«Три девочки» Е. Верейской – краткое содержание

Елена Верейская – Три девочки [История одной квартиры]

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Елена Верейская – Три девочки [История одной квартиры] краткое содержание

Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда.

Повесть “Три девочки” была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана с некоторыми доработками в Лендетгизе. Повесть получила многочисленные отзывы читателей и выходит массовым тиражом в серии ”Школьная библиотека”

Три девочки [История одной квартиры] – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Когда Софья Михайловна пришла домой и сообщила, что нашла, наконец, комнату, на которую стоит обмениваться, Наташа первым делом спросила:

– А девочки в квартире есть?

Софья Михайловна ответила:

– Я там видела двух девочек, и как раз твоего возраста.

Наташа кивнула головой.

– Это хорошо. Потому что я люблю общество.

Отец и мать засмеялись.

– Ничего нет смешного! – возмутилась Наташа. – Что это за квартира, где одни взрослые, как у нас?

– Одни взрослые, – повторил отец, – да и те… – и он сделал такую гримасу, что Наташа громко расхохоталась. Никто не умел делать таких изумительных гримас, как Леонтий Федорович – Наташин отец. Это не были просто смешные или уродливые гримасы, – нет, они всегда выражали именно то, что он в данный момент хотел сказать словами. И сейчас Наташа поняла сразу папину гримасу.

Софья Михайловна также засмеялась и сказала:

– Леня, ну почему ты юрист? Тебе надо было на сцену

– Юрист тоже должен быть немножко актером, – ответил Леонтий Федорович, потом притянул к себе Наташу, посадил ее на колени и сказал жене: – Ну, рассказывай, какую нашла комнату.

Через несколько дней они переехали. Новая комната была очень большая, светлая, с широкой стеклянной дверью на балкон. Когда расставляли мебель, было очень много споров, куда что поставить. Наташе непременно хотелось иметь свой собственный, совсем отдельный уголок, и она доказывала, что лучше всего отделить его огромным папиным книжным шкафом и буфетом. А папа уверял, что тогда ему невозможно будет подойти к своему письменному столу, и в лицах изображал, как он с трудом лезет в узкую щель между буфетом и столом. Мама с Наташей смеялись; смеялись и возчики, вносившие вещи В конце концов все были довольны: и Наташа, получившая отдельный уголок, и папа, установивший свой большой стол и шкаф так, как ему хотелось, и возчики, с которыми он все время шутил, и мама – потому что вокруг нее все были веселы.

Когда все было внесено и расставлено и возчики ушли, Наташа выбежала из комнаты и громко крикнула в пространство:

– Девочки! Выходите сюда!

Дверь прямо против Наташиной комнаты открылась, и на пороге появилась девочка с двумя светлыми косичками. Она остановилась, держась за ручку двери, и глядела на Наташу исподлобья большими глазами. И в тот же миг где-то хлопнула еще дверь, раздались быстрые шаги по коридору, и в прихожую выскочила еще девочка – круглолицая, темноглазая, с широким вздернутым носиком и большим веселым ртом.

– Это вы к нам въехали? Ты здесь жить будешь? А как тебя зовут? – спросила она, с любопытством разглядывая Наташу.

– Да, мы будем здесь жить. Я – Наташа. А ты?

– А я – Люся. Мы тоже недавно сюда переехали. А тебе сколько лет?

– Ровно через неделю будет двенадцать. А тебе?

– А мне двенадцать будет через одиннадцать месяцев. Я перехожу в четвертый класс. А ты?

– А смотри-ка! Я ростом выше тебя. Давай померяемся! Перед зеркалом!

Девочки встали рядом и посмотрелись в зеркало.

– Точка в точку! – удивилась Наташа.

– Совсем одинаковые! – закричала Люся. – Катя! Иди сюда, стань рядом. Ты выше или ниже нас?

Девочка с косичками, смущенно улыбаясь, подошла и стала около Люси.

– И я такая же, – сказала она.

– Чудно-чудно-чудно! – Люся захлопала в ладоши. – Все три – как одна!

– Тебя зовут Катя? – спросила Наташа девочку с косичками.

Та молча кивнула головой.

– А тебе сколько лет?

– Ей только на днях исполнилось одиннадцать, и она в одном классе со мной, только я с ней не дружу, потому что она кислятина, – выпалила Люся одним духом. – А смотри-ка, – показала она пальцем в зеркало, – какие у тебя брови забавные, – точно птица крыльями размахнула. А у меня – смотри – бровей вовсе нет. А у Кати тоненькие-тоненькие. А ты отличница или нет?

– Я отличница, – сказала Наташа. – А ты?

– А я нет. А Катя тоже отличница. Она уроки долбит-долбит, а я так не могу. А ты знаешь, что у вас в комнате – балкон? Я на нем ни разу не была, а мне так хочется!

Наташа схватила девочек за руки.

– Пойдемте сейчас на балкон!

– Чудно-чудно-чудно! – И Люся запрыгала.

– А разве можно? – робко спросила Катя.

– Раз я зову, – значит, можно, – живо ответила Наташа. – Я же теперь хозяйка. Идемте!

И, держась за руки, они втроем вбежали в комнату. Дверь на балкон была раскрыта настежь, и там, облокотившись на перила, стояли Наташины родители.

– Мама! Папа! Вот мои девочки! – закричала Наташа, выталкивая Люсю и Катю перед собой в балконную дверь. Отец и мать оглянулись.

– Твои? – улыбнулась Софья Михайловна. А Леонтий Федорович протянул руку и, взяв в свою широкую ладонь руки обеих девочек, потряс их.

– Как здесь красиво! – воскликнула Наташа, оглядываясь во все стороны.

– Да! – откликнулась мать. – Хорошо!

– Ой! Как здесь чудно! – захлопала в ладоши Люся.

– А ты что же молчишь? Или не нравится? – обратился Леонтий Федорович к Кате и поднял за подбородок ее опущенную голову.

– Нравится, – прошептала Катя.

– И мне нравится, – сказал серьезно Леонтий Федорович. – Ширина-то улицы какая! И сплошной бульвар!

– А теперь пойдем, мы тебе всю квартиру покажем! – И Люся схватила Наташу за руку.

– Подожди, мне жалко уходить отсюда, – ответила Наташа.

Под вечер познакомились с остальными жильцами квартиры.

Первым вернулся домой старый доктор. Он был высокого роста и держался очень прямо, несмотря на свои семьдесят лет. У него была привычка быстрым движением головы откидывать назад свои густые и слегка вьющиеся длинные седые волосы. Во всей его фигуре и в лице с крупными и выразительными чертами было что-то благородное и гордое, но одет он был неряшливо.

Он вошел в прихожую в тот самый момент, когда вновь въехавшая семья разбирала поставленный в угол сундук. Люся и Катя стояли тут же.

– Здравствуйте, – приветливо сказал Леонтий Федорович, поднимаясь с корточек. – Вы, по-видимому, наш сосед? Мы только что сюда въехали.

– Здравствуйте, – очень вежливо, но холодно ответил доктор, протягивая всем по очереди руку и называя свою фамилию, но так невнятно, что Леонтий Федорович переспросил:

Доктор повторил фамилию, но снова никто ее не разобрал. И сейчас же он неловко поклонился и поспешно ушел в свою комнату.

Елена Верейская — Три девочки:
Краткое содержание

Часть первая

Глава 1. Наташа переезжает на новую квартиру и знакомится с Люсей и Катей. Странности доктора

Ленинград, июль. Отличнице Наташе скоро 12 лет. Вместе с папой Леонтием Федоровичем, юристом, и мамой Ольгой Михайловной она въезжает в новую квартиру. Там Наташа находит себе подруг: светленькую Люсю и темненькую сироту Катю, тоже отличницу. Им по 11 лет. Все трое – одинакового роста.

Родители Наташи здороваются с соседями: старым одиноким доктором, чье имя никто не расслышал, мамой Люси медсестрой Анной Николаевной, дедушкой Кати слесарем-изобретателем Яковом Ивановичем. Подружки отделяют себе уголок в коридорчике для занятий и игр.

Глава 2. День рождения Наташи. Разговор о докторе. «Только никому не говорите»

На день рожденья Наташе и ее подругам папа подарил по книжной полке. Люся рассказала подружкам, что в молодости у старого доктора была любимая жена и пара друзей. Жена умерла в тюрьме – она была революционерка. Один из «друзей» донес на нее, а другой от страха предал дружбу. С тех пор доктор людям не верит.

Глава 3. Наташа чувствует себя виноватой. Примирение в «разговорке»

Папа ведет Наташу в музей. Катю не берут с собой. Пусть готовит обед дедушке. Наташе стыдно. Дома в комнатке-разговорке она плачет вместе с Катей. И решает в другой раз пойти вместе.

Глава 4. Как они «сумерничали». Где же вихрашка?

Семья Наташи и ее подружки «сумерничают». В Гражданскую войну папа жил в детдоме. Решил он с Гулькой сбежать от строгого нового директора. Гулька стащил набор инструментов. Их увидела девчонка со смешными вихрами из-под шапки. Гулька толкнул ее – она провалилась под речной лед. Вылезла сама, не приняла помощь папы. И чуть не умерла от воспаления.

Гульку отправили в колонию, а папа с Вихрашкой подружился. Однажды, уезжая с дочкой Вихрашкой, директор пожелал ребятам «быть такими, чтоб всем окружающим было около вас всегда тепло и весело». Позднее папа отыскал Вихрашку. И женился на ней!

Глава 5. Вторжение в комнаты доктора и что из этого получилось. Шесть порций эскимо

Девочки увидели, что комната доктора открыта – и взялись за уборку. Цветы в вазу поставили. А он вернулся – и отругал их. Софья Михайловна пристыдила старика. Зачем испортил детям радость? Надо любить тех, кто рядом. Он извинился и дал девочкам эскимо. А они запиской подтвердили, что больше не сердятся.

Глава 6. Доктор и Тотик. Софья Михайловна и Яков Иванович. Мы знакомимся с братом Кати

Суровый доктор оттаял, стал говорить о своей научной работе, полюбил младшего братишку Наташи, обедал в их семье. Поласковей стал и дедушка Кати. Жизнь у него нелегкая, работает с 12 лет, для страны старается, сидел в тюрьме как революционер. Один вырастил внуков – Васю и Катю.

Глава 7. Тяжелый день Наташи

Новая школа Наташе не понравилась. И пятиклассники вокруг – как чужие. После разговора с мамой – все как рукой сняло. Наташа полюбила школу, стала в ней отличницей.

Глава 8. Что же такое «соленая католюандо»?

Девочки подружились с Катиным братом Васей, художником. Он рисовал для них карикатуры. А папа Наташи придумал ребус: из начальных букв имен всех жильцов вышло название квартиры «Католюандо». А «соленая» – потому что все они веселые, активные.

Глава 9. Встреча Нового года. «Ула, ула!» — кричал Тотик

Все жильцы дружно встретили праздник. Девочки устроили сюрприз с угадыванием, Леонтий Федорович заставил прыгать на столе тарелки, доктор сварил украинского рождественского узвара, но лучшим был сюрприз Васи: он уговорил прийти к столу дедушку. Так начался 1941 год.

Часть вторая

Глава 10. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает

Настал 1942. Идет война с фашистами. Отец Наташи на фронте. Она письмом сообщает ему новости. Она – в пожарном звене дома, тушит песком зажигательные бомбы. Катя и Люся – в медпункте. Все девочки работают на совесть. Они не попали в эвакуацию – болели. А после началась блокада Ленинграда, а с нею – голод. Есть и бомбежки, и обстрелы. Вокруг города «огненное кольцо». Наташа видит, как умирают люди… Нет, такое письмо нельзя отправлять отцу. «Мы все выдержим!»

Глава 11. Цена хлебного довеска. У проруби на Неве. Появление «жениха»

У Кати мальчик крадет довесок к 125-граммовой буханке хлеба – и кормит им младшую сестренку. Люся с Наташей опекают старушку. Потом ее сын-«жених», солдат, благодарит их за заботу. Все ослабели, но трудятся.

Глава 12. Возвращение из госпиталя. Погребенная под развалинами. Спасение

На минутку в дом заскочил Вася, теперь солдат-доброволец. Оставил сухарей: «Ничего немцам с нами не сделать!» Госпиталь, где работают мамы Наташи и Люси, переводят к месту боев. Сама Люся чудом остается жива после обстрела. В подвале она находит 6-летнюю Аленушку.

Глава 13. Наташа знакомится с комсомолкой Ниной Смолиной. Закон взаимовыручки

Нина Смолина – девушка, чьей помощи по хозяйству ждут люди. Она же приводит Люсю домой, обронив бумажник. Наташа узнает, что на работе от Нины нет вестей. Нина идет по пустынному морозному городу. У нее болит душа за родных – и всю страну. Люди помогают друг другу выжить, делятся хлебом. Жива и Нина Смолина, только ослабла очень.

Глава 14. Снова появляется «жених». Надо ехать

Оказывается, ленинградцы сутками работают над дорогой, которая поможет по льду Ладожского озера вывезти людей, доставить продовольствие. Протягивается «ниточка» на «Большую землю», чтобы спасти город. Здесь – «тот же фронт». Сын старушки, «жених» вывозит мать, Софью Михайловну, Тотика и девочек из города.

Глава 15. На машине через Ладогу. Все тот же закон взаимовыручки

Все едут «Дорогой жизни». В деревне «жениха» дети первым делом пьют горячее молоко. Всем радостно.

Глава 16. Старики читают письмо. На двери висит замок

Старики Яков Иванович и доктор получают письмо от девочек – и еду. Они узнают, что Софья Михайловна открыла в деревне детский сад и ясли. Девочки ей во всем помогают. А летом собираются трудиться на огороде в колхозе. От пережитого волнения за друзей доктор умирает на следующий день. Старик Яков идет жить на завод.

Эпилог. Победа! Снова дома. Клятва

Осенью 1944 года в «квартиру хороших людей» вернулись слесарь Яков Иванович и Леонтий Федорович (с наградами и без руки). Девочки повзрослели. Теперь они разного роста. Люся – выше всех. Наташа схожа с юной Вихрашкой, ну а Катя стала смелее, активнее. Вырос и Тотик (теперь – Ваня). Девочки мечтают учиться, работать. Наташа – художницей, как Вася. Люся – воспитательницей. А Катя еще не решила, кем. Подруги дают клятву отдать все силы «нашему народу, Родине!»

Читательский дневник по повести «Три девочки» Верейской

Сюжет

В Ленинграде живут три подруги: 12-летняя Наташа с родителями и братиком, 11-летняя Люся с мамой-медсестрой и 11-летняя Катя с дедушкой-слесарем. В 1941 году начинается война, блокада города. Девочки помогают тушить бомбы, ухаживают за ранеными, дружат с одиноким доктором, голодают. «Дорогой жизни» по льду Ладожского озера их увозят из города. Они клянутся хорошо учиться и работать ради счастья народа, Родины.

Отзыв

Тема повести: героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья. Защитницами города стали и девочки Наташа, Катя, Люся. Они взрослеют, учатся отвечать за свои поступки. Доброе дело – забота об одинокой старушке – оборачивается для них спасением. Девочек одних из первых увозят «Дорогой жизни».

После войны они дают клятву учиться и работать на благо Родины. Повесть учит любить жизнь, Родину, людей, семью, друзей, мечтать не только о своем счастье, но и всех людей. Учит взаимовыручке и мужеству, учиться, трудиться, бороться, верить в добро.

Краткое содержание повести «Три девочки» Елены Верейской

Часть первая

Глава 1. Наташа переезжает на новую квартиру и знакомится с Люсей и Катей. Странности доктора

Ленинград, июль. Отличнице Наташе скоро 12 лет. Вместе с папой Леонтием Федоровичем, юристом, и мамой Ольгой Михайловной она въезжает в новую квартиру. Там Наташа находит себе подруг: светленькую Люсю и темненькую сироту Катю, тоже отличницу. Им по 11 лет. Все трое – одинакового роста.

Родители Наташи здороваются с соседями: старым одиноким доктором, чье имя никто не расслышал, мамой Люси медсестрой Анной Николаевной, дедушкой Кати слесарем-изобретателем Яковом Ивановичем. Подружки отделяют себе уголок в коридорчике для занятий и игр.

Глава 2. День рождения Наташи. Разговор о докторе. «Только никому не говорите»

На день рожденья Наташе и ее подругам папа подарил по книжной полке. Люся рассказала подружкам, что в молодости у старого доктора была любимая жена и пара друзей. Жена умерла в тюрьме – она была революционерка. Один из «друзей» донес на нее, а другой от страха предал дружбу. С тех пор доктор людям не верит.

Глава 3. Наташа чувствует себя виноватой. Примирение в «разговорке»

Папа ведет Наташу в музей. Катю не берут с собой. Пусть готовит обед дедушке. Наташе стыдно. Дома в комнатке-разговорке она плачет вместе с Катей. И решает в другой раз пойти вместе.

Глава 4. Как они «сумерничали». Где же вихрашка?

Семья Наташи и ее подружки «сумерничают». В Гражданскую войну папа жил в детдоме. Решил он с Гулькой сбежать от строгого нового директора. Гулька стащил набор инструментов. Их увидела девчонка со смешными вихрами из-под шапки. Гулька толкнул ее – она провалилась под речной лед. Вылезла сама, не приняла помощь папы. И чуть не умерла от воспаления.

Гульку отправили в колонию, а папа с Вихрашкой подружился. Однажды, уезжая с дочкой Вихрашкой, директор пожелал ребятам «быть такими, чтоб всем окружающим было около вас всегда тепло и весело». Позднее папа отыскал Вихрашку. И женился на ней!

Глава 5. Вторжение в комнаты доктора и что из этого получилось. Шесть порций эскимо

Девочки увидели, что комната доктора открыта – и взялись за уборку. Цветы в вазу поставили. А он вернулся – и отругал их. Софья Михайловна пристыдила старика. Зачем испортил детям радость? Надо любить тех, кто рядом. Он извинился и дал девочкам эскимо. А они запиской подтвердили, что больше не сердятся.

Глава 6. Доктор и Тотик. Софья Михайловна и Яков Иванович. Мы знакомимся с братом Кати

Суровый доктор оттаял, стал говорить о своей научной работе, полюбил младшего братишку Наташи, обедал в их семье. Поласковей стал и дедушка Кати. Жизнь у него нелегкая, работает с 12 лет, для страны старается, сидел в тюрьме как революционер. Один вырастил внуков – Васю и Катю.

Глава 7. Тяжелый день Наташи

Новая школа Наташе не понравилась. И пятиклассники вокруг – как чужие. После разговора с мамой – все как рукой сняло. Наташа полюбила школу, стала в ней отличницей.

Глава 8. Что же такое «соленая католюандо»?

Девочки подружились с Катиным братом Васей, художником. Он рисовал для них карикатуры. А папа Наташи придумал ребус: из начальных букв имен всех жильцов вышло название квартиры «Католюандо». А «соленая» – потому что все они веселые, активные.

Глава 9. Встреча Нового года. «Ула, ула!» — кричал Тотик

Все жильцы дружно встретили праздник. Девочки устроили сюрприз с угадыванием, Леонтий Федорович заставил прыгать на столе тарелки, доктор сварил украинского рождественского узвара, но лучшим был сюрприз Васи: он уговорил прийти к столу дедушку. Так начался 1941 год.

Часть вторая

Глава 10. Наташа пишет ночью письмо и затем его сжигает

Настал 1942. Идет война с фашистами. Отец Наташи на фронте. Она письмом сообщает ему новости. Она – в пожарном звене дома, тушит песком зажигательные бомбы. Катя и Люся – в медпункте. Все девочки работают на совесть. Они не попали в эвакуацию – болели. А после началась блокада Ленинграда, а с нею – голод. Есть и бомбежки, и обстрелы. Вокруг города «огненное кольцо». Наташа видит, как умирают люди… Нет, такое письмо нельзя отправлять отцу. «Мы все выдержим!»

Глава 11. Цена хлебного довеска. У проруби на Неве. Появление «жениха»

У Кати мальчик крадет довесок к 125-граммовой буханке хлеба – и кормит им младшую сестренку. Люся с Наташей опекают старушку. Потом ее сын-«жених», солдат, благодарит их за заботу. Все ослабели, но трудятся.

Глава 12. Возвращение из госпиталя. Погребенная под развалинами. Спасение

На минутку в дом заскочил Вася, теперь солдат-доброволец. Оставил сухарей: «Ничего немцам с нами не сделать!» Госпиталь, где работают мамы Наташи и Люси, переводят к месту боев. Сама Люся чудом остается жива после обстрела. В подвале она находит 6-летнюю Аленушку.

Глава 13. Наташа знакомится с комсомолкой Ниной Смолиной. Закон взаимовыручки

Нина Смолина – девушка, чьей помощи по хозяйству ждут люди. Она же приводит Люсю домой, обронив бумажник. Наташа узнает, что на работе от Нины нет вестей. Нина идет по пустынному морозному городу. У нее болит душа за родных – и всю страну. Люди помогают друг другу выжить, делятся хлебом. Жива и Нина Смолина, только ослабла очень.

Глава 14. Снова появляется «жених». Надо ехать

Оказывается, ленинградцы сутками работают над дорогой, которая поможет по льду Ладожского озера вывезти людей, доставить продовольствие. Протягивается «ниточка» на «Большую землю», чтобы спасти город. Здесь – «тот же фронт». Сын старушки, «жених» вывозит мать, Софью Михайловну, Тотика и девочек из города.

Глава 15. На машине через Ладогу. Все тот же закон взаимовыручки

Все едут «Дорогой жизни». В деревне «жениха» дети первым делом пьют горячее молоко. Всем радостно.

Глава 16. Старики читают письмо. На двери висит замок

Старики Яков Иванович и доктор получают письмо от девочек – и еду. Они узнают, что Софья Михайловна открыла в деревне детский сад и ясли. Девочки ей во всем помогают. А летом собираются трудиться на огороде в колхозе. От пережитого волнения за друзей доктор умирает на следующий день. Старик Яков идет жить на завод.

Эпилог. Победа! Снова дома. Клятва

Осенью 1944 года в «квартиру хороших людей» вернулись слесарь Яков Иванович и Леонтий Федорович (с наградами и без руки). Девочки повзрослели. Теперь они разного роста. Люся – выше всех. Наташа схожа с юной Вихрашкой, ну а Катя стала смелее, активнее. Вырос и Тотик (теперь – Ваня). Девочки мечтают учиться, работать. Наташа – художницей, как Вася. Люся – воспитательницей. А Катя еще не решила, кем. Подруги дают клятву отдать все силы «нашему народу, Родине!»

Читательский дневник по повести «Три девочки» Верейской

Сюжет

В Ленинграде живут три подруги: 12-летняя Наташа с родителями и братиком, 11-летняя Люся с мамой-медсестрой и 11-летняя Катя с дедушкой-слесарем. В 1941 году начинается война, блокада города. Девочки помогают тушить бомбы, ухаживают за ранеными, дружат с одиноким доктором, голодают. «Дорогой жизни» по льду Ладожского озера их увозят из города. Они клянутся хорошо учиться и работать ради счастья народа, Родины.

Отзыв

Тема повести: героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья. Защитницами города стали и девочки Наташа, Катя, Люся. Они взрослеют, учатся отвечать за свои поступки. Доброе дело – забота об одинокой старушке – оборачивается для них спасением. Девочек одних из первых увозят «Дорогой жизни».

После войны они дают клятву учиться и работать на благо Родины. Повесть учит любить жизнь, Родину, людей, семью, друзей, мечтать не только о своем счастье, но и всех людей. Учит взаимовыручке и мужеству, учиться, трудиться, бороться, верить в добро.

«Три девочки. История одной квартиры» — читательский дневник по повести Е. Верейской

Повесть «Три девочки. История одной квартиры» Елены Верейской впервые была опубликована в 1948 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Елена Николаевна Верейская
Название произведения: «Три девочки. История одной квартиры»
Жанр: повесть
Год написания: 1948
Издательство: Речь
Год издания: 2016

Главные герои и их краткая характеристика

Люся — легкомысленная хохотушка
Катя — робкая, серьезная девочка
Наташа —
недавно переехала с родителями в коммунальную квартиру и знакомится с соседками — Люсей и Катей
Леонтий Фёдорович, Софья Михайловна — родители Наташи, папа во время блокада ушел на фронт
Доктор — живет один в комнате, переживает потерю жену, ни с кем не общается, во время войны почти всю свою еду отдавал Тотику.
Дедушка Кати Яков Иванович –
трудился на заводе
Вася — брат Кати
Тотик (Ваня) —
маленький брат Наташи

Очень краткое содержание и сюжет для читательского дневника

В повести рассказывается история жильцов одной ленинградской коммунальной квартиры. Ученица средних классов Наташа, переехавшая вместе с родителями, завязывает дружбу с девочками: серьёзной Катей и хохотушкой Люсей.

У подружек разный характер, они иногда ссорятся, но тем не менее, со временем образуется крепкая дружная семья, к которой присоединяется и одинокий нелюдимый доктор.

Во время блокады, девочек с маленьким братом Наташи Тотиком, эвакуируют из города, старый доктор умирает от голода. Катин дедушка переживает трудное время на родном заводе.

После снятия блокады и освобождения Ленинграда, повзрослевшие и много пережившие девушки, возвращаются домой.

План пересказа

Довоенный Ленинград. Девочка Наташа со своей семьёй переезжает в коммунальную квартиру. В соседних комнатах она находит себе замечательных подруг Люсю и Катю. Вместе они радуются разным мелочам, переживают счастливые и грустные моменты в жизни. Все живут одной дружной коммунальной семьёй. Отмечают вместе праздники. Каждый день наполнен теплыми событиями.

Блокада. Девочки пережили совсем не детские испытания: голод, холод, страх, смерть… Но, несмотря на это, они помогали другим людям и не падали духом.

Дорога жизни. Но вскоре появилась ниточка надежды! На Ладоге под обстрелами фашистов появилась дорога. «Дорога жизни»! При первой же возможности девочек эвакуировали в деревню.

Тема повести

Героизм народа в годы войны на примере жизни трех девочек-подружек из Ленинграда. Вся страна, в тылу и на фронте, в бою и труде, воюет с фашистами. Все в городе – как одна семья.

Основная мысль

Главная тема о том, как круто война меняет жизнь, как легко потерять мирное небо. И как важно пронести через все испытания прекрасное чувство дружбы ведь оно помогает выживать.

Чему учит

Отзыв и что понравилось

Мне понравилась правдивость, изложенной в этой книге истории. Детство героинь выпало на тяжёлые времена. Им пришлось испытать на себе и все трудности, блокадного Ленинграда, и жизнь в эвакуации, и трудности послевоенного времени.

Повесть «Три девочки» стала для меня изумительным открытием. В этой книге нет идеальных героев, есть обыкновенные люди, которые стремятся жить правильно, помогать и поддерживать окружающих. Каждая из девочек имеет свои недостатки, но и у каждой свои сильные стороны. И самое главное, они достойные люди.

Вывод и мое мнение

Повесть Елены Верейской «Три девочки» показывает, в каком безвыходном положении оказываются люди во время войны. Война не щадит ни взрослых, ни детей. Человек, который провел детство в плену войны, знает, как ценна жизнь. Война закаляет характеры. Она толкает людей к поступкам, которое в мирное время они бы не совершили. Не думаю, что мальчишка стал бы воровать что-либо, если бы на кону не стояла жизнь другого человека.

Елена Верейская “Три девочки” краткое содержание какое?

“Три девочки” Верейская кратко.

Повесть Елены Верейской “Три девочки” о том, как круто война меняет жизнь, как мирное сегодня легко потерять. И как важно пронести через все испытания прекрасное чувство дружбы ведь оно помогает выживать. Повесть разделена на две части первая довоенная, вторая посвящена блокаде Ленинграда.

Краткое содержание:

Наташа приезжает в новую квартиру. У девочки скоро появляются две приятельницы-соседки Люся и Катя. Много людей живет в коммунальной квартире. Они стараются мирно существовать, приходят в гости, вместе три девочки справляют Наташин День рождения. У Наташи есть забавный братик Тотик. Озорные девчонки сумели даже ранее нелюдимого доктора заразить своим веселье.

И вдруг начинается война. Девочкам пришлось понять цену каждого кусочка хлеба и каждого кусочка сахара. Наташу с братиком, мамой и девочками увезли из города. Тем, кто остался в Ленинграде, они написали письмо. Доктор после их отъезда стал сильно слабеть и умер. После Победы прежние жители вернулись в свою квартиру. За это время три девочки и Тотик сильно выросли, вытянулись, их с трудом узнавали.

Три девочки. Краткое содержание.

В этой повести Елены Верейской рассказывается история жильцов одной ленинградской коммунальной квартиры.

Ученица средних классов Наташа, переехавшая вместе с родителями, завязывает дружбу с девочками: серьёзной Катей и хохотушкой Люсей.

У подружек разный характер, они иногда ссорятся, но тем не менее, со временем образуется крепкая дружная семья, к которой присоединяется и одинокий нелюдимый доктор.

Во время блокады, девочек с маленьким братом Наташи Тотиком, эвакуируют из города, старый доктор умирает от голода. Катин дедушка переживает трудное время на родном заводе.

После снятия блокады и освобождения Ленинграда, повзрослевшие и много пережившие девушки, возвращаются домой.

С содержанием этого совсем короткого сказочного рассказа Николая Сладкова можно ознакомиться ниже.

Как видим, рассказ построен в форме диалога сороки и зайца. Сорока спрашивает трусливого у зайца, насколько ему могут помочь различные органы других животных (лисьи зубы, волчьи ноги, рысьи когти).

А заяц сокрушённо отвечает, что это ему не поможет, поскольку душа-то у него всё-равно заячья.

Видимо, главной мыслью этого произведения можно считать, что никакие ухищрения не могут помочь в изменении качеств, которыми наделила сама природа.

Применительно к человеку, можно сказать, что сколько его не вооружай, он не станет героем, а останется трусом, если у него такая природа.

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Египетская принцесса в образе лебедушки прилетела в Данию за цветком лотоса для исцеления больного отца. Она оказалась в плену у болотного царя. Их дочку аист подкинул жене викинга. Хельга, как назвали девочку, днем была красавицей со злобным и диким нравом, а ночью превращалась в кроткую печальную жабу. Через 16 лет ее преобразила встреча с христианским священником.

Хельга с матерью вернулись в Египет, и фараон выздоровел. Во время свадьбы Хельги с аравийским принцем ей явился погибший христианин. Хельга упросила его показать ей небесную обитель. А когда вернулась, оказалось, что прошло уже много-много лет. Она увидела в саду памятник и узнала в мраморной скульптуре себя. Когда взошло солнце, на земле лежал цветок лотоса, а Хельга исчезла.

Совсем не детская сказка. О любви, вере, противоборстве светлого и темного начал в человеке.

Через какое-то время лев попал в руки охотников и оказался привязанным к дереву. На рев пойманного хищника примчалась мышь. Она перегрызла веревку, освободив льва. И назидательно сказала ему, что зря он сомневался в ее словах. На самом деле, даже крохотная мышка может оказаться полезной.

Мне рассказ показался очень необычным: совершенно простой сюжет, но написано так, что просто захватывает дух и ты сам готов бежать вместе с Дугласом – вдаль, без остановки, в новенькой паре теннисных туфель.

Итак, главный герой — мальчик Дуглас. Возвращаясь с родителями из кинотеатра, он видит в витрине обувного магазина теннисные туфли и сразу представляет, как хорошо было бы бегать в них все лето.

Отец напоминает, что у него есть прошлогодняя пара, но ведь это совсем не то, они были хороши для прошлого лета, а сейчас нужны новые! “Накопи за полтора месяца”, – предлагает отец тогда, однако через два месяца лето кончится.

Мальчик не спит ночью, снова и снова приходит к магазину полюбоваться туфлями и наконец выкладывает старому продавцу мистеру Сэндерсону свой план: он платит часть стоимости, а остальных денег у него нет, поэтому он будет выполнять все поручения продавца, станет курьером у него. в новых туфлях!

Продавец задумывается, и Дуглас предлагает ему самому надеть эти туфли и почувствовать всю полноту жизни, когда ты словно обгоняешь ветер. Мистер Сэндерсон уступает — и мальчик надевает новые туфли, получает список дел на сегодня и уносится с поручениями. Они в расчете!

Елена Верейская: Три девочки [История одной квартиры]

Здесь есть возможность читать онлайн «Елена Верейская: Три девочки [История одной квартиры]» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Ленинград, год выпуска: 1961, категория: Детскиая проза / prose_military / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Три девочки [История одной квартиры]: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Три девочки [История одной квартиры]»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Елена Верейская: другие книги автора

Кто написал Три девочки [История одной квартиры]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Три девочки [История одной квартиры] — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Три девочки [История одной квартиры]», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

– Ну, еще, еще! Расскажите еще! – просила Анна Николаевна, ласково прижимаясь к плечу Софьи Михайловны.

– Нет уж, скоро утро, спать пора, – сказал, наконец, Яков Иванович и встал.

Все поднялись с мест, продолжая разговаривать. Доктор отвел Софью Михайловну в сторону и тихо сказал:

– Я сегодня впервые за много лет смог вспомнить этот период своей жизни без боли. Как мне благодарить вас за это?

Софья Михайловна ничего не ответила, только крепко пожала его руку.

– Чудно встретили сорок первый год! – воскликнула Анна Николаевна. – И вот увидите, он весь пройдет радостно и весело и мы еще лучше встретим следующий.

Все охотно согласились с ней. И никто не подозревал, как жестоко она ошибается.

Прошел ровно год.

Шла ночь на первое января 1942 года. Наташа вдруг проснулась сразу, как от толчка. Она открыла глаза. В комнате было совершенно темно. Слышалось ровное дыхание спящих людей. Наташа повернулась со спины на бок, протянула руку и пощупала, не раскрылся ли Тотик. Нет, ничего, укутан хорошо. Они все лежали на широкой тахте – Наташа, Тотик, Люся и Катя. Из-за раскрытой двери в соседнюю комнату доносилось тонкое, с присвистом, похрапывание Якова Ивановича, да иногда что-то бормотал во сне доктор.

Наташа порывисто села и обхватила руками коленки. Плечи и спину сразу охватило холодом. Она нащупала в темноте рядом на стуле свой фланелевый халатик, надела его, быстро сунула ноги в валенки и бесшумно подошла к столу. Прислушалась – все спят. Ощупью нашла спички и зажгла коптилочку, стараясь своим телом загородить свет от постели Софьи Михайловны. Фитилек загорелся, потрескивая, слабый свет разлился по комнате. Наташа оглянулась. Ничего, мама лежит лицом к стенке, авось не проснется. На всякий случай Наташа взяла лежавшую на столе книгу в переплете и, раскрыв, поставила ее ребром, чтобы свет не разбудил маму, если она повернется. За девочек она не боялась, – они спят очень крепко.

Однако как холодно! Вечером топили «буржуйку», но она уже успела остыть. Наташа зябко повела плечами, подошла к столу, достала из большой папки несколько исписанных листков бумаги и несколько чистых, уселась в кресло, поджав под себя ноги, и начала писать. Она спешила, но слова ложились на бумагу ровными четкими строчками. Пламя коптилки слегка колебалось от ее дыхания, глазам было больно от напряжения, рука стыла, и ее время от времени приходилось отогревать, сунув под мышку, но Наташа не отрываясь писала и писала. Часы пробили два, потом три; Наташа их не слышала, она с головой ушла в письмо.

Ленинград, ночь на 1 января 1942 года

“Здравствуй, дорогой мой папочка. Пишу тебе в новогоднюю ночь. Вчера пришел к нам твой товарищ с фронта, и как мы обрадовались твоему письму! Ведь так долго не было вестей от тебя, и чего-чего мы с мамой не передумали!

Папочка! Вот я проснулась, все спят, и мне захотелось сейчас же писать тебе. Все равно не засну, а завтра придет твой товарищ за письмом. Днем писать некогда, а сказать хочется так много! Ведь ты просишь написать тебе подробно, как мы сейчас живем. Помнишь, когда ты уезжал, ты просил меня все записывать. Я один раз начала, а потом стало некогда. Посылаю тебе то, что тогда записала.

Помнишь, как весело мы встречали прошлый Новый год? Помнишь сюрприз? И вот вчера был настоящий новогодний сюрприз – письмо от тебя! Ты просишь, чтобы я честно и откровенно написала тебе, очень ли нам трудно. Да, папочка, трудно. Мне кажется, что я за эти месяцы стала совсем взрослой. Ну вот, как раз листок кончается. Теперь читай то, что я тогда написала, а что дальше, я напишу сейчас”.

Наташа аккуратно присоединила к начатому письму исписанные листки, отложила их в сторону, взяла новый лист и продолжала писать. Вот что было написано в листках:

“Как только папа улетел на фронт, я вступила в пожарное звено нашего дома. Сейчас все ребята, оставшиеся тут, как умеют, помогают защищать город. Нас научили всему, что нужно. Мы собрали по всему дому очень много старых чулок, набили их песком, зашили и сложили в кучу на чердаке. Мы перетаскали на чердак целые горы песку, чтобы тушить зажигательные бомбы. А Катя и Люся – в санитарном звене. У них в нашем подвале, где бомбоубежище, медпункт. Они не верили, что чулками с песком можно потушить бомбу. А я сама как раз ими и потушила целых две бомбы.

«Три девочки» Е. Верейской – краткое содержание

Когда Софья Михайловна пришла домой и сообщила, что нашла, наконец, комнату, на которую стоит обмениваться, Наташа первым делом спросила:

– А девочки в квартире есть?

Софья Михайловна ответила:

– Я там видела двух девочек, и как раз твоего возраста.

Наташа кивнула головой.

– Это хорошо. Потому что я люблю общество.

Отец и мать засмеялись.

– Ничего нет смешного! – возмутилась Наташа. – Что это за квартира, где одни взрослые, как у нас?

– Одни взрослые, – повторил отец, – да и те… – и он сделал такую гримасу, что Наташа громко расхохоталась. Никто не умел делать таких изумительных гримас, как Леонтий Федорович – Наташин отец. Это не были просто смешные или уродливые гримасы, – нет, они всегда выражали именно то, что он в данный момент хотел сказать словами. И сейчас Наташа поняла сразу папину гримасу.

Софья Михайловна также засмеялась и сказала:

– Леня, ну почему ты юрист? Тебе надо было на сцену

– Юрист тоже должен быть немножко актером, – ответил Леонтий Федорович, потом притянул к себе Наташу, посадил ее на колени и сказал жене: – Ну, рассказывай, какую нашла комнату.

Через несколько дней они переехали. Новая комната была очень большая, светлая, с широкой стеклянной дверью на балкон. Когда расставляли мебель, было очень много споров, куда что поставить. Наташе непременно хотелось иметь свой собственный, совсем отдельный уголок, и она доказывала, что лучше всего отделить его огромным папиным книжным шкафом и буфетом. А папа уверял, что тогда ему невозможно будет подойти к своему письменному столу, и в лицах изображал, как он с трудом лезет в узкую щель между буфетом и столом. Мама с Наташей смеялись; смеялись и возчики, вносившие вещи В конце концов все были довольны: и Наташа, получившая отдельный уголок, и папа, установивший свой большой стол и шкаф так, как ему хотелось, и возчики, с которыми он все время шутил, и мама – потому что вокруг нее все были веселы.

Когда все было внесено и расставлено и возчики ушли, Наташа выбежала из комнаты и громко крикнула в пространство:

– Девочки! Выходите сюда!

Дверь прямо против Наташиной комнаты открылась, и на пороге появилась девочка с двумя светлыми косичками. Она остановилась, держась за ручку двери, и глядела на Наташу исподлобья большими глазами. И в тот же миг где-то хлопнула еще дверь, раздались быстрые шаги по коридору, и в прихожую выскочила еще девочка – круглолицая, темноглазая, с широким вздернутым носиком и большим веселым ртом.

– Это вы к нам въехали? Ты здесь жить будешь? А как тебя зовут? – спросила она, с любопытством разглядывая Наташу.

– Да, мы будем здесь жить. Я – Наташа. А ты?

– А я – Люся. Мы тоже недавно сюда переехали. А тебе сколько лет?

– Ровно через неделю будет двенадцать. А тебе?

– А мне двенадцать будет через одиннадцать месяцев. Я перехожу в четвертый класс. А ты?

– А смотри-ка! Я ростом выше тебя. Давай померяемся! Перед зеркалом!

Девочки встали рядом и посмотрелись в зеркало.

– Точка в точку! – удивилась Наташа.

– Совсем одинаковые! – закричала Люся. – Катя! Иди сюда, стань рядом. Ты выше или ниже нас?

Девочка с косичками, смущенно улыбаясь, подошла и стала около Люси.

– И я такая же, – сказала она.

– Чудно-чудно-чудно! – Люся захлопала в ладоши. – Все три – как одна!

– Тебя зовут Катя? – спросила Наташа девочку с косичками.

Та молча кивнула головой.

– А тебе сколько лет?

– Ей только на днях исполнилось одиннадцать, и она в одном классе со мной, только я с ней не дружу, потому что она кислятина, – выпалила Люся одним духом. – А смотри-ка, – показала она пальцем в зеркало, – какие у тебя брови забавные, – точно птица крыльями размахнула. А у меня – смотри – бровей вовсе нет. А у Кати тоненькие-тоненькие. А ты отличница или нет?

– Я отличница, – сказала Наташа. – А ты?

– А я нет. А Катя тоже отличница. Она уроки долбит-долбит, а я так не могу. А ты знаешь, что у вас в комнате – балкон? Я на нем ни разу не была, а мне так хочется!

Наташа схватила девочек за руки.

– Пойдемте сейчас на балкон!

– Чудно-чудно-чудно! – И Люся запрыгала.

– А разве можно? – робко спросила Катя.

– Раз я зову, – значит, можно, – живо ответила Наташа. – Я же теперь хозяйка. Идемте!

И, держась за руки, они втроем вбежали в комнату. Дверь на балкон была раскрыта настежь, и там, облокотившись на перила, стояли Наташины родители.

– Мама! Папа! Вот мои девочки! – закричала Наташа, выталкивая Люсю и Катю перед собой в балконную дверь. Отец и мать оглянулись.

– Твои? – улыбнулась Софья Михайловна. А Леонтий Федорович протянул руку и, взяв в свою широкую ладонь руки обеих девочек, потряс их.

– Как здесь красиво! – воскликнула Наташа, оглядываясь во все стороны.

– Да! – откликнулась мать. – Хорошо!

– Ой! Как здесь чудно! – захлопала в ладоши Люся.

– А ты что же молчишь? Или не нравится? – обратился Леонтий Федорович к Кате и поднял за подбородок ее опущенную голову.

– Нравится, – прошептала Катя.

– И мне нравится, – сказал серьезно Леонтий Федорович. – Ширина-то улицы какая! И сплошной бульвар!

– А теперь пойдем, мы тебе всю квартиру покажем! – И Люся схватила Наташу за руку.

– Подожди, мне жалко уходить отсюда, – ответила Наташа.

Под вечер познакомились с остальными жильцами квартиры.

Первым вернулся домой старый доктор. Он был высокого роста и держался очень прямо, несмотря на свои семьдесят лет. У него была привычка быстрым движением головы откидывать назад свои густые и слегка вьющиеся длинные седые волосы. Во всей его фигуре и в лице с крупными и выразительными чертами было что-то благородное и гордое, но одет он был неряшливо.

Он вошел в прихожую в тот самый момент, когда вновь въехавшая семья разбирала поставленный в угол сундук. Люся и Катя стояли тут же.

Ссылка на основную публикацию