«Что ли» – выделяется запятыми или нет?

Обособление «что ли»: когда ставить запятую

Частица — служебная часть речи, которая вносит определённый эмоциональный оттенок. Несмотря на столь скромную роль в предложении, она вызывает некоторые трудности, особенно когда речь заходит о пунктуации.
К частицам относится и такая конструкция, как «что ли». Ставится ли запятая перед «что ли», будет объяснено в этой статье.

Определяем часть речи

«Что ли» — модальная вопросительная частица, выражающая сомнение, неуверенность или удивление, а также запрашивающая подтверждение. Иногда это выражение нужно для высказывания предположения.

  • Кто-то идёт, что ли? – Рассказчик не уверен, в информации, полученной самостоятельно или от кого-то, из-за чего добавляет соответствующую частицу.
  • Лошадей, что ли, у вас нет? (А. Н. Островский) – С помощью данной фразы автор подчёркивает удивление героя произведения, вызванное происходящим.
  • Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела? (С. Есенин) – Автор предполагает, что ему следует сделать.

Важно помнить, что данная фраза всегда пишется только так, т.е. слитное написание или написание через дефис недопустимо.
Не следует путать с похожей частицей «что за», которая не обособляется. В отличие от первой, она является эмоционально-экспрессивной, т.е. усиливает выразительность сказанного, а не передаёт отношение рассказчика к чему-либо.

Когда частица должна обособляться

«Что ли» выделяется запятыми всегда, если не стоит в начале предложения.

В середине предложения знаки препинания окружают выражение с двух сторон:

  • Ещё с тех пор, ну, как это сказать, я преклонялся, что ли, перед вами… (A. Н. Толстой)
  • Нужной книги у вас, что ли, нет?
  • Он прожил с ней, что ли, три или четыре года… (М. Зощенко)
  • Записаться к врачу, что ли, на следующей неделе?
  • Тонут, что ли, или испугались чего? (А. П. Платонов)
  • Он не понимает, что ли, что мы делаем?

В конце предложения знак препинания нужно ставить только перед самим выражением:

  • Это была не она, что ли?
  • Это ты Петров, что ли?
  • Что вы, отцы святые, белены объелись, что ли? (М. Булгаков)
  • Хоть бы ты мне помог, посоветовал бы, что ли… (A. Н. Толстой)
  • Обогнать, что ли? — спросил шофер. (В. Шукшин)
  • Потому, что я с севера, что ли. (С. Есенин)

Когда обособление не требуется

Частица не должна выделяться знаками препинания во всех остальных случаях, т.е. когда она стоит в начале предложения.

  • Что ли уши у вас золотом завешаны, не слышите ничего?
  • Что ли завтра ты уже уйдёшь от нас?
  • Что ли чая тебе налить? Что ли сушек принести?

Не стоит злоупотреблять данной частицей, так как она присуща разговорной речи, особенно когда стоит в начале предложения.

Если частица стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то запятая также ставиться не будет. Это сложный случай, но встречается он довольно редко.

  • Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям. (М. Горький)

Здесь в качестве обособленного оборота выступает фраза «лирики что ли», носящая уточняющий характер. Так как рассматривается частица «что ли» входит в эту конструкцию, она не обособляется, но запятыми выделяется весь оборот.

Частица «что ль»

Подчиняется тем же правилам, но имеет куда более просторечный оттенок. Пишется всегда раздельно: не допускается написания слитно или через дефис.

  • Ты не слышал, что ль?
  • Ты сон, что ль, видал? (В. Шукшин)
  • Что ль забыл ты обо мне?

Понять, ставить запятую или нет, не составит труда. Достаточно запомнить одно простое правило: частица «что ли» обособляется всегда, если не стоит в начале предложения. Однако надо помнить и то, как выглядит сама конструкция, чтобы не спутать её с похожими частицами, которые могут не подчиняться этому правилу.

Обособление «что ли»: когда ставить запятую

Частица — служебная часть речи, которая вносит определённый эмоциональный оттенок. Несмотря на столь скромную роль в предложении, она вызывает некоторые трудности, особенно когда речь заходит о пунктуации.
К частицам относится и такая конструкция, как «что ли». Ставится ли запятая перед «что ли», будет объяснено в этой статье.

Определяем часть речи

«Что ли» — модальная вопросительная частица, выражающая сомнение, неуверенность или удивление, а также запрашивающая подтверждение. Иногда это выражение нужно для высказывания предположения.

  • Кто-то идёт, что ли? – Рассказчик не уверен, в информации, полученной самостоятельно или от кого-то, из-за чего добавляет соответствующую частицу.
  • Лошадей, что ли, у вас нет? (А. Н. Островский) – С помощью данной фразы автор подчёркивает удивление героя произведения, вызванное происходящим.
  • Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела? (С. Есенин) – Автор предполагает, что ему следует сделать.

Важно помнить, что данная фраза всегда пишется только так, т.е. слитное написание или написание через дефис недопустимо.
Не следует путать с похожей частицей «что за», которая не обособляется. В отличие от первой, она является эмоционально-экспрессивной, т.е. усиливает выразительность сказанного, а не передаёт отношение рассказчика к чему-либо.

Когда частица должна обособляться

«Что ли» выделяется запятыми всегда, если не стоит в начале предложения.

В середине предложения знаки препинания окружают выражение с двух сторон:

  • Ещё с тех пор, ну, как это сказать, я преклонялся, что ли, перед вами… (A. Н. Толстой)
  • Нужной книги у вас, что ли, нет?
  • Он прожил с ней, что ли, три или четыре года… (М. Зощенко)
  • Записаться к врачу, что ли, на следующей неделе?
  • Тонут, что ли, или испугались чего? (А. П. Платонов)
  • Он не понимает, что ли, что мы делаем?

В конце предложения знак препинания нужно ставить только перед самим выражением:

  • Это была не она, что ли?
  • Это ты Петров, что ли?
  • Что вы, отцы святые, белены объелись, что ли? (М. Булгаков)
  • Хоть бы ты мне помог, посоветовал бы, что ли… (A. Н. Толстой)
  • Обогнать, что ли? — спросил шофер. (В. Шукшин)
  • Потому, что я с севера, что ли. (С. Есенин)

Когда обособление не требуется

Частица не должна выделяться знаками препинания во всех остальных случаях, т.е. когда она стоит в начале предложения.

  • Что ли уши у вас золотом завешаны, не слышите ничего?
  • Что ли завтра ты уже уйдёшь от нас?
  • Что ли чая тебе налить? Что ли сушек принести?

Не стоит злоупотреблять данной частицей, так как она присуща разговорной речи, особенно когда стоит в начале предложения.

Если частица стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то запятая также ставиться не будет. Это сложный случай, но встречается он довольно редко.

  • Среди товарищей есть эдакие поэты, лирики что ли, проповедники любви к людям. (М. Горький)

Здесь в качестве обособленного оборота выступает фраза «лирики что ли», носящая уточняющий характер. Так как рассматривается частица «что ли» входит в эту конструкцию, она не обособляется, но запятыми выделяется весь оборот.

Частица «что ль»

Подчиняется тем же правилам, но имеет куда более просторечный оттенок. Пишется всегда раздельно: не допускается написания слитно или через дефис.

  • Ты не слышал, что ль?
  • Ты сон, что ль, видал? (В. Шукшин)
  • Что ль забыл ты обо мне?

Понять, ставить запятую или нет, не составит труда. Достаточно запомнить одно простое правило: частица «что ли» обособляется всегда, если не стоит в начале предложения. Однако надо помнить и то, как выглядит сама конструкция, чтобы не спутать её с похожими частицами, которые могут не подчиняться этому правилу.

Правописание “что ли”: верная словоформа, грамматика, употребление

В коротеньком словосочетании «что ли» (так выглядит единственный правильный вид) каких только ошибок не умудряются делать. Писать слитно «чтоли» или через дефис «что-ли» неправильно .

Как проверить себя

«Что ли» правильно пишется раздельно. Убедиться в этом элементарно просто: нужно мысленно заменить его вне текста, просто так, сокращённой формой «что ль». Хочется и сюда вставить чёрточку? Слить в одно? Увы, если так, то консультироваться нужно не с филологом, а с психологом: есть некоторые проблемы с восприятием действительности. В частности, с уразумением строя русского языка.

Грамматика

Выражения «что ли» и «что ль» – фразеологизмы, то есть устойчивые словосочетания, имеющие определённый смысл, не совпадающий со значением составляющих их слов по отдельности. В данном случае слово «что» – вопросительное местоимение, а «ли» или «ль» – частицы, выражающие предположение и/или сомнение. Они и есть семантическая (смысловая) основа «что ли», а «что» добавляет значению данного фразеологизма ещё больше неопределённости. Собственно, значение «что ли» и «что ль» как вопросительно-предположительной частицы столь ярко выражено (см. далее), что современные русские грамматики считают его производной (составной) частицей. Из распространенного, но изменяющегося словосочетания во фразеологизм, а затем в часть речи это нормальный в языковой эволюции ход. Вот много более сложный пример: «смотря» –> «не смотря» –> «несмотря» –> «несмотря на» –> «не смотря на» –> «не смотря ни на что» –> «несмотря ни на что».

Правило

Писать «что ли» и «что ль» нужно раздельно, потому что:

  • Местоимения, наряду с существительными, прилагательными и глаголами, составляют когорту основных частей речи.
  • Выразительность языка достигается т. наз. семантической связью основных частей речи в предложениях: их изменением по падежам, числам, степеням сравнения, лицам, временам, наклонениям, видам (совершенному и несовершенному).
  • При образовании устойчивых словосочетаний от основных частей речи при помощи частиц последние пишутся раздельно с исходным словом. Это правило не является непреложным, но исключения из него весьма редки. Данный случай («что ли» и «что ль») в их число не входит.
А как делить для переноса?

«Что ли» и «что ль» – никак. Данные фразеологизмы уже и нормативно зафиксированы как производные (составные) частицы. Части речи – частицы – переносятся из строки в строку только целиком. Среди других служебных (вспомогательных) частей речи (наречий, предлогов, междометий, союзов) есть многосложные длинные (хотя бы упомянутый предлог «несмотря на» или междометия «батюшки светы»; «ну, знаете ли», и др.). Их приходится переносить, в том числе и по слогам, чтобы не ухудшать читаемость текста вследствие «рваного» его форматирования. В бумажной полиграфии существенна также экономия печатных материалов. Но от разрыва переносами производных частиц сильно падает внятность написанного. Частиц столь длинных, чтобы идти на такую жертву ради небольшого уплотнения текста, нет.

Значение

Частица «что ли» (будем называть её «по норме») употребляется в следующих значениях:

  1. Для выражения неуверенности, сомнения: «Заблудились мы, что ли. Синонимы: «будто», «вроде», «кажется», «наверное», «похоже», «разве».
  2. Выражает предположение сомнительное или о несоответствии: «Небо хмурится. Дождю быть, что ли; «Вы мне, что ли, просрочку подсунуть хотите?» Синонимы: «вроде», «возможно», «кажется», «может быть», «наверное», «разве».
  3. Выражает пожелание, трудно осуществимое или несколько сомнительного свойства: «Как, однако, прозяб я на даче! Выпить, что ли Синонимы: «или как?», «не мешало бы», «разве», «хорошо бы».
  4. Также выражает мягкое несогласие и/или альтернативное предложение: «Половик вытряси, что ли! Вот и согреешься». Синонимы: «в самом деле», «или что».
  5. Употребляется также в значениях «в смысле», «в каком-то смысле», «в некотором смысле»: «Ещё будучи подростком-лоботрясом, он основательно, что ли, интересовался точными науками». Синонимы: «кажется», «можно сказать», «наверное», «похоже», «так сказать».

Слова «хоть», «хотя» и выражения «хоть бы», «хотя бы» могут в некоторых случаях служить синонимами «что ли», но при этом требуется перестроение фраз: «Хотя бы мы не заблудились»; «Хоть половик вытряси»; «В подростковом возрасте он был порядочным лоботрясом, хотя интересовался и точными науками».

Примечание: «что ли» обладает основными свойствами вводного слова (эмоциональной окраской и оценкой ситуации), поэтому на письме отделяется запятыми.

В заключение

Выразительность языка достижима не обязательно семантическими связями. Напр., в языках изолирующего типа (китайский классический литературный) она определяется порядком слов в предложениях. В инкорпорирующих языках (полисинтетических, агглютинативных) – «склеиванием» корней (чукотский, эскимосский) или «приклеиванием» приставок и окончаний (японский, кисуахили). Но семантическая связь во флективных языках (флексия) считается самым мощным и гибким средством достижения выразительности. А из флексий русская считается пределом совершенства. В русском так развит механизм образования словоформ, что одним словом возможно сказать многое. Поэтому общий смысл выражений очень мало зависит от способа построения фраз, что придаёт языку исключительную гибкость. Правда, платить за это приходится трудностью его изучения. Если французский – язык не для слабаков, то русский – богатырский.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

2.10. Вводные слова, словосочетания и предложения

1. Вводные слова и словосочетания не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (уверенность или неуверенность, эмоциональную реакцию и др.):

Пример: К сожалению , у него не было акварельных красок (Солоухин).

Эту же функцию могут выполнять и вводные предложения.

Например: Меня, смею сказать , полюбили в доме (Тургенев) – по структуре определённо-личное односоставное предложение; В жизни, знаешь ли ты , всегда есть место подвигам (М. Горький) – по структуре двусоставное предложение; Мы, если хочешь знать , мы требовать пришли (Горбатов) – по структуре условное придаточное односоставное предложение.

На письме вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.

Разряды вводных слов по значению

ЗначениеВводные компонентыПримеры
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.:
1.1. Уверенность, достоверностьКонечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.Несомненно , кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на её месте смеются (Короленко).
Героиней этого романа, само собой разумеется , была Маша (Л. Толстой).
Действительно , с тех пор, как умерла моя мать. меня очень редко видели дома (Тургенев).
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущениеНаверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть, думается, думаю, полагаю, надо полагать, надеюсь, некоторым образом, в каком-то смысле, положим, предположим, допустим, если хотите, так или иначе и др.Она, наверно , по-прежнему пьёт утром кофе с печеньем (Фадеев).
Жизнь, кажется , ещё не начиналась (Паустовский).
Даровой хлеб, видно , по вкусу пришёлся (Межеров).
А мечтал он, может статься , подойти путем другим, у окошка постучаться жданным гостем, дорогим (Твардовский).
Голова у меня что-то разболелась. Должно быть , к непогоде (Чехов).
2. Различные чувства:
2.1. Радость, одобрениеК счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо, что хорошо, что ещё лучше и др. К счастью , Алехин вышел из дома на час раньше и успел на пароход, плывущий во Франкфурт (Котов).
Тут, к неописуемому восхищению Пети , на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Катаев).
2.2. Сожаление, неодобрениеК несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, как нарочно, грешным делом, что ещё хуже, что обидно, увы и др.Я, к сожалению , должен прибавить, что в том же году Павла не стало (Тургенев).
2.3. Удивление, недоумениеК удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.Найдёнов, к изумлению Нагульного , в одну секунду смахнул с плеч кожанку, присел к столу (Шолохов).
2.4. ОпасениеНеровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. Того и гляди , весло вырвет и самого в море швырнёт (Новиков-Прибой).
2.5. Общий экспрессивный характер высказыванияПо совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать, если правду сказать, смешно сказать, сказать по чести, между нами говоря, нечего зря говорить, признаюсь, кроме шуток, в сущности говоря и др.Водились за ним, правда , некоторые слабости (Тургенев).
Я, признаюсь , не слишком люблю это дерево – осину. (Тургенев).
Ничто меня так не оскорбляет, смею сказать , так сильно не оскорбляет, как неблагодарность (Тургенев).
3. Источник сообщенияПо сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам, по пословице, по преданию, с точки зрения кого-либо, помнится, слышно, дескать, мол, говорят, как слышно, как думаю, как считаю, как помню, как говорят, как считают, как известно, как указывалось, как оказалось, как говорили в старину, на мой взгляд и др.У Песоцкого, говорят , яблоки с голову, и Песоцкий, говорят, садом себе состояние нажил (Чехов).
Расчёт, по-моему , был математически точен (Паустовский).
Двадцать лет назад Линевое озеро было такой глушью, что, по словам лесников , не всякая птица отваживалась туда залететь (Паустовский).
4. Порядок мыслей и их связьВо-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, к примеру, в частности, кроме того, к тому же, в довершении всего, вдобавок, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, сверх того, стало быть, главное, кстати, кстати сказать, к слову сказать и др. С одной стороны , темнота была спасительной: она скрывала нас (Паустовский).
Лесной воздух целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец , он превращает механический, а подчас затруднительный процесс дыхания в наслаждение (Паустовский).
Итак , назавтра я стоял в этой комнате за дверями и слушал, как решалась судьба моя (Достоевский).
5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслейСловом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, короче, вернее, лучше сказать, прямо сказать, проще сказать, так сказать, как бы сказать, если можно так выразиться, что называется и др. Словом , Сторешников с каждым днём всё твёрже думал жениться (Чернышевский).
Короче говоря , это не хозяин в науке, а работник (Чехов).
Мы встали и пошли доталкиваться к колодцу или, вернее , к фонтану (Гаршин).
6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактовПо меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению, по обычаю, бывает, случается, как водится, как и всегда, как это бывает, как это случается, как это случается иногда и др.Разговаривал со мной, по крайней мере , как командующий армией (Симонов).
За стойкой, как водится , почти во всю ширину отверстия стоял Николай Иванович. (Тургенев)
Бывает , моего счастливее везёт (Грибоедов).
7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркиваниеВидишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, можете себе представить, поверьте, вообразите, признайтесь, поверите, поверишь ли, не поверишь, согласитесь, заметьте, сделайте милость, если хочешь знать, напоминаю, напоминаем, повторяю, подчеркиваю, что важно, что ещё важнее, что существенно, что ещё существенней и др.Струсил ты, признайся , когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? (Пушкин).
Вообразите , наши молодые уже скучают (Тургенев).
Мы, если хочешь знать , мы требовать пришли (Горбатов).
Где же это, позвольте , было (Павленко).

2. По своей грамматической соотнесённости вводные слова и конструкции могут восходить к различным частям речи и различным грамматическим формам:

существительные в различных падежах с предлогами и без предлогов;

Без сомнения, на радость, к счастью и др.

прилагательные в краткой форме, в различных падежах, в превосходной степени;

Что ли выделяется запятыми или нет. Что ли

Союзы — одна из самых сложных тем, которая встречается на пути учеников. Учителя долго пытаются объяснить, что это за часть речи и как с ней обращаться.

Так вот, союзы — это самостоятельная часть речи, которая связывает два предложения между собой. Но не все так просто.

Ведь еще одна вещь, которую необходимо знать абсолютно каждому человеку: перед какими союзами ставится запятая.

Правила расстановки запятых перед союзами в русском языке

Согласно правилу, запятая ставится перед всеми союзами в сложных предложениях.

Но существуют некоторые нюансы.

Если перед союзом находятся частицы «только», «лишь», «исключительно» (и другие схожие с ними) запятую смело можно пропустить. Она там не нужна. Как, например, в данном предложении:

«Я улыбнулась, только когда была уверена, что никто не видит».

Также запятую можно пропустить, когда перед союзом находятся такие слова, как «особенно», «то есть», «а именно», «в частности» (и другие схожие с ними). Для примера возьмем следующее предложение:

«В его глазах всегда горело желание жить, особенно когда он видел меня».

Случаи, когда запятая перед «и» не нужна

Перечислим эти моменты:

  • Союз соединяет однородные члены предложения:

«Я одинаково любила и персики, и виноград, и абрикосы»;

  • Есть общий второстепенный член:

«У Лизоньки без труда можно было разглядеть задатки великого художника и способности к музыке»;

  • Объединено несколько вопросительных предложений:

«Где ты видел его и что он сказал?»;

  • Соединено несколько безличных предложений:

«Необходимо добавить соль и посыпать блюдо перцем».

В зависимости от смысла, сложный союз может разделяться на несколько частей и обособляться запятыми . Например:

  • «Лиза не явилась на работу, потому что проспала (акцент на само событие)»;
  • «Лиза не явилась на работу потому, что проспала (акцент на причину)».

Некоторые союзы всегда распадаются на части и отделяются запятыми. Например: «таких как», «более чем», «лучше чем» и другие (запятая перед «не то чтобы» и «не то что» не нужна).

Сложный союз разделяется запятой, если:

  1. Перед союзом находится частица «не»;
  2. Перед союзом стоят усилительные слова и другие частицы;
  3. Первая часть союза входит в однородные члены предложения.

Запятая не нужна, когда сложный союз стоит перед главной частью.

Примеры расстановки запятых перед некоторыми союзами:

  1. «Я хотела купить или красные, или черные, или белые кроссовки, но отец выбрал зеленые, и мне пришлось согласиться»;
  2. «Ты смотрела на меня так, как будто я предала тебя и отдала на растерзание волкам»;
  3. «Тучи заволокли небо, и солнца больше не было видно»;
  4. «Я любила его, но он никогда не любил меня»;
  5. «Миша всегда был добрым, а вот Гоша был его полной противоположностью»;
  6. «Раньше он сильно бил меня, поэтому я никогда не уважала его»;
  7. «Костя был рослым, а также кареглазым»;
  8. «Я любила его, несмотря ни на что, ибо знала его уже вдоль и поперек»;
  9. «Я не видела, как она упала, но слышала ее крик»;
  10. «Я видела и лучше него, хотя нет, никогда, лучше него не было»;
  11. «Ты мотивируешь меня быть лучше, чем вчера, лучше, чем час назад»;
  12. «Я никого не любила так, как свою родную мать»;
  13. «Я хотела кричать, но все же сдержалась, ведь это не имело никакого смысла»;
  14. «Любой ребенок меняется по мере того, как узнает мир»;
  15. «Учитывая, что эта задача была трудной, ты смело можешь собой гордиться»;
  16. «Я совершенно ни о чем не думала до того, как попала в аварию»;
  17. «Спасибо друзьям и семье за то, что не бросили меня в трудной ситуации»;
  18. «Не долларов, а именно рублей! – твердила я Ольге»;
  19. «Я сделаю это, только если ты дашь мне разрешение»;
  20. «Он был слишком уперт; нежели он не хотел меняться, о нашем совместном будущем не могло быть и речи»;
  21. «Мало того что он не умеет читать, так он еще и разговаривает плохо»;
  22. «Я никогда не обвинял ее, даже несмотря на то, что она ушла, когда мне исполнилось пять»;
  23. «Я не любила мед, тогда как ты его обожала»;
  24. «Я решила не делать ничего, чтобы лишний раз не позориться»;
  25. «Ты другая, ты желанная гостья в его доме, независимо от погоды, настроения, состояния»;
  26. «Я помню каждую минуту своей жизни с тех пор, как попал в аварию»;
  27. «Я была не то чтобы глупой, но странной»;
  28. «Из-за того, чтоя была единственным ребенком, я выросла эгоисткой»;
  29. «Я удивлен, однако, не менее, чем ты, это пугает, но особенно сильно сегодня пугает твоя рассеянность»;
  30. «Мы многое пережили; о том, что случилось лучше не знать никому»;
  31. «Ты настолько милая, что тебя хочется трогать и хранить в пыли на полке, но на большее ты не годишься»;
  32. «Тебе бы все равно пришлось уйти, иначе я бы сделал тебе слишком больно»;
  33. «Я люблю тебя, словно птицы любят небесную высь»;
  34. «Я скучаю, так же, как скучала ты когда-то»;
  35. «Я весила более чем достаточно»;
  36. «Если ты так хочешь все бросить, то зачем держишься за меня»;
  37. «Я буду улыбаться только в том случае, если и ты будешь»;
  38. «Я обязательно все сделаю, после того как отдохну»;
  39. «Твои планы восхитительны; для того, чтобы их исполнить, нам ничего не нужно докупать»;
  40. «Мне одинаково нравился как желтый, так и синий цвет»;
  41. «После таких слов, как « милая», «дорогая», «сладкая», я чувствую себя нужной и любимой»;
  42. «Я уважала Настю, ведь она всегда держала свое слово».

Заключение

Союзы – сложная часть речи. С ней нужно быть внимательным и аккуратным. Именно поэтому данной теме стоит уделить особое внимание.

Выделяется знаками препинания, обычно запятыми.

Что вы, отцы святые, белены объелись , что ли ? М. Булгаков, Бег. Вспомнить , что ли, юность, ту, что пролетела? С. Есенин, Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело. Потому, что я с севера , что ли, // Что луна там огромней в сто раз, // Как бы ни был красив Шираз, // Он не лучше рязанских раздолий. // Потому, что я с севера , что ли . С. Есенин, Шаганэ ты моя, Шаганэ. Он прожил с ней , что ли, три или четыре года и, значит, что будет. М. Зощенко, Психологическая история.

Словарь-справочник по пунктуации. – М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

Смотреть что такое “что ли” в других словарях:

что бы ни – что бы ни …

что ж – что ж … Орфографический словарь-справочник

что же – что же … Орфографический словарь-справочник

что-то – что то … Орфографический словарь-справочник

что ж – что же … Орфографический словарь русского языка

ЧТО – (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

Что – (1) ЧТО (1) [што] чего, чему, что, чем, о чём, местоим. 1. вопросительное. Какой предмет (вещь), какое явление? Что это такое? Чего вы ждете? Что с вами? Чем ты недоволен? Что из того (следует)? «Что нового покажет мне Москва?» Грибоедов. «Что… … Толковый словарь Ушакова

ЧТО – ЧТО, род. чего, мест., ср. ·произн. што, штё, ште, шта, що и пр. (щё, ряз., тамб. вят.). Что выше нас, то не до нас. Что хочешь говори, а я не верю. Что он делает? Что взял? о неудаче. Что да что нужно, говори! | Кой, который. О ты, что в… … Толковый словарь Даля

что – [шт ], чего, чему, чем, о чём, мест. 1. вопрос. и союзн. Указывает на предмет, явление, о к рых идёт речь. Ч. случилось? Скажи, ч. случилось. Ч. ни делай, на него не угодишь. Ч. вы говорите? (употр. также как выражение удивления по поводу чего н … Толковый словарь Ожегова

что – 1. ЧТО [шт], чего, чему, чем, о чём и неизм.; местоим. сущ. и союзн. сл. 1. Указывает на предмет, явление, ситуацию, о которых идёт речь. Что случилось? Скажи, что случилось. Чего тебе: чаю или кофе? Что вы говорите? (также: как выражение… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Что-то , Ольга Богдановна Урывкина. Вполне обыкновенный город, в котором проживает самые обычные люди. Ева молодая привлекательная девушка, которая, казалось, только начинает жить. Она любит свою жизнь и не представляет ее без…

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и предложений, но и помогают передать чувства и эмоции людей, воспроизводящих их. Стоит ли выделять запятыми «преимущественно» или нет, поговорим в данной статье.

Чтобы понять, нужны ли для выделения слова «преимущественно» запятые, необходимо определить его значение и грамматические характеристики.

«Преимущественно», то есть в преобладании над другими. Например, «Он выбирает преимущественно плюшевых медведей», то есть при выборе из множества игрушек он выбирает именно медведей, а не что-то еще.

С точки зрения морфологии можно отметить, что слово «преимущественно» – это наречие, образованное от прилагательного «преимущественный» суффиксальным способом.

Это наречие схоже с такими словами, как: безусловно, действительно, которые, помимо одного из членов предложения, могут быть вводными словами.

«Его лидерство в нашем коллективе безусловно». Лидерство (каково?) безусловно. В данном предложении анализируемое слово является частью составного именного сказуемого, выраженного кратким прилагательным среднего рода.

«Безусловно, он лидер нашего коллектива». В данном предложении анализируемое слово не отвечает на вопрос, следовательно, не является одним из членов предложения, используется для обозначения уверенности, легко опускается, не меняя смысла. Может быть, и «преимущественно» выделять запятыми?

Вводные слова

Вводные слова — это выражения, используемые для придания фразе дополнительного значения. Они не являются членами предложения, на письме обособляются, выделяясь с двух сторон запятыми. Могут быть выражены словами различных частей речи, словосочетаниями как устойчивыми, так и изменяющимися.

Вводные слова используются в нескольких случаях:

При оформлении хода мыслей (во-первых, с одной стороны, следовательно).

При выражении эмоций, уверенности, неуверенности (к счастью, к сожалению, конечно, без сомнения).

При указании на источник говорения (по словам, по сообщению, другими словами).

В случае привлечения внимания (представьте себе, видите ли, знаете ли).

При указании на меру (по крайней мере, самое большое, без преувеличений).

Анализируемое нами слово не имеет ни одного из вышеперечисленных выделять «преимущественно» запятыми на письме не нужно. Оно не может быть вводным словом.

Слова-исключения

Не обособлять «преимущественно» запятыми верно, так же как и в случае с другими словами-исключениями, такими как: «решительно», «приблизительно», «исключительно».

Она хотела преимущественно теплых отношений.

Его действия были решительно отвергнуты.

Для приготовления пирога необходимо приблизительно пять яблок.

Он делает это исключительно для ее безопасности.

Уточняющие обстоятельства

«Преимущественно» – это наречие, поэтому в предложении, как правило, выступает в роли обстоятельства. В некоторых случаях обстоятельства имеют свойство обособляться.

Может ли выделяться «преимущественно» запятыми, следуя данной пунктограмме?

Обстоятельства обособляются в двух случаях:

Определяя дополнительное значение времени: «Сегодня, в девять часов вечера, по телевизору покажут мой любимый фильм». Фильм покажут когда? Сегодня. А когда именно? В девять часов вечера.

Определяя дополнительное значение места: «Завтра я еду в деревню, к родителям». Я еду куда? В деревню. А куда именно? К родителям.

Обособленные обстоятельства имеют уточняющее значение места и времени. Каждое последующее из них будет отвечать на вопрос “когда именно”, “где именно”.

Интересующее нас слово не является обстоятельством времени или места, следовательно, и обособляться не может.

Что ли как пишется запятая

  • «Что ли» выделяется запятыми
  • С двух сторон
  • Перед фразой
  • Запятая не нужна
  • А вы знаете..

При выборе знаков препинания для обособления на письме некоторых слов и выражений можно не сомневаться, нужна ли запятая и где ее ставить. К таким словам относятся частицы. Чтобы выяснить, «что ли» выделяется запятыми или нет, надо запомнить, что выражение относится к модальным частицам, которые выражают неуверенность, предположение или усиливают сомнение, когда оно выражено другими словами. Поэтому перед «что ли» запятая ставится всегда.

«Что ли» выделяется запятыми

С двух сторон

Когда данная частица находится в середине предложения.

  • Добавь сахара, что ли, в тесто.
  • В метро, что ли, едешь?

Перед фразой

Когда она находится в конце предложения.

  • Вы добавили в салат гранат, что ли?
  • Какое красивое кольцо! Подарили, что ли?

Запятая не нужна

При использовании фразы в начале предложения. Такая конструкция используется в просторечии.

  • Что ли уши у вас золотом завешаны, не слышите ничего.
  • Чем бы тебя угостить, красна девица? Что ли пряников дать?

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 28% ответили правильно)

  • уезжаем
  • уежжаем
  • все верны
  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  • Благодаря
  • В основном
  • В отличие от
  • В первую очередь
  • В свою очередь
  • В связи с вышеизложенным
  • В связи с чем
  • В связи с этим
  • В соответствии с
  • В то время как
  • В том числе
  • В целом
  • В частности
  • Видимо
  • Вместе с тем
  • Для того чтобы
  • Значит
  • К сожалению
  • Кроме того
  • На самом деле
  • Наверное
  • Наоборот
  • Несмотря на
  • Однако
  • По крайней мере
  • Пожалуйста
  • Помимо
  • После того как
  • Потому что
  • Поэтому
  • Прежде всего
  • При этом
  • Причем
  • С уважением
  • Скорее всего
  • Согласно
  • Так как
  • Также
  • Таким образом
  • Тем более
  • Тем не менее
  • Тем самым
  • Уважаемая Наталья Владимировна
  • Уважаемый Иван Иванович
  • либо
  • как

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Капитан Немо 274
  2. 2. Игорь Проскуренко 215
  3. 3. Илья Хотеев 202
  4. 4. Роман Морозов 190
  5. 5. Алисия Иванникова 166
  6. 6. 147
  7. 7. aveseLov1 temych.veselov@gmail.com 125
  8. 8. Нилуфар Маматкулова 101
  9. 9. smeh smeh 99
  10. 10. Юлия Белявская 96
  1. 1. Игорь Проскуренко 24,141
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Запятая перед Или в простом и сложном предложении – когда она ставится, когда не ставится и как легко во всем этом разобраться

В двух словах не расскажешь, поэтому читайте статью.

Сегодня у нас непростая тема. Мы будем разбирать случаи постановки запятой перед союзом «или». Вы узнаете, в каких случаях запятая нужна, а в каких нет. Я разберу все варианты, то есть постановку знака как в сложном предложении, так и в простом. На самом деле, ничего сложного нет.

Запятая перед «или» в простом предложении

Итак, начнем с простого предложения. То есть с такого, где грамматическая основа только одна. Союз «или» в таком предложении будет находиться между однородными членами.

Запятая перед ним не ставится, если он один. Например:

  1. Я или ты.
  2. Ко мне придет Саша или Андрей.
  3. Я хочу почитать Толстого или Достоевского.

Если союзов два и более, то перед вторым и последующими запятая в любом случае будет. А вот будет ли она перед первым – зависит от того, началось ли перечисление. Сравните:

  1. Ко мне придут или Николай, или Андрей, или Настя. Запятой перед первым «или» нет, потому что перечисление началось после него: Николай, Андрей, Настя.
  2. Ко мне придут Николай, или Андрей, или Настя. Вот тут уже мы запятую поставили даже перед первым союзом, потому что перечисление началось перед ним.

Запятая ставится в том случае, если то, что после «или», поясняет то, что до него. Например:

  1. Это бегемот, или гиппопотам. Гиппопотам – это другое название бегемота. Поэтому перед «или» мы поставили запятую.
  2. Это социум, или общество. Социум – другое название общества.

Для закрепления вот вам еще два примера:

  1. Это papilionem, или бабочка. Papilionem – латинское название бабочки. То есть papilionem = бабочка.
  2. Это мотылек или моль? Здесь уже имеется в виду «или то, или другое». Мотылек – это не то же самое, что моль. Поэтому запятой нет.

Собственно, это всё. Переходим теперь к сложному предложению.

Запятая перед «или» в сложном предложении

Здесь действует такое правило. Перед «или» надо ставить запятую, если у простых предложений в составе сложного нет какой-то общей части. Посмотрите вот эти примеры:

  1. Идет изморось, или падает мелкий снег. В предложении две части: «идет изморось» и «падает снег». У них нет ничего общего, поэтому мы на законных основаниях поставили перед «или» запятую.
  2. На улице идет изморось или падает мелкий снег. Вот тут уже запятой нет. Потому изморось идет где? На улице. А снег где падает? Тоже на улице. Вот это обстоятельство места «на улице» – общая часть для двух простых предложений в составе сложного. И если мы поставим перед «или» запятую, то получится, что изморось идет на улице, а снег – вообще непонятно где. В другом измерении.
  3. Когда я вышел, была изморось или падал мелкий снег. Тоже запятой нет, потому что есть общая часть в виде придаточного предложения.
  4. Я вышел, когда была изморось или когда падал мелкий снег. Теперь уже общая часть представляет собой главное предложение, а предложения про изморось и снег являются при нем придаточными.

Не надо ставить запятую в том случае, если оба предложения произносятся с интонацией вопроса или побуждения. Потому что считается, что эта интонация их как бы объединяет в одно целое:

  1. Наступают орки или эльфы пробираются к горе?
  2. Пусть воины точат мечи или пусть лучники готовят лук и стрелы!

Запятая не ставится, если оба предложения являются односоставными неопределенно-личными, назывными или безличными. Такое очень редко встречается, но попробую сформулировать:

  1. Его звали в министерство или просили приехать в школу.
  2. Никто не знал, какое было время суток. Ночь или утро.
  3. Его тошнило или знобило.

Теперь разберем несколько дополнительных моментов.

О чем еще надо помнить

Помнить надо о том, что «ли» и «или» – это не одно и то же. По ним видно, что это разные союзы, но почему-то многие школьники их воспринимают как одинаковые. И между словами, которые соединены с помощью «ли … или» запятая не нужна: «От тяжелой ли работы или просто от старости дед становился все более немощным».

Но если перед нами сложное предложение, то знаки препинания обязательно надо ставить. Например: «Ветер ли выл за окном, или метель кружилась вокруг печной трубы» – запятая ставится, потому что в предложении две части: «ветер выл» и «метель кружилась».

Если у вас предложение вопросительное, но в нем кроме союза «или» есть «ли», то запятую надо ставить: «Андрей ли это, или Николай?»

Вот еще видео на тему запятой перед «или», взгляните.

Как запомнить все эти правила

Есть один хороший способ. Перепишите эту статью. Переструктурировав при этом. Я например, писал о запятых в простом и сложном предложении, а вы напишите о том, где знак ставится, а где не ставится. Писать не обязательно в тетради, можно и в вордовском документе.

Или сделайте себе таблицу. Или тест по этой теме.

Если вы таким образом переработаете материал, то он надолго останется у вас в голове. А если по 3-5 примеров подберете на каждое правило – будет вообще классно.

Полезные материалы по теме

Хочу вам посоветовать несколько материалов по русскому, которые помогут вам научиться писать грамотно и в целом уверенно себя чувствовать при письме.

Первая – бесплатные программы для отработки правил орфографии и пунктуации. Их очень много в интернете, мне особенно нравятся вот эти программы от сайта Викиум. Они почти все бесплатные. Ссылка, которую я дал, ведет на общую страницу, где приводятся вообще все программы. Вы можете пролистать ее, а можете просто кликнуть на «Способность к работе с текстом». Все связанное с русским языком ждет вас именно там.

Вторая – бесплатные электронные книги по русскому. Для подготовки к экзаменам, изложениям и сочинениям. Они были размещены в интернете в открытом доступе, я их собрал, проверил на вирусы и объединил в один архив. Чтобы их получить, мне нужен ваш электронный адрес. Напишите его, например, тут, архив отправится автоматически.

Третья – курс «Идеальный русский». Он располагается на той же платформе Викиум. Мне этот курс очень нравится, потому что он недорогой (890 рублей) и ориентирован на практику. Когда купите курс, вам откроется доступ к 3 программам-тренажерам (уникальным, таким, которых нет в общей подборке). Вы будете изучать теорию и сразу же ее отрабатывать.

Четвертая – учебник «Русский язык. Теория». Мне он очень нравится, потому что в нем приводится и объясняется вся теория, которую надо освоить за курс школьной программы. Это здорово. Учебник написан для школьников, понятным и простым языком.

И последнее – мои статьи по русскому языку:

  1. Что такое пунктуация. Я в этой статье объясняю, какие бывают знаки препинания. Статья поможет вам более системно подойти к изучению правил пунктуации.
  2. Что такое орфография. А это уже статья о том, как писать «правильные буквы» в словах.
  3. Как стать грамотным – даю указания к конкретным практическим действиям, которые помогут вам научиться писать грамотно.
  4. Курсы русского языка. Это наиболее полная подборка курсов по русскому из всех, которые есть у нас на сайте. В них приводятся и некоторые бесплатные материалы. Посмотрите.

Заключение

Мы поговорили о том, когда в предложениях с союзом «или» ставится запятая. Это не простая тема, но если в нее вникнуть и разобраться, то ничего особо сложного нет.

Остались ли у вас какие-то вопросы? Все ли вам понятно в материале статьи? Буду ждать ваших отзывов и комментариев, всем спасибо.

Ссылка на основную публикацию