Если ребенок долго не говорит

Этапы развития речи ребенка

Родителям важно знать периоды нормального психического и речевого развития детей, чтобы создать необходимые условия воспитания. В раннем развитии ребенка выделяют 2 этапа:

1 этап младенческий – от 0 до 1 года. В эти сроки самым важным является установление тесного эмоционального контакта между матерью и новорожденным. Именно на этом этапе общения закладываются основы всей психической деятельности ребенка. При отсутствии эмоционального контакта, речь ребенка будет отставать в развитии. Так бывает в домах ребенка в условиях материнской депривации. Часто наблюдается в семьях, где мама постоянно работает, заменяя свою заботу присмотром няни. Даже самая добрая и ласковая няня не сможет заменить ребенку маму.

К 3-4 неделям жизни должны появиться первые попытки малыша выстроить коммуникацию: он обращает внимание на рот взрослого, артикуляцию, на ласковый голос и улыбку мамы, замирает, вытягивая губы, шевелит и слушает ими. Реакция на голос у новорожденного сильнее, чем на погремушку. Эмоциональная выразительная реакция на общение, появляющаяся у младенца в норме к 3 месяцам, называется комплексом оживления. В этом процессе и закладываются основы овладения речью, когда ребенок активно гулит, прислушивается к голосу, реагирует на интонацию взрослого.

К 4-5 месяцам такого общения ребенок начинает выбирать, с кем ему контактировать в первую очередь, появляется улыбка, смех, движение глаз, направление взгляда, разные реакции на звук. С 6 месяцев малыш начинает лепетать, активно подражать услышанным слогам. Эмоциональные положительные отношения взрослого и младенца вызывают у него потребность общаться и стимулируют речевые центры головного мозга. У нормально развивающихся детей к концу первого года появляется обратная реакция на речь и интонацию взрослых, они отвечают действием на отдельные просьбы. При постоянных тренировках ребенок способен понять и выполнить несколько инструкций. Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует проверить его слух, проконсультироваться с детским психиатром или неврологом, исключая РАС.

2 этап преддошкольный – от 1 года до 3 лет. Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, произносить первые лепетные слова «мама, дада, гага, туту» и т.д. и соотносить их с предметами и лицами. В этот период речь начинает использоваться как средство общения. Особенностью возраста от 1 до 3 лет является появление просьб, комментариев действий, вопросов, на основе которых перестраиваются все психические процессы ребенка. Увеличивается активный словарь. К двум годам также берет развитие регулирующая функция речи, т.е. ребенок старается подчинить свои движения инструкции родителей. Но речевая регуляция поведения устанавливается лишь на третьем году жизни. Интенсивно развивается понимание речи, малыш начинает действовать с предметами, прислушиваясь к советам мамы, возрастает интерес к слушанию сказок. При правильном обучении темп развития речи в первые три года очень высок.

К концу 2-го года жизни ребенок должен говорить 300-400 слов, к началу третьего до 1000-1500 слов. При этом артикуляция и произношение звуков могут быть нечеткими. При произнесении слов детки ориентируются на их мелодическую и интонационно-ритмическую окраску. К трем годам ребенок при нормальном развитии должен говорить предложениями, состоящими из 3-4 слов, употребляя знакомые слова грамматически правильно.

Второй год жизни малыша – этап первичного освоения языка, а третий – период усвоения грамматики. К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. Рамки этих этапов могут варьироваться, возможна как акселерация, так и отставание. Выявление несильно выраженного отставания в развитии речи и особенно его причин в этом возрасте представляет большую сложность, так как часто сроки индивидуальны. Любое неблагоприятное воздействие на организм в этот наиболее чувствительный период может привести к задержке речевого развития.

Термин «задержка речевого развития» применяется только к детям до 3 лет. Далее при аналогичном недоразвитии речи невролог ставит диагноз «общее недоразвитие речи» (ОНР) того или иного уровня. Задержка речи может иметь как темповый, так и стойкий характер.

Родители должны понимать: если после года речевое развитие ребенка идет крайне медленно, количество произносимых слов на втором году жизни остается практически неизменным, и к двум годам не появляются предложения, это может привести к задержке речевого развития. Чтобы этого не произошло, и в дальнейшем ребенок не попал в группу риска, очень важно обратиться за помощью к группе специалистов: неврологу или психоневрологу, психологу, логопеду, дефектологу для выявления причин и их устранения, а также возможности получить консультативную помощь по развитию и профилактике речи детей раннего возраста.

побуждать ребенка к активной речи: изучать звукоподражания животным и шуму предметов, играть в игру: «Дай! На!», задавать ребенку вопросы с вариантами ответа («Мы сейчас пойдем гулять или домой?», «Тебе дать машинку или мяч?», «Ты хочешь компот или сок?»), читать стишки и побуждать ребенка договаривать слова, играть в игры «Чего не стало?», «Кто спрятался?», «Жадина» («чье яблоко?» – «мое яблоко» и т.д.), выполнять фоноритмические и логоритмические упражнения.

4 Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».

Ребенок дорожит контактом со значимыми взрослыми и будет стараться удерживать их любой ценой. Может даже замолчать, стать тихим и удобным, лишь бы близкие были рядом.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться

Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?

— «А», например, или «у».

— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.

Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:

  • Кто-то плюёт на этот диагноз и ждёт, когда ребёнок сам заговорит;
  • Кто-то начинает сильно переживать и принимать различные меры;
  • Остальные — это производные от первых двух.

Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

От Lotos

ленкор, а как с пониманием было? у моего РАС, тяжело ждать и надеяться, столько всего делается, а по капле в год. Он говорить может, вон песенку на английском поет. Но не общается. я так устала ждать и верить. Конечно, форум не тот для таких разговоров.

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.


О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Мамы отзовитесь у кого дети долго не разговаривали

Нам уже 3 .6, а ребенок не разговаривает.

  • Разное
  • *Правила сообщества
  • Off
  • Здоровье
  • Вопросы воспитания
  • Развитие
  • Досуг
  • Питание
  • Детский сад
  • Школьные вопросы

Надо с логопедом заниматься. В игры играть. Пальчиковые, артикуляционеые и тд. Много пособий хороших. Анна полищук нейро. Посмотрите инста.

«Мама, расслабьтесь!»

– В родительских группах регулярно появляется вопрос: «У меня сын не говорит, ему два года. Мне беспокоиться?» И на это появляются традиционные ответы: «Нет, это же мальчик. Они сначала молчат, а потом как заговорят! Мама, расслабьтесь». Про то, что мальчики начинают говорить позднее – правда? И стоит ли расслабиться?

Анна Яблонская: То, что порой мальчики начинают позже говорить, связано с тремя факторами. Первый – биологический: функциональная межполушарная асимметрия. Второй – отличие гормонального фона у мальчиков и у девочек. И третий – это средовой. Игровая деятельность у девочек одна, у мальчиков другая, вербальное общение с родителями – тоже.

По данным исследований, понимание речи возникает одновременно как у мальчиков, так и у девочек. Единственное, что в овладении фразой девочки несколько опережают мальчиков.

Маме расслабляться не надо – существуют возрастные этапы формирования речи, динамичное наблюдение ребенка у невролога, внимательное отношение мамы позволит отследить специалисту, есть ли задержка речевого развития или это просто индивидуальный путь развития ребенка.

Ольга Азова: Нейрофизиологи нам говорят о том, что существуют два разных типа нервной системы. У мальчиков и девочек несколько разное восприятие мира, тип мышления. Например, время для вхождения в урок зависит от пола. На занятии девочки сразу включаются в работу, они быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, им можно объяснять новый материал в начале урока, тогда как мальчикам требуется время на раскачку, – достать учебник, переложить ручки, но вот они достигли пика работоспособности, а девочки уже начали уставать.

Учитель заметил это, потому что девочки обращают свои лица в его сторону, тогда как мальчики смотрят в другой плоскости, например, на парту, а не в лицо педагогу. Учитель снижает нагрузку, а мальчикам именно сейчас нужно было дать ключевой материал. Самое важное прошло мимо, мальчики или пропустили, или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности был низким.

Нейрофизиологи также говорят, что мальчиков природа «не бережет». По статистике, травмы у мальчиков 7-15 лет в два раза чаще, чем у девочек. Мальчишки скорее, чем девчонки, будут засовывать пальцы в розетку, изобретать порох, и в этом они более уязвимы. Разброс врожденных признаков у мужского пола больше, как врожденных мутаций (генетических отклонений). Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении чаще встречаются у мужчин. Среди детей с дислексией, заиканием, алалией и другими речевыми нарушениями значительно больше мальчиков. Особенно это было заметно раньше, когда стабильно работали логопедические группы, там было больше мальчиков.

Девочки более зрелые, как бы «забивают» мальчиков в речевом плане и оттесняют физически. Но ответы девочек более однообразны, тогда как мальчики предлагают более оригинальные версии, они интересно мыслят, но их внутренний мир может быть скрыт от нас – они не раскрывают его в словах.

Мальчики – первопроходцы, изобретатели, девочки всё доводят до автоматизма, их не так тяготит рутина.

Вот учитель спросил: «Что можно сделать из кирпича?» Ответ на поверхности: «Построить дом», и дальше лес рук девочек: «здание», «детский сад», «поликлинику», «сарай», когда всё построили и версии иссякли, то поднимается рука мальчика: «солить капусту, используя, как груз» и опять девочки солят овощи, пока все не перечислят. Опять исчерпали тему, и снова мальчик: «Можно обложить клумбу» и так далее.

То есть немного разные миры, разное восприятие, но совсем не повод родителям расслабляться. Существуют общие нормы развития, но норма – это не точка, а достаточно широкий отрезок. Мы даем фору развитию ребенка, но лучше, чтобы за динамикой все-таки наблюдал специалист.

– Проблема выявлена, родители начали заниматься, ездят к профессионалам. Но многое остается на работу дома, а логопедические занятия, логопедическая гимнастика и прочее – тяжелая, нудная для дошкольника работа. Как его мотивировать?

Анна Яблонская : Да, успех занятий во многом зависит от родителей. Если родители мотивированы, то и ребенку легче. В большинстве случаев отсутствие мотивации у ребенка связано с нарушением эмоционально-волевой сферы. Тут с диагностикой и коррекцией поможет психолог.

Ольга Азова: Любое дело, как и аудитория, держится на интересе. Нужно искать то, чем можно мотивировать ребенка.

Если ребенок рисует, то нужно идти через это. Так, у нас на занятия ходит мальчик, который любит грузовичок по имени Лёва. Все занятие пока строится на путешествии этого грузовичка. Логопед рисует – ребенок занимается. Если человеку неинтересно, занятия переходят в рутину, то вполне логично, что ребенок начинает отказываться: не хочу, не буду. А если родитель вместе с педагогом подойдут к этому процессу творчески, тогда все получится. Да, это энергозатратно и времязатратно, зато – продуктивно.


Ольга Азова: Любое дело, как и аудитория, держится на интересе. Нужно искать то, чем можно мотивировать ребенка.

Ребенок в 2, 3, 4 года, 5, 6, 7 лет плохо и мало говорит, не говорит, молчит, что делать, как научить ребенка говорить правильно

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют.Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки.В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами.Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи.Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи.Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют.Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький».Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Характерные черты этой патологии:

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;
  • в 3 года не произносит простые предложения.

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он гиперактивен, не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев. Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе. Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.


Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

Когда нужно бить тревогу и что делать, если ребенок в 2,5 года не говорит?

В случаях, когда ребёнок в возрасте 2,5 года не может понятно изъясняться и обладает маленьким словарным запасом, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития«. Определение данной проблемы в раннем возрасте является несомненным плюсом, так как исправить его в возрасте до 3-х лет гораздо проще, чем в возрасте старше 5-ти.


Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить. Как это выглядит для родителей Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года.Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза.Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года.См. Специализированные сайты.Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения.Не слышит никаких звуков окружающей среды.ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
Ринолалия, Сразу после рожденияРасщелины губы, нёба.Хирург, Логопед-дефектолог
Афония, (нарушение работы голосовых связок). Сразу после рожденияОтсутствие голоса, крика у младенца. Часто при ДЦП.ЛОР (Оториноларинголог), Невропатолог, Фониатр, Логопед-дефектолог.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 г. Любим

  • Педагоги
  • Батина С. Ю.
  • Что делать если ребенок не говорит? (дети с 2-3 лет)

Что делать если ребенок не говорит? Часть 1 (дети с 2-3 лет)

Что нужно делать, если ребенок не говорит? Вашему ребенку исполнилось 2-3 года а он не говорит или произносит только отдельные звуки и слова, у Вас появились подозрения на задержку речевого развития? Не нужно бояться идти к врачу, чем раньше будут выявлены причины задержки речевого развития, и чем раньше Вашему ребенку будет оказана помощь, тем благоприятнее будет результат. Ища ответы на форумах и в социальных сетях, вы только теряете время.

К какому врачу обращаться, если ребенок в 2-3 года не говорит?

Определить если у ребенка задержка речевого развития (ЗРР) можно только после проведения комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, логопеда и психолога. Заключение ЗРР только у одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а, следовательно, не дает возможности адекватно ее устранить.

Не говорящий ребенок на приеме у невролога

Существует часть родителей, которые панически боятся врачей и если логопед рекомендует им обратиться врачу, а тем более к невропатологу, предпочитают «пропасть и на долго». Логопед направляет к врачу не для того, чтобы выставить вердикт или признать ребенка больным, а для того чтобы комплексно оценить развитие малыша и выбрать оптимальные методы коррекции.

На приеме детский невролог оценивает уровень моторного, психического и речевого развития.

Неврологический осмотр включает в себя:

· Осмотр формы и размера головы ребенка;

· Обследование чувствительной и двигательной сферы;

· Обследование врожденных рефлексов;

· Врач смотрит на отсутствие или наличие патологических рефлексов, исследует способность к координации движений.

Если необходимо врач может так же назначить дополнительные обследования:

Электроэнцефалография (ЭКГ) –это запись биоэлектрической активности коры головного мозга. На основе этого обследования можно определить функциональную зрелость мозга в соответствии с возрастными нормами, выявить наличие общемозговых и очаговых изменений. Тем не менее результаты ЭКГ не является критерием для постановки диагноза, так как нет каких либо определенных изменений ЭКГ, которые бы четко указывали на патологию речевых центров. ЭКГ это вспомогательный метод для постановки диагноза.

Компьютерная томография (КТ) – это метод послойного исследования тканей мозга. Недостатки этого метода: то что он производится с помощью рентгеновского излучения и имеет ограниченные возможности для исследования вещества головного мозга.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) – в основе метода лежит эффект ядерно-магнитного резонанса. Суть этого эффекта состоит в воздействии магнитного поля на протоны ядер водорода, который является основным компонентом тканей мозга. МРТ позволяет получить четкое контрастное изображение и является более чувствительным методом, чем КТ. Чем более мощное поле способен генерировать МР – аппарат, тем более четким будет изображение.

Функциональное МРТ – этот метод позволяет регистрировать повышение кровотока в определенных областях мозга в результате выполнения специальных заданий. При помощи фМРТ возможно оценить степень активизации речевых центров при разговоре, письме, чтении.

Доплеросонография – при помощи этого метода возможно измерить скорость кровотока внутри сосудов.

Дуплексное сканирование шейных артерий – этот метод не только определяет скорость кровотока внутри сосудов, но и определяет состояние его стенки.

Хочу отметить, что значимость этих методов, для диагностики именно речевой задержки не очень высока. Данные исследования могут приобретать значение лишь при локальных повреждениях, пороках развития и нарушений кровотока в области речевых центров.

На других исторических методах, таких как реоэнцефалография и эхо-энцефалоскопия, останавливаться не буду, так как их информативность весьма сомнительная и в мировой практике эти методы практически не применяются.

После проведенного обследования невролог может назначить лечение уже с 1 года, если рано выявлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Не говорящий ребенок на приеме у логопеда

Логопедическое обследование включает в себя:

· Обследование состояния артикуляционного аппарата ребенка – логопед проверяет состояние прикуса, подъязычной уздечки; смотрит на состояние и движения губ, языка, мягкого неба.

· Обследование понимания речи ребенком

· Обследование самостоятельной речи

· Обследование фонематического слуха – логопед смотрит, может ли ребенок на слух различать схожие по звучанию звуки речи.

· Краткое обследование психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Не говорящий ребенок на приеме у психолога

Психолог смотрит и определяет степень интеллектуального развития ребенка. Обследует состояние внимания, памяти и мышление и определяет предпосылки развития речи.

· Состояние эмоционально волевой сферы – умение ребенка управлять и контролировать свои эмоции;

· Оценивает, пространственно-конструктивный праксис – способность запомнить и воспроизвести какое-либо действие, например: нарисовать и вылепить, что либо;

· Оценивает, владеет ли ребенок навыками самообслуживания – умеет ли ребенок сам мыть руки и одеваться;

· Смотрит на то как ребенок умеет играть, как взаимодействует со взрослыми и детьми.

Мифы о задержке речевого развития

Родители, сравнивая своего молчуна двух летнего молчуна с говорящими сверстниками, могут услышать много «добрых» успокоительных советов от бабушек, соседей, знакомых. Часто начинают искать советов на форумах и в интернете и не спешат обращаться к специалистам. Давайте поговорим о том, какие мифы о задержке речевого развития Вы можете услышать.

Миф 1: Мальчики начинают говорить позже девочек – считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, якобы потому, что речевой центр головного мозга у них развивается медленней. На самом деле речевой центр мальчиков хоть и имеет чуть-чуть меньший объем, чем у девочек, но этот факт никак не сказывается на темпах речевого развития. Начиная говорить – девочки употребляют больше существительных, мальчики – говорят больше глаголов. Начало речи у мальчиков чаще, чем у девочек начинается с разговора «на своем языке». Мальчики могут быть менее многословными, чем девочки и употребляют меньшее количество «лишних» слов.

Миф 2: В семье кто-то из родственников начал говорить после двух, после трех лет – этот аргумент никак не является поводом для самоуспокоения, а скорее есть тревожным сигналом. Из поколения в поколение тенденция к задержке речевого развития может накапливаться и усугубляться.

Миф 3: Пойдет в садик там начнет говорить – Какой бы не был хороший детский сад индивидуально там воспитатели заниматься развитием речи вашего ребенка не будут, помимо вашего ребенка в группе еще 15-20, а то и больше детей. И надеяться на детский сад есть непростительной ошибкой.

Миф 4: Придет время сам заговорит – а время все идет и идет, а ребенок все не говорит и не говорит. Родители все ждут, что малыш, не произносивший в свои два, два с половиной года ни слова в три вдруг сам начнет говорить предложениями. Такое происходит крайне редко, на самом деле речь развивается поэтапно. Скачек в речевом развитии происходит после того как с ребенком начали заниматься.

Миф 5: Он у нас умный все понимает, но говорить не хочет – Родители отсутствие речи у ребенка объясняют ленью и особенностями характера. Если ребенок в два, два с половиной года не говорит слово мама, а общается со взрослыми при помощи жестов и если ему что-то нужно тянет руки, кричит и издает какой-то звук, то это не лень и особенность характера, а наличие у ребенка задержки речевого развития.

Так если Вы заподозрили у ребенка наличие задержки речевого развитие, не слушайте добрых советчиков и бабушек у подъезда, а обратитесь к специалистам. Обследование ребенка с подозрением на задержку речевого развития должно быть комплексным у невролога, логопеда и психолога. И не важно к кому вы обратитесь в первую очередь. Помните, чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем эффективнее она будет.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития осваивают речь позже, чем дети без проблем в речевом развитии, и развивается она медленней.

Бытует мнение, что к логопеду нужно обращаться после 5 лет, но если у ребенка есть задержка речевого развития, то в 5 лет время будет безвозвратно упущено. Примерно до 5 лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь и полное формирование речевой функции.

Чем опасна задержка речевого развития?

Отставание от возрастной нормы формирования речи в раннем возрасте приводит к искаженному не правильному формированию речевой функции в будущем, одни нарушения тянут за собой другие более грубые нарушения. Дети с ЗРР в очень большой степени подвержены: негативизму к речевому общению, трудностям адаптации в детском коллективе, своеобразной вторичной задержке познавательной деятельности, недоразвитием эмоционально-волевой сферы.

Какие же нарушения могут сформироваться из задержки речевого развития

1. Общее недоразвитие речи.

2. Неправильное звукопроизношение и нарушение фонематического слуха.

3. Трудности усвоения письма и чтения, а как в следствии отставание по школьной программе, не желание учиться.

Причины задержки речевого развития:

1. Невостребованность речи. Ребенок растет в среде постоянной заботы мама и все члены семьи готовы всегда выполнять все желания и требования ребенка. Малыш в такой семье очень активно использует прием крика и плача, активно использует мимику и жесты для достижения желаемого, а взрослые всегда угадывают и сделаю все, чтобы ребенок не плакал. Или же наоборот, с ребенком говорят мало и общение сводиться к простому бытовому обслуживанию. В первом случае речь не формируется, потому что говорить незачем, а во втором, потому что не с кем. Такие задержки речевого развития называются вызванные социальными причинами.

2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Такая задержка речевого развития обычно обусловлена генетически.

3. Заболевания или поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутри утробно, во время родов или в первые 2 года жизни ребенка).

4. Нарушения слуха, при котором возникают проблемы с воспроизведением слов.

Очень часто задержку речевого развития диагностируют, когда речь должна быть уже развита и время для коррекции этого состояния много упущено, а именно после 3 лет. Поэтому внимание развитию речи ребенка нужно уделять с самого раннего возраста, особенно когда для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, травмы головного мозга во время родов, неврологические заболевания).

Кто ставит диагноз задержка речевого развития?

Диагноз «ЗРР, задержка речевого развития» ставиться только на основании заключений комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, логопеда и психолога. Заключение ЗРР только у одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а следовательно не дает возможности адекватно ее устранить.

На что нужно обратить внимание? Когда обращаться к специалистам?

1. Ребенок не произносит звуки в первые 8 месяцев своей жизни. Если ребенок упорно молчит в этот период – это причина обратиться к неврологу.

2. В 10 -14 мес. не понимает обращенных к нему слов, не оборачивается, когда к нему обращаются, если спросить «где?» не поворачивает голову в сторону постоянных предметов домашние обстановки, а для привлечение к себе внимания использует плачь – это повод обратиться к детскому неврологу.

3. В 14-18 мес. ребенок не различает на слух предметы из окружающей обстановки и не показывает их на картинке, не показывает глазки, носик на себе и на игрушке.

4. В 1,5 – 2 года не выполняет простейшие инструкции взрослого такие как: «Подними мячик и дай мне», «Возьми красный мяч и положи на стул».

5. В 2-3 года ребенок не говорит простые предложения вида «Мама, пойдем гулять», «Мама дай». Отсутствие фразовой речи в 2,5 года, а именно когда ребенок не может составить из слов простое предложение, говорит о задержке речевого развития.

6. В 3-4 года ребенок не произносит предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения типа: «Папа пошел на работу», «Мячик лежит под стулом». Много звуков ребенок произносит не правильно.

Что делать если ребенок не говорит? Часть 2

Выполняя эти простые рекомендации Вы сможете помочь своему ребенку осваивать речь.

По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст малыша, тем менее желателен просмотр телепрограмм, даже развивающих. Очень не желательно, когда ребенок играет в свои игры, а рядом работает телевизор.

· Во время игры с малышом посвятите все свое внимание ему.

· Читайте ребенку книги, рассказывайте стихи и пойте вместе песенки. Лучше, если это будут знакомые и любимые стихи, песни и книжки. Малыш может рассказывать содержание любимых сказок вместе с вами.

· Избегайте искаженных слов, не сюсюкайте, говорите правильно. В первое время можно использовать звукоподражание, при этом говорите, например: «Это кошка. Кошка говорит – Мяу».

· Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы во время общение Ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как Вы говорите.

· Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда когда читаете ребенку.

· Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет.

· Не говорите быстро, говорите простые фразы и короткие инструкции для того чтобы ребенок смог понять то, что Вы сказали.

· Возьмите за правило рассказывать все, что Вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете Вы сами и другие члены семьи. Для своих слов используйте простые, понятные ребенку слова.

· Повторяйте знакомые ребенку слова и расширяйте словарь ребенка, добавляя несколько новых простых слов ежедневно. Повторяйте новые слова в конкретной ситуации по нескольку раз, это поможет малышу быстрее запомнить слово.

· Когда о чем-то просите ребенка, используйте простые инструкции. Например: «Дай куклу», «Брось мяч».

· Используйте слова, которые обозначают последовательность действий, например: «сначала», «после», «затем», «в конце».

· Рассказывайте ребенку о место нахождении предметов, например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги.

· Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены. Это поможет ребенку классифицировать предметы, расширит его пассивный словарь.

· Развивайте мелкую моторику ребенка для этого: чтение потешек и коротких детских стишков сопровождайте движениями, играйте в пальчиковые игры, лепите из теста и пластилина, рисуйте карандашами и красками, собирайте мозаику.

· И главное любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить.

5. В 2-3 года ребенок не говорит простые предложения вида «Мама, пойдем гулять», «Мама дай». Отсутствие фразовой речи в 2,5 года, а именно когда ребенок не может составить из слов простое предложение, говорит о задержке речевого развития.

Симптомы задержки речи

Наиболее ярким признаком задержки речи ребёнка в возрасте 2,5 года врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребёнку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Симптомы задержки речи проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии или метода вызванных потенциалов обнаруживаются нарушения в левом полушарии – именно оно отвечает за речевое развитие.

Признаками задержки речевого развития ребёнка могут быть:

  • аномальное протекание доречевого периода;
  • наличие большого количества ошибок в речи;
  • отсутствие реакции на речь и звук у годовалого ребёнка;
  • неактивные попытки повторения чужих слов;
  • ребёнок не желает общаться со взрослыми;
  • невозможность в 1,5-2,5 года на слух выполнить простое задание;
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2,5 года;
  • отсутствие разговора в 3 года;
  • ребенок не может отвечать на простые вопросы и показывать предметы.


Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что, не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым. Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького человечка, который познаёт мир, они развивают очень ценное качество – его пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая чадо в целом.

Ссылка на основную публикацию