«Кремень» – как правильно ставить ударение в слове?

Как правильно ставить ударение в слове кремень?

Следует различать кремень и кремний — химический элемент, представляющий собой в обычных условиях темно-серые кристаллы, которые входят в состав большинства горных пород. Все словари фиксируют ударение в названии минерала на втором слоге: кремЕнь. Справочник «Русское словесное ударение» М.

Как правильно ставить ударение на слово кремень?

Слово «кремень» допускает только один вариант ударения – на второй слог – «кремЕнь».

Как правильно ставить ударение в слове клала?

Ударение в слове «клала» ставится на гласный «а» первого слога согласно орфоэпической норме современного русского литературного языка.

Как правильно ставить ударение в слове недуг?

Недуг — это сильное недомогание, болезнь, а также тяжелое душевное состояние. Ударение во всех формах существительного «недуг» падает на второй слог — в этом сходятся все словари. Издание «Русское словесное ударение» М.

Куда падает ударение в слове сорвала?

Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорва́л эту голову с полной шеи. На данной странице указано на какой слог правильно ставить ударение в слове сорвал. В слове «сорвал» ударение должно быть поставлено на слог с буквой А — сорва́л.

Как правильно ставить ударение в слове оптовый?

Интересно, что наречие «о́птом» в словосочетании «торговать о́птом» имеет ударный первый слог, а в производном прилагательном «опто́вый», состоящем из трех слогов, ударение смещается на второй слог, в однокоренном существительном «оптови́к» — на третий: о́-птом; о-пто́-вый; о-пто-ви́к.

Как правильно ставить ударение в слове обеспечение?

Согласно орфоэпической норме современного русского языка ударение в слове «обеспечение» правильно ставится на гласную «е» третьего или четвертого слога.

Как правильно ставить ударение в слове цепочка?

У слова цепочка нет двойных ударений и колебаний нормы – сейчас это слово фиксируется с ударением на второй слов — цепо́чка.

Можно ли говорить клала?

Правильно: клала. Употребление слова ложить в речи грамотного человека недопустимо.

Как правильно ставить ударение в слове плодоносить?

Ударение в слове «плодоносить» Ударение в слове «плодоносить» ставится на гласный «и» последнего слога согласно орфоэпической норме литературного русского языка. Узнаем, как правильно следует ставить ударение в слове «плодоноси́ть» или «плодоно́сить», сначала разделив его на фонетические слоги.

Как поставить ударение в слове каучук?

Примеры предложений, как пишется каучук

В слове «каучук» ударение должно быть поставлено на слог с последней буквой У — каучу́к. Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово каучук, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове каучук, чтобы верно его произносить.

Куда в этом слове падает ударение дешевизна?

Как правильно ставить ударение в слове ДЕШЕВИЗНА? Запомнить, на какой слог падает в существительном «дешевизна» ударение, несложно: на третий слог – дешевИзна.

Как правильно ударение в слове черпать?

Ударение в слове «ЧЕРПАТЬ» В слове «черпать» правильно следует ставить ударение на гласный, обозначенный буквой «е». Слово «черпать» имеет несколько лексических значений.

Как правильно ставить ударение в слове согнутый?

Примеры предложений, как пишется согнутый

В слове «согнутый» ударение следует ставить на слог с буквой О — со́гнутый. Надеемся, что теперь у вас не будет вопросов, как пишется слово согнутый, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове согнутый, чтобы грамотно его произносить.

Как правильно ставить ударение в слове сливовый?

Кузнецова указывает, что ударение в этом прилагательном падает на первый слог, как и в существительном, от которого оно образовано — «слИва». Эту норму подтверждает и издание «Русское словесное ударение» М. В. Зарвы.

Как правильно ставить ударение в слове начали?

В слове «начали» ударение должно быть поставлено на слог с первой буквой А — на́чали. Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, как пишется слово начали, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове начали, чтобы грамотно его произносить.

Памятки для 5 класса
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Образцы разборов, значение частей речи – правила для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
5_klass.docx43.98 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы русского языкознания

(изучает звуки речи)

Р ы Л о Н е М о Й – в этой фразе все согласные СОНОРНЫЕ

Транскрипция (от лат. «переписывание») – запись слов в полном соответствии с их звучанием, звуки пишутся в [ ].

[ ] – звуки в скобках

‘ – знак мягкости согласных

/ – ударение в словах

  • Ъ и Ь звука не дают.
  • Буквы Е, Ё, Ю, Я могут давать два звука в следующих случаях:

пример: подъё[йо]м, подъю[йу]бник, съе[йэ]л, рья[йа]ный

2. в начале слова:

пример: я[йа]блоко, ю[йу]ла, ё[йо]лка, е[йэ]да

3. после других гласных:

пример: поя[йа]вился, поё[йо]м, пою[йу], пое[йэ]шь

Орфограмма – написание в словах, которое требует проверки, является точкой применения правил.

Орфограммы могут находиться в любой части слова:

  • в приставке (по д писать)
  • в корне (р о са)
  • в суффиксе (рот и к)
  • в окончании (на горк е )

Виды орфограмм в корне:

I. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ:

1. проверяемые безударные гласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы на гласную падало ударение)

пример: л е сной (л е с)

2. непроверяемые безударные гласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)

пример: о ктябрь

3. чередующиеся гласные в корне слова

II. СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ:

1. проверяемые согласные в корне слова (изменяем слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная или сонорные согласные р, л, н, м)

пример: ду б – ду б ы , кру г – кру гл ый

2. непроверяемые согласные в корне слова (нужно запомнить, словарное слово)

пример: хо кк ей, фу т бол

3. непроизносимые согласные в корне слова (нужно подобрать такое слова, в котором эта согласная произносится отчетливо, если слово не подбирается, то это словарное слово, его запомнить)

пример: мес т ный – мес то, чу в ство (словарное слово)

III. Ж И , Ш И , Ч У , Щ У , Ч А , Щ А

Исключения! Брош ю ра, ж ю ри, параш ю т

Пример: жи знь, чу до, ши рь, пло ща дь, щу ка, ча ща

IV. разделительные Ъ и Ь

  • Ъ пишется после приставок на согласные перед буквами Е, Ё, Ю, Я
  • В остальных случаях пишется Ь (перед буквами Е, Ё, Ю, Я)

пример: по д ъ е зд, семь я (не после приставки)

V. Раздельное написание (пробел) предлогов с другими словами

П о улице: по – предлог; в данном случае можно вставить прилагательное (по широкой улице)

Пол ететь: по – приставка, так как полететь – глагол, а перед глаголом предлогов не бывает. Между по- и лететь нельзя вставить другие слова.

ЗАПОМНИТЬ. Эти предлоги пишутся через дефис!

. Предлоги употребляются только с существительными и личными местоимениями

(к ним можно задать вопрос)

(к ним нельзя задать вопрос)

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы неодушевленные и одушевленные (стол, кошка). Начальная форма существительных отвечает на вопросы кто? что? У существительного следующие грамматические категории: род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность, имя собственное/нарицательное. Может быть любым членом предложения.

( И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку)

Вспомогательные вопросы к падежам

Именительный падеж (кто? что?)

Родительный падеж (кого? чего?)

Дательный падеж (кому? чему?)

Винительный падеж (кого? что?)

Творительный падеж (кем? чем?)

Предложный падеж (о ком? о чем?)

Родительный или винительный падеж? Если сомневаетесь в принадлежности вопроса КОГО? подставляйте мысленно вместо слова, вызывающего сомнение, волшебное слово МАМА и смотрите на окончание этого слова: (нет кого?) МАМЫ – родительный падеж; (вижу кого?) МАМУ – винительный падеж.

пример: красит людей – подставляем мысленно вместо слова «людей» слово «мама» (красит (кого?) маму – окончание у, Вин. падеж), значит и у слова «людей» Вин. падеж.

  • ЧИСЛО – единственное/множественное

пример: еда (ед.ч.), столы (мн. ч.)

ЗАПОМНИТЬ. Во множественном числе род не определяется!

  • РОД – женский (она моя), мужской (он мой), средний (оно мое).

пример: девочка (ж.р.), мальчик (м.р.), село (ср.р.)

В Им.п. ед. ч. оканчивается

конь, стол, товарищ

на согласный с ь на конце:

ЗАПОМНИТЬ. Мягкий знак после шипящих (ж, ш, щ, ч) на конце слова пишется только у существительных 3 склонения. Во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется.

пример: рож ь (3 скл.), гра ч (не 3 скл.), (много) ту ч (мн.ч., не 3 скл.)

(нет) дяд и , мам ы

(дать) мам е , дяд е

(думать) о товарищ е , о сел е , о пол е

ПРИМЕЧАНИЕ! Это правило не относится к существительным с окончаниями (в Им.п.) на –ия, -ие, -ий! В таких существительным в Предл. п. будет окончание –ИИ.

пример: в присутств ИИ (Предл.п., на -ие), на станц ИИ (Предл.п, на -ия), о ген ИИ (Предл.п., на –ий).

У слов женского рода окончание в П.п. и Д.п. совпадают: о станц ии (П.п.) = к станц ии (Д.п.)

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета (красивый, деревянный). Начальная форма прилагательного – Им.п., м.р., ед. ч. Прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? У прилагательного выделяют падеж, число, род (в ед.ч.). В предложении прилагательное является определением (подчеркивается волнистой чертой). К прилагательному ставится вопрос от существительного или личного местоимения, то есть оно зависит от данных частей речи, согласуясь с ними в роде, числе, падеже. Окончание прилагательных определяется по вопросу.

пример: о девушке (какой?) красивой , девушки (какие?) красивые , она (какая?) красивая , поле (какое?) широкое , человек (какой?) хороший .

Личное местоимение – самостоятельная часть речи, используется вместо имени, отвечает на падежные вопросы. Начальная форма – Им.п., ед.ч. У личного местоимения выделяют лицо, падеж, число, род (если есть). В предложении личное местоимение является дополнением (подчеркивается пунктиром).

Род определяется только у местоимений 3 лица в единственном числе.

пример: (у кого?) у нее , у меня , у тебя

Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи (нет и не может быть окончания), обозначает образ действия, отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? Вопрос к наречию задается от глагола, то есть зависит наречие от него. В предложении наречие является обстоятельством (подчеркивается пунктир-точка).

пример: сворачиваю (куда?) влево

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Начальная (неопределенная) форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? У глагола выделяют спряжение, вид, время, число, лицо. В предложении глагол является сказуемым (подчеркивается двумя чертами).

В прошедшем времени лицо не определяется .

Л – суффикс прошедшего времени глагола (делал)!

  • Если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то он пишется в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе он не пишется!

пример: пошли (что дела ть ?) купа ться (неопред. форма), он (что дела ет ?) купае тся (3 л.).

ЗАПОМНИТЬ. После шипящих на конце в глаголах всегда пишется Ь.

пример: стеречь – стережешь, беречь – бережешь

  • Спряжение – изменение по лицам и числам.

Алгоритм определения спряжения глаголов

  1. Ставим глагол в начальную форму
  2. Если глагол в начальной форме заканчивается

на –ить + 11 глаголов-исключений ( гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть , и терпеть , и зависеть , и вертеть ), то это глагол 2 спряжения. Тогда в личном безударном окончании в ед.ч. напишем -И, а во мн.ч. -АТ/-ЯТ

пример: (говор ить ) говорИшь – говорЯТ (2 спр., поэтому в ед.ч. -И, а во мн.ч. –ЯТ)

  1. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению + брить, стелить. В 1 спряжении в личном безударном окончании в ед.ч. пишем –Е, а во мн. ч. –УТ/-ЮТ

пример: (дел ать ) делаЕшь – делаЮТ (1 спр., поэтому в ед.ч. –Е, а во мн.ч. – ЮТ)

  • Время – прошедшее (действие происходило; что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?), настоящее (действие происходит в данный момент; что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают?), будущее (действие будет происходить; что буду делать? что будем делать? что будешь делать? что будете делать? что будет делать? что будут делать? что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаете? что сделает? что сделают?)
  • Вид – несовершенный (что делать?), совершенный (что сделать?)

Образец фонетического разбора 1

  1. Запишите слово. Разделите слово на слоги. Поставьте ударение.
  2. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
  3. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
  4. Опишите звуки:
  • Гласный, ударный или безударный.
  • Согласный, глухой, звонкий или сонорный, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  1. Сосчитайте и запишите количество звуков.

я-[й] – согл., сонор., мягк. непар.

[а] – гласн., ударный

м-[м] – согл., сонор., тверд. пар.

a-[а] – гласн., безудар.

2 слога, 3 буквы, 4 звука

Образец морфемного разбора 2

Образец морфологического разбора 3

Порядок морфологического разбора глагола

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (неопределённая форма).

2) Постоянные признаки:

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

3) Синтаксическая роль в предложении.

Ходил – глагол, обозначает действие

  1. (что делал?) ходил, н.ф. (что делать?) ходить

II. пост. пр. 2 спр., нес.в., непост. пр. ед.ч., прош.вр., м.р.

III. (что делал?) ходил

(у) меня – местоимение, используется вместо имени

I. (у кого?) у меня, н.ф. (кто?) я

III. (у кого?) у меня

Порядок морфологического разбора имени существительного

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

2) Постоянные признаки:

собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.

3) Синтаксическая роль в предложении.

( с) мамой – существительное, обозначает предмет

  1. (с кем?) с мамой, н.ф. (кто?) мама
  2. Пост.пр. нариц., одуш., 1 скл., ж.р., непост. пр. Тв.п., ед.ч.
  3. (с кем?) с мамой

Порядок морфологического разбора имени прилагательного

Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

1) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2) Род (в ед. числе); падеж; число.

3) Синтаксическая роль в предложении.

о деревянной (доске) – прилаг., обозначает признак предмета

  1. (о доске какой?) о деревянной, н.ф. (какой?) деревянный
  2. Пр.п., ед.ч., ж.р.
  3. о доске (какой?) деревянной

План разбора наречия

Часть речи. Общее значение.

I. Морфологические признаки.

1. Неизменяемое слово.

II. Синтаксическая роль.

(говорить) быстро – наречие, обозначает образ действия

  1. неизменяемая часть речи, (говорить как?) быстро
  2. (говорить как?) быстро

Образец синтаксического разбора 4

План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Я напишу письмо брату сегодня . (Простое, повеств., невосклиц., распр.)

Теория по русскому языку для 5 класса к программе Баранова

1. Лингвистика – это наука о языке, языкознании, языковедении.
Лингвистический – это языковедческий, связанный с языком.

2. Морфема – это значимая часть слова.
Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Бегать, звонок, отвар, просмотр.
Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.
Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.
Дом, лес, перелет.
Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.
Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.
Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.
Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.
Вода, воде, воды.
Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.
Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
Старик, рыбачил, рыбка, золотую.
Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.
По – ы – ход; походы

3.Орфография – это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.
Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.
Есть ещё орфограммы:
Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.
Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.
Орфограмма – слитное написание: небольшой домик.

4. Орфограмма №1.
Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).
Порядок ответа по орфограмме №1.
В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е,так как она проверяемая ударением в слове реки.

5. Орфограмма №2
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.

6. Орфограмма №3.
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная.

Дуб (дубы), дорожка (дороженька), близкий (близок).
Порядок ответа по орфограмме №3.
В корне слова «берёзка» (берёза) пишу проверяемую согласную з, так как она отчётливо произносится в проверочном слове берёза перед гласной а.
Примеры: плод, луг, прут, плот, рот, лук, молод, пруд, молот, низкий, скользкий, жуткий, лёгкий, мягкий, чуткий.
Честный
Известный
Местный
Счастливый
Прелестный
Устный
Интересный (интересен)
Вкусный (вкусен)
Чудесный (чудесен)
Опасный (опасен)
Прекрасный (прекрасен)
Ужасный (ужасен)
Примеры: окрестность, радостный, грустный, вкусный, чудесный, вестник, прекрасный, интересный, участник, неизвестный.

8. Орфограмма № 5.
После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а, не пишутся ы, ю, я.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
Примеры: чудеса, шиповник, начальный, овчарка, жирный, щавель, животное, в нашу рощу, широкий, чужой, щупальце, стучать, пищать, сшить, чувствовать, прыгать с парашютом, строгое жюри.

9. Орфограмма № 6.
Разделительный Ъ пишется перед буквами ё, е, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь.
Примеры: объяснение, пью, семья, соловьи.
Порядок ответа по орфограмме № 6
Идёт объяснение урока.
В слове «объяснение» я пишу Ъ разделительный знак, так как он употребляется после приставки на согласную букву перед гласной я.
Примеры: объединиться, подъехать, письмо, съедобный, взъерошенный, серьёзная, друзья, мальчик, косьба, вьются.

10. Орфограмма № 7.
Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят.
Коля подбежал под дерево.
Вывод:
1. Предлог – слово, а приставка – часть слова.
2. Перед глаголом предлогов не бывает, у глаголов есть только приставки, которые пишутся слитно.
3. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Порядок ответа по орфограмме № 7.
На солнышке. Это орфограмма-пробел. На – предлог, пишу с существительным раздельно, так как между предлогом и словом можно вставить вопрос или третье слово.
Нашёл. Это глагол. На – приставка, так как у глаголов предлогов не бывает.
Запомнить!
Из-за
Из-под
Васька вылез из-под сарая. Из-за дач видны верхушки сосен.
11. Предложение – это грамматическая единица речи, выражающая законченную речь.

12. Текст – это ряд (группа) предложений, связанных по смыслу, для выражения развёрнутой мысли.
Признаки текста:
1. Наличие группы предложений.
2. Смысловая связь.
3. Единство темы, предмета речи.
4. Наличие идеи (основной мысли) и её развитие.
У текста может быть заглавие.
Тема – это то, о чём говорится в тексте (в сочинении, в сказке, в рассказе и т.д.).
Идея текста – это главная (основная) мысль текста, это то, о чём хотел сказать автор читателю.

13. Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения (то есть подлежащее и сказуемое).

14. Часть речи – это большая группа слов, которая имеет определённое лексическое значение (это самостоятельные части речи) или для чего-то служит (это служебные части речи), имея какие-то особенные морфологические признаки.

15. Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.

16. План – это последовательно расположенные, кратко озаглавленные части текста.

17. –Тся и –ться в глаголах (орфограмма № 23).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ться (с буквой ь).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает? (что сделает?) что делают (что сделают?) пишется -тся.
Пошли (что делать?) купаться (неопр. форма)
Он (что делает?) купается (3-е лицо)
Порядок ответа по орфограмме № 23
Дело мастера (что делает?) боится. Ставлю вопрос к глаголу. Дело (что делает?) боится. В вопросе нет Ь. Это форма 3-его лица ед. числа глагола. Перед суффиксом –ся в окончании глагола Ь не ставится.
Надо улыбаться. Ставлю к глаголу вопрос. Надо (что делать?) улыбаться. В вопросе есть Ь, поэтому это начальная форма. Пишу –ть перед –ся-.
18. Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени
Личные окончания глаголов (орфограмма № 25).
К I-ому спряжению относятся все глаголы, начальная форма которых оканчивается на –ать, -ять, -оть, -еть.
Ко II-ому спряжению относятся все глаголы –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть; 4 глагола на –ать: дышать, гнать, держать, бежать.
Порядок ответа по орфограмме № 25.
Работает. Ставлю ударение. Окончание безударное. Образую начальную форму глагола. Начальная форма – работать, она заканчивается на –ать. Значит, это глагол I-го спряжения, поэтому в безударном личном окончании глагола пишется гласная е.
19. Имя существительное –это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Море, бег, красавица, дело, жар, люди.
Порядок ответа по склонениям имён существительных
Шкаф – это существительное IIсклонения, так как оно м.р., с нулевым окончанием, в И.п., в ед. числе.
Шляпа – это существительное Iсклонения, так как оно женского рода, окончание –а в И.п., ед. числа.
Склонение – это изменение существительных по падежам.
Окончания Е и И у существительных в ед. ч.
Падежи I скл. II скл. III скл.
Родительный п. -и (-ы) – -и
Дательный п. -е – -и
Предложный п. -е -е -и
Порядок ответа по правописанию окончаний Е и И у существительных в единственном числе
В корзине. У существительного «в корзине» пишу окончание Е, так как это существительное Iскл. в П.п.
20. Орфограмма №8.
Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только IIIсклонения. У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется.
Рожь (IIIскл.), грач (не IIIскл.), туч (не IIIскл.).
21. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие? и обозначает признак предмета.
Прилагательное согласуется с существительным, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное.
Я любуюсь красивым клёном (м.р., ед. ч., Т.п.).
Из-под жёлтого листочка; в дальнем походе; к раскидистой ели; на могучем дубе.
22. Стиль речи – это разновидность речи, выраженная в каких-то особенных признаках.
Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, чувствами, мы пользуемся разговорным стилем речи.
Сообщаем научные сведения, объясняем факты в научном стиле.
Если рисуем словами образно, выразительно какую-то картину, то пользуемся художественным стилем.
23. Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.
24. Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания в предложении. В русском языке их 10:
. , ; ? ! : « » – ( ) …
25. Словосочетание – это соединение двух, реже трех слов, связанных по смыслу и грамматически.
В отличие от слова, словосочетания более точно, более конкретно называют предметы, признаки, действия. Словосочетания состоят из главной и зависимой части.
Главное слово – это слово, от которого ставится вопрос в словосочетании. Осенний день.
Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.Зависимое слово связывается с главным по смыслу, смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
Праздник ветеранов, дробь барабанов, слышится давно.
Глагольное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является глагол.
Именное словосочетание – это такое словосочетание, в котором главным словом является имя прилагательное или существительное.
Внимание.
Он учится. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, так как это целое предложение, выражающее законченную мысль.
26. Разбор словосочетания.
Порядок разбора.
1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
2. Определить, какой частью речи является главное слово.
3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
4. Определить тип словосочетания (глагольное или именное).
иду быстро (глагольное)
яркое солнце (именное)
27. Предложение (см. №11).
28. Грамматика – это совокупность (= общее количество правил) об изменении слов и объединении слов в предложения. Морфология и синтаксис – основные части грамматики.
Пунктограмма – это то место в предложении, где нужно решить пунктуационную задачу, применив в пунктуационное правило.
Выполнить пунктуационный разбор – это значит объяснить, какие знаки и препинания надо поставить в предложении и почему.
Признаки предложения.
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. В предложении есть интонация конца предложения.
3. Наличие смысловой и грамматической связи слов в предложении.
29. Виды предложения по цели высказывания.
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.
Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.
Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.
30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.
Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.
31. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.

Справочник по русскому языку. 5-11 класс

  1. п.3. Непроизносимые согласные в корне и суффиксе
  2. п.4. Двойные согласные в корне слова
  3. п.5. Чередование согласных в корне
  1. п.13. Правописание сложных слов
  2. п.14. Соединительные гласные о и е в сложных словах
  1. п.26. Диалектизмы
  2. п.27. Профессионализмы
  3. п.28. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
  4. п.29. Неологизмы
  5. п.30. Жаргонизмы
  6. п.31. Варваризмы
  7. п.32. Интернационализмы
  8. п.33. Экзотизмы
  1. п.43. Официально-деловой стиль
  2. п.44. Публицистический стиль
  3. п.45. Научный стиль
  4. п.46. Разговорный стиль
  5. п.47. Художественный стиль речи
  1. п.51. Понятие о морфемике
  2. п.52. Основа слова
  3. п.53. Корень
  4. п.54. Аффиксы (приставка, суффикс, постфикс)
  5. п.55. Флексии (окончание, формообразовательный суффикс)
  6. п.56. Интерфикс
  7. п.57. План морфемного разбора слова
  1. п.60. Понятие об имени существительном
  2. п.61. Собственные и нарицательные имена существительные
  3. п.62. Категория одушевленности неодушевленности имен существительных в русском языке
  4. п.63. Категория рода. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных. Род аббревиатур. Род имен существительных, пишущихся через дефис
  5. п.64. Категория склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные
  6. п.65. Непостоянные признаки. Категория числа. Категория падежа. Склонение имён существительных (таблица)
  7. п.66. Синтаксическая роль существительного в предложении
  8. п.67. Словообразование имен существительных (таблица)
  1. п.75. Понятие об имени прилагательном
  2. п.76. Лексико-грамматические разряды: качественные, относительные, притяжательные имена прилагательных. Переход имён прилагательных из разряда в разряд
  3. п.77. Степени сравнения качественных имён прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная степень
  4. п.78. Полная и краткая форма качественных и притяжательных имён прилагательных
  5. п.79. Непостоянные признаки: склонение имён прилагательных, несклоняемые имена прилагательные
  6. п.80. Синтаксическая роль имён прилагательных
  7. п.81. Переход имён прилагательных в существительные (субстантивация)
  8. п.82. Словообразование имён прилагательных
  9. п.83. Формы субъективной оценки
  1. п.93. Понятие об имени числительном. Постоянные признаки
  2. п.94. Непостоянные признаки: категория рода, числа, падежа
  3. п.95. Словообразование имён числительных
  4. п.96. Синтаксическая роль имён числительных
  5. п.97. Правописание и склонение количественных, дробных, собирательных, порядковых имён числительных
  6. п.98. Правописание НЕ с именами числительными
  7. п.99. Слитное, раздельное и дефисное написание имён числительных

Подробный справочник по русскому за 5-11 класс

Знакомясь в режиме онлайн со справочником по русскому языку 5-11 класс, вы видите не просто обычное учебное пособие, а издание с доступным изложением материала. Систематизированное содержание дает глубокие познания тем, кто впервые изучает предмет. Выпускники школ и будущие абитуриенты могут закрепить уже имеющиеся навыки. Которые пригодятся не только при сдаче экзамена, но и разовьют способности грамотно писать и изъясняться. Наглядные изображения в виде схем и таблиц облегчают понимание уроков.

Справочник также будет полезен для студентов и взрослых людей, стремящихся постоянно расширять горизонты своей эрудиции и оттачивать разговорную речь. Правильное произношение слов и безошибочное оформление резюме открывают большие возможности на собеседовании при устройстве на престижную работу.

Алгоритмы дляя 5 класса по русскому языку и памятки по литературе

Алгоритм синтаксического разбора простого предложения.

Ищу грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркиваю, указываю части речи. Средство связи (союз), если есть, обвожу в кружочек.

Ищу группу подлежащего :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

3. Ищу группу сказуемого :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

4. Ищу группу второстепенных членов :

а) подчеркиваю как члены предложения,

б) указываю части речи.

Если есть однородные члены предложения, указываю средство связи (союз обвожу в кружочек).

5. Даю синтаксическую характеристику предложения :

а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

б) по интонации (восклицательное, невосклицательное);

в) по наличию грамматических основ (простое, сложное)

г) по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное);

д) указываю осложнение (однородные члены предложения, обращения, вводные слова…).

6. Составляю схему предложения (указываю грамматическую основу и осложнение, средства связи пишу, но не обвожу).

Пр. Прил. Прил. Прил. Сущ. Гл. Прил. Сущ.

На сухую , твердую , мерзлую землю упал ранний снег . (Повеств.,

невоскл., пр., распр., осл. ОЧП (опр.)).

Алгоритм фонетического разбора слова

Звуко – буквенный анализ слова

1.Запиши слово, раздели на слоги, запиши транскрипцию слова.

2.Сосчитай и запиши: сколько слогов, гласных и согласных букв в данном слове.

4.В столбик выпиши все буквы этого слова.

5.Слева от каждой буквы запиши в квадратных скобках справа транскрипцию звука.

6.Охарактеризуй каждый звук:

а) гласные: ударный или безударный;

б) согласный: звонкий или глухой (парный или непарный);

твёрдый или мягкий (парный или непарный);

7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.

Образец устного разбора:

В слове пе – нал – 2 слога , 2 гласные , 3 согласные . Второй слог ударный .

Буква пэ обозначает звук [ п ‘]. Это согласный , глухой парный , мягкий парный .

Буква е обозначает звук [ и ]. Это гласный , безударный .

Буква эн обозначает звук [ н ]. Это согласный , звонкий непарный , твёрдый парный .

Буква а обозначает звук [ а ]. Это гласный ударный .

Буква эль обозначает звук [ л ]. Это согласный , звонкий непарный , твёрдый парный .

В слове пенал 5 букв , 5 звуков .

Образец устного разбора:

Пе/нал – [п’ и н а / л ] – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

п – [п’] – согл., глух. парн., мягк. парн.

н – [н] – согл., звонк. непарн., тв. парн.

а – [а / ] – гласн., уд.

л – [л] – это согл., звонк. непарн., тв. парн.

Алгоритм морфемного разбора слова

1.Выделяем окончание.

Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем число, у прилагательного – род):

стен а – стен ы (существительное)

син ий – син яя (прилагательное)

рису ет – рису ют (глагол)

2 .Выделяем основу слова.

В основу входит всё, кроме окончания, глагольных суффиксов –л-, -ть, -ти,

3 .Выделяем корень.

Называем родственные слова, выделяем общую часть.

стен а – стен ка

4 .Между корнем и окончанием выделяем суффикс.

5 . Перед корнем выделяем приставку.

При стенок

5 . После окончания у глагола выделяем постфикс.

Пример устного разбора слова по составу .

Стенка. В слове стенка окончание -а, потому что стенк и. Основа слова всё, кроме окончания – стенк . Корень – стен , потому что стен а. Суффикс – к .

Вернулся В слове вернулся окончание – нулевое, потому что вернулАсь, вернулИсь. Основа слова всё, кроме окончания и формообразующего суффикса прош.вр.- верну-ся Корень – вер, потому что вернуть, вертеть. Суффиксы –ну, – л, постфикс – ся .

Аффиксальные.

Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

Безаффиксные.

Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация: РФ

4.Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс .

Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно – плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час – сейчас.

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень. (А. Пушкин.)

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения

Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц

Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению

Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)

Близкие по звучанию, но различные по значению слова

Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное

Меч правосудия, море света

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности

Драники, шанежки, буряки

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий

Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква.

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии

Камбуз, боцман, акварель, мольберт

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску

Бессмертие, стимул, превалировать.

Слова, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера

Болван, вертихвостка, вихлять

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы

Будет буря — мы поспорим

И помужествуем с ней.

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка

другими, обозначающими те же понятия

Изрядный — отличный, рачительный — заботливый,

Слова, перенесённые из слова других языков

Парламент, сенат, депутат, консенсус

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц

Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

1собственное или нарицательное;

2одушевлённое или неодушевлённое;

5число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа);

непостоянные морфологические признаки:

1число (если слово изменяется по числам);

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

I Ехал (в чём?) в поезде. Н. ф. – поезд.

II Пост: нариц, неодуш, м. р, 2 скл.; непост.:в ед. ч., П. п.

III Ехал (в чём?) в поезде.

(Из) Петербурга – сущ

I Шедшем (откуда?) из Петербурга. Н. ф. – Петербург.

II Пост.: собств., неодуш., м. р., 2 скл., ед. ч.; непост.: в Р. п.

II I Шедшем (откуда?) из Петербурга.

(Для) курящих – сущ.

I В отделении (для кого?) для курящих. Н. ф. – курящий.

II Пост.: нариц., одуш.; непост.: во мн. ч, Р.п

I II В отделении (для кого?) для курящих

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).

II Постоянные морфологические признаки:

разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное ).

непостоянные морфологические признаки:

1 только для качественных прилагательных:

а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);

б) полная или краткая форма;

род (в единственном числе),

III Вопрос к разбираемому слову. (Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).)

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем – прил.

На песке ( каком?) горячем. Н. ф. – горячий

Пост.: качеств.; непост.: в полож.ст., в полной ф., ед.ч., м. р., П. п.

На песке (каком?) горячем.

(От) южного – прил.

От солнца ( какого?) южного. Н. ф. – южный.

Пост.: относит .; непост.: в ед. ч., ср. р., Р. п.

От солнца (какого?) южного.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Страна ( какова?) хороша. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в полож. ст., в краткой форме, в ед. ч., ж. р..

Страна ( какова?) хороша .

Россия ( какова?) лучше. Н. ф. – хороший.

Пост.: качеств.; непост.: в сравн. ст.

Россия (какова?) лучше

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины – прил.

На слова ( чьи?) сестрины. Н. ф. – сестрин.

Пост.: притяж.; непост.: во множ. ч., В. п.

На слова (чьи?) сестрины .

Алгоритм морфологического разбора слова

I Вопрос к разбираемому слову. Начальная форма (инфинитив).

II Постоянные морфологические признаки:

1 вид (совершенный, несовершенный);

2 возвратность (невозвратный, возвратный);

3 переходность (переходный, непереходный);

непостоянные морфологические признаки:

2 время (в изъявительном наклонении);

4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и условного (сослагательного) наклонения единственного числа).

III Вопрос к разбираемому слову. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

I Кататься (что делаешь?) любишь. Н. ф. – любить.

II Пост.: несов. вид., невозвр., переход., II спр.; непост.: в изъяв.накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.

I II Кататься (что делаешь?) любишь.

I Любишь (что делать?) кататься. Н. ф. – кататься.

II Пост.: несовер. вид, возвр., неперех .,I спр.; непост.: инфинитив (неизменяемая форма).

I Любишь (что делать?) кататься.

Началась пахота (Пришвин).

I Пахота (что сделала?) началась. Н. ф. – начаться.

II Пост.: соверш. вид, возвр., непереход ., I спр.; непост.: в изъяв накл ., прош. вр., ед. ч., ж. р..

I II Пахота (что сделала?) началась.

Средства выразительности речи

Фонетические выразительные средства основываются на свойствах звуков и особенностях их восприятия. К ним относятся:

аллитерация – повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков: Свищет ветер, серебряный ветер (С. Есенин). Повторяющийся звук [с] имитирует свист ветра.

ассонан с – повторение в тексте одинаковых гласных звуков: Быстро леч у я по рельсам ч у г у нным, Д у маю д у му свою… (Н. А. Некрасов).

Лексические выразительные средства (тропы) основываются на использовании переносных значений слов. К ним относятся:

аллегория (иносказание) – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ: Лиса – хитрый человек.

гипербола – художественное преувеличение: Жду целую вечность.

ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому: Да куда уж мне, глупому, до тебя!

литота – художественное преуменьшение: “мальчик с пальчик”

лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания;

метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве: Горит восток зарёю новой (А. С. Пушкин).

метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий: читаю Пушкина, деревня обсуждает.

олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы: компьютер ожил, ласковый дождик.

перифраза – замена слова (словосочетания) описательным оборотом: “северная столица” (Петербург), “люди в белых халатах” (врачи).

сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры: Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская).

синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного: Пуще всего береги копейку (Н. В. Гоголь).

сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак: Как пахарь, битва отдыхает (А. С. Пушкин).

эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление: золотая рожь.

К выразительным средствам синтаксиса (фигурам речи) относятся:

анафор а – одинаковое начало нескольких соседних предложений: Край ты мой заброшенный, Край ты мой , пустырь. (С. А. Есенин).

антитеза – противопоставление: “Преступление и наказание” (Ф. М. Достоевский).

бессоюзие – построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены: Пpямo дopoжeнькa, нacыпи yзкиe, Cтoлбики, peльcы, мocты. (H.A. Heкpacoв)

г радация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Взорвали, взрыли, смыли, смели (В. Маяковский).

именительный темы расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости: Снегири! Как же я не замечал их раньше! (А. И. Солженицын)

инверсия – нарушение прямого порядка слов: Белеет парус одинокий. (М.Ю. Лермонтов).

композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты. (Н.Сладков)

многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза: Как тускло пурпурное пламя, Как мёртвые жёлтые утра! Как сеть ветвей в оконной раме. (И. Анненский).

оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов: живой труп.

парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки: Пришли соседи. Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт (С. Есенин).

риторический вопрос, восклицание, обращение выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия: О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.Некрасов)

ряд однородных членов использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.

синтаксический параллелизм сходное строение фраз: Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура (Д.Лихачёв).

умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять: Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. (М. Ю. Лермонтов).

эллипсис – “пропуск” слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи: Зверю – берлога, страннику – дорога, мёртвому – дроги, Каждому – своё (М. Цветаева).

эпифора – одинаковая концовка: – Лес не тот! – Куст не тот! – Дрозд не тот! (М. Цветаева).

Среди выразительных средств морфологии выделяют использование грамматических форм в непрямом значении и преобладание в тексте одной части речи.

Окказионализмы и суффиксы субъективной оценки являются выразительными средствами словообразования :

окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования : Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда (С. А. Есенин).

Правила по русскому языку для 5 класса

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

или обозначают 2 звука.

Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

В русском языке 36 согласных звуков.

В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

Согласный звук может быть:

– твёрдым или мягким;

– звонким или глухим;

Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

А остальные – звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, 3 – С.

Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

Написание некоторых из них надо запомнить.

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

В случае затруднения обращайся к словарю.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Написал, записал, приписал, списал, дописал

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

Сосна росла (у) берега.

Сосна росла у (чего? самого) берега.

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

Запомни: лестница, праздник, чувство

Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

В корнях слов.

Например, цирк, цифра.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

В окончаниях.

Например, синицы, куцый.

В словах на – ция.

Например, акция, лекция.

В словах с суффиксом

– ын . Например, курицын.

ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

Например: лучом, душем.

СОСТАВ СЛОВА

Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

1 1. Слова переносятся по слогам .

Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

Например: ака-ция, мир, яма

3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; – „ )

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

(Например, писатель, рак)

Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

(Например, дождь, вода)

Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

Например, Валентина, Новгород, Барсик

Все остальные – нарицательные.

Например, город, кошка, сестра, дом

Имена существительные бывают:

Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

Мужского рода (он мой), например, стол, год.

Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

во множественном числе – два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам.

Именительный – (есть) кто? что?

Родительный – (нет) кого? чего?

Дательный – (подошёл) кем? чем?

Винительный – (вижу) кого? что?

Творительный – (доволен) кем? чем?

Предложный – (думаю) о ком? о чём?

Как отличить И. п. от В. п.

Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

Как отличить Р. п. от В. п.

Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

1 склонения. (кошка)

Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я в именительном падеже.

2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

  1. определить падеж
  2. определить склонение
  3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

(окончания: – ой, – ый, – ий)

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

имени прилагательного нужно:

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Какие основные правила по русскому языку нужно знать ученику 5 класса?

Какие основные правила по русскому языку нужно знать ученику 5 класса, хочу немного проверить сына на знание правил русского языка, с первого по пятый класс.

окончания,приставки суффиксы, правил иоре, Русский язык богат и могуч, всех правил уже и не помню кроме жи ши, ча ща. и окончания ешь еть надо подбирать проверочные слова

Из раздела о науке и языке: Фонетика и Графика:

1) Правила постановки ударения в словах и понятие ударение.

2) Правила написания “ь”-кого знака в конце слов и после шипящих.

3) Правила переноса слов и понятие слог.

4) Правила написания прямой речи.

5) Правила написания гласных после буквы “ц” – написание букв “и” и “ы” после буквы “ц”; правила написания букв “о” и “е” после “ц” (правило ударения).

Из раздела науке о языке: Морфемика:

1)Правило написания безударных гласных в корне слова.

2)Правописание корней с чередованием гласных “а – о”.

3)Правописание корней с чередованием гласных “е – и”.

4)Правописание согласных и гласных в приставках.

5)Правописание приставок “пре и при”.

Из раздела науке о языке: Синтаксис и пунктуация:

1) Главные члены предложения (их обозначение в схеме предложения, вопросы к членам предложения, их постановка в предложении).

2) Второстепенные члены предложения ( их определение, обозначение в схемах предложения, вопросы задаваемые к членам предложения для их правильности постановки.)

3) Предложения с однородными членами (постановка знаков препинания в этих предложениях).

4) Предложения с обращениями (постановка знаков препинания в этих предложениях).

5) предложения с вводными словами (постановка знаков препинания в этих предложениях).

6) Сложносочиненные предложения (постановка знаков препинания в этих предложениях).

7) Сложноподчиненные предложения (постановка знаков препинания в этих предложениях).

Это самые основные правила, которые нужно знать ученику 5-ого класса.

Данныей ответ основан на основе прочитанной книги: “Русский Язык – Теория; В.В.Бабайцева, Л.Д Чеснокова, ООО “”Дрофа””, 1999 год, Издано в 2001 году, Москва”.

Один из моих племянников учился в 5-ом классе по этой книге. Данная программа русского языка состояла из 3-ех учебников: 1)Русский язык: “Практика”; 2) Русский язык: “Теория”, 3) Русский язык: “Русская речь”. Т.е. нужно было брать на урок сразу 3 учебника ро русскому языку.

В каждой школе для пятиклассников, обучающихся русскому языку, составляется рабочая программа. Её критерии формулируются на основании некоторых нормативных документов Министерства образования (в частности – ФГОС). То есть сводятся в итоге приблизительно к одному. Данная программа может включать в себя следующие основные правила:

Всё, что было изучено ранее. Это знаменитые буквы “а”, “и”, “у” после шипящих. Различение и правописание разделительных “Ъ” и “Ь”. Необходимость раздельного написания различных предлогов со словами. “-Тся” и “-ться” в глагольных формах.

Пунктуация. О знаках препинания в конце предложений. О знаках между подлежащим и сказуемым (в частности – о тире). Оформление (пунктуационное) прямой речи. Знаки в случае появления в предложении однородных членов.

Фонетика. В каких случаях мягким знаком нужно обозначать мягкость согласных.

Лексика. Правила различения многозначных слов и омонимов. Использование синонимов и антонимов. Этот материал я отношу к правилам очень условно.

Орфография. “З” или “С” в так называемых парных приставках. Корни “-лаг-” и “-лож-“, выбор в них необходимой гласной. Буквы “о” или “а” в таких корнях как “-раст- и “-рос-“. Выбор между Ё и О в корнях после шипящих. Буква Ц и гласные И или Ы после неё.

Пожалуй, это наиболее сложный раздел.

Помимо перечисленного, в программы могут включаться некоторые другие правила, в зависимости от выбранного учебника. Назовём их правилами второго порядка. Кроме правил, пятиклассники изучают и достаточно много теоретического материала. Его традиционно к правилам относить не принято.

Ссылка на основную публикацию