Футуризм в творчестве Владимира Маяковского – особенности и основные черты

Маяковский-футурист: футуризм в творчестве, кратко

Содержание:

Футуризм является разновидностью литературного течения модернистского типа. Оно развивается в начале двадцатого века. Название движение получает от Томмазо – знаменитого поэта из Италии. Он придерживался определенных взглядов на современную литературу того времени. По его мнению, поэзия перестала звучать, нуждалась в переменах.

Главный принцип футуризма заключается в смене принципов старого искусства, внедрении принципиально новых концепций. Цель изменений – спасение всего мира. Так Филиппо написал в одном из своих трудов.

По мнению футуристов, стихотворение должно быть свободным. Оно может иметь трагический, страшный, веселый конец. Рифма не является обязательной, слово должно руководить поэзией. Допускается любая тема: родная страна, любовь, целый мир или судьба конкретного персонажа. Россия прославилась первыми футуристами в лице Маяковского, Бурлюка, Хлебникова, Каменского. Они требовали утверждения инновационных принципов для поэтического жанра в срочном порядке.

Направленность позволяет использовать рифму, ритмику, эпатаж в любой форме. Поэт волен высказываться своими словами, не ограничиваясь рамками.

Маяковский и футуризм – кратко о творчестве поэта

Писатель издал целый цикл футуристических произведений. Основные отличительные черты его работ:

  • Самые значимые оттенки, события стиха поэт выделял специальной лесенкой;
  • Преобладание метафор в творчестве. С помощью скрытых сравнений герой словно оживал, обретал глубину характера, нрава;
  • Маяковский часто повторяет согласные, гласные, чтобы использовать ярко выраженные противопоставления;
  • Поэт восхищается пейзажами, урбанистической жизнью, ее динамичностью;
  • Автор глубоко презирает, отрицает ранние события, происходившие в стране;
  • Маяковский осуждает нынешний государственный строй, общество, он уверенно стремится к светлому будущему.

Ключевым отличием работ писателя от футуристических произведений остальных авторов считается преувеличенный портрет самого Маяковского. Он ставит свою личность над другими, посвящает себе оды, слова восхищения.

Футуризм в творчестве Маяковского

В каждом стихотворении поэт старался нарушить блок, рамки, ограничения, установленные стандартными правилами поэзии. Основные проявления футуристических взглядов в работах автора:

  • Идейное, тематическое содержание, осуждение капиталистических принципов. Маяковский осуждает церковные взгляды конформистов, общепринятые нормы морали, господствующий класс;
  • Желание экспериментировать. Использование оригинальных неологизмов, размеров, выражений помогает кардинально отличить творение футуриста от ранее написанных произведений;
  • Противостояние классическому жанру. Традиционные правила, постулаты вызывают пренебрежительное отношение у Владимира Владимировича. Он смеется над старой школой в своих стихотворениях;
  • Революционные идеи. Писатель хотел создать переворот, бунт в мире литературы. Его мир постоянно меняется, динамично движется вперед;
  • Литературные творения – изобретения человека. Творец противопоставляет природный мир и технический прогресс, естественность и эстетику крупных городов.

Маяковский – футурист – цитаты из произведений

Приведем в пример несколько цитат из известных стихов Владимира Владимировича:

  • Дразните? Меньше, чем у нищего копеек, у вас изумрудов безумий;
  • Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки;
  • Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо;
  • Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее;
  • Мы – голодные, мы – нищие, с Лениным в башке, и с наганом в руке.

Футуризм в творчестве Маяковского

В 1910-м начале 1920 годов в литературе появилось новое художественное направление под названием футуризм. Само слово футуризм произошло от латинского слова futurum, что в переводе означает будущее. В литературе футуризм проявлялся появлением новых слов, использованием плакатов, афиш и нецензурной лексики. На первом месте для авторов этого направления была форма стихосложения, а не содержание. Футуристы именовали себя поэтами будущего. Порой они шокировали общество названиями своих произведений. Например, сборник стихов мог называться «Дохлая луна». Встречи футуристов носили бунтарский характер, собираясь вместе они открыто высмеивали обыденность и пошлость. Они отрицали ценность всего, что было создано до них.

Одним из самых запоминающихся представителей русского футуризма является Владимир Владимирович Маяковский, который присоединился к этому направлению в 1912 году. Его первое стихотворение «Ночь» было напечатано в сборнике под громким названием «Пощечина общественному вкусу». Основные темы его стихотворений этого периода выражают общую для всех футуристов мысль о том, что прошлые жизненные уклады уже изжили себя, а старые формы искусства себя исчерпали.

Маяковский был не просто приверженцем футуризма, он выделялся из всех остальных представителей этого направления и выделялся в первую очередь тем, что не хотел ждать наступления будущего, он говорил, что хочет будущего уже сейчас. Он отрицал настоящее, отрицал общепризнанные взгляды на религию и искусство. Творчество его было построено на противостоянии враждебности мира, конфликте и поиске новых метафор. В своих стихотворениях Маяковский часто использовал довольно необычные сравнения, например, такое как «Шумит, как Есенин в участке».

Несмотря на то, что постепенно Маяковский стал отходить от футуризма это направление оказало огромное влияние на формирование его творчества. В результате Маяковский выработал собственный неповторимый стиль, узнаваемый будущими поколениями поэтический слог.

Маяковский также, как и многие футуристы хорошо рисовал. Благодаря этому навыку он описывал мир сочными красками, тем самым проявляя себя как художник. Он отлично умел удерживать внимание аудитории. При том, что творчество его было адресовано народу сам он всегда старался выделяться из толпы и проявлять свою индивидуальность не только поведением, но и внешним видом.

2 вариант

В первой половине двадцатого века появилось современное направление, при котором прогрессисты отрицали предшествующие ценности, становились идеологами нового мира, а именно считали, что будущее страны именно должно зависеть от молодого поколения. Запоминающейся и влиятельной личностью являлся Владимир Маяковский, который присоединился к идеям футуризма в 1912 году и отличался от единомышленников стремлением искоренить изжившие уклады жизни прямо сейчас, а не просто иметь надежду.

Стихотворения поэта до 1917 года посвящены обличению распространённых человеческих пороков ,неординарному отношению автора к искусству и религии, господствующему классу с консервативными взглядами на жизнь. Произведение «Нате» отражает идеи футуризма. Маяковский смело и дерзко раскрывает недостатки людей своего времени, а его лирический герой противостоит толпе, осуждает низкий культурный уровень граждан страны. У писателя возникает ненависть к обществу ,которая трансформируется в глубокое разочарование из-за того, что он выделялся от других людей поэтическим слогом и неподдельной справедливостью. Владимир презирает толпу, так как они не способны оценить по достоинству творческого труда поэта, а лишь считают важным иметь материальную благополучность и их не волнует бедность и горе нищих. Благодаря неологизмам «стоглавая вошь», «поэтиного» стихотворение обретает мощную силу слова и показывает трудную борьбу писателя за права простых людей.

Поэма «Облако в штанах» является бунтарским по содержанию и непохожим на другие стихотворения прошлых поколений, то есть новаторство поэта поражает отрицанием великих идеалов: Бога, любви, искусства. Каждая часть произведения имеет особую смысловую нагрузку, но центральной темой остаётся преданная любовь, при которой страстный монолог доказывает трагичность внутреннего состояния лирического героя , вызванного из-за неразделённых чувств. Начало стихотворения раскрывает умение героя сильно и искренно любить, но сопровождается с нарастающей неконтролируемой ревностью, мучающей болью и стрессовым положением: «…уже у нервов подкашиваются ноги…». Отказ женщины порождает его защищаться грубостью и дерзостью, что говорит о исступленном разочаровании в подлинных чувствах ,в прекрасном смысле романтических отношений.

Творческим работам поэта В.Маяковского свойственна гиперболизация слов, внедрение собственных оригинальных неологизмов и использование умело экстравагантных метафор, цепляющих чрезмерностью, наличием большого количества сравнений удивляют читателей грубостью и прямотой футуриста. Писатель смог внести в литературную историю свой неординарный вклад, выделяясь от других поэтов широкой богатой душой, погасшей, как вспышка, быстро от сложной судьбы.

Также читают:

Картинка к сочинению Футуризм в творчестве Маяковского

Популярные сегодня темы

Услышав от кого-либо фразу о неразделенной любви, и о том, как кто-то страдает, сразу вспоминается фраза классика Бориса Заходера: «Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, безответной и безрассудной

Максим Горький большую часть жизни провел странствуя. Во время одного из таких поездок по южной Бессарабии ему пришла мысль написать рассказ «Старуха Изергиль».

Повесть «Бедная Лиза» раскрывает перед нами конфронтацию города и деревни того времени. И эту разницу писатель вложил в образы основных героев.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» хорошо описан, со своим внутренним укладом и уличной жизнью. Здесь, город совсем неграциозный мегаполис с пышными дворцами, фонтанами и парадными площадями

«Жизнь и творчество Владимира Маяковского». (Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского). (1893-1925)

Футуристическое направление в литературе зародилось в начале XX века. В России оно стало популярным в 1920-х годах. Одними из основателей этого стиля стали В. Каменский и А. Кручёных. Также наблюдается футуризм и в творчестве Маяковского.

Как и другие футуристы, он стремился не только проявить оригинальность в своих трудах, но и поднять бунт против современного уклада жизни. О его стремлениях можно подробнее рассмотреть в реферате или докладе.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

«Ночь» В.Маяковский

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.

Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»

Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период мыло известно лишь небольшому кругу почитателей, также причислял себя к представителям данного направления. Футуризм стал вызовом обществу, проповедуя полное игнорирование поэтических канонов, и силу словесного образа возводя в абсолют, даже в ущерб смысловой нагрузке.

Игра слов также является отличительной особенностью футуризма, и проследить ее можно на примере стихотворения Владимира Маяковского «Ночь», созданного в 1912 году. Предположительно, это произведение является поэтическим ответом итальянским футуристам, которые незадолго до этого приняли свой манифест, написанный в рифмованной форме поэтом Филиппо Маринетти. Который Маяковский до конца не разделял, считая, что так называемый «телеграфный стиль» хоть и привносит в поэзию определенную новизну и остроту, но неприемлем в лирике. Поэтому в стихотворении «Ночь» используется лишь одна догма футуристов, которая гласит, что лингвистические эксперименты являются будущим поэзии. классика которой является закостенелой и консервативной.

В первых строчках этого произведения Маяковский рисует образ ночного города, который сравнивает с игорным домом. Однако догадаться об этом можно лишь по намекам. Таким образом, автор словно бы составляет поэтическую шараду, предлагая каждому читателю найти не нее собственный ответ. В качестве подсказок используются цвета, среди которых белый символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. И лишь во второй половине первого четверостишья поэт дает ответ на загадку, о. Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет.

Далее Маяковский изображает толпу, которая, по-видимому, символизирует почитателей творчества поэта, пришедших на его выступление. К публичному чтению своих стихов автор относится с определенной долей скептицизма и настороженности, считая, что обнажая душу перед толпой, рассчитывать на взаимопонимание не стоит. Поэтому для него она – «пестрошерстая быстрая кошка», которая просачивается через двери в зал, рассчитывая поднять настроение, послушав очередные стихи поэта. Для публики творчество Маяковского – не более, чем светское развлечение. Поэтому, покидая зал, в котором, судя по всему, только что читал свои стихи поэт, и, уходя в ночь, каждый хочет через дверь «протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».

На фоне этой праздничной толпы Маяковский ощущает себя одиноким и никому не нужным. Даже тот факт, что кто-то дергает его за одежду, пытаясь о чем-то поговорить, вызывает у поэта ощущение пустоты и безысходности. В итоге, чтобы не испытывать этого унизительного и опустошающего чувства, автор «в глаза им улыбку протиснул». И – остался наедине со своими мыслями и чувствами, в то время как «пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая».

В этом стихотворении Маяковский явно противопоставляет себя окружающему миру, отмечая, что говорит с ним фактически на разных языках. И это осознание по-настоящему угнетает автора, который понимает, что в огромном городе он вот-вот затеряется в пестрой ночной толпе, которая поглотит его без сожаления и унесет по безмолвным улицам. Даже не поинтересовавшись, что именно автор испытывает в данный момент и чего ожидает от жизни, которая решила повернуться к нему спиной.

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Ораторское и художественное творчество

Через какое-то время Маяковский отошёл от футуризма, однако это направление оказало значительное влияние на остальное творчество писателя. С помощью футуристических взглядов поэт сформировал собственный стиль изложения. Кроме того, он стал хорошим оратором и часто выступал перед аудиторией, читая стихи и устраивая интересные спектакли. Поэтический слог и интонации Маяковского были наполнены чеканным ритмом, который он использовал специально для слушателей.

Поэт старался выделиться и другими своими способностями в обществе футуристов. Маяковский умел отлично рисовать. Этому искусству он научился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он рисовал плакаты и придумывал к ним надписи. Иногда его просили придумать короткие стихотворения или рекламные слоганы для работ, которые были нарисованы другими художниками. Сам Владимир Маяковский рисовал плакаты с 1919 по 1930 год.

Футурист старался проявлять индивидуальность во всём, поэтому использовал любые свои навыки для написания стихов и выступлений. Любовь Маяковского к живописи ощущается и в его лирических произведениях. Поэт описывал мир сочными красками, чем и удерживал внимание и интерес публики.

Владимир Маяковский стал одной из значимых фигур русского футуризма. Революционно настроенный поэт создал своим творчеством мощную бунтарскую почву для новой идеологии в области поэзии.

За свои скандальные стихотворения и смелые речи Маяковского недолюбливали и нередко преследовали, но он всегда оставался верен своим взглядам.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

«Ночь», анализ стихотворения Маяковского

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев. поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Произведение по праву можно считать футуристическим. его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить, что это день — контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома. казино дополняют и «горящие желтые карты». которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» — одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома». Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы — агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь». ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Футуризм в творчестве Маяковского

Автор: Guru · 05.08.2017

Термин «футуризм» произошел от латинского слова “будущее”, зародилось направление в начале 20 века в Италии, в России наибольшее распространение получил в 1920-х годах, наиболее известными его представителями были В.В. Каменский, А.Е. Крученых и В.В. Маяковский.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна.
Есть уже
немножко.
А вот и полная повисла в воздухе.
Это бог, должно быть,
дивной
серебряной ложкой
роется в звезд ухе.
(“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир
(“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.”
(“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Футуризм – стиль поэта В. Маяковского. Яни Сит

Взгляд на лит. стиль поэта Владимира Маяковского.
Автор публикации Яни Сит

Раннее творчество Маяковского удивит любого читателя. Большинство поэм его не переведены. Версия перевода “Послушайте”, представленная в данной публикации, является самой лучшей среди всех вариантов перевода этого стихотворения. Ритмика и музыка перевода by Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein поразила всех литературоведов в мире. Эта версия наиболее точно передаёт индивидуальность поэта.

Творчество Владимира Маяковского стартовало в 1912 на Московском бульваре. Стихи родились в непринуждённой беседе с Давидом Бурлюком, студентом и другом поэта. Давид Бурлюк представил молодого Владимира Маяковского своим друзьям. Бурлюка считают *отцом Русского футуризма*. В это время в искусстве развивались течения кубизма в живописи и футуризма в поэзии. Гуро, Ларионов, Каменский, Гончарова, Татлин, Малевич публиковали всевозможные литературные иллюстрации,организовывали художественные выставки, публичные лекции и дебаты с целью нести новое искусство в жизнь.Кубо-Футуризм был освоен московскими футуристами в 1913 году, они нашли связь между футуризмом в поэзии и кубизмом в живописи.

В тот же 1913 году футурист Крученых (Kruchenykh) описал процесс так: “Футуризм в живописи использует части плоскости – диагональные секции и геометрические формы, особое освещение; поэты-футуристы работают с измельченными словами, частями слов, половинками слов, и создают новые словесные комбинации”. Поэзию Маяковского можно описать как *словесную живопись*, стихи его читаются как *кубизм в искусстве*. B это время он также активно работает в области рисунка, участвует в художественных выставках Ларионова в 1913 году. Примерно в том же году Маяковский и Татлин выпустили ссерию иллюстрированных брошюр. Второй типичный футуризм в творчестве поэта Маяковского – это урбанизм. Он писал стихи на городскую тематику, социальные, связанные с непосредственной жизнью людей, используя футуристический метод повествования: части слов, словесные комбинации, неологизмы. Ранние поэмы также характеризуются любовью поэта Маяковского к революции.

Любовь к четырём женщинам, самой любимой и дорогой из которых, всё-таки, была Лилечка Брик, разрыв с любимой, одиночество, революционные взгляды, предательство друзей, недоверие Сталина – всё это явилось слоённым пирогом из многих причин, из-за которых поэт совершил четыре попытки самоубийства. После революции тон поэзии Владимира Маяковского становится наиболее драматичным. Маяковский поставил несколько фильмов в этот период :
фильм “Молодая девушка и хулиган” сохранился. Наиболее примечательным стихотворением Маяковского явилось: “Послушайте”, переведённое почти на все языки мира. В нём отразилась боль и страсть поэта, его духовность, вера в гуманность и доброту, в красоту сердца человеческого. Разрешите представить Вам наилучший из переводов этого стихотворения великими мастерами литературного перевода Maria Enzensberger with a foreward by Elaine Feinstein.
*
перевод: Maria Enzensberger
with Elaine Feinstein

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means that someone wants them to be,
that someone deems those speckles of spit
. magnificent.

And overwrought,
in the swirls of afternoon dust,
he bursts in on God,
afraid he might be already late.

In tears,
he kisses God’s sinewy hand
and begs him to guarantee
that there will definitely a star.

He swears
he won’t be able to stand
. the starless ordeal.

Later,
he wanders around, worried,
but outwardly calm.
And to someone else, he says:

“Now,
it’s all right.
You are no longer afraid,
are you?”

Listen,
if stars are lit,
it means there is someone who needs it.
It means it is essential
that every evening
at least one star should ascend
over the crest of the building.
1914

*У ЛЮБВИ ТВОЕЙ И ПЛАЧЕМ НЕ ВЫМОЛИШЬ ОТДЫХ!*!*

Любовь к Лиличке Брик, Веронике Полонской, переписка с живущей во Франции женщиной. Боль, одиночество, предательство друзей, униженный Сталиным патриотизм. Четыре попытки самоубийства.

. Перед моими глазами красивый молодой мужчина с сигаретой в зубах – мой Владимир Маякoвский!

Дым табачный воздух выел.
Комната –
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
(“Лиличка!”)

***
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь
. отдых.
(“Лиличка!”)

***
Когда я училась в школе, изучала поэмы В. Маяковского “Владимир Ильич Ленин”
и “Хорошо!”, а также “Левый марш!”. Из любовной лирики ничего не было включено в программу. Сегодня я хочу представить Вам отрывки из любовной лирики
Владимира Маяковского.

***
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
(“Лилечка!”)

***
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(“Лилечка!”)

***
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылелась из меня
и расплылась в шелесте.
“Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте. –
. Деточка,
все мы немножко лашади.
(“Хорошее отношение к лошадям”)

***
Но враг не сунется – В небо сторожно
глядит, не моргнув, Атлантический глаз.
То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран.
(“Атлантический океан”)

***
Маяковского считают одним из основоположников футуризма по форме и стилю изложения мыслей в стихах. Для меня же он всегда был и будет святым поэтом, независимо к какому стилю критики причисляли его стихи.

***
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы
. разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают
. по маю
венчики встречных ромашек.
(“Неоконченное”)

***
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исчерпан
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчёте
И не к чему перечень
взаимных болей, бед и обид.
(“Неоконченное”)

***
Гражданин фининспектор, “я выплачу пять,
все *нули* у цифры скрестя!
Я *по праву* требую пядь
в ряду *беднейших* рабочих и крестьян.
А если *вам кажется, *что всего дело’ов –
это пользоваться *чужими словесами,
то вот вам *товарищи, моё стило’,
и можете *писать* сами!
(“Разговор с фининспектором о поэзии”)

***
“Гражданин фининспектор! Простите за
. беспокойство.
Спасибо. *не тревожьтесь. я постою.
У меня к вам *дело* деликатного свойства:
о месте *поэта* в рабочем строю.
((“Разговор с фининспектором о поэзии”)

***
Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие – наши песни.
Наше золото – звенящие голоса.
(“Наш марш”)

*
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Всё равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
(“Лилечка”)
*

Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг!
http://www.stihi.ru/2004/09/28-982
автор Яни Сит
. Я знаю силу слов и знаю слов набат!
. Владимир Маяковский.

Где Лилия Брик, Владимир!
. Где спит Иосип Брик?
Где Вероника Полонская
. дышит любовью? –
Хочу заплакать истерически –
. В КРИК.
И твои четыре
. попытки самоубийства.
могла бы, верю, предотвратить.
Минутой молчания
. почтим поэта и человека.
Володя! Мне бы в твою эпоху жить!
Ты, такой сильный
. и такой слабый.
В зубах – сигарета,
. на сердце боль!
Не пожалел и тебя Сталин.
Летел ты с обрыва известности
. в неизвестность –
с тобою моё сердце доколь.
“Лошадь, не надо,
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.”
Так верю я, в твоё воскрешение!
В твою нежность,
. прострелившую моё сердце!
Да, Володя, все мы
. немножко лошади.
И бьёт в нас непонимание
холодных,
. бездушных иноверцев.
Больно и обидно
. за твою судьбу так!
“Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.”
*

В эту поэту включены выдержки
из двух любимых стихов Маяковского:
“Лиличка!” и “Лошадь не надо.Лошадь,слушайте”
*

Словарь Литературоведческих Терминов., Москва, 1988:

Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и “простой” поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к “таинственным мирам”. Название Акмеизм шло от греческого “akme” – “острие, высшая точка”, что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.
К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,
А. Ахматова и др.

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье “Без божества, без вдохновенья” Александр Блок.

Символизм
Символ (от греч. symvol – условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ – предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах “Вакхической песни” Пушкина “Да здравствует солнце, да скроется тьма” солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького – символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм – это литературное направление (течение) конца ХIX – начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов – это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника “Города-спруны”, немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы “Потонувший колокол”, бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы “Синяя птица”.

В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов (“Весы”, “Золотое Руно”, “Аполлон”). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты – А. Блок, В. Брюсов, А. Белый – постепенно отходили от Символизма.

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма ” Двенадцать” А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.
Материалы для журнала “Мастерство и Вдохновение”
———————————————————

Футуризм ( от лат. futurum – будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).

Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи – кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.

Словарь Литературоведческих Терминов.
Справочные материалы.

******
Иллюстрация неизвестного художника.

В. В. Маяковский как представитель футуризма. статья по литературе (10 класс) на тему

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Маяковский-футурист

Выставка «Маяковский-футурист» посвящена периоду увлечения молодого поэта и художника авангардистским течением в искусстве — футуризмом, ярким представителем которого стал он сам.

Слово «футуризм» (от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста» итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, напечатанного 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» (полное название статьи «Обоснование и манифест футуризма»).

Наиболее яркими и влиятельными представителями нового авангардистского течения в России была группировка кубофутуристов. Ее основу составляли Давид Бурлюк, Велемир Хлебников, Василий Каменский, Вадимир Маяковский и Алексей Крученых. В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они

Первая книга Маяковского – сборник стихов «Я!», выпущенный в 1913 году, может быть названа самой футуристической по оформлению из книг поэта. Сборник украшен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина (Шехтеля). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. В бесформенном пятне угадываются и клякса, «выплеснувшаяся из стакана» краски, и галстук-бабочка, которую поэт носил в то время.

Тогда же появились рисунки поэта в альбоме Веры Шехтель — в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, поэтому эта группа графических работ получила название «Жирафья серия». Темы Африки, популярные в творчестве многих художников и поэтов начала ХХ века, и автобиографические мотивы повлияли на выбор сюжетов. По воспоминаниям В.Ф. Шехтель, из-за высокого роста друзья звали поэта «жираф».

Тиражи футуристических сборников, издававшихся самими поэтами, не превышали тысячи экземпляров, и для расширения круга своих читателей поэтам требовалось выходить с выступлениями на публичные площадки и расширять их географию. Владимир Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским предприняли большую поездку по России.

Новое эстетическое направление получило развитие и в изобразительном искусстве. На полотнах своих произведений художники-футуристы стремились передать всевозможные звуки, уличные шумы. Для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн и т. п. Одним из примеров футуристической живописи можно назвать работы Маяковского «Chemin de fer» («Рулетка»), созданную в 1915 г.

Воздействие футуризма на дальнейшее развитие искусства оказалось благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве.

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Маяковский и футуризм


Презентация к уроку по литературе

Маяковский и футуризм

Автор: Припачкина Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С

УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой, несравнимой с темпами прошлого столетия, сменой эстетических ориентиров и значительным обновлением литературных приемов. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия — совсем другая, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название «поэтического ренессанса» или «серебряного века».

Многообразие течений и направлений Серебряного века

В конце 19 – начале 20 века русская литература, прежде всего обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

В период с 1890 по 1917 годы заявили о себе три новых литературных направления, названными в литературоведении модернистскими. Это символизм, акмеизм и футуризм. На периферии этих течений возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значимые для истории литературы.

Футуризм как литературное направление

Футуризм, как и символизм, был интер­национальным литературным явлением (название течения образовано от лат. futurum — будущее).

Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение практически одновременно развивалось в Италии и России. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900-1910-х гг. и впервые публично заявил о себе в 1910 г.

Что же нового принес в поэзию «серебряного века» футуризм?

Во-первых, это новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию, настроения человека улицы. Возникшая как реакция на элитарность предшествующих течений, эта тенденция в перспективе могла привести к примитивизации и деинтеллектуализации поэзии.

Во-вторых, новизна лирического героя приводит к радикальному обновлению средств лирического самовыражения: эксплуатируются новые жанры, используется новая лексика, новый образный ряд.

В-третьих, серьезнейшие последствия для русской поэзии имела переориентация с читаемого текста на текст, произносимый и слышимый, породившая новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.

Теоретики и последователи футуризма.

В 1910 году вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее крупную и влиятельную футуристическую группировку — кубофутуристов или поэтов «Гилей»

Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, И. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.).

группа «Мезонин поэзии»

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович

(1893-1930) , русский поэт. Родился в дворянской семье. Маяковский учился в классической гимназии, затем в 5-й московской гимназии, откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища , в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества.

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи. Социальная и художественная ситуация России 1910-х годов поставила Маяковского перед выбором — старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. Маяковский выбрал футуризм как творчество будущего во всех сферах бытия. «Хочу делать социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни уже в 1910 году .

Маяковский и футуризм

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов “Гилея”. С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов “Бубновый валет” и “Союз молодежи”.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы “Гилея” “Пощечина общественному вкусу”, где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

«Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу», – так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. В любом стихотворении Маяковский искренен, он как будто выбрасывает нам навстречу столб энергии. Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского — футуриста господствует мысль о необходимости жить активно, не терпеть пошлость и несправедливость, творить новое и бороться с любыми штампами – в речи, в поведении, в выборе дороги в жизни.

Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта-футуриста, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

Изображение В. Маяковского: https://cdn25.img.ria.ru/images/22218/62/222186208_0:0:1490:2000_600x600_80_0_1_63b5a06e550f31dc7ffa9df86e689185.jpg

Изображение поэтов серебряного века: https://www.aquatoriaspb.ru/images/photo_archive/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg

Изображение «Первый журнал русских футуристов»: https://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1853_foto1_01.jpg

Изображение «Садок судей»: http ://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1839_foto1_02.jpg

Изображение «Московской группы «Центрифуга»: http ://zero50x.myjino.ru/allpic/15/11562-img_13.jpg

Изображение «Пощечина общественному вкусу»: https://www.auction-imperia.ru/i/booklot/_dsc6760-8.jpg

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм.

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 410 руб.
  • Реферат Футуризм Маяковского: желтая кофта 260 руб.
  • Контрольная работа Футуризм Маяковского: желтая кофта 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Маяковский-футурист: футуризм в творчестве, кратко

Футуризм является разновидностью литературного течения модернистского типа. Оно развивается в начале двадцатого века. Название движение получает от Томмазо – знаменитого поэта из Италии. Он придерживался определенных взглядов на современную литературу того времени. По его мнению, поэзия перестала звучать, нуждалась в переменах.

Главный принцип футуризма заключается в смене принципов старого искусства, внедрении принципиально новых концепций. Цель изменений – спасение всего мира. Так Филиппо написал в одном из своих трудов.

По мнению футуристов, стихотворение должно быть свободным. Оно может иметь трагический, страшный, веселый конец. Рифма не является обязательной, слово должно руководить поэзией. Допускается любая тема: родная страна, любовь, целый мир или судьба конкретного персонажа. Россия прославилась первыми футуристами в лице Маяковского, Бурлюка, Хлебникова, Каменского. Они требовали утверждения инновационных принципов для поэтического жанра в срочном порядке.

Направленность позволяет использовать рифму, ритмику, эпатаж в любой форме. Поэт волен высказываться своими словами, не ограничиваясь рамками.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Кубофутуризм

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности 16.07.2015 19:00 6960

Кубофутуризм – одно из направлений русского авангарда начала XX в.

Оно соединило в себе кубизм (использование подчёркнуто геометризованных условных форм, в основном в живописи) и футуризм (культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим).

Кубизм возник во Франции (Пикассо и Брак), футуризм – в Италии (итальянский поэт Филиппо Маринетти), а кубофутуризм наибольшее развитие получил в России, причём здесь он был особенно популярен как в живописи, так и в поэзии. Кубофутуризм имел и другие названия: Новая эстетика, Русский кубизм.

Кубофутуризм просуществовал всего несколько лет – с 1911 по 1916 гг. и являл собой эклектику (соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей). Кубофутуризм стал как бы переходным этапом к крупнейшим направлениям, созданным русским авангардом – супрематизму К. Малевича, конструктивизму В.

Татлина, аналитическому искусству П. Филонова и др. Русский кубофутуризм стал совершенно оригинальным явлением, отличаясь радикализмом, постоянно потрясавшим свои собственные основы и выводившим искусство на новые и новые пути.

Кубофутуризм в живописи

В стиле кубофутуризма в разные периоды своего творчества работали художники К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, А. Богомазов и др. О некоторых из них мы расскажем в статьях о соответствующих направлениях в живописи. В 1910 г.

в Москве на Воздвиженке, в доме Экономического общества офицеров состоялась выставка «Бубновый валет», которая и дала название художественному объединению.

Выставка пользовалась огромным интересом у публики, но в прессе вызвала неоднозначную реакцию: появилось множество карикатур, фельетонов и язвительных репортажей о выставке.

Михаил Ларионов «Портрет Натальи Гончаровой» (1907)В художественное объединение «Бубновый валет» вошли художники Р. Фальк, А. Лентулов, И. Машков, А. Куприн, П. Кончаловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, В. и Д. Бурлюки, Н. Кульбин, К. Малевич и др.

Название объединению придумал М.

Ларионов в противовес главным художественным направлениям начала XX в. – модерну и символизму. Членам нового объединения казалось, что излишний эстетизм и многозначительность модерна и символизма не соответствует их художественной манере.

А в чём же была особенность творчества объединения «Бубновый валет»? В их манере соединялись кубизм, фовизм и традиции русского народного творчества, и прежде всего – лубка, в котором можно было объемность форм на плоскости передать с помощью цвета.

Члены «Бубнового валета» считали, что их творчество предназначается не для тонких ценителей искусства, а для всех. Поэтому натюрморты у них были простыми, как вывески в продуктовых лавках, такими же были портреты, пейзажи, бытовые сцены.

К. Малевич «Уборка ржи»На выставках «Бубнового валета» экспонировались не только работы членов объединения, но и живших в Мюнхене В. Кандинского и А. Явленского, зарубежных художников Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Руссо, П. Синьяка и др.

«Бубновый валет», без сомнения, объединил очень талантливых и уникальных художников. В дальнейшем каждый из них пошёл своим путём, образовав свои направления и утвердив свои неповторимые принципы творчества. Например, М. Ларионов разработал теорию лучизма, В. Кандинский – абстракционизма, К. Малевич – супрематизма.

Были и другие, не столь известные, концепции. «Бубновый валет» прекратил своё существование в 1917 г.

Но уже в 1911 г. часть членов объединения (Гончарова, Ларионов, Малевич и др.) организовали самостоятельное объединение «Ослиный хвост», которое просуществовало около 2 лет. Члены «Ослиного хвоста» попытались соединить в своем творчестве все современные достижения живописи с русским народным творчеством: лубком, иконописью, примитивизмом.

Д. Бурлюк «В церкви» (1922) В марте-апреле 1913 г. в Москве в Художественном салоне на Большой Дмитровке была проведена крупная выставка «Мишень», которую организовал М. Ларионов. На выставке были показаны работы Н. Гончаровой, М. Ларионова, М. Ле-Дантю, К. Малевича, М. Шагала, А. Шевченко и др.

Экспонировались также картины художников-самоучек, в том числе Н. Пиросманишвили, для которого эта выставка была единственной прижизненной, детские рисунки, вывески, работы неизвестных художников-примитивистов. Программные положения группы сформулировал М. Ларионов: «…

Признание всех стилей, которые были до нас и созданы теперь, как-то: кубизма, футуризма, орфеизма; провозглашаем всевозможные комбинации и смешение стилей.

Нами создан собственный стиль «лучизм», имеющий в виду пространственные формы Мы стремимся к Востоку и обращаем внимание на национальное искусство Мы протестуем против рабского подчинения Западу, возвращающему нам наши же и восточные формы в опошленном виде и все нивелирующему…».

На этой выставке была представлена первая картина в духе кубофутуризма К. Малевича – полуабстрактная композиция, изображающая геометрические формы, близкие к «машинной» ритмике (цилиндры, конусы и т. д.).

Картина К. Малевича Наиболее полно искусство кубофутуристов было представлено на двух авангардистских выставках: «Трамвай В» в феврале 1915 г. и «0,10», проходившей в декабре 1915-январе 1916 гг., где Малевич впервые выставил картины в духе супрематизма.

К. Малевич «Утро после грозы» Художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея» (А. Крученых, В. Хлебников, Е. Гуро), восприняли от них многие новаторские художественно-эстетические идеи, за это они и получили прозвище «заумные реалисты».

Порой их картины отличались абсурдностью и алогизмом, но К.

Малевич считал это специфической чертой русского кубизма, утверждая, что «логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям и, чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма».

К. Малевич «Музыкант»

Д. Бурлюк «Приход весны и лета» (1914) Таким образом, кубофутуризм в живописи можно считать предшественником дадаизма и сюрреализма. Современные художники также пишут картины в стиле кубофутутризма.

В. Кротков «Портрет В. Маяковского» (2012)

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Раннее творчество

Если говорить кратко, Маяковского считают одним из основателей футуристического направления в русской литературе. Он активно участвовал в работе по подготовке революции, за что был отправлен в Бутырскую тюрьму. За время заключения он написал целую тетрадь стихов. Исходя из воспоминаний Маяковского, это были произведения в стиле пролетарской поэзии, которые имели небольшой оттенок символизма.

После заключения поэт решил отправиться учиться. В училище живописи он познакомился с Бурлюком, который организовал группу поэтов-будетлян.

Футуризм Маяковского привлекает своим бунтарским анархистским задором, а также стремлением к ускорению жизненного темпа и формальному новаторству. С 1912 года стихотворения Маяковского начали печатать в футуристических сборниках. Он был ярким представителем этого течения.

Футурист Маяковский и другие литераторы сильно критиковали символистов. Но все же их произведения были частично похожи. Отличительной чертой работ символистов стал ярко выраженный урбанизм. Эти поэты в своём творчестве опирались на традиции литературы, изображая современное устройство государства как «страшный мир».

Такое веяние повлияло и на футуристов. В их интерпретации капиталистические города ещё ужаснее. Произведения Владимира Владимировича в ранний период творчества описывают город-гиперболу. Стих «Утро» это отчётливо передаёт.

Поэт подчёркивал, что власть капитала портит душу человека. Но вместе с этим он видит своеобразную красоту города, которая создаётся новыми течениями жизни, освещением населённых пунктов, яркими вывесками. Изменить своё отношение Маяковского подталкивает творчество Верхарна.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Сильный человек (9 класс)
    У каждого человека свое понимание сильный, у кого-то сразу в голове вырисовывается силуэт накаченного силача, а у кого-то это слово ассоциируется с другим смыслом, с духовным. Так какой же он все-таки, сильный человек?
  • Бунин Темные аллеи анализ рассказа 9 класс
    Отношение Бунина к теме любви было несколько своеобразным, если в начале произведения мы видим влюбленную пару, то в конце они неизменно расстаются или же один из них трагически умирает.
  • Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)
    В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Термин «футуризм» произошел от латинского слова “будущее”, зародилось направление в начале 20 века в Италии, в России наибольшее распространение получил в 1920-х годах, наиболее известными его представителями были В.В. Каменский, А.Е. Крученых и В.В. Маяковский.

Ссылка на основную публикацию