Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина

Как раскрыть тему быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина?

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина “Не жалею не зову не плачу”.

Если брать в качестве материала для сочинения только стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу. “, то тут нужно будет обратить внимание на общее настроение автора в момент его написания – в каждой строке сквозит тема некоей безысходности, печали, даже обречённости:

Лирического героя угнетает это состояние, он чувствует, что молодость остаётся позади:

Здесь можно обратить внимание на образ жизни поэта – известно, что Сергей Есенин любил жизнь невероятно, не отказывал себе ни в чём, что позволяет прочувствовать её вкус и полноту.

Важно, что от самого героя ничего не зависит – он просто чувствует приближение зрелости, которая наступает неотвратимо и неизбежно, он ощущает её проявления:

Сергей Есенин не прожил долго, его судьба оборвалась трагически. И тема смерти витала в его стихах, несмотря на молодой возраст – он не хотел стареть, и не постарел.

Сергей Есенин словно бы предчувствовал близкий конец, понимал, что будет жить недолго. В своей лирике он передал лихву молодости, полноту чувств, широту русской души, вместе с тем в его более поздних стихах сквозит грусть, ощущение бренности бытия. Это стихотворение можно назвать неким подведением итогов жизни, понимание, что молодость уходит, что все в мире быстротечно. Это некий итог жизни, подведение черты, когда нельзя вернуться в прежнее время, а впереди неотвратимо приближается закат жизни. Нужно обратить внимание на то, что средства выразительности связаны в природой, поскольку поэт был тесно с ней связан. Уход молодости он связывает с осенью, но благословляет то, что тленно.

Ну, “Не жалею, не зову, не плачу. ” хватит на вполне приличное сочинение по теме, а если ещё “Отговорила роща золотая” прибавить-то с лихвой.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» – это монолог. В нем лирический герой подводит итоги жизни, ипытывая при этом противоречивые чувства . С одной стороны, все лучшее – в прошлом. Сердце остыло, утрачена свежесть и сила мировосприятия. Но с другой стороны, жизнь – это великое счастье и благо.

Есенин символически окрашивает свою прощальную песнь по уходящей молодости в тона среднерусского пейзажа: «дым белых яблонь», «березовый ситец», «половодье чувств», и «весенняя гулкая рань», и листья кленов. Трехкратный повтор отрицательных конструкций («Не жалею, не зову, не плачу») усиливает оттенок прощания. Оригинальные метафоры («золото увяданья», «буйство глаз»), сравнение молодости и жизни с весенним всадником на розовом коне создают яркий образный ряд произведения.

Розовый цвет переливается в медь кленовых листьев. Поэт благословляет «что-то», видимо, олицетворяющее самые лучшие и светлые мгновения. Центральные строфы построены, как разговор автора с собой. Он использует три последовательных обращения: к сердцу, к бродяжьему духу и к собственной жизни.

Редкостная звуковая гармония стиха создается повтором в строфах гласных «а», «и», «е», снова «а» и «е».

План-конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

“Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина”.

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_bystrotechnosti_chelovecheskogo_bytiya_v_lirike_esenina.doc104.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.

1. Выявить особенности творений С. А. Есенина.

2. Дать ученикам возможность почувствовать предельную искренность и глубокий лиризм стихотворений С. Есенина, осознать быстротечность человеческого бытия на примере стихотворения «Отговорила роща золотая…».

3. Способствовать формированию у одиннадцатиклассников чувства любви к природе родного края на примере творчества великого поэта.

4. Подготовка к ЕГЭ.

1. Портрет С. Есенина.

2. Текст стихотворения «Отговорила роща золотая…».

3. Грамзапись романса Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…».

4. Распечатка КИМов в формате ЕГЭ для проверки знаний учащихся.

I. Вступительное слово учителя.

– Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.

Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив быстротечности человеческого бытия, подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив быстротечности человеческого бытия и как следствие мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в этот период его творчества возникает образ-метафора «осень в природе» – «осень жизни» . Осень жизни – это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-ых годов: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «По-осеннему кычет сова…», «Цветы мне говорят прощай…» и др.

Обратимся к одному из них, к стихотворению 1924 г. «Отговорила роща золотая…».

II. Реализация домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Отговорила роща золотая…» одним их учащихся.

III. Анализ стихотворения. Беседа.

1. Какой образ возникает в первой строфе стихотворения? Каково настроение лирического героя? (В первой строфе дана обобщённая картина поздней осени, которая передаёт печальное настроение лирического героя.)

2. Каковы ключевые образы второй строфы? ( Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.)

3. Какой герой появляется в 3-ей строфе и как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее? (В третьей строфе появляется одинокий герой («Стою один среди равнины голой…» – «один» и «голая» равнина – тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему «в прошедшем ничего не жаль».)

4. Почему именно «не жаль»? (В четвёртой строфе слова «Не жаль» повторяются ещё два раза:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

Но эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно.)

5. Назовите кульминационные строки стихотворения. Каким настроением они проникнуты? Каков их философский смысл? (Кульминационны незабываемые строки стиха –

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Кажется, в словах «никого не может» – высшая степень безысходности. Но здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, утверждающие, что роща не может отговорить навсегда, и человек не может не жалеть прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава.)

6. Какое сравнение содержится в предпоследней строфе и в чём его смысл? (И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова…»), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зиме всегда приходит весна.)

7. Обратите внимание на слова:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Какая особенность есенинской пейзажной лирики в них заключена? Как называется этот приём? (В них заключена главная особенность есенинской пейзажной лирики. Осыпающаяся осенняя роща оказывается прямым двойником лирического «я» – человек и природа как бы прорастают друг в друге. Слитный образ человека-дерева здесь держится идеей «узловой завязи» (как любил говорить Есенин). И уход лирического героя также закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев.

Стихотворение построено на своеобразном приёме – «олицетворении наоборот», когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека.)

8. А какие строки возвращают нас к началу стихотворения? Как их можно истолковать? (Строки «Как дерево…слова» возвращают нас к началу стихотворения. «Роща золотая» – это и сам поэт, и его поэзия, потому и «не обгорят рябиновые кисти, не пропадет трава».)

9. Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке? С каким логическим ударением звучат начальные и заключительные строки стихотворения? (С жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса». В начале стихотворения фраза «отговорила роща золотая» звучит с логическим ударением на слове «отговорила», а в заключительной строфе возникает иной акцент.

Скажите так… что роща, золотая

Отговорила милым языком.

Логическое ударение теперь падает на «милый» – то есть на то слово, которое хочется услышать от людей.)

9. Какой композиционный приём использован для построения стихотворения? (Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества приём кольцевой композиции, который придаёт переживанию, выраженному в стихе, завершённую форму – повторение начальных и завершающих строк в изменённом виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет её или опровергает высказанный ранее тезис:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.)

IV. Заключительное слово учителя с элементами беседы.

– Итак, о чем это стихотворение? Это пейзажная зарисовка или философское осмысление быстротечности жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на дату создания стихотворения: 1924 год.

Поэту скоро 30. Как многие поэты, Есенин пророчески предвидит скорую гибель. И вот он подводит итоги. Это прощальное стихотворение, как мы понимаем.

– Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком…

– Что сметет? Стихи, конечно.

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своём творчестве ( рожа золотая – золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья – слова – строки – стихи ). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Как видим, финал в стихотворении Есенина пушкинский. Вспомните, Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

…Скажите так, что роща золотая

отговорила милым языком.

– Итак, можно ли это стихотворение отнести к философской лирике? (Конечно, это стихотворение философское, в основе которого – осмысление быстротечности жизни, её соотнесённости с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания.)

V. Подведение итогов урока. Проверочная работа в формате ЕГЭ. Выполняются задания тестовые задания А8 – А 14 и В 7 – В 12. А часть С 2 даётся в качестве домашнего задания.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания A8 – A14; B7 – B12; C2.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

При выполнении заданий А8 – А14 в бланке регистрации и ответов № 1 под кодом выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Творческая биография С.А. Есенина охватывает

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность. Они видят неотвратимость и величие смерти, но не трепещут перед ней. Лирика является одним из самых выразительных литературных жанров, ведь в малую форму заключено огромное количество средств выразительности, позволяющих передать то, что простыми словами не скажешь. Поэты все чувствуют острее чем мы, поэтому такие темы как жизнь и смерть просто не могут не откликнуться в стихотворных строках.

Всегда надеялся понять смысл человеческого существования и места поэзии в нем А.С. Пушкин.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Этим вопросом поэт задается в свой день рождения. Когда минует еще один год, все мы, подобно Александру Сергеевичу, задумываемся, к чему это все ведет? Зачем мы появились в этом мире? В стихотворении поэту не удается найти ответ:

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум…

В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин поднимает тему смерти и бессмертия. Смысл жизни для поэта — в его творчестве, в нем же и его бессмертие. А.С. Пушкин говорит о том, что поэт живет до тех пор, пока люди помнят его творчество

Поэтическое наследие М.Ю Лермонтова также сложно представить без темы жизни и смерти. Многие говорят, что поэт предвидел свою раннюю смерть на дуэли и писал о ней в стихотворении «Смерть поэта». В нем поэт словно противопоставляет себя жестокости окружающего мира. В смерти он видит избавление от лжи, коварства, лицемерия, встречающихся в жизни. Словно противопоставлено «Смерти поэта» стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…». Несмотря на все сложности, поэт любит жизнь, дорожит ею:

Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Поэзию С.А. Есенина не даром называют слишком «зрелой» для столь юного возраста поэта. Его лирический герой словно устал от жизни, всем пресытился. Легкими нотками меланхолии пронизаны стихи С.А. Есенина, в которых упоминается неизбежный конец:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

В этих строках жизнь и смерть словно уравниваются, для поэта они едины, одно не существует без другого. Это стихотворение называют предсмертным. В нем поэт прощается со всеми, кто ему дорог.

Могут ли поэты предчувствовать свою скорую смерть? Этого мы никогда не узнаем. Но люди всегда будут жить и умирать. Поэтому тема жизни и смерти — частый гость лирических произведений.

Тема жизни и смерти в поэзии С. А. Есенина

Жизненный путь человека бывает разным — долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненным событиями и спокойным, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который никогда не задумывался о смерти. Эти мысли, по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются. Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение, так или иначе раскрывающее эту тему. Не обходил это направление в своем творчестве и Есенин. Но каковы же были его мысли о жизни и смерти, о бытие и небытие? В ранней лирике можно найти размышления поэта о жизни и смерти, но они больше наполнены юношеским пессимизмом, чем действительным размышлением над этим вопросом. И это понятно — молодые люди редко задумываются на эту тему. Но уже в двадцать один год в его творческой копилке Есенина появляется стихотворение, которое заслуживает особого внимания. В нем поэт рассказывает о том, что жизнь его неумолимо движется вперед, он меняется и внешне и внутренне, и от прошлого уже осталась только черная тень, но и она отделилась от него и ушла куда-то. Особенно поэтичны в этом произведении первые строки, они звучат как бы началом более позднего вдумчивого размышления Есенина о жизни: День ушел. Убавилась черта. Я опять подвинулся к уходу Легким взмахом белого перста… Уже в 1924 году в стихах поэта неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, Эту жизнь прожил я словно кстати, Заодно с другими на земле… Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Это стихотворение мне особенно нравится. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Здесь происходит подведение итогов буйной и неспокойной жизни, размышление о преходящем характере нашего бытия: Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там, — это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. О смерти говорится завуалировано: Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет ее легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так. Однако, вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают… «Сонм уходящих» — как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и его принадлежностью к высокому стилю. Три следующих строфы — размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности. Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание: «Мир осинам». Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь: «Много дум я в тишине продумал Много песен про себя сложил». На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в светлые тона. Чувство полного удовлетворения не чуждо герою, поэтому вновь звучат строки: Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве. Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «не цветут там чащи», «не будет… этих нив, златящихся во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь». Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Последние строки стихотворения — это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю: Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть… В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами… И мы понимаем Есенина, ведь и в нашей жизни много высокого, граничащего с низким.

Жизненный путь человека бывает разным – долгим и коротким, счастливым и не очень, наполненным событиями и спокойным, как воды озера. Но нет, наверное, такого человека, который никогда не задумывался о смерти. Эти мысли, по мере взросления, вызывают ужас или мирное спокойствие, но они все равно появляются. Именно поэтому в творчестве любого писателя или поэта можно найти произведение, так или иначе раскрывающее эту тему. Не обходил это направление в своем творчестве и Есенин. Но каковы же были его мысли о жизни и смерти, о бытие и небытие? В ранней лирике можно найти размышления поэта о жизни и смерти, но они больше наполнены юношеским пессимизмом, чем действительным размышлением над этим вопросом. И это понятно — молодые люди редко задумываются на эту тему. Но уже в двадцать один год в его творческой копилке Есенина появляется стихотворение, которое заслуживает особого внимания. В нем поэт рассказывает о том, что жизнь его неумолимо движется вперед, он меняется и внешне и внутренне, и от прошлого уже осталась только черная тень, но и она отделилась от него и ушла куда-то. Особенно поэтичны в этом произведении первые строки, они звучат как бы началом более позднего вдумчивого размышления Есенина о жизни: День ушел. Убавилась черта. Я опять подвинулся к уходу Легким взмахом белого перста… Уже в 1924 году в стихах поэта неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел? Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле, Эту жизнь прожил я словно кстати, Заодно с другими на земле… Эти вопросы, так и остающиеся без ответа, отражают смятение его и потерянность, мысли о близком конце. Таким тяжелым душевным состоянием были наполнены последние шедевры его философской лирики, к которой относится и стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Это стихотворение мне особенно нравится. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…» написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Здесь происходит подведение итогов буйной и неспокойной жизни, размышление о преходящем характере нашего бытия: Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там, – это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. О смерти говорится завуалировано: Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать. Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так. Однако, вторая строфа, совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе: Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горше всего прощаться, стоя у роковой черты. Но люди умирают… «Сонм уходящих» — как горестно, тоскливо звучит это сочетание! Впечатление усиливается и его принадлежностью к высокому стилю. Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени, это создает ощущение безысходности, безвозвратности. Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание: «Мир осинам». Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь: «Много дум я в тишине продумал Много песен про себя сложил». На этом противоречивом пути, на этой «земле угрюмой» были моменты, окрашенные в светлые тона. Чувство полного удовлетворения не чуждо герою, поэтому вновь звучат строки: Счастлив тем, что я дышал и жил. Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве. Последние две строфы объединены общим смыслом. В них взор вновь обращается в тот печальный и безмолвный мир. Есть ли там что-нибудь? Герой уверен лишь в том, что там нет тех красот, которыми можно тешить взгляд на этом свете: «не цветут там чащи», «не будет… этих нив, златящихся во мгле», «не звенит лебяжьей шеей рожь». Эпитеты и метафоры помогают воссоздать поистине волшебную картину. Последние строки стихотворения – это своеобразный вывод, итог глубоких размышлений, но это и скрытый призыв к читателю: Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле. Нужно ценить то, что дала нам жизнь, нужно радоваться каждому дню, нужно любить живых, нужно чаще признаваться им в этом, иначе можно не успеть… В этом стихотворении вся душа русского поэта, полная мучительных терзаний, раскрыта перед нами… И мы понимаем Есенина, ведь и в нашей жизни много высокого, граничащего с низким.
.

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: С. А. Есенин
  • Произведение: Лирика Есенина
  • Это сочинение списано 49 766 раз

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались…
( «Русь советская» )
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»…
( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(«Заметался пожар голубой…»)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(«Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
…моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Есенин
  • Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина

Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест, причем он олицетворяет ее, оживляет и придает ей черты животных и людей.

Тема природа и любовь протекают в творчестве поэта рядом друг с другом и в основном пересекаются. Произведение «Гой ты, Русь…» показывает, что описание природы может перерасти в самую главную проблему для Есенина, тема Родины. Поэт выражает свои чувства любви к ней и практически превозносит ее выше всего в мире.

Есенин переезжает в столицу и это родило рождение двойственности тем в творчестве поэта. Можно встретить работы, которые относят к эпатажному творчеству «Я нарочно иду нечесаный….». Другие произведения относятся к любви к Родине и родной природе. К таким работам относятся «Русь советская», «Возвращение на Родину».

Есенина народ почему-то не воспринимает как творческую личность и не считает нужным ставить поэта на уровень с другими русскими поэтами. Хотя сам Есенин именует себя последним деревенским поэтом. После этого в творчестве Есенина просматривается больше трагических строк и разочарований. Внутри себя поэт перераспределил приоритеты.

Произведения, посвященные Родине в позднем творчестве, также имеют тесное переплетение с темой любви. Если анализировать лирику поэта того времени, то она насыщенна более несчастными чувствами любви, присутствует легкая обреченность в строках. Это видно в произведении «Письмо женщине».

Одни из последних работ Есенина также наполнены трагизмом. Поэт дает понять, что его любовь к Родине, природе является несчастной, безответной. Чувство любви является незаменимым в жизни, но с годами у людей это чувство по-разному выражается. В раннем творчестве это чувство более яркое, светлое, наполненное позитивом.

Но приходит время, когда поэт по-философски воспринимает такие понятия как счастье и жизнь. В его поэзии появляется много философских строк. Последние стихотворения являются практически выводом о прожитых годах, где автор уже мудро и вдумчиво рассуждает об этом.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике есенина

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»). Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались… ( «Русь советская» ) И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»… ( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. («Заметался пожар голубой…») Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. («Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви. Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. (1918 г.) …моя тихая радость — Все любя, ничего не желать. (Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. («До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

–>Класс –>

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина «закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Береза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка»,- «Лисица», «Сукин сын»). Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. («Хаты — в ризах образа», «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас».) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дроги» (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: «…Россия! Роса и сила и синее что-то…»).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем — Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика («Я нарочно иду нечесаный…»), с другой — воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях «Письмо матери», «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на Родину». Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь «поют агитки Бедного Демьяна»:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя «последним поэтом деревни». Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались…
( «Русь советская» )
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»…
( «Возвращение на Родину» )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В «Персидских мотивах», в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. («Я помню, любимая, помню…», «Письмо к женщине».) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(«Заметался пожар голубой…»)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(«Пускай ты выпита другим…»)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки («Сукин сын», «Письмо к женщине»). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, «роком событий». И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении «Собаке Качалова» поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь — это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
…моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения «Отговорила роща золотая…» и «Не жалею, не зову, не плачу…». Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: «роща» — это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами («души сиреневая цветь»), старость — кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(«До свиданья, друг мой, до свиданья»)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь — гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя «последним поэтом деревни», было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, «последнего поэта деревни», Сергея Александровича Есенина.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина

Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь – Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина “закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта – вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта – светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари. “), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период – какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная – не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему – тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты – в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):

И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку.

Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “. Россия! Роса и сила и синее что-то. “).

Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем – Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный. “), с другой – воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:

Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.

Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:

Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
( “Русь советская” )
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”.
( “Возвращение на Родину” )

Появляется мотив поэтического творчества, его значения, и приобретает то же трагическое звучание:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Тема поэта и поэзии здесь тесно связана с темой Родины: Есенин воспринимает свое творчество как возможное средство духовной связи с народом. Изменения в деревне преобразили и ее и народ, сделали ее непохожей на родной, близкий поэту край, но воспоминание о юности и о России тех лет остается в памяти Есенина светлым, чистым. В “Персидских мотивах”, в стихотворении “Шаганэ ты моя, Шаганэ. ” Есенин пишет:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Тема Родины опять связана с темой любви, развивается практически параллельно. Лирика московского периода и последних лет жизни поэта описывает в основном любовь несчастливую, обреченную на разлуку. (“Я помню, любимая, помню. “, “Письмо к женщине”.) Разгульная, скандальная жизнь не может совмещаться с искренней любовью; в ряде стихотворений Есенин пишет об отречении от шального образа жизни во имя любви:

В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(“Заметался пожар голубой. “)
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
(“Пускай ты выпита другим. “)

Но все же хулиганская бравада оказывается сильнее чувств, появляется мотив разлуки (“Сукин сын”, “Письмо к женщине”). И лирический герой, и его возлюбленная страдают от разлуки, но жизни их оказываются разъединенными жизненной бурей, “роком событий”. И все же в некоторых стихотворениях сквозит щемящая нежность, трогательная; в стихотворении “Собаке Качалова” поэт пишет (обращаясь к собаке):

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Последние стихотворения поэта опять же трагичны, в них звучит мотив неразделенной, несчастной, безответной любви.

Любовь – это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:

Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
(1918 г.)
. моя тихая радость –
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.)

Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая. ” и “Не жалею, не зову, не плачу. “. Смысл их и основные идеи сходны:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком.

Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” – это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость – кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь – гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.

Ссылка на основную публикацию