Диктанты по русскому языку – 2 класс 2 четверть

Контрольные работы по русскому языку во 2 классе

Материалы контрольных диктантов по русскому языку во 2 классе

за 2017-2018 учебный год. ФГОС.

Четверть Раздел

Тема, материал

Использованная литература

Контрольный диктант за 1 четверть.

Хорошо в лесу! Дует тёплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В траве ягоды. Под берёзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жёлтый лист упал с осины. Скоро наступит осень. (32 слова)

Подчеркнуть в предложении главные члены.

1 вариант – во втором предложении.

2 вариант – в шестом предложении.

Выписать любое трёхсложное слово и разделить его чертой для переноса.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольно – проверочный диктант с грамматическим заданием.

Осень. Лесная дорога. Дует холодный ветер. Жёлтый лист шуршит под ногами. Весело свистят дрозды. Они клюют ягоды рябины. Летит стайка птиц. Это клесты ищут сосновые шишки. (26 слов)

Подобрать заголовок к тексту и записать.

Выписать любое слово с проверяемой безударной гласной, а перед ним в скобках написать проверочное.

Подчеркнуть в предложении главные члены.

1 вариант – в четвёртом предложении.

2 вариант – в последнем предложении.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть.

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку. (34)

Подобрать заголовок к тексту и записать.

Обозначить в словах ударение.

Подчеркнуть в любом предложении орфограммы на изученные правила.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант «Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце и перед согласным звуком».

Зима. Мороз. На деревьях иней. Лёд сковал речку. Снег укрыл дорожки в лесу. Вдруг подул ветер. Хлопья снега упали с берёз. Пролетела синичка. Каркнул ворон. По тропе пробежал заяц. Лисий след ведёт в чащу. Под елью сугроб. Там спит медведь .

Выпиши слово, в котором есть парный согласный звук в корне, рядом запиши проверочное слово.

Подчеркните главные члены предложения:

1 и 2 вариант – в четвёртом предложении.

В любом предложении подчеркни изученные орфограммы.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием.

Весна. Тепло. Тают рыхлые снега. По небу плывут легкие облака. На деревьях кричат грачи. Скоро прилетят веселые скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблик. Слышны звонкие крики воробьев и лай Жучки.

Озаглавить текст. Продолжить этот текст 1 предложением.

В 3 предложении (1 вариант) и в 7 предложении (2 вариант) подчеркнуть главные члены предложения и над словами указать известные части речи.

Выписать любой глагол (1 вариант), любое существительное (2 вариант) во множественном числе, а рядом записать этот глагол (существительное) в единственном числе.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Контрольный диктант «Части речи».

Мы живем в селе Чайка. В конце села есть ферма. Ученики помогают взрослым. У коровы Зорьки родился теленок Дружок. У Дружка гладкая шерсть. На спине белое пятно. Девочка Галя дала малышу теплое молочко. Коля принес для коровы душистое сено. Юра и Глеб часто пасли коров на лугу.

Указать над словами 7 предложения части речи.

Выписать любое имя прилагательное с именем существительным.

Найти предложение, где есть местоимение; подчеркнуть главные члены.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова

«Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками»,

2 часть. Москва Просвещение, 2012.

Итоговый контрольный диктант за год.

Май. Настали теплые деньки. Зеленая листва укрыла деревья. Весело поют дрозды и чижи. На земле сочная травка. В лесу цветут душистые ландыши. Зреют лесные ягоды. Гудят шмели. Пчела летит от цветка к цветку. В цветах сладкий сок. У ручья урчат лягушки. К воде ползет уж. (46 слов).

Слова для справок: настали, зелёная, сочная, зреют, лесные, сладкий, (учитель орфографически проговаривает безударные окончания имен прилагательных и глаголов)

В.П. Канакина, Г.С. Щеголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ», Москва Просвещение, 2013.

Проверочная работа. (Прилагается)

русскому языку для 2 класса.

Контрольные словарные диктанты.

Контрольный словарный диктант.

Яблоко, ягода, ветер, лопата, осина, капуста, одежда,

земляника, малина. (9 слов)

Орфографическ ий словарь

«Русский язык» 2 класс.

Контрольный словарный диктант.

До свидания, фамилия, здравствуйте, обед, магазин,

картина, декабрь, обезьяна, сахар. (9 слов)

Контрольное списывание.

Задание. Спишите, вставьте нужные слова из слов для справок.

Была . весна. Дети . в березовой роще. . слышалось звонкое пение птиц. Весной птицы летят . юга . север. Высоко в . небе кричали журавли. Дети заметили под кустом . зайчика. Он тихо . в теплом гнезде.

Слова для справок : гуляли, ранняя, вокруг, на, с, голубом, маленького, спал.

На основе изученного материала.

Задание. Спишите, вставьте буквы.

З. леной л. ствой одеты д. р. вья. На тр. ве прохладная р. са. Пахнет гр. бами, душ. стой з. мл. никой. В кустах п..ет сол. вей. На верш. не ели свил гн. здо ястре. . В глухой ч. ще ж. вет ры. ь. С ветки на ветку прыгает рыжая бело. ка. Хорошо летом в л. су!

Учебник «Русский язык» 2 класс. В.П. Канакина. Москва. Просвещение. 2012.

Контрольные и проверочные работы за II четверть. Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за II четверть.
2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умения применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака; умение переносить слова.

Вариант 1

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Слова для справок: падают, мелькнула.

Грамматические задания

1. Из четвертого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Слова для справок: кружит, берлога, залезла.

1. Выписать слова вьюга, птичьи и разделить их для переноса.
2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Подули студеные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мерзнут березки. Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Кругом лежат пушистые сугробы. Под тяжестью снега согнулись молодые березы. Деревья стоят тихо.

1. К слову студёные записать близкое по значению.

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.
Однажды Никита и ребята заблудились в лесу. Вдруг Никита увидел след собаки.
По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!

Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Текст обучающего изложения по вопросам.

Весь день шел мягкий пушистый снег. Дети решили слепить снеговика. Мальчики скатали три снежных кома. Девочки сделали из угольков глаза, а из морковки – нос. На голову надели старое ведро. В руку дали метлу. Хороший получился снеговик!

Вопросы плана

1. Какой снег шел весь день?
2. Что решили сделать дети?
3. Что сделали мальчики?
4. Что сделали девочки?
5. Какой получился снеговик?

2. Из слов каждой строчки составить предложение.

русский, хорош, зимой, лес

деревьями, под, сугробы, глубокие

в, шапках, снежных, пни, стоят

следы, на ковре, белом, зверей и птиц, появились

3. Составить и записать небольшой рассказ на следующую тему:

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Слова для справок: чудесен, смолистые.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Вариант 2

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие.
Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Разобрать по составу слова кормушка, хлебные.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Списать только ту часть текста, где есть описание моржонка.

Моржонка Нюрку воспитывала Вера Васильевна Чаплина. Нюрка очень привязалась к ней.
Моржонок был очень смешной: толстый, курносый. Он неуклюже ходил на своих четырех ластах. Толстая бурая кожа почти без шерсти. Во все стороны торчали жесткие, как щетина, усы. Эти усы и круглые влажные глаза придавали моржонку важное выражение. Нюрка была очень умна.
Зимой Нюрку перевели в закрытое помещение. Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка лежала в бассейне. Женщина тихонько ее окликнула.
Мигом очутилась Нюрка на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды. Шутка сказать – навалилась такая туша!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Коллективное составление рассказа на тему «Как школьники заботятся о птицах».

Примерный план

1. Голодно птицам зимой.
2. Забота о птицах.
3. Крылатые гости.
4. Нарядная птица (описание ее).

Слова для справок: трудно находить, жмутся к жилью, делают, развешивают, подкармливают, наряд, головка, пёрышки, грудка, хвостик.

2. Изложение текста по коллективно составленному плану.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты веселились два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковкой.

Примерный план

1. Под Новый год.
2. Чудесная ёлка.
3. Праздничный завтрак.
4. Вкусное лакомство.

Слова для справок: лакомились, кочан.

3. Составить две загадки по данному образцу.

Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста, семена.

Грамматические задания

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного полянка, выделить окончания.

Вариант 2

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась рыженькая белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Ребята тихонько подошли к елке и стали смотреть на белочку. Зверек брал лапками рябину и ловко объедал ягодки.
Ребята сделали для белочки столик. Они клали ей на стол корочки хлебца, сухие грибки. Каждый день прибегала белочка к кормушке.

Слово для справки: корочки.

Грамматические задания

1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи существительного кормушка, выделить окончания.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке. Много у него в лесу врагов.
Всякого шума боится беляк. Скрипит дерево – кажется беляку, что это идут злые волки. Прыгнет из-под ног лягушка – тоже страшно зайке. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки.
Весь год в страхе живет зайчишка. А всего страшнее ему в осенние дни. Его всюду видно.

Примечание: указать падежи существительного беляк.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение.

Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по лисьему следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и пушистый хвост. Теперь каждая волосинка покрылась льдинками. Ловко обманула меня волшебница зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.

Примерный план

1. Зима спустилась с гор.
2. Встреча с лисой.
3. Тайна раскрыта.
2. Придумать и записать продолжение данного текста:

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес за грибами.

3. Работа с фразеологизмами.

К данным фразеологизмам записать близкий по значению глагол.

1. Вставлять палки в колёса – .
2. Обвести вокруг пальца – .
3. Выбился из сил – .
4. Клевать носом – .
5. Гладить по головке – .
6. Зарубить на носу – .

Слова для справок: устал, мешать, хвалить, обмануть, дремать, запомнить.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс II четверть

Проверочные диктанты для 2 класса с грамматическим заданием по ФГОС за 2 четверть.

Данные диктанты подходят для проверки знаний по пройденным темам любой программы начальной школы.

Проверочные диктанты с грамматическим заданием 2 класс

Проверочные диктанты по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Зимний лес

Лес оделся в зимний наряд. Снег покрыл лапы елей и сосен. Лёгкий пух украсил ветви берёз. Дуб надел пушистый шарф. В нём не страшен мороз. Лес зимой так красив!

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными звонкими или глухими согласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите ряды букв, заполните пропуски.

3. К словам тяжёлый, жёсткий подберите противоположные по значению слова (антонимы) и запишите их.

На море

Дедушка привёз внуков на море. Морской берег близко. На берегу большой пляж. Яков и Олег сняли одежду и обувь. Скорее в море! Море было тёплым.

Грамматическое задание

1. Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными звуками написание которых нужно проверять. Рядом запишите проверочные слова.

Дом, друг, вода, суп.

2. Измените слова так, чтобы написание парного согласного нужно было проверять.

Молодой -…, низок – …, луга – …, прутик – … .

3. Запишите имя мальчика с парным согласным звуком, написание которого нужно проверять.

Прорубь

Олег и Стае шли из школы. Падал мокрый снег. У школы пруд. Олег ступил на тонкий лёд. Лёд треснул. Мальчик упал в прорубь. Стае вытащил товарища. Ребята поспешили домой.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с парными согласными на конце. Рядом запишите проверочные слова.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы так, чтобы слова каждой пары различались согласным на конце.

Моло.. – моло.. – лу.. – лу.. – пру.. – пру.. – .

3. К слову товарищ подберите близкое по значению слово (синоним). Составьте с этим словом восклицательное предложение, которым можно закончить этот текст, и запишите его.

На службе у людей*

Люди придумали умные машины. Вот кран тянет груз ввысь. Машины делают обувь, пищу, технику для быта. Трактор тащит плуг, убирает хлеб. Газ и нефть тоже дают нам машины. Зуб лечит бормашина. Город и село не могут без машин.

Грамматическое задание

1. Разделите для переноса слова умные, убирает.

2. Измените в словах одну букву так, чтобы слова каждой пары звучали одинаково, но различались написанием.

Плот — пло. молот — моло. прут — пру.

3. Составьте и запишите предложения со словами стог, сток.

Проверочные диктанты по теме «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Галка

У брата с сестрой ручная галка. Один раз сестра умывалась Она сняла колечко. Смыла мыло с лица, глядит – а колечка нет. Брат полез на крышу и нашёл колечко. Это галка всё утащила. По Б. Житкову

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

2. Составьте и запишите вопросительное предложение, которое могло бы стать началом данного текста.

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите проверочные слова.

Стена — . мячи — . глаза — .

Ласточка

Мальчик осенью нашёл под крышей гнездо. Он не трогал его. Прошла зима. Весной прилетели ласточки. Они носили в гнёздышко пух и глину. Скоро запищали птенцы. Ласточки ловили своим деткам мошек. По К. Ушинскому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста два однокоренных слова. Первым запишите слово, которое является проверочным, поставьте ударение. В слове, написание которого нужно проверять, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

2. Подчеркните в тексте предложение, состоящее только из главных членов (нераспространённое).

3. Найдите «лишнюю» букву и запишите остальные буквы. А, И, О, Е, У, Я.

Гроза

Мальчик ходил в лес за грибами. Вдруг стало темно. Закапал дождь. Загремел гром. Мальчик сел под дуб. Блеснула молний раздался треск. Большой дуб сломался. Было страшно. Дождь кончился. Бегом домой! По Л. Толстому

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными И, Е. Рядом запишите проверочные слова.

2. Разделите буквы на две группы. Запишите в каждую группу по одному слову.

3. К слову темно подберите противоположное по значению слово (антоним). Составьте и запишите предложение с этим словом.

Ёлка*

В школу привезли ёлку. Лесная красавица была стройной и пушистой. Школьники делали для ёлки игрушки. Девочки слепили снегурок и зверушек. А мальчики смастерили машинки. Дворник дедушка Тема закрепил на верхушке звезду.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста по одному слову с безударными гласными А, О. Рядом запишите проверочные слова.

2. Запишите цифрами, сколько звуков и букв в каждом слове.

Мальчики – . зв. б.

3. Составьте и запишите восклицательное предложение, которым можно закончить данный текст.

Проверочные диктанты по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Прилёт птиц

Весна. С юга летят птицы. Они устраивают себе жильё. Грачи строят гнёзда из сучьев на деревьях. Многие птицы вьют гнёзда в дуплах. Жилище соловья на земле. Скоро в птичьих домиках запищат птенцы.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста слова с разделительным мягким знаком и подчеркните его.

2. Запишите слова в два столбика: 1) с разделительным мягким знаком; 2) с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.

Пальчик, ручьи, коньки, братья.

3. Составьте из слов предложение и запишите его. Вставьте пропущенные буквы.

Дерев…ях, жил..ё, строят, птицы, на.

Птицы осенью

На дворе осень. Льёт дождь. Не слышно птичьих песен. Соловьи и стрижи уже улетели. Скоро собьют клинья утки, гуси и журавли. Они готовят крылья к перелету. Воробьи и сороки ищут пищу у жилья людей.

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните те из них, которые нельзя переносить по слогам.

2. К данным словам подберите однокоренные слова с разделительным мягким знаком. Запишите по образцу.

Образец: птица – птичья.

Заяц, лиса, медведь, волк.

3. Спишите, вставьте мягкий знак там, где его необходимо. Составьте и запишите два предложения с любыми из этих словосочетаний.

Сем..я подсолнуха, дружная сем..я, умный Кол..я, вбить кол..я, сол…ю воду, сол..ю суп.

Лисья охота

Охотник идёт по лисьим следам. Вот лиса покружила у деревьев. Это она напала на заячьи следы. Обошла медвежью берлогу. Лисьи петли всё ближе к жилью людей. Ищет хищница птичьи

Грамматическое задание

1. Найдите в тексте слова с разделительным мягким знаком, выделите в них корень, подчеркните разделительный мягкий знак.

2. Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Заяч..я, лис…я, капуста, медвеж…я, нора, берлога.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Друз, .я, варен..е, печен..е, п..ют.

Вьюга*

Ненастье застало путника в лесу. Закружили хлопья снега. Завыла вьюга. Под елью путник вырыл нору. Ночью слышны были волчьи песни. Утром метель утихла. Человек увидел собачьи следы. По ним он вышел к жилью людей.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с разделительным мягким знаком, разделите их для переноса.

2. Запишите слова, данные в транскрипции.

3. Прочитайте стихотворение. Запишите три-четыре слова, которыми его можно продолжить.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи.

Проверочные диктанты по теме «Удвоенные согласные в словах»

Наши хобби

Ребята нашего класса не скучают. Кирилл и Алла играют в теннис. Жанна и Римма ходят в бассейн. Римма собирает коллекцию марок. Инна рисует иллюстрации для стенной газеты-А Эмма любит искусство.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста имена детей, в которых есть удвоенные согласные. Подчеркните в них заглавную букву и удвоенные согласные.

2. Спишите, вставьте С или СС.

Ма..а, ли..а, Ро..ия, ро..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Програ.л, ка..а, кла. иску..тво.

Урок

У нас урок русского языка. Анна и Кирилл думают. Как написать слова: группа, сумма, тонна? А Анна пишет рассказ. В субботу учитель раздаст тетради. Класс узнает оценки.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными и подчеркните их.

2. Спишите, вставьте Н или НН.

То..а, дли..а, те..ис, картн.а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Хо..ей, ка..а, тро..ейбус.

Юннаты

Настала суббота. Наша группа на прогулке в парке. Мы – юннаты. Анна и Савва убирают аллеи от мусора. Инна и Васса кормят белок. Пора в класс. Мы вышли на шоссе. Вот и наш троллейбус.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста три слова с удвоенными согласными, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте М или ММ.

Су..а, зи..а, килогра. ра..а.

3. Составьте и запишите по одному предложению с каждым из этих слов. Вставьте пропущенные буквы.

Су..ота, кла. ба..ейн.

К папе*

У мамы телеграмма. Мы едем к папе. Мой папа – профессор. Он исследует кристаллы. Дорога к папе длинная. Мы сели в пассажирский поезд. За окнами Одесса. Скоро мы будем в России.

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста названия страны и города, разделите их для переноса.

2. Спишите, вставьте Л или ЛЛ.

А..ея, футбо. мета. те..визор.

3. Замените словосочетания одним словом. Подчеркните в словах удвоенные согласные.

Выходной день, электрический транспорт, результат сложения, порядок выступления артистов.

Диктанты по русскому языку – 2 класс 2 четверть

Предлагаем тексты диктантов для 2 класса. Их объём соответствует норме в 20-40 слов. Все тесты адаптированы. Они составлены по произведениям Л. Толстого, Г. Скребицкого, М. Зверева, Э. Шиму, А. Глебову. Всего диктантов 43.

Тексты сгруппированы по тематическому принципу. Они посвящены природе, животным, взаимоотношениям в семье, забавным случаям. Некоторые диктанты содержат поучительные истории, сказочные элементы.

1 полугодие

2 класс

Осень

Конец сентября. Красив лес осенью! Голубое небо. Зелёная травинка. Жёлтый листок. Зелёные ели. Красные ягоды рябины. Берёзки и осинки в цветном наряде.

На пеньке кучка опят. Шуршит в траве ёж. Весело играют бельчата на сосне. Журавли летят на юг.

Ждём зиму

Осень. Я иду по лесу. Под ногами шуршит листва. Заморосил дождь. Я спрятался около дуба. Дуб крепко держал свою красу на ветвях.

Скоро зима. Первый снег укутает землю пушистым ковром.

Урок для кота

У бабушки Нины жил красивый кот Тимошка. Однажды поймал он мышку. Отпустит добычу, потом ловит.

На забор сели две сороки. Одна птица замахала у носа кота. Другая мышку подхватила. И тут обе дружно улетели. Коту будет наука. Не зевай!

Тропинки в лесу

В лесу я увидел узенькие прямые тропинки. Может, люди забыли про них? Я пошёл по одной тропинке. Она привела меня к муравейнику.

Это муравьи своими маленькими лапками протоптали такие заметные тропинки!

(По Н. Терентьеву.)

На даче

Мы жили на даче. Утром бабушка звала к столу. На столе лежали свежий хлеб и булочки. Олег и Ольга любили ватрушки. Душистый чай дымился в чашках.

С озера прибежала собака Альма. Мы её угостили ватрушками.

Рыжий друг

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живёт рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом.

Девочка стучит по сосне. Зверёк прыгает с ветки и быстро берёт корм.

На реке

Мы плыли на лодке по тихой речушке. Брат работал вёслами. Мама любовалась белыми кувшинками.

Я опустил руку в воду. Вода была тёплой и чистой. Под водой проплыла стайка мальков.

В гостях

Пришла мышка в гости к лягушке. Лягушка встретила её на берегу и повела в дом. Мышка воды хлебнула. Больше не стала она в гости ходить.

Каток

Зима. Был тёплый день. Ребята вышли во двор. На катке снег. Олег взял лопату. У Никиты в руках метла. Мальчики стали чистить каток.

Дядя Степан залил лёд водой. Скоро мальчики скользили по льду на коньках.

Зимой

Ночью выпал снег. Пушистый ковёр укрыл землю. Пришла зима. Во дворе веселье. Мальчики играли в снежки. Девочки лепили снегурку.

Кот Васька залез на берёзу. Там была стайка воробьёв. Птицы улетели. Васька упал в сугроб. Пёс Боб весело залаял.

Окунь

Закинул рыболов в речку удочку. Вдруг поплавок на воде запрыгал и утонул. Дёрнул рыбак удочку и вытащил окуня. Рыба красивая. Плавники красные, а спина зелёная. На боках тёмные полосы. Окунь любит на мелких рыбок охотиться. Никакой рыбёшке спуску не даёт!

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной.)

Лесные богатыри

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно.

Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

(По Г. Скребицкому.)

Следы на снегу

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды.

Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

Наказание

Была суровая зима. Птицы гибли без пищи. Витя принёс домой полуживую птичку. Дал бедняжке корм и согрел её.

Кошка хотела поймать птичку. Мальчик посадил разбойницу на верёвочку.

Про зайца

Ветер срывал последние листья и кружил над лесом. Вода в лужах замерзла.

Зайка питался тонкими веточками. Вкусно. Спал он под густой елью. Там враг не найдёт зверька.

Ночью в лесу

Вот и зима пришла. Ночью вьюга шла на работу. Она стелила белые ковры в лесу.

Мороз стучал по деревьям. С тонких берёз падал хлопьями снег.

Чудеса

Ночью выпал пушистый снег. Ребята вышли во двор. На дворе — чудеса! Большой сугроб у дома был похож на слона. На сучьях старого дерева спал белый медведь. Вот и пришла зима!

Осень и солнышко

Осень смывает дождём пёстрый узор листьев. Серыми тучами покрывает небо.

Вышло солнышко. Золотыми монетками на голых сучьях берёз заблестели последние листья. Река стала синее, шире просторы родной земли.

(По Г. Скребицкому.)

Волки

Почему волки на луну воют? Дневные звери и птицы белый свет любят. Они при солнышке поют, радуются.

А волку при темноте спокойнее. Луна — это волчье солнышко.

Каток

Был тёплый зимний день. Вышли ребята во двор. Дворник Степан принёс шланг. Мальчики взяли в руки лопаты и мётлы. Дружно чистят снег. Весь день шла работа. Дядя Гриша залил каток.

Игрушки

За окном с ветром играла вьюга. А в доме было тепло и уютно. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Вот чудесный маленький дворец. Там жила кукла. С плеча у неё свисал длинный шарф. Рядом с ружьём был солдатик.

Рассказ

Мы с братом решили сочинить рассказ. Я написал первые два предложения. Брат написал третье.

Ветер уснул. Цветы наполнили воздух чудным ароматом. У ног моих сидела лягушка.

2 полугодие

2 класс

Улыбка весны

Уходил последний снег. Тихий звон капели будил лес. Тонкие прутики вербы покрылись пушинками.

Рано утром мороз гулял по лесу. Днём тёплые лучи согревали землю. Храбрые вороны купались в лужах. Встала на ножки и первая травка. Это первая улыбка весны.

Весна

Расцвёл подснежник. Он кивает синей головкой на ветру. И ветер кажется синим.

Над этим синим миром выплыло и заблестело солнце. Ветер пригнал дождь. Они смешали все краски и расплескали всюду зелёное. На ветках раскрылись листочки. Вот и пришла весна!

Во дворе

Ожил наш двор. Конец зимы. В город пришла весна. Всюду слышны голоса птиц. Важно шагает ворона. У вороны сильные ноги и крепкий клюв. Перья у птицы серые. Пёс Фомка следит за вороной, а ворона за Фомкой.

У дома

Всё жарче и жарче светило солнышко. Снег быстро таял. Струйки воды скатывались с крыш домов. На старом бревне спал кот Кузя.

Упала сосулька. Звон испугал кота. Он спрятался за угол дома. На бревне остался след от его лап.

Наш сад

Хорош наш сад весной. В саду рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки.

Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они поливали её тёплой водой, рыхлили землю. Вишенка распустила веточки, зазеленела. Теперь она радует глаз.

Звуки леса

Я сижу и слушаю лес. Ветерок играет. В траве шуршит ёжик. Он спешит в чашу.

В лесной глуши стучат дятлы. Они ищут добычу в коре дерева. Затрещала сорока. Передала новости и улетела. Лесная музыка – это щедрый подарок.

Дятлы

У столба росла яблонька. Часть её веток засохла.

Вечером к дереву прилетела стайка пёстрых дятлов. Птенцы уселись на сучья. Дятел стал долбить столб. Только щепки летели вокруг.

Мимо шли люди. Стайка живо поднялась в воздух. Через несколько секунд работа продолжится.

Ночлег

На берегу стоял шалаш. Дед Илья чистил рыбу. Солнце скрылось за лесом. Затихала дневная жизнь. Мы готовились к ночлегу.

Умолкли птицы. Поникли головки у цветов. Ветерок поиграл с листочком и улетел. Наступила ночь. Луна осветила реку. Зажглись звёздочки на небе.

Выплыло солнце. Ожила лесная полянка. Пролетела стайка птиц. На поляну выбежал лосёнок. Ножки у малыша тонкие. Любит он свежую травку и сочные веточки. Лосиха осмотрела местность.

Лоси пошли к старому пню. Там лесник оставил для них соль. Скоро лоси скрылись.

В саду

Поздней осенью я посадил яблоньки. Пришла весна. Яркий свет заливал окрестность. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел яблоньки. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. Легко и спокойно стало на сердце. Не погибли молодые саженцы!

Я не помню сейчас рук своей мамы. Но хорошо помню её лицо. Оно было доброе и красивое.

Набью себе шишку и бегу к маме. Она сразу могла унять боль. Мама прижималась к больному месту прохладной щекой. Боль уходила. Я улыбался.

Помощь

Утром озеро было красиво. Солнце нежно ласкало кувшинки.

За кустом ловил рыбу мальчик Лёшка. Ему было лет семь. Вдруг его леска резко дёрнулась. Лёшка упал в воду. На воде забулькали пузырьки. Показалась голова мальчика. Я помог малышу выбраться на берег.

Забавная птица

Летом мы жили на даче. Меня разбудила синичка. Она стояла на тоненьких ножках и оглядывала комнату.

Вдруг она подлетела к люстре с тремя рожками на дужках. Птичка приняла их за ветки деревьев и стала качаться. Вот какая забавная синица!

У бабушки

Село Жуково стоит у реки. Летом наша семья живёт там. У бабушки есть коза Розка. Сестра Ольга готовит ей корм. Коза у крыльца ждёт девочку.

Брат Алёша любит удить рыбу. Раз он поймал щуку. Бабушка Дарья сварила уху. Вкусна была уха!

Сказка

Сказки живут долго. В классе у нас много хороших книг. Моя любимая сказка про маленькую девочку. Раз мама послала её к бабушке. Тропа шла через лес. Звонко пели птицы. В лесу она встретила волка. Ты вспомнил эту сказку?

Капли

Кусты наполнились водой. На каждой ветке капли. На ветку сел воробей. Полился дождь. Воробей начал пить. Капелька упала на землю. Он к другой. Скок воробей. Кап капельки! С большим трудам напился он.

На полянке

Стоял тёплый день. По небу плыли тучки. Я сел на старый пень. Бабочки кружились над цветами. Собака Тяпа бегала за ними.

Из травы вылез жук. Он был большой. Тяпа кинулась к жуку. Он улетел. Тяпа легла у моих ног.

Вьюнок

На ферме живёт конь Вьюнок. Петька Иванов часто выводит его на луг. Весь луг усыпали пушистые шарики. Это одуванчики.

Бежит Вьюнок. За ним столбом летит белый пух. Только стебли остаются на земле. Вьюнок хорошо отдохнул. А Петька и рад.

Пчёлы и шмели

Луг весь в цветах. Жужжат пчёлы. Гудят шмели. Ты сплёл венок и бросил его. Ты обидел пчелу и шмеля. Ты отнял капельку сока. Она была в цветах. Пчела и шмель могут погибнуть. А кто будет приносить душистый мёд в ульи?

Малыш и ручей

Ручеёк весело извивался. Мальчик озорно наступил на него. Ручеёк собрался с силой и вырвался на свободу. Он оказался очень живым и быстрым.

Ручей бежал к озеру. Там его ждали братья. Озеро радушно принимало их.

От деревьев на землю ложилась густая тень. Под ногами мох. Он похож на ковёр.

Тёплый ветерок играет с цветами и травами. Между деревьями летают мошки, жужжат сердито шмели. Кругом жизнь и радость! Я люблю лес в любое время года.

«Скорее всего». Запятые нужны или нет?

Выражение «скорее всего» обособляется запятыми, если выступает в роли вводного словосочетания. Если оно выполняет функцию обстоятельства, то запятые не ставятся.

Вводное словосочетание

Вводное словосочетание «скорее всего» выражает степень уверенности автора. Его можно заменить синонимами: «возможно», «может быть», «наверное», «судя по всему», «видимо», «вероятнее всего».

  • Пример: «На решение этой проблемы, скорее всего, уйдут годы». «На решение этой проблемы, судя по всему, уйдут годы».
  • Пример: «Скорее всего, он приедет часам к шести». «Наверное, он приедет часам к шести».

Вводное словосочетание никак не связано с другими членами предложения. Ни к нему, ни от него невозможно задать вопрос. Если его переместить или удалить из предложения, то структура и смысл высказывания не пострадают.

Вводное словосочетание не является членом предложения и обособляется запятыми в большинстве случаев.

Оно отделяется одной запятой, если расположено в начале или конце предложения. В средней части предложения оно обособляется запятыми с двух сторон.

  • Пример: «Скорее всего, отпуск у меня будет в августе».
  • Пример: «Платье, скорее всего, будет готово завтра».
  • Пример: «Все билеты уже распродали, скорее всего».

В составе обособленного оборота

Вводное словосочетание не отделяется запятой, если расположено в начале или конце обособленной конструкции (причастного, деепричастного, уточняющего и других оборотов). Запятые ставятся лишь по границам всего оборота.

  • Пример: «Я приеду сегодня вечером, скорее всего после семи часов, и сразу позвоню вам». Вводное словосочетание находится в начале уточняющего оборота «после семи часов» и не отделяется запятой.
  • Пример: «Недалеко от двери магазина сидела собака, ожидая хозяина скорее всего, и время от времени нетерпеливо лаяла». Вводное словосочетание не отделяется запятой в конце деепричастного оборота «ожидая хозяина».

В середине оборота вводное словосочетание обособляется запятыми с двух сторон. При этом запятыми обозначаются также границы оборота.

  • Пример: «Андрей, уже забывший, скорее всего, о нашем споре, весело насвистывал какую-то песенку». Вводное словосочетание обособляется двумя запятыми внутри причастного оборота «уже забывший о нашем споре». Запятые ставятся также по границам всего оборота.

Если оборот обособлен при помощи тире или скобок, то вводное словосочетание выделяется запятыми всегда, при любой позиции.

  • Пример: «Если сегодня ночью пойдет дождь — скорее всего, так и будет, — то придется нам отменить наш завтрашний пикник». Вводное словосочетание отделяется запятой в начале оборота, так как он обособлен при помощи тире.

С союзом

Между сочинительным союзом («и», «а», «но», «да») и вводным словосочетанием ставится запятая, если вводную конструкцию можно удалить или переместить без потери смысла и нарушения структуры предложения.

  • Пример: «Родители скоро вернутся домой и, скорее всего, не обрадуются такому беспорядку». «Родители скоро вернутся домой и не обрадуются такому беспорядку». Без вводного словосочетания предложение сохранило свою структуру и смысл.

Не отделяется запятой сочинительный союз от вводного словосочетания, которое невозможно удалить или переставить без нарушения структуры предложения. Они образуют союзное сочетание и обособляются вместе.

  • Пример: «Эти зеленые яблоки слишком мелкие, а скорее всего, и кислые». «Эти зеленые яблоки слишком мелкие, а и кислые». Без вводного словосочетания нарушилась структура предложения.

В начале предложения присоединительный союз не отделяется запятой от вводного словосочетания.

  • Пример: «И скорее всего, в эту деревню нам придется добираться пешком».

При выделении вводного словосочетания при помощи интонации, а также при его включении в текст посредством подчинительного союза, постановка запятой между присоединительным союзом и вводным словосочетанием допускается.

  • Пример: «Но, скорее всего, дело тут не в деньгах».
  • Пример: «И, скорее всего, чтобы не опоздать на собрание, она отправилась на такси».

Вводное словосочетание всегда отделяется запятой от оборота с союзом «чтобы» или «как».

  • Пример: «Врач расспрашивал меня о моей учебе, скорее всего, чтобы отвлечь от предстоящей процедуры».
  • Пример: «Ему не терпелось услышать продолжение этой увлекательной истории, скорее всего, как и всем нам».

С однородными членами

Если вводное словосочетание разделяет ряд однородных членов и обобщающее слово, то перед вводным словосочетанием ставится тире, а после него — запятая.

  • Пример: «Диван, шкаф, письменный стол — скорее всего, всю эту мебель он собирался перевезти в новый дом».

В сложном предложении перед тире ставится еще одна запятая, разделяющая его части.

  • Пример: «В толстых альбомах хранились марки, монеты, значки, — скорее всего, все эти коллекции он собирал на протяжении многих лет».

Если вводное словосочетание находится после обобщающего слова, а далее следует ряд однородных членов, то перед вводным словосочетанием ставится запятая, а после него двоеточие.

  • Пример: «В такую миниатюрную сумочку могли поместиться лишь обычные женские вещицы, скорее всего: зеркало, расческа, пудра».

В сложном бессоюзном предложении

Вводное словосочетание может находиться между частями бессоюзного сложного предложения или однородными членами. Если оно связано по смыслу со следующим за ним предложением или словом, то не отделяется от него запятой.

  • Пример: «Раздался звонок в дверь, скорее всего вернулся отец с работы».

Иногда вводное словосочетание, находящееся между частями сложного предложения, может быть отнесено по смыслу к предыдущей или последующей части. В этом случае вводное словосочетание обособляется двумя запятыми, а после первой запятой дополнительно ставится тире.

  • Пример: «Молоко прокисло, — скорее всего, вышел срок годности». Тире подчеркивает, что не «молоко прокисло, скорее всего», а «скорее всего, вышел срок годности».

Два вводных слова

Всегда разделяются запятой находящиеся рядом вводные слова или словосочетания.

  • Пример: «Скорее всего, того и гляди, укусит меня ваша милая собачка».
  • Пример: «Конечно, скорее всего, мы больше никогда не встретимся».

С усилительной частицей

Не отделяется запятой усилительная частица («ведь», «все-таки», «все», «все же», «даже», «и», «ни», «же», «уж», «неужели», «разве» и т. д.) от вводного словосочетания.

  • Пример: «Ведь скорее всего, это наш единственный шанс».

Член предложения

Наречие в превосходной степени «скорее всего» выступает в роли члена предложения. Оно отвечает на вопрос «как?» и выполняет функцию обстоятельства образа действия. К нему можно подобрать синоним «быстрее всего».

  • Пример: «По этой тропинке вы скорее всего выйдете к реке». Выйдете (как?) скорее всего. «По этой тропинке вы быстрее всего выйдете к реке».

Обстоятельство является второстепенным членом предложения и не обособляется запятыми.

  • Пример: «Лучше и скорее всего я работаю в одиночестве и тишине».
  • Пример: «На газовой плите мой чайник закипает скорее всего».

Присутствующие рядом с обстоятельством «скорее всего» запятые могут разделять части сложного предложения, обособлять обороты, вводные слова или обращения.

  • Пример: «При упорстве и регулярных тренировках ты, парень, скорее всего добьешься результата». Запятыми обособляется обращение «парень».
  • Пример: «Кролем я доплыву, безусловно, скорее всего». Запятыми выделяется вводное слово «безусловно».

ЭТО (,) НАВЕРНОЕ (,) ВВОДНЫЕ СЛОВА

(о вводных словах, словосочетаниях и предложениях)

Е. Геккина, С. Белокурова, С. Друговейко-Должанская

Однако. Однако может играть совершенно разные грамматические роли. Стоящее в начале предложения однако выступает в функции противительного союза (= но) и поэтому запятой от предложения не отделяется. Но если однако оказывается в середине или конце предложения, то начинает играть роль вводного слова и потому выделяется запятыми. Для полноты картины можем добавить еще, что в редчайших случаях слово однако употребляется в роли междометия и тогда тоже выделяется запятыми, как и любое другое междометие: Однако, какой ветер! (Чехов).

По большому счету. В словарях современного русского литературного языка сочетание по большому счету зафиксировано только в наречном значении ‘исходя из самых строгих требований’ ( спрашивать по большому счету ). Но в примере Это стало по большому счету крушением Советов как представительной власти это выражение можно интерпретировать и как обстоятельство, и как вводное слово. Подчеркнуть употребление конструкции по большому счету в качестве вводной можно изменением порядка слов в предложении: По большому счету , это стало крушением Советов как представительной власти .

Поистине. Поистине может выступать в роли наречия и быть членом предложения, связанным по смыслу с другими словами. Ср. в сочетании со словом сверхзадача: Поистине сверхзадача – написать такой текст …; здесь выражается смысл: подлинной, настоящей, реальной сверхзадачей является…. Поистине может иметь и значение вводного слова; в этом случае автор словно подводит итог предшествующему рассуждению: Поистине , сверхзадача – написать такой текст (ср. с вводными словами действительно, в самом деле ).

По крайней мере. Выражение по крайней мере может быть наречным сочетанием в значении ‘не меньше чем, самое меньшее как, минимум’: По крайней мере сотню заплати ; вводным словом, выражающим достаточную уверенность в достоверности сказанного (= во всяком случае): Я, по крайней мере , еще никого не подводил ; частицей, подчеркивающей скрытое противопоставление: Я своих друзей не обманывал, по крайней мере тебя .

Помимо (кроме) того (всего, всего прочего) . Такие сочетания чаще всего выступают именно в роли вводных, указывая на связь мыслей и последовательность их изложения: Помимо всего прочего , я не желаю с тобой разговаривать . Однако сочетание помимо того может оказаться и частью составного союза помимо того что , соединяющего предложения, второе из которых дополняет первое и представляется как содержащее более значительную информацию: Помимо того что сам ничего не делает, еще и ко мне претензии предъявляет .

По мне. Вводную конструкцию как по мне следует признать не соответствующей нормам литературного языка, а именно просторечной, в отличие от употребляемой в том же значении (указание на то, что высказываемое мнение отражает точку зрения, вкус говорящего) конструкции по мне , которая считается разговорной; ср.: По мне , таланты те негодны, в которых Свету пользы нет, хотя иногда им и дивится Свет (И. А. Крылов).

По сути. Сочетание по сути может указывать на сущностное, главное для чего-либо: для дела, для вопроса, и быть обычным членом предложения, связанным по смыслу и грамматически с другими словами. Ср. предложения: Идея была банальной по сути , но нетривиальной по воплощению; Он уклонялся от прямых вопросов и по сути ничего не сказал . Если за этой конструкцией прочитывается дополнительная авторская реплика, поясняющая характер основного сообщения предложения (на наш взгляд, она может быть развернута до высказываний: «если говорить о сути, о главном», «если рассматривать основу, суть дела»; «если говорить о том, что произошло на самом деле, в действительности»), то ее необходимо выделить запятыми, потому что в этом случае она является вводной. Ср. предложения: Новая книга, по сути, стала первым в России изданием об аутсорсинге; Известна позиция «Яблока», она, по сути, дублирует правительственную точку зрения .

По существу. По существу и по сути – родственные сочетания. Оба указывают на что-то самое главное для предмета, ситуации, события, понятия, явления; ср. сочетание предлога и существительного в предложениях: Публичная политика по существу — своего рода шоу; Вопрос сердитый, но по существу : где гарантия ? При переходе в область авторских оценок сообщаемого по существу превращается во вводное сочетание; ср.: Времени на обсуждение уже, по существу, не осталось. Продолжавшийся все эти годы вывоз капитала, по существу, остановился . Здесь по существу (ср. также если говорить по существу; говоря по существу ) – вводная конструкция, синонимичная сочетаниям по сути, в сущности, имеющим значение ‘если рассматривать основу, суть дела, то, что произошло на самом деле, в действительности’.

Прежде всего. Прежде всего нужно обратиться к специалисту ( прежде всего = сначала; в предложении является обстоятельством времени, поэтому запятой не выделяется) – Прежде всего, он довольно способный человек ( прежде всего = во-первых, т. е. имеет значение ‘об этом приходится говорить в первую очередь’; синтаксической связи с остальной частью предложения здесь нет, поэтому прежде всего – вводное сочетание и запятой (запятыми) выделяется).

Скорее. Может выступать как наречие в значении ‘лучше, охотнее’ ( Она скорее согласилась бы умереть, чем предать его ) и как вводное слово, выражающее оценку автором степени достоверности данного высказывания по отношению к предыдущему ( Его нельзя назвать умным человеком – скорее, он себе на уме ). Слово скорее в таких случаях можно заменить сочетанием скорее говоря или вероятнее всего ( Скорее, я задержусь ). Во многих изданиях популярного справочника Д.Э. Розенталя отмечается также, что слово скорее не выделяется запятыми в значении ‘лучше сказать’: Павел Петрович медленно похаживал взад и вперед по столовой… произнося какое-нибудь замечание или скорее восклицание, вроде «а! эге! гм! (Тургенев). Наши собственные наблюдения показывают, что в таких случаях слово скорее , синтаксически связанное лишь с одним из членов предложения, следует считать модальной частицей (ср. с частицей вообще : Он вообще дурак ).

Следовательно. Следовательно может быть вводным словом в значении ‘стало быть, таким образом, значит’ и в этом качестве выделяться запятыми ( Так вы, следовательно , наши соседи ). Оно может быть союзом, присоединяющим придаточное предложение со значением следствия, причины, обусловливающей действие главного предложения, а также содержащим основание для действия главного предложения (= поэтому, вследствие этого, исходя из того что); ср.: Я нашла работу, следовательно денег у нас будет больше; Ты сердишься, следовательно ты не прав; Ты не можешь испечь пирог, следовательно испеку его я .

Случайно. Случайно в предложении Тебе, случайно , не попадались мои бумаги? является вводным словом в значении ‘кстати, между прочим’ (употребляется обычно в отрицательном предложении), и потому его следует выделить запятыми. Ср. с прилагательным и наречием в других предложениях: Это предположение не случайно и Он увидел это случайно .

С одной стороны, с другой стороны. Затруднения при разграничении наречных сочетаний и вводных словосочетаний связаны с часто встречающейся причиной: непониманием их значений. В первом случае речь идет об обороте, характеризующем признаки реальной ситуации или события, например описывающем особенности какой-нибудь местности; ср.: Огород огражден с одной стороны пеньками, с другой плетнем . Во втором случае употребляются вводные выражения, помогающие автору указать на противопоставленность суждений, мнений, позиций; ср.: С одной стороны , интерес к периодике падает и люди читают все меньше, с другой — появляются все новые издания.
Типичный пример употребления вводных конструкций — текст какого-нибудь договора; ср.: Редакция журнала «__» в лице главного редактора ____, действующего на основании устава, именуемого в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны , и ____, проживающий(ая) ____, именуемый(ая) в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны , заключили настоящий договор о нижеследующем…

Соответственно. Является наречием и имеет значение ’так, как следует; соответствующим образом, соотносительно с чем-либо‘; ср.: Менеджеры выполняют все более и более сложную работу. Соответственно растут и их зарплаты . В случае с зарплатами можно допускать, что они растут пропорционально росту уровня сложности выполняемой менеджерами работы. Впрочем, можно толковать предложение иначе, если речь о соотносительности степени сложности работ и уровня менеджерского жалованья не идет, а автор лишь делает вывод о существующей связи между этими двумя явлениями; ср.: Менеджеры выполняют все более и более сложную работу. Соответственно , растут и их зарплаты . В этом случае соответственно выступает в роли вводного слова, близкого по значению вводным значит, следовательно .

С точки зрения. Сочетание может быть вводными и не вводным, а значит, выполнять функцию члена предложения, как правило, с обстоятельственным значением. Вводное с точки зрения сообщает об источнике высказывания, а значит, за ним скрывается примерно такой смысл: ‘как говорит/сказал/пишет/написал/считает такой-то человек ’. Стандартный пример: Согласные звуки, с точки зрения Бодуэна де Куртенэ, играют все большую роль в различении слов .
Обстоятельственное значение (обычно его раскрывают при помощи синонима «в отношении») этот оборот имеет тогда, когда сообщает о позициях и ракурсах каких-либо подходов; в его состав при этом включается именная конструкция с неодушевленным существительным (которое не предусматривает прямой отсылки к человеку); например: С точки зрения фонологического аспекта легко объясняется все более усиливающаяся роль согласных звуков в различении слов; С теоретической точки зрения дуэль — нелепость. (И.С. Тургенев, Отцы и дети).

Либо… либо… Где ставить запятые, нужны или нет? —

Слово «либо» выделяется запятыми

Перед словом

1. Поскольку «либо» – разделительный союз, синонимичный «или» и почти так же употребляющийся, перед «либо» запятая нужна в сложном предложении (за исключением случаев, рассмотренных ниже).

  • Мы приедем завтра часов в пять вечера, либо уж ты приезжай в воскресенье с утра.
  • Каждый урок Федор был обязан подходить к учителю и подавать свой дисциплинарный дневник, либо учитель сам требовал дневник за какое-то нарушение.

2. Запятая будет и в том случае, если союз повторяющийся. Если так, неважно, сложное это предложение или простое с однородными членами. Необходимо только следить за тем, чтобы не поставить лишнюю запятую перед первым однородным членом или частью сложного: она не нужна, даже если перед ним тоже есть «либо».

Мы на выходных собираемся либо в цирк, либо в театр. Либо он сдаст зачет по географии, либо его отчислят из гимназии.

Двойной союз (либо… либо)

В некоторых предложениях выражено усиленное противопоставление или разделение некоторых предметов, действий, качеств. Такую функцию несёт двойной разделительный союз. Как, например, в поговорке:

Либо пан, либо пропал.

В данном случае перед «либо» ставится запятая, поскольку использован двойной союз. Можно привести пример с простым предложением, имеющим однородные члены:

Будет либо дождь, либо град.

Точно так же также запятая перед «либо» необходима, если перед нами сложное предложение:

Либо ты успокоишься, либо я уйду.

В последнем случае требуется поставить этот знак препинания по двум причинам:

  • тип предложения (сложное, две грамматические основы);
  • двойной разделительный союз.

Итак, нужна ли запятая перед «либо», если этот союз двойной? Да, всегда. На это правило не влияют сопутствующие грамматические обстоятельства.

Когда запятая ставится?

Многократное употребление «либо»

Если же в предложении идёт перечисление однородных членов, перед которыми, начиная со второго, стоит союз «либо», то знаки препинания нужно ставить перед каждым союзом:

В жаркий день хочется перекусить чем-то лёгким: творогом с фруктами , либо молочным коктейлем , либо холодным летним супом.

В жаркий день хочется перекусить чем-то лёгким: творогом с фруктами либо молочным коктейлем.

Однократное употребление союза, при котором запятая не нужна.

Многократное употребление, начинающееся с «либо»

Если при перечислении однородных членов перед каждым из них стоит союз, то действует следующее правило: запятые нужно ставить перед всеми союзами, кроме первого.

В свой долгожданный отпуск хочется либо поехать отдыхать на море , либо посетить какую-нибудь европейскую страну , либо просто провести весь месяц за городом.

Запятая при многократном употреблении, начинающемся с либо

Во многих случаях такие ряды однородных членов начинаются с союза:

  • Купи, пожалуйста, к чаю либо печенья, либо зефира, либо мармелада, либо пастилы, только сухарей с баранками не покупай.
  • Вами будет заниматься либо Ольга Александровна, либо Галина Эдуардовна, либо Татьяна Алексеевна, либо Наталья Владимировна.
  • Мы договорились, что заведем какую-нибудь небольшую собачку: либо карликового пинчера, либо шпица, либо пекинеса, либо йорк-терьера, либо болонку.

В подобных конструкциях между первым и вторым однородным членом ставится запятая перед “либо”. Правило для запоминания, охватывающее этот и предыдущий описанный случай, простое: знак нужен перед вторым «либо» («или»).

Значение союза

По смыслу это слово передаёт разделение или противопоставление. Используется такой союз, когда она описываемая ситуация исключает другую.

Например, противопоставляются два предмета или явления:

Она купит молоко либо кефир.

Могут разделяться или противопоставляться признаки каких-либо предметов:

Либо он смелый, либо сумасшедший.

Нередко объектом противопоставления становятся действия:

Открывайте дверь, либо мы её выломаем!

Скорее всего, вы успели заметить, что в некоторых приведённых примерах перед словом «либо» ставится запятая, а в других нет. Что же на это влияет? Прежде всего, особенности самого предложения.

В каких случаях запятая не ставится?

Знак препинания перед союзом не ставится в тех случаях, когда он выполняет разделительную функция только один раз.

Однократное использование «либо»

  1. Пунктуационный знак перед союзом не пишется, если в предложении он разделяет однородные члены единожды и встречается столько же раз.

Вечером мы с подругой пойдем в кино либо в клуб.

На уроке физкультуры мы будем играть в футбол либо в волейбол.

  1. Также не ставится в сложносочиненном предложении, если разделяет в нём два простых, которые одновременно относятся или подчиняются какой-либо одной его части, и она имеет для них равное значение.

Машина поехала быстрее, потому что залитый в бак бензин оказался лучше либо потому что автомобиль только что прошёл техническое обслуживание.

Настроение у парня было отличное, потому что он только что получил зарплату либо потому что ему только что позвонила знакомая девушка.

«Либо» при парах однородных членов

При наличии в контексте пар однородных членов, разделенных союзом, знак ставится только между парам.

К концу лета и ранней осенью в наших лесах можно насобирать разных съедобных грибов: крепких боровиков либо красавцев-подосиновиков, мохнатых груздей либо душистых рыжиков, а уж утонченных лисичек и конопатых опят – не счесть.

В наших водоёмах всегда отличная рыбалка, в реках и озерах можно поймать ленивого карася либо шустрого окуня, зубастую щуку либо осторожного леща, а можно маленькую уклеечку и даже, если повезет, гигантского сома.

Запятая в сложносочиненном предложении

Как и другие союзы, «либо» может соединять не только однородные члены, но и части сложного предложения. В каких случаях перед «либо» ставится запятая? Это правило общее для всех соединительных союзов. Если части сложного предложения не объединены обобщающим словом, перед каждым из них необходима запятая перед «либо». Примеры:

  • Надо решаться на какие-то срочные меры, либо все это может очень плохо кончиться.
  • Сейчас придут соседи и будут очень ругаться из-за шума, либо сразу приедет милиция.

Часто предложения начинаются союзом. Эти случаи, разумеется, также предполагают постановку запятой перед «либо»:

  • Либо ты сейчас же соглашаешься зайти ко мне в гости, либо я буду очень грустить всю оставшуюся жизнь.
  • Либо у этой девочки очень строгая мама, которая ею много занимается, либо эта девочка по природе очень волевая и целеустремленная.
  • Либо мы выступим на этом празднике со всеми нашими номерами, либо нас больше никогда не пригласят.
  • Либо он уже ушел с работы, либо он очень занят и не отвечает на звонки, либо перешел работать в другой кабинет.

Многократное употребление

В некоторых высказываниях рассматриваемый союз употребляется как повторяющийся, чтобы усилить противопоставление. Пунктуация в таких контекстах будет отличаться. Определим, нужна ли запятая в таких случаях.

Запятая нужна

Запятая предшествует «либо» в тех контекстах, которые включают в себя ряд перечисленных однородных членов, если вторая и последующие пары таких членов начинаются разбираемым словом:

  • В свой день рождения Владислав хотел сделать что-то экстремальное: прыгнуть с парашютом, либо подняться на высокую гору, либо погрузиться под воду с аквалангом.
  • Школьники на каникулах всегда найдут, чем заняться: кататься на велосипедах, либо играть в футбол, либо купаться в тёплой реке.

Запятая не нужна

Если в сложносочинённом или простом предложении каждый однородный член начинается с «либо», то ставим знак перед всеми повторяющимися союзами, кроме первого:

  • В следующем году дядя хочет либо посетить Стамбул, либо отдохнуть в Крыму, либо остаться на даче.
  • Вдалеке виднелся силуэт либо пожилого мужчины, либо невысокой женщины за пятьдесят.

Отдельно отметим случаи, когда пунктуационный знак ставится до союза, однако он относится не к этому слову, а связан с предшествующей ему частью, обособляемой по общим правилам грамматики.

  • Сегодня отец поедет на работу на машине, взяв меня с собой, либо отправится на автобусе без меня.

Сравним: Сегодня отец поедет на работу на машине либо отправится на автобусе без меня.

Обособляется только деепричастный оборот – «взяв меня с собой».

  • В окне у соседей ярко горит, должно быть, либо свеча, либо лампа.

Сравним: В окне у соседей ярко горит либо свеча, либо лампа.

Выделяется лишь вводная конструкция – «должно быть».

Ссылка на основную публикацию