Формы и структура общественного сознания

Структура и формы общественного сознания

Воззрения людей на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах называются общественным сознанием. Сознание есть неотъемлемый атрибут общественной жизни, оно имеет определенную структуру, подчиняется определенным закономерностям.

Сознание как процесс отражения общественного бытия людей означает следующее: 1) общественное сознание есть идеальное воспроизведение общественного бытия. Это образ социального мира, в котором содержаться сущностные характеристики общественного бытия; 2) общественное сознание порождено общественным бытием в том смысле, что оно едино с ним и всегда выступает в конкретно-исторической форме. Совокупность обобщенных представлений, теорий, чувств, идей, т.е. содержание общественного сознания, образуют духовную реальность, являющуюся частью общественного бытия. С помощью языка индивидуальное сознание приобретает форму надличностного бытия. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием; 3) процесс материального производства обладает лишь относительной свободой от сознания. Общественное сознание относительно самостоятельно по отношению к общественному бытию; 4) общественное сознание, будучи относительно самостоятельным, проявляет себя в следующих закономерностях: способность опережающего отражения; предвосхищения будущего; отставание сознания от развития общественного бытия; активность общественного сознания, проявляющаяся в способности его воздействовать (позитивно или негативно) на ход исторического процесса; 5) общественное сознание надындивидуально, но каждый человек может влиять на него. В системе общества индивидуальное сознание обретает бессмертие.

В структуре общественного сознания можно выделить два уровня – обыденно-практический (житейские понятия и представления, опирающиеся на логику здравого смысла) и, опирающийся на него, теоретический (наука, философия, искусство, религия). Обыденное сознание цельно, бесконфликтно, ближе к непосредственной действительности. Ему соответствует общественная психология. Теоретическому сознанию соответствует идеология, которая появляется одновременно с появлением государства. Идеология отражает социально-политический строй общества, его социальную структуру в виде теоретических концепций, которые призваны освещать путь общественного развития.

Формы общественного сознания – это формы духовного освоения действительности. Важно уяснить критерии разграничения и единство форм сознания. Существует множество признаков, позволяющих отделить все формы общественного сознания друг от друга. Такими признаками являются:

1) отличие форм общественного сознания по предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами. Наука, философия, искусство имеют разные предметы познания и, соответственно, являются разными формами сознания и знания;

2) формы сознания различаются по видам отражения. Наука отражает мир в форме понятий, теорий, а искусство – в форме художественных образов, в центре науки- объективное знание о мире, а искусство – субъект с его перспективой будущего, человек; в религии ее фундаментом являются догматы, в морали – нравственные чувства, нормы и ценности;

3) отличие форм общественного сознания по особенностям их развития, например, искусства и науки по критериям прогресса. В искусстве есть свои эстетические критерии прогресса, в политике – свои (эволюция политических доктрин, социально-экономический прогресс общества);

4) формы общественного сознания различаются по их социальным функциям: наука выполняет функцию познавательную и экспериментально-практическую, выступая источником изменения и новых средств изменения природы, общества и человека; искусство выполняет познавательную, эстетическую, воспитательную, идеологическую функции.

В различные исторические эпохи на первое место выступают различные формы общественного сознания (в средние века доминировала религия; в капиталистическом обществе – экономическое и политическое сознание, наука; в постиндустриальном – научно-технологическое, технико-технологическое сознание и знание). Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой, имеют свою специфику, каждая из них исторически необходима. Рассмотрим подробнее особенности важнейших форм общественного сознания.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков. Моральное сознание является внутренним духовным регулятором человеческого поведения, отношения человека к другим людям. Нравственно воспитанный человек должен исходить не из внешних соображений (карьеры, выгоды, прибыли), а только из веления долга и совести. Это внутренний закон существования человека, по словам И. Канта, его категорический императив. Жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия, заботой об общем благе. Нравственность основана на чувстве справедливости. Это правильная мера воздаяния по заслугам. Нравственность закрепляет поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения общества и человека, отвечали интересам исторического прогресса. Самое главное, золотое правило нравственности, сформулированное еще в Древнем Китае Конфуцием гласит: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Можно выделить следующие особенности нравственного сознания. Оно носит ценностный характер, то есть любая моральная норма соотносится с некоей абсолютной системой координат – благом, добром, справедливостью. Моральное сознание принуждает человека стремиться к этому благу, следовательно, моральному сознанию присущ долженствовательный момент. Моральные санкции идеальны, они не носят характер внешнего насилия – материального или духовного. Нравственное сознание и поведение носит всеобщий и безусловный характер. Нравственный поступок носит всегда осознанный характер. Нельзя совершить добрый поступок ненароком, случайно. Всякий носитель нравственного сознания осознает, что он совершает поступок свободно, то есть исходя из внутренних моральных побуждений. Свобода воли носителя нравственного сознания, его автономность по отношению к природе и социальному окружению концентрированно отражает всю специфику нравственности.

Религия – это особая форма общественного сознания, представляющая собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основанная на вере в священное. Священное включает в себя признание безусловной ценности его для человека. Большинство современных исследователей считают, что сущность религии недоступна научному анализу. Религии в современном религиоведении рассматривается как фактор интеграции, стабилизации общества.

Религия как система представлений предполагает метаморфозу, превращение, трансформацию действительности в мире сверхъестественного. Существенными особенностями религиозного сознания являются: 1. убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестественными свойствами; 2. убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры; 3. существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения; 4. осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением этих требований; 5. установление добрых отношений человека с объектами поклонения.

Религия, даже с позиций стороннего наблюдателя, является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь. С помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни. Религиозная вера обязывает к деятельному добру, это проявление духовного начала в человеке. Сегодня религия не столько учение о мире, сколько социально-этическое учение – на главном плане вопросы сущности добра и зла, справедливости, обоснования нравственных ценностей.

Искусство – это форма общественного сознания, связанная с освоением и воплощением эстетических ценностей. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. Искусство моделирует особую реальность – художественную. Истина и Добро соединяются в Красоте. Нельзя быть духовно развитым не обладая эстетическим чувством. Искусство обязательно включает элемент удовольствия, воспитывает, расширяет кругозор. Художник ничего не изобретает, однако он наделен более острым зрением, нежели обычный человек, который не может самостоятельно увидеть истинное положение вещей. Познавая, искусство морализирует, становится «школой нравственности». Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью «сострадания и страха», как писал еще Аристотель. Оно обращает человека к самопознанию, преображая «фальшивые» театральные слезы в настоящие. Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер. Оно воздействует на нашу познавательную способность в целом, а не способствует познанию конкретных явлений, оно интенсифицирует нашу внутреннюю жизнь, но не формирует отдельные поведенческие навыки. Эстетические эмоции есть сигналы пробуждения в нас способности к творчеству, жажды осмысленной, свободной жизни.

Безусловно, еще одной важнейшей формой общественного сознания является наука, изучению сущности которой необходимо уделить особое внимание.

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

  1. Политическое сознание, представляющее собой систематизированные знания и суждения, позволяющие социуму понять сферу политики. Политическое сознание является основой для других форм общественного сознания, отражая не только политические, но и экономические интересы различных слоев общества. Оно активно влияет на социум, затрагивая все области общественной жизнедеятельности, включая жизнь отдельных его представителей.
  2. Правовое сознание является совокупностью знаний и оценочных суждений, относящихся к осознанию социумом права и его применения. Эта форма сознания немыслима в отрыве от политики, в ней проявляются связанные с политической активностью интересы различных групп, входящих в состав общества. Помимо этого, и само правосознание оказывает прямое влияние на политическую и экономическую сферы (через выполняемые им в обществе регулятивные и контрольные функции).
  3. Нравственное сознание понимается учеными как сложившийся исторически перечень моральных принципов, призванных регулировать взаимоотношения между отдельными индивидуумами, а также между конкретным человеком и социумом и др. На него возлагаются преимущественно регулятивные функции по осуществлению своеобразного контроля над общественной жизнью.
  4. Эстетическое сознание отражает окружающую нас реальность посредством набора сложных переживаний, связанных со сферой прекрасного и возвышенного, трагичного и комичного и т.д. Оно формирует общественный вкус, направленный на творческую деятельность людей и область искусства.
  5. Религиозное сознание представлено опытом людей в области их отношения к высшим силам и ощущения связи с ними. Также оно связано с другими формами общественного мышления, прежде всего — с его нравственной составляющей. Являясь сознанием мировоззренческого типа, оно существенно влияет на все стороны жизни своего носителя.
  6. Естественнонаучным сознанием называют систему подтвержденных и научно обоснованных знаний о природе, людях и социуме. Такой тип сознания представляет собой одну из важнейших характеристик любой цивилизации.
  7. Экономическое сознание отражает накопленные обществом знания об экономике и экономических потребностях социума, формируемых конкретной экономической реальностью.
  8. Под экологическим сознанием понимается совокупность сведений о взаимоотношениях между природой и людьми, данные отношения являются результатом общественной деятельности человека. Эта форма сознания формируется целенаправленно, в результате воздействия на индивидуума ряда государственных, информационных и социальных институтов.

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Структура общественного сознания. Формы общественного сознания

Общественное сознание является достаточно сложным для понимания и восприятия явлением. Для него характерно несколько сторон, которые представляют собой относительно самостоятельное духовное образование. Одновременно с тем связана и с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В итоге общественное сознание представляется как структурная целостность, элементы которой связаны друг с другом.

Структура общественного сознания в современной социальной философии

По мнению современной социальной философии, в структуру общественного сознания входят следующие элементы:

  • Обыденное и теоретическое сознание.
  • Общественная психологи и идеология.
  • Формы общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание

Обыденное и теоретическое сознание. Оно включает в себя два уровня общественного сознания – низший и высший. Их разница в глубине понимания общественных явлений и процессов, а также в уровне их осознания.

Обыденное сознание характерно для всех людей без исключения. Оно формируется в ходе ежедневной деятельность и основывается на эмпирическом опыте, иначе говоря повседневной житейской практики. По большому счёту это стихийное отражение людьми всего потока социальной жизни без применения систематизации общественных явлений и установления их глубинной сущности.

В ситуации, когда люди лишены научного понимания определённых явлений общественной жизни, они говорят о подобных явлениях на уровне обывателя. Таких ситуаций складывается в жизни каждого человека бесчисленное множество, поскольку не все люди могут мыслить научно.

Очевидно, что при меньшем уровне образованности людей, они в больше степени рассуждают о явлениях общественной жизни на уровне обывателей. Однако важно понимать, что даже самый грамотный человек не может мыслить научно совершенно обо всём.

Следовательно, область функционирования обыденного сознания имеет весьма обширные очертания. Оно даёт возможность с высокой долей достоверности, опираясь на здравый смысл, говорить о многих явлениях и событиях общественной жизни и принимать на этом уровне верные решения, которые базируются на житейском опыте. В этом определена роль и значение обыденного сознания в жизни людей и в развитии общества.

В основанном на житейском опыте обыденном сознании содержатся полезные сведения, которые нужны для ориентации людей в окружающем мире, а также для их производственной и не только деятельности. Такие сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.п. Народное искусство до сих пор практически полностью основывается на обыденных представлений людей о прекрасном.

Нельзя не упомянуть тот факт, что обыденное сознание наполнено иллюзиями, которые имеют весьма абстрактный и приблизительный характер и даже более того, ошибочными иллюзиями и предрассудками.

В данном контексте теоретическое сознание представляется как осмысление явлений общественной жизни посредством установления их сущности и объективных закономерностей их развития. Это всё касается экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Как следствие, оно предстаёт как более высокий по сравнению с обыденным уровень общественного сознания.

Теоретическое сознание представлено логической системой взаимосвязанных положений, таким образом, она выступает конкретной научной концепцией, касательно того или иного явления общественной жизни. Субъектами теоретического сознания являются не все люди, а только учёные, специалисты, теоретики в различных областях знаний, а также люди, которые могут судить с научной точки зрения о соответствующих явлениях развития общества. Зачастую так случается, что какой-то человек рассуждает о сравнительно ограниченном круге общественных явлений с научной позиции. Об остальных он рассуждает на уровне обывателя, и хорошо, если, опираясь на здравый смысл, потому что возможно, что всего лишь на уровне собственных иллюзорных представлений и общепринятых мифов.

Обыденное и теоретическое сознание взаимодействует друг с другом. Как следствие, оба они развиваются. В силу этих обстоятельств, обогащается содержание обыденного сознания, которое пополняется всё более научными сведениями и суждениями о различных явлениях общественной жизни. В данном контексте современное обыденное сознание людей существенно отличается от того, что происходило, например, два века назад.

Два уровня общественного сознания выполняют свои функции в жизни и деятельности людей, а также влияют на развитие общества.

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология являются своеобразными структурными элементами общественного сознания. В них выражается не только уровень понимания существующей социальной действительности, но и отношение к ней со стороны разных социальных групп и национально-этнических сообществ. Своё выражение такое отношение получает в потребностях людей, иначе говоря во внутренних побуждениях к освоению реальности, к утверждению одних условий общественной жизни, а также к уничтожению других, к производству тех или иных материальных и духовных ценностей и их потреблению.

То отношение к явлениям общественной жизни, которое заключено в общественной психологии, выражается в потребностях людей и их интересах, а также в различных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды и стремлениях, целях и идеалах. Здесь говорится о конкретном настрое чувств и умов, который сочетает в себе определённое понимание происходящего в обществе и духовного отношения к ним субъектов.

Общественная психология становится в таком случае тем самым единством эмоциональных и интеллектуальных отношений людей, которая выражается в отношении условий жизни и общественного бытия. Она характеризуется как проявление психологического склада социальных групп и национальных общностей.

Социально-классовая и национальная психология представляет собой проявление психического склада социальных групп. Национальная психология может выступать как национального характера народа.

В социально-классовом характере также находит своё выражение психологический склад классов и иных социальных групп, их деятельность этим и определяется. В итоге общественная психология выступает как форма убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней.

Общественная психология подобно обыденному сознанию является проявлением сознания больших масс людей, классов, наций и народов. В данном контексте она взаимозаменяема с массовым сознанием, поскольку имеет те же свойства.

Одной из функций общественной или социальной психологии является ценностно-ориентировочная. Её суть состоит в том, что сформировавшаяся психология классов, народов складывает ценностные ориентации людей, а также предпосылки для их действий, опираясь на оценку социальных групп различных явлений общественной жизни.

Ещё одной функцией общественной психологии является мотивационно-побудительная. Её суть в том, что она способна побудить массы людей, отдельные социальные группы к действию в конкретном направлении, иными словами создаёт предпосылки для соответствующей мотивации деятельности людей. В данном контексте воздействовать на общественную психологию ни что иное, как способствовать зарождению мотивов деятельности поведения людей, их волевых усилий, которые устремлены на реализацию их социальных интересов. Большинство из этих мотивов появляются внезапно и процессе перманентного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Это свидетельствует о том, что в ходе проведения государственной политики, вне зависимости от того, касается она общества или какой-то иной сферы, важно придавать значение общественной психологии различных социальных групп и слоёв населения. Поскольку социально-психологические мотивы представляют собой очень важный фактор, который либо содействует, либо наоборот препятствует осуществлению подобной политики.

Работа механизма социальной деятельности зависит ещё и от идеологии. Она способна передать, как и общественная деятельность объективные потребности и интересы различных социальных групп, в первую очередь классов, а также социальных общностей.

В идеологии потребности классов и социальных общностей осознаются на более высоком уровне, а именно на теоретическом.

Сама идеология является системой взглядов и установок, которые отражают социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы на теоретическом уровне. Она более чётко выражает отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе общества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Полагаясь на то утверждение, что идеология выступает как теоретическая концепция, можно говорить о том, что она волей-неволей должна освещать процесс общественного развития, находить суть политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но необходимо понимать, что это происходит далеко не всегда.

По большому счёту научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, которые представляют интересы актуальные для основных тенденций развития общества и совпадают с интересами общественного прогресса. В такой ситуации их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. В силу этого у них не возникает необходимость прятать собственные интересы, и одновременно существует необходимость понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Как следствие, заинтересованность в научном анализе общественных явлений, в поиске истины. Таким образом, можно сделать вывод, что движущая сила идеологии – социальный интерес, а познавательный ориентир – истина.

Не всякая идеология научна.

Были выявлены случае, когда настоящие интересы тех или иных классов скрываются в идеологии. Это происходит из-за расхождения с интересами прогрессивного развития общества. Тогда создаётся такая идеология, которая видит своей целью создать картину заведомо ложных процессов, происходящих в обществе, а также расстановки социально-классовых сил, искажение цели их деятельности и т.п. Иначе говоря, формируется сознательная мистификация реальности, появляется множество социальных мифов, которые способны затуманить сознание масс и в таких условиях реализовываются интересы тех сил, которым подвластна эта идеология.

Идеологии характерна социально-классовая природа. Но это не всегда значит, что она представляет узкую систему взглядов конкретного класса. В первую очередь, идеология любого класса может содержать в себе положения, которые разделяются представителями других классов и слоёв общества. По этим причинам она становится их общей идеологией, расширятся социальная база. Далее важно отметить, что идеология выражает в том числе и национальные интересы, и общечеловеческие, помимо социально-классовых.

Интересы сохранения всеобщего мира, защита природной среды и т.п. являются ярким примером выражения идеологии.

Однако самой важной частью идеологии выступают те её положения, которые отражают интересы того или иного класса, которые согласуются или расходятся с интересами другого класса. Идеология может быть, как научной, так и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Главным образом это зависит от её социально-классового содержания, форм, а также способов её воплощения в жизнь.

От общественной психологии она отличается тем, что она формируется сознательно, а не стихийно.

Идеология формируется идеологами сознательно.

В качестве идеологов выступают политики, философы и теоретики. После чего при помощи специальных механизмов идеология попадает в массы и внедряется в их сознание посредством различных рычагов системы образования и воспитания, средства массовой информации и т.п. В итоге, процесс создания идеологии и её распространения в обществе представляется от начала до конца осознанным и целенаправленным.

Очевидно, что распространяется именно та идеология, которая представляет интересы большинства членов общества. Случается, что идеология навязывается массам, даже если она чужда им и их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут заблуждаться и руководствоваться объективно чужой идеологией. В итоге они оказываются на стороне тех, чьи позиции не совпадают с их собственными и причиняют ущерб своим взглядам.

Сила влияния той или иной идеологии зависит от её положения в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она представляет, более того является наиболее глубокой и устойчивой, чем общественная психология. Идеология может оказывать долговременное влияние на характер человеческой социальной активности, в той ситуации, когда она выражает на только своевременные, но и укоренённые интересы классов.

Очевидно, что идеология проходит процесс своего формирования под воздействием всех без исключения объективных и субъективных условий развития общества. Более того, под влиянием и общественной психологии. Вместе с тем она оказывает особое влияние и на общественную психологию.

Стоит отметить, что под влиянием идеологии может в значительной мере изменяться эмоциональный настрой всех социальных групп, а также их умонастроения. Иначе говоря, вся социально-психологическая система мотивов их действий подвержены влиянию идеологии. Установки идеологии так или иначе вписываются в социально-психологические мотивации действий социальных групп и задавать их направление. Обычно идеологические установки тают толчок к серьёзным преобразованиям в социальной сфере. Но существуют и исключения, которые в любом случае являются подтверждением общего правила.

Формы общественного сознания, критерии их разграничения

Для современной социальной философии характерно несколько форм общественного сознания: политическое, правовое, моральное, этическое, религиозное, научное и философское. Каждая форма является отражением соответствующей стороны общественной жизни и воспроизводит их духовно. При всём при этом у них сохраняется самостоятельность во всех формах общественного сознания, воздействующих на происходящее в обществе политические, экономические и другие процессы.

Данные критерии выделяют и разграничивают по определённым критериям. В первую очередь их различают по объекту отражения. Именно это и лежит в основе их разграничения.

В политическом сознании наиболее ярко отражается политическая жизнь, нежели в каком-то ином. Именно в политическом сознании возникают политические отношения между людьми, поскольку именно эта сторона общественной жизни является отражением политической деятельности людей.

Для правового сознания характерно отражение различных правовых моментов правовой жизни общества, связанных с разработкой и внедрением в практическую жизнь любых правовых и законодательных норм. Моральное сознание отражает действительность нравственных отношений в обществе. Эстетическое сознание представляет собой эстетическое отношение людей к окружающему миру, которое отражается в искусстве. Очевидно, что все формы общественного сознания отражают так или иначе такие стороны жизни, которые хоть и не явно, но всё же связаны между собой. Но свой объект каждая из них отражает в полной мере и наиболее ярко, духовно и точно.

Формы общественного сознания отличаются и разграничиваются между собой по формам и способам отражения реального положения дел.

Наука отражает мир в форме терминов, гипотез, теорий и т.п. А среди её способов познания – опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и т.п.

Для искусства характерно проявление эстетического сознания посредством художественных образов. Здесь различные жанры искусства используют свои способы передачи эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе отношения в форме моральных переживания и воззрений, которые выражаются в моральных нормах и принципах поведения, более того различным обычаям и традициям это тоже характерно. Политические и религиозные взгляды по-своему отражают общественную жизнь.

Все формы общественного сознания отличаются по своей роли и значению в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые каждая из них выполняет. Здесь говорится о познавательной, эстетической, воспитательной, идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и общественных отношений, которые образуются между ними.

Важно помнить и о такой важной функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, правовом, религиозном и философском сознании. Более того, не стоит забывать и о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, а также о их способности предсказывать будущее и делать прогнозы касательно развития общества в ближайшие и отдалённые периоды. Для всех форм общественного сознания характерен конкретных набор функций, о которых говорилось выше. В реализации данных функций проявляется её роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания – политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и др. – взаимодействуют между собой и взаимосвязаны, поскольку взаимодействуют те стороны жизни общества, которые в них имеют своё отражение. Таким образом, общественное сознание является некой целостной системой, которая отражает единство социальной жизни, построенной именно на этом взаимодействии.

Именно в границах структурной целостности общественного сознания между собой взаимодействуют обыденное и теоретическое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также все формы общественного сознания, о которых говорилось выше.

Характер сложившихся общественных отношений влияет на то, какая форма будет преобладать – политическая, правовая, моральная, научная или религиозная.

Особенности общественного сознания современной России

Сегодня в России наблюдается рост политического сознания не только государственных или политических деятелей, но и простых людей. Это происходит благодаря реформам политической системы. Более того, говорят о повышении роли правового сознания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и стремлениям народа выстроить новое правовое государство в целом.

Также очевидно распространение религиозного сознания в массах. Его миротворческая роль постепенно возрастает, что способствует достижению духовного единства народа. Более того, можно утверждать о возросшем значении морального и эстетического сознания, характерных нравственных и эстетических ценностей, которые должны по своему существу обогащать духовность народа и придавать отношениям между людьми гуманность. Очень важно, чтобы все объективные требования осуществились.

Для усложнения процессов общественного развития и повышения их динамической силы, необходимо повышать уровень творческой активности людей. Однако нужно понимать, что эта активность должна быть осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Таким образом возрастает значение всех форм общественного сознания, в пределах которых происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни. Более того, именно так вырабатываются новые способы, которые помогают воздействовать на них.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ

Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависит от общественного бытия, оно обладает относительной самостоятельностью, развивается по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором – тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (идеалы, ценности, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), – то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознаний, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Структура общественного сознания (его уровни):

Первый уровень общественного сознания — обыденное (повседневное, стихийное) созна­ние; оно основано на обыденном жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. В обыденном сознании представлены одновременно и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная, обоснованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

И обыденное, и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С точки зрения регуляции человеческого поведения в общественном сознании выделяют общественную психологию и идеологию. Общественная психология тесно связана с обыденным сознанием и охватывает массовидные психические процессы, при­сущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и пси­хические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная пси­хология формируется в основном стихийно, но не исключается и ее целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология является совокупностью теоретически обоснован­ных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология, в отличие от теоретического сознания, «заряжена» на определенную деятельность. Отражая социальную реальность с позиций интересов определенных классов и социальных групп, идеология содержит в себе программу действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса). Идеология – ценностное отображение социальной реальности, она формируется целенаправленно и имеет активную функциональную направленность, воздействует на мысли, чувства, поведение людей. Функции идеологии – интегративно-консолидирующая; организационно-мобилизующая; ценностно-мотивационная; легитимирующая.

Формы общественного сознания. Выделяют следующие формы общественного сознания:

Политическое сознание – совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти;

Правовое сознание – совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством;

Нравственное сознание – совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть);

Художественное сознание – форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок;

Научное сознание – форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание – форма общественного сознания, выражающая рационально-критическое осознание человеком мира и своего отношения к нему;

Религиозное сознание – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности (Бога) и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

В каждую историческую эпоху доминирующее зна­чение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма об­щественного сознания (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Важнейшие функцииобщественного сознания – познавательная, социально-пре­образующая, прогностическая, регулятивная, воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.

Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания, идеи, смыслы, ценности и идеалы могут закрепляться и сохраняться в культуре, транслироваться и развиваться. Язык – не только способ сохранения и пе­редачи информации, но и средство познания и общения. С помощью языка мы позна­ем объективный мир, получаем новое знание. Восприятие и познание осуществляются через призму языка. В языке существуют элементы, за­мещающие реальные объекты. Эти элементы играют роль пред­ставителей объектов познания в мышлении, являются знака­мипредметов, свойств или отношений. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.Всякий язык содержит в себе определенную «концептуальную схему», задающую характер восприятия мира.

В силу этого язык можно определить как специфическую сложную развивающуюся знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, обработки и пе­редачи информации, а также для обеспечения познания и коммуникации.

Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).

Различают два вида языка: естественные и искусственные.

Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

Искусственный языкспециально создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки математики, логики, языки программирования, химии и других наук).

В естественном языке знаками являются слова и словосоче­тания, в искусственном — те или иные символы. Один из важ­нейших аспектов языка — его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его пред­метное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый класс предметов), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языко­вых знаков. Она может быть воплощена в том или ином художе­ственном образе, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Структура, функции и формы общественного сознания

Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня – обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Обычно называют шесть форм общественного сознания : 1Искусство 2Наука3Мораль4Правосознание 5Религия 6Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания. Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое. Структура общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй — идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:— политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;— правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;— мораль — система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
– искусство — особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;- религия и философия — наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие: 1.Активно отражательная — это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом. 2.Объяснительная — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п. 3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая — сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, строительные сооружения, т. е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры. 4.Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п. 5.Целеполагающая — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность. 6.Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих орудиях он господствует над ней.

Понятие общественного сознания и его основные элементы

  • Общественное сознание — что это такое в социологии
    • Понятие, основные элементы структуры
  • Особенности развития общественного сознания
  • Связь между общественным и индивидуальным мышлением
  • Формы общественного сознания

Общественное сознание — что это такое в социологии

Термин «общественное сознание» интенсивно разрабатывался в рамках марксистской концепции. Впервые встречается в работе Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» в 1848 году. Окончательно введен в научный оборот российским ученым Александром Богдановым в начале XX века.

Одним из первых ученых, занимавшихся исследованием духовной жизни общества, был немецкий философ Гегель. Но у него в трудах нет термина «общественное сознание», он использовал понятие «Абсолютный Дух».

В западной научной литературе чаще встречается близкий по значению термин «коллективное сознание». Был введен французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Общественное сознание является предметом изучения в разных науках:

  • философии;
  • социологии;
  • социальной психологии;
  • политологии;
  • этике;
  • религиоведении;
  • антропологии;
  • педагогике.

В социологии общественное сознание изучается в первую очередь как сознание конкретных социальных групп: сословных, классовых, этнических, политических и др.

Понятие, основные элементы структуры

Существует несколько десятков определений данного термина. Наиболее распространенные формулировки:

  1. Духовная жизнь общества в целом, включающая в себя самые разнообразные аспекты: знания, мораль, право, религиозные взгляды, искусство.
  2. Совокупность коллективных представлений, присущих конкретным обществам в ту или иную историческую эпоху.
  3. Социальная реальность, являющая духовным отражением общественного бытия.
  4. Совокупность действующих факторов и процессов, определяющих мировоззрение общества.
  5. Целостное системное социальное образование, определяемое силами связей между элементами этой системы. В его основе лежит мораль, которая преломляется в разных сферах общественной деятельности.

В отечественных гуманитарных науках чаще всего общественное сознание рассматривается в его тесной взаимосвязи с парной категорией — «общественное бытие». Согласно марксистскому подходу, общественное сознание определяется общественным бытием, является его непосредственным отражением.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. Его деление на структурные элементы проводится по следующим критериям:

  1. По глубине и уровню отражения социальной действительности.
  2. По тому, кто выступает в роли субъекта познавательной деятельности.
  3. По специфике и сферам социальной реальности.

Подобное деление на структурные элементы носит условный характер, так как на всех уровнях и во всех проявлениях отмеченные элементы выступают в неразрывном единстве.

С точки зрения гносеологического аспекта выделяют 2 уровня общественного сознания:

  1. Обыденно-практический.
  2. Научно-теоретический.

Данное деление называется гносеологическим, поскольку оно связано с познавательной деятельностью и отражает степень проникновения субъекта в познаваемую им объективную реальность.

Для обыденно-практического уровня характерны:

  • поверхностность;
  • субъективность в подборе фактов;
  • склонность к обобщениям и глобализации;
  • имплицитность — неосознаваемость и бессистемность приобретаемых знаний;
  • избирательность — выводы делаются исходя из личного опыта или опыта референтных групп.

Научно-теоретический уровень характеризуется следующими свойствами:

  • глубина осознавания;
  • объективность — учитываются факты «за» и «против»;
  • ограниченность обобщений определенными условиями и законами;
  • эксплицитность — имеющаяся информация актуализируется произвольно и сознательно;
  • обоснованность выводов — они строятся на эмпирических данных и законах логики.

Особенности развития общественного сознания

Эволюция общественного сознания тесно связано с законами развития общества. В основе формирования социальной общности и ее эволюции лежат 2 фактора:

  • трудовая деятельность;
  • становление и развитие языка.

Основные этапы развития:

  1. Мифология.

Наиболее архаичной формой является мифологическое сознание. Оно возникло на ранних стадиях развития человечества и присутствует практически у всех народов мира.

Для него характерны:

  • синкретичность — нерасчлененность, сочетание разрозненных и противоречивых элементов;
  • целостность и универсальность — мифы претендуют на глобальное объяснение картины мира и всех без исключения сторон жизни человека;
  • символичность — представления о мире облечены в символическую форму;
  • историчность — в мифах даются попытки осмысления развития общества, происходит постоянная апелляция к прошлому;
  • диффузность — неотчетливое разделение объекта и субъекта, идеального и материального;
  • конкретность — слабая способность к абстрактному мышлению, представления о мире предметны и очень конкретны.
  1. Религия.

Следующим этапом развития стало зарождение религиозного сознания. Оно появилось 40-50 тысяч лет назад. Представляет собой отражение действительности в фантастических образах, основанное на вере в сверхъестественный мир. В отличие от мифологии, религия характеризуется:

  • способностью к абстрактному мышлению;
  • сочетанием адекватного отражения реальности с иллюзиями;
  • большей систематизированностью и логичностью.

Схожие черты религии и мифологии:

  • чувственная наглядность;
  • символичность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • ритуализированность;
  • в основе лежит вера, а не научное мышление.
  1. Наука.

Высшей формой развития является научное сознание. Представляет собой объективное познание реальности с помощью научных методов.

Включает в себя 2 формы познания:

  • чувственная — основана на наблюдении и эксперименте;
  • рациональная — понятийная организация информации с помощью разума.

С помощью науки человек получает систему экспериментально установленных и закономерных знаний, описывающих картину мира в виде теорий.

Теория — логически выверенное, системное описание фрагментов реальности на основе научных законов.

Важной сферой социальной деятельности наука становится, начиная с эпохи Ренессанса, но особое распространение получает в XIX-XX веках.

  1. Кибернетическое сознание.

В XXI веке ученые заговорили о появлении нового вида сознания — кибернетического. Оно характеризуется созданием глобального информационного пространства и взаимодействием всех общественных страт с искусственным интеллектом.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Общественное мышление нельзя рассматривать как простую совокупность индивидуальных мышлений.

Индивидуальное сознание — это внутренний духовный мир личности, включающий мировосприятие, знания, ценности, мировоззренческие установки. Оно отражается через призму конкретных условий жизни и деятельности индивида и характеризуется высокой степенью субъективизма.

Индивидуальное мышление ограниченно и конечно, оно заканчивается со смертью человека, хотя отдельные результаты его деятельности могут продолжать жить — например, литературные и музыкальные произведения.

Общественное мышление выступает в роли «коллективной памяти». Оно характеризуется:

  • разносторонностью;
  • всеобъемлющим характером;
  • высокой степенью обобщений;
  • аккумулятивностью — вбиранием и сохранением наилучших достижений индивидуальных мышлений.

Индивидуальное и коллективное мышление находятся в неразрывной взаимосвязи. Но они соотносятся не как частное и общее, а как единое целое. По мере того как человек проходит все этапы социализации и становится личностью, он усваивает духовный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

По Гегелю индивидуальное сознание — это сокращенный, сжатый по времени и объему вариант родового (коллективного) сознания. Общественное адаптируется человеком с помощью избирательной способности мышления и определяет специфику его личного бытия.

Формы общественного сознания

Существует 3 основных классификации форм общественного сознания.

  1. Историческая.
  2. Гносеологическая.
  3. Социологическая.

1. Историческая классификация.

В зависимости от конкретного исторического этапа развития человечества выделяют следующие формы общественного сознания:

  • первобытное;
  • античное;
  • средневековое;
  • Нового времени;
  • сознание современного общества.

Например, главным фактором, определяющим общественное сознание европейского средневекового общества, было христианство.

В современном обществе огромную роль в формировании коллективного мышления играют средства массовой информации.

2. Гносеологическая или эпистемологическая классификация.

Общественное сознание в зависимости от особенностей познавательного процесса делят на:

  • эмпирическое;
  • теоретическое;
  • художественно;
  • художественно-образное;
  • массовое;
  • профессиональное.

3. Социологическая классификация.

Основана на выделении основных сфер социальной деятельности. Согласно ей общественное сознание бывает:

  • религиозное;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • политическое;
  • научное;
  • морально-нравственное.

Одной из высших форм общественного сознания является идеология.

Идеология — это система концептуально оформленных взглядов и представлений, отражающая общественное бытие и направленная на сохранение или изменение существующих социальных отношений.

  • вырабатывается на основе научного мышления;
  • выступает как выражение потребностей отдельных социальных страт и общества в целом;
  • создается определенными группами людей, часто имеющими высокую профессиональную подготовку — политическими и религиозными деятелями, писателями и философами;
  • имеет ориентацию на массовое сознание;
  • направлена на достижение практического результата;
  • оформлена в виде конкретных документов — манифеста, конституции, декларации.

Общественное сознание наиболее ярко проявляется в общественной психологии.

Общественная психология — это совокупность несистематизированных взглядов, убеждений и мировоззренческих установок людей, отражающаяся на их повседневной жизни.

Включает в себя:

  • традиции;
  • обычаи;
  • верования;
  • привычки;
  • настроения;
  • эмоциональные составляющие.

Отличия общественной психологии от идеологии

  1. Идеология — характеризуется нацеленностью на конкретный результат, системностью, научностью. Она формализована и концептуально зафиксирована. Общественная психология — динамичная, постоянно меняющаяся система. Она не имеет такой высокой степени формализации, как идеология. Может включать в себя противоречивые элементы и проявляется в конкретной бытовой деятельности.
  2. Общественная психология отражает эмоционально-чувственное отношение к миру, это типичный способ переживания индивидом стандартных ситуаций.
  3. Идеология формируется целенаправленно, общественная психология — стихийно.

Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции

Содержание

1. Духовная реальность как составная часть

и отражение общественного бытия

2. Структура общественного сознания: его уровни,

формы и функции

3.Каково соотношение общественной психологии и идеологии

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности – самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание – это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный – «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление – ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции

Структура общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй – идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

– искусство – особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

– религия и философия – наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровня отражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей и ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различных общностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этот уровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе исторического развития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.). Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного сознания переходят на высший уровень познания и становятся достоянием теории и науки. Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут различаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка.

Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.

Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание – это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении.

Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям:

Ссылка на основную публикацию