«Ода на день восшествия» М. Ломоносова – краткое содержание

М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия»: краткое содержание и анализ произведения

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

Краткое содержание продолжим сообщением автора о том, как ему трудно подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархини. Но она настолько вдохновляет Ломоносова, что его похвала вырывается из него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Первого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и возвеличивает его дочь, получившую трон.

Описывает автор также бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов рассказывает о роли науки в жизни людей, призывает ею заниматься.

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

В 1747 г. императрица Елизавета Петровна увеличила ассигнования на нужды учёных. В благодарность за это Михаил Васильевич Ломоносов тогда же написал знаменитую оду (см. её полный текст, анализ и статью о теме произведения), приурочив её к ежегодно отмечаемому празднованию дня восшествия государыни на трон. Вот краткий прозаический пересказ содержания этой оды:

Ломоносов, краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

«Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина» даёт изобилие и процветание народам и людям. Блистая с вечной высоты, великое светило Солнце не находит в свете ничего краше тишины и императрицы Елизаветы. Вступив на трон, она первым делом возвратила в Россию тишину, победоносно окончив войну со шведами 1741-1743. От этой радости Петербург расцветился иллюминацией и торжествующими кликами. Взойдя на престол, Елизавета взвела туда же с собою «доброт прекрасный лик». Поэты не могут удержаться от «пения её похвал». Средь добродетелей царицы весьма ценна любовь к наукам, которые она «изволила расширять».

В недавние дни Зиждитель мира послал в Россию «Человека, каков неслыхан был от века» – отца Елизаветы, Петра I. «Россию, грубостью попранну» этот монарх возвысил до небес. Он одержал немало побед над врагами, выстроил сильный флот – так что даже бог моря Нептун «с трепетом чудился, взирая на российский флаг». Река Нева вдруг увидела на своих берегах величественные здания – здесь была основана новая русская столица, Петербург. Великий царь призвал в Россию и науки, ожидая вскоре «полезны видеть их труды».

Но жестокая судьба безвременно унесла Петра от подданных. Общая скорбь по нему была так сильна, что стенала сама великая гора Парнас «и музы воплем провождали в небесну дверь пресветлый дух». Дела Петра продолжила сменившая его на троне жена Екатерина I. Она тоже не прожила долго, но к счастью для России престол вскоре перешёл к дочери Петра и Екатерины – Елизавете.

Императрица Елизавета Петровна. Портрет кисти В. Эриксена

Она унаследовала огромную державу, где текут широкие реки, стоят леса, которые своей густотой тесны животным. Для этой стране нужны науки и художества – и они везде растут при поощрении заботливой государыни – «премудрость тамо зиждет храм; невежество пред ней бледнеет». Российские Колумбы спешат через воды «в неведомы народы». Сама богиня мудрости Минерва ударяет в Рифейские (Уральские) горы копьём, чтобы помочь россам извлечь из их недр серебро, золото и многие полезные минералы. Ломоносов призывает соотечественников дерзать на пути наук – и доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Вспоминая слова Цицерона, поэт говорит:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде

Ломоносов благодарит Елизавету и желает, чтобы Всевышний сравнил её благословенную жизнь «с числом щедрот», которые она расточает учёным.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Краткое содержание: Оды

Первая ода, написанная Ломоносовым, — «На взятие Хотина» — повествует о победе русских войск над турками. Турки не могут принять поражение, горят они злобой к русским. Однако русские войска воодушевлены любовью к родине и императрице, ничто не может сдержать их наступление. Описывается видение с Иваном (Иоанном) Грозным и Петром Великим, гордых тем, что императрица Анна Иоанновна продолжила дело расширения границ государства Российского. Ломоносов призывает турок сдаться на милость великой императрицы, но саму Турцию не суждено спасти. Каир, Дамаск, Алепп будут объяты огнем, флот российский окружит берега Крита, кровь ее защитников обагрит Ефрат. Под властью императрицы Россия процветает, ее владения простираются до самого Китая, а враг не осмеливается топтать житницы российские, где пастухи воспевают воинскую славу защитников. В оде (1741 г.), написанной ко дню рождения Ивана Антоновича, маленький император совершает подвиг, не сравнимый с подвигом Геракла, в младенчестве задушившего двух змей: он побеждает злобного узурпатора Бирона, посмевшего покуситься на высшую власть. В одах в честь императрицы Елизаветы Петровны описывается полная мифология истории Российского государства. Всевышний хранит Россию, даже гневаясь на нее, сменяет гнев на милость (Ода 1742 г.). Он мешает замыслам врагов против России. Ему молятся о сохранении престола Петрова, ради счастья будущих поколений. Великие правители у России были на протяжении всей ее истории, но теперь они превосходят даже славу своих предков (Ода 1752 г.). Особо отмечает поэт дела царя Алексея, сокрушившего поляков и татар (ода к рождению Павла Петровича). Однако, деяния императора Петра Великого ни с чьими еще нельзя сравнить, самим Господом был послан этот человек (Ода 1747 г.). Он развеял тень невежества, накрывавшую Россию, положив начало новому пути. Войнами войны прекратил, построил флот, коего у России никогда не существовало, и направил его к неведомым Восточным землям, дал ход наукам (Ода 1747 г.). После Петра правила его супруга, продолжившая его замысел. Но дальше тьма упадка снова опустилось на Россию, и избавило отечество от него лишь восхождение на престол императрицы Елизаветы Петровны (Ода 1746 г.) Елизавета была великим дипломатом, при ней войны завершались, еще начавшись, не смеет бог войны позариться на государство Российское (Ода 1748 г.). «Дщерь Петра» продолжила расцвет России, далеко простираются ее границы, упираясь с одной стороной в Китайскую стену, другой тянется к Кавказским горам (Ода 1748 г.). Мирные крестьяне не опасаются вражеских налетов, торговцы без опаски отправляют корабли, полные богатств, в далекие страны (Ода 1747 г.). Воздвигаются чудеса архитектуры, с которыми египетские пирамиды, как и сады Семирамиды, творенья лишь людей, но не богов (Ода 1750 г.). Но эти достижения меркнут перед главным: дала Елизавета свободу наукам, которые должны принести России многие блага. Должны науки открыть сокровища, таящиеся в земле Российской, какими любит похвалиться Индия, бесстрашные исследователи пройдут по северным землям, пересекут ледяные моря, поведают о великодушии императрицы далеким южным народам. Разведают великие богатства в глубине Уральских гор. Инженеры пророют каналы и иссушат болота, географы нанесут на карты самые дальние уголки империи, со всеми городами и деревеньками, астрономы откроют тайны звезд, облегчив жизнь землевладельцам и морякам (Оды 1747 г. и 1750 г.). Бог, заботясь о продолжении в России «Золотого века», продлевает потомство Петра. Брак Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны стал повторением счастливого союза первого императора Всероссийского («Ода на бракосочетание») Рождение правнука Петра Великого, Павла Петровича, возрождает дело великого императора. Много дел совершил прадед, но еще больше остается сделать его наследнику, говорит поэт, обращаясь к младенцу (Ода к рождению Павла Петровича). И в будущем должны рождаться продолжатели рода и дела Петра Великого, чтоб не гаснул свет разума над народом России. («Ода на рождение Анны Петровны») Природа для человека представляет множество загадок. Что такое светила, и почему они горят бесконечно, откуда произошли дивные и ужасные животные, как моря удерживаются берегами. И чем больше ответов мы получаем, тем больше вопросов задаем. Если бы нам удалось приблизиться к Солнцу, мы б увидели бесконечные огненные моря («Утреннее размышление»). А ночью мы можем наблюдать, как на другом конце света загорается заря («Вечернее размышление»). Природа, обладая некоей душой, резонирует со всеми радостными событиями, которые переживает Россия (Ода 1742 г.). Подытоживая, Ломоносов был поэтом, воспевающим величие России, ее природу, роль Бога в ее истории. Автор — Кращенко А.В.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Оды». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну – пламенными звуками.

Также автор использует многочисленные эпитеты: «щедрая рука», «земные красоты», «великая дщерь», «глубокие леса», «кроткий глас», «жестокая судьбина».

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Стиль оды

Чтобы придать стихотворению величие, автор применял непростые обороты речи. Фразы рождают ощущение великолепия и пышности. По краткому содержанию «Оды на день восшествия…» Ломоносова становится очевидным стремление поэта к гармонической стройности и красочной пышности одновременно. Пользуясь великолепием поэтического слога, Ломоносов ярко воссоздал события своего времени.

В русской поэзии поэт первым прибегнул к смелым, необычным соединениям слов. Его творчество — замечательный пример классицизма в русской литературе. Вывод, к которому пришли литературные критики, основываясь на кратком содержании «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова, следующий: в своём произведении автор оставляет своеобразное послание, которое адресовано не только государыне и современникам, но и грядущим поколениям.

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 256.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 256.

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся учёный, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Ода на день восшествия на престол…» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения (« душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая »), олицетворения (« вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился »), гиперболы (« чрез горы, реки и моря »), старославянизмы (« град», «дщерь», «выя», «узреть »), метафоры (« подать…ума плоды »).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: « щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая ».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Анализ и краткое содержание «Оды на день восшествия…» Ломоносова

Особенности оды Ломоносова

Одна из лучших од поэта — «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова можно получить представление о вопросах, волновавших самого автора, а также всех мыслящих граждан того времени: покое и мире в стране, мудром правлении просвещенной императрицы, развитии отечественного образования и науки. Оду отличает величественный поэтический язык, который насыщен яркими гиперболами, метафорами и церковнославянизмами.

Ломоносов «Ода на день восшествия…» – краткое содержание — Русская историческая библиотека

В 1747 г. императрица Елизавета Петровна увеличила ассигнования на нужды учёных. В благодарность за это Михаил Васильевич Ломоносов тогда же написал знаменитую оду (см. её полный текст, анализ и статью о теме произведения), приурочив её к ежегодно отмечаемому празднованию дня восшествия государыни на трон. Вот краткий прозаический пересказ содержания этой оды:

Михаил Васильевич Ломоносов

«Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина» даёт изобилие и процветание народам и людям. Блистая с вечной высоты, великое светило Солнце не находит в свете ничего краше тишины и императрицы Елизаветы.

Вступив на трон, она первым делом возвратила в Россию тишину, победоносно окончив войну со шведами 1741-1743. От этой радости Петербург расцветился иллюминацией и торжествующими кликами. Взойдя на престол, Елизавета взвела туда же с собою «доброт прекрасный лик».

Поэты не могут удержаться от «пения её похвал». Средь добродетелей царицы весьма ценна любовь к наукам, которые она «изволила расширять».

В недавние дни Зиждитель мира послал в Россию «Человека, каков неслыхан был от века» – отца Елизаветы, Петра I. «Россию, грубостью попранну» этот монарх возвысил до небес.

Он одержал немало побед над врагами, выстроил сильный флот – так что даже бог моря Нептун «с трепетом чудился, взирая на российский флаг».

Река Нева вдруг увидела на своих берегах величественные здания – здесь была основана новая русская столица, Петербург. Великий царь призвал в Россию и науки, ожидая вскоре «полезны видеть их труды».

Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны. Читает Арсений Замостьянов

Но жестокая судьба безвременно унесла Петра от подданных. Общая скорбь по нему была так сильна, что стенала сама великая гора Парнас «и музы воплем провождали в небесну дверь пресветлый дух». Дела Петра продолжила сменившая его на троне жена Екатерина I. Она тоже не прожила долго, но к счастью для России престол вскоре перешёл к дочери Петра и Екатерины – Елизавете.

Императрица Елизавета Петровна. Портрет кисти В. Эриксена

Она унаследовала огромную державу, где текут широкие реки, стоят леса, которые своей густотой тесны животным. Для этой стране нужны науки и художества – и они везде растут при поощрении заботливой государыни – «премудрость тамо зиждет храм; невежество пред ней бледнеет». Российские Колумбы спешат через воды «в неведомы народы».

Сама богиня мудрости Минерва ударяет в Рифейские (Уральские) горы копьём, чтобы помочь россам извлечь из их недр серебро, золото и многие полезные минералы. Ломоносов призывает соотечественников дерзать на пути наук – и доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Вспоминая слова Цицерона, поэт говорит:

  • Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине,
  • В покое сладки и в труде
  • Ломоносов благодарит Елизавету и желает, чтобы Всевышний сравнил её благословенную жизнь «с числом щедрот», которые она расточает учёным.
  • © Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Другие статьи о произведениях и биографии М. В. Ломоносова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Императрица в оде

Назначение оды — прославление императрицы Елизаветы. Но уже в начале стихотворения поэт высказывает главную идею: мир в стране способствует её процветанию. От императрицы он ждёт сохранения мира. Введение в оду лирического героя, у которого главенствующая роль, – важное достижение Ломоносова.

Поэт прославляет Елизавету на фоне её предшественников на троне. Её отец — Петр I – выделен особо. В кратком содержании произведения «Ода на день…» можно заметить, что именно его правление автор считает наиболее приемлемым, желая, чтобы дочь пошла по стопам отца.

От династии монархов поэт переходит к образу Отчизны, к ее величественности, неисчисляемым богатствам природы, творческим и духовным возможностям. В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова демонстрируется, что от достоинств императрицы, постепенно отходящих на второй план, поэт переходит к описанию насущных проблем России. Возможности, которые открывает развитие науки, помогут в освоении богатств Севера, Дальнего Востока, тайги. Автор пишет о том, что в ряд мировых держав Россию выведут русские люди, которые образованы и преданы науке.

После поэт возвращается к событию, ради которого и написана ода. Получив представление о кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова, удивляешься, как в реальности Елизавета Петровна не похожа на тот идеал императрицы, который воспет в оде! Надо было иметь достаточно дерзости, чтобы хвалить императрицу за дела, которых она не делала. Одой поэт говорил Елизавете, что государству необходим мир.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Гранин
    Даниил Гранин появился на свет в первый день нового 1919 года. Факты о том где это произошло разнятся, по одним это произошло в Курскойобласти, по другим в Саратовской области. Папа у него был лесником.
  • Краткое содержание Федина задача Носова
    В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела.
  • Краткое содержание Саломея Оскар уайльд
    Саломея — падчерица царя Ирода Иудейского и дочь жены Ирода — Иродиады, которая была проклята пророком по имени Джоканаан (известным как Иоанн Креститель в Библии). Он говорит, что брак короля является
  • Краткое содержание Дело Артамоновых Горький
    Илья Артамонов служил приказчиком в доме богатых господ. После отмены крепостного права, его отпускают. В награду за хорошую службу хозяин дает большую денежную сумму. На эти деньги Илья решает в городе построить фабрику по изготовлению полотна.
  • Краткое содержание Саламбо Флобера
    Во время пира в садах вокруг дворца Гамилькара в Карфагене собрались войны, доблестно сражавшиеся за честь государства, но оставшиеся без оплаты своих трудов, поскольку казна разорилась

Краткое изложениеЧитается примерно за 5 минутСочинения6 сочинений

  • Ломоносов Михаил » Оды. Стихотворения — читать книгу онлайн бесплатно

Поэт воспевает начало правления Елисаветы Петровны. Он называет ее отрадой всех царей. Говорит о ее красоте и о той пользе, которую она может принести Российской державе, о том, как она щедро одаривает землю.

Сравнивает Елисавету с солнцем блистающем, а о душе ее говорит, что она прекрасна и тиха. Взойдя на трон, Елисавета прекратила войну, сказав, что для нее важнее счастье россов, а не кровавые победы.

И как ликовал весь народ, радуясь прекрасным переменам, что происходят после правления Петра. Как слово ее сильнее ветра и волн, а воля ее непоколебима. И желает Елисавета расширять науки. И чтобы никто не смел роптать, а только восхвалять ее великое имя. Дана она России самим создателем, преодолев все препятствия, и теперь должна быть возвышена до небес. Даже природа с трепетом взирает на российский флаг, а Нева удивлена происходящим.

Заграничные ученые мужи предлагают себя империи, желая продлить свой род на землях русских. Дочь Петра превзошла своего славного отца в щедрости. Ее благодарит держава за мудрость в делах ратных, а армия прославляет. Пускай посмотрит Елисавета на поля, реки, на богатство земли — все это процветает благодаря ей. Сокровищ несметных на Руси не меньше, чем в Индии, но возрожденные ею науки ценнее.

О славе Елисаветы говорят даже в самых дальних краях державы, где река Лена быстро течет к холодному океану. Ей принадлежат дикие просторы, где леса полны всякой живностью, а почва не знает рук земледельцев. Прославляют Елисавету от Амура до самых небес, за ее дар и великодушную волю. Молва о ней гласит в самых дальних странах, о щедрости узнают даже неведомые народы.

Весь мир знает, чем владеет Елисавета, какие богатства добывают из недр русских земель. И что самое большое достояние — это народ, рождающий жадных до наук молодых людей. Никто не посмеет угрожать войною, а если найдутся такие, то сам бог защитит Елисавету и державу ее от всяческих бед.

Стиль оды

Чтобы придать стихотворению величие, автор применял непростые обороты речи. Фразы рождают ощущение великолепия и пышности. По краткому содержанию «Оды на день восшествия…» Ломоносова становится очевидным стремление поэта к гармонической стройности и красочной пышности одновременно. Пользуясь великолепием поэтического слога, Ломоносов ярко воссоздал события своего времени.

В русской поэзии поэт первым прибегнул к смелым, необычным соединениям слов. Его творчество — замечательный пример классицизма в русской литературе. Вывод, к которому пришли литературные критики, основываясь на кратком содержании «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова, следующий: в своём произведении автор оставляет своеобразное послание, которое адресовано не только государыне и современникам, но и грядущим поколениям.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), славянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (1747)

История создания

Большинство од Ломоносова написаны в честь восшествия монарха на престол. При этом (отдав августейшей особе необходимые почести) Ломоносов считал нужным обозначить свою точку зрения по важным социальным и политическим проблемам. И в рассматриваемой нами оде наблюдается такой же акцент на общественной проблематике.

Литературное направление: классицизм.

Литературный жанр: ода.

Ломоносов разработал жанр оды в русской литературе. Возвышенный стиль, богатый гиперболами и метафорами, выдержанный размер, точная рифма — такими благодаря Михаилу Ломоносову стали русские оды.

Вид лирики: патриотическая.

Лирический герой превозносит «возлюбленную тишину», говорит о её пользе и красоте. Под «тишиной» Ломоносов подразумевает мир, отсутствие войны. Благодаря этой тишине всё вокруг процветает, богатства преумножаются, а люди преуспевают.

Солнце, освещая всё вокруг, не может найти ничего прекрасней Императрицы Елизаветы Петровны и этой самой мирной тишины. Вернее, уточняет лирический герой, тишина прекраснее всего на свете — кроме Елизаветы, потому что «душа её зефира тише» (имеется в виду, что именно благодаря Елизавете Петровне в России прекратилась война) и внешность поистине райская.

Когда Елизавета Петровна вступила на престол, рассказывает лирический герой, она вернула «тишину» в Россию, сказав, что ей довольно побед — она хочет счастья для каждого русского человека. «Целый запад и восток» (то есть весь мир) не стоит несчастья русских людей.

Лирический герой говорит, что такие речи подобают монарху: когда Елизавета Петровна утвердила мирное положение, аплодисменты Петербурга достигли звёзд.

Именно поэтому Императрица достойна всех хвалебных речей: Ломоносов сравнивает её с ветром, который подгоняет лодку и помогает всякому гребцу.

Ломоносов делает экскурс в историю, превознося Петра I, своего кумира, и обращает внимание на то, что Елизавета Петровна — достойная дочь, сумевшая принять из рук своего отца власть и мудро распорядиться ею.

Ломоносов утверждает, что Россию ждёт великое будущее, невиданное развитие наук, и всё это — благодаря мудрой политике Елизаветы Петровны.

Метрика

  • Размер: четырёхстопный ямб.
  • Рифма: одическая рифмовка абабввгддг.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «красны лики», «заря багряная», «скорбная темнота», «сладостный покой».

Метафоры: «Но, о прекрасная планета, любезное светило дней!»

Архаические слова: «Врата отверзла в мир заря, от ризы сыплет свет румяной в поля, в леса, во град, в моря, велит ночным лучам склониться пред светлым днём, и в тверди скрыться, и тем почтить его приход».

Архаические слова: Императрица Елизавета Петровна — тишина.

Архаические слова: град, зрак, дщерь, очи, пределы небес, выя, купно, толикий, огнь, узреть.

Риторическое восклицание: «О утра час благословенный, дражайший нам златых веков!»; «О день блаженный, день избранный для счастия полночных стран!»; «О вы, недремлющие очи, стрегущие небесный град!».

Риторическое обращение: «Но ах, жестокая судьбина!», «Молчите, пламенные звуки».

Риторический вопрос: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Инверсия: «Приятных струн сладчайший глас».

Олицетворение: «И на престол взвела с собою / Доброт твоих прекрасный лик».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кого прославляет ода Михаила Васильевича Ломоносова «На день восшествия. »?

Ответ. Императрицу Елизавету Петровну.

Автор отмечает две «доблести» императрицы: стремление к «тишине» (то есть к миру) и ещё одну. Какую именно?

Ответ. Развитие наук в России. Для Михаила Васильевича Ломоносова как учёного развитие наук было важнейшим приоритетом. Он безошибочно предвидел большое будущее России и связывал его с научным прогрессом.

Краткое содержание ломоносов оды за 2 минуты пересказ сюжета

Ода – краткое содержание роизведения Ломоносова

Как и любая торжественная песня, ода создано в триумфальном образе. Она берет свое начало с повествования о русской стороне, превознося ее за великолепие и пышность. Дальше писатель непринужденно рассказывает о церемонии вступления на престол, считая, что Елизавета Петровна настолько важный для государства человек, что даже небо устремило собственный взгляд на демонстрацию, позабыв про все процессы, протекающие на земле. Бог не только принял восшествие Елизаветы на престол, но и оказывает ей помощь в заключении мира в Або (1743г), помогает как можно скорее завершить войну со Швецией.
Затем Ломоносов обращается, собственно, к представлению момента церемонии вступления на престол, 25 ноября 1741 года. Восшествие Елизаветы Петровны на трон случилось после очередной смены власти в стране. Само великолепие пиршества было немыслимым. В стихотворении так же воссоздается то, как государыня появилась в бараках Преображенского полка, неся в руке крест, для того чтобы подвести к клятве в верности гренадеров как императрица.

Возмущение прежними правителями страны было огромным, и почти все надеялись, что правление государыни принесет больше пользы для страны, чем прежде. Ломоносов, как муж знаний и творческая личность, находит для себя веру, что государыня не только прервет мучительные кровопролития, но и поспособствует становлению творческого искусства и науки в Российской империи.

Некоторая отрезок сочинения предназначен Петру I. Это не случайно, он в буквальном смысле слова авторитетная фигура, он собственными делами сделал то, чем суждено было управлять Елизавете, ко всему прочему он был ей папой. Писатель в нескольких словах, как и целое стихотворение, в праздничных нотах рассказывает вкратце случай из жизни знаменитого государя: то, как он уехал в Европу, доставил оттуда малоизвестные для Российской империи знания, а также боевые достижения, то есть Ломоносов на самом деле, повествует образование Российского государства.

Через некоторое время писатель обращается к хвалебному описанию Екатерины I, супруги Петра I, мамы Елизаветы, та, что вступила на трон через некоторое время после кончины супруга.

Вслед за этим Ломоносов в лирическом образе воссоздает протекающее пиршества в честь вступления на престол императрицы: их выразительность, торжественность.

Но писатель вновь возвращается к государыне, прося направить свой взгляд на учения в Российской империи, в надежде чтобы она стала благодетельницей и заступницей не только родных земель и богатств. Ломоносов сообщает о том, что при хорошем отношении, российская наука имеет возможности принести большое количество прибыли, а также проценты от нее. Он рассказывает о надобности изучения родной земли, про освоение Арктики, Дальнего Востока, Уральских гор. Ссылается на то, что любая из этих земель содержит полезные ископаемые. И по большому счету империя может жить и существовать без внешнего управления.

Также читают:

Рассказ Ода (Ломоносов)

Популярные сегодня пересказы

Катерина Львовна, которой было двадцать четыре года, являлась женой купца Измайлова. Женщиной она была симпатичной. Её мужу, Зиновию Борисовичу, исполнилось уже пятьдесят лет. Его первая жена давно умерла.

Ксеркс с большим войском отправляется на войну с Грецией. Пожилые члены персидского совета собираются возле дворца в Сузах. Члены совета вместе с матерью царя Ксеркса ждут новостей о войне.

Действие разворачивается в период гражданской войны. Борьба между красными и белыми. Каждый день погибает огромное количество людей. У конюха Трофима кобылица родила жеребенка

Некая дама, собираясь ехать на поезде, сдала в багаж много разнообразных вещей. Среди них были: «диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка». Еще маленькая собачка. В кассе барыне выписали квитанции, в которых были перечислены сданные ею вещи.

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Ода – краткое содержание роизведения Ломоносова (сюжет произведения)

Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасёт: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» (Бирона), который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвящённых императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров». (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звёзд» (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира. послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» (Ода 1747 г.). Пётр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется «в жёнах благословенна» — Ода 1752 г.). Он извлёк Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов — «войнами укротил войны» (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нём «божественны науки в Россию простирали руки» (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» (там же). Последующие годы — вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» (значение имени Елизавета): «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рёк: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвёл на трон Елисавет». (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих «градов ограда» (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней «Марс кровавый не дерзает руки своей простёрт к нам» (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.). Огромны её пространства: Российская держава «простирает ноги» к Китайской стене и «опирается локтем» на Кавказ (Ода 1748 г.). На всём этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. «Сокровищ полны корабли дерзают в море» за Тишиной (Ода 1747 г.). Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те «воздвигали человеки — здесь зиждет само божество». Музы радостно прославляют монархиню и её дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины — покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаённые богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли. Новые «Российские Колумбы» пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных тёплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия «в земное недро. проникнет взора остротой», география покажет Елисавете города и сёла, блаженные в её подданстве; «наука лёгких метеоров» избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся ученый, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 году». Предлагаем краткий анализ «Ода восшествие Елизаветы на престол» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Стих написан в 1747 году.

Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения (« душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая »), олицетворения (« вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился »), гиперболы (« чрез горы, реки и моря »), славянизмы (« град», «дщерь», «выя», «узреть »), метафоры (« подать…ума плоды »).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: « щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая ».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Стих написан в 1747 году.

Тема стихотворения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Славянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

Ода – краткое содержание роизведения Ломоносова (сюжет произведения)

Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасёт: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

Краткое содержание “Оды”

Ода – лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, “описывается. материя благородная, важная, редко – нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных”. Ее истоки – хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические – по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные – “преложения” псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания

Царей, и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.

Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

«О красоте человеческих лиц» анализ стихотворения Заболоцкого по плану кратко – жанр, образы, идея

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»

Урок 7. Русская литература 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»”

Сегодня на уроке мы:

· обсудим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»;

· поговорим об истории создания и основных темах оды.

Любимым жанром Михаила Васильевича Ломоносова была ода.

Всего поэт создал около 20 торжественных од.

Кроме того, он разработал и утвердил каноны оды русского классицизма.

Давайте вспомним, что такое ода. Ода – лирический жанр литературы, который восхваляет известную личность или значимое событие.

Отличительные черты оды в русском классицизме:

· использование образов из древнегреческой мифологии;

· обилие метафор и эпитетов.

«Оду на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов написал в честь 6 годовщины царствования императрицы Елизаветы.

День восшествия на престол считался главным придворным праздником и отмечался с большой пышностью. Чтение од было обязательной частью праздника, для этого поэтам заказывали оды, прославляющие монарха.

Полное название оды звучит так: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны ноября 25 дня 1747 года»

В этом же году произошло и ещё одно событие, очень важное для Ломоносова. Императрица утвердила новый устав, который отделил Академию наук от Университета.

Такое разделение учёный считал необходимым. Ломоносов верил, что это поможет развиваться науке и образованию ещё активнее.

Его воодушевление, надежды и жажда перемен повлияли на выбор главных тем торжественной оды.

Как и все торжественные оды Ломоносова, «Ода на день восшествия» написана четырёхстопным ямбом. Этот размер Ломоносов считал лучшим для этого жанра. По его мнению, ямб помогает ясно выразить мысли и усиливает торжественность содержания. Написанные им стихи звучат возвышеннее и благороднее.

Композиция оды трёхчастная. Она содержит вступление, основную часть и заключение. При этом в основной часть можно выделить ещё несколько частей, которые отличаются тематикой.

Первая строфа оды – это вступление. В соответствии с законами классицизма оно посвящено прославлению мира:

«Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина,

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Своё богатство по земли».

Поэт говорит о том, что процветает земля тогда, когда живёт мирной жизнью. Тишину он называет «возлюбленной» и отрадой «царей и царств земных».

Ломоносов рисует красочные картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами.

Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.

Во второй строфе появляется образ императрицы. Поэт плавно переходит от прославления «тишины» к похвале императрице. Интересно, что образ Елизаветы и олицетворённой тишины здесь равной величины, но обращается поэт к тишине, а не к императрице.

«Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя».

Основная часть оды начинается с третьей строфы. Её Ломоносов начинает с восхваления императрицы. Главной заслугой Елизаветы Ломоносов называет прекращение всех войн:

«Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток».

Вторая заслуга молодой императрицы – это восстановление политики, которую вёл Пётр Первый:

«О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звёзд плескание и клик!»

Действительно, сразу после коронации Елизавета восстановила Сенат и усилила его роль, упразднила кабинет министров. Императрица часто повторяла, что намерена продолжать политику Петра Великого.

Третья заслуга императрицы в покровительстве наукам:

«Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет».

Любопытно, что сама императрица науками интересовалась мало. Все заслуги по развитию науки и образования принадлежат, скорее, её фавориту, графу Шувалову. Иван Иванович Шувалов был известным меценатом.

Он покровительствовал многим учёным и художникам, был первым куратором Московского университета и президентом Академии художеств.

Уже в седьмой строфе образ Елизаветы плавно отступает на второй план. Внимание поэта приковано к заслугам отца нынешней императрицы.

Императора Петра Первого Ломоносов считал монархом, который воплотил в себе идеалы просвещения. Его реформы и достижения поэт воспевает даже в оде, посвящённой его дочери:

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес».

Образ Петра грандиозен. Россию император возвысил до небес, даже древние боги Марс и Нептун трепещут перед его мощью:

«В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг».

Прославляя Петра, Ломоносов скорбит о его смерти. Но после выражения скорби, он снова возвращается к Елизавете:

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь».

Своими словами поэт невзначай побуждает молодую императрицу продолжать дела великого отца во имя блага Родины. Ломоносов надеется, что Елизавета станет просвещённым монархом, который развивает науки и заботится о процветании государства.

Тому, как прекрасна и изобильна страна, которой правит Елизавета, поэт посвящает несколько строф.

Они становятся настоящим гимном России.

В нём Ломоносов описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса.

Как истинный учёный Ломоносов замечает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств:

«Но требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук».

Поэт не жалеет красок, описывая картины будущего, в котором победила наука. Величие античных богов меркнет перед достижениями российской науки:

«Сребро и злато истекает

Во всём наследии твоём.

Плутон в расселинах мятётся,

Что россам в руки предаётся

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла».

Но чтобы превратить эту грандиозную картину в реальность, нужны умные и образованные люди. Ломоносов подчеркивает, что Россия богата не только природными ресурсами, но и талантами.

Главное сокровище Российской империи – люди. Учёный призывает молодое поколение учиться, развивать науку и этим послужить отчизне:

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Продолжая свою мысль, поэт подкрепляет её воспеванием науки:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде».

Последняя строфа – заключение. Здесь поэт возвращается к прославлению императрицы Елизаветы, ведь именно оно должно было стать главной темой оды в честь годовщины царствования.

Форма оды выдержана в духе классицизма. Здесь и патетические восклицания, и риторические вопросы, обращения к молодому поколению и императрице.

В оде упоминаются имена античных богов: Минерва, Плутон, Марс, Нептун.

Торжественность и возвышенность помогают создать слова церковнославянского языка.

Поэт говорит «класы» вместо «колосья», «раченье» вместо «усердия», «дщерь» вместо «дочери».

Широко используется усечённая форма прилагательных: «торжественны науки», «северна страна».

Ломоносов использует яркие эпитеты и метафоры, чтобы передать идею и эмоциональный заряд: «пламенные звуки», «наглы вихри», «лира восхищенна».

Необычно здесь содержание. В торжественной оде, которая создана в честь годовщины царствования, восхвалению императрицы отводится очень мало места. При этом поэт воспевает Петра I, чтобы показать императрице идеал просвещённого монарха, к которому ей следует стремиться.

Пожалуй, самая важная тема – это любовь к Родине.

Ломоносов восхищён красотой и богатствами родных просторов, но при этом сохраняет подход учёного-практика. Он подчёркивает, что овладеть этими несметными сокровища поможет только наука.

Также в оде мы можем увидеть личность автора, проследить его отношение к тому, что он изображает. Читая оду, легко представить себе автора – учёного, патриота, пламенного борца за развитие просвещения. Даже в его похвале больше побуждения и поучения.

Поэт считает себя вправе давать советы императрице. Этого же мнения придерживался и Г. Р. Державин, о творчестве которого мы поговорим на следующем уроке.

«Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству», – сказал о Ломоносове Николай Гаврилович Чернышевский.

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся учёный, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Ода на день восшествия на престол…» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.
История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем произведении Ломоносов — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других литературных приемов, которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

Краткое содержание продолжим сообщением автора о том, как ему трудно подобрать слова, способные рассказать о великих делах монархини. Но она настолько вдохновляет Ломоносова, что его похвала вырывается из него.

Далее ученый отмечает заслуги Петра Первого: военные победы и развитие науки. Он оплакивает смерть императора и возвеличивает его дочь, получившую трон.

Описывает автор также бескрайние богатые просторы России, отмечает, что в ней рождаются великие умы. Ломоносов рассказывает о роли науки в жизни людей, призывает ею заниматься.

В последней части он возвращается к «источнику милости» — Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 120.

М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику — автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней На пастве скачущих еленей Ловящих крик не разгонял; Охотник где не метил луком; Секирным земледелец стуком Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.

Ода — торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть — поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть — прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть — прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.

Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.

Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них сравнения («душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая»), олицетворения («вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился»), гиперболы («чрез горы, реки и моря»), старославянизмы («град», «дщерь», «выя», «узреть»), метафоры («подать…ума плоды»).

Особое место занимают невероятно красочные и образные эпитеты: «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну — пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Ссылка на основную публикацию