Лилечка! (Владимир Маяковский)

«Лиличка!»: История самого страстного стихотворения Владимира Маяковского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эхо неистовой любви

Созданию стихотворения предшествовала встреча Владимира Маяковского с женщиной, которая стала его лирической музой и главной любовью всей жизни. Жарким летом 1915 года невеста Маяковского Эльза привела его в гости к своей сестре Лили, которая состояла в браке с Осипом Бриком. Красотой Лили не отличалась – некоторые современники и вовсе видели в ней монстра. Тем не менее, она оказывала гипнотическое, почти мистическое воздействие на мужчин. Сегодня психологи объясняют такую особенность Брик её гиперсексуальностью.

Косвенным подтверждением служат фотографии – не стесняясь, она позировала перед объективом обнаженной. Участь жертвы роковой женщины не обошла и Маяковского. Он влюбляется в Лили с первого взгляда и уже не может оставить её. Осенью он переезжает на новое местожительство – поближе к квартире Брик и знакомит супружескую пару со своими друзьями-литераторами.

Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».

В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.

Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…

Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.

Вне правил

Исчерпав устные убеждения в искренности своих чувств, Маяковский обращается к возлюбленной в поэтической форме. Если у приверженцев романтизма даже несчастная любовь изображается с помощью светлых образов, то авангардист Маяковский использует совершенно другие приемы. Несмотря на нежное название, в самом стихотворении поэт выражает свои чувства грубыми, контрастными эпитетами.

Его слова грохочут как камнепад и лязгают как железо. Он сравнивает свои чувства с тяжкой гирей, ощущает, что сердце его заковано в железо. Любовь для него – это горечь, которую можно только «выреветь». Отдельные утонченные эпитеты, говорящие о цветущей душе и нежности, лишь подчеркивают грубость остальных фраз.

Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.

Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…

Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.

Путь к читателю

Первая публикация стихотворения состоялась в 1934 году – только спустя 4 года после гибели автора. Нетривиальное поведение Лили Брик послужило причиной последующих цензурных запретов, которые действовали до конца советской эпохи. Лишь в 1984 году, в Челябинске, увидел свет еще один сборник, включающий стихотворение «Лиличка!».

Лирический шедевр вдохновил и композиторов – музыку к нему написали Владимир Мулявин и Александр Васильев. Объединив в себе безмерную тоску и неприкрытое отчаяние, трогательную нежность и сентиментальность, откровенные признания Маяковского позволяют и сегодня почти тактильно, на физическом уровне, ощутить, сколь сильной и трагичной была его любовь.

Немногие знают про парижскую музу Маяковского Татьяну Яковлеву и о том, как русская эмигрантка покорила Париж и сердце поэта .

Лиличка!
Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще –
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят –
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон –
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек.
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

💕 Лиличка!

  • 💕 Любовь
  • 👌 Маяковский

💕 Маяковский далеко не был глыбой из гранита и стали, поставленной на постамент неуязвимости – его сердце было нежным и ранимым, оно умело любить и страдать. Это видно из отношений с Лили Брик, где толика сумасшествия сочеталась и даже гармонировала с истинной любовью, что часто и должно быть взаимосвязано. Анализируя стихотворение «Лиличка!», более похожее на крик, мы это увидим и снимем шляпу перед поэтом, готовым свернуть горы ради истинных чувств, умеющего страдать и не прячущего эмоций.

Отношения Лили и Владимира

Стихотворение написано в 1916 году через год после знакомства Владимира и Лили, знакомства такого же странного, как и отношения. Справки ради заметим, что вместе вышли в свет они только в 1920 году осенью. Познакомились же они благодаря сестре Лили Эльзе, которая в то время была невестой Маяковского – такой вот винегрет.

Брик не была красавицей, но покоряла темпераментом и не проходила мимо ни одного скандала, к тому же на момент знакомства с Владимиром была замужем, но это не помешало ей начать роман. Признаемся, что его инициатором был Маяковский, но Лили не стояла девицей в стороне, да и слава у неё на тот момент уже была подходящая.

Власть любви закинула аркан так глубоко, что даже спустя 7 лет в 1923 году Маяковский будет писать:

«Без тебя (не без тебя «в отъезде», внутренне без тебя) я прекращаюсь. Это было всегда, это и сейчас.»

Поэта покорила её неординарность, этот тот случай, когда пленило не внешнее, а внутреннее. Да, вопрос чего было впереди больше радости или боли спорен, но вряд ли бы Владимир отказался в 1915 году от встречи в Лили.

Строки, посвящённые Лили

Стихотворение «Лиличка!» Маяковский использует вместо письма, обращаясь в нём к любимой женщине, без надежды на скорый ответ. Строки пропитаны страданием от разлуки и с помощью пера и бумаги автор хочет украсть у неё расстояние и приблизиться к любимой.

Поэту не сидится на месте, он мечется, но воздух улицы не охлаждает от любви, не крадёт расстояние, не приближает к Лили. Куда бы он не бежал тяжёлая гиря любви висит на шее, она тяжела так, что сгибается тело, но так дорога сердцу, что лучше жить полусогнутым, чем стройным, но пустым.

Маяковский приводит сравнение с быком:

Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.

Но автор строк не может окунуться в холодные воды, ибо они для него любовь Лили, а она сейчас далеко. Она для него и море, и солнце, она и восход, и закат, она заменяет завтрак и накрывает полуночным одеялом – она всё!

Любящий человек ревнив и часто предполагает разлуку на пустом месте, так и автор представляет себе картину расставания, когда его любовь уходит и он бежит за ней, не в силах нажать на курок у виска. Расставание со скандалом – так видит Маяковский разрыв с Брик и это недалеко от истины, ведь ссоры шли с ними по жизни рука об руку, характеры у обоих были взрывные.

Поэт устал от любви и не может без неё, он ловит секунды блаженства с Брик и страдает от часов отчаянья, он рвёт бумагу и находится на грани безумия – это ли любовь или её обратная сторона? Ответьте сами.

Кратко о главном

Основная тема стихотворения – это страдания мужчины от любви к женщине, написано стихотворение в жанре послания «письмо-стих». Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрёстной рифмовкой, в стихотворении достаточно строк вовсе без рифмы. Вот такая вот любовная лирика в стиле русского футуризма. ))

Используется много метафор, что свойственно для Маяковского (сердце в железе, душу цветущую любовью выжег и пр.), а также хватает эпитетов (суетные дни, мутная передняя и др.).

Интересные факты

Написаны строки в 1916 году, но впервые опубликованы в 1934 году, уже после смерти Маяковского. Более того, ни одно стихотворение, посвящённое Брик, не было опубликовано при жизни Маяковского, так как они шли в разрез с видением Владимира Советской властью, да и образ жизни Лили не добавлял им бонусов.

Текст

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Слушаем стих

Владимир Маяковский — Лиличка: Стих

Вместо письма

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

В. Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.

В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.

Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.

Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).

Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.

Стихотворение и анализ «Лиличка!»

Дым табачный воздух выел.

глава в крученыховском аде.

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

может быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

дай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь —

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом умо́рят —

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

любимую на деньги б и славу выменял,

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

несуетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Краткое содержание

Лиля Брик. Фотография

Перед нами страстное обращение поэта к своей любимой женщине. Лирический герой (поэт) повествует о сильнейшем чувстве любви посредством грубого разговорного языка. Маяковский обращается к своей вечной музе по имени Лиля Брик. Их судьбоносное знакомство произошло в 1915 г. Любовная связь поэта с избранницей продлилась вплоть до рокового дня 14 апреля 1930 г., когда Маяковский решил уйти из жизни.

Произведение начинается с признания поэта в том, что ему табачный дым мешает дышать, а комната, в которой они с любимой находятся, напоминает «главу в крученыховском аде». Лирический герой, чтобы угодить возлюбленной, готов буквально на всё. Боясь испытать невыносимую боль в случае отказа в ответном чувстве, герой просит любимую сделать судьбоносный выбор немедля, аргументируя это тем, что проще расстаться сейчас, чем мучиться. Он молит: «Ни надо этого … простимся сейчас».

Поэт пишет о своём чувстве, условно деля повествование на две части. Сначала он повествует о собственных переживаниях и намерениях, прося любимую женщину остаться с ним. Герой выглядит почти что безумным от распирающего его чувства: кроме избранницы его ничто не интересует. Поэт говорит о том, что такие сильные любовные переживания, с самоубийством в конце из-за неразделённой любви – совсем не редкость. Поэтому он восклицает в отчаянии: «Выбегу, тело в улицу брошу я».

Согласно сюжету, находясь с любимой в сильно накуренной комнате, где «дым табака воздух выел», герой намерен поведать ей о завладевших им чувствах. Но она категорически не желает его слушать, не реагирует на сказанное. В отчаянии поэт восклицает, обращаясь к избраннице: «… сидишь вот, сердце в железе». Беспрестанно жалуясь на отсутствие ответного чувства, лирический герой опасается, что любимая устанет слушать его и прогонит прочь: «День ещё – выгонишь … изругав».

Во второй части повествование идёт о том, что женщине стало сложно выносить постоянную любовную «агонию» поэта. А для поэта всё наоборот: он способен жить лишь в любовном экстазе. Погрузившись с головой в океан своих страстных чувств, он способен выжить. Лирическому герою обидно от того, что изливая свою любовь перед избранницей; рассказывая ей о боли, которую готов причинить себе в случае её ухода – он не получает никакого сочувствия и понимания в ответ. В отчаянии герой восклицает, что его слова о любви кажутся ей всего лишь «сухими листьями», по которым она легко уйдёт и не остановится.

История создания

Произведение появилось на свет в 1916 г., спустя год после первой встречи автора с Лилей Брик. Лиля, как известно, была сестрой невесты Маяковского, девушки по имени Эльза. Именно Эльза решила познакомить сестру Лилю со своим женихом. Буквально с первых минут судьбоносного знакомства Лиля смогла пленить поэта своей эрудицией, хотя она и не была откровенной красавицей. Исследователи творчества Маяковского уверяют: Лиля Брик выгодно отличалась от всех прочих женщин своим ярким темпераментом, невероятной сексуальностью и неординарностью.

Любовные взаимоотношения Маяковского и Брик никогда не были безоблачными. Женщина оказалась глубоко замужней дамой, хотя узы брака не способны были удержать её рядом с мужем. Проживая с законным супругом в одной квартире, Лиля ещё и умудрялась крутить страстный роман с влюблённым поэтом. Подобные отношения сложно назвать здоровыми и полноценными, поэтому Маяковскому приходилось часто, много и сильно страдать. Отказаться от страсти к Брик он был не в силах. Внутреннюю палитру своих любовных терзаний поэт отразил на бумаге: так появилось данное произведение.

На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.

Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.

Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.

Композиция

Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.

Образы и символы

Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний, создал следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой полностью идентичен автору. Герой признаётся, что находится под властью и чарами горячо любимой женщины. Он говорит, что над ним, помимо её взгляда, «не властно лезвие ни одного ножа». Лирический герой является человеком чрезвычайно эмоциональным, искренним, склонным к депрессиям и мучительным переживаниям;
  • образ любимой женщины – центральный. К горячо любимой женщине обращается лирический герой. Его возлюбленная при желании может быть любящей. Но чаще всего женщина проявляет себя в отношении поэта крайне жестокой, эмоционально чёрствой и легкомысленной. Герой никогда не знает, где и с кем в определённый момент времени находится его избранница, кому она «строит глазки». Вместе с тем, образ возлюбленной сродни божеству, о котором лирический герой не способен сказать ничего негативного. Как известно, божеству можно лишь поклоняться, невзирая ни на что;
  • образы быка и слона – лирический герой создаёт смысловые образы двух диких животных. Бык и слон, вконец измучившись жарой и тяжёлым трудом, отправляются отдохнуть в спокойное и тихое местечко. Подобно этим двум несчастным животным, страдает и поэт: он точно также мечтает о побеге и отдыхе от мучительных любовных переживаний. Но, к сожалению, ни побег, ни отдых для героя невозможны: любовные «сети» не отпускают его никуда.
Темы и настроение

Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.

Средства выразительности

В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует:

  • эпитеты – «холодные воды», «суетные дни», «мутная передняя»;
  • метафоры – «тело в улицу брошу я», «сердце в железе»;
  • олицетворения – «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых»;
  • авторские неологизмы – «обезумлюсь», «выреветь», «отчаяньем иссечась».

В. В. Маяковский- Лиличка

Дым табачный воздух выел.

глава в крученыховском аде.

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

дай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь –

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят –

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон –

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

любимую на деньги б и славу выменял,

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек.

Слов моих сухие листья ли

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Книжная лига

12.5K постов 58.3K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:

«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;

«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;

«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».

Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.

Спасибо Вам) День стал прекрасней) Мне еще очень нравится в исполнении гр. Сплин

Да-с, так бездарно прочитать Маяковского, это надо ухитрится, как будто Блока. Тотальное непонимание лирического героя. Ну вот как объяснить? Можно сидеть в высокой тоске и смотреть на себя со стороны (то что чтец пытается прочитать), а можно – рваться на части от переполняющей любви-ненависти (то что было нужно.)

Бедный, бедный мужчина.

Я сейчас, наверное, занимаюсь некропостингом, но автор, за одно только кручЁныховский вам надо вагон плюсов сгрузить, вы первый на моей памяти, кто правильно прочёл эту строчку. В целом — мне понравилось. Возможно, не хватает надрывности, но акценты хорошо расставлены. Плюсик.

У группы “Последние танки в Париже” есть песня, которая называется “Вам!” на стихи Маяковского, отличная вещь!

Сплин как-то поинтереснее исполнил, на мой взгляд.

На Эминема похож

Дважды орденоносный Новокузнецк

В силу обстоятельств оказался на малой родине.

Командор. Памяти Владислава Крапивина

А здесь, похоже, еще не осень. Скорее, август, а то – июль. В теплейшем воздухе вьются осы живее всех веретён и юл, крапива щедро язвит лодыжки, звенит кузнечиковая рать, и ни малейшей тебе одышки, и никакого тебе одра. Шагаешь вдаль, невесом и тонок, готов полмира пройти пешком, то на деревья косишься, то на свои сандалии с ремешком, трава по пояс, пружины в пятках, футболка выпачкана в земле. Ты скинул больше семи десятков, ты снова Славка, тебе семь лет – листы акации вместо денег, синяк на локте, в зубах смола, твоя вселенная беспредельна и в то же время малым мала. А между тем подступает вечер, и ноги сами несут тебя на неизменное место встречи тобою выдуманных ребят.

В костре потрескивает валежник, но дым не горек, а сладковат. По этим отрокам в мире внешнем скучают ванная да кровать. Закат у Башни всегда оранжев и пахнет дикой густой травой. Сегодня каждый пришел пораньше, поскольку повод нерядовой, залиты йодом зигзаги ссадин, вихры приглажены в сотый раз. Посмотришь сбоку, а лучше сзади, ни дать ни взять – образцовый класс, ушей услада, очей отрада. Хотя, по сути, любой из них – боец мальчишеского отряда, дозорный, конник, трубач, связник. Хотя за каждым стоит такое, о чем и думать не хватит сил – шеренга серых казенных коек; планета, съехавшая с оси. У них задача – всегда быть рядом, пресечь войну, погасить раздор…

Сегодня вечером с их отрядом впервые встретится Командор.

Лирика Маяковского

Лиличка (“Вместо письма”)

Стихотворение “Лиличка” Маяковский написал 26 мая 1916 г. Посвящено Лиле Брик (1891-1978). Подзаголовок “Вместо письма”.

Дым табачный воздух выел.
Комната – глава в кручёныховском аде.
Вспомни – за этим окном впервые
Руки твои, исступлённый, гладил.

Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День ещё – выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
Сломанная дрожью рука в рукав.

Если быка трудом уморят –
Он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей мне нету моря,
А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон –
Царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
А я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
А мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени.

И в пролёт не брошусь, и не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать.
Надо мною, кроме твоего взгляда,
Не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал,
Что душу цветущую любовью выжег,
И суетных дней взметённый карнавал
Растреплет страницы моих книжек.

Письмо Татьяне Яковлевой

Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” написано в 1928 г. Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991) – возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928-1929 гг.

В поцелуе рук ли, губ ли,
В дрожи тела близких мне
Красный цвет моих республик
Тоже должен пламенеть.

Я не люблю парижскую любовь:
Любую самочку шелками разукрасьте,
Потягиваясь, задремлю, сказав – тубо –
Собакам озверевшей страсти.

В чёрном небе молний поступь,
Гром ругней в небесной драме, –
Не гроза, а это просто
Ревность двигает горами.

Глупых слов не верь сырью,
Не путайся этой тряски, –
Я взнуздаю, я смирю
Чувства отпрысков дворянских.

Страсти корь сойдёт коростой,
Но радость неиссыхаемая,
Буду долго, буду просто
Разговаривать стихами я.

Ревность, жёны, слёзы. ну их! –
Вспухнут веки, впору Вию.
Я не сам, а я ревную
За Советскую Россию.

Видел на плечах заплаты,
Их чахотка лижет вздохом.
Что же, мы не виноваты –
Ста мильонам было плохо.

Ты не думай, щурясь просто
Из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда, иди на перекресток
Моих больших и неуклюжих рук.

Послушайте (“Если звёзды зажигают”)

Стихотворение “Послушайте” написано в 1914 г.

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь в метелях полуденной пыли,
Врывается к богу, боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит – чтоб обязательно была звезда! –
Клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после ходит тревожный, но спокойный наружно.
Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!”
Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

Себе, любимому (“Такой большой и такой ненужный”)

Стихотворение “Себе, любимому” написано в 1916 г.

Если бы я был маленький, как океан, –
На цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне, такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!

О, если б был я тихий, как гром, –
Ныл бы, дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
Я если всей его мощью выреву голос огромный, –
Кометы заломят горящие руки, бросаясь вниз с тоски.

Про это

Поэма “Про это” написана в 1923 г. Отрывок “Любовь”.

Vladimir Mayakovsky
Lilichka!

Instead of a letter

Tobacco smoke corroded the air.
The room —
is a chapter in Kruchenykh’s hell.
Remember —
this window,
Here
I stroked your hands in a frenzy.
Well,
Your heart encased in iron.
Reviling,
You’ll throw me out, perhaps,
one day.
My arm will break out in tremor,
while I
fight with the sleeve
in your dim doorway.
Lashed by despair I’ll run out.
I’ll become frantic
hurling my body into the street.
Don’t let this happen,
dearest, beloved.
Let’s say good-by now
and then let’s split.
I know,
my love,
it’s a heavy burden
and weighs you down
wherever you run.
Wait!
Let me bellow out all words in —
one last cry of bitter complaint.
If an ox is exhausted by hard work —
it goes off
to lie down in cool sea water
to relieve the pain.
Apart from your love
there is no harbor,
and even through tears —
no respite from you to obtain.
When a tired regal elephant
craves rest,
it lies down in the scorched sand.
Apart from your love
there is no sun for me. The best
knowledge is not to guess
where and with whom you are. And
if she can so wear a poet
down,
he would gladly trade her for
money and fame,
to me — there is no such joyful sound
but that of your beloved name.
I won’t throw myself down
in the stair-well —
when your face is dour —
nor drink poison
nor press the trigger
to my breast.
Except
for your gaze,
nor razor has any power,
except
for your hands
there is no rope my neck to caress.
Tomorrow you will have forgotten
that I crowned you,
and burnt out a blossoming soul
with my love,
and the blasted carnival
of the fussy autumn
will ruffle my books
with a thunderlike laugh…
Will the dry leaves of my words
make you pause,
just for a second,
gasping for breath?
Let me at least,
lay the path for your,
callous,
departing steps
with the last tenderness.

Translated by Alex Sitnitsky

Владимир Маяковский
Лиличка!

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступлённый, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссеча́сь.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдёт,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и су́етных дней взметённый карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Ссылка на основную публикацию