Гражданская оборона – структура, основные задачи и функции

Лекция 3.1. Гражданская оборона, определение, основные понятия, структура, задачи

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по под­готовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в военное время. ГО РФ функционирует в соответствии с положениями Конституции РФ, Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны.

Основные задачи ГО:

1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных дей­ствий или вследствие их;

3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;

7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и приня­тие других необходимых мер;

8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;

9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическо­му, биологическому и иному заражению;

10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;

11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:

12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в воен­ное время:

13. срочное захоронение трупов в военное время;

14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необхо­димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО

Гражданская оборона организуется по территориально-производ­ственному принципу на всей территории Российской Федерации с уче­том особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприя­тий, учреждений и организаций (схема 7).

Территориальный принцип заключается в организации ГО на тер­риториях республик, краев, областей, городов, районов, поселков со­гласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Пра­вительство Российской Федерации, в субъектах и муниципальных образованиях – их главы; в учреждениях, организациях, на предприятиях – их руководители.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возло­жено на МЧС России.

Силами и средствами ГО являются:

  • воинские формирования, объединённые в войска ГО;
  • гражданские невоенизированные организации (формирования ).

В гражданские невоенизированные формирования могут быть зачислены:

мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих с началом войны призыву в действующую армию, инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-х летнего возраста.

В составе ГО наряду с другими службами существует и функционирует

медицинская служба Гражданской обороны – МСГО.

К силам и средствам МСГО относятся:

а) медицинские формирования; б) медицинские учреждения.

Медицинские формирования ГО.

«Формирований» в повседневной жизни нет – они создаются (формируются) в случае реальной необходимости. Предназначены для работы непосредственно в очагах поражения. Подразделяются на: объектовые и территориальные.

  • Объектовые – санитарные посты, санитарные дружины, отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, на предприятиях из немедицинских работников – обычных сотрудников. Используются только в масштабе своих предприятий, учреждений.
  • Территориальные– создаются на базе медицинских учреждений из числа медицинских работников.

Используются для выполнения задач в интересах области, края, города, района на наиболее важных участках. К ним относятся: медицинские отряды, подвижные госпитали, бригады и отряды специализированной медицинской помощи, сан-эпид. отряды (СЭО) и бригады (СЭБ).

Медицинский отряд (МО) – основное подвижное территориальное формирование МСГО. Предназначен для оказания первой врачебной помощи на границе очага. Медицинские отряды создаются на базе больниц, поликлиник.

В структуре МО развёртываются отделения: приёмно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, лабораторное, частичной санитарной обработки.

– Медицинские учреждения ГО – «учреждены» и в существующем виде используются в ЧС мирного и военного времени.

К ним относятся: лечебные учреждения больничной базы, станции переливания крови (СПК), центры Роспотребнадзора, аптеки и склады, учебные заведения.

Гражданская оборона. Структура. Основные функции.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Систему (структуру) гражданской обороны составляют:

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Основные задачи(функции) гражданской обороны:

· защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);

· координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

· создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

· специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

· накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

· обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

· эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов,

· организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

· обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Производственная среда. Охрана труда и техника безопасности.

Производственная безопасность (или безопасность труда)- это состояние условий труда, при которых исключено воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов.

Охрана труда (ОТ) – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Задача охраны труда – свести к минимуму вероятность заболевания или травмы работника с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда Техника безопасности (ТБ) — свод правил и положений, направленный на обеспечение условий безопасного труда, а также мероприятия, направленные на устранения факторов, причиняющих вред здоровью.

Целями техники безопасности служат:

  • Обеспечение безопасности;
  • Сведение получения производственных и/или прочих травм к минимуму;
  • Охрана здоровья;
  • Система организационных и технических мероприятий, направленных на уменьшение или исключение влияния опасных и вредных факторов на человека во время трудовой деятельности.

Обеспечение безопасных условий труда определяется следующими фактами:

  • Самыми важными являются жизнь и здоровье человека по сравнению с ценой производимого продукта и стоимостью оказываемых услуг.
  • Необходимость в сведении внештатных ситуаций к минимуму.
  • Необходимость в сведении травм рабочих к минимуму для повышения эффективности работы

Инструктаж

Инструктаж техники безопасности производится, как правило, во время приобретения профессионально или специального образования. Так же правила техники безопасности публикуются в соответствующих той или иной специальности учебных пособиях. По характеру и времени проведения, инструктажи подразделяют на:

2. Первичный на рабочем месте

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1611 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Гражданская оборона (ГО)

Что такое ГО

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».

Гражданская оборона. Основные задачи. История.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

– защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

– координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

– создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

– повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

– поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

– специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

– накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

– обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

– эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

– организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

– обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

– Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

– В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

– В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

– Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

– В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Что такое гражданская оборона — ее назначение, цели и меры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые из вас еще помнят «железный занавес» – время холодной войны, которая разделяла мир на два противоборствующих лагеря: социалистический и капиталистический.

Именно в тот период все граждане СССР были готовы к «проискам империализма», даже, в том числе, к ядерной войне.

Создавались бомбоубежища, проводились учения, в которых участвовали не только взрослые граждане нашей страны, но и младшие школьники. Все мероприятия выполнялись в рамках ГО – гражданской обороны.

По окончании холодной войны страсти поутихли, международная напряженность спала, и меры ГО стали проводиться больше «для галочки».

В последние десятилетия волны экономического кризиса, которые время от времени сотрясают все без исключения страны, дестабилизируют и политические отношения между государствами. У нас опять появился потенциальный внешний враг.

Кроме того, природные катаклизмы (наводнения, пожары, засухи и т.д.) и техногенные катастрофы в нашей стране также происходят с завидной регулярностью.

Все это стало причинами того, что гражданская оборона вновь стала актуальной, а меры, предпринимаемые в рамках ГО – чрезвычайно важными. Сегодня поговорим о том, что такое гражданская оборона в наши дни, каковы ее цели и какие меры принимаются для ее укрепления.

Гражданская оборона — это .

Гражданская оборона – это комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от внешней военной угрозы, от природных и техногенных катастроф.

В РФ принципы и меры гражданской обороны определяются на государственном уровне Федеральным Законом (ФЗ) № 28 «О гражданской обороне».

Данный законодательный акт прописывает:

  1. задачи ГО;
  2. принципы организации мероприятий ГО;
  3. полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления (это что?), граждан страны;
  4. осуществление управления ГО;
  5. силы ГО;
  6. ответственность за неисполнение законодательных актов в области ГО.

Далее рассмотрим аспекты гражданской обороны немного детальней.

Задачи ГО

Перед гражданской обороной ставится множество задач и целей, выполнение которых должно осуществляться при военном конфликте, природных или техногенных катастрофах, т.е. при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС):

  1. подготовка населения страны к ГО (разъяснение, учения и др.методы);
  2. оповещение граждан о возможном или наступившем военном конфликте, о природной или техногенной катастрофе;
  3. обнаружение зоны бедствия, возникшей в результате ЧС;
  4. эвакуация населения, мат.ценностей, культурного достояния, документов в безопасные районы;
  5. обеспечение всего населения средствами защиты;
  6. проведение маскировки (световой и иной) жилых и производственных объектов в случае военных действий;
  7. выполнение аварийно-спасательных мероприятий;
  8. жизнеобеспечение населения в случае ЧС;
  9. тушение пожаров;
  10. санитарная обработка населения и обеззараживание материальных объектов;
  11. поддерживание правопорядка при ЧС;
  12. восстановление первоочередных систем жизнеобеспечения;
  13. захоронение трупов при ЧС;
  14. обеспечение готовности сил и средств ГО.

” alt=””>

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:
    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:
    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:
    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:
    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:
    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:
    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.

Силы гражданской обороны

Силами ГО являются:

  1. специальные воинские формирования;
  2. подразделения пожарной службы;
  3. аварийно-спасательные службы;
  4. нештатные формирования ГО.

При наступлении чрезвычайной ситуации на подмогу к силам ГО по решению Президента РФ направляются штатные воинские формирования.

Финансирование ГО

Мероприятия по гражданской обороне финансируются из бюджета (это что такое?) того уровня, на котором они проводятся. Это значит, что мероприятия, осуществляемые федеральными властями, обеспечиваются из федеральной казны.

Мероприятия на уровне субъектов РФ – из бюджета этого субъекта, на уровне муниципалитетов – из муниципального, на уровне организаций – за счет самих организаций.

Вместо резюме

Что же требуется от нас, простых граждан, для обеспечения эффективной гражданской обороны?

В первую очередь – выполнять все требования государственной и исполнительной власти при наступлении чрезвычайной ситуации. Это позволит не поддаться панике при наступлении ЧС и, следовательно – минимизировать возможные людские и материальные потери.

Как говорится: «Все уже придумано до нас», созданы специальные инструкции по эвакуации, выживанию в экстремальных условиях и т.д. Требуется лишь тщательно выполнять предписания. Не нужно «бежать впереди паровоза», это может спровоцировать хаос и анархию.

И еще: читайте хоть иногда инструкции действий в различных чрезвычайных ситуациях. Они, как правило, размещены в визуальной доступности в общественных местах, в организациях и т.д.

Имея хотя бы минимальные знания, можно спасти себя, своих близких и просто незнакомых людей. Взаимная помощь в трудной ситуации – это то, что спасет человечество от вымирания.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Гражданская оборона никуда не делась. Только теперь она больше направлена на устранение техногенных катастроф.

А каким образом готовят население к чрезвычайным ситуациям? Могли бы для этой цели использовать ресурсы федеральных телеканалов, к примеру, вести соответствующие передачи, как о здоровье.

Гражданская оборона

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).

    Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

    Руководство гражданской обороной

Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации


Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696

Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:

а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;

б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;

д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;

е) развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Нормативные правовые акты в области гражданской обороны в Российской Федерации

Федеральные конституционные законы

Гражданская оборона: основные понятия и задачи

Гражданская оборона это:

система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основные понятия:

мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

управление гражданской обороной – целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, – организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

подготовка населения в области гражданской обороны – система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Задачи гражданской обороны

подготовка населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

История гражданской обороны

Организация по подготовке к защите и по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, берёт своё начало в России со времён Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.), когда в военных действиях нашла применение боевая авиация. В ходе войны воюющие стороны впервые использовали аэропланы и дирижабли для нанесения ударов с воздуха по населённым пунктам, находящимся на значительном удалении от линии фронта. Попытки разрушить экономику и систему государственного управления, а также деморализовать население противника воздушными налётами оказались перспективными. В дальнейшем, для нанесения ударов по тыловым объектам противника, был взят курс на развитие военной авиации.

В ходе Первой мировой войны, в 1915 году, создаётся специализированная бомбардировочная авиация, которая стала применяться для самостоятельных действий – нанесения ударов с воздуха по тылам противника. В связи с этим возникла необходимость в организации защиты городов от ударов с воздуха.

После участившихся вражеских налётов авиации на тыловые объекты в России стали разрабатывать меры по недопущению налётов «воздухоплавательных средств противника» на нашу территорию, прежде всего к Петрограду.

30 ноября 1914 года командующий 6-й армией генерал-адъютант К.П. Фан-дер-Флит приказом № 90 объявил специальную инструкцию, в соответствии с которой впервые была организована оборона Петрограда и его окрестностей. Начальником воздушной обороны был назначен генерал-майор Г.В. Бурман.

8 декабря 1914 года «Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии» была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

Под руководством генерал-майора Г.В. Бурмана объединялись действия «лётчиков и войсковых частей, назначенных для защиты Петрограда и его района от воздушного нападения противника». Для наблюдения за небом и оповещения о летательных аппаратах противника была развёрнута сеть наблюдательных постов. На позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села были установлены изготовленные по специальному заказу на Путиловском заводе артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам.

Из состава Гатчинской авиационной школы были отобраны экипажи, подготовленные к борьбе с летательными аппаратами противника.

Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»

МЧС России, совместно с заинтересованными структурами, проведена большаяРАБОТА по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала. Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности.

В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.

Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.

Ссылка на основную публикацию