Диктанты по русскому языку – 8 класс 3 четверть

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 8 класс

Здесь представлены контрольно – измерительные материалы по русскому языку для 8 класса (ФГОС) Диктанты собраны по ключевым темам, имеют грамматические задания, есть тестовые работы Есть вводный и итоговые диктанты. Материал можно использовать для подготовки к ВПР по русскому языку, для комплексного анализа текста. Также тексты диктантов можно использовать для работы по развитию речи, как часть творческого задания.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Вводный контрольный диктант

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

2.Контрольный диктант по теме «Словосочетание и простое предложение»

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.

Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

Огромный клен, возвышавшийся над садом, стал еще больше и виднее.

Виднее стала и главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зеленой грядой.

А ниже клена лежало нечто сплошное, кудрявое, сливочное.

И все это: огромная пышная вершина клена, светлая зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – все поражало не только густотой, но и свежестью, новизной.

На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее. По целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке. И везде в комнаты глядели то зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья.

Грамматическое задание:

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1 вариант – второе предложение первого абзаца;

2 вариант – последнее предложение последнего абзаца.

2. Из последнего абзаца выпишите по одному примеру на виды подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

3. Определите способ образования слов:

вариант – протянулись;

2 вариант – нечто.

4.Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями и вводными конструкциями»

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь.

Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: I вариант — № 4, 5; II вариант — № 12, 13.
2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: I вариант — № 2, 10; II вариант— № 5, 8.

5.Диктант по теме «Обособленные определения и приложения»

Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком.

До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1 вариант – первое предложение первого абзаца;

2 вариант – второе предложение второго абзаца.

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание:

1 вариант – из второго предложения первого абзаца;

2 вариант – из первого предложения второго абзаца.

3. Определите способ образования слов:

1 вариант – серебряные;

2 вариант – чудеснейший.

6. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

ВЕСЕННЕЕ УТРО

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

В густой, буйной траве дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестрит цветами: скромными синими колокольчиками, белыми пахучими ромашками, дикой гвоздикой, горящей пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.

Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку.

Кое-где в глубоких и узких балках еще лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки. Неутомимые кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась, ожила, и кажется, что она дышит глубокими, ровными, могучими вздохами.

Задания к тексту:

1) Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) Начертите схему предложения, выделенного курсивом.

3) Выполните морфемный и морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия из текста.

7. Итоговая контрольная работа ( тестирование).

1. Найдите и отметьте словосочетание.

а) менее удобный

в) идти по дороге

г) перед выступлением

2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании читать книгу?

б) предлогом и окончанием

в) только по смыслу

3. Укажите словосочетание со связью согласование.

б) правдивый по натуре

в) крайне неприятно

4. Укажите словосочетание со связью управление.

а) что-то необычное

б) прикрикнул на собаку

в) слишком глубоко

5. Укажите словосочетание со связью примыкание.

а) недостаточно прочно

в) приехать в лес

г) бледный от испуга

6. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.

а) снежные равнины – примыкание

б) прилетает с добычей – управление

в) лучший ученик – согласование

г) крепко держаться – примыкание

7. Укажите ошибку в определении способа связи.

а) каждый день – согласование

б) со второй командой – управление

в) никогда не будет – примыкание

г) заросло камышом – управление

8. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

а) рецензия о книге

б) отзыв на роман

в) отчёт о работе

г) опираться на фактах

9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

За правое дело стой смело.

10. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

а) Вчера посадили мы дерево.

б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.

г) Сквозь тучу пробился луч солнца.

12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

б) Некоторые отошли в сторону.

в) Далече грянуло ура.

г) У самой воды стояла скамеечка.

13. Укажите грамматическую основу предложения.

Старый огородник услышал песню скворца.

а) услышал песню

б) огородник услышал

в) старый огородник

г) песню скворца

14. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

а) Дежурные внимательно следили за порядком.

б) Вдруг все остановились и замолчали.

в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

г) Учиться всегда пригодится.

15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Мрачен свод голубых небес.

б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

в) Посоветовались бы сначала со мной!

г) Они были первыми.

16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

Его нужно было поддержать в эту минуту.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) сказуемое отсутствует

17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

а) Я буду выступать в заключительном концерте.

б) Всю дорогу пассажиры клевали носом.

в) Решайте быстрее!

г) Человек должен стремиться к высшей цели.

18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

а) Родители не должны оставлять детей без присмотра.

б) В доме коменданта был я принят как родной.

в) Долго будет Карелия сниться.

г) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.

19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.

б) Бопре в отечестве своем был парикмахером.

в) Я был готов провалиться сквозь землю.

г) Мы будем петь в хоре.

20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

а) Завтра будет гроза.

б) Пусть будет по-вашему.

в) Я буду петь в этом концерте.

г) Она будет хорошим специалистом.

21. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

а) свитер из шерсти

б) пиджак в клетку

в) ученик первого класса

г) платье цвета беж

22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

б) Я должен найти ключ к этой тайне!

в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

г) Продолжали упорно тренироваться.

23. Какое приложение пишется через дефис?

а) (товарищ) полковник

в) (храбрецы) воины

г) (девушка) медсестра

24. Выпишите из данного предложения приложение.

В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.

25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

Диагностические материалы 8 класс. Контрольные диктанты

  • Разработки уроков русского языка и литературы (4)
  • Внеклассные мероприятия (3)
  • Контроль знаний по русскому языку и литературе (5)

Диагностические материалы 8 класс. Контрольные диктанты

Контрольные диктанты

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в начале года»

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чаши, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные звуки.

(З. Воскресенская) (106 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

I вариант II вариант

1.Выполните морфемный разбор слов:

2. Выполните морфологический разбор слов:

обращенный к востоку 3 сдувает с деревьев 3

3.Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

Контрольный диктант № 2 по теме «Главные члены предложения»

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

«Слово о полку Игореве» — настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова. » был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения — это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска — горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем. (119 слов) Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I в а р и а н т: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II в а р и а н т: Его «золотое слово» — это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2.Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее н сказуемое: (Задание общее для обоих вариантов.)

1) Игорь, самоотверженно бившийся с «погаными половцами» — патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова. » был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3.Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака вставал во всем своем величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе пронеслись самолеты-истребители. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшего во весь дух в чащу.

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1 Укажите виды обстоятельств:

I в а р и а н т —в 1-м и 2-м абзацах.

II в а р и а н т — в последнем абзаце.

2. Разберите по членам предложения (подчеркните главные и второстепенные члены предложения) во всех предложениях в 4-м абзаце (Старый лось. и т.д.).

Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с однородными членами»

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей.

(К. Паустовский) (125 слов)

Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:

1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово пометьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I в а р и а н т — в первом предложении и 1-м абзаце;

II в а р и а н т —во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.

Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Обособленные второстепенные члены предложения»

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога — все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.

Так как текст достаточно большой, задания, по усмотрению учителя, можно не предлагать, или дать одно задание, которое отдельно оцениваться не будет.

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

2) Подчеркните в тексте:

I в а р и а н т — обособленные обстоятельства;

II в а р и а н т — обособленные определения.

Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Контрольные работы по русскому языку за 3 четверть, 8,9 кл
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Контрольная работа за 3 четверть по русскому языку 9 класс. Диктант “Лесной ручей” и 8 класс. Диктант ” Пушкин и книги”, в которых отражены пунктограммы, и зученные обучающимися в 3 четверти и грамматические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku_za_3_chetver_89_kl.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа

за 3 четверть по русскому языку 9 класс

Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеёк и отправляйся берегом его вверх или вниз. Иди ранней весной и увидишь: на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит, распускает пузыри. Всё новые и новые препятствия встречает вода на своём пути, и ничего ей от этого не делается. Только собирается она в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

А вот большой завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот. Но это не слабость, не отчаяние и не жалоба: вода этих чувств не знает. Не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни. В борьбе у ручья есть усилия, но нет никакого сомнения, что рано или поздно он попадет в океан к свободной воде.

И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду.

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало.

2. Выписать из текста диктанта все подчинительные союзы.

3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Иди ранней весной и увидишь на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит распускает пузыри.

4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Первое предложение диктанта.)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе.

2. Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы.

3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Но это не слабость не отчаяние и не жалоба вода этих чувств не знает .

4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Последнее предложение диктанта.)

Административная контрольная работа

за 3 четверть по русскому языку 8 класс

Книги Пушкин любил с детства. По словам его брата Льва, он, будучи ещё мальчиком, без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руки. Сергей Львович, отец поэта, рассказывал, что Александр уже в самом младенчестве своём показал большое уважение к писателям

К удивлению, Пушкин обладал памятью необыкновенной. Уже на одиннадцатом году он был хорошо знаком с французской литературой. Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. В изгнании поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу, и почти с каждой почтой получал он книжные посылки.

Уезжая в путешествие, Пушкин всегда брал с собой книги. К ним поэт относился очень бережно.

Пушки, очевидно, всегда жил в окружении книг. Сосед по имению, навестивший его в Михайловском, рассказывал, что он застал Пушкина за рабочим столом, на котором лежали журналы, русские и французские альманахи и словари.

Личная библиотека Пушкина, насчитывающая около четырёх тысяч книг, как сообщают газеты, ныне бережно хранится в Санкт – Петербурге.

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении: Ветер гнал по полю широкие золотистые волны.
  2. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Из морской рыбы трески сельди палтуса приготовляют много вкусных блюд.
  3. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Присядем друзья перед дальней дорогой.
  4. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении: Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета
  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении:

За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.

  1. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Везде на полях на лесных просеках и на дорогах пар поднимался от земли.
  2. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Мой друг зрелище бедствий народных невыносимо.
  3. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении:

Герасиму как отличному работнику сразу дали косу

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении: Ветер гнал по полю широкие золотистые волны.
  2. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Из морской рыбы трески сельди палтуса приготовляют много вкусных блюд.
  3. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Присядем друзья перед дальней дорогой.
  4. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении: Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении: Ветер гнал по полю широкие золотистые волны.
  2. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Из морской рыбы трески сельди палтуса приготовляют много вкусных блюд.
  3. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Присядем друзья перед дальней дорогой.
  4. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении: Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении: Ветер гнал по полю широкие золотистые волны.
  2. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Из морской рыбы трески сельди палтуса приготовляют много вкусных блюд.
  3. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Присядем друзья перед дальней дорогой.
  4. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении: Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовления паркета

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении:

За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.

  1. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Везде на полях на лесных просеках и на дорогах пар поднимался от земли.
  2. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Мой друг зрелище бедствий народных невыносимо.
  3. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении:

Герасиму как отличному работнику сразу дали косу.

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении:

За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.

  1. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Везде на полях на лесных просеках и на дорогах пар поднимался от земли.
  2. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Мой друг зрелище бедствий народных невыносимо.
  3. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении:

Герасиму как отличному работнику сразу дали косу.

Грамматическое задание (8 кл.)

  1. Подчеркните определения, определите и напишите, какие они: однородные или неоднородные, при необходимости поставьте знак препинания в предложении:
  2. За рекой поднимались дубовые пихтовые леса.
  3. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово, расставьте знаки препинания и начертите схему однородных членов предложения с обобщающим словом: Везде на полях на лесных просеках и на дорогах пар поднимался от земли.
  4. Определите и надпишите, чем осложнено предложение, Расставьте знаки препинания в предложении : Мой друг зрелище бедствий народных невыносимо.
  5. Графически объясните: обособленным или необособленным является распространенное приложение в предложении:

Герасиму как отличному работнику сразу дали косу

Грамматическое задание (9 кл.)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало.

2. Выписать из текста диктанта все подчинительные союзы.

3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Иди ранней весной и увидишь на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит распускает пузыри.

4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Первое предложение диктанта.)

Грамматическое задание (9 кл.)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало.

2. Выписать из текста диктанта все подчинительные союзы.

3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Иди ранней весной и увидишь на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит распускает пузыри.

4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Первое предложение диктанта.)

Грамматическое задание (9 кл.)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Я пришел к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало.

2. Выписать из текста диктанта все подчинительные союзы.

3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Иди ранней весной и увидишь на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит распускает пузыри.

4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Первое предложение диктанта.)

Грамматическое задание (9 кл)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе.
  2. Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы.
  3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Но это не слабость не отчаяние и не жалоба вода этих чувств не знает .
  4. 4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Последнее предложение диктанта.)

Грамматическое задание (9 кл)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе.
  2. Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы.
  3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Но это не слабость не отчаяние и не жалоба вода этих чувств не знает .
  4. 4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Последнее предложение диктанта.)

Грамматическое задание (9 кл)

  1. Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе.
  2. Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы.
  3. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении : Но это не слабость не отчаяние и не жалоба вода этих чувств не знает .
  4. 4.Определите и напишите вид придаточного предложения ( Последнее предложение диктанта.)

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Темы диктантов для 8 класса:

Диктант Размышления Фомы М. Рапов (92 слова)

Фома очнулся, открыл глаза. Вокруг тьма. Попытался.
Автор: Рапов М.

Диктант (+задания) Последние дни лета (180 слов)

Последние дни уходящего лета пролетают очень быстро. На уже.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант (148 слов)

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина.

Диктант «Бешенство. Меры профилактики»

Бешенство – это заболевание вирусной природы, которое.

Диктант Берегите природу по Л. Лебедеву (148 слов)

«Грибной пик», кажется, достиг своего апогея. Тысячи.
Автор: Лебедев Л.

Диктант В экспедиции Г. Гребнев (101 слово)

Море медленно уходило прочь от берега, яростно рыча и.
Автор: Гребнев. Г.

Диктант Весеннее утро по А. Куприну (131 слово)

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Весна по Е. Бондаревой (126 слов)

Я шла, околдованная весной и теплом. Солнце потоками лучей.
Автор: Бондарева Е.

Диктант Волк Е. Пермитин (97 слов)

Из отступивших наконец бурьянов машина вырвалась на.
Автор: Пермитин Е.

Диктант Дом под кронами дубов по А. Грешневикову (145 слов)

Старый пруд затянуло ряской. Спустившись сюда из сада, мы.
Автор: Грешневиков А.

Диктант Емеля-охотник по Д. Мамину-Сибиряку (225 слов)

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в.
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Диктант Замок (152 слова)

История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени.

Диктант Зачем тигру полоски? (146 слов)

Защитная окраска есть и у птиц, и у зверей, и у спасающихся, и.

Диктант из энциклопедии юного художника (89 слов)

Найдите уточняющие обособленные члены предложения и.

Диктант Избушка в тайге Н. Печерский (84 слова)

Мы долго шли по тайге и нак..нец увид..ли избушку. Время (по).
Автор: Печерский Н.

Диктант К. Паустовский (155 слов)

Озаглавьте текст. Выделите в первых двух предложениях все.
Автор: Паустовский К.

Диктант Кашира (136 слов)

Кашира. Глядя с Оки на отвесные, крутые склоны, на глубокие.

Диктант Лебеди По В. Пескову (144 слова)

В синем холодном небе летят лебеди. В полете эти птицы.
Автор: Песков В.

Диктант Левитан по К. Паустовскому (145 слов)

Этой же осенью Левитан написал «Осенний день в.
Автор: Паустовский К.

Диктант Лунный свет В. Катаев (117 слов)

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень.
Автор: Катаев В.

Диктант Масленица А. Цветаева (104 слова)

Масленица! Склон зимы, удлинившиеся дни, поздние закаты.
Автор: Цветаева А.

Диктант Мастер-умелец С. Афоньшин (126 слов)

По обширной и доброй земле бежала река, такая широкая и.
Автор: Афоньшин С.

Диктант Михайловские цапли С. Гейченко (76 слов)

Михайловские серые цапли. Их много — около полусотни гнёзд.
Автор: Гейченко С.

Диктант Мышиный король По А. Погорельскому (118 слов)

Отворилась большая дверь в конце залы. Все замолкли, встали.
Автор: Погорельский А.

Диктант На Hepли (89 слов)

Недалеко от моего дома, в деревне, протекала река Нерль. Она.

Диктант На главной улице Ю. Нагибин (119 слов)

Они стояли посреди главной улицы селения, пыльного.
Автор: Нагибин Ю.

Диктант На отдыхе (127 слов)

У нас ном..р на ш..стом этаже с вид..м на (Н, н)иагару. Став..м.
Автор: Песков В.

Диктант На пустынном берегу моря А. Новиков-Прибой (140 слов)

Наша п..дводная ло..ка маленькая чуть заметная струнка в.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант На реке осенью по К. Г. Паустовском (164 слова)

Роса была холодная, обильная — настоящая сентябрьская.
Автор: Паустовский К.

Диктант Невский проспект Ю. Герман. (79 слов)

Авт..м..биль сп..койно об..езжал вн..запно заблестевшую от.
Автор: Герман Ю.

Диктант Неприятное событие Ю. Олеша (108 слов)

Вы помните, что тревожная ночь доктора окончилась.
Автор: Олеша Ю. К.

Диктант Новогодняя ёлка Г. Матвеев (102 слова)

Поднявшись в коридор, все остановились. Вдоль стен тянулись.
Автор: Матвеев Г.

Диктант Ночной лес В. Катаев (135 слов)

Была ноч.. . По всему лесу п..треск..вал м..ро.. . В..рхушки ел..й.
Автор: Катаев В.

Диктант О Геракле Вс. Иванов (96 слов)

Зна..те (ли) вы о ябл..ках (Г, г)есперид? Об одиннадцатом.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Освобождение души Д. Балашов (61 слово)

По небу враз поголубевшему, зеленоватому, свежему.
Автор: Балашов Д.

Диктант Осенние сумерки А. Н. Толстой (68 слов)

В ..сен..ие сум..рки на м..рском п..б..реж.. (севере) восточный.
Автор: Толстой А. Н.

Диктант Осенний лес (130 слов)

Наступила осень, и весь лес стоит в золоте листвы. Только.

Диктант Осенняя прогулка (202 слова)

Август незаметно сменился сентябрем, и первые шумные дни.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Осень по К. Паустовскому (139 слов)

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от.
Автор: Паустовский К.

Диктант Пингвины В. Песков (82 слова)

Потешные птицы не очень похожи на птиц. Природа проявила.
Автор: Песков В.

Диктант Площадь Звезды Ю. Олеша (125 слов)

Называли эту площадь площадью Звезды по следующей причине.
Автор: Олеша Ю. К.

Диктант по А. Белякову (101 слово)

Обведите в тексте обращения. Составьте схему предложения с.
Автор: Беляков А.

Диктант по А.П. Чехову (136 слов)

Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по.
Автор: Чехов А.П.

Диктант по В. Короленко (114 слов)

Подчеркните грамматическую основу в выделенном.
Автор: Короленко В.

Диктант по В. Никольскому-Стрено (102 слова)

Подчеркните обращения. Выпишите назывное.
Автор: Никольский-Стрено В.

Диктант по Д. Лихачеву (168 слов)

Графически объяснив постановку тире между подлежащим и.
Автор: Лихачёв Д.

Диктант по Д. Лихачеву (233 слова)

Объясните знаки препинания в выделенном.
Автор: Лихачёв Д.

Диктант по Д. Мамину-Сибиряку (225 слов)

Выполните синтаксический разбор предложения с.
Автор: Мамин-Сибиряк Д.Н.

Диктант по И. Бунину (134 слова)

Выполните синтаксический разбор выделенного.
Автор: Бунин И.

Диктант по И. Васильеву (178 слов)

В первом предложении над каждым словом надпишите, ка­кой.
Автор: Васильев И.

Диктант по И. Тургеневу (153 слова)

Озаглавьте текст. Найдите односоставные предложения.
Автор: Тургенев И.

Диктант по К. Паустовскому (114 слов)

Выполните синтаксический разбор выделенного.
Автор: Паустовский К.

Диктант по К. Паустовскому (136 слов)

Найдите односоставные предложения, в том числе в составе.
Автор: Паустовский К.

Диктант по Ю. Ковалю (142 слова)

Выпишите выделенное предложение и разберите его по членам.
Автор: Коваль Ю.

Диктант по Ю. Ковалю (193 слова)

Выпишите: неполные предложения; сложное слово; слово с.
Автор: Коваль Ю.

Диктант по Ю. Ковалю (236 слов)

Графически объясните знаки препинания в выделенных.
Автор: Коваль Ю.

Диктант Последний снег (163 слова)

Кончался март. Во дворе еще лежали плоские, твердые.

Диктант Приближение ночи по А. Куприну (133 слова)

Ле́тний день угаса́ет, и в засыпа́ющем лесу воцаря́ется.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Приезд Антонины Ю. Герман (66 слов)

С бьющ..мся сер..цем Ант..нина п..ст..яла (н..)много потом.
Автор: Герман Ю.

Диктант Пришла зима Журнал Сезоны года (196 слов)

Проснувшись утром, разглядев сквозь оконные узоры небо и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка по любимым местам Вс. Иванов (104 слова)

(От)сюда до института д..вольно д..л..ко. Правда путь.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Птицы (По Н. Сладкову) (120 слов)

Птицы — это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей.
Автор: Сладков Н.

Диктант Розовая лужа Л. Леонов (74 слова)

Огромная роз..вая лужа ст..ит на в..езд.. в город. Она спит.
Автор: Леонов Л.

Диктант Сквозь грозовой фронт Н. Горбачев (133 слова)

В салоне внезапно потемнело, точно самолет окунулся в.
Автор: Горбачёв Н.А.

Диктант Сороть С. Гейченко (92 слова)

Я люблю смотреть на Сороть, всегда люблю: весной и летом.
Автор: Гейченко С.

Диктант Старый профессор Г. Гребнев (105 слов)

Солнце уже ушло из монастыря и собиралось заночевать где-то.
Автор: Гребнев. Г.

Диктант Сугробы по А. Толстому (141 слово)

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом.
Автор: Толстой Л.

Диктант Счастье из сб. диктантов В. Покровского) (171 слово)

У одного могучего богатого царя сильно заболела.

Диктант Туман А. Югов (126 слов)

Синь… Тишь… Ласточки вереницами кружатся над озером.
Автор: Югов А.

Диктант Удавы по В. Быкову (134 слова)

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся.
Автор: Быков В.

Диктант Утро в лесу И. Бунин (99 слов)

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не.
Автор: Бунин И.

Диктант Ф. Тютчев (55 слов)

П..вуч..сть есть в м..рских волнах Г..рмония в стихийных.
Автор: Тютчев Ф.

Диктант Холод на службе человека по Я. Крымову (176 слов)

На первый взгляд может показаться, что от холода куда.
Автор: Крымов Я.

Диктант Шторм М. Волконский (154 слова)

Со..нце (с) утра п..дн..лось (зл..вещ..) б..гровым словно (до).
Автор: Волконский М.

Диктант №1019 (203 слова)

Сделать синтаксический разбор предложения, нарисовать.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №750 (184 слова)

Лето — особенная пора. Дует тёплый ветерок, под ногами.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №787 (131 слово)

Выпишите предложения с уточняющими.

Диктант №788 по Л.Н. Толстому (147 слов)

Произведите синтаксический разбор выделенного.
Автор: Толстой Л.

Диктант №789 по Н. Кузьмину (212 слов)

Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Автор: Кузьмин Н.

Диктант №793 по В. Пескову) (156 слов)

Обозначьте графически деепричастный оборот. Выпишите.
Автор: Песков В.

Диктант №796 по Н. Гоголю (169 слов)

Охарактеризуйте сказуемое в выделенных.
Автор: Гоголь Н.В.

Диктант №797 по Я. Павловой (155 слов)

Озаглавьте текст. Опираясь на примеры из текста.
Автор: Павлова Я.

Диктант №799 по Ю. Ковалю (270 слов)

Выпишите предложение с обращением и разберите по.
Автор: Коваль Ю.

Диктант №800 по В. Некрасову (195 слов)

Составьте схему предложения с прямой речью. Обведите.
Автор: Некрасов В.

Диктант №801 (272 слова)

В наследство от отца Суворову досталась шинель. Была она.

Диктант №804 (166 слов)

Подчеркните обращения. Выполните фонетический разбор.

Диктант №809 (134 слова)

Графически объясните знаки препинания в выделенных.

Диктант №817 (111 слов)

Произведите синтаксический разбор выделенного.

Диктант №824 (133 слова)

Озаглавьте текст. Найдите односоставные предложения.

Диктант №825 (129 слов)

Озаглавьте текст. Найдите односоставные предложения.

Диктант №829 по И. Гильбо (180 слов)

Разберите по членам выделенные предложения. Выпишите.
Автор: Гильбо И.

Диктант №830 по С. Баруздину (148 слов)

Выполните синтаксический разбор выделенных.
Автор: Баруздин С.

Диктант №832 (И. И. Пущин) (119 слов)

Все тридцать воспитанников собрались. Приехал министр, все.
Автор: Пущин И.И.

Диктант №833 (А. Грин) (144 слова)

Выполните синтаксический разбор выделенного.
Автор: Грин А.

Диктант №834 (По Ф. Искандеру) (90 слов)

Охарактеризуйте сказуемое в выделенных.
Автор: Искандер Ф.

Диктант №836 (По И. Чайковской) (151 слово)

Разберите по членам выделенные предложения. В чем их.
Автор: Чайковская И.

Ударение в слове «столяр»

Сегодня многие молодые люди не знают, как правильно ставить ударение в слове «столяр». Если обратиться к статистике поискового сервиса Яндекс, можно увидеть, что данный вопрос волнует около 40 тыс. пользователей, желающих знать, как правильно произносить это слово. Кроме правильного произношения слова «столяр» также интересно будет узнать, почему оно вызывает затруднения у многих людей при произношении. Эта информация поможет научиться правильно говорить по-русски.

Можно предположить, что двойное произношение слов «стОляр» и «столЯр» стало результатом наличия различных диалектов русского языка, в которых часто принято ставить ударение не на тот слог, который в русском литературном считается ударным.

Исторические корни слова «столяр»

Чтобы понять и быстрее запомнить, как произносить это слово, можно посмотреть историю происхождения слова и узнать, из какого языка оно пришло к нам. Этимологический словарь говорит о том, что это русское слово имеет польские корни. В Россию оно попало в то время, когда Польша входила в состав Российской империи. Польское слово stolarz, обозначавшее стол, стало произноситься по-русски столяр.

При этом следует учитывать, что слово не польское, а немецкое по своему происхождению. Поляки его заимствовали у немцев, изменив немецкое слово Tischler, которым называли мастера, изготавливающего столы. Русское слово столяр обозначает мастеров, изготавливающих не только столы, но и стулья, комоды, лавки и другие небольшие деревянные изделия, включая резьбу.

Правила русского литературного языка о произношении слова столяр

Избежать ошибок при использовании разных вариантов слова «столяр» помогут простые правила, существующие в русском языке:

Подсказка: еще один способ проверки – поиск похожих по смыслу и ассоциации слов, которые также помогут понять, как правильно делать ударение в слове столяр. Примером такой проверки может служить слово маляр, футляр, юбиляр, дояр, гусляр. Можно попробовать составить из них считалку или короткую историю, чтобы можно было запомнить, как ставится ударение.

Также можно проверить правильность постановки ударения в этом слове, склоняя его в единственном и множественном числе, используя соответствующие вопросы для падежей:

После такого упражнения будет понятно, что во всех случаях ударение в слове столяр при склонении падает на последний слог, кроме именительного падежа, когда ударение ставится на первый слог.

Столяр и плотник: в чем отличие?

Разбирая, как правильно произносить слово столяр, можно получить и дополнительную информацию о сути данной профессии. Не многие люди, далекие от деревообработки, точно могут сказать, чем столяр отличается от плотника, который тоже работает по дереву.

Нередко сами мастера допускают в своей речи неправильное произношение, говоря вместо столЯр стОляр, а вместо столярЫ столярА. Окружающие, часто воспринимая такой профессиональный сленг за норму русского языка, повторяют их ошибки. Следует, разобравшись в специфике профессии, запомнить, как правильно должно произносится это слово, в котором ударение всегда нужно делать на последний слог.

Как же правильно ставить ударение?

Чтобы понять, как ставить ударение, нужно провести фонетический разбор слова, разделив его на слоги. Это поможет представить, из каких частей оно состоит. Раскладывание на слоги показывает, что слово столяр является двухсложным. Слово нужно произнести вслух по слогам, чтобы понять, что гласные создают два слога. Произнося вслух слово по слогам, следует голосом выделить ударение на последний слог в слове сто-лЯр.

В других падежах при склонении множественного и единственного числа ударение в слове столяр нужно делать на последний слог.

Правила ударения

Правила русского литературного языка требуют ставить ударение в слове «столяр» на гласный второго слога, который обозначается буквой «я». Такое произношение характерно только тогда, когда слово находится в именительном падеже. Когда слово будет склоняться во множественном и единственном числе, то ударение будет падать на гласную в окончании этого слова.

Слово, в котором ударение делается на первый слог, на букву «о», считается просторечием и не входит в норму литературного русского языка.

Запоминание правильного ударения

Чтобы запомнить, как нужно делать ударение в слове «столяр», можно запомнить простой стишок:

Я по профессии мал я р,

А мой дружок, Колян, — стол я р!

Также стоит педагогам выносить на уроки русского языка отрывки из известных литературных произведений, заставляя детей читать их вслух. Учитель может подобрать отрывки из рассказов, романов и повестей известных русских и иностранных писателей, в которых употребляется слово столяр, чтобы школьники получили практику произношения слова столяр.

Найти примеры предложений со словом столяр можно в известных произведениях русских и зарубежных классиков:

«Война и мир» Льва Толстого:

Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жёсткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берёз и работы своих столяр о в.

«Робинзон Крузо» Даниеэль Дефо:

За это время я сделал большие успехи в столярном искусстве и не хуже заправского столяр а стал действовать топором и рубанком.

«Таинственный остров» Жюль Верн:

Но вскоре столяр а м пришлось стать плотниками.

Можно использовать произведения, которые недавно проходили по литературе и просить школьников найти в них примеры со словом столяр. Это может предлагаться детям в качестве домашнего задания по русскому языку.

Примеры предложений со словом «столяр»

Следует давать упражнения на запоминание, в которых слово столяр будет употребляться в разных падежах и в разном времени:

Мы не смогли найти столяров.

Наши столяр ы – настоящие профессионалы.

У нас на работе новый стол я р.

В стране нехватка столяр о в.

Как нельзя ставить ударение в слове «столяр»

Следует запомнить, что произносить слово столяр с ударением на первый слог, в котором стоит буква О нельзя. Произношение ст о ляр является ошибкой.

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 8

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

Как правильно поставить ударение в слове столяр

Столяр – одна из самых древних профессий на свете. С давних пор столяры не только изготавливали из дерева нужную мебель и кухонную посуду, но и создавали подлинные произведения искусства.

Произнося слово “столяр”, очень многие ошибочно ставят ударение на первый слог: “стОляр”.

Частично это связано с привычной для нас словоформой “стол”. И получается все логично: столяр — человек, который делает мебель и столы. Если он сделал стОл, то значит, он “стОляр”. Такая непроизвольная аналогия проводится и в отношении других профессий, название которых связаны с родом деятельности. Например, раз машину водит – значит “водитель”, учит – “учитель”, метет двор – значит “двОрник”, рассылает спам – значит, “спАмер”. Ну, а уж если стОл смастерил, то однозначно “стОляр”.

Но в этом-то и проблема. Как известно, ударение в нашем родном языке подвижное, то есть оно может падать на любой слог. Этим русский и отличается, например, от французского, в котором оно фиксированное и падает только на последний слог. В русском языке акцентологические нормы регулируется только одним способом – словарями и запоминанием. В том числе поэтому русский язык и является один из самых сложных в мире. Нужно вырасти в нашей стране, чтобы привыкнуть к расстановке ударений.

Происхождение слова

Эта словоформа пришла в русский язык из польского. Польское существительное, в свою очередь, представляет собой заимствование из немецкого с аналогичным значением, что и в нашем языке. В форме именительного падежа существительное “столяр” всегда будет произноситься с акцентом на 2-ой слог – “столЯр”.

Почему мы ошибаемся

Произношение всегда являлось признаком уровня культуры речи, а также общего развития говорящего. К сожалению, нечасто удается услышать речь, в которой говорящий акцентологически безошибочно произносит те или иные словоформы.

Часто люди делают ошибки по причине того, что так выражаются большинство из окружающих. Также наш слух привыкает к неграмотной речи с экранов телевизоров (из выступления политиков и определенных недостаточно грамотных дикторов, реплик героев художественных фильмов и мультфильмов).

Раздел языкознания, который изучает специфику и функции ударения, называется акцентология. В нашем языке значимость ударения особенно велика, поскольку оно выступает в качестве средства различения лексем (“лЕкарство” – “лекАрство”, “консервАторский” – “консерватОрский” и т. д.) и грамматических форм (“струнЫ” – “стрУны”, “стеклА” – “стЕкла” и проч.). Если же изменить ударный слог, то понимание слова будет затруднено. Безошибочная постановка ударения — это обязательный признак культуры речи.

Характеристики ударения в русском языке

В нашем языке, как говорилось выше, оно свободное. Это означает, что оно не зафиксировано за каким-то конкретным слогом или за определенной частью слова, к примеру, за окончанием или основой. Оно способно стоять на любом слоге слова:

  • вОлос,
  • волосянОй,
  • волосАтый,
  • волОсики.

Однако ударение может и сохраняться на одном слоге, как это происходит в слове “книга”. Есть в языке также и слова, которые обладают неподвижным ударением:

  • облегчИт,
  • шАрфы.
  • тОрты,
  • звонИт,
  • красИвее,
  • повторИт,
  • бАнты,
  • квартАл.

Иногда место акцента может зависеть от происхождения слова. Подавляющее большинство слов, которые заимствованы из французского языка, сохраняют ударение на завершающем слоге: “диспансЕр”, “кюрЕ”, “жалюзИ”.

Орфоэпические словари

В нашем языке немного общих правил для верной постановки ударения. К примеру, в 3-ем лице ед. числа ударение, как правило, падает на окончание: “присовокупИть”, “звонИт”, “включИт”. Впрочем, в определенных словах оно падает не на окончание: “лЕчит”, “крАсит”, “знАет”. В случае затруднений следует обращаться к орфоэпическому словарю.

Однако, бывают случаи несовпадения сведений даже и в них, как это наблюдается, к примеру, в школьных словарях под редакциями Резниченко и Леканта. Выявлено, что они предлагают отличные друг от друга данные об ударении. В связи с чем это происходит?

Ответ на этот вопрос дают специалисты портала “Грамота.Ру”. Ответ справочной онлайн-службы русского языка разъясняет ситуацию следующим образом: разница объясняется тем, что среди орфоэпических словарей существуют специальные издания, обращенные к работникам эфира. В них в большинстве случаев дается лишь один вариант (чтобы исключить случаи, когда один диктор говорит “твОрог”, а второй следом – “творОг”), несмотря на то, что в русском литературном языке возможны оба варианта произношения.

Словари, обращенные к широкому кругу пользователей (а именно к такому виду и относится и словарь под редакцией Резниченко), в основном стремятся к наиболее глубокому и полному отображению вариантов, которые существуют в языке. Не стоит удивляться, что в данном издании указано и “твОрог,” и “творОг”: данные варианты в новейшем русском языке действительно равноправны.

Видео

Из видео вы узнаете правильное произношение 10 слов, в которых чаще всего делают ошибку.

Ударение в слове «столяр». Правило и примеры

Очень часто люди произносят слова как удобно, а не как правильно. Из-за этого в разговорной речи закрепляется двойное произношение. Чтобы будущее поколение было грамотным, надо изначально учить детей правильному произношению некоторых понятий. К таким относится слово « столяр «, которое означает наименование профессии, где рабочий занимается обработкой дерева, изготавливая из него различные предметы.

Исторические корни слова

На первый взгляд, кажется, что термин исконно-русский. Ведь, где как не на Руси распространено древесное ремесло. На самом деле мнение является ошибочным и рассматриваемое понятие пришло из польского языка от «stolarz» — «стол» и, по всей видимости, именно от этой словоформы, появился один из вариантов произношения исследуемого слова. А в польский язык, методом кальки, из немецкого «tischler», которое имеет значение «тот, кто делает столы».

Правило для грамотной расстановки ударения

Разговорная речь представлена двумя вариантами произношения изучаемого понятия.

  • По первому варианту считается, что в сильной позиции находится « о » и произносить следует « сто́ляр ».
  • Второй вариант, говорит о том, что ударным считается звук « я » — « столя́р ».

Грамотность произношения напрямую зависит от умения определять ударную гласную. Для этого надо знать простое правило.

Исходя из орфоэпических норм русского языка все имена существительные с окончанием на «яр», произносятся с ударением на само окончание. Пример: маля́р, юбиля́р, футля́р.

Делая морфологический разбор слова « Столяр », мы видим что это имя существительное, имеющее окончание яр . Т.о. заключаем, что правильно произносить — столя́р .

Остаётся ещё один вопрос, при склонении слова по падежам и, особенно по числам, является ли ударение неподвижным? Обычно, у формы во множественном числе ударным остаётся тот же звук, что и в единственном, но наше слово относится к исключениям:

«Они не видели (кого?) столяра ́, который вошёл в нашу подсобку».

В примере слово стоит в родительном падеже. Под сильной позицией находится звук «а». Предлагаем запомнить варианты склонения слова столяр в единичном и множественном числе:

Итак, в именительном падеже единственного числа слово « столя́р » ударение падает на гласную « -я ». Во всех других падежных формах, как в словах-исключениях, ударение смещается на окончание.

Существует также особый случай произношения. По такому же принципу, как «квартал» у бухгалтеров, или «компас» у моряков, сами специалисты называют свою профессию с ударением на первый слог, что допустимо только в их среде. В грамотной русской речи такое произношение недопустимо.

Стишки для быстрой проверки

Еще один способ запомнить правильность произношения того или иного слова, помимо изучения правил и их исключений, это запомнить легкие двустишья, которые в будущем могут вам пригодится.

Перед вами экземпля́р

Приготовил наш столя́р

У нас сегодня юбиля́р,

Иван Сергеевич, столя́р

Остроумны и быстры́

На заводах столяры́

Проверь себя

А вы знали, что существуют языки, в которых ударение всегда остается на одном слове и его называют фиксированным? К сожалению или к счастью (решать Вам), русский язык не может похвастаться такой стабильностью. Именно поэтому большинство часто задаются вопросом о правильной расстановке звуковых акцентов. Одним из таких слов, с которым возникают трудности, является словоформа «сливовый».

СЛИ́ВОВЫЙ или СЛИВО́ВЫЙ

Проверить себя вы можете очень просто, переходите по ссылке и смотрите правильный ответ!

Ссылка на основную публикацию