Как помочь ребенку в развитии речи

Скачать:

ВложениеРазмер
buklet_sobranie_1.doc899.5 КБ

Игра способствует развитию речи, воображения

Рекомендации для родителей «Как развивать речь ребенка самостоятельно»

Никитина Татьяна
Рекомендации для родителей «Как развивать речь ребенка самостоятельно»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

Приемы стимулирования речи.

Развитие речи у детей. Советы для родителей

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения.
Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.
Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён.
Женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь.
Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.
Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи.
То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина – нахождение малыша в двуязычной семье.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.
По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек.
Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы.
У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.
Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, – основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.
Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” – мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.
Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.
Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.
Главное условие овладения речью – это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи – часы, скажи – ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы:
-диалог
-имитация и звукоподражание
-стихи
-чтение

Имитация и звукоподражания.
Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! – га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.
Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.
Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.
Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?

Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты.

Игра в «слово».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?

«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?

«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.

«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)

«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.

«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.

«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»

«Упражнения с тестом»
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.

«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.

«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.

«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом – полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
– разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
– разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.

Артикуляционная гимнастика.
Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.

«Построить забор»
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

«Киска сердится»
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

«Вкусное варенье»
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

«Маляр»
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Чашечка»
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Качели»
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

«Пощелкать кончиком языка»
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество.

«Сделать трубочку»
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Формирование речи ребенка – как помочь?

Итак, вчера мы начали разговор о том, какие факторы изначально могут влиять на развитие речи детей, что может приводить к задержке речевого развития и его нарушению. Однако, чтобы лишний раз не сомневаться в том, имеется ли у вашего ребенка задержка речи или нет, стоит примерно ориентироваться на сроки становления определенных речевых навыков, на развитие зубочелюстного аппарата и на формирование слуха и зрения. В речи принимают активное участие все анализаторы, и важно, чтобы ребенок хорошо слышал и видел, так как он копирует речь родителей. Если вы будете замечать проблемы с речью, отмечаете задержку речевого развития, важно надеяться не только на помощь специалистов, но и на самостоятельные активные занятия по развитию речи.

Как развивается речь?

Родителям, врачам и педагогам важно знать приблизительные нормативные сроки в развитии детской речи. Это будет нужно для того, чтобы изначально внимательно присматриваться к формированию речевых навыков малыша в декретированные сроки и прилагать усилия к стимулированию речи по возрасту. Кроме того, специалист должен объяснить родителям, что правильный сон, здоровый плач и крик ребенка, его движения и мышечный тонус отражают степень развития у него центральной нервной системы и всех ее центров. Врожденными формами зачаточной речи будут являться плач, крик и гуление, эти формы речи возникают как речевая генная память, у глухих детей эти формы речи развиваются также как у слышащих, в отличие от подражательной речи в дальнейшем.

Проблемы в развитии речи могут возникать у детей в тех случаях, когда их матери и отцы мало эмоциональны, когда они больше руководствуются в воспитании и уходе разумом, книжными постулатами, а не эмоциями, чувствами. Такие родители, безусловно, заботятся о малыше, но играют с ним очень мало, не ласкают, мало берут на руки, не обнимают и не целуют его, мало с ним разговаривают, считая, что это еще несмышленый малыш. При таком типе общения может возникать предрасположенность к различного рода невротическим расстройствам, состоянию страха и формированию аутичных форм в поведении. При попадании малышей в группу риска по сложно протекавшей беременности и родам (о чем мы говорили в первой части), необходимо заниматься с ними развитием речи с первых же месяцев жизни. Это будет тактильная стимуляция губ, развитие слухового сосредоточения, стимуляция процесса гуления, развитие мелкой моторики пальчиков, путем вкладывания в них игрушек и предметов разных фактур.

Первые слова и далее

Первые свои слова у нормально развивающихся по возрасту малышей обычно возникают в возрасте 9-12 месяцев, и постепенно к возрасту 1 года 3 месяцев дети начинают использовать упрощенные слова-предложения по типу «ням-ням», «фу, кака» и подобные. К полутора годам предложения могут иметь уже два простых слова по типу «мама, дай», «киса мяу». К возрасту 1,10-2 лет ребенок начинает уже употреблять слово «я», трехлетние малыши могут беседовать с другими людьми в виде фраз, могут постоянно комментировать свои действия – «я посёл», «хосю игруську» или задавать вопросы «это сьто», «куда идем».

Если речь идет о детях с задержкой развития, то они слабо реагируют на речевое общение со взрослыми и не могут дифференцировать расположенные рядом с собой предметы, могут очень длительно не отличать своих от чужих, мало говорят и только отдельные слова. Но, в вопросах оценки задержки в речевом развитии нужно быть крайне осторожными, не делая поспешных выводов и не сравнивая своего ребенка с другими ровесниками. Речь детей в раннем возрасте зависит от многих влияющих на них факторов, от наследственных особенностей и возраста начала речи у родителей, от общего состояния их здоровья и от пола, от веса тела при рождении и даже от окружающей среды. Если в возрасте полутора-двух лет, кроме речи малыш хорошо и правильно развивается, то возможно пока его энергия уходит на накопление пассивного словаря, и он просто по натуре не сильно разговорчив.

Возрастной период до трех лет – это время сенситивного (чувственного) развития речи. В этот период любые из неблагоприятных воздействий на организм малышей могут стать причинами отставаний в развитии – психические травмы, тяжелые болезни сильно тормозят развитие. Негативное влияние на речь детей могут оказывать стрессы матери или других членов семьи, постоянные скандалы, развод, противоречия в воспитании. Они делают ребенка пассивным, тревожным и пугливым, что начинает тормозить его нормальное доречевое и речевое развитие. Кстати, еще одной причиной отставания речи могут быть предвосхищающие действия родителей в отношении просьб и желаний ребенка – они заранее все делают, не давая ребенку возможности словами выразить свои чувства и желания, заваливают его гаджетами и информацией, что отбивает у него формирование стимулов к речи. Гиперопека, как и недостаточное внимание к ребенку в отношении развития речи будут вредны. Влияет на речь формирование леворукости и попытки переучить ребенка с левой руки на правую. Необходимо отказаться от идеи переучивать левшу, направив усилия на параллельное развитие правой руки. При переучивании возникает нарушение ассоциативных мозговых связей и торможение психо-эмоционального, в том числе и речевого развития.

По мере возраста мозг и нервная система ребенка растут и совершенствуются, созреванием мозговой ткани называют состояние, при котором образуются полноценные нейронные связи между его клетками. Эти клетки должны получать с рождения как можно больше раздражителей и информации, стимуляции. Первые свои ощущения дети получают благодаря кожным рецепторам, так как вся поверхность кожи детей помогает в познании, развитии нервной системы. Если малыш не будет прикасаться к предметам, щупать их и изучать, он не сможет научиться слышать и видеть. Именно поэтому детям нужны игрушки с самых первых месяцев жизни, они должны быть разными, из различных по структуре и фактуре материалов, они должны быть различной температуры и плотности, и трогать нужно ребенку абсолютно все. При этом нужно сопровождать процесс познания рассказом взрослого, нужно все проговаривать с малышом, даже если он совсем крошка.

Не менее активно должен стимулироваться для развития речи самый древний из анализаторов – обонятельный. При ощущении запаха дети запоминают его, видят предмет, который пахнет именно так, и слышат из уст родителей его название. При помощи обоняния малыш начинает познавать мир и запоминает значение слов. Это связано с тесным взаимодействием зрительного анализатора и слухового, они оба контролируют область коры головного мозга. И поэтому, зоны мозга, ответственные за обоняние и запоминание запахов и их названий, должны активно стимулироваться. Примерно таким же образом связан со становлением и формированием речи орган вкуса, ребенок все тащит в рот и познает мир через оральную стимуляцию. Если предметы не представляют опасности для ребенка, не стоит запрещать ему тянуть их в рот. Вкус и ощущение предмета тесно связаны с его речевым значением, это развивает малыша. Также малыша должны знакомить и с пищей разного вкуса – это активно стимулирует кору головного мозга и развивает вкус и косвенно – речь.

Конечно, самыми важными органами в формировании речи являются зрение и слух, именно они помогают ребенку познавать мир на расстоянии, они создают в его мозге ассоциации со словами в виде образов. При помощи зрения ребенок оценивает форму и цвет, размер предметов, их нахождение в пространственном отображении. Чем больше предметов ребенок будет видеть и знать, тем шире будет его лексический запас. При помощи слуха ребенок понимает звуки и слова, различает их. Недаром у глухих плохо развита речь. Иногда родители слишком перегружают слуховой анализатор детей и говорят, что ребенок их «не слушает». Но, если около малыша постоянно разговаривают люди, работает телевизор или радио, ребенок будет реагировать на все звуки, ему первое время будет сложно отделить шумы от того, что предназначено именно для него.

Поэтому, давайте ребенку время побыть в тишине, он может общаться и сам с собой – это тоже часть становления речи. Занимайтесь развитием слуха и речи с первых же месяцев жизни – это занятия на слуховое внимание крошки, слуховую память. Нужно спрашивать ребенка, что и где он слышит, просить его искать глазами источник звука и позже, называть, указывать его. Затем нужно переходить к развитию фонематического слуха, связывать названия и предметы.

Очень большой участок мозга может управлять движениями кистей рук и пальцев, и уровень развития речи зависит практически напрямую от степени развития этих центров мозга. Стоит помнить, что указательный пальчик малыша, отведенный в сторону предмета – это первый жест разума малыша, это понятие того, что ребенок выделяет объект из других и связывает его с словом. Важно развивать у малыша ловкость рук, координацию и точность пальчиков, синхронность в движениях пальцев рук, для чего помогают такие игры и занятия как мозаика, конструкторы, шнуровки, застегивания пуговиц, штриховка или обведение по контурам. Отлично развивает ручки крупа и мешочки с горохом и фасолью, сортировка круп по баночкам. Полезными будут и пальчиковые игры с печеньем, дети их очень любят.

Если речь идет о детях с задержкой развития, то они слабо реагируют на речевое общение со взрослыми и не могут дифференцировать расположенные рядом с собой предметы, могут очень длительно не отличать своих от чужих, мало говорят и только отдельные слова. Но, в вопросах оценки задержки в речевом развитии нужно быть крайне осторожными, не делая поспешных выводов и не сравнивая своего ребенка с другими ровесниками. Речь детей в раннем возрасте зависит от многих влияющих на них факторов, от наследственных особенностей и возраста начала речи у родителей, от общего состояния их здоровья и от пола, от веса тела при рождении и даже от окружающей среды. Если в возрасте полутора-двух лет, кроме речи малыш хорошо и правильно развивается, то возможно пока его энергия уходит на накопление пассивного словаря, и он просто по натуре не сильно разговорчив.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Развиваем речь дошкольника: как помочь ребёнку сказать обо всём на свете

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

детский сад № 158 города Тюмени,

Аннотация: Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

Ключевые слова: речь, развитие, словарный запас, словесно-логическое мышление, развёрнутый рассказ.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно “знать в лицо”, поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Когда методика развития речи только создавалась в России, в ней ставилась еще более интересная и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль.

Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!

Как развивать речь ребёнка?

Детям нужно научиться произносить правильно и не пропускать звуки, четко строить слова и выражать мысли. Не рекомендуется исправлять и заставлять повторять слова с проблемными звуками, если у малыша не получается правильно произнести этот звук или он вовсе его пропускает. Гораздо эффективнее, если вы своим примером, четко и правильно, даете ребенку пример голосового общения. Кстати, ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны, поэтому советуем широко применять игры на развитие мелкой моторики.

Если правильная речь дошкольника не сформировалось к пятилетнему возрасту, необходимо обратиться за помощью к логопеду, специалисту детской поликлиники. Откладывать посещение логопеда не рекомендуется, к началу школьного обучения ребенок должен подготовиться в плане общения. Из практики известно, что дети, не умеющие верно произносить какие-то звуки, делают те же ошибки в правописании. До шестилетнего возраста, возможно, исправить все изъяны.

Правильное произношение только часть дела. Если дети лишены дошкольного обучения в специальных учреждениях, необходимы домашние упражнения. Необходимо достигнуть осознанного понимания слов детским восприятием, акцентируя внимание на утонченное понимание всех нюансов их значения.

В развитии речи детей дошкольного возраста важно, чтобы дошкольник научился слушать, сознавать смысл и реагировать ответом на вопросы. Не стоит засыпать малыша одним только чтением. Ради этого необходимы частые беседы, учить его пересказывать прочитанное, четко выражать свои мысли и мнение. Очень хорошо развивать память, учить небольшие стишки и куплеты из песен. Развивая связную речь необходимо придумывать разные истории, например по комиксам. Или заинтересовать таким заданием, как например, сочинить конец рассказа, прервав чтение на самом захватывающем месте. Это эффективно развивает фантазию, активность и логическое мышление.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1.Упражнение “Беседа по картинке”.

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения “скучного урока”. Постарайтесь втянуть ребенку в игру “вопросов-и-ответов”. Задавайте разные вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы “разговорить” ребенка, используйте вводные фразы (“Как ты думаешь (считаешь)?”, “А ты встречал что-нибудь подобное …”) или предположения (“А если бы…”, “Может быть здесь имеется в виду. “, “А как бы ты поступил…”). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение Беседа по картинке направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. “Папа, дай”, “Мама пойдем”, “Хочу куклу (машину и т. п.)” – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая “ситуативная” речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение “Большой – маленький”.

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

– Смотри, кто это на картинке?

– Девочка и мальчик.

– Да, девочка младше мальчика, а мальчик ее старший брат. Мальчик высокий, а девочка его ниже ростом.

– Какая коса у девочки?

– Да, коса у девочки длинная. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий. Так, например, если малыш вместо прилагательных “длинный”, “старший”, “высокий”, “широкий”, “толстый”, “огромный”, “вместительный”, “великий” использует вездесущее “большой”, следует задуматься над употреблением синонимов.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.

Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, “котя”, “котенька”, “коток”), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

4. Интервью.

Это упражнение для детей от 4 лет. Предложите ребенку сделать интервью, как настоящему журналисту. Вы будете известным ученым или врачом, а малышу нужно подготовить о вас статью. Список вопросов можно готовить вместе. Не забудьте подготовить развернутые ответы! Вы не только отлично проведете время в компании с ребенком, но и привьете ему социальные навыки, а также разовьете диалогическую речь малыша.

В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюируемым – то есть с вами. С другой стороны, ребенок должен будет запомнить Ваш ответ, чтобы не повторятся в вопросах. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Вы также можете поменяться ролями – тогда ребенок сможет освоить (по вашему образцу) поведение другой стороны и научится грамотно строить развернутые ответы.

5. “Отгадай загадку”.

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка “Красная девица сидит в темнице, коса на улицу”. Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит “морковка”, спрашиваем, почему. “Потому что красная”. Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что “сидит в темнице” означает – “растет в земле”, тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно “она”, так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, “Желтая девица сидит в темнице” (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание “красная девица” имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

6. «Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет.

Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т. д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.

Например, что значит “бить баклуши”, “повесить нос”, “задать головомойку”, “проще пареной репы”. Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.

7. Поговорки и скороговорки.

Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому используйте старые добрые скороговорки, и проблем с речью у вашего крохи станет меньше.

Итак, обо всём вышесказанном мы можем сделать вывод, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи.

Ребенок научается правильному произношению и правильному пониманию обращенной к нему речи, значительно увеличивается ее словарный запас, он овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Из ситуативной речь перерастает в контекстную, связную, а затем в объяснительную. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни закономерностей, которым она подчиняется, ни своих действий с ней. И только к концу дошкольного возраста он начинает осознавать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков, приходит к «открытию», что слово и обозначенный им предмет — не одно и то же, т.е. со словом можно действовать как с заместителем предмета даже в ого отсутствие, использовать как знак предмета. Ов­ладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Слово – материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить чётко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д. Эти задачи являются важнейшими и приоритетными в современном дошкольном образовании.

Аннотация: Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

Чем помочь ребенку?

Разумеется, продолжать общаться! Не надо пытаться сейчас «заучивать» с ребенком новые слова, просто говорите с ним, показывайте новые предметы, повторяйте названия уже знакомых.

При общении с малышом следуйте следующим правилам:

  • Продолжайте говорить четко и медленно. Речь должна быть простой и ясной.
  • Показывайте крохе новые предметы, предлагайте их потрогать и всесторонне изучить. Используйте наглядный материал. Малышу важно не просто слышать слова, но и максимально полно соотносить их с визуальными и тактильными образами.
  • Постепенно исключайте из своей речи «малышковые» сокращения («пи-пи», «ам-ам»), заменяйте их полноценными словами («писать», «кушать»).
  • Описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
  • Предлагайте ребенку выполнить простые поручения: показать игрушку, подойти, дать ручку.
  • Называйте предметы, на которые малыш указывает жестами, побуждайте ребенка вербально выражать свои пожелания: «Это пирамидка. Дать тебе пирамидку?».

Следите за тем, чтобы ребенок понимал, что ему говорят. Если замечаете, что кроха не понимает обращенных к нему просьб, упрощайте их, показывайте наглядно, что имеете ввиду.

Правила остаются все те же — продолжайте разговаривать с ребенком, играйте с ним, создавайте различные ситуации и проговаривайте их. Не забывайте и о развитии мелкой моторики: предлагайте малышу лепить, рисовать, перебирать мелкие предметы.

7 видов нарушений речи

1 Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.


7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Развитие речи у детей. Как и чем помочь малышу.

Развитие речи у детей не беспокоит наверное, только тех родителей, у кого ребенок родился Цицероном (жил как-то давно такой греческий оратор). А для всех нас, простых смертных, это очень важно. Давайте разберемся, как мы можем помочь в развитии речи нашей деточке.

Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения.

Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик.

Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.

Ребенок начинает лепетать, воспроизводить более сложные звуки и фонемы; зачастую взрослые могут слышать долгий эмоциональный неразборчивый детский лепет, в возрасте 6-7 месяцев дети могут отвечать на ваши действия смехом. Ближе к 1 году у ребенка начинают резаться зубы, а это значит, что ему будет доступно большее количество звуков и букв, которые он сможет произнести.

Научно доказано, что девочки всегда опережают в своём развитии мальчиков, поэтому и разговаривать они начинают быстрее. Обычно к годовалому возрасту девочки уже произносят свои первые слова, могут назвать своё имя, позвать родителей, осознанно произносить простейшие просьбы (на ручки, кушать, в туалет и т.д).

Тем не менее, если ваш малыш к году ещё не отличается разговорчивостью, не спешите бить тревогу. Развитие речи у деток проходит разными темпами.

Для помощи ребенку в его развитии, как можно больше общаться с ним. Общайтесь с малышом на его уровне. При этом недопустимо сюсюканье, сложные предложения или невнятная речь, в этом возрасте дети, как губка, впитывают в свою память услышанное, и могут запомнить слова в исковерканном виде, что будет препятствовать нормальному развитию их речи.

От полуторагодовалого возраста и старше ребенок становится вашим подражателем, и, подобно попугаю, будет повторять ваши слова и фразы. Он становится наблюдательнее, у него развивается воображение и появляются зачатки самосознания, а значит, всё больше будет расти потребность в выражении своих мыслей и воли. Читайте своему малышу больше детских сказок, показывайте иллюстрации в книжки, задавайте ему вопросы, таким образом вы будете стимулировать его задумываться и чётко формулировать ответы.

Вы можете обращаться к ребенку с какими-либо простыми просьбами — принеси, дай, возьми, найди и т.д. Играйте вместе с ним, рассказывайте простые стихотворения, озвучивайте его игрушки, как будто они разговаривают с ним. Находясь на прогулке, рассказывайте ребенку об окружающих вас предметах, изображайте звуки, которые они издают — карканье ворон или сигнал машины.

Старайтесь не перегружать его информацией, однако, и не упускайте возможности рассказать малышу что-то новое. Сопровождайте все свои действия и передвижения комментариями, например «идём домой» или «поднимаемся по лестнице». Чем плотнее у ребенка ассоциируются действия с произнесенными вами словами, тем легче ему будет закрепить их в своей памяти.

Дома можете проводить с ним специальные развивающие занятия. В этом вам очень помогут карточки с рисунками, картинки в книгах, развивающие передачи для детей и т.д. Чем шире будет ассоциативный ряд у вашего малыша, тем проще и эффективнее для него будут запоминаться слова.

Также полезным будет включать ребенку спокойную негромкую музыку с разборчивым текстом на русском языке. Если семья говорит между собой на нескольких языках, обязательно объясняйте ребенку как различаются эти языки между собой, чтобы все услышанные слова не формировались у ребенка в один поток.В дальнейшем ему это обязательно пригодится.

По мере развития речевого аппарата у детей появляется способность произносить всё больше букв и звуков отчётливо, тем не менее невероятно важно следить и поправлять его каждый раз, когда он говорит что-то неверно, иначе неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь.

Не забывайте о том, что детская память способна сохранять гораздо больше информации со значительно большей скоростью, чем мозг взрослого человека, именно поэтому за первые годы жизни ребенок спокойно усваивает огромное количество новых знаний.

Чем старше становится ваш сын или дочь, тем шире для него открывается мир, тем больше понятий закрепляется в его воображении и памяти. К трём годам, когда словарный запас ребенка значительно пополняется, он вступает в возраст почемучки, когда его интересует всё окружающее, и он уже в состоянии выразить свои вопросы довольно внятно.

Они всё ещё копируют вашу речь и ваши речевые обороты, поэтому внимательно следите за тем, что вы говорите при ребенке.

Недопустимо, чтобы он слышал ругань и матерные обзывательства, старайтесь избегать также и слов-паразитов.

Не раздражайтесь на поток вопросов, которые будет задавать ваш малыш. Отвечайте на них емко и на том языке, который будет понятен ребенку. Ему будет гораздо легче понять новые сложные слова, если вы подкрепите своё объяснение картинкой или фотографией.

Тем не менее, очень часто у детей возникают сложности с фонетикой. Имея неправильный прикус, многие дети «проглатывают» звуки, картавят или не выговаривают некоторые звуки.

Зачастую дети путают звуки «р» и «л». Избавиться от этой проблемы вы можете самостоятельно. Повторяйте с ребенком определенные слова, объясняя, как правильно их проговаривать.

Ситуация осложняется при заикании ребенка. Заикание чаще всего возникает в результате психологических проблем у ребенка, в этом случае вам необходимо обратиться к терапевту и невропатологу за профессиональной помощью.

Ещё одной проблемой может оказаться замкнутость и неразговорчивость ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы его не угнетали какие-либо тяжелые мысли, которые бы мешали ему правильно и гармонично развиваться.

Стимулируйте его чаще выходить на контакт, играйте с ним по ролям, задавайте наводящие вопросы о том, как проходит его день, что он думает по тому или иному вопросу, кто его любимые персонажи и почему; проявляйте всю свою любовь и заботу для того, чтобы вызвать в нем желание открыться и говорить. Чрезмерная замкнутость может привести к заторможенности ребенка в будущем, сложной социальной адаптации и низкой успеваемости в школе.

В возрасте 4-5 лет дети уже свободно могут выражать свои ощущения, описывать происходящие события в их жизни, знать основные цвета, названия животных, птиц, цветов, быть способным рассказать о себе, описать членов своей семьи и т.д.

При желании родителей, в этом возрасте можно приступать к изучению какого-либо иностранного языка. На имеющихся ассоциативных представлениях и сравнениях ребенок может запомнить несколько сотен слов с аналогичным значением на другом языке.

Разумеется, желание малыша и его тяга к языкам также имеет огромное значение, на заставляйте его посещать занятия насильно, иначе у него навсегда останется негативный осадок относительно изучения других языков. Однако, если вы находите нужным и ребенок не будет возражать, начните посещать курсы для самых маленьких учеников.

Развитие речи у детей, так же как и объем их словарного запаса, значительно увеличивается после его поступления в школу. Естественно, в этом возрасте он ещё не обладает большим словарным запасом, поэтому рекомендуется сразу объяснить ребенку важность пребывания на уроках.

Познавая новые для себя науки, дети продолжают свой путь к развитию речи, и главным помощником в этом для них должно стать чтение. Чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будет воспринимать новую информацию.

Занимайтесь с ним, проводите время, читая по слогам несложные детские тексты, это поможет малышу яснее понимать буквы, звуки и фонемы, правильно расставлять ударения, к тому же с самых ранних пор ему будет прививаться верная грамматика, а речь будет становится более обширной, плавной и логичной, что, конечно, является немаловажными ораторскими навыками, которые, несомненно, помогут ему во взрослой жизни.

Именно поэтому правильное развитие речи у детей и ваше участие в нем имеют колоссальную важность в общем росте и развитии ребенка как личности и здорового человека.

Занимайтесь с ним, проводите время, читая по слогам несложные детские тексты, это поможет малышу яснее понимать буквы, звуки и фонемы, правильно расставлять ударения, к тому же с самых ранних пор ему будет прививаться верная грамматика, а речь будет становится более обширной, плавной и логичной, что, конечно, является немаловажными ораторскими навыками, которые, несомненно, помогут ему во взрослой жизни.

Развитие речи в раннем возрасте

Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.

Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.

Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.


4-5 месяцев

Развитие речи: 6 способов помочь ребенку заговорить

Ребенку почти два года, а он все еще не говорит? Такая ситуация начинает беспокоить родителей. Особенно когда сверстники крохи уже вовсю щебечут… Секрет развития речи прост — больше играйте и разговаривайте с маленьким молчуном!

Кроха хочет общаться: издает какие-то звуки (кричит, лепечет, гулит, подражает), жестикулирует, показывает на близких, на предметы. Не упускайте эти ценные моменты контакта. Если после всех усилий ребенка его все-таки не понимают, он может начать сердиться, плакать, даже замкнуться в себе. С другой стороны, не следует предугадывать любое желание карапуза. Это тоже тормозит речевое развитие. Кроха показывает на полку с игрушками? Спросите, чем он хочет поиграть, дайте ему мишку, пирамидку или машинку.

Ребенку почти два года, а он все еще не говорит? Такая ситуация начинает беспокоить родителей. Особенно когда сверстники крохи уже вовсю щебечут… Секрет развития речи прост — больше играйте и разговаривайте с маленьким молчуном!

Поэтапное развитие речи

Самые важные этапы проходят до 1-1,5 лет ребенка. Это переход от простого крика к осмысленным словам. Это довольно быстро, если учесть сложность нашего речевого центра. Конечно, речь идет о детях, которые растут в семье – у них есть по крайней мере 5-6 человек, которые часто с ними разговаривают. На раннем этапе выделяют следующие периоды:

  • Крики — с рождения, у маленьких детей это возможность привлечь внимание матери;
  • Гуканье — проще всего произносить звуки «агу», «агы», «гы», «ууу». Этот период проходит в возрасте от 2 до 3,5-4 месяцев. Такие звуки – первая попытка ребенка произнести что-то, что пока еще невозможно;
  • Лепет — это повторение одного и того же слога много раз. Сейчас он может произнести «ма-ма-ма» или «бу-бу-бу». Период от 4 до 7,5 месяцев;
  • Слова — с 11-12 месяцев лепет может подарить вам несколько слов, например «мама», «папа», «баба», «дай». Сейчас малыш произносит их не постоянно, а как обращение или просьбу. Он все еще лепечет, периодически кричит — так проще всего выразить недовольство;
  • Первые слова у детей появляются с полутора лет. Они все больше похожи на взрослую лексику, правда, пока выговариваются не все буквы. Например, малыш может сказать «моко» на молоко.

Конечно, все относительно. Кто-то начнет лепетать раньше, а произносить слова позже. Здесь нет ничего страшного для вашего ребенка. Проблемы развития речи выявляются только на втором году жизни.


Нужно отметить период 2-5 лет. В это время малыш начинает разговаривать все интенсивнее. Он может делать интонационные акценты, использовать вопросительный или указательный тон.

«Найди подходящее прилагательное»

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

Какая литература может помочь родителям?

Книги – надежный помощник в быстром развитии речи. Уже во втором полугодии своей жизни кроха с интересом разглядывает яркие картинки и слушает мамины рассказы. Такой интерес обязательно нужно использовать для речевого развития. Когда мама описывает картинку, пополняется словарный запас ребенка.

Книги по развитию речи малышей раннего возраста и дошкольников красочно иллюстрированы. Как правило, основные успешные проекты представлены тематическими сериями. Например, транспорт, семья, домашние животные и т. д. На первых порах достаточно совместного разглядывания картинок. Малышей постарше можно попросить рассказать, что они видят в книге, ответить на вопросы.

Есть книги по развитию речи и для детей, и для родителей одновременно. Это сборники упражнений, например:

  • «Развитие речи у детей 1-3 лет», автор Елена Янушко. В книги описываются игры и упражнения, помогающие малышу развивать речь в возрасте от 1 до 3 лет.
  • «Большой логопедический учебник», автор-составитель Е. Косинова. Сборник упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики, заданий на развитие речевого слуха для правильного развития устной речи и произношения у детей. Заниматься по этому учебнику можно с самого раннего возраста, но большинство заданий ориентировано на детей от 2 лет.

Кроме книжек, можно использовать различные логопедические пазлы, альбомы с наклейками, игры с карточками и кубиками.

Развитие речи — сложный многогранный процесс, требующий терпения, внимательности, системного подхода и доброжелательности со стороны родителей. Он станет успешным для малыша при условии соблюдения определенных правил взрослыми. Если в ходе освоения речевых навыков у крохи возникают сложности, не стоит паниковать. Обращение за квалифицированной помощью в раннем возрасте помогает устранить большинство речевых проблем до поступления в школу.

Автор: Вероника Иванова,
специально для Mama66.ru


Книги по развитию речи малышей раннего возраста и дошкольников красочно иллюстрированы. Как правило, основные успешные проекты представлены тематическими сериями. Например, транспорт, семья, домашние животные и т. д. На первых порах достаточно совместного разглядывания картинок. Малышей постарше можно попросить рассказать, что они видят в книге, ответить на вопросы.

Ссылка на основную публикацию