Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” (Ф. М. Достоевский)

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

2 вариант

Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.

Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на “гроб”, чем на комнату, квартира “уродливой формы” Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.

Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.

Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой “маской”, вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека – он способен не только созидать, но и разрушать.

В заключение следует отметить, что автор в романе “Преступление и наказание” смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.

Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Также читают:

Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Очень мне нравится этот цветочек! Я раньше его никогда не видела. До этого года. То есть я видела его на картинках, на фотографиях красивых

Пословицу яблоко от яблони недалеко падет многим приходится слышать с детских лет, но не каждый серьёзно вдумывается в смысл данного выражения. Разумеется, рассмотрение его прямого значения

С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость

Понятия свободы и свободной души являлись у Пушкина главной темой в его работах и сочинениях. Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы

Василь Быков известный отечественный писатель, который не боялся писать про войну, а так же про тот холод и грязь, потери и слезы. Прошедший Великую Отечественную Войну Быков смог донести до читателя всю боль

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Раскольников и Петербург

Бедный студент Раскольников поселился в районе Сенной площади. Здесь нет красивых фонтанов, уютных садов. Заведения для пьянки и отдыха нищих, больных и мрачных. Прогулки по этой части города не вызывают восторга, более того они опасны для женщин: Разумихин предупреждает сестру и мать Григория, что без провожатого им нельзя идти по Сенной. Из распивочных выходит грязный спертый воздух. В домах вонь и смрад. Практически все важные события проходят на улицах:

  • Покаяние Григория;
  • Смерть Мармеладова;
  • Самоубийство Свидригайлова.

На улицах постоянно появляются дети. Читатель ощущает, что они лишние в этих сценах, но понимает, дети – часть трущоб Петербурга. Их будущее – нищенские углы темных комнат. Автор объясняет, как в уме Раскольникова могли появиться страшные мысли об убийстве. Жуткая обстановка, бездушный город не настраивали на светлые мысли. Они делали из добрых юношей преступников, из светлых девушек – падших продажных женщин.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную а Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

СПАДИЛО.РУ

Действие произведений Федора Михайловича Достоевского часто происходит именно в Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Исключением не стал и роман «Преступление и наказание», образ Петербурга в котором занимает далеко не последнее место.

Образ Петербурга как состояние души

Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения. Повсюду в городе встречаются распивочные, сточные канавы, мрачные здания. Однако такой вид Петербурга, открывающийся с самых первых страниц романа, как нельзя лучше соответствует состоянию души его главного героя – Родиона Раскольникова, задумывающего убийство старухи-процентщицы. Юноша окружен угрюмыми домами и равнодушными, зачастую пьяными и злыми людьми; эта атмосфера словно подталкивает его к совершению злодеяния. После этого Раскольников ходит по душному городу с его изнуряющей летней жарой и пылью: в этой части Петербурга нет ни деревьев, ни фонтанов. О действии петербургской атмосферы на людей говорит и один из героев романа – Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния!».

Жилища персонажей

Удручающе выглядят и жилища персонажей произведения. Крошечная каморка Раскольникова похожа на гроб; квартирка Сони Мармеладовой напоминает сарай, номер Свидригайлова в гостинице душный и тесный, а семья Мармеладова вообще живет в проходной комнате. Люди живут в «вонючих» дворах, ходят по облитым помоями лестницам: условия проживания также оказывают влияния на поступки и душевное состояние персонажей.

Желтый цвет

Одной из характерных черт, присутствующих как на улицах города, так и внутри его зданий, является нездоровый и раздражающий желтый цвет. В него окрашены обои, мебель, казенные учреждения Петербурга; желтые лица у пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы. Сочетание этого цвета с серым подчеркивает безысходность и тоску, в которых живут все описываемые в романе люди: в их Петербурге нет радости и красоты. Ежедневно видя перед собой серые, старые стены зданий, разбитые мостовые и желтые пьяные лица, они сами отправляются в многочисленные питейные заведения, совершают преступления, заканчивают жизнь самоубийством, занимаются проституцией. В другой, «парадной» части города живут совершенно другие люди: они хорошо одеты, никогда не испытывают чувства голода, постоянно веселятся на балах. Им нет дела до обитателей другого Петербурга.

Социальное неравенство

В одном из эпизодов Раскольников с моста смотрит на прекрасную панораму парадного города, из-за чего едва не попадает под колеса богатой коляски; та часть северной столицы – не для него, и обитателям Петербурга Достоевского нет смысла даже заглядываться на ее великолепие. В романе «Преступление и наказание» образ города не только является фоном всех происходящих событий, но и иллюстрирует характерное для него тогда социальное неравенство. Город мрачно равнодушен, так же, как и богатые люди, не желающие задумываться о жизни тех, кто обеспечивает их радостное существование, голодных сирот, больных женщин, безработных пьяниц и нищих студентов.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Контраст описания

Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений. Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших. Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа. Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль. Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.

Сочинение 3

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.

Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.

Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.

Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.

Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.

Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.

В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его «городом полусумасшедших» и предсказал скорое наступление наводнения.

В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.

Другие сочинения: ← Творчество Есенина↑ ДругиеТеория Раскольникова и ее крах →

Вариант 2

Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» — это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.

Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.

Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.

Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.

Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.

Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.

Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.

Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.

Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.

Влияние города на поступки героев

Город и условия проживания играют большую роль в жизни человека. Не зря в народе бытует цитата «Дома и стены помогают». Человек должен чувствовать дома и за его пределами себя защищенным и счастливым. Но персонажи романа не могут похвастаться подобным чувством. В романе читатель видит изображение Петербурга изнутри, глазами человека, убитого нищетой, униженного и оскорбленного своим же существованием. Великолепие дворцов, светские вечера и роскошные наряды — это лишь парадная сторона города. Там живут обеспеченные люди. Их мало интересует судьба людей, что обеспечивают их беззаботную жизнь.

Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.

Петербург в произведении заставляет задуматься о теме социального неравенства. Эта проблема остро стояла в обществе Достоевского. Равнодушный город символизирует таких же людей. Им все равно на больных и безработных.

Описание Петербурга поможет школьникам в подготовке сообщения к уроку о творчестве Достоевского, а также в написании сочинения по роману.

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”, характеристика, описание в цитатах

Раскольников
(кадр из фильма 1969 г.)

Санкт-Петербург является основным местом событий знаменитого романа “Преступление и наказание” Достоевского.

Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”, характеристика, описание в цитатах

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и “прогрессивного населения” набирали популярность такие явления, как нигилизм (“модное безверие” Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе “Преступление и наказание”.

“Все эти наши новости, реформы, идеи — все это и до нас прикоснулось в провинции; но чтобы видеть яснее и видеть все, надобно быть в Петербурге. ” (Лужин о Петербурге, часть 2 глава V)

“Город канцеляристов и всевозможных семинаристов. ” (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)

“. я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем. ” (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня. ” (часть 1 глава I)

“Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой.” (часть 3 глава VI)

“. его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. “ (часть 1 глава V)

“. я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…” (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)

“. все эти петербургские иностранцы, то есть, главное, немцы, которые к нам откудова-то приезжают, все глупее нас. ” (Катерина Ивановна Мармеладова о Петербурге, часть 5 глава II)

“Он был до того худо одет. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой. “ (часть 1 глава I)

“. почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость.” (Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге, часть 1 глава VI)

Район Сенной площади был хорошо знаком самому Достоевскому, который жил в этой зоне в 1840-х и 1860-х гг. Благодаря этому он описывает этот район с “физиологической”, невероятной точностью.

В районе Сенной, где проживает Раскольников, расположено много распивочных, из-за чего здесь в любое время дня можно увидеть много пьяных:

“Близость Сенной, обилие известных заведений. “ (о распивочных в районе Сенной, часть 1 глава I)

Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. “ (часть 1 глава II)

“На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.” (часть 2 глава I)

“Он находился на — ском проспекте, шагах в тридцати или в сорока от Сенной, которую прошел. Весь второй этаж дома налево был занят трактиром. Все окна были отворены настежь; трактир, судя по двигавшимся фигурам в окнах, был набит битком. В зале разливались песенники, звенели кларнет, скрипка и гремел турецкий барабан. Слышны были женские взвизги.” (часть 6 глава III)

“. а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город. ” (Пульхерия Александровна, часть 3 глава IV)

“Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. ” (автор, часть 2 глава VI)

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. ” (часть 1 глава I)

Небогатые жители Петербурга часто снимают жилье в многоквартирных домах, которые полностью сдаются в аренду. Такие дома называются “доходными домами”. Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимают жилье в доходном доме, хозяйкой которого является немка Амалия Ивановна Липпевехзель.

В доходных домах жилье сдается без кухни, поэтому квартирантам негде готовить себе еду. Обычно хозяева сами обеспечивают жильцов обедами. Например, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже, из-за долгов за квартиру, лишается этого питания. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:

“. как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч. “ (часть 2 глава II)

“Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. “ (Раскольников о хозяйке квартиры, часть 1 глава I)

“Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.” (часть 1 глава V)

“Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей. “ (часть 2 глава VII)

“. и полуразвалившиеся извозчики.” (часть 2 глава I)

“Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы; он провожал их с любопытством глазами. “ (часть 1 глава V)

В романе “Преступление и наказание” автор обозначает большинство улиц сокращенно, например, “С-й переулок”, что означает Столярный переулок, “В-й проспект”, что означает Вознесенский проспект и т.д. Эти сокращения легко расшифровать, если изучить карту Петербурга того времени. В Санкт-Петебурге до наших дней сохранились те самые здания, упомянутые в романе “Преступление и наказание”. Например, до сих пор существуют:

  • “дом Раскольникова” (Гражданская улица, 19, на углу Столярного переулка)
  • “дом Сони Мармеладовой” (Набережная канала Грибоедова, 73, на углу Казначейской улицы)
  • “дом старухи-процентщицы” (Набережная канала Грибоедова, 104/25)

В наше время в Петербурге проводятся экскурсии по местам из романа “Преступление и наказание”. Это еще раз доказывает то, что в романе “Преступление и наказание” Достоевский с невероятным реализмом передал атмосферу Петербурга того времени.

Это был цитатный образ Петербурга Достоевского в романе “Преступление и наказание”, характеристика, описание города в цитатах.

Петербург Достоевского

Прежде чем перейти к описанию Петербурга Достоевского на основе его произведений, стоит обратить внимание на то, каким именно видел его автор, и какое место город занимал в его жизни.

Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе. Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но для того это были обычные серые будни.

Исследователи считают, что вначале творческого пути в описании Петербурга Достоевский берет пример с Гоголя. Но в произведении «Двойник» все начинает меняться. Автор наделяет его чертами двуединой стихии. Пошлое смешивается с фантастическим, а один из главных героев, Яков Петрович Голядкин, является прообразом самого Петербурга. Он настолько же горяч, ненадежен и внушает определенный страх тем, кто встречается с ним.

В любом произведении Достоевский раскрывает Петербург на примере трагических судеб его жителей. В нем царит атмосфера туманов и призрачности. У главных героев начинают зарождаться безумные мысли.

Петербург Достоевского отдает некрасовским городом, в нем создается необычное духовное пространство, жестокий и фантастический мир. Автор описывает его самые ошеломляющие стороны и затрагивает низшие социальные слои населения. Он подчеркивает убогость комнат, обстановку трактиров и распивочных, черные лестницы, на которых постоянно выливают помои.

ВИДЕО: Образ Петербурга Достоевского

В описании Петербурга Достоевский всегда подчеркивал то, что большой город является ничем иным, как сосредоточием дьявольской цивилизации. Он оказывает на человека негативное воздействие. Достоевский чувствовал Петербург, это и помогло ему описать его так ярко и необычно. Стоит отметить, что автор жил именно здесь, и он всегда старался рассмотреть как можно больше контрастов. Он признается, что боялся города с детства, многое казалось ему не совсем понятным и даже странным. Ему хотелось постичь тайну города и понять, как живут обитатели самых нищенских кварталов.

Достоевский постоянно задумывался над жизнью бедных людей, поэтому и рассказывал о ней.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Произведение «Преступление и наказание» получило и другое название – «петербургский роман». Его действующие лица больны, подобно самому городу. Они больны духовно, они больны физически, они больны душевно… Особое место в описании Петербурга Достоевский отдает желтому цвету. Обои, мебель, лицо Мармеладова, каморка Раскольникова, женщина-самоубийца, перстень Лужина… Именно с помощью этого цвета Достоевский хотел подчеркнуть напряженную и безвыходную атмосферу.

Городской пейзаж Петербурга Достоевский представляет в романе безотрадным и сумрачным. Летний город открывается перед нами глазами бедняков. Автор лишь изредка описывает природу и достопримечательности столицы, и делает это разве что для контраста.

Большинство эпизодов происходят на улице. Здесь, под колесами богатой коляски, погибает Мармеладов. Здесь открывается легочное кровотечение у Катерины Ивановны. Оно становится фатальным. Здесь решает свести счеты с жизнью Свидригайлов…

Дома и обстановка комнат ничем не красочней описания улиц. В Петербурге Достоевского речь идет преимущественно о доходных домах, комнаты которых сдаются самым бедным слоям населения. Грязные и плохо пахнущие дворы, мрачные лестницы – типичное описание Петербурга Достоевского.

В комнатах постоянно царит полумрак, они освещаются или заходящим солнцем, или огарком свечи. Все происходящее кажется обычному читателю грезами безумного. В главных героях прослеживается наивысшая степень отчаяния и беспомощности. Они упали на самое дно.

Петербург Достоевского – это прежде всего человеческие муки, страдания и горе. Его герои протестовали против унижения достоинства и свято верили в высокое призвание Человека на Земле. Достоевский словно подчеркивает, что так никто не может жить, поэтому половина его героев погибает, а половина попадает под суд. Писатель специально не стал создавать уютный семейный очаг или более-менее приспособленное человеческое жилье. Он сравнивает комнаты с гробом, сараем, с чем угодно, но только не с человеческой обителью.

Петербург Достоевского – это город, в котором процветает проституция, полно беспризорных детей. Это город, где мужчины злоупотребляют алкоголем в распивочных и ищут минуты забвения.

Роман пропитан сценами, которые показывают трагизм жизни бедняков тех времен. Ту же семью Мармеладовых можно сравнить с человеческой бездной. Глава семейства и жалок, и отвратителен одновременно. В самом начале романа становится понятно, что его гибель, как духовная, так и физическая – это вопрос времени. Он прекрасно понимает, что виноват в том, что его семья находится на гране нищеты, а дочь пошла по желтому билету. Но Достоевский пытается вызвать чувство жалости к этому герою, так как он все еще способен чувствовать. Он сам бросается под колеса повозки, так как не видит дальнейшего выхода. Рядом с ним – Катерина Ивановна. Ее единственная отрада – воспоминания о прошлой, благополучной жизни.

ВИДЕО: Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского, кратко, сочинение, анализ

Герои Достоевского находятся словно в состоянии приговора, который должен наступить со дня на день.

Люди относятся друг к другу со звериным любопытством. Им чуждо чувство жалости и сострадания. В самом начале романа царит атмосфера убийства. И уже становится понятным, что замышляет Раскольников. Автор акцентирует внимание на том, что город заселен «бывшими» людьми. Петербург Достоевского – это место социальных контрастов. Отсутствие денег, голод и нужда, порождающая преступность – его основные характеристики.

Во многих произведениях Достоевского Петербург выглядит именно таким. В них постоянно прослеживается тема маленького человека, время от времени в них возникают такие образы. Но в «Преступлении и наказании» автор собрал всех воедино. 1866 год – непонятное время, когда усугубились социальные противоречия. Петербург Достоевского выступает против социального устройства общества. Буржуазная цивилизация постоянно критикуется.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует не только как фон, на котором разворачиваются основные события. Это самостоятельное действующее лицо, влияние которого порождает многие мысли и поступки героев романа. Действие в романе происходит в годы обострения социальных противоречий в обществе.

Петербург… Колыбель искусства, город мечты, творение выдающихся архитекторов. Его воспевают поэты, о нём слагают легенды, им восхищаются. Но в «Преступлении и наказании» читатель видит его совершенно с другой стороны. С первых страниц город поражает своей мрачностью, грязными улицами и нищетой. Автор изображает ту часть столицы, где нет великолепных фонтанов и дворцов. Он открывает другой, неизвестный читателю Петербург. Вместо широких проспектов здесь узкие и грязные улочки, люди ютятся в маленьких «клетушках», а досуг проводят в распивочных и забегаловках, в которых они пропивают последние гроши. Это нищета и безысходность подталкивают людей к пьянству и распутству. Затуманенное сознание и отсутствие надежды на то, что жизнь когда-нибудь изменится, заставляют людей убивать и грабить. Здесь люди равнодушны друг к другу. Они живут в каморках, но и на улице не лучше: «вонючий», душный и «пыльный» город давит на человека, не даёт ему дышать. Иногда только проскакивают мимо богато украшенные коляски, запряжённые упитанными, сытыми лошадьми, словно намёк на то, что где-то всё-таки люди живут, а не существуют.

Когда Раскольников идёт по одной из таких улиц, он ничем не выделяется в толпе прохожих. Он одет в такие же лохмотья, как и они. На бедного студента мало кто обращает внимание, а сам он в ужасе от того, что видит. Люди душевно и физически нездоровы, многие пьяны, в том числе и девушки, скитаются бездомные дети. Герой мечтает о глотке свежего воздуха, но тщетно он пытается увидеть хотя бы клочок зелени. Вокруг только невыносимый зной и зловоние от сточных канав. Нехватка воздуха в романе – это не просто деталь, а ключевая мысль. Люди задыхаются не только от вони и жары, но и от неестественной, нечеловеческой жизни и собственного бессилия что-либо изменить.

Такая панорама совсем не располагает к покою и благополучию. Это царство пьянства и грехопадения, бесправия и безнадёжной нищеты. Петербург Достоевского порождает безнравственность и жестокость. Нет в нём места для счастья, любви или творчества. Люди очерствели, у них злые лица. Равнодушие давно вытеснило сострадание и сочувствие. Жизнь человека в этом обществе не имеет никакой ценности. В таких условиях у человека пропадает способность мечтать, творить. Мечты умирают, вместо них появляются страшные мысли, от которых некуда деться. Внутренний мир героев опустошается и начинает соответствовать той ужасной картине, которую они видят изо дня в день.

Петербург Достоевского болен. Чтобы создать нездоровые образы города и его жителей писатель использует жёлтый цвет. Комната старухи-процентщицы обставлена жёлтой мебелью и оклеена обоями того же оттенка. Этот же цвет встречается в убранстве комнат Сони и Порфирия Петровича. У вечно пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы желтоватые лица. Желтизна раздражает, вызывает тревогу, отражает напряжённость жизненной ситуации героев. Это цвет безысходности, нищеты и болезни.

Свидригайлов называет Петербург «городом полусумасшедших». Атмосфера города действительно негативно сказывается на душевном состоянии его жителей. Процветают пессимизм и неверие, появляются недобрые замыслы, теряется смысл жизни и умирают надежды. Город становится катализатором для преступлений, он раскрывает худшие стороны людей.

Все наиболее значимые события в романе происходят на фоне изображения безрадостных петербургских пейзажей или таких же унылых помещений. Безумную и бесчеловечную теорию Раскольников придумал в грязной распивочной, где его окружали пьяные, злые лица. Долгими ночами он мучительно думал об этом в тесной, заставленной рухлядью комнатке, больше похожей на гроб. В этой каморке с жёлтенькими обоями молодой человек из обычного студента превратился в жестокого преступника, вынашивающего план убийства. Выходя на улицу в поисках спасительного чистого воздуха, он не раз становился свидетелем безграничного человеческого горя. Всё, что он видел, подталкивало его к преступлению, которое, как подсказывал ему воспалённый мозг, могло изменить положение многих людей.

Символично описание комнаты Сони Мармеладовой: низкий потолок, окна, выходящие на сточную канаву. Автор сравнивает эту каморку с сараем. Она олицетворяет несчастную судьбу своей хозяйки. Девушка оказалась в невыносимых жизненных условиях. В этом городе для неё был только один выход, омерзительный, страшный, но единственный. И Соня ступает на этот путь ради семьи.

В изображении жилищ других героев тоже нет ничего обнадёживающего. Автор в основном описывает съёмные квартиры для небогатых людей. Они плохо освещены, в них грязно и неуютно. Убранство комнат отражает душевное состояние самих жильцов. В таких домах не живут здоровые и бодрые люди, уверенные в завтрашнем дне и довольные сегодняшним. В них вынуждены обитать отчаявшиеся, униженные бедностью петербуржцы.

Петербург в изображении Фёдора Михайловича Достоевского не становится для его жителей родным городом, семейным очагом. Они не чувствуют себя в нём защищёнными, не видят для себя будущего. У них нет никаких прав, они раздавлены безработицей. Талантливые студенты здесь прозябают в неизвестности и нищете, девушки вынуждены продавать себя, а здоровые и трудоспособные мужчины спиваются. Автор с болью описывает судьбы миллионов людей, покалеченные произволом власть имущих. Он показывает, что люди, доведённые до отчаяния, могут пойти на всё. Эти пьяницы, убийцы, жулики и нищие не всегда были такими. Их довели нечеловеческие условия существования. Здесь только избранным живётся хорошо, а простые люди выживают, они на дне.

Петербург в романе «Преступление и наказание» становится не просто свидетелем убийств и других злодеяний, совершённых героями. Он их соучастник. Этот город выступает олицетворением несправедливости, социального неравенства, неправильного устройства общества. Произведение Достоевского – это протест автора против унижения людей, которые, по его мнению, достойны лучшего отношения к ним и лучшей жизни.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

  1. Краткое описание образа
  2. Образ Петербурга в «Преступление и наказание»
  3. Сочинение про Петербург Достоевского
  4. Петербург в романе Достоевского

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…”

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“...вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание»

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство.

Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение про Петербург Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

«Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Петербург в романе Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты.

Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Читайте также: Старуха-процентщица – характеристика героя из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Ссылка на основную публикацию