Как научить ребенка читать

Когда пора учить ребенка читать

Для начала следует понять, что чтение – это действительно сложная задача для мозга. То, что ребенок испытывает трудности в освоении грамоты – это нормально и естественно. Родителям или педагогам с высоты своего опыта может казаться, что все просто и элементарно, но для ребенка все иначе.

Но нет ничего невозможного, и рано или поздно ребенок научиться читать. Поэтому фраза “после трех будет поздно” – точно не про обучение чтению. Мозг должен быть готов к этому виду деятельности.

Однако, родители спешат интеллектуально развивать малышей. Кто-то идет на поводу у своей амбициозности, кто-то боится упустить что-то в детском развитии, поэтому раннее развитие стало повальным и модным увлечением.

Если ребенок в два-три года много занимается развивающими занятиями, учит по наставлению мамы буквы, цифры, складывает кубики, но мало двигается, играет, то вреда от раннего развития и обучения чтению будет намного больше, чем пользы. Такие дети быстро теряют интерес к учебе, как таковой. Уже в школе у них вдруг наблюдаются нарушения речевого развития, слабая моторика и мотивация к учебе, они плохо усваивает новый материал и не выдерживают школьных нагрузок. Но хуже всего то, что они теряют свое здоровье.

Возраст 1-5 лет – это возраст подвижных игр и исследований. Детям крайне важно бегать, прыгать, лазать, ползать, играть в ролевые игры для развития крупной и мелкой моторики. Именно на такую деятельность настроен мозг ребенка в этом возрастном периоде. Перепрыгивая этот этап, родители рискуют тем, что в 6-7 лет ребенок умеет читать (впрочем, как и все первоклассники), но не умеет прыгать и ему с трудом даются физические упражнения.

Специалисты называют средний возраст для начала обучения чтению – это 5-6 лет. На самом деле, главное – не возраст ребенка, а его психологическая готовность.

Критерии, по которым можно оценить готов ли ребенок к обучению чтению:

  • ребенок научился говорить полными предложениями;
  • понимает то, что ему говорят и читают;
  • у ребенка развит фонематический слух (умение отличать один звук речи от другого и отличает, например, дочку от точки);
  • хорошо ориентируется в пространстве и не путает лево и право, верх и низ;
  • у ребенка нет логопедических проблем.

Можно пройти небольшой тест, который также поможет определить готов ли ребенок к обучению чтению.

  1. Любит ли Ваш малыш сказки и рассказы?
  2. Способен ребенок их пересказать?
  3. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?
  4. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки
    в книге?
  5. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
  6. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?
  7. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?
  8. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?
  9. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно
    им пользуется?
  10. Он понимает смысл большинства сложных слов?
  11. Чтение для него приносит удовольствие?
  12. Овладев буквами и словами, он пытается читать самостоятельно?

Если сумма баллов составила (Да – 1 балл, Нет – 0 баллов):

13-18 баллов, то ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать “как взрослые”, но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг.

9-12 баллов свидетельствуют о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Ребенок не спешит учиться читать.

Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами


Менее 9 баллов означают, что пора бить тревогу, ведь ваш малыш почти на школьном пороге. Заинтересуйте его интересными книгами

Новое видео:



Игра «сделай ударение»

Основные методики обучения чтению

  • Фонетический метод. Один из самых эффективных способов – алфавитный принцип, четкое произношение букв и звуков, постепенный переход к слогам и словам.
  • Лингвистический метод. Учитывает особенности живой речи: обучение начинается со слов, которые чаще всего используются в современном языке.
  • Метод Глена-Домана. Никаких букв и звуков! Ребенок учит слова целиком – запоминает их произношение и написание. Через некоторое время начинает читать небольшие тексты, где эти слова часто встречаются.
  • Метод целого текста. Предполагает самостоятельное изучение для детей, умеющих читать: акцент на буквы и звуки не делается, ребенок узнает новые слова, смысл которых должен понять по контексту или иллюстрации.
  • Метод Зайцева. Еще пару десятилетий назад был одним из самых популярных методов. Основан на игре с кубиками, на разных гранях которого написаны слоги – единицы строения языка; различаются по цвету, звуку и размеру.

Закон уважения. Считайся с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность. Разрешай малышу самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Типичные ошибки взрослых:

Когда начинать учить ребенка читать

Знакомство малыша с азбукой происходит очень рано, но как обучить ребенка грамоте с нуля правильно? Уже к 2-3 годам многие карапузы узнают и называют некоторые буквы. Легче всего даются им те, которые обозначают гласные звуки. Это А, О, У, И. Их легко произносить, петь, рисовать, выкладывать из палочек или шнурочков. Если дело идет хорошо, то постепенно, по одному, можно добавить и согласные. Важно правильно подобрать те, которые формируются у малыша первыми и ему их легко произносить. М, П, Б, Д, Т помогут складывать первые слоги.

Главное правило для домашней школы: звук и буква — это разные понятия. Если вы хотите научить ребенка читать правильно, то называйте ему не букву, а звук, который она обозначает: «Б», а не «Бэ», «П» – не «Пэ». Только в этом случае малыш сможет без труда соединять их в пары, т. е. слоги. Если этот этап прошел успешно, то ваш маленький ученик будет читать «ПА» и «МА», а не «ПэА» или «МэА».

Не стоит торопиться и требовать от ребенка запомнить все буквы алфавита, к 3 годам научиться бойко читать любые слова. В этом возрасте нужно создать хорошую базу для освоения беглого чтения в будущем. Лучше всего обучение, конечно, проходит в игре.

Игры, которые помогут выучить буквы:

  • Я назову, а ты покажи

Взрослый произносит звук, а малыш находит его на карточке или настенной азбуке.

  • Буковка спряталась

В небольшом мешочке ребенку предлагается отыскать нужную букву-фигурку, объемную. Интереснее играть, если нельзя подсматривать, а выполнять задание только на ощупь.

  • Звуки подружились

Все буквы, с которыми уже познакомился ребенок, прикрепляются на игрушки (фигурки, машинки, кубики) и соединяются по две, в случайном порядке, с согласным и гласным звуками. Нужно правильно прочитать слог, который получится. Затем предметы меняются местами и задание повторяется. За успехи обязательно хвалите малыша, радуйтесь его первым победам. За ошибки не стоит ругать, еще есть много времени для их исправления.

  • Готовимся к школе

Для малыша 4-6 лет наступает новый, очень ответственный, этап – подготовка к школе, обучению. Азбука и основы грамоты к этому времени уже должны быть усвоены. Пришло время познакомиться с гласными «второго ряда», которые обозначают сразу два звука — Я, Ю, Е. Будущий ученик учится быстро отличать парные согласные звуки К-Г, П-Б, В-Ф. Узнает, что звук может быть когда-то мягким, а когда-то твердым.

Эти правила и тренировка их применения помогают не только научиться легко читать тексты в азбуке и детских книжках, но и подготовиться к письму. Грамотность — это хорошая зрительная память и отличный фонематический слух, т. е. способность слышать и узнавать все звуки в слове.

Игры для этого возраста нацелены на развитие именно таких качеств:

В мешочке нужно смешать разные игрушки, названия которых начинаются с похожих звуков. Ребенок достает по одной и раскладывает каждый предмет к подходящей букве.

  • Твердый или мягкий

Раскладываем игрушки в два домика, к «молоточку» и «подушечке» – это символы мягкости и твердости звуков. В слове «баран» — звук «б» твердый, «баранка» — тоже, а вот «билет» и «берет» начинаются с мягкого звука. Такие группы можно составлять для любых парных согласных (С-Сь, Б-Бь, М-Мь и т.д.).

Выкладывание ребенком слов, которое называет родитель. Использовать пока стоит самые простые варианты (кот, дом, мак).

  • Найди ошибку

Малыш должен исправить слово, которое составил взрослый и «ошибся».

Такая методика обучения, основанная на звуковом анализе, помогает научиться читать легко и формирует необходимую базу безошибочного, грамотного письма. Освоить ее в домашних условиях совсем несложно, но родителям придется немного «освежить теорию», вспомнить основы фонетики.

Игры для этого возраста нацелены на развитие именно таких качеств:

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа – учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке – новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

Как научить детей читать по слогам: обзор литературы

Подобрав «правильную» литературу, можно заниматься обучением ребенка чтению дома уже с 4-х лет:

  • Подбирайте книги с крупным шрифтом.
  • Текст на белом фоне.
  • Короткие предложения.
  • Обращайте внимание на содержание, ребенку должно быть интересно.

Олеся Жукова «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению»


www.corhelp.ru

Уделяя всего 15 минут в день обучению ребенка чтению, вы уже через месяц порадуетесь результатам.


www.corhelp.ru

В книге подобраны упражнения как раз для дошкольников, тех, кто только начинает осваивать буквы и слоги, читать простые слова.


www.corhelp.ru

Гномик Гоша. «Я научу тебя читать»


www.babyblog.ru

В инструкции написано, что на момент «знакомства» с Гошей, ребенок должен знать все гласные и 10-12 согласных.


www.babyblog.ru

С серией книг про Гошу ребенок научиться читать легко, в игровой форме.

Серия книг от Татьяны Русситы


www.babyblog.ru

В каждом наборе по 8 книжек-малышек с веселыми рассказами и картинками, есть инструкция для родителей и наклейки. Ребенок с радостью и гордостью будет лепить «Прочитано!» на те книги, которые он сам прочел.


www.babyblog.ru

Усложняются и сами наборы, и книги в каждом конкретном наборе.


www.babyblog.ru

Некоторые дети испытывают сложности, читая текст, разбитый на слоги, получается пык-мык. Они воспринимают слоги, как отдельные слова, и им сложно потом эти отдельные слоги сложить в осмысленное слово. Учите читать сразу целыми словами. Для начала выбирайте предложения, состоящие из 2-3 коротких слов.

www.babyblog.ru

Для тренировки навыка чтения можно использовать книги, где слова в предложениях написаны целиком, но есть «подсказки» — дугами помечено, как сливать слоги.


www.babyblog.ru

Наша статья Книги, которые помогут ребенку научиться читать, поможет подобрать подходящую литературу, если вы озадачились вопросом, как научить ребенка читать до школы.

www.corhelp.ru

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

  • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
  • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
  • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
  • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
  • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
  • осваиваются интонации;
  • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Начинаем говорить фразами

Переход от слов к фразам проходит плавно. Для детей это нормальное развитие речи, и они сами пытаются строить первые фразы. Ничего страшного, если они получаются нечеткими или забавно-ошибочными. Помогите ребенку: что-то заучите с ним наизусть, исправляйте ошибки произношения.

Примерно с 2 лет малыш может построить фразу из 2-3 слов. Позднее они уже строят предложения, используя почти все части речи. К 4 годам нормальное развитие речевого центра – уметь использовать несколько прилагательных или вопросительные слова.

Обычно в 4 года для ребенка не составляет труда менять суффиксы и окончания при разговоре. Так что его речь уже вполне взрослая. Теперь ее стоит оценивать не по количеству слов. Ответы на вопросы будут своеобразным тестом. Односложный ответ на любой вопрос должен насторожить родителей.

Прочтите сказку, а затем попросите пересказать ее парой предложений, придумать продолжение. Например, Принц и Белоснежка поженились, а что было дальше? В 4 годика для малыша уже не проблема придумать коротенькое продолжение: они жили вместе, завели кошку, у них появился сыночек или дочка. На этом этапе развития этого вполне достаточно. Чем больше подробностей жизни героев придумывает ребенок, тем лучше. Здесь вместе с речью работает его фантазия и логика.


Если логопед ставит такой диагноз, то вы должны правильно воспринять значение слова «задержка». Это не патология, не дефект, а именно задержка. Такой диагноз можно поставить, только если ребенок уже достиг возраста 2 лет, но его речь все еще очень плоха.

Стадия гуления

Стадия гуления приходится на возраст от 1,5 до 2 месяцев. В этот период малыш произносит свои первые звуки, которые так часто умиляют родителей. Затем звуки начинают складываться в цепочки: «ааааа-уу-аа-аа».

Стадия липидных слов — от 7-8 месяцев до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Теперь ребенок уже собирает звуки в слова, которые часто не имеют конкретного значения, но его гуление становится похожим на речь. Слоги складываются в причудливые сочетания.

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

  • формирование словарного запаса
  • словотворчество
  • развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии речи ребёнка?

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

  • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
  • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
  • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
  • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
  • 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
  • 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
  • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
  • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории – слабослышащие и глухие:

  1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
  2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.


Специалисты делят речь на:

Развитие ребенка

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Следует также заметить, что не все дети развивают речевые навыки в одинаковой последовательности.

Ссылка на основную публикацию