Задания логопеда по теме Игрушки

Предварительный просмотр:

1. Рассмотрите с ребенком несколько игрушек, определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, меховая); Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

2. Подберите вместе с ребенком действия к предмету:

мяч — (что делает?) летит, прыгает, катится, скачет, падает… и т.д.

кукла — (что делает?) спит … и т.д.

машинка — (что делает?) едет, поворачивает …, и т.д.

3. Предложите ребенку назвать игрушку ласково: мяч — мячик,

  1. Образование прилагательных от существительных:

Мяч из резины – какой мяч? Резиновый.

Солдатик из олова ____________________,

конструктор из пластмассы _________________________,

мишка из меха ____________________________________,

поезд из железа ___________________________________,

дом из бумаги _____________________________________,

кубик из дерева ____________________________________.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, Но всего одна игрушка.

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

Его бьют – он не плачет,

1. Рассмотрите с ребенком несколько игрушек, определите материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, меховая); Отметьте внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая).

2. Подберите вместе с ребенком действия к предмету:

мяч — (что делает?) летит, прыгает, катится, скачет, падает… и т.д.

кукла — (что делает?) спит … и т.д.

машинка — (что делает?) едет, поворачивает …, и т.д.

3. Предложите ребенку назвать игрушку ласково: мяч — мячик,

  1. Образование прилагательных от существительных:

Мяч из резины – какой мяч? Резиновый.

Солдатик из олова ____________________,

конструктор из пластмассы _________________________,

мишка из меха ____________________________________,

поезд из железа ___________________________________,

дом из бумаги _____________________________________,

кубик из дерева ____________________________________.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, Но всего одна игрушка.

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

Его бьют – он не плачет,

дом из бумаги _____________________________________,

Игры и упражнения

Игра «Один – много»

кукла –

Игра «Скажи ласково»

Упражнение «Чего (кого) не стало?» – предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

Проблемные вопросы: – Почему взрослые не играют в игрушки?

Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка – это не игрушка)

кубики – апельсин – мячик – машинка

машина – кубики – матрешка – пирамидка

Упражнение “Положи игрушки” на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Что сломали у игрушки?»

У машинки отвалилось . (колесо)

«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.

Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.

Психоречевая гимнастика «Один — одна»:

Пирамида – кубик и т.п.

Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?

Матрёшка из дерева — . Какая матрёшка?

Посудка сделана из стекла. Какая посудка?

Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?

Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)

Мяч летает между рук.

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и

Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО – КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.
  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

  • Мяч больше кубика.
  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

  • Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка
  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

Коррекционное занятие на тему “Игрушки”.

Учитель-дефектолог МБОУ ЦПМСС г.Якутска

Павлова Любовь Иннокентьевна

Открытое логопедическое занятие на тему “Игрушки”.

Контингент: старшая группа.

Цели: Закрепитьзнания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки». Развивать умение выделять 1 звук в слове.

Задачи:1.Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти.Учить образовывать относительные прилагательные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов. Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.

2. Развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнения и расширение словаря. Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями. Развитие артикуляции, речевого дыхания и мелкой моторики. Развитие слухового внимания, чувство ритма. Развивать зрительную и слуховую память, координацию движений.

3. Воспитывать умения работать в коллективе, собирать игрушки.

Оборудование: игрушки, предметные картинки, телевизор, ноутбук, диски, зеркало, салфетки, массажные мячики.

На занятии присутствуют родители.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Встреча детей, организация приветствия.

– Назовите ласково своих соседей. Например, Юлю можно назвать Юлечка, а Сережу – Сереженька.

– Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.

  1. Введение в тему.

а) Артикуляционная разминка.

– Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. (Мяч.)

– Про что эта загадка?

– Что можно делать с мячом? Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает.

Совместно с логопедом выполняют упражнения «Улыбочка – трубочка», «Качели», «Часики», «Чашка», «Лопатка», «Лошадка», «Сьели вкусное варенье», «Орешек».

б) Дыхательная разминка. Упражнение «Лопатка». Положите мягкий язычок на нижнюю губу. А теперь я прикреплю к языку каждого из вас кусочек тонкой бумаги. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на язык так, чтобы бумажка улетела. Упражнение проводится 2-3 раза.

  1. Повторение чистоговорок.

– Слушаем и повторяем (показ слайдов).

– Ра-ра-ра – начинается игра.

4. Игра «Чудесный мешочек».

– Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Сегодня утром почтальон принёс мне посылку, в которой лежал вот этот чудесный мешочек. Вы хотите узнать, что в нём? Положи руку в мешочек и отгадай одну игрушку.

(Достать из мешочка все предметы: мяч, машина, кукла, кубик, пони. Дети называют все предметы).

– Как можно их назвать одним словом?

Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

– Расскажите, какие игрушки есть дома.

– Дома в детском саду когда закончили играть, надо что сделать?

– Назовите любимую игрушку.

5. Игра «Прятки».

– Игрушки любят играть в прятки. Я спрячу одну игрушку, а вы догадайтесь и назовите какую игрушку я спрятала. Закрывайте глазки.

Спрятать игрушки по очереди, если дети затрудняются ответить, описать предмет.

6. Игра «Подбери признак» Картинки кукла, лопатка, мяч, зайчик, пирамидка.

Кукла (какая?) –. (красивая, большая, маленькая, пластмассовая, нарядная и др.)

7. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки». Работа над темпом и ритмом речи.

– Вот сколько у нас игрушек, давайте их посчитаем. Приготовили наши пальчики.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Дети попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Помогаем нашей Кате

Разгибают пальчики, начиная с большого.

Мы игрушки сосчитать.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

8. Работа в тетради.

– Мы видим игрушки: юлу, мяч.

– Раскрасьте мяч, карандашом любого цвета, какой вам нравится.

Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: «Какой цвет ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его». Затем логопед оценивает работу детей.

9. Массаж пальцев рук.

– Наши пальчики устали. (Раздать массажные мячи). –

– У тебя мяч какого цвета? (синего).

– Делаем круговые движения.

9. Выделение первого звука в слове.

– Это что? Юла. Назовите 1-й звук.

– Мяч. Назовите 1-й звук.

10.Упражнение “Эхо”.

– Проговариваем слово по слогам и хлопаем в ладоши.

Логопед (громко). Мяч!

Логопед (громко). Ю-ла!

Логопед (громко). Ку-би-ки!

Дети (тихо). Ку-би-ки!

Логопед (громко). Ма-ши-на!

Дети (тихо). Ма-ши-на!

Логопед. Вы были внимательным «Эхом!» Молодцы!

11. Физкультминутка.

Стихотворение с движениями «Самолет».

Самолетик – самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)
Завели мотор – р-р-р!
Зарычал мотор – р-р-р!
Заворчал мотор – р-р-р!
Заурчал мотор – р-р-р!
Загудел самолет – у-у-у! (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук [у].)
И отправился в полет – у-у-у! (Бегут по кругу друг за другом.)
Приземлился самолет. (Приседают на одно колено.)

12. Упражнение «Помоги Андрюшке».

– Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?

Дети: Шесть игрушек.

– Можете назвать их?

Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.

13. Игра «Разрезные картинки».

– У меня есть красивая разноцветная коробка. А что в нем? (Разрезные картинки).

– Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала.

Дети складывают картинки из частей.

– Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: “У меня на картинке… ”, “Я сложила…”

1-й ребенок: У меня на картинке мишка.

2-й ребенок: Я собрал пирамидку.

3-й ребенок: Я сложила паровозик.

4-й ребенок: А у меня на картинке мячик.

– Молодцы! Вы справились с моим заданием.

14. Итог занятия.

Оценка работы детей.

Предложить детям рассказать, чем они занимались, оценить их работу.

«Игрушки». Работа над темпом и ритмом речи.

Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки»

Светлана Диденко
Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки»

Речевые упражнения по лексико-грамматической теме “Игрушки”

Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме “Игрушки”.

1. «Один – много»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

-мяч – мячи – много мячей

-мячик – мячики – много мячиков

-кукла – куклы – много кукол

-кубик – кубики – много кубиков

-мишка – мишки – много мишек

-машина – машины – много машин

-машинка – машинки – много машинок

-собачка – собачки – много собачек

-пирамида – пирамиды – много пирамид

-пирамидка – пирамидки – много пирамидок

-матрешка – матрешки – много матрешек

-неваляшка – неваляшки – много неваляшек

-робот – роботы – много роботов

-самолет – самолеты – много самолетов

2. «Доскажи словечко»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

-В коробке лежат что? … (игрушки).

-В магазине много чего? … (игрушек).

-Петя рад чему? … (игрушкам).

-Мама купила что? … (игрушки).

-На столе коробка с чем? … (с игрушками).

-Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

3. «Большой – маленький»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

-Большой мяч, а маленький … мячик.

-Большой самолет, а маленький … самолетик.

-Большой корабль, а маленький … кораблик.

-Большой солдат, а маленький … солдатик.

-Большой мишка, а маленький … мишутка.

-Большой слон, а маленький … слоник.

-Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

-Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.

-Большая машина, а маленькая … машинка.

-Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

-Большая кукла, а маленькая … куколка.

4. «Скажи ласково»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

-Корабль синий, а кораблик … синенький.

-Мяч круглый, а мячик … кругленький.

-Шар желтый, а шарик … желтенький.

-Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

-Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

-Слон грустный, а слоник … грустненький.

-Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.

-Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

5. «Из чего – какой?»

(образование относительных прилагательных):

-Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

-Домик из картона какой? (картонный)

-Робот из железа какой? (железный)

-Лошадка из дерева какая? (деревянная)

-Мишка из плюша какой? (плюшевый)

-Собачка из меха какая? (меховая)

-Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

-Лягушка из резины какая? (резиновая)

-Солдатик из олова какой? (оловянный)

-Курочка из глины какая? (глиняная)

-Бычок из соломы какой? (соломенный)

-Машинка из металла какая? (металлическая)

6. «Вставь пропущенное слово»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно):

-Игрушки лежат … коробке. (В)

-Кукла спит … кроватке. (В)

-Зайка катается … машинке. (НА)

-Мозаика упала … стола. (СО)

-Машинка отъехала … гаража. (ОТ)

-Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)

-Воздушный шарик летает … столом. (НАД)

-Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)

-Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)

-Машинка катится … полу. (ПО)

7. «Скажи наоборот»

(упражнение в подборе антонимов):

-Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая).

-Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

-Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

-У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

-Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).

-Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

-Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

-Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

-Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).

-Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

-Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

8. «Исправь ошибку и скажи правильно»

(развитие логического мышления):

-Резиновый мячик из дерева.

-Меховой зайчик твердый.

-Деревянная пирамидка мягкая.

-У слоника короткий хобот.

-У зайчика длинный хвостик.

-Воздушный шарик катится вверх.

-У Буратино короткий нос.

-У Мальвины красные волосы.

-Елочные игрушки висят на березе.

-Воздушный шарик тяжелее мячика.

-По воде плывет самолетик.

-Петя катает кубик.

-Глиняную уточку слепили из пластилина.

-Говорящая кукла громко молчит.

-Кукла моргает ушками.

-У зайчика четыре ножки.

9. «Исправь ошибку и скажи правильно»

(развитие логического мышления):

-Игрушки покупают Ваню.

-Мозаика складывает детей.

-Пирамидка собирает Таню.

-Гараж подъехал к машинке.

-Стол лежит под мячиком.

-Диван закатился под мячик.

-Стол упал с пирамидки.

-Машинка катает Петю по полу.

-Коробка лежит в игрушках.

-У колеса сломалась машинка.

-Лошадка едет на мишке.

-Коляска едет на куколке.

-Стол летает над шариком.

-Робот сломал мальчика.

-Машинка починила папу.

-У кузова большая машина.

-У носа длинный Буратино.

-У волос кудрявая Мальвина.

-У хобота длинный слоник.

-У хвоста пушистый зайка.

10. «Доскажи словечко»

(подумай и ответь полным предложением):

-Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.

-Грузовая машинка перевозит что? … грузы.

-Настольная игра лежит где? … на столе.

-Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.

-Музыкальная игрушка играет что? … музыку.

-Елочные игрушки повесили куда? … на елку.

-У зайчика длинные что? … ушки.

-У мишки четыре чего? … лапы.

-У Мальвины голубые что? … волосы.

-У Буратино длинный что? … нос.

-У пирамидки много чего? … колец.

-Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .

-Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.

-Куклу уложили спать куда? … в кроватку.

-Куклу накрыли чем? … одеяльцем.

-Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .

-Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.

-Уронили мишку куда? … на пол.

-Оторвали мишке что? … лапу.

-Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.

-Зайку бросила кто? … хозяйка.

11. «Собери предложение»

(работа с деформированным предложением):

-Кукла, спать, кроватка, в.

-Игрушки, полка, на, лежать.

-Мяч, стол, лежать, под.

-Сын, мама, игрушка, купить.

-Петя, катать, машинка, пол, по.

-Машинка, чинить, папа.

-Пирамидка, стол, упасть, со

12. «Назови лишнее слово»

(развитие логического мышления):

-Игрушка, игра, груша, игрушечный.

-Икра, игра, играть, игрушки.

-Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

-Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

-Пирамидка, кубик, робот, книга.

-Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

-кукла, мяч, береза, машинка

-барабан, матрешка, лук, самолетик

-юла, неваляшка, тетрадь, робот

-мяч, ромашка, кубик, мишка

Формирование лексико-грамматической стороны речи по теме «Весна» Консультация для родителей «Назовите весенние месяцы» Март, апрель, май «Ответь на вопросы» 1. Почему весной тает снег? 2. Почему весной.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи «Предлог «на» (средняя группа) Цель: закреплять умение детей выделять предлог “на” в сочетаниях слов и предложениях; составлять предложения с предлогом “на” по наглядной.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей группы «Транспорт» Тема: Транспорт Цели: Коррекционно-образовательная: • учить образовывать приставочные глаголы. Коррекционно-развивающие: • развивать логическое.

Консультация для родителей по формированию лексико-грамматической стороны речи по теме «Лето» Отгадайте загадку: Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? Отгадайте загадки, назовите летние месяцы: В тёплый, самый.

Презентация «Логопедическое пано, как основа развития лексико-грамматической стороны речи» В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец – длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

-Петя рад чему? … (игрушкам).

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Новогодняя сказка для младших школьников, сценарий детям 1, 2, 3, 4 классов путь на сценарий

Новогодняя сказка для младших школьников, сценарий детям 1, 2, 3, 4 классов путь на сценарий

Занятие «Игрушки», ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме

Давыдова Елена Юрьевна

Цели: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Их назначение, детали и части, из которых они состоят; материалы из которых они сделаны.

Задачи: Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений (Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование местоимения существительного в роде и числе ). Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, внимания, ,мышления. Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением

Оборудование: картинки с изображением игрушек разрезные картинки игрушки

1. Ход занятия

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать, кто?

( Логопед достает пирамидку, матрешку, машинку, мячик.)

Что это такое? Как можно их назвать одним словом? (Игрушки)

Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.

Логопед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Тогда попробуйте отгадать.

Он резиновый, упругий

Так и проситься на руки,

Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

На одной ноге крутилась,

И вдруг на бок повалилась,

С шумом на пол прилегла

У братишки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

Мы с братишкой, если честно

В них играем весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку –

Она закроет глазки,

Поиграем – будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром – дочка, днем – подружка? (Кукла)

Я из них построю дом,

Что же за кирпичики,

Как коробки спичечные? (Кубики

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

2. Игра “Один- много”
мяч – мячи;

мишка – мишки;
зайчик – зайчики;

кубик – кубики;
матрешка – матрешки;

совок – совки
барабан – барабаны.

3. Игра “Что из чего”.

Логопед: Кто знает, из чего делают игрушки? (из дерева, железа, пластмассы, резины, ткани, бумаги).

Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
Если игрушка сделана из железа, она какая? (железная)
Если игрушка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Если игрушка сделана из резины, она какая? (резиновая)
Если игрушка сделана из бумаги, она какая? (бумажная)
Если игрушка сделана из плюша, она какая? (плюшевая)
Если игрушка сделана из стекла, она какая? (стеклянная)

4.Физминутка «Буратино»

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5 Игра “Большой – маленький”
Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково.
мяч – мячик;

слон – слоник;
машина – машинка;

6 . Игра “Какой, какая, какие”
Скажем, какие у нас игрушки.
Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, разноцветные, мягкие, любимые, резиновые, деревянные….
Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, говорящая,….
Машина (какая?) – красивая, большая, легковая, грузовая,….
Мяч (какой?) – красивый, разноцветный, маленький,…
Самолет (какой?) – красивый, игрушечный, пластмассовый ,…

7. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите игрушки, которые у вас получились ( кукла, неваляшка, машинка, мишка, зайка, вертолёт).

8 «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду вам показывать картинки, вы скажите, какая лишняя картинка.

Мы с братишкой, если честно

Конспект занятия “Детский сад. Игрушки

– Но сначала нужно нам, наши пальчики размять.

Организационный момент

Психогимнастика.
Упражнение “Заводные игрушки”
Дети стоят по кругу, логопед говорит: сейчас вы превратитесь в заводные игрушки и со словами “вокруг себя повернись и в заводную игрушку превратись”. Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку играющего на барабане, веселого Петрушку. Затем игрушки сломались и застыли в определенной позе.

– Почувствуйте напряжение, а сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую, туловище. Вам жаль сломанных игрушек, покажите, как вы огорчены. Папа починил игрушку, вы рады? Покажите, как вы радуетесь.

Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
– В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с ОНР на тему: Игрушки

1. Организационный момент. (Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов)
Логопед: – Я рада видеть вас. Поздоровайтесь, улыбнитесь друг другу.
– Сейчас я буду прохлопывать, а вы – подбирать слова – названия игрушек. Сядет тот, кто правильно подберет слово с заданным количеством слогов.
(Логопед прохлопывает, а дети подбирают слова, состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов)
– Отлично справились с заданием, а теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки. (игрушки нужны для того, чтобы в них играть)
– Верно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках. Мы отправимся в страну игрушек.

2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: – Перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок.
(Логопед приглашает детей к зеркалу, дети под руководством логопеда выполняют 2-3 упражнения из гимнастики для шипящих звуков)
Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Качели»,

– К путешествию мы готовы
Вот закрыли все глаза
Но подглядывать нельзя
Как скажу я цифру пять-можно глазки открывать.

1,2,3,4 – пока глаза вы не открыли
1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.

3. Игра «Отгадай-ка». (Развитие связной речи, составление загадок-описаний об игрушках по алгоритму)
Логопед: – Вот мы и попали в страну, где много игрушек. А теперь я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру.
(Логопед помещает на доску алгоритм описания игрушки)
– Давайте попробуем составить загадки-описания об игрушках. Вот эти картинки помогут вам загадать загадки. Вы должны рассказать, какая ваша игрушка по цвету, по размеру, из чего она сделана, какие у нее есть детали, как с ней можно играть, не называя ее.
– Послушайте мою загадку. Он коричневый, меховой, большой. У него круглая голова, четыре толстых лапы, кругленькие ушки, черные глаза и нос. С ним можно играть в игру «Доктор Айболит». Кто это? (Это мишка)
– Правильно! А теперь вы загадайте свои загадки. Начнет… потом расскажет…

4. Физкультминутка. (Развитие общей моторики, чувства ритма)
Логопед: – Вы очень хорошо загадывали и отгадывали загадки. А теперь давайте отдохнем.

5. Упражнение «Поможем Косте» (Развитие фонематических представлений)
(Логопед предлагает детям сесть на ковер)
Логопед: – Давайте поможем мальчику Косте. Он никак не может убрать свои игрушки на места. Давайте разложим все игрушки по полкам.
– На первую полку: игрушки, если звук К в начале слова, на вторую полку –в середине слова, на третью – в конце слова.
(Дети по очереди подходят к наборному полотну, определяя позицию звука в слове, раскладывают картинки)
(Логопед оценивает работу детей и благодарит их за помощь, убирает наборное полотно)

6. Игра «Сложи игрушки», игра «Мой, моя»
Логопед: – Кукла Катя плачет. Игрушки сломались.. Попробуйте сложить (собрать) игрушки.
(Дети складывают картинки из частей)

– Про какие игрушки можно сказать моя, мой??
– Игрушки нужно беречь, не ломать. Игрушки очень любят, когда в них играют. Кукла Катя благодарит за то, что сложили игрушки.

7. Дыхательная гимнастика.
«Султанчики» – сделайте вдох и подуйте медленно и спокойно, не раздувая щек. (3-5 раз)

8. «Волшебная дорожка» (Развитие ловкости. Закрепление навыка ходьбы на носочках по ограниченной дорожке).
(Логопед приглашает детей на ковер и выкладывает параллельно на расстоянии 15 см друг от друга 2 каната)

Логопед: – А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для того, чтобы попасть в детский сад, вы должны пройти по узкой волшебной дорожке друг за другом на носочках так, чтобы не сдвинуть канаты. Руки держите на поясе.
(Дети проходят по дорожке, держат руки на поясе)

9. Окончание НОД.
– Ребята, что вам понравилось? Что интересного было?
– Молодцы, все сегодня были внимательными, активными, старались отвечать на вопросы полными ответами.
– Ой, что в коробочке, посмотрим.
(Дети подходят, открывают коробочку, а там наклейки)

8. «Волшебная дорожка» (Развитие ловкости. Закрепление навыка ходьбы на носочках по ограниченной дорожке).
(Логопед приглашает детей на ковер и выкладывает параллельно на расстоянии 15 см друг от друга 2 каната)

Наглядно-дидактический материал к лексическим темам логопедической группы ДОУ

В пособии вы найдёте описания пальчиковых игр, упражнений на координацию речи с движением; задания на развитие общих речевых навыков (диалоги, чистоговорки, скороговорки), игры для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, обогащения словаря, для совершенствования грамматического строя речи, а также стихи, загадки по лексическим темам и тексты для пересказа. Игры, задания и упражнения рассчитаны на детей в возрасте 5–7 лет. Задания различаются по уровню сложности, наиболее трудные задания помечены символом – . В процессе работы дети постепенно овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное общение. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателя и родителей у детей улучшается речь, постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи.

Игра с прищепками «Погремушки»

– У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Лексическая тема Игрушки

Расширение активного словаря

Существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

Прилагательные: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерча­тая, пластмассовая, яркая, нарядная;

Глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т. д.

Развитие связной речи

Игра «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Упражнение для развития понимания вопросительной инто­нации

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Да за то, что он надут.

Ответьте на вопросы:

Про что эта загадка?

За что беднягу бьют?

Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.

Развитие слухового внимания

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Бурый мишка мой — четыре,

Белка рыженькая — пять.

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

Лексическая тема “Игрушки”

существительные: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

прилагательные: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерча­тая, пластмассовая, яркая, нарядная;

глаголы: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном поряд­ке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рас­смотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в ка­ком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал “Поиграли — игрушки на место убра­ли”, поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в пред­ложенной последовательности и называет, какие игрушки он рас­ставил.

Грамматический строй речи

Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сде­лана?)» (детям от 4 лет)

Игрушка из резины — резиновая,

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,

локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,

щека — щечка, брови — бровки.

Образование и склонение в родительном падеже существи­тельных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Задания логопеда по теме Игрушки

Вы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 25.09.2020, 11:52

–>

–>

–> –>МЕНЮ САЙТА –>
–>

Войти через uID

05.04.2011, 18:38
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (от 4 лет) должны знать:

чем одна игрушка отличается от другой;

как играть той или иной игрушкой;

из каких деталей состоит игрушка, из какого материала она
сделана.

Расширение словарного запаса детей:

названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);

признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерча­тая, пластмассовая, яркая, нарядная;

действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Лексический строй речи

Классификация понятий «Назови лишнее слово»

Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);

барабан, матрешка, лук, машинка (лук);

кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).

Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)

Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном поряд­ке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рас­смотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в ка­ком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал “Поиграли — игрушки на место убра­ли”, поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».

Игра «Расставь игрушки правильно»

Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в пред­ложенной последовательности и называет, какие игрушки он рас­ставил.

Грамматический строй речи

Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сде­лана?)» (детям от 4 лет)

Игрушка из резины — резиновая,

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,

машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,

локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка,

нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,

щека — щечка, брови — бровки.

Образование и склонение в родительном падеже существи­тельных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет)

Мяч — мячи — мячей,

кукла — куклы — кукол,

кубик — кубики — кубиков,

мишка — мишки — мишек,

собачка — собачки — собачек,

пирамида — пирамиды — пирамид,

матрешка — матрешки — матрешек,

нога — ноги — ног,

машина — машины — машин,

рука — руки — рук,

голова — головы — голов,

лицо — лица — лиц,

кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),

плечо — плечи — плеч,

щека — щеки — щек,

ресница — ресницы — ресниц,

бровь — брови — бровей.

Согласование существительного с личным местоимением

Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;

мой — мяч, мишка, слон.

Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)

Машина стоит — машины стоят,

кукла спит — куклы спят,

собачка лает — собачки лают,

мяч лежит — мячи лежат,

мишка ревет — мишки ревут,

машина едет — машины едут.

Согласование существительного с прилагательным

Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, крас­ный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твер­дый;

кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.

Формирование сложноподчиненного предложения с проти­вительным союзом «а» (детям от 6 лет)

Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.

Лексико-грамматический строй речи

На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. — Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послу­шайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.

Дети достают игрушки из коробки.

Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)

Этот слон чей? (Этот слон мой.)

Формирование выразительности речи

Упражнение для развития понимания вопросительной инто­нации

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Да за то, что он надут.

Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?

Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.

Формирование контекстной речи

1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

Ой, доска кончается, сейчас я упаду.

Вопросы к стихотворению:

Кто идет? (Бычок идет.)

Что он делает? (Качается, вздыхает.)

Почему он вздыхает? (Он боится.)

Чего он боится? (Боится упасть.)

Повторное чтение стихотворения логопедом.

Заучивание стихотворения (хором, индивидуально, по цепочке).

Работа над интонационной выразительностью речи детей (чув­ствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).

Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней крас­ный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.

Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.

Составление описательного рассказа производится по воп­росам:

Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка.)

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом ее вы заведите —

Колесики начнут крутиться.

Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)

В пути не смолкает, вдаль увлекает,

Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)

Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль нельзя на нем промчаться,

Только можно покататься. (Конь-качалка.)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.) Мячик

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю, не знаю о чем.

А мячик, как солнце, горит надо мной,

Потом повернется другой стороной

И станет зеленым, как травка весной.

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Стукнешь о стенку — а я отскочу.

Бросишь на землю — а я подскочу.

Медвежаток я взяла,

Посадила у стола:

Ешьте мед хороший, сладкий!

А они себе сидят

И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед,

Но раскрыть не могут рот.

Сколько у меня игрушек?

Там, в углу, лежат игрушки,

Отдыхают в тишине.

Пять игрушек в день рожденья

Подарили гости мне.

Раз — ушастый серый зайка.

Два — есть дудка у меня.

Три — сейчас я покажу вам

Бурый мишка мой — четыре,

Белка рыженькая — пять.

Только всех моих игрушек

Мне никак не сосчитать.

А. Бродский

Грузовик без колес,

У ежика отклеен нос,

Стали черными цыплята,

А из куклы лезет вата!

Были новыми игрушки,

А теперь они старушки.

Берем же скорей

И чиним игрушки.

И нам за это от души

Спасибо скажут малыши.

Игра «Магазин игрушек»

Задачи логопеда

Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры

Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, иг­рушек (куклы и др.).

Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:

Расскажите про покупки! Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла.

Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.

Продавец. Это кукла.

Незнайка. Сколько она стоит?

Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.

Я хорошая игрушка.

Для Незнайки я — подружка.

Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.

Принесли мы вам подарки,

Дети выбирают игрушки.

Что захочешь, то возьмешь.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Что ты, Леночка, берешь?

Скачет конь наш чок-чок-чок.

Слышен топот быстрых ног.

Дети повторяют движения иг­рушек.

Кукла, кукла, попляши,

Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок.

Покрутился, на бок лег.

Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит.

А теперь за дело дружно —

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

Наклонитесь все вперед,

А потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь,

Наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди,

Да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок,

И на месте — скок, скок, скок!

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже. А потом.

Марш на месте не спеша.

Дети. Зарядка хороша.

Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, при­чем текст произносят дети, предварительно разучив его.

Сели мы на карусели, Полуприседание.

На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.

Сто знакомых встретили, Повороты туловища в стороны.

На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением

Здравствуйте. рук.
Бежали наши ножки Бег на месте.

по узенькой дорожке,

А еще ноги шли по дороге — Ходьба на месте.

Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют

одно из упражнений на дыха­ние.

Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать,

Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу.

Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Полуприседание, удержание позы.

Потягивание на носочках, глу­бокий вдох.

Руки на поясе, ходьба на носоч­ках,

проговаривание шепотом.

(3 раза). (3 раза).

Вот мой флажок качается.

Вот я своим флажком машу,

Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки.

Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.

Будь послушен, ишь какой!

Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то

другой руки.

Завертелись карусели. Карусель движется в правую

сторону, медленно.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Вот и кончилась игра.

Меняют направление движения.

Темп движений постепенно за­медляется.

Для Незнайки я — подружка.

игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ: (099) 488-39-44, (096) 713-84-40

  • Главная
  • О себе
  • Занятия
  • Дистанционно
  • Отзывы
  • Контакты
Твердая пища поможет ребенку в освоении речи!

Становление детской речи проходит в несколько этапов, каждому из которых присущи свои особенности. Вначале ребенок гулит и лепечет, потом общается, используя различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь

‘, CAPTION, ‘навык’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);” onmouseout=”return nd();” > навыков. Педиатры и гастроэнтерологи озадачены: долгое «бутылочное» питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление речи у ребенка. Ведь еда является не только «подпиткой» организма всеми необходимыми витаминами, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому кроха правильно выговаривает звуки и слова. Если в рацион ребенка не вводить продукты твердой консистенции, то у него, привыкшего исключительно к жидкой и протертой пище, не будут развиваться жевательные навыки, вследствие чего не будет стимулироваться мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие.

Жевать надо правильно!

Введением твердой пищи в рацион ребенка вы избежите ряда проблем и поможете ребенку в освоении речи:

1. Ребенок приобретает навыки жевания и глотания.

2. Твердая пища полезна для правильной работы пищеварительной системы. Жевание способствует выработке слюны, выделению желудочного сока. Образно говоря, запускает работу пищеварительной системы. Постоянное кормление жидкой едой тормозит развитие этих процессов, что может привести к отклонениям со стороны работы желудка и кишечника. Впоследствии у ребенка могут возникнуть проблемы со стулом, боли в животе, отрыжка, вздутие живота и т.д.

3. Благодаря жеванию пищи, различной по консистенции, развивается артикуляционный аппарат, тренируются мышцы рта и губ, укрепляются челюстные мышцы, что непосредственно влияет на развитие детской речи.

С самого рождения ребенка разговаривайте с ним, четко и внятно произнося слова. Помните: общение с ребенком, даже с грудничком, не терпит тишины! Пойте колыбельные песни, читайте сказки, разучивайте с крохой стихи.

Не затягивайте с периодом жидких каш и протертых овощей. Включайте в детский рацион твердые продукты (сухари, овощи, фрукты, кусковое мясо). Научите чадо выполнять определенные упражнения, которые будут разрабатывать мышцы рта, губ, щек и языка. Полоскание ротика, надувание щечек и им подобные занятия очень полезны.

‘, CAPTION, ‘внимание’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);” onmouseout=”return nd();” > внимание развитию мелкой моторики, так как речь ребенка находится буквально на кончиках его пальцев. Перебирание мелких предметов, самостоятельное застегивание пуговиц, рисование, лепка – все это способствует развитию речи.

Причиной позднего развития речевых навыков может стать проблема с зубками, а также нарушение строения артикуляционного аппарата, что помешает четкому и правильному произношению звуков. В случае необходимости воспользуйтесь консультацией детского стоматолога.

Полезно общение ребенка с более разговорчивыми карапузами. Обратите внимание: наверняка во время игры в песочнице он прислушивается к речи других деток и старается сам общаться с ними.

И, конечно же, следите за собственной речью. Именно вам ребенок будет подражать. Поэтому не коверкайте произношение слов, грамотно стройте предложения, меняйте интонацию и тембр голоса.

Грамотная и правильная речь всегда ценилась. Занимайтесь с ребенком, разговаривайте с ним, следите за его питанием, и вскоре он порадует вас первыми предложениями.

‘, CAPTION, ‘внимание’,BELOW,RIGHT, WIDTH, 300, FGCOLOR, ‘#fbe895’, BGCOLOR, ‘#206856’, TEXTCOLOR, ‘#206856’, CAPCOLOR, ‘#FFFFFF’, OFFSETX, 10, OFFSETY, 10);” onmouseout=”return nd();” > внимание развитию мелкой моторики, так как речь ребенка находится буквально на кончиках его пальцев. Перебирание мелких предметов, самостоятельное застегивание пуговиц, рисование, лепка – все это способствует развитию речи.

Ссылка на основную публикацию