«О, как убийственно мы любим» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Анализ стихотворения О как убийственно мы любим

Анализ стихотворения «О как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Данное стихотворение было написано Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1851 году, а спустя три года – в 1854 году — опубликовано в третьем номере журнала «Современник». Известно, что личная жизнь поэта не всегда была счастливой, но он транслировал свои переживания, любовные и нежные чувства в стихотворениях, посвящённых любимым и любящим женщинам.

1 История создания
2 Жанр, направление, размер
3 Образы и символы
4 Темы и проблемы
5 Основная идея
6 Средства выразительности

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Жанр, направление, размер
«О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.
Образы и символы
На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Темы и проблемы
В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Основная идея
Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Средства выразительности
Тютчев использует достаточно много тропов.

Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

  • Анализ стихов
  • Тютчев
  • О как убийственно мы любим

В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим…» написал в 1851 году, вскоре после встречи с Еленой Денисьевой. Страсть к Елене захлестнуло его с головой, чувство Елены к нему было также огромным. Пятнадцать лет длился их роман, итогом которого стало создание денисьевского цикла стихов, шедевра лирики любви. Денисьевский цикл стихов поэта можно было бы назвать романом в стихах. Стихи этого периода с психологическим надрывом сравнивают с романами Достоевского.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» условно можно разбить на три части. В первой части поэт задается вопросом: почему так произошло? Во второй части он отвечает на вопросы, а в третьей подводит печальный итог любви. В произведении много восклицательных и вопросительных знаков. Это подтверждает эмоции и страсти, бушующие в душе поэта.

Поэт дает два сравнения своей любимой. Вначале она живая, яркая с волшебным взором, а затем он сравнивает любимую с северным летом и мимолетным гостем.

Поэт все время чувствовал свою вину перед Еленой, за то, что он стал причиной отторжения ее обществом. Их связь считалась порочной, она не являлась его законной женой. Ужасным приговором называет свою любовь к Елене Тютчев. Его терзают угрызения совести, так как и с первой семьей он не порвал. Тютчев осуждает общество, жестоко относящееся к людям и их чувствам. Он называет это общество толпой, способной втоптать в грязь все самые святые чувства. Именно слово «грязь» ярко показывает, в какой атмосфере приходилось жить его любимой. Что у нее оставалось: злая, ожесточенная боль?

Осознавая свою вину за страдания любимой, Тютчев сам себе выносит приговор. Ему пришлось пережить смерть любимой и окончание такой мучительной любви.

В начале и в конце стихотворения одинаковые четверостишия. Между ними он вместил счастливую и горькую для себя любовь. Тютчеву пришлось пережить раннюю смерть своей любимой. После ее смерти он признавал, что Денисьева была его лучшей музой. Свои проникновенные, чувственные стихи он писал под впечатлением любви Елены.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.
История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитеты – незаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения – «как северное лето, был мимолетным гостем он».

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди.
Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.

Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

История создания

Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

Вариант №3

Любовные отношения Тютчева были очень непростыми. В конце концов, личная жизнь поэта превратилась в настоящую трагедию, но, несмотря на это Тютчев относился к судьбе философски и был благодарен тем женщинам, которые подарили ему свою любовь и которых сам он любил всем сердцем.

Поэт был женат два раза. Первая супруга, подарив мужу трех дочерей, умерла рано. Муж тяжело переживал эту утрату. Второй раз Тютчев женился лишь спустя несколько лет. Новые отношения осложнились тайным увлечением Тютчева, превратившего брак в любовный треугольник продолжительностью в 14 лет. Роман поэта завершается ужасным скандалом. Выяснилось, что любовница поэта, являющаяся воспитанницей института благородных девиц, ждет от него ребенка.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим», написанное в 1851 году, Тютчев адресует своей избраннице. В нем он выказывает искреннее сожаление о том, что по его вине доброе имя девушки оказалось опороченным. Он раскаивается и просит прощение за то, что не смог уберечь ее от скандалов, пересудов и людской молвы. Любовь к Тютчеву заставила несчастную девушка пройти через все унижения падшей женщины, к которой светское общество причисляло возлюбленную поэта. Ей пришлось отказаться от собственной семьи. Тютчев не отвергает девушку, не отстраняется от нее, поэт испытывает к ней чувства любви и нежности. Однако в своем стихотворении автор поражается тому, что сделали с ней тяжелые переживания и публичные порицания, которым девушка подверглась из-за любви к нему. С лица исчез румяней, глаза потускнели, улыбка угасла. Красивая, молодая и полная сил девушка заметно постарела за короткое время.

Тютчев акцентирует внимание на том, что раскаивается в содеянном — своей любовью он погубил ни в чем не повинное создание. Девушка ничем не заслужила эти страдания и эту боль, в которые превратились ее искренние чувства к поэту.

Единственное, что может утешить в этой истории – это светлые воспоминания о некогда пережитых моментах счастья. Но дело в том, что они также загублены беспощадной толпой, втоптаны ею в грязь. В результате душа героине остановится опустошенной, в ней не остается ничего, кроме боли и страдания.

Таким образом, Тютчев называет любовь к своей избраннице убийственной, ведь она полностью разрушила судьбу бедной девушки. Потомственная дворянка, девушка из высшего общества вынуждена была стать жертвой неприглядных сплетен и жестоких пересудов. А после рождения ребенка путь в высший свет был для нее полностью закрыт.

Анализ по плану

В стихотворении раскрывается тема несчастливой любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием страстей и осуждений. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепости страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Мужчине удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строчки «Твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности.
Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Первая часть

Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это произведение, которое отличается особенной драматичностью ввиду того, что основано на биографии автора) этого стиха следует начать со вступления, в котором поэт высказывает мысль о гибельности любви и сетует на те несчастья, которые она с собой приносит. В первых же строчках звучит мотив страдания лирического героя из-за того, что он принес горе любимой женщине, которую обожает.

Поэт не скупился на красочные эпитеты, изображая страсть и глубокую привязанность к ней. Вместе с тем он акцентирует внимание читателя на том, что чем сильнее чувство, тем больше бед оно приносит. Далее поэт вспоминает счастье былых дней, которое, однако, оказалось слишком непрочным и слабым. Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это произведение, которое необходимо изучать в контексте творчества поэта) должен включать изучение особенностей композиции стихотворения. Оно основано на контрасте: первые две строчки посвящены описанию счастья влюбленных, в то время как следующие две как бы опровергают мысль и мечту поэта о возможной любви.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

Завязка

Данное произведение – это пересказ основных событий жизни поэта. Вторая часть сочинения посвящена описанию несчастной судьбы женщины, которая связала с ним свою жизнь.

Автор говорит о том, что она сильно переменилась внешне, что от ее былой красоты не осталось и следа. Анализ («О, как убийственно мы любим» Тютчева – это посвящение возлюбленной, которое напоминает просьбу о прощении) должен содержать описание тех перемен, которые с ней произошли. Ее глаза иссушили слезы, улыбка сошла с лица, щеки побледнели. Вид любимой, которую иссушило горе, доставляет немало огорчений и самому поэту, который, глядя на нее, сам сильно страдает.

И долговечен был ли сон?

В восприятии человека, предающегося болезненным воспоминаниям, некий отрезок жизни может показаться необыкновенно быстротечным. Молодость, улыбка и энергия так быстро покинули девушку, что лирик вспоминает ее жизнерадостный образ и как будто задает себе вопрос: «Что уцелело от нее?» Стихотворение «Как убийственно мы любим», однако, является не только покаянием автора, но и своеобразным протестом против несправедливости и жестокости, царящей в обществе. Денисьева стала не только жертвой слепой страсти. В ее гибели виновна также лживая этика, согласно которой предрассудки сильнее любви, лицемерие дороже истинного чувства.

Любовь – «поединок роковой»?

В глазах петербургского общества отношения поэта и девушки приобрели характер самого настоящего скандала. И длился этот скандал ни много ни мало четырнадцать лет, до смерти Денисьевой. У Елены и Тютчева было трое внебрачных детей, которые, хоть формально и носили фамилию отца, никаких гражданских прав, связанных с его происхождением, не имели. Страсть поэта обернулась для Денисьевой тяжелыми последствиями: лицемерное общество подвергло ее остракизму. Даже отец от нее отрекся. Тетка Елены была вынуждена оставить учебное заведение и переехать вместе с племянницей на квартиру.

Анализ стихотворения №4

Это стихотворение одно из самых известный произведений “Денисьевского цикла” – самого яркого в любовной лирике поэта

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта. Вначале мы видим, как лирический герой вспоминает о встрече с возлюбленной. Её юность, красота, непосредственность зажгли в нём любовь и их отношения развиваются благополучно. Но герой не подумал об осуждении обществом их союза.

Очень грустно видеть, как стремительно сгорает их по – юному прекрасная, высокая и искренняя любовь. И лирический герой понимает, что в крахе любви есть и его вина, но уже слишком поздно. В конце герой последний раз восклицает: «О, как убийственно мы любим!». но его возглас уже пропитан горем и безысходностью. У рассказанной истории хоть и туманный, но печальный конец.

Женщины в жизни поэта

В ранней юности молодой барич влюбился в девушку из простого рода Катюшу Кругликову. Родители приложили все усилия, чтобы далеко зашедшие отношения были разорваны: парня отправили в Петербург, а затем — в Мюнхен. Девушке дали вольную, приданое и выдали замуж.

В Мюнхене разгорелась любовь к Амалии фон Лерхенфельд. Ее родственники быстро выдали Амалию замуж, но осталось стихотворение «Я помню время золотое».

В том же Мюнхене поэт встретил свою третью любовь – Элеонору Петерсон. Они тайно обвенчались в 1826 году, и брак был долгим и счастливым.

У них родилось три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Но случилась беда. Пароход, на котором плыла Элеонора из Петербурга к мужу в Турин, в мае 1838 года, сначала загорелся, а потом сел на мель. Элеонора, имея хрупкое здоровье, не оправилась от потрясения и умерла спустя три месяца, сильно страдая. Видя мучения жены, оплакивая ее у гроба всю ночь, Тютчев весь поседел.

К этому времени (с 1833 года) он был влюблен в близкую ему по духу Эрнестину Дёрнберг (Пфеффель). Они обвенчались в 1839 году. У них также было трое детей: Мария, Дмитрий, Иван. Приемных дочерей она воспитывала как родных.

«О, как убийственно мы любим» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, история создания, кому посвящено

«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, представляющих нам Ф. Тютчева как мастера любовной лирики. Оно изучается школьниками в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «О, как убийственно мы любим» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитетынезаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения«как северное лето, был мимолетным гостем он».

История создания

Некоторые образцы литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Федора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молоденькую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвященных Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

В стихотворении раскрывается тема несчастливой любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием страстей и осуждений. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объекта светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепости страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Мужчине удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строчки «Твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь ее она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала ее душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В ее душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолетным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стиха поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении более выразительными.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 95.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 95.

«О, как убийственно мы любим» – одно из стихотворений, представляющих нам Ф. Тютчева как мастера любовной лирики. Стихотворение изучается школьниками в 10 классе. Предлагаем вам ознакомиться с кратким анализом «О, как убийственно мы любим» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и раздумья о нынешнем развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело».

Эпитетынезаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения«как северное лето, был мимолётным гостем он».

История создания

Некоторые произведения литературы следует воспринимать в контексте биографии автора, к ним относится и анализируемое произведение. История создания его началась со встречи Фёдора Тютчева с Еленой Денисьевой в конце 1840-х гг. На то время 47-летний поэт уже был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю девушку.

Эти любовные отношения развивались очень странно. Денисьева стала любовницей Тютчева, ведь брак с его законной женой Эрнестиной расторгнут не был. Вскоре Денисьева родила возлюбленному троих детей. Поэт не просто признал их, но и, с согласия Эрнестины, дал им свою фамилию.

Елена отличалась крутым нравом, поэтому частенько устраивала сцены своему избраннику, но расстаться с ним не могла. Тютчев тоже очень любил свою молодую музу. Общество осуждало такой союз, отчего страдали влюбленные. Смешанные чувства безграничной любви и страдания Ф. Тютчев оставил в цикле стихов, посвящённых Е. Денисьевой. В него вошло и анализируемое стихотворение, созданное в 1851 году.

В стихотворении раскрывается тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. В связи с указанной проблемой развивается идея. Автор хочет показать, что чистую любовь и объект светлых чувств очень легко погубить, нужно уметь оберегать отношения от сплетен окружающих.

Тема раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который полностью сливается с автором. Уже в первых строках герой рассказывает об убийственной любви и «слепоте страстей». Он пытается понять, почему для его любимой прекрасное чувство стало приговором. Герою удается найти ответы на поставленные вопросы: его возлюбленной пришлось отречься от общества, пожертвовать собой. Строки «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была, и незаслуженным позором на жизнь её она легла!» будто бы намекают на ту, кому посвящено произведение.

Слова лирического героя напоминают пазл, из которого складываются два контрастных портрета возлюбленной. В начале отношений это улыбчивая девушка с волшебным взором, блеском в глазах и «младенческо-живым» смехом. После того как «толпа» растоптала её душу, женщине удалось сберечь только «злую боль».

Композиция

Композиционно стихотворение условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к её истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стихотворения также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчёркивает переживания автора и лирического героя. Таким образом, автор закольцовывает стихотворение.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершённую мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Ф. Тютчев использует перекрестную рифмовку АВАВ, в тексте есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр стихотворения – элегия, так как в произведении есть философские размышления. Строки проникнуты печалью лирического героя. В основе содержания боль от разочарования и грустные раздумья.

Средства выразительности

Для раскрытия чувств лирического героя, создания портретов его возлюбленной, раскрытия проблемы и реализации идейного звучания Ф. Тютчев использует различные средства выразительности.

Основной троп – метафора: «слепота страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались вспоминанья…» Также в тексте есть: сравнение – “как северное лето, был мимолётным гостем он” и эпитеты – “волшебны взоры”, “встреча роковая”, “смех младенческо-живой”,

Настроение стихотворения поддерживается при помощи аллите­рации например, согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!». Ритмическая организация делает эмоции и чувства, описанные в стихотворении, более выразительными.

Анализ стихотворения Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

История создания

Это стихотворение – история из жизни самого Тютчева, то есть оно автобиографично. Тютчев посвятил его своей возлюбленной Е. Денисьевой. Их отношения с поэтом начались, когда он уже был женат и имел дочерей. Денисьева была подругой девушек. Им удавалось сохранять свой роман в тайне до тех пор, пока Денисьева не родила ребёнка от поэта, это случилось как раз в 1851 году. С этих пор всё пошло по наклонной – общество осуждало влюблённых, Денисьевой были закрыты двери во все приличные дома, а Тютчев метался между законной супругой и любовницей, которая позже родила поэту ещё ребёнка. В конечном итоге из-за постоянного стресса, стыда и переживаний Денисьева умерла в раннем возрасте.

Особенности стихотворения «О, как убийственно мы любим» — это и автобиографичность произведения, и его структура. Перед нами кольцевая композиция, то есть первая и последняя строфы идентичны друг другу. Возможно, этот приём был использован автором для того, чтобы показать, что эти взаимоотношения были неким замкнутым кругом, из которого невозможно выбраться.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой автор раздумывает над результатами убийственной любви, во второй возвращается к ее истокам, где чувства делали двух людей счастливыми.

Указанные части не отдельные, Тютчев мастерски сплетает их, предаваясь то размышлениям, то воспоминаниям. Особенностью стиха также является рефрен. Поэт повторяет первую строфу, которая выражает основную мысль и подчеркивает переживания автора и лирического героя.

Формально произведение состоит из десяти катренов (четверостиший). Некоторые из них выражают относительно завершенную мысль, другие имеют смысл только в связи с предыдущими строками.

Жанр, направление, размер

  • «О как убийственно мы любим» — это элегия, так как стихотворение насыщено философскими размышлениями, грустью и тоской. Оно относится к любовной лирике из «Денисьевского цикла», а сам автор работал в направлении «Чистого искусства», то есть его творчество было оторвано от реальной жизни и воспевало лишь красоту мира, а также эмоции и ощущения самого поэта.
  • Используемый поэтом стихотворный размер – четырёхстопный ямб — помогает читать стихотворение плавно, аккуратно, будто на одном дыхании. Что касается рифмы, то она перекрёстная (АВАВ), а также в нём присутствует чередование мужской и женской рифмы.

Образы и символы

На протяжении всего стихотворения лирический герой ведёт монолог с самим собой. Он винит себя в несчастье, которое случилось с его возлюбленной – в начале он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее в подробностях описывает свои чувства, воспоминания о любимой. Для лирического героя фатальной ошибкой является его эгоистичность по отношению к женщине, обернувшаяся в дальнейшем бедой.

«О как убийственно мы любим» в какой-то степени пророческое стихотворение, так как слово «убийственно» в данном случае является не просто метафорой. Поэт обвиняет своего лирического героя в том, что это он погубил девушку. Действительно, Денисьеву убило порицание общества и постоянный стыд, который появился из-за легкомысленности Тютчева. Сначала начал меняться характер девушки в негативную сторону, это описано в стихотворении, а потом она и вовсе быстро состарилась и умерла. В этом Тютчев, конечно же, винил себя, и это он передал через лирического героя.

Женский образ отражает жертвенность и слабость женщины, которую любовь топчет, будто скакун на полном ходу. Девушка напоминает цветок, который погубили из-за его же красоты.

Середина произведения

В третьем четверостишии описаны воспоминания поэта. Он рассказывает, как при первой встрече героиня поразила его своим волшебным взором, своим свежим румянцем на щеках и великолепным смехом – живым, как будто младенческим. В тот миг она была подобна цветущей юности, а он был очарован ее красотой, ее прелестью, он был горд за себя и свою победу. В четвертой строфе сквозь воспоминания снова сыплются вопросы: «А что теперь? Куда все делось?» Возможно, такими вопросами задавался и сам Тютчев. О любви он писал много стихов, но этот несет в себе особый смысл.

Темы и проблемы

В данном стихотворении раскрывается основная тема несчастной любви, а также главная проблема её печальных последствий. Казалось бы, как взаимная любовь может быть несчастной? Мы видим описание раннего этапа взаимоотношений лирического героя и его любимой, это лёгкие, живые, чистые и радостные чувства. Но меньше, чем через год «живой, младенческий смех» девушки сменился на сплошную боль и страдания. Из-за чего? Почему любовь стала убийственной?

Автор не только даёт ответы на эти вопросы, но также раскрывает тему и главную проблему, которую хочет донести до читателя – он открыто пишет о том, что молодую девушку погубила его любовь. Свои искренние чувства необходимо, но в то же время невозможно оберегать от общественного мнения и внимания. Ведь именно бесконечные сплетни и осуждение окружающих разрушили не только счастливые беззаботные отношения героев, но и судьбу девушки, чью душу безжалостно «растоптала толпа».

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.
Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Основная идея

Как уже было написано ранее, главная мысль и смысл стихотворения «О как убийственно мы любим» заключаются в том, что любовь не только радует, она же и убивает человека, ведь в ней скрыта не только созидательная, но и разрушительная сила. Притяжение сердец будет болезненным и трагическим, если на их пути возникнут препятствия. Так вышла и с лирическим героем, который обрек любимую на позор. Их отношения были обречены, но ни он, ни она не смогли вовремя остановиться из-за взаимной страсти.

Также, лирический герой, говорящий устами Тютчева, должен был понимать, что на нём отчасти лежит ответственность за другого человека, за его возлюбленную. Свою вину герой понимает только после случившейся трагедии. Поэтому еще одна значимая мысль произведения заключается в том, что необходимо избавиться от эгоизма и легкомысленности по отношению к другому человеку, так как именно эта несерьёзность может привести к действительно плачевным последствиям. Если девушка смогла пожертвовать собой ради любви, то ее избранник не сделал этого, отказавшись от нее во имя ее же блага.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, как убийственно мы любим.

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитеты – незаслуженный позор», «смех младенческо-живой».

Сравнения – «как северное лето, был мимолетным гостем он».

Средства выразительности

Тютчев использует достаточно много тропов.

  1. Например, для описания создания портрета девушки и раскрытия своих чувств он использует не только привычные эпитеты («волшебный взор», «смех младенчески живой», «встреча роковая»), но и метафоры («слепость страстей», «куда ланит девались розы», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «В её душевной глубине ей оставались воспоминанья»).
  2. В сравнении портрета возлюбленной при первой встрече и спустя год Тютчев использует такое средство выразительности, как оксюморон («Все опалили, выжгли слезы горючей влагою своей»).
  3. Также присутствует аллитерация («з», «ж», «л»), которая помогает поддерживать настроение стихотворения («Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!») – в этой строчке слово «боль» повторяется три раза, что также усиливает депрессивное настроение стихотворения.
  4. Первое и последнее предложения восклицательные, они демонстрируют эмоциональность лирического героя.

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Вариант 1

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник.

Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева.

Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан.

Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему.

До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию.

И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Вариант 2

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов.

Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную.

Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

Вариант 3

«О, как убийственно мы любим» (1851) — третье стихотворение так называемого «денисьевского» цикла, то есть цикла любовной лирики, состоящего из пятнадцати стихотворений, посвя­щенных Елене Александровне Денисьевой. Это стихотворение (оно состоит из десяти строф, что для Ф. И. Тютчева много) наиболее полно выражает тютчевское представление о любви как о «встрече роковой», как о «судьбы ужасном приговоре». «В буйной слепоте страстей» любимый человек разрушает радость и очарование любви: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»

Ф. И. Тютчев ставит здесь сложную проблему вины человека, нарушившего во имя любви законы света — законы фальши и лжи. Психологический анализ Ф. И. Тютчева в поздней ли­рике неотделим от этики, от требований писателя к себе и к другим. В «денисьевском» цикле он и отдается собственному чувству, и в то же время проверяет, анализирует его — в чем правда, в чем ложь, в чем заблуждение и даже преступление.

Это проявляется часто в самом лирическом высказывании: в некоторой неуверенности в себе и своей правоте. Вина «его» определена уже в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое- что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.

«Она» — жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф. И. Тютчева выступает толпа: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело. / И что ж от долгого мученья, / Как пепл, сберечь ей удалось? / Боль, злую боль ожесточенья, / Боль без отрады и без слез!» Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л. Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.

Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а по­тому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он — сильный, она — слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже.

В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви. «В денисьевском цикле, — пишет Н. Берковский, — любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы пе­реходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный — у беззащитного.

Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф. И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.

Стихотворение и анализ «О. как убийственно мы любим…»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Краткое содержание

Л. Леви-Дюрмэ. Профиль молодой женщины. 1924

Мы видим перед собой монолог лирического героя, который называет свою любовь убийственной: за собственной страстью он даже не заметил, как погубил любимую женщину. Сначала поэт погружается в воспоминания, переносясь на несколько лет назад, когда впервые увидел девушку и полюбил её. Поэт счастлив тем, что ему удалось завоевать её сердце. Но о его любви узнала общественность.

Поэт рассказывает нам, к чему привело запретное чувство. Через год счастливая улыбка стёрлась с губ возлюбленной, в глазах её появились горошины слёз. Это произошло от того, что их страстная взаимная любовь стала для девушки позорным приговором. Из-за этого от неё отреклось общество. Людская толпа принялась втаптывать в грязь всё прекрасное и чистое, что жило в душе героини. У неё не осталось даже воспоминаний о чудесных днях. Общество оклеветало девушку, посеяв в её душе семена боли и ожесточения.

История создания

Произведение представляет собой настоящую историю любви Тютчева к Елене Денисьевой: его можно считать автобиографическим. Именно Елене поэт посвятил это стихотворение. Отношения зрелого Тютчева и юной воспитанницы Института Благородных девиц Елены Денисьевой начались, когда поэт был женат. Они хранили свой роман в тайне ровно до тех пор, пока Елена не родила любимому внебрачного ребёнка в 1851 г.

С этого момента всё пошло по наклонной: общество осудило любовников. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Поэт метался между женой и любовницей, которая вскоре родила ему ещё одного ребёнка. Это продолжалось вплоть до смерти Денисьевой от брюшного тифа. Мучительные отношения пары продлились долгих 14 лет.

Жанр, направление, размер

Перед нами чистая элегия. Произведения насыщено философскими раздумьями, тоской и грустью. Его относят к любовной лирике «Денисьевского цикла». Тютчев проявил себя как поэт литературного направления «Чистое искусство». Это означает, что стихотворение не касается социальных и бытовых тем. В нём воспеваются лишь красота мира и чувства самого автора.

Поэт использует четырёхстопный ямб: благодаря этому стихотворному размеру произведение читается легко, плавно, на одном дыхании. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

С формальной точки зрения стихотворение делится на десять катренов. С композиционной – это целостный монолог лирического героя, состоящий по смыслу из двух частей:

Первая часть – лирический герой размышляет над результатами своей убийственной любви.

Вторая часть – лирический герой размышляет над эволюцией отношений двух любящих сердец.

Эти две части не автономны: автор виртуозно сплетает их в единое повествование, предаваясь то воспоминаниям, то размышлениям. Отдельного внимания заслуживает особенность данного стихотворения – рефрен. Тютчев повторяет первую строфу, выражающую ключевую мысль, тем самым подчёркивая душевные терзания лирического героя.

Образы и символы

Особого читательского внимания заслуживают следующие смысловые образы произведения:

образ лирического героя – герой ведёт монолог сам с собой, обвиняя себя во всех несчастьях, случившихся с его любимой. Сначала он сосредоточивается на своей основной вине, затем подробно описывает собственные переживания и воспоминания о возлюбленной. Для героя роковой ошибкой становится его эгоизм в отношении любимой, обернувшийся трагедией;

образ возлюбленной – в нём передаётся слабость и жертвенность любящей женщины, которую любовь растаптывает, подобно дикому скакуну. Героиня ассоциируется с нежным цветком, погубленным из-за его собственной красоты и притягательности.

Темы и настроение

Основная тема произведения – несчастливая любовь и её трагические последствия. Сначала мы знакомимся с описанием раннего этапа любовных отношений лирического героя и его музы: здесь много радости, лёгкости, счастья. Вскоре «живой, младенческий смех» девушки сменяется на гримасу отчаяния и боли.

Тютчев открыто сообщает нам, что юную девушку сгубила его зрелая любовь. Сокровенные чувства невозможно защитить от грубого мнения общественной морали. Душу возлюбленной поэта «растоптала толпа».

Основная идея

Главная мысль произведения в следующем: любовь способна не только радовать, но и убивать. В ней скрыта не только великая сила созидания, но и сила разрушения. Связь двух любящих сердец будет особенно болезненной, если на их пути возникнут неожиданные препятствия.

Средства выразительности

Тютчев использует следующие выразительные средства для раскрытия чувственных переживаний лирического героя и создания портрета его возлюбленной:

эпитеты – «волшебные взоры», «встреча роковая»;

метафоры – «слепость страстей», «куда ланит девались розы»;

аллитерация – стихотворное настроение поддерживается чередованием согласных «з», «ж», «л»: «Боль злую, боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз!».

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Мой анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев) – это открытие для меня завесы душевных страданий поэта.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году, в непростой для поэта период и входит в денисьевский цикл.

Будучи в течение многих лет женатым и имея взрослых детей от своей законной жены, Тютчев влюбляется в молоденькую воспитанницу Смольного института Елену Денисьеву. Осознавая порочную связь с молодой незамужней девушкой, поэт был не в силах отказаться от этих отношений, и страсть двух людей оказалась сильнее всех социальных норм и запретов. Но общественное порицание подобных отношений наложило отпечаток на отношения между сорока семилетним мужчиной и двадцати четырех летней девушкой, сделав их и страстными, и мучительными одновременно.

А в 1851 году Денисьева забеременела первым ребенком Тютчева, после чего уже стало совершенно невозможно скрывать эту порочную связь.

С тех пор для потомственной дворянки Денисьевой закрылись все двери света, из-за чего она была вынуждена пребывать остаток своей жизни в затворничестве, в снятой для нее поэтом квартире и занималась воспитанием троих общих детей.

Тютчев же очень сильно переживал за Елену и всю жизнь чувствовал себя виноватым за тот позор и унижения, которые пришилось терпеть его любимой женщине.

В стихотворении поэт выразил свою тоску и боль за любимого человека. Композиция произведения кольцевая: первая строфа повторяется в конце стихотворения, образуя порочный замкнутый круг.

Но, наверное, Тютчев не мог тогда предполагать, что слово «убийственно» станет пророческим. Через 14 лет мучительных и сложных отношений Денисьева разорвет этот замкнутый круг своей преждевременной смертью.

По жанру стихотворение Тютчева ближе всего к элегии. Автор ведет печальный диалог с лирическим героем, а по сути – со своим внутренним Я. Внутренне противоречие между самым прекрасным чувством человека и разрушительными последствиями, которое оно может от себя оставить, и приняло форму стихотворения-исповеди и раскаяния. Эмоциональный монолог раскрывает тему любви, которую легко погубить осуждением. Автор говорит нам о том, что нужно оберегать такое хрупкое чувство.

В первой части стихотворения Тютчев ставит перед лирическим героем вопросы, на которые находит ответы, сравнивая, какой была его любимая в начале их отношений, и что стало с ней, когда ей пришлось отречься от общества и, как оказалось, от собственной жизни.

Первая строфа – это надрыв, осознание «слепости страстей», которые затмевают разум человека, делая его эгоистом. К автору как бы приходит внезапное осознание случившейся беды. Усиливает настроение и придает трагичности и возвышенности чувств междометие «О», характерное больше для оды. Эпитет «убийственно» и метафора «слепости страстей» рисуют читателю сильную страсть, способную в своем порыве не только на рождение чувства, но и носит разрушительный характер.

В следующих четырех строфах Автор задает себе вопросы, пытаясь понять, почему так все произошло? Почему чувство сгубило любимого человека?

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, что придает событиям, описанным в ней, динамичность, создание целой картины из обрывков деталей. «Мы» из первой строфы сменяется местоимением «Ты», все больше тем самым обвиняя лирического героя в том, что произошло.

Тютчев использует прием антитезы, противопоставляя первые две строчки четверостишья двум последним:

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

За совсем небольшой период запретная любовь способна сгубить человека.

Все больше с каждой строфой раскрывает нам поэт, что же случилось с его любимой женщиной. И снова мы встречаем противопоставление в третьей строфе того, что было при первой встрече тому, что стало сейчас. «Улыбка уст», «блеск очей», розы ланит – старославянизмы, с помощью которых автор описывает красоту любимой женщины. В следующих строках гармония резко нарушается оксюмороном «опалили, выжгли слезы», «горячей влагою». Горячие слезы выжигают, иссушают душу человека.

Снова и снова поэт возвращается к тому далекому дню первой роковой встречи, когда возлюбленная была прекрасна и весела:

И смех младенческо-живой?

Все в ней как будто в движении, завораживает, манит к себе. И все-таки встреча наделяется эпитетом «роковой», в этом проскальзывают нотки раскаяния и сожаления.

Пятая строфа возвращает лирического героя из грез и воспоминаний в жестокую реальность. Отвечая на вопросы «И что ж теперь? И где ж всё это?», автор называет свое счастье сном, который на самом деле был очень недолговечным, сравнивает с северным летом, «мимолетным гостем» в своей жизни. Но все это уже в прошлом и закончилось так скоро, что лирический герой не успел насладиться им.

Вторая часть стихотворения содержит в себе ответы на все вопросы автора.

Любовь ложится позором на сердце любимой лирического героя. Отрицательными эпитетами «ужасным приговором», «незаслуженным позором» автор только нагнетает состояние безысходности.

«Жизнь отреченья, жизнь страданья!» — это то, что всего и осталось у любимой и цветущей когда-то женщины. Безотрадная, тяжелая жизнь уводит героиню в душевную глубину, где сохранились воспоминания, но вскоре и они изменяют ей, не оставляя ничего.

В следующей строфе автор обвиняет толпу, метафорой описывая, как безжалостно, подобно катастрофе, может общественное мнение погубить «то, что в душе ее цвело», чувства человека, очарование любви. И снова поэт противопоставляет грязи, в которую втоптала толпа, чувства, которые цвели в душе героини.

Никакое, даже самое сильное чувство не может противостоять законам общества и морали. Как ни люби человек, а толпа сильнее. Вот и у героини «от долгого мученья» ничего не осталось, ничего она не смогла сберечь, и только боль остается спутником ее жизни навсегда. Боль наделена эпитетами «злая», «боль ожесточенья». Это боль отчаяния и обиды, вытеснившая все остальные чувства из души героини. Эта боль не приносит с собой ни слез, ни облегчения, оставаясь в душе пеплом когда-то горевшего пламени.

Тютчев завершает свое стихотворение повторением первой строфы, чтобы напомнить читателю о том, насколько убийственной может быть любовь, что страсть всегда слепа и часто заставляет нас губить самое дорогое, что есть в жизни, превращая нас в эгоистов.

Стихотворение Тютчева наполнено болью и страданием, во что и превратилась его жизнь и жизнь двух замечательных женщин рядом с ним. Автор всю свою жизнь раскаивался в том, что сделал несчастной любимую женщину, не силах оторваться от нее.

Ссылка на основную публикацию