СМИ (SMI) – виды, признаки и функции

СМИ в политической системе

Содержание:

  • 1 СМИ в политической системе
  • 2 Функции СМИ.
  • 3 Виды СМИ
  • 4 Закон РФ о СМИ
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 11-05-2019, 22:02
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 16 491
  • 0

↑ СМИ в политической системе

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность всех каналов передачи информации:
печать;
радио;
телевидение;
кинематограф;
Интернет.

  • СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс.
  • СМИ – «четвёртая власть».
  • СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Участие многомиллионных слоёв населения в политике предполагает общение и информационный обмен между ними, которые ранее осуществлялись посредством различных институтов общества: церкви, школы, семьи, средневековых цехов, политических партий, иных политических организаций.

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.

Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

↑ Виды СМИ

С политической точки зрения выделяют:

1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

↑ Закон РФ о СМИ

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Содержание закона о СМИ.

  • Устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в Российской Федерации запрещается;
  • Запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • Недопустимость цензуры.

Цензура – это контроль государственными органами СМИ, обязательность предварительного согласования любой поступающей в массы информации, с целью недопущения распространения нежелательных сведений.

  • Право на получение информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой инфор- мации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
  • Распространение зарубежной информации. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
  • Регулирует порядок создания СМИ. В частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.

СМИ: общее понятие, виды и функции

Вы будете перенаправлены на Автор24

СМИ (средства массовой информации) – это совокупность периодических печатных изданий, теле-, радио-, видеопрограмм, а также иных форм периодического публичного распространения информации.

Сущность понятий «массовая коммуникация» и «СМИ»

Массовая коммуникация – это деятельность по сбору, обработке и распространению информации. В эту деятельность включены две составляющие:

  • СМИ, которые осуществляют технический процесс информации в массовое сознание;
  • Журналистика, которая собирает и обрабатывает информацию.

СМИ играют важную роль в СМК. Они являются основным средством и способом массовой коммуникации.

Информация – это средство осуществления коммуникации, она актуализируется в сознании индивида различными средствами.

Коммуникация предполагает наличие сознания. Смешение понятий коммуникации и информации обусловлено тем, что циркулирующая на всех общественных уровнях информация предполагает наличие сознания, как и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. функция воздействия на аудиторию принадлежит коммуникации. Коммуникация реализует эту функцию с помощью информации. но массовая коммуникация не является массово-информационной деятельностью ввиду того, что проявляется через массовую информацию. Поэтому использование понятия «средства массовой информации» для обозначения канала распространения информации корректно и правильно.

Выделяют следующие виды СМИ:

  • Печатные издания;
  • Радио;
  • Телевидение;
  • Интернет.

Основные функции СМИ

Средства массовой информации выполняют следующие основные функции:

  • Информационную,
  • Культурологическую,
  • Функцию социализации,
  • Развлекательную,
  • Экономическую и т.д.

Информационная функция является основной функцией СМИ. Она заключается в предоставлении актуальной информации о различных сферах деятельности – политической, деловой, юридической, научно-технической, медицинской и т.д. Информация, добываемая и передаваемая СМИ, включает в себя не только суховее, беспристрастное освещение фактов, но и их оценку, комментирование и анализ. На основе полученной информации граждане формируют мнение о деятельности государственных органов, партий и других политических институтов, о культурной, экономической жизни общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Культурологическая функция выполняет основную познавательную задачу. Она знакомит с достижениями искусства и культуры, способствует сохранению преемственности культуры, культурных традиций. СМИ позволяют людям знакомиться с особенностями различных культур, субкультур, что развивает эстетический вкус человека, способствует снятию социальной напряженности, взаимопониманию и способствует интеграции общества. С этой функцией СМИ связано понятии массовой культуры. Однако отношение к ней в плане социальной ценности является неоднозначным. С одной стороны, несомненна заслуга СМИ в стремлении познакомить с достижениями мирового искусства широкие массы. Но с другой стороны, довольно низкий художественный уровень программ развлекательного характера и неограниченные возможности их распространения воспитывают у потребителей массовой культуры дурной вкус.

Еще одна основная функция СМИ – функция социализации. Она означает усвоение человеком ценностей, норм и образцов поведения, принятых в обществе. Эта функция дает возможность личности адаптироваться к действительности. Проявляется социальная функция в сообщении аудитории знаний, которые способствуют адекватной оценке и упорядочиванию сведений, получаемых из средств массовой информации и других источников. Сопровождая человека на протяжении всей его жизни, масс-медиа в большой степени влияют на восприятие им информации. В связи с этим у людей может сформироваться и неверное восприятие действительности.

Латентные функции СМИ

Кроме основных функций, СМИ выполняют еще и латентные функции. К ним относятся:

  • Регулирующая функция,
  • Контролирующая,
  • Функция формирования общественного мнения,
  • Функция интеграции и артикуляции,
  • Мобилизационная функция.

Регулирующая функция имеет большой диапазон влияния на массовую аудиторию – с установления контактов и до контроля над обществом. Массовая коммуникация оказывает влияние на формирование общественного сознания личности и группы, формирование общественного мнения, создание социальных стереотипов. И здесь же заключаются возможности манипулирования общественным сознанием, управления им, осуществления функции социального контроля. СМИ, в отличие от государственных контролирующих органов, не могут применять экономические либо административные санкции в нарушителям, контроль с их стороны часто является не менее эффективным, так как СМИ дают ее только юридическую оценку лицам и событиям, но и моральную. Как правило, люди принимают социальные нормы поведения, эстетические принципы, этические требования, пропагандируемыми СМИ в качестве положительного стереотипа образа жизни, формы общения, стиля одежды и т.д.

С регулирующей функцией связана функция формирования общественного мнения о каких-либо событиях, социальных институтах, политической, экономической, культурной сферы жизни общества. например, у людей формируется мнение по вопросам, которые не находят непосредственного отражения в повседневном опыте – о других странах, политических деятелях, деятелях искусства и т.д.

СМИ выполняют функцию артикуляции общественных интересов, обеспечивают представителям общественных групп возможность выражать свое мнение, искать единомышленников, объединять, сплачивать их общностью убеждений и целей, формулировать свои интересы и представлять их.

Все рассмотренные функции СМИ объединяются мобилизационной функцией либо способствуют ее осуществлению.

Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к каким-либо действиям. Но данная функция не воспринимается исключительно как положительная. Есть множество примеров отрицательного воздействия средств массовой информации.

Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки

Практически каждый человек легко разберется, что означает слово “СМИ”. Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.

Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

  • Печатные периодические издания. К ним относятся регулярно выпускающиеся газеты и журналы. Все издания печатаются с помощью специализированной техники. Их размножение происходит в больших масштабах, как правило, в рамках страны. Существуют и региональные издания, содержащие информацию, предназначенную для жителей определенного края или города.
  • Сетевые издания. Это всевозможные web-сайты, задачей которых является распространение информации посредством Интернета. Данный вид СМИ руководствуется принципами журналистики. Согласно ФЗ, не каждый сайт считается средством массовой информации. Он может быть зарегистрирован в таком качестве только после того, как его владельцы напишут соответствующее заявление.
  • Телевидение. Под данным термином понимается технология электросвязи, которая предназначена для того, чтобы передавать движущееся изображение на больших расстояниях. Кроме того, картинка сопровождается и звуком.
  • Радио. Это беспроволочный способ передачи информации с помощью электромагнитных волн, которые улавливаются на специальных станциях. Характеризуется исключительно звуковым сопровождением, изображение отсутствует.
  • Книжные издания. Это блок скрепленных листов, содержащих печатный материал и заключенных в переплет или обложку. Книжные издания могут иметь любой формат. Тираж при этом ограничен.
  • Видео-, кино- и звукозапись.

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

  • Формирование общественного мнения. Система является инструментом, способным изменить направление мышления многим людям. Другими словами, СМИ имеют возможность навязать точку зрения.
  • Образовательная. С помощью средств массовой информации населению передаются те или иные сведения, которые затем формируются у людей в знания. Примером может служить исторический телевизионный канал.
  • «Тиражирование» схем поведения субъектов политической сферы.
  • Управленческая. С помощью СМИ можно задействовать большое количество людей для решения какой-либо задачи. Ярким примером является социальная реклама на дорогах, уверяющая в том, что не нужно ездить на высокой скорости.
  • Политический маркетинг. СМИ освещают идейные установки. Как правило, с помощью средств массовой информации политики пытаются воздействовать на людей перед выборами.

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

  • Массовость. Разговор в ограниченном круге лиц – это обычная передача данных между несколькими людьми. СМИ же осуществляет сбор и анализ информации, которая затем поступает ко всему населению.
  • Периодичность. Большинство телевизионных программ, печатных изданий, радиопередач и пр. характеризуются тем, что они передают сведения различного характера 1 раз в определенный промежуток времени. Например, свежий выпуск журнала можно приобрести каждый месяц.
  • Одновременность. Информация распространяется сразу для всех. При этом сведения, передаваемые с помощью одного источника сигнала, воспринимаются сразу огромной аудиторией.

К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

  • Совершение деяний, подразумевающих уголовную ответственность.
  • Разглашение данных, являющихся государственной тайной.
  • Осуществление деятельности экстремистского характера.
  • Распространение материалов, пропагандирующих культ жестокости и насилия, а также порнографию.

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

СМИ: виды и основные функции

Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.

К основным видам СМИ относятся:

• радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;

• печать — словесное и графическое воздействие;

• кино — художественно-образное воздействие;

• телевидение — интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;

• компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию.

Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.

• общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);

• воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).

• информационная (от лат. informatio — разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;

• обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;

• художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;

• художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;

• развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.).

Раздел IV. Среда и формирование личности

Исследование воздействия СМИ на личность и группу (массы) потребителей осуществляется социологией, психологией и педагогикой. Психология изучает в большей степени механизмы влияния на аудиторию, а педагогика — способы достижения прогнозируемого влияния, в том числе: пути, методы и средства информационного воздействия, а также условия, обеспечивающие эффективность использования различных программ.

Существует выражение «педагогика средств массовой информации», под которым подразумевается теория и практика исследования и использования педагогических (воспитательных) возможностей СМИ для обеспечения направленного влияния на человека, группу (определенную группу населения).

При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия. К таким теориям относятся:

• Теория унифицированных последствий воздействия массовых коммуникаций. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаково, т.е. у них очень похожие реакции. Практически такое влияние имеет место в определенных условиях и по отношению к определенной аудитории. Предрасположенность аудитории (человека) к агрессии может активизироваться при просмотрах некоторых передач. Например, телевизионная программа с элементами насилия может усилить насильственные тенденции, уже существующие у соответствующей части зрителей; человек, имеющий склонность к противоправным действиям, смотря передачи, демонстрирующие подобные действия, может утвердиться в потребности их свершения и пр.

Тот факт, что эффекты телевидения не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего на 0,1% зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 млн человек, то это влияние распространится на 4 тыс. зрителей!

• Теория социального научения (Альберт Бандура и его коллеги). Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии. В его основе лежит утверждение того, что усвоение модели поведения человека происходит по примеру поведения окружающих. Глядя, как они ведут себя в той или иной ситуации, человек, подражая им, усваивает их опыт. В этом отношении СМИ демонстрируют примеры, становятся источником научения. Для того чтобы происходило социальное научение человека, необходимо, чтобы имело место:

1) наличие примера;

2) запоминание модели поведения;

3) осмысление действий;

5) реализация модели поведения.

• Теория культивирования (постепенного формирования образа мысли) (Джордж Гербнер и его коллеги). Увеличивающееся, многократное действие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени способствует постепенному изменению у их потребителей представлений об информируемом явлении, процессе, социальной реальности. Такое влияние на аудиторию способствует формированию (культивирует формирование) у нее определенных позиций, взглядов в соответствии с информацией созданной на телеэкране. Использование этой теории находит активноеприменение в процессе решения определенных политических задач, проведения предвыборных кампаний и пр.

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ 213

• Теория социализации (теория социального развития). Благодаря продолжительному воздействию СМИ на потребителей, они становятся источником знаний о мире. Современные дети нередко от 2 до 4 часов проводят у телевизора, что делает его важным элементом социального развития. С помощью телевидения они узнают о мире взрослых, их поведении, начинают исполнять социальные роли, присущие взрослым. Направленность телевидения на детскую и молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на их психологию (элементы развлекательности, состязательности, новизны, азарта и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Неслучайно именно на детях в большей степени видна позитивная и негативная роль СМИ.

• Теория использования и удовлетворения. СМИ могут существовать только тогда, когда у них имеется свой зритель. Одна из важнейших задач, стоящих перед ними, — создание своей аудитории. Одновременно психология пользователя СМИ такова, что человек в большей степени обращается именно к тем из них, которые удовлетворяют их интересы, потребности, желания. Данный факт определяет направленность деятельности постановщиков информационных программ, старающихся создавать такие, которые максимально захватывали бы зрителя сюжетом, информацией, содержанием, формой подачи, заставляли его переживать, вызывали потребность быть в более тесном взаимодействии и т.д. Таким образом, формируется своя аудитория, на которую ориентируется канал.

Раздел IV. Среда и формирование личности

Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:

• актуальность информации и создание для потребителя эффекта ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);

• настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Часто, учитывая важность этого фактора, информационные программы предусматривают постепенное вовлечение зрителя в потребление информации, рост интереса к ней, формирование у него необходимого настроя на восприятие именно той информации, которуюему «заготовили». Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;

• соответствие информации интересам, потребностям аудитории. В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в процесс ее потребления;

• эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать.

Эмоциональное сопереживание зрителя обусловливает глубину воздействия на него сюжета фильма (информации) и способствует усвоению предлагаемой реакции. Эмоциональное проявление героя фильма нередко неосознанно усваивается сопереживающим зрителем на уровне соответствующего опыта. Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;

• создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее. Для усиления достоверности информации нередко приглашаются наиболее авторитетные для аудитории лица. Человек верит авторритету: «он не может врать»;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

• идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Чело- век часто готов поверить правдоподобной информации, предлагаемой реально существующими людьми. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали. Данный факт используется в СМИ довольно часто, когда хотят как можно дольше удерживать зрительское внимание. С этой целью у героя, который выступает в роли идентифицирующей личности, возникает проблема, решение которой откладывается до следующей встречи. Зритель (аудитория), желая получить наиболее полную интересующую его информацию, вновь обращается к источнику. В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность и пр.;

• напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ. Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы.

Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию) (См. табл. 1).

Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:

поведенческие последствия. Образдеятельности, представленный СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;

установочные последствия. При определенныхусловиях под воздействием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;

когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;

216 Раздел IV. Среда и формирование личности

Эффекты, используемые (создаваемые) СМИПоследствия влияния различных эффектов СМИ па аудиторию
Актуальность информацииИнтерес к информации, увлечение ею, осмысление, последующая востребованность, что усиливает ее влияние (действенность)
Соответствие информации интересам, потребностям аудиторииАктивное потребление информации, предлагаемой СМИ
Настрой зрителя на восприятие именно этой информацииОжидание именно этой информации и потребление ее в той интерпретации, которую представляют СМИ
Эмоциональная заразительность информационногосюжетаПостепенное вовлечение в сюжет информации и сопереживание ему, что усиливает эффект воздействия на аудиторию
Эффект достоверности. Приближение предлагаемой информации к реальности, использование «достоверных» фактов, их максимальное приближение к естественностиФормирование веры в предлагаемую информацию, принятие ее
Представление информации наиболее авторитетным для аудиторииАвторитет лица действует на аудиторию внушающе. Человек верит авторитету: «Он не может врать»
Идентификация зрителя с лицом, представленным СМИЧеловек, видя жизненно реальные ситуации, нередко мысленно (виртуально) проживает предлагаемые сюжеты, что усиливает эффект воздействия. Особенно это характерно для детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали
Напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом её представленияУ аудитории возникает возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ

последствия, сказывающиеся на отношении человека креальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;

Глава 16. Социально-педагогические возможности СМИ

психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;

физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи, набухание пениса и пр. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения (см. табл. 2).

Роль и функции СМИ в современном обществе Текст научной статьи по специальности « СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васильева Людмила Витальевна

The article focuses on the role of mass media and its basic functions in modern society.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васильева Людмила Витальевна

Текст научной работы на тему «Роль и функции СМИ в современном обществе»

РОЛЬ И ФУНКЦИИ СМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

The article focuses on the role of mass media and its basic functions in modern society.

В процессе становления общества в нем зарождались и развивались различные социальные институты: политические, экономические, образовательные, юридические, научные и др. На определенном этапе общественного развития для удовлетворения потребности людей в общении появился такой социальный институт как средства массовой информации (далее – СМИ), без которых сегодня невозможно представить функционирование мирового сообщества.

Сложное и динамично развивающееся явление, СМИ выступают предметом изучения в разных областях знания – журналистике, социологии, политологии, культурологии, лингвистике. Одним из ключевых понятий данных наук является термин «СМИ», не имеющий однозначного толкования в современной литературе.

В одних исследованиях понятие СМИ считается тождественным понятию СМК (средства массовой коммуникации), поскольку они, как коммуникативные системы, участвуют в общении между людьми в процессе их социальной деятельности на основе технологий печати, телевидения, радиовещания, Интернета1.

В других работах отмечается, что, несмотря на близость понятий СМИ и СМК, не следует рассматривать их как синонимы, поскольку массовая коммуникация представляет собой процесс систематического распространения информации на массовую гетерогенную аудиторию с помощью СМИ с целью воздействия на оценки, мнение и поведения людей. При этом СМИ рассматриваются как совокупность технических средств, общественных организаций и человеческих ресурсов, которые задействованы в массовом распространении информации. В подобном подходе к СМИ в узком смысле относятся печать, радио, телевидение. СМИ в широком смысле включают в себя такие средства массового распространения информации как кино, книгоиздание, звуко- и видеозапись, реклама, а также новые компьютерные технологии в виде глобальной сети Интернета2.

Кроме того, проводятся исследования, в центре внимания которых оказывается понятие массовой коммуникации как процесса производства и доведения сообщений до аудитории с помощью таких СМК как телевидение, радио, печать, кинематограф, Интернет и др.3.

Однако, несмотря на некоторые различия в толковании основных понятий, большинство исследователей языка СМИ сходятся во мнении, что СМИ не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все социально-политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.

В ходе анализа современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике были выявлены следующие основные функции СМИ: информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная, рекламная.

Информативная функция (функция сообщения, репрезентационная референция) заключается в том, что СМИ призваны информировать аудиторию о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, сообщества, мира в целом. В настоящее время особо подчеркивается значимость данной функции, поскольку оперативное информирование в условиях глобализации, в сложных процессах взаимодействия разных культур способно во многом обеспечить устойчивость и динамику мирового порядка. В полной мере данная функция реализуется в новостных материалах в прессе, а также в программах новостей на телевидении и радио (А.Н. Васильева, С.Ю. Медведева, С.Ю. Стрелкова, Г.Я. Солганик, И.О. Косова, М.Р. Желтухина, И.А. Стернин, М.Н. Володина, С.М. Гуревич, М.М.

Назаров, Т.Г. Добросклонская, С.А. Ржанова, В.В. Славкин, О.Г. Ревзина, В.А. Тырыгина, Ю.В.

Шемелина, В.С. Григорьева, Г.В. Лазутина, С.С. Распопова, А.А. Липгарт, D. McQuail, D. Fleur, M. Lawrence, E.W. Brody, W.S. Le Roy, B.D. Itule, D.A. Anderson, E.D. Cohen, D. Elliot).

В исследованиях некоторых американских лингвистов в рамках информативной функции выделяются две нижеследующие частные функции.

1. Удовлетворение общественных потребностей в получении информации, главным образом о важных политических, экономических событиях, непосредственно влияющих на жизнь каждого члена общества (public surveillance). Данная функция имеет огромное значение для предмета сообщения. Путем освещения негативных моментов, последствий того или иного события она дает возможность журналистам привлечь внимание аудитории, властей к той или иной актуальной проблеме, политическому деятелю, бизнесмену, организации, подтолкнув заинтересованных лиц к действиям по исправлению ситуацию. Это может как вызвать поддержку со стороны читателей и повысить популярность известной личности, способствовать процветанию той или иной политической, экономической организации, так и спровоцировать критику аудитории с соответствующими для предмета сообщения последствиями.

2. Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент (спортивные и культурные события, научная жизнь, общественная и частная жизнь знаменитостей, погода, мода и т.д.). Реализация данной функции позволяет быть информированными в различных сферах деятельности, чувствовать себя в информационной безопасности и быть уверенными в стабильном развитии общества4.

Поскольку СМИ имеют огромное влияние на общество, их часто называют «четвертой властью». В связи с этим на распространение информации в СМИ налагается ряд ограничений, которые определяются, главным образом, типом власти и формой государственного устройства. Так, для нетоталитарного социума характерны институциональные ограничения, имеющие юридическое закрепление (например, в перечнях сведений, составляющих государственную тайну). С другой стороны, действуют конвенциональные ограничения, основанные на социокультурных регулятивах общения (следование этическим нормам, право личности на частную жизнь), что часто нарушается, особенно в изданиях так называемой «бульварной прессы»5. Кроме того, в США и странах Западной Европы журналисты также должны руководствоваться принципом социальной ответственности (social responsibility). Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию («. newspeople expect to contribute to the betterment of society, spurring media audiences to behave in socially responsible way»)6.

Идеологическая функция (interpretation function) считается одной из важнейших функций СМИ. Видение происходящих событий представляется массовой аудитории через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Следует отметить, что автор аналитической статьи не всегда прямо говорит читателю о том, какой вывод должен быть сделан из его материала или какое отношение должно быть к участникам описанного события. Довольно часто мнения читателей складываются по мере прочтения статьи из определенных причинно-следственных связей в развитии события, аргументов, предложенных журналистом в публикации. Таким способом оказывается имплицитное влияние на строй мышления человека, стиль его мировосприятия.

Благодаря оценке и анализу конкретных фактов текущей политической, экономической и других сфер жизни посредством СМИ формируются ценностные ориентиры общественного сознания. При этом интерпретация и оценка событий осуществляются на уровне как отбора фактов, так и их освещения с тех или иных идеологических позиций с использованием определенных лингвостилистических средств. На телевидении для этой цели также возможно привлечение визуальных и звуковых эффектов (А.Н. Васильева, С.Ю. Медведева, Т. ван Дейк, С.Ю. Стрелкова, Г.Я.

Солганик, И.О. Косова, М.Р. Желтухина, И.А. Стернин, М.Н. Володина, С.М. Гуревич, М.М. Назаров, Т.Г. Добросклонская, В.В. Славкин, С.А. Ржанова, В.А. Тырыгина, Ю.В. Шемелина, E.W. Brody, R.

Fowler, D.A. Graber).

Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной, художественной и др.), создает определенную картину мира – публицистическую. Несмотря на то, что сейчас ее изучение находится на начальной стадии, существует точка зрения, в соответствии с которой это позволит глубже понять природу и специфику публицистической речи, взглянуть на нее как на единую структуру, раскрыть ее возможности описания действительности .

В исследованиях, представляющих собой синтез коммуникативного и когнитивного начал, выделяется коммуникативно-когнитивная функция СМИ. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т.е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей8.

Развлекательная функция (entertainment function) ассоциируется с разнообразными музыкальными программами и материалами развлекательного характера, позволяющими заполнить свободное время, получить эстетическое наслаждение, эмоциональную разрядку (например, тексты группы «Features» в печатных СМИ) (А.Н. Васильева, И.О. Косова, М.М. Назаров, Т.Г. Добросклон-ская, В.А. Тырыгина, D.A. Graber, M. Stephens).

При реализации образовательной функции осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ,

Рекламная функция связана с воздействием на массовую аудиторию с целью убеждения в необходимости приобрести те или иные товары или воспользоваться определенными услугами. В англоязычных исследованиях эта функция часто называется функцией убеждения (persuasive function)10.

Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют в качестве отдельных функцию воздействия, или социального управления (в зарубежных исследованиях – the function of political socialization) и функцию манипуляции (manipulation function).

Функция воздействия заключается в формировании моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ11.

Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ. Данная функция реализуется главным образом в комментариях – расследованиях и материалах группы «Features» в прессе, а также в телевизионных шоу (например, «Sixty Minutes» в США), в которых разоблачаются административные и другие махинации высшего руководства страны со всеми вытекающими для него последствиями (The purpose of these modern shows is to muckrake). В большинстве же случаев СМИ поддерживают действующую политическую систему, поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей12 .

Безусловно, все названные выше функции тесно связаны между собой, и в том или ином продукте массовой коммуникации сочетается, как правило, несколько функций. Это следует учитывать при изучении любого аспекта языка СМИ.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации, в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной

ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу.

1 Шкондин, М.В. СМК и СМИ как понятия журналистики // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». -2002. – № 2. – С. 36.

2 Косова, И.О. Система текстов массовой информации // Лингводидактические проблемы межкультурной коммуникации. – Волгоград, 2003. – С. 96-103; Язык средств массовой информации: Учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 24; Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005. – С. 15-17.

3 Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2003.

4 Graber, D.A. Mass media and American politics. – A division of congressional quarterly Inc., Washington, D.C., 1997. – P. 5-9.

5 Ржанова, С.А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации. – Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005. – С. 10; Graber, D.A. Mass media and American politics. – P. 28.

6 Le Roy, W.S. Mass media / mass culture. – N.Y.: McGraw – Hill, Inc., 1992.; Graber, D.A. Mass media and American politics. – P. 22.

7 Ржанова, С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации.

8 Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – С. 126-159.

9 Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. – М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003; Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования; Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005; Ржанова, С. А. Речевая культура как феномен массовой коммуникации.

10 Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов.; Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». – 2005. – № 1. – С. 29-38; Голованова, Г.А. Газетная пресса США // Там же. – 2006. – № 5. – С. 7- 11.

Средства массовой информации в политической системе общества: виды, функции и признаки СМИ

Средства массовой информации (СМИ) – это средства передачи информации (устной, аудио, визуальной) по принципу вещательного канала, который достигает большой аудитории и работает на регулярной основе. СМИ – это средства социальной коммуникации широкого спектра (пресса, радио, телевидение, Интернет), а в более широком смысле – также кино, афиша, книги.

СМИ также представляет собой элемент массовой культуры. Средства массовой информации – это социальные институты, призванные открыто публиковать различную информацию любому человеку с помощью специальных технических средств. Эти социальные институты действуют в рамках определённых дисциплин, правил, прав и политик, используют характерное сочетание квалифицированных специалистов, придерживаясь определённых процедур сбора информации, чтобы создавать визуальные, слуховые или концептуально ориентированные материалы. СМИ являются участниками политической, экономической, социальной и культурной динамики социальной власти.

Этот термин (средства массовой информации) вошёл в употребление в двадцатых годах XX в. с появлением радио, прессы, а затем и телевидения. Это означает, что все СМИ спроектированы таким образом, чтобы они «потреблялись» широкой аудиторией.

Свобода СМИ в стране измеряется индексом свободы прессы.

Одно из лучших объяснений и определений СМИ было дано Деннисом Маквейлом. Его определение можно разделить на 6 отдельных пунктов:

  • решаемый комплекс мероприятий (создание медиаконтента);
  • включение специальных технологических конфигураций (радио, телевидение, Интернет, газеты, книги);
  • связь с официальными учреждениями или медийными каналами (системами, станциями, публикациями);
  • действие в соответствии с определёнными законами, правилами и договоренностями (профессиональные кодексы и практики, аудитория, социальные ожидания и привычки);
  • медиапродукты и люди, которые играют определённые роли (владельцы, регуляторы, производители, дистрибьюторы, рекламодатели, члены аудитории);
  • передача информации, развлечение, изображения и символы для массовой аудитории.

Виды СМИ

Сегодня средства массовой информации включают:

  • радио;
  • телевидение;
  • музыку;
  • видео;
  • фильмы;
  • печать;
  • Интернет;
  • программное обеспечение.

Признаки и основные черты СМИ

Основные черты СМИ заключаются в том, что они сильно влияют на формирование «общества массового потребления».

Эксперты отмечают следующие отличительные признаки СМИ:

  • публичность, то есть бесконечность потребителей;
  • наличие специальных технических средств, оборудования;
  • одностороннее влияние передатчика на приёмник (коммуникатора на реципиента);
  • нестабильная неоднородность потребительской аудитории.

По сути, средства массовой информации функционируют таким образом, чтобы отражать общие интересы влиятельных социальных групп, которые могут распределять социальные ресурсы.

Причины использования СМИ

Следующие потребности способствуют использованию средств массовой информации:

  • желание повышения чувства личной безопасности;
  • желание осознания устройства окружающего мира;
  • поддержка политических взглядов тех или иных политических сил;
  • понимание жизненных обстоятельств;
  • сострадание;
  • связь с общественностью;
  • общение с другими – взаимная поддержка и солидарность;
  • досуг, способ времяпровождения;
  • снятие эмоционального напряжения.

Системы организации СМИ

Современные общества используют 2 основные системы организации СМИ:

  • частную (коммерческую);
  • государственную.

В первом случае СМИ финансируются в частном порядке и только за счёт рекламы и средств частных инвесторов.

Во втором случае СМИ в основном принадлежат государству. Они подчиняются парламенту, правительству и спецслужбам. Такие СМИ жёстко регламентируются государственной цензурой.

Функции СМИ

Роль СМИ в обеспечении выживания общества значительна. Наполеон сказал: «Из сотен тысяч солдат против врага четыре газеты могут нанести сокрушительный удар». В 1840 г. французский писатель О. де Бальзак назвал прессу «четвёртой ветвью власти».

Хотя средства массовой информации не имеют буквального места в институте власти, их место в политическом процессе невозможно переоценить. В настоящее время электронные СМИ набирают свою роль в политической власти.

Функции СМИ разнообразны. По мнению экспертов, наиболее важными из них являются:

  • информационная (предоставление информации о событиях и ситуациях в обществе, стране и мире);
  • образовательная;
  • функция социализации;
  • интегрирующая;
  • мобилизующая;
  • досуговая, развлекательная, релаксационная;
  • содействие инновациям, адаптации и развитию;
  • функция общественной корреляции;
  • объяснение, интерпретация и комментирование значения событий в обществе;
  • поддерживание установленных норм и полномочий в обществе, социального и политического консенсуса;
  • координация индивидуальной и коллективной общественной деятельности;
  • защита доминирующей культуры, а также субкультур и новых культурных движений;
  • снижение социальной напряжённости.

Информационная функция СМИ состоит в распространении информации о наиболее важных общественных событиях, явлениях и процессах среди граждан, органов власти и государственных учреждений. Без этого ни одно общество не сможет жить полноценной жизнью.

Образовательная деятельность СМИ находит своё отражение в подготовке и распространении образовательной информации среди граждан в различных областях науки – от гуманитарных до естественных наук. Разумеется, они не обеспечивает полноценного, систематического, научного образования. Однако в современном обществе люди на большинстве этапов своей жизни приобретают подавляющее большинство знаний через эти средства массовой информации.

Функция социализации СМИ способствует усвоению социальных правил, ценностей и поведения. Регулярные ежедневные встречи СМИ с широкой общественностью ставят его в одно и то же место с первыми институтами, которые социализируют человека – семьёй, религией, культурой. Через СМИ люди чувствуют себя частью общих социальных, глобальных процессов и чувствует свою вовлечённость в жизнь, государства, общества, мира политики. Благодаря пропаганде политических журналистов граждане становятся активными участниками общественно-политических процессов.

Политические интересы реализуются не только через СМИ, но и через другие институты гражданского общества (например, партии, общественные объединения). Однако в некоторых случаях только СМИ в числе первых обращают внимание на текущие проблемы в обществе, бьют тревогу по поводу возможных социальных и политических конфликтов, призывают власти проанализировать ситуацию и принять специальное решение.

Мобилизационная деятельность СМИ побуждает людей предпринимать конкретные действия или сознательное бездействие. Эта деятельность СМИ очень важна в сфере политических отношений. Стимулируя гражданскую активность, СМИ оказывают значительное влияние на избирательные кампании и результаты голосования. Они могут спровоцировать массовый протест или политический конфликт, который вызовет кризис в обществе и правительстве. Они также могут быть эффективным союзником правительства в мобилизации граждан для решения жизненно важных задач в обществе.

Преднамеренное использование СМИ для политического обмана чрезвычайно опасно для граждан и общества. Оно подразумевает скрытный контроль над умами и поведением людей, чтобы заставить их делать то, что противоречит их интересам. Обман основан на вере людей в ложную информацию, которая распространяется в СМИ. Этот обман чаще всего приносит пользу для правительства и непоправимый вред обществу.

В то же время, современное общество, которое хочет повысить эффективность своей деятельности, пытается как-то регулировать деятельность СМИ. Негативное влияние СМИ может быть ограничено его общественными организациями.

СМИ передают и транслируют доминирующую культуру. Они дают людям расслабление и снижают социальное напряжение, что помогает им справляться с жизненными проблемами, избежать разладов с другими, социализируют и дают смысло-жизненные ориентиры.

СМИ обычно являются конформистами и поддерживают традиционные ценности – они поддерживают взгляды большинства. СМИ чаще всего выражают то, что они считают доминирующими ценностями. СМИ выражают ценности престижных социальных слоёв, элит местных сообществ.

Примером функции избирательной интеграции является тезис Фергюсона 1983 года, в котором прослеживается аналогия между концепцией религиозного культа Дюркгейма и отношениями между женскими журналами и их читателями. Эти журналы формируют особые духовные сообщества, культ женственности, в котором журналисты являются священниками, а читатели – последователями.

Чиновники отмечают, что даже новости являются нормативными и, таким образом, усиливают конкретное видение реальности. СМИ, несмотря на разоблачение преступлений и изнасилований, не являются значительной причиной социальной и индивидуальной дезорганизации.

В 1948 году Мертон и Лазарсфельд представили концепцию «наркотической дисфункции». Она заключается в том, что СМИ создают состояние социальной апатии, одновременно укрепляя уверенность среди получателей в том, что информации достаточно для активного участия в общественной жизни. Это приводит к пассивному наблюдению.

Опыт показывает, что выбор потребителей всё чаще обусловлен мнениями, дублированными СМИ. Информация, представленная в новостях, становится основой для решения потребителя.

Негативные последствия СМИ

Термин «средства массовой информации» первоначально относился в первую очередь к «массам» для описания людей, живущих в западных промышленно-развитых странах. Этот термин имеет негативную коннотацию в теории медиа и означает неопределённую группу людей с невыраженной индивидуальностью, которые пассивно принимают всё и не являются критично настроенными в отношении медийных практик и сообщений.

По мере роста и развития СМИ и, следовательно, растущего их влияния, возникает ещё одно негативное явление – растущее отчуждение людей друг от друга в обществе и потеря чувства общности.

СМИ оказывают большое влияние на формирование общественного мнения и политической пропаганды. Они полностью интегрированы в современное общество, и без них не обойтись.

Сегодня СМИ играют большую образовательную роль, т.е. способность влиять на формирование сознания молодёжи. Несмотря на огромную мощь, которую сегодня имеют крупные компании, всё больше и больше из-за неустанной гонки за прибылью, они решают показывать лёгкий контент, нацеленный на самые низкие человеческие эмоции. Таким образом, СМИ оказывают часто негативное влияние, в основном на молодых людей, которые наиболее подвержены этому влиянию.

Во многих странах контент из промышленно-развитых стран распространяется через СМИ. Образ жизни, создаваемый СМИ из постиндустриальных стран, значительно выше стран-получателей. Таким образом создаётся диспропорция между желаниями и возможностями.

История СМИ

Развитие средств массовой информации, и, следовательно, основы современных СМИ такого масштаба, возникло в XV в., когда Йохан Гутенберг изобрёл пишущую машинку. С тех пор его изобретение наложило новые способы общения с определёнными шагами.

Возможность изготовления большего количества копий книг привела к снижению их цены и, следовательно, доступности для более широкого круга читателей. Это является лишь частью исторического процесса, но чрезвычайно важной, поскольку недавно открытый способ общения стал средой, в которой происходила социальная «борьба».

В Европе первыми средствами массовой информации были газеты, которые доминировали в XIX в. В самом начале развитие СМИ шло с перебоями. Газеты и журналы писались исключительно для отечественных читателей, что в сочетании с языковым барьером лишало возможности экспорта.

Процессы, которые в результате промышленной революции привели к значительным изменениям в социальной структуре, создали условия, при которых изобретение Гутенберга могло быть полностью внедрено в обыденную жизнь. В самом начале общение было односторонним, газеты служили источником информации.

Изменения произошли в сознании граждан, уже не относящихся к старым классам ремесленников и мелких торговцев, а к новым капиталистам и классам образованных людей. Они стали осознавать себя свободными и противостоящими правительству, стали видеть свои общие интересы. Правительство, создавшее газету как институт, не могло и догадаться, что эта же газета, а затем и другие современные типы СМИ, могут быть использованы в качестве эффективного оружия против самого себя.

Функции СМИ не всегда были одинаковыми. Историческое развитие общества сильно влияло на средства коммуникации, придавая им характерные черты того времени и социальной ситуации, в которой они возникли. Средства массовой информации пережили все социальные революции и в то же время стали важным фактором в их реализации.

Потенциал СМИ был реализован правительством и всеми гражданами, которым было что сказать более широкому кругу людей.

Изменяя характеристики аудитории, СМИ менялись и адаптировались (процесс является взаимным, потому что СМИ – эффективный инструмент обучения с большим влиянием, особенно в современных обществах). Поэтому сегодня, спустя несколько веков после выхода первой печатной газеты, ситуация существенно отличается. Техническое развитие привело к появлению различных форм СМИ и их популяризации, так что использование (но обычно только пассивное) некоторых из них уже не является вопросом общественно-политической активности или роскоши, а вопросом необходимости.

Нужно было только признать возможность политических действий с помощью новых СМИ и воспользоваться ими. Нынешние СМИ глобального характера обрели своё истинное лицо в 90-х годах. В те годы новые технологии развивались как никогда, что в будущем изменит и улучшит коммуникации во много раз, и позволит СМИ становиться всё более и более популярными.

Глобальные СМИ возникли намного позже появления местных и национальных СМИ.

В сочетании со спутниковой связью и оптически связанными сетями СМИ стали сверхскоростными линиями обмена информацией. Если добавить к этому разработку новых способов хранения и передачи данных (диски, флешки и т.п.), то можно заметить, насколько продвинуты электронные носители информации в техническом плане. Развитие этих принципиально новых технологий потрясло основы предыдущей отрасли. Теперь открываются новые возможности для выхода новых компаний на мировой рынок СМИ.

По мнению большинства теоретиков, появление Интернета и его всё более широкое использование должны были полностью изменить имидж СМИ и отодвинуть другие медиа на задний план, но этого не произошло, а как раз наоборот. Существующие медиа были интегрированы из уже существующих систем в новые потоки СМИ во главе с Интернетом и новыми технологиями. По мнению большинства теоретиков, СМИ ещё не достигли своего пика.

Возможность противодействия всемогуществу СМИ

Тезис о всемогуществе СМИ не совсем соответствует действительности. Влияние СМИ не является прямым и неограниченным, и люди, используя свои когнитивные навыки, могут фильтровать информацию, сообщения и т.д., поступающие из СМИ. Влияние средств массовой информации распространяется горизонтально в пространстве, сетях взаимодействия, а не вертикально через канал отправитель-получатель.

Интернет в узком смысле этого слова является техническим средством коммуникации. Прежде чем он стал широко распространённым средством, Интернет овладел современным миром воображения. Его большие возможности зависят главным образом от его мультимедийного характера, который сочетает в себе звук, изображение и текст.

Интернет можно рассматривать как продукт, поглощающий другие медиа. Сеть Интернет предоставляет доступ к различным источникам информации. Его считают настоящим суперсредством обмена информации. Благодаря своей универсальности и низкой стоимости использования он стал средой будущего. Интернет позволяет не только искать то, что нравится, но и позволяет делать продукты и мысли публичными. Интернет – это самая свободная форма среда среди СМИ.

Средства массовой информации не только способствуют формированию мнений, но и могут остановить их распространение. Мнения можно легко измерить, благодаря чему они становятся важным инструментом для СМИ. Благодаря СМИ можно побудить людей выражать своё мнение или, наоборот, не выражать своего мнения по определённой теме. Частные лица, общественные организации, а также предприятия в последнее время всё больше полагаются на СМИ, чтобы информировать их о событиях в стране и мире в целом.

Таким образом, средства массовой информации являются важным звеном в информационной системе. Они являются устойчивой связью между государством и простыми гражданами, что способствует как политической жизни, так и общему прогрессу общества. Отсюда следует, что они не нейтральны в выполнении своей работы.

СМИ (SMI) – виды, признаки и функции

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)

под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;

(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию