Процесс познания: научное познание как отражение действительности: роль практики

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
  • Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

  • Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире, называется познанием. Непосредственные функции научного познания − описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, и это позволяет управлять поведением изучаемых объектов и создавать системы с заранее заданным поведением. Описание заключается в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью систем обозначения, принятых в науке. В процессе объяснения происходит раскрытие сути изучаемого объекта через постижение закона, которому подчиняется данный объект.

Научное предвидение − это определение и описание на основе научных законов явлений природы и общества, которые не известны в данный момент, но могут возникнуть или быть изучены в будущем.

Важнейшей формой научного предвидения является прогнозирование − выработка суждений о состоянии какого-либо объекта или явления в будущем (например, прогноз погоды). Это вероятностное суждение о будущем строится на основе специальных научных исследований и возможно благодаря тому, что мир един, а деление на наблюдаемый и ненаблюдаемый, на изученный и неизученный мир происходит в процессе мышления.

С возрастанием роли науки в жизни общества научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во многих сферах жизни общества, но заметим, что далеко не везде оно возможно и далеко не всегда уместно. Знания приобретаются человеком во всех формах его деятельности − в обыденной жизни, в политике, экономике, искусстве, инженерном деле, однако здесь получение знания не является главной целью. Так, искусство предназначено для создания эстетических ценностей, где на первый план выходит отношение художника к реальности, преломленной через его внутренний мир; экономические реформы оцениваются прежде всего с точки зрения их эффективности и практического результата; продуктом инженерной деятельности является проект, разработка новой технологии, изобретение, которые оцениваются с позиции их практической пользы, оптимального использования ресурсов, расширения возможностей преобразования реальности.

Одна из конечных целей научного познания − быть воплощенным на практике, т.е. в целенаправленной деятельности людей по освоению и преобразованию действительности. Часто эта деятельность связана с развитием техники − совокупности искусственных органов, средств (прежде всего орудий труда), предназначенных для усиления и расширения возможностей человека по преобразованию природы и использования в этом процессе ее сил и закономерностей. Основное назначение техники − облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, освобождение его от работы в опасных условиях, улучшение его жизни в целом.

Познание действительности происходит в трех основных формах − чувственной, рациональной и иррациональной. Чувственное познание включает ощущение, восприятие и представление. С помощью ощущений в сознании человека происходит отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей. Восприятие отвечает за отражение в сознании человека внешних предметов и ориентации в окружающем мире. Представления − возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал.

Рациональные формы познания можно свести к понятиям, суждениям и умозаключениям. Понятия − это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Формы мышления, в которых человек выражает вещь в ее связях и отношениях, называются суждением. Под умозаключением понимается такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Среди иррациональных форм познания особое значение для науки имеет интуиция − постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Иными словами, интуиция может быть определена как субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного «озарения» или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

Еще на заре истории человечества существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.п. Основой такого познания был опыт повседневной жизни, практики людей. При этом большое значение имело мифологическое познание. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях и т.д.

Мифология − основа художественно-образной формы познания, которая в дальнейшем получила развитое выражение в искусстве, хотя оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный познавательный потенциал. Одной из исторически первых форм познания является религиозное познание. Особенности его определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными).

Агностицизм – наиболее близкий для человека способ размышления о более высших материях. Каждому живому существу свойственны собственные диапазоны восприятия частот колебаний Вселенной, поэтому контакт и познание с над-лежащими плоскостями для них невозможен и неуместен. Также и для нас, людей, не то что Бог, даже полу-Боги всегда будут непознанными, так как мы с ними просто не способны пересекаться в нашем измерении.

Религия утверждает, что знает и понимает суть Бога и других Высших Сил.
Атеизм утверждает, что мир ограничивается нашим восприятием и выше ничего нет.
Агностицизм стоит посредине и наиболее близок к истинному Порядку Вселенной. Тот, кто критикует Агностицизм, гораздо глупее любого из Агностиков

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

Тема 7. ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих знаний.

Не случайно знания образуют ядро, первооснову сознания, а познавательная функция занимает важнейшее место среди его функций.

К тому же всякая деятельность требует выработки ее целевых установок и идеальных планов, что осуществимо лишь на базе приобретения соответствующих знаний. А это в свою очередь свидетельствует о неразрывном единстве деятельности и познания и большом значении знаний в жизни человека и общества.

Все это вместе взятое превращает теорию познания или гносеологию, изучающую общие закономерности познавательного процесса, в важнейшую составляющую философии на протяжении всей истории ее развития.

7.1. Познавательное отношение человека к миру.

Субъект и объект познания

Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира.

Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды.

Эти трудности связаны, в частности, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Так, глаз реагирует свето- и цветоощущением не только на свет и цвет, но и на механическое и электрическое раздражение.

Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражали сомнение в возможности получения достоверных знаний, а позднее, уже в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта, о чем ранее уже шла речь.

Д. Юм считал, что человек может иметь дело только со своими ощущениями и за их пределы выйти не способен, в силу чего вопрос о существовании, а значит, и познании внешнего мира становится бессмысленным.

И. Кант, в отличие от Юма, признавал существование внешнего мира, но это мир вещей в себе, недоступный человеку, который ограничивается в
познании опять-таки миром своих ощущений.

Позднее очередной рецидив агностицизма был связан с махизмом, выросшим на почве трудностей истолкования новых открытий в физике на рубеже XIX и ХХ столетий.

Хотя трактовка познавательного процесса представителями агностицизмом достаточно сложна, однако, согласиться с их пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно.

Это решение базируется прежде всего на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Обращая внимание на это, Л. Фейербах писал, что глаз
солнцеподобен. Иными словами, глаз вызван к жизни светом, а значит, способен отражать и свет, и цвет.

Но, пожалуй, не это самое важное. Важнее то, что вывод о способности человека (и человечества) познавать мир есть итог, вывод изо всей истории развития познания, процесса непрерывного превращения непознанных вещей, “вещей в себе” в вещи познанные, в вещи для нас.

Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, посюсторонность своего мышления, его способность познавать мир.

Познание – сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредоточивает свое внимание на философских, мировоззренческих аспектах этого процесса, изучает его самые общие закономерности. На этих мировоззренческих моментах познавательного процесса мы и сосредоточим свое внимание в дальнейшем. Нами будут рассмотрены объект и субъект познания, роль и место практики в этом процессе, соотношение в нем чувственного и рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершают анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм.

Выше было отмечено, что сущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, о чем говорилось в теме “Сознание”, органически связано с таким всеобщим свойством материи как отражение. Это свойство в его специфических развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные исторически изменчивые развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект черпает не из собственных глубин. Это содержание не произвольно, оно зависит от самой действительности, в силу чего познание, мыслительная деятельность человека и общества есть процесс отражения этой действительности в сознании.

Однако это не пассивное зеркальное отражение. Оно предполагает активное отношение человека к миру уже потому, что человечество познает действительность не ради знания самого по себе, а в целях ее осознанного преобразования.

Объект познания в силу этого не представляет собой чего-то неизменного. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX в. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. С другой стороны, те или иные явления превращаются в составляющие объекта познания в меру достигнутого к данному времени уровня знаний. Иными словами, в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.

Звезды очень давно стали объектом познания – с тех самых пор, когда по ним стали ориентироваться в пути мореплаватели и купцы. Сегодня они продолжают оставаться объектом познания, но исследуются под иным углом зрения, в силу иных общественных потребностей и на базе иного уровня знаний. Понятно, что в конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

Но познавательное отношение необходимо включает и субъект познания. Что же он представляет собой? Выше мы лишь коснулись этого вопроса, здесь же следует углубить анализ.

Материалист Л. Фейербах справедливо писал, что субъект познания не чистый дух, не чистое сознание, как утверждали идеалисты, а человек как живое природное существо, наделенное сознанием.

Но для Л. Фейербаха человек как субъект познания – это биологическое антропологическое существо, человек вообще. И это уже неточно.

В действительности в качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.

Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в качестве субъекта познания акцентирует внимание на всеобщности этого процесса, а выделение индивидов как субъектов познания выявляет неповторимое в реальном развитии познания. При этом сам индивид как субъект познания формируется в определенной системе социальных связей, так или иначе отражает мир в зависимости от уровня своей теоретической подготовки и от характера своих потребностей и ценностных ориентаций. При всей специфике своей познавательной деятельности он остается сыном своего времени, общества, своей эпохи. Это во-первых.

Во-вторых, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, известным интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности. К тому же и уровень развития общественной практики, и то, что выше обозначено как интеллектуальный потенциал общества, в большей или меньшей степени детерминируют круг его познавательных интересов в тот или иной исторический период.

Легко заметить, что за последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания. Значительно расширились границы объекта познания, а вместе с тем и круг познавательных интересов, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Таким образом, в диалектике объекта и субъекта познания отчетливо просматривается социально-опосредованное историческое развитие познавательного отношения человека к миру.

Развитие познания определяется в конечном счете потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создает фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежит, таким образом, разрешение и возникновение противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

Познание, следовательно, выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь общества.

Дата добавления: 2014-12-29 ; Просмотров: 408 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Раздел философии, который посвящен объяснению источников, особенностей и условий осуществления интеллектуальной деятельности людей, или же деятельности идеологической, осуществляющейся в виде словесных образов («идея через логос»), в составе некоторой знаковой системы, языка, — имеет название гносеология (от греч. gnosis — знание и logos — слово, учение). Характерно, что слова «знание» и «знак» происходят от одного славянского корня: «знати», что значит «быть наслышанным». Отсюда современное слово существительное «знать»: знатные люди — известные, о которых есть вести, которые на слуху и на виду. Отсюда же и сознание: совместное, совокупное знание; владение знаками сообща.

Познание как отражение действительности

Понятия «сознание», «мышление», «познание», «дух», «интеллект» и т.п. фиксируют свойства и признаки множества явлений одного порядка, но не являются синонимами, поскольку акцентируют внимание на разные аспекты и стороны одного и того же процесса.

Понятие сознания выражает феномен активно-творческого отношения человека к миру вообще, фиксируя специальным образом лишь самые общие черты проблемы — историческое происхождение духовной деятельности, меру зависимости ее содержания от внешней действительности, основные способы осуществления и формы проявления, критерии оценки содержания и пр. Познание, таким образом, можно определить как «сознание в действии», как процесс последовательного целенаправленного движения индивидуального и коллективного знания. Общая цель познания при этом — постижение истины, и достижение этой цели — результат «правильно» направленной деятельности мышления.

Краеугольным камнем понимания познания и, соответственно, основой его исследования является положение о сознании как активнотворческом отражении действительности. Максимальную сложность проблеме придает необходимость объяснения творческой сущности мышления. Понятие «творчество» подчеркивает неоднозначность ответной реакции сознания на внешние воздействия. Знаменитый вопрос Понтия Пилата, обращенный к Иисусу Христу, «Что есть истина?» — не случайно является «вечным» вопросом философии во все времена. Если мышление «неоднозначно по определению», то можно ли верить в его достоверность даже при условии наличия цели мышления?

Существует проблема предмета научного исследования. Для научного познания основными положениями считаются: признание существования объекта исследования; признание наличия у него определенных аспектов, интересующих нас в соответствии с нашими целями и задачами; и рассмотрение познания как отражения объекта субъектом познания посредством понятий, суждений и умозаключений, включая специальные понятия науки, модели, гипотезы, законы, принципы и теории разного рода.

Следует отметить и то, что во всех описываемых процессах исследователь, проектировщик, практик имеют дело не столько с самими объектами, сколько с их отражениями — своими восприятиями, показаниями приборов и различными описаниями — информацией об объектах. В ходе логической обработки фактов познания и конструируемых моделей исследователь, конструктор или практик стремятся понять и отобразить объективные связи между явлениями, свойствами и характеристиками, в том числе те, которые недоступны непосредственному наблюдению. А это значит, что в ходе логической обработки наблюдаемых фактов и моделей идеального порядка они должны конструировать понятия и логические структуры, соответствующие глубинным объективным сущностям и их связям. Такие понятия и структуры выражают внутреннюю сущность объектов, какими бы они ни были по природе.

При этом строятся схемы, чертежи, графики, натурные и теоретические модели, используются специальная символика, математические уравнения, компьютерные отображения разного рода («виртуальная реальность») и т.д.

Истина в таком случае определяется как верное, правильное отражение действительности в сознании общества и человека и представляет собой такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Все то в наших мыслях, что соответствует природе вещей, а не определяется нашими заблуждениями, предрассудками и пристрастиями, есть истина.

Понятие практики, ее роль в познании. Общественно-историческая практика как основной критерий истины.

Значение практики для познавательного процесса подчеркивали философы разных ориентации — особенно диалектико-материалистической, где практика понимается как активная целенаправленная чувственно-предметная, материальная деятельность людей по преобразованию реальной действительности.

Следует отметить, что понятие «практика» выразилось через достаточно широкий спектр терминов: «действие», «опыт» «опыт жизненного мира», «физическая жизнь», «опыт и целом» и т.п.

Уже Гегель высказал глубокую идею о том, что если в своих целях человек подчинен внешней природе, то в своих орудиях он господствует над ней. Это и есть не что иное, как деятельность, труд, в процессе которого человек изменяет и одновременно познает окружающий его мир. Практика («добро», «воля», «практическая идея») — одна из основных категорий гегелевской диалектики.

Категория практики стала центральной категорией диалектико-материалистической философии. С введением практики в теорию п­ознания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.

В процессе практики человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и познание — две диалектически взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная развивающаяся система материальной деятельности человечества.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной западной философии. Так, П. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики. Он подчеркивает, что практика — не враг научного познания, а «наиболее значимый стимул к нему».

Важнейшие формы практики:

а) материальное производство (труд), преобразование природы с помощью орудий труда;

б) социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношении определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны,преобразовние социальных структур);

в) научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой субъект искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Понимание сущности практики и ее форм позволяет выявить ее основные функции н процессе познания.

Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни прежде всего и в конечном счете ее потребностями. В частности, математические, знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.п. Однако не всегда, конечно, неоткрытия в науке (например, периодический закон Менделеева) Делаются непосредственно «по заказу» практики.

Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны, формы, ступени познания от начала до конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном итоге задачами и потребностями практики. Она служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно, особенно в современной науке, не может быть успешным Практика является опосредованно целью познания, последнее осуществляется не ради простого любопытства. Все наши знания предназначены в конце концов для того, чтобы вернутьсн обратно в практику и активно влиять на ее развитиеЗадача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знании вкачестве «руководства к действию» по его преобразованию, для всестороннего удовлетворения материальных и духовных потребностейлюдей, для улучшения и совершенствования их жизни.

Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции см. ниже).

Все формы практики, как и ее функции, тесно взаимосвязаны. Практика — явление конкретно-историческое: она изменяется, развивается, совершенствуются ее формы, функции. Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя» – человека и, в частности, субъекта познания.

Обещанное дополнение к понятию практики в серии постов о логике:

Саврушева М. Философия науки и техники. Учебное пособие для магистрантов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 7. Познание как предмет философского осмысления

1. Основные проблемы гносеологии.
2. Процесс познания, его формы и особенности.
3. Научное познание и его специфика.

1. Познание является объектом изучения в таком разделе философских знаний как гносеология. Гносеология, или теория познания, – это раздел философских знаний, в которой исследуется возможность познания человеком мира и самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются [211;.
Теория познания изучает:
– возможность и структуру познания;
– отношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);
– причины явлений.
Обязательными элементами познания являются объект и субъект познания. Объект познания – то, на что направлено познание [192];. Субъект познания – носитель познавательной деятельности; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или группа лиц (например, научное сообщество), общество, культура, человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам [192];.

2. Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их в практической деятельности для удовлетворения своих потребностей [212]. Это сложный, противоречивый процесс. Противоречивость познания проявляется в том, что оно переводит материальное в свою противоположность – идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга), а затем в психическое – факт сознания, мысленные образы вещей, событий процессов
Цель познания – знания. Они нужны для ориентации человека в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности. Знание – средство преобразования действительности. Основной характеристикой знаний является системность.
Процесс познания состоит форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.
Чувственное познание – познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания (прямое взаимодействие). Для него в целом характерно отражение мира в наглядной форме, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
Конкретные формы чувственного познания:
– ощущение – отражение отдельных свойств объектов;
– восприятие – отражение всей совокупности свойств объекта, проявляющихся при непосредственном контакте;
– представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого объекта на основе имеющихся условных нервных связей.
Рациональное познание – познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.
Конкретные формы рационального познания:
– понятие – краткая мысль, обобщённо выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов. Сюда относятся многочисленные термины конкретных частных наук, например: металл, животные;
суждение – форма мысли, в которой посредством логического соединения соответствующих понятий утверждается или отрицается наличие или отсутствие связей между предметами и их свойствами. Например: медь проводит электрический ток;
умозаключение – логическое рассуждение, в процессе которого из одних суждений (посылок) выводятся другие, новые суждения (заключения и следствия), содержащие новое значение;
гипотеза – такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущности каких-либо ещё недостаточно изученных объектов;
теория – система обобщённого научного знания о том или ином явлении действительности.

3. Наука есть производство знаний. Различие науки и обыденного познания можно провести по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности, цели и результату
Обыденное познание направлено на внешние стороны и связи объектов и процессов. Обыденное познание даёт верное, но неполное представление об объекте.
Научное познание направлено на раскрытие внутренних сторон и взаимосвязей, сущности предметов, процессов, явлений, для чео используются специально создаваемые способы исследования, средства (приборы и инструменты) и методы, т.е. определённый порядок, правила и приёмы исследовательских или практических действий.
Научное познание как процесс включает в себя два основных уровня:
эмпирический – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация;
теоретический – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т.д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания.
Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний.
Научный поиск начинается с постановки проблемы. Проблемой называется осознанное противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на решение которого направлена деятельность учёного. Далее речь выдвигается гипотеза – научно обоснованное предположение. В процессе научного познания выдвигается не одна, а несколько гипотез. В своём развитии гипотеза проходит ряд ступеней: выдвижение; обоснование, проверка (теоретическая и практическая). При подтверждении гипотезы поиск завершается научным открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию научного поиска. Под научным открытием понимается получение нового объективно-истинного знания о свойствах, закономерных связях и отношениях природной и социальной действительности с его противоречиями
Оба уровня познания – эмпирический и теоретический – взаимосвязаны, на определённых этапах развития научного знания эмпирическое познание переходит в теоретическое, и наоборот. Тем самым некоторые приёмы и методы научного познания могут быть использованы на обоих уровнях.
Основные приёмы и методы научного познания:
1. Методы накопления знаний:
– наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности;
– эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые контролируемые условия;
– моделирование – изучение объекта по его копии (модели), заменяющей оригинал с определённых, нужных сторон.
2. Методы развития знаний:
– анализ – разложение целостного объекта (мысленное или практическое) на составляющие его части с целью изучения каждой из них в отдельности;
– синтез – соединение (мысленное или практическое) ранее выделенных частей объекта в единое, целое, чтобы получить о нём конкретно-общее, системное представление;
– индукция – движение мысли от частных посылок к общему выводу. Например: вода, спирт, нефть упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги;
– дедукция – движение мысли от общей посылки к частным выводам. Например: все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит, медь – проводник;
– абстрагирование – особый приём мышления, при котором от второстепенных свойств объекта отвлекаются, а интересующие свойства выделяются, мысленно на их основе формируя тот или иное понятие – абстракцию (например, дерево, животное, звезда). Здесь возможно движение мысли по двум направлениям: 1) восхождение от конкретного к абстрактному – характерно для начальных этапов познания, при формировании абстракций; 2) восхождение от абстрактно к конкретному – применяется на этапе теоретических разработок, когда на основе ряда абстракций создаётся всесторонняя, полная картина объект во всей его многомерной конкретности.
Исторический метод – изучение отдельного процесса в его конкретном многообразии, со всеми подробностями.
Логический метод – воспроизведение процесса в го главных, существенных чертах, без лишних деталей, в логически обобщённом виде.

1. Каковы особенности философского подхода к пониманию познания?
2. Какова структура процесса познания?
3. Каковы формы чувственного и рационального познания?
4. Какова роль интуиции и воображения в процессе познания?
5. Как взаимосвязаны язык и мышление?
6. Какие критерии истины выдвигались в различных философских учениях?
7. В чём заключаются особенности научного познания?

Ссылка на основную публикацию
Читайте также:

  1. II. Методы теоретического познания.
  2. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  3. III. Принципы взаимодействия государства и других общественных институтов
  4. III. Принципы лечения ГСЗ
  5. IV. Принципы организации и осуществления государственной власти
  6. SMART-ПРИНЦИПЫМЕНЕДЖМЕНТА
  7. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА РЕЛИГИИ ФЕЙЕРБАХОМ.
  8. Антропологический материализм и критика религии в философии Л. Фейербаха.
  9. Антропологічний матеріалізм Л. Фейербаха. Критика релігії та ідеалізму у філософії Фейербаха.
  10. Арбитражные суды РФ, их задачи, система, характер рассматриваемых дел. Принципы организации и деятельности