«Как хорошо ты, о море ночное…» – анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное»: тема и анализ

Творчество Ф. Тютчева отличается особой многогранностью. В строках его произведений можно проследить, как поэт выражает собственные чувства и переживания. Подобную особенность можно увидеть при анализе стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». Произведение изучается школьниками в старшей школе.

  1. История произведения
  2. Тема произведения
  3. Литературные приемы

История произведения

Для отображения смысла, скрытого в отождествлении морской ночной красоты, важно ознакомиться с историей появления стихотворения. Оно было написано Федором Ивановичем в честь любимой Е. Денисьевой. Она скончалась в 1864 г. Ее уход из жизни был для поэта потрясением.

Чтобы скрыть потерю, поэт сочинял стихи и разговаривал о возлюбленной со своими друзьями. Елена в произведении сравнивалась с морской волной. Этот факт литературоведам удалось засвидетельствовать при разговоре поэта с морской бездной на «ты», что хорошо просматривается в первой строчке стихотворения.

Литературное творение вышло в свет в 1865 г. Оно опубликовано в небольшом размере в политическом вестнике «День». Ф. Тютчев был возмущен, что опубликованный редакторами текст имел множество несовпадений. Поэтому он вынес требования для переделывания материала. Через месяц стихотворение было напечатано в журнале «Русский вестник». Этот вариант и стал окончательным.

Стихотворение создано в пейзажном и медитативном лирических стилях. Оно содержит черты философского рассуждения.

Автор использует в стихотворении жанр лирики и романтический стиль изложения. В качестве основной темы присутствует соприкосновение человека с природной стихией.

Тема произведения

В произведении поэт сравнивает красоту с необычайным звучанием моря ночью. В центре стихотворения находится море и невидимый персонаж. Они словно обмениваются мыслями между собой, поэтому герой искренне восхищается стихией. Тютчев в анализе моря отображает:

  • В первых строках олицетворяется обращение мужчины к морю, который замечает его необычайность в ночной мгле. Морская гладь у берега притягивает лучезарным светом, а дальняя стихия пугает черным бликом. Лирический персонаж отождествляет море с воодушевленным предметом, который двигается и дышит.
  • В средних строфах описано восхищение величием стихии. В ней постоянно происходит движение с грохотаньем и громом. Мужчина восхищается одиночеством моря в ночное время. Спокойствие звезд является противоположностью волнам. Такое сравнение говорит о мятежной натуре морской стихии.
  • В последнем катрене прослеживается передача внутреннего состояния лирического персонажа. Он восхищается волнами, ощущает себя в их объятиях, словно во сне. Герой ощущает душевную тяжесть, которую он с удовольствием готов утопить в морской бездне.

Литература наполнена образцами маринистских лирических эпизодов. Особенностью этого стихотворения является переплетение пейзажной лирики с переживаниями главного героя.

Литературные приемы

Для отображения внутреннего настроения лирического героя и передачи необычайности морского изобилия Тютчев использовал художественные подходы. Текст богат литературными оборотами:

  • метафорическими фразами — «ходит и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»;
  • эпическими выражениями — море «лучезарно», «сизо — темно», «сияние тусклое», «ночное безлюдье», «чуткие звезды»;
  • сравнительными оборотами — море, «словно живое»;
  • аллитерациями — шум волны морской доносится до читателя при помощи «з», «с», «ш», «р». Читатель может слушать шум, подобный раскату грома, который вскоре должен стихнуть;
  • лексическими повторами — «как хорошо ты»;
  • краткими прилагательными, которые подчеркивают изменяющееся море;
  • тавтологическими оборотами, позволяющими выделить событие на фоне других словосочетаний: «праздник празднуешь»;
  • анафорами — «как», переплетенное с фразой «до какой степени, до чего», говорит о восхищении героя морской красотой

Автор превозносит ночную мглу. Он вместе со звездами ведет наблюдение за морской пучиной. Тютчев и в других произведениях олицетворяет землю с небом. Поэт два раза сравнивает морскую гладь с зыбью. Он возвеличивает ее до морской стихии. При этом душа жаждет лишь одного, соединения с матушкой-природой. Автор подчеркивает величие подлежащего зыби контекстуальными синонимами: «зыбь великая, зыбь морская».

Море олицетворяет разумное и живое существо в словах «ты волна моя морская» Тютчева. Анализ стихотворения показывает, как оно учит читателей постигать тайны природы, в которых поэт видит смысл жизни.

Даже поэт К. Д. Бальмонт в своей статье, посвященной произведениям Тютчева и Фета, отображал неординарность поэзии современников и ее благозвучность. Он считал, что Федор Иванович особенно описывал природные явления в своих стихах, что позволяло читателям глубоко проникаться смыслом написанного.

Автор множества литературных шедевров ушел из жизни 27 июля 1873 г. Но в память о нем осталось множество произведений. Характеристика стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» показывает выразительность литературных средств, которыми поэт старается передать красоту ночного моря.

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» (Ф.И. Тютчев)

Фёдор Иванович Тютчев — настоящий мастер пейзажной лирики. Особенностью его стихотворений является создание ярких, запоминающихся образов природы, высокая сила выразительности, глубина философских размышлений и непревзойдённая красота слога. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию разбор стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…». Анализ произведения осуществлён по плану.

История создания

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное..» было создано зимой 1865 года. На тот момент автору уже было 62 года. Впервые оно было опубликовано в газете «День». Редакция газеты внесла в него правки, поэту не понравилось такое отношение к произведению, поэтому он решил напечатать первоначальную версию этого стихотворения в газете «Русский вестник» в том же 1865 году.

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» — это глубокое произведение, которое необходимо читать между строк: в нём выражается не только восхищение великолепной природой, в нём сокрыты чувства поэта. Данное стихотворение посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой, которая была его любимой женщиной.

В 1864 году возлюбленной Тютчева не стало, и это отразилось на творчестве автора, поражённого утратой. Сильные переживания, испытанные поэтом, горе, боль и опустошение, которые он чувствовал после потери Елены Денисьевой, выливались в стихотворения, в которых он говорил с ней. Так появилось и стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Известно, что поэт отождествлял свою любимую с морской волной. В произведении Тютчев обращается к водной стихии, с которой сравнивает свою любимую.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» — романтическая элегия. В нём присутствуют чувства и мысли поэта, философские вопросы и рассуждения, а также печальные мотивы. Всё это присуще данному жанру. Автор тоскует, пытаясь найти ответы на вопросы у великого и бескрайнего моря, жаждет узнать какую-то неразрешимую тайну для того, чтобы найти успокоение. Но великую загадку не дано разгадать поэту, поэтому он ощущает тоску и отчаяние, которые порождают желание броситься в морскую пучину, впасть в забытье.

Произведение «Как хорошо ты, о море ночное…» относится к философской и пейзажной лирике. Направление данного стихотворения — «чистое искусство». Стихотворение выражает преклонение перед великой и нерушимой природной стихией, а также чувства и болезненные переживания лирического героя, отчего произведение приобретает глубину: строки наполнены двойным смыслом, в котором отражена и величественная красота природы, философия, желание постичь тайну, ответить на вечные вопросы.

Размер стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» — трёхстопный дактиль. За счёт него стихотворение приобретает свободное звучание, при чтении произведения ощущаются пространство и воздушность. В стихотворении использована перекрёстная рифмовка с чередованием женской и мужской рифмы.

Об особенностях лирики Тютчева Вы можете узнать здесь.

Композиция

В стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» предстаёт перед читателем описание моря, как живого, вечно дышащего и волнующегося организма. В произведении четыре рифмованные строфы. Все они объединены общим смыслом. Четверостишия, словно звенья, переходя из одного в другое, несут эмоциональный порыв лирического героя, его монолог, обращённый к морю.

Условно стихотворение можно разделить на две части:

  1. Первые три строфы передают восхищение автора морским пейзажем, наблюдаемым с берега. Лирический герой находится в восторге от великолепия водной стихии. Он наблюдает море в ночное время, воодушевляясь его блеском и движением.
  2. В последней строфе автор выражает эмоции, растерянность от увиденной красоты. Лирический герой желает броситься в морские волны, чтобы слиться с природной стихией, растворить в ней свою раненую душу.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» перечислены в списке:

  1. Образ лирического героя — это центральный образ. Романтический герой трепетно отзывается о природной стихии, которая так прекрасна во тьме, изливает морю всю боль от вечной разлуки с возлюбленной, рассказывает о своём одиночестве. Герой желает, чтобы волны исцелили его от страданий, омыли его душу.
  2. В стихотворении присутствует образ моря как живого существа, которое может слушать и сопереживать. Лирический герой испытывает одиночество, ему не с кем поделиться своими горестями, поэтому он изливает душу морю. В конце стихотворения он говорит, что хочет «потопить душу» в волнах моря, — эта фраза может иметь и прямое, и переносное значение: лирический герой хочет утонуть в морских волнах; лирический герой раскрывает своё сердце водной стихии, хочет слиться с ней душой. Но в стихотворении преобладает переносное значение: море для героя — друг, молчаливый слушатель, который даёт ему защиту и возможность на некоторое время почувствовать себя причастным к чему-то великому.
  3. Морская волна символизирует возлюбленную поэта. Лирический герой обращается к водной стихии как к любимой, с которой ему не суждено больше встретиться на земле, и он находит её образ в движении моря, увековечивая тем самым облик возлюбленной.
  4. Ночь предстаёт в стихотворении символом грусти, сновидений и одиночества. Ночное время в стихотворении символизирует грусть, которую испытывает лирический герой. Тёмные тона разбавляет лишь блеск моря от лунного света, а море становится надеждой на то, чтобы выбраться из тьмы. Не зря лирический герой чувствует себя «как во сне», ведь ночь — это и символ сна, время, когда всё живое находится в царстве Морфея. Лирический герой приходит к водной стихии в тёмное время суток, так как его успокаивает «безлюдье ночное», он хочет побыть с морем один на один.
  5. «Праздник», который празднует море, символизирует вечное биение морских волн, вечную жизнь. Лирический герой вопрошает у моря: что за праздник оно празднует, разливаясь волнами? Он пытается понять живое биение стихии, смысл этого биения, смысл жизни и природного могущества. Главный герой желает постичь вселенскую тайну, чтобы навсегда быть среди этого «праздника», не чувствовать боли и одиночества.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» представлена в списке:

  1. Любовь к природе, к морю — главная тема произведения. Многие стихотворения Тютчева рассказывают нам о величии и волшебной красоте природы. Это произведение автора — не исключение. Поэт восхищается загадочным образом моря в ночное время. Его завораживает сиянье волн под звёздным небом. Автор замечает взаимосвязь всего сущего: волны переливаются, бушуют, а с неба на морскую воду смотрят звёзды.
  2. Любовь к женщине. Волны олицетворяют душу любимой женщины поэта, которая покинула этот мир. Обращаясь к морю, он как бы говорит с возлюбленной, выражает свои глубокие и искренние чувства. Рядом с морем, как с любимой, он не одинок: волны наполняют его, как любовь к женщине.
  3. Одиночество, потерянность. Человеку, который испытывает одиночество, свойственно говорить с самим собой или с окружающими его предметами, растениями. В этом случае лирический герой читает монолог морским волнам — так он преодолевает свою печаль. Слыша всплески, герой ощущает, будто море отвечает ему. И это придаёт ему сил справляться со своим горем.
  4. Поиск смысла жизни. В риторических вопросах, прозвучавших в произведении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» можно проследить философские мотивы: герой ищет правду о настоящем значении жизни, о котором много веков задумываются люди и не могут найти ответы.

Проблематика произведения Тютчева не менее интересна:

  1. Слабость человеческой натуры. Человек, несмотря на его большой потенциал, в душе бывает очень слаб. В минуты душевных невзгод каждый ищет защиту и опору по-своему. Герой стихотворения нашёл спасение в созерцании моря. Видя бушующие волны, он вдохновляется, и душа его успокаивается. Водная стихия — это великая сила природы, она способна погубить и спасти. В данном случае она спасает романтического героя от разъедающей его скорби, даёт силу жить дальше. Находясь на берегу моря, герой сосуществует с ним, а волны уводят его в мир грёз.
  2. Душевная боль. В жизни бывают такие ситуации, когда человеку нелегко справиться со своей болью в душе. Для того чтобы в сердце стало легче, необходимо выговориться. Лирический герой испытывает тяжёлое потрясение от потери возлюбленной. Он открывает своё растерзанное горем сердце природе, чтобы хоть как-то облегчить свою скорбь. Он искренен, честен с морем, так как видит в волнах образ своей любимой.
  3. Проблема отчуждённости и одиночества. Для многих людей одинокое существование является мучением, так как в сложной ситуации важна поддержка близких. В стихотворении показаны ночь, море и главный герой, который нашёл отдушину в наблюдении за ночной жизнью моря. Можно сделать вывод, что человека от одиночества спасает стремление к прекрасному. В стихотворение именно море оказывает поддержку, своим движением выражает понимание, помогает справиться с потерянностью лирического героя.
  4. Неразрешимость вечных философских вопросов. Человек издревле задавался вопросами о смысле жизни, но ответ так и не был найден. В стихотворении Тютчева есть размышления об этой проблеме, они вплетены в раздумья поэта о непостижимой жизни моря, великолепии и таинственности его красоты.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» присутствует настроение грусти. Печаль обуревает лирического героя. Лишь в природе он видит истину и смысл, с ней он чувствует гармонию и утешение. Море становится для него лекарством от душевных ран, другом и защитником от боли, полученной от личной утраты.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» заключается в познании человеком природы, в слиянии с ней, в принятии и гармонии. Природа даёт человеку чувство покоя, приближая его к вечности своей завораживающей красотой и разнообразностью. Тютчев видит в природе великую тайну, которую невозможно открыть полностью, но приблизиться к ней возможно, созерцая окружающий мир, углубляясь в него всей душой. Романтический герой готов утонуть во всей этой красоте, чтобы почувствовать то, что никогда не ощутить невнимательному человеку.

Тютчев заставляет нас задуматься о том, что человек и природа неделимы, и если поймать эту связь своей душой, можно почувствовать, что природа дышит, слышит и понимает каждого из нас, мы можем обратиться к ней в трудные минуты своей жизни. Таков смысл стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…»

Средства выразительности

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» являет собой чувственное и проникновенное обращение к морю, откровенный разговор с могучей водной стихией. Для передачи эмоций лирического героя Тютчев в своём произведении использовал следующие тропы и средства выразительности:

  1. Эпитеты. В первой строфе: море «лучезарно», море «сизо-темно». Во второй строфе: «тусклым сияньем», «в безлюдье ночном». В третьей строфе: «чуткие звёзды».
  2. Метафоры. Во второй строфе: «тусклым сияньем облитое море». В четвёртой строфе: «…в их обаянье // Всю потопил бы я душу свою».
  3. Олицетворения. В первой строфе: море «и ходит, и дышит, и блещет оно». В третьей строфе: «звёзды глядят с высоты».
  4. Сравнение. В первой строфе: море «словно живое».
  5. Аллитерация. Звучание раскатистых волн автор передал нам такими насыщенными и выразительными строками во второй строфе: «На бесконечном, на вольном просторе, // Блеск и движение, грохот и гром…».

«Как хорошо ты, о море ночное» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, тема, идея

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения – море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

«Родная деревня» анализ стихотворения Тукая по плану кратко – история создания, тема, идея

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Анализ стихотворения «Сон на море» Тютчева

Федор Иванович Тютчев к 1830 году нашел свой неповторимый поэтический голос. Многие темы и образы, положенные в основу стихотворения «Сон на море», позднее были разработаны им и доведены до совершенства.

Стихотворение написано в 1830 году. В эту пору поэту 27 лет, он служит в Германии, много переводит, пишет. Это произведение — попытка соединить традицию европейского романтизма и русского классицизма. В нем чувствуется подражание немецким и английским поэтам, есть ощущение, что это — перевод смыслов чужого стихотворения.

Язык архаичный и возвышенный, разделения на строфы нет, чтобы подчеркнуть горячечность бреда спящего на челне (лодке) лирического героя. Собственно, упоминаемая в 11 строке огневица — это и есть лихорадка с высокой температурой. По жанру — философская, фантастическая лирика, по размеру — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой.

Поэт создает вереницу причудливых образов, символов, знаков. Сразу становится ясно, что странное путешествие совершает человек не заурядный, а чуткий и впечатлительный. Возможно, корабль затонул, немногие спасшиеся уже не первый день находятся в открытом море.

Образ челна — типичен для поэзии первой половины XIX века. Море — метафора земной жизни. От нее поэт удаляется в космос, в область фантазий. Он смотрит на Землю сверху, она настолько далеко, что ни звука не долетает до него: безмолвной толпы. Он видит все чудеса природы, земной и потусторонний мир. Пейзажи, которые перед ним расстилаются, больше похожи на экзотику Востока. Среди эпитетов есть составные: болезненно-яркий, волшебно-немой. Неусеченные формы глаголов, как в устном народном творчестве: окликалися, врывалася.

Сравнения: скалы, как кимвалы, как бог. Поэт чувствует себя частью воображаемого мира, но все же не его повелителем. Дважды употребляет выражение «хаос звуков». Лирический герой все еще жив в своем челне, он слышит плеск волн за бортом лодки, не удаляется в мир грез полностью. Олицетворения: пели валы, окликалися ветры. Этот сон нельзя назвать просто мечтанием, он связан с пограничным состоянием психики человека, терпящего бедствие.

К своей поэзии Ф. Тютчев относился без пиетета. Стремился не печататься, а выразить себя, состояние мира, воплотить на бумаге свои предчувствия и видение будущего как России, так и всего человечества. Таким экспериментом было для него создание сомнамбулического стихотворения «Сон на море».

И море и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн — Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне, Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы — Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой… В лучах огневицы развил он свой мир — Земля зеленела, светился эфир… Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы — Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц… По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял… Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов…

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды»; сравнение – море, «словно живое».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

Анализ стихотворений«Левый марш» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – тема, идея, жанр

Анализ стихотворений«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – тема, история создания , жанр, смысл

Анализ стихотворения Тютчева «Сон на море»

Оригинальная трактовка образа сна встречается уже в ранних тютчевских произведениях. Она связана с водной стихией — неукротимой, мощной, пугающей, но прекрасной и притягательной. Развивая образ, автор вводит мотив морского путешествия как погружения в фантастический мир, навеянный сном. Особое состояние, в котором оказывается рациональный человек, позволяет отринуть привычное и прикоснуться к тайнам бытия, скрытым за дневной суетой.

Традиционная для тютчевской поэтики лирическая ситуация воспроизводится в стихотворении, датируемом 1830 г. Героя, находящегося на челне среди своих товарищей, одолевает сон. Легкая дремота не мешает различать звуки внешнего мира: субъект речи сообщает о шуме и звоне ветра, грохоте волн. Описывая окружающую ситуацию как «хаос звуков», поэт олицетворяет природные образы при помощи глагольных средств. Порывы ветра наделяются свойством поддерживать диалог, морские волны — петь. Изображение музыки бури дополняется сравнением, уподобляющим грохот звуку старинного ударного инструмента.

Оглушительному шуму реальной ситуации противопоставлено безмолвие грез, в которые погружен герой. Оппозиция сна и действительности, организующая текст, насчитывает еще одну пару антитетических признаков. Сновидение и «гремящая тьма» реальности по-разному воздействуют на субъекта речи. Первое очаровывает и вдохновляет, вторая угнетает, заставляет искать пути для обретения душевного спокойствия.

Фантастические видения рождают масштабную картину живописного мира. В его описании лидируют зрительные образы. Путешественник видит роскошные рукотворные сады, дворцы и башни, улицы, наводненные местными жителями. Среди последних встречаются необыкновенные персонажи — небывалые, «волшебные» звери и птицы. Важное значение отводится колористической гамме: зеленеющая земля и прозрачный, словно светящийся воздух противостоят угрюмым серым тонам морского пейзажа.

Прямо заявлена позиция субъекта речи, который ощущает себя творцом воображаемого мира, равным античному богу. Амбициозное заявление подвергается сомнению: человеческая природа несовершенна, и этот факт утверждается при помощи разнородных художественных средств. Краски волшебного мира настолько ярки, что вызывают болезненные ощущения у героя. Окутанный дремотой, он не перестает слышать шум волн, настойчиво напоминающих о действительности.

И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне.

Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы. Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой. В лучах огневицы развил он свой мир — Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.

Еще стихотворения:

  1. Возложите на море венки. Есть такой человечий обычай — в память воинов, в море погибших, возлагают на море венки. Здесь, ныряя, нашли рыбаки десять тысяч стоящих скелетов, ни имен, ни…
  2. Не пенится море, не плещет волна, Деревья листами не двинут; На глади прозрачной царит тишина, Как в зеркале, мир опрокинут. Сижу я на камне; висят облака, Недвижные в синем просторе;…
  3. Вот она, стихия волновая, В беспокойной славе разливной! Словно набегая, обливая, Хочет познакомиться со мной. Но московской жизни мостовая Так меня втянула в норов свой, Что вот-вот и с моря…
  4. Искры, сверкания, блестки и блики. Море то серое, то голубое. Плачутся чаек призывные крики. Брызжет соленая пена прибоя. Вечные моря звучат поцелуи. Вечно им внемлют у белых развалин Узкие, темные,…
  5. О чем ты стонешь, сине море? Что пасмурно твое чело? Скажи ты мне, какое горе В твоих пучинах залегло? Ты плачешь, море, что не стало Тебе знакомых кораблей, Что смело…
  6. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет…
  7. Я когда-то состарюсь, память временем смоет. Если будут подарки мне к тому рубежу — Не дарите мне берег, подарите мне море, Я за это, ребята, вам спасибо скажу. Поплыву я…
  8. «Москва — Сухуми» мчался через горы. Уже о море были разговоры. Уже в купе соседнем практиканты оставили и шахматы и карты. Курортники толпились в коридоре, смотрели в окна: «Вскоре будет…
  9. Белая отмель. И камни. И шелест прилива. Море в полуденном сне с пароходом далеким. Крикнешь в пространство. Замрешь. Никакого отзыва. Сладко, о море, побыть на земле одиноким. Где-то гагара кричит…
  10. Мы подковали море и подкову прибили пирсом к грязи берегов… Последний краб запряг конька морского и был таков….
  11. За кормою вода густая — солона она, зелена, неожиданно вырастая, на дыбы поднялась она, и, качаясь, идут валы от Баку до Махачкалы. Мы теперь не поем, не спорим — мы…
  12. Колышется море; волна за волной Бегут и шумят торопливо… О друг ты мой бедный, боюся, со мной Не быть тебе долго счастливой: Во мне и надежд и отчаяний рой, Кочующей…

Вы сейчас читаете стих Сон на море, поэта Тютчев Федор Иванович
Читать стих «Сон на море» Тютчева Фёдора Ивановича нужно в контексте романтизма и символизма. В духе романтизма создан образ лирического героя: он одинок, его душа находится в разладе с миром, поэтому ищет пристанище среди бушующей стихии. Образ моря символизирует жизнь, а бури и волны — жизненные преграды.

Не зря лирический герой пребывает на границе сна и яви, именно такое состояние дает возможность отделиться от внешнего мира, посмотреть на него со стороны и предаться творчеству. Текст стихотворения Тютчева «Сон на море» описывает сплетение эмоций и мыслей лирического героя с элементами морского пейзажа. Сплетение насколько органично, что море и лирический герой воспринимаются как одно целое.

Произведение учат на уроках литературы в старших классах. На нашем сайте вы можете прочитать его онлайн или скачать полностью по ссылке.

И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы, Окликалися ветры и пели валы. Я в хаосе звуков лежал оглушен, Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой. В лучах огневицы развил он свой мир – Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц, По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял. Но все грезы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской, И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 18.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 18.

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта. В школе его изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как хорошо ты, о море ночное.

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Олицетворения«ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».

Сравнения – море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды» ; сравнение – море, «словно живое», олицетворения«ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

Анализ стиха «Как хорошо ты, о море ночное» Тютчева

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное», посвящённом памяти Елены Денисьевой, возлюбленной поэта.

Сочинение и краткий анализ «Как хорошо ты, о море ночное» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Как хорошо ты, о море ночное

Текст стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»

Ф. И. Тютчев

Как хорошо ты, о море ночное

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткий анализ произведения

Особенностью лирики Тютчева о природе является умение поэта изобразить природу как живой, одухотворённый, многоликий мир, мир единства человека и природы.

  • История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.
  • Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.
  • Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».
  • Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».
  • Олицетворения – «ходит и дышит оно», «звезды глядят с высоты».
  • Сравнения – море, «словно живое».

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира.

Мне нравится 11

Анализ стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное»

Для Тютчева природа – это особое пространство, не доступное простому разуму, в нем существует своя таинственная жизнь. Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

Поэт понимал потаенный язык природы, в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему. Море поэт представлял также в слиянии, казалось бы, совершенно несочетаемых красок: «здесь лучезарно, там сизо-темно» или «тусклым сияньем облитое море».

Происходит как бы наложение оттенков, тонов, как в акварельной технике. Это, несомненно, свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством, динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность – природа, как живое существо, чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора…

Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью»-в ней и несказанный простор, бесконечность, вечность, такая неохватность, что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется, искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

Всю потопил бы я душу свою…

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы, в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством.

Тютчев, творец потрясающего таланта, мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму.

Для меня Ф.И. Тютчев — один из гениальнейших поэтов-философов и просто — человек необычайной душевной красоты.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева.

Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

Тема

В произведении автор развивает тему красоты и особого звучания ночного моря. В центре стихотворения – лирический герой и море. Их «беседе» никто не мешает, поэтому герой выражает искреннюю симпатию к стихии.

В первых строках лирический герой обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-тёмным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью хотел бы потопить её в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Жанр

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Это грустные размышления лирического героя на философские темы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства.

  • метафоры – «тусклым сияньем облитое море», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою»;
  • эпитеты – море «лучезарно», «сизо-тёмно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;
  • сравнение – море, «словно живое»;
  • олицетворения – «ходит и дышит оно», «звёзды глядят с высоты».

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром». Эмоции лирического героя подчёркиваются интонацией.

Сочинение о стихе Как хорошо ты, о море ночное

Федор Иванович Тютчев – один из самых лучших русских поэтов-пейзажистов. Благодаря уникальному таланту и мастерству в каждом стихотворении Тютчева читатель погружается в мир замечательной русской природы, а также учится находить красоту во всем, что его окружает.

Зачастую поэт вкладывает в свои стихотворения о природе двойной смысл, выражает через пейзаж свои чувства и эмоции, сравнивает различные природные явления с людьми.

Такой прием мы можем наблюдать в знаменитом стихотворении “Как хорошо ты, о море ночное”. Читая сданное стихотворение Тютчева, первым делом, перед нами открывается морской пейзаж. Над морем повисла глубокая ночь, и только тусклый лунный свет освещает бесконечный морской простор.

Под сиянием луны волны блестят и переливаются, играя всеми оттенками синего: “здесь лучезарно, там сизо-темно”. Погода неспокойная, где-то вдали раздаются раскаты грома, а порывы ветра с грохотом несут огромные волны к берегу.

Чтобы показать всю красоту и мощь моря, Федор Тютчев использует такой прием как олицетворение, и вода предстает перед нами живым существом, которое “ходит, и дышит, и блещет”. Также поэт обращается к морской зыби с вопросом “Чей это праздник так празднуешь ты?”.

Как было сказано, в данное стихотворение Тютчев вложил двойной смысл. Из биографии поэта мы узнаем о его несчастной любви. Описывая ночное море Тютчев рассказывает о своей возлюбленной, чью смерть ему пришлось пережить.

Огромные волны, разбивающиеся о берег, ненастная погода, тишина и безлюдье — вот что чувствует поэт, все это соответствует состоянию его души. Тютчев переносит все свои чувства и эмоции на природу и сравнивает любимую женщину с морской волной так виртуозно, что у читателя захватывает дух.

В последнем четверостишии Тютчев повествует о чувствах, которые испытывает лирический герой. Он “весь, как во сне” — разбит и потерян, и все, что он хочет — потопить свою душу и свое горе в обаянье морских волн.

Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное” оставляет на душе приятное чувство тоски и спокойствия. Тютчев потрясающим образом через описание моря сумел передать свою утрату, поэтому данное произведение также заставляет читателя задуматься о вечности и даже о смерти.

Читайте также: Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» Ф. И. Тютчева.

Произведения Федора Ивановича, посвященные природе, – в большинстве случаев представляют собой признание в любви к ней. Поэту кажется несказанным наслаждением иметь возможность наблюдать за различными ее проявлениями. Тютчеву одинаково нравится любоваться июньской ночью, майской грозой, заснеженным лесом, ночным морем и так далее.

Стихотворение и анализ «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Краткое содержание

И. Айвазовский. Лунная ночь. 1888

Перед нами открывается бескрайний пейзаж моря. Над морской гладью нависла тёмная ночь, лишь тусклый свет луны едва освещает морской простор. Под луной переливается и блестит, играя всеми оттенками синей палитры («…здесь лучезарно, там сизо – темно…) морская гладь. Погода проявляет крайнее беспокойство: вдалеке слышны громовые раскаты, порывы ветра несут огромные волны к берегу. Море предстаёт живым существом: оно «ходит, и дышит, и блещет». Автор обращается к нему с вопросом: «Чей это праздник так празднуешь ты?».

История создания

Чтобы понять смысл, скрытый между описаниями морской стихии, следует узнать историю создания произведения. Тютчев написал его, посвятив светлой памяти любимой женщины – Елене Денисьевой. Возлюбленная покинула земной мир из-за болезни: её уход стал для поэта тяжёлым ударом. Свои горестные душевные терзания он пытался утолить, ведя внутренние диалоги с Еленой и сочиняя стихи. Поэт сравнивает любимую женщину с волной морскою, поэтому обращается к морю на «ты».

Впервые произведение увидело свет в 1865 г., на страницах литературно-политического ежедневника «День». Известно, что поэта возмутил тот факт, что редакция осуществила публикацию текста со своими корректировками. Поэтому Тютчев предпринял повторную публикацию, убрав все редакторские правки, в «Русском вестнике», в 1865 г.

Жанр, направление, размер

Стихотворение написано в жанре элегии: в нём при описании морского пейзажа отчётливо слышны ноты грусти и тоски. Также в произведении можно увидеть элементы послания: поэт обращается к морю.

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль. Рифмовка строк перекрёстная.

Композиция

Произведение невозможно разделить на семантические части: оно представляет собой единый, целостный монолог лирического героя, описывающий красоту морской стихии. С формальной точки зрения стихотворение включает в себя четыре катрена. С творческой точки зрения в нём можно выделить две части:

Первая часть – описание морских просторов, восхитительных ночных картин, которые можно наблюдать, стоя на берегу.

Вторая часть – передаются переживания лирического героя, мечтающего погрузиться в морскую пучину, слиться с ней.

Образы и символы

Тютчев, передавая эмоции, связанные с морем, прибегает к помощи «говорящей» образной системы:

образ лирического героя – центральный. Это романтический герой, пытающийся передать морской пучине собственные переживания, чувства, горечь утраты от потери возлюбленной;

образ моря – мы любуемся морем, смотря на него глазами поэта. Он разговаривает с бескрайней стихией, будто это живой организм, способный слышать и понимать. Поэт сообщает, что при свете звёзд морские просторы становятся необычными. Море созвучно с человеком, оно отражает его внутренние переживания;

образ морской волны – описывая ночное море, поэт повествует нам о любимой женщине, чью смерть ему пришлось пережить. Мощные волны, бьющиеся о береговую твердь, ненастная погода, ветер, безлюдье – все эти тягостные картины соответствуют состоянию души поэта. Он переносит собственные эмоции на природное полотно, сравнивая любимую женщину с морской волной.

Темы и настроение

Центральная тема произведения – красота природы, непостижимая загадочность морской стихии в ночное время. В центре поэтического повествования – лирический герой и море. Они беседуют, их диалогу никто не мешает. Герой выражает искреннюю симпатию к морской стихии. Стихотворение оставляет на душе приятное чувство умиротворения и лёгкой грусти. Автор через виртуозное описание моря передаёт чувство личной утраты, побуждая нас задуматься о вечности.

Основная идея

Основная мысль произведения в следующем: восхищение морской стихией, искреннее желание слиться с ней воедино. Человек во все времена стремился постичь наивысшие истины и тайны мироздания. Для Тютчева эти истины заключены, в первую очередь, в познании природы, в гармоничном взаимодействии с ней.

Средства выразительности

С целью передачи внутреннего состояния лирического героя и описания красот морских просторов поэт прибегает к использованию следующих выразительных средств:

эпитеты – море «сизо – темно», «лучезарное», «безлюдье ночное», «чуткие звёзды»;

метафоры – «звёзды глядят с высоты», «ходит, и дышит, и блещет оно»;

сравнение – море «словно живое»;

аллитерация – рокот морских волн поэт передаёт звуками «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром».

Тютчев Как хорошо ты о море ночное

Еще начиная с 1810 года, писатель начинает писать свои юношеские стихотворения. Они были в стиле архаичности, тогда таких было много, через десятилетие Тютчев переходит русской лирике и европейскому романтизму. В сороковых годах Федор приезжает в Россию и устраивается на работу в министерство иностранных дел. Также сразу начал участвовать в кружке Белинского, где одновременно с ним было много русских классиков.

В пятидесятые года уже Тютчев перестает издавать стихи, а все более пишет политические рассказы. Начиная с шестидесятых годов у Федора становится трудный период в жизни в любви и творчестве. Последний его сборник 1868 года был провальным. Уже через 5 лет писатель умирает, похоронили его в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

За свое творчество Тютчев оставил после себя более четырехсот стихотворений. Первые стихи писателя были напечатаны в таком сборнике, как Урания, здесь были первые три его произведения «К Нисе», «Песнь скандинавских воинов», «Проблеск».

Его произведения долго не воспринимались читателем. Получил он популярность и признание благодаря тому, когда Тургенев написал о нем в Современнике. Там было указано, что Тютчев один из лучших поэтов нашего времени и одобрил его сам Пушкин. После этого, редакция Современника решила выдать произведения Тютчева одной книгой – «Стихотворения Ф.Тютчева. С.Петербург, 1854». Также редакция описала, что здесь и ранние его произведения, которые наверняка бы отвергли.

В 1868 году вышло второе издание великого поэта, он так и называлось 2-е издание дополненное. В основном он отдал предпочтение теме природы. Он делал тему природы природой, подвижностью, мощностью все явлений естественности. Среди таких стихотворений и «Как хорошо ты, о море ночное…», его мы и рассмотрим более подробно в данной статье.

Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» в 1865-м году. Данное произведение было написано в нескольких вариантах. И.С. Аксаков получил от родных поэта один из последних вариантов, который и был опубликован 22-го января 1865-го года. Для публикации Аксаков выбрал газету «День». Но Тютчева возмутил факт искажения текста произведения так, что он был просто в бешенстве.

После этого он потребовал немедленной переделки и не хотел, чтобы стихотворение так подавалось читателям. Уже в начале следующего месяца журнал «Русский вестник» получил от поэта стихотворение в новой редакции, вариант которого и можно рассматривать в качестве окончательного. Этот вариант был наиболее приемлемым, и он устраивал все стороны спора.

Данное произведение написано в стиле пейзажев и медитавности лирики, в то время оно только набирало популярность, также в нем присутствуют элементы философского размышления. Автор для написания стихотворения в жанре лирического фрагмента выбрал стиль романтики, а его основной темой является человек и природная стихия. Ведь природу он любил больше всего, поэтому от написания произведения он получал немыслимое удовольствие.

Первая строфа посвящена обращению лирического героя к морю, в котором он выражает восхищение тому, как на море переливаются краски. Как будто лучезарят. Здес так же отмечен метаморфический смысл произведения, как будто он говорит это своей любимой. Ведь было известно, что Тютчев сравнивал свою любовь с морской волной. Здесь происходит желание героя полностью слиться в другом неким существе, в данном случае с морем.

Необходимо отметить присутствие местоимения «ты» в данных строчках, поэтому имеет место обращение автора к морю, как к живому существу (аналогичная ситуация была в произведении Пушкина «К морю»). Но в дальнейшем происходит отделение героя от природной стихии, и его впечатления передаются со стороны. Одновременно с этим море наделяется как бы душой которая жива. Здесь сразу видно тему единения человека с природой, и то и то живое, вместе дышат.

Также стихотворение отличается передаваемой в динамике игрой красок, света и тени, которая сопровождается симфонией и звуковым сопровождением. По мнению исследователей Тютчев во время написания данного произведения отказался от того, чтобы противопоставлять звук и свет, поэтому представление водной стихии выполнено не линейно, а в качестве поверхности.

Во время прочтения следующих строк произведения вспоминается написанное В.А. Жуковским стихотворение «Море». Но ощущения реального мира лирического героя является довольно различным. По мнению исследователей, используя лирическое «я», Жуковский интерпретирует смыслы природы, а сама интерпретация выступает в качестве экстраполяции самоощущений героя – море становится его двойником.

Особые черты произведения

Что касается Тютчева, то он выполнил море и романтика совместно с лиричностью героя не тождественными в отношении друг друга. Они у него являются двумя различными единицами, наполняющими сюжет любовью и красотой. Кроме того, нельзя не отметить и то, что Тютчев отказался от противопоставления моря с небом, настаивая на их природном единстве и гармоническом сосуществовании.

Одновременно с этим нельзя не отметить, что в данном случае герой анализируемого стихотворения выступает в качестве элемента природного. Он очарован и загипнотизирован морем, мирное качание его вол может погрузить душу в таинственный сон. А во время погружения в море собственных чувств герой стремится к полному слиянию с морем.

По мнению некоторых исследователей, стихотворение обладает метафорическим смыслом. Они считают, что первая строфа является обращением Тютчева к своей возлюбленной – Е.Денисьевой. Ранее уже известно было о том, что поэт допускал сравнение своей возлюбленной с морской волной. Учитывая вышесказанное, смысл финальных строчек стихотворения можно интерпретировать как желание героя к полному растворению в другом существе, к неразрывному слиянию с ним.

Если рассматривать стихотворение с композиционной точки зрения, то можно выделить две его основные части. Первая часть посвящена формированию образа морской стихии (1-3 строфы), а вот 4-я строфа посвящена описанию того, что чувствует герой, который полон любви. И первая и последняя строки посвящены любовному признанию героя, кроме того, вполне сходным можно назвать и пейзаж, сопровождаемый первую и четвертую строфы. Учитывая вышесказанное, имеет место заявить о кольцевой композиции стихотворения.

Следует также отметить параллелизм в начальных и конечных строках стихотворения. В начале он говорит о своих теплых чувствах к этому существу, а в конце также идет признание в душевной любви к нему, так же здесь можно и сравнить пейзаж. Получается, как бы кольцевая композиция во всем стихотворении.

Во время написания данного произведения Тютчев использовал четырехстопный дактиль, катрены и перекрестное сочетание рифмы. Также поэт прибегает к использованию различных средств, позволяющих отобразить художественную выразительность в литературе: эпитеты, метафор и инверсии, олицетворения, сравнения, риторического обращения и вопроса, а также многосоюзия. Благодаря цветовым эпитетам происходит формирование живописной картины ночного моря, которое переливается в сиянии наших бескрайних звезд и луны. Использование «высокой лексики» позволяет снабдить речь торжественными интонациями. А вот на основании анализа фонетического строя стихотворения, нельзя не отметить наличие ассонанса и аллитерации.

Таким образом, можно говорить о том, что своим стихотворением «Как хорошо ты, о море ночное…» автор хотел передать отношения между человеком и природой. По мнению критика, Тютчев настолько проникся физическими самоощущениями, что сумел почувствовать себя в качестве неотделимого элемента природы. Это чувство и помогло качественно описать природу.

Ссылка на основную публикацию