Высказывания великих людей о И.С. Тургеневе и его творчестве

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его.
В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- “Отечественные записки, 1843, № 5.

На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе.
Ф. М. Достоевский – брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию “Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать.
Н. А. Некрасов – Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

“Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение.
Ф. И. Тютчев – жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обая-тельной вылил он в эту повесть /”Фауст/ из своей души.
Н. А. Некрасов – А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике.
Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам.
Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж.
Г. Флобер – Тургеневу. 4/16/ .марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из “Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой.
Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изя-ществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу.
Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку – ибо у нас нет Тургенева.
X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физи-ческую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы.
П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.
Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты поли-тичоские вопросы, тем, что они, при всем их художественном совер-шенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропаган-дистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности.
Джон Рид.

Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой.
В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе.
А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев – это родоначальники нашей прозы.
А. А. Фадеев. О Тургеневе.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на прос-той народ.
М. М. Пришвин.

И. С. Тургенев – один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.
Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Писатели о И. С. Тургеневе

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, – все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его.

В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша. – “Отечественные записки, 1843, № 5.

На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, – я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе.

Ф. М. Достоевский – брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию “Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать.

Н. А. Некрасов – Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

“Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение.

Ф. И. Тютчев – жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать, – так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть /”Фауст/ из своей души.

Н. А. Некрасов – А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике.

Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгновенья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам.

Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж.

Г. Флобер – Тургеневу. 4/16/ . марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из “Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой.

Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу.

Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку – ибо у нас нет Тургенева.

X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы.

П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.

Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты политические вопросы, тем, что они, при всем их художественном совершенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропагандистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности.

Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой.

В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе.

А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев – это родоначальники нашей прозы.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ.

Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Писатели, критики, исследователи о Тургеневе: избранные цитаты

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», – истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором . В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, – что особенно редко и дорого – свежести непосредственного чувства, – делают его одним из высоких описательных поэтов везде . Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с каким-то суеверным обожанием. Это – поэзия страны чернозема, потового труда земледельца . Это – поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос , уже смутно начинавший волновать общество . Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике . Не бурная, порывистая сила, а напротив – мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы , и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству . Нация, которая породила такого писателя – и не его одного, – поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

. Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

Из французской газеты «Телеграф» от 6 апреля 1880 года.

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя . Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские – это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, – и это сбило западных читателей Тургенева с толку . Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа , останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства . Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Ф.И. Буслаев. Дневники. 6 декабря 1883 г.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли – тем и другим Тургенев обладал в высокой степени . Больше же всего он был художником-поэтом . Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, – все-таки его главная область – не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Читайте также анализ произведений И.C. Тургенева:

​«Не знаю, в чем природа отказала ему»: Что говорили и писали о творчестве Ивана Тургенева

9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева – одного из самых ярких прозаиков XIX века, автора «Записок охотника», «Вешних вод», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Стихотворений в прозе» и других замечательных произведений. Soyuz.Ru предлагает читателям узнать, что писали и говорили об Иване Тургеневе коллеги по ремеслу.

Что говорили дома

Как и многие большие писатели, Тургенев начинал как поэт, написавший ставшее романсом стихотворение «Утро туманное, утро седое». И в отличие, к примеру, от Николая Гоголя, чей дебют обернулся пеплом в камине, первые опыты Тургенева в поэзии вызвали сочувственный отклик одного из самых ярких критиков своего времени.

«Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, – все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его», – писал о тургеневской поэме «Параша» Виссарион Белинский.

C восторгом новое имя встретили и братья-писатели:

«Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, – я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе», – восхищался в письме брату Михаилу Федор Достоевский.

Увы, позже отношения между двумя будущими корифеями разладились, и даже знаменитая Пушкинская речь Достоевского примирила их лишь ненадолго.

С публикацией «Записок охотника» восторги умножились: великий русский лирик Федор Иванович Тютчев писал:

«[Они] отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

А редактор «Современника», поэт Николай Некрасов, прочитав повесть «Фауст», утверждал, что Тургенев «в своем роде стоит Гоголя».

Тургеневский талант порой обезоруживал даже людей, далеких от него по убеждениям:

«Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике», – писал Николай Чернышевский.

Таланту Тургенева отдавали дань Добролюбов, Короленко и даже писатель-революционер Степняк-Кравчинский, а Максим Горький прямо советовал начинающим литераторам учиться у Тургенева языку и мастерству пейзажа.

Что писали за рубежом

Увлечение певицей Полиной Виардо и разногласия с русским правительством заставили Тургенева стать эмигрантом поневоле: были времена, когда он подолгу жил во Франции, а в России бывал лишь наездами. Его общительный характер позволил ему сблизиться с лучшими иностранными литераторами той поры и активно пропагандировать русскую литературу во Франции, Германии и даже в Англии.

«Это обаятельный великан, кроткий, с белыми волосами, у него вид доброго горного или лесного гения. Он красив, величественно красив, чрезмерно красив, с небесной синевой в глазах, с очаровательной певучестью русского говора, с особенными переливами в голосе, напоминающими не то ребенка, не то негра», – писал Эдмон Гонкур.

Увы, прозу Тургенева при этом поначалу ценили немногие даже из числа заграничных друзей – но когда в числе этих немногих значатся Гюстав Флобер и Проспер Мериме, это чего-то да стоит.

«Чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант», – писал Флобер Тургеневу, а Жорж Санд утверждала, что все французские писатели просто обязаны «пройти вашу школу».

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном», – утверждал Ги де Мопассан.

А со временем оценили Тургенева и в англо-саксонском мире:

«Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу», – заявлял автор «Саги о Форсайтах» Джон Голсуорси.

Ложка дегтя: что утверждали недоброжелатели

Читая все эти панегирики, поневоле думаешь, будто у Тургенева не было ни недоброжелателей, ни сколько-нибудь строгих критиков. И все же это не так: одним из самых ярых противников Тургенева стал все тот же Достоевский, писавший поэту Аполлону Майкову:

«Тургенев сделался немцем из русского писателя, – вот по чему познается дрянной человек».

Еще одним из тех, на кого обаяние Тургенева не подействовало, оказался строгий и нетерпимый к фальши Антон Павлович Чехов.

«Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину», – писал Чехов своему издателю Алексею Суворину.

Под руку Чехову попали даже описания природы:

«Чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое».

Двойственным было и отношение к Тургеневу знаменитого Дмитрия Мережковского: признавая в одной из ранних работ «нежную прелесть» языка Тургенева, он одновременно с этим называет стиль писателя женоподобным и слишком мягким, а его русских героев, среди которых, по его мнению, нет ни одного вполне положительного – сборищем «героев слабости, калек и неудачников», делая исключение лишь для Базарова, не слишком любимого самим Тургеневым.

«Он не великий писатель, хотя и очень милый», – традиционно-снисходительно раздает табели Владимир Набоков, разбирая недостатки «Отцов и детей» и пеняя Тургеневу на примитивность сюжета и готовность взяться за любую модную общественную идею. К слову, в этой же лекции он называет наследником Тургенева по линии русских пейзажей не кого-нибудь, а все того же Чехова – и с этой его оценкой сложно не согласиться.

«Тургенев не глубок, и во многих отношениях его творчество – общее место… Турист жизни, он все посещает, всюду заглядывает, нигде подолгу не останавливается и в конце своей дороги сетует, что путь окончен, что дальше уже некуда идти… Его мягкость – его слабость. Он показал действительность, но прежде вынул из нее ее трагическую сердцевину…», – отмечает в книге «Силуэты русских писателей» критик Юлий Айхенвальд, отказывая героям Тургенева в искренности их чувства, а самому Тургеневу – в надуманности сюжетных ходов и самих характеров, в излишней образованности и литературности:

«Он вообще легко относится к жизни, и почти оскорбительно видеть, как трудные проблемы духа складно умещает он в свои маленькие рассказы, точно в коробочки».

Впрочем, заканчивает он на высокой ноте:

«Тургенев остается дорог, как настроение, как воспоминание, как первая любовь».

И совершенно неважно, реверанс ли это в сторону поклонников Тургенева или интуитивное понимание того, что далеко не всех писателей стоит бросать с корабля современности, какими бы ни были их недостатки.

Высказывания о тургеневе и его творчестве. Цитаты и высказывания ивана сергеевича тургенева

Писатели о И. С. Тургеневе.

Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства,- все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его. В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- «Отечественные записки, 1843, № 5.
На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /. / Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе. Ф. М. Достоевский — брату Михаилу. 16 ноября 1845 г.

Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию «Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать. Н. А. Некрасов — Тургеневу. 12 сентября 1848 г.

«Записки охотника/. / отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представ-ляется вам как откровение. Ф. И. Тютчев — жене. 13 сентября 1852 г.

У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он п своем роде стоит Гоголя. /. / Целое морс поэзии могучей, благоуханной и обая-тельной вылил он в эту повесть /»Фауст/ из своей души. Н. А. Некрасов — А. А. Фету. 31 июля 1856 г.

Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике. Н. Г. Чернышевский. Разговор отчасти литературного, а более не литературного содержания.

Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко за-глядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгно-венья, что /. / и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам. Н. А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день.

Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж. Г. Флобер — Тургеневу. 4/16/ .марта 1863 г.

Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из «Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой. Э. и Ж. де Гонкур. Дневник. 1863 г.

Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изя-ществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

. в настоящее время Россия опередила Америку — ибо у нас нет Тургенева. X. Бойсссн. Визит к Тургеневу. 1874.

Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /. / С большим искусством живописует он физи-ческую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы. П. Меримо. Иван Тургенев.

. гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Ги де Мопассан. Иван Тургенев.

Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты поли-тичоские вопросы, тем, что они, при всем их художественном совер-шенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропаган-дистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности. Джон Рид.

Тургенев — один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой. В. Г. Короленко. Из речи 10 ноября 1918 г.

Я был воспитан на Тургеневе. А. Н. Толстой. Поли. собр. соч., т. XIII, с. 565.

Пушкин и Тургенев — это родоначальники нашей прозы. А. А. Фадеев. О Тургеневе.

Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на прос-той народ. М. М. Пришвин.

И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой. Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Был ли Тургенев русофобом?


2019 год объявлен в России годом Ивана Сергеевича Тургенева. С конца прошлого года в стране повсеместно прошли мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения великого писателя. Мы спросили у старшего научного сотрудника Библиотеки-читальни им. И.С.Тургенева, кандидата филологических наук, профессора Елены Григорьевны Петраш о том, почему у любимого всеми писателя имидж русофоба и был ли он таким на самом деле?

Нет, он не был русофобом, несмотря на то, что высказывался подчас противоречиво, критически. И эти высказывания не поясняют того, как относился к России и русскому народу Тургенев.

И это признавали и его современники в России (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.), несмотря на их разность художественного метода и другие разногласия, и его современники за рубежом (почитайте воспоминания о Тургеневе А. Доде, Ги де Мопассана, письма Мериме, Флобера к Тургеневу и др. писателей, издателей не только во Франции, но и в Англии, Германии, США). Например, Генри Джеймс, американский писатель. опубликовал немало статей о европейских писателях, и больше всего — о И.С. Тургеневе. Во времена разгула русофобии после неудачных нашествий Европы на Россию в 1812 и 1854-55 гг. Генри Джеймс в пику политикам-русофобам отзывался положительно о России и с восторгом писал о русской классической литературе. Он всегда сожалел, что не знал русского языка и потому читал романы Ивана Тургенева, Льва Толстого и Федора Достоевского в переводах на немецкий и французский.

    Вступайте в КЛАН

Генри Джеймс был лично знаком с Иваном Тургеневым. Вот портрет русского писателя, написанный американцем: «Тургенев был очень высок ростом, широкого и крепкого сложения, с благородно очерченной головой, и, хотя черты лица не отличались правильностью, иначе как прекрасным я не могу его назвать. Оно принадлежало к чисто русскому типу: все в нем было крупное. В выражении этого лица была особая мягкость, подернутая славянской мечтательностью, а глаза, эти добрейшие в мире глаза, смотрели проницательно и грустно. Густые, ниспадающие прямыми прядями, седые волосы отливали серебром; борода, которую он коротко стриг, была того же цвета. От всей его рослой фигуры, неизменно привлекавшей к себе внимание, где бы он ни появлялся, веяло силой. …Дружелюбный, искренний, неизменно благожелательный, он казался воплощением доброты в самом широком и самом глубоком смысле этого слова». Генри Джеймс восхищался и человеческими качествами русского гения: «Он именно такой, о каком можно только мечтать, – сильный, доброжелательный, скромный, простой, глубокий, простодушный – словом, чистый ангел»… «Гений Тургенева воплощает для нас гений славянской расы…. Обстоятельства заставили его стать гражданином мира, но всеми своими корнями он по-прежнему был в родной почве. Превратное мнение о России и русских, с которым он беспрестанно сталкивался в других странах Европы, – не исключая и страну (Францию), где провел последние десять лет жизни, – в известной мере вновь возбудили в нем те глубокие чувства, которые большинство окружавших его на чужбине людей не могли с ним разделить: воспоминания детства, ощущение неоглядных русских просторов, радость и гордость за родной язык».

Выдающийся ученый, член Французской академии Эрнест Ренан в прощальной речи с русским писателем сказал: «Гений совершает в один день то, над чем работают целые века. Он создает атмосферу высшего мира, где и те, что были противниками, в конце концов находят, что они были лишь сотрудниками; он открывает эру великого всепрощения, где враждовавшие между собою на арене прогресса успокаиваются рядом, подавая друг другу руки. И действительно, выше племени стоит человечество, или, если хотите, разум. Тургенев принадлежал одному племени по чувству и по творчеству; но он принадлежал всему человечеству силою высшей философии, смотрящей ясным взором на человеческую жизнь и старающейся без предвзятой мысли понять действительность».

Добавим к этому прощальные слова французского писателя Эдмона Абу: « Вы провели среди нас двадцать лет, почти треть вашей жизни. Вы не просто любили Францию: но вы ее любили изящно, именно такой любовью, какой она вправе требовать для себя! Она с гордостью усыновили бы вас, если бы вы того пожелали, но вы всегда оставались верным России, и хорошо поступали, ибо тот, кто не любит своего отечества всецело, слепо, до глупости, останется навсегда человеком только наполовину. Вы не были бы столь популярным в стране, …если бы не были хорошим патриотом. ».

И таких примеров можно привести великое множество. Но и наши сегодняшние писатели (и здесь сошлюсь на Литературную газету №45, 7-13 ноября, спец. выпуск «Тургенев-200») утверждают, что Тургенев велик, разнопланов, и «потрясающе актуален».

Его творчество доказывает это. Будем ли вчитываться в хрестоматийную «Муму» или разбираться в последнем его романе «Новь» — везде Тургенев – художник – мыслитель, везде он пытается осознать внутренние закономерности «народной жизни». В самых разных по жанру произведениях Тургенев пишет о русском человеке, о его путях к свободе, к своему естеству. И при этом он – западник – космополит, но … не утративший свое национальное лицо, с присущей для него национальной чертой «всемирной отзывчивостью» и тоской по мировой гармонии.

Чтобы понять, что Тургенев не русофоб, нужно многое прочитать, но, если совсем нет времени, то обратитесь к стихотворениям в прозе, в частности, к великой песне, пропетой им великому «русскому могучему языку», или «Речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве» (1879), или, наконец, к стихотворению «В дороге» (1843), ставшему поистине народной песней. Речь идет об известном романсе композитора Абазы «Утро туманное, утро седое…». А ведь это его, молодого Тургенева, стихи, наполненные бездонными смыслами.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

  • Режиссер Алвис Херманис: Я в России считаюсь важным русофобом
  • В Петербурге в результате пожара в квартире погибла заслуженная артистка РСФСР Александра Вавилина
  • «Репортер»: британский корабль-шпион месяц вел разведку в исключительной экономической зоне России в Баренцевом море
  • Познер о феномене россиян: «Странное сочетание своего превосходства над всеми остальными и нелюбви к самим себе»
  • Пострадавший при атаке в Перми рассказал, что нападавший стрелял, не пытаясь прицеливаться
  • Правительство выделит Крыму около полумиллиарда рублей для ликвидации последствий паводка
  • РЕН ТВ опубликовал видео с места стрельбы в Пермском госуниверситете
  • Как выбирали «Единую Россию» и кто ответит за будущее нашей страны. Резонансные новости недели

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту
  • Оставайтесь с нами. Добавьте нас в Ваши источники и подпишитесь на наши соцсети.

    Яндекс Дзен Telegram Google News МирТесен Twitter Вконтакте Одноклассники Facebook

    Цитаты Тургенева

    Подготовил: Дмитрий Сироткин
    Представляю вам подборку цитат писателя Ивана Сергеевича Тургенева .

    Интересно, вынутые из его произведений и писем, они приобретают новые, современные смысловые оттенки .

    Цитаты разнесены по темам: жизненная этика, жизнь, человек, любовь, отношения, женщины и мужчины, молодость, счастье, о себе, Родина, русские, русский язык, смерть, свобода, слова, истина и ложь, самолюбие, смех.

    О жизненной этике

    Надо уметь принадлежать самому себе — в этом вся штука жизни.

    Ровно 200 лет назад родился Иван Сергеевич Тургенев: ТОП-10 высказываний о великом русском писателе

    Издание «Тульские бренды» подготовило ТОП-10 цитат об Иване Сергеевиче Тургеневе к 200-летнему юбилею писателя.

    «Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе», – говорил Иван Сергеевич Тургенев. А что же думали о нём его современники и последователи?

    1. Фёдор Михайлович Достоевский

    «Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет,- я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».

    1. Михаил Михайлович Пришвин

    «Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ».

    «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец».

    «Иван Тургенев – гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

    «Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

    «Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».

    1. Лев Николаевич Толстой

    «О Тургеневе все думаю и ужасно люблю его, жалею и все читаю. Я все с ним живу. Непременно или буду читать, или напишу и дам прочесть о нем».

    1. Владимир Галактионович Короленко

    «Тургенев – один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать её за собой».

    1. Николай Алексеевич Некрасов

    «Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть («Фауст») из своей души».

    «Без преувеличения скажу Вам, что вещицы (о комедии «Где тонко, там и рвется») более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать».

    «У него огромный талант, и коли правду сказать, – так он в своем роде стоит Гоголя».

    1. Николай Васильевич Гоголь

    «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

    Отметим, жизнь Ивана Сергеевича связана с нашим регионом. На территории Чернского района Тульской области расположено село Тургенево – родовая усадьба Тургеневых. Село ведет свою историю со второй половины XVIII века. Иван Сергеевич Тургенев часто бывал и жил в отцовской усадьбе.

    В настоящее время в селе Тургенево сохранился усадебный комплекс, включающий парк начала XIX века, каменную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, заложенную в 1795 году и построенную на средства помещика лейб-гвардии прапорщика Николая Алексеевича Тургенева, деда писателя, здание бывшей бумажной фабрики (зимнего флигеля), в котором жил в 1850 году И. С. Тургенев, а также каретный сарай, домик дворовых, подвалы.

    Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

    И. С. Тургенев.
    Художник И. Репин

    Критика о творчестве Тургенева, отзывы современников

    А. В. Дружинин:

    “. есть у г. Тургенева достоинство, неразъясненное его ценителями. Да, г. Тургенев, слабый в смысле объективного творчества, имеет одну особенность, в которой он сиден и неизъяснимо привлекателен. Особенность эта есть ничто другое, как высокое поэтическое дарование, с которым сам его обладать до сих пор еще совладать не в силах. . мы [то есть Дружинин] смотрим на Тургенева не как на современного поучителя, не как на скептика и создателя живых типов, но как на тонкого и истинного поэта, передающего свои создания в прозаической и, по временам, весьма неровной форме.

    . в картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных – Тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных русских писателей.

    Положение его в нашей литературе может называться вполне почетным положением. Его каждое слово внимательно слушается, – ни один из его поэтических порывов не проходит без отзыва.

    В круге современных нам писателей имеются лица, превосходящие нашего автора по таланту, но по тонкости и блеску своего образования г. Тургенев не имеет между ними соперника. Его произведения полны мыслями, оригинальными взглядами, отражениями разнохарактернейших и разнообразнейших теорий, прежде господствовавших в литературе и поныне не утративший своего значения.”
    (А. В. Дружинин, “Повести и рассказы И. С. Тургенева”, 1857 г.)

    “Я ничего не пишу о Тургеневе, потому что слишком много и все в одной связи имею сказать о нем. Я и всегда любил его, но после его смерти только оценил его как следует. Уверен, что вы видите значение Тургенева в том же, в чем и я, и потому очень радуюсь вашей работе. Не могу, однако, удержаться не сказать то, что я думал о нем. Главное в нем – это его правдивость. По-моему, в каждом произведении словесном (включая и художественное) есть три фактора: 1) кто и какой человек говорит; 2) как – хорошо или дурно – он говорит, и 3) говорит ли он то, что думает, и совершенно то, что думает и чувствует.

    Различные сочетания этих 3-х факторов определяют для меня все произведения мысли человеческой. Тургенев – прекрасный человек (не очень глубокий, очень слабый, но добрый, хороший человек), который хорошо говорит всегда то самое, то, что он думает и чувствует. Редко сходятся так благоприятно эти три фактора, и больше нельзя требовать от человека, и потому воздействие Тургенева на нашу литературу было самое хорошее и плодотворное. Он жил, искал и в произведениях своих высказывал то, что он нашел,- все, что нашел. Он не употреблял свой талант (умение хорошо изображать) на то, чтобы скрывать свою душу, как это делали и делают, а на то, чтобы всю ее выворотить наружу. Ему нечего было бояться.”
    (Л. Н. Толстой – А. Н. Пыпину, 10 января 1884 г.)

    И. А. Гончаров:

    “. Тургенев, создавший в “Записках охотника” ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!”
    (И. А. Гончаров, статья “Лучше поздно, чем никогда”, 1879 г.)

    В. Г. Короленко:

    “Гоголь, консерватор и крепостник в холодной мысли, чувствовал пламенную ненависть к порокам тогдашней России. Он сознательно высмеивал их в лице своих героев. Тургенев еще более сознательно отрицал уже крепостное право, отдавая свои мягкие симпатии угнетенной стороне. Щедрин прямо ненавидел Пошехонье с его Головлевыми. Тургенев раздражал как собеседник, порой больно задевавший самые живые струны тогдашних настроений, к нему относились страстно, бурно порицали и так же бурно выражали ему любовь и уважение. У него была ссора, но было и удовлетворение триумфа, он понимал, и его тоже понимали.”
    (В. Г. Короленко, статья “И. А. Гончаров и молодое поколение”, журнал “Русское богатство”, 1912 г.)

    “Белинский и особенно Добролюбов оставались для меня высшими авторитетами, а Тургенева я любил фанатично.”
    (В. Г. Короленко, книга “Истории моего современника”)

    А. П. Чехов:

    “Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых вы изображали, но вы останетесь целы и невредимы. Такова ваша сила и таково, значит, и счастье.”
    (А. П. Чехов – Д. В. Григоровичу, 12 января 1888 г.)

    “Кроме старушки в Базарове, то есть матери Евгения и вообще матерей, особенно светских барынь, которые все, впрочем, похожи одна на другую (мать Лизы, мать Елены), да матери Лаврецкого, бывшей крепостной, да еще простых баб, все женщины и девицы Тургенева невыносимы своей деланностью и, простите, фальшью. Лиза, Елена – это не русские девицы, а какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину. Ирина в “Дыме”, Одинцова в “Отцах и детях”, вообще львицы, жгучие, аппетитные, ненасытные, чего-то ищущие – все они чепуха. Как вспомнишь толстовскую Анну Каренину, то все эти тургеневские барыни со своими соблазнительными плечами летят к чорту. Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание балов), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит. Описания природы хороши, но. чувствую, что мы уже отвыкаем от описания такого рода и что нужно что-то другое.”
    (А. П. Чехов – А. С. Суворину, 24 февраля 1893 г.)

    М. Е. Салтыков-Щедрин:

    “Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.

    Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал “добрые чувства”, то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные “добрые чувства”, согласные с тем или другим преходящим веянием, но те простые, всем доступные общечеловеческие “добрые чувства”, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты.

    Тургенев верил в это торжество; он может в этом случае привести в свидетельство все одиннадцать томов своих сочинений. Сочинения эти, неравноценные в художественном отношении, одинаково и всецело (за исключением немногих промахов, на которые своевременно указывала критика) проникнуты тою страстною жаждой добра и света, неудовлетворение которой составляет самое жгучее больное место современного существования. Базаровы, Рудины, Инсаровы – все это действительные носители “добрых чувств”.

    . что сделал Тургенев для русского народа, в смысле простонародья? – и не обинуясь отвечаем: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно – всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно – “Записками охотника”, которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды.”
    (статья-некролог “И. С. Тургенев”, “Отечественные записки”, 1883 г., № 10)

    Н. Г. Чернышевский:

    “В настоящее время русская литература, кроме Вас и Некрасова, не имеет никого. Это каждый порядочный человек говорит, смею Вас уверить.”
    (Н. Г. Чернышевский – И. С. Тургеневу)

    С. М. Степняк-Кравчинский:

    “Тот эффект, которого повествователи романтической школы достигают прелестью неожиданных приключений и захватывающих положений, у Тургенева получается благодаря быстрому, удивительно сконцентрированному действию, а особенно – благодаря самому простому и самому ценному для романиста качеству: уменью владеть симпатиями и чувствами своих читателей. В этом отношении его можно сравнить с музыкантом, который непосредственно действует на нервы и душу своих слушателей, или, еще лучше – сравнить с поэтом, соединяющим силу слова с магическим действием гармонии стиха. Вы не читаете романов Тургенева: вы в них живете.

    Этою особенною способностью очаровывать читателя Тургенев в значительной степени обязан своему искусству мастерски владеть всеми средствами нашего богатого, гибкого и музыкального языка. Только один поэт Лермонтов умел писать в прозе с таким же совершенством, как Тургенев.”
    (С. М. Степняк-Кравчинский, “Из предисловия к английскому изданию романа “Рудин”, 1908 г.)

    М. Горький:

    “И. С. Тургенев был хорошим реалистом, а я уже не раз говорил, что писатель-реалист, невольно подчиняясь своим впечатлениям, часто не замечает, что, рисуя дорогое и близкое ему, он рисует это близкое таковым, каково оно есть на самом деле, то есть, иными словами, красота или ясность материала повести не позволяет ему исказить себя”.
    (М. Горький, “История русской литературы”, 1908-1909 гг.)

    “Я очень рекомендую вам: изучайте русскую литературу, это вам поможет. Тургенев научит вас писать природу, пейзаж, Чехов – покажет вам, что такое диалог, как в действительности говорят живые люди, научит строить фразу, предложение – кратко и точно.”
    (М. Горький – Г. Д. Гребеньщикову, 14 марта 1913 г.)

    “Читайте, изучайте приемы стилистов – Чехова, Тургенева, Лескова.”
    (М. Горький – Вс. Иванову, конец 1916 – начало 1917 г.)

    “Литературной технике и языку надобно учиться именно у Толстого, Гоголя, Лескова, Тургенева.”
    (М. Горький, статья “О пользе грамотности”, 1928 г.)

    Ссылка на основную публикацию