Научно-техническая революция – основные черты, направления и достижения

Научно-техническая революция — основные черты, направления и достижения

НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.

В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.

Значение понятия и основные черты НТР

В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.

Основные черты (составные части) НТР такие:

Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.

Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.

Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.

Усложнение управления производственными процессами.

Этапы НТР

Принято различать 2 этапа развития НТР.

На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.

Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz

На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.

Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.


На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:

сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;

повышение производительности труда;

повышение наукоемкости производства;

освоение новых материалов и видов энергии;

образование новых отраслей промышленности;

изменение в структуре занятости.

БМВ Vision next 100

Результаты научно-технической революции в XX веке

Все результаты НТР можно кратко представить в виде таблицы. Её особенно удобно использовать ученикам 10 — 11 классов.

Развитие логистики, расширение знаний о Земле.

Повышение мобильности человека.

Обострение экологических проблем.

Использование Интернета для проведения исследований.

Открытость и доступность информации.

Доступность и открытость научных теорий и идей.

Дифференциация знаний об обществе.

Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.

Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.

Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.

Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.

Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.

Исчерпание запасов полезных ископаемых.

Исчезновение видов животных и растений.

Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.

Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.

Широкое распространение социальных сетей.

Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.

Отрицательные социальные последствия — уязвимость человека в социальных сетях, связанная с приватностью, хранением личной информации.

Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.

Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.

Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.

Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.

Депопуляция в развитых странах и в России.

Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.

Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.

Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.

У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.

Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.

Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.

Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.

Благодаря успехам НТР в области медицины отступили неизлечимые в прошлом заболевания — столбняк, полиомиелит, оспа.

Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.

Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.

Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.

Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.

География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Научно-технический прогресс.
  • Научно-техническая революция (НТР).
  • Основные признаки и направления НТР.
  • Роль НТР в развитии мировой экономики.
  • Нанотехнологии.
  • Основные направления наноиндустрии.

Глоссарий по теме: научно-технический прогресс, научно-техническая революция, нанотехнологии, наноиндустрия.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Последовательное развитие цивилизации на Земле сопровождает процесс научно-технического прогресса – непрерывного внедрения новшеств в организацию быта, производства и труда на основе научных достижений. Но вместе с этим процессом периодически возникают вспышки кардинальных научных прорывов, принципиально новых технологических решений. Изобретение парового двигателя в XVIII веке привело человечество в эпоху механизации труда. На стыке XIX-XX веков использование электричества положило начало промышленной индустрии. В 70-е годы XX века изобретение микропроцессора стало отправной точкой «второй волны» НТР, которая полностью изменила темп и уклад жизни человечества.

Научно-техническая революция (НТР) – это коренное, качественное преобразование производительных сил человечества, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Научно-техническая революция характеризуется следующими чертами:

  1. Универсальность, всеохватность. Она пронизывает и меняет все сферы деятельности человека, все ареалы его присутствия. Мы уже не представляем жизни без умных домашних автоматов, телевидения, Интернета, мобильной связи, техники, которая покорила наземное, водное, воздушное и космическое пространство.
  2. Ускорение научно-технических преобразований. Высокая скорость потоков информации, минимизация сроков внедрения научных открытий делают нас свидетелями смены поколений техники от ЭВМ до планшета, постоянного обновления технических средств.
  3. Уровень квалификации трудовых ресурсов и образования резко повысился. Интеллектуализация труда – непременное условие устойчивого экономического роста.
  4. Связанность с военно-технической революцией. НТР сопровождает военную индустрию от Манхэттенского проекта по созданию атомной бомбы до разработок современного космического вооружения.

Характерные черты НТР

1. В науке и наукоёмкости, когда наука становится ведущим фактором развития хозяйства. Количество учёных в мире возрастает, особенно в развитых странах: США, Японии, странах Западной Европы, а также в России и Китае. Расширение прикладного кластера науки отразилось на резком повышении наукоёмкости производства.

2. В технике и технологии, когда революционный путь развития техники преобладает над эволюционным. Переход к таким новым технологиям, как выплавка стали в вакуумных печах, лазерная обработка металлов, минимальная обработка почвы в сельском хозяйстве, цифровые технологии в производстве видеотехники.

3. В производстве, которое развивается по шести ведущим направлениям:

  • электронизация (компьютеризация) материальной и нематериальной сфер деятельности человека: США, Япония, ФРГ, Китай – лидеры по производству компьютеров и периферийного оборудования;
  • комплексная автоматизация производственных процессов – создание заводов-автоматов, манипуляторов сборочного производства, промышленного роботостроения стало наиболее значимой из наукоёмких отраслей Японии, США, ФРГ, Италии, Республики Корея;
  • перестройка энергетического хозяйства и энергосбережение – переход на новые источники энергии (атомные, ветровые, приливные и даже космические электростанции) изменит топливно-энергетический баланс на планете; Китай, США, Германия, Япония, Дания – лидеры по использованию альтернативной энергетики;
  • производство новых материалов необходимо для самых разнообразных отраслей от машиностроения до медицины; титановые сплавы, керамические, порошковые материалы, металлы с памятью формы позволяют создавать принципиально новую продукцию;
  • биоиндустрия как наукоёмкая отрасль развита в США, Японии, Франции, ФРГ; биотехнологии используются в фармацевтике, производстве биотоплива, пищевой промышленности;
  • космизация, создание аэрокосмической промышленности, применение достижений для жизни человека – например, короткие волны, на которых работает телевидение.

4. В управлении – создание кибернетики, то есть науки об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных системах: машинах, живых организмах и в обществе. Необходимость математического моделирования различных процессов решилась с помощью создания вычислительных центров, программного обеспечения и профессии «Программист».

Достижения НТР стали основой для перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Мобильный человек в мобильном мире вынужден качественно менять образ жизни.

Нанотехнологии – комплекс научных и инженерных дисциплин, исследующих процессы, происходящие в атомном и молекулярном масштабе.

Вещества в наноформе проявляют уникальные свойства по прочности, активности вступления в химические реакции, поэтому позволяют создавать материалы с уникальными свойствами.

Наноиндустрия – интегрированный комплекс производственных, научных, образовательных и финансовых организаций различных форм собственности, осуществляющих целенаправленную деятельность по созданию интеллектуальной и промышленной конкурентоспособной продукции, относящейся к сфере нанотехнологий.

По прогнозам к 2020 г. годовой оборот рынка нанопродукции составит 1,5 трлн. долларов США.

Выделяют следующие направления наноиндустрии:

  • Наноматериалы.
  • Нанооптика.
  • Наноэлектроника.
  • Нанобиотехнология.
  • Полимеры.
  • Наноэлектрохимия.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Проанализируйте данные таблицы 1 и определите место России среди указанных стран по доле инвестиций компаний в цифровизацию (в %).

Таблица 1 – Вклад цифровой экономики в ВВП России и отдельных стран мира, 2016 год

Научно-техническая революция

Постоянный научно-технический поиск сопровождает развитие человечества на протяжении всей его истории. Так, поступательное движение в развитии науки и техники называется научно-техническим прогрессом. А когда такое движение сопровождается кардинальными, коренными изменениями, т.е. «качественными прыжками», тогда этот процесс называется научно-технической революцией (далее НТР).

Что такое научно-техническая революция

НТР – это глубокие, принципиальные изменения представлений об устройстве мира. Сущность НТР состоит в том, что происходит фундаментальный сдвиг в системе научных знаний, которые оказывают влияние на организацию производства. Научные теории, разработки, исследования перестают быть фундаментальными, а все больше приобретают прикладное применение, начинают использоваться в практике, в технике и, в конечном итоге, воплощаются в создании конкретных технических устройств, которые востребованы обществом. Например, радио, телевидение, использование электричества, атомных станций и т.д. Это все результат НТР.

Основные черты научно-технической революции

1. Универсальность и масштабность. Преобразования охватывают все сферы деятельности человека, а также культуру, быт, психологию. Кроме того, она является масштабной, т.к. охватывает все регионы мира, в том числе и географическую оболочку Земли в целом, и космос.

2. Высокий темп преобразований. Происходит уменьшение промежутка времени от научного открытия до внедрения его в производство.

3. Повышение требований к образованию и уровню компетенции кадров. Основное внимание – на грамотных специалистов, профессионалов. Если ранее, например, в сельскохозяйственной или горнодобывающей отрасли мог работать человек неквалифицированный, то в современном мире увеличивается доля работников умственного труда, а также повышается спрос на специалистов научно-технических специальностей.

4. Военно-технический характер. Все новейшие достижения, прежде всего, используются в военном деле. Это относится ко всем странам и всем политическим режимам, без исключения. Громче всего о военно-технической революции возвестили атомные взрывы над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945 года.

Особенности научно-технической революции

Отличительной особенностью НТР является бурное развитие науки и ее преобразование в продуктивную силу, т.е. наука становится основой производства. Возрастает роль научных и конструкторских разработок (НИОКР), которые направлены на приобретение новых знаний и их практическое применение.
Меняются требования к качеству образования, характеру управления производством. Происходит быстрый рост научно-технических изменений, возрастает роль не просто рабочих рук, а «умных» рабочих рук.
Эти особенности характеризуют, прежде всего, современную НТР, которая влияет на мировое хозяйство.

Этапы научно-технической революции

История науки, так же, как и история государств, знает множество революций, больших и малых. Обычно, наука развивается эволюционно, когда теория обрастает фактами, доказательствами и методами. Однако, иногда, происходит резкий эволюционный скачок, меняющий господствующую научную теорию. Такие изменения происходили не раз, и были связаны с именами крупных ученых, которые ознаменовали своими работами те, или иные этапы НТР.

В истории человечества известны четыре научные революции.

1 научная революция 17 века
Происходит становление классического естествознания, основанного на картине мира Галлилея, Кеплера и Ньютона:
– рождается теория гелиоцентрической системы мира, положившая начало свободного падения, ряд астрономических открытий с использованием телескопа (Галилей 1564 – 1642);
– появляется научная теория расположения планет относительно солнца, механистическая теория движения планет, развитие геометрической оптики (Кеплер 1571 – 1630);
– формируются понятия и постулаты классической механики, всемирного тяготения, теоретически обосновываются законы Кеплера о движении планет относительно Солнца, рождается теория небесной механики (Ньютон 1643 – 1727).
Таким образом, первый период НТР отмечен профессионализацией науки, которая становится социальным институтом.

2 научная революция конца 18 века – начала 19 века
Появляется дисциплинарно организованная, дифференцированная наука, взамен классической, ориентированной на изучение механических и физических явлений. В это время научные знания стали превращаться в товар.
Второй этап НТР условно отсчитывается от 1769 года – года основного патента Джеймса Уатта на усовершенствованную паровую машину.
В это же время в науке развиваются идеи развития (биология, геология), раскрывается диалектический характер развития природы (Шванн, Дарвин, Бутлеров).

3 научная революция конца 19 века – середины 20 века
Формирование неклассического естествознания, в основе которого лежит теория относительности и квантовая механика. Основные научные теории этого времени:
– теория электричества и магнетизма (М. Фарадей, Г. Ом, Д. Максвелл);
– атомная теория и периодический закон элементов (Д. Дальтон, Д.И.
Менделеев);
– теория эволюции и естественного отбора (Г. Спенсер, Ч. Дарвин);
– законы наследственности (Г. Мендель);
– неэвклидова пространственная геометрия (Н. И. Лобачевский, Г. Риман).
Этот период характеризуется активным использованием электроэнергии,
появлением новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производства алюминия и др.

4 научная революция 90-ых годов
В конце XX века стала очевидной неизбежность развития нанотехнологий и наступления 4-ой стадии НТР. Это время характеризуется развитием постнеклассической науки, основанной на информационных технологиях.
Термин «постнеклассическая наука» ввел В.С.Степин в своей книге «Теоретическое знание».
Объекты изучения – развивающиеся системы.
Основные направления этапа – развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики.

Развитие научно-технической революции

НТР – это экономический процесс быстрых изменений в науке, технике и производстве, начатый после сороковых годов XX века и в настоящее время в стадии реализации.
В современном мире это явление было вызвано огромным увеличением спроса на научные исследования. С одной стороны, он состоял из стран, участвующих в гонке вооружений во время холодной войны, с другой находились крупные корпорации, действующие в условиях олигополии и конкурирующие друг с другом в области новых продуктов.

Источники инноваций также изменились. В девятнадцатом веке они были созданы талантливыми техническими специалистами, мастерами и даже самоучками, в настоящее время они, в основном, создаются только в научных лабораториях и являются результатом командной работы. НТР состоит из многочисленных прорывных инноваций.

Наиболее важными из них являются:
– внедрение новых источников энергии (ядерных, солнечных и других возобновляемых источников энергии);
– автоматизация и роботизация;
– новые материалы и пластики;
– компьютеризация и быстрая обработка информации;
– биотехнологии.

В современном мире НТР приобрела вид сложной системы, в которой тесно взаимодействуют наука, техника, производство и управление.

Отличие научно-технической и промышленной революции

Современная НТР является результатом эволюции общественного производства, революционных процессов, произошедших в промышленности 18 века и условно названными первой промышленной революцией.
В результате применения машин на мануфактурах, изменялся и весь облик общества: увеличивалась численность городского населения, изменялась социальная картина общества, быстрое увеличение эффективности труда привело к экономическому росту.

Промышленную революцию можно охарактеризовать, как глубокое качественное изменение в промышленности.

Техническая революция – глубокое, коренное изменение в развитии техники.
НТР же предполагает преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.

Таким образом, отличие НТР от промышленной революции заключается в наличии ведущей роли науки и ее достижений во всех сферах общественного производства.

Последствия научно-технической революции

Как и всякий глобальный процесс, возникающий в обществе, НТР принесла человечеству, помимо великих цивилизационных благ, негативные последствия. Эффект НТР важен, но неоднозначен.

Перечислим основные плюсы:
– снизилась доля тяжелого ручного труда за счет внедрения механизмов;
– стали появляться новые профессии;
– появились нематериальные отрасли производства (сфера обслуживания, реклама, маркетинг);
– произошло значительное увеличение уровня образования трудовых ресурсов.

В результате НТР в развитых странах произошли изменения в образе жизни: средняя продолжительность жизни увеличилась, рабочее время сократилось, стало возможным быстрое перемещение людей и товаров, улучшились доступность и обмен информацией, произошло развитие средств массовой информации. В то же время появились негативные явления, вызванные трудностями в адаптации к быстрым переменам, таким как болезни цивилизации, стресс, распад семьи и падение традиционных авторитетов.

Одним из наиболее заметных негативных последствий НТР является снижение спроса на рабочую силу. Конечно, это снижение не распространяется в равной степени на все профессии. В основном, это относится к сотрудникам, которых заменяют автоматизированные производственные линии, роботы и компьютеры. Обратил внимание на это американский экономист Джереми Рифкин, который в середине девяностых годов прошлого века опубликовал свою книгу, красноречиво озаглавленную «Конец работы».

Дoстижения научнo-технической революции

Достижения НТР проникают во все сферы общества, стремительно меняя стиль и качество человеческой жизни, эти достижения позволили в самом начале:

1 автоматизировать процессы в промышленности;
2 внедрять достижения науки в производство;
3 повысить уровень образованности рабочего класса;
4 стремительно развиваться средствам связи и коммуникаций.

Изобретения XX века:
– сороковые годы: транзисторы, телевидение, радар, атомная бомба, пенициллин, синтетическое волокно;
– пятидесятые годы: мир получил вoдорoдную бомбу, в космос запущен искусственный спутник, развитие реактивного самолетостроения, появляются станки с ЧПУ, ядерная установка, одноразовый шприц;
– шестидесятые годы: лазер, спутники связи, интегральные схемы, скоростные поезда;
– семидесятые годы: промышленные роботы, биотехнологии;
– восьмидесятые годы: сверхпрочная керамика, гeнетическая инжeнерия, тeрмоядеpные исследования;
– девяностые годы: компакт-диски, плееры, мобильные телефоны, суррогатное материнство, нанотехнологии.

На современном этапе основными направлениями НТР являются усовершенствование биотехнологий, увеличение энергетических ресурсов, космизация, внедрение инновационных технологий в сферу промышленного производства и сельского хозяйства, создание искусственного интеллекта, поиск новых источников энергии, развитие атомной энергетики и генной инженерии.

Чтобы соответствовать требованиям четвертой промышленной революции, необходимо гарантировать достаточный человеческий капитал – специалистов с новой квалификацией и навыками. Области, которые еще не определены сегодня, потребуют новых компетенций и новых специалистов. Уже сегодня ощущается темп этого процесса, поэтому необходимы дальнейшие изменения профессии, переподготовки и обучения специалистов на протяжении всей жизни, связанные с обучением и использованием новых технологий. Все это означает, что обучение и подготовка персонала и рынка услуг играет ключевую роль в подготовке общества к действиям перед лицом предстоящей четвертой НТР.

Сущность и фундаментальные черты научно-технической революции.

Тема 6. Особенности современного этапа развития техники. Техника и глобальные проблемы современности

Сущность научно-технической революции

Основные направления НТР.

НТР и глобальные проблемы современности.

Ключевые понятия темы: научно-техническая революция, компьютеризация, информатизация, антропологический кризис, экологический кризис, кризис развития.

Двадцатый век по части технического развития был веком выдающимся. Без преувеличения можно сказать, что за сто лет сделано открытий и изобретений не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени является беспрецедентный по своим масштабам и темпам научно-технический прогресс. Его значение, как фактора исторического развития человеческой цивилизации, трудно переоценить — он приводит к столь фундаментальным трансформациям общества, что позволяет утверждать о вступлении человечества в новую фазу общественного развития. В связи с этим, анализу современного этапа в историческом развитии техники отводится отдельная тема.

При знакомстве с историей развития техники нетрудно заметить неуклонный кумулятивный (накапливающий) эффект, поэтому тезис о прогрессе в техносфере сегодня ни у кого не вызывает возражений. В ходе развития человечества технические средства неуклонно совершенствуются. Технический прогресс на разных этапах человеческой истории был далеко неоднороден, и влияние его на социальное бытие также было неодинаково. В динамике технического прогресса выделяется четыре определяющих этапа («революций»), каждый из которых коренным образом преобразует общество во всех его сферах — в производительных силах, в социальных отношениях, в политических формах, в идеологии и в культуре. К этим этапам относятся:

— первая техническая революция — изобретение каменных «первоорудий» и освоение огня. С нее начинается отсчет развития человеческого общества и всех последующих технических революций. Эта революция выделяет человека из животного мира, закрепляет его статус за счет первых орудий труда;

— технический переворот, связанный с переходом к «железному веку» в I тысячелетии до н.э., и заключающийся в использовании стальных орудий в производственной деятельности человека. Его результат — возникновение исторически первой цивилизации, в основе которых лежат земледельческие и ремесленные технологии;

— промышленная революция конца XVIII в., которая ознаменовала переход от преимущественно орудийной деятельности к машинному производству. Она связана с изобретением парового двигателя, с его широким применением в различных областях, распространением рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения суппорта). Ее результатом является возникновение индустриальной и урбанистической цивилизации;

— научно-техническая революция (середина XX в.) как совокупность радикальных изменений в системе «наука — техника — общество», обусловленных именно взаимосвязью составляющих ее подсистем. Она положило начало становлению «информационной цивилизации».

Рассмотрим сущность, основные черты и последствия научно-технической революции.

Сущность и фундаментальные черты научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине ХХ века. Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Начало ее относится к 40-м гг. прошлого столетия. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, происходят радикальные изменения масштабов и форм взаимодействия науки и техники: формируется система «фундаментальные исследования — прикладные исследования — экспериментальные разработки». Научные изобретения во все времена находили применение в производстве, однако лишь после второй мировой войны этот процесс приобрел такие масштабы, что его по праву назвали революцией. Темпы научно-технического прогресса поразительны: люди, родившиеся на рубеже ХIХ-ХХ вв. Жили при свечах и газовых уличных фонарях, телефоны были величайшей редкостью, появление телевизоров и не предвиделось. А уже в 60-хгг. началась космическая эра, и люди высадились на Луне!

Научный поиск был непосредственно направляться на удовлетворение практических потребностей общества. Отрезок времени между моментом совершения научного открытия до его практического воплощения имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Темпы технического прогресса настолько возросли, что на протяжении жизни одного человеческого поколения коренные технические сдвиги могут произойти неоднократно. В результате произошли подлинно революционные изменения во всех сферах социального бытия.

НТР, как и всякая революция, происходит не вдруг и не возникает из «вакуума», она имела две главные предпосылки: научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце ХIХ – нач. ХХ в. В этот период происходит коренной переворот во взглядах на материю, в результате которого сложилась новая научная картина мира. Он был следствием «каскада» сенсационных открытий, прежде всего в физике, сделанных в течение чрезвычайно короткого исторического периода: открытие рентгеновского излучения (1895), радиоактивности (1896), электрона (1897), создана теория относительности (1905) и квантовая теория (1924). В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и транспорте. Получают широкое распространение и постепенно становятся фактами обыденной жизни радио, электрические лампы, автомобили; рождается авиация. В формировании научно-технической революции решающее значение имели следующие изобретения: транзистора (1947), интегральной схемы (1957), микропроцессора и компьютера на чипе (1971), современного компьютера (1975).

К социальным факторам, способствующим осуществлению революционных изменений в науке и технике можно отнести организацию в ведущих мировых державах (прежде всего, в СССР и США) организации общенациональных научно-технических исследовательских программ, обеспечивающих тесное взаимодействие науки и промышленности. В результате значительно усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

Исторически сложились различные точки зрения на сущность НТР. Одни ученые трактуют ее сущность, исходя из тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу». Действительно, в условиях НТР именно динамизм естественных наук определяет темпы и направления технического прогресса: исследования в атомной физике способствовали созданию атомной энергетики, в биологии — биотехнологии, в информатике — технической кибернетике, в химии — современных форм технологий. Реализация достижений науки на стыке дисциплин привело к появлению принципиально новых производств — полупроводников, монокристаллов, пленок и др. Справедливы также мнения тех исследователей, которые связывают сущностные характеристики НТР с переходом от машинного к комплексно-автоматизированному производству; третьи — с радикальными изменениями в системе управления; четвертые — с характером взаимоотношений техники и биосферы; и др.

Несмотря на некоторые теоретические разночтения, очевидно, что научно-техническая революция носит комплексный характер. Она является интегрированной системой, в рамках которой фиксируется вся совокупность изменений в системе отношений «человек — техника — природа — общество».

Принципиальное отличие НТР от всех предшествующих этапов технического прогресса состоит в том, что именно в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ставших символом научно-технической революции. ЭВМ — принципиально новый вид техники, кардинально изменивший положение человека в производственном процессе. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Управление технологическим процессом осуществляется теперь с помощью ЭВМ, что освобождает человека не только от контакта с рабочими орудиями, но и самой рабочей машиной. Это приводит к существенной интенсификации производственного процесса, т.к. параметры действия технических систем с применением электронно-вычислительных машин выходят за пределы не только физических, но и умственных возможностей человека. Например, им свойственна не только недоступная человеческой руке скорость движения, но и непосильная для человеческого мозга скорость обработки информации.

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами.

1. Превращение науки в непосредственную производительную силу, что означает усиление взаимодействия науки, техники и производства, в результате чего происходит сокращение временных интервалов от рождения новой научной идеи до ее практического воплощения. Расчеты показывают, что для 19 наиболее значительных изобретений, внедренных с 1888 по 1913 гг. срок от появления идеи до первой действующей модели был равен 176 годам, от модели до практического применения — 24 годам. Временной лаг от идеи до практического использования для фотографии составляет 112 лет, для телефона — 56 лет, для радио 35 лет, для телевидения — 14 лет, для атомной бомбы 6 лет, для транзистора — 5 лет, для лазера — 5 лет.

2. Превращение науки в ведущую сферу развития общества, что способствует кардинальным изменениям в общественном разделении труда: обозначается тенденция сокращения доли занятых в материальном производстве (и в промышленном, и сельскохозяйственном), неуклонно растет число занятых в науке и научном обслуживании, в сфере услуг.

3. Усиление взаимодействия наук, возникновение комплексных исследований, повышение роли социальных наук.

4. Значительная интенсификация процесса производства, обусловленного научной организацией и рационализацией труда, результатом чего стало снижение материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции.

5. Изменение характера и содержания труда: он значительно обогащается элементами творчества; качественно меняется предмет труда на основе создания новых конструкционных материалов.

6. Автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

7. Информатизация всех сторон общественной жизни, огромное повышение социального и экономического значения информационной деятельности.

Этапы и основные направления НТР.

Наряду с основными чертами НТР можно выделить определенные этапы ее развития и главные направления, характерные для этих этапов.

Первый этап начался в 50-х гг. прошлого столетия и продолжался до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техники и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х годов ХХ столетия начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, в силу чего он получил наименование «научно-технологической революции». Суть этого этапа НТР заключается в переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических воздействий на предметы труда к субмикронным воздействиям на уровне микроструктуры как живой, так и неживой материи. К таким важнейшим технологиям относятся нанотехнология и генная инженерия. Нанотехнологии («nannos» – «карлик» в переводе с греческого) — это технологии преобразования объектов порядка миллиардной доли метра, их величина сопоставима с размерами атомов и молекул. Огромную роль играют также такие новейшие технологии как гибкие автоматизированные производства, лазерные технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии и др.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая микропроцессорная революция). Это во многом способствовало формированию мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного бытового оборудования.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав основных фондов в нематериальном производстве: в здравоохранении, торговле, кредитно-финансовой сфере. Создаются новые отрасли, масштабы которых сопоставимы с отраслями материального производства. Например, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-хгг. прошлого столетия превысила в денежном исчислении объемы производства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа-, судо- или станкостроение.

Широкое распространение информационных технологий (информационно-компьютерная революция) серьезно повышает эффективность материального производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый, невещный ресурсинформация: научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая и т.д. Особенностью настоящего этапа развития общества является то, что техника как ее компонент создала уже третий мир, третью природу (первая – естественная природа, вторая – искусственная среда, без которой человек уже не мыслит своего существования) — так называемую виртуальную, мало похожую на первые две по своим онтологическим характеристикам, но не уступающую им по важности для человека и по возможностям эффективного использования.

Таким образом, научно-техническая революция повлекла за собой перестройку всего технического базиса, технологического способа производства, вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на образование, досуг и т.д. Эти изменения носят столь радикальный характер, что позволяют констатировать наступление нового цивилизационного уклада, который называется «техногенной цивилизацией», «постиндустриальным» обществом, или «информационным» обществом. Основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме становится информация, отсюда и название, которое дали ученые современному этапу цивилизационного развития человечества. Знания как непосредственная производительная сила становится важнейшим фактором современной экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее существенным и важным ресурсом производства. По мере развития информационного сектора хозяйства становится все более очевидным, что знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса и составляют все большую долю общественного богатства.

Таким образом, развитие современного общества приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Следствием этого становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов. Формирование «информационного общества» предполагает выход на уровень технического прогресса нового типа, обусловленного доминантой не материального роста, а динамикой качественного развития мировых социоприродных систем и их элементов. Смещение акцентов с количественных показателей общественного развития на качественные, определяется вступлением человечества в «зону» глобальных кризисов.

Характеристика научно-технической революции

Урок 15. География 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Характеристика научно-технической революции”

Характеристика научно-технической революции

Всем хорошо знакомы такие понятия, как телевизор, сотовый телефон, реактивный самолет, атомная электростанция. Все они являются словами-ассоциациями с современной научно-технической революцией. Научно-техническая революция (НТР) – это коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Начавшаяся в середине 20 века она оказала значительное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, изменив не только технологию многих производств, но и его бытовую жизнь. Рассмотрим подробнее черты и части НТР.

Современная научно-техническая революция обладает следующими чертами: универсальностью (всеохватностью), т.к. она охватывает все сферы человеческой деятельности и все сферы народного хозяйства. Бурным развитием науки и техники, что выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Например, если с момента открытия принципа фотографирования до первой фотографии прошло 102 года, то для лазера это время сократилось до пяти лет. Повышением требований к уровню квалификации трудовых ресурсов, что проявляется в увеличении доли умственного труда во всех сферах человеческой деятельности. Четвертой чертой НТР является то, что она зародилась как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться такой на протяжении всего послевоенного периода.

Современные черты НТР

Современная научно-техническая революция представляет собой сложную систему, которая состоит из 4 частей. Это наука, техника и технология, производство и управление. Рассмотрим более подробно каждую из частей НТР.

Части современной НТР

Науку в эпоху НТР можно представить как сложную систему знаний. В настоящее время во всем мире в ней занято около 50 млн человек. Сравним долю научных работников среди наемных работников в США, Евросоюзе, Японии, Южной Корее, Китае и России.

Как видно, самый большой показатель роста количества ученых по состоянию на 2011 год наблюдается в Южной Корее – на 7 ученых на 1000 человек больше, чем в 1995 году. А вот самый маленький показатель у России – минус 3,6 научных работника на 1000 человек по сравнению с 1995 годом. Также об уровне развития науки в стране можно судить по показателю ее расходов на развитие.

Карта затрат стран мира на научные

исследования и разработки

Из карты затрат стран мира на научные исследования и разработки видно, что лидерами по этому показателю являются Южная Корея, Япония, Германия, США, Франция. Высоки затраты на прогресс и в таких странах мира, как Израиль, Финляндия и Швеция. А вот в развивающихся странах мира, как правило, это доли процента.

Следующей составной частью НТР является техника и технология. В упрощенном виде техника – это совокупность всех технических устройств, которые существуют в настоящее время. А технология – это совокупность методов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. Вся существующая в настоящее время техника является продуктом НТР, а уровень ее развития – показателем научно-технического развития общества. Основные ее функции – трудосберегающая, ресурсосберегающая, природоохранительная и информационная. В развитии техники можно выделить два пути: эволюционный и революционный. Примером эволюционного развития техники может служить увеличение грузоподъемности танкеров. Так, если в 50-х годах прошлого века грузоподъемность танкеров составляла 50 000 тонн нефти, то уже в 70-х годах – грузоподъемность составила уже 500 000 тонн нефти и более. То есть эволюционный путь развития техники заключается в усовершенствовании уже имеющейся техники. Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой техники и технологии. Он воплощается в широком применении электронно-вычислительных машин и роботов. Не зря «вторую волну НТР», начавшуюся в 70-х годах 20 века называют «микроэлектронной революцией». К таким технологиям можно отнести вакуумный, лазерный или радиационный способ обработки металлов, развитие стекловолоконной связи, электронной почты, бесплужное земледелие, развитие генной инженерии. Этот путь является главным в развитии техники и технологии в эпоху НТР.

Производство – это еще одна составная часть НТР. Оно развивается по шести главным направлениям. Первое из них – электронизация (или компьютеризация). Электронизация проявляется во внедрении во все сферы человеческой жизнедеятельности электронно-вычислительной техники – продукта электронной промышленности, которая появилась в результате научно-технической революции. В настоящее время эта промышленность широкое развитие получила в США, Японии, Германии и некоторых индустриальных странах. Персональные компьютеры прочно вошли не только в производственную деятельность человека, но и в его бытовую жизнь. С его помощью мы можем получать различную полезную для нас информацию: прогноз погоды, курсы акций, расписание поездов, даже изучать иностранные языки.

Страны-лидеры в развитии

электронной промышленности

В свою очередь развитие электронизации позволило развиться комплексной автоматизации – второго направления производства. При комплексной автоматизации весь цикл работ по производству какого-либо продукта осуществляется без участия человека. Качественный новый этап автоматизации начался с появлением микропроцессоров, что привело к возникновению роботов. Роботостроение стало одной из важнейших наукоемких отраслей производства. По производству роботов лидирующими странами являются Япония, США, Германия, Италия, Республика Корея. Роботы широко применяются не только в производственной сфере человека, но и постепенно входят в бытовую жизнь человека. Так, по предположению изобретателя Энгельберга, которого называют «отцом робототехники» к концу 20 века робот «будет выполнять все работы по уборке помещений. Он даже сможет мыть окна . Утром, уходя на работу, вы назовете роботу номер рецепта, по которому вы хотите приготовить ужин, и к вашему приходу он приготовит все ингредиенты и приборы, требуемые для изготовления соответствующего блюда. За ночь он может выполнить за вас целый ряд домашних работ”.

Страны-лидеры по производству роботов

Третьим направлением развития производства является перестройка энергетического хозяйства, появление новых видов энергетики, основанных на энергосбережении. Примером этого направления производства может послужить применение атомной электроэнергии. Строительство АЭС позволяет удешевить выработку электроэнергии, ведь получаемая от органического топлива, ее стоимость постепенно увеличивается. В настоящее время наибольшее развитие атомная энергетика получила в США, Франции, Японии, России. Ускоренное строительство АЭС наблюдается в Китае и Индии.

Страны с развитой атомной энергетикой

Однако, произошедшие за последнее время ряд аварий на атомных электростанциях, привели к вводу моратория на их строительство в ряде стран мира. Это, например, Швеция, Италия, Бельгия, Германия и в ряде других стран.

Страны, которые ввели мораторий на

строительство АЭС

Важным направлением развития производства в эпоху научно-технической революции является производство новых материалов. Усложнение современного производства привело к необходимости создания новых материалов, которые бы отвечали всем необходимым требованиям. Так появились принципиально «новые» материалы: композиционные, полупроводниковые, керамические, оптоволокно. Значительную роль в производстве выполняют и так называемые «металлы 21 века»: бериллий, литий, титан, алюминий.

Перспективным направлением производства в эпоху НТР является развитие биотехнологий. Биотехнология – это совокупность методов, с помощью которых получают живых организмов с заданными, необходимыми свойствами. Область применения биотехнологий обширна: от повышения продуктивности сельскохозяйственных растений и производства новых продуктов питания до защиты окружающей среды биотехнологическими методами. Возникшая в 70-х годах прошлого века биотехнология является наиболее наукоемкой отраслью НТР.

Начавшееся активное исследование космоса с середины двадцатого века привело к появлению шестого направления производства – космизации. Благодаря развитию космонавтики в НТР появилась еще одна наукоемкая отрасль – аэрокосмическая промышленность, которая способствовала созданию новых машин, приборов и сплавов.

Четвертой составной частью научно-технической революции является управление. На современном этапе развития общества управление невозможно представить без информации, поэтому появилась даже целая наука кибернетика – наука об управлении и переработки информации. Количество информации каждый год растет. Если с 1800 года количество информации удваивалось каждые 50 лет, с 1950 года – каждые 10 лет, то с конца 90-х годов прошлого века объем информации удваивается каждый год. Все это привело к необходимости перехода от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации, а выпуск информационной техники стал еще одной из наукоемких отраслей промышленности.

Сегодня каждый из нас живет в глобальном информационном пространстве, большую роль в котором играет Интернет. В настоящее время общее количество пользователей глобальной паутиной составляет 3 млрд человек. На июнь 2014 года наибольшее их число проживало в Китае. По прогнозу Международного союза электросвязи на конец 2014 года проникновение интернета в Европе достигнет 75%, в Северной и Южной Америке 66%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 45%, а в Африке почти 20%. Информатизация повлияла и на развитие главного направления соединения географии с современными достижениями НТР – геоинформатики, которая, в свою очередь, привела к созданию геоинформационных систем.

Проникновение Интернета в регионах мира на конец 2014 года (по прогнозу Международного союза электросвязи)

Как видно, значение НТР трудно переоценить: она оказывается влияние на все стороны жизни человека. Однако, стоит помнить, что это влияние может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.

«Человечество может все. Изумительное развитие науки в течение одного века и еще более изумительные и быстрые успехи ее за последнее двадцатилетие благодаря неслыханным открытиям, преобразовавшим важнейшие наши представления о мире, – это триумфальное шествие человеческого ума открывает человеческой деятельности безграничные просторы».

Характерные черты и составные части научно-технической революции

Общая характеристика научно-технической революции, её характерные особенности. Наука, производство, управление, техника и технология как взаимодействующие части современной научно-технической революции. Главные направления совершенствования производства.

РубрикаПроизводство и технологии
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления20.04.2015
Размер файла13,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Характерные черты и составные части научно-технической революции

Научно-техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами:

Во-первых, универсальностью, всеохватностью. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Если символом промышленных переворотов прошлого обычно считают паровую машину, то для современной НТР такими символами могут служить и ЭВМ, и космический корабль, и атомная электростанция, и реактивный самолет, и телевизор. Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство.

Во-вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований. Оно выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции.

В-третьих, НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается и каждого из вас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация.

В-четвертых, важная особенность НТР заключается в том, что она зародилась еще в годы второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении всего периода “холодной войны” НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

Современная НТР является сложной системой, включающей четыре взаимодействующие части:

2. технику и технологию;

Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более наукоемким, то есть с повышением уровня (доли) затрат на научные исследования в производстве той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% валового внутреннего продукта (ВВП), а в развивающихся — это доли процента.

Техника и технология научный технический революция

В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями — эволюционным и революционным. Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е гг. стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным направлением развития техники и технологии в эпоху НТР. Этот путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Одно из выражений этот путь находит в производстве электронной техники. Неслучайно, «вторую волну» НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют «микроэлектронной революцией». Очень большое значение имеет и переход к новейшим технологиям.

Производство

Наряду с традиционными путями совершенствования производства (механизация, химизация, электрификация) интенсивно развиваются новейшие направления производства, в которых можно выделить шесть главных направлений:

1. электронизация, то есть насыщение всех сфер деятельности электронно-вычислительной техникой;

2. комплексная автоматизация или внедрение робототехники и создание гибких производственных систем, заводов-автоматов;

3. перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергосбережении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, использовании новых источников энергии;

4. производство принципиально новых материалов таких, как композиционные, полупроводниковые, керамические материалы, оптическое волокно, бериллий, литий, титан и др.;

5. ускоренное развития биотехнологии;

6. космизация и возникновение аэрокосмической промышленности, что способствовало появлению новых машин, приборов, сплавов и пр.

Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. В период информационного взрыва, который переживает современное человечество, начался переход от обычной (бумажной) к машинной (компьютерной) информации. Выпуск различной информационной техники стал одной из новейших наукоемких отраслей промышленности. В этой ситуации большое значение должно отдаваться кибернетике — науке об управлении и переработке информации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и значение научно-технической революции (НТР), основные направления реализации научно-технической деятельности на современном этапе. Область применения био- и нанотехнологий, анализ положительных и отрицательных моментов новых направлений НТР.

курсовая работа [42,2 K], добавлен 29.03.2011

Понятие и классификация научно-технической продукции, ее разновидности. Особенности ее документального оформления, законодательное регулирование этой сферы. Методы передачи научно-технической продукции потребителям в отечественной и мировой практике.

контрольная работа [31,7 K], добавлен 25.11.2015

Организация научно-технической подготовки производства к выпуску новой продукции. Описание научно-технических исследований и конструкторской подготовки на предприятии. Оранизационно-технологическая и проектно-конструкторская подготовка.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 13.01.2009

Автоматизация как один из основных факторов современной научно-технической революции. Схема технологического процесса производства закваски для кисломолочных продуктов непрерывным способом. Подбор средств измерения и автоматизации, параметры оборудования.

курсовая работа [5,5 M], добавлен 30.11.2010

Задачи и характеристика видов технической документации: конструкторской, проектно-сметной, технологической, научно-исследовательской. Изготовление и оформление технической документации, организация ее хранения и использования в ведомственных архивах.

курсовая работа [33,2 K], добавлен 15.06.2011

Социология и идеология инноваций

Теория инноваций: классы инноваций. Основные определения. Анализ ситуации в РФ, Европе и США

Большое влияние на мировой развитие оказала научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине ХХ в. Основным ее содержанием стало качественное преобразование производительных сил на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства,

1. Научно-техническая революция: сущность и основные направления

Большое влияние на мировой развитие оказала научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине ХХ в. Основным ее содержанием стало качественное преобразование производительных сил на базе превращения науки в ведущий фактор общественного производства, постепенный переход от машинного к комплексно-автоматизированному производству. Главные направления НТР – автоматизация и компьютеризация производства и управления производственными процессами, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, развитие химии, биотехнологии, создание искусственных материалов. В ходе НТР особое значение приобретает информация и ее производство как важнейшая сфера экономики. Объективные предпосылки для НТР были созданы предшествующим развитием науки, в частности разработкой теории относительности, открытиями в области ядерной физики и квантовой механики, успехами кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, а также достигнутым ко второй половине ХХ в. техническим уровнем производства, позволившим реализовать эти открытия.

Научно-техническая революция соединяет науку с производством, превращает ее в ведущую производительную силу, постепенно вытесняя сферу физического труда умственным трудом высококвалифицированных работников. НТР имеет всеохватывающий характер, распространяясь как на промышленность, так и на сельское хозяйство, сферу обслуживания и управления и на экономику в целом. Она оказывает воздействие на все стороны жизни общества – политику, идеологию, образование, здравоохранение, быт, культуру, психологию людей, взаимоотношения человека с природой.

Первые шаги научно-технической революции были связаны поначалу с созданием в США и СССР ракетно-ядерного оружия, что произвело подлинный переворот в военном производстве и в средствах ведения войны.

Развитие научно-технической революции на первом этапе олицетворяли электронно-вычислительная техника, атомная энергетика, новая химическая технология, начало освоения космоса. Повышение роли науки в производстве вызвало быстрый рост расходов на научные исследования и разработки в ведущих западных странах в 3–5 раз. Теоретические и экспериментальные исследования оснащались более сложной техникой и аппаратурой, изготовление которой становилась самостоятельной промышленной отраслью. Выросли мощные научно-производственные подразделения.

Научно-техническая революция открывала простор для созидательных возможностей общественного производства. Но эти возможности использовались не в полной мере. В условиях противостояния двух общественных систем и военно-политических блоков лучшие научные силы, колоссальные финансовые средства, сырьевые ресурсы отвлекались от созидательных целей на создание все более губительных и дорогостоящих средств массового уничтожения. Результатом этих и других негативных явлений (в том числе последствий неконтролируемого технического прогресса) стало возникновение глобальных проблем (ядерной, экологической, энергетической, продовольственной и других), создавших угрозу существованию самой цивилизации и жизни на Земле.

Особенность нового этапа НТР (с 1970-х гг.) состояла в универсальном преобразовании материально-технического способа производства, всех его отраслей, в сращивании новых технологий с микроэлектроникой, компьютерной и информационной техникой. Ускорился процесс коренного изменения роли науки, ее превращения в непосредственную производительную силу, начинается становление постиндустриального, информационного общества. В постиндустриальном обществе изменяется роль вовлекаемых в производство ресурсов. Знания и информация становятся важнейшими факторами современного производства. Источником производительности и экономического роста является уже не только сам по себе капитал и труд, а оптимальная комбинация факторов производства, в рамках которой все более определяющей становится роль знаний и информации. В развитых странах произошел сдвиг от материальной деятельности к деятельности по производству информации как в доле мирового ВВП, так и в численности населения, занятого в этой области, где более половины самодеятельного населения заняты в сфере по производству информации. Возрастающая зависимость производства от применения науки и новейших технологий, а также от качества информации и управления в процессе производства, распределения, потребления и торговли выражаются в том, что в структуре стоимости товара решающее значение приобретает стоимость, созданная знанием. Затраты собственно на производство любого высокотехнологичного товара оказываются меньше, чем стоимость знаний и информации, в результате которых сам товар мог появиться на свет. При этом важнейшей продукцией становится также информация в виде инноваций и новых знаний, создающих возможность формирования последующих новых знаний и новой информации. Все это дает основание назвать экономику постиндустриального общества «информационной экономикой».

ХХ столетие знаменито целым рядом научных, технических и технологических достижений, которые носят двойственный характер, ибо они принесли пользу и одновременно породили новые проблемы. Например, успехи в области физики, химии и космотехники позволили овладеть микро- и макрокосмосом, что значительно продвинуло научно-технический прогресс. Вместе с тем они предоставили человечеству средства для самоуничтожения в контексте ядерной и космической войн. Сейчас в историческом процессе на передний план выдвинулись наука и технология, которые генерируют проблемы, в том числе и глобальные (экологические, демографические, наркомания, СПИД, истощение невозобновляемых ресурсов и пр.) и стремятся решить их.

Достижения современной науки и технологии помогают человечеству в условиях глобальных проблем современности увидеть альтернативу выживанию. Таковой может быть синтез достижений микроэлектроники, информационной технологии и генной инженерии. Уже сейчас биоэлектроника достигла на этом направлении достаточно ощутимых результатов. Например, для слепых созданы миниатюрные телевизионные камеры, встроенные в очки. Принятое ими изображение подвергается обработке суперминиатюрной ЭВМ, трансформируется в электрические сигналы и передается в мозг человека по вживляемым в него электродам, которые покрыты протеином. И хотя полученное изображение не совсем ясно, слепой человек получает возможность ориентироваться в пространстве, различать темноту и свет. Аналогично можно использовать результаты генной инженерии и биотехнологии не только для того, чтобы решить продовольственную проблему, но и – экологическую и пр.

Для нас существенно то, что во второй половине ХХ в. произошла «биологическая революция», положившая начало «новой биологии», важное место в системе которой занимает генная инженерия. В отличие от предыдущих эпох развития человечества с его многообразием культур, когда человек манипулировал генами большей частью бессознательно, сейчас появилась вполне реальная возможность создания человека по генетической инструкции в лабораторных условиях. Мы не говорим уже о том, что методами генной инженерии получают растения и животных с некоторыми заранее запрограммированными свойствами. Так, в настоящее время российскими учеными методами тончайшей генной инженерии уже получили более 100 новых типов животных (овец, кроликов и пр.). генная инженерия является культурной инновацией, ибо она есть прямой результат длительного развития европейской культуры вместе с такой ее специализированной сферой, как современная наука. Генная инженерия поистине культурная инновация, ставшая уже социокультурным фактом, так как затрагивает практически все сферы и пласты культуры и социальной жизни: возможности и последствия ее имеют отношение к преобразованию природных биосистем, к экономике, правовым нормам, идеологии, политике, нравственным ценностям, религиозным принципам, эстетическим ориентациям, идеалам гуманизма и пр. генная инженерия заставляет нас изменять представления о взаимосвязи между миром природы и социокультурным миром (понятно, свой вклад сюда вносят экололгия, социобиология и другие дисциплины), очевидно, в ближайшем будущем они претекрпят кардинальные изменения.

Одной из перспективных новейших технологий является нанотехнология, рожденная в последнее время. Нанотехнология – область знания, занимающаяся процессами и явлениями, происходящими в мире, измеряемом нанометрами – миллиардными долями метра.

С конца ХХ столетия быстрыми темпами идет развитие новой междисциплинарной науки – синергетики. Ее методологическое значение для теории и практики различных областей человеческой деятельности вытекает из того, что она представляет собою новое мировидение, т.е. синергетика дает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития природы и общества. В основе синергетики лежат идеи системности, или целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности, либо многовариантности и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, кооперативного взаимодействия отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы (принцип синергизма). Синергетика как мировидение обладает значительным гуманистическим и эвристическим потенциалом, так как ее идеи позволяют выделить нечто общее, взаимоподобное в процессах развития сложных физических, химических, биологических. Политических, экономических и прочих социальных систем. На основе этого выделения появляется возможность просчитывать оптимальные для человека пути развертывания событий и тем самым получить рычаги управления процессами развития. Эффективность синергетики заключается в том, что она в различных по своей природе процессах (физических, химических, биологических, социальных и т.д.) вычленяет общие механизмы самоорганизации.

Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике, поскольку человек начинает испытывать пределы своих возможностей. В связи с начавшейся революцией в психике человека сейчас интенсивно разрабатываются различного рода психотехнологии, чтобы управлять поведением индивида. Человек в нынешних условиях находится под мощным воздействием техногенной информационной и информационно-психологической среды. Развитие технической цивилизации вызвало эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки. Тем не менее эта неконтролируемая часть информации воспринимается мозгом и психикой, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания. Современные компьютерные психотехнологии – это уникальные, совершенно безопасные, экологически чистые технологии профилактики и улучшения здоровья и совершенствования человека. они позволяют эффективно и быстро решать задачи, связанные со здоровьем человека, ускорять, интенсифицировать и усиливать прочность усвоения информации в процессе обучения детей и взрослых, решать задачи профессионального отбора, профориентации и профпригодности, проводить постоянную текущую профилактику стрессов и переутомления и снимать утомление, т.е. снижать вероятность опасных ошибок в ответственной работе, интенсифицировать работоспособность человека, предупреждать и устранять конфликты в коллективе.

Однако компьютерные психотехнологии могут быть использованы для модификации памяти индивида в нежелательном для него направлении, что повлечет за собой значительные последствия в индивидуальном и социальном аспектах. В частности, сейчас появилось специфическое направление – мифодизайн – проектная, междисциплинарная социально-художественно-экономико-прогностико-управленческая деятельность, посредством которой при помощи мультимедийных технологий и виртуальной реальности осуществляется управление поведением человека, более того, путем конструирования информационно-коммуникативной среды мифодизайн позволяет создавать «искусственного» человека с необходимыми заданными индивидуально-коллективными чертами.

Огромные средства и интеллектуальные силы тратятся на создание принципиально новых типов оружия – этнического, инфразвукового, ультразвукового, радиологического, геофизического и пр. В настоящее время расходы на производство средств уничтожения колоссальны. Только США на военные цели ежегодно направляют более пятисот миллиардов долларов. Расширяется число государств – обладателей ядерного оружия, которое превращается в необходимый элемент престижа государства. В силу этого ситуация в мире становится все более опасной и непредсказуемой.

Современная ситуация требует переоценок в отношении человека и внешней среды. Синдром активного вмешательства человека в природу, ее «переделывания» (который часто называют синдромом Мичурина) поставил цивилизацию на грань гибели. Природа, потрясенная бесцеремонным вмешательством человека в свои законы «мстит за себя». Бумеранг возвращается.

В научном сообществе идут поиски соответствующего механизма, позволяющего использовать научные достижения только для целей созидания, а не самоуничтожения. Одни ученые активно участвуют в деятельности Пагуошского движения, другие – обращаются к нравственному потенциалу религии. Решение современных проблем развития науки требует внимательного отношения и к предшествующему опыту человечества, к истории науки в том числе.

Ссылка на основную публикацию