Как помочь медлительному ребенку учиться?

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку»

Конслу Тулбаевна Рубанцева
Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку»

1. Дать рекомендации родителям в развитии медлительного ребенка.

2. Для развития коррекции движения, предложить игры со сменой темпа движения, развивать мелкую моторику.

3. Воспитывать доброжелательное отношение в семье.

“Давай быстрее, давай быстрее»,- подгоняет мама. А сын вот уже полчаса надевает колготки. Мама раздражается, начинает кричать, ведь она опаздывает на работу. Знакомая картина? И так во всем. В детском саду уже все поели, а он все сидит над тарелкой, все уже готовы идти гулять, а он все одевается.

Медлительные дети и в самом деле очень осложняют жизнь семьи и детского коллектива – они медлительны в действиях, реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, подгонять, а при этом они затормаживаются еще больше, т. к. для них это стрессовая ситуация.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов (медлительных,накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию нервов.

Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи психологов:

Вот несколько рекомендаций:

1. Не забудьте, что окрики, выговоры, наказания за то, что ребенок «не хочет пошевелиться», «копается назло». И даже просто постоянные напоминания «побыстрее, побыстрее!», «Ты можешь поживее?» – приводит только к дальнейшему углублению торможения. Ребенок «копается» не назло вам, а просто потому, что иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать с ним спокойно, без попреков и понуканий. Рассчитывайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта.

2. Медлительные дети очень склоны к стереотипным действиям, т. е. к поступкам по определенному шаблону. Например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры. Если они решают какую-то логическую задачу, то стараются сделать это известным им уже способом, даже когда он не очень подходит. Тренируйте свойства подвижности нервных процессов детей, логическое мышление, развивайте творчество. Играйте в логические игры. Установите для ребенка четкий режим дня: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном и т. д. Если ребенок в одно время ложится спать, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок (хотя бы здесь нет никаких неожиданностей, то ему легче справиться со встающими перед ним задачами.

3. Медлительный ребенок не успевает усваивать большую часть видимого и слышимого в быстром темпе (количество информации увеличивается- возрастает нагрузка на свойство подвижности, что ведет к углублению торможения у него). Если повторять то же еще раз или говорить медленнее, такой ребенок прекрасно бы справлялся с заданиями, но это далеко не всегда возможно в группе. Следовательно, медленному ребенку нужно больше внимания, больше повторений одного и того же, чтобы он догнал по показаниям детей с подвижными нервными процессами. Медлительные дети не уступают подвижным в уровне общего психического развития, но им труднее- они быстрее устают. У них ниже скорость и точность работы, хуже внутренне торможение. Чтобы помочь ребенку, родители должны быть знакомы с тем, чем занимается ребенок в группе и хотя бы коротко рассказывать ему заранее, о чем там будет идти речь или же потом дома вечером. Если этого не делать, то у ребенка будут накапливаться проблемы в знаниях. Любую тренировку (более быстрое выполнения задания, ограничения во времени и т. д.) проводится на продолжительном эмоциональном фоне, т. е. с веселым настроением, которое легче всего создается в игре. Поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций.

4. Медлительный ребенок, поставленный в условия чрезмерной опеки, оказывается в дальнейшем в тяжелом положении, т. к. при этом свойство подвижности, и без этого недостаточное, ослабляется еще больше. Взрослые должны помнить, что нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждаются в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, возникнут трудности в обучении.

Правила игры с медлительными детьми.

1. Родителям необходимо подумать, как организовать медлительного ребенка и дать разумные нагрузки на его свойство подвижности, выделить время для специальных занятий- игр. При ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут в день. Место для игры значения не имеет. Главное чтобы вы играли!

2. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок имел возможность видеть, чему он научился, и понимать, чему он еще только учиться. Периодически участвую в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности. Достигая успеха, он начинает любить себя «нового» и стремиться к самосовершенствованию, чтобы занять более высокие позиции в глазах взрослых, но в первую очередь, конечно, у сверстников.

3. В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребенок должен, научится, бороться. Кроме того, дети, которые соревновались между собой в игре, после дружелюбнее, т. к. имеют возможность сбросить накопившуюся агрессию. В играх с родителями малыш не должен все время выигрывать. Ребенку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научиться – его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Игры со сменой темпа движений.

«Музыкальные линии».

Взрослый отчетливо пропивает какую-либо мелодию. Ребенок на листке бумаги начинает чертить линию. Как только взрослый замолкает, линия прерывается – и возобновляется, когда голос зазвучит вновь. Величина разрыва линии зависит от длительности паузы. Потом можно поменяться ролями с ребенком он поет, а вы чертите. Пение можно заменить игрой на музыкальных инструментах.

«Мотоциклисты».

Взрослый имитирует звуки мотоцикла: момент запуска, ускорения, замедление, поворот ручки «газа». И одновременно вместе с ребенком кружится на воображаемых мотоциклах.

Игры для развития психомоторики.

«Смотай клубок».

Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстенных ниток, каждая длиной 2м.

Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сначала правой (ведущей, а затем левой.

Контрольное время: для ведущей руки – 20 сек., для другой- 25 сек. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапам котенка.

Игры с использованием максимально

За одну минуту нужно поставить наибольшее количество точек на листе бумаги. Кто больше поставит – тот победил.

«Обмоталочки».

Берется длинная веревка, середина ее помечается узлом.

Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся.

Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

Ребенку предлагается каждой ногой поочередно шлепнуть себя по ягодицам.

Время выполнения задания 30 сек. Эта игра тонизирует икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

Игры для развития внутреннего торможения.

Очень эффективная игра для развития внутреннего торможения. Взрослый готовит заранее игрушку, накрытую салфеткой. Ребенок должен закрыть глаза, и пока взрослый не досчитает до пяти, не открывать их. Тогда малыш сможет увидеть сюрприз, который находится под салфеткой. Сначала ребенок не сможет выдержать до счета «пять», но постепенно у него это получиться. В последствии вы будете должны довести этот промежуток времени до счета «десять».

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

«Как помочь ребенку запомнить английские слова». Рекомендации для родителей Как помочь ребенку запомнить английские слова Рекомендации Знание английского языка в наше время просто необходимо. По мнению психологов.

Клуб для родителей детей с особыми образовательными потребностями «Как помочь ребенку?» Количество участников: 16 родителей, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Задачи: 1. Формировать.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Цель: 1. Расширять знания и представления родителей о синдроме гиперактивности.

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку» Гиперактивность проявляется у детей в виде чрезмерной энергичности, повышенной активности, неспособности сосредоточиться на каком-либо конкретном.

Консультация для родителей «Как помочь маленькому ребенку преодолеть его тревоги и страхи» Мы часто внушаем своим детям, что «бояться стыдно», «бояться глупо». А так ли уж противоестественно для ребенка испытывать тревогу и страх?.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку 3 лет самостоятельно одеваться и раздеваться» По утрам Вы все спешите на работу и,не задумываясь, раздеваете ребенка в детском саду и за него же складываете вещи в шкафчик. Давайте.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Консультация для родителей «Как помочь ребенку укрепить здоровье в стенах квартиры» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос сильным, крепким.

Консультация для воспитателей: «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?» С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы.

Консультация для родителей в период адаптации «Как помочь ребенку с радостью посещать детский сад» Уважаемые родители! Для вашего ребенка наступает важный момент в его маленькой жизни. Ваш ребенок идет в детский сад. Как облегчить этот шаг?.

Медлительный ребенок

Как быть с медлительным ребенком в школе и дома

  • Он флегматик
  • Он отвлекается
  • Его что-то тревожит
  • Он озабочен другой проблемой

Мама семиклассника Алеши жаловалась, что у сына в школе изо дня в день происходит одна и та же неприятность. Учительница задает ему вопрос, а Алеша стоит и смотрит в потолок, погруженный в свои мысли. Учительница в конце концов говорит:
— Садись, два!
Мальчик возвращается на место, урок идет своим чередом, и вдруг в голове Алеши четко прорисовывается ответ. Он поднимает руку:
— Я вспомнил!
А учительница отмахивается:
— Поздно уже!
Мама ребенка обратилась к психологу с вопросом:
— А нельзя ли сделать так, чтобы он вспоминал ответы побыстрее? Он ведь мальчик умный!

С похожей проблемой столкнулась и мама восьмилетней Даши. Девочка учится во втором классе и делает уроки по три-четыре часа, хотя задают не так много. Просто Даша никак не может сосредоточиться: напишет несколько букв и смотрит в окно. В результате девочка и сама устает от такого продолжительного сидения за столом и просит маму отпустить ее побегать. Мама с горечью смотрит в тетрадь: там нет и половины упражнения.
— Как бы научить ее работать быстрее? – спрашивает мама. – Жалко тратить на уроки целый день!

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Причины эти важно установить, прежде чем вы начнете решать проблему педагогическими методами.

Он флегматик

Возможно, медлительность – это особенность темперамента вашего ребенка. Для флегматика характерны низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики, вялость речи.

Флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Если причина медлительности школьника – темперамент, вы могли это заметить еще в дошкольном возрасте. Дети-флегматики могут часами играть с одной игрушкой или слушать одну и ту же сказку в течение месяца. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету, а на другие не хватает времени. У них очень устойчивые эмоции и взгляды. Их трудно в чем-либо переубедить.

Темперамент – это врожденное свойство нервной системы, поэтому сильно изменить его невозможно. Однако есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе (ведь медлительные люди многих раздражают). Что же это за методы?

1. Включаем таймер

Когда флегматик погружается в какую-либо деятельность, например, выполняет домашнее задание, он может забыть о времени и часами разбирать одну задачу или многократно перечитывать интересный абзац. Поэтому, чтобы он контролировал себя, надо договориться: “На домашнее задание тебе отводится всего час. Я ставлю таймер, и когда он сработает, время на уроки истекло”.

Лучше всего для этой цели использовать настольные электронные часы с функцией таймера. Они не должны стоять прямо перед глазами ребенка, чтобы не отвлекать его. Их надо поставить где-нибудь сбоку, чтобы школьник мог посмотреть, сколько времени осталось до конца. Конечно, если ребенок не успеет закончить все вовремя, нельзя отбирать у него учебники и выгонять из-за стола. Но указать ему на то, что он опоздал, надо. Не лишним будет после этого включить еще один таймер, чтобы школьник оценил, сколько минут ему не хватило.

Если же ребенку удалось уложиться в сроки, надо обязательно его похвалить. В своем блокноте мама может ставить школьнику оценки за скорость выполнения домашнего задания. Замечательно, если время, отведенное на уроки, упирается в начало какой-то интересной передачи. Тогда у ребенка будет стимул выполнить задание до назначенной минуты, чтобы не опоздать на мультик или фильм.

2. Обгоняем школу!

Поскольку флегматику тяжело переключаться с одного предмета на другой, в начале лета будет целесообразно купить ребенку учебники следующего класса, чтобы он прочитал их все по очереди.

В отличие от других детей, флегматик не откажется от такого времяпрепровождения, ведь он не сторонник подвижных игр. Главное – не давить не него и не подгонять. Это не задание, это шанс познакомиться со школьным материалом заранее и в спокойном темпе. Возможно, на даче, сидя в кресле, ребенок прочитает с начала до конца учебник истории, а потом возьмется за географию… Он сможет насладиться медленной учебой. И не будет этих постоянных, ненавистных ему переключений с одного предмета на другой.

“Обгонять школу” можно и в зимние каникулы, и в выходные дни. Не стоит беспокоиться, что ребенку, заранее ознакомившемуся с программой, в школе будет неинтересно. Флегматик обожает повторять одно и то же, и старый материал слушает даже с большим удовольствием, чем новый.

3. Соревнуемся

Ребенка-флегматика надо хотя бы на время отдать в спортивную секцию, где есть соревнования на скорость. Это может быть плавание, бег, лыжи. Скорее всего, великим спортсменом он не станет, но научится концентрировать энергию, сосредотачиваться на главном, собираться с силами. Все это очень пригодится в жизни.

Он отвлекается

Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание.

Произвольное внимание – это способность человека под влиянием намерения и поставленной цели сосредоточиться на деятельности, которая может быть в данный момент неинтересной и трудной. Он понимает, что, пожертвовав сиюминутным удовольствием, получит гораздо большее удовольствие, когда цель будет достигнута. Например, первокласснику интереснее катать по столу машинку, чем решать задачу. Однако он понимает, что если сделает задание, то завтра получит пятерку, и удовольствие от хорошей оценки будет больше, чем от катания машинки. Произвольное внимание основано на воле, младший школьник учится проявлять волю для достижения цели.

Как помочь ребенку, если произвольное внимание у него недостаточно развито?

1. Мотивация

Нужно поговорить с ребенком о его будущем. Каким он себя видит через десять-пятнадцать лет? Чем он будет заниматься, будет ли у него семья, дети? Как он собирается зарабатывать деньги? Ребенок должен почувствовать себя членом общества и понять, что от его нынешней учебы зависит, как он будет жить дальше.

Однако не следует заглядывать лишь в отдаленное будущее. Надо постараться вызвать у ребенка интерес к учебе, показав, как могут применяться его знания на практике. Например, можно дать ему посчитать деньги и спросить, хватит ли их на нужные покупки.

2. Упражнения

Есть специальные упражнения на развитие произвольного внимания. Например, ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд десять тре-угольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”. Если ребенок переспрашивает, надо ответить “Делай, как понял”. Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Его что-то тревожит

Некоторые дети делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, а иногда всех сразу.

Когда родители наказывают ребенка за двойки, он панически боится ошибиться. На контрольной его охватывает страх. Рука отказывается писать, ребенок много раз перечитывает задание, а когда напишет строчку, снова и снова проверяет ее.

Если школьник боится учителя, он не может сосредоточиться в его присутствии, а при другом преподавателе все делает быстро и хорошо.

Сверстников ребенок боится в двух случаях. Либо он пользуется у них большим авторитетом, и для него просто недопустимо получить плохую оценку. Либо сверстники относятся к нему негативно и с удовольствием посмеются над его неудачей. Однако это вовсе не полный перечень вариантов тревожности.

Бывает, что ребенок находится в стрессе после пережитой катастрофы, развода родителей или смерти близкого человека. Это также повышает общий уровень его тревожности, что сказывается на скорости написания классных и домашних работ. В этом случае надо постараться найти источник тревоги, а потом уже решать: либо его устранять (например, уйти от плохого учителя), либо помочь школьнику адаптироваться, если устранить то или иное обстоятельство невозможно.

Он озабочен другой проблемой

Ребенок делает все медленно, потому что все его мысли вертятся вокруг какой-то важной проблемы, а уроки выпадают из сферы его внимания. Надо заниматься, а он, словно перегруженный компьютер, зависает, глядя в одну точку.

Проблемы, беспокоящие ребенка, могут быть самыми разными. Спросите малыша, может быть, он голоден, может, ему холодно или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит голова, живот или зуб! Но, к сожалению, не каждый ребенок готов признаться в этом родителям. Проблемы могут быть и в семье: ребенок переживает из-за ссоры родителей или из-за болезни бабушки. Очень часто ребят беспокоят конфликты в среде сверстников: друг предал, девочка понравилась, но предпочла другого, нет модной куртки.

Таким образом, если родители обеспокоены медлительностью своего чада, они должны подумать, что в конкретном случае может быть причиной этой проблемы. Давно ли ребенок стал медлительным? После какого случая? С какими людьми он общался в тот момент, когда его медлительность стала заметна? Эти вопросы можно обсудить с самим школьником или дать ему прочесть эту статью. Возможно, он сам найдет причину своей медлительности и подскажет выход из сложившейся ситуации.

Медлительный ребенок в школе. Как ему помочь учиться?

Родители и учителя пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи чаще говорят о гиподинамическом синдроме.

Итак, ребенок «медлительный». Что это значит и как помочь ему учиться?

  • Не следит за временем, делает все медленно
  • Часто дети и родители жалуются на плохую память, что не запоминает материал с урока
  • Очень долго делает уроки
  • Необходимо несколько раз повторять, для того, чтобы ребенок понял тему
  • Делает задания дольше всех в школе, часто не успевает на контрольных, хотя все знает
  • Не успевает сделать задания и поэтому получает «2» (хотя знает, как их решать)

Что можно сделать родителям?

В зоне особого внимания родителей медлителных детей должны быть — память и восприятие.

Для запоминания информации используйте мнемотехники, например технику «Репка».

Благодаря этому запоминать ребенок информацию будет в несколько раз быстрее. Ведь за процесс запоминания с помощью образов и воображения отвечает правое полушарие головного мозга. Посмотрите как работает «Репка» на примере запоминания списка покупок. Кстати, именно так можно в быту тренировать память, играя и запоминания!

Применяйте специальную двуполушарную пальчиковую гимнастику, чтобы быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой.

Использование такой «Зарядки для мозга», позволят ускорить процесс включения ребенка в работу

Медлительных деток важно обучать опираясь не только на ведущий вид восприятия, а интегрируя в процесс обучения и визуальную опору, и кинестетику и логику. Посмотрите, как легко можно обучить медлительного ребенка определять род существительных.

Ребенок не просто работает с текстом, а раскладывает «слова» по коробочкам нужного рода.

В такой игре сразу задействуются разные типы восприятия и материал ребенок усваивает сам, с первого раза.
Медлительному ребенку поможет подход, при котором материал ребенку не объясняется отдельно («Сейчас я тебе покажу как надо»), а ребенок сам находит решение проблемы. Важно правильно, по силам поставить перед ребенком задачу и помогать ему пройти ее от начало до конца.

Именно на этом построен принцип понимания детьми уравнений. Посмотрите сами, как кружка ела числа и догадайтесь, а как загадку решить?

Научите ребенка задавать вопрос «А сколько времени мне не жалко?»
И конечно, по-возможности, не навязывайте ребенку роль «Сколько можно ждать, ты снова дольше всех»

Ведь самая главная потребность человека, соответствовать своему мнению о себе. И если родитель постоянно указывает, что ребенок «тормозит», он и будет продолжать так делать.

Да, к медлительным детям нужен свой особенный подход, а главное — терпение.

Техники эффективного обучения позволяют получить и то и другое. Особенные способы обучения заинтересовывают ребенка, а их применение сокращает время на учебу детей.

Техники эффективного обучения мы будем разбирать со следующей недели в программе Умный ребенок 12.

Если Вы еще не в тренинге и хотите стать настоящим волшебником для своего ребенка, уметь в нужное время доставать нужные козыри — самое время это сделать, ведь благодаря этой программе Вы сможете:

  • Сэкономить на репетиторах
  • Повысить средний балл
  • Сократить время на домашние задания
  • Делегировать ребенку ответственность за уроки
  • Эффективно подготовиться к ЕГЭ и ГИА
  • Дать ребенку базу для легкого обучения детей в школе
  • Освободить собственное время

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Как помочь медлительному ребенку учиться?

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей.

Статья:

Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, которая, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность крохи, поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины медлительности у детей и как можно скорректировать эту особенность.

Почему ребенок медлительный?

Большинство возможных причин медлительности можно отнести к категории физиологических, некоторые же связаны с особенностями воспитания и психологией малыша. Давайте остановимся подробнее на каждой из этих причин.

Низкая подвижность нервных процессов. Подвижность – свойство нервной системы, которое определяет скорость и оптимальный темп выполнения какой-либо деятельности. С этим тесно связано понятие темперамента, то есть врожденного качества личности, которое влияет на эмоциональность, импульсивность, энергичность, выносливость человека. Наиболее четко темперамент заметен после 3 лет. К представителям «медлительных» типов темперамента относятся флегматики и меланхолики.

Темперамент не может быть «плохим» или «хорошим», но у него есть сильные и слабые стороны. Мы не можем повлиять на то, что заложено природой, но мы в силах помочь ребенку принять свою индивидуальность, научиться контролировать свой темперамент и развивать положительные качества.

Дети-флегматики обладают сильной и уравновешенной нервной системой. Таких малышей часто называют «удобными детьми», ведь они послушны и спокойны, рассудительны и неспешны, могут подолгу заниматься и играть самостоятельно. Они хорошо кушают и много спят, любят рисовать и лепить, читать книжки, играть в спокойные игры. Флегматики – кропотливые труженики. Они не всегда быстро достигают успеха, но занимаются с усердием. Таким детям особенно необходимо принятие и поддержка со стороны родителей. Детям с данным типом темперамента свойственна особенная медлительность и вялость. Особенностью флегматиков является то, что им бывает сложно адаптироваться к новым условиям и влиться в коллектив.

Дети-меланхолики, как и флегматики, быстро утомляются, легко отвлекаются, медленно и с трудом обучаются новому. Малыши с данным типом темперамента очень чувствительны и ранимы. Несмотря на то, что ребенок не выражает свои чувства и эмоции ярко, в глубине души он испытывает глубокие и сильные переживания. Больше всего на свете ребенок-меланхолик любит постоянство. К переменам он относятся с недоверием и долго к ним привыкает. Веселым подвижным играм меланхолики предпочитают уединение и спокойные занятия. Они замкнуты и нерешительны.

Степень подвижности нервных процессов передается на генетическом уровне. Но это не означает, что в 7 лет ребенок будет такой же медлительный, как в 3 года, ведь по мере взросления малыш учится компенсировать те особенности, которые ему чем-то мешают.

Недостаток внимания, а именно трудности переключения внимания от одной деятельности к другой. Детям с такими особенностями не просто успевать за быстро меняющейся ситуацией, им нелегко выполнять поручения, состоящие из нескольких пунктов, и, тем более, практически невозможно делать несколько дел одновременно.

Левшество. Результаты некоторых исследований показывают, что леворукие дети медленнее своих праворуких сверстников осваивают какие-либо навыки. Однако серьезных статистических данных на этот счет не представлено.

Ослабленный иммунитет, физическое недомогание также могут оказывать влияние на темп деятельности ребенка.

Если медлительность малыша связана только с определенным видом деятельности, возможно, ему просто не хочется этим заниматься.

Желание привлечь внимание. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Медлительность может вызывать у взрослых гораздо больше эмоций, чем «хорошее поведение».

Некоторые родители поощряют исключительно спокойные и тихие занятие крохи, так как не выносят шума и беготни. Но в этом случае от природы подвижный и активный ребенок рискует стать медлительным.

Как себя вести, если малыш медлит?

Психологи выделяют несколько важных правил общения с медлительными детьми, придерживаясь которых можно помочь ребенку чувствовать себя комфортно и успешно.

Не торопите кроху. Пожалуй, это самый важный принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее!» малыши начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза.

Хвалите кроху даже за небольшие достижения.

Не сравнивайте ребенка с его более быстрыми сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке.

Избегайте ярлыков. Большинство информации о себе дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие постоянно называют кроху лентяем или копушей, у него не возникнет мысли что-то менять.

Четко организуйте режим дня малыша. Это поможет облегчить выполнение повседневных дел, так как кроха будет знать, что именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел и так далее), они будут служить для ребенка своеобразным ориентиром во времени.

Давайте крохе четкие задание и просьбы. Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования.

Не делайте за малыша то, с чем он способен справиться самостоятельно.

Дайте ребенку возможность «работать» в оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет высоким.

Игры для медлительных детей

Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и медленным темпом работы. Вот несколько таких игр и упражнений.

«Аплодисменты». Представьте, что Вы с малышом отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от увиденного вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если вам и ребенку нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.

«Кошечка». Суть этой игры заключается в том, что по команде кроха должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», малыш должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает свои коготки. Если Вы говорить слово «мышка», то ребенок должен быстро сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.

«Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы поднимаете руки вверх, малыш должен постараться бежать как можно быстрее, если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди – идти медленно, будто прогуливаясь. Какие именно жесты и сигналы использовать – решать Вам, главное, чтобы малышу они были достаточно понятны.

Чтобы добиться результата, игры нужно проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом малыш должен быть в хорошем расположении духа и играть в удовольствие. Также следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

«Зеркало». В этой игре малыш должен повторять за Вами все движения. Взрослый может придумать самые разнообразные действия, менять скорость своих движений. Также не помешает немного юмора и кривляния.

«Запрещенное движение». По сути, эта игра похожа на предыдущее упражнение, но ребенку нужно быть более внимательным, потому что помимо копирования движений, ему нужно вовремя остановиться, когда он увидит «стоп-движение» (оно может быть совершенно любым, главное договориться о нем заранее). Вместо копирования запрещенного движения, малыш должен хлопнуть в ладоши и продолжить игру дальше.

«Все наоборот». На первом этапе упражнения кроха должен выполнять прямые команды взрослого: «быстрее», «медленнее», «громче», «тише». Когда ребенок будет хорошо справляться с этим заданием, можно переходить ко второму этапу, где малышу нужно будет все делать наоборот. Например, по команде «громче» – говорить шепотом, по команде «медленнее» – бежать быстро и так далее.

«Обмоталочки». Для этой старинной, но очень веселой игры Вам понадобится длинная (не менее 5 метров) веревка, посередине которой завязан узел. Игрокам нужно встать у разных концов веревки и по команде начать обматывать ее вокруг себя. Побеждает тот, у кого быстрее окажется узелок.

«Дятел». Горизонтальной и вертикальной линией разделите лист бумаги на четыре равные части. За минуту малыш должен, стуча карандашом или фломастером, постараться оставить в первом прямоугольнике как можно больше точек. Затем можно переходить к следующим прямоугольникам. В этой игре малыш соревнуется сам с собой, сравнивая, количество точек в разных частях листа.

Выводы

Медлительность – это не недостаток ребенка, а его особенность. Если не торопить кроху и позволить ему действовать в удобном темпе, качество выполнения «задания» будет на высоте. Так как в школе медлительным детям приходится нелегко, очень важно вовремя начать корректировать это свойство при помощи специальных игр и упражнений. Но самое главное, в чем нуждается каждый малыш – это безусловная любовь, принятие и поддержка со стороны близких.

Как помочь медлительному ребёнку?

Все дети разные – это неоспоримый факт. Есть категория «шустрых», которые успевают всё и везде. А есть медлительные ребята, которые постоянно витают в облаках. В школе и дома с ними бывает трудно, так как они долго концентрируются и выполняют то, что от них требуется. Но это вовсе не значит, что они менее успешны. Просто к таким детям нужен особый подход.

Содержание Свернуть

Причины медлительности

Народная мудрость: «Поколь мямля разувается, расторопный выпарится».

Прежде чем пытаться исправить ситуацию и начинать «подгонять» ребёнка, следует выяснить причины его медлительности.

  1. Темперамент. Если ваш ребёнок флегматик, то у него не только замедленные реакции, но и вялая речь, невыразительная мимика. Также в раннем детстве он мог часами играть с одной игрушкой или слушать каждый день одну и ту же сказку. С годами флегматики становятся очень упёртыми, с устойчивыми взглядами. В школе обычно успевают по одному предмету – на остальные времени не хватает.
  2. Недостаточно развитое произвольное внимание. Эта проблема обычно знакома многим первоклассникам. Дети не могут концентрироваться на том, что им неинтересно или трудно. При этом они не понимают, что, пересилив себя, получат удовлетворение от успешного результата.
  3. Повышенная тревожность. Часто возникает в тех случаях, когда ребёнок чего-то очень сильно боится. Например, оценки учителя, реакции родителей или сверстников. Часто такие дети просто немеют в самый ответственный момент, не могут двух слов связать у доски из-за панической боязни ошибиться.
  4. Озабоченность другой проблемой. Не все дети с готовностью сообщают о том, что их беспокоит. И, согласитесь, трудно сосредоточиться на контрольной работе по математике, если, например, болит живот или в семье конфликт, или понравившаяся девочка предпочла другого мальчика – вариантов может быть много.

Как помочь? Советы психологов

Чтобы помочь медлительному ребёнку идти в ногу с ритмом, задаваемым жизнью, нужно руководствоваться принципом в общении с детьми – любовью. То есть принимать малыша таким, какой он есть. Но чтобы по возможности всё же откорректировать ситуацию, детские психологи советуют родителям:

  • не нервничать, разговаривая с медлительным ребёнком, пытаться сдерживать торопливость;
  • поощрять старания ребёнка добрыми словами, поглаживаниями, когда он старается ускорить процесс выполнения какого-либо задания (даже если это завязывание шнурков);
  • проявлять терпение в работе с медлительными детками;
  • систематически работать над выработкой у ребёнка чувства времени;
  • придерживаться режима дня, при этом избегать постоянного выполнения чадом всякой работы «на время»;
  • назначить ребёнку его трудовые обязанности (развешивать одежду в шкафу, мыть обувь и т. д.);
  • создавать ситуации успеха, когда даже малейшие успехи замечаются и поощряются, при этом находить слова поддержки при неудачах;
  • использовать опережающие приёмы, когда ребёнку заранее напоминается о тех или иных делах;
  • привлекать к совместному труду, например, уборке в доме, чтобы малыш видел позитивный пример и согласовывал свою работу с другими членами семьи;
  • обязательно уделять внимание физическому развитию малыша, особенно занятиям ритмикой;
  • чаще переключать внимание крохи на разные виды деятельности.

Упражнения

Медлительность возникает в силу тех или иных причин, поэтому для начала следует выяснить, что стало поводом для таких проявлений ребёнка, и как давно это происходит. Поняв причины, легче выбрать наиболее подходящие способы ускорить действия малыша. Самыми действенными упражнениями психологи выделяют следующие:

  1. «Таймер». Определите время, которое отводится ребёнку на выполнение какого-либо задания: уборки, уроков и т.д. В случае если малыш справился вовремя, сделайте отметку в специальном дневнике, если нет, то поощрительной записи не будет. При этом лучше, если время окончания таймера совпадёт с началом любимой передачи или мультфильмов – это даст дополнительный стимул. При отрицательном результате не ругайте ребёнка. Лучше ещё раз поставьте таймер и засеките, сколько времени ему не хватило. Вместе обсудите, почему так вышло, как можно ускорить (быстрее начать переписывать в чистовик, правильно сгруппировать задания – устные, потом письменные или наоборот и т. д.). Постепенно сокращайте выделенное время.
  2. «Догнать и обогнать». Очень часто медлительные дети очень невнимательны – от этого страдает их успеваемость. Поэтому разумно будет не упускать шанс позаниматься дополнительно летом на каникулах. Заранее возьмите учебники следующего класса и летом проработайте по очереди все предметы. Кстати, флегматикам такое времяпрепровождение понравится гораздо больше, чем шумные игры во дворе.
  3. Соревновательный момент. Очень эффективно побороть медлительность можно с помощью спортивных соревнований. Отдав малыша на бег, тяжёлую атлетику, вы не только укрепите его здоровье, но и покажете, что он способен упорно трудиться ради цели, соревноваться и побеждать.
  4. «Строим будущее». Прекрасным способом мотивировать медлительного ребёнка является разговор о его будущем. Задайте ему вопрос: «Каким ты видишь себя через 15 лет?» Для малышей такой вопрос можно переформулировать на более короткий отрезок времени, или предложить альтернативу: «Есть такая-то сумма, рассчитай, хватит ли тебе на покупки?» Пусть попробует рассчитать максимально точно и рационально, чтобы купить как можно больше товаров. Кроме всего прочего, это упражнение тренирует внимательность.
  5. «Рисуем на внимательность». Ещё один способ усилить внимательность и справиться с медлительностью – рисовать на скорость. Попросите ребёнка нарисовать 10 кругов. Затем предупредите, что инструкцию вы повторите только один раз. Попросите заштриховать 5-й, 7-й и 8-й круги. Если малыш переспрашивает, скажите, чтоб делал, как запомнил. Постепенно усложняйте задание, увеличивая число кругов (или других геометрических фигур) и число закрашенных.
  6. Составляем план дня. Этот приём особенно полезен в младшей школе, когда появляется много новых обязанностей, связанных с учёбой. Нарисуйте подробный алгоритм действий ребёнка на день с примерными временными рамками для каждого и повесьте его над письменным столом, чтобы перед глазами всегда было напоминание о распорядке дня.
  7. Подводим итоги дня. Заведите привычку каждый день по вечерам обсуждать, как прошёл ваш день. Выслушав всех членов семьи, выбирайте победителя этого дня: того, кто успел сделать больше других. Это будет отличный стимул для ребёнка. Можно придумать какие-то мелкие подарки или звёзды за победу.

Медлительность ребёнка обязательно имеет свои причины. Поэтому нужно обязательно в них разобраться и только потом выбирать подходящие приёмы для ускорения малыша. Помните, что самым эффективным способом побороть трудности является родительская любовь. Дети должны быть уверены, что могут рассчитывать на вашу поддержку в любых обстоятельствах, несмотря ни на какие свои недостатки.

Медлительный ребёнок в школе как приговор

Вам приходилось сталкиваться с детьми, которых всегда нужно ждать? Которые, кажется, никуда не торопятся? В школе таким детям бывает непросто. Что же делать учителям и родителям, чтобы помочь медлительному ребёнку? Рассказывает наш блогер, учитель-логопед Жаннетта Ермолаева.

На консультации одна мама жаловалась: «Дочь пока разложит тетради, пока рассмотрит учебник, пока начнёт читать. Спросишь у неё: „Чего сидишь, не делаешь?“ Говорит, что думает. Но это же столько времени уходит. Мы ничего не успеваем!»

В школе такие дети попадают в ситуацию хронического цейтнота, их нервная система истощается, это может привести к появлению невротических расстройств. Но учителя это мало заботит: у него программа и ещё 30 человек в классе.

Почему ребёнок всё делает медленно?

  • Особенность многих медлительных детей — это слабость и инертность нервных процессов. Отсюда и низкая скорость работы, и трудность быстрого переключения на новый вид деятельности, и кажущееся отсутствие реакции на требование взрослого.
  • Существует приобретённая неспешность. Мыслительные процессы у такого ребенка происходят с обычной скоростью, а вот всё, что связано с какими-то действиями, затягивается.
  • Другая возможная причина детской медлительности — невроз. Да-да, не удивляйтесь: на фоне вечного недовольства родителей у их детей порой развиваются серьёзные нервные расстройства.
  • Иногда дети становятся медленнее после каких-то перенесенных заболеваний, например, гриппа. В этом случае медлительность объясняется во многом чувством слабости.
  • Леворукость детей также может также стать причиной медлительности. Переучивание леворукого ребенка может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности.

Как работать с медленными детьми?

1.Делайте перерывы

Медлительные дети очень быстро устают. Если не делать для них частые переменки, скорость мозговых процессов уменьшится еще больше. Откажитесь от соблазна дать ребенку сразу несколько заданий. Либо забудет, либо сделает абы как. Бесполезно требовать моментального переключения с одного действия на другое. Лучше предупреждать о смене деятельности заранее.

Соблюдайте режим дня.

Когда выполнение домашнего задания станет нормой с 14 до 18, то потом можно ускориться.

Кто такие «медленные дети» и почему не стоит их всё время подгонять

2. Используйте соревнования

Включайте в занятия игры на быструю смену движения, на изменения скорости (запретные движения, табу и т. д.), игры с мячом. Например, собери портфель на ощупь, собираем по порядку, ищем похожее и т. д. В момент выполнения задания не отвлекайте, не спрашивайте, не подгоняйте.

3. Не торопите и поддерживайте

Не спрашивайте новый материал сразу, как прошли. Дайте время, спросите на следующем уроке. Быстрый устный ответ, быстрый устный счет — не требуйте сразу. Предоставьте время на обдумывание. Почему-то считается, что если трудности в письме — нужно больше писать, если в чтении — больше читать, если ребенок медлительный — то всё делать «на скорость». Это большая ошибка, ведь нагрузки трудные, не дающие удовлетворения, убивают радость самой работы. Поэтому не перегружайте ребенка той работой, которая не получается, чередуйте ее с той, что получается хорошо. Тренируйте разнообразные графические движения. «Давай сам!» — это не про таких детей. Помогите включиться.

Это простые правила, которые помогут и учителям меньше нервничать и родителям меньше переживать. А дети будут учиться с удовольствием!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Медлительный ребенок. Как его ускорить?

Содержимое публикации

Медлительный ребенок. Как его ускорить?

Медлительность не является каким-то недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям и их родителям. Даже если вы привыкли к особенностям своего малыша и приспособились к совместным действиям, не торопясь и не раздражаясь, это часто не спасает ребенка от огорчений в детском саду или тем более в школе. Ведь на групповых занятиях такие дети просто не успевают за остальными, хотя качество их работ ничуть не хуже. А переодевания для прогулки или занятий физкультурой иногда становятся для медлительных детей настоящим кошмаром, когда раздраженная воспитательница постоянно подгоняет их, а уже одетые дети страдают оттого, что им жарко.

Что же здесь поделаешь? Ведь это свойство нервной системы. Так часто размышляют родители, и, конечно, они во многом правы. Степень подвижности нервных процессов действительно передается по наследству, но она не является постоянной в течение всей жизни. Примерно с трех до двадцати лет скорость нервных процессов постепенно возрастает, кроме того, есть этап в развитии ребенка, когда эта характеристика может быть существенно скорректирована с помощью специальных игр и упражнений. Это период с четырех до шести лет (он обусловлен активным развитием биохимических процессов нервной системы). Так что если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка именно в этот период, то наверняка увидите плоды своих усилий.

Перед тем как перейти к описанию игр, необходимых для такой коррекции, давайте сначала договоримся о том, как вы будете их организовывать, чтобы это было наиболее эффективно и доставляло удовольствие и вам и ребенку.

Правило 1. Не торопите медлительных детей. Понукания взрослого и ситуация спешки еще больше могут замедлить движения ребенка. Пусть лучше сама игра создает условия, когда ему захочется сделать что-то быстрее, чтобы соответствовать игровой роли или стать победителем.

Правило 2. Проводите эти игры систематически. Толку будет точно больше, если вы станете организовывать их в течение десяти-пятнадцати минут каждый день, чем по часу, но раз в неделю.

Правило 3. Начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении и стараться поддерживать приподнятый эмоциональный фон в течение всего игрового занятия. В случае если ребенок проигрывает, оберните все в шутку или помогите ему отыграться. Позаботьтесь о том, чтобы ваши занятия не стали дополнительным ударом по самооценке вашего сына или дочери.

Правило 4. Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы поможете сыну или дочери сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся им в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.

Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений – от медленных к очень быстрым и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.

Предлагаем Вашему вниманию примеры игр, которые помогут решить проблему медлительности ребенка. Данные игры проводятся с несколькими детьми или с привлечение близкого взрослого.

Игры со сменой темпа движений:

а) Ходьба – бег – ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, ведущего тренировку или при смене темпа музыкального сопровождения.

б) Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу взрослого или по смене темпа музыкального сопровождения.

в) Сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым.

Игры с максимально быстрыми движениями:

а) Дети стоят в одном конце комнаты, а и другом ее конце поставлены стулья (по числу играющих детей), на которых лежат флажки или другие игрушки. По сигналу дети бегут к стульям, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему “забегу”.

б) Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10X10 см и карандаши. По сигналу дети возможно быстрее ставят в квадрате точки. Поставивший большее количество точек получает фантик.

в) Обмоталочки (народная игра). Берется длинная веревка, более 5м, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок.

г) Обмоталочки (второй вариант). Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки.

д) Горячий мячик. Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку – останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют – из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

е) Цветочный волчок. Каждый ребенок выбирает для себя название какого-то цветка (колокольчик, ромашка, роза..).

Ведущий запускает волчок, затем выкрикивает название цветка:
– Ромашка!
– Я! – отзывается “Ромашка” и быстро подкручивает волчок.

Подкрутив, выкрикивает название следующего цветка.
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок – выходит из игры.

Игры для развития внутреннего торможения:

а) Игровая гимнастика.

Дети повторяют вслед за ведущим его движения: хлопки перед грудью, над головой, за спиной; прыжки; прыжки на одной ножке, приседания и т.д. Затем вводятся разные условия:

1.“Запретное движение”. Одно движение, например, хлопки за спиной, объявляется запретным, остальные повторяются, как и раньше.

2.“Замена”. Если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает – присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения.

3.“Все наоборот”. Взрослый, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания.

Затем задания меняются. Услышав “Быстрей!” – дети должны замедлить темп, “Медленней!” – напротив, убыстрить его, “Тише!” – хлопать и топать как можно громче, “Громче!” – хлопать и топать как можно тише.

б) Ведущий говорит ребенку: “Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: “Летает!” Если назову нелетающее животное, например, льва, – молчите и не поднимайте руки”.

– Орел!
– Воробей!
– Стрекоза!
– Змея!
– Собака! и т. д.

в) Дети стоят по кругу. В заданном темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки.

– “Хоп!” По этой команде ведущего хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Следить за темпом, который можно менять.

В этих играх тренируется дифференцировочное торможение: дети должны различить запрещаемое движение и затормозить его или изменить направление.

В последней игре тренируется и запаздывательное торможение – нужно ждать своей очереди хлопнуть в ладоши.

Прямо на тренировку запаздывательного торможения направлены такие игры, как эстафета: дети делятся на две группы, первые от обеих групп бегут первую дистанцию, где их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты: проскакать какую-то дистанцию, проползти и т. д. – для нас важно, что каждый следующий ожидает своей очереди на конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.

Вот некоторые варианты забавных заданий для эстафет:

1. Бежать, держа в руках горящую свечу, так, чтобы она не погасла;
2. Бежать со стаканом воды, так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливают лишь на треть, позже – почти доверху);
3. Бежать, отбивая рукой или головой воздушный шарик;
4. Бежать со спичечными коробками, положенными на плечи;
5. Бежать с башенкой из трех кубиков на ладони (потом число кубиков можно увеличить).

Далее представлены игры, в которые можно поиграть с ребенком индивидуально.

“Артисты бывают разные”

Перед тем как объяснять ребенку правила этой игры, поговорите с ним о том, как зрители на концерте или спектакле выражают свое отношение к тому, что видят на сцене. Конечно же они хлопают артистам. Но всем ли одинаково аплодирует зал? Разумеется, нет. Чем больше понравилась зрителям игра артиста, тем громче и быстрее они ему хлопают.

Итак, правила данной игры таковы. Представьте, что вы с ребенком пошли в театр или на концерт (для большей правдоподобности можно включить какую-нибудь передачу по телевизору). После выступления каждого артиста вы реагируете на его творчество скоростью хлопков. Чтобы хлопать с ребенком в одном темпе (что гораздо веселей), обменивайтесь с ним своими эмоциями с помощью мимики. Посмотрите друг на друга после смены кадров на экране и изобразите на лице скуку, радость или восторг. Пусть ребенок скопирует ваше выражение лица, после чего начинайте хлопать в соответствующем темпе. Если вы сделали скучающее лицо, то хлопки должны быть очень медленные, как бы просто из одолжения. Радостное – в достаточно быстром темпе. Если же вы, помимо радостного лица, восторженно сложили руки у груди, то изображайте с вашим ребенком бурные аплодисменты, то есть хлопайте так быстро, как только сможете.

Примечание. Можно дать ребенку возможность самому придумать то или иное выражение лица, но желательно поменяться местами только после того, как вы сами продемонстрируете ему мимику человека с разными эмоциями.

“Бегу, иду, гуляю”

В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди – малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.

Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку – не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи.

“Кошачьи коготки”

Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.

В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово “солнышко”, то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово “мышь”, то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок.

“Быстрый дятел”

Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.

Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить “лесной чемпионат”, где вы будете бороться за звание “самого быстрого дятла”.

Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть.

Здесь приведены лишь примеры, родители и педагоги по образцу этих игр могут подобрать подходящие. Можно придумывать игры самим, но с учетом того, что они будут направлены на тренировку подвижности нервных процессов или какого-то вида внутреннего торможения.

Игры нужно проводить ежедневно (при невозможности не реже, чем через день). Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить его в два и три приема в разное время дня. Очень важно фиксировать получаемые результаты для того, чтобы видеть эффективность занятий.

Ссылка на основную публикацию