Что такое дисциплина – зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

Что такое дисциплина — зачем она нужна, ее виды (воинская, трудовая), последствия нарушения и способы повышения

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин знаком почти каждому взрослому человеку, несущему ответственность за свою жизнь (и жизнь своей семьи).

И почему-то у большинства ассоциации с ним возникают не совсем приятные. Так происходит, когда данное понятие рассматривается в слишком узком контексте либо трактуется неверно.

Что же такое дисциплина, и на самом ли деле она так страшна – разберемся поподробней.

Дисциплина — что это

Итак, что такое дисциплина и зачем она нужна? Слово это в переводе с латинского disciplina означает строгость или выдержанность.

Дисциплина — это способность человека соблюдать установленный в обществе порядок и нормы.

Например, в школу принято приходить к 8 утра, и вы должны это делать – в ваших интересах получить необходимые знания. Ведь ждать вас никто не будет, звонок прозвенит по расписанию, и вы пропустите контрольную.

Пропуск, возможно, повлечет за собой проблемы с аттестацией и переводом на следующий учебный год. А все потому что кто-то когда-то не пришел вовремя. Это говорит о том, что несоблюдение дисциплинарных положений имеет свои последствия, что ясно иллюстрирует, как связаны между собой дисциплина и ответственность: ослушался – отвечай за результат.

С точки зрения психологии, это явление основывается как на требованиях социума, так и внутренних установках.

В ситуации, когда внутреннее содержание не соответствует внешнему проявлению, но индивид продолжает придерживаться правил, речь идет о социальном давлении.

То есть он поступает определенным образом не потому что хочется, а потому что надо (я не хочу вставать рано и идти в школу, но меня заставляют родители). Наверное, по этой причине слово дисциплина вызывает неприятные чувства: воспринимается как нечто нежелательное, навязанное извне.

Но если в основе действий, соответствующих дисциплинарным правилам, лежат убеждения, морально-нравственные ценности личности (я с радостью иду в школу, мне нравится учиться), то такая личность не чувствует сопротивления и ощущает себя комфортно среди людей, соответствуя всеобщим требованиям.

Изучая поведение, психологи пришли к выводу, что дисциплина – это внутреннее качество, особенность характера, которая воспитывается с детства.

Проведенные эксперименты доказали, что позитивное подкрепление желаемого проявления индивида дает больший результат, чем негативное при непослушании.

То есть чем больше хвалить человека за хорошее поведение, тем более дисциплинированным он будет.

Ниже вы прочтете о том, какая бывает дисциплина, ее виды и их особенные отличия, а также о том, зачем ее соблюдать и к чему приведет игнорирование общественного порядка.

Виды дисциплины (воинская, трудовая)

Этот феномен содержится во всех сферах нашей жизнедеятельности, поэтому принято разделять виды дисциплины, каждый из которых соответствует конкретному сообществу или группе:

  1. воинская дисциплина – правила, существующие в рамках военной среды (уставы, приказы, военные законы);
  2. трудовая дисциплина – порядки и нормы трудового законодательства. Например, в вашем рабочем коллективе дисциплина труда предписывает приходить на работу в 9 утра и уходить в 18.00, обедать в определенное время, выполнять за день конкретный объем работы, отдыхать н-ное количество раз в году и т.д.
    ” alt=””>
  3. государственная – присутствует в правовых взаимоотношениях государственных служащих. Если коротко, то это порядок взаимодействия чиновников, высокопоставленных лиц, дипломатов и т. д.;
  4. технологическая – представляет собой требования, которые должны соблюдаться на производстве. Также можно назвать это техникой безопасности;
  5. финансовая – имеет место там, где есть денежные отношения (бюджетные, налоговые организации);
  6. договорная – правила, указанные в конкретном договоре (например, в кредитном договоре указан порядок погашения займа);
  7. самодисциплина – требования, которые человек предъявляет лично себе. Для чего нужна дисциплина этого вида? На мой взгляд, это единственное, что может помочь человеку совершенствовать себя (еще это называют мотивацией).
    ” alt=””>

Обществу все равно сколько вы весите, чей пост занимаете, какие книги читали, а также его не особо интересует количество и качество ваших личных достижений. Все это нужно (или не нужно) в первую очередь вам (вы решили бегать по утрам и выполняете данное себе обещание. Пропустите пробежку – отвечать придется только перед собой);

Как привить или повысить дисциплину

Дисциплинированность помогает социуму сохранять порядок в отношениях.

Представляете, что станет, если исчезнут общественные правила и нормы (риторический вопрос)? Поэтому важно прививать это качество человеку с раннего детства. Как это сделать?

Как привить это качество детям? Ребенок всегда смотрит на родителей и копирует их поведение. Даже если ежедневно рассказывать ему о доброте, но при этом демонстрировать жестокость, малыш вырастит злым. Поэтому самое важное в воспитании – это собственный пример.

Необходимо рассказывать подрастающему поколению добрые сказки, читать пословицы и поговорки о дисциплине – о ее выгоде, нужности и значимости.

Давать детям возможность быть ответственными, поручая им важные задания, соответствующие возрасту, и хвалить за их выполнение. Донести до отпрыска значение данного понятия можно в игровой форме: разыграть сценку, нарисовать рисунок.

В ситуации когда ребенок – уже не ребенок, а взрослая тетя или дядя, у которых дисциплина хромает, сказки, конечно, не помогут. Действенными здесь будут следующие методы ее повышения:

  1. Спорт – режимные тренировки не только формируют красивое тело и укрепляют здоровье. Они также способствуют росту силы воли. Волевой человек достигает больших успехов, чем те, кто слаб характером.
  2. Режим дня и питания – архиважный момент. Полноценный сон восстанавливает физические и психические ресурсы организма, а правильное питание дает энергию действовать. Наладив эти два элемента, вы станете бодрым, здоровым, готовым свернуть любые горы.
  3. Планы – если их нет, то нет и дисциплины, ведь придерживаться нечего. Любой успешный человек знает, что он будет делать сегодня и в ближайший месяц как минимум. Распланировав свою жизнь на некоторое время вперед, вы станете все успевать, перестанете тратить время на обдумывание своих действий, сомнения и прокрастинацию (что это такое?).
  4. Работа над собой – в данном случае речь о тренировке концентрации внимания и усидчивости. Сложно выполнять какую-то работу, постоянно отвлекаясь и витая в облаках. Но можно научить себя сосредоточению. Для этого посвящайте несколько минут в день тому, чтобы просто смотреть на какой-то предмет. Думайте о нем, рассматривайте со всех сторон, щупайте. Можно начать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время.
  5. Мотивация – необходимый элемент. Если вы что-то делаете и не знаете, зачем вам это нужно, то дисциплина превращается в издевательство над собственной персоной.
    ” alt=””>
    Найдите смысл в том, что хотите делать. Мотивация – это ресурс, дающий силы, энергию и способствующий росту эффективности.

Каковы последствия нарушения дисциплины

В начале статьи был пример с пропуском контрольной работы в школе, где последствия довольно безобидные, не угрожающие чьей-либо жизни и здоровью. Ну, подумаешь, не переведут в следующий класс. В конце концов, можно переписать контрольную, остаться на осень и т. д.

На самом деле существуют и опасные последствия нарушения дисциплины. Если вас выгонят не со школы, а за неуважительный прогул с работы. При этом вы единственный добытчик в семье, вам надо кормить детей, а найти новую вакансию не удается. Уже страшнее?

А если кто-то нарушит трудовую дисциплину: вопреки правилам техники безопасности выйдет на строительный объект без каски или полезет руками в работающий двигатель агрегата? Последствия представьте сами.

Нарушение дисциплины в обществе приведет к хаосу и анархии: физическим и моральным травмам, потере морали и нравственности, человеческого облика, гуманизма (что это такое?), ведь мы просто забудем со временем о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому каждый ответственный, сознательный гражданин обязан придерживаться общих правил и предписаний.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самодисциплина очень хорошо тренирует силу воли, чувство долга, мы же не зверюшки, которые будут спать пока хочется, у нас есть обязанности, которые мы должны выполнять независимо от своего комфорта и желания.

К сожалению сейчас с дисциплиной все хуже. Дети уже не уважают своих родителей, которые в принципе сами в этом виноваты. Если пытаться сформулировать, то дисциплина — это способность выполнять правила, которые кем-то установлены.

Что такое дисциплина — зачем она нужна, примеры и последствия нарушения

В настоящее время трудно встретить такого человека, который не мечтал бы стать успешным и богатым. Все люди стремятся к саморазвитию, ставят перед собой высокие цели, ради достижения которых они готовы на многое. Часто результат в подобных ситуациях не достигается либо же является неудовлетворительным. В таком случае наступает сильное разочарование. Поэтому так важно знать с самых малых лет, что такое дисциплина, и зачем она нужна.

Определение и виды

Говоря о том, зачем нужна дисциплина, следует ознакомиться с переводом этого слова. На латинском языке disciplina означает «выдержанность» и «строгость». Если говорить другими словами, то дисциплина — это способность человека соблюдать нормы и порядок, установленные в обществе.

На сегодняшний день успешными людьми являются те, которые всё успевают. Они умеют чётко расставлять приоритеты и задачи, в совершенстве распределяют собственное время. Такие люди способны на многое, но только лишь в том случае, если станут придерживаться выбранной тактики действий.

Дисциплина поможет человеку организовать самого себя, задать своей работе определённый курс. Но здесь требуется поставить некоторые обязательства перед собой. Проблема заключается в том, что многие не привыкли жить по внешним рамкам и внутренним правилам. Но именно это и оттачивает характер личности. Поэтому ученикам средней школы рассказывают, для чего нужна дисциплина.

В учебнике «Обществознание» для 7 класса, для чего нужна дисциплина и что это такое, дается четкое определение: «Дисциплина — это правила поведения, обоснованные на принятых в обществе нормах и требованиям, присущие какому-либо конкретному месту, например, офис, аэропорт, школа».

Всего основных видов шесть:

  • Государственная.
  • Трудовая.
  • Договорная.
  • Финансовая.
  • Технологическая.
  • Воинская.

    Каждая из них подразумевает свои особенности к обращению и отношению.

    Впервые люди сталкиваются с необходимостью дисциплины ещё в детском саду. Именно там детей приучают к соблюдению определённого режима. Затем начинается школа, где ученикам задают на домашнее задание, которое следует в обязательном порядке выполнять. Уже с ранних лет родители обучают ребенка к ответственности, соблюдению порядка. Если человека с детства приучить к определенному режиму и правилам поведения в обществе, то в будущем ему придётся намного легче.

    Важность дисциплины

    Дисциплина в качестве определенного порядка поведения, который будет соответствовать нормам и моральным принципам, требуется человеку не только в интересах общества. Она является немаловажным условием благополучия всех людей. Упорядоченность и согласованность действий позволят личности достичь поставленных целей, добиться именно тех материальных ценностей, которые ему необходимы. Когда люди придерживаются общепринятого распорядка, они начинают ощущать себя наиболее комфортно.

    Дисциплиной можно также назвать закон жизни, который существует во всех её уровнях. Даже природа любит во всём упорядоченность, что доказывают такие явления:

    • времена года;
    • день и ночь;
    • восход и закат;
    • приливы и отливы.

    Довольно часто людям не хватает мужества, чтобы придерживаться поставленных целей. Но ответственность возможно тренировать, как и любой другой навык. Поэтому так важно знать, для чего человеку необходимо соблюдать требования дисциплины.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

  • Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
  • Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
  • План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
  • Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
  • Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Последствия нарушения порядка

    Весьма важно также ознакомиться с тем, каковы последствия нарушения дисциплины. Если это будет неподготовленный доклад к уроку, неразобранная тема, ненаписанное сочинение или эссе, невыученный конспект, несделанная презентация, таблица, схема или плакат к мероприятию, то, конечно, это никому не навредит. В худшем случае ученика могут оставить на второй год.

    Однако существуют и более опасные последствия нарушения, например, человека могут уволить за неуважительный прогул с работы. Это отрицательно скажется на бюджете семьи и браке в целом. Если говорить о нарушении общеобязательной трудовой дисциплины, то последствия будут еще серьезнее. Именно поэтому каждый гражданин должен придерживаться общих правил и специальных предписаний.

    Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 5

    Параграф 5. Для чего нужна дисциплина

    Страница 39

    Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?

    Люди в обществе соблюдают определенные правила. Эти правила по-другому называются нормами. Они регламентируют, что можно делать, а что делать запрещено. Правила важно соблюдать для того, чтобы не доставлять дискомфорт другим людям. Соблюдение норм – это проявление уважения к окружающим.

    Нормы – это ряд правил, которые позволяют регулировать отношения людей в обществе.

    Санкции – это понятие, которое подразумевает меру воздействия на нарушителей правил. Чаще они несут неблагоприятные последствия, включая штрафы, административные аресты, лишение свободы и другие наказания.

    Всем ли обязательно соблюдать дисциплину? Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

    Дисциплина – это порядок поведения в обществе, который складывается на основе норм, прав и требований. Она является необходимым условием для поддержания комфортных условий жизни, поэтому соблюдать дисциплину должны все без исключения.

    Внешняя дисциплина – это порядок поведения, который соблюдается только в случае контролирования со стороны.

    Внутренняя дисциплина – это соблюдение правил порядка, норм и морали человеком без какого-либо принуждения, а исключительно по собственной воле.

    Страница 40

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждет опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

    За то, что Иван покинул территорию военной части, он получил выговор от старших по званию сослуживцев. К нему применят санкции в виде наказаний, предусмотренных за нарушение воинской дисциплины. Его наказание будет намного строже, чем то, что получит школьник, опоздавший на урок.

    Нарушение воинского порядка является серьезным проступком в то время, как опоздание на урок – выражение дурного тона. Вероятно, Ивану грозит, как минимум, выговор, а не пунктуального ученика пустят на урок, сделав небольшое замечание.

    Страница 41

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходилось ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

    Перечисленные факты объединяет нарушение правил безопасности и отсутствие дисциплины. Эти исторические события являются показателями того, как не нужно поступать в будущем. Они служат, своего рода, уроком, который учит тому, что соблюдение правил и требований важно, а их нарушение может повлечь за собой серьезные последствия.

    В жизни можно встретить массу похожих примеров. Люди часто забывают пристегиваться в автомобиле, говорят по телефону за рулем или отвлекаются на что-то другое во время ведения транспорта. В результате на дороге происходят сотни дорожно-транспортных происшествий, уносящих за собой жизни невинных людей.

    Страница 44

    Перед тобой два плаката (с. 42-43). С какими фрагментами параграфа они тематически связаны? Какие вопросы ставит перед зрителями каждый из плакатов и какие ответы предлагает?

    Оба плаката связаны с темой параграфа – с дисциплиной. Мне кажется, что они относятся к первому разделу параграфа – дисциплина обязательная и специальная.

    Смысл первого плаката заключается в том, что падение уровня дисциплины способно привести к разрушению транспорта. Это касается как тех людей, которые занимаются работой, связанной с транспортом, так и обычных граждан.

    Человек, создающий и эксплуатирующий транспорт, должен ответственно относиться к своей работе, чтобы не изготовить и не выпустить бракованные средства передвижения. Обычные граждане, например, водители, должны так же быть дисциплинированными и не нарушать правил дорожного движения. В противном случае это грозит не только приведением транспорта в негодность, но и риском навредить себе и окружающим пешеходам.

    Второй плакат призывает к уважению чужого труда. Девочка убралась в комнате, а мальчик оставил после себя мусор на полу. Так поступать нельзя, потому что люди тратят собственное время и усилия на какое-либо дело. Те, кто не уважает их труд, получают не только осуждение, но и портят отношения с этими людьми, доставляя им неприятные ощущения.

    Страница 46

    Какие правила были характерны для детских коллективов, которыми руководил А.С. Макаренко? Какие из этих правил можно ввести в классе, школе, лагере?

    Все правила, придуманные педагогом Антоном Семеновичем Макаренко, можно использовать в современных детских коллективах.

    Например, избирая в лагере, школе или классе командира, мы воспитываем в нем лидерские качества и учим других подчиняться ему, то есть соблюдать дисциплину. Научиться слушать другого и уважать чужое мнение и труд можно только, побывав на его месте.

    Человек, который не слушает командира, вступая на его пост, понимает, как тяжело поддерживать порядок в коллективе, поэтому анализирует все свои ошибки в поведении и старается больше не допускать их.

    Неограниченная свобода в какой-то степени позволяет формировать дисциплину и ответственность в людях. Если разрешить детям делать только то, что они хотят, то они вскоре поймут, что такое условие не приведет к порядку в обществе. Они осознают, что без правил и дисциплины невозможно жить в комфортных условиях.

    Если формировать коллективы из детей разных возрастов, то можно тоже многому научиться. Старшие смогут научиться воспитывать младшее поколение и передавать ему ценные знания. В своем время младшие дети будут впитывать знания, перенимать полезные привычки и понимать, как нужно жить так, чтобы всем было удобно и хорошо.

    Задание 1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?

    Дисциплина – это свод правил, направленных на регулирование поведение человека. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, без которой нельзя представить нормальную и комфортную жизнь в обществе.

    Дисциплина призвана учить людей нормам морали и воспитывать в них лучшие качества: ответственность за свои слова и поступки, уважение чужого мнения и труда.

    Задание 2. Какая бывает дисциплина?

    Дисциплину можно поделить на несколько видов:

    • Общеобязательная дисциплина должна быть исполнена всеми людьми безоговорочно. Каждый гражданин должен исполнять ряд обязанностей, возложенных на его плечи, для достижения общего порядка.
    • Специальная дисциплина свойственна определенным группах людей. Она носит название в зависимости от коллектива. Например, существует школьная, воинская, трудовая дисциплины. Каждый школьник обязан выполнять те требования, которые указаны в правилах его организации, то есть школьный устав.

    Помимо этого в тексте параграфа выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплины. Внешняя обозначает, что человек выполняет требования только в том случае, если его контролируют со стороны. Он осознает, что может быть наказан и поэтому старается не нарушать правила.

    Внутренняя дисциплина предполагает добровольное исполнение задач и обязанностей. Человеку не нужно принуждения к тому, чтобы он следовал правилам. Он сам понимает важность соблюдения законов и исполнения обязанностей. По-другому, внутреннюю дисциплину можно назвать самоконтролем.

    Задание 3. Каковы последствия нарушения дисциплины?

    Нарушение дисциплины несет за собой негативные последствия. В некоторых случаях человек получает незначительные санкции в виде замечаний со стороны. Например, мальчик выбрасывает мусор на улице не в специально отведенное для этого место.

    За это его могут осудить взрослые, но большей меры пресечения он не получит. В то же время солдат, который покидает воинскую часть в неположенное время, наказывается более строго.

    На него возлагается большая ответственность, и ему приходится не только выслушивать выговор, но и отрабатывать проступок. Наиболее страшные последствия несут за собой те нарушения дисциплины, которые связаны с выходом за рамки законов.

    Если гражданин нарушает общественный порядок и не следует правилам, описанным в основных законодательных документах государства, то он платит штраф, отправляется на исправительные работы или заключается в колонию.

    Кроме вышеперечисленных последствий хочется отметить некоторые моральные факторы. Ответственные люди, которые не по своей воле или случайно нарушают дисциплину, испытывают неприятные ощущения, связанные с ухудшением настроением. Они винят себя за то, что нарушили нормы морали, и чувствуют себя некомфортно.

    Задание 4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?

    «Дисциплина хромает» — это выражение обозначает, что дисциплина нарушена. Обычно так говорят про людей, которые не обладают достаточным уровнем воспитания и ведут себя неподобающе. Например, парень не уступает место пожилому человеку в транспорте. В таком случае про него можно сказать, что его «дисциплина хромает».

    Задание 5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выйти играть»?

    По моему мнению, высказывание Льва Николаевича Толстого связано с разделом параграфа, посвященным внутренней дисциплине. Человек с самоконтролем ведет себя так, что ем легче принимать решения в каких-либо вопросах. Он следует правилам порядка и нормам морали, поэтому не испытывает моральных мучений, чувствует себя более уверенно и легче справляется со всеми трудностями.

    Страница 47

    Задание 1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.

    а) Речь идет о специальной, в частности, воинской дисциплине.

    б) В этом пункте говорится о специальной – трудовой дисциплине, которой должен подчиняться каждый работник.

    в) Под этой буквой ведется речь о специальной, школьной дисциплине. Каждый ученик школы должен соблюдать правила, описанные в уставе учебного заведения.

    Задание 2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?

    На мой взгляд, значительно чаще проявляется внешняя дисциплина. Не каждый человек обладает самодисциплиной и силой воли. Иногда людям хочется делать то, что вздумается, поэтому они нарушают порядок. Внешняя дисциплина более распространена, так как она контролируется со стороны.

    Например, человек хочет перебежать дорогу в неположенном месте, потому что он думает только о том, чтобы быстрее прийти в назначенный пункт. Если он увидит гражданина, следящего за порядком, в данном случае полицейского, то он не станет этого делать, чтобы не понести наказание за свой проступок.

    Задание 3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну все подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?

    В моей жизни несколько раз бывали подобные случаи. Например, я говорил(а) себе о том, что начну бегать по утрам и делать зарядку. У меня не получалось сделать это с первого раза. Сначала мне помешали погодные условия, затем я просто хотел(а) дольше поспать.

    В итоге я смог(ла) настроить себя так, чтобы справиться со всеми трудностями и добиться поставленной цели. Мне помогла мотивация о том, что если я стану вставать раньше и делать зарядку, то я буду более бодрым(ой) и смогу сделать больше дел за день.

    Задание 4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона — внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.

    Я думаю, что более надежно оберегает от нарушения закона внешняя дисциплина. Она контролируется со стороны, и поэтому все преступники могут быть наказаны в случае нарушения правил. Внутренняя дисциплина подразумевает то, что за нарушение человек не понесет наказания, поэтому люди, нарушающие ее, меньше переживают о своей дальнейшей судьбе.

    Самый простой пример нарушения дисциплины из литературы – сказка «Гуси-лебеди». Девочка убежала гулять с подругами и оставила младшего брата одного. Она нарушила указания родителей, то есть ее дисциплина хромала. В итоге она осознала уровень возложенной на нее ответственности и смогла найти правильный выход из ситуации.

    Задание 5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.

    Примеры несоблюдения дисциплины

    Одно из последних нарушений дисциплины, которое удавалось мне наблюдать своими глазами, было связано с нарушением школьных правил. Ученик пришел в школу с опозданием и не в той форме, которая указана в уставе школы. За это его выгнали с урока и потребовали прийти на следующий день вместе с родителями в кабинет директора.

    Вред данного случая заключается в том, что ребенок уже со школьного возраста не может приучить себя следовать порядку, указанному в правилах организации. В будущем ему придется работать на каком-то предприятии, где будут свои правила. И если пока наказание ограничивается визитом родителей и замечаниями, то позднее это может грозить штрафом и увольнением.

    Другой неприятный случай я видел(а) в автобусе. Мальчик не заплатил за проезд и вышел из транспорта на своей остановке. В тот день ему повезло, потому что никто не заметил, что он проехал «зайцем», но в какой-то момент его поймают и заставят платить штраф, сумма которого будет значительно выше той, что указана в стоимости проезда.

    Вред данной ситуации в том, что парень не может приучить себя не нарушать установленный порядок. Он действует в своих интересах и не считается с мнением окружающих. Кроме того он поступает несправедливо по отношению к другим людям. В нашей стране все равны, и если один не платит за проезд, а другие оплачивают, то это несправедливо.

    Последствия нарушений

    Нарушения дисциплины могут нести за собой опасные последствия. Самое страшное – это преступления против человечества. Люди не осознают того, что они не должны поступать против воли других людей и нарушать их права и свободы.

    Они не только причиняют им моральный и материальный вред, но и могут угрожать их здоровью и жизни. В истории нашей страны есть множество примеров, связанных с нарушением прав людей. Во время войны фашисты совершали зверские преступления против окружающих, истязая и убивая невинных людей. К счастью, нарушение закона в нашей стране карается наказанием, и все преступники несут ответственность за содеянное.

    Какая связь между дисциплиной и ответственностью

    Дисциплина и ответственность напрямую связаны между собой. Отсутствие одного из факторов влечет за собой отсутствие другого. Без ответственности не может существовать дисциплины. Это правило работает и в обратную сторону.

    Задание 6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

    Я поддерживаю мнение Анны. Дисциплина помогает человеку не нарушать правила и не заходить за рамки дозволенного. С помощью дисциплины люди могут контролировать свое поведение, экономить время и легче справляться с трудностями и добиваться значительного успеха в делах.

    Что такое дисциплина, и для чего она нужна

    Сегодня как никогда актуальна проблема самоорганизации человека в современном обществе, перенасыщенном информационными потоками, стрессовыми ситуациями. Тот, кто способен ежедневно выполнять рутинные действия, понимая плюсы долгосрочной перспективы и минусы краткосрочных результатов, а вместе с этим и негативные последствия недостижения быстрых результатом, обладает замечательным качеством – дисциплиной. Здесь важно для понимания сразу сопоставить два смежных понятия – дисциплина и мотивация. Мотивация – это эмоциональный шаг к совершению важных для человека действий. Дисциплина – это самоорганизация, контроль за своими действиями, способность отказываться от ненужного, не отвечающего требованиям к повторяемым действиям, направленным на достижение конечного результата. Давайте посмотрим, что такое дисциплина, в чем ее отличие от мотивации, на чем основывается, и для чего необходима.


    Мотивация – эмоциональный шаг

    Большинство мотивационных книг, видео, тренингов обращены не к логической составляющей человека, а к психо-эмоциональной. Их задача – дать эмоциональный толчок к совершению первых действий, разбудить в человеке желание стать лучше, быстрее, выше, сильнее, быть более востребованным на рынке труда, наладить что-то в личной жизни. Но мотивация, полученная извне с использованием вышеприведенных «костылей», как правило, носит кратковременный характер. Человек физически не может быть в состоянии постоянного эмоционального подъема. И, как следствие, частым спутником внешней мотивации является разочарование при недостижении быстрых результатов.

    Человеку при поиске мотивации конкретно для себя свойственно упускать одну из немаловажных мыслей, транслируемых большинством самореализованных личностей-мотиваторов, а именно – мысль о том, что важно сделать первый шаг, но не менее значимо не сходить с пути, даже когда тяжело, когда совсем не хочется просыпаться ранним утром и выходить на пробежку под моросящий дождь, когда после тяжелого трудового дня нет желания читать полезную литературу по повышению квалификации, например. И чтобы раз за разом делать эти повторяющиеся, полезные, но часто нудные и неинтересные действия, в помощь мотивации приходит дисциплина. В чем же заключается дисциплина, и почему она важна для человека?

    Дисциплина: опора в долгом пути

    Отличие дисциплины от мотивации – это не сиюминутная эмоциональная составляющая, а прежде всего, черта характера, часть внутреннего «фрейма» человека, ядра, стержня. То, что заставляет двигаться вперед, не смотря ни на что. Это вырабатываемое качество, начинаясь с малых шажков на пути преодоления себя, в итоге приводит обладателя к желаемым результатам. Без дисциплины невозможно достичь значимых результатом в одном лишь эмоциональном порыве. Любой творческий человек с тонкой душевной организацией в той или иной степени обладает такой чертой характера, как дисциплина. В процессе творчества для создания желаемого творения почти всегда приходится себя в чем-то ограничить, от чего-то отказаться. К примеру, известный изобретатель Никола Тесла спал в сутки всего 2 часа, и ему этого вполне хватало. Благодаря дисциплине люди с определенными увечьями и физическими ограничениями способны побеждать в Паралимпийских играх, подниматься на самые высокие горы и нырять до дна.

    Распространенные заблуждения о дисциплине

    Разбираясь, в чем состоит значение дисциплины, что относится к ней, важно знать о некоторых заблуждениях:

    1. Дисциплина и творчество – естественные антагонисты.

    Дисциплина творческой личности дает целый ряд преимуществ при создании шедевра. Благодаря дисциплине писатель, художник, певец развивают нужный им навык, терпя порой неудачи, но продолжая идти к совершенству. Так, знаменитый отечественный писатель Лев Николаевич Толстой переписывал свой роман «Война и мир» несколько раз (тот, кто читал произведение, понимает, какой это титанический труд). Замечательный английской писатель Джек Лондон в автобиографичном романе «Мартин Иден» описал путь становления самого себя как писателя, начавшего саморазвитие при помощи дисциплины, будучи выходцем из самых низов общества.

    1. Дисциплина – это рабство.

    Ничего подобного! Стремления человека, его цели – то, что является предметом дисциплины. Она, помогая человеку стать лучшей версией самого себя, высвобождая временные возможности (через экономию времени на рутину, а время, как известно, называют важным и невосполнимым ресурсом), даря полезные навыки, позволяет человеку делать то, что он считает нужным. Именно он, а не некий мифический хозяин, армия маркетологов или начальник на работе, которому нужен лишь результат. Истинная свобода – это не потакание низменным желаниям, навязанным извне теми, кому выгодно продать под эти желания сопутствующие товары. Истинная свобода – это дисциплина и самоконтроль, которые дарят человеку возможность отказаться от чужих мыслей, желаний, убеждений.

    1. Дисциплина исключает счастье.

    У современного человека в понятие счастья входят чаще всего образы красивой дорогой жизни, вкусной пищи, доступности всего и во всем. При этом ассоциации с дисциплиной и самоконтролем становятся исключением всего приятного и желанного. Но на самом деле ограничения здесь происходят как раз в бесполезном, ненужном, вредном. Так, занятия спортом постепенно приносят меняющие жизнь изменения. К примеру, занимаясь в спортзале, человек постепенно меняет режим сна и питания, получает новые вкусовые привычки, круг общения, гардероб, подход к рутинным, но необходимым делам, у него меняется качество крови, объем и состав выделяемых гормонов, например, эндорфинов становится больше. В итоге уже миру радуется совершенно другая личность, испытывающая счастье от вновь приобретенного и от оставленного позади.

    Заключение

    Мотивация – это картина мира, которая может наступить, а может, и нет. Дисциплина – то, что сделает эту картину реальностью. Тесная связь этих понятий очевидна. Дисциплина и мотивация – это две составляющие успеха, играющие свои роли. Одна без другой – это игла без нити, молоток без гвоздя. Дисциплина и мотивация работают в комплексе. Помните об этом, используйте правильно, и вас ждет успех! А культивировать в себе дисциплину и мотивацию поможет гибкое мышление и хорошо развитые когнитивные функции. Это можно обрести с помощью эффективных онлайн-тренажеров Викиум, дающих мозгу необходимую полезную нагрузку и улучшающих его работу.

    Нарушение трудовой дисциплины: всегда ли можно наказать сотрудника

    Прямо о том, что является нарушением дисциплины труда, Трудовой кодекс ТК РФ не говорит, но в ст. 192 есть понятие дисциплинарного проступка, под которым понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Таким образом, установлено два основных признака: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей и виновность такого действия или бездействия. Установление вины — обязательная процедура, подтверждение вины следует оформить документом (докладной запиской, актом об отсутствии на рабочем месте, объяснительной запиской). В противном случае привлечение к ответственности нарушит Трудовой кодекс.

    Дисциплинарные проступки неизбежно влекут за собой дисциплинарное взыскание, но все ли, что не нравится работодателю, относится к нарушению дисциплины? Когда руководство вправе принять решение о привлечении сотрудника к ответственности и наказать работника, а когда этого делать нельзя?

    Что такое дисциплина труда

    Дисциплинированный работник соблюдает правила и нормы поведения, которые устанавливаются трудовым законодательством, коллективными и трудовыми договорами, локальными распорядительными актами предприятий. Нарушать нормы, в том числе введенные составленными непосредственно на предприятии локальными актами (например, правилами трудового распорядка), работник не вправе точно так же, как и нормы трудового законодательства.

    Статья 21 ТК РФ устанавливает ограниченный список обязанностей работника, несоблюдение которых нарушает дисциплину труда.

    Что такое трудовая дисциплина и обязанности работников и работодателей, гражданам разъясняют правила внутреннего трудового распорядка.

    Коллективными договорами и другими локальными актами устанавливаются:

    • порядок принятия на работу и прекращения трудовых отношений;
    • режим работы (длительность рабочей недели, рабочего дня, наличие перерывов и выходных);
    • список должностей с ненормированным рабочим днем;
    • продолжительность отпускного периода для разных категорий работников;
    • порядок и сроки выплаты зарплаты;
    • меры поощрения и наказания работников.

    Важно максимально подробно зафиксировать в ЛНА перечень обязанностей, за неисполнение которых следует взыскание. Если этого не сделать, призвать к ответу провинившегося затруднительно.

    Что зависит от работодателя

    Трудовым законодательством установлены обязанности и для работодателей по созданию условий для соблюдения дисциплины:

    • предоставлять работникам обусловленную трудовым договором работу;
    • обеспечивать их оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими обязанностей;
    • обеспечивать безопасность, охрану и гигиену труда;
    • выплачивать работникам заработную плату в полном размере и в установленные сроки и др.

    Если эти условия не соблюдены, нарушение сотрудником правил поведения не признается его виной (например, если ему не были созданы условия для прохождения обучения по охране труда).

    Что такое нарушение дисциплины

    Принято классифицировать примеры и последствия нарушения трудовой дисциплины по тяжести вины работника и жесткости применяемых мер. Условно выделяют следующие виды проступков:

    1. Управленческие, связанные с несоблюдением сотрудником субординации:

    • игнорирование приказов руководителя;
    • умышленное невыполнение требований инструкций и распоряжений.

    2. Технологические, связанные с несоблюдением технологических норм и условий труда, например:

    • несоблюдение правил охраны труда, в результате чего произошли авария или несчастный случай;
    • выпуск бракованной продукции.

    3. Режимные, связанные с несоблюдением распорядка рабочего времени, например:

    • появление на рабочем месте в состоянии наркотического, алкогольного или иного токсического опьянения;
    • прогул;
    • систематические опоздания к началу рабочего дня и после обеденного перерыва;
    • преждевременный уход с работы на обеденный перерыв и в конце смены.

    Каждый сотрудник обязан соблюдать трудовой распорядок, дисциплина труда является главным условием эффективной деятельности предприятия.

    Кроме того, по ст. 81 ТК РФ, наказывают работника за следующие нарушения:

    • хищение чужого имущества;
    • растрата;
    • совершение аморального поступка, если сотрудник выполняет воспитательные функции;
    • утрата доверия, если сотруднику доверены материальные ценности и его действия приводят к возникновению сомнений в его честности;
    • нарушение требований охраны труда.

    Отдельно для руководителей, главных бухгалтеров в ст. 81 перечислены нарушения, из-за которых с ними расторгают договор:

    • принятие такого решения, которое являлось необоснованным в конкретных обстоятельствах и повлекло причинение ущерба предприятию;
    • однократное грубое нарушение дисциплины (для руководителя).

    Каждое нарушение влечет за собой сбор подтверждающих документов или расследование: они призваны доказать вину работника.

    Последствия нарушения

    В качестве ответственности за несоблюдение правил труда к сотруднику применяется взыскание, выбор которого зависит от тяжести проступка:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    Применение нескольких взысканий за один проступок не допускается.

    ТК запрещает применять взыскания, не установленные законом (ч. 4 ст. 192 ТК РФ). Например, денежные штрафы или лишение (уменьшение) премии не применяются в качестве дисциплинарных наказаний за несоблюдение дисциплины. Локальные акты, в том числе приказы, о применении денежных штрафов являются незаконными.

    Что касается варианта лишения премии в качестве назидательной меры: премирование, в соответствии с ТК РФ, является стимулирующей выплатой, а не мерой взыскания. Но если на предприятии существует система премирования, то положением о премировании предусмотрено, за что работнику премия снижается либо не выплачивается в полном размере. Одно из таких условий — неисполнение обязанностей. В таком случае локальным актом о премировании обязательно устанавливаются условия и порядок, в том числе документального оформления, в соответствии с которыми размер премии снижается либо сотрудник лишается премии полностью.

    Когда взыскания не применяются

    Законом не установлены льготные категории трудящихся, которых нельзя привлечь к ответственности за нарушение дисциплины. Но существуют порядок применения взыскания и сроки, которые обязательно соблюдаются.

    В то же время необходимо учитывать гарантии для некоторых категорий трудящихся.

    Беременную женщину, по ст. 261 ТК РФ, нельзя уволить по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации предприятия. Но это не означает, что на нарушение следует закрыть глаза. Необходимо использовать другие меры взыскания.

    За виновные действия работодатель привлекает сотрудника к ответственности, в том числе увольняет, если это предусмотрено нормами ТК РФ. Даже если вследствие этого работник лишится каких-то благ.

    Конституционный суд РФ в определении от 23.06.2015 № 1243-О признал законным увольнение сотрудницы за прогул, в результате чего она лишится жилья, полученного в рамках целевой программы, так как утратит льготу.

    Кроме того, нельзя применять взыскания, если пропущены его сроки.

    Сроки

    Объявление замечания или выговора, приказ об увольнении за нарушения издается не позднее месяца со дня, когда о случившемся узнали. Пропуск этого срока снимает ответственность с нарушителя. Если обнародована информация о нарушении, с момента совершения которого уже прошло полгода, наказать провинившегося тоже нельзя.

    Взыскание снимается автоматически, если в течение года гражданин больше не привлекается к дисциплинарной ответственности. Сотрудник вправе ходатайствовать о снятии наказания и до этого срока. Работодатель принимает решение по этому вопросу самостоятельно, по просьбе непосредственного начальника и ходатайству представительного органа.

    Порядок наложения взысканий

    Процедура состоит из 5 шагов.

    1. Фиксация проступка и составление акта о совершении проступка. Форма свободная.
    2. Получение объяснений сотрудника о причинах содеянного (объяснение излагается в письменном виде. Отказ от дачи объяснений фиксируется в приказе).
    3. Выпуск приказа о назначении взыскания (форма свободная).
    4. Ознакомление сотрудника с приказом.
    5. Запись об увольнении в трудовой книжке.

    Увольнение за нарушение трудовой дисциплины производится только после получения письменных объяснений от работника (либо если есть акт об отказе от письменных объяснений) — судебная практика подходит к этому вопросу однозначно.

    Что такое дисциплина?

    Урок 16. Обществознание 7 класс ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Что такое дисциплина?”

    Сегодня мы поговорим о дисциплине. Это слово вам уже давно знакомо, не так ли?

    Согласитесь, что со словом дисциплина возникает множество ассоциаций. Например порядок, ответственность, правила поведения, воспитание, контроль, строгость, уважение, исполнительность и многие другие.

    Наверное, не было ещё такого дня, когда вам в школе не напоминали бы о дисциплине и о том, как важно быть дисциплинированным учеником. Вам постоянно говорят о том, что на уроках делать нельзя: громко разговаривать, слушать музыку, сидеть в социальных сетях или переписываться с друзьями по телефону и ряд других замечаний. И каждый раз учителя это связывают не только с вашим поведением, но и с дисциплиной. Но почему это так?

    Мы уже с вами знаем, что каждый человек должен соблюдать определённые правила поведения. Так вот, именно благодаря дисциплине человек привыкает контролировать своё поведение и чувствовать ту черту, которую переступать нельзя.

    В вашем случае такой чертой являются нормы и правила поведения вас как учеников в школе. Соблюдение данных правил поможет вырасти ответственным человеком, который будет способен отличать плохое поведение от хорошего.

    То есть если вы поставили перед собой задачу по достижению определённой цели, то все внутренние преграды, которые стоят на вашем пути: лень, нежелание что-то, делать, откладывание срока исполнения и так далее, должны быть устранены. Причём устранить их можете только вы сами. А сделать это возможно только с помощью дисциплины.

    Итак, мы можем теперь говорить о том, что дисциплина – это нормы поведения людей в обществе, которые соответствуют сложившимся в нём моральным и правовым нормам или требованиям определённой организации.

    Принято выделять следующие виды дисциплины:

    Давайте познакомимся с ними более подробно.

    Общеобязательная дисциплина – это исполнение всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами определённых правил, установленных государством.

    Например, вы как школьники обязаны получить образование, так как эта обязанность закреплена в конституции, а чиновники и обычные граждане обязаны действовать только на основании законов, которые приняты в государстве.

    Специальная дисциплина – это правила, обязательные для выполнения для работников определённой организации.

    Такие правила могут быть закреплены в уставе организации или иных правилах внутреннего распорядка.

    Принято выделять следующие виды специальной дисциплины:

    Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. Её суть заключается, в выполнении требований присяги, приказов командиров, воинских уставов.

    Необходимо хранить военную и государственную тайну, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка. Именно от соблюдения воинской дисциплины зависит боеспособность нашей армии, чёткость в её управлении, её действия в случае войны, а главное – жизнь многих людей.

    Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, коллективных договорах, должностных и технических инструкциях.

    Соблюдение трудовой дисциплины предусматривает:

    · своевременный приход на работу;

    · рациональное использование рабочего времени, соблюдение техники безопасности;

    · сохранение наиболее высокой производительности труда и так далее.

    Технологическая дисциплина – это соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном технологическом процессе.

    Несоблюдение любого из видов специальной дисциплины может привести к печальным последствиям.

    Например, при несоблюдении воинской дисциплины произойдёт снижение боеспособности армии, что может поставить под угрозу не только жизни многих людей, но и независимость и территориальную целостность нашей страны.

    Нарушение трудовой дисциплины может нанести ущерб экономике страны в целом.

    Представьте себе, что рабочие постоянно отвлекаются на разговоры по мобильному телефону, общаются в социальных сетях, устраивают себе незапланированный графиком отдых. Таким образом, они тратят своё рабочее время не по назначению. Следовательно, завод не будет выпускать достаточное количество продукции, нет продукции – нет доходов и, соответственно, нет налогов в бюджет. Кроме этого, предприятие может и вовсе обанкротиться или закрыться, и теперь общаться в социальных сетях бывшим рабочим придётся уже в другом месте и без зарплаты.

    Ну а если нет поступлений в бюджет, то и у государства нет возможности поддерживать этих же рабочих в социальной сфере.

    Наверное, к наибольшему ущербу может привести несоблюдение технологической дисциплины. Это грозит материальным ущербом, авариями на производстве, в результате которых гибнут люди, возникновением экологических катастроф, наносится материальным ущербом.

    Например, 17 августа 2009 года, произошла аварии на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В результате аварии помещениям станции нанесён серьёзный ущерб, погибло 75 человек, оборудованию и. Одной из причин аварии были названы неоднократные нарушения, которые допускал персонал при работе на станции, то есть к аварии привело несоблюдение трудовой дисциплины. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах всего региона.

    Надеюсь, вы уже поняли, что быть дисциплинированными людей побуждают, с одной стороны, те правила, которые существуют, а с другой – само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. В этом случае люди чувствуют постоянный контроль со стороны, вследствие чего стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение, либо избежать наказания.

    То есть внешняя дисциплина – это соблюдение установленных правил только благодаря контролю со стороны.

    Например, согласно Уставу гимназий и прогимназий Российской империи 1864 года, для поддержания школьной дисциплины для гимназистов была введена обязательная форма одежды, которая состояла из полукафтана, штанов, галстука, пальто и фуражки. Администрация гимназий строго следила за опрятным внешним видом своих учеников. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись, так как за их несоблюдение ученик мог быть не допущение к занятиям.

    С другой стороны, заставить человека исполнять определённые правила могут только те требования, которые человек ставит перед самим собой. В этом случае человек самостоятельно контролирует их выполнение и даёт оценку своим действиям. Если человек соблюдает такие требования самостоятельно, без контроля извне – можно говорить о внутренней дисциплине.

    То есть, внутренняя дисциплина – это понимание того, что, как и почему надо делать.

    Как же воспитать в себе внутреннюю дисциплину?

    Для этого, попробуйте следовать следующим правилам:

    · Проявляйте свои волевые качества каждый день, а не только тогда, когда они необходимы.

    · Ставьте перед собой цели, которые вы можете достигнуть на данный момент. Отдавайте себе отчёт в ваших силах, ведь поставленная вами цель должна быть обязательно достигнута.

    · Доводите начатое дело до конца.

    · Не пытайтесь сразу преодолеть возникшие трудности.

    Ø Не отчаивайтесь, если у вас что-то не получилось с первого раза, и ни в коем случае не бросайте начатое дело. Попробуйте исправить совершённые ошибки и начните всё сначала.

    Если вам удастся следовать этим простым правилам, то вы сможете развить в себе такие качества дисциплинированного человека, как: воля, самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

    А теперь давайте с вами попробуем ответить на вопрос «Что такое дисциплина»?

    Что такое дисциплина — зачем она нужна, ее виды (воинская, трудовая), последствия нарушения и способы повышения

    Средняя оценка: 4.5

    Всего получено оценок: 1930.

    Средняя оценка: 4.5

    Всего получено оценок: 1930.

    Дисциплина – это слово, которое является синонимом понятию «порядок». Правила общественного существования строятся на понимании людей дисциплины, соблюдении особых требований, норм и правовых положений.

    Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

    Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

    Что такое дисциплина?

    7 класс курса “Обществознания” предлагает рассмотреть термин с разных сторон, именно поэтому определений понятия несколько. Дисциплина это:

    • соблюдение определенных и установленных в обществе (группе, коллективе) правил;
    • порядок, который требовалось соблюдать в обществе: правила морали и права;
    • требования, лежащие в основе кодекса профессиональных отношений определенной организации;
    • граница, которая отделяет норму от правонарушения.

    В. Даль дает свою трактовку дисциплины. Он считает понятие только воинским: порядок подчиненности одного звания другому, послушание и строгое повиновение.

    В энциклопедическом словаре авторов Брокгауза и Ефрона термин выставлен в значении – воспитание, школьные правила.

    Дисциплина изменяет поведение людей, вносит порядок и систему контроля над своими действиями и поступками.

    Откуда пришло в русский язык это слово

    Прежде чем рассмотреть вопрос: «Дисциплина – что такое?» — стоит узнать, откуда пришло данное название и что означало в оригинале.

    Как и большинство научных терминов русского языка, данный пришел из латыни. Прародителем этого слова стало существительное disciplina, означающие обучение или, по другой версии – выдержанность.

    Как и многие заграничные новшества, этот термин пришел в Россию во времена Петра I, через посредничество польского языка, в котором широко использовалось слово dyscyplina. Стараниями царя данное существительное довольно скоро прижилось, в отличие от понятия, которое оно обозначало.

    Виды дисциплин

    Ученые делят дисциплину на 2 большие группы: обязательная и специальная.

    которые читают вместе с этой

    Почему важно соблюдать законы?

    Что значит жить по правилам

    Мораль и нравственность: сходства и различия

    • Обязательная. Такая дисциплина – свод или система правил для государственных учреждений, организаций. Их необходимо соблюдать должностным лицам, представителям власти, простым гражданам.
    • Специальная. Ее правила распространяются только в конкретном коллективе. Школа, армия, производство – накладывают на поведение людей свои специальные требования дисциплины.

    Специальных дисциплин много. В школе рассматриваются часть из них.

    • Воинская дисциплина. Это правила, построенные на наибольшей строгости исполнения. Все нормы утверждены в Уставе. Законы, требования нельзя обсуждать, изменять по своему усмотрению, их просто беспрекословно выполняют. Присяга, приказ не изменяемы. Военная и государственная тайна охраняются и становятся одним из требований воинской дисциплины.
    • Трудовая дисциплина. Это правила трудовой деятельности, отношений в производственном коллективе. Здесь устанавливаются нормы рабочего времени, периоды отдыха, начало и завершение рабочего дня. Данный вид закреплен в законах о труде. Но в каждом конкретном трудовом коллективе на основании Закона разрабатываются собственные правила трудового распорядка, коллективные договоры. Правила прописываются в инструкциях разного плана.

    Нарушения воинской дисциплины имеют свою систему наказаний, не сходную с трудовыми провинностями, но те и другие приводят к ущербу. Первые в рамках страны и конкретного участка армии. Вторые вызывают хозяйственные проблемы.

    Структурные составляющие самодисциплины

    Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.

    • Самоконтроль — умение адекватно оценивать свои достижения и провалы, а также целенаправленно работать над самосовершенствованием.
    • Терпение и настойчивость. Без этих качеств все усилия напрасны, поскольку только планомерная ежедневная работа для достижения своей цели способна принести благотворные результаты.
    • Своевременность. Как бы хорошо ни была выполнена работа, если она сдана не в оговоренный заранее срок — она теряет свою актуальность. Это как со спортсменом-легкоатлетом, который пришел к финишу последним: он выполнил поставленную перед ним задачу, но слишком поздно и остался без медали.

    Классификация дисциплинированности

    Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:

    • внешняя;
    • внутренняя.

    Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.

    Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.

    Внутренняя дисциплина воспитывает человека, внешняя делает то же, но по-своему. В любом случае термин направлен на общество и отношения среди людей.

    Как стать дисциплинированным

    Чтобы развить в себе самодисциплину, необходимо взять на себя обязательства, на которых следует основываться в дальнейшем. Человек, ставший морально сильнее, сможет вдохновлять и себя, и остальных на новые достижения. Чтобы развить в себе дисциплину, специалисты рекомендуют записывать поставленные цели и планы на бумагу, при этом устанавливать определенные временные рамки для них. Периодически следует ввести отчётность, чтобы прослеживать успехи, а также видеть, над чем ещё стоит поработать, чтобы достигнуть желаемого.

    Чтобы развить в себе самодисциплину, придётся отказаться от пустых развлечений, сконцентрировать все внимание на поставленной цели и осознанности дела. Однако часто этому мешает чрезмерная импульсивность и отвлечение. По мере нарастания усталости у человека может также пропасть желание развивать в себе дисциплину. Интернет, телевизор, вредная еда, социальные сети, постоянный обмен сообщениями в мессенджерах не по делу — тоже враги, мешающие саморазвитию. Действенные методы повышения дисциплины:

    1. Спорт. Тренировка способна не только сформировать красивое тело и укрепить общее самочувствие. Физические упражнения также помогают развить силу воли. А именно волевые люди достигают поставленных целей.
    2. Режим дня и питание. Нормальный сон способен привести в норму психическое и физическое состояние организма. Правильный рацион и режим питания зарядят человека порцией энергии, делая его более бодрым и готовым свернуть горы на своём пути.
    3. План. Если отсутствуют четко поставленные цели и пути по их достижению, то нельзя сформировать дисциплину. Поэтому необходимо планировать свою жизнь на некоторое время вперёд.
    4. Работа над собой. Всегда довольно тяжело работать над чем-то, если постоянно отвлекаться и витать в облаках. Поэтому весьма важно сконцентрировать внимание и развить в себе усидчивость.
    5. Мотивация. Это важный момент в развитии дисциплины. Каждый должен знать, зачем он выполняет те или иные действия, ради какой цели.

    Дисциплинированным человеком можно назвать того, кто способен мыслить, отделять второстепенное от главного. Если научиться расставлять собственные приоритеты, двигаться только к поставленным целям, специально освободиться от тех убеждений, которые часто бывают навязаны извне, то можно воспитать в себе собранность и ответственность. Когда человек научится самодисциплине, то ему станет намного легче управлять самим собой, а также добиваться реальных результатов.

    Структура программы У. Д.

    Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

    Обычно программа состоит из четырех разделов:

    1. Паспорт. В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
    2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
    3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно – для педагога.
    4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

    Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

    Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей

    В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с сотрудником за то, что он несколько раз без уважительных причин не исполнил свои трудовые обязанности. Уволить по такому основанию можно, только если работник имеет хотя бы одно дисциплинарное взыскание и с момента его применения прошло не более одного года. Дело в том, что если в течение года со дня применения взыскания сотрудник не подвергнется новым замечаниям или выговорам, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ч. 1 ст. 194 ТК РФ).

    Лучше попробовать договориться

    Однако, прежде чем наказывать работника увольнением «по статье», посоветуем все-таки договориться с ним об увольнении по собственному желанию или соглашению сторон. Это более безопасно для работодателя и выгодно работнику (не будет пятна на репутации). Почему так

  • Ссылка на основную публикацию