Детство Ильи Обломова – образ жизни и влияние окружения на формирование личности

Детство Обломова в романе «Обломов»

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины». В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова. В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми. Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине. Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь. Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Рекомендуем ознакомиться с характеристикой Ольги Ильинской в поучительном произведении Ивана Гончарова “Обломов”.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

Детство Обломова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя | “Обломов” Гончарова

Двор в Обломовке.
Художник
М. Я. Чемберс-Билибина

Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова в романе “Обломов” Гончарова.

Детство Обломова в романе “Обломов”: описание в цитатах

“Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему. “ (часть 1 глава IX)

Может быть, Илюша уж давно замечает и понимает, что говорят и делают при нем: как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день деньской только и знает, что из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду. “ (часть 1 глава IX)

“После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками. “ (часть 1 глава IX)

“Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный. “ (часть 1 глава IX)

“И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все разбрелись по своим углам. “ (сон в Обломовке, часть 1 глава IX)

“У! баловень! – тихо ворчит нянька, утаскивая его на крыльцо. “ (часть 1 глава IX)

“. в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков. “ (часть 1 глава VI)

“Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев. “ (часть 1 глава IX)

“Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание. “ (часть 1 глава IX)

Образование Обломова

“Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли. “ (часть 1 глава IX)

“Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати. Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. “ (часть 1 глава IX)

“. он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет в пансионе. “ (часть 1 глава VI)

“. потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца. “ (часть 1 глава VI)

“Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. “ (часть 1 глава VI)

“Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи. “ (часть 1 глава VI)

Смотрите: Образование Обломова

Детство Обломова, проведенное в деревне Обломовка, было самым счастливым временем в его жизни. Став взрослым человеком, Илья Ильич мечтал вернуться в свою любимую Обломовку с женой и семьей, чтобы жить тихо и спокойно. К сожалению, эти планы так и не осуществились.

Это было описание детства Обломова в романе “Обломов” Гончарова: роль детства в жизни героя, особенности образования и воспитания и т.д.

Детство Обломова в романе Обломов Гончарова

Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

Паренек был один и почитаемым Ребёнком. Ежедневные приём трапезы являлись мероприятием важным в семье Обломовых. После приема пищи весь дом засыпал. В том числе и нянечка, которая должна была охранять Илюшу, непроизвольно закрывала очи. В подобные минутки ребенок был совершенно независим.

Ребенок обожал убегать с дома, прогуливаться по галерее, пробегать по рощи и части оврага. Туда малыш боялся спускаться, так как овраг считалась небезопасным местом. Мать слишком сильно оберегала сына, никак не позволяла выбираться во двор и гулять под солнцем. Вот так Илья и приучался к размеренному существованию в Обломовке. Он следил за старшими , за их досужими делами и бесполезными беседами, запоминал и обучался.

В 12 лет парня отдали на подготовка Штольцу, в селение Верхлёво. Ни один человек из семь Обломовых не осознавал значимости знаний, всегда ожидали только диплом. Отцу с матерью было жалко сына и они стремились сдержать его дома всеми силами.

Помимо лени, безвольности и абсолютного несогласия с общественной жизнью Обломову присуще излишняя мечтательность. Персонаж большинство времени жил в мечтаниях о вероятном перспективном будущем, выдумывая массу альтернатив благополучного существования в Обломовке. Откровенно переживая любую собственную мечту, Илья никак не осознавал, что все это лишь иллюзии, красивые небылицы, аналогичные историям нянечки, рассказанным в раннем детстве.

Единственным другом Ильича являлся сын его педагога. Андрюша с раннего возраста был целеустремлён, твёрд, он являлся противоположностью Обломова. Штольц стремился послужить причиной товарища в передвижение, принуждал обучаться. Однако правила родимого жилья нравились Илье больше. Взгляд на жизнь у товарищей был разный, но все же теплые чувства они сохранили.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Желания и порывы мальчишки никак не находили своего места. Это и привело его к тому, что он стал ленивым и боязливым.

Сочинение Детство Обломова

На протяжении всего романа Обломов как будто старается выбраться из грез, он пытается пробудиться ото сна и ему помогает в этом Ильинская. Также активно «будит» Обломова и Штольц, который пытается привить ему активность и деятельность. Тем не менее, «пробудившись» на лето Обломов снова впадает в свои грезы, где его убаюкивает Пшеницына, после чего Обломов оставляет этот мир как бы не просыпаясь более, но полностью погрязнув в неге.

Отдельное значение в этой теме засыпания и грез Обломова имеют главы, где описывается детство главного героя. Эти образы представляют для Ильи Ильича своеобразный идеальный мир, парадиз, который так ощутим и близок, но при этом недостижим.

Он вспоминает как весело бегал по Обломовке, многое хотел узнать. Из главы «Сон Обломова» мы узнаем истоки самой обломовщины. Оказывается маленькому мальчику повсюду запрещали шалости и призывали к тому чтобы перенять типичный уклад существования его деревни.

В Обломовке царил по большей части культ гедонизма и покоя. Характерным примером тут является письмо из соседнего села, которое не хотят открывать, для того чтобы не узнавать плохих новостей.

В такой атмосфере ребенку действительно приятно и спокойно, но также ему хочется познавать мир. Тем не менее, ему дают познавать только культ удовольствия и наслаждения простыми радостями, такими как пища. Обломов формируется под надзором воспитателей, которые ограждают мальчика от внешнего мира и в итоге при нем и во взрослом возрасте останется Захар, который тоже будет присматривать и во всем потакать.

Более чем интересным является описание сказок, которые рассказывает няня Обломова. Она описывает враждебный и трудный мир за пределами Обломовки, тот мир, которого следует избегать.

Как известно, детские сказки созданы именно для того чтобы формировать мировоззрение ребенка и готовить его ко взрослому миру. Через простые образы добра и зла, характерных героев и сюжеты, ребенок понимает многогранность мира и некоторые его структурные особенности. Обломов в этом смысле получает довольно простую установку, где идеальным миром является его деревня (или просто обломовский уклад) а миром враждебным – остальное пространство.

Вот почему Обломов с такой теплотой вспоминает собственное детство и радуется этому времени, которое было проведено в неге. По сути, его лежание на диване и является способом вернуться обратно в детство.

Также читают:

Картинка к сочинению Детство Обломова в романе Обломов

Популярные сегодня темы

Книга Дж.Р.Р.Толкина Властелин колец, которая стала любимой для нескольких поколений читателей, имеется большое количество персонажей как главных, и второстепенных. К

Серебряное копытце – один из удивительнейших сказов Павла Петровича Бажова. Как любой сказ, он основан на народных преданиях и легендах Урала, издавна славившегося добычей драгоценных камней.

«Вий» Николая Васильевича Гоголя-одно из самых захватывающих и загадочных его произведений, в котором романтизм тесно переплетается с реализмом. Повесть местами пронизана юмором

Небо… что еще может быть прекраснее в мире? Я считаю, что именно оно притягивает к себе своей красотой, своими разнообразными красками

Многие знают, что роман «Евгений Онегин» стал одним из первых романом в представленном жанре. Что понимается под понятием «реалистический»? В реализме отмечают правдивые детали, отражение определенных качеств

Илья Обломов («Обломов»)

Портрет: возраст, описание внешности

Илья Ильич Обломов — человек лет 32–33 приятной наружности, среднего роста. Спокойное, добродушное выражение лица указывало на мягкость характера Обломова. В чертах его лица не было видно никакой сосредоточенности, что указывало на отсутствие какой-либо цели в жизни.

Илья Ильич был уже несколько обрюзгшим, цвет его лица был не совсем свежим из-за недостатка свежего воздуха и движения. Герой инфантилен, инертен, внутренне мягок, что нашло своё отражение в его внешнем облике: он пухловат, изнежен, все его движения изящны, ленивы.

Илья Ильич любил свободную одежду, поэтому предпочитал надевать восточный халат и не снимать его весь день. Обувался он в широкие, мягкие туфли.

Быт героя

Быту героя в романе уделяется большое место. Его образ жизни — точное продолжение его внешнего описания. Кажется, что комната Обломова практически идеально убрана, продумана до мелочей, но, при внимательном прочтении её описания, становится очевидно, что неряшливость для персонажа — привычное дело. По периметру спальни красуется паутина, всюду грязь, крошки. Создаётся впечатление, словно здесь уже давно нет жильцов. Подобное описание является аллегорией образа Обломова: он действительно, по большей части, живёт не здесь, а в выдуманном им самим иллюзорном мире.

Происхождение, воспитание, образование, служба

Описание Обломова-ребёнка и этого же персонажа в сознательном возрасте сильно разнится: Гончаров показывает, что в детстве герой был очень активным, любознательным, стремился изучать окружающий мир. Но родители внушили сыну, что барин ничего не должен делать сам. Такие воззрения на жизнь повлияли на Обломова и привели к тому, что герой вырос изнеженным, лишённым всякой жизненной цели.

Родители понимали, что в нынешнее время без учения будет трудно, поэтому отдали сына на учёбу в пансион управляющего имением в Вихлёве Штольца, где он проучился до пятнадцати лет. Родители и тут баловали сына, часто оставляя его под любыми предлогами дома.

Затем Обломов продолжил образование в Москве, но после получения аттестата не смог применить свои знания на практике. Два года он прослужил коллежским секретарём в канцелярии, выполняя мелкую работу. Затем подал в отставку из-за страха перед начальством, когда по ошибке отправил документ в Архангельск вместо Астрахани.

Обломов и реальная жизнь

Уволившись из канцелярии, Илья Ильич стал посещать общество, навещать друзей. Но скоро он увидел, что светские люди, в основном, заняты сплетнями и карточными играми, и у него пропала охота общаться с ними. Ему надоели суета, многолюдство, и он был доволен своей однообразной жизнью.

Себе Обломов поставил цель: составить план улучшений в управлении имением, жениться и беззаботно жить в деревне, как его предки. Он так описывал картины жизни деревни своему другу детства Андрею Штольцу, что тот воскликнул: «Да ты поэт, Илья!» Но своего идеала жизни герой не достиг — помешала лень, к которой его приучили любящие родители.

Антиподом Обломову в романе служит Андрей Штольц. Этот человек всегда активен, деятелен, имеет большие планы на жизнь. Пожалуй, он единственный, кто мог хоть как-то влиять на ленивого Илью Ильича. Примечательно, что он, видя деградацию друга, всё же ценил его положительные качества. Штольцу импонировала душевная теплота, искренность и отзывчивость друга детства.

Стремясь помочь Обломову выбраться из разрушающей лени, Андрей всеми силами пытается вытащить его из мира фантазий в реальную жизнь. И ему почти удаётся это сделать: он знакомит Илью Ильича с прекрасной девушкой Ольгой Ильинской, и герой словно оживает. Эта девушка тоже стремится изменить Обломова, разбудить в нём жажду деятельности.

Под влиянием Ольги он захотел не существовать, а жить полной жизнью. Когда же девушка согласилась стать его женой, Обломов понял, что до женитьбы нужно привести в порядок имущественные дела и имение, а это было так хлопотно, так тяжело для него, что его чувство к Ольге стало постепенно исчезать. Девушка поняла, что не смогла изменить Обломова, пробудить его к активной жизни. Она рассталась с Ильёй Ильичом, потому что не могла жить так, как он.

Расставание с Ольгой становится для Ильи Ильича огромной трагедией, ведь он действительно искренне полюбил её. Пытаясь забыться после этого, герой снова уходит в мир мечтаний и на этот раз надолго.

Спокойное счастье семейной жизни подарила герою вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, добрая, трудолюбивая женщина, у которой он снимал квартиру. Агафья Матвеевна полюбила Илью Ильича, заботилась о нём, вызвала в нём ответное чувство, и он женился на ней. С этой женщиной Обломов нашёл спокойное счастье умиротворения, которое более подходило к строю его характера, его душе, чем беспокойное счастье активной жизни.

Характер

У Обломова были и положительные, и отрицательные черты характера. Его отличали такие качества как чистота и ясность души, совестливость, доброта, способность к сопереживанию, скромность, поэтичность, мечтательность, верность дружбе.

К отрицательным качествам личности Обломова относятся: склонность к лени, безволие, излишняя робость и доверчивость, леность ума и безразличие к тому, что делается в мире.

Илья Обломов — человек ленивый, апатичный, большую часть времени проводит в мечтах, причем, у него настолько развито воображение, что большинство фантазий кажутся ему вполне реальными: он даже может заплакать от переполняющих его чувств.

Заключение

Образ Обломова в романе неоднозначен. С одной стороны, Гончаров акцентирует внимание читателей на положительных чертах героя, таких как доброта, сопереживание, чувствительность и искренность, но, с другой — описывает и его отрицательные черты. Тем самым, вырисовывается портрет многогранной личности.

Образ Обломова, героя романа И. А. Гончарова, предстаёт перед читателями как типичный образ русского помещика середины девятнадцатого века. Такие типы людей были нередки в России, бывают они и в наше время. Эти люди неспособны на зло, они добры, но не подготовлены к практической жизни и избегают столкновений с ней. Образ Обломова, человека апатичного, не способного к самостоятельным действиям, приобрёл нарицательное значение.

Детство Обломова в романе Гончарова Обломов сочинение

В своем романе «Обломов» И. А. Гончаров главным героем делает человека неподвижного, апатичного к жизни, ни к чему не приспособленного, инфантильного и излишне мечтательного. Почему персонаж обладает именно таким набором качеств характера, из-за чего ведет соответствующий образ жизни? Ответить на эти вопросы можно, если проанализировать детство Обломова. Сочинение на такую тему часто встречается на ЕГЭ.

Детство Обломова

Именно ранние годы в развитии человека влияют на формирование характера, закладывают основные, базовые понятия о мире и предопределяют будущее. Родом Илья Ильич из фамильного имения Обломовки, вдалеке от всех городов и деревень. Некое замкнутое пространство, очень редко его границы кто-то нарушал: слишком уж далеко оно находилось.

Можно сказать, что жители Обломовки находились в изоляции от всего остального мира. История этого поселения когда-то была славной: оно имело свои народные промыслы. Но в силу определенных причин искусство изготовления холстов и пивоварение быстро забылись. Из-за лени, неумения и нежелания вести дела владельцев имения когда-то славная, перспективная деревня пришла в упадок. Оттуда даже начали сбегать крепостные, потому что хозяева ни за чем не следили и довели крестьян до обнищания.

Обломовка стала бедной, неаккуратной и отсталой деревней. Поколения помещиков сменяли друг друга, но относились к ведению дел халатно, не развивали свое имение, не вникали в хозяйственные вопросы, не стремились сделать жизнь крестьян лучше. Что говорить об условиях, в которых трудились крепостные, если сам господский дом покосился со временем и никто не желал его привести в порядок? Однако для Ильи Ильича его родная деревня ассоциировалась с райским местом, где было всегда тихо и умиротворенно.

Жизнь в Обломовке текла медленно, неспешно, тихо. Это статичное состояние, лишенное всякого движения, ничего не нарушало: в деревне не случалось чего-то необычного, жители не испытывали потрясений, они могли находиться в своих грезах и мечтать. Все так боялись нарушить свое спокойствие, что даже редкие письма читали далеко не сразу: страшно было получить дурную новость, которая могла эмоционально потрясти и испортить настроение.

Такая неспешность, статичность, отсутствие тревог и серьезных бед — это то состояние, к которому во взрослой жизни продолжал стремиться Обломов.

После отъезда из деревни Илья Ильич в своих снах и каждодневных раздумьях на диване в съемной городской квартире возвращался обратно в родовое имение, где он жил, как в идеальное место, близкое к раю на земле.


Проблемы взрослых с трудным детством

Что случается с детьми, у которых было трудное детство? Если мать и отец не занимаются воспитанием и развитием своего ребёнка, не уделяют должного внимания друг другу и постоянно ссорятся, у выросшего в такой обстановке взрослого формируется искажённые представления о семейных ценностях. Они считают своё поведение единственной и естественной нормой. Из-за психологического феномена «заразительности эмоций», если родители разрываются между семьёй и работой, а дома находятся в постоянном угнетённом и мрачном настроении, дети «перенимают» их состояние и начинают чувствовать себя так же.

Часто дети, пережившие жестокое обращение со стороны родственников, вырастая, начинают «воспитывать» собственных чад тем же способом, не зная другого отношения. Некоторые психологи считают, вызвано бессознательным желанием поставить себя на место агрессора, чтобы не больше не быть беззащитной жертвой.

Семья героя

Кто же создал такой неспешный образ жизни в имении? Его хозяева, помещики. Одним из поколений господ этой деревни был отец семейства Обломовых — Илья Иванович. Можно сказать, что он человек очень добрый, искренний, в чем-то инфантильный. Но также персонаж обладал рядом отрицательных качеств, которые привели к обнищанию его крепостных.

Характеристика натуры Обломова старшего показывает, что он крайне ленив, безынициативен и неспособен к какому-либо действию. Принимать решения, вникать в хозяйственные вопросы, заниматься развитием своего имения он не хотел.

Обычно день главы семьи проходил так: он любил долго спать, потом любоваться в окно и о чем-то думать. Даже заниматься саморазвитием для него было утомительно. Если и брал он в руки книгу, то от скуки, особого интереса в этом не видел. Ему было абсолютно все равно, что он читал. Вот так и проводил свои дни барин, ничем себя не утруждая, в то время как его имение рушилось и беднело.

Разве таким должен быть помещик? Для чего ему даны крестьяне, имение? Не для того, чтобы за него все делали. Исторически у русского помещика были важные государственные задачи:

  • Успешно, эффективно вести хозяйство в своем имении.
  • Обеспечивать его развитие.
  • Следить, чтобы оно приносило доход.

Помещик — это хороший фермер, поддерживающий сельское хозяйство на вверенной ему территории.

Ему необходимо находить новые источники дохода, пути развития имения. Можно сказать, что помещик должен был обладать качествами бизнесмена, умеющего качественно вести дела, обеспечивать нормальные условия жизни крестьян. Ведь именно крепостные — это незаменимый элемент в этой системе.

Обычно глава семьи, помещик, занимался ведением дел, а его жене отводилась роль хранительницы очага, поддерживающей домашний уют и воспитывающей детей. В семье Обломовых Илья Иванович вообще ничем себя не обременял.

Может быть, его жена выполняла не только свою работу, но и работу мужа? Нет. Она тоже не была полноценной хозяйкой: ей лень было заниматься домашними обязанностями. А в воспитании сына она совершала много ошибок с педагогической точки зрения. Она слишком опекала единственного ребенка Илюшу, буквально душила его своей любовью и выполняла все прихоти отпрыска.

Обсуждение роли детства на уроках литературы

Поведение книжных персонажей, переживания, связанные с ними, дают возможность почувствовать себя на месте другого, понять мотивы поступков разных людей. Примеряя всевозможные роли, малыш знакомится с разнообразными нравственными системами, формирует собственные ценности и личность. Проговаривая переживания и чувства, связанные с тем или иным героем, родитель способствует эмоциональному развитию своего ребёнка, обучая его быть добрым, заботливым, внимательным к нуждам других людей.

Обсудить проблему роли детства в жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства в жизни человека» встречается на ЕГЭ. Для получения высокой оценки ученикам нужно сформулировать собственную точку зрения на проблему и обосновать её, используя свои знания, личный опыт и аргументы из нескольких литературных произведений.

Становление личности

Как же развивали маленького Обломова? Существуют две крайности воспитания, которые нашли свое отражение на страницах романа И. А. Гончарова. Это детство Обломова и Штольца:

  1. Гипоопека — это такой вариант воспитания, при котором родители мало заботятся о ребенке, не стремятся помогать ему и проводить с ним время. Чувства и переживания маленького человека оказываются неинтересны, в итоге ребенок не ощущает поддержки, тепла, внимания. Именного такого стиля придерживался отец Штольца.
  2. Гиперопека. В этом случае ребенка окружают чрезмерной заботой, решают за него все вопросы, ограждают от мира, лишают самостоятельности и провоцируют пассивность, беспомощность и уязвимость. Так воспитывали Илью Ильича.

Обломов — единственный ребенок в семье, отрада матери. Жена Ильи Ивановича так любила своего сына, что хотела передать ему максимум тепла и заботы. В итоге мальчик вообще ничего не умел делать самостоятельно, потому что к нему было приставлено много слуг, которые были обязаны выполнять любое его желание.

Зачем совершать лишние движения, если все быстро принесут, стоит только пальцем указать. Он даже одеваться сам не умел. Это элементарное действие Обломов так и не научился делать: ничего не мог самостоятельно надеть без помощи Захара. Человек оказался беспомощным даже в простых бытовых вопросах. Взрослый здоровый мужчина, который не способен следить за собой — это результат гиперопеки, которая лишила его самостоятельности.

Настолько родители стремились оградить своего сына от потенциальных тревог и окружить обломовской атмосферой покоя и умиротворенности, что даже запрещали общаться со сверстниками, участвовать в подвижных играх. Это привело к тому, что Илья Ильич разлюбил какую-либо активность, он как будто застрял в статичном положении. Результат такого образа жизни — тучность, полнота Обломова, а также изнеженный вид.

Стоит рассказать о том, что изначально маленький Илья не был апатичным и ленивым. Он, как и все дети, проявлял интерес к миру, любознательность, активность и восторженность. Даже запреты не пугали его, он тайком сбегал поиграть с другими детьми, посмотреть на природу и на насекомых. Ребенка восхищало в мире абсолютно все! Но влияние родителей одержало верх над природными задатками и поглотило детские качества. Илья стал похож на своих отца и мать, обломовщина овладела его душой и образом жизни.

Родителей можно понять: они хотели сделать каждый день сына беззаботным, спокойным, лишенным тревог и переживаний. Это сильно повлияло на то, каким стал Обломов. Не привыкший к труду с детства, герой вырос несамостоятельным, нерешительным и вообще неприспособленным к жизни человеком.

Если друг Обломова Штольц стремился взять максимум знаний и активно получал образование, то Илья Ильич не видел интереса в обучении. Такое отношение к науке — тоже вина родителей. Отец и мать не скрывали, что считали процесс обучения бессмысленным, неинтересным, ненужным и мучительно скучным. Они отдали сына в пансионат только потому, что общество требовало иметь хоть какое-то образование.

Однако Обломов часто отсутствовал в учебном заведении, его жалели и оставляли дома. Родители не требовали прилежно учиться.

Вместо того чтобы осваивать грамоту, счет, расширять кругозор изучением разных дисциплин, Илья не занимался вообще ничем. Так он и провел свою юность.

Как трудности детства отражаются на характере

У людей, чьё детство не было счастливым, часто бывает множество психологических проблем, мешающих им жить полной жизнью. Эти проблемы заставляют их совершать неадекватные действия, вредные для себя и для окружающих. Если родители не занимались ребёнком и не прививали моральные ориентиры, у взрослого человека не будет ясной системы ценностей. Он не ощутит угрызения совести при совершении «плохого поступка» и не получит удовлетворения от хорошего дела.

Конечно, «тяжёлое детство» — это не приговор. Не обязательно ребёнок, лишённый любви и внимания родителей, вырастает преступником. Но таким людям намного сложнее разобраться в своих желаниях и мотивах, часто они недооценивают себя и постоянно чувствуют себя несчастными, недостойными хорошего отношения.

Жизнь в квартире

Отношение Обломова к окружающему не назовешь здоровым: мир и покой были только в родном имении, все остальное пространство было пугающим, непонятным и враждебным.

Поэтому герой, вынужденный уехать из родного дома, укрылся от всех в своей съемной квартире. Это был некий островок спокойствия. Из этого мирка его было сложно вытащить, потому что Обломов опасался всякого действия, незнакомого пространства, других людей.

Его любимое занятие — лежание на диване и погружение то в сон, где вспоминалась Обломовка, то в бесплодные мечты, то в невыполнимые планы на день. Хоть сердцу Ильи Ильича была очень дорога родная деревня, он все равно после смерти отца так и не смог вести дела. Поселившись в квартире и спрятавшись в ней ото всех, Обломов не хотел нарушать привычный уклад жизни, посещать имение, разбираться в хозяйственных вопросах.

Впечатления детства в произведении В. Солоухина «Третья охота»

На уроке литературы учитель может предложить проанализировать отрывок из сборника советского писателя В. Солоухина «Третья охота», чтобы помочь ученикам понять проблему роли детства в жизни человека. Аргументы по тексту Солоухина касаются не только формирования личности, но и влияния впечатлений детства на судьбу взрослого человека, его связь с Родиной. Он красочно иллюстрирует свою мысль развёрнутыми метафорами, связанными с природой, и зарисовками из жизни русских поэтов. Автор утверждает, что основа личности закладывается в детские годы, а воспоминания и впечатления юности всегда отражаются на будущем.

Любовные отношения

Детство Обломова повлияло даже на дела сердечные. Почему он женился не на Ольге Ильинской, а выбрал вдову Пшеницыну? Чтобы понять это, нужно сравнить отношения Обломова с каждой женщиной:

  1. С Ольгой нужно было меняться, развиваться, двигаться, соответствовать ее ожиданиям.
  2. Пшеницына воссоздала для героя ощущение Обломовки, окружив Илью Ильича заботой и опекой.

Таким образом, автор, рисуя лирическую картину произведения, показал, что особенности детства, воспитание родителей сформировали определенную личность. Это был оторванный и неприспособленный к какой-либо деятельности, апатичный, инфантильный человек. Он не смог добиться успеха в должности чиновника, так как ошибка, совершенная по рассеянности, напугала его, он предпочел просто уйти от мира, спрятаться.

Также выбрал в спутницы жизни не любимую, а удобную женщину, только бы не нарушать привычного уклада.

Книга как помощь ребёнку в тяжёлый период

Неверие в собственную привлекательность формирует такие неприятные черты характера, как лживость, жадность, лицемерие. Дети, выросшие вовсе без опеки или только с одним родителем, могут завидовать «счастливым детям» из полных семей. Они не умеют общаться и с трудом заводят себе друзей.

С другой стороны, умение преодолевать сложности может положительно сказаться на будущей жизни ребёнка. Тот, кто привык справляться с трудностями, отстаивал свою точку зрения и самостоятельно учился выстраивать отношения, часто становится успешными во взрослой жизни. Помочь детям преодолеть тяжёлые периоды, разобраться в сложных нравственных вопросах и поступках других людей способны литературные произведения.

Сочинение: Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

В своем романе «Обломов» И. А. Гончаров главным героем делает человека неподвижного, апатичного к жизни, ни к чему не приспособленного, инфантильного и излишне мечтательного. Почему персонаж обладает именно таким набором качеств характера, из-за чего ведет соответствующий образ жизни? Ответить на эти вопросы можно, если проанализировать детство Обломова. Сочинение на такую тему часто встречается на ЕГЭ.

Детство Обломова

Именно ранние годы в развитии человека влияют на формирование характера, закладывают основные, базовые понятия о мире и предопределяют будущее. Родом Илья Ильич из фамильного имения Обломовки, вдалеке от всех городов и деревень. Некое замкнутое пространство, очень редко его границы кто-то нарушал: слишком уж далеко оно находилось.

Можно сказать, что жители Обломовки находились в изоляции от всего остального мира. История этого поселения когда-то была славной: оно имело свои народные промыслы. Но в силу определенных причин искусство изготовления холстов и пивоварение быстро забылись. Из-за лени, неумения и нежелания вести дела владельцев имения когда-то славная, перспективная деревня пришла в упадок. Оттуда даже начали сбегать крепостные, потому что хозяева ни за чем не следили и довели крестьян до обнищания.

Обломовка стала бедной, неаккуратной и отсталой деревней. Поколения помещиков сменяли друг друга, но относились к ведению дел халатно, не развивали свое имение, не вникали в хозяйственные вопросы, не стремились сделать жизнь крестьян лучше. Что говорить об условиях, в которых трудились крепостные, если сам господский дом покосился со временем и никто не желал его привести в порядок? Однако для Ильи Ильича его родная деревня ассоциировалась с райским местом, где было всегда тихо и умиротворенно.

Жизнь в Обломовке текла медленно, неспешно, тихо. Это статичное состояние, лишенное всякого движения, ничего не нарушало: в деревне не случалось чего-то необычного, жители не испытывали потрясений, они могли находиться в своих грезах и мечтать. Все так боялись нарушить свое спокойствие, что даже редкие письма читали далеко не сразу: страшно было получить дурную новость, которая могла эмоционально потрясти и испортить настроение.

Такая неспешность, статичность, отсутствие тревог и серьезных бед — это то состояние, к которому во взрослой жизни продолжал стремиться Обломов.

После отъезда из деревни Илья Ильич в своих снах и каждодневных раздумьях на диване в съемной городской квартире возвращался обратно в родовое имение, где он жил, как в идеальное место, близкое к раю на земле.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Семья героя

Кто же создал такой неспешный образ жизни в имении? Его хозяева, помещики. Одним из поколений господ этой деревни был отец семейства Обломовых — Илья Иванович. Можно сказать, что он человек очень добрый, искренний, в чем-то инфантильный. Но также персонаж обладал рядом отрицательных качеств, которые привели к обнищанию его крепостных.

Характеристика натуры Обломова старшего показывает, что он крайне ленив, безынициативен и неспособен к какому-либо действию. Принимать решения, вникать в хозяйственные вопросы, заниматься развитием своего имения он не хотел.

Обычно день главы семьи проходил так: он любил долго спать, потом любоваться в окно и о чем-то думать. Даже заниматься саморазвитием для него было утомительно. Если и брал он в руки книгу, то от скуки, особого интереса в этом не видел. Ему было абсолютно все равно, что он читал. Вот так и проводил свои дни барин, ничем себя не утруждая, в то время как его имение рушилось и беднело.

Разве таким должен быть помещик? Для чего ему даны крестьяне, имение? Не для того, чтобы за него все делали. Исторически у русского помещика были важные государственные задачи:

  • Успешно, эффективно вести хозяйство в своем имении.
  • Обеспечивать его развитие.
  • Следить, чтобы оно приносило доход.

Помещик — это хороший фермер, поддерживающий сельское хозяйство на вверенной ему территории.

Ему необходимо находить новые источники дохода, пути развития имения. Можно сказать, что помещик должен был обладать качествами бизнесмена, умеющего качественно вести дела, обеспечивать нормальные условия жизни крестьян. Ведь именно крепостные — это незаменимый элемент в этой системе.

Обычно глава семьи, помещик, занимался ведением дел, а его жене отводилась роль хранительницы очага, поддерживающей домашний уют и воспитывающей детей. В семье Обломовых Илья Иванович вообще ничем себя не обременял.

Может быть, его жена выполняла не только свою работу, но и работу мужа? Нет. Она тоже не была полноценной хозяйкой: ей лень было заниматься домашними обязанностями. А в воспитании сына она совершала много ошибок с педагогической точки зрения. Она слишком опекала единственного ребенка Илюшу, буквально душила его своей любовью и выполняла все прихоти отпрыска.

Детство и воспитание

Повествование автор начинает с уже зрелого возраста своего персонажа. Читатель знакомится с губительным результатом «обломовщины». Для понимания проблемы необходимо начинать с самого начала — где родился герой, как воспитывался и как формировались его взгляды на жизнь. Поэтому Гончаров пишет текст главы «Сон Обломова».

Мальчик родился в глухой живописной деревеньке Обломовке, в семье богатого помещика. Ему не приходилось прилагать усилия для достижения каких-то целей, так как все желания сиюминутно исполнялись. Родители его сильно любили и пытались отгородить от любых трудностей, воспитывать самостоятельность было не принято. Стоило маленькому Илье заинтересоваться чем-либо, как его стремление тут же пресекалось. Объяснялось это всегда одинаково — зачем трудиться, если есть слуги, они все сделают. Дошло до того, что Обломов не мог уже и одеться без помощи своего слуги Захара.

Очевидно, что господа предпочитали пассивный образ жизни:

  • прогулки по поместью, путешествия не приветствовались;
  • любая работа воспринималась как наказание — Илья Иванович (отец героя), хоть и был добрым человеком, но отличался бездействием. Все дела откладывались до последнего, в результате чего поместье быстро превратилось в развалины. Видя пример отца, Илья рос таким же бесхарактерным.

Они жили в лености и полудрёме, отвлекаясь только на еду (к которой испытывали особую любовь) и на смену сезонов, сопровождающуюся праздниками, свадьбами или похоронами. Такое постоянное времяпрепровождение было губительно не только для хозяев, но и для жителей деревеньки, раньше славившейся искусными холстами и вкусным пивом, а ныне забывшей своё ремесло.

Удалённость Обломовки от буйной жизни городов, её ровный и спокойный пейзаж способствовали тому, что подрастающий Илья не видел в жизни ничего, кроме лени и безделья.

Для Обломова воспитание — это старинные предания, рассказываемые няней мальчика. В результате он вырос в мечте, постепенно разочаровываясь в реальном мире. Об этом он говорил, почему «сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Помогут понять принципы воспитания Обломова цитаты:

  • «стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание»;
  • «учиться слегка, не до изнурения души и тела»;
  • «добыть как-нибудь аттестат».

Становление личности

Как же развивали маленького Обломова? Существуют две крайности воспитания, которые нашли свое отражение на страницах романа И. А. Гончарова. Это детство Обломова и Штольца:

  1. Гипоопека — это такой вариант воспитания, при котором родители мало заботятся о ребенке, не стремятся помогать ему и проводить с ним время. Чувства и переживания маленького человека оказываются неинтересны, в итоге ребенок не ощущает поддержки, тепла, внимания. Именного такого стиля придерживался отец Штольца.
  2. Гиперопека. В этом случае ребенка окружают чрезмерной заботой, решают за него все вопросы, ограждают от мира, лишают самостоятельности и провоцируют пассивность, беспомощность и уязвимость. Так воспитывали Илью Ильича.

Обломов — единственный ребенок в семье, отрада матери. Жена Ильи Ивановича так любила своего сына, что хотела передать ему максимум тепла и заботы. В итоге мальчик вообще ничего не умел делать самостоятельно, потому что к нему было приставлено много слуг, которые были обязаны выполнять любое его желание.

Зачем совершать лишние движения, если все быстро принесут, стоит только пальцем указать. Он даже одеваться сам не умел. Это элементарное действие Обломов так и не научился делать: ничего не мог самостоятельно надеть без помощи Захара. Человек оказался беспомощным даже в простых бытовых вопросах. Взрослый здоровый мужчина, который не способен следить за собой — это результат гиперопеки, которая лишила его самостоятельности.

Настолько родители стремились оградить своего сына от потенциальных тревог и окружить обломовской атмосферой покоя и умиротворенности, что даже запрещали общаться со сверстниками, участвовать в подвижных играх. Это привело к тому, что Илья Ильич разлюбил какую-либо активность, он как будто застрял в статичном положении. Результат такого образа жизни — тучность, полнота Обломова, а также изнеженный вид.

Стоит рассказать о том, что изначально маленький Илья не был апатичным и ленивым. Он, как и все дети, проявлял интерес к миру, любознательность, активность и восторженность. Даже запреты не пугали его, он тайком сбегал поиграть с другими детьми, посмотреть на природу и на насекомых. Ребенка восхищало в мире абсолютно все! Но влияние родителей одержало верх над природными задатками и поглотило детские качества. Илья стал похож на своих отца и мать, обломовщина овладела его душой и образом жизни.

Родителей можно понять: они хотели сделать каждый день сына беззаботным, спокойным, лишенным тревог и переживаний. Это сильно повлияло на то, каким стал Обломов. Не привыкший к труду с детства, герой вырос несамостоятельным, нерешительным и вообще неприспособленным к жизни человеком.

Если друг Обломова Штольц стремился взять максимум знаний и активно получал образование, то Илья Ильич не видел интереса в обучении. Такое отношение к науке — тоже вина родителей. Отец и мать не скрывали, что считали процесс обучения бессмысленным, неинтересным, ненужным и мучительно скучным. Они отдали сына в пансионат только потому, что общество требовало иметь хоть какое-то образование.

Однако Обломов часто отсутствовал в учебном заведении, его жалели и оставляли дома. Родители не требовали прилежно учиться.

Вместо того чтобы осваивать грамоту, счет, расширять кругозор изучением разных дисциплин, Илья не занимался вообще ничем. Так он и провел свою юность.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

Обломов рос любознательным.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Жизнь в квартире

Отношение Обломова к окружающему не назовешь здоровым: мир и покой были только в родном имении, все остальное пространство было пугающим, непонятным и враждебным.

Поэтому герой, вынужденный уехать из родного дома, укрылся от всех в своей съемной квартире. Это был некий островок спокойствия. Из этого мирка его было сложно вытащить, потому что Обломов опасался всякого действия, незнакомого пространства, других людей.

Его любимое занятие — лежание на диване и погружение то в сон, где вспоминалась Обломовка, то в бесплодные мечты, то в невыполнимые планы на день. Хоть сердцу Ильи Ильича была очень дорога родная деревня, он все равно после смерти отца так и не смог вести дела. Поселившись в квартире и спрятавшись в ней ото всех, Обломов не хотел нарушать привычный уклад жизни, посещать имение, разбираться в хозяйственных вопросах.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Любовные отношения

Детство Обломова повлияло даже на дела сердечные. Почему он женился не на Ольге Ильинской, а выбрал вдову Пшеницыну? Чтобы понять это, нужно сравнить отношения Обломова с каждой женщиной:

  1. С Ольгой нужно было меняться, развиваться, двигаться, соответствовать ее ожиданиям.
  2. Пшеницына воссоздала для героя ощущение Обломовки, окружив Илью Ильича заботой и опекой.

Таким образом, автор, рисуя лирическую картину произведения, показал, что особенности детства, воспитание родителей сформировали определенную личность. Это был оторванный и неприспособленный к какой-либо деятельности, апатичный, инфантильный человек. Он не смог добиться успеха в должности чиновника, так как ошибка, совершенная по рассеянности, напугала его, он предпочел просто уйти от мира, спрятаться.

Также выбрал в спутницы жизни не любимую, а удобную женщину, только бы не нарушать привычного уклада.

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Ссылка на основную публикацию