История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

История создания романа Пушкина Капитанская дочка история написания

А.С. Пушкин работал над романом «Капитанская дочка» в течении трех лет (с 1833 по 1836 год). В 1834-м году выходит предшествующая ему работа на тему Пугачевского восстания – историческая хроника «История Пугачевского восстания».

Собирая материалы для будущей работы, автор посетил множество мест, связанных с историческим событием. Отправившись в путешествие по Поволжью и Приуралью, он собирал сведения очевидцев страшных событий 1770-го года. Так же, Александр Сергеевич получил от Николая I доступ к неопубликованным архивным записям о восстании. Именно во время сбора сведений о Пугачевском восстании, у писателя зарождается замысел написания романа.

Роман «Капитанская дочка» навеян переводными произведениями Вальтера Скотта, а сама идея написания исторического романа уже давно вызревала в разуме Пушкина. Идеальным историческим персонажем для создания произведения стала фигура Емельяна Пугачева, но именно выбор темы усложнил написание романа, во многом из-за цензуры, ужесточившейся во время правления Николая I-го. Роман множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин переделывал структуру произведения, сохранилось около шести вариантов. О сложности данной работы можно судить по дошедшим до нас редакциям.

Во время создания главного персонажа Пушкин основывался на описаниях приближенных к Пугачеву людей, а в последствии, использовал их образы для создания героев. Герой-повествователь П.А. Гринев основан на пленнике Пугачева – Барашине. Барашин бежит из пугачевского плена, а затем вступает в сопротивление восстанию, возглавленное генералом Михельсоном. Пушкин множество раз менял фамилию, но остановился на варианте, действительно присутствовавшем в военной хронике. Менялся и образ персонажа, первоначальный замысел рисовал противоречивого героя-дворянина, позже разбитого на двух противоположных персонажей. Положительного, честного и справедливого Гринева и его полную противоположность – подлеца и изменница Швабрина. Именно этот приём помог обойти некоторые ограничения цензуры.

Для образа Швабрина использовался некий армейский офицер Шванич, что был сослан за свое буйство в другой гарнизон, а после сделался сообщником Пугачева, но не из личных побуждений, а из страха быть повешенным. Фигура Шванича заинтересовала Пушкина, а на её основе был создан образ человека, готового пожертвовать своими принципами и честью, дабы сберечь самого себя или же получить выгоду. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой.

Благодаря тщательному анализу исторической хроники, погружению в те события, а так же навеянному Вальтером Скоттом вдохновению, ныне мы можем погрузиться в атмосферу той эпохи, так умело воссозданную А.С. Пушкиным. Работа над произведением была окончена 19 октября 1886 года, первая публикация совершена в журнале «Современник», основателем которого являлся сам Александр Сергеевич. Мотивы Вальтера Скотта и глубокий историзм получили признание среди общества того времени, но и остаются любимыми по сей день.

Вариант 2

Пушкин одновременно делал две работы, писал роман и занимался составлением исторического очерка, который именовал «История Пугачева». Для того, чтоб получить максимально четкую и правдивую информацию, поэт выезжает на Урал и Поволжье. Благодаря людям, которые были свидетелями происходящего, Пушкин смог правдиво отобразить множество событий. Историки и специалисты могут собрать около 5 вариантов «Капитанской дочки». Это благодаря огромной работе проделанной Пушкиным, но и еще из-за того, что нужно было цензурно правильно подать роман для издания.

Первая версия замечательной работы Пушкина вышла в конце лета в 1833 году, но вышло так, что роман не сохранился до наших дней. Позднее, в 1834 году, поэт продолжил работать и в октябре 1836 года, конечный вариант романа был написан. «Капитанская дочь» была издана в книге журнала «Современник». Эта работа была написана с использованием реальных исторических фактов и событий. С 30-го года, автор был сфокусирован на событиях эпохи Петра 1 и Екатерины 2, во времена которой был бунт. Все события вошли в работу «История Пугачевского бунта», которая была закончена в 1834 году.

Данная историческая работа, наполнила роман историческими фактами, но в общем роман «Капитанская дочь» дался поэту не легко. В период с 32 по 33 год Пушкин смог только в набросках произвести большую часть романа. Изначально он задумывал, что главным героем будет поручик Шванвич, который был на стороне Пугачева. Изначальный замысел Пушкина конечно был отредактирован благодаря изучению деталей бунта в Оренбурге и Казани. Главный вывод, который сделал поэт, это то, что только дворянство не предало государство и не пошло в сторону бунта. Поэтому жизнь Шванвича, как отшельника была схожа на судьбу Дубровского.

Прототипы. Первоначально Пушкин решил, что основной персонаж должен быть дворянином. Но, у него должны были поменяться взгляды, и он должен был поддержать бунт. Соответственно прототипы это Шванвич и Вашарин. В итоге, автор пришел к тому, что создал два образа, Гринев и Швабрин. Первый добрый, второй строг и коварен. Такой прием поспособствовал усилению политической темы, ведь герои были из одного слоя общества, но имели разные политические взгляды. Это также повлекло за собой упрощение в цензурном плане.

Интересно. Многие не знают, что последняя версия «Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего Пушкин убрал её? Этой главой, роман не проходил цензурные рамки. Только поле смерти Пушкина, глава была напечатана в 1880 году в журнале «Русский архив». Глава вышла отдельным изданием с отдельной обложкой, чтоб специалисты и ценители смогли познать смысл, заложенный в ней автором.

В первый раз данное произведение Пушкина вышло в знаменитом журнале «Современник» в 1936 году. Автору приходилось идти на поводу у цензуры и издаваться с некоторыми коррективами, пропусками и к тому же без подписи. Но отсутствие подписи для великого поэта не было преградой, со временем люди узнали, кто автор такого правдивого и настоящего романа.

История создания 3

«Капитанская дочка» творение великого поэта Александра Пушкина, в нем он раскрыл трагедию восстания крестьян против Пугачева. В тридцатые года эта тема была, широко известна, поэтому поэт для написания повести вписывал события реальной жизни, реальной крестьянской войны того времени. Он даже отправился в те места, где происходили события, внимательно изучив поле сражения, записывал истории стариков, которые видели происходящее воочию. Собирал историю и придания о Емельяне Пугачеве, и времени его правления.

Он очень внимательно ознакомился с событиями той эпохи, из достоверных источников и материалов из разных архивов. По распоряжению Николая 1, он написал исторический труд «История Пугачева». И после публикации труда Пушкин приступил к написанию задуманной повести – романа Капитанская дочка. В «Капитанской дочке» события из истории собранные Пушкиным нигде не были искажены, а наоборот украшены творческими сценами и замыслами. Как и во многих других произведениях поэта, особое место в произведение было уделено простому крестьянскому народу. Образы, созданные в сюжете произведения, были введены, так же в основном из народа, но, несмотря на это, образы были исключительно яркие и полностью раскрывали все важные черты характера героев. Так же множество героев были и дворянского происхождения. Самыми ярко выраженными были Пугачев и Савельич.

Савельич был типичным представителем слуг, полностью преданному одному хозяину, он полностью убежден, что рабочие крестьяне существуют, для того чтобы работать исключительно на своих хозяев. Этот образ созданный Пушкиным, был по-настоящему искренним, благородным человеком. Старик Савельич, был трагическим героем того произведения. Более преданного слуги не было ни у одного хозяина.

Образ Пугачева был описан весьма суровым и жестковатым человеком. Вождь народного восстания, был беспощаден, особенно это было заметно по отношению к его врагам, к тем, кто не желает мериться с его властью. Несмотря на жестокость присущую его характеру, он был очень справедлив. Он всегда встает на защиту слабых. Пушкин очень ярко выразил образ Пугачева, и это не было поэтическим замыслом, так на самом деле представлялся ему вождь. Александр Сергеевич, показал его как человека с открытой чистой душой, он был образцом смелости и решительности, именно таким представлял себе писатель простого русского человека.

Во время работы над своим писанием «Капитанская дочка» Пушкин очень много раздумывал над проблемами восстания крепостных крестьян. О которых, он так же упоминал в «Истории о Пугачеве». Пушкин не верил, что в восстании крестьян есть какой-то смысл. Благодаря этому в образе Емельяна Пугачева были воплощены множество положительных черт русского народа.

Прототипы героев и интересные факты

Также читают:

Картинка к сочинению История создания романа Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

В своем произведении «История одного города» Салтыков – Щедрин ловко переплетает фантастику с реальностью. Этот шедевр автора многие называют рассказом, что не совсем верно.

Рассказ «Без языка» написан русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко. Анализ данного произведения приведен в этой статье.

Наконец-то пришло лето. Однако, для главного героя по имени Тема началась череда неудач. Всё началось с неаккуратных действий, которые привели к тому, что цветок отца оказался сломанным.

Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»

Все, что нас окружает, птицы, насекомые, животные и растения, это и есть природа. Это звенья одной цепи, очень важной для жизни и существования человечества.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа. Исторические прототипы героев романа.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

конспект и презентация к уроку литературы в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
kapitanskaya_dochka._istoricheskie_prototipy_personazhey.pptx404.38 КБ
a.s._pushkin_kapitanskaya_dochka.docx18.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» История создания романа Исторические прототипы героев

Цели и задачи урока: Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе . Задачи: Познать прошлое, увиденное глазами известного писателя; Способствовать формированию понятий “историческая повесть”, “художественный образ ; Обратить внимание на историческое прошлое России; Вывести определение таких понятий как «честь», «милость», «добро», «благородство»

У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца. А. Т. Твардовский

Емельян Иванович Пугачев Николай 1

Маршрут пути А.С. Пушкина в 1833 году

«История Пугачевского бунта» написана в Болдине в 1833 году; Опубликована в 1834 году; Название присвоил император Николай 1

Каков же жанр «Капитанской дочки»? « Роман мой основан на предании …»; роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании »; Пушкин считал произведение историческим романом, однако из-за малого объема его принято считать повестью

Петр Гринев Прототип – офицер Башарин ; Подозревался в связях с Емельяном Пугачевым; Был оправдан и освобожден

Маша Миронова Дочь капитана Белгородской крепости; чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам

Емельян Пугачев Умный, с большой смекалкой и проницательностью; Помнить добро, оказанное когда-то; НО: Жестокий и беспощадный палач; Злодей поневоле.

Савельич Выходец из народа; Любит своего господина по-отечески; Исполнен чувства собственного достоинства и благородства.

Предварительный просмотр:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

История создания романа. Исторические прототипы героев романа.

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

3. Способствовать формированию понятий “историческая повесть”, “художественный образ;

  1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;
  2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
  3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;
  4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

1.Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

2.Побуждать к активной положительной деятельности;

3.Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

4.Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как “честь”, “милость”, “добро”, “благородство”;

5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

  1. Слово учителя

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А.Т. Твардовский.

Другой замечательный русский поэт М.И. Цветаева, с ранних лет полюбившая Пушкина и пронесшая эту любовь и интерес к его творчеству через всю жизнь, написала эссе «Мой Пушкин». «Пушкин — наше все», как сказал критик Ап. А. Григорьев. Пушкин принадлежит всей России, всему миру. «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», — сказал поэт Ф.И. Тютчев.

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Император Николай 1 разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании, а также о действиях властей по мерам его подавления.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачева, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачева. С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, Симбирске, Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1884 году под названием «История Пугачевского бунта». Название произведению присвоил сам император.

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачевском бунте.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Передавая цензору рукопись, Пушкин писал так: « Роман мой основан на предании …». По мнению Пушкина, роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» . То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Однако, произведение по объему небольшое, поэтому его принято считать повестью.

Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет, менял имена героев. Сначала героем задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачеву. Пушкин изучал историю дворянина Шванчича, который добровольно перешел на сторону восставших. Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменщика бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников».

А вот главный герой Гринев был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связах с Емельяном Пугачевым, но позже это не подтвердилось. Его оправдали и освободили.

Главная героиня романа – Мария Миронова, дочь капитана Белгородской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам. Когда Гринева арестовали по подозрению в сочувствии Пугачеву, Мария доходит до самой императрицы Екатерины II – непростое по тем временам дело. Ей удается добиться своего. Петра милуют.

Емельян Пугачев – один из самых ярких героев повести. Его Пушкин показывает с двух сторон. Один Пугачев – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачев – это жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Повесть «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев – злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Однако он прилагает все силы, мужество и упорство для успеха восстания. Он понимает какую опасную игру затеял, и какова цена расплаты в случае проигрыша. Пугачев назвал себя «царем-избавителем», но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя как повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева с Гриневым происходит в последние минуты перед казнью.

Еще один яркий герой повести – Савельич, выходец из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рожден, чтобы служить своему молодому господину. Но его служба господам – это не раболепие. Он исполнен чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, опекает его и страдает от его несправедливых упреков.

  1. Работа по вопросам:

– В чем состоит сложность определения жанрового своеобразия произведения? Как определил свое творение Пушкин? К какому жанру отнесли его историки литературы? Почему?

– Какое произведение послужило основой для написания повести? Какую роль сыграл император Николай I в создании «Истории Пугачевского восстания»?

– Какие черты исторической повести в произведении вы можете отметить?

– Назовите исторические личности, которые встречаются в произведении? Прототипами каких людей выступили Гринев и Швабрин?

– Как относится Пушкин к образу Марии Мироновой?

– Какую роль сыграл Савельич в становлении образа Петра Гринева?

  1. Домашнее задание:

Прочитать главы 1-3; составить сопоставительный анализ Петра Гринева и Швабрина; найти и записать определение понятия «художественный образ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) Предмет : литература Тема урока: « Капитанская дочка». История создания. Проблематика. Тип урока: урок новых знаний ( урок пр.

Урок предполагает погружение учащихся в исторические события ХVIII века: правление Екатерины II, положение крепостных крестьян, причины возникновения Пугачевского восстания. С данными событиями тесно .

Урок литературы интегрированный с историей . Урок-исследование поможет учителю познакомить учащихся с историей создания повести “Капитанская дочка”; сформирует мение работать с архив.

Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин “Капитанская дочка”. История создания. “Восстание Емельяна Пугачёва”. Презентация представлена в сокращённом варианте.

История создания романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл.

В данной работе вы найдете краткие характеристики героев романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и информацию об их прототипах.

История создания романа Пушкина «Капитанская дочка»

Для того чтобы понять основной замысел произведения Александра Сергеевича Пушкина, необходимо знать историю создания «Капитанской дочки». Автор создавал роман на протяжении трех лет. За это время ему пришлось посетить немало исторических мест, для того чтобы использовать достоверные данные. Сегодня дети знакомятся с творчеством Пушкина в школе на уроках литературы.

  1. Замысел автора
  2. Публикация романа
  3. Любовная линия
  4. Особенности композиции

Замысел автора

История создания романа «Капитанская дочка» начинается с того, что Пушкин хотел написать документальное произведение, посвященное пугачевскому восстанию. Для того чтобы реализовать свой замысел, автор обратился к царю и получил доступ к необходимым данным. Пушкину пришлось лично отправиться в Приуралье и Поволжье с целью встретиться со свидетелями исторического восстания. Све́дения, которые ему удалось добыть, являлись историческими предпосылками книги «Капитанская дочка».

Писатель начал работать над произведением в 1833 году. Со временем роман об исторических сражениях перерастал в художественную повесть, события которой происходили на фоне пугачевского восстания. Когда автору были доступны все материалы, архивы и даты, он начал осмыслять всю информацию и преподносить ее в художественном стиле.

Александру Сергеевичу приходилось несколько раз переписывать свой роман из-за цензуры. Изначально Пушкин хотел, чтобы сюжет разворачивался вокруг одной личности, которая самостоятельно перешла на сторону врага. Однако спустя некоторое время автор создает два противоположных образа. При этом он описывает положительные черты Гринева и отрицательные качества Швабрина. Во время написания Пушкин несколько раз изменял имена главных героев, прототипами которых являлись реальные люди, принимавшие участие в восстании.

При описании Емельяна Пугачева Александр Сергеевич старался раскрыть его с двух сторон. Он пытался показать его, как:

  1. Историческую личность.
  2. Интересного человека, который умеет чувствовать и сопереживать.

Поэт за все время собрал большое количество информации, он опрашивал людей и записывал самое главное. А также он посетил места сражения. У него накопилось слишком много данных, которые он записал в историческом труде «История Пугачева». Чуть позже это творение назвали «История Пугачевского бунта», и в 1834 году был опубликован этот краткий конспект.

На творческую историю романа «Капитанская дочка» повлияла жанровая специфика зарубежной литературы.

Публикация романа

Для Александра Сергеевича Пушкина писать об этой истории было не так уж и просто. Об этом свидетельствует такие данные:

  1. Смена имен главных героев.
  2. Перестроение сюжетной линии.

Первые упоминания о произведении были кратко освещены в 1832 году. Год написания «Капитанской дочки» официально считается 1836 год. В этот же период произведение было опубликовано в журнале «Современник» анонимно.

Создание этого романа заняли последние годы великого поэта. После выхода романа Пушкин погиб на дуэли.

Любовная линия

В романе Пушкина рассматривается одновременно несколько острых проблем. Тот период смутного времени раскрывает такие вопросы как:

  1. Положение власти.
  2. Нравственный выбор.
  3. Проблема воспитания.

Смысл и тема названия романа заключаются в само́й сути произведения. Дело в том, что автор на фоне любовной истории рассказывает о восстании. Главная героиня Мария, дочь капитана Миронова, стала основным катализатором всех действий Гринева. Влюбленный в нее парень решается на смелые и отчаянные поступки. Его любовь сыграла огромную роль в формировании характера и нрава. Это просматривается в сюжете, когда Гринев вступает в конфликт со Швабриным и становится на защиту беззащитной девушки.

Пугачев также оценил смелость Гринева по достоинству. Кроме этого, стоит отметить смелость хрупкой девушки Марии, которая также из-за сильной любви отважилась обратиться к само́й королеве.

Особенности композиции

Благодаря тому что автор использовал необычную композицию при построении текста, он смог избежать все преграды цензуры. Пушкину удалось передать всю суть происходящего.

Большое значение в романе играет описание пейзажей. Посредством них автор с максимальной точностью передает происходящие события, а также придает им значимости.

История создания романа носит непростой характер. Автору пришлось многое изменить для того, чтобы описать, как именно развивались события. Если сопоставить все анализируемые факты, вывод напрашивается сам собой и заключается в том, что зрелость личности зависит от воспитания и среды обитания.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы (Пугачёв и Гринёв)

Урок 11. Русская литература 8 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы (Пугачёв и Гринёв)”

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва.

Император Николай I разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании. А также о действиях властей по его подавлению.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачёва, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачёва.

С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, в Симбирске и Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта». Название произведению присвоил сам император.

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачёвском бунте.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал своё произведение историческим романом. И все же «Капитанская дочка» – это небольшое по величине произведение. Поэтому его чаще называют повестью.

Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. Сначала героем произведения задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачёву. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешёл на сторону восставших. Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменника бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников».

А вот главный герой «Капитанской дочки» Гринёв был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с Емельяном Пугачёвым, но позже это не подтвердилось. Офицер был признан невиновным и освобождён.

Главная героиня «Капитанской дочки» – Мария Миронова, дочь капитана Белогорской крепости.

Именно из-за неё дерутся на дуэли Гринёв и Швабрин. Хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться её благосклонности.

В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам.

Когда Гринёва арестовали по подозрению в сочувствии Пугачёву, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удаётся отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринёва.

Емельян Пугачёв – один из самых ярких образов повести. Его Пушкин показывает с двух разных сторон. Один Пугачёв – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гринёвым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачёв – жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Эта сторона Пугачёва – отвратительная, поражающая своей жестокостью. Повесть «Капитанская дочка» даёт понять, что Пугачёв – злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Но в то же время Пугачёв не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Пугачёв понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Пугачёв назвался царём-избавителем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вёл себя, как настоящий повелитель и избавитель.

Последняя встреча Пугачёва и Гринёва происходит за минуту до казни пленённого бунтовщика.

В это страшное мгновение Пугачёв узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. «Через минуту его голова, мёртвая и окровавленная, была показана народу».

Ещё один образ, без которого повесть была бы гораздо беднее, – яркий, сочный образ Савельича, выходца из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рождён лишь для того, чтобы служить своему господину.

Другой жизни он себе и представить не может. Но его служение господам – это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упрёков в свой адрес.

Жизнеописание Гринёва является основой сюжета романа. Уехав из дома, Гринёв то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, буран, любовный конфликт). И уже в эти моменты мы видим, что герой абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Семья не смогла дать ему знания жизни и людей.

Нравственные качества героя раскрываются во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз приходится выбирать между честью и бесчестием, между жизнью и смертью. Так, например, Гринёв должен поцеловать руку Пугачёва, то есть признать в нем царя. Пугачёв пытается получить от Гринёва обещание «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях герой, рискуя жизнью, проявляет твёрдость и неуступчивость.

Но самое главное испытание впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринёв должен сделать решающий выбор: солдатский долг требует остаться в осаждённом городе. А долг чести требует откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную».

Гринёв-человек побеждает Гринёва-солдата, присягнувшего императрице. Герой решается уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачёва.

Даже во время следствия Гринёв демонстрирует высокую нравственность. Страхом запятнать честь Маши был вызван отказ Гринёва назвать её во время следствия (сама «мысль впутать имя её между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринёв вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему ПугачёваМоя искренность поразила Пугачёва», — замечает автор записок).

«Сравнительно с «Капитанской дочкой», — восхищённо замечал Николай Васильевич Гоголь, — все наши романы и повести кажутся приторной размазнёю. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурною…».

Краткая история создания повести «Капитанская дочка» Пушкина

«Капитанская дочка» — величайшее произведение Пушкина — было задумано им в 1833 г. Это одно из последних произведений русского прозаика. Автор работал над своим детищем на протяжении трех лет — с 1833 по 1836 г.

В 1834 г. на свет появилось произведение, предшествующее «Капитанской дочке». «История Пугачевского восстания» являлось исторической хроникой, описывающее политические события. Именно в тот, период, когда автор собирал материалы для «Истории», у него появились первые мысли о написании «Капитанской дочки».

Не многим известно, что роман выпускался в нескольких версиях. Но, конечно же, со временем народ и так узнал кто автор блестящего романа, невероятно правдивого и настоящего.

Первый раз произведение вышло в печать в 1936 г., его опубликовал известный в те времена журнал «Современник». Автор под гнетом цензуры сдавал в печать произведение с коррективами и пропусками. К тому же было Пушкину было запрещено подписывать под данным романом.

Последняя версия была выпущена без одной главы. Это связано с тем, что автору пришлось убрать главу, посвященную бунту в селе Гринева. Сделал он это не по собственной воле. а под влиянием цензуры. Она категорически отказывалась пропускать полное произведение. И только в 1880 г., спустя годы после смерти поэта, журнал «Русский архив» опубликовал недостающую главу. Для того, чтобы ценители и специалисты смогли полностью понять заложенный в нее смысл, издательство выпустило главу самостоятельным изданием. У нее даже была отдельная обложка.

История создания романа

В те времена, когда автор собирал материалы для своего произведения, он посетил великое множество мест, имеющих отношения к описываемым событиям. Для того, чтобы поговорить с очевидцами тяжелых и страшных событий 1770 г., Пушкину пришлось отправиться в путешествие по Приуралью и Поволжью. Кстати, сам Николай I разрешил молодому таланту доступ к архивным записям, прежде не опубликованным на всеобщее обозрение.

Известные в те времена переводные издания Вальтера Скотта также послужили толчком к созреванию мысли о произведении.

Фигура Емельяна Пугачева показалась Пушкину идеальным образом для героя будущей повести. Выбор основной темы, просматривающейся в произведении, был усложнен жесточайшей цензурой, особенно усилившейся во времена правления Николая. Пушкину приходилось много раз переписывать роман, менять ход событий и даже главных героев, ведущих повествование от первого лица. Все три года, потраченные на создание произведения, Пушкин усердно видоизменял свой роман. О том, насколько сложной и кропотливой была данная работа, современники могут судить по шести сохраненным версиям, дошедшим до наших дней.

Для создания образов главных героев, Пушкин изучал людей, особо приближенных к Емельяну. Например, образ героя, ведущего повествование, Пушкин срисовал с плененного Пугачевым Барышина. В последствии Барышин присоединился к сопротивлению против восстания Пугачева, чудесным образом бежав из плена. Автор множество раз менял фамилию героя, также как и его образ. Пушкину пришлось из одного задуманного противоречивого героя-дворянина создать двух абсолютно разных персонажей. Автор изначально решил, что его главный герой должен быть дворянин, в последствии поменявший взгляды и переметнувшийся на сторону бунта. Честному, справедливому и порядочному Гриневу был противопоставлен Швабрин. Человек низких моральных принципов, изменник и подлец. Только такой ход мог позволить Александру Сергеевичу пройти ограничения цензуры. А кроме того, данный прием усилил прослеживающуюся в романе политическую тему. Оба его героя принадлежали к одному общественному слою, но придерживались разных взглядом в отношении политики.

Прототипом для создания Швабрина был избран офицер армии по фамилии Шванич. Человек он был довольно агрессивный и буйный, за что и был сослан в другой гарнизон. После он встал на сторону Пугачева. Однако. следует отметить, что поступил он так не из личных побуждений, а просто струсил и побоялся быть повешенным. Шванич сильно заинтересовал Пушкина. на основе его личности он создал персонажа, готового принести свою доблесть и честь в жертву личной выгоде. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой.

Пушкин настолько тщательно проанализировал хроники истории, что его произведение позволяет нам полностью погрузиться в те далекие времена. Повесть, получившая признание его современников, не теряет своей актуальности и для нынешнего поколения.

История создания повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

Меню статьи:

Работа над произведением

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.

Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Первого.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “образом и характеристикой Маши Мироновой “ в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.

Прототипы главных героев произведения

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди. Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.

Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев. Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.

Работа над образами главных героев

Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.

Личность Петра Гринева

Этот юноша получил нравственное воспитание у себя дома, отец старался по мере возможности контролировать поведение мальчика. Наконец, он отправил его служить в Белогородскую крепость в надежде, что сын получит важные жизненные уроки. Там Петр Гринев проявил себя добрым и благородным, не терпящим подлости и наглости. Он смело вступается за честь любимой девушки Марии, прося освободить ее из заточения, даже невзирая на то, что при этом самому грозит опасность от Емельяна Пугачева. Для Гринева характерно безошибочное нравственное чутье. Он умеет быстро распознавать характеры окружающих его людей. Так, оказавшись в Белогородской крепости и познакомившись с новыми людьми, герой смог оценить душевную чистоту Маши Мироновой и распознать подлую и низменную натуру Алексея Швабрина.

А вот в грозном бунтовщике Емельяне Пугачеве, казалось бы, отрицательном персонаже, Петр сумел рассмотреть незаурядного человека, которому наряду с отрицательными чертами характера присущи такие качества как широта русской души, ум и находчивость. Несмотря на нормальное отношение к бунтовщику, Гринев никогда бы не смог сделаться предателем. Он предпочитал принять смерть через повешение, чем присягнуть на верность самозванцу, но Савельич спас своего господина. А жертвенность Петра, который подарил простому мужику (которого впоследствии Гринев узнал в Пугачеве) заячий тулуп, спустя время, окупилась сторицей.

Описание характера Алексея Швабрина

Алексей Швабрин – полный антипод Петра Гринева, человек подлый, дерзкий, наглый и самовлюбленный. Убивший во время игры на шпагах своего знакомого, даже переведенный в наказание в крепость, он не изменил свой образ мышления, но снова проявлял свой скверный характер.. Не умеющий дружить, он из зависти клевещет на своего друга Петра Гринева, высмеивая его талант писать стихи. Несмотря на свой дворянский титул, Алексей в своем самолюбии не гнушается даже предательством и подлостью, причем совершает плохие поступки неоднократно. Первый раз Алексей проявляет себя крайним подлецом на дуэли с Петром Гриневым, когда, воспользовавшись тем, что он отвернулся на окрик слуги, тяжело ранит его.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Емельяна Пугачева” в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Яркое предательство мы видим после взятия бунтовщиками Белогородской крепости, когда в минуту опасности он, спасая свою шкуру, трусливо перебегает на сторону самозванца Пугачева! А как деспотично Швабрин отнесся к Марии Мироновой! Несмотря на то, что девушка осталась круглой сиротой в день нападения Пугачева на крепость, он запер ее в избе и держал на хлебе и воде, принуждая силой выйти замуж.

Создавая образ Швабрина, автор хотел показать человека, лишенного каких-либо моральных принципов и душевных качеств.

Образ Емельяна Пугачева

«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» – эти слова произнес Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, описанный в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ этого героя вызвал немало споров и возмущения в то время, ведь в первый раз смутьян и бунтовщик, являющийся предводителем крестьянского восстания, предстал перед читателем не в роли жестокого, кровожадного убийцы, а как талантливый и храбрый вождь народа, который сумел возглавить крестьянское восстание благодаря смекалке, уму, неиссякаемой энергии и выдающимся способностям.

В дворянстве он видел исключительно зло и жестоко расправлялся с теми, кто, по его мнению, угнетал простой бедный народ, крестьян. Александр Сергеевич Пушкин в лице Пугачева создал образ человека, который, несмотря ни на что, помнит о сделанном ему добре. Из благодарности за заячий тулупчик и чарку водки, которыми Петр Гринев поделился во время бурана, Емельян Пугачев неоднократно сохраняет ему жизнь. Петр не раз убеждается в том, что этот человек не такой ужасный, каким преподносит его людям царская власть.

Александр Пушкин описывает Пугачева в своей повести не только как предводителя крестьянской войны, но и в образе простого казака. В его речи слышны присказки, пословицы, поговорки, иносказания. Он заставляет называть себя «царем-батюшкой», и объясняет это требование тем, что на Руси всегда будет жить вера в доброго царя. В отношениях с подчиненными можно заметить демократизм и отсутствие чинопочитания. Каждый имеет право высказать собственное мнение и не согласиться с точкой зрения «государя».

Таким образом, Емельян Пугачев – личность противоречивая и загадочная. К сожалению, его жизнь закончилась трагически – предводителя крестьянского восстания казнили через обезглавливание, но главными особенностями образа Емельяна Пугачева остаются героизм и величие.

Окончание работы над повестью «Капитанская дочка»

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» была закончена , а затем опубликована в четвертом томе журнала «Современник» в 1836 году. Создав впервые реалистический исторический роман, автор мастерски и правдоподобно изобразил в произведении целую эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры – Емельяна Пугачева.

История создания произведения Капитанская дочка Пушкина

Произведение «Капитанская дочка» создано замечательным русским поэтом и писателем, известным каждому из нас с самого раннего детства. Произведения Пушкина учат добру, пониманию людей, но произведение «Капитанская дочка» поднимает на самом деле еще более насущные вопросы: вопросы чести, совести, долга, смелости.

Данное произведение из-за объема относят также к повести, но из-за большого количества сюжетных линий литераторы относят его при этом к роману.

Писал Александр Сергеевич, данный роман-повесть в течении трех лет. Начал работу в 1833, а окончил за год до гибели.

До того, как приступить к созданию романа, чтобы достигнуть эффекта достоверности, автор долгое время занимался изучением и переборкой исторических документов, факто, достоверных источников. И это принесло достойный результат. Писатель желал создать произведение с еще большим исторически документальным уклоном, но в ходе изучения материалов родился замысел художественного произведения.

Главное событие романа – реально случившееся историческое событие. Речь идет о васстании Емельяна Пугачева.

Многие персонажи имеют свои прототипы. В первую очередь следует сказать о центральном герое – Пугачеве. Это реальная личность, которая смогла поднять бунт в народе в степях при правлении Екатерины Второй. Эта была личность сильная, пусть и безграмотная, но к ней прислушивалось большинство. И это оставило кровавый отпечаток на лице истории России.

Прототипом Швабрина можно считать Шванича. Этот человек был подхалимист, безнравственен, портил жизнь и настроение другим своими поступками. Например, Швабрин хотел насильно заставить Машу встречаться с ним. При этом Швабрин и Шванич являются предателям. Реальный человек продал свое честь и перешел на сторону врага. Это характеризует его как ничтожество. В реальной жизни существовал человек, бывший Петром Гриневым. Речь идет о Баширине. Это была личность с высокими моральным ценностями, уперетая за честь и советь. Всегда он берег честь и ни за что не продал бы свою Родину. За свою жизнь. Это смело.

Роман Александра Сергеевича Пушкин освещает не мало важных проблем и вопросов, прочитав роман, можно открыть для себя не мало нового и неопознанного.

Данное произведение является очередным важным произведение русского поэта.

Вариант №2

Еще вовремя работы над «Дубровским» у Пушкина появляются мысли написать роман. Прежде чем приступить к «Капитанской дочке» он много работает над очерком, рассказывающим о бурной жизни Пугачева.

Александр Сергеевич посещает места, где проходили военные действия под предводительством Емельяна Пугачева. Беседует, изучает материалы и пишет, пишет. Благодаря путешествию по историческим местам роман получился захватывающим. Вначале это был исторический очерк, но Пушкин во время понял, что художественный роман будет намного интересней. Конечно, герои и события, описываемые в романе, не только могли быть в жизни, но и были.

Можно найти целых пять набросков будущего романа. Александр Пушкин старался передать события не только правдиво, но и интересно для читателя при этом, учитывая правила цензуры. Сложная работа не прошла даром. Цензоры ничего не заподозрили. Для них это был роман о двух влюбленных.

Первый роман так и не дожил до нашего времени. Несмотря на то что «Капитанская дочка» была написана, Пушкин продолжал работать над ней. И только через три года был написан роман, именно так как знаем его мы.

Герои романа существовали на самом деле. Их жизнь и описывал поэт. Имена и фамилии Пушкин тоже подбирал со всей тщательностью. Фамилия Гринев выбрана не случайно. О человеке с такой фамилией он прочитал. Судьба его заинтересовала и отвечала требованию сюжета.

Любовь в романе присутствует не случайно. Без нее произведение не было бы таким захватывающим. И цензура могла заподозрить антиправительственное вольнодумство. А так получалось, что два героя влюблены в одну девушку. Причем один отрицательный, а другой положительный. Этот факт вражды молодых людей и отвлек цензоров от политического подтекста, который присутствует в романе.

Пушкин очень трепетно и нежно относится Маше, главной героине. С теплотой и любовью описывает родителей Гринева и капитанской дочки. Гринев и Швабрин для него как друзья, у которых он присутствует на дуэли. К Пугачеву он относится с уважением и показывает его достаточно грамотным военным человеком, а так же не лишенным благородства и благодарности. Пушкин не питает к нему ненависти, а просто описывает события. Стараясь передать правдиво исторические данные.

Александр Сергеевич хотел, чтобы его роман рассказал правду о Пугачевщине, но «Капитанскую дочку» воспринимают как роман о любви и даже как сказку. По-другому и быть не могла ведь это Пушкин.

История создания произведения Капитанская дочка

Популярные сочинения

Одним из героев рассказа Александра Куприна «Белый пудель» является пудель по кличке Арто. Он – артист небольшой бродячей цирковой труппы, в которой помимо него были ещё дедушка Мартын Лодыжкин

Повесть «Собачье сердце» известного писателя – Михаила Булгакова целиком и полностью является литературным вымыслом автора. Все действие произведения развивается в Москве после революции.

В нашей жизни правда и ложь постоянно сражаются между собой. Ложь, как правило, всегда в минусе, и совсем неважно сколько в ней ложек сахара. Правда, в свою очередь, не приукрашивает себя

Ссылка на основную публикацию