Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть

Предлагаем подборку контрольных диктантов с грамматическим заданием для 5 класса на целый учебный год по четвертям. Для каждой четверти на выбор учителя по два диктанта с грамматическим заданием, рассчитанным на два варианта.

Многие тексты адаптированы для обучающихся 5 класса. Выверено количество слов (от 90 до 100). В самом конце материала в качестве образца представлена таблица для анализа проведённого диктанта.

5 класс
Контрольный диктант по итогам 1 четверти
Светлячки

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4

На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: “Смотри, Юра!”

Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.

Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой. 4 (1 вариант); А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: лошадь (1 вариант), всё (2 вариант).

Отдых в деревне

Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.

По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.

Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.

Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Утки отплывают в камыш и прячутся. 4 (1 вариант); Разбежишься и ныряешь с берега в воду. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.

3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).

Заблудился

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (По И. С. Тургеневу.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я выбрался на опушку и пошёл через поле. 4 (1 вариант); Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом. 4 (2 вариант).

2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными и обозначьте орфограмму: а-о (1 вариант); е-и (2 вариант).

3. Выполните фонетический разбор слов: заря (1 вариант), рожь (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам II четверти

Дедушка Мороз

По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: “Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!” Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны. (По Л. Яхнину.)

Грамматическое задание

1 вариант2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней.1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
2. Составьте схему предложения: По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов.2. Составьте схему предложения: Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: “Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!”
3. Синтаксический разбор предложения: Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак.3. Синтаксический разбор предложения: Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант2 вариант сложнее
1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются.
2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.2. Составьте схему предложения: В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь.
3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.3. Синтаксический разбор предложения: Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

Контрольный диктант по итогам III четверти

Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: ни о чём (1 вариант); кто-нибудь (2 вариант).

2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:

из 1 абзаца (1 вариант); из 2 абзаца (2 вариант).

3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. (1 вариант);

Не заботилась она ни о ком, только о себе. (2 вариант).

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. 4 Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. 4 Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (91 слово.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: (с) ружьем (1 вариант); сады (2 вариант).

2. Выпишите 3 существительных с разными орфограммами: из 1 абзаца (1 вариант); из 2-3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте морфологический разбор существительных: юность, растениями, книжкой (1 вариант); листьев, росточек, травинку (2 вариант).

4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. (1 вариант);

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам учебного года

ЦИРК

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели 3 афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся 3 к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: “Проходи! Не задерживайся!” (93 слова.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пестрели (1 вариант); торопятся (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи (1 вариант); пасутся, поставят, не задерживайся (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Они мычат от страха и сбиваются в кучу. 4 (1 вариант);

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. 4 (2 вариант).

ВЕСНА

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся 3 , взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает 3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (По В. Бианки.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кружатся (1 вариант); согревает (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: забирается, проснись, гонит (1 вариант); расходятся, поиграй, бегут (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

В полях бегут шумные и говорливые ручейки. (1 вариант);

Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. (2 вариант).

В САМОЛЁТЕ

Самолёт набирает 3 высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра. Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. Нужно подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задёргивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, над которой они летят.

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу. Это продолжается минут пять, затем рядом появляется земля, и самолёт катит по твёрдой бетонной дорожке. (95 слов.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: набирает (1 вариант); проваливается (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: трещит, переждать, нравится (1 вариант); катит, проскочить, продолжается (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Самолёт часто проваливается 3 в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх. 4 (1 вариант).

Вдруг самолёт клюнул носом и стремительно несётся к земле. 4 (2 вариант).

Контрольные диктанты, 5 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца..

Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.

От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 4-го предложения 3-го абзаца. (У речки…)

Выполнить фонетический разбор слова ливень.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Грамматические задания:

Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.

Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.

Выполнить фонетический разбор слова листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Грамматические задания:

1. Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.

2. Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).

3. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:

А) значение затвора стрелкового оружия или орудия;

Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;

В) музыкант, играющий на ударных инструментах.

Однозначным является слово:

Многозначным является слово:

Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:

А) освобождённое от грязи;

Б) честное, правильное;

Слово великий может сочетаться со словом:

Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) глубокая река;

Б) глубокое чувство;

В) глубокая рана.

Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:

Омонимы употреблены в паре сочетаний:

А) строительный (кран) – водопроводный (кран);

Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);

В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).

Синонимы представлены в паре слов:

А) далёкий – дальний;

Б) безветренный – покорный;

В) светиться – гореть.

Слово безмятежный (-ая, -ое) является синонимом к выделенному в словосочетании слову:

А) безоблачная жизнь;

Б) безоблачное небо;

В) безоблачное счастье.

Антонимы выделены в паре словосочетаний:

А) мощная армия – слабая армия;

Б) большое чувство – слабое чувство;

В) тучный человек – полный человек.

Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:

Б) полный человек;

В) полный чайник.

Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:

Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:

Итоговый контрольный диктант по русскому языку за 3 четверть. 5 класс. Признаки приближения весны

Итоговый контрольный диктант по русскому языку за 3 четверть.

Признаки приближения весны.

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.

Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.

Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания.

1. Морфемный разбор.

1 вариант – почернел, коричневая.

2 вариант – расхаживали, прекрасные.

2. Фонетический разбор.

1 вариант – хвоя.

2 вариант – ранний.

3. Синтаксический разбор.

1 вариант – Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя.

2 вариант – Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы.

6 класс, итог, 3 четверть

Лес устал от дневного зноя(3), дремлет, отдыхает(2) в лучах предвечернего(2) солнца (4). Ветра нет. Не шелохнуться(2), не двинутся зелёные сарафаны белоствольных(2) берёзок(3)(4). Мягкие тени лежат на траве. Прогалины пестрят солнечными бликами. Светло и чисто в березняке. Под деревьями дремлют синие колокольчики. На полянах засилье лилово-красных цветов Иван-чая, скромно белеют лепестки нивянки, золотом поблёскивает зверобой.

Как в сказочном царстве, неподвижно стоит лес. Бабочки медленно кружатся в воздухе и опускаются на цветы. Тишина необыкновенная. Слышится только сухой треск кузнечиков. Без отдыха тянут они свою однообразную песню. Будто лес замер, так и стоит неподвижно тысячи лет. И тысячи лет без устали трещат и трещат кузнечики.

7 класс, итог, 3 четверть

Зелёных предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы показались неожиданно. Они начинались отвесной скалой, вздымавшейся ввысь. Ветер, вода в течение минувших(3) веков немало потрудились над ней. Во многих местах были отчётливо заметны пласты разнородного камня, то лежавшие ровно, то немыслимо перекошенные(3) и изломанные. Кое-где они напоминали искусно сделанную каменную кладку.

Стена, выходившая на север, никогда не освещалась солнцем, поэтому граница вечных снегов здесь спускалась низко. Задолго до неё деревья начинали мельчать и редеть, затем совсем пропадали(4). Под стеной лежала травянистая пустошь, и по ней тянулась дорога. Она тоже старалась не прижиматься вплотную к стене. Но жизнь ничто не может остановить. Даже по самой стене ползли вверх цепкие кустики, выросшие из семян, занесённых сюда птицами или ветром(4).

1) Морфемный разбор:

I вариант: выходившая, освещалась, вплотную;

II вариант: лежавшие, прижиматься, немыслимо.

2) Синтаксический разбор

3) Морфологический разбор

8 класс, итог, 3 четверть

В конце октября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса, холодная, обжигающая ноги, кое-где появляется даже утренник(2), белый, хрустящий(4). И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, упавший(2) на землю, каждая паутинка, протянутая там и сям, песчаный(3) берег неширокой речонки, сплошь зараставший(2) летом тёмно-зелёной растительностью,- всё словно обсыпано(2) пудрой.

Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю погоду. В безветренную(3) погоду солнце начинает пригревать, и вскоре там, где хрустел под ногами заморозок, появляются россыпи крупной, как отборные бриллианты, росы. Особенно красива паутина, обсыпанная росой.

С наслаждением дышишь свежестью. В эту пору можешь рассчитывать на самые крепкие грибы. Они тоже обрызганы(2) росой, а в середине некоторых из них собирается немного влаги, прозрачной, как хрусталь.

Преодолеваешь невысокий подъём и по тропинке, вьющейся по берегу, выходишь к лесу.(4).

«Несомненно»: обособляется ли запятыми

Иногда пишущие не знают, что «несомненно» может выступать не только в качестве вводного слова. Именно поэтому обособляют анализируемую лексему в случаях, когда этого делать не нужно. Некоторые вовсе не задумываются о синтаксической функции лексической единицы, никак не выделяя её на письме.

Чтобы выяснить, выделяется слово «несомненно» запятыми или нет, установим его морфологическую принадлежность и роль в предложении. Избежать подобных ошибок также удастся, вспомнив правила пунктуации.

Обособление нужно

Отметим, что «несомненно» является наречием, которое образовалось от прилагательного «несомненный». Отвечает на вопрос «как?». Реже рассматриваемая лексема может употребляться как краткое прилагательное среднего рода единственного числа.

Если в высказывании лексема выступает в роли вводного слова, то запятая ставится всегда. В этой функции она не связана с другими членами синтаксической конструкции, не отвечает на вопросы и легко изымается из контекста без искажения его смысла. С точки зрения семантики, передаёт уверенность говорящего в чём-либо. Заменяется синонимами «разумеется», «конечно».

Рассмотрим подробнее пунктуационное оформление.

С обеих сторон

Обособление необходимо с двух сторон, если перед нами вводная лексема, которая стоит посередине высказывания.

  • Ещё пару минут, и Георгий, несомненно, высказал бы товарищам своё недовольство.
  • Решение матери, несомненно, неправильное, но я не буду спорить с ней ни при каких обстоятельствах.
  • Через много лет Гаврилов, несомненно, пожалеет, что переехал в другую страну.

Если интересующая нас единица разрывает обособленный оборот, то она также выделяется с двух сторон:

  • Возле школы росли величавые кедры, привлекавшие, несомненно, внимание всех прохожих.

С одной стороны

Если с лексемы «несомненно» начинается предложение, то пунктуационный знак после неё обязательно ставится, например:

  • Несомненно, у Виктории Леонидовны были увлечения, но по-настоящему она любила всего раз в жизни.
  • Несомненно, я хочу хорошо сдать выпускные экзамены, но для этого мне потребуется много заниматься.

Отдельно лексема «несомненно» выделяться не должна, если она начинает или заканчивает обособленный оборот. Запятые расставляются только по границам такого оборота:

  • Владислав, несомненно самый умный парень на курсе, был ещё и безумно красив.
  • Коля, ребёнок любимый и долгожданный несомненно, требовал от мамы и папы ещё больше заботы и тепла.

Отдельно нужно сказать о расстановке знаков препинания между вводной лексемой и находящимися рядом сочинительными союзами:

Если слово можно убрать из контекста без изменения смысловой составляющей, то между союзом и «несомненно» знак нужен:

  • Самый любимый и, несомненно, самый близкий для меня – это брат.

Или:

  • Самый любимый и самый близкий для меня – это брат.
  • Произведения русских классиков были и, несомненно, остаются актуальными.

Или:

  • Произведения русских классиков были и остаются актуальными.

Если смысл при изъятии меняется, то союз обособляется вместе с вводной лексемой:

  • Тут футболисты поняли, что забыли спортивную форму, и несомненно, без специальной одежды к участию в соревнованиях ребят не допустят.

В начале предложения эти единицы обычно не разделяются знаком. Однако в зависимости от авторского решения, запятая может быть уместна:

Обособление не нужно

Лексема «несомненно» может быть членом предложения. В таком случае постановка знаков препинания неуместна. В разных контекстах выступает частью составного сказуемого или обстоятельством, присоединяемым к определению.

  • Анна хотела понять, что подтолкнуло Митю к необоснованному и несомненно глупому поступку.
  • Такое отношение несомненно приведёт неопытного педагога к конфликтам.
  • Но одно оставалось несомненно: запах свежеиспечённого хлеба, старый дуб и плохие дороги.

Кроме того, представленное слово «несомненно» используется в роли частицы как ответная реплика со значением «да, конечно». Оформляется как отдельная синтаксическая конструкция:

  • «Вы зайдёте к нам на следующей неделе?» – «Несомненно».
  • «Откроешь мне дверь?» – «Несомненно».

«Несомненно». Запятые нужны или нет?

Выделение запятыми слова «несомненно» зависит от его роли в предложении. В зависимости от контекста оно может быть наречием, именем прилагательным, частицей, предикативом, вводным словом.

Вводное слово

Вводное слово «несомненно» используется в значениях «безусловно», «разумеется», «конечно», «однозначно». С его помощью говорящий выражает оценку степени достоверности информации — уверенность.

Вводное слово не связано с другими членами синтаксической конструкции, не участвует в процессе формирования вопросов. Его можно переместить или полностью удалить из предложения. При этом структура и смысл высказывания не изменится.

Вводное слово обособляется в большинстве случаев.

Одиночное вводное слово

Одной запятой отделяется вводное слово, находящееся в самом начале или конце предложения. Если оно расположено в средней части предложения, то обособляется двумя запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Несомненно, они оба получали удовольствие от игры».
  • Пример: «Новая работа была, несомненно, гораздо лучше прежней».
  • Пример: «Маме понравился мой подарок, несомненно».

В обособленном обороте

Выделение вводного слова внутри обособленного оборота (причастного, деепричастного, уточняющего и т. д.) зависит от его расположения. В начале или конце оборота оно не выделяется запятой. Запятыми обозначаются лишь границы оборота.

  • Пример: «Миша, несомненно самый высокий парень среди нас, легко снял котенка с дерева». Вводное слово не обособляется в начале уточняющего оборота «самый высокий парень среди нас».
  • Пример: «Татьяна Ивановна, женщина приветливая и добрая несомненно, угостила ребят чаем с пирожками». Вводное слово не выделяется запятой в конце уточняющего оборота «приветливая и добрая несомненно».

В середине оборота вводное слово обособляется двумя запятыми. При этом запятые ставятся также по границам оборота.

  • Пример: «Петя, своим другом, несомненно, восхищающийся, старался во всем брать с него пример». Вводное слово выделяется двумя запятыми внутри причастного оборота «своим другом восхищающийся». Запятыми обособляется также весь оборот.

Если оборот выделен при помощи тире или скобок, то вводное слово обособляется запятыми всегда, при любом местоположении.

  • Пример: «Ее сильная эмоциональность — несомненно, признак творческой личности — казалась ему недостатком». Вводное слово отделяется запятой в начале оборота, обособленного при помощи тире.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словом ставится запятая, если при перестановке или удалении вводного слова не нарушается структура и смысл предложения.

  • Пример: «Она не актриса, но, несомненно, у нее есть талант». «Она не актриса, но у нее есть талант». Без вводного слова структура предложения не нарушилась, смысл сохранился.

Сочинительный союз не отделяется запятой от вводного слова, если вводное слово невозможно удалить или переставить. Они обособляются вместе, так как образуют единое сочетание.

  • Пример: «Приехав на вокзал, я неожиданно вспомнил, что оставил билет и паспорт дома на столе, и несомненно, не удастся сесть на поезд без них». «Приехав на вокзал, я неожиданно вспомнил, что оставил билет и паспорт дома на столе, и не удастся сесть на поезд без них». Без вводного слова предложение становится некорректным по структуре и смыслу.

Не отделяется запятой присоединительный союз от вводного слова в начале предложения. Однако постановка запятой допускается, если автор делает акцент на вводном слове.

  • Пример: «И несомненно, простуда дочки тревожила ее куда больше, чем собственное состояние здоровья».
  • Пример: «Но, несомненно, мы сделаем все возможное, чтобы спасти его».

Запятая всегда ставится между вводным словом и оборотом, начинающимся с союза «чтобы» или «как».

  • Пример: «Сегодня она принарядилась и красиво уложила волосы, несомненно, чтобы подразнить меня».
  • Пример: «Вы, несомненно, как и все люди, мечтаете о счастливой и комфортной жизни».

При однородных членах

Если вводное слово разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Массивные браслеты, цепочки, изящные серьги, кольца и кулоны — несомненно, все это было золотое».

В сложном предложении перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «Мы вспоминали наши поездки, походы по магазинам, веселые вечеринки, — несомненно, все это было дорого нам обеим».

Если вводное слово находится после обобщающего слова, а далее следует ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие.

  • Пример: «Мы можем приготовить для вас любой вид кофе, несомненно: эспрессо, капучино, американо, латте».

Два вводных слова

Два находящихся рядом вводных слова или сочетания всегда разделяются запятой.

  • Пример: «Впрочем, несомненно, в его обвинении была некоторая доля истины».

С усилительной частицей

Усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «даже», «ни», «же», «уж», «уже», «лишь» и т. д.) не отделяется запятой от вводного слова.

  • Пример: «Вы проводите все свое время с человеком, который, это уж несомненно, не достоин вас».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное слово может разделять части бессоюзного сложного предложения или однородные члены. Если по смыслу оно относится к следующему за ним предложению или слову, то запятая ставится только перед вводным словом.

  • Пример: «Вдалеке послышался гром, несомненно будет гроза».

После запятой ставится тире перед вводным словом, если находящаяся за ним часть предложения подытоживает сказанное в предыдущей части.

  • Пример: «Он в точности запомнил фасон этого костюма, фактуру ткани, расположение и количество пуговиц,— несомненно, не пропустил ни одной детали».

Член предложения

Если слово «несомненно» выступает в роли члена предложения (наречия, краткого прилагательного, предикатива), то выделять его запятыми не нужно.

От вводного слова член предложения отличается тем, что связан с другими членами предложения. К нему и от него можно задать вопрос. Удалить его нельзя, так как нарушается структура и смысл предложения.

Наречие

Наречие «несомненно» образовалось от прилагательного «несомненный». Оно отвечает на вопрос «как?» и используется в значении «бесспорно», «очевидно», «без всяких сомнений».

  • Пример: «Она несомненно рассказывает свои секреты подруге». Рассказывает (как?) несомненно.

Оно выполняет функцию обстоятельства образа действия или может быть частью определения, усиливая роль прилагательного.

  • Пример: «Я люблю животных несомненно».
  • Пример: «Желание делиться игрушками с другими детьми говорило о несомненно присущей девочке щедрости».
  • Пример: «Мы поучаствовали в несомненно интересной встрече».

Краткое прилагательное

В редких случаях слово «несомненно» выступает в роли краткого прилагательного среднего рода единственного числа. По значению оно соответствует слову «однозначно».

Краткое прилагательное «несомненно» отвечает на вопрос «каково?» и выполняет функцию сказуемого.

  • Пример: «Его благородное происхождение (каково?) несомненно».
  • Пример: «Его решение по данному вопросу (каково?) несомненно».
  • Пример: «Наше преимущество перед ними (каково?) несомненно».

Предикатив

Предикатив выражает оценочную характеристику какой-либо ситуации или чьих-либо действий как не вызывающих сомнений, являющихся очевидными. Он выполняет функцию именной части составного сказуемого.

  • Пример: «Это было несомненно».
  • Пример: «Мне несомненно стало лучше».
  • Пример: «Одно было несомненно, что этому человеку не стоит доверять».

Запятые могут присутствовать рядом со словом «несомненно» в роли члена предложения, если того требует конструкция предложения или нужно выделить оборот, вводное слово, обращение.

  • Пример: «Было несомненно, что у него возникла какая-то идея». Запятая ставится перед союзом «что».
  • Пример: «Статьи этого психолога нравятся людям и, кроме того, несомненно помогают им». Запятыми выделено вводное словосочетание «кроме того».

Частица

Слово «несомненно» может быть частицей, если служит ответной репликой со значением «да, конечно», «а как же». Оно подтверждает сказанное. Оформляется в виде отдельного предложения или обособляется запятой.

  • Пример: «Вы уверены в этом? — Несомненно!».
  • Пример: «Наверное, они уже ждут нас. — Несомненно».
  • Пример: «Думаешь, ей понравится это кольцо? — Да, несомненно!».

Пунктуация. Выделение запятыми вводных слов

1. Запятыми выделяются следующие вводные слова и словосочетания:

1) вводные слова, выражающие оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.):

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Например: “После этого, по сути, и спрашивать об ее отношениях к Григорию было незачем” (Шолохов); “А мечтал он, может статься, подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим” (Твардовский);

2) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, наоборот, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, тем более, как водится, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

Например: “Вы, значит, предлагаете мне отказаться от матча и, следовательно, лишиться десяти тысяч долларов?” (Билль-Белоцерковский);

3) вводные слова, указывающие на источник сообщения:

говорят, сообщают, передают, по словам. по сообщению. по сведениям. по мнению. по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, с точки зрения, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, как говорят, как пишут, как известно и др.

Например: “Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа” (Бажов); “Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском, не пропуская немцев на Лихую” (Фадеев);

4) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением:

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, как нарочно, что обидно, не ровён час и др.

Например: “. Найденов, к изумлению Нагульного, в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу” (Шолохов); “Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная механическая мастерская” (Катаев);

5) вводные слова, выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.: слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря.

Например: “. Правление уполномочило его ускорить работы, то есть, иными словами, он сам себя уполномочил к этому” (Куприн); “А Клавдия ушла, вернее, убежала, смущенно укрыв шалью лицо” (Ю. Лаптев);

6) вводные слова, служащие для подчеркивания, выделения того, что высказывается:

видишь (ли),видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми,поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе,извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста, напоминаю, повторяю,подчеркиваю, что важно, что еще важнее и т.д.

Например: “Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею?” (Пушкин); “Мы, если хочешь знать, мы требовать пришли” (Горбатов);

7) вводные слова:
а) содержащие оценку меры того, о чем говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,

например: “Рина была или, по крайней мере, считала себя передовой женщиной” (Л. Толстой);

б) показывающие степень обычности сообщаемого:

бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.,

например: “Из ста с лишком учеников знало урок, случалось, только четверо” (Помяловский);

в) выражающие экспрессивность высказывания:
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.,

например: А Булычев, надо прямо сказать, в плохом виде! (Горький).

Примечание 1.
Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию(пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире,

например: “Чичиков велел остановиться по двум причинам, с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть и подкрепиться” (Гоголь) (запятая перед придаточным предложением поглощается тире).

Примечание 2.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая,

например: “Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке”

Но: “Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом, ужин был чрезвычайно весел” (Пушкин); “На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, – словом, на темы бескрайные” (Фурманов) (оба предложения сложные, и запятая перед тире ставится на основании общего правила разделения частей сложного предложения).

ЭТО (,) НАВЕРНОЕ (,) ВВОДНЫЕ СЛОВА

(о вводных словах, словосочетаниях и предложениях)

Е. Геккина, С. Белокурова, С. Друговейко-Должанская

Вообще, вообще-то. Я вообще не люблю мороженого (вообще = совсем; в предложении является обстоятельством степени, поэтому запятой не выделяется) — Вообще , я не люблю мороженого (вообще = вообще говоря; синтаксической связи с остальной частью предложения здесь нет, поэтому вообще — вводное слово и запятой (запятыми) выделяется). Слово вообще-то является вводным; ср.: Мы, вообще-то , всегда учитываем научные данные о погоде, однако и о приметах не забываем .

В основном. Чаще всего выступает как наречие со значением ‘в общих чертах, в главном’ ( К концу дня эти вопросы в основном были решены ), однако может иметь значение вводной конструкции со значением ‘как правило’ (соответственно, отсутствует грамматическая связь с членами предложения): В основном , это ночные бабочки, но представителей некоторых семейств можно встретить и днём .

В принципе . Сочетание в принципе может употребляться в роли члена предложения (обстоятельства или дополнения), а в разговорной речи иногда и в качестве вводного сочетания. Ср: Все дело в принципе (дополнение), Ты в принципе прав (обстоятельство, в принципе = в основном, в общем), В принципе, не стоило бы этого делать (вводное слово; ср. вообще говоря). Различить обстоятельственные и вводные конструкции не всегда легко, но нужно иметь в виду, что вводное слово не является членом предложения (в последнем примере невозможно задать к нему от сказуемого вопрос как, каким образом?) и чаще всего расположено в начале (иногда конце) предложения, в отрыве от того слова, к которому оно могло бы относиться как обстоятельство.

Впрочем. Слово впрочем может играть роль как вводного слова (и тогда выделяется запятыми), так и противительного союза (который запятыми не выделяется). Союз впрочем стоит в начале предложения (или его придаточной части) и употребляется
1) для соединения слов и частей сложносочиненного предложения и указывает на то, что сообщаемая в них информация устраняет окончательность и категоричность информации, сообщаемой в предыдущей части и, следовательно, ограничивает ее ( В этом году в институт он не поступил, впрочем у него все впереди );
2) для соединения слов и частей сложносочиненного предложения и указывает на то, что положительная в каком-либо отношении информация, о которой говорится до союза, ограничивается отрицательной, о которой сообщается после него ( Роман интересный, впрочем не во всех частях ).
Вводное слово впрочем выражает нерешительность, колебание, сомнение ( Вот вы улыбаетесь. А впрочем , может быть, я говорю и не то, что надо ).

В свою очередь. Может иметь значение вводной конструкции, указывающей на связь мыслей, последовательность их изложения (очередь устанавливается по разумению автора), и в этом случае должно выделяться запятым; ср.: Необходимо уменьшить банковские риски в области возвратов кредитов. Это, в свою очередь , снизит процентные ставки по кредитам населения .
Словосочетание также может выступать в наречном значении (= в ответ, со своей стороны; указывает на реальное положение вещей и реальную последовательность событий, действий и т. п.), является членом предложения и запятыми не выделятся; ср.: Увеличение стоимости бензина в свою очередь приведет к росту цен на потребительские товары .

В целом. Является вводным сочетанием, если сообщает о некоем итоге, который подводит автор текста; ср.: В целом , результаты наблюдений позволяют заключить… ( в целом подразумевает: если говорить обобщенно, принимая во внимание целиком все то, о чем говорилось ранее). Вместе с тем в целом может быть обычным членом предложения, тесно связанным по смыслу с другими членами; ср.: лоббировать интересы не только отдельных участников, но и рынка в целом ; понравились некоторые номера, а впрочем, и вся программа в целом .

В частности. Вводное сочетание в частности употребляется для указания на человека, предмет, явление, понятие и т. п., которые иллюстрируют что-либо общее путем выделения, подчеркивания какой-либо стороны этого общего, выступают в качестве конкретного примера, показывающего характер обсуждаемого множества аналогичных объектов; ср.: Многие современные писатели ( в частности , Залыгин, Распутин и др.) включились в борьбу за охрану окружающей среды .

Действительно. Наречие действительно имеет значение ‘в реальности, на самом деле, подлинно’: Свекор сам пришел к невестке, которая действительно была нездорова (в примере перестановка слова невозможна); Все это совершенная правда, я и действительно таков; Чувствовалось, что девушка действительно грустит.
Вводное действительно относится к вводным словам с модальным значением, выражающим оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т. п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Например: Действительно, где-то вдали послышался шум многочисленных крыльев (М. Булгаков); Действительно , душа человеческая – потемки . В предложении Он, действительно , талантливый ученый может быть выражено то самое значение, при котором сочетание является вводным (говорящий показывает, что ему высказывание представляется бесспорным). Это подтверждается и возможностью перестановки слова в предложении: Действительно , он талантливый ученый; Он, действительно , талантливый ученый . С другой стороны, если ученый талантлив на самом деле, в реальности, и об этом известно многим, то действительно не нужно выделять запятыми, потому что оно выступает в роли наречия.

Естественно. В зависимости от контекста слово выступает то в качестве члена предложения, то в роли вводного. Ср. попарно приводимые предложения: Группа естественно претендует на роль элиты ( естественно используется в синтаксической функции обстоятельства, выраженного наречием со значением ‘естественным образом’). – Группа, естественно , претендует на роль элиты (естественно используется как вводное слово в значении ‘разумеется’).

ИМХО. Используется как вводное слово, следовательно, его необходимо выделять (отделять) запятыми, как и другие подобные конструкции; ср.: ИМХО , все ж лучше посоветоваться с профессионалом . Знающие английский язык с легкостью развернут эту аббревиатуру до исходного выражения in my humble opinion , что в переводе означает по моему скромному мнению . Впрочем, это слово может быть употреблено и как имя существительное; ср.: Извините, я не специалист, но вот хочется высказать своё ИМХО .

Конечно. Если это слово употребляется как вводное, то оно выражает оценку говорящим степени достоверности сообщаемого и его уверенности в этом: Он, конечно, прав (= само собой разумеется, без сомнения, конечно – вводное слово). Иногда слово конечно , произносимое тоном уверенности, убежденности, приобретает значение утвердительной частицы и пунктуационно не выделяется, например: Конечно правда!; Конечно же это не так; Я конечно бы пришел, если бы меня заранее предупредили. Ср.: – Вы согласны? – Только в принципе, конечно (= разумеется). – Но в принципе вы согласны? – В принципе конечно (= да). Ср. также конечно в роли частицы: – Вы любите музыку? – Конечно .

Наверное (наверно, наверняка) . Это слово может быть и наречием в значении ‘точно, несомненно, верно’, хотя такое его употребление считается устаревшим ( Я знаю об этом наверное ), и вводным словом со значением ‘вероятно, по-видимому, по всей вероятности’ ( Наверно , я все-таки поеду ).

На первый взгляд. Если сочетание на первый взгляд выражает авторскую оценку сообщаемого, а она имеет в этом случае отношение и к степени достоверности высказываемого, и к некой очередности в восприятии говорящего или в изложении суждений, то оно является вводным и требует выделения запятыми: На первый взгляд , он человек культурный . Однако может выступать и как обстоятельство – по условиям контекста (к которым прежде всего следует отнести семантику глагола, способного иметь при себе такое обстоятельство): Он уже на первый взгляд казался человеком основательным .

На самом деле. На самом деле может быть и наречным сочетанием в значении ‘в действительности; так, как оно есть’ ( Все, что тебе сейчас рассказали, было на самом деле ). Также оно может выступать в роли вводного словосочетания, указывающего, как правило, на требование говорящего, не согласного с каким-то действиями адресата: Не шути ты так, на самом деле, ведь испугаться можно! Ну что вы, на самом деле, за мной все ходите и ходите? В подобных случаях, по мнению лингвистов, предпочтительнее вводное словосочетание в самом деле .

Несомненно. Слово несомненно может выступать как наречие со значением ‘бесспорно, очевидно’: У нее несомненно хорошие артистические данные . В качестве вводного оно указывает на высокую степень уверенности автора в том, о чем он сообщает: Ты, несомненно, прав в своем решении . Это слово выступает и как частица, выражающая уверенное подтверждение: — Ты хоть вернешься? — Несомненно .

Ссылка на основную публикацию