«Как неожиданно и ярко» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

03.10.2019

Тютчев Ф. “Как неожиданно и ярко”

Главные герои стихотворения “Как неожиданно и ярко” и их характеристика

  1. Радуга. Небесная арка, чудесная, волшебная, упоительная.

План пересказа стихотворения “Как неожиданно и ярко”

  1. Появление арки
  2. Один конец
  3. Второй конец
  4. Ее надо поймать
  5. Арка исчезает
  6. Проходит все

Главная мысль стихотворения “Как неожиданно и ярко”
Все совершенное и прекрасное кратковременно и нужно успеть поймать этот момент.

Чему учит стихотворение “Как неожиданно и ярко”
Стихотворение учит любоваться красотой природы, учит торопиться жить, не теряя самые прекрасные и драгоценные моменты своей жизни. Учит не терять время попусту.

Отзыв на стихотворение “Как неожиданно и ярко”
Это очень красивое и яркое стихотворение, в котором поэту удалось поймать краткий миг существования радуги. Поэт сумел описать радугу, но она быстро исчезла, подарив читателю чувство легкой грусти и понимания, что все в мире имеет начало и имеет конец.

Анализ стихотворения “Как неожиданно и ярко”
Стихотворение было написано в 1865 году.
Жанр – пейзажная лирика, пейзажная зарисовка. Основное настроение – торжественное восхищение, но присутствует в стихотворении и грусть об уходящем, о скоротечности жизни и любви.

Тема: радуга.
Стихотворение состоит из двух восьмистиший. В первом описывает небесная арка – радуга, во второй говорится о быстротечности этого явления.
Стихотворный размер – ямб, ударение на четный слог, рифмовка перекрестная.
Радуга в стихотворении описывается с помощью ряда олицетворений, что позволяет поэту передать ее красоту, но и кратковременность. Скоротечность этого явления подчеркивает и обращение, призыв к читателю, ловить радугу.
Само стихотворение можно было бы так и назвать “Радуга”.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Как неожиданно и ярко”
Эпитеты: влажной синеве, воздушная арка, радужном виденье,
Метафоры: неба синеве, арка воздвиглась, в леса вонзила, полнеба обхватила, за облака ушла .
Сравнения: ушло как то уйдет.
Олицетворения: вонзила, обхватила, ушла, изнемогла.
Обращение: Лови, лови скорей.

Пословицы к стихотворению “Как неожиданно и ярко”
Радугу с неба рукой не схватишь.
Упущенный момент не вернется вовек.
День упустишь, годом не наверстаешь.
В одну реку дважды не войдешь.
Добрый совет ко времени хорош.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Как неожиданно и ярко”
Совершенно неожиданно в синеве неба появляется яркая воздушная арка, которая кажется торжественной. Одним концом арка начиналась в лесах, второй таял в небе. Арке словно не хватило сил охватить все небо.
Это упоительное видение для глаз, которое нужно успеть поймать. Потому что пара минут и арка исчезнет, уйдет навсегда, как в свое время уйдет все, чем живет и дышит человек.

Читать стихотворение “Как неожиданно и ярко”
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живёшь.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.

  1. История создания
  2. Тема, идея и основная мысль
  3. Тропы и основные характеристики
  4. Последовательный анализ

История создания

Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.

Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.

Тема, идея и основная мысль

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.

Тропы и основные характеристики

Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:

  1. Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
  2. Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
  3. Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
  4. Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»

Основными характеристиками стиха являются:

  1. Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
  2. Размер — ямб.
  3. Рифмовка — перекрёстная.
  4. Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
  5. Лексика — возвышенная.

Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.

Последовательный анализ

Начинается произведение со слов: «Как неожиданно и ярко, на влажной неба синеве, воздушная воздвиглась арка». Так же и в жизнь Тютчева радугой ворвалась любовь в лице Денисьевой, тогда воспитывавшейся вместе с дочерьми поэта в Смольном институте. Далее поэт подчёркивает: «В своём минутном торжестве!» То есть появилась она совсем ненадолго. И, хотя отношения с Денисьевой длились 14 лет, видимо, влюбленным всегда мало времени, проведённого вместе.

«Она полнеба обхватила и в высоте изнемогла» — одни из самых важных строк. Здесь поэт напрямую говорит, чем была для него возлюбленная — половиной неба, так много она для него значила. И тут, «в высоте», можно сказать, в самом расцвете сил и любви (на момент смерти Денисьевой было всего 38 лет) она умирает.

«О, в этом радужном виденье какая нега для очей!» — снова выделяет Тютчев красоту и значимость своей возлюбленной, негласно сравнивая её с великолепной радугой. И тут же напоминает: «Оно дано нам на мгновенье». Призывом «Лови его — лови скорей!» с повтором для усиления значимости поэт обращается к читателю: не стоит упускать своё счастье, нужно ценить каждую минуту, пока оно рядом.

«Смотри, оно уж побледнело», — словно предчувствуя несчастливый конец, указывает автор. «Ещё минута, две — и что ж?» — этот риторический вопрос заставляет задуматься: а что будет дальше, после того как всё уже потеряно, возможно ли будет пережить утрату и двигаться дальше.

Завершается все грустным, но правдивым выводом: «Ушло, как-то уйдет всецело, чем ты и дышишь и живешь».

В этих словах — тоска и боль от понимания того, что ничего уже не вернуть, ведь оно «всецело» ушло туда, откуда не возвращаются.

Хотя стих и имеет очевидно печальный подтекст, читающийся между ярких рисунков прекрасного пейзажа, оно навевает и светлые чувства: решимость во что бы то ни стало уберечь счастье, хоть на минуту отринуть всё, что отвлекает людей от самого важного, и уделить внимание дорогим и любимым. Поэтому стихотворение «Как неожиданно и ярко…» можно с уверенностью назвать одним из самых необычных, чувственных, живых и даже актуальных произведений русской поэзии.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко»

Произведение Тютчева «Как неожиданно и ярко» и анализ этого стихотворения входят в школьную программу для 4 класса. Его можно отнести к пейзажной лирике, но в нем имеется и скрытый философский смысл о быстротечности человеческого бытия и способности ценить краткие моменты счастья, умении наслаждаться им.

Содержание и композиция

Причиной написания стиха послужили трагические события — смерть возлюбленной поэта и их двоих детей. Произведение пронизано чувством светлой грусти, но пробиваются и нотки благодарности Всевышнему за возможность испытать радость от кратковременных явлений — красоты природы, возвышенных чувств, счастливых моментов.

Лирический герой наблюдает одно из красивейших явлений природы — радугу. Она внезапно появилась на синем небе, завораживая своим величием и нереальностью, ощущением зыбкости и непостоянства. Она начинается где-то глубоко в лесу, но ее форма не классическая — второй конец не опускается на землю, а неожиданно уходит в небо и растворяется в нем. Совсем скоро там же исчезнет и все это великолепие.

Герой понимает, что это символичный намек на человеческую жизнь, которая также начинается на Земле, а затем, ослепив все вокруг своей красотой, исчезает, не оставив и следа, а только воспоминания, которые греют и одновременно терзают душу.

Все эти чувства поэт переживал в связи с утратой близких людей, чувством вины перед любимой женщиной, за то, что при жизни обрек ее на страдания. Но в то же время он благодарен судьбе за доставленные мгновения счастья, за воспоминания. Он не проклинает, не ропщет — смирился с неизбежностью законов бытия человека и покорился судьбе.

Стих состоит из двух частей и вывода. В первой — описание картины природы, во второй — постепенное растворение радуги в небе. Вывод, который находится в последних двух строчках, содержит перенос этого явления на человеческую жизнь.

Основная мысль

Название «Радуга» очень подошло бы произведению, но в стихотворении это слово даже не встречается. Тем не менее словесная иллюстрация настолько точно характеризует это природное явление, что у читателя не возникает и капли сомнения, про что идет речь. Перед его глазами реалистично проступает рисунок огромной великолепной арки, которая один конец «в леса вонзила», а вторым «за облака ушла».

Сама дуга ассоциируется с человеческой жизнью — путь длинный, начинается на Земле, а восходит к небу. Радуга многогранна и многоцветна. Так же и в жизни нужно осознать, что она разная, непредсказуемая, но надо находить в ней яркие моменты и наслаждаться ими. Радуга появляется и исчезает на небе, поэтому нужно успеть оценить ее красоту.

Художественные средства и размер

С помощью выразительных средств поэт тонко отмечает великолепие радуги, не называя ее прямо, и сравнивает ее с жизнью любого человека. Наиболее часто в тексте используется такой прием, как метафора:

  • «воздвиглась арка»,
  • «в своем минутном торжестве»,
  • «конец в леса вонзила»,
  • «полнеба обхватила»,
  • «в высоте изнемогла».

С помощью их использования поэт проводит параллель между жизнью и природой, утверждая, что все прекрасное уходит на небеса.

Описывать красоту момента и придумать визуальный образ ему помогают эпитеты:

  • «на влажной неба синеве»,
  • «воздушная арка»,
  • «в радужном виденье».

Оно написано ямбом с перекрестной рифмой. С помощью такого выбора поэту удалось придать стихотворению экспрессию и мелодичность.

Интонационный анализ «Как неожиданно и ярко» Тютчева также позволяет выяснить причину его звонкого и мелодичного звучания, похожего на песню — преобладание сонорных согласных «н», «л» и «м» и восклицательные предложения.

Все произведение посвящено размышлениям о сути бытия, смысле красоты и счастья в жизни человека и их быстротечности. Автор задает вопрос: «Еще минута, две — и что ж?», и стоит ли переживать по поводу того, что все не вечно. Ответ заключается в последних строчках:

Ушло, как-то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь, и живешь.

Главный посыл — это смирение с неизбежным, но не отчаяние, а легкая грусть и благодарность за пережитое счастье. Как считает Тютчев, радуга — это аналогия человеческой жизни.

Интонационный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева “Как неожиданно и ярко. ”
статья (литература) по теме

Пример интонационного анализа стихотворения, который можно использовать для анализа лирических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
intonacionnyy_analiz.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интонационный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко. »

Жить на два дома: здесь и на звезде.

В практике школьного анализа лирических произведений используются разные пути анализа: тематический, композиционный, стилистический, жанровый, сопоставительный (сопоставление стихотворений, сопоставление канонического текста с черновыми вариантами). Выбирая тот или иной путь разбора, словесник всегда ставит перед собой цель донести до школьников не только своеобразие стихотворения, но и погрузить подрастающих читателей в неповторимый мир внутренних переживаний и мышления человека, воплощенный в лирическом произведении. Этой цели отвечает и интонационный анализ стихотворений, когда внимание учеников сосредоточивается на внутренней мелодии и ритме художественного текста, на единстве его повествовательно-описательного, императивно-восклицательного и поисково-вопрошающего строя. Являясь одним из аспектов разбора лирических произведений, интонационный анализ не противостоит ни композиционному, ни стилистическому, ни жанровому анализу стихотворений. Он легко соединяется с любыми элементами анализа лирики, пролагая путь к их постижению. Наблюдения над интонацией поэтической речи находят естественное и привычное воплощение в выразительном чтении стихотворений учащимися – живом звуковом истолковании текста, которое способно показать словеснику плодотворность интонационной трактовки произведения.

Каждое подлинно поэтическое произведение обладает неповторимостью интонационного строя и может стать объектом интонационного анализа. Но особый интерес интонационный анализ приобретает, например, тогда, когда интонационная структура стихотворения представляет собой сочетание повествовательной, восклицательной и вопросительной универсалий, когда интонационный строй определяет композицию поэтического текста, когда лирическое произведение состоит из одного предложения, когда интонация в движении поэтической мысли оттеняет пространственно-временные отношения и т.д. и т.п. Добротный материал для интонационного анализа дает стихотворение Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко. », рекомендуемое для чтения и беседы в 7 классе (Программа по литературе для 1-11 классов РАО под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого).

Как неожиданно и ярко,

Чем ты и дышишь и живешь.

Стихотворение состоит из двух симметричных строф-восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа представляет собой смысловое, ритмико-фонетическое и синтаксическое единство (с очевидным различием в количестве предложений: в первой строфе – два предложения, во второй – четыре предложения). В

стихотворении сочетаются все виды интонационных универсалий – восклицательная, повествовательно-описательная и вопрошающая.

В двухстрофном варианте, характерном для многих созданий поэта, стихотворение сложилось не сразу. Тютчев написал сначала первую строфу, после текста которой была поставлена дата и помета «Рославль». Поэт создал поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. Через некоторое время поэт вернулся к уже написанным строкам и создал вторую строфу, в которой образ радуги находит свое дальнейшее развитие и, благодаря философскому обобщению в концовке, приобретает новое значение.

Стихотворение начинается предложением с определительным наречием «как». Такие начала характерны для многих поэтических шедевров Тютчева: «Как весел грохот летних бурь. », «Как летней иногда порою. », «Как нас ни угнетай разлука. », «Как неразгаданная тайна. », «Как океан объемлет шар земной. », «Как хорошо ты, о море ночное. », «Как сладко дремлет сад темно-зеленый. », «Вечер» («Как тихо веет над долиной. »), «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины. ») и т.д. В ряде стихотворений, начинающихся определительным наречием «как», Тютчев ограничивается спокойной, повествовательной интонацией, но чаще всего, особенно в пейзажной лирике, он прибегает к интонации восклицательной, стремясь передать читателю чувство восторга перед внезапно открывшейся картиной природы. Вот и в стихотворении «Как неожиданно и ярко. » он с чувством неподдельного восхищения, которому отвечает именно восклицательная интонация, создает образ «воздушной арки», вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине. Восклицательная интонация, подчеркивая величие, короткий момент «торжества» в состоянии природы, невольно усиливает значение каждого слова в предложении. Осмысление интонационного строя всего стихотворения, или его отдельной строфы, или одного предложения отнюдь не исключает обращения к совершенству художественного текста (интонация как выразительное средство, имеющее смысловую значимость, рассматривается в тесном единстве с изобразительной стороной произведения). Прежде всего заслуживает осмысления образ «воздушной арки», в создании которого поэт искусно использует метонимию, когда на первый план выходят признаки предмета вместо упоминания самого предмета. Но эти признаки настолько отчетливы, что школьники без труда понимают значение этого поэтического образа. С ним искусно соединяется устаревший глагол «воздвиглась», который поясняется определительными наречиями «неожиданно и ярко» и сообщает картине высокую, торжественную стилистическую окрашенность, полную непосредственного лирического чувства. Наблюдения над первым предложением могут сопровождаться составлением предварительной чтецкой партитуры, в которой курсивом целесообразно обозначить синтагматические ударения, а полужирным курсивом – логические смысловые ударения:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

В следующем предложении, повествовательно-описательном по интонации, образ «воздушной арки» приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение, в котором тире усиливает пространственные отношения между его частями, подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая «Один конец в леса вонзила,/ Другим за облака ушла. ». Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской «обхватила» и «изнемогла». Особенно выразителен глагол «изнемогла». Приставка «из» в этом глаголе усиливает значение действия, доведенного до крайнего предела, до его исчерпанности, завершенности. Поиски значения этого глагола (изнемочь – потерять силы, крайне утомиться, ослабеть) лишь приблизят учеников к пониманию тютчевского образа («воздушная арка» «изнемогла» «в минутном торжестве»), но, возможно, не прояснят его до конца, поскольку в словах поэта чувствуется незримая грань между бытием и небытием. И.С.Аксаков подчеркивал, что глагол «изнемогла» употребляется у поэта в необычном значении, но по отношению к радуге выбран удачно: именно этим словом лучше всего передается «внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».

Ритм всей первой строфы, состоящей из двух предложений, характеризуется переходом от невольного восклицания (первые четыре стиха) к спокойно-торжественной интонации” (пятый-восьмой стихи). Образ природы во всей первой строфе вырастает в самостоятельную художественную картину, которая, как свидетельствует творческая история стихотворения, может существовать и помимо следующей строфы -«пояснения», раскрывающего философский характер стихотворения. Первая строфа представляет собой, по словам Н.А.Некрасова, «пейзаж в стихах», который является «самым трудным родом поэтических произведений». Он требует от художника слова умения «двумя-тремя чертами» вызвать в воображении читателя описываемую картину. Ф.И.Тютчев, по утверждению Некрасова, «в совершенстве владеет этим искусством».

Первая часть второй строфы насыщена восклицательной интонацией. Междометие «О», которым начинается первое восклицательное предложение второй строфы, подчеркивает экспрессивность высказывания, создает дополнительное эмоциональное напряжение, которое сопутствует открытому проявлению чувств лирического героя:

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Поэт стремится и другим передать охватившее его чувство восторга от мгновенно возникшей картины, поэтому в следующем двустишии он дважды употребляет глагол «лови» в повелительном наклонении, который естественно определяет побудительно-восклицательную интонацию третьего и четвертого стихов второй строфы. Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности «торжества» в природе: «минутное торжество» в первой строфе прямо связано со словами «мгновенье» и «скорей» второй строфы. Так постепенно подготавливается в стихотворении мысль о неумолимости времени.

Подвижность, гибкость интонации как образно-интонационной формы мышления и действенного средства художественной выразительности во второй строфе удивительны. В ней представлены все виды логико-интонационных универсалий. Побудительно-восклицательная интонация сменяется вопросительной:

Смотри – оно уж побледнело,

Еще минута, две – и что ж?

Вопросительная интонация этих двух стихов (пятого и шестого во второй строфе) получает дополнительную выразительность благодаря подвижности внутристиховых пауз: в пятом стихе цезура стоит после первой стопы, а в шестом – после третьей стопы, что должно быть передано в выразительном чтении стихотворения. Глагол повелительного наклонения «смотри» говорит о том, что поэт не теряет связи с теми, кто способен разделить его переживание. Какое же чувство стремится передать поэт читателю в единственном вопросительном предложении? Размышляя над значением интонации ворошения, школьники отметят такие ее смыслы, как удивление (изумление), разочарование, разуверение, печаль, грусть. Вопросительное предложение подготавливает непосредственный переход к концовке стихотворения:

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

Вопрошающая интонация сменяется повествовательным предложением, передающим мимолётное суждение поэта о бренности человеческого бытия. Напряженность интонации резко понижается до спокойно-утвердительных строк концовки. Что скрывается за этими заключительными стихами? Осознание неизбежности небытия, смирение, или понимание значимости жизненного пути, осознание небесполезно прожитой жизни? Частое сближение явлений из жизни природы и человека характерно для поэзии Тютчева. Оно характерно и для стихотворения «Как неожиданно и ярко. ». Характеризуя создания Тютчева, М.П.Погодин отмечал, что «такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных. ». Эту характеристику можно всецело перенести на стихотворение «Как неожиданно и ярко. », которое не оставляет читателя эмоционально равнодушным и заставляет задуматься. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь поэтический мир поэта, запечатленный в стихотворении. Этого можно достигнуть, опираясь на интонационную насыщенность художественного текста, которая откроет путь к пониманию мастерства поэта, позволит школьникам понять живую связь интонации с синтаксической структурой стихотворения.

Анализ стихотворения Тютчева Как неожиданно и ярко

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. «Как неожиданно и ярко»

Федор Иванович Тютчев создал великое множество прекрасных литературных произведений, которые в значительной мере обогатили русскую литературу. Как и всякий поэт, он искал вдохновение в людях, в природе и, конечно же, в любви. Тютчев был дважды женат и, будучи во втором браке он встретился с Еленой Денисьевой, которая пленила сердце поэта. Он полностью отдался новому роману, практически позабыв о семье, хотя сохранил особую любовь к своей супруге. Для Денисьевой отношения с Тютчевым стали большим испытанием, так как из-за этого романа от нее отказался отец, все друзья и знакомые перестали с ней общаться и общество в целом очень ее осуждало. Из них двоих Елене Александровне пришлось значительно больше пострадать из-за этого союза.

Влюбленные провели вместе четырнадцать лет. Свое пошатнувшееся положение Денисьева надеялась уладить и просила Тютчева от сожительства перейти к законному браку, что поэта почему-то не устраивало. Как вдруг Елена Александровна умерла, и Тютчев считал себя во всем виноватым, укоряя за уклонения от брака. После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Явление мимолетно и эта небесная частичка напоминает нам о том, что мы так же временны и бренны, как и наши повседневные суетливые стремления: «Ушло – как то уйдет, всецело, чем ты и дышишь и живешь». По обыкновению автор в начале произведения наблюдает за природой, подмечает ее мельчайшие детали и говорит о них, как о действительно значимых вещах. Затем от природы вокруг нас поэт переходит к человеку и к его природе. Здесь Тютчев предается рассуждениям о непродолжительности земного пути и неизбежной необходимости вернуться к своим истокам, туда, откуда была взята человеческая душа и послана на землю. Возможно, что такие рассуждения помогли справиться поэту с болью потери любимой женщины. По сути, она не умерла, а перешла в вечную жизнь. И теперь автор смотри на небо с надеждой на лучшее для любимой, понимая, что иначе быть не может, такова наша природа. При этом автор не гневит небо отчаянием или ропотом, он ищет с ним связь и единение.

Глубокое чувство, за которое Тютчеву пришлось пострадать, он пронес в своей душе через многие годы. И каждый год оно давало поэту необходимое вдохновение для создания величайших произведений, ставших богатством нашей литературы. Вместе с тем именно любовь и творчество Тютчева помогли ему справиться со своим горем, пересмотреть свое отношение к жизни и смерти и оценивать человеческий путь по земле лишь как начало.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Как неожиданно и ярко»

17 февраля 2016

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.

«Как неожиданно и ярко…» Ф.Тютчев

«Как неожиданно и ярко…» Фёдор Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г. в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги — предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

срочно нужен анализ стиха тютчева ” как неожиданно и ярко”

Наталья андреевна Ученик (164), на голосовании 4 года назад

Анастасия Каюткина Мудрец (11241) 4 года назад

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. “Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей”, – пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г. ) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя “Как неожиданно и ярко …”.

Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, “Накануне годовщины… ” написан хореем. В нем преобладают шипящие согласные, а так же “р” и “с”:

Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня…
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?

Эпитеты “гаснущий день”, “тихий свет”, “последний отблеск дня” придают стихотворению темную окраску. А обращения “друг мой милый”, “ангел мой” отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко… ” имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие “н”, “л” и “м”:

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Эпитеты “влажная синева”, “воздушная арка”, “радужное видение” делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: “воздвиглась”, “вонзила”, “изнемогла”. Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением “Накануне годовщины… “. В ней тоже много шипящих: “ушло”, “дышишь”, “живешь”. А глагол “побледнело” коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому. Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф. И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год.

Причем стихотворения писались по разные стороны от него. Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, “какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти”. Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Федор Тютчев — Как неожиданно и ярко

Стихотворение Ф. Тютчева «Как неожиданно и ярко. » является одним из самых любимых моих стихотворений. Написанное 5 августа 1865 года, оно окрашено в яркие, светлые тона. И эта яркость, мажорность подчёркнута преобладанием в нём звонких сонорных согласных «н», «л» и «м», которые придают произведению необыкновенную плавность и величавость:
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Эпитеты «влажная» (синева), «воздушная» (арка), «радужное» (виденье) усиливают яркость и красочность нарисованной картины. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого стиля: «воздвиглась», «вонзила», «изнемогла», что придаёт звучанию стихотворения особую тожественность и возвышенность и благодаря чему я как читатель ярко представляю себе охватившую полнеба радугу-арку. Усиливается эта тожественность наличием восклицательных предложений в начале второй строфы:
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Удивительно, что Л. Н. Толстой, читая стихотворение «Как неожиданно и ярко. », подчеркнул строку «И в высоте изнемогла», а И. С. Аксаков, отмечая эту же строку, восклицает: «Изнемогла! Выражение не только глубоко верное, но и смелое. Едва ли не впервые употреблено оно в нашей литературе в таком именно смысле. А между тем нельзя лучше выразить этот внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги».
Вот это изображение «внешнего процесса постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги», на мой взгляд, и является причиной того, что в конце второй строфы тональность стихотворения иная: на смену звонким сонорным приходят шипящие, заключённые в глаголах «ушло», «дышишь», «живешь». Всё мимолётно: былой яркости уже нет, глагол «побледнело» характеризует новое настроение. Теперь оно уже не возвышенно-радостное, а, скорее, трагическое. Думаю, что автор хотел показать мимолётность, эфемерность бытия, подчеркнуть, что нет ничего вечного в природе и что в то же время она бессмертна. И этот мой вывод подчёркивает русский славист Р. Ф. Брандт, отметивший, что это стихотворение, «очевидно, изображает мимолетность наших восторгов и увлечений».
Стихотворение «Как неожиданно и ярко. » относится к знаменитому Денисьевскому циклу и является ярким свидетельством того, что глубокая любовь поэта привнесла в его творчество новое мироощущение, необычайную глубину, “какую-то исступленную стыдливость чувства и какую-то новая суеверную страсть, похожую на страдание и предчувствие смерти”. Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

самое лучшее стихотворение

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Комментарий доступен только авторизованным пользователям.

Kak neozhidanno i yarko,
Na vlazhnoy neba sineve,
Vozdushnaya vozdviglas arka
V svoyem minutnom torzhestve!
Odin konets v lesa vonzila,
Drugim za oblaka ushla —
Ona polneba obkhvatila
I v vysote iznemogla.

O, v etom raduzhnom videnye
Kakaya nega dlya ochey!
Ono dano nam na mgnovenye,
Lovi yego — lovi skorey!
Smotri — ono uzh poblednelo,
Yeshche minuta, dve — i chto zh?
Ushlo, kak to uydet vsetselo,
Chem ty i dyshish i zhivesh.

Rfr ytj;blfyyj b zhrj,
Yf dkf;yjq yt,f cbytdt,
Djpleiyfz djpldbukfcm fhrf
D cdjtv vbyenyjv njh;tcndt!
Jlby rjytw d ktcf djypbkf,
Lheubv pf j,kfrf eikf —
Jyf gjkyt,f j,[dfnbkf
B d dscjnt bpytvjukf/

J, d njv hfle;yjv dbltymt
Rfrfz ytuf lkz jxtq!
Jyj lfyj yfv yf vuyjdtymt,
Kjdb tuj — kjdb crjhtq!
Cvjnhb — jyj e; gj,ktlytkj,
Tot vbyenf, ldt — b xnj ;?
Eikj, rfr nj eqltn dctwtkj,
Xtv ns b lsibim b ;bdtim/

Слушать стихотворение Тютчева Как неожиданно и ярко

Тютчев Как неожиданно и ярко

Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Особенности творчества Федора Ивановича

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.

Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Женщины, изменившие судьбу автора

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений.

Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману. Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене.

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы — в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»

Произведение весьма чувственно передает читателю картину неба. Здесь отслеживается особенная философская мысль. Лирический герой смотрит в небеса, так как именно им противопоставлена жизнь на земле. Он дает понять, что жизненный путь – это временное явление, а небеса способны скрывать вечность.

Фёдор Иванович дает читателю понять, что не каждая земная личность, получившая покой, способна попасть именно в Царство Небесное. У каждого имеются свои грехи, которые влияют на расположение души после смерти. Строки в произведении сочетают в себе противопоставление земли и небес.

В произведении имеется огромное количество всяческих исключительных образов, которые позволяют максимально качественно соединить два различных мира. Ярким примером такого образа является радуга, которая начинается на земле и заканчивается где-то глубоко в небесах. Данное тщательно описанное явление воспринимается как автором, так и читателями в виде моста, который появляется после угрюмого дождя. Для Тютчева радуга – это благоволение, направленное к человечеству. Автор также отмечает, что данное явление быстротечно и ему предоставлен слишком короткий промежуток времени, а хотелось бы больше. Автор описывает время появления радуги как мгновение, своеобразный миг, направленный в бесконечность. Если вы уловили этот миг, а также почувствовали его – вы стали свидетелем вечной красоты и данная вечность останется в вашей душе надолго в виде некого отпечатка…

Радуга – это мимолетное природное явление, определенная частица небесного простора. Именно с её помощью автор старается передать читателю, что люди точно так же временны и бренны. Рано или поздно все заканчивается, как бы ни суетился и что бы из себя не представлял человек. Автор в стихотворении пишет, что время ушло, как и дыхание, и жизнь.

Как во многих стихотворениях Фёдора Ивановича, начинается произведение с простого наблюдения за определенным природным ландшафтом. Здесь описана природа до мелочей, а также максимально раскрыты наиболее значимые вещи. Все это позволяет создать в воображении читателя максимально красочную картину, захватывающую дух.

Постепенно смысл произведения «Как неожиданно и ярко…» переходит от обзора и описания значимости натуральной природы к человеческим личностям и значимости людей в круговороте вещей в природе. Тютчев приводит разнообразные рассуждения о том, что жизненный путь каждого человека непродолжителен и рано или поздно каждому придется вернуться к своим истокам, именно на то место, где когда-то зародилась его душа и была послана на землю.

Рассуждения такого плана, по мнению многих критиков того времени и современности, помогли справиться с проблемами, тоской и сильной болью, которые случились после потери любимого человека. Автор дает читателю понять, что люди на самом деле не умирают, а переходят в дальнейшую, по-особенному вечную жизнь.

Именно с этого момента Федор Иванович смотрит на мир совершенно по-иному. Взгляд на небо описан максимально искренне и представляет собой суждение, что человек, который попал в иной мир, получит лучшее, нежели то, что с ним было на земле. Автор прекрасно понимает, что по-другому произойти не могло и природа человека такова, что рано или поздно каждый окажется в иной реальности. Тютчев надеется на лучшее, что ждет его любимую на том свете. Следует отметить, что гнева в отношении неба совсем нет, он не описывает его с ропотом и отчаянием, а ищет особенную связь человека и единение его с природой.

В произведении «Как неожиданно и ярко…» Фёдором Ивановичем Тютчевым затронуты самые глубокие чувства, которые когда-либо может испытывать человек. Именно из-за этих чувств автор постоянно страдал и ощущал в чем-то свою вину. Многие годы потребовались поэту, чтобы полностью осознать, что мир не вечен и все хорошее рано или поздно заканчивается.

Ощущения и мысли, используемые в стихотворении «Как неожиданно и ярко…», давали вдохновение писателю каждый год. Перечитывая своё же произведение, он излагал в стихах новые мысли, чувства и ощущения.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Фёдора Тютчева, несомненно, можно назвать поэтом, чьи стихи составляют одну из «золотых страниц» литературного наследия русского языка. Его вдохновение было в природе, Родине, людях, возвышенных чувствах вроде любви и патриотизма, нередко встречались и философские мотивы. Одно из подобных произведений Тютчева — «Как неожиданно и ярко…». Анализ этого стихотворения ученики разбирают в 4 классе.

История создания

Название «Как неожиданно и ярко…» полностью соответствует появлению этого стихотворения. Известно, что со своей любимой женщиной, Еленой Денисьевой, Тютчев повстречался, будучи во втором браке. Эти отношения были испытанием для обоих, в первую очередь для Денисьевой, так как её окружение совершенно не одобряло связи с Тютчевым.

Но, несмотря ни на что, влюбленные были вместе около четырнадцати лет. Денисьева желала узаконить отношения, но Тютчев не соглашался. Когда Елена Александровна скончалась, поэт чувствовал себя в некоторой степени виновным в этом, укорял себя, что так и не сделал любимой предложение. После её смерти стихи Тютчева были полны боли и тоски. И вдруг среди них в 1865 году появилось «Как неожиданно и ярко…», будто свидетельствуя о смене настроения поэта, смирении с утратой.

Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

Тема, идея и основная мысль

На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».

Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.

Несомненно, темой «Как неожиданно и ярко…» является тоска по тому, что имело для автора огромное значение. Основная мысль — нужно беречь тех и то, что дорого человеку, ведь хорошее быстротечно, словно радуга, и потом можно горько жалеть о прошлом, но ничего уже будет не вернуть.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

  1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
  2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
  3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
  4. Оксюморон: «вечерний день».
  5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
  6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
  7. Риторическое восклицание:

«Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!» «О ты, последняя любовь!»

Автор: Кристина Асаулова

Тропы и основные характеристики

Основными средствами выразительности в поэзии являются тропы. В стихотворении «Как неожиданно и ярко…» их можно найти практически в каждой строчке. Среди них:

  1. Эпитеты: «неожиданно и ярко», «влажная синева», «минутное торжество», «радужное виденье», «воздушная арка».
  2. Метафоры: «арка воздвиглась», «уйдёт всецело, чем ты и дышишь и живешь».
  3. Олицетворения: «арка вонзила», «арка обхватила», «арка изнемогла», «виденье побледнело».
  4. Риторический вопрос: «Еще минута, две — и что ж?»

Основными характеристиками стиха являются:

  1. Жанр — пейзажная лирика с философским подтекстом.
  2. Размер — ямб.
  3. Рифмовка — перекрёстная.
  4. Композиция: две части и «вывод». Первая — описание пейзажа, вторая — исчезновение радуги, «вывод» — последние две строчки.
  5. Лексика — возвышенная.

Перед глубоким разбором стихотворения нужно уточнить, что оно целиком и полностью связано с историей любви Денисьевой и Тютчева. Оно является своеобразным «кратким содержанием» их отношений.

Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6.

(Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» | Литерагуру

Поэт золотого века русской поэзии Фёдор Иванович Тютчев смотрел на природу через призму философии, мастерски перенося мистическую многогранность пейзажей в текстовую форму.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало неким каноном изображения природных явлений.

В нём присутствует эта глубокая концептуальность, гармонично вплетённая в образы, порожденные, пожалуй, самым вдохновляющим временем года.

История создания

Данное лирическое произведение имеет интересную судьбу: появившись в чужом краю, но воспевая прелесть российской весны, оно возникло в сознании юного поэта-дипломата и переродилось через четверть века.

Фёдор Иванович написал «Весеннюю грозу», будучи в Германии на дипломатической службе в 1828 году.

На тот момент поэту было всего 25 лет, однако, будучи даже в другой стране, он так ярко и точно описал великолепие российской природы, будто видел всё это воочию.

Впервые произведение появилось в московском журнале «Галатея». Впрочем, самое удивительное, что Тютчев вновь обратился к данному стихотворению в 1854 году, через 26 лет, переписав начальное четверостишье и дополнив его вторым.

Жанр, направление и размер

«Весенняя гроза» – лирическое произведение, оно ёмко, мелодично и изящно, в нём сконцентрировалось обширная палитра настроений, здесь чувствуется и мощь, и лёгкость, и игривость. Такая динамичность непривычна для пейзажной лирики.

Интересно то, как увеличивается темп по ходу прочтения стихотворения, меняется интонация. Это достигается за счёт стихотворного размера – четырёхстопного ямба и перекрёстной рифмовки.

Смысл названия

На первый взгляд название стихотворения понятно и однозначно, однако Тютчев озаглавил это произведение не просто «гроза», а подчеркнул, что данное явление относится именно к весеннему периоду, и это очень важная деталь, раскрывающая глубинный замысел поэта.

После суровой и беспощадной зимы, наступает, наконец, пробуждение, происходят перемены, всё обновляется, закладывается новое начало для жизни. А первые весенние грозы – предвестники этой зарождающейся силы, несущей радость. Настроение стихотворение может быть понято аллегорически: его ощущает всякий человек на пороге внушительных перемен.

Образы и символы

Данное стихотворение предстаёт перед читателем в виде чувств лирического героя, выражающего их в монологе, он сообщает нам о потаенных символах, заложенных в природе, а именно — в весенней грозе.

Это самый яркий и главенствующий образ произведения.

Интересно то, что автор превозносит и воспевает это явление, наделяя его не просто человеческими качествами, а некой божественной силой, что ясно проглядывается в заключительной строфе, где фигурируют герои из мифологии Древней Греции.

Торжество союза человека и природы – ключевой философский подтекст в данном произведении. Можно провести параллель в проявлении игривости, заложенной в природных явлениях, и человеческой молодости, юношеской поры, недаром причиной первой весенней грозы послужила неосторожность и легкомысленность богини юности Гебы, дочери Зевса – бога грома и молний.

Лирический герой общается с окружающим миром, посылающим ему весточки через раскаты грома, пение птиц, лучи света, шумные потоки ручьёв, прохладные капельки дождя.

Темы и настроение

Основная тема «Весенней грозы» заключается в самом названии. Кроме того, здесь присутствует философский подтекст – единство природы и человека, отождествление мира внутреннего и окружающей реальности.

Жизнерадостность — квинтэссенция настроения стихотворения. Триумф весны, врывающейся шумным громом в унылый мир, в закостеневшие души людей с целью оживить и исцелить то, что было уничтожено холодами, тяготами и невзгодами. Каждая строка стихотворения словно кричит нам: «Живи! Радуйся каждому дню! Стремись вперёд! У тебя столько лет впереди!».

Стихотворение Тютчева – это тёплый бальзам, согревающий заледеневшее сердце, яркий мотив неугомонных звуков, призыв к переменам, стимул идти вперёд и наслаждаться моментами мощной бури, поднимающейся в душе.

В стихотворении Тютчева два параллельных мира, реальный и идеальный, сосуществуют рядышком и находят отголоски друг друга в проявлении своей энергии. Сплетение этих начал порождают новую стихию.

Здесь очевидна идея — запечатлеть живую картину, звучащую в унисон с внутренним «я», его желаниями, его мечтами, порывами, стремлениями и душевным состоянием. Весенняя буря – это отражение переживаний и надежд лирического героя.

Он ждет перемен и радуется их вестнику – грому, изменяющему все вокруг.

Автор показал, что нерушимая связь природы и человека рождает мировую гармонию.

Весенний пейзаж предстаёт перед нашими глазами как нечто мимолетное, меняющееся каждое мгновение, но при этом он застыл на века, чтобы потомки могли видеть ту первую и пленительную тютчевскую грозу, способную всколыхнуть потаённые чувства, оживить в памяти юность, беззаботность, радость. Стихотворение заставляет задуматься о месте человека в этом громадном, бушующем и неподвластном мире.

Федор Тютчев — Не в первый раз кричит петух ( Рассвет )

Ne v pervy raz krichit petukh; Krichit on zhivo, bodro, smelo; Uzh mesyats na nebe potukh, Struya v Bosfore zaalela.

Yeshche molchat kolokola, A uzh vostok zarya rumyanit; Noch beskonechnaya proshla, I skoro svetly den nastanet.

Vstavay zhe, Rus! Uzh blizok chas! Vstavay Khristovoy sluzhby radi! Uzh ne pora l, perekrestyas, Udarit v kolokol v Tsargrade?

Razdaysya blagovestny zvon, I ves Vostok im oglasisya! Tebya zovet i budit on, — Vstavay, muzhaysya, opolchisya!

V dospekhi very grud oden, I s bogom, ispolin derzhavny. O Rus, velik gryadushchy den, Vselensky den i pravoslavny!

Yt d gthdsq hfp rhbxbn gtne[; Rhbxbn jy ;bdj. jlhj, cvtkj; E; vtczw yf yt,t gjne[, Cnhez d ,jcajht pffktkf/

Tot vjkxfn rjkjrjkf, F e; djcnjr pfhz hevzybn; Yjxm ,tcrjytxyfz ghjikf, B crjhj cdtnksq ltym yfcnfytn/

Dcnfdfq ;t, Hecm! E; ,kbpjr xfc! Dcnfdfq [hbcnjdjq cke;,s hflb! E; yt gjhf km, gthtrhtcnzcm, Elfhbnm d rjkjrjk d Wfhmuhflt?

Hfplfqcz ,kfujdtcnysq pdjy, B dtcm Djcnjr bv jukfcbcz! Nt,z pjdtn b ,elbn jy, — Dcnfdfq, ve;fqcz, jgjkxbcz!

D ljcgt[b dths uhelm jltym, B c ,jujv, bcgjkby lth;fdysq!// J Hecm, dtkbr uhzleobq ltym, Dctktycrbq ltym b ghfdjckfdysq!

Ссылка на основную публикацию