Ярославна – краткое содержание балета Б.И. Тищенко

«Ярославна» — краткое содержание балета Б.И. Тищенко

В основе сюжета балета «Ярославна», с кратким содержанием которого не помешает ознакомиться перед просмотром самой постановки, лежит «Слово о полку Игореве», вполне справедливо считающееся памятником русской литературы в ее истоках. Музыкальное оформление действий и техника танца позволили посмотреть на это направление театрального искусства с совершенно другой стороны, отойдя от привычного его понимания.

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

  • Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
  • Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
  • Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
  • Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
  • Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

  • Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
  • Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
  • Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
  • Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
  • Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

  • «Раздрай». Во вступлении можно видеть, как искушенный князь Игорь мечтает о возрождении былой славы. Параллельно раздается как глухой протяжный стон голос земли Русской, скорбящей о погибших в бесконечных усобицах. Ярославне предстает страшное предсказание, но не слышит ее молодой князь с кипучей кровью, жаждущий новых подвигов. В итоге собирает полководец войско, призывая истребить половецкого врага. Не удается княгине отговорить своего любимого супруга от похода, который в предчувствии свежей крови не хочет ничего слышать. Солнце скрывается за затмением и отправляется войско на верную погибель, прославляя своего государя.
  • «Черный акт». Приходит полк Игорев на половецкую землю, где степи дурманят своим буйством цветения, заставляя всплывать в голове былые поражения и картинки грядущей катастрофы. И вот бой, который заканчивается легкой победой для русских воинов, получивших трофеи в виде богатств и местных девушек. Но когда заснули воины богатырским своим сном, одна из дев устраивает кровавое жертвоприношение, дабы известить родное племя половецкое о надвигающейся на него погибели. Доходит до него дурная весточка и начинаются шаманские танцы и вымаливание у богов пощады.
  • «Спасение». После пробуждения Игорь вновь отправляется в путь вместе со своими верными воинами. И вдруг ему встречается оазис со всякими яствами, женщинами и вином. На самом деле это засада и войско Игорево терпит бесславное поражение, пав прямо в этом поле. Чувствует беду, Ярославна молит все силы, чтобы смог вернуться ее муж домой, но не слышит ее Игорь, заточенный в темницу, мимо которой вереницей пролетают загубленные души погибших воинов. Со временем князю удается освободиться от плена и вернуться домой, пусть и без своего полка, павшего в половецких степях. Но вместо того, чтобы успокоиться и примириться с судьбою, велит он ковать новые мечи и собирать войско еще больше прежнего, мечтая, наконец-то, разбить врага.

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Ярославна – краткое содержание балета Б.И. Тищенко

Автор балета – Борис Иванович Тищенко

Либретто О. Виноградова.

Первое представление: Ленинград, Малый оперный театр, 30 апреля 1974 г.

Игорь, князь Новгород-Северский. Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская. Владимир, сын Игоря. Святослав Великий, князь Киевский. Князья. Плакальщицы. Кончак, хан Половецкий.

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Этомое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска раз лилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

2. Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины.

Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»

3. Начало похода. Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать».

4. Затмение. . Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила.

5. Поход. Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих,тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. Игорь к Дону воинов ведет.

6. Первая битва. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!

О Русская земля! Ты уже за холмом. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу!

7. Окружение. Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул. А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому:
кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. . Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили.

8. Вторая битва. На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают. Быть грому великому! О Русская земля! Ты уже за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья раз лучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов на поили, а сами полегли за землю Русскую. Тут Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское.

9. Плач Ярославны. На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,—говорит,— кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

10.Побег. Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками.

11. Возвращение. Игорь-князь в Русской земле. Приуныли у городов забралы, и веселье поникло. А Игорева храброго войска не воскресить!

Призыв. Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!

Ярославна – краткое содержание балета Б.И. Тищенко

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является « Князь Игорь » – выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание балета «Ярославна»

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
40 мин.25 мин.30 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

  • Борис Тищенко – выдающийся советский и русский композитор, Народный артист РСФСР оставил богатое творческое наследие, включающее оперу, оперетту, 3 балета, 8 симфоний с номерами и 8 симфоний с названиями, 2 реквиема, многочисленные оркестровые пьесы и сюиты, вокально-симфонические произведения, произведения для хора а капелла, инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, а также музыку к 9 кинофильмам и 9 театральным постановкам.
  • Изначально авторы балета «Ярославна» композитор Борис Тищенко и хореограф Олег Виноградов предполагали дать своему новому детищу символическое название «Затмение». Этим они хотели указать не только на астрономическое явление, предзнаменовавшее гибель русского войска, но и затмение в душе князя Игоря, который, несмотря на предостережения, повёл своих воинов в бессмысленный трагически закончившийся военный поход.
  • Дмитрий Шостакович настолько был поражён музыкой «Ярославны», насквозь пропитанной русским духом, что с большим удовольствием просматривал спектакль трижды. Восхитившись творением своего ученика, он на одной из репетиций, взволновавшись, назвал Бориса Тищенко гением.
  • Через два года после премьерного показа «Ярославну» разрешили к вывозу за границу. В 1976 году, балет успешно был показан на фестивале во французском Авиньоне. После просмотра спектакля лидер одной молодёжной организации заявил, что теперь он понял почему «Советский Союз одержал победу во Второй мировой войне.
  • Борис Тищенко никогда не увлекался новомодными техниками композиции, однако ради воплощения своей идеи в балете «Ярославна» он взялся за тщательное изучение сонорики и алеаторики.
  • После долгого перерыва балет Бориса Тищенко «Ярославна» был поставлен вновь. Премьерный показ состоялся в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 30 июня 2017 года. Балетмейстер Владимир Варнава, дирижёр Валерий Гергиев.
  • В 1974 году в советском Ленинграде балет Бориса Тищенко «Ярославна» считался полудиссидентским.
  • Билеты на балеты

История создания балета «Ярославна»

Можно с уверенностью сказать, что история балета «Ярославна» началась с того момента, когда талантливому балетмейстеру театра оперы и балета им. С.М. Кирова Олегу Виноградову, возможно в процессе работы над хореографическими сценами оперы «Князь Игорь », пришла в голову идея вновь обратиться к древнему сюжету, но воплотить его в хореографии. Шесть лет он собирал и изучал материалы, составлял многочисленные варианты либретто. В результате напрашивался вывод, что для этого балета нужны совсем другие средства, нежели привычный классический танец, то есть иные хореографические построения и пластика, а также своеобразная режиссура и художественное оформление спектакля. Тщательно обдумав все нюансы будущего балета, Виноградов обратился к композитору Борису Тищенко, который к тому времени был автором многожанровых музыкальных произведений и к тому же слыл преданным последователем школы Дмитрия Шостаковича . Заинтересовавшись поступившим предложением и тщательно подготавливаясь к повторной встрече с хореографом, Тищенко, внимательно перечитав «Слово о полку Игореве», в итоге пришёл к такому мнению, что описанные события не героическая эпопея, как её обычно представляют, а трагедия целого народа. Композитор для себя определил, что образ князя Игоря должен существенно отличаться от того каким его представил в своей опере Александр Порфирьевич Бородин . Помимо этого, в творческом тандеме авторов было сразу решено, что спектакль будет новаторским с введением в него женского и мужского хоров, которые в ключевых моментах будут исполнять подлинный текст «Слова о полку Игореве».

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

  • «Вступление к первому действию». Уже сразу архаический настрой в музыку балета вносит открывающий спектакль одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты , потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна.
  • «Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых князей.
  • «Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
  • «Убитый» и «Плач по убитому» – в соответствии с названием музыка данных разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
  • «Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена тембрами гобоя и кларнета.
  • «Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
  • «Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей храбростью.
  • «Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром произведения.
  • «Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.
  • «Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый кларнет исполняет, передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
  • «Степь». На фоне таинственного волнообразного глиссандо скрипок, как блуждающие призраки возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
  • «Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например, кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким звучанием медных.
  • «Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон русских воинов.
  • «Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину, которая будоражит воображение.
  • «Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
  • «Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в битве с врагом. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций.
  • «Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой необузданной силой.
  • «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Балет «ЯРОСЛАВНА. ЗАТМЕНИЕ». Мариинский театр.

Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I. Раздрай
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить».
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди.
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла.
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!».
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву.
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками.
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше.
Вдруг. оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины. И главный подарок – князю!
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти.
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа.
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов.
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал.
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено.
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём?
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

фото: Виктория Назарова

АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ

Музыка Бориса Тищенко
Либретто Владимира Варнавы и Константина Фёдорова

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Иван Столбов
Хореограф – Владимир Варнава
Художник-постановщик и художник по костюмам – Галя Солодовникова
Художник по свету – Игорь Фомин
Художник-видеографик – Илья Старилов
Главный хормейстер –Андрей Петренко
Хормейстер – Константин Рылов
Продолжительность: 2 часа 10 мин

ИСПОЛНИТЕЛИ

Ярославна – Злата Ялинич
Князь Игорь – Юрий Смекалов
Див – Григорий Попов
Половецкая дева – Кристина Шапран

Балет “Ярославна”, В.И.Тищенко
презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_7_klassa.ppt582.5 КБ
urok_dlya_7_klassa.doc45.5 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха – Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна», творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного. Прослушать отрывки из балета.

– развивать навыки музыкального восприятия произведений;

– воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

– закрепить понятие балет, программа спектакля.

– повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

  1. Сообщение темы урока (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети: Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев, жена его Ярославна отговаривает его, но князь со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна». (Слайд 4)

Этот композитор родился в Ленинграде 23.3.1939 – 10 декабря 2010 года,

В своем творчестве он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина “Князь Игорь”, композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

Балет «Ярославна»: (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» – балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета – подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды – “Сборы в поход”, “Жёны русские”, “Поход”, “Затмение”, “Окружение”, “Вторая битва”, “Плен”, “Плач Ярославны”, “Побег”, “Призыв к единению”.

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные “завывания” у оркестра (“Степь смерти”), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве” (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли” мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же””. Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице” мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый”). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

  1. Назовите особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую! Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по “Слову о полке Игореве”, соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование.

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п.

Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере.

Доклад Балет Ярославна 7 класс сообщение

Впервые драматическая танцующая труппа “Ярославна”, в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано, как смешение балета с хоровым исполнением и пантомимы. Образность “Ярославна” представила себя в новом обличии в искусстве современного балета.

Исторический момент спектакля

Это произведение задумал поставить ленинградский специалист по танцам в балете О.М.Виноградов. Это был не просто отечественное преставление, а была изображена подлинность и его дух. Схема танца и его графика должны были изменить всю структуру простого балета. Для этого Виноградов привел композитора Б. Тищенко, который ранее был последователем Д. Шостаковича. Тищенко заинтересовало такое предложение и вскоре он стал автором этого музыкального произведения. Его путь к славе не был простым и его музыка шла к слушателям годами. Самым известным его произведение стала “Ярославна”. Сам Борис же представил свою партию и ввел еще хоровое исполнение, при этом изложил ход своих мыслей в письменном виде. Обыкновенное театральное представление должно проходить с точным вхождением в эпизод харизматичном виде. Ярославна сюда так не подходила. Тищенко сразу был против, он самостоятельно разобрался в определении каждого эпизода. Виноградов беспрекословно подчинился работе Борису. Работа заключалась в том, чтобы исключить вариации таких, как па-де-де и тому подобных движений по сцене.

На сценографию был приглашен Ю.Любимов, это руководитель художественной самодеятельности театра на Таганке.

Хоровое выступление в мужском обличии передает уникальную энергичность военного похождения, а какое прекрасное звучание издают оркестровые наигрыши. В первом акте звучит свирель, ее звук напоминает народное исполнение песен.Во втором действии слышны усыпляющие стоны скрипки. Затем издаются некоторые шорохи, передавая моменты наступления битвы. В третьем акте передаются многие моменты плача княжны, стоны пахаря, читаные молитвы.

В качестве консультанта выступал академик Д.С.Лихачев.

Получившийся спектакль “Ярославна” был просто оригинальным и вскоре разрешили выступать на гастролях за рубежом.

Доклад №2

Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.

Композитором выступил Борис Тищенко – ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.

В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи – Д.С. Лихачев.

Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции. Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля.

Действующие лица:

  • Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
  • Князь Новгород-Северский (Игорь);
  • Половецкий хан Кончак;
  • Сын князя Игоря Владимир;
  • Князь Киевский Святослав Великий;
  • Другие действующие лица – Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.

Сюжет:

  • 1 действие: экспозиция, завязка сюжетных линий. Междоусобицы. На Руси, угроза извне, намерение князей совершить поход, интриги в их рядах. Хор в песне «Стоне Русской земли» повествует о разногласиях князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Терзаемая междоусобицами провоцирует своей слабостью набеги половцев. «Усобица» показывает зрителю ужас этих нападений, смерть и пленение мирного населения. Мощная сцена «Затмение» в конце первого акта давит на зрителей, показывает безысходность сложившегося положения. Звук всех инструментов оркестра резко обрывается, наступает генеральная пауза.
  • 2 действие: первое сражение войска Игоря с половцами, где последние терпят поражение. Вечером победители пируют и развлекаются, не зная, что в это время их окружают вновь прибывшие силы половцев.
  • 3 действие: поражение и пленение князя Игоря. Его жена Ярославна скорбит о поражении его войска. Князь совершает побег, действие завершается его призывом к мести половцам.

Балет «Ярославна» по-прежнему является образцом русского искусства и находит отклик в сердцах зрителей и критиков.

7 класс краткое содержание

Балет Ярославна

Популярные темы сообщений

Роспись по дереву появилась много тысяч лет назад. Ее история начинается еще в каменном веке. Это одно из первых появившихся искусств на нашей планете. Подделки из древесины очень ценились и свидетельствовали о высшем положении в обществе.

Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,

Австралия – засушливое место на Земле, в связи с этим некоторые растения, произрастающие там, научились с этим бороться. Бутылочное дерево – одно из них. Это самое причудливое, теплолюбивое дерево на земле.

На поле Куликовом

«Ярославна. Затмение» Владимира Варнавы в Мариинском театре

Майя Крылова

Балет Бориса Тищенко «Ярославна», впервые поставленный в 1974 году в МАЛЕГОТе Олегом Виноградовым и Юрием Любимовым, сегодня помнят только театральные старожилы. А в свое время спектакль по «Слову о полку Игореве» произвел фурор. И как не произвести: не слишком привычная для советского балетного театра музыка (никаких па-де-де не поставишь) соединилась с режиссурой модного полуопального лидера Таганки. Да и привычной сусальности в трактовке образа главного героя не наблюдалось — особенно в первоначальном замысле Тищенко: вторым названием балета было «Затмение».

«Я прочел подлинник. И понял, что никакая это не эпопея, не героическая драма, а самая настоящая трагедия! Я говорю: “Будем делать все наоборот. Игорь у нас никакой не герой, а самый настоящий преступник, выскочка, оторвался со своим отрядом и пошел, попался разведочный полк половцев, и они его легко разбили, так мало того, они стали еще и мосты мостить епанчами, чего там, и тискать девок половецких. Мародеры! Мародеры!” Я говорю: “Что это? Героизм? Русский народ — герой всего чего угодно?”» (из интервью Бориса Тищенко).

Тищенко написал не гладенько-возвышенный гимн, но жесткий балет-ораторию, в котором два хора — мужской и женский — изъясняются цитатами из «Слова». Музыка долго запрягает, но быстро едет: специально топчется на месте, внезапно пульсирует толчками «взрывов», доходящих до истерики, или тянется нарочито тоскливой канителью со зловещим гудением скрипичных фонов, буханьем ударных, свистящими «волнами» духовых и резкой переменой размеров и ладов. Сквозь это густое марево проглядывают переклички с древнерусскими распевами и их преломлениями у композиторов двадцатого века.

Автор новой мариинской «Ярославны», молодой хореограф Владимир Варнава, к своим 29 годам успел многое. За ним числятся две «Золотые маски», победа на конкурсе молодых хореографов «Контекст», сотрудничество с театром АХЕ, Максимом Диденко и труппой Балета Монте-Карло — плюс удачный «Петрушка» в Перми и несколько опусов в рамках Творческой мастерской молодых хореографов в Мариинском театре. А теперь — еще и приглашение на полнометражную постановку от Валерия Гергиева. Сам маэстро, не первый год пропагандирующий музыку Тищенко, на премьере стоял за пультом. Оркестр, надо сказать, звучал впечатляюще — от первого, долгого, буравящего (до предела терпения) звука флейты-пикколо до финальной хоровой «Молитвы».

Что в этих условиях сделал Варнава? Пригласил драматурга Константина Федорова, вместе с которым написал новое либретто — про искушаемого Дивом (персонифицированным внутренним демоном) властителя-мальчишку, мечты которого о легкой славе с оружием в руках в буквальном смысле обретают кровь и плоть. Про героя, оборачивающегося антигероем. И про то, что такое героизм: завзятая упертость или умение признавать ошибки? Партитура стала отправной точкой для фантазий хореографа: с музыкой Тищенко Варнава не борется, но и не миндальничает.

Варнава любопытно начинает спектакль: Игорь (Юрий Смекалов) сидит на рукоятке огромного меча, весь в мечтах о геройской славе, а на заднике, в театре теней, мелькают нападающие на героя и побеждаемые им чудища — кабаны, церберы и змеи горынычи. Статика кончится с появлением Дива (Григорий Попов): искуситель найдет применение грезам, буквально манипулируя телом Игоря и давая волю его тщеславию. И вот уже Игорь, как заведенный, бьет себя ладонью по сердцу, напористо в чем-то клянясь и играя мускулами: для героя, как говорит Варнава, «война — это легко и просто, это вообще праздник. Ведь он не знает еще, что такое война».

«Наглядность» — вообще ключевое слово для понимания авторского замысла, даже если создатели мариинской «Ярославны» и подразумевали (отнюдь не всегда считываемый) переносный смысл. Постановщику так важно донести антивоенную идею, так необходимо докричаться до публики, что придуманный парад культурных кодов выходит наивно-лозунговым, почти подростковым в своей запальчивости. Но при этом — в духе площадного, гротескного театра, уравнивающего в правах времена и эпохи: дружину Игоря в походе сопровождает подводная лодка в степях, а само наползающее гигантским черным кругом затмение выглядит расхожей цитатой из кинофантастики.

Нагляден меч — фетиш, фаллический символ, завладевший вниманием народных масс (еще один символ — герб в виде распятого скелета птеродактиля). Наглядны условные святые в костюмах цвета меркнущего солнца, камлающие над трупом убитого в усобицах. Ни с чем не спутаешь милитаристские игры, переходящие в языческий обряд. Наглядны и сцены с половцами: пир превращается в оргию каннибалов с отрубленными вражескими головами на дорогих блюдах — и Игорю, потерявшему дружину, становится понятно, что между тренировкой и выступлением есть все-таки разница.

Мариинская «Ярославна» — наполовину балет, наполовину пантомима. Игорь изображает хозяина жизни, а в финале, насмотревшись на призраков убитых солдат, подобно блудному сыну, в раскаянии, подталкиваемый женой, падает на колени перед городом и миром. Ярославна (Злата Ялинич), изначально противящаяся показухе, сперва цепляется за него, а потом корчится в горе, переступая, как цапля, босыми ступнями и драматически перекатываясь в большом золотистом круге — то ли солярном знаке, то ли колесе судьбы. «Звериные» па кордебалета половчанок пластически перекликаются со сценой насилия над пленной девкой, отбивающейся от солдат большими батманами — выстрелами ноги в воздух. Прочие персонажи «Ярославны» или упрощены Варнавой почти до знака (притопывание солдатни в плавках и шлемах, вызывающей в памяти одновременно регбистов, римлян из балета «Спартак» и фильм «Звездные войны»), или изъясняются пассами рук и мимикой лица.

Можно понять, отчего толпе милитаристов дан простецкий танец: по той же причине, по которой уличные мальчишки не разговаривают профессорским языком. Но в иные моменты нежелание Варнавы по максимуму использовать потенциал — не обязательно классический — труппы Мариинского театра казалось странным. Впрочем, если у хореографа была задача создать минималистский по пластике балет с неминималистской музыкой, он этого добился. Но иногда казалось, что такому зрелищу больше подошел бы не Тищенко, а Гласс.

Софья Дымова

После «Ярославны. Затмения» в Мариинском и пермского «Петрушки», поставленного незадолго той же командой (Варнава — Солодовникова — Федоров), публика реагировала одинаково — подскакивала с кресел и взвывала в сладостной истоме. В обоих спектаклях обнаружилось нечто, чего зрители давно и страстно ожидали. Дело даже не в том, что в моцартианской фигуре Владимира Варнавы почудился хореограф-спаситель, который выведет отечественную хореографию из затянувшегося кризиса. (Об этом, честно говоря, наскучило писать: на то и кризис, чтобы не ждать мессий, а тихо снимать стружку за верстаком.) Из кулуарных разговоров ясно: в дилогии «Петрушка»/«Ярославна» публику привлекло отсутствие ложного пиетета к некой абстрактной классике. Понравилось, что оба спектакля сделаны очень весело. Стиль Варнавы определили как площадной театр, противопоставив его надоевшему Баланчин-Форсайт-классическому балету. Хореографический метод описали как минимализм и оба спектакля зачислили в разряд современного искусства.

Проблема в том, что слово «минимализм» (под которым чаще всего подразумевают репетитивную технику музыкальной композиции) применяют ко всему, чего мало, путая сознательное самоограничение художника с маленьким словарным запасом. Совсем не удивляет, что наблюдатели дали себя обмануть и приняли за минимализм скандальную вообще-то скудость хореографического текста.

Для китча «Ярославна» совсем не роскошна, для кэмпа недостаточно эксцентрична и недостаточно серьезна.

Придется задавать очень наивные вопросы. Что такое балет — пускай не классический, а очень-очень современный? Наивный ответ раз: способ организации пространства и времени. Наивный ответ два: спектакль, где конфликт нагнетается и разрешается чисто пластическими (танцевальными) средствами. В «Ярославне» танцевальный текст в силу своей неразработанности драматургическую функцию (нагнетание и разрешение конфликта) нести не может. Иначе говоря: на сцене почти не шевелятся или шевелятся вне осознанной лексической системы, вне какой-либо телесной философии.

Нагрузка падает на изобильную бутафорию: многометровый меч, огромный зеркальный круг, стол с поролоновыми колбасами, светящиеся мечи в руках воинов. С каждым предметом персонажи возятся до тех пор, пока символ, сам по себе выразительный (например, исполинский меч — первое, что видит зритель «Ярославны»), не теряет всякий смысл: десять минут кряду меч таскают по сцене, в вожделении обнимают, опасно взлетают на нем в обнимку с лезвием и наконец уносят на нем убитого воина в позе распятия. Страсть хореографа к такой «работе с предметом» генетически связана со спектаклями Максима Диденко, с которым Варнава давно сотрудничает: уже в диденковских «Конармии» и «Земле» такие эпизоды оставляли неприятное послевкусие студенческих пластических этюдов на выносливость.

Мы совсем не против того, чтобы классическая par excellence, обладающая колоссальным физическим ресурсом труппа Мариинского театра танцевала босиком и по невыворотным позициям — возможно, такая смена языка пойдет ей на пользу. Мы даже знаем примеры балетов с бутафорией и без хореографии: так сделаны все последние крупные работы Александра Экмана. Принципиальная разница заключается в том, что Экман, которого роднит с Варнавой умение эффектно пускать театральную пыль в глаза, в отличие от петербургского хореографа, всегда выстраивает сложную ритмическую партитуру. «Ярославна» же на протяжении трех актов страдает отсутствием ритмической воли — вялая пластическая машина спектакля каждую секунду грозит заглохнуть: сколько-нибудь протяженные enchaînements, то есть связки движений, не выстраиваются, многофигурный кордебалет движется сплошной вязкой массой без попыток хореографа эту массу структурировать в пространстве и времени. Такая аритмия удивительна на фоне поджарой, напряженной до судороги, ритмически и темброво хлесткой музыки Бориса Тищенко.

В «Ярославне» во второй раз после «Петрушки» случился стилевой коллапс: дорогой замысел при дешевизне исполнения. Из шкафа мировой поп-культуры на сцену выпала хаотическая груда карнавальных персонажей: здесь разноцветные бородатые владыки из компьютерных игр, наряженные игроками в регби воины, девицы в пайетках с лимонными нимбами и навыками сурдопереводчиц. Для китча «Ярославна» совсем не роскошна, для кэмпа недостаточно эксцентрична и недостаточно серьезна, и тут уж одно из трех — или оргия с силиконовыми стриптизершами, или поролоновая колбаса на розовой скатерти, или банальные классические па, ввернутые в партию Игоря (что по правилам игры в современный балет есть обыкновенное жульничество). Площадной театр или психологический театр (именно в традиции последнего ведет спектакль Игорь — Юрий Смекалов). Тянуть за веревочку сгоревший пупырчатый блин луны (затмение, наивность) или под занавес расставлять по сцене бутафорские свечки (прозрение, духовность).

Карнавальная сутолока спектакля иллюстрирует одну нехитрую мысль: война во все времена одинаково бессмысленна и беспощадна. В доказательство тезиса на сцену вынимаются гипсовые дети из чаши сталинградского фонтана, подводная лодка, скелет двуглавого динозавра. Дело даже не в том, что мизансценически мысль артикулируется очень невнятно: куда важнее то, что избранный прием гротескного смешения не доводится до остроты, до зрительской истерики. Чтобы быть современным искусством, «Ярославне» недостает грубости приема и жесткости/жестокости к смотрящему. В конце концов, тремя годами раньше тот же тезис на той же сцене комментировал Грэм Вик в прокофьевских «Войне и мире»: спектакль был грубо сколочен, но тема войны-во-все-времена доводилась до фантасмагории, и по прошествии четырех часов действия разношерстная громада образов с грохотом обрушивалась в бездонную пропасть, оставляя, по крайней мере, вполне художественное чувство дикой усталости.

«Ярославна» необременительна. На обочине нового балета остались собственно «Слово о полку Игореве» и партитура Тищенко. Хотя в кулуарах и говорят о новом либретто, публика снова радостно обманулась, приняв смену костюмов за новизну: в центре осталась старая коллизия бессмысленной резни и посрамленного себялюбия, и никакой другой коллизии спектакль не формулирует. Окончательно возник зазор между летописным первоисточником, либретто с его неуклюжей имитацией былинного сказа (это когда сказуемое стоит перед подлежащим: «Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна»), игривым визуальным рядом и донельзя серьезной, ригористической партитурой Тищенко. «Люди думают: раз есть великий миф, то изложение тоже будет великим, хотя одно вовсе не следует из другого» — как однажды заметил Оден.

Публика объелась сложности бытовой и сложности в искусстве и теперь просит пищи более легкоусвояемой.

За новшество можно принять введение Варнавой и его драматургом Константином Федоровым хтонического искусителя Дива. Персонифицировать зло в виде симпатичного розового упыря бессмысленно с точки зрения мифа. С точки зрения постановщика — логично и необходимо: персонаж Див (превосходные работы Григория Попова и Василия Ткаченко) есть излюбленная маска самого Варнавы — герой-трикстер, мелкий бес, карнавальный насмешник. Явления Дива — единственная возможность развернуть на сцене любимый хореографом жанр арлекинады, которую он остроумно разыгрывал в камерных «Пассажире» и «Записках сумасшедшего», оставаясь неотразимым протагонистом своих трикстер-шоу. Но на огромное рационалистическое пространство «Ярославны» одной только арлекинады (или «чертовой клоунады», как назывался пермский «Петрушка») оказывается мало.

Щедро набросанные в обоих спектаклях гэги до конца остаются гэгами — вне всякой театральной драматургической логики: за болтовней в вечернем стендап-шоу «Поэтику» Аристотеля обычно не вспоминают. Вдоволь посмеявшись, публика и не требует большего: довольно того, что историю князя Игоря на оперно-балетном театре в кои-то веки разыграли без накладных бород и академической чопорности. И хотя «Ярославну» сочли актом современного искусства, никого не смутило отсутствие «приращенных смыслов», столь желанных для contemporary art.

Сто лет назад балетный критик Андрей Левинсон писал: «Злейшая беда нашей художественной культуры — избыточное легкомыслие, симплизм, стремление к вульгаризации, к быстрому и суммарному усвоению поверхностных впечатлений». Можно предположить, что описанное Левинсоном свойство никуда не исчезало за прошедшее столетие, но лишь обострялось в связи с переменами социокультурного климата. Судя по тому, как встретили «Петрушку» и «Ярославну», эстетика just for fun вновь востребована остро: проще говоря, публика объелась сложности бытовой и сложности в искусстве и теперь просит пищи более легкоусвояемой. Оттого очевидцы балетных премьер в Перми проглядели и интеллектуальные выкладки Алексея Мирошниченко в «Жар-птице», и сложнейше устроенную «большую ритмическую машину» в «Поцелуе феи» Вячеслава Самодурова.

Пушкин как герой ситкома или герой сувенирного балета; Сократ и Омар Хайям как авторы лайфхак-паблика в соцсети — ничего, что приписываемые им речения никогда ими не произносились; «Слово о полку Игореве» как «Прожекторперисхилтон». Нельзя обвинять хореографа в том, что он желает понравиться зрителям, пускай и всем сразу, а зритель просит оставить его в покое с «объективными законами композиции» и культурной стереоскопией — и просто дать отдохнуть. И вполне возможно, что сегодня на этом фоне попытки всерьез рассуждать о ритмическом безволии и художественной воле уместны, как проповедь на вечеринке.

Ссылка на основную публикацию