Максимка – краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

«Максимка» — краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности.

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Главные герои и их характеристика

В рассказе несколько главных персонажей:

Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина.

В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

Краткое содержание рассказа «Максимка»

Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

Главная мысль произведения Константина Станюковича

Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка.

Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

Станюкович “Максимка”­ : какое краткое содержание для читательского дневника?

Константин Станюкович “Максимка”: какое краткое содержание рассказа, основная мысль?

Константин Станюкович рассказ “Максимка”: кто главные герои?

Константин Станюкович “Максимка”: о чем рассказ?

У К. М. Станюковича много написано на морскую тему. И действие рассказа “Максимка” происходит по большей части тоже в море. Русский военный клипер “Забияка” спасает тонущего в волнах мальчика-негритенка с потерпевшего кораблекрушение американского судна. На том судне мальчик прислуживал капитану, по сути, был рабом.

Сначала он, попав к русским, всего боялся, привыкнув к побоям и ругани, да еще и русского языка не знал.

Но уже через месяц, пока длилось плавание, перестал страшиться, выучил кое-какие русские слова и подружился с экипажем “Забияки”. А лучшим его другом стал матрос Лучкин, который всей душой полюбил Максимку (имя мальчику дали потому, что нашли его в день святого угодника Максима). Лучкин стачал башмаки маленькому другу, показал артиллерийское учение. Негритенок, в свою очередь, забавлял экипаж клипера песнями и танцами.

По возвращении корабля в порт приписки никто не хотел расставаться с Максимкой, и капитан разрешил оставить его на борту. Через три года, после того, как Максимка поплавал на “Забияке”, его отдали в школу фельдшерских учеников. А Лучкин вышел в отставку — так не хотел прощаться с юным негром.

По этому рассказу в 1952 году поставлен фильм, где Лучкина играл Борис Андреев, негритенка — русский мальчик.

В ролях членов экипажа были заняты такие известные актеры, как Михаил Пуговкин, Николай Крючков, Марк Бернес, Вячеслав Тихонов. Конечно же, фильм с таким составом актерским получился интересным, увлекательным.

Действие рассказа Станюкевича “Максимка” проходит на русском военном клипере “Забияка”.

Матросы спасают терпящего бедствие в океане человека. Им оказывается ребенок 10 лет, темнокожий негритёнок. Мальчика накормили и обогрели, уложили спать. далее удалось с помощью переводчика (мичман) расспросить и понять судьбу и положение мальчишки, почти рабское, на английском судне.

Один из матросов по фамилии Лучкин опекает мальчика, одевает его в русскую военно-морскую форму.

Мальчик повеселел и на заботу отвечал приветливо и открыто.

В Кейптауне он выразил желание не сходить на берег, а остаться матросом или юнгой на русском корабле.

Главная мысль рассказа: среди людей должна быть взаимовыручка и участие.

Константин Станюкович сам вырос в семье адмирала, и поэтому, все связанное с морем, было ему довольно близко.

Став писателем Станюкович большинство его произведений из жизни военно-морского флота.

Одним из известных его рассказов является «Максимка».

Прочитав его, составить краткое содержание для читательского дневника не составит труда.

Краткое содержание рассказа:

Военный клипер «Забияка» идет тропиками Атлантического океана. Прекрасная безоблачная погода. Горизонт пуст. За бортом переливаются серебряной пеной гребни синих волн. Можно в морской глади различить чешую рыбки или изредка темную спину кита.

Моряки занимаются своей повседневной работой: чистят снасти и палубу.

И вдруг крик часового, человек в море. Спустили баркас на воду. Вернулся он с маленьким негритенком. Мальчик чудом уцелел.

Он вцепился в обломок мачты американского брига «Бетси».

Все матросы прониклись жалостью к мальчику. Они узнали, что для капитана-американца мальчик был рабом. Тот по любому поводу наказывал его, избивал плетью.

Матрос Иван Лучкин лучший в своем деле, хотя и отчаянный пьяница (с красным носом) сшил Максимке (так он назвал паренька в честь святого) сшил ему маленькую матросскую форму. Он же стал обучать негритенка русской речи, взял под свою опеку.

Матросы так полюбили арапчонка, что упросили капитана оставить его на корабле. Так Максимка стал юнгой и проплавал с командой три года.

В дальнейшем капитан определил паренька в школу фельдшерских учеников в Кронштадте.

Иван Лучкин один из главных героев рассказа, чтобы быть ближе к своему воспитаннику, вышел в отставку, и бросил пить.

В судьбе Максимки приняли участие и капитан корабля, и доктор, и мичман Петенька, и боцман.

Основная мысль: показать доброту русских моряков, способность не только к сочувствию, но и на благородные поступки. И им безразлично, какой расы мальчонка, какой у него цвет кожи. Главное вовремя оказать помощь. Спасти человека.

Краткое содержание рассказа К.Станюковича “Максимка” для читательского дневника:

Раннее утро, Атлантический океан, тропики, на русском военном корабле “Забияка” утренняя уборка. Добрый, но крикливый боцман Матвеич следит за порядком. Вдруг окрик часового: человек в море, обломок мачты. Все волновались, спустили баркас на воду, гребцы принялись за дело. Баркас вернулся со спасенным мальчиком негром 10 лет. Мальчика выходили, поначалу решили высадить его на мысе Доброй надежды. Мальчик оказался с потонувшего американского корабля “Бетси”, перевозившего негров, там он прислуживал капитану, питался объедками, капитан его бил. Малыш, матросы назвали его Максимкой, был сирота из Мозамбика. Матрос Иван Лучкин, любитель выпить, сшил мальчику матросскую форму, стал присматривать за мальчиком.Малыш называл его “Лучики”. Матросы полюбил мальчика, заботились о нем, выучили русскому языку, окрестили его Максимом Забиякиным и оставили на корабле юнгой. Через 3 года корабль вернулся в Кронштадт, Максимку определили учиться на фельдшера, Лучкин остался с ним, пить стал меньше.

Рассказ “Максимка”, краткое содержание для читательского дневника:

  1. Экипаж корабля “Забияка” во время похода в Атлантическом океане спасает мальчика негритенка с потерпевшего кораблекрушение американского корабля.
  2. Оказалось, что мальчик прислуживал капитану, был у него как раб, он плохо к нему относился.
  3. Экипаж “Забияки” принял негритенка радушно, назвали его Максимкой, особенно мальчик сдружился с Лучкиным.
  4. Мальчик работает на корабле юнгой. Потом, когда корабль приплывает в Кронштадт, Максимка поступает на учебу на фельдшера.
  5. Лучкин уходит в отставку и продолжает заботиться о мальчике.

Главнымм героями этого рассказа являются Максимка и Лучкин.

Главная мысль рассказа: отношения между людьми должны строиться на уважении.

Рассказ Константина Станюковича «Максимка» — это трогательная история о дружбе двух моряков: Ивана Лучкина и Максимки. Взрослый матрос и темнокожий мальчик и являются основными героями рассказа.

А начинается история с того, что паровой клипер «Забияка» мчится на юг, а затем матросы обнаруживают в море человека. Проводится спасательная операция и вскоре на борт парусного корабля был поднят мальчонка с темным цветом кожи.

Когда ребенок пришел в себя, он рассказал, что был рабом капитана американского судна, который к нему относился очень жестоко. Когда корабль стал тонуть, то ему удалось уцепиться за мачту – так он смог выжить.

Ивана тронула история мальчугана и он берет над ним шефство. В честь Святого угодника Лучкин нарекает найденыша Максимом. Моряк приглядывал за парнишкой и даже соорудил ему матросскую одежду. Теперь Максимка стал одним из членов команды.

Мальчонке угрожает высадка в Каптоуне, однако моряки упросили капитана оставить его на судне. Так Максимка становится юнгой, и Иван весьма рад такому справедливому решению проблемы. Лучкин привязывается к мальчонке, а тот – к матросу. Вскоре Максимку окрестили, и он получил фамилию Забиякин – таким было название судна.

Прошло три года. Иван и Максимка прибывают в Кронштадт, и здесь четырнадцатилетний парень поступает в училище, чему Лучкин очень рад.

Главная мысль рассказа состоит в том, что настоящая дружба может возникнуть между совершенно разными людьми. Её возникновению способствует доброе отношение людей друг к другу, сострадание, взаимовыручка и стремление поддержать товарища в трудную минуту.

«Максимка» — читательский дневник по рассказу К. Станюковича

Рассказ «Максимка» Константина Станюковича, об истории трогательной дружбы матроса и мозамбикского темнокожего мальчика был впервые издан в 1896 году в журнале «Детское чтение».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Станюкович Константин Михайлович
Название произведения: «Максимка»
Жанр: рассказ
Год написания: 1896
Издательство: Искатель
Год издания: 2015

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте.
Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым.
Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.
Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.
Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Краткое содержание и сюжет

Русский военный паровой клипер «Забияка» быстро идёт на юг. Матросы убирают, моют, скребут и чистят палубу: на военном судне начинается день. Вдруг раздался громкий тревожный крик часового: «Человек в море!». Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру. Затем почти все паруса были убраны и баркас с шестнадцатью гребцами отправился спасать человека. Вскоре он вернулся и вместе с людьми был поднят на борт. На палубу вышел и спасённый — маленький негр лет десяти-одиннадцати, в рваной рубашке, истощённый. Его тотчас отнесли в лазарет. Доктор начал его отхаживать.

Затем, с помощью мичмана, который знал англ. язык, команда узнала о том, что мальчик был слугой у капитана американского корабля «Бетси». Хозяин бил его каждый день. А две ночи назад корабль столкнулся с другим кораблём и пошёл ко дну. Через два дня арапчонок поправился и хотел уже подняться на палубу, но у него не было одежды.

Тут в дверях лазаретной каюты появился пожилой матрос Иван Лучкин. Он принёс арапчонку платье: «Носи на здоровье, Максимка!» (Максимка, потому что спасли в день святого угодника Максима). Потом Лучкин повёл его на палубу, представил матросам. Арапчонка приняли с полным радушием, позвали обедать вместе со всеми. Лучкин скроил ему башмаки. Позвал посмотреть на артиллерийское учение, которое очень понравилось мальчику. Попытки научить арапчонка некоторым русским словам.

Так прошёл месяц. Максимка уже мог кое-как объясниться по-русски. Он нередко забавлял матросов песнями и танцами. Плавание близилось к концу, но Лучкин, предчувствуя разлуку, был невесел. Команда тоже привыкла к Максимке. Капитан разрешил оставить его на корабле. Вскоре «Забияка» вновь ушёл в плавание. Максимке дали фамилию Забиякин. Через три года они вернулись в Кронштадт. Максимку отдали в школу фельдшерских учеников. Лучкин вышел в отставку, чтобы быть около своего любимца.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Русский военный клипер спасает в море чернокожего мальчика. Оклемавшись, тот рассказывает, что был слугой у американского капитана, который часто его бил. Горький пьяница матрос Иван Лучкин решает взять его под свою опеку. Он сшивает ему одежду и даёт ему имя — Максимка. Они привязываются друг к другу, Лучкин даже начинает меньше пить. Максимку собираются высадить в Каптоуне, но команда просит капитана, и его оставляют на судне юнгой. Через три года Лучкин с Максимкой добираются до Кронштадта, где повзрослевший Максимка поступает в училище, а Лучкин остаётся с ним в городе.

План пересказа

1. Обычное утро на «Забияке» — военное судно, матросы моют, скребут, чистят палубу.
2. «Человек в море!» — часовой увидел за бортом фигурку человека и поднял тревогу
3. 16 спасателей — баркас с гребцами кинулся на помощь, увидели обломок мачты корабля и спасли человека
4. Спасенный мальчик-негритенок — спасенным оказал мальчик — негритёнок лет 10-11, в рваной рубашке, усталый и истощенный
5. Лазарет — спасенного поместили в лазарет, и доктор выходил его
6. Рассказ слуги американского корабля «Бетси» — мальчик оказался слугой капитана корабля, который жестоко обращался с ним и бил его больно и часто
7. Кораблекрушение — две ночи назад корабль хозяина негритёнка столкнулся с другим кораблем и затонул.
8. Имя негритенку — спасенного мальчика решили назвать Максим Забиякин, Максим — потому что его спасли в день святого угодника Максима, а Забиякин — в честь названия парового клипера «Забияка», а пожилой матрос Иван Лучкин дал ему одежду и смастерил для него башмаки
9. Артиллерийское учение — Иван Лучкин много возился с Максимом, обучал его артиллерийскому делу и учил его русскому языку
10. Кронштадт — через три года, когда Максимка немного подрос, его отдали в школу фельдшерских учеников, матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы не покидать своего любимца Максимку.

Основная мысль

Нет ничего ценней простого человеческого участия и дружбы.

Чему учит

Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана.

Отзыв и что понравилось

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Вывод и мое мнение

Забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Станюкович “Максимка”: какое краткое содержание для читательского дневника?

Константин Станюкович “Максимка”: какое краткое содержание рассказа, основная мысль?

Константин Станюкович рассказ “Максимка”: кто главные герои?

Константин Станюкович “Максимка”: о чем рассказ?

У К. М. Станюковича много написано на морскую тему. И действие рассказа “Максимка” происходит по большей части тоже в море. Русский военный клипер “Забияка” спасает тонущего в волнах мальчика-негритенка с потерпевшего кораблекрушение американского судна. На том судне мальчик прислуживал капитану, по сути, был рабом.

Сначала он, попав к русским, всего боялся, привыкнув к побоям и ругани, да еще и русского языка не знал.

Но уже через месяц, пока длилось плавание, перестал страшиться, выучил кое-какие русские слова и подружился с экипажем “Забияки”. А лучшим его другом стал матрос Лучкин, который всей душой полюбил Максимку (имя мальчику дали потому, что нашли его в день святого угодника Максима). Лучкин стачал башмаки маленькому другу, показал артиллерийское учение. Негритенок, в свою очередь, забавлял экипаж клипера песнями и танцами.

По возвращении корабля в порт приписки никто не хотел расставаться с Максимкой, и капитан разрешил оставить его на борту. Через три года, после того, как Максимка поплавал на “Забияке”, его отдали в школу фельдшерских учеников. А Лучкин вышел в отставку — так не хотел прощаться с юным негром.

По этому рассказу в 1952 году поставлен фильм, где Лучкина играл Борис Андреев, негритенка — русский мальчик.

В ролях членов экипажа были заняты такие известные актеры, как Михаил Пуговкин, Николай Крючков, Марк Бернес, Вячеслав Тихонов. Конечно же, фильм с таким составом актерским получился интересным, увлекательным.

Краткое содержание рассказа К.Станюковича “Максимка” для читательского дневника:

Раннее утро, Атлантический океан, тропики, на русском военном корабле “Забияка” утренняя уборка. Добрый, но крикливый боцман Матвеич следит за порядком. Вдруг окрик часового: человек в море, обломок мачты. Все волновались, спустили баркас на воду, гребцы принялись за дело. Баркас вернулся со спасенным мальчиком негром 10 лет. Мальчика выходили, поначалу решили высадить его на мысе Доброй надежды. Мальчик оказался с потонувшего американского корабля “Бетси”, перевозившего негров, там он прислуживал капитану, питался объедками, капитан его бил. Малыш, матросы назвали его Максимкой, был сирота из Мозамбика. Матрос Иван Лучкин, любитель выпить, сшил мальчику матросскую форму, стал присматривать за мальчиком.Малыш называл его “Лучики”. Матросы полюбил мальчика, заботились о нем, выучили русскому языку, окрестили его Максимом Забиякиным и оставили на корабле юнгой. Через 3 года корабль вернулся в Кронштадт, Максимку определили учиться на фельдшера, Лучкин остался с ним, пить стал меньше.

Краткое содержание рассказа Станюковича “Максимка”:

  1. Клипер “Забияка” плывет по Атлантическому океану в сторону Африки
  2. Матросы занимаются уборкой, боцман Матвеич командует, лейтенант стоит на вахте
  3. Вахтенный замечает человека за бортом и с клипера спешно спускают баркас.
  4. Баркас скоро возвращается и привозит с собой мальчонку-негра лет 10.
  5. Арапчонка кормят и укладывают спать, а матросы обсуждают, куда его потом денут.
  6. Мальчик рассказывает, что был боем на американском корабле, но корабль потонул, столкнувшись с другим судном.
  7. Команда возмущается тем, что американский капитан каждый день бил мальчика.
  8. Мальчика одевают в сшитую матросом одежду и дают имя Максимка.
  9. Матрос Лучкин берет шефство над Максимкой.
  10. Лучкин учит Максимку русскому языку.
  11. Клипер приближается к Кейптауну и Лучкин готовится расставаться с Максимкой.
  12. Максимка говорит, что хочет быть русским матросом и остается на корабле.

Главные герои рассказа “Максимка” сам арапчонок Максимка и его друг и учитель матрос Лучкин.

Главная мысль рассказа: Нет ничего ценней простого человеческого участия и дружбы.

А вы знаете меня вообще пугает нынешняя молодежь! Мышление – клиповое, потребности – примитивные.

Читать драматургию? Им?

Да вы что издеваетесь??

  • Как можно там понять что-то и представить?
  • Женщине предлагают стать любовницей?
  • А че такого? Да я б за бабло.

Да – такое вот поколение выросло. БЕЗ нравственных ориентиров. БЕЗ желания разобраться и осмыслить. БЕЗ.

Страшно честно говоря. Дело не в том что они не понимают, дело в том что НЕ СПОСОБНЫ понять. Они и Настасью Филипповну осудят, если вообще поймут, что она ТАКИЕ деньги в огонь швырнула.

Чтобы весело и с удовольствием запомнить падежи русского языка, есть мультик в стихах про свинку. Посмотреть его можно здесь. А вот целый урок на 20 минут о склонении имен существительных (а это и есть изменение по падежам).

Конкурс “Кенгуру”, наверное, уже известен всем, а не только школьникам и родителям.

На данный конкурс, насколько мне известно, проводится каждый год. В нем принимают участие школьники, и надо отметить, что с каждым годом желающих становится все больше и больше.

В 2016-ом году конкурса “Кенгуру” еще не было (да, собственно, и год-то только начался). Но это увлекательное мероприятие состоится уже совсем скоро. Если говорить о дате проведения мероприятия, то в этом году этот день уже определен и выпал на семнадцатое марта 2016-го года.

Сам конкурс будет длиться семьдесят пять минут. Но, как правило, этого времени не хватает). Все говорят, что хочется чуть больше конкурсного времени, но есть правила.

Результаты можно будет увидеть на сайте, относящемся к конкурсу. Но не получится просто так посмотреть на данные. Необходим будет специальный персональный код.

А информация по конкурсу будет доступна уже в апреле 2016-го года.

О персональном коде и доступе можно будет прочитать по этой ссылке.

Правописание слова ВИНЕГРЕТ нужно запомнить. Это слово словарное, его правильное написание можно найти в словаре, а лучше просто запомнить.

Слово ВИНЕГРЕТ произошло от французского слова винегр – уксус. Буквальный перевод слова винегрет – уксусный салат. На Руси так именовали окрошку с добавлением уксуса. Позже этим словом стали называть холодное кушанье, приготовленное из мелко порезанных овощей, с мясом или рыбой с острым соусом, т.е. что-то похожее на салат, обязательно с вареной свеклой.

Слитное написание НИ или раздельное написание НЕ в словосочетаниях с определительными местоимениями ИНОЙ, ДРУГОЙ, почти всегда зависит от тех служебных слов, которые идут вслед за этим словосочетанием.

Когда далее следует союз КАК, то пишем частицу НЕ и, естественно, раздельно:

  • Не кто иной, как ты обязан победить на олимпиаде.
  • Меня привлекает в людях не что иное, как умение думать, ум и образованность.

Когда же далее следует отрицание (частица) НЕ, пишем отрицательное местоимение НИКТО или НИЧТО, в которых НИ- приставка:

  • Никто иной из писателей не понравился мне так же, как Достоевский.
  • Ничто иное Саньку просто не интересовало.

Приставку НИ- пишем и тогда, когда далее нет ни союза КАК, ни частицы НЕ, зато КАК находится впереди:

  • Ты как никто иной сможешь справиться с этой работой
  • Этот подарок как ничто иное привлёк моё внимание.

ЕСТЬ случаи написания в словосочетаниях местоимений НИКТО и НИЧТО и тогда, когда далее следует КАК, но зато впереди наблюдается наличие частицы НЕ.

  • Характеристику ученика должен подписать не кто иной, как первый руководитель школы.
  • Характеристику ученика не должен подписывать никто иной, как первый руководитель школы.

Последние два случая в школах не изучается, поэтому их нет на табличках и слайдах, предназначенных для школьных уроков.

Обо всех этих тонкостях подробнее можно прочитать в справочнике Розенталя.

Мадам Жизнь

Познавательно-развлекательный проект

Отзыв о рассказе Станюковича «Максимка»

Главный герой рассказа Константина Станюковича «Максимка» из сборника «Морские рассказы» — матрос Иван Лучкин, который служил на военном клипере «Забияка». Лучкин был хорошим матросом, но у него была пагубная страсть к спиртному. Порой доходило до того, что после увольнительной на берег товарищи Лучкина привозили его на корабль в бесчувственном состоянии. Но жизнь матроса Лучкина резко изменилась после одного события.

Корабль «Забияка» следовал с севера на юг вдоль африканского побережья, направляясь к мысу Доброй Надежды. В один из дней наблюдатель заметил в море человека, привязанного к обломку мачты. Капитан корабля приказал немедленно спустить баркас для спасения этого человека.

Спасенным оказался темнокожий мальчик, который остался единственным выжившим в кораблекрушении американского судна, перевозившего рабов. Мальчик был слугой капитана этого корабля, и ему приходилось ежедневно выносить побои и унижения от своего хозяина. Поэтому для спасенного было непривычным доброе к нему отношение русских моряков.

Мальчик был истощен и ослаблен после нескольких дней, проведенных в открытом море, и его поместили в лазарет. Вся команда корабля в тот день обсуждала спасение маленького арапчонка, и матросы думали о том, какой будет его дальнейшая судьба. Одно они знали точно – теперь он уже будет не рабом, а свободным человеком.

Когда пришла пора выписать мальчика из лазарета, выяснилось, что его не во что одеть. Своя одежда у арапчонка пришла в негодность, а готовая матросская форма была для него велика. Доктор и фельдшер мучительно пытались решить эту проблему, когда в лазарет явился Иван Лучкин. В руках у него был узелок. Как оказалось, Лучкин единственный из команды позаботился о мальчике, и сшил для него одежду. Он же дал арапчонку имя, назвав его Максимкой, потому что спасли мальчика в день святого угодника Максима.

Иван Лучкин с тех пор стал опекать Максимку и заботиться о нем. Он понемногу обучал его русскому языку и объяснял мальчику особенности матросской жизни. Максимка все схватывал на лету и вскоре стал любимцем команды.

Через три недели корабль достиг мыса Доброй Надежды, и Лучкин с грустью рассказал Максимке, что его высадят в Кейптауне. Но Максимка не захотел расставаться с добрым старым матросом, которого он называл Лючики. Максимка заявил, что тоже хочет быть матросом, как Лючики и служить вместе с ним.

Услышав о желании арапчонка, Лучкин рассказал о нем всей команде. Матросы обратились к боцману и попросили его донести до капитана просьбу команды оставить Максимку юнгой на судне. Капитан пошел навстречу команде, и Максимка стал юнгой на корабле «Забияка».

Вместе с Лучкиным новоиспеченный юнга сошел на берег в Кейптауне и не отходил от матроса ни на шаг. А когда Лучкин вновь выпил лишнего, Максимка сбегал за русскими матросами и они доставили Лучкина на корабль.

Максимка прослужил юнгой на клипере «Забияка» три года. Когда судно вернулось в Кронштадт, капитан устроил юнгу в школу фельдшерских учеников, а старый матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы жить поблизости от Максимки. Пить отставной моряк теперь стал гораздо меньше.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Станюковича «Максимка» заключается в том, что забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Рассказ Станюковича «Максимка» учит помогать людям в минуты опасности и заботиться о детях.

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Какие пословицы подходят к рассказу Станюковича «Максимка»?

В воду попадешь — сухим не вылезешь.
Добро того учить, кто слушает.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Константин Станюкович «Максимка»

Русский писатель Константин Станюкович был сыном адмирала, губернатора Севастополя. Корни его восходят к литовскому дворянскому роду. Константин был четвертым из восьмерых детей в семье. Естественно, для мальчика родителями была предусмотрена только военная карьера, тем более, что он принимал участие в обороне Севастополя одиннадцатилетним мальчуганом, являясь курьером между отцом и адмиралами Нахимовым и Корниловым.

Жизнь Станюковича связана с морем, он учился в морском кадетском корпусе, но влечение к литературе оттесняло все другое на второй план, в шестнадцать лет публикуется его первое стихотворение. Отец пытается возражать и отправляет сына на три года в кругосветное плавание. Но остановить писателя-мариниста невозможно, он сотрудничает с журналами, печатает короткую прозу, выходит в отставку.

Станюкович мастер рассказа. По его произведениям было снято три фильма. Одним из известнейших рассказов русской классики является «Максимка», написанный в 1896 году.

Краткое содержание рассказа «Максимка»

Прекрасное утро в Атлантическом океане. На русском клипере под названием «Забияка» обычный день — все по расписанию: уборка палубы до блеска, подготовка к поднятию флага, чистка орудий. Боцман Матвеич для порядка подгонял матросов, хотя каждый знал и выполнял свою работу качественно. Отличительным свойством его была ругань — в этом плане он был просто виртуоз.

Старшие офицеры лениво следят за беготней, мечтая скорее смениться с вахты. Вдруг часовой сообщает, что в море находится человек. Он то ли привязан к мачте, то ли просто держится за нее. На воду быстро спускается баркас и отправляется на поиски, потому что быстро клипер не остановить, человек потерялся из виду.

Все нервно следили за убывающим баркасом и делали предположения – жив тот человек или нет, кто он, откуда, не съела ли его акула. Вскоре спасатели вернулись и экипаж увидели что находкой был маленький мальчик, негр, лет одиннадцати. Он был очень изможден и худ, его срочно отвели к доктору, а клипер тем временем быстро набирал обороты и отправился своим путем.

Мальчика выхаживали с большой осторожностью. Боялись, чтоб не переел и не умер. Матросы рассуждали куда его деть и все сошлись на мнении, что его ссадят на мысе Доброй Надежды.

Мальчик быстро поправлялся, но доктор не понимал, что он говорит, поэтому пригласили мичмана Петю, чтоб он поговорил на английском с ребенком. Из разговора он вынес, что мальчик находился на американском судне «Бетси» и был рабом капитана, чистил одежду, сапоги и приносил еду с выпивкой. Жилось ему не сладко, он постоянно получал затрещины. Родом он из Мозамбика. Оттуда вывозили партию негров для работы на плантациях американцев.

Однажды американский бриг столкнулся с другим кораблем и пошел ко дну, негретенок привязался к мачте и два дня плавал в открытом океане. Всех очень поразил рассказ ребенка, им было жаль мальчика, матросы строили предположения, как поступит с ним командир судна.

Имя мальчику дал матрос Иван Лучкин, который принес ему одежду и назвал Максимкой. Иван сделал мальчику обувь и стал учить русскому языку…

Экранизация рассказа

Одноименный фильм по мотивам морских рассказов писателя был снят в 1952 году на Киевской киностудии режиссером Владимиром Брауном. Автором сценария выступил Григорий Колтунов. Приключенческая картина быстро завоевала зрительские симпатии, заняв пятое место в прокате после выхода фильма на экран.
В главных ролях снимались знаменитые советские актеры:

  • Н. Крючков
  • Б. Андреев
  • С. Курилов
  • В. Тихонов
  • М. Бернес
  • М. Пуговкин
  • А. Бовыкин

«Максимка» — краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

Главные герои и их характеристика

В рассказе несколько главных персонажей:

  1. Иван Лучкин

— около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

– худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина.

В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

– пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

— уже в годах, он добродушный, веселый.

Мичман Петенька

— хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

Старый плотник Захарыч

— человек без предрассудков, жалеет Максимку.

Боцман Василий Егорович

— строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре

Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет.

Шестидесятые годы 20 века. Бонн. Ганс Шнир – актер комического жанра, от его имени идет повествование в романе Генриха Белла Глазами клоуна. У молодого человека (возраст его 28 лет) непростые времена. Его первая любовь

Помещик Ивлев, будучи ни чем не занятым, решает прокатиться по самым дальним краям своего уезда. В качестве пункта назначения он выбирает дом графа. Приехав в его усадьбу, обнаруживает, что самого хозяина нет, а есть только графиня

Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

Краткое содержание рассказа «Максимка»

Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

Сделай камин. Живой огонь в вашем доме

Русский военный паровой клипер “Забияка” быстро идет на юг. Матросы убирают, моют, скребут и чистят палубу: на военном судне начинается день. Вдруг раздался громкий тревожный крик часового: “Человек в море!”. Все бросились на палубу и увидели среди волн обломок мачты и на ней человеческую фигуру. Затем почти все паруса были убраны и баркас с шестнадцатью гребцами отправился спасать человека. Вскоре он вернулся и вместе с людьми был поднят на борт. На палубу вышел и спасенный – маленький негр лет десяти-одиннадцати, в рваной рубашке, истощенный. Его тотчас отнесли в лазарет. Доктор начал его отхаживать.

Затем, с помощью мичмана, который знал англ. язык, команда узнала о том, что мальчик был слугой у капитана американского корабля “Бетси”. Хозяин бил его каждый день. А две ночи назад корабль столкнулся с другим кораблем и пошел ко дну. Через два дня арапчонок поправился и хотел уже подняться на палубу, но у него не было одежды.

Константин Станюкович — «Человек за бортом!»

Константин Михайлович Станюкович

«ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»

Жapa тропического дня начинала спадать. Солнце медленно катилось по горизонту.

Подгоняемый нежным пассатом, клипер нес свою парусину и бесшумно скользил по Атлантическому океану, узлов по семи. Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким-то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола. Воздух мягок и прозрачен; от океана несет здоровым морским запахом.

Изредка разве блеснет под лучами солнца яркой чешуйкой, словно золотом, перепрыгивающая летучая рыбка, высоко в воздухе прореет белый альбатрос, торопливо пронесется над водой маленькая петрель, спешащая к далекому африканскому берегу, раздастся шум водяной струи, выпускаемой китом, и опять ни одного живого существа вокруг. Океан да небо, небо да океан – оба спокойные, ласковые, улыбающиеся.

– Дозвольте, ваше благородие, песенникам песни петь! – спросил вахтенный унтер-офицер, подходя к офицеру, лениво шагающему по мостику.

Офицер утвердительно махнул головой, и через минуту стройные звуки деревенской песни, полной шири и грусти, разнеслись среди океана.

Довольные, что после дневной истомы наступила прохлада, матросы толпятся на баке, слушая песенников, собравшихся у баковой пушки. Завзятые любители, особенно из старых матросов, обступив певцов тесным кружком, слушают сосредоточенно и серьезно, и на многих загорелых, обветрившихся лицах светится безмолвный восторг. Подавшийся вперед широкоплечий сутулый старик Лаврентьев, «основательный» матрос из «баковщины», с жилистыми просмоленными руками, без пальца на одной руке, давно оторванного марсафалом, и цепкими, слегка вывернутыми ногами, – отчаянный пьяница, которого с берега привозят всегда в бесчувствии и с разбитой физиономией (он любил лезть в драку с иностранными матросами за то, что они, по его мнению, «не пьют настояще, а только куражатся», разбавляя водой крепчайший ром, который он дует гольем), – этот самый Лаврентьич, слушая песни, словно замер в какой-то истоме, и его морщинистое лицо с красно-сизым, как слива, носом и щетинистыми усами, – обыкновенно сердитое, точно Лаврентьич чем-то недоволен и сейчас выпустит фонтан ругани, – смотрит теперь необыкновенно кротко, смягченное выражением тихой задумчивости. Некоторые матросы тихонько подтягивают; другие, рассевшись по кучкам, вполголоса разговаривают, выражая по временам одобрение то улыбкой, то восклицанием.

И в самом деле, хорошо поют наши песенники! Голоса в хоре подобрались все молодые, свежие и чистые и спелись отлично. Особенно приводил всех в восторг превосходный бархатный тенорок подголоска Шутикова. Этот голос выделялся среди хора своей красотой, забираясь в самую душу чарующей искренностью и теплотой выражения.

– За самое нутро хватает, подлец, – говорили про подголоска матросы.

Песня лилась за песнею, напоминая матросам, среди тепла и блеска тропиков, далекую родину с ее снегами и морозами, полями, лесами и черными избами, с ее близкими сердцу бездольем и убожеством…

– Вали плясовую, ребята!

Хор грянул веселую плясовую. Тенорок Шутикова так и заливался, так и звенел теперь удальством и весельем, вызывая невольную улыбку на лицах и заставляя даже солидных матросов поводить плечами и притопывать ногами.

Макарка, маленький бойкий молодой матросик, давно уже чувствовавший зуд в своем поджаром, словно в себя подобранном теле, не выдержал и пошел отхватывать трепака под звуки залихватской песни, к общему удовольствию зрителей.

Наконец пение и пляска кончились. Когда Шутиков, сухощавый стройный чернявый матрос, вышел из круга и пошел курить к кадке, его провожали одобрительными замечаниями.

– И хорошо же ты поешь, ах, хорошо, пес тебя ешь! – заметил растроганный Лаврентьич, покачивая головой и прибавляя в знак одобрения непечатное ругательство.

– Ему бы подучиться, да ежели, примерно, генерал-бас понять, так хучь в оперу! – с апломбом вставил молодой наш писарь из кантонистов Пуговкин, щеголявший хорошим обращением и изысканными выражениями.

Лаврентьич, не терпевший и презиравший чиновников как людей, по его мнению, совершенно бесполезных на судне, и считавший как бы долгом чести при всяком случае обрывать их, насупился, бросил сердитый взгляд на белокурого, полнотелого, смазливого писарька и сказал:

– Ты-то у нас опера. Брюхо отрастил от лодырства, и вышла опера.

Среди матросов раздалось хихиканье.

– Да вы понимаете ли, что такое обозначает опера? – заметил сконфуженный писарек. – Эх, необразованный народ! – тихо проговорил он и благоразумно поспешил скрыться.

– Ишь какая образованная мамзеля! – презрительно пустил ему вслед Лаврентьич и прибавил, по своему обыкновению, забористую ругань, но уже без ласкового выражения…

– То-то я и говорю, – начал он, помолчав и обращаясь к Шутикову, – важно ты поешь песни, Егорка…

– Уж что и толковать. Он у нас на все руки. Одно слово… молодца Егорка. – заметил кто-то.

В ответ на одобрения Шутиков только улыбался, скаля белые ровные зубы из-под добродушных пухлых губ.

И эта довольная улыбка, ясная и светлая, как у детей, стоявшая в мягких чертах молодого, свежего лица, подернутого краской загара, и эти большие темные глаза, кроткие и ласковые, как у щенка, и аккуратная, подобранная сухощавая фигура, крепкая, мускулистая и гибкая, не лишенная, однако, крестьянской мешковатой складки, – все в нем притягивало и располагало к себе с первого раза, как и чудный его голос. И Шутиков пользовался общей приязнью. Все любили его, и он всех, казалось, любил.

Это была одна из тех редких счастливых жизнерадостных натур, при виде которых невольно делается светлее и радостнее на душе. Такие люди какие-то прирожденные философы-оптимисты. Его веселый, сердечный смех часто раздавался на клипере. Бывало, он что-нибудь рассказывает и первый же заразительно, вкусно смеется. Глядя на него, и другие невольно смеялись, хотя в рассказе Шутикова иногда и не было ничего особенно смешного. Оттачивая какой-нибудь блочек, отскабливая краску на шлюпке или коротая ночную вахту, примостившись на марсе, за ветром, Шутиков обыкновенно тихо подпевал какую-нибудь песенку, а сам улыбался своей хорошей улыбкой, и всем было как-то весело и уютно с ним. Редко когда видели Шутикова сердитым или печальным. Веселое настроение не покидало его и тогда, когда другие готовы были упасть духом, и в такие минуты Шутиков был незаменим.

Помню я, как однажды мы штормовали. Ветер ревел жестокий, кругом бушевала буря, и клипер под штормовыми парусами бросало, как щепку, на океанском волнении, готовом, казалось, поглотить в своих гребнях утлое суденышко. Клипер вздрагивал и жалобно стонал всеми членами, сливая свои жалобы со свистом ветра, завывающего в надувшихся снастях. Даже старики матросы, видавшие всякие виды, угрюмо молчали, пытливо посматривая на мостик, где словно приросла к поручням высокая, закутанная в дождевик фигура капитана, зорко взглядывавшего на беснующуюся бурю.

А Шутиков в это время, придерживаясь одною рукою за снасти, чтоб не упасть, занимал небольшую кучку молодых матросов, с испуганными лицами прижавшихся к мачте, посторонними разговорами. Он так спокойно и просто «лясничал», рассказывая про какой-то забавный деревенский случай, и так добродушно смеялся, когда долетавшие брызги волн попадали ему в лицо, что это спокойное настроение невольно передавалось другим и ободряло молодых матросов, отгоняя всякую мысль об опасности.

– И где это ты, дьявол, насобачился так ловко горло драть? – снова заговорил Лаврентьич, посасывая носогрейку с махоркой. – Пел у нас на «Костенкине» один матросик, надо правду сказать, что форменно, шельма, пел… да все не так забористо.

– Так, самоучкой, в пастухах когда жил. Бывало, стадо разбредется по лесу, а сам лежишь под березкой и песни играешь… Меня так в деревне и прозывали: певчий пастух! – прибавил Шутиков, улыбаясь.

И все почему-то улыбнулись в ответ, а Лаврентьич, кроме того, трепанул Шутикова по спине и, в виде особого расположения, выругался в самом нежном тоне, на который только был способен его испитый голос.

В эту минуту, расталкивая матросов, в круг торопливо вошел плотный пожилой матрос Игнатов.

Бледный и растерянный, с непокрытой коротко остриженной круглой головой, он сообщил порывистым от злобы и волнения голосом, что у него украли золотой.

– Двадцать франоков! Двадцать франоков, братцы! – жалобно повторял он, подчеркивая цифру.

Это известие смутило всех. Такие дела бывали редкостью на клипере.

Старики нахмурились. Молодые матросы, недовольные, что Игнатов внезапно нарушил веселое настроение, более с испуганным любопытством, чем с сочувствием, слушали, как он, задыхаясь и отчаянно размахивая своими опрятными руками, спешил рассказать про все обстоятельства, сопровождавшие покражу: как он, еще сегодня, после обеда, когда команда отдыхала, ходил в свой сундучишко, и все было, слава богу, целехонько, все на своем месте, и как вот сейчас он пошел было за сапожным товаром – и… замок, братцы, сломан… двадцати франоков нет…

Ссылка на основную публикацию