Мифология Древнего Рима – особенности легенд и сказаний

Мифы древнего Рима – смешение легенд с реальностью

Распространено мнение, что древнеримская мифология во многом напоминает древнегреческую. Это не совсем так: первоначально римским богам, олицетворявшим силы природы, не придавался определенный облик или характер, они не имели имен, у них не было биографий и своего Олимпа. Упоминание о героях и богах, встречавшихся в мифах древней Греции, в видоизмененной форме появилось в римской мифологии в конце VI — начале V века до н. э.

Сходство греческой и римской мифологии

После проникновения греческой культуры на территорию империи римские боги начинают отождествляться с греческими: они приобретают облик и характер. Например, Юпитер, верховный бог-громовержец у римлян, своими поступками во многом напоминал греческого Зевса; Нептун, римский бог морей – Посейдона; Вулкан, бог огня – Гефеста; Марс, бог войны – Ареса, Венера, богиня любви – Афродиту и т.д. Герой римских мифов Геркулес совершал такие же подвиги как Геракл у греков. Приключения Одиссея были описаны как путешествия Улисса.

Покорение многих народов и образование огромной империи привело к появлению «римского мифа». Он заключался в убеждении римлян, что Рим избран богами для управления миром. Рим получил звание «Вечного города». Легенды стали смешиваться с реальностью, мифы – с историей. Римляне верили, что «золотой век» человечества, когда на земле был мир и гармония, был создан римским богом Сатурном. В последующие века наблюдался упадок, но Рим надеялся вернуть «золотое» время Сатурна – время изобилия, гармонии и свободы. В честь Сатурна римляне назвали одну из планет и день недели – субботу (Saturday).

Создание мира. Двуликий Янус

В ранних мифах Янус считался «богом богов» и создателем. Позже Янус (его имя означало «двери», «ворота») стал богом смены времен года и всякого начала: года, месяца, любого события, рождения человека. Он имел ключи ко всему, его 365 пальцев символизировали количество дней в году, а два лица были обращены в прошлое и будущее, на восток и на запад. Янус почитался как бог солнца, открывающего утром ворота для светлого дня, а вечером запирающий их. Его, как и Сатурна, почитали как царя, в царствование которого не было войн и бедствий. В честь Януса первый месяц года называется «januaris» – январь.

По преданию, начало города было божественным: от союза Марса и дочери царя Нумитора Рэи (это один из вариантов мифического объяснения) родились мальчики-близнецы Ромул и Рем. Боясь соперничества в борьбе за престол, дядя Рэи, царь Амулий, приказал бросить в Тибр корзину с младенцами. Корзина застряла в ветвях дерева, и волчица, увидевшая корзину, перенесла детей в свое логово, где обогрела и выкормила их вместе с волчатами. Детей увидел свинопас Фаустул, он забрал их и воспитал сильными и мужественными. Повзрослев, Ромул и Рем свергли с царского престола коварного Амулия и вернули власть своему деду Нумитору. Но сами они решили уйти и основать новый город на том месте, где их нашла волчица. Во время обсуждения плана города они повздорили, и Ромул в пылу ссоры убил Рема. Ромул стал основателем нового города, которому он дал название – Рим («Рома» на латинском).

Мифы о героях. Муций Сцевола

Во время войны с этрусками Муций решил убить их царя Порсену. Проникнув в лагерь противника, Муций по ошибке убивает другого человека, приняв его богатые одежды за царское облачение. Готовясь к казни и желая показать свое бесстрашие, Муций положил свою правую руку в огонь и мужественно выдержал страшную боль. Пораженные этруски отпустили героя, прозванного «Сцеволой» («Левшой»).

Римские персонажи мифов, не имевшие аналогов в греческих мифах

К таким, например, относился Итал – царь одного из племен, который поселился близ реки Тибр и назвал эту землю Италией. Богиней цветов, весны и полевых плодов была Флора; богом времен года и различных плодов был Вертумн, в честь которого устраивались празднества – вертумналии. Согласно мифам римляне с почитанием относились к ларам – домашним божествам, охраняющих очаг, но боялись встреч с лярвами – душами умерших людей, способных причинить зло.

Мифология Древнего Рима – особенности легенд и сказаний

Легенды и сказания древнего Рима

Легенды и сказания древнего Рима

* БОГИ. ДРЕВНИЕ ИТАЛИЙСКИЕ БОЖЕСТВА *

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, – таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.

Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога – понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня – символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру – могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества – при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года – иды[*] каждого месяца. Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образом богини Реи, супруги Кроноса.

[* Дни, приходящиеся на середину месяца (13 – 15-е числа).]

Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги сатурналии, начинавшиеся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшиеся семь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память о золотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия, “вечно стояла весна” и “урожай без распашки Земля приносила”, “сладкий вкушали покой безопасно живущие люди”[*]. И действительно в дни сатурналий люди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Они делали своим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой за стол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогда равенству между людьми.

[* Публий Овидий Назон. Метаморфозы (Превращения).]

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное – владыки всех начал и начинаний во времени. Под его покровительством находились все входы и выходы, будь то двери частного дома, храма богов или ворота городских стен. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый день года также назывались его именем[*] и праздновались в его честь. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства. Храм Януса представлял собой две большие арки, соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно – в прошлое, другое – в будущее). В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры = CCC), а на левой – 65 (латинские цифры – LXV), что означало число дней в году. Особую роль храм Януса играл в военных делах Древнего Рима[**]. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ.

[* Януарис – латинское название, от которого произошло название одного из зимних месяцев “январь”.]

[** Первый храм богу Янусу был воздвигнут по преданию царем Нумой Помнилием (см. с. 537). На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет.]

Бог Янус, кроме того, считался покровителем дорог и путников. Его почитали и италийские мореходы, верившие, что именно он научил людей строить первые корабли. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фоне почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества – фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев.

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима – Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища – Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.

Троице богов – покровителей воинской доблести и охранителей римского государства – Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони – верная опора воина в бою, были посвящены богу Марсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов – салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяя копьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при царе Нуме Помпилии Слова этих гимнов, распеваемых салиями, были непонятны уже самим жрецам, что, конечно, указывало на магический смысл этого обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность. В этот день мужчины дарили своим женам подарки, а женщины – рабыням. У бога войны были и другие, более мирные обязанности; он воплощал производительные силы природы, мужскую мощь и почитался как бог весны. Кроме того, он считался охранителем полей и стад от вредителей и волков. Поэтому Марсу приносили жертвы земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк. Но, конечно, преобладала его военная мощь, и, когда полководец отправлялся в поход, он шел в храм Марса и, потрясая священным щитом и копьем бога, обращался к нему, призывая: “Бодрствуй, Марс!” , Неизменными спутниками Марса в бою были – его супруга Нериена (сила), Паллор (бледность) и Па-вор (ужас). Дочерью или сестрой Марса была богиня войны Беллона (от латинского слова беллум – война). У задней стены ее храма, где римские правители принимали чужеземных послов или возвращавшихся из похода полководцев, находилась колонна, возле которой жрец – фециал свершал церемонию объявления войны. Поскольку римский Марс и греческий Арес были очень схожими, то многое из того, что рассказывалось в греческих мифах об Аресе, было перенесено на Марса.

Мифы Древнего Рима: особенности создания и главные герои

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций прошлого, на основах которой построен миропорядок современной Европы. Это государство достигло своего расцвета около 2000 лет назад, оставив после себя многочисленные архитектурные памятники и прекрасные города. Чрезвычайно интересны мифы Древнего Рима, в которых тесно переплетались старинные легенды, религиозные верования и попытки упорядочить жизнь общества.

  1. Особенности мифологии
  2. Ранние времена
  3. Заимствование из Греции
  4. Древнеримские боги
  5. Похищение сабинянок
  6. Муций Сцевола

Особенности мифологии

Мифология Рима строится на традиционных историях, которые неразрывно связаны с возникновением этого государства и самого Вечного города. Одной из её особенностей является полное подчинение моральным устоям, гражданскому долгу и политике. Римляне взяли на вооружение практику заимствования верований из других культур. В частности, первоначально это были сказания и баллады этрусков и италийцев, а в последующем активно использовалась мифология Древней Греции.

Одной из задач римской мифологии было исключить у простых жителей какие-либо сомнения в правильности их устоев жизни. Также такие рассказы и легенды объясняли имеющийся существенный разрыв в благосостоянии представителей разных сословий. Если первоначально Древний Рим имел республиканскую форму правления, то в последующем тут появилась монархия. Узурпировавшие власть императоры с помощью всевозможных мифов пытались донести до народа тот факт, что они являются божественными избранниками.

Многочисленные божества в Древнем Риме являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и быта. Так, с их помощью засевали и пахали землю, ожидая хороших урожаев, даже в обычных атмосферных осадках тут видели проявления высшей силы. Боги покровительствовали различными видами деятельности, требуя взамен небольших жертвоприношений. Именно поэтому в Риме в прошлом было так много храмов, а число богов перевалило за несколько десятков.

Помимо многочисленных божеств, которых насчитывается несколько десятков, древние римляне с трепетом относились ко всем проявлениям природы и многочисленным животным.

Например, хорошо известен миф о священном дереве смоковнице. Именно под сенью его кроны легендарная волчица вскормила двух братьев Ромула и Рема, которые стали основателями древнего города.

Ранние времена

Известно, что в период формирования римского государства, когда еще был только заложен Вечный город, а это приблизительно 753 год до нашей эры, у местных жителей отсутствовало как таковое понятие божеств и мифологии. В те времена люди верили, что существуют индивидуализированные персонажи, благодетельные или безразличные вредоносные силы. В скором времени появляются уже специальные символы тех или иных богов, например, камень у Юпитера, копьё у бога войны Марса и огонь и у Юпитера.

Для мифологии ранних времен характерно:

  • упрощенное представление богов;
  • обожествление проявлений природы;
  • различные сказания о сотворении Рима.

В последующем, по мере развития цивилизации, сложилась собственная уникальная культура, традиции и верования, была создана разветвленная сложная мифология, которая включала религиозные представления жителей древнеримской империи о создании мира.

Также появились специальные сложные ритуалы, которые существенно отличались друг от друга в зависимости от конкретного божества и религиозного праздника. Была создана соответствующая иерархия высших сил, в которой, как и в жизни, присутствовал верховный правитель.

Заимствование из Греции

Для любой цивилизации прошлого характерно активное заимствование из традиций и культуры более древних и прогрессивных народов и стран. То же самое касается Рима, первоначально мифология которого строилась на сказаниях и преданиях этрусков. Во II веке до нашей эры происходит полное подчинение Греции, которая к тому времени имела хорошо организованный структурированный пантеон богов. Неудивительно, что римляне решили позаимствовать и видоизменить такую афинскую мифологию.

Конечно, полного копирования тут не было, однако многие боги в Древнем Риме имеют поразительное сходство с греческими небожителями.

Например, верховным божеством и отцом всех высших сил на Апеннинах был Юпитер, который в точности копировал греческого Зевса. То же самое касается Нептуна, считающегося у римлян морским богом, это был аналог Посейдона у афинян.

Между этими верховными божествами существовала строгая иерархия, при этом они были наделены своим характером и имели непростые взаимоотношения друг с другом. В представлении римлян такие боги были скорее добрыми помощниками и наставниками, которые всегда незримо присутствовали рядом с человеком. Именно к ним обращались за советом, шли в трудные времена в специальные храмы, приносили пожертвования, которые представляли собой небольшую денежную сумму или различные дары.

Древнеримские боги

В Древнем Риме насчитывается около десятка высших божеств, которые были наделены огромной силой и покровительствовали людям в их начинаниях. Несмотря на наличие верховного бога, часто такие небесные силы вступали в конфликт друг с другом, что и объясняло страшный неурожай, засуху, болезни и эпидемии или же поражения в войнах.

Пантеон римских богов:

  • Юпитер.
  • Янус.
  • Юнона.
  • Минерва.
  • Диана.
  • Венера.
  • Марс.
  • Флора.
  • Бахус.
  • Вулкан.

Отцом богов в древнегреческой мифологии являлся Юпитер.

Это грозное, но справедливое божество, проживавшее на вершине самых высоких гор. Юпитер часто выступал в качестве судьи в спорах других высших сил. Одним из древнейших римских божеств являлся Янус, изображавшийся двуликим с необычной головой, которая с двух сторон имеет отличающееся лицо. Считается, что этот бог олицетворял хаос, начало и конец всей жизни.

Юнона — это супруга Юпитера и покровительница брака, женщин и материнства. Эта богиня считалась хранительницей семейных традиций и домашнего очага. Известно, что римляне приблизительно с IV—III вв. до нашей эры стали моногамными. Чтобы закрепить такие отношения, и была придумана Юнона, которая олицетворяла протест против распространённой в прошлом полигамии (многоженства). Минерва — это древняя италийская богиня, которую в особенности почитали этруски. Она считалась покровительницей воинов, также её славили во время многочисленных гладиаторских игр.

Диана — богиня животного и растительного мира, плодородия и женственности. Это заимствованный персонаж, причём не только из греческой мифологии, где была Артемида, но и из Карфагена. В этом древнем североафриканском государстве почитали небесную богиню Целесту. Венера считалась покровительницей плодородия, весны и всех плодоносящих сил в природе. В последующем ее стали отождествлять с Афродитой, считая богиней красоты и любви.

Похищение сабинянок

По легенде, изначально Рим был населён лишь мужчинами, а жители соседних племен не желали выдавать дочерей в жёны бедным поселенцам недавно созданного города.

Мудрый Ромул придумал, как решить эту проблему, он задумал похитить сабинянок, насильно выдав их замуж. Нужно лишь было заманить в город соседей вместе с их семьями и молодыми девушками.

Ромул устраивает небольшой праздник, на который приглашает соседей со всей округи. В Рим прибывают жители окрестностей, они пришли на праздник со своими семействами, взяв также с собой молодых девушек-дочерей. По условному знаку Ромул с товарищами набрасывается на безоружных людей, похищает женщин, которые в последующем стали их супругами. Латиняне объявили им войну, но проиграли, тем более что воевать против законных мужей своих дочерей они не хотели.

Муций Сцевола

Это известный миф, который повествует о юноше патриции, легендарном герое Рима. Гай Муций Сцевола известен тем, что попытался спасти свой народ от порабощения, совершив покушение на этрусского царя. Молодой патриций проник в лагерь неприятеля, планируя ночью совершить убийство, пожертвовав при этом своей жизнью.

Однако Муций не знал, как выглядит этрусский царь Порсена, поэтому в шатре он выбрал самого богато одетого человека и зарезал его. Оказалось, что это был обычный вельможа, который имел страсть к пышным нарядам.

Как только Сцеволу схватили и стали пытать, молодой человек сам поднес руку к огню, смотря в глаза Порсене и не издав при этом ни звука.

Царь этрусков поразился такой храбрости, сказав, что если все римляне такие же бесстрашные, то победить их невозможно, он прекратил войну и подписал мирный договор.

Топ 10 самых популярных и увлекательных мифов Древнего Рима

Рим издавна известен своими мистическими историями, связанными с его происхождением и легендарными богами. Они были представлены в произведениях искусства и литературы, причем Овидий был мастером придания этим латинским мифам и легендам физической формы. Римляне всегда верили в сверхъестественное, что отражено в их верованиях, и тема героизма является одной из самых распространенных и важных тем во многих историях. Легенды имеют дело с силой морали и политики. В Риме есть все — от мифов об основании до легенд о божественном законе. Вот список из 10 захватывающих и увлекательных мифов и легенд Древнего Рима:

1. История Ромула и Рема

Согласно римской мифологии, история этих братьев-близнецов рассказывает о происхождении города Рима. Они были детьми Марса и Реи Сильвии, и, согласно Вергилию и многим другим писателям, их приключения были неразрывно связаны с основанием Рима.

Рожденные в Альба-Лонге, они представляли угрозу царю Амулию, и поэтому, чтобы спастись, он приказал бросить их на берегу реки Тибр. Новорожденных оставили умирать, но Тиберий, мифологический отец реки, спас их, и они выжили под его опекой. Волчица кормила их грудью в пещере недалеко от Луперкалия. Позже их усыновил пастух Фаустул. Не зная о своей личности, они выросли, работая фермерами и пастухами. Но независимо от того, как далеко они ушли от своих настоящих родителей и дома, их корни проявили себя, а врожденные лидерские качества помогли им собрать много сторонников.

Повзрослев, они вступили в спор между сторонниками Амулиуса и Нумитора. Как следствие, Рем был заключен в тюрьму в Альба Лонге, в том самом месте, где он родился. Дедушка царя и Рема заподозрил его настоящую личность. Тем временем Ромул был занят поисками способов освободить своего брата. Пока все это происходило, они оба узнали о своей настоящей личности и объединили усилия со своим дедом, чтобы восстановить трон. В конце концов, они победили, и Амулий был убит.

Вернувшись к семи холмам, они спорили о том, где построить город. Ромул предпочитал Палатинский холм, но Рем хотел, чтобы он находился на Авентинском холме. Поскольку они не могли прийти к соглашению, попросили о помощи богов, используя предсказания или толкование предзнаменований. Ромул увидел 12 благоприятных птиц и одержал победу, тогда как Рем видел только шесть. Это вызвало новый спор, и, в конце концов, Рем был убит. Затем Ромул основал город Рим.

2. История Энея

Эней — мифологический герой Рима и Трои. Гомер упоминает его в «Илиаде», как двоюродного брата царя Приама из Трои. В «Энеиде» Вергилий описывает его как героя и предка Ромула и Рема. В «Энеиде» говорится, что Эней был одним из немногих троянцев, которые не были ни убиты, ни порабощены после поражения Трои. Собрав группу и получив приказ богов бежать, он отправился в Италию, чтобы стать прародителем римлян. Эта команда называлась Энеады. Он нес с собой статуи троянских богов и установил их в Италии. Они скитались шесть лет и наконец, поселились в Карфагене. Здесь у Энея и царицы Карфагена Дидоны был роман в течении года, после чего Дидона сделал ему предложение, чтобы они могли вместе править как троянцами, так и карфагенянами. Афродита (римская версия Венеры и мать Энея) с помощью Юпитера заставила Энея осознать свои истинные мотивы, которые заставили его тайно покинуть это место. Боль его ухода заставила Дидону произнести проклятие вражды над Римом. После этого она ударила себя мечом, который дала Энею во время их первой встречи.

Затем Энеады вернулись на Сицилию, и Эней окончательно поселился в Лациуме. Чтобы почтить память своего отца, умершего годом ранее, Эней устроил серию похоронных игр. После собственной смерти он спустился в подземный мир, встретил своего отца и Дидону и узнал о будущем своих преемников, другими словами, об истории Рима. Эта история о происхождении римлян через троянцев через Энея и земель, которые он основал, пользуется большим уважением у историков.

3. Миф о Юпитере и пчеле

Римские легенды всегда успешно преподавали уроки жизни. Одним из таких мифов о сладости и мести является миф о Юпитере и пчеле. История рассказывает о том, как месть может иметь ужасные последствия.

В один прекрасный день, рассердившись на смертных, уносящих ее мед, царица улья решила навестить Юпитера. Достигнув Олимпа, она поднесла Юпитеру свежий мед. Обрадовавшись его вкусу, Юпитер пообещал исполнить одно из ее желаний. Она попросила: «Дай мне, молю тебя, жало, если кто-нибудь из смертных приблизится, чтобы забрать мой мед, я смогу убить его». Недовольный ее просьбой из-за своей любви к человечеству, он исполнил ее желание, но с риском для ее собственной жизни. Он сказал: «Ибо, если вы воспользуетесь своим жалом, оно останется в ране, которую вы нанесете, и тогда вы умрете от ее потери».

Мораль истории — довольствоваться тем, что у вас есть. Желание добра для себя за счет других всегда приводило к падению. Даже сегодня, если пчела использует свое жало, это приводит к ее собственной смерти.

4. История Аполлона и Кассандры

Аполлон — один из самых выдающихся богов греческого и римского пантеона. Он — единственный бог, который появляется как в греческой, так и в римской мифологии. Миф об Аполлоне и Кассандре стоял за падением Трои, потому что Кассандра была самой красивой дочерью царя Приама. Аполлон был влюблен в нее, и, чтобы его любовь осуществилась, он пообещал Кассандре силу пророчества, если она согласится выполнить его желания. Она согласилась на его условия и получила дар пророчества. Получив то, что хотела, она отказалась заключить с ним союз, из-за чего Аполлон вспыхнул пламенем. Затем он проклял ее, чтобы никто не поверил ее пророчествам, несмотря ни на что. В результате люди стали считать ее лгуньей и сумасшедшей, и она была заключена в цитадель собственным отцом. Несмотря на несколько предупреждений троянцев о греках, никто не поверил ее словам, и Троя была, в конечном счете, разрушена.

5. Легенда о Лукреции

Лукреция была легендарной героиней Рима, самоубийство которой, как считалось, изменило римское правительство от монархии к республике. Ее изнасилование сыном этрусского царя вызвало немедленный мятеж против римской монархии, и этот инцидент вызвал бурю недовольства тираническим правлением последнего римского царя Луция Тарквиния Супербуса. В результате все известные и влиятельные семьи сформировали республику против латинского и этрусского вмешательства, а первым консулом Римской республики стал муж Лукреции. В результате изнасилование стало главной темой европейской литературы и искусства. Историки воспринимают ее историю не как миф, а как реальный случай, навсегда оставивший отпечаток в старом мире.

6. Миф о Юпитере и Ио

Жрица Ио была одной из смертных любовниц Юпитера, которая была известна своим поведением, похожим на Казанову. Юпитер влюбился в Ио и превратился в черное облако, чтобы он мог жить ближе к ней, прячась от своей жены Юноны. Однако Юнона не была женщиной, которую можно было обмануть. Она заметила черное облако и легко узнала в нем своего мужа. В тот самый момент, когда Юнона прибыла на Землю, Юпитер превратил Ио в белую корову, чтобы защитить ее от гнева своей жены. Несмотря на несколько попыток скрыть Ио, Юнона нашла белую корову и поставила ее под наблюдение Аргуса, у которого была сотня глаз, которые почти никогда не закрывались.

Чтобы освободить Ио, Юпитер послал своего сына Меркурия рассказывать Аргусу истории, пока тот не заснул. Меркурию удалось усыпить Аргуса, затем он убил его и освободил Ио. Зная все это, Юнона была так расстроена, что послала ядовитого овода ужалить Ио или белую корову. И только когда Юпитер поклялся никогда больше не преследовать Ио, Юнона была освобождена из заключения. После этого она отправилась в Египет, поселилась там и стала первой египетской богиней.

7. Легендарная женщина Клелия

Клелия считается самой храброй из всех женщин и относится к самым ранним римлянам. После того, как война между Клузиумом и Римом подошла к концу из-за мирного договора в 508 г. до н.э., этрусский царь Ларс Порсена взял римских заложников. Одной из них была юная Клелия, бежавшая из лагерей заложников во главе группы римских девственниц. Она сбежала на лошади и переплыла Тибр. Затем Ларс Порсена поставил условие для ее возвращения. По возвращении Порсена был настолько впечатлен ее храбростью, что удовлетворил ее желание взять половину заложников. Она выбрала молодых римлян, чтобы война продолжалась. Ее ум и храбрость были бесценны для римлян, и в ее честь на Виа Сакра была построена конная статуя.

8. Плутон и река Стикс

Планета Плутон была названа в честь римского бога смерти. И планета, и бог означали холод. Согласно римскому мифу, каждый, кто умирает, должен отправиться в подземный мир. Во-первых, мертвые должны пересечь Стикс, также известный как Река мертвых. Мертвого хоронят с монетой, чтобы заплатить паромщику Харону за переправу через реку. Монету нужно держать во рту умершего, и только тогда Харон перенесет его душу. Луна планеты Плутон получила свое название от лодочника Харона. Вода в этой реке считалась дурным предзнаменованием, поскольку даже боги не могли избежать ее последствий. Если бы кто-нибудь соприкоснулся с ней, он бы потерял голос на девять лет.

9. Мифы о Геракле

Известный своей невероятной силой, Геркулес был адаптирован римлянами из произведения искусства и греческой мифологии. Он был наполовину человеком и наполовину богом. С Гераклом связано несколько мифов, самый популярный из которых — Двенадцать подвигов Геракла:

2. Геркулес и гидра

3. Геркулес и керинейская лань

4. Геркулес и эриманфский вепрь

5. Геркулес и Авгиевы конюшни

6. Геркулес и Стимфалийские птицы

7. Геркулес и критский бык

8. Геркулес и кобылы Диомеда

9. Геркулес и пояс Ипполиты

10. Геркулес и Герионский скот

11. Геркулес и яблоки Гесперид

12. Геркулес и Цербер

Мифы изображали Геракла как символ безграничной силы, которой обладал полубог. Он также был заметной фигурой в более позднем западном искусстве и литературе.

10. Миф о Янусе

У Януса, римского бога начала, было два лица, одно из которых отражало прошлое, а другое — будущее. Даже месяц Январь обязан своим названием Янусу. Более того, именно он отвечал за движения и изменения, происходящие во времени. Он сыграл важную роль в древнеримском мифе, например, когда Ромул похитил сабинянку, Янус появился в картине как спаситель. Он спас женщину, затопив путь к ней вулканическим горячим источником, который похоронил всех похитителей под пеплом и кипящей водой.

Существует бесчисленное множество мифов и историй римской цивилизации. Некоторые из них являются адаптациями из греческой мифологии. Но несмотря, ни на что, Древний Рим был колыбелью культуры, из которой будущие поколения развили свои собственные верования и мифы.

О римской мифологии

О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее — довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства — от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона — того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи — покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны — тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога — покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» — «или бог, или богиня».

Так же скупы и формальны были римские обряды. Почитание богов сводилось к совершению четко регламентированных действий и произнесению узаконенных формул. Самым страшным было отступление от выверенного ритуала, сулившее божественную кару. В молитвах римлянин подробно перечислял, что он хотел получить от бога и что готов был дать ему взамен. Часто такая пунктуальность в отношениях сводилась к искусству обманывать бога так, чтобы не дать ему ничего лишнего, например вместо скольких-то голов (скота) римлянин подносил богу столько же головок чеснока и полагал себя в расчете с высшими силами.

Древнеримская религия, сухая и практичная, оказалась очень восприимчивой к влиянию греков с их яркими поэтичными мифами и сложными взаимоотношениями между богами, каждый из которых имел свою историю и выраженный характер. Самое раннее влияние на римлян шло через греческие колонии на западном побережье Италии: Кумы и Неаполь. Тогда к римлянам попали бог Аполлон и Геракл, обожествленный герой, в силу созвучия объединившийся с римским Геркулесом и ставший сперва общенародным покровителем войны, а после — торговли.

Серьезное влияние на римскую религию греки оказали и после подчинения Риму греческих колоний в Южной Италии; влияние это тем более усилилось после покорения самой Греции во II веке до н. э. Постепенно римляне перенимали богатую греческую мифологию и переносили ее на своих богов. Так сложился синкретический греко-римский пантеон, и сами верующие перестали различать происхождение богов.

Римский поэт Энний пишет о двенадцати главных богах Древ него Рима, во многом сходных с древнегреческим олимпийским пантеоном. Вместе эти божества составляли совет Юпитера и несли ответственность за сохранение мирового порядка. Вот они:

— Юпитер (у греков Зевс) — бог неба, грома и молнии, отец богов, верховное божество римского пантеона;

— Нептун (у греков Посейдон) — бог морей;

— Вулкан (у греков Гефест) — бог огня и кузнечного ремесла;

— Аполлон — бог света, наук и искусств;

— Меркурий (у греков Гермес) — бог торговли;

— Марс (у греков Арес) — бог войны;

— Юнона (у греков Гера) — богиня брака, жена Юпитера;

— Минерва (у греков Афина) — богиня мудрости и ремесел;

— Церера (у греков Деметра) — богиня плодородия;

— Венера (у греков Афродита) — богиня любви и красоты;

— Веста (у греков Гестия) — богиня семейного очага;

— Диана (у греков Артемида) — богиня охоты.

Они назывались dii consentes, боги-советники. Впоследствии к ним добавилось еще восемь богов: Янус, Сатурн (у греков Кронос), Гений, Плутон (у греков Аид), Либер-отец, Земля, Солнце и Луна. Все вместе они именовались dii magni, великие боги. Существовало также огромное число самых различных dii minores, младших богов.

Большинство римских мифов о великих и младших богах тождественно греческим. Мы не видим необходимости пересказывать их в этой книге и рекомендуем интересующемуся читателю обратиться за ними к сочинениям по греческой мифологии. Мы же ставим своей целью в этой главе познакомить читателя со специфическими римскими верованиями и мифами, не имеющими аналогов у греков, а также характерными чертами римских религиозных праздников и суеверий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

«БЛАЖЕННАЯ ОБИТЕЛЬ» В ИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ

«БЛАЖЕННАЯ ОБИТЕЛЬ» В ИРАНСКОЙ МИФОЛОГИИ «На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни губительных болезней, ни созданной дайвами[11] скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары» — так рассказывается в авестийских гимнах богам

От мифологии — к науке

От мифологии — к науке В Древней Греции показывали сразу три могилы Геракла. На Руси — сразу три могилы Ильи Муромца, и это никому не мешало. Долгое время никто не задавался простым вопросом: зачем одному Гераклу или одному Илье Муромцу так много могил?!Но рано или поздно

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов)

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

6.7. ПЁТР I В СОВЕТСКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ

6.7. ПЁТР I В СОВЕТСКОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ Пётр, Сталин и «товарищ граф». Отношение к Петру резко изменилось в первой половине 1930-х гг. Если в 1920-е гг. большевики отрицали преемственность между Советским Союзом и царской Россией, то теперь Сталин такую связь усмотрел

6.2. Основы социал-национальной мифологии

6.2. Основы социал-национальной мифологии Мифология играет значительную роль в организации и последующей деятельности любой настоящей партии, являющейся чем-то большим, чем бизнес- или пиар-проект. Это основа, на которой строятся все остальные части партийной структуры,

11.11. ОУН, УПА и развитие националистической мифологии

11.11. ОУН, УПА и развитие националистической мифологии 1 января 2013 года украинские националисты отметили годовщину рождения лидера Организации украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры. По традиции было организовано факельное шествие, в котором приняли участие

Содержание античной мифологии

Содержание античной мифологии В этом и следующем разделах мы рассмотрим подробнее два аспекта древнегреческой религиозности. Это содержание античной мифологии и её происхождение. Как уже говорилось, древнегреческая античная культура, оформившаяся в систему понятий и

Происхождение античной мифологии

Происхождение античной мифологии Для полноты изложения вопроса вкратце сравним мифы о происхождении мира у греков и в иудейской Торе. Первая книга Второзакония «Бытие» начинается алгоритмически сходно греческому сотворению (последнее приведено нами в подглаве

Мифы Древнего Рима – мифология и легенды

Мифология Древнего Рима выступала не просто как совокупность мифов и легенд. Это была особая культурная форма, с помощью которой в древности познавали окружающий мир, накапливали и передавали ценный жизненный опыт последующим поколениям. Несмотря на большое влияние соседних культур, она смогла сохранить свою самобытность.

Римская мифология

Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян.

Главная особенность римской мифологии заключалась в том, что она полностью подчинялась политике, гражданскому долгу и мopaльным устоям, царившим в Древнем Риме. У простых жителей не должно было возникать ни тени сомнений касательно их образа жизни или большой разницей между сословиями. Они должны были твердо уяснить, что каждый правитель является божественным избранником, а потому ему лучше знать, каким должно быть устройство жизни.

У древних римлян божества были неотъемлемой части их повседневного быта. С их помощью пахали земли, засевали их, с нетерпением ожидали всходов и богатого урожая. Боги оказывали покровительство каждому виду деятельности, и взамен требовали жертвоприношения.

Рис. 1. Обряд в Древнем Риме.

Римляне придавали огромное значение обрядовым церемониям. Так, если во время обряда кто-то нечаянно чихнул, весь процесс начинался с самого начала. Порой, церемонию приходилось повторять несколько десятков раз кряду, пока она не проходила идеально.

Мифы и легенды Древнего Рима

После подчинения Греции во II веке до н. э., римская мифология, ввиду собственной бедности, претерпела некоторые изменения. Римляне постепенно переняли у греков их многоликую и весьма образную мифологию, и «примеряли» ее к своим богам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. История Древнего Рима
  • 2. Восстания Спартака (5 класс)
  • 3. Мифы и легенды Древней Греции
  • 4. Древний Рим

Боги Древнего Рима имели поразительное сходство с греческими небожителями. Это нетрудно заметить, сравнив пантеон римлян и греков:

  • Юпитер (Зевс у греков)– верховное божество, отец всех богов, владыка молнии, грома и всего неба;
  • Вулкан(Гефест у греков) – бог огня, покровительствующий кузнечному ремеслу;
  • Нептун(Посейдон у греков) – морской бог;
  • Меркурий(Гермес у греков) – бог торговли;
  • Марс(Арес у греков) – воинствующее божество;
  • Венера(Афродита у греков) – богиня любви и красоты;
  • Юнона(Гера у греков) – супруга Юпитера, покровительница бpaка и домашнего очага;
  • Минерва (Афина у греков) – богиня различных ремесел и мудрости;
  • Диана(Артемида у греков) – богиня охоты.

Эти боги являлись главными советчиками и помощниками Юпитера и отвечали за сохранность мирового порядка. Помимо главных богов, существовала еще целая плеяда божеств рангом пониже.

Помимо божеств, древние римляне с большим трепетом относились к растениям, птицам, диким животным. Так, один из популярных древнеримских мифов повествует о священном дереве – смоковнице, под кроной которого волчица вскормила братьев Рема и Ромула.

Рис. 3. Священная смоковница.

Что мы узнали?

При изучении темы «Мифы Древнего Рима» мы узнали, какую роль занимала мифология в обществе Древнего Рима. Также мы выяснили, какое государство оказало большое влияние на становление мифологии в древнеримской державе.

Мифология Древнего Рима – особенности легенд и сказаний

Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.

Юпитер был богом неба, дневного света и грозы, Сатурн — богом урожая, Юнона — богиней брака и материнства, Марс — богом войны, Минерва — богиней ремесел и искусства, Венера — богиней садов и огородов, Амур — богом любви, Вулкан — огня, Диана — богиней растительности.

Древние римляне считали, что каждый предмет и явление — независимо от своей значительности — имеет особого бога-покровителя.

В римском пантеоне существовали бог посева и бог произрастания семян, бог рождения ребенка, бог его первого крика, бог выхода на прогулку, бог возвращения домой и так далее. Христианский писатель Августин Блаженный писал о римских богах, охранявших двери дома: «Они (римляне) поместили здесь целых трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли — богине Кордеа, а порог — богу Лимекту. По-видимому, этот Форкул не умел одновременно стеречь петли и порог».

В отличие от большинства древних народов, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них — об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях.

Польский писатель Ян Парандовский, автор популярной книги «Мифология», пишет: «Это отсутствие легенд, в котором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считали достоинством римлян, слывших самым религиозным народом.(…) Эта религия (…) не имела мифов, порочащих честь и достоинство богов».

Римляне сознательно отказывались придавать своим богам какой-либо облик и характер. Часто неопределенными оставались даже их пол и имя. В молитвах к божеству обращались так: «Бог ли ты или богиня, мужчина ли ты или женщина», а если все же называли бога по имени, то добавляли: «или каким иным именем ты желаешь называться».

Впрочем, некоторые ученые считают, что такое безличное поклонение богам культивировали жрецы, а в народе были распространены традиционные мифы, но они не дошли до нашего времени.

Существует предположение, что некогда у римлян бытовал миф о создании мира богом Янусом. Его имя означает «двери», «ворота».

Он был богом входа и выхода, а также всякого начала, нового года, начала войны, первого дня месяца, рождения человека Януса изображали с ключами, тремястами шестьюдесятью пятью пальцами (по количеству дней в году) и с двумя лицами, имелось в виду, что одно лицо обращено в прошлое, другое — в будущее.

Римляне, подобно всем древним народам, обожествляли силы природы, поклонялись деревьям и источникам, животным и птицам. Из деревьев больше всего они почитали дуб и смоковницу, среди животных — волка, среди птиц — орла и дятла.

Богом полей, лесов и пастбищ, покровителем животных считался Фавн, культ которого был связан с культом волка В честь Фавна устраивали праздник луперкалий («лупус» — значит» волк»). На этом празднике Фавну приносили в жертву козла, а затем жрецы-луперки бегали вокруг святилища, размахивая ремнями, вырезанными из шкуры жертвенного козла и хлестали ими проходящих мимо женщин, что должно было обеспечить их плодовитость. Фавна особо почитали пастухи, поскольку он помогал оберегать стадо, от волков.

К Фавну был близок Сильван — бог леса и дикой природы. Его имя происходит от слова «сильва» — «лес». Сильван не имел официального культа, но был очень популярен в народе, особенно среди крестьян и рабов. Его благодарили за исцеление от болезни, за неожиданную удачу, за освобождение от рабства. Сильвана изображали в крестьянской одежде, его сопровождали коза и собака.

Богом водных источников был Фоне. В его праздник — фонтаналий — колодцы украшали цветами, а в источники бросали цветочные гирлянды. Фоне, также как и Сильван, был божеством простого народа: его служители, по традиции, набирались из рабов. Созревающим древесным плодам покровительствовала богиня Помона, ей была посвящена священная роща.

Богом всяческих перемен — смены времен года, стадий созревания плодов, перепадов настроений человека — был Вертумн.

Среди богов, имеющих непосредственное отношение к жизни и деятельности человека, известны братья Пилумн и Пикумн — покровители брака и рождения. Кроме того, считалось, что Пилумн изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн научил людей удобрять поля навозом (другое его имя — Стеркулин, что значит «навозный»).

Фортуна также первоначально была покровительницей рождения, позже ее стали почитать как богиню судьбы, счастья и удачи. Фортуну изображали стоящей на шаре или колесе — символ неустойчивости счастья.

Особым почитанием пользовались у римлян многочисленные божества, покровительствовавшие домашнему очагу. Его главной покровительницей была богиня Веста. Ей посвящали вход в дом (отсюда «вестибюль»). В храме Весты на жертвеннике постоянно горел огонь, который гасили в первый день каждого года и тут же возжигали вновь путем трения священного дерева. От этого огня зажигали огонь в очагах всех римский курий — объединений нескольких патрицианских — привилегированных — родов.

Неугасимый огонь в храме поддерживали жрицы Весты — весталки. Они избирались из молодых девушек и должны были прослужить богине тридцать лет: первое десятилетие они обучались служению, второе — служили, третье — обучали молодых весталок.

На протяжении этих тридцати лет весталки должны были соблюдать целомудрие, нарушивших запрет замуровывали живыми в подземелье. По окончании служения жрица Весты могла выйти замуж, однако считалось, что жена-весталка навлекает на дом несчастье.

Домашнему очагу покровительствовали также особые божества — лары, они были в каждом доме свои. К ларам обращались за помощью при наиболее важных событиях в семье: перед бракосочетанием, во время родов, в случае смерти кого-либо из домочадцев. Лары следили за соблюдением правильных взаимоотношений в семье, защищали рабов от несправедливого гнева хозяев.

Лары покровительствовали также добрососедским отношениям. На перекрестках ставили их святилища с таким количеством входов, сколько жилищ располагалось вокруг этого перекрестка.

Служителями культа ларов были рабы.

Иногда лары отождествляются с пенатами. Пенаты также были хранителями домашнего очага, но в их ведении преимущественно находились запасы продовольствия.

Также как и лары, свои пенаты были у каждой семьи. Но, кроме того, существовали пенаты всего римского народа. По преданию, изображение этих пенатов доставил из Трои Эней — основатель Римского государства. Изображение государственных пенатов хранилось в храме Весты, и приближаться к нему могли только весталки и особые жрецы. Помимо ларов и пенатов, каждый человек имел своего собственного духа- покровителя: мужчины — гения, женщины — юнону. (В отличие от богини Юноны, покровительницы всех женщин, дух-юнона покровительствовала лишь одной) Гении и юноны умерших людей становились манами — доброжелательными божествами, в которых почитали души предков. Но если человек умирал насильственной смертью или не получал должного погребения, то его дух-покровитель мог превратиться в злого лемура (прообраз более поздних вампиров).

Большое место в жизни древних римлян занимали различные гадания и пророчества.

Гаданиями занимались особые жрецы — авгуры, которые толковали волю богов многочисленными способами по полету птиц, по внутренностям животных, по грому и молнии и т. д.

Существует предание о пророчице Сивилле, которая могла предсказывать на тысячу лет вперед. Она записала свои пророчества на пальмовых листьях и составила из них девять книг. Сивилла предложила купить эти книги римскому царю Тарквинию, но тот отказался, желая, чтобы пророчица сбавила цену. Тогда Сивилла на глазах у Тарквиния сожгла шесть книг, и он, уже не торгуясь, купил оставшиеся три.

В Риме, в храме Юпитера, действительно хранились три книги пророчеств, которые называли Сивиллиными книгами. Ими пользовались вплоть до V века новой эры.

В основе мировоззрения древних римлян лежало представление о том, что боги предначертали Риму власть над миром. Это способствовало возникновению культа самого Рима и формированию так называемого «римского мифа», отражающего легендарную римскую историю. Сюжеты «римского мифа» исследователи подразделяют на три группы. Первая связана с основанием римского государства легендарным героем Энеем, вторая — с возникновением самого Рима и так называемым «временем царей».

Известный немецкий историк Оскар Иегер писал: «Позднейшие римские писатели преувеличивают в своих рассказах о «времени царей» (753–510 годы до Рождества Христова) значение крошечного государства до чрезвычайности. (…) Многое в этих рассказах ярко и привлекательно. В действительности же, по отношению к этим первым векам Рима оказывается возможным установить лишь очень немногие события, а развитие политической и общественной жизни Рима можно проследить только в самых общих чертах».

Предание называет имена семерых, последовательно правивших римских царей. Хотя некоторые из них, возможно, и имели исторические прототипы, в основном они являются мифологическими фигурами, в сказаниях о них принимают участие боги.

Ромул — легендарный основатель Рима и первый из римских царей — был сыном бога Марса, а после смерти сам стал почитаться в образе бога Квирина. Другой царь, Нума Помпилий, был женат на нимфе ручья Эгерии и по ее совету ввел большинство религиозных установлений Рима. Предпоследний из семи царей, Сервий Туллий, которому приписываются государственные реформы, объединившие патрициев и плебеев в единый римский народ и направленные на предоставление каждому римлянину возможности выдвинуться благодаря личным достоинствам, а не происхождению, был сыном лара и возлюбленным богини Фортуны.

Третья группа сюжетов «римского мифа» связана с установлением и ранним этапом существования римской республики. Эти сказания повествуют о героях, жертвующих собой во имя славы и процветания Рима. Римляне расценивали такое самопожертвование не только как проявление патриотизма, но и как исполнение воли богов, которые предначертали Риму главенствующее положение в мире.

Поэтому большинство исследователей причисляет сказания о доблестных римлянах не к историческим преданиям, а к мифам. Со временем в Рим начала проникать греческая культура, в том числе и греческая мифология. Многие исконно римские божества были отождествлены с греческими богами-олимпийцами: Юпитер — с Зевсом, Юнона — с Герой, Минерва — с Афиной, Вулкан — с Гефестом, Диана — с Артемидой, Амур — с Эротом, Венера — с Афродитой.

Римские поэты стали создавать произведения на сюжеты греческой мифологии, скульпторы делать копии со знаменитых греческих изваяний, изображающих богов.

Ян Парандовский пишет: «Под конец вся греческая мифология перебралась в Рим. (…) Неуклюжие римские боги ожили, соединились в супружеские пары, приняли, как собственные, все греческие легенды. Греческая мифология заполнила ту пустоту, какой веяло от суровой римской религии».

В конце I века до н. э. в политической жизни Рима произошел переворот, республика сменилась империей. Императоры стали отождествлять себя с богами, а императриц — с богинями. Вскоре императоров стали обожествлять официально. Первым римским императором-богом был Юлий Цезарь (100-44 годы до н. э.). «Римский миф», прославляющий республику, в это время был оттеснен на второй план.

Римская империя вела многочисленные и, как правило, победоносные войны. Под своей властью она объединила огромную территорию. Но завоевывая и покоряя различные народы, римляне впитывали их культуру, в том числе религиозные представления и мифологию.

В конце концов в римский пантеон вошло несметное количество богов самого разного происхождения, религия древних римлян утратила свою цельность и самобытность и через некоторое время сменилась христианством. Рим стал первым центром христианского мира.

Ссылка на основную публикацию