Даосизм – основные принципы и идеи философии

Даосизм

Основные понятия и принципы

Даосизм — философия без системы и религия без манипуляции. Разберемся в основных положениях этого учения.

Почему нам сегодня интересен даосизм?

☯️ Даосизм — одно из трех великий китайских религиозно-философских учений, наряду с буддизмом и конфуцианством. Интересно, что эти учения возникли примерно одновременно — около 5 века до нашей эры, в так называемую «осевую эпоху».

Хотя на данный момент в мире насчитывается не так уж много официальных последователей даосской религии — около 9 миллионов, неофициально даосское вероучение очень популярно в современном Китае и Вьетнаме. Для сравнения: официальных конфуцианцев насчитывается только 6,5 миллионов человек, а неофициально их в сотни раз больше.

Даосизм одновременно является и религией, и философией, но при этом в обеих ипостасях он представляет собой очень нетипичное учение. Будучи философией, он почти не содержит форм упорядоченного дискурсивного мышления (понятий, аргументов, систем). Будучи религией, он слишком сильно ставит во главу угла индивида, а не общество.

⚔️ Из-за даосских идей не было развязано ни одной религиозной войны.

‍♂️ Даосизм выступал против всякого манипулирования лич­ностью, которое признавалось конфуцианством. Даосизм утверж­дает принцип ненасилия прежде всего для каждого человека, став­шего на путь познания великого Дао. Этот процесс познания нель­зя ускорить или замедлить, нельзя навязать, каждый индивид в соответствии со своей духовной природой проходит свой путь сам. Для этого необходимо забыть все нормы и условности, а вместе с этим свое «Я».

Даосизм полон парадоксов. Чтобы обрести ясность мышления, надо перестать оперировать строгими понятиями, чтобы познать Дао, надо достичь «забвения сердца», чтобы получить бессмертие, надо в каком-то смысле умереть для всего мира.

Даосы одобряли яркую, насыщенную жизнь. Но они предпочитали наполнять ее не внешними, бесполезными событиями, лишь развлекающими или, тем более, предназначенными для исполнения правил и угождения власти. Они считали, что яркость впечатлений не исходит из экстраординарности происходящего, повседневная обыденность может представать перед нами богатой красками и удивительной, если мы умеем смотреть.

Начнем знакомство с философией даосизма с десяти цитат ее представителей — Лао-Цзы и Чжуан-цзы.

1️⃣ Говорящий не знает, знающий не говорит. (Лао-Цзы)

2️⃣ Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто захочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто захочет присвоить его, потеряет его. (Лао-Цзы)

3️⃣ Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. (Лао-Цзы)

4️⃣ Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает. (Чжуан-цзы)

5️⃣ Довольствующийся самим собой — богач. (Лао-Цзы)

6️⃣ Люди называют возможным то, что для них возможно, невозможным — то, что для них невозможно. Дорога возникает, когда ее протопчут люди; вещи становятся тем, что они есть, когда люди дадут им названия. (Чжуан-цзы)

7️⃣ Полная тишина есть пример всего мира. (Лао-Цзы)

8️⃣ Научись видеть, где все темно, и слышать, где все тихо. Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию. (Чжуан-цзы)

9️⃣ Нет красоты в правдивом слове, и нет правды в сказанном красиво. (Лао-Цзы)

🔟 Жизнь человека между небом и землей похожа на стремительный прыжок белого коня через расщелину, мгновенье — и она пролетела. (Чжуан-цзы)

❓ Какие из этих высказываний вам наиболее близки?

Среди всех понятий даосизма можно выделить четыре главных. Они тесно связаны между собой и образуют своего рода «сердце» учения, которое наполняет смыслом все остальные концепции.

1️⃣🌌 Дао — буквально «путь» — безликая сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

2️⃣🌟 Дэ — буквально «добродетель» — сила, при помощи которой реализуется Дао. Это своего рода благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

3️⃣🚫 У-вэй — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

4️⃣🌳 Пу — буквально «необработанный кусок дерева» — олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, естественность и простоту души.

Рассмотрим три главных принципа даосизма.

1️⃣🌊 Принцип потока. Все явления (включая человека) сплетены в единую суть взаимовлияющих сил, как видимых, так и невидимых. С этим связана даосская идея «потока» — всеобщего изменения, становления.

2️⃣🌱 Принцип простоты. Люди по отдельности и общество в целом улучшатся, если вернутся к первозданной простоте с ее минимумом разделений, учености и целенаправленной активности.

3️⃣🔮 Принцип психотехнического совершенствования. Вера, что люди посредством различных методов — мистического созерцания, диет, сексуальных практик, алхимии — могут достичь совершенства, которое проявляется в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, харизме, в возможности познать силы природы и овладеть ими.

История развития даосизма, как философии Древнего Китая

Традиционное китайское учение Дао — это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао — это жизненный путь и одновременно сама суть жизни.

Зарождение досизма

Учение о Дао — загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.

Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием — еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.

Остальные сведения о жизни Лао Цзы больше походят на легенду, чем на реальные факты биографии. Его мать проглотила обломок горного хрусталя и зачала младенца. Она вынашивала его 80 лет и родила не ребенка, а седовласого старца. Лао Цзы поступил на службу в императорское книгохранилище, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем сильнее становилось его разочарование. В итоге он решил стать отшельником. Избегая людей, он менял имена и уходил все дальше, пока не достиг границы. Стражник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао Цзы написал для него «Дао Дэ Цзин» — краткое пособие в стихах, содержащее основные идеи даосизма.

Мудрец противопоставлял свое учение, распространившемуся повсеместно, конфуцианству. Оно быстро стало популярным и это не понравилось правительству. Лао Цзы пришлось бежать из страны, но его учение искоренить не удалось и Конфуцию пришлось с этим смириться.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Что такое Дао?

У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
  • Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу — энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него — единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао — погружение в божественное Дао. Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Для защиты дома от злых духов и привлечения удачи китайцы выставляют в окна бумажные маски дракона, а над входной дверью вешают символ Инь и Ян в окружении триграмм. Чтобы в наступающем году не испытывать проблем с деньгами, китайцы дарят друг другу мандарины — символ финансового благополучия. Чтобы задобрить богов-покровителей, специально для них на стол ставят угощения. К этим блюдам никто не притрагивается, а после праздников их относят в храм или отдают малоимущим. Чем щедрее было угощение, тем больше удачи ждет человека в будущем году.

Лигостаев Александр Георгиевич

Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу JIao-цзы (VI — V вв. до н.э.) — букв, «престарелый учитель». Собственное имя: Ли Эр (?). До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные приверженцы даосизма: Ле-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу (приблизительно
V — IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV — III вв. до н.э.) и др. Наиболее значительные произведения: «Дао дэ цзип», «JIe-цзы», «Чжу- ан-цзы», «Хуайпапь-цзы», «Хутайнапь-цзы».
Даосизм — вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты.
Центральная категория этой школы — дао. Здесь «дао» становится многознач- Даосизм — самое
ным мировоззренческим понятием. Дао — философское
из всех китаиских начало и конец всех вещей, их первоосно- учений
ва, а также всекосмический закон. Иногда gro проблематика
дао трактуется как субстанция всех вещей — в основном посвя-
т. е. то, что лежит в их основе и составляет щена осмыслению
_ первооснов и раз-
изначально глубинную сущность. Дао «су- вития космическо-
ществует [вечно], подобно нескончаемой го бытия, а также
нити». Дао существует само по себе, оно изучению человека
как природного не является творением, так как даже существа
«предшествует небесному владыке».
Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. «Дао бестелесно». «Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы». Или: «Дао постоянно осуществляет недеяние». «Однако пет ничего такого, что бы оно пи делало». Кроме того, в «Дао дэ цзип» говорится о двойственности дао — есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно — причина мироз-дания и «матерь Поднебесной». Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно можег содержать в себе прообразы вещей, которые «вскармливает» (оформляет?) дэ — другое трансформированное состояние изначального дао.
В определенном смысле «безымянное дао» может соответствовать небытию, которое порождает бытие — «дао с именем». Вообще в древнем китайском языке глагол «быть» не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия «бытие» и некоторых аспектов термина «дао».
Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от плевел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических способностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.
В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и ес-тественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.
«Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя — могуществен».
Дао дэ цзип
Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обла-дающий дао и высшим дэ – совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону дао и со-вершенствует его внутри себя – в своей душе. Он «не борется, но умеет побеж-дать». Даосы не принимают этические иде-алы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути «дао». Вернуть к нему Поднебесную (Китайскую империю) с тупиковой дороги цивилизации – главная социальная цель Лао-цзы и его последователей.
Справедливая критика даосами цивилизации, приводящей лю-дей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер: «Трудно управлять народом, когда у него много знаний»; «Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма».
Принцип увэй распространялся и на управление государством. Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению.
тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно дао. Позитивное здесь, например, то, что путь «дао» не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие.
В познании выделяются два пути. Первый, высший, связан с постижением «безымянного дао». Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с «дао, обладающим именем». Это познание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишенная эмпиризма, отличалась символичностью, пумерологичпостыо и мистицизмом.
Во II — III вв. даосизм разделяется па два течения: философское (дао цзя) и религиозное (дао цзяо). Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трех (другие — это конфуцианство и чань-буддизм) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьянские восстания в Поднебесной опирались па идеологию даосизма. В период с VIII по XVII в. происходило формирование «Дао цзан» («Сокровищницы даосских писаний»), т.е. полного собрания сочинений сторонников даосизма. По некоторым оценкам, в него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.
—————————————-
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

————————————————————————
Даосизм – это древнекитайское учение, основанное Лао Цзы, жившим в У1-У в.в. до н. э. Основные понятия этого учения: дао, дэ, увэй, ци, инь и ян.
Даосизм – учение Лао-цзы о дао – пути вещей, объективной реальности.
Главная идея философа состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному пути — дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы (“старый учитель”), в мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.
Невмешательство, или “недеяние” (увэй — созерцательное отношение к действительности)—одно из главных требований дао по отношению к человеку. Это и есть “следование естественности”. Это требование распространяется и на индивидуальную и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.
Идеи Лао-цзы изложены к книге “Дао дэ цзин”,. которая относится, по предположениям, к IV—III вв. до н. э. В книге употребляются следующие понятия: Дэ – опредмечениое, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци — мельчайшая, телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие, светлые частицы Ци образуют мужское начало Ян, а тяжелые, темные — женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь “возвращается к своему корню”, т. е. снова распадается на первоначальные частицы. Жэнь — человеколюбие. Ли — ритуал.
Эту связь вещей в природе от начала до “возвращения к корню” можно схематически представить так:
Дао – дэ – инь и ян – ци – все сущее в мире – всеобщая гармония – дао
Дао – буквально означающее “путь” имеет универсальный онтологический смысл. Это первопричина Вселенной, ее таинственная закономерность, целостность бытия. Дао присутствует во всем. Дао не познаваемо разумом и невыразимо словами.

Обратимся к тексту даосской книги “Дао дэ цзин”.
/О природе дао/
“Дао, могущее быть выражено словами, не есть постояннс дао. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем – одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход с одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному” (Гл 1, с. 182).
“Небо и земля не обладают жэнь и относятся ко всему сущему, как к траве и животным”. (Гл. 5).
“Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Оно и мельчайшее, и бесконечное, а его действие неисчерпаемо”. (Гл. 6).
“Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности”. (Гл. 25).
“Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Оно столь туманно и неопределенно1 Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью” (с.183).
“Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало. Если знать и государи смогут сохранить его, то все существа будут изменяться сами собой”. (Гл. 37).
“Дао рождает единое. Единое рождает два (начала): инь и ян. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию”. (Гл, 42).
“Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности. Поэтому среди сущего нет ничего, что бы ни почитало дао и не ценило бы дэ. То, что дао почитается и дэ ценится, вытекает из естественности, а не из поведений дао и дэ”. (Гл. 51, с. 184).
“Если управлять Поднебесной, следуя дао, то злые духи не будут вредить людям. И не потому, что злые духи перестанут творить зло, а потому, что содеянное ими не сможет принести людям вред”. (Гл. 60).

Как видим, даосизм содержит в своей философии некоторые материалистические черты. Об этом свидетельствует, в частности, учение о материальной субстанции Ци. Это же относится и к идее вечного и естественного закона бытия – дао, согласно которой независимо от постороннего вмешательства происходит постоянное обновление. Даосская идея вечного обновления бытия остается справедливой, и по сей день. И она имеет, кстати говоря, важное экологическое значение. “Недеяние” (в смысле запрещения грубого вмешательства в процесс развития природы) — неплохой совет даосов. Слишком очевидны сегодня нарушения экологических циклов, равновесия природе и процессов саморазвития, которые мы наблюдаем во всем мире.
Даосизм отразил в своем представлении очевидную диалектику жизни, когда в прекрасном есть безобразное, в добре — зло, в бытии — небытие и т. п. Гармония для него и состояла в подобном сосуществовании противоположностей.

Приведем на этот счет некоторые положения из той же книги “Дао дэ цзин”
/Диалектические идеи/
“Несчастье – и в нем заключено счастье. Счастье – в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Прямота превращается в хитрость, добро – в зло” (Гл. 58).
“Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое из малого. Совершенномудрый никогда не считает себя великим. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия. ” (Гл. 63).
“Кто много сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи.. Кто знает предел, то не будет подвергаться опасности. Он может быть долговечным”. (Гл. 44).
/О познании/
“Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой. Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается лишь созерцать его возвращение (к корню)… Возвращение к прежнему корню называю покоем, а покой называю возвращением к сущности. Возвращение к сущности называю постоянством. Знание постоянства называю достижением ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядочности и бедам. Знающий постоянство становится совершенным. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. Тот, кто становится беспристрастным, может следовать за всем сущим, возвращающимся к корню. Тот, кто следует за всем сущим, возвращающимся к корню, следует естественности и следует дао. Тот, кто следует дао вечен. Тот, кто следует дао, не будет подвергнут опасностям”. (Гл. 16).
“Знающие, не говорят, говорящие не знают”. (Гл. 56).
“Знающий не доказывает, доказывающий не знает”. (Гл.81).
“В древности умевший служить дао не просвещал народ, делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без применения их приводит страну к счастью”. (Гл. 65).
“Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает” (Гл. 71).

Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественно единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, отказ от сложной общественной организации – государства и сословного деления, отказ от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к с сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания мудрецов он рассматривал как условие умиротворения рода (““не будет ссор””).

/Этические и социально-политические воззрения/
“Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ccор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет во|ров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться. Следование недеянию всегда приносит спокойствие”. (Гл. 3, .с. 187-188).
“Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и ничему не противоборствует”. (Гл. 8, .с. 189).
“Когда отошли от великого дао, появились жэнь и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, появляется сыновняя почтительность и родительская любовь Когда в государстве царит беспорядок, появляются верные слуги”. (Гл. 18).
“Когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными”. (Гл. 58, с. 189).
“Ли – это признак отсутствия доверия и преданности. В ли — начало смуты. (Гл. 38, с. 190)

Суть и идеи даосизма

Даосизм — другое [относительно конфуцианства] мощное направление древнекитайской философской мысли.

В основе системы даосизма лежит понятие «дао» («путь») — первоначало, безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей. Дао — это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небытие) вечно, все остальное преходяще. Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

Необходимо иметь в виду, что даосизм формировался в значительной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Однако со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать. И именно это разочарование стало причиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях»), созданной в V — IV вв. до н. э.

Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит проявление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение требования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инструментах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассматривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акцентирует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Естественность и простота — вот что лежит в основе философии даосизма. Многие из этих идей будут впоследствии развиты многими западными философами.

Основатель даосизма

Его основателем считается китайский философ Лао-цзы (или «Старый мастер / философ»). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

По преданию, тайны этого учения открыл древний легендарный Желтый император (Хуан ди). В действительности истоки даосизма восходят к шаманским верованиям и учению древних магов. Воззрения даосизма изложил в своем трактате «Дао дэ цзин» (Трактат о законе Дао и его проявлениях) легендарный мудрец Лао-цзы. В отличие от Конфуция источники не содержат сведений о нем ни исторического, ни биографического характера. Легенда повествует о чудесном рождении Лао-цзы: мать зачала его, проглотив кусочек горного хрусталя. При этом она носила его в своем чреве в течение нескольких десятков лет и родила уже стариком. Отсюда становится понятным двойственное значение его имени, которое может переводиться и как «старый ребенок», и как «старый философ». Легенды рассказывают также об уходе Лао Цзы из Китая на запад. Переходя границу, Лао-цзы оставил смотрителю пограничной заставы свое произведение «Дао дэ цзин».

Идеи даосизма

Основная идея даосизма — утверждение о том, что все подчиняется Дао, из Дао все возникает и в Дао все возвращается. Дао — это всеобщий Закон и Абсолют. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао проявляется через свою эманацию — дэ. Если человек познает Дао, будет следовать ему, то он достигнет бессмертия. Для этого необходимо:

* Во-первых, питание духа: человек — это скопление многочисленных духов — божественных сил, которым соответствовали небесные духи. Небесные духи ведут счет добрых и злых дел человека и определяют срок его жизни. Таким образом, питание духа — это совершение добродетельных поступков.

* Во-вторых, необходимо питание тела: соблюдение строжайшей диеты (идеалом была способность питаться собственной слюной и вдыхать эфир росы), физические и дыхательные упражнения, сексуальная практика.

Такой путь к бессмертию был долгим и трудным, доступным далеко не каждому человеку. Поэтому возникает стремление упростить его, создав чудодейственный эликсир бессмертия. Особенно в этом нуждались императоры и представители знати. Первым императором, пожелавшим достичь бессмертия с помощью эликсира, был знаменитый Цинь-ши-хуанди, который посылал экспедиции в дальние страны для поиска необходимых для эликсира компонентов.

В рамках даосизма возникает концепция недеяния — отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком. Лучший государь — тот, который ничего не делает для своих подданных. Задача государя заключается в том, чтобы гармонизировать отношения, предотвращать смуту, а подданные сами разберутся, что им делать.

Формы даосизма

Можно выделить три основные формы даосизма:

* Философский — обслуживал потребности образованной верхушки общества, которые искали в нем возможность самовыражения мысли и чувства;

* Мистический — привлекал необразованные массы, которые шли к даосским монахам за помощью, советом, рецептом. Именно в этой форме даосизма сложился гигантский пантеон богов: каждый человек, совершавший добродетельные поступки, мог быть обожествлен;

* Протонаучный — занимается исследованием законов природы и использованием их в медицине, астрономии, математике и т.д. Официальной наукой в Китае было конфуцианство, однако китайцы известны как первооткрыватели многих технических достижений: пороха, стекла, фарфора, компаса и т.д. Многие из этих открытий были сделаны монахами-даосами, пытавшимися создать эликсир бессмертия и совершивших попутно значительные научные открытия. Создали даосы и так популярное сегодня учение фэншуй (геомантия), дыхательную гимнастику — цигун, а также боевые искусства, в частности ушу.

Даосы обосновывали идею всеобщего равенства и социальной справедливости, что обусловливало популярность даосизма, особенно во времена бедствий и политических кризисов. Так случилось в конце II в. н.э., когда под предводительством даосских монахов произошло мощное народное восстание, которое получило название восстания “Желтых повязок”. Лидером восстания был даосский маг Чжан Цзюэ. Он провозгласил своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства; 184 г. был объявлен началом нового 60-летнего цикла — эпохи

«Желтого неба», которая принесет людям счастье и навсегда покончит с эрой «Синего неба», ставшего символом зла и несправедливости. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на головы желтые повязки. Восстание было подавлено правительственными войсками. Оставшиеся в живых повстанцы бежали на север, где, объединившись с другой даосской сектой, образовали теократическое государство даосских пап, просуществовавшее в Китае до середины XX в.

В Средние века по всему Китаю была создана сеть даосских монастырей. Однако за пределами своей общины даосы влияния не имели. Даосизм не создал централизованной организации, но некоторая аморфность позволила ему проникать во все структуры китайского общества. Даосизм постепенно реформировался под влиянием других религий, существовавших на территории Китая.

В настоящее время даосизм популярен в КНР, на Тайване, в Сянгане и среди китайских эмигрантов в разных странах. Здесь активно действуют даосские храмы, монастыри, которые посещают сотни тысяч верующих.

Даосизм

Даосизм является одним из направлений китайской философии, которое соотносится с религиозными традициями Китая. Его основные принципы вытекают из древних шаманских практик. Это направление появилось в эпоху хаоса, разорения китайского общества, непримиримой борьбы за власть. На первых порах учение стало популярным среди бедных китайцев, которых привлекла идеология направления.

В Даосизме существуют:

  • Мистическая форма — получила распространение в низших слоях общества, то есть простолюдинов. Она призвана воспитывать людей, развивать их нравственность и фанатичность исполнения правил и законов социума. Для этой формы свойственна простота мировоззрения и элементы суеверности. Свои духовные проблемы простой народ решал с помощью просвещенных даосских монахов.
  • Научная форма — была характерна для монахов, значительная часть которых занимались науками. Это даосское монашество желало создать эликсир вечной жизни. Это поиск способа бессмертия привел к множеству важных открытий и изобретений. Таким образом, было изобретено стекло, фарфор, а также порох. Кроме того, именно даосскими монахами были выдвинуты разные теории, в том числе теория появления мира, человечества и т.д.
  • Этически-философская форма – предназначалась исключительно для элитной части образованного общества. Смысл жизни и подобные вопросы – вот что интересовало элиту.

Основными идеями в Даосизме являются:

  • всеобщее равенство;
  • социальная справедливость.

Даосизм считается религией, не предполагающей наличия Ада и Рая. Ведь Абсолют дарует вечную жизнь, которую следует проводить, размышляя и созерцая чудеса Мироздания. Люди, познающие понятие Дао и следующие ему, будут жить вечно. Но это требует:

  • Питания духа представляет собой совершение хороших поступков. Люди являются скоплением большого количества духов с божественной силой. Небесными духами ведется подсчет деяний, которые каждый человек совершил на благо добра и зла. А также они определяют его жизненные сроки.
  • Питание физического тела является соблюдением очень строгой диеты, выполнением физических и дыхательных упражнений, сексуальных практик. Диета предполагает в идеальном варианте поддержание жизни за счет собственной слюны и вдыхания эфира росы.

Однако такие строгие ограничения не всем под силу выдерживать. Поэтому, стремясь к упрощению, стали искать пути создания чудодейственного эликсира вечной жизни. Он был нужен для высших слоев общества – императоров, представителей знати. Первопроходцем в этом деле стал император Цинь-Ши-Хуанди, снаряжавший в другие страны целые экспедиции за нужными для эликсира бессмертия ингредиентами.

Учение Дао

Что собой представляет учение о Дао? Дао является нескончаемой дорогой, идущей повсеместно и в то же время нигде, причем этот путь не имеет начала и конечной остановки, идет в неизвестном направлении. Такому вечному Абсолюту подчиняется все, его законы действуют для Неба и Земли. Это бесконечный путь предполагает вечное движение, которое свойственно и всей природе. Ведь в ней все меняется, в том числе и человечество.

Величайшим счастьем, с точки зрения основателя учения, является понимание и осознание первооснов, а также соединения с ними. К пониманию сути приходят те, кто соблюдает законы и правила, которые касаются телесного и духовного. Как выше уже говорилось, в человеке живут божественные духи и демоны, ведущие борьбу за душу. Душу можно усиливать, если творить добро, а зло кормит демонов и отдаляет человека от Дао. Однако физическая оболочка также нуждается в «правильном» питании. Почти полный отказ от еды и постоянные физические упражнения подчиняют тело разуму человека.

Кроме того, такой путь учит не делать ничего целенаправленно. Таким образом, все происходит без вмешательства человека. В том числе это применимо и в сфере политики. Наилучшим правителем считают того, который не пытается вносить перемены в жизнь общества, государства, поскольку воля Небес считается законом для всех подданных. Они сами находят решение своим проблемам.

Естественное Дао – это начало всего Мироздания. Все происходит от первоосновы, которая являясь первоисточником, указывает путь, направление движения для всех и всего во Вселенной. Хотя он и не есть Богом. Этим направлением акцентируется природный аспект первоосновы. Его философия основана на естественности и простоте.

Кроме «Дао Дэ Цзин» древнекитайского мудреца Лао-Цзы был еще один известный трактат «Чжуан-Цзы». Его автор Чжуан Чжоу жил в 369 – 286 годах до нашей эры.

Особенности религии

Что касается Религии Даосизм, то это одна из самых древних в Китае, зародившаяся в 5-3 в. до нашей эры. Ее основоположником считают Лао-Цзы. И основана она на учении, представляющего собой путь к гармоничной жизни. К философскому трактату «Дао Дэ Цзин» стали относиться, как к религиозной священной книге.

В Даосизме существуют философское и религиозное направления. Религиозное направление дало толчок появлению новых божеств. Одним из таких стал Бог Юрди. Этому верховному владыке отошли в подчинение Небо и Земля. А богом домашнего очага стал Цзао-Ван.

В наше время Даосизм широко распространен во всем Китае и имеет тесные связи с буддизмом и конфуцианством. Были сооружены много храмов и монастырей, в оформлении которых сочетаются признаки всех трех китайских религиозных течений. Даосские божества использованы в росписях стен религиозных сооружений наряду с Богами Буддизма.

Кто основал Даосизм?

Основателем Даосизма считается Лао-Цзы. Этот древнекитайский мыслитель, ученый первым описал философию и ритуалы, практически сформировал целостное учение. Некоторые считают, что это вымышленная фигура. О нем известно их легенд. А других подтверждений его жизнедеятельности не существует.

Имя Лао-Цзы переводится, как «старый учитель», «вечный ребенок». Что интересно, по легенде мать его вынашивала в своем теле не 9 месяцев, а 81 год. Поэтому он пришел в этот мир седым стариком в 604 году до н.э. Некоторые придерживаются мнения, что он жил во времена Конфуция или был самим Конфуцием. По словам китайского историка Сыма Цянем он был очень образован и служил архивариусом и библиотекарем в период правления династии Чжоу. Еще одна легенда имеет свой вариант истории Мастера Лао-цзы, который будто заново родился, когда попал из Индии в Китай.

Несмотря ни на что, в Даосизме, учении религиозно-философского характера, практически каждой даосской школой он почитается в виде божества. Его считают один из «Троих Чистых». Императоры из династии Тан, считая Лао-цзы своим прародителем, обожествляли и строили ему храмы и возводили в звания и титулы.

Символ Даосизма

Главный символ в Даосизме представлен знаменитым знаком Инь и Ян. Он символизирует мужское и женское начало. Они должны быть неразлучны друг с другом. Этот черно-белый круг придумали даосские монахи. Он ассоциируется с жизнью, которая не бывает только светлой либо только темной. Черная часть круга символизирует женское начало (спокойствие и равновесие), белая часть – мужское (активные действия, напор и сильная жизненная энергия). По мнению монахов, все живое может гармонично существовать только в таком в симбиозе. Это два дополнения друг другу. Когда человек обладает только одним началом, то он живет не по правилам, а значит, не способен познать Дао и достичь бессмертия.

Принципы Дао

Принцип Дао заключается в естественности любых деяний человека. Те, кто стремиться менять Мир, противоречат даосской идеологии и основам вероучения. Приветствуется наблюдательность и желание пребывать наедине с собой, что способствует слиянию с Совершенством, Абсолютом и вечного гармоничного бытия.

  • Естественность – предполагает необходимость предоставления возможностей для каждого человека быть самим собой и иметь собственные взгляды на мир. Однако она также требует осторожности в отношении к окружению.
  • Не деяние – жить, ничего не делая целенаправленно. Человек достигает максимального результата, практически не прикладывая никаких усилий.
  • Бесформенность – предполагает наличие слабости и мягкости для бессмертия, вечной жизни. Мощь, сила и твердость являются спутниками смерти.
  • Трансформация – заключается в том, что сознанием обладает все в нашем Мире. Достижение мудрости дает человеку шанс на трансформацию во все, что он пожелает.

Согласно Даосизму, только следуя этим догмам, человек обретет шанс достичь бессмертия, внутреннего освобождения и истинного счастья.

Главное о даосских практиках

Практики в Даосизме представляют собой комплексную систему самостоятельного развития людей. Для достижения истинной цели – бессмертия, последователи этого китайского направления воспитывают в себе внутреннюю силу, совершенствуют свою человеческую природу.

За счет таких практик человек может гармонично развиваться физически, ментально и духовно. Они помогают выйти за грани физической локализации. Таким путем развивают душу и дух человека. Разные упражнения медитативной и энергетической направленности дают возможность увеличить количество жизненной силы и энергии, уменьшить напряжение, улучшить самочувствие. А также это может помочь исцелению и защите в разных опасных ситуациях.

Первым этапом для начинающих практиков является пробуждение целительного света, которое предполагает следующие шаги:

  • Сначала человек должен открыть микро-орбиту для соединения с силами Вселенной.
  • За счет даосской практики «Внутренняя улыбка» можно расслабиться, достичь блаженства в душе и внутри тела. Таким путем человек обретает самоуважение и любовь к себе и окружающим людям. А также происходит противодействие стрессу и правильное поступление «Ци» (энергии жизни).
  • Основной расслабляющей техникой считается методика с использованием несложных движений верхних конечностей в союзе с произнесением специальных звуков, которые охлаждают внутренние органы. У человека лучше переваривается пищу, нормализируется сон, он становиться более расслабленным и спокойным. Эта методика ценна для людей, практикующих любое боевое искусство. Таким образом они могут избавляться от излишнего тепла в организме.
  • Практики омоложения представляют собой виды самомассажа (самоисцеление) при помощи энергии жизни. Это также способствует избавлению некоторых энергетических блоков и точек напряжения в физической оболочке.

Второй этап предполагает развития в человеке его внутреннего потенциала, силы.

  • Благодаря практике «Целительная любовь» преобразуется энергия сексуального плана, позволяя гармонизировать взаимоотношения мужчины и женщины. А это в свою очередь позволяет человеку развиваться духовно, поскольку происходит не расходование сексуальной энергии, а ее трансформация.
  • За счет Цигуна, который является одной из ключевых практик духовного плана, поднимают дух тела. Благодаря использованию разных поз и дыхательных техник люди ощущают тесную взаимосвязь с Землей, что способствует поднятию внутреннего духа. Специальными упражнениями жизненная энергия «Ци» направляется в правильное русло, что способствует очищению организма от вредных веществ (разных токсинов).
  • Методика «Концентрирования 5 стихий» позволяет человеку научиться преобразованию своих негативных эмоций в чистые энергетические потоки энергии. Отрицательные эмоции отвечают соответственно селезенке, легким, сердцу, печени и почкам, а также пяти стихиям. Таким образом, в человеке достигается гармоничное объединение этих стихий и эмоциональное равновесие. Позитивная энергия идет через открытые каналы микро-орбиты человека.
  • С помощью методики Тайцзи-Цигун, а именно энергией можно перемещать собственные тела. Такие упражнения с незначительным влиянием на телесную структуру позволяют научиться правильным движениям, избегая блокирования энергетических потоков. Это в свою очередь является предотвращением появления разных заболеваний.
  • Следующий шаг предполагает соблюдение лечебной даосской диеты, учитывающей стихии каждого человека, которые в нем преобладают. Кроме того, на выбор такой диеты влияют сезонные природные колебания.

Даосские упражнения и техники позволяют научиться исцелению, развитию души и духа. Такой путь позволяет человеку стать просветленным и развитым в духовном и физическом планах.

Продвинутый человек (практикующий) способен достичь бессмертия (в духовном царстве). В этом случае жизненная энергия «Ци», в буквальном смысле слова, видоизменяется. То есть она из физического состояния переходит в ментальную форму. Человеческий Дух держит курс в пустоту. Самое наивысшее достижение – бессмертность духа и тела.

Благодаря даосским практикам человек способен двигаться по пути улучшения здоровья, дальше в здоровом теле преобразовывать энергию и в конечном результате полностью обновляться, становиться мудрым и слиться с Дао. Их ценностью является достижение единства и гармоничности людей и всего, вокруг них. Речь идет о полной и истинной гармонизации.

Если возникли вопросы о Даосизме, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум».

Разница между Суннитами и Шиитами

Основное различие между Суннитами и Шиитами состоит в том, что Мусульмане-Сунниты считают, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда, тогда как Мусульмане-шииты следуют одной основной школе мышления: Джафарии. Они считают, что имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире.

Суннитский и Шиитский ислам являются двумя крупнейшими ветвями ислама с существенными сходствами, а также существенными различиями между их верованиями. Далее в этой статье подробно рассматривается разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами.

Содержание
  1. Обзор и основные отличия
  2. Кто такие Мусульмане-Сунниты
  3. Кто такие Мусульмане-Шииты
  4. Сходство между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами
  5. В чем разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами
  6. Заключение
Кто такие Мусульмане-Сунниты

Название Суннит происходит от слова «сунна», что означает «традиция». Приверженцы этого направления ислама считают, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда. Мусульмане-сунниты исповедуют ислам, поскольку их толкование исламского закона ведет их. Эти интерпретации следуют четырем различным школам мышления: ханафи, малики, шафииты и ханбали. Они основаны на учении 4 ранних исламских ученых.

Мусульмане-Сунниты

Некоторые мусульмане-сунниты считают, что исламский закон должен основываться только на одной из этих интерпретаций, другие полагают, что приемлемо выбирать интерпретации конкретных вопросов от каждого ученого и смешивать учения.

Суннитская ветвь на сегодняшний день является крупнейшей конфессией ислама и представляет 89-90% всех последователей, они расположены по всему миру. На всем Ближнем Востоке их число выше, особенно в Саудовской Аравии и Египте. Помимо Ирана, Ирака, Бахрейна и Азербайджана, сунниты составляют большую часть населения, чем шииты в любой другой стране.

Кто такие Мусульмане-Шииты

Мусульмане-шииты следуют одной принципиальной школе мышления: Джафария. Они верят, что Имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире. Эти имамы были назначены Богом. В дополнение к Корану, практикующие-шииты чтят книгу Нахдж аль-Балага (Путь Красноречия), которая представляет собой собрание проповедей их первого имама.

Путь Красноречия — Нахдж аль-Балага

Шииты — это конфессия в исламе, составляющая всего 10–13% от общей численности мусульманского населения. Рассчитать их население сложно, потому что если они не составляют большую группу в своей стране, их часто считают суннитами. По оценкам, от 10% до 20% мусульман в мире являются шиитами. Это число достигает примерно 200 миллионов. Они составляют большинство в Иране, Ираке, Бахрейне и Азербайджане. Они также широко представлены примерно в 30% населения Ливана, Йемена и Кувейта. В Турции они составляют чуть более 20% населения и составляют от 10% до 20% в Пакистане и Афганистане.

Сходство между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами

Мусульмане-Сунниты и кто такие Мусульмане-Шииты — два направления в исламе, хотя и разные, но они разделяют многие убеждения. Они верят, что есть только один всемогущий Бог, который создал мир и всю жизнь в мире. Они также верят в дьявола, ангелов и демонов. Шииты и сунниты верят, что ислам начался в 610 году нашей эры, когда Мухаммед, последний пророк, начал получать послания от Бога. Эти откровения были записаны в Коране его последователями, которые они уважают как священную книгу.

Исповедуя свою религию, обе группы признают пять столпов ислама, которые обеспечивают основу для повседневной жизни. Эти столпы включают в себя: свидетельство существования только одного Бога и Мухаммеда как его пророка, участие в молитве 5 раз в день, благотворительность, пост во время Рамадана и паломничество в Мекку. Эти две конфессия также верят, что цель человеческой жизни — хвалить Бога, чтобы однажды врата Рая открылись для них.

В чем разница между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами?

Последователи суннитов считают, что их пророк Мухаммед не назначил конкретного преемника до своей смерти. После продолжительных дебатов в течение нескольких лет последователи-сунниты выбрали одного из свекров Мухаммеда и близкого друга Абу Бакра Сиддика своим религиозным лидером. Сунниты считают, что имам, занимающий важное положение в Исламе, является формальным лидером . Они также применяют учение Корана ко всей жизни и верят, что люди могут приблизиться к Богу непосредственно через молитву. В суннитской вере Бог явит себя в Судный день.

Последователи шиитов считают, что их пророк Мухаммед выбрал своим преемником Али ибн Аби Талиба, его зятя. Их имамы являются центральными фигурами и лидерами общины в вере шиитов, они являются совершенным проявлением Бога. Эта ветвь ислама больше полагается на толкование Корана священнослужителем, чем на отношения человека с Богом. Практикующие шииты не верят, что люди увидят Бога в Судный день.

Это раннее разделение между последователями ислама привело к дополнительным четким различиям между ними. Со временем шииты стали придавать большее значение конкретной литературе по хадисам и сунне, склоняясь к тем, которые были написаны семьей и близкими соратниками Пророка. Однако сунниты придавали одинаковое значение всей исламской литературе. Это различие создало разное понимание исламского права между ними. Последователи шиитов также посещают и почитают святыни прошлых имамов, святых и ученых. В глазах многих суннитов это кощунственно и эквивалентно поклонению другим божествам.

Несмотря на различия между мусульманами-суннитами и шиитами, и те и другие уважают Коран как священную книгу

Некоторые ритуальные различия также могут быть отмечены между ними. Когда сунниты молятся, они становятся на колени, чтобы их голова касалась их молитвенного коврика . Шииты, однако, опускаются на колени так, чтобы их голова касалась голой земли или небольшого глиняного блока, взятого из святого места.

На руководящих должностях шииты установили официальную иерархию среди своего духовенства. Лидеры возникают из тех, кто имеет самые глубокие знания, и могут преподавать во всем мире. Они финансируют свои религиозные учреждения через обязательный налог. Эта иерархия и налогообложение не существует в суннитском исламе; поскольку это религия большинства во многих местах, государство часто финансирует их религиозные учреждения.

Отношения шиитов и суннитов сегодня

Сегодня отношения между шиитами и суннитами продолжают оставаться напряженными. Там, где сунниты составляют большинство и обладают политической властью, шииты, как правило, живут в плохих условиях. Они считают, что эти условия обусловлены угнетением и дискриминацией суннитов. Экстремальные суннитские фундаменталисты утверждают, что шииты являются еретиками и призывают к их убийству.

У Ирана есть национальная политика, которая поддерживает шиитские военные группы и политические партии в других странах. Страны, где правят сунниты, часто воспринимают это как угрозу их благополучию и реагируют увеличением финансирования своих интересов повсюду.

В Сирии конфликт сложен, но разделен по шиитско-суннитской линии. Большинство населения — сунниты, а правительство — шииты. Иран поддерживает усилия шиитов по противодействию суннитской оппозиции путем финансирования ополченцев и отправки войск. В отместку боевики-сунниты нападают на население шиитов, места поклонения шиитов и Ирак (большинство шиитов).

Усилия на пути к единству

Несмотря на различия между Мусульманами-Суннитами и Мусульманами-Шиитами и всё это насилие и недоверие, некоторые мусульманские лидеры призывают к единству шиитов и суннитов. Они утверждают, что борьба между этими конфессиями только ослабляет исламскую религию. Эта позиция единства получила поддержку с тех пор, как террористы напали на мечеть Пророка, второе священное место ислама, расположенное в Саудовской Аравии во время месяца Рамадан. Эта атака произошла за несколько месяцев до паломничества хаджа . Иранские лидеры также присоединились к призыву к единству, что является важным изменением, учитывая, что Саудовская Аравия является суннитским большинством.

Заключение — Мусульмане-Сунниты и Мусульмане-Шииты

Название суннит происходит от слова «сунна», что означает «традиция». Это исламское направление считает, что они следуют истинной традиции пророка Мухаммеда. Мусульмане-шииты придерживаются одной основной школы мысли: Джафария. Они верят, что Имам существует, чтобы обеспечить моральное и религиозное лидерство в мире.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Как то мы передвигались по Северному Кавказу с одним чеченским водителем, который рассказал (вернее мы у него выспросили) много очень необычного и непривычного для нас. Он говорил о том, что мирские законы для него не существуют в принципе. Ну максимум ПДД и то потому, что ему по религии нельзя причинять себе вред. У него 4 жены и он живет по законам Ислама и Корана. Все очень жестко: алкоголя никогда не пробовал, так же как и курение. Все, что причиняет вред организму – нельзя. Дома женщины не садятся за стол с мужчинами и ходят в хиджабе. Власть мужчины в семье абсолютна. На вопрос, что вы сделаете, если ваша дочь выйдет замуж не за мусульманина последовал краткий ответ – убью, так положено по Корану.

Он вроде бы был сунит, а точнее суфит – кто не стрижет бороду? Но почему то он это сильно не афишировал в Чечне, т.к большинство там было другого течения (суниты?) и у них разные отношения к религиозным обрядам и вообще правилам поведения мусульманина. Сложно там в общем все.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

Сунниты и шииты враждовали друг с другом на протяжении всей истории, причем последние чувствуют себя жертвами преследований и несправедливостей: таково расхожее мнение историков. Однако политолог из Мичиганского университета Хуан Коул считает что сунниты и шииты долгое время мирно сосуществовали. По его мнению, нынешний конфликт между суннитами и шиитами в Ираке связан скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры.

«В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, – напоминает Коул. – Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения».

По словам профессора Коула, в постсаддамовском Ираке у суннитов и шиитов образовались противоположные политические цели: «Сунниты были правящей группой в Ираке в течение всего ХХ века. Они сыграли ключевую роль в создании иракского государства. Они не считают обоснованными претензии шиитов на власть, они не считают, что шииты составляют большинство, они искренне полагают, что шииты были приведены к власти американцами и удерживают ее благодаря Ирану. Шииты же весьма довольны происходящими переменами и симпатий к мятежникам-суннитам не питают».

Сотрудник вашингтонского Центра ближневосточных исследований Крис Тонсинг отмечает, что региональные амбиции Ирана уже породили напряженность между суннитами и шиитами в странах Персидского залива и других регионах. «В большинстве суннитских стран, где проживает значительное шиитское меньшинство, – говорит он, – заметно нагнетание напряженности между двумя общинами, а в некоторых случаях дело доходит до насилия. Отчасти это связано с войной в Ираке и с усилением Ирана».

Но Тонсинг также отмечает, что зачастую сунниты и шииты объединяются для защиты общих стратегических интересов: «Пример – прошлогодняя война в Ливане, где силы шиитской группировки «Хезболлах» противостояли израильской армии. Во всем исламском мире мусульмане, включая суннитов, выступили в поддержку «Хезболлах». И это произошло несмотря на то, что на начальном этапе войны три суннитских государства – Иордания, Египет и Саудовская Аравия – открыто обвинили «Хезболлах» в провоцировании войны, нанесшей огромный ущерб Ливану».

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В современной России наибольший интерес вызывают два течения, отличающиеся рядом положений от классического ислама: салафизм и суфизм. Салафиты, часто называемые в российских средствах массовой информации ваххабитами, претендуют на роль носителей «чистого ислама» времен пророка Мухаммада и первых мусульман (саляфов), претендуют на роль «исламских протестантов», борющихся с нововведениями (бидаа) в исламе. Одним из опасных носителей этих нововведений, как они полагают, являются суфии. Называя их врагами ислама, наиболее радикально настроенные салафиты даже призывают их убивать. Так, 28 августа 2012 года в Дагестане террористка-смертница пришла в дом авторитетного суфийского шейха Саида-афанди аль-Чиркави и совершила самоподрыв, убив при этом шейха, его жену и еще пять человек, в том числе 12-летнего ребенка. Убийцей оказалась принявшая ислам салафитского толка молодая русская женщина Алла Сапрыкина.

Такая враждебность со стороны салафитов по отношению к суфизму определяется тем, что суфии якобы нарушают основополагающий принцип ислама — таухид (единобожие), поклоняясь могилам святых, почитая шейхов и пиров. В исламе такое обвинение является очень серьезным: в нескольких сурах Корана в весьма ясной форме подчеркивается необходимость поклонения единому и единственному Богу — Аллаху: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к слову, справедливому меж нами и вами, дабы мы не служили никому для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и дабы мы не уподобляли Ему никого, и дабы иные из нас не сотворяли себе господ из других — помимо Аллаха» .

Салафиты полагают, что суфии поклоняются помимо Бога еще кому-то или чему-то. На самом деле, в суфизме очень высок авторитет учителя: мюрид (ученик) должен полностью подчиняться муршиду (учителю, наставнику), подражать ему, беспрекословно выполнять его требования.

История суфизма не знает ни одного адепта, который требовал бы заменить Бога человеком. Суфии призывают уважительно, с почтением относиться к учителю, но почтение не есть поклонение. Касаясь радикализма салафитов, слепого соблюдения ими таухида, следует упомянуть, что они запрещают даже отмечать день рождения пророка Мухаммада — праздник Маулюд, отмечаемый большинством мусульман и объявленный в некоторых мусульманских странах выходным днем. Этот запрет они объясняют тем, что якобы нельзя поклоняться Мухаммаду, когда есть Аллах, нельзя заменять Бога даже самым почитаемым святым.

В своем понимании соблюдения таухида салафиты зашли так далеко, что разрушили памятники на могиле матери пророка Мухаммада Амины, его жен и близких родственников, облили места их захоронения бензином, сравняли с землей и сожгли. Примерно так же поступили салафиты в современной Ливии и Сирии, где они взорвали могилы известных суфийских шейхов. Объясняют они такие варварские поступки тем, что якобы мусульмане, посещая эти могилы, забывают о таухиде. Этих людей правильно было бы называть варварами от ислама, ничего общего не имеющего с миролюбивой природой этой религии.

Еще одной отличительной чертой салафитов являются то, что не согласующееся с их учением положения они называют нововведением (бидаа). Так, они весь суфизм считают вредным нововведением, как бы не замечая того факта, что суфии существовали еще при пророке Мухаммаде, и что силсила (цепь духовной преемственности по которой от одного наставника другому передается божественное благословение) любого направления суфизма начинается с личности самого пророка.

Думается, еще одной причиной враждебного отношения к суфизму со стороны салафитов является то, что суфии не занимаются политикой — суфизм стоит вне политического ислама. Ему чужды призывы к исламизации политики, образования, построению исламского государства, присущие сторонникам радикального ислама. Они соблюдают в этом известный мусульманский принцип полагания на Бога, вверения своей судьбы Богу (принцип таввакуля), считая, что Богу лучше знать, что делать и что не делать.

По мнению большинства специалистов, межмусульманская солидарность на местном уровне перевешивает разногласия. Единоверцы смыкают свои ряды перед лицом общего врага. Но когда опасность минует, разногласия вновь обнажаются.

Ссылка на основную публикацию