Профессиональная этика – определение, особенности, задачи и функции

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

Лекция по 1 теме ПЦЭБ

Скачать:

ВложениеРазмер
tema1.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1 . Профессиональная этика: понятие и сущность

2.1. Этика и мораль

Этика (от греч. e–thika , e–thos – нрав, обычай) – учение о нравственности (морали), о ее происхождении и развитии, ее принципах и нормах, роли этих принципов и норм в общественной и личной жизни человека. Термин «этика» введен Аристотелем (384–322 г. до н.э.) для обозначения практической философии, которая призвана дать ответ на вопрос, что следует делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются «добро», «зло», «благо», «ответственность», «долг», «совесть».

Термин «этика» обозначает совокупность принципов и норм поведения, характерных для данного общества или для данной социальной группы (класса, профессии и т.д.). В этом смысле этика по своему содержанию совпадает с нравственностью. Мораль или нравственность всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению, поступкам людей, формируя таким образом нормы поведения.

Теория нравственности и является обычно составной частью той или иной философской или теологической системы. Мораль (от фр. morale ) представляет собой систему этических

ценностей, которые признаются человеком. Мораль является важнейшим способом нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах общественной жизни. Этика как наука обобщает, систематизирует и определяет нравственные принципы и нормы, обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и их взаимоотношениях. Этика по своей природе нормативна, так как ее целью является руководство по формированию морального выбора. Этика также способствует формированию конкретного морального мнения в отдельных конкретных ситуациях.

Профессия (от лат. professio – объявляю своим делом) – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия с социологической точки зрения представляет со- бой организационную группу, которая:

• постоянно взаимодействует с обществом, образующим ее форму;

•представляет социальные функции посредством системы формальных и неформальных отношений;

• создает собственную субкультуру, требующую регулирования, как предпосылку для успеха в карьере.

Не все профессии имеют одинаково нравственное значение. Некоторые из них нуждаются в особых, тщательно детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере. Это те профессии, которые непосредственно затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, которые особенно важны для общества и требуют в силу этого повышенной ответственности.

Наряду с существованием морали всего общества существуют нормы поведения для определенных видов профессий, которые принято называть профессиональной этикой.

Профессиональная этика – это совокупность моральных правил, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная мораль объединяет людей по принадлежности к той или иной профессии, связанной с ограничением свободы в поведении окружающих. Требования профессиональной морали прямо не относятся к людям других профессий, но должны быть им известны, поскольку предполагают с их стороны особое от- ношение к представителям подобных профессиональных сословий. Профессиональная этика также связана с моральным поведением, но охватывает более узкий круг вопросов, рассматривая этичные характеристики каждой профессии. Профессия выступает в качестве так называемого фильтра, пропускающего только то, что соответствует требованиям нормативов.

Профессиональная этика призвана регулировать нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально существовать и развиваться, если в нем помимо юридических за-

конов есть и моральные принципы, на основе которых строится та или иная профессиональная деятельность.

Профессиональная этика реализуется через систему кодексов поведения, предписывающих определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных

кодексов. Кодексы поведения обеспечивают добросовестное выполнение профессиональной деятельности той или иной профессиональной группой. Профессиональная этика играет двойственную роль.

С философской точки зрения профессиональная этика базируется на общечеловеческих морально-этических принципах поведения, т.е. включает вопросы морали (что является правильным, а что – неправильным). С социальной точки зрения профессиональная этика связана с вопросами профессиональной саморегуляции и контроля, т.е. призвана управлять поведением представителей той или иной

Каждый человек живет и работает в условиях определенного общества, прежде всего общества профессионального. Это общество формирует его, исходя из общечеловеческих принципов и путем обобщения обычаев, сложившихся в жизни профессионального сообщества. Такая этика закрепляется в специальном профессиональном кодексе.

Кодекс профессиональной этики – это:

• кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие этическое поведение;

• свод фундаментальных моральных принципов;

• руководство для членов профессиональной группы, представляющих свою профессиональную роль.

Кодексы профессиональной этики не являются правовыми актами.

Кодексы профессиональной этики содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность.

Содержание норм предопределяется действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе, профессиональными традициями, международно-правовыми актами. Предписания кодексов профессиональной этики дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность представителей наиболее важных и общественно значимых профессий (аудиторов, бухгалтеров, врачей, журналистов, адвокатов, юристов и т.д.).

Значение этических кодексов:

• обеспечивают нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые обусловлены профессиональной деятельностью;

• определяют тип поведения, которое общество вправе ожидать от профессионалов, что позволяет укрепить уверенность общественности в качестве оказываемых профессиональных услуг;

• содержат четкие ответы на наиболее частые вопросы в профессиональной деятельности, сложные с нравственно-этической точки зрения.

2.3. Профессиональные навыки и способности бухгалтера

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Цель профессионального образования – заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры».

Профессиональные знания – это совокупность сведений, составляющих содержание бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.

Профессиональные навыки – это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.

Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные, специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.

Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:

  • владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирование соответствующих видов отчетности;
  • способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
  • способность проводить аудит финансовой отчетности;
  • достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
  • умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем: оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
  • обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этнических проблем.

Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:

  • выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
  • понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
  • регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
  • составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
  • выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
  • иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • представлять финансовые интересы организаций в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
  • критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
  • анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формирования проблем и нахождения решений;
  • представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.

Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.

Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:

  1. огромны потоки информации – огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
  2. жесткие сроки – очень серьезный фактор стресса;
  3. требовательность , приводящая к конфликтам;
  4. огромная ответственность ;
  5. постоянные стрессы.

В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность – профессиональную, моральную, а порой и материальную.

Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:

  • самообладание;
  • инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
  • способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
  • способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
  • способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
  • профессиональный скептицизм.

Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:

  • работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
  • демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
  • понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
  • находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
  • эффективно работать с представителями разных культур;
  • эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
  • эффективно слушать, читать.

Организационные и управленческие навыки включают:

  • стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
  • способность организовать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
  • лидерство;
  • практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
  • методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
  • технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
  • навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
  • владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
  • профессиональная оценка.

Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2.)

Способности – это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.

Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.

Компетентность – это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.

Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).

Характеристика понятий «способности» и «компетентность» и их виды представлены в табл. 1.

Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности

Особенности профессиональной этики

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей. Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом. Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Принципы профессиональной этики

Независимо от специфики профессии, этика определяет следующие принципы:

  1. Поступать в отношении подчиненных и коллег так, как сам человек хотел бы, чтобы люди поступали по отношению к нему, или не делать другим того, чего бы не сделал в отношении себя.
  2. Справедливость при распределении ресурсов между работниками.
  3. Нарушение этики должно быть исправлено, вне зависимости от того, кем и когда оно было совершено, не взирая на должностные статусы и положение среди профессионального сообщества.
  4. Поведение сотрудника считается этичным в случае, если оно способствует развитию организации и не нарушает установленных норм.
  5. Сотрудник должен терпимо относиться к нормам и правилам, установленным в организации.
  6. При принятии решений, одинаково возможны и индивидуальное и коллективное участие в их разработке.
  7. Сотрудник должен иметь личную точку зрения, но не приветствуется постоянное стремление настаивать на своем мнении в противовес общепринятым правилам, установленным в сообществе.
  8. Стиль общения с подчиненными не должен строиться на постоянном нажиме на подчиненных, приказном тоне.
  9. Профессиональные этические стандарты не могут быть внедрены приказами, они формируются при постоянной работе и усваиваются, благодаря взаимным усилиям работников.
  10. Конфликты являются почвой для нарушений этических норм, поэтому следует формировать позитивные трудовые взаимоотношения, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций.
  11. Сотрудник, соблюдая требованиями этики, обязан способствовать аналогичному поведению со стороны коллег.
  12. Неэтично критиковать конкурентов, как внешних, так и внутренних – конкурирующих подразделений, сотрудников внутри организации.
  13. Принцип «не навреди» определяет запрет на выполнение действий, вредящих другому человеку. Особенно это касается случаев, когда ошибки допускаются из-за равнодушного отношения к своему делу, халатности или нежеланию учиться новому.
  14. Чтобы достигать положительных результатов, сотрудник обязан развиваться, постоянно учиться, приобретать новые знания и навыки.
  15. Требуется сохранять профессиональную тайну, соблюдая принцип конфиденциальности. Каждая профессия в объем таких сведений включает свою специализированную информацию.

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Профессиональная этика

Профессиональная этика сопровождает жизнь професообщества с момента его возникновения. Это свод правил, который связан с моралью и этикой. В каждой сфере деятельности кодекс свой, но правила выстраиваются на общих принципах самой работы. Она охватывает особенности, трудности и тонкие детали сферы.

Есть ряд факторов, от которых зависит профессиональная этика. Этот кодекс не просто существует — нормы этики воспитываются внутри команды, каждый сотрудник отлично знает, что можно, а чего нельзя делать. В итоге наблюдается рост корпоративной культуры, каждый сотрудник чувствует себя частью чего-то большого и важного. При этом улучшается качество решения задач, растет продуктивность отдельного специалиста и компании в целом. Обо всем этом подробнее мы расскажем ниже, поэтапно, в рамках этой статьи.

Понятия и терминология

Этика — свод принципов, которые обязательны для исполнения, если человек контактирует с другими людьми. Без нее нельзя было бы определить, что приемлемо для общества, а что нет. Все поступки были бы равны, а потому сложно было бы понять, кто хороший человек, а с кем лучше не иметь дела. Без правил царил бы хаос, последствия которого предугадать сложно. При этом данный свод правил применим не только к частной, но и к профессиональной жизни. Это и есть профессиональная этика.

Человеческие массы задействованы в разных сферах деятельности. Не все работают в крупных компаниях, имеют свой бизнес. Много местечковых организаций и ИП, которые так же являются игроками большого бизнес-рынка. Несмотря на это в каждой такой сфере и компании есть свои правила, которых стоит придерживаться. Эти правила регламентируют отношения внутри коллектива, внешний вид сотрудников, варианты коммуникации между подчиненным и руководителем и т.д.

Несмотря на обилие профессиональных сфер, нормы этики одинаковы для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к профсообществу. Безусловно, есть детали, присущие какому-то одному сообществу, однако общие нормы едины для всех. Например, уважительное отношение к клиенту, нормы при взаимодействии с коллегами и партнерами, деловой этикет и т.д.

Чтобы стало еще понятнее, профэтика — это правила поведения, которые обязательны к исполнению при нахождении на рабочем месте. Это служебный долг, который необходимо отдавать день за днем.

Главные принципы и факторы

Принципы поведения в профсообществе сделали возможным:

  • зарождение самих профсообществ, которые держатся исключительно на этических нормах;
  • возникновение понятие долга и ответственности у сотрудников компании;
  • формирование у специалистов перечня качеств, которые необходимы сотруднику для успеха в работе;
  • регламентирование отношений внутри коллектива;
  • рекомендации по внешнему виду специалистов;
  • регламентирование взаимодействия специалистов с клиентами и т.д.

Нормы этики вырабатывались за несколько десятков и даже сотен лет. Они появляются под влиянием существующих в обществе моральных принципов и обстоятельств, которые сопровождают деятельность. Эти обстоятельства вынуждают действовать определенным образом, таким, который и регламентируются этикой.

Особенности профессиональной этики

Они связаны со спецификой конкретных условий. Обычно все они перечислены в моральных кодексах для специалистов.

Профэтика связана с работой, которая ставит клиентов в зависимость от специалистов компании. Это сферы, где от действий сотрудников зависит судьба людей.

Профессиональная этика не связана с неравенством человеческих масс. Однако в некоторых сферах предъявляются высокие моральные требования. Речь идет о сферах, где процесс труда основан на взаимодействии команды: здесь действия должны быть согласованными и основаны на солидарности и доверии.

Профэтика регламентирует моральные качества тех, кто по долгу службы вынужден распоряжаться жизнями людей или материальными ценностями. Речь не о фактическом уровне морального восприятия, а о качествах, которые необходимы для работы.

Стандарты: основная суть правил поведения

Суть стандартов заключается в выполнении обязанностей каждым специалистом сферы. Безупречность связана с принятыми в обществе традициями, принципами, нормами.

От уровня стандартов зависит качество и скорость принятия решений в стрессовых для компании ситуаций. Однако каждое действие должно быть согласовано с принятыми в сообществе нормами.

В идеальной картине выбор действия независим от внешних обстоятельств. В кодексе невозможно прописать все случаи, сотруднику предстоит самому решать, что находится в рамках, а что за их пределами.

Некоторые этические принципы закрепляются в законодательстве и следование им контролируется самой компанией и правительством.

Виды профессиональной этики

К видам этики относятся:

  1. Медицинская (врачебная этика).
  2. Педагогическая.
  3. Этика ученого.
  4. Предпринимательская или бизнес-этика.

Каждый вид связан с особенностями деятельности, основанной на нормах морали.

Деловое общение и бизнес-система

В любой бизнес-среде есть свои этические нормы. Российский бизнес тоже ими обладает, однако уровень развития здесь достаточно низкий. И если в крупных компаниях все еще не так плохо, то совсем небольшие предприятия этику соблюдают лишь на словах.

В бизнес-сообществах некоторых стран этика приравнивается к титулу. Например, в США и Европе. Если в должности вписан титул — все понимают, о чем идет речь и что это дает его обладателю.

Несмотря на все это, в бизнесе конфликты возникают часто. Они возникают из-за руководителей компаний, поведение которых расходится с общепринятыми нормами. Это вредит репутации компании, а иногда становится причиной закрытия организации.

Решить проблему деловой репутации можно, уделяя ей время и внимания. Пример можно брать с крупнейших компаний, таких как «Яндекс. Они, как никто, соблюдают принципы и не скрывают этого. Кажется, что иначе они не умеют жить, этические нормы для них так же естественны, как и для других компаний дресс-код.

Распределение по специальностям

  1. Этика медицинских работников. Ее основные принципы прописаны в Этическом кодексе врача. Регламентируется взаимодействие врача и пациента, все правила строятся на принципах, заложенных Гиппократом.
  2. Журналистская этика. Принципы вырабатывались много столетий и процесс этот завершился в XIX веке. Тогда журналистика приобрела массовый характер и в ней сформировались правила взаимодействия с учетом нравственных норм. Этика журналиста совмещает все представления об этой виде деятельности.
  3. Этика экономистов считается одной из самых древнейших в мире. Ее основы заложил еще Аристотель. Позже к ней приложил свою руку Генри Форд, который считал, что важно честно делать свое дело и получать за это вознаграждение. По его мнению, продукт нужно не просто создавать — он должен быть источником радости и делать создателя счастливее, свободнее. Экономическая этика регламентирует правила взаимодействия предпринимателей и других участников деловой среды. В соответствии с этим кодексом предприниматель обязан работать на пользу общества, видеть в своем деле не только источник дохода, но и интересный процесс, соблюдать правила честной конкуренции и многое другое.
  4. Юридическая этика. Здесь есть один отличительный момент — соблюдение баланса между юридическими законами и справедливостью. Последняя является крайне важным моментом в решении юридических вопросов. Юрист должен подчиняться только закону — другой влиятельной силы для него быть не должно. Он — независимый персонаж, который не следует никаким уговорам. Юрист обязан действовать в рамках закона и помнить о чувстве долга — отсюда и формируется профессиональная этика. Каждое нарушение юридической этики находит очень скорый и резкий ответ от общественности. От юристов ждут безукоризненного исполнения нравственных норм как на работе, так и в обычной жизни. На них возложена большая ответственность, ведь они решают судьбы людей. А это не может оставаться без внимания.

Профессиональная этика важна. И если для одних сфер она все таки может быть условной, то в других выполнение правил кодекса обязательно. Сейчас наблюдается отличная тенденция: все больше компаний вводят обязательные правила, невыполнение которых влечет за собой пусть и небольшое, но наказание.

Высокие требования к этике предъявляются в сферах, где от действий одних людей зависят жизнь и здоровье других. В идеальной картине мира правила работают для всех — ведь только так можно добиться качественного решения задач и улучшения всех сфер жизни.

Понятие и сущность профессиональной этики

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 31.07.2020 2020-07-31

Статья просмотрена: 1321 раз

Библиографическое описание:

Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72950/ (дата обращения: 17.11.2021).

Философская традиция понятия этики уходит в древность. Аристотель в своих трудах под термином «этика» (от греч. «этос» — обычаи, нравы) понимал дисциплину, призванную изучать, что есть благо, и каковы добродетели, ведущие к его обретению. Однако, Аристотель не был первым кто обратился к термину этика, но он первый кто систематизировал данное понятие в своих трудах.

Несколько позднее в Риме возникло понятие «моральный», которое было введено в лексикон Цицероном, а для обозначения того же понятия, которое использовал Аристотель под термином «этика», Цицерон использовал термин «моральная философия». Позднее также было сформировано понятие «нравственность».

Несмотря на социокультурные и исторические различия, благодаря которым возникли все три понятия — «этика», «мораль», «нравственность», — существует вполне определенная логика, заставившая мыслителей, живших в разное время в разных государствах, обозначить новую область знания [1].

В настоящее время такие понятия как «мораль», «нравственность», «этика» не являются тождественным, а первые из названных являются составляющими этики, ее предметом. Самое простое определение этики можно вывести из ее предмета: этика — это наука о морали, нравственности.

В словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова этика определяется как учение о морали, нравственности и ее классовой сущности, а также как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (партийная, врачебная, судейская этика, этика государственных служащих) [2].

Уже в данном определении прослеживается логика взаимосвязи этических норм и профессии.

Первоначальным смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Со временем у этого определения появляется иная наполненность, состоящая из изучения совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования, что как итог выливается в составляющие предмет этики нравственность и мораль.

Понятие морали достаточно многогранно, и существует множество ее определений, так Носков И. Ю. в своем учебном пособии проанализировал и обобщил множество определений морали, и объединив их все, пришел к единому термину: «Мораль — это совокупность представлений людей об их должном поведении в той или иной ситуации (моральное сознание), которые (представления) реализуются в их поведении (моральное поведение), и, соответственно, в отношениях между людьми (моральные отношения)» [3].

Нравственность же, в свою очередь, определяет должную манеру поведения в типичных ситуациях, повторяющихся на протяжении многих поколений.

Задачами этики выступают:

  1. на описательном уровне — описывать мораль: нравы, обычаи в обществе;
  2. на нормативно-критическом — предписывать, ориентировать, как быть нравственным, какие нормы следует соблюдать;
  3. на теоретическом уровне — объяснять мораль, ее происхождение и тенденции развития, необходимость и специфику;
  4. на нормативно-педагогическом — учить морали, способствовать нравственному совершенствованию людей [4].

Способом воздействия на общество для соблюдения этики являются этические нормы, которые представляют собой общепринятые в рамках общества правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации. Нормы представляют собой главный регулятор поведения людей в обществе, они необходимы для совершения согласованных коллективных действий.

Этические нормы долгое время не были нигде закреплены, а передавались из уст в уста десятилетиями, что позволяло им в более произвольной форме видоизменяться и эволюционировать. В какой-то степени они были закреплены в религиозных источниках, будь то Библия или Тора. Позднее религиозные нормы и этические отделились и стали существовать как самостоятельные, однако последние вобрали в себя некие уклады.

В настоящее время существует множество этических кодексов, которые в себе закрепляют конкретные запреты, ограничения на поведение людей. Конечно, большинство этих кодексов носят более профессиональный характер, и регулируют конкретную сферу профессиональной деятельности.

Общая этика является основой формирования профессиональной этики. Профессиональная этика определяется нравственным и моральным содержанием профессиональной деятельности.

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий [4].

Таким образом из определения следует, что профессиональная этика отличается от общей этики тем, что формируется в зависимости от профессиональной деятельности.

Профессиональная этика обуславливается особенностями профессии, корпоративными нормами и интересами, профессиональной культурой. На протяжении всего существования той или иной профессии в ее среде формировались те или иные модели поведения, ценности, устои., которые в последующем сформировали профессиональные этические нормы.

Профессиональная этика является обязательным условием здорового функционирования конкретной профессиональной сферы. В случае когда профессиональная деятельность непосредственно связана с работой с людьми, наличие урегулированных общественных отношений с точки зрения морали и нравственности просто необходимо.

Таким образом, профессиональная этика — это совокупность норма поведения определенных моралью и нравственностью, обязательные для исполнения конкретной профессиональной общностью людей. Сущность профессиональной этики раскрывается в решении основных задач здорового функционирования профессиональной деятельности: регулировании взаимоотношений между людьми; повышении качества исполнения трудовой функции.

  1. Сорокотягин И.Н., Маслеев А.Г. Профессиональная этика юриста// Юрайт- М.: 2016г. С. 58
  2. Словарь русского языка / составил С.И. Ожегов. – М., 1953. – С. 432.
  3. Носков И.Ю. Профессиональная этика юриста: Учебник//Юрайт. – М.: 2018. С. 99
  4. Титова Е.В. Профессиональная этика юриста: Учебно-методическое пособие// Орел.: ФГБОУВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ . 2014г. С. 158

Раздел 1: Профессиональная этика Профессиональная этика: понятие, предмет, функции

Термин «этика» (от греч. «этос» – «место пребывания» – человеческое жилище, логово, гнездо; позднее приобретает нормативный оттенок – начинает обозначать устойчивое явление, которое выступает в качестве образца, т.о. начинает усматриваться взаимосвязь между человеком и местом и характером его проживания.

Аристотель от слова «этос» образовывал прилагательное «этический» – особый класс качеств, который характеризует совершенное состояние человека (мужественный, умеренный, щедрый). Т. О. Этика – совокупность добродетелей и область знаний, которая изучает человеческие добродетели.

ЭТИКА – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность и определяющая присущие данному обществу принципы человеческого общения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретной трудовой деятельности, обусловленное спецификой данной профессии.

В научной литературе аналог профессиональной этики – ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ДЕЛОВАЯ ЭТИКА, КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА, РОЛЕВАЯ ЭТИКА.

Понятие ТРУДОВАЯ ЭТИКА с одной стороны более широко, чем профессиональная, тк включает особенности поведения в сфере трудовой деятельности в целом. Трудовая этика обусловлена национальной ментальностью, религиозными установками. С другой стороны понятие трудовой этики можно рассматривать как более узкое, как поведение человека в определенных временных рамках рабочего дня. (НО этому противоречит этичное поведение врача вне работы, когда он все равно обязан оказать помощь).

Понятие ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ более многозначно, чем понятие профессиональной этики – это совокупность принципов людей, занятых во всех сферах деятельности, а не конкретно отдельной профессии (близко к широкому понятию «трудовой этики»).

Понятие КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА и РОЛЕВАЯ ЭТИКА относятся к понятию профессиональной этики как частное к общему – это моральные стандарты отдельных организаций, трудовых коллективов или конкретных людей (руководитель, менеджер, подчиненный), занимающих определенную социальную или административную нишу.

Представители каждой профессии выполняют определенные социальные функции, которая определяется средой общения, характером взаимоотношений. Каждая профессия имеет ряд своеобразных ситуации, которые требуют морального выбора, наиболее типичные ситуации приводят к выработке профессиональной этики или профессиональной морали.

Самая значимая проблема данного рода – соотношение принципов универсальной и профессиональной этики. Относительно данного вопроса существует 2 подхода:

универсальные принципы не зависят от рода занятий, как следствие, ставится под сомнение целесообразность профессиональной этики;

профессиональная деятельность крайне разнообразна, поэтому универсальных норм недостаточно для ее регулирования, как следствие, профессиональная этика необходима.

В понятие ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ВХОДИТ:

качество профессиональной деятельности;

характер взаимоотношений между коллегами;

принципы взаимоотношений с людьми, на удовлетворение интересов которых направлена профессиональная деятельность;

взаимоотношения с другими корпорациями;

ситуации морального выбора.

ФУНКЦИИ профессиональной этики:

содействие успешному решению профессиональных задач;

сочетание интересов общества и профессиональных групп;

согласование интересов общества и личности в рамках данной профессии;

трансформация профессионально-этических норм и традиции следующим поколениям.

Профессиональная этика изучает:

– отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

– нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

– взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

– особенности профессионального воспитания.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Профессиональная этика: основные понятия

Особенности профессиональной этики и ее содержание

Содержание профессиональной этики может быть определено наличием и функционированием специальных понятий, представляющих собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали, если использовать их к условиям определенного вида деятельности.

Исходное понятие профессиональной этики представлено понятием профессионального долга. В нем относительно подробно и точно фиксируются служебные обязанности специалиста определенной сферы профессиональной деятельности. Этически именно через осознание своего профессионального долга происходит появление ответственности у многих специалистов. Они начинают, таким образом, ориентироваться в большей мере не на личные, а на общественные (национальные) интересы. С позиции В. М. Шепеля, нравственные архетипы, исторически и биологически заложенные в российских людях, предрасположены к несколько другой нравственной манере служебного поведения.

Управленец в России любит свою работу, испытывая при этом удовольствие не от обладания властью над подчиненными, а от возможности быть им полезным, зарекомендовав себя незаурядной индивидуальностью. Если лишить этого российских руководителей, то большинство из них потеряют нравственный смысл занимать свою должность.

Профессиональный долг определяет не только общие правила выполнения специалистами обязанностей, но и часто предписывает их поведение в разных ситуациях. Его закрепление происходит в соответствующих кодексах профессий (психолог, юрист, социолог, журналист и др.). Например, психолог, социолог, врач могут подвергаться давлению со стороны некоторых лиц (включая руководство), которые будут стремиться выведать различного рода информацию из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев. Профессиональный долг предполагает соблюдение требований, которые весьма важны для специалистов любых сфер деятельности. На самом деле, легкомысленное отношение к профессиональному долгу способно отрицательно отразиться на работе специалиста (разглашение тайны врача, предпочтительное отношение к некоторым пациентам, пренебрежение нормами санитарии, игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога и др.).

Профессионально долг выступает в виде определения профессиональной ответственности человека, которая отражает особый социальный, моральный и этический аспект отношения специалиста к другим людям, к обществу. Его можно характеризовать выполнением нравственного долга. Профессиональная ответственность формирует человеческую способность сознательно выполнять соответствующие нравственные требования, осуществляя стоящие перед задачи и совершая правильный моральный выбор для достижения определенных результатов. Это понятие играет важную роль для государственных деятелей, которые по долгу службы принимают судьбоносные решения в сфере развития личности, общества и государства. Их рекомендации способны позитивным или негативным образам повлиять на судьбу и здоровье личности.

Еще один составной термин профессиональной этики (этикета) представлен профессиональной совестью. Именно она помогает специалистам определить содержание и результат своего труда с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей. Например, совесть учителя не позволит ему равнодушно отнестись к обучению и воспитанию учащихся, прибегнуть к организации «образцово-показательных» мероприятий. Совесть ученого не даст исказить или представить в удобном свете результаты своих исследований, проведенных научных экспериментов. Это произойдет в случае, если нравственная составляющая деятельности ученого будет пронизана чувством ответственности за вероятные отрицательные последствия использования открытия. Совесть не даст возможности психологу превратить своего пациента в объект манипуляций, дать официальные, но в то же время легковесные заключения.

Профессиональная совесть всех без исключения специалистов помогает им более глубоко и точно понять проблемы и переживания окружающих, что способствует завоеванию подлинного авторитета.

Важное понятие профессиональной этики также заключается в понятии профессиональной справедливости. Она является особо важной в процессе анализа деятельности лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиняющихся им людей. Справедливость необходимо утверждать и в отношениях между коллегами. Двойные стандарты, как то оценка «своих» и «чужих», «удобных» и «неудобных», «союзников» и «конкурентов», способны разрушать моральный и психический климат в коллективе, негативно сказываясь на результатах определенной деятельности.

Профессиональная честь

Содержание профессиональной этики включает понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Именно они раскрывают отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны общества, других людей. Наряду с этим, категории нельзя считать тождественными. Профессиональная честь теснее связана с конкретным общественным положением людей, родом их деятельности, социальным престижем. Достоинство — более широкое понятие, которое определяется идеей равенства людей в моральном отношении. Чувство чести и собственного достоинства в качестве нравственных ценностей, с одной стороны, являются формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности. С другой стороны они представляют собой один из каналов воздействия государства и общества на нравственный облик и человеческое поведение в обществе.

Профессиональная честь способна выразить степень значимости определенной профессии в общественной жизни, включая роль и положение представителей определенной профессии в сложнейшей структуре общественных отношений.

Профессиональная честь в современном понимании состоит из нескольких компонентов:

  • специалист осознает содержание своего профессионального долга, необходимость выполнять его, сознательно и ответственно относится к своему долгу и обязанностям;
  • общество, коллектив признает и оценивает действительные заслуги личности, что отражается в одобрении, поощрении, авторитете, моральной регуляции;
  • у специалиста появляется постоянная готовность и волевой настрой в любых условиях и в любое время до конца выполнять профессиональный долг, сохраняя свою честь (верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям общества и др.).

Здесь важно упомянуть и честолюбие, которое выражает стремление людей к упрочнению собственного авторитета и к достижению высоких результатов в труде, спорте, учебе, потребность занять более высокую должность. Честолюбие и сопровождающие его чувства можно считать морально оправданными. Тем не менее, здесь необходима определенная мера. Если честолюбие не противопоставлено коллективным и общественным интересам, то оно чаще играет позитивную роль, повышая социальную активность специалиста. В общем же честолюбие в соответствии со своим характером можно считать индивидуалистическим мотивом поведения. Издавна известна мудрость народа, возведенная в принцип, – «по труду и честь».

Если рассматривать конкретный вид профессиональной деятельности, то авторитет специалиста, включая его продвижение по карьере, поощрения и награды, можно определить его деловыми и нравственными качествами, отношением к работе, преданностью профессиональному долгу.

Профессиональное достоинство и такт

Глубокая степень осознания значимости своей профессии для каждого специалиста представляет собой суть профессионального достоинства, которое можно рассмотреть с 2 сторон:

  • нравственная категория, отражающая факт социальной значимости личности (объективная сторона ее значимости);
  • внутреннее осознание человеком своей значимости и ценности (субъективная сторона).

С помощью достоинства специалиста-профессионала, в первую очередь, отражается конкретное воплощение и использование им собственных прав, свобод, обязанностей, ответственности в качестве самовыражения личности. По этой причине достоинство в виде нравственной ценности может отражаться в авторитете определенной личности, находит проявление в ее добрых делах и поступках. При этом оно взаимосвязано с проблемой самоутверждения и самовыражения. В нем происходит обобщение приоритетов и социальных признаков, ценностных ориентаций и убеждений, которые выражают самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство можно представить в виде признания своей человеческой ценности, правомочий на уважительное к себе отношение. Недопустимым является проявление любой степени небрежности к сотруднику как к личности, включая ограничение его гражданских прав. Чем больший интерес будет испытывать к себе личность, тем выше будут шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Постулат буддийской философии гласит: достоинство, которое присуще одному человеку, присутствует и в остальных.

Здесь необходимо отметить потребность включения в содержание профессиональной этики понятия «нравственная культура». Она предполагает наличие и развитие у личности совокупности социальных качеств, в том числе и духовно-нравственных ценностей. Профессиональную компетентность специалиста нельзя свести только к наличию у нее сугубо деловых и функциональных показателей. Она должна синтезировать все духовно-нравственные качества личности и невозможна без основы в форме довольно широких знаний, общей культуры личности.

В содержании профессиональной этики также выделяют профессиональный такт. Он представляет собой умение и способность человека реализовать нравственные ценности в конкретной жизненной ситуации, главным образом, в профессиях, где объект деятельности — сам человек.

Рассмотренные основные понятия важны в содержании профессиональной этики, они необходимы для формирования и проявления нравственной составляющей личности в ходе выполнения профессиональных обязанностей.

Профессиональная этика

Профессиональная этика — термин, используемый для обозначения:

  • системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»)
  • направления этических исследований относительно оснований профессиональной деятельности

В настоящее время значение термина, как правило, определяется из контекста, либо оговаривается особо.

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.

Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:
а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);
б) особое понимание долга и чести;
в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, то есть последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и так далее.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и так далее. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.

Профессия — определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.

Профессиональные моральные нормы — это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.

Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.

Ссылка на основную публикацию