложения. Это касается и присоединительного союза в начале предикативной единицы: Но, узнав о приближении отряда, Иван приободрился.

Исключение: после союза а. Например: Необходимо было срочно уехать, а вернувшись в родной город, исполнить задуманное.

Важно! Одиночные деепричастия не обособляются, в случае тождественности значений: Машина летела не останавливаясь (= без остановки). Товарищи разошлись, не договорившись (=разошлись и не договорились).

Простое предложение с обособленными членами позиционируется как осложненное.

Обособленное обстоятельство, примеры которого приведены выше, выражает добавочное значение.

Деепричастные конструкции не обособляются, если:

  • в их состав входит подлежащее: Так я друзей своих созвав, построил все-таки и дом, и баню;
  • являются фразеологизмом: Егор очертя голову кинулся защищать сестру;
  • перед ними стоит частица И: Бригада одержит победу и не кичась силой;
  • входят в состав придаточного, а соединительный союз зависит от них: Перед командой энтузиастов встали вопросы, не порешав которых нельзя сделать жизнь лучше.

Тем же правилам пунктуации, что и все однородные члены предложения, подчиняются предложения с однородными обособленными обстоятельствами.

  • Пример:Вспоминая кадрыиз фильма и улыбаясь встречным людям, Ольга шагала по проспекту. (Однородные обстоятельства соединяются одиночным союзом И, поэтому запятой не разделяются).

Обстоятельства, выраженные именами существительными

Смысловое выделение является причиной обособления обстоятельств, выраженных существительными.

  • Пример: С приближением фашистов к столице, взгляд жителей на ситуацию стал не только серьезнее, но и деятельнее. — Смысловая нагрузка удваивается: к временному значению добавляется причинное (взгляд жителей становился деятельнее, потому что приближались фашисты).

Нередко такие обособленные конструкции образуются существительными с предлогами благодаря, при условии, ввиду, в зависимости, во избежание, в отличие, вследствие, несмотря на, согласно и др.

  • Пример: Благодаря организованным действиям, друзья отправились в дорогу раньше, чем предполагали.

Уточняющие члены предложения

Обособляются обстоятельства, уточняющие смысл членов предикативной единицы.

  • Пример: Вверху, над кронами сосен, где синело глубокое небо, уже собирались облака. Сергей Петрович встал рано, еще до рассвета. (Уточняющее обстоятельство времени).

Иногда образуют цепочку обособленные уточняющие обстоятельства места.

  • Пример: На изгибе реки, впереди, под высокими скалами, мелькнул огонек. Тут же, рядом с домом, на снегу, распаковывали ящики с кирпичами.

Уточняющий член создает границы понятия, выраженного уточняемым. Одни и те же члены предложения могут быть уточняющими и не уточняющими.

Сравните: Далеко, в тайге, прозвучали выстрелы (автор — за пределами тайги). — Далеко в тайге прозвучали выстрелы (автор, слышащий выстрелы, присутствует в тайге). В первом случае выделенное слово является уточняющим и обособляется.

Обособленные члены предложения

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2934.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2934.

Предложения могут быть осложнены однородными членами, а также обособленными или уточняющими членами предложения. Все они представляют сложность при постановке знаков препинания.

Что такое обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть.

Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность.

В отличие от вводных слов и других слов, не связанных грамматически с предложением, к обособленным членам можно поставить вопрос.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами – это чаще всего запятые.

Обособленное определение

Определения обособляются достаточно часто. Такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие, как правило с зависимыми словами. Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях.

Обособляются любые определения, выраженные прилагательным или причастием, с зависимым словом или без него, стоящие в любом месте предложения, если они относятся к личному местоимению: Усталая, она не могла идти дальше.

Это правило рассматривает только случаи определений, относящихся к личным местоимения; определения, относящиеся к местоимениям других разрядов (например, отрицательным), не обособляются.

Также обособляются распространенные определения, состоящие из прилагательного или причастия с зависимыми словами, но только в том случае, если такое определение стоит после определяемого слова: Кот, сидевший на подоконнике, выгнул спину.

В том же случае обособляются определения, состоящие из двух и более однородных членов: Вот дом, старинный и некрашеный.

Наконец, обособляются любые определения, распространенные или нет, где бы они ни стояли, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение причины или уступки: «Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених».

Обособленные приложения

Приложения — это определения, которые выражены существительным, обычно согласованным. То есть приложение изменяется по числам и падежам вместе с определяемым словом: дуб-великан, дуба-великана и т. д.; приложение — великан. Приложение можно заменить синонимичным прилагательным. Например, в нашем случае, словом «большой».

Приложения обособляются в тех же случаях, что и любые другие определения. Примеры: Нам, студентам, это неинтересно. Вика, студентка вечернего отделения, еще не вернулась. Врач, он понимал всю серьезность положения.

Одиночные приложения, относящиеся к существительному, пишутся с определяемым словом через дефис, если стоят после него. Если распространенное приложение стоит в самом конце предложения, то обычно оно выделяется не запятой, а тире. Пример: Пришел Федя – мой бывший одноклассник.

Обособление обстоятельств

Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте предложения они стоят.

Если деепричастный оборот — это фразеологизм, то запятые не нужны. Пример: Он работал спустя рукава.

Однако иногда, говоря о предложениях с обособленными обстоятельствами, имеют в виду уточняющие члены, хотя обычно их выделяют в особую группу.

Обособленные дополнения

Обособление дополнений представляет значительную сложность для пишущих, так как одни и те же сочетания слов могут выделяться запятыми в одних случаях и не выделяться в других.

Во всяком случае, надо помнить, что всегда выделяются запятыми дополнения, которые присоединены предлогом «несмотря на» Все прочие выделяются на письме факультативно.

Следует не путать предлог «несмотря на» с деепричастием «не смотря (на)»; деепричастие можно видоизменить в глагол «смотреть», а предлог нельзя.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что такое обособленные члены предложения и как при помощи знаков препинания они обособляются в письменной речи. Мы узнали, что такое обособленные определения, приложения, обстоятельства и дополнения.

Викторина по русскому языку с ответами

Русский язык в вопросах и ответах

Викторина с ответами по русскому языку в начальных классах:1, 2, 3, 4 классы.
За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

Викторина по русскому языку для 1 класса (с ответами)

1. Если в предложении о чем-либо спрашивается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения?
2. Сколько гласных букв в слове «учебная»?
3. Найди ошибку: в слове «рысь» 4 буквы и 4 звука.
4. Сколько слогов в слове «ягода»?
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово.
6. Какое слово спряталось в «угроза»?
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое?
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у лилии выросла лилия»?
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога.
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо?

Ответы

1. Вопросительный знак. 2. Четыре. 3. Три звука. 4. Три. 5. Столб. 6. Роза. 7. Каска. 8. «у Лилии» 9. Лесок, лесочек. 10. Гнездо.

Викторина по русскому языку для 2 класса (с ответами)

1. Найди ошибку: «Стасик дал своему Щенку кличку Шарик».
2. Буквы убежали, необходимо их вернуть: «В л.су ст.яла м.гучая з.леная с.сна».
3. Парные согласные запутались, каким из них нужно встать в слова: улы.ка, бере.ка, пиро., лебе.ь, була.ка, кни.ка,.
4. Какое слово заблудилось: мороз, морозный, заморозить, заморский, морозильник, заморозки?
5. Где в слове стоит суффикс?
6. Бывают ли слова без приставки, без корня?
7. Найди спрятанное слово. Для поиска понадобятся вопросы «кто?» и «что?»: бабушка, сорока, повар, Зоя, ромашка, щенок.
8. Нужно подобрать к слову «малина» такие имена прилагательные, чтобы ее сразу же захотелось съесть.
9. Необходимо побыть немножко волшебником и превратить имена сущ. в глаголы: воз, пила, кормушка, летчик, рисунок, письмо.
10. Может ли предложение состоять из одного слова?

Ответы:

1.«щенку» 2. Е, о, о, е, о. 3. Б, з, г, д, в, ж. 4. Заморский. 5. Между корнем и окончанием. 6. Да, нет. 7. Ромашка. 8. Спелая, сочная, сладкая, вкусная, алая. 9. Возить, пилить, кормить, летать, рисовать, писать. 10. Да.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Как называется небольшая часть текста между 2-я красными строками?
2. Есть ли словосочетание, в котором слово «хрустальный» имеет прямое значение: хрустальный звук; хрустальный кубок; хрустальная вода?
3. Выбери знаки препинания, которые ставятся после обращения: тире, запятая, двоеточие, восклицательный знак, точка с запятой.
4. Из распространенного предложения сделай нераспространенное: «Шустрые воробьи любят семена берез».
5. Какая часть слова может увеличить или уменьшить предмет?
6. Назови новое слово, если корень от «горный», приставка от «прискакал», суффикс от «снежок», окончание от «дом».
7. Какое слово не является родственным: домовой, дом, дома, домик, домашний.
8. Какой из знаков: «ъ» или «ь» пишется после приставок?
9. В каких словах отсутствуют приставки: запах, спор, поход, повар, сторож, порог, осмотр.
10. Приставки и предлоги перепутались. Надо навести порядок. «Коля за шел за другом. Они вместе по шли вшколу»

Ответы:

1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу.

Викторина по русскому языку для 3 класса (с ответами)

1. Определи части слова, к которым относятся удвоенные согласные: конный, тонна, подделка, ссора.

2. Чем П. падеж отличается от других падежей?

3. Измени сущ. 1-го склонения так, чтобы они стали 3-го склонения; мама, мышка, елка, косточка, тетрадка, морковка.

4. Что такое «инфинитив»?

5. Какого лица и числа местоимение «вы»?

6. Должны ли однородные члены предложения отвечать на один и тот же вопрос?

7. Какое спряжение у глагола «дышать»?

8. Где «тся», а где «ться»: собираюсь прогулят.ся, дом строит.ся, дети веселят.ся, нужно торопит.ся?

9. Вопросы: где? как? когда, куда? относятся к какой части речь?

10. У всех ли слов есть окончания?

Ответы:

1. Корень + суффикс; корень; приставка + корень; корень. 2. Может употребляться только с предлогами.3. Мать, мышь, ель, кость, тетрадь, морковь. 4. Неопределенная форма глагола. 5. Мн. ч., 2- го л. 6. Да. 7. Ко второму. 8. «ться», «тся», «тся», «ться». 9. К наречию. 10. Нет. Например, у наречий.

Викторина по русскому языку 2 класс

В подборку включены вопросы и задания для проведения викторины по русскому языку во 2 классе.

1. Загадки о русском языке для 2 класса

На странице букваря 33 богатыря

Знает каждый грамотей.

Тридцать три сестрички

Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

2. Блиц-опрос о русском языке

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы: 1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

3. Вопросы о буквах, звуках и слогах

Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько парных согласных? (12)

Как делятся слова? (На слоги.)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Как в русском языке воспроизводятся звуки, которые издают кошка, собака, гусь? Как называются эти слова? (Звукоподражательные)

1. КОТ, КИТ, МИР – Какие это слова? (Односложные)

2. Назовите двусложные слова (Пе-нал, ма-ма, мо-ре )

3. Назовите трехсложные слова ( Те-ле-фон, ком-на-та, ли-ней-ка)

4. Вопросы о правилах и орфограммах

Назовите слова-предметы. ( Парта, пенал…)
Назовите слова-признаки. (Весёлый, умный…)
Назовите слова-действия. (Пишет, читает…)

Как называется общая часть родственных слов? (Корень)
С помощью какой части слова образуются новые слова?
Что меняется в конце слова?

Как пишется частица НЕ со словами-действиями?
Как писать имена и фамилии?
Как писать предлоги со словами?

1. Как пишутся в словах сочетания ЖИ-ШИ? Приведи примеры.

2. Как пишутся в словах сочетания ЧА-ЩА? Приведи примеры.

3. Как пишутся в словах сочетания ЧУ-ЩУ? Приведи примеры.

Подбери слова, начинающиеся со слога бу- (букашка, бумага, бутон, булавка, Буратино).
Подберите слова со слогом за- (гроза, коза, заноза, засов, лоза).

Подбери слова со слогом ва- (васильки, канава, корова, вагон).

5. Шуточные и занимательные вопросы о русском языке для 2 класса

1. Чей нос называется так же, как мелкая монета?

а) коровы; б) медведя; в) мыши; г) свиньи; д) дельфина.

2.Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?

а) мычит; б) блеет; в) кудахчет; г) ржёт; д) ревёт.

3. В каком слове сорок гласных?

4) В каком слове больше всего букв «Я»?

5) Корова говорит «Му!», собака ? «Гав!», кошка ? «Мяу!». А кто говорит самое длинное «слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух

6) Сестра — сёстры, стол — столы, голос — голоса, плечо — плечи, брат — . .

(А) браты; (Б) брата; (В) братья; (Г) братия; (Д) братики

7) В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло — её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж; (Б) Анидаг; (В) Аксал; (Г) Гурт; (Д) Нушрок.

8) Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка: баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель. Какое?

(А) укроп; (Б) лук; (в) капуста; (Г) репа; (Д) тыква

6. Ребусы для викторины по русскому языку

Разгадайте ребусы. Каждая команда получает по листочку с заданием. За правильно выполнение задания 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл

КИС. (ответ: КИСТОЧКА)

ВИ 3 НА (ответ: ВИТРИНА)

100 ЛИЦА (ответ: СТОЛИЦА)

ВО 7 (ответ: ВОСЕМЬ)

ПО 100 ВОЙ (ответ: ПОСТОВОЙ)

7. Буквы в словах перепутались

Командам даётся по листу с заданием (у каждой команды свое задание). Буквы в словах перепутались, восстановите слова!

Разгаданы 5 слов – 3 балла, 4 слова – 2 балла, 3 слова – 1 балл. Время 3-5 минут.

8. Разгадайте слова, используя первые буквы предметов

Ответы: 1. БЕЛКА 2. КАБАН 3.ЗАЯЦ

9. Раскройте смысл крылатых выражений

Каждая команда объясняет по 2 выражения. Перед началом выполнения задания нужно привести пример объяснения:

Смотреть сквозь пальцы – не обращать внимания ни на что

Море по колено – ничего не бояться

Тянуть кота за хвост – долго не приступать к делу, медлить

Задания для команд:

Во весь дух – (быстро)

Рукой подать – (близко)

Прикусить язык – (замолчать)

Витать в облаках (мечтать)

Сломя голову – (быстро)

Крокодиловы слезы – (фальшивые)

10. Игра «Наборщик»

Требуется составить как можно больше слов из букв данного слова. Дается время на выполнение задания, затем каждая команда по очереди называет по одному слову. Уже названные слова повторять нельзя.

Учитель записывает заранее подготовленное слово или выставляет табличку с этим словом перед играющими командами. Задача состоит в том, чтобы из букв заданного слова составить как можно больше других слов имён существительных в именительном падеже (повторять буквы нельзя). На выполнение задания отводится 5-8 минут (слова для примера: игротека, преподаватель, строительство, лекарство и др). За каждое правильное слово 1 балл. Можно усложнить задание: за односложные слова давать 1 балл, за двусложные – 2 балла, за трехсложные – 3 балла.

Пример:

Лекарство: вор, кора, сор, сова, ворс, кросс, лор, ствол, рост, стол, корт, вес, лес, рак, ток, кот, рот, крот, трос.

Занимательные задания по русскому для учащихся 2-3 классов.
тренажёр по русскому языку (2 класс)

Задания по исправлению нарушений письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanimatelnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Определи границы предложений. Запиши полученные предложения в тетрадь.

прошло лето и наступила осень небо затянуто сизыми тучами часто идут проливные дожди ветер срывает с деревьев и кустов разноцветные листья

2. Вспомни по 10 слов, состоящих из трёх звуков, из четырёх звуков и из пяти звуков.

3. Прочитай слова. Выпиши те из них, в которых число букв равно 5. Эти слова раздели на слоги.

Корова, дорога, около, адрес, салют, сало, вагон, здесь, берег, овца, костёр, огонь,

4. Прочитай текст. При повторном чтении в каждом предложении по очереди называй слова.

На улице осень. Дуют холодные ветры. Собираются в стаи перелётные птицы. Поменяла цвет листва на деревьях и кустах.

5. Определи в каждом слове первый звук.

…очь …ом …ым …кола …олокольчик

…очка …ном …алим …онтик …усь

…учка …аром …алаш …антик …астер

1. Спиши загадки. Напиши отгадки. Прочитай каждое предложение по очереди.

1) Новый домик за спиной, 2) Стоит чудесная скамья,

В школу он идёт со мной. На ней уселись ты да я.

В нём — жильцы бумажные, Скамья ведёт обоих нас

Все ужасно важные. Из года в год, из класса в класс.

2. Прочитай слова, затем назови каждое слово по звукам.

дом волк рыба шорты

мышь уши лань куст

шум муха глыба акула

клуб дым гусь лист

клумба камыш палка вилка

3. Прочитай слова, спиши, ставя их по алфавиту. В каких словах звуков больше, чем букв? А в каких — букв больше, чем звуков? Почему?

Налим, рубашка, каштан, ясень, ягуар, адмирал, лань, эхо,

Юля, турист, конь, форточка, животное, шуба, бамбук,

4. Подбери три-пять слов, в которых число звуков совпадает с числом букв.

1. Вспомни, что ты знаешь о гласных звуках и о гласных буквах.

2. Запиши слова, вставляя парные гласные буквы а —я; о—ё у—ю; ы—и; э—е.

А—я; о—ё : В…н…, …р…л, пл…м…, …с…л, м… …к, кр…кв…,

л…гушк…, …рм…рк…, …нт…рь.

Э—е; у—ю; ы—и : л…ж…, …кл…р, р…ж…к, …т…г,

…л…ктрич…ство, …гр…мый, л…жн…к, …таж…рка.

3. Прочитай текст. Перескажи его. Ответь на вопросы.

Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе. Словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

_ О каком времени года говорится в рассказе?

Какого цвета лес был летом?

Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

Какого цвета стали осины осенью?

Какие деревья не изменили своего цвета?

Как кружатся листья в воздухе?

1. Какие гласные звуки ты знаешь? А какие гласные буквы ты знаешь?

2. Прочитай предложения. Спиши их. Выдели все гласные буквы шифровкой:

э — возьми в горизонтальный овал, а — подчеркни одной чертой,

о — возьми в вертикальный овал, у — подчеркни двумя чертами,

ы — возьми в квадрат, и — в треугольник, е, ё, ю, я — подчеркни тремя чертами.

1) Миша в лесу нашёл крепкий боровик. 2) Среди мха проглядывали лисички. 3) Тёма увидел мухомор. 4) В корзинке рыжики и маслята. 5) Серёжа насобирал много сыроежек. 6) На пне опята. 7) Под берёзой подберёзовики, а под осинкой — подосиновики.

3. Измени слова по образцу.

маслёнок маслята маслят

4. Назови съедобные грибы, которые ты знаешь. Произнеси их названия по слогам.

_ Что кроме грибов можно собирать в лесу?

1. Какую характеристику можно дать согласному звуку? Чем отличается согласный звук от гласного?

2. Прочитай слова. Спиши их, вставляя в начало пропущенную согласную букву.

…олк, …аба, …абочка, …устарник, …ашина, …усь, …вонок,

…ерево, …огурт, …орёк, …курка, …ерепаха, …ынок, …осок,

…веток, …лон, …етка, …авлин, …орт, …андыш, …ирма.

3. Вспомни 10–15 слов, которые начинаются с согласного звука и заканчиваются согласным звуком.

4. Спиши предложения, в которых все слова начинаются с согласной буквы.

1) Наступило утро. 2) Вечером прошёл сильный дождь.

3) Ночью на небе много звёзд. 4) Мама накрыла обед. 5) В полдень солнце уже сильно пекло. 6) Сумерки наступили внезапно.

5. Названия каких частей суток встречались в задании 4? Прочитай эти слова.

6. Прочитай пары слов. Подумай, что их объединяет.

кактус Портос сорока морока машина пирOога

палтус матрос ворона макака корона дорога

1. Запиши 10 слов, в которых согласный звук [р] стоит на третьем месте.

2. Устно определи место звука [л] в словах.

ласточка белка ил лодка

клоун село думал клоп

клык молния платок волк

школа стол улыбка вилка

пенал обвал подвал слазить

3. Прочитай стихотворение, спиши его. Найди все согласные буквы, подчеркни их.

В лесу открылся детский сад.

Лиса ведёт туда лисят,

Волчица маленьких волчат,

А барсучиха барсучат.

4. Назови соседей звука [р] в словах.

грач пара сурок моржик врач

крыса куртка ширма торт урок

крот просо опрос Украина храп

1. Объясни, в чём сходство и различие гласных и согласных звуков. А в чём сходство и различие гласных и согласных букв?

2. Прочитай слова. Распредели слова по столбикам. В первый напиши слова, начинающиеся с гласных, а во второй столбик — слова, начинающиеся с согласных букв.

Аптека, очки, клоун, муха, ивняк, чучело, май, носорог, этаж,

указка, бамбук, озеро.

3. Спиши пары слов. Подчеркни буквы, которыми различаются слова. Какие буквы ты подчеркнул — гласные или согласные? Уточни, почему ты так решил.

палка — полка гора — кора рама — лама

ужи — уши сурок — сырок кочка — почка

печка — речка губы — зубы мушка — мышка

4. Определи количество звуков в словах.

маска пламя яма гусь река

мячик енот вальс клоун часы

юла снегирь удача сыпь гусыня

кольцо крылья крыльцо осень подорожник

1. Запомни парные гласные буквы: а — я , о — ё , у — ю , ы — и , э — е . В чём их сходство, а в чём различие?

2. Прочитай слова и подбери для каждого однокоренное. Запиши полученные пары слов.

Например: яма — ямка, …

Яма, маяк, лягушка, коляска, орёл, осёл, осётр, утюг, лыжи,

3. Расшифруй слова, переставив слоги местами.

сё — гу — нок год — я — ка ря — ко — га

нё — нок — яг шо — нок — мы лё — нок — ос

жок — у — тю ца — ни — лыж лер — эк

4. Запиши названия детёнышей животных и птиц. Слова раздели

Гусёнок, орлёнок, жеребёнок, телёнок, ягнёнок, котёнок, утёнок, щенок, верблюжонок, индюшонок, бычок, грачонок.

5. Прочитай слова. Чем они похожи, а чем отличаются?

маска — каска румба — тумба крыса — крыша

бочка — точка душ — тушь зверь — дверь

1. Какие парные гласные буквы ты знаешь? Назови их.

2. Спиши текст. Выдели все гласные буквы шифровкой:

э — возьми в горизонтальный овал, а — подчеркни одной чертой,

о — возьми в вертикальный овал, у — подчеркни двумя чертами,

ы — возьми в квадрат, и — в треугольник, е, ё, ю, я — подчеркни тремя чертами.

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу.

3. Назови ласково.

помидор — помидорчик редис — огурец — капуста — репа — картофель — свёкла — чеснок — лук — морковь —

4. Прочитай инструкцию, выполни её.

На альбомном листе нарисуй помидор, раскрась его. Слева от помидора нарисуй огурец, раскрась его. Справа от помидора нарисуй свёклу, не раскрашивай её. Над свёклой нарисуй морковь, раскрась её.

1. Расскажи, что ты знаешь о парных гласных буквах а — я .

2. Спиши слова, раздели их на слоги и поставь ударение. Выдели гласные а — я .

Армия, яма, янтарь, коряга, коляска, лягушка, акация, Яна,

баня, маяк, кряква, стая, баян, Яша, пламя, цапля.

3. Измени слова по образцу.

яма — ямы маяк — якорь — маска —клякса — апельсин — абрикос — сабля —

хата — изба — як — летяга —

4. Спиши предложения, выдели парные гласные буквы а — я .

1) Аня купила апельсины. 2) Яша смастерил кораблик. 3) Боря сажает яблоню. 4) В коляске маленькая Катя. 5) Где Петя?

5. Какие имена собственные встречаются в задании 4? Какие ты знаешь имена людей с парными буквами а — я ? Назови их.

6. Расшифруй слова, переставив слоги местами.

чок — я — ма чок — ря — мо ря — го — чо

ля — на — по ян — бурь тарь — ян __

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс.

Занимательные задания по русскому языку

В данном материале представлены занимательные задания по русскому языку.

Занимательные задания по русскому языку по теме “Парные звонкие и глухие согласные”

Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы “Парные звонкие и глухие согласные”.

Неделя математики. Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Неделя математики.Занимательные задания по математике для учащихся начальной школы.

Занимательные задания по русскому языку, 1 класс

Занимательные задания по русскому языку на уроках в 1 классе могут использоваться при изучении любой темы. Они пользуются большим интересом у учащихся, поэтому будут уместными на каждом этапе ур.

Занимательные задания по русскому языку для 1 класса

Занимательные задания направлены на формирование орфографической зоркости.

“Умники и умницы”. Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. 2 класс

Занимательные задания являются дополнительным материалом в любом УМК.

Ссылка на основную публикацию