Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского

урок-проект «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Большой Бейсуг

И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!
В. Маяковский

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города сада» :

Я знаю — Город будет, Я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды. По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод, за мора море шаг миллионный печатай!

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает искреннюю радость:

Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня до последней пуговицы в одежде жизнь переделаем снова.

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

…главное в нас это — наша Страна Советов. Советская воля, советское знамя, советское солнце.

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

Мы идем чтобы, сквозь револьверный лай, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского

В грузинском селе Багдати 7 июля 1893 года появился на свет Владимир Владимирович Маяковский. Его отец работал лесником, а в семье было еще четверо детей, но два брата умерли в младенческом возрасте.

Сначала Владимир обучался в Кутаисской гимназии, но позже Маяковские переехали в Москву. Из-за проблем с деньгами его исключили из учебного заведения. После этого юноша вступил в Российскую социал-демократическую партию.

Маяковский был активным деятелем, а в 1909 году его арестовали. Именно в заключении он написал своей первое стихотворение. С 1911 Владимир продолжил обучение — он поступил в Московское училище живописи. Здесь он увлекся творчеством футуристов.

Через год опубликовали первое произведение — «Ночь». Затем была создана трагедия «Владимир Маяковский», в которой поэт сыграл сам себя. В 1915 году он закончил работу над «Облаком в штанах». Кроме сатирической тематики его творчество затрагивает тему родины, любви и революции.

Маяковский известен и своими фильмами, в которых он снимался сам. В 1919 поэт принимал участие в рисовании плакатов «Окна сатиры РОСТА». Он был автором в творческом объединении «Левый фронт искусств», затем он стал здесь редактором.

С 1922 писатель путешествует по миру. Он посетил множество стран:

  • Германию;
  • Латвию;
  • Францию;
  • Гавану;
  • Мексику;
  • США.

Во время одной из поездок он познакомился с русской эмигранткой, которая позже родила ему дочь. Но настоящей любовью для поэта стала Лилия Брик. Владимир хорошо общался с ее мужем, а затем переехал к ним домой. Осип практически уступил жену другу. У Маяковского есть еще и сын, хотя ни одни его отношения не были зарегистрированы официально.

В 30-х годах началась черная полоса в жизни поэта. Его выставка с треском провалилась, а премьеры новых стихотворений и фильмов не состоялись. Ухудшилось и его душевное состояние. В 14 апреля 1930 года писатель не выдержал всех неудач и застрелился.

Дух бунтарства

Каждое стихотворное сочинение Маяковского звучало голосом той эпохи. Его ранняя лирика была пропитана духом бунтарства, ведь в те годы только назревала рабоче-крестьянская революция. Он призывал простой народ к действию, а иногда и к восстаниям. Силу ритма он сочетает со страстью публициста, использует множество метафор и эпических сравнений.

Лирический герой в стихотворениях Владимира обращается к аудитории, поэтому автора часто называли трибуном. Известные ранние работы:

  • «Во весь голос»;
  • «А вы могли бы?»;
  • «Надоело»;
  • «Человек»;
  • «Несколько слов обо мне самом»;
  • «Нате!».

В первой поэме автор сам себя называет агитатором. И это правда, ведь Маяковский часто выступал перед публикой с ораторскими обращениями. Но его ранняя лирика относится не только к публицистическому стилю. Он писал о любви и природе, сочетал серьезные строки с язвительной иронией и добродушной усмешкой.

Стихотворения пронизаны философскими размышлениями, печалью и грустью. Автор создавал универсальную лирику в первые годы своего творчества. Его работы отличаются звучностью, эмоциональностью, многокрасочным интонационным строем.

Противоречивость автора

Маяковский сам не всегда понимал, насколько тонким лириком он являлся. Он сочетал в себе нежность с ораторским искусством. Но автор сумел передать свои переживания в стихотворениях. События Владимир изображал через свои эмоции, а не прямым путем.

Его работы были посвящены многим темам:

  • любви;
  • битвам между социальными классами;
  • путешествиям;
  • спорам об искусстве.

Лиризм Маяковский использует для объединения разных тем. Его можно отыскать даже в стихотворениях, которые нельзя отнести к лирическим. Хотя некоторые работы поэта выступают против этого направления.

Практически весь творческий путь Владимира Владимировича сопровождается полемически-враждебной реакцией. Любовные темы он описывает язвительным тоном, а также его не устраивают традиционные условия для самореализации и выражения своего потенциала.

Поэт постоянно стремился расширить эти границы, находился в поиске новых тем для творчества. Над сочинением каждого произведения он просиживал недолго, хотя его мыслям не хватало простора.

Эмоциональность в стихах

У Маяковского в жизни было много интересных событий. После каждого он писал стихотворение, выражая в нем полученные эмоции. Даже то, что происходило далеко от поэта, он воспринимал довольно близко. Но эмоциональная составляющая не могла уместиться в лирические работы.

Владимир искал простор, чтобы выразить наболевшее. Вместе с любовью Маяковский описывал политику, трудовые будни, бытовые проблемы, исторические события. Все это выступает ключевыми элементами, а не фоном.

Так как поэт рано проникся революционными идеями, это отразилось и на его творчестве. Одиннадцать месяцев Владимир провел в заточении, выйти на свободу ему помог Столыпин. В тюрьме Маяковский много читал, это и сподвигло его на творческий путь. Он хотел стать работником сферы искусства и создать направление социализма.

Но после поступления в училище живописи поэт охладел к революционным идеям. Он познакомился с молодыми художниками и писателями, его увлекли их современные мысли. Именно поэтому ранняя лирика отличается напряженным ритмом, зрелищными образами, необычными сравнениями.

Маяковский видит окружающий мир как живой организм. По мнению поэта, он может мыслить, любить, ненавидеть, страдать и быть счастливым. У читателей стихотворения Владимира обязательно вызовут какие-то эмоции. Их можно любить или ненавидеть, но оставаться равнодушным не сможет никто.

Трагизм и зрелищность

Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:

  • зрелищность образов;
  • трагизм;
  • любовная линия;
  • мотив одиночества;
  • предметность.

Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.

Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:

  • «Я»;
  • «Послушайте!»;
  • «Дешевая распродажа»;
  • «Себе любимому»;
  • «Человек».

Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.

При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает.

Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися.

На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.

Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс.

Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер.

Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.

Связь с культурой

Маяковский стал проповедником нового вида искусства. Он предлагал народу сбросить с литературного парохода Пушкина и его последователей. Но и стихотворения самого автора связаны с некоторыми классиками.

Изображение капиталистического города были и в работах Некрасова, а Салтыков-Щедрин также писал сатирические произведения. Гуманистический пафос Владимир позаимствовал у Горького. Но основное достоинство его поэзии заключается в отклике на современные для него события.

Дореволюционное творчество связано с более поздними поэмами. Центральную позицию заняла тема жизни народа. Многие писатели сдали свои позиции с началом Первой мировой войны.

Но Владимир по-прежнему оставался популярным, ведь он всем сердцем переживал за народ. Говорил Маяковский о России в пафосном тоне, остро высказывался об империалистической сути войны.

Автор призывал к революционным действиям, просил выступить против бойни.

Проблемы человечества

Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.

Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.

Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.

Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.

Отношение Маяковского к революции кратко

Содержание:

Маяковский внес особый стиль в творчество, литературу двадцатого века. Писатель посвятил свои великие способности описанию революционного обновления России. Отношение Маяковского к революции основано на глубоких убеждениях. Он уверен во взаимной зависимости поэзии и революционного движения. Автор множества стихов принял для себя окончательное решение – поэзия должна активно участвовать в диспутах, митингах, демонстрациях.

Будучи революционным романтиком, поэт отвергает капиталистические устои. Он переживает дооктябрьский период, становится бунтарем. Разрушительный капитализм, старое мировоззрение вызывают у молодого человека презрение. В своих произведениях он говорит: «Долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному».

Тема революции в творчестве Маяковского для людей кажется нестандартной, необычной. Они привыкли к классике, основанной на общих принципах стихотворства. В каждом творении Владимира Владимировича он призывает бороться с обыденностью, серостью. Автор характеризует внешний мир, внутреннюю ситуацию в стране с помощью принципиально новых лексических оборотов. Читатель знакомится с оригинальными словами, ранее не употребляемыми поэтами. Революционные стихи Маяковского высмеивают классицизм, устаревший синтаксис.

Изображение революции в творчестве Маяковского

Каждый стих писателя выражает его уверенность в коммунизме. Он описывает будущий мир, свободный от буржуазии, негативно относится к Петру Первому. В коммунизме ему видится прекрасная жизнь. Образ «Маяковский и революция» кратко характеризуется так:

  • Революция поможет очистить Русь от давления властей, запретов, ограничений, присутствующих в буржуазном мире;
  • Это борьба с жаждой личного величия, карьеризмом, корыстными помыслами;
  • Художники, писатели смогут в полной мере проявить свой талант;
  • Поэзия расцветет, обретет новый смысл. Автор сравнивает ее с тяжелым человеческим трудом, который не ценится в нынешнем мире;
  • Говоря о том, как Маяковский принял революцию, следует указать его отношение к событиям в Петрограде. Для их описания поэт использует историческую точность, филигранно соблюдая хронологию. Цитата: «И вот неведано, из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцев нерукотворный, сияньем пробивая пыль» – характеризует восприятие событий Владимиром Владимировичем. Он верит в царствие свободы, равноправия, братского отношения в народе после завершения борьбы.

Произведения дополняются романтическими образами. Это позволяет ярче передать ощущения писателя.

Музыка революции в творчестве Маяковского

Имя Владимира Владимировича ассоциируется с истинным революционером. Нельзя сказать, что уверенность в успехе базировалась на знании всей ситуации. Он опирался на веру, ждал коммунистическое далеко как высшее благо. Творец считал, что изменится государственный строй, менталитет людей, их ценностные ориентиры.

В раннем творчестве дореволюционного периода основная тема – разоблачение порочности общества, бытового засилья, низменности мышления. Маяковский считал окружающих людей пустыми, бездушными. Ему сложно было наладить отношения с социумом. У лирического героя отсутствует страх. Он призывает людей бороться, добиваться перемен. Стих «Надоело» содержит характерную цитату: «Когда все расселятся в раю и в аду, земля итогами подведена будет – помните: в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Поэт предсказывает исчезновение мещан, буржуазного класса.

Как Маяковский относился к революции

Писатель стремится разрушить старый образ жизни людей, настраивает двигаться навстречу новому, прогрессивному развитию. Это он выражает в своем произведении «Ода революции». Он позиционирует борьбу с властью как вдохновение; образ роковой женщины, разнообразной, многоликой. Как поэт воспринимает революцию:

  • Представляет народные массы, борется за счастливую жизнь вместе с простыми людьми против империалистического влияния. Цитата: «Мы победим! Слава нам» – говорит о его уверенности в силе людей;
  • Изменяется творческий стиль автора. Он прославляет участников движения, которые искореняют старый государственный строй. В лице врагов появляется образ мещанства, разрухи, голода, спекуляции, обывателей;
  • Маяковский понимает, что нужно защищать свои идеалы. Даже внедрение мыслей о внешнем, внутреннем враге не заставляет его отказаться от идеи.

Тема Родины в творчестве В. Маяковского

Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского

В грузинском селе Багдати 7 июля 1893 года появился на свет Владимир Владимирович Маяковский. Его отец работал лесником, а в семье было еще четверо детей, но два брата умерли в младенческом возрасте.

Сначала Владимир обучался в Кутаисской гимназии, но позже Маяковские переехали в Москву. Из-за проблем с деньгами его исключили из учебного заведения. После этого юноша вступил в Российскую социал-демократическую партию.

Маяковский был активным деятелем, а в 1909 году его арестовали. Именно в заключении он написал своей первое стихотворение. С 1911 Владимир продолжил обучение — он поступил в Московское училище живописи. Здесь он увлекся творчеством футуристов.

Через год опубликовали первое произведение — «Ночь». Затем была создана трагедия «Владимир Маяковский», в которой поэт сыграл сам себя. В 1915 году он закончил работу над «Облаком в штанах». Кроме сатирической тематики его творчество затрагивает тему родины, любви и революции.

Маяковский известен и своими фильмами, в которых он снимался сам. В 1919 поэт принимал участие в рисовании плакатов «Окна сатиры РОСТА». Он был автором в творческом объединении «Левый фронт искусств», затем он стал здесь редактором.

С 1922 писатель путешествует по миру. Он посетил множество стран:

  • Германию;
  • Латвию;
  • Францию;
  • Гавану;
  • Мексику;
  • США.

Во время одной из поездок он познакомился с русской эмигранткой, которая позже родила ему дочь. Но настоящей любовью для поэта стала Лилия Брик. Владимир хорошо общался с ее мужем, а затем переехал к ним домой. Осип практически уступил жену другу. У Маяковского есть еще и сын, хотя ни одни его отношения не были зарегистрированы официально.

В 30-х годах началась черная полоса в жизни поэта. Его выставка с треском провалилась, а премьеры новых стихотворений и фильмов не состоялись. Ухудшилось и его душевное состояние. В 14 апреля 1930 года писатель не выдержал всех неудач и застрелился.

Дух бунтарства

Каждое стихотворное сочинение Маяковского звучало голосом той эпохи. Его ранняя лирика была пропитана духом бунтарства, ведь в те годы только назревала рабоче-крестьянская революция. Он призывал простой народ к действию, а иногда и к восстаниям. Силу ритма он сочетает со страстью публициста, использует множество метафор и эпических сравнений.

Лирический герой в стихотворениях Владимира обращается к аудитории, поэтому автора часто называли трибуном. Известные ранние работы:

  • «Во весь голос»;
  • «А вы могли бы?»;
  • «Надоело»;
  • «Человек»;
  • «Несколько слов обо мне самом»;
  • «Нате!».

В первой поэме автор сам себя называет агитатором. И это правда, ведь Маяковский часто выступал перед публикой с ораторскими обращениями. Но его ранняя лирика относится не только к публицистическому стилю. Он писал о любви и природе, сочетал серьезные строки с язвительной иронией и добродушной усмешкой.

Стихотворения пронизаны философскими размышлениями, печалью и грустью. Автор создавал универсальную лирику в первые годы своего творчества. Его работы отличаются звучностью, эмоциональностью, многокрасочным интонационным строем.

Противоречивость автора

Маяковский сам не всегда понимал, насколько тонким лириком он являлся. Он сочетал в себе нежность с ораторским искусством. Но автор сумел передать свои переживания в стихотворениях. События Владимир изображал через свои эмоции, а не прямым путем.

Его работы были посвящены многим темам:

  • любви;
  • битвам между социальными классами;
  • путешествиям;
  • спорам об искусстве.

Лиризм Маяковский использует для объединения разных тем. Его можно отыскать даже в стихотворениях, которые нельзя отнести к лирическим. Хотя некоторые работы поэта выступают против этого направления.

Практически весь творческий путь Владимира Владимировича сопровождается полемически-враждебной реакцией. Любовные темы он описывает язвительным тоном, а также его не устраивают традиционные условия для самореализации и выражения своего потенциала.

Поэт постоянно стремился расширить эти границы, находился в поиске новых тем для творчества. Над сочинением каждого произведения он просиживал недолго, хотя его мыслям не хватало простора.

Эмоциональность в стихах

У Маяковского в жизни было много интересных событий. После каждого он писал стихотворение, выражая в нем полученные эмоции. Даже то, что происходило далеко от поэта, он воспринимал довольно близко. Но эмоциональная составляющая не могла уместиться в лирические работы.

Владимир искал простор, чтобы выразить наболевшее. Вместе с любовью Маяковский описывал политику, трудовые будни, бытовые проблемы, исторические события. Все это выступает ключевыми элементами, а не фоном.

Так как поэт рано проникся революционными идеями, это отразилось и на его творчестве. Одиннадцать месяцев Владимир провел в заточении, выйти на свободу ему помог Столыпин. В тюрьме Маяковский много читал, это и сподвигло его на творческий путь. Он хотел стать работником сферы искусства и создать направление социализма.

Но после поступления в училище живописи поэт охладел к революционным идеям. Он познакомился с молодыми художниками и писателями, его увлекли их современные мысли. Именно поэтому ранняя лирика отличается напряженным ритмом, зрелищными образами, необычными сравнениями.

Маяковский видит окружающий мир как живой организм. По мнению поэта, он может мыслить, любить, ненавидеть, страдать и быть счастливым. У читателей стихотворения Владимира обязательно вызовут какие-то эмоции. Их можно любить или ненавидеть, но оставаться равнодушным не сможет никто.

Трагизм и зрелищность

Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:

  • зрелищность образов;
  • трагизм;
  • любовная линия;
  • мотив одиночества;
  • предметность.

Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.

Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:

  • «Я»;
  • «Послушайте!»;
  • «Дешевая распродажа»;
  • «Себе любимому»;
  • «Человек».

Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.

При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает.

Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися.

На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.

Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс.

Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер.

Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.

Связь с культурой

Маяковский стал проповедником нового вида искусства. Он предлагал народу сбросить с литературного парохода Пушкина и его последователей. Но и стихотворения самого автора связаны с некоторыми классиками.

Изображение капиталистического города были и в работах Некрасова, а Салтыков-Щедрин также писал сатирические произведения. Гуманистический пафос Владимир позаимствовал у Горького. Но основное достоинство его поэзии заключается в отклике на современные для него события.

Дореволюционное творчество связано с более поздними поэмами. Центральную позицию заняла тема жизни народа. Многие писатели сдали свои позиции с началом Первой мировой войны.

Но Владимир по-прежнему оставался популярным, ведь он всем сердцем переживал за народ. Говорил Маяковский о России в пафосном тоне, остро высказывался об империалистической сути войны.

Автор призывал к революционным действиям, просил выступить против бойни.

Проблемы человечества

Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.

Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.

Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.

Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.

Тема Родины в творчестве В. Маяковского

И я, Как весну человечества, Рожденную В трудах и в бою, Пою Мое отечество, Республику мою! В. Маяковский О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его сти­хах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мне­нию, это не только «народа водитель», но и «народный слу­га». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт. Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопро­сы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям со­ветских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно кон­кретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещан­ством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Мая­ковский умело им пользовался. В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишени­ям во имя достижения дели, самоотречение вселяют в серд­це поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города-сада»: Я знаю — Город Будет, Я знаю — Саду Цвесть, Когда Такие Люди В стране Советской Есть! Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды». По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно ак­тивно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалис­тической войны и в первые годы после революции. Там За горами горя Солнечный край непочатый. За голод, За мора море Шаг миллионный печатай! Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей но­вой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворе­нию Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает ис­креннюю радость: Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Сегодня пересматривается миров основа. Сегодня До последней пуговицы в одежде Жизнь переделаем снова. Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвя­тил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого пат­риотизма, стремления быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему. …главное в нас Это — наша Страна Советов. Советская воля, Советское знамя, Советское солнце. Маяковский был уверен, что время и усилия его совре­менников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, бо­жественное дело, а творчество совместное для Маяковско­го было не только необходимым, но и священным. Мы идем Сквозь револьверный лай, Чтобы, Умирая, Воплотиться В пароходы, В строчки И в другие долгие дела. Не нашли то, что искали? Посмотрите ссылки ниже:

Тема Родины в творчестве В. В. Маяковского

Тема родины и революции в творчестве В.В. Маяковского

В грузинском селе Багдати 7 июля 1893 года появился на свет Владимир Владимирович Маяковский. Его отец работал лесником, а в семье было еще четверо детей, но два брата умерли в младенческом возрасте.

Сначала Владимир обучался в Кутаисской гимназии, но позже Маяковские переехали в Москву. Из-за проблем с деньгами его исключили из учебного заведения. После этого юноша вступил в Российскую социал-демократическую партию.

Маяковский был активным деятелем, а в 1909 году его арестовали. Именно в заключении он написал своей первое стихотворение. С 1911 Владимир продолжил обучение — он поступил в Московское училище живописи. Здесь он увлекся творчеством футуристов.

Через год опубликовали первое произведение — «Ночь». Затем была создана трагедия «Владимир Маяковский», в которой поэт сыграл сам себя. В 1915 году он закончил работу над «Облаком в штанах». Кроме сатирической тематики его творчество затрагивает тему родины, любви и революции.

Маяковский известен и своими фильмами, в которых он снимался сам. В 1919 поэт принимал участие в рисовании плакатов «Окна сатиры РОСТА». Он был автором в творческом объединении «Левый фронт искусств», затем он стал здесь редактором.

С 1922 писатель путешествует по миру. Он посетил множество стран:

  • Германию;
  • Латвию;
  • Францию;
  • Гавану;
  • Мексику;
  • США.

Во время одной из поездок он познакомился с русской эмигранткой, которая позже родила ему дочь. Но настоящей любовью для поэта стала Лилия Брик. Владимир хорошо общался с ее мужем, а затем переехал к ним домой. Осип практически уступил жену другу. У Маяковского есть еще и сын, хотя ни одни его отношения не были зарегистрированы официально.

В 30-х годах началась черная полоса в жизни поэта. Его выставка с треском провалилась, а премьеры новых стихотворений и фильмов не состоялись. Ухудшилось и его душевное состояние. В 14 апреля 1930 года писатель не выдержал всех неудач и застрелился.

Дух бунтарства

Каждое стихотворное сочинение Маяковского звучало голосом той эпохи. Его ранняя лирика была пропитана духом бунтарства, ведь в те годы только назревала рабоче-крестьянская революция. Он призывал простой народ к действию, а иногда и к восстаниям. Силу ритма он сочетает со страстью публициста, использует множество метафор и эпических сравнений.

Лирический герой в стихотворениях Владимира обращается к аудитории, поэтому автора часто называли трибуном. Известные ранние работы:

  • «Во весь голос»;
  • «А вы могли бы?»;
  • «Надоело»;
  • «Человек»;
  • «Несколько слов обо мне самом»;
  • «Нате!».

В первой поэме автор сам себя называет агитатором. И это правда, ведь Маяковский часто выступал перед публикой с ораторскими обращениями. Но его ранняя лирика относится не только к публицистическому стилю. Он писал о любви и природе, сочетал серьезные строки с язвительной иронией и добродушной усмешкой.

Стихотворения пронизаны философскими размышлениями, печалью и грустью. Автор создавал универсальную лирику в первые годы своего творчества. Его работы отличаются звучностью, эмоциональностью, многокрасочным интонационным строем.

Противоречивость автора

Маяковский сам не всегда понимал, насколько тонким лириком он являлся. Он сочетал в себе нежность с ораторским искусством. Но автор сумел передать свои переживания в стихотворениях. События Владимир изображал через свои эмоции, а не прямым путем.

Его работы были посвящены многим темам:

  • любви;
  • битвам между социальными классами;
  • путешествиям;
  • спорам об искусстве.

Лиризм Маяковский использует для объединения разных тем. Его можно отыскать даже в стихотворениях, которые нельзя отнести к лирическим. Хотя некоторые работы поэта выступают против этого направления.

Практически весь творческий путь Владимира Владимировича сопровождается полемически-враждебной реакцией. Любовные темы он описывает язвительным тоном, а также его не устраивают традиционные условия для самореализации и выражения своего потенциала.

Поэт постоянно стремился расширить эти границы, находился в поиске новых тем для творчества. Над сочинением каждого произведения он просиживал недолго, хотя его мыслям не хватало простора.

Эмоциональность в стихах

У Маяковского в жизни было много интересных событий. После каждого он писал стихотворение, выражая в нем полученные эмоции. Даже то, что происходило далеко от поэта, он воспринимал довольно близко. Но эмоциональная составляющая не могла уместиться в лирические работы.

Владимир искал простор, чтобы выразить наболевшее. Вместе с любовью Маяковский описывал политику, трудовые будни, бытовые проблемы, исторические события. Все это выступает ключевыми элементами, а не фоном.

Так как поэт рано проникся революционными идеями, это отразилось и на его творчестве. Одиннадцать месяцев Владимир провел в заточении, выйти на свободу ему помог Столыпин. В тюрьме Маяковский много читал, это и сподвигло его на творческий путь. Он хотел стать работником сферы искусства и создать направление социализма.

Но после поступления в училище живописи поэт охладел к революционным идеям. Он познакомился с молодыми художниками и писателями, его увлекли их современные мысли. Именно поэтому ранняя лирика отличается напряженным ритмом, зрелищными образами, необычными сравнениями.

Маяковский видит окружающий мир как живой организм. По мнению поэта, он может мыслить, любить, ненавидеть, страдать и быть счастливым. У читателей стихотворения Владимира обязательно вызовут какие-то эмоции. Их можно любить или ненавидеть, но оставаться равнодушным не сможет никто.

Трагизм и зрелищность

Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:

  • зрелищность образов;
  • трагизм;
  • любовная линия;
  • мотив одиночества;
  • предметность.

Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.

Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:

  • «Я»;
  • «Послушайте!»;
  • «Дешевая распродажа»;
  • «Себе любимому»;
  • «Человек».

Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.

При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает.

Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися.

На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.

Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс.

Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер.

Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.

Связь с культурой

Маяковский стал проповедником нового вида искусства. Он предлагал народу сбросить с литературного парохода Пушкина и его последователей. Но и стихотворения самого автора связаны с некоторыми классиками.

Изображение капиталистического города были и в работах Некрасова, а Салтыков-Щедрин также писал сатирические произведения. Гуманистический пафос Владимир позаимствовал у Горького. Но основное достоинство его поэзии заключается в отклике на современные для него события.

Дореволюционное творчество связано с более поздними поэмами. Центральную позицию заняла тема жизни народа. Многие писатели сдали свои позиции с началом Первой мировой войны.

Но Владимир по-прежнему оставался популярным, ведь он всем сердцем переживал за народ. Говорил Маяковский о России в пафосном тоне, остро высказывался об империалистической сути войны.

Автор призывал к революционным действиям, просил выступить против бойни.

Проблемы человечества

Поэт переживал страдания народа, много работ посвящал описанию трагической жизни в капиталистическом обществе. Автору не нравилось, что буржуазия заставляет народ скрывать свои истинные чувства, но выставляет на публику лживый оптимизм.

Патриотическое стихи Владимира Владимировича разоблачают показную жизнь аристократов. Он считает, что разделение общества на классы уродует и калечит сильного и красивого от природы человека. Ненавистью к эксплуататорам проникнута вся его поэзия. Небольшие стихи Маяковского о родине пропитаны любовью к низшим классам, обездоленному и порабощенному человечеству.

Владимир пытается поднять самосознание народа, раскрывает сущность капитализма, который заставляет людей вымирать духовно и физически. Из-за этого и возник образ героя-бунтаря, списанный с самого автора.

Сначала были конфликты с народом, но затем все творчество Маяковского приобрело социальную направленность. Поэт воспевал дружбу и единство, говорил, что социализм — это весна, период расцвета общества. Капитализм в его понимании — зима, суровое и холодное время, когда больше всего погибают люди.

Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского

Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского

Александр Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.

Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.

Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, — признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно…”.

Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться. ”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным…” (“Новая Америка”), “…плат узорный до бровей…”, “…мгновенный взор из-под платка…”.

Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.

Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”): Русь, опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна…

…Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на поляк, ]Л ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.

Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.: Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней — Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? “Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут: И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролет…

Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия — великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени: Кругом тонула Россия Блока… Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки консервов.

Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет.

В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения: Землю, где воздух, как сладкий морс, Бросишь и мчишь, колеся, — но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя… Я землю эту люблю.

Можно забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, — нельзя никогда забыть.

Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва.

Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.

В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

урок-проект “Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Технологическая карта урока

Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.

Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).

Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;

исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)

Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания

классических произведений Маяковского;

развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.

Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага

А4, файловая папка.

Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.

Планируемый образовательный результат.

Проверка рабочего места.

Настрой на «рабочий лад».

Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности

Определение собственного отношения к теме.

Вступительное слово учителя. Беседа.

Вспомнить и повторить этапы работы над проектом.

Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з.

Прослушивание стихотворений, частичный анализ.

Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины.

Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов;

2- составить литературный герб.

Запись и оформление, изображение герба.

Нахождение тропов; обобщение.

Презентация, подведение итога.

Определение секретов популярности, современности, актуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok-proekt_mayakovskiy.docx156.18 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Ерахтина Альбина Львовна.

Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского» ( «Вот она, Россия, моя любимая страна»).

Цели урока: формирование представления об образе России в творчестве В. Маяковского;

исследовав тему, привести аргументированные доказательства для подтверждения (или отрицания)

Задачи образовательные: формировать представление о значимости, актуальности и современности содержания

классических произведений Маяковского;

развивающие: развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Форма организации УД: групповая, коллективная, индивидуальная.

Используемые ПТ: технология проектно- исследовательской деятельности, проблемного обучения, интерактивные

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет, раздаточный материал, книги, фломастеры, бумага

А4, файловая папка.

Методические приёмы: беседа, работа в парах, анализ стихотворений, исследование, интерактивный метод.

Планируемый образовательный результат.

Проверка рабочего места.

Настрой на «рабочий лад».

Мотивация. Сообщение темы, целеполагание; определение форм деятельности

Определение собственного отношения к теме.

Вступительное слово учителя. Беседа.

Вспомнить и повторить этапы работы над проектом.

Работа над проектом 1-4 этапы. Д/з.

Прослушивание стихотворений, частичный анализ.

Выделить особенности, используемые поэтом в создании образа Родины.

Работа в парах:1- определение выразительных средств, художественных приёмов;

2- составить литературный герб.

Запись и оформление, изображение герба.

Нахождение тропов; обобщение.

Презентация, подведение итога.

Определение секретов популярности, современности, актуальности.

Вступительное слово учителя.

Легенды о Маяковском ходят по сей день. Будто жил в России, когда грянула революция, поэт совершенно необыкновенный… Он был ростом, талантом и голосом исполин. Рассказывают, что в эпоху гражданской войны он часто выезжал на фронт и в окопах читал свои стихи. полки, вдохновлённые его стихами, неодержимо бросались в бой. Он делал подписи к плакатам, буквами вышиной в фут. Его плакаты на гражданской войне были смертельными для врага, как штыки. Громким, как аэропланный мотор, голосом, читал он по радио стихи, и советский народ жадно слушал его во всех концах земли. Бас поэта был так могуч, что, когда он, стоя на командирском мостике броненосца, декламировал свой знаменитый «Левый марш». Громкий голос его, окрывавший орудийные залпы, слышен был на всех кораблях Кронштата………Так писал о Маяковском Лев Кассиль. Что это, действительно легенда? Нет, говорят нам современники поэта…….

А каково ваше отношение к Маяковскому? ( В детстве мы любили, когда нам читали стихи Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?»)

Работа по теме. Проблемный вопрос . Почему Маяковский так неодолимо вторгается в наш день, такой, казалось бы во времени от него далёкий, вторгается в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь.

Вот сегодня мы с вами и попытаемся через исследование « Темы Родины в творчестве Маяковского» ответить на эти проблемные вопросы.

Урок предлагаю построить в форме проектной деятельности. Конечным результатом нашей деятельности станет мини- проект, оформленный в папку.

На доске этапы работы над проектом.

Подготовительный. Тема, выбор проблемы, определение цели, рабочие группы.

2.) Планирование. Задачи, источники информации, обязанности в группах.

3.) Осуществление проекта. Сбор и уточнение информации, анализ и синтез собранного материала.

В добрый путь! Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

Я вам предлагаю ещё одно творческое название проекта: «Вот она, Россия, моя любимая страна».

Обсудите темы, выберите одну, аргументируйте, почему именно эту тему выбрали или предложите свою.

– Чем можно объяснить актуальность этой темы?

Актуальность . В 21 веке сочиняются песни на стихи Маяковского, исполняются рок– музыкантами. Значит, знакомство со стихами поэта– очень актуальная задача.

Проблема . Предлагаю сформулировать проблемный вопрос, над которым вам будет интересно работать. (В чём секрет популярности стихов Маяковского? Современны ли стихи Маяковского?)

Гипотеза . Если стихи Маяковского вызывают у нас чувства патриотизма, гордости, любви к Родине, то они актуальны, современны.

Цель . Формирование представления об образе России в творчестве В,В,Маяковского;

исследовав тему, провести аргументированные доказательства для подтверждения или отрицания гипотезы.

Задачи . 1.) Формировать представление об актуальности и современности содержания классических произведений Маяковского.

2.)Развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.

3.) воспитывать патриотические чувства.

Предмет изучения . Стихи Маяковского на тему Родины.

Планируемый результат . Создание творческих работ, мини– проект.

1.)Прослушайте « Стихотворение о советском паспорте». ( Произведения читаются детьми наизусть).

– Какие чувства вызывает у Маяковского « краснокожая паспортина»?

– Вспомните, как встретил поэт революцию? Почему? ( Встретил восторженно : теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему чувство собственного достоинства, демонстрируемое этой« краснокожей паспортиной»).

– Найдите ключевые слова ( Читайте, Завидуйте. Я– гражданин Советского Союза.)

– Чем гордится лирический герой?

Вывод : Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты.

(Все выводы фиксируются в тетрадь.)

2. ) Предлагаю прослушать отрывок из поэмы «Хорошо» .

– Каково содержание отрывка?

– Выделите ключевые моменты. ( Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет.)

– Чему радуется автор?

Вывод : поэма «Хорошо» представляет собой гимн Отечеству . Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». Преобладает высокая, эмоционально–окрашенная лексика , глаголы: хвалю. Славлю, люблю ,радуюсь .

3.)«Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка » .

– Каким чувством пронизано данное произведение? ( Чувством веры, надежды, уверенности в будущем. Отражён тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм.)

– Выделите ключевые слова.

Вывод . В стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим созидательным трудом . Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй .

4.)« Товарищу Нетте, пароходу и человеку» . Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 – 5 февраля 1926)–дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте геройски погиб в Латвии (в поезде Москва–Рига), защищая дипломатическую почту от вооруженных револьверами бандитов. Его именем назван корабль Черноморского флота.

– Что хотел сказать автор стихотворением? (О патриотизме человека, преданного своему делу, долгу .)

Работа в парах. 1 группа– найти выразительные средства, тропы, художественные приёмы. (Метафоричность, гиперболизация, сравнения, экспрессивность цветовая лексика, эпатажность, необычные образы, блеск каламбурности, лесенка).

2 группа– составить литературный герб по теме урока.

3 группа– составить кластер.

Вернёмся к проблеме.

–Как вы думаете, все открытия, которые мы сегодня сделали, не являются ли секретом популярности, современности, актуальности темы.( Обращение к записям.)

Итог. Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться. Всё , что мы выделили в стихотворениях поэта: чувство патриотизма, чувство единства народа, вера в будущее для нас, живущих в XXI веке особенно важно и ценно.

Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина.

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, её гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-буфф», «Потрясающие факты» – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объёмны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении «Потрясающие факты»:
Напрасно пухлые руки взмолены,–
не остановить в его неслышном карьере.
Раздавил
и дальше ринулся Смольный,
республик и царств беря барьеры.
Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его «голубую Русь». Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив её в историю «поэта Сергея Есенина». Его стихи – это летопись жизни с её взлётами и падениями.
Читая «Небесного барабанщика», «Иорданскую голубицу», «Преображение» мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чём он видит их смысл? Что означает – «принимал с крестьянским уклоном»? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в «деревенский рай», где «злачные нивы», «стада буланых коней», где с пастушеской дудкой «бродит апостол Андрей» («Иорданская голубица»).
Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему её завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
Своё представление о революции поэт передаёт образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берёз, черёмух и клёнов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
Сойди, явись нам, красный конь.
…О, вывези наш шар земной
На колею иную.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – всё это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
Своё восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью «Интеллигенция и революция», в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма «Двенадцать». Она стала итогом раздумий Блока о революции.
С огромным мастерством передаёт он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать «апостолов революции», исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

Сочинение на тему: Тема Родины и нового человека в лирике Маяковского

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Тема Родины и нового человека в лирике Маяковского

С первым стихотворением Маяковского я познакомилась в пять лет. Мама прочитала мне “Что такое хорошо и что такое плохо?”. Я до сих пор помню многие строки из него. Сотни ярких строк поэта из его стихов вошли в наш разговор, в нашу жизнь, сделались народными поговорками. Маяковский был своеобразной и довольно интересной личностью. “В нем сконцентрировались вся боль и вся радость трудящегося человека, ненависть к царизму, буржуазии, империалистической войне; вера в победу революции и социализма; величайшая любовь и уважение к Ленину”. О любви к Родине и о счастье быть ее сыном, гражданином, участником ее созидательных свершений и расцвета последняя из законченных поэм Маяковского — “Хорошо!”. Она о любви и счастье, добытых “в трудах и бою”. Поэма “Хорошо!” представляет собой гимн социалистической революции. В Маяковском жила великая любовь сына к социалистическому отечеству. Поэт был и остается в наших сердцах подлинным бойцом. Достоинство своих стихов и поэм он проверял, встречаясь с народом. Он много ездил, и эти сотни поездок были для него и школой жизни, и “показом” его революционной поэзии. Отдавая “всю свою звонкую силу поэта” революции, Маяковский страшно ненавидел врагов Советской страны, Родины, ненавидел обывателей, мещанство. Всю свою страсть он направлял против тех, кто нам мешает строить и жить в молодой советской республике. Все его дела и мысли были устремлены в будущее. Владимир Маяковский хотел быть и стал пророком и знаменем революции. Творчество Маяковского после Октября наполнено могучей, неистребимой любовью к жизни. В него прочно входит тема радости. “Радости пей! Пой! В жилах весна разлита!” (“Наш марш”). Чувство радости не только не ослабевает в стихах поэта двадцатых годов, напротив, оно становится полнее, глубже. Это счастье слияния с народом: — Я счастлив, что я этой силы частица. Это и радость дарить людям лучшее, чем обладаешь сам, — свой труд, и тем самым делать их жизнь богаче и счастливее: Я себя советским чувствую заводом вырабатывающим счастье. Это восхищение красотой жизни: Радость прет. Не для вас уделить ли нам?! Жизнь прекрасна и удивительна. Одно из наиболее понравившихся мне стихотворений — “Рассказ о Кузнецкстрое и …”. В нем показан не один какой-то герой, а массовый героизм. В стихотворении отражен тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм, какого еще не знала история. Поэтому и героем стихотворения является не рассказчик, а коллектив. Мы не видим самой стройки. Маяковскии говорит о людях, только приехавших на новостройку, чтобы воздвигнуть в глуши чудесный город-сад. Люди еще только готовятся к труду, впереди огромные трудности, но уже сейчас их жизнь — под открытым небом, в промозглой сырости, впроголодь — ежедневный подвиг. И все эти лишения, неудобства они переносят, побуждаемые не жаждой личной наживы, а глубоким пониманием величия цели: Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: “Через четыре года здесь будет город-сад!” Поэт поддерживает это начинание. Он уверен, что никакие препятствия и лишения не сломят их воли к победе. Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, Когда такие люди в стране советской есть! Я думаю, что Маяковский в этом стихотворении хотел показать нового человека, человека будущего. В его представлении это был честный, глубоко преданный идее, способный на самопожертвование человек, гражданин’страны. Маяковский верит в будущее страны. В “Октябрьской” поэме мы это ощущаем. Рассказывая о тяжелых годах молодой республики, автор постепенно переходит к образу Родины, “земли, которую завоевал и полуживую вынянчил”. Здесь автор углубляет свою мысль о том, что жить отдельно от всех нельзя, что каждая личность неотделима от народной жизни.
В наши дни Маяковского знают практически все, знают, что он и сейчас с нами “живет”. Его книги живут, “сражаются” и светят нам. И имя Маяковского, его слова никогда не забудутся
.

Ссылка на основную публикацию