Функции воображения: свойства и типы: активное и пассивное воображение

Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.

В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Функции воображения.

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ГОСЫ / билеты / 40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Вопрос № 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основ имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Воображение – психических процесс, выражающийся:

1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена;

3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Важнейшая знача воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, так сказать ориентируя человека в процессе деятельности. В процессе деятельности воображение выступ в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Нередко одна и та же задача м.б. решена как с помощью мышления, так и с помощью воображения. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее.

Функции воображения. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды воображения: пассивное и активное. В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, тенденций, влечений, не завис от сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируется им; здесь нет еще собственно оперирования образами.

Пассивное воображение м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и преднамеренным, которое создает образы, не связи с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь (грезы). В высших формах воображение, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение м.б. воспроизводящее и творческое. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех/иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами – схемами, символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

1. Регуляция поведения и деятельности – т.е. человек представляет результаты своего возможного поведения, возможные последствия действий. Человек либо отказывается от данных действий, либо наоборот активирует свою деятельность (старается реализовать свои мечты).

2. Преобразовательная функция – т.е. воображение позволяет создавать идеальные модели, прообразы будущего, которые продвигают научно-технический прогресс, позволяют развиваться цивилизации.

По критерию целеполагания выделяют: непроизвольное и произвольное воображение.

Непроизвольное воображение – это непреднамеренное (без цели) создание новых образов (например при чтении книги).

Произвольное воображение – это целенаправленное создание новых образов.

По критерию оригинальности новых образов выделяют: репродуктивное или воссоздающее воображение и продуктивное (творческое) воображение.

Репродуктивное воображение – это создание новых образов на основе описания или условного изображения. Например: Если посмотреть на карте мира на Антарктиду, то появится образ льдов, на Африку – джунгли, пустыня. Репродуктивное воображение дает человеку познавать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. И на основе этого воображения создается установка, т.е. некое представление наступающих событий и соответствующее отношение к ним (влияет на взаимоотношения). Каузальная атрибуция – приписывание негативных образов (муж вовремя не пришел домой).

Творческое воображение – это создание новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе новой научной, художественной, литературной и музыкальной деятельности.

Фантазия – это вид творческого воображения, когда в создаваемом образе отдельные его элементы находятся в необычных или нереальных сочетаниях.

По степени активности выделяют: пассивное и активное воображение.

Когда воображение выступает как заместитель активной деятельности и не приводит к конкретным действиям – это пассивный вид воображения. Активный вид наоборот, приводит к конкретным действиям.

Операции воображения (способы которыми мы создаем воображение)

1. Агглютинация (склеивание) – это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия – лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия – новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека – грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) – это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи – пиноккио, или собака – хозяин).

4. Типизация – это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора – образ женщины).

В своем развитии в онтогенезе воображение проходит два пика:

1-й пик приходится на дошкольный возраст, когда воображение интенсивно развивается в сюжетно-ролевой игре.

2-й пик развития воображения происходит в подростковом возрасте, когда окончательно складывается функция абстрагирования.

Выделяют два вида воображения: активное и пассивное

Воображение как психический процесс.

Воображение как высший познавательный процесс. Воображение и мышление. Виды воображения: активное и пассивное; произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное); репродуктивное и творческое; реалистическое и фантастическое. Агглютинация, гиперболизация, акцентирование, схематизация, типизация как механизмы создания образов воображения. Особенности развития воображения в онтогенезе. Функции воображения в жизни человека. Влияние воображения на познавательную, эмоционально-волевую и нравственную сферу личности. Влияние воображения на органические процессы. Идеомоторный акт. Аутотренинг. Ятрогения. Физиологическая основа воображения.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте

играет ключевую роль в таких психических процессах как: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира.

Мышление – познавательный процесс, характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности, это всегда получение нового знания, установление внутренних и внешних связей между предметами и явлениями.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

Включение воображения или мышления происходит в условиях неопределенной проблемной ситуации, полноты или дефицита информации. Но в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.

а) если исходные данные известны, то работает преимущественно мышление;

б) если данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.

воображение ценно тем, что позволяет принять решение при отсутствии полноты знаний. Фантазия позволяет “перепрыгнуть” через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Однако в этом же и слабость подобного решения проблемы.

выделяют два вида воображения: активное и пассивное.

Пассивное, или непроизвольное воображение – реальные и придуманные образы посещающие человека помимо его воли(небывалые события, путешествия, пейзажи, общение) часто происходит в детстве (ребенок плохо контролирует свои мысли). Но случается и со взрослыми – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.

Пассивное воображение, в свою очередь, может быть: Преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.

Непреднамеренное пассивное воображение – это сновидения. Во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Либо – как результат болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ– галлюцинации.

Активное, или произвольное воображение. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность. Мелкая и крупная моторика развиваются взаимозависимо с умением оперировать мысленными формами.

К активному воображению относятся:

Мечта-это особый вид воображения, представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.

Воссоздающее(репродуктивное) воображение – подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Творческое воображение можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения, ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.

Процесс воображения осуществляется по своим законам, опирающимся на определенные способы и приемы.

Приемы воображения

Агглютинация (греч. склеивание) – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений; «склеивание» различных несоединимых качеств, частей ( часто используется в сказках и мифах: русалки, кентавры, сфинкс и др.)

Гиперболизация – характеризуется увеличением (гипербола) или уменьшением (литота) предмета (используется в сказках: мальчик с пальчик, девочка – дюймовочка, великаны и др.), а также изменением отдельных частей (дракон с головами, многорукий Будда)

Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания тех или иных черт; выделение, подчеркивание какой-то части образа, предмета, что делает его непропорциональным; выделение самого существенного в конкретном образе (часто используют карикатуристы)

Схематизация – изображение чего-либо в обобщенном, упрощенном виде.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует.

Воображение в онтогенезе Способность к воображению даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Этапы развития:

Новорожденность – первый кризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развивается деятельность всех органов чувств, происходит накопление первого опыта отражения действительности.

Раннее детство — 1-3 года Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки, неадекватны содержанию.

Воображение детей раннего возраста вначале очень ограничено и отличается своим пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, нет четкой границы между реальностью и вымыслом. У некоторых детей воссоздаваемый образ(лев с картинки)так выразителен, что представляется реальной действительностью. Происходит становление словесных форм воображения, появляется фантазийная ложь, отсутствует планирование продуктов воображения. Воображение «творит» только идею,.

Иногда лёгкость воображения дошкольников принимается за богатство воображения, Но фантастические объяснения различных явлений свидетельствует о слабости детского воображения, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое.

Первое детство (младший дошкольник)— 4-5лет. В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение- это создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти ,в придуманные образы верит как в реальные. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картину, зависят от изменяющихся внешних условий, ребенок учится управлять своими образами, изменять их. Ребёнок переходит к ступенчатому планированию – планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует дальнейшее (рисует поясняя каждый шаг). Следствие планирования -словесное творчество: ребёнок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим,но чаще берёт за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя некоторые моменты. Образы воображения неустойчивы – Один предмет легко трансформируется в другой, наделяясь разнообразными качествами. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети часто не имеют ясного замысла, под влиянием результатов деятельности замысел уточняется, а нередко в корне меняется, т.е. планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий ребёнок еще не может.

(старший дошкольник) 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда они оказываются способными представлять себя и жить в воображаемом мире. Воссоздаваемые образы содержательны, появляются элементы творчества. Воображение носит активный характер, оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. воображение более организовано и целенаправленно, что связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний. В воображении возникает замысел в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее её дополнение деталями, придание ей конкретности. Ребёнок перестаёт путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая даёт ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой ведущей деятельности – учебной.

Второе детство(младший школьник) 8-12 лет . С поступлением в школу начинается качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение знаний, которые получает школьник в процессе обучения, ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Отсутствие по какой-либо причине соответствующих знаний, умений у школьника сковывает его воображение, мешает продуктивной творческой работе. Ученик перестаёт заниматься моделированием и техническим конструированием, если он вовремя не получает необходимых технических знаний и умений. Ребенок, испытывающий трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. В развитии воображения огромную роль играет школа, где ребёнок может кропотливо обдумывать что-то в воображаемой форме, прежде чем это сделать. именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности.

Подростковый период (юноши 13-16 лет,девушки 12-15 лет)

В 12-16-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечта имеет большое значение для развития, поскольку способствует «возвышению потребностей» и создает идеальные образы будущего. Воображение приобретает творческий, продуктивный характер. Укрепляется произвольное внимание и сознательная дисциплина. Дальнейшее развитие получают восприятие и память. Воля становится менее импульсивной, повышается роль обдумывания. Принципиальность, прямота и последовательность- черты, специфические для юношеского возраста, часто выражаются в резкой бескомпромиссности.

Юношеский период (юноши 17-23 год,девушки 16-21 лет)

наиболее важный период в становлении воображения. Считается, что период от 16 до 22, 23 лет самый решительный. Многие ложные или грязные ассоциации детства и отрочества будут отброшены, из многих сложится что-то возвышенное. В огне, сопровождающем юность, отливается характер человека. Вот почему нужно заботиться о том, чтобы материал, который вливается в душу подростка, был хорошего качества.

Otvetnye_otvety / Готовые ответы мои / Готово / 46 Воображение

Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения, воображение – это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

По содержанию труда – художественное, техническое

По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

По характеру образов – абстрактное и конкретное

По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

– активное – когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение – явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

– пассивное – когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

Пассивное воображение бывает:

непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

представление действительности в образах;

регулирование эмоциональных состояний;

-произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

формирование внутреннего плана действий;

планирование и программирование деятельности;

управление психофизиологическим состоянием организма.

Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

Воображение тесно связано с мышлением:

– подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

– воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

– воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

– в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

– в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления – возможность новой комбинации понятий.

Основное назначение фантазии — представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

– она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

– она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех – пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

– развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

-использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

– агглютинация (от лат. agglutinatio – приклеивание) – комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

– акцентирование, заострение – подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

– гиперболизация – смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

– схематизация – выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

– типизация – выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

-активное подключению чувств и эмоций.

Воображение и творчество.

Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Воображение, его функции и виды

Виды, функции, свойства воображения.

Связь перечисленных мнемических действий с процессами мышления можно продемонстрировать на всем известном действии повторения. Как установлено в психологии, продуктивность повторения в значительной степени зависит от того, насколько оно выходит за пределы простого воспроизведения и превращается в реконструкцию материала, связанную с его новым, углубленным осмысливанием.

Человек как субъект действия не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Человек не мог бы совершать всего этого, если бы он не представлял себе результата своих действий. Чтобы преобразовывать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Воображением называется психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение находится в тесной связи со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с памятью, опираясь на ее процессы, перерабатывая и преобразуя то, что хранит память. Воображение активно включается в восприятие, обогащая воспринимаемые образы. Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Это особенно ярко проявляется в ситуации неопределенности и недостаточности условий для решения той или иной задачи. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основываются на опережающем отражении.

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воображения. Благодаря воображению представителей творческих профессий за тысячелетия существования людей был создан новый мир – мир человеческой материальной и духовной культуры.

Вторая функция воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение в будущем, человек планирует его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Эта же функция воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические процессы.

Третья функция воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего плана действий, то есть способности выполнять действия в уме, манипулируя при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с помощью действий с реальными материальными предметами, на следующем этапе развития своего мышления может научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно – образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах – у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.

Четвёртая функция воображения – это программирование будущего поведения человека. Она реализуется в мысленном составлении человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

Пятую функцию воображения можно обозначить как психодиагностическую. Она заключается в том, что по продуктам воображения человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его фантазий. Эту функцию иногда используют врачи – психиатры для заочной постановке диагноза по продуктам воображения человека.

У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что – либо и далее выполняет её. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле.

Пассивное –это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

Продуктивнымназывают воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно (создание новых литературных произведений или произведений искусства).

Репродуктивное – это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. (воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству).

По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). При непроизвольном новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений и установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.д. Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида воображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, понимание того, ради чего продуцируются новые образы. Произвольное воображение возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх.

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, т.е. образы, новые для данного индивида, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем и т.д. Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом и помогает каждому человеку овладеть достижениями других людей. Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Названный вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности.

Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится прежде всего комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях. Частным случаем комбинирования является агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Другим приемом воображения является акцентирование – подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах. Близка агглютинации как форме преобразования представления гиперболизации, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан – огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индейской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления. Образы, которые, человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечты полезны лишь тогда, когда они связывают желаемое будущее с настоящим. Если такой связи нет, то из стимула действия мечта может превратиться в грезы, нереальную мечту.

Необходимым элементом научного и художественного творчества представляется фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Часто в психологии термины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 2855 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию