Мцыри – краткое содержание поэмы М.Ю. Лермонтова

Мцыри

Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков».

«Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог. » Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет».

И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель.

Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов.

Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов».

Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края.

И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело.

Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная.

Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание по главам поэмы «Мцыри» Лермонтова М. Ю.

За основу сюжета пьесы взята реальная история из жизни, услышанная Лермонтовым во время путешествия по Кавказу. Краткое содержание поэмы «Мцыри» по главам это история жизни маленького мальчика, взятого в плен и вынужденного остаться в стенах монастыря по причине слабого физического состояния. Мцыри является воплощением гордого, независимого характера горцев с их свободолюбивой душой. Личная трагедия главного героя нашла отголоски в сердце автора, который сам находился в душевном поиске.

От старого монастыря, стоящего на стыке двух рек Арагвы и Куры, остались развалины. Единственный, кто помнит события тех дней старый монах. Ежедневно он сметает пыль с уцелевших плит, вспоминая историю мальчика, оказавшегося в монастыре случайно, чья судьба была яркой, но недолгой.

Однажды мимо монастыря проезжал русский генерал. В кибитке находился больной ребенок. Мальчик около шести лет. В глазах ребенка дикий страх. Он боялся всего и шарахался от людей, как черт от ладана. Везти его дальше смысла не было. Генерал решил оставить его при монастыре. Здесь ему могли обеспечить должный уход. Так парень, которого окрестили Мцыри, остался в стенах монастыря. Перед тем, как принести монашеский обет, он неожиданно пропал. Три дня ушло на поиски. Умирающего, ослабленного Мцыри нашли в степи. Он был без чувств. Перед смертью он решил исповедоваться и рассказать свою историю.

В исповеди ни слова сожаления о побеге. Он хотел одного, чтобы кто-то узнал правду. Мцыри признается, что ему пришлось провести несколько лет в плену. Он бы с радостью променял две таких жизни, на одну, но полную тревог и забот. Его душа всегда стремилась к вольной жизни. Душу горца нельзя обуздать, она всегда будет рваться на свободу.

Старец слышит слова упреков в свой адрес. Не надо было его спасать и оставлять при себе. Жизнь в монастыре лишила его общения с родными и близкими. Он не знал ни отца, ни мать. Сердце истосковалось по дому, по Родине. Как бы он хотел на минуту увидеть родных и обнять каждого, но мечты так и оставались мечтами.

Мцыри не боится взглянуть в глаза смерти. Он сожалеет об одном, о своей загубленной молодости. Он, как и все хотел любить, жить, радоваться каждому дню, а что получил вместо этого – ничего. Мцыри обращается к монаху с вопросом, какая у него была жизнь, когда он был молод, что он чувствовал, какие переживания испытывал, любил кого-нибудь или нет.

Мцыри описывает все то, что увидел на воле. Местные колоритные пейзажи Кавказа напомнили ему о родном доме. Горы, реки, пение птиц воспоминания нахлынули на него мощным потоком.

Ему виделся отчий дом. Отец с матерью, сестры, жители родного аула. Всего этого его лишили. Тоска накатывала все сильнее.

Мцыри признается, что идея побега сидела в голове давным-давно. Он поклялся, что хоть на день, но вырвется из плена, в котором оказался заточен не по своей воле. Дождавшись начала грозы и убедившись, что монахи стали неистово молиться, не обращая на него внимания, он сбегает из монастыря. Он был рад начавшейся стихии. В ней он чувствовал себя свободным. Даже в буре он видел родственную душу.

Он не помнит, как долго бежал. Стихия стихла. Гроза ушла. За ним никто не гнался. Ему было настолько хорошо, что он лег на траву и просто наслаждался свободой.

Проснувшись утром, он увидел, что лежит у обрыва. Это был знак свыше, что жизнь подходит к концу. Мцыри был убежден, что понимает звуки водяного потока. Небо было настолько чистым, что при желании на нем можно было увидеть ангела.

Наслаждаться звуками природы было хорошо, но жажда взяла над ним верх. Мцыри захотел испить водицы. На дворе полдень. Солнце палило нещадно. Он спускается вниз, где шумит вода.

Его внимание привлек женский голос. Молодая грузинка пела песню. Ее голос показался ему слаще всех на свете. Он был ослеплен ее красотой. Словно завороженный, Мцыри не сводил с нее глаз.

На миг он потерял ощущение реальности происходящего. Когда грузинка скрылась с его глаз, на него опять нахлынула тоска. Он ощутил, насколько он одинок в этом мире.

Среди ночи Мцыри проснулся. Ему приснилась молодая грузинка. Кругом полная тьма, лишь огонек сакли призывно манил зайти внутрь. У него другая цель, добраться до дома. Очень хотелось есть. Мцыри двинулся дальше. Вскоре он понял, что заблудился в лесу.

Отчаяние овладело им. Просить помощи у людей не позволяла гордость духа. Рыдая от тоски, он упал на землю.

Первый раз в жизни он плакал. Неожиданно из леса показался барс. Дикий зверь был голоден. Схватка была неизбежна.

Барс раздул ноздри, учуяв добычу. Прыжок и он вонзает когти. Мцыри удалось ранить зверя. Ополоумевшее животное в очередной раз бросается на человека. Мцыри удалось отбиться от него, но раны на теле были глубоки.

Мцыри удалось выйти из схватки со зверем победителем. Хищник встретил смерть достойно. Во время его последнего прыжка, Мцыри успел подобрать с земли сук и вонзить ему в горло. Это его спасло от неминуемой погибели.

Глубокие раны на теле забирали у Мцыри силы, но он продолжал двигаться вперед, в надежде найти выход.

Лишь под утро ему удалось выйти из леса. К его глубокому сожалению он вернулся туда, откуда так хотел уйти. Снова монастырь и ненавистные ему стены. Осознав собственное бессилие, он понимает, надежды больше нет. Фатальность случая отнимает у него последние силы. Не суждено ему увидеть родной дом.

Мцыри сравнивает себя с цветком. За домашним растением ухаживают, поливают, опрыскивают. Оно растет, радуется жизни, но оказавшись за пределами домашнего очага, растение гибнет, не выдерживая палящих лучей солнца.

Мир вокруг Мцыри замер. Все поблекло. Осталась одна звенящая тишина и пустота.

Начало предсмертной агонии. Мцыри мерещится, что он на дне реки. Вокруг кружат разноцветные рыбы. Они поют песни, приглашая остаться в их царстве. В таком состоянии его нашли монахи, не прекращающие поисков.

Последние часы жизни. Мцыри беспокоит одно, что тело будет предано не родной земле.

Мцыри прощается с монахом. Рука горячая на ощупь. Он говорит, что это пламень души, всегда живущий в нем, но сейчас огню нечем подпитываться. Мцыри надеется, что рай распахнет ворота перед ним, но даже его он с удовольствием сменит на ад, за возможность на пару дней оказаться дома.

Последняя просьба умирающего похоронить в саду, откуда хорошо виден Кавказ.

Кратко «Мцыри» М. Ю. Лермонтов.

Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: молодой послушник-грузин, выросший в плену в русском монастыре, пытается вырваться на свободу.

Но воздух воли оказался слишком пьянящим для него, и он погибает, так и не успев познать жизнь. Эпиграф к «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю», – идеально отражает внутреннее состояние главного героя.

Очень краткий пересказ поэмы «Мцыри».

Однажды русский генерал, проезжая к Тифлису, оставляет в придорожном монастыре пленного мальчика – грузина лет 6. Ребенок болен, генерал опасается не довезти его, а потому решает отдать на поруки монахам – авось поставят малыша на ноги.

Мальчик остается в обители. Лермонтов называет его Мцыри. В переводе с грузинского – «послушник» или «чужеземец». Постепенно Мцыри поправляется. Он вырастает под покровительством старого монаха. Читает исключительно церковные книги, внешне тих и покорен. Но душа его полна тоски по родине, и однажды, перед постригом, он сбегает.

Мцыри на воле дышит полной грудью, он готов к приключениям. Слышит доносящиеся издалека песни юной грузинки, не может насмотреться на родные горы и реки. Он счастлив. Вступает в схватку с диким барсом, побеждает. Но сам при этом получает смертельные ранения. В своих блужданиях возвращается машинально к стенам своего монастыря – своей темницы.

Когда он лежит в беспамятстве, его находят монахи и приносят в келью. Ухаживает за Мцыри тот старик, под покровительством которого он вырос. Юноша исповедуется старцу и просит похоронить его в монастырском саду, среди акаций, в месте, откуда виден Кавказ. Чувствуя близкую смерть, он тоскует и жалеет о том, что вся жизнь его прошла вдали от родины, в монастыре, где все так и осталось для него чужим.

Главные герои и их характеристика:

Основной персонаж поэмы, от лица которого и идёт повествование — молодой горец Мцыри.

  • Мцыри – послушник, воспитанный в стенах русской обители. По происхождению грузин, шестилетним мальчиком оторванный от родных, обладает неистребимой жаждой свободы. У него доброе сердце (не желает зла своим похитителям), он храбр и решителен (бьется один на один с барсом). Монашеское воспитание не смогло искоренить дух свободы и воинственности, родившиеся вместе с ним.

Второстепенные герои и их характеристика:

В тексте встречаются и другие герои, играющие эпизодические роли: генерал, старый монах, грузинская девушка и дикий барс.

  • Барс – сильное, мускулистое животное, дитя свободы. Он прекрасен: глаза его светятся, шерсть отливает серебром. Он смел и отважен: бросается в бой легко. Он любит жизнь и умеет наслаждаться свободой. Схватка барса и Мцыри – это схватка равных, имеющих одинаковые права на жизнь.
  • Монах – миролюбивый, ласковый и добрый старик. Он взял под свое покровительство больного ребенка, оставленного генералом, выходил его, дал ему образование, какое мог. Но он слаб и не понимает стремления Мцыри к воле.
  • Грузинка – молодая девушка, покрытая чадрой, под которой угадываются стройное и гибкое тело. Грузинка пришла с кувшином к источнику набрать воды. Наряд ее беден, но она прекрасна, все ее юное существо дышит любовью (или предчувствием любви). «Глубокий мрак ее очей» смущает тайно подсматривающего за ней Мцыри. Она поет – и голос ее «безыскусственно живой», «сладко вольный».
  • Генерал – военный с многолетним стажем, жесткий, сильный, закаленный в боях. Привозит больного мальчика в монастырь.

Краткое содержание поэмы «Мцыри» подробно по главам.

В нескольких главах перед читателем разворачивается целая драма – короткая жизнь Мцыри.

Перед внутренним взором читателя – прекрасная горная местность, где текут реки Арагва и Кура, где некогда был монастырь, а теперь замерла жизнь. Остался там лишь старик седой, старый монах, который сметает «пыль с могильных плит», забытый богом и людьми.

Все напоминает о временах, когда «божья благодать» сошла на Грузию: некогда вольная страна сдалась русскому царю, и теперь под защитой и охраной русских «дружеских штыков» живет, не зная горя.

Однажды русский генерал, проезжавший из гор к Тифлису, оставил в местном монастыре больного ребенка-грузина шести лет.Он взял мальчика в плен. Дорогой ребенок тяжело занемог, пришлось поручить заботы о нем монахам.

Благодаря заботам монаха-чернеца мальчик «Мцыри» был спасен, хотя поначалу «пищу отвергал», слабел и чах. Все-таки он выздоровел. Вырос, возмужал, готовился принести монашеский обет. Был одинок и задумчив, любил уединение.

К плену он привык – так казалось всем окружающим. Но однажды Мцыри исчез. Через три дня его без чувств нашли неподалеку от монастырских стен. Он быстро угасал на руках у старика-монаха, любившего его с детства, но перед смертью поведал тому историю своего исчезновения.

Мцыри умирает, а перед смертью решает облегчить душу, исповедаться старику. Он вспоминает, что всегда хотел окунуться в иной, чудесный мир, где царит любовь, кипят земные страсти, где есть воля и свобода. В своей исповеди юноша говорит, что мечтал жить именно так, признает эти свои желания и умирает, не прося ни у кого прощения за свой побег и свои дерзкие мысли.

Мцыри горько пеняет старику: «Зачем меня от смерти спас?». Он вспоминает, что очень хотел, но никому не мог сказать «священных слов «отец и мать». Наблюдая за изредка появлявшимися в монастыре людьми, мальчик видел, что у всех есть кто-то родной, у него же никого не было.

И тогда он принес клятву хоть раз в жизни суметь прижать к груди родного человека, чего бы это ему ни стоило, хоть самой жизни.

Но мечты погибли. Молодой человек умирает, не успев начать жить.

Умирающий Мцыри уверяет, что могила не страшит его. Но ему жаль покидать этот мир во цвете лет, он словно только начавший распускаться цветок.

Юноша говорит старому монаху, что тот был молод, видел мир, успел испытать любовь, а теперь его желания угасли. Он же, Мцыри, так и не познал жизнь, а теперь стоит на пороге смерти.

Мцыри рассказывает, что во время своего трехдневного странствия видел горные хребты и поля, перед ним раскинулся, раскрылся во всем своем великолепии Кавказ, разросшиеся мощные деревья с раскидистыми кронами.

Он видел, как облака в предрассветной дымке направляются к востоку, как просыпается чудесный мир вокруг. А тайный голос шептал ему, что где-то на Кавказе мальчиком жил и он, именно в тех местах. И стала постепенно просыпаться память о детских годах.

Вспомнил юноша родной аул, важных стариков, неторопливо ведших беседы возле жилищ. Вспомнил собственного отца, что «в одежде боевой» входил в дом, бряцая оружием.

Услужливо подсказала память Мцыри, что у него были и сестры–молодые девушки со «сладостными очами», что пели песни над его колыбелью. Отцовский дом и мирные рассказы стариков у очага – все это вырвалось из глубин детской памяти.

Старик хочет знать, что делал послушник, убежав на волю. Мцыри рассказывает о трех блаженных днях, которые он провел впервые в жизни так, как хотел. Он давно лелеял мечту вырваться из неволи. Убежал Мцыри в грозу – когда все монахи, испугавшись, лежали ниц на земле, и молились.

Он обняться с ветром «был бы рад» – и осуществил свою мечту. Юноша спрашивает старика: могли ли монахи дать ему такую дружбу «меж бурным сердцем и грозой», то есть истинное наслаждение свободой?

Долго бежал Мцыри, стремясь скорее попасть на родину, которую смутно помнил. Наконец прислушался: погони нет. Его пьянила свежесть лесов, он даже почти не устал, но прилег отдохнуть «меж высоких трав». Гроза утихла.

Природа вновь наполнилась звуками, запели птицы, где-то завыл шакал. Мцыри не испытывал страха, хотя и вынужден был прятаться, чтобы его не нашли. Он чувствовал себя своим здесь, на вольном воздухе, в своем мире.

Был глухой ночной час, ближе к рассвету юноша услышал шум мощного потока воды. Небо посветлело, запели птички. Небо озолотило солнце. Мцыри прислушался к звукам реки, которая шумела прямо под ним, и понял, что лежит он на самом краю бездны. В этот миг он по-настоящему испугался.

Тем временем природа оживала. Воздух был свеж и прозрачен, рядом вились виноградные лозы, полные спелых ягод. Мцыри «прислушиваться стал».

Щебетали птицы, все живое словно переговаривалось между собой, наполняя мир вокруг звенящими загадочными голосами. Слушая, провел юноша полдня, и наконец, начал томиться жаждой: наступал жаркий полдень.

Тогда он осторожно начал спускаться к бурному потоку. Это было опасно, однако молодой человек сумел не сорваться. Благополучно завершив спуск к реке,он жадно припал губами к холодной воде. И услышал легкий шум шагов.

Спрятавшись, Мцыри продолжает слушать – звучит песня. Раздается вольный голос молодой грузинки, она идет набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой, юная девушка в чадре шла к источнику. Бедный наряд не только не умалял красоту, а казалось, даже подчеркивал ее.

Красавица была стройна, плотная ткань окутывала стан, лицо же было открыто. Послушник увидел «мрак очей», полный «тайнами любви», почти физически ощутил жар ее уст и щек.

Девушка, не прекращая петь, опустила кувшин в воду, наполнила его. В этот момент юноша потерял сознание от переполнявших его чувств.

Очнувшись, он увидел, что девушка удаляется с полным кувшином, направляясь к двум саклям вдали. В одну их них красавица вошла, затворив за собой дверь.

Изнуренный молодой человек лег отдохнуть, уснул, ему виделась во сне прекрасная грузинка. Пробудившись ночью, Мцыри смотрит в сторону «знакомой сакли» – там мерцает огонек.

Но туда он идти не хочет, так как собирается найти отчий дом. Как рассвело, Мцыри снова направляется в путь. Однако он «с пути сбиваться стал». Горы юноша потерял из виду.

В бешенстве и отчаянии Мцыри рвал терновник, забирался на высокие деревья, чтобы увидеть дорогу, но все напрасно – лишь вечный лес простирался вокруг.

Мцыри рыдал, но не смел позвать никого на помощь. Он понимал, что к людям нельзя, для всех он чужой.

Юноша вспоминает, что в детские года он никогда не плакал, а тут слезы вольно лились, и вырвавшийся на свободу послушник «плакал без стыда». Вдруг внимание Мцыри привлекли искры, он увидел тени – и зверя, выскочившего из чащи на поляну.

То был мощный, красивый барс, явно радовавшийся своей силе и энергии. Он грыз большую кость. Мцыри почуял радость от того, что встреча в бою с барсом неизбежна. Отломив сук от дерева, он затаился и ждал.

Барс, в свою очередь, врага учуял. Сейчас начнется смертельный бой! Барс бросился, но Мцыри его предупредил: нанес своим оружием «верный удар», рассек лоб животного. Хлынула кровь.

Барс завыл, собрал все силы и кинулся на грудь Мцыри. Тот воткнул в горло врага свое оружие и провернул дважды. Однако бой еще продолжался.

Враги сцепились на земле в смертельных объятиях. Мцыри ощутил в себе дикую, первобытную силу, испустил ужасный крик. Барс понемногу слабел и наконец закрыл глаза. Смерть пришла к нему. Мцыри остался победителем в этом равном бою.

На груди Мцыри остались следы когтей. Они уже не заживут – так говорит он старому монаху. Собрав последние силы, забыв про страшные раны, юноша устремляется на поиски родного аула.

Мцыри вышел из леса. Оглядывая местность, он начал понимать, что эти края ему знакомы. Присмотревшись внимательнее, увидел вдали аул.

И тут прозвучал звон колокола, который показался ему похоронным звоном: Мцыри понял, что в своих скитаниях вновь вернулся к монастырским стенам. То был не страшный сон: то была правда. Он бесполезно скитался несколько дней, чтобы вновь подойти к тюрьме, из которой бежал.

Мцыри печально размышляет: напрасно томился он желаньем и тоской столько лет. Напрасно все его помыслы обращались к родному дому и милому сердцу краю.

Он уподобляет себя тепличному цветку, который пересаживает добрая рука в богатый сад. Но цветок вянет с первыми жаркими лучами солнца.

Вступил в свои права полдень. Мир божий спал – Мцыри тоже одолела сонливость. Все вокруг словно лишилось звуков: не вскрикнул коростель, не прожужжала стрекоза, не зажурчал ручей.

Мир будто впал в оцепенение. Мцыри, пребывая в спутанном сознании, скорее чувствовал, чем видел, что недалеко проползла и скрылась змея.

Мцыри хотел встать, закричать – и не мог. Юноше почудилось, будто он лежит на дне глубокой реки, где царят холод и покой. Вокруг плавают рыбки, и золотая рыбка успокаивающе, точно родная мать, нашептывает ласковые слова.

Этот бред был приятным, приносил облегчение. Сознание Мцыри затуманилось, и он провалился в небытие, свет божий вокруг померк.

Исповедь юноши окончена. Остальное старику монаху известно. Это ему рассказали иноки, нашедшие и принесшие Мцыри в монастырь. Молодой послушник готов к смерти, но его печалит, что труп его будет лежать в чужой земле.

Мцыри предчувствует кончину, говорит старику: «Дай руку мне! Прощай!». Его рука в огне, старик ощущает, что молодого человека сжигает внутреннее пламя, в котором горят все несбывшиеся мечты и надежды.

Но мысли Мцыри далеко от ненавистного монастыря, устремлены к тем местам, где в детстве играл, где мать и сестры пели ему колыбельные, а отец учил владеть оружием.

Последняя просьба юноши: он хочет, чтобы его положили в саду, где цветут акации. Там, с этого места, «виден и Кавказ», то есть родина Мцыри, к которой он так стремился всеми помыслами.

Там душа может легко полететь к родным местам. И тогда, обещает умирающий, «…я засну и никого не прокляну!». В сердце его нет зла на поработителей, его пленивших.

Истории создания поэмы «Мцыри».

Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Но Лермонтов лелеял замысел этого произведения с самой юности, с 17-летнего возраста.

Вероятно, он сумел воплотить его в жизнь, только когда соединились в стройную картину в его воображении сразу несколько романтических легенд и правдивых историй, слышанных им на Кавказе. Так, он давно знал байку о битве юноши и барса (тигра).

А история с похищением мальчика была истинной – ему рассказал ее однажды монах, которого пленил и отвез в монастырь генерал Ермолов.

Поэма «Мцыри» – это печальная, но героическая история человека, не покорившегося обстоятельствам и не предавшего свою мечту.

Краткое содержание «Мцыри»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 14072.

О произведении

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.

Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.

Место и время действия

События поэмы происходят в первой половине XIX века в Грузии, в монастыре и в горах вокруг него.

Главные герои

  • Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.

Другие персонажи

  • Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.
  • Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.
  • Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых любопытных –

для самых крутых –

Краткое содержание

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

Глава 1

В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».

Глава 2

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

Главы 3-5

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь, а Мцыри ее лишен.

Главы 6-7

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Глава 8

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Главы 9-13

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Главы 14-15

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

Главы 16-19

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Главы 20-23

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Главы 24-26

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.

Тест по поэме «Мцыри»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Краткое содержание Лермонтов Мцыри

Русский генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Он вез с собой пленного мальчика, горца. В дороге шестилетний пленник тяжело заболел, но, несмотря на свой юный возраст, он стойко переносил мучительный недуг – ни одного стона или жалобы не вырвалось из губ мальчика. Умирающего ребенка оставил у себя и выходил один монах, который потом его и вырастил. Сначала мальчик тосковал по родине, всех избегал. Но постепенно он смирился с участью пленника, научился говорить на чужом языке, окрестился и даже намеревался постричься в монахи.

Но неожиданно юноша куда-то пропал из монастыря. Его несколько дней искали по окрестным лесам, но безуспешно. Позже парня нашли в степи, принесли в обитель – сам он идти не мог, настолько был слаб. Он не желал ничего рассказывать о причине своего побега, и с каждым днем становился все слабее. Он умирал.

И вот, видя приближающийся конец своего питомца, к нему пришел воспитавший его монах. Он умолял юношу исповедаться. Тогда больной, собрав последние силы, начал свой рассказ:

«Ты пришел выслушать мою исповедь? Спасибо, мне необходимо облегчить душу перед смертью. Ты знаешь, я людям не сделал ничего плохого, каяться мне не в чем. Прожил я слишком мало, и жизнь моя вся прошла в плену. С какой радостью я променял бы ее на другую, наполненную тревогами, битвами.

Зачем, когда я был ребенком, ты спас меня от смерти? Ведь ты обрек меня на одинокое существование! Оторванный от родины, я вырос в унылых стенах монастыря, мне некого было называть отцом и матерью. Ты хотел, чтобы я забыл родных, отчизну. Но нет, я поклялся себе, что сбегу из монастыря и увижу свою родину и милых моему сердцу людей. Теперь не суждено сбыться моим мечтам.

Я не боюсь смерти, но расставаться с жизнью мне жалко. Ведь я молод, и так многого не испытал: любви, страсти, тревог, радости… Ты уже стар, и все это тебе не нужно. Но у тебя все было! Ты жил!

И вот, ночью, во время грозы, когда все монахи лежали ниц и молились, я покинул опостылевший монастырь. Разбушевавшаяся гроза, порывистый ветер приводили меня в восторг. Я долго бежал, сам не зная куда. Устав, прилег среди высокой травы и прислушался – нет ли погони?

Отдохнув, я снова пустился в путь. Впереди я видел острые зубцы гор и знал, что там Кавказ, там моя родина. Я был голоден и уже сильно вымотан, но желание попасть в родную страну гнало меня вперед. Пойдя по прямой дороге, я заблудился в лесу и потерял очертания гор из виду. Тогда меня охватило такое отчаяние, что, упав на траву, я разрыдался. Хотя даже в детстве никто не видел моих слез.

Вдруг на поляне мелькнула тень, затем из леса выпрыгнул какой-то зверь. Оказалось, это барс. Я схватил сук и приготовился к бою, почувствовав жажду борьбы в сердце. И вот огромная кошка почуяла врага, зверь издал жуткий вой и мощным прыжком бросился на меня. Но я успел ударить его суком и рассек звериный лоб. Он упал. Несмотря на льющуюся из раны кровь, барс поднялся, и бой продолжался. Он бросился на мою грудь, а я воткнул в его горло свое оружие и дважды его провернул. Барс завыл, но не сдался. Тела наши переплелись, мы продолжали биться на земле. Наконец силы оставили зверя, и он испустил дух.

Когда же утром я вышел из леса, то услышал звон колокола. Ужасная мысль поразила меня: ведь я вернулся к стенам монастыря, от которого бежал. И мне стало ясно, что никогда я не увижу родных мест и любимых людей. И вот я умираю. Жалею только, что лежать я буду в чужой земле».

Главная мысль поэмы Мцыри Лермонтова

Это произведение учит любви к родине, преданности своему народу, его обычаям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Мцыри. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В стране, где жили пикты, росло много вереска. Из этого растения коренные жители варили вкусный напиток, который был слаще мёда и пьянил больше, чем вино. Секретный рецепт хранился пиктами и передавался из поколения в поколение.

Рассказ повествуется от лица маленького мальчика, папа которого уехал по делам, а в доме начали происходить странные вещи. Когда ребенок играл в детской комнате, дверь неожиданно открылась, как будто бы без чьей-то помощи

Средневековая Русь. 1237 год. Хан Батый приводит войско под стены Рязани, требует дань и грозит разорением, если ему откажут в исполнении.

Однажды Дагни Педерсен собирала шишки в лесу и встретила известного композитора Эдварда Грига. Они начали разговаривать, и Григ пообещал ей через 10 лет сделать презент.

Одна из увлекательных произведений автора повествует нам о девушке, которой поручают комсомольское задание – отработать вожатой в пионерском лагере. Ей очень не хотелось выполнять эту роль, но потом она поняла

Краткое содержание М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

  1. Основные персонажи
  2. Тезисный пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея автора

В представленном кратком содержании поэмы Лермонтова «Мцыри» описывается сюжет из жизни юноши-горца. За основу произведения взята история о реальном человеке, которую Михаил Юрьевич услышал на Кавказе. Автор добавил в историю трагичный финал, дополнил художественными подробностями подобно тому, как это делал А.С. Пушкин (которого Лермонтов считал примером и учителем). Произведение состоит из коротких глав, прочитать которые в полной версии необходимо каждому. Краткое содержание «Мцыри» содержит описание основных моментов, которые составляют суть рассказа.

Основные персонажи

  • Мцыри — юноша, которого ребенком оставили в монастыре на лечение. Он прожил всю жизнь под защитой священных стен, но хочет вернуться в родной аул и увидеть близких. Слово «мцыри» означает «послушник, монах, который ещё не принял постриг, чужак».
  • Старик чернец — слушает предсмертный рассказ юноши. Он растил мальчика и выходил его, когда тот был еще маленький.

Тезисный пересказ

Маленького больного мальчика русский генерал оставляет в кавказском монастыре, чтобы монахи вылечили и воспитали его. Ребенок растет и готовится принять постриг. В один день молодой человек бесследно исчезает, а через три дня его, израненного, находят неподалеку.

Юноша рассказывает свою историю о том, как чуть не упал с обрыва, встретил прекрасную девушку, а ночью, потерявшись в лесу, наткнулся на барса, с которым вступил в борьбу. Послушник убил зверя, но тот успел нанести ему смертельные раны. Мцыри выходит наугад из леса и в итоге оказывается там, откуда бежал. Монахи подбирают юношу и относят его в келью, где тот умирает.

Краткое содержание

Ниже представлено краткое содержание по главам поэмы “Мцыри”, по которому можно составить общее впечатление о произведении.

Глава 1
На пересечении рек Арагвы и Куры стоит разрушенный монастырь. В нем живет старый монах, который сметает пыль с могильных плит и вспоминает прошлое.

Глава 2
В Тифлис из гор едет русский генерал. Он привозит в монастырь мальчика-горца. Ребенок болен, но мужественно переносит мучения. Монахи оставляют больного у себя на воспитание. Мальчик взрослеет, думает принять обет, но в один из дней внезапно исчезает. Через некоторое время его находят под стенами монастыря, израненного. Мцыри не открывает старцам, где он был, и тогда к нему присылают чернеца, который ранее служил воспитателем. Ему-то юноша и поведал свой рассказ.

Глава 3
Молодой человек благодарит старца, что тот решил его выслушать. Он признается, что все это время жил в монастыре, как в плену, лелея лишь мечту о свободе и не испытывая вину за эти мысли.

Глава 4
Мцыри знает о том, что старик вылечил его, но не рад этому. Когда ему было особенно одиноко в монастыре, он дал себе клятву найти хоть кого-то из родных.

Глава 5
Мцыри не боится смерти, лишь жалеет, что не увидел мир, не успел испытать сильных чувств. Он говорит старику, что завидует ему, ведь тот успел пожить и у него есть ценные воспоминания. А ему так и не было суждено узнать, каково это.

Глава 6
Далее юноша рассказывает, что во время побега видел природу, горы, облака, стаи птиц. Смотрел на горные хребты и, кажется, начал вспоминать свои корни, чувствуя, что когда-то жил в тех местах.

Глава 7
Мцыри вспомнил, как жил в отцовском доме, около которого собирались на совет старики. Отец приходил в кольчуге, а сестры пели песни над колыбелью.

Глава 8
Три дня, которые юноша провел на воле, были блаженны. Мцыри задумал сбежать уже давно, чтобы узнать, для чего же он родился на свет, подальше от монашеских стен, где нет истинной жизни.

Главы 9, 10
Долго бежал он, пока не устал и не упал в траву. В ночной тиши юноша впервые слышал крики шакала, шорох от проползающей мимо змеи. Но ему совсем не было страшно прятаться среди скал.

Утром юноша проснулся от шума водопада. Оказалось, что он лежит на краю обрыва.

Глава 11
Вокруг него был лес и виноградники. Птицы слетались сюда, чтобы насытится. Молодой человек прислушивался к незнакомым звукам, пытаясь уловить человеческую речь, мечтая найти родных. К полудню его одолела жажда.

Глава 12
Юнога спустился по лозе к источнику, чтобы напиться, и вдруг услышал звук песни. Недалеко показалась молодая грузинка, которая нежным голосом напевала незамысловатый мотив. Мелодия навсегда сохранилась в сердце юноши.

Глава 13
Девушка с кувшином на голове пробирается к источнику и набирает воду. Мцыри с замиранием сердца следит за ней, прийдя в себя, лишь когда та возвращается в хижину и закрывает за собой дверь. Молодой человек сетует, что старик не понимает его печали.

Глава 14
Наступает ночь, юноша засыпает, и ему снится молодая грузинка. Внезапно он просыпается под светом луны. В хижине девушки он замечает огонек, но не решается подойти туда и покидает местность, несмотря на голод. Однако найти обратную дорогу стало не просто.

Глава 15
Молодой человек теряется в лесу, пытаясь пройти сквозь кусты, влезть на дерево и увидеть дорогу, но все безуспешно. Впадая в отчаяние, он рыдает и грызет землю, как дикий зверь.

Глава 16
Мцыри вспоминает, что плакал без стыда, хотя до этого такого никогда не бывало. На поляне появляется барс, который играет с костью и не видит притаившегося гостя. Юноша берет в руки палку и чувствует, как в нем просыпается кровь предков и жажда боя.

Главы 17, 18, 19
И вот барс замечает Мцыри, готовится напасть. Первым ударом юноша бьет зверя в лоб, рассекая ему кость. Зверь со стоном падает, но не умирает. Бой продолжается.

Барс кидается Мцыри на грудь, они сплетаются в поединке и падают на землю. Наконец, юноша убивает зверя. Барс умирает в бою, как и положено величественному хозяину гор.

Бой мцыри с барсом

На груди юноши остаются глубокие раны, в которые попала земля. Он уходит в полусознании в глубь леса.

Глава 20
Вскоре Мцыри выходит к аулу, смутно понимая, что вернулся обратно к монастырю, откуда так рьяно хотел сбежать. Звон колоколов подтверждает его догадки. Юноша отчаивается, осознавая, что все его мечты оказались пылью и он никогда не найдет свою семью.

Главы 21, 22
Юноша говорит, что принимает свою судьбу. Сравнивает себя с цветком, который рос в тени, и после того, как его вынесли на солнце, лучи сожгли его лепестки.

Мцыри долго лежал в траве, слушая звуки природы. Рядом проскользнунула змея, игравшая на солнце.

Глава 23
Юноша хотел было встать, но не мог. Хотел кричать, но горло было абсолютно сухим. В предсмертном бреду казалось, что он лежит на дне реки, а вокруг плавают рыбы, которые поют какую-то песню. Они будто призывают остаться на дне, где будут о нем заботиться.

Далее молодой человек теряет сознание.

Главы 24, 25, 26
Мцыри находят монахи, на этом его рассказ заканчивается. Он жалеет, что умирает не на родной земле и родственники даже не будут знать, что он погиб, и скорбеть о нем.

Юноша прощается с монахом, говоря, что дух его по-прежнему требует свободы. И хотя рай — это тоже свобода, он бы променял его на несколько минут у родного дома.

Мцыри просит перенести его после смерти в сад под акации и похоронить там, чтобы видеть оттуда родные горные хребты. Он никого ни в чем не винит и лишь готовится умереть.

Основная идея автора

По краткому содержанию поэмы «Мцыри» прослеживаются мысли автора о свободе, стремлении достичь её даже ценой собственной жизни. Изначально Лермонтов обозначил эпиграф к «Мцыри» кратко: «Родина бывает только одна». Современники автора, движимые идеей революции, приняли поэму очень горячо. Раскрытая проблема борьбы за свободу духа в поэме «Мцыри» сделала ее одним из лучших романтических произведений в русской литературе.

В кратком содержании поэмы можно ознакомиться с тем, как автор понимает свободу для любого человека. Монастырь предстаёт тюрьмой для души героя. Однако, вырвавшись на волю, он понимает, что окружающий мир ему чужд. И хотя душа его стремится испытать яркие эмоции, бороться и сражаться, он все равно возвращается к монастырским стенам. Сам поэт призывал к свободе и крепости духа в достижении цели, а потому «Мцыри» часто воспринимался современниками как освободительный гимн.

Краткое содержание поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Чтобы составить более полное впечатление о произведении, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы.

В Мцхете он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы Лермонтова.

Основные персонажи поэмы

  • Мцыри – молодой горец, воспитанный в монастыре и готовящийся принять постриг. Сохранил память о родном Кавказе и собирается убежать на родину, когда же эта попытка не удается, умирает от тоски. Перед смертью исповедуется, и в этой исповеди звучат бунтарские ноты, горечь и сожаление о неудавшемся побеге. По примечанию самого Лермонтова, «мцыри» на грузинском языке означает «послушник», или же, во втором значении, «пришелец», «чужестранец». Таким образом, герой лишен собственного имени.
  • Генерал – привозит больного ребенка в монастырь и оставляет его там.
  • Старик-монах – вылечил и воспитал Мцыри, позднее выслушивает его последнюю исповедь.
  • Девушка-грузинка – с нею встречается Мцыри во время своих странствований, она становится его краткой любовью.

Лермонтов «Мцыри» очень краткое содержание

Вариант для читательского дневника.

Главный герой поэмы, молодой монах Мцыри, лежит при смерти в монастыре. Умирающий Мцыри рассказывает старому монаху историю своей жизни.

Мцыри родился на Кавказе в семье горца. До 6 лет он жил в своей семье и был счастлив. Однажды 6‑летний Мцыри попададает в плен к русским военным. Мальчик оказывается в монастыре, где его держат в плену. В монастыре Мцыри живет много лет. Здесь он взрослеет и становится юношей. Он мечтает вернуться к своей семье в родные края.

Однажды молодой монах Мцыри сбегает из монастыря. Он проводит 3 дня на воле. В одну из этих ночей на воле на Мцыри нападает барс. Мцыри побеждает барса и убивает его. В эти три дня Мцыри заболевает и от слабости теряет сознание.

Монахи обнаруживают больного Мцыри и приносят его в монастырь. В монастыре молодой человек лежит при смерти и грустит о том, что никогда не увидит родных.

На этом Мцыри заканчивает свой рассказ старому монаху. Судя по всему, молодой человек умирает от болезни, хотя о смерти не говорится прямо. В любом случае для Мцыри жизнь в монастыре равносильна смерти.

Короткий пересказ «Мцыри» Лермонтова

Русский генерал направляется в Тифлис и везет с собой захваченного у горцев мальчика лет шести. Ребенок тяжело переносил неволю, отказывался от еды и угасал подобно свечке. В результате генерал решил оставить его в попавшемся на пути Михетском монастыре.

Сначала мальчик, вздыхая, смотрел на вершины родных гор. Но постепенно привык к плену, стал понимать чужую для него грузинскую речь. Принял христианство и уже был готов принять монашеский постриг.

Но однажды осенней ночью он бежал из монастыря. Три дня монахи искали его в лесах, росших на склонах гор. Нашли же в степи, и принесли в обитель. Беглец ничего не говорил и не отвечал на вопросы. Только когда приблизился его смертный час он решил рассказать о том, что с ним произошло.

В монастыре юноша постоянно чувствовал, что его живет не той жизнью. Он ни к кому не мог обратиться со священными словами «мать» и «отец», которые запечатлелись в его памяти с раннего детства, не мог увидеть могилы предков. Он жил на чужбине жизнью сироты и раба и все время осознавал это.

Покинув стены монастыря юноша увидел все, к чему стремилась его душа: поля, леса, горы. Сердцу его стало легко, и он все вспомнил: родной аул, отца, блеск кинжалов, сестер, певших песни над его колыбелькой, золотой песок около горного ручья.

Он бродил по окрестностям. Видел у ручья молодую грузинку. Но приблизиться к жилищам людей не решился.

Ночью ему пришлось вступить в единоборство с барсом. Юноша был вооружен только рогатым суком, но смог одержать победу. Теперь он твердо знал, что если бы остался в родном краю, то был бы одним из лучших удальцов. Победа далась дорогой ценой. Барс исполосовал своими когтями грудь юноши, нанеся ему глубокие раны.

Вверху виднелись горы, за которыми скрывался монастырь. Доносился шум Арагвы и Куры. Беглец лежал и умирал, охваченный предсмертными видениями. Ему казалось, что ласковые волны уносят его. А вокруг в сиянии луны резвятся рыбки. Но тут юношу нашли монахи и отнесли в монастырь.

На смертном одре у юноши не было зла к монахам. Он хотел одного, чтобы его унесли умирать в сад и оставили там, в душистой траве, где росли две акации, воздух был чист и свеж, откуда был виден весь Кавказ. Он был готов уйти из жизни, примирившись со всеми.

Содержание поэмы «Мцыри» по главам

Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.

В месте слияния двух речек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет «за гранью дружеских штыков».

Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обетов Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.

«Я мало жил, и жил в плену» – так начинает Мцыри свою исповедь. Затем он упрекает монаха: зачем тот его спас и воспитал, если ему пришлось вырасти вдали от близких, не зная ни отца, ни матери и томясь постоянной тоской? Он молод, жаждет любви и жизни. Монах также был молод, но у него была жизнь – а Мцыри ее лишен.

Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, речке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчуге и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.

Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?

Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать его мысли в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова их рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.

Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».

Затем у ручья раздается волшебный голос – это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.

Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родной страны. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечных лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.

В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.

Юноша выбрался из леса и долго не может понять, куда же он пришел. Постепенно он начинает с ужасом догадываться: он вернулся к монастырю. Колокольный звон подтверждает догадку. Так Мцыри понимает, что ему уже не суждено увидеть родные края, и винит в этом самого себя: «На мне печать свою тюрьма / Оставила…». Приступ отчаяния сменяет предсмертный бред. Мцыри кажется, будто он лежит на речном дне, а вокруг него играют рыбки. Одна из них заговаривает с ним, и уговаривает его остаться здесь, на дне, где «холод и покой». Она же созовет своих сестер, и вместе они пляской развеселят его. Мцыри долго слушает эти сладкие речи, прежде чем забыться окончательно. Затем его находят монахи.

Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, – думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.

«Увы! – за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…»

Он просит перед смертью вынести его в сад, чтобы можно было еще раз увидеть Кавказ, полюбоваться сиянием голубого неба и красотой цветущих акаций. Прохладный ветерок напомнит ему о ласковой руке друга или брата, обтирающего со лба предсмертный пот, шум ветра покажется песней о «милой стране». Мысль о родной стране успокоит его и «с этой мыслью я засну,/ И никого не прокляну!…”».

Заключение

Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня.

Сюжет поэмы «Мцыри» с цитатами

Немного лет тому назад

Там, где сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагви и Куры,

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой — и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь в такой-то год

Вручал России свой народ.

“Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал…” С ним был пленный умирающий ребенок лет шести, который отказывался от пищи. Один монах пожалел ребенка и оставил его в монастыре. Но рос он нелюдимым, одиноким, ему были чужды детские игры… Он тосковал по родине. Однако постепенно он как будто привык к плену, выучил чужой язык, был окрещен и уже собирался принять монашеский обет, когда вдруг исчез.

Три Дня все поиски по нем

Напрасны были, но потом

Его в степи без чувств нашли

И вновь в обитель принесли.

Но юноша увядает, уже приближается его конец. К нему приходит исповедник, просит его поговорить с ним, и Мцыри открывает уста:

Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь;

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Не много пользы вам узнать, —

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог…

Мцыри признается старику, что в душе его всегда была единственная пламенная страсть — к свободе. “Зачем ты спас меня?” — упрекает он старика. Ведь жить ему пришлось в плену, он никому не мог сказать священных слов “отец” и “мать”. И вот Мцыри, как жил в земле чужой, умрет рабом и сиротой.

“Меня могила не страшит… — говорит юноша, — но с жизнью жаль расстаться мне. Я молод, молод… Пускай ты слаб, ты сед… Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть! Ты жил, — я также мог бы жить!”

Мцыри рассказывает о прекрасной природе, среди которой он оказался.

Вдали я видел сквозь туман

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней…

Ему вспоминается отцовский дом, в тени рассыпанный аул, домой бегущие табуны, лай знакомых псов. Он вспоминает смуглых стариков, блеск кинжалов длинных… А вот и отец, как живой, в своей одежде боевой, молодые сестры и звук их песен над его колыбелью-Мцыри говорит старику:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

‘Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Мцыри давно хотелось взглянуть на дальние поля, посмотреть на землю, на природу, понять, “для воли иль тюрьмы” родится человек. Он проводит ночь у обрыва, утром спускается вниз, к потоку. И видит, как к потоку приходит за водой прекрасная грузинка. Он не тревожит ее покоя. У него одна цель — пройти в родимую страну, ради этого он превозмогает чувствоголода.

Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе заплакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из чащи выскочил могучий барс. В схватке с барсом Мцыри побеждает. Это убеждает его в том, “что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Израненный, он вышел из леса и вдруг понял, что края эти ему знакомы, — он вернулся туда, откуда бежал.

И смутно понял я тогда

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда.

Мцыри теряет сознание, бредит, в таком состоянии его находят монахи и приносят обратно в монастырь.

Да, заслужил я жребий мой!

Могучий конь, в степи чужой,

Плохого сбросив седока,

На родину издалека

Найдет прямой и краткий путь…

На мне печать свою тюрьма

Прощай, отец… дай руку мне:

Ты чувствуешь, моя в огне…

Знай, этот пламень с юных дней,

Таяся, жил в груди моей;

Но ныне пищи нет ему,

И он прожег свою тюрьму

И возвратится вновь к тому,

Кто всем законной чередой

Дает страданье и покой…

Мой дух найдет себе приют…

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Мцыри просит похоронить его в монастырском саду, где растут две акации… “Оттуда виден и Кавказ!”

Видео краткое содержание Мцыри Лермонтова

Мцхет — древняя столица Грузии. Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветет она и благоденствует, «не опасался врагов,/ За гранью дружеских штыков».

Ссылка на основную публикацию