Черты классицизма в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

«Горе от ума» А.С.Грибоедова: классицизм, романтизм, реализм?

Ведущим литературным направлением в начале XIX века был классицизм. Однако не все так просто с комедией Грибоедова. Уникальность «Горя от ума», в частности, и в том, что в этой комедии проявляются черты нескольких литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Признаки классицизма в комедии Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.

Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.

Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.

Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.

Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.

Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.

Однако Грибоедов значительно усложняет систему образов.

Во-первых, Чацкий – не только отвергнутый герой-любовник, он выполняет в комедии и функцию резонера, т.е. именно он высказывает идеи, близкие автору.

Во-вторых, Молчалин не соответствует по своим качествам амплуа героя-любовника, но это и не герой второго плана, потому что Молчалин любим героиней.

Второстепенные персонажи также значительно расширяют классические амплуа. Лиза – не просто субретка, но и персонаж, который дает меткие характеристики героям

(«Кто так чувствителен, и меток, и остер, как Александр Андреич Чацкий»).

Таким образом, амплуа героев значительно шире классицистического канона.

В комедии сохранен и принцип говорящих фамилий:

Фамусов (от лат. «молва») боится сплетен, молвы,

князь Тугоуховский действительно плохо слышит,

Репетилов (от фр. «повторять») повторяет за другими.

Отношение автора сказывается и в фамилиях Скалозуба, Хрюминой, Хлестовой, Загорецкого и других. В первом варианте рукописи фамилия главного героя значилась как Чадский. Многие исследователи усматривают близость фамилии Чацкий с Чаадаевым, видным философом этого времени. Тем более, что Чаадаев, как и герой Грибоедова, был объявлен сумасшедшим.

Итак, в том, что в комедии говорящие фамилии не полностью отражают характер героев, проявляется еще одно отступление от канонов классицизма.

Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.

Черты романтизма в пьесе «Горе от ума»

В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).

Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.

Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:

«Чацкий сломлен количеством силы старой».

Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок

(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).

С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя

(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).

Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»

(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).

Финал комедии трагичен, а не смешон.

Реализм в комедии Грибоедова

И.А. Гончаров в статье, посвященной комедии «Горе от ума», писал:

«В двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний дух», исторический момент и нравы. Эта характеристика, в частности, может быть расценена как характеристика реалистичности пьесы Грибоедова.

В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.

Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.

Наша презентация темы

А.С.Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Черты классицизма в комедии Горе от ума Грибоедова

Литературный стиль в форме классицизма представляет собой изображение идеально-прекрасных событий, способствующих совершенствованию человеческой духовной жизни, и придерживается определенных правил в виде триединства (места, действия, времени), гармонии и соразмерности глав, логической стройности, ясности и четкости языкового описания, постоянства характеристик персонажей.

При создании пьесы писатель лишь частично использует традиционные каноны классицизма, изменяя по собственному авторскому замыслу его основные принципы.

Во-первых, при построении композиционной структуры правило трех единств соблюдается только в отношении места и времени, то есть события разворачиваются в одном и том же месте и в одно и в тоже время. Тогда как единство действия преображается автором использованием в комедии двух сюжетных конфликтов в виде любовной линии и социально-общественной. Кроме того, в финале пьесы в отличие от установленных правил классицизма порок оказывается непобежденным добродетелью.

Во-вторых, писатель частично изменяет классицистическое правило разделения персонажей произведения на отрицательных и положительных, наделяя героев пьесы как негативными, так и хорошими качествами. Примером этому служит образ Фамусова, который представляет не только чванливым и лживым чиновником, но и любящим родителем, заботливым отцом.

В-третьих, по установленному закону классицизма содержание произведения определяется в соответствии с его жанром, то есть в случае создания пьесы в виде комедии произведение должно иметь юмористический, либо сатирический, либо фарсовый характер. Однако грибоедовская комедия изменяет данному принципу, поскольку автор вводит в содержание пьесы помимо комических мотивов, драматические сюжетные элементы.

В-четвертых, писатель отходит от традиционной композиционной структуры сочинений классицизма, создав пьесу не из трех или пяти частей, а написав комедию, состоящую из четырех действий. Тем самым автор совершает новаторство в современной художественной литературе, поскольку, взяв за формальную основу классицистические принципы написания произведений, привносит в собственную пьесу многочисленные обновления, которые не только не портят произведение, но и наполнят его повествование социально-психологическими оттенками в сочетании с иронией и юмором.

Вариант 2

“Горе от ума” – одно из самых выдающихся произведений русского классицизма.

Но несмотря на то, что “Горе от ума” в школьной практике причисляют к произведениям классицизма, оно имеет черты и других направлений. Причём существуют различные точки зрения на этот вопрос. Так, Т. Кравченко в статье “Нечто большее, чем картина нравов” утверждает, что соблюдение норм классицизма в комедии только формально. Многие исследователи заявляют, что это не классицизм, а лишь пародия на него. В. Н. Орлов в послесловии к книге “Горе от ума” говорит о том, что Грибоедов – настоящий художник-реалист. А некоторые критики выделяют не только классицистические и реалистические черты, но и черты романтизма.

Поэтому нельзя однозначно сказать, что произведение Грибоедова относится к такому направлению литературы как классицизм. Однако рассмотрим все его признаки, проявившиеся в комедии.

Главным для классицизма является принцип трех единств. Грибоедов соблюдает единство времени: действие начинается рано утром, заканчивается на рассвете следующего дня, то есть проходят ровно сутки. Соблюдено и единство места: все события происходят в доме Фамусова. На первый взгляд единство действия тоже соответствует нормам классицизма, так как главный конфликт – социально-политический. Однако Чацкий приезжает в дом Фамусова не для того, чтобы вступить с обществом в полемику, а для того, чтобы просить руки у Софьи. Тут уже прибавляется любовный конфликт, который существует самостоятельно, а не подчинен другому конфликту.

Другим признаком классицизма являются говорящие фамилии.

Фамилия представителя века минувшего, в доме которого происходит действие, производится от греческого “fama”, которое обозначает “молва”. И правда, всему фамусовскому обществу характерны слухи и различные толки. А общественное мнение чуть ли не главное для представителей этого общества.

Но если для анализа фамилии Фамусова необходимо знать происхождение, то фамилия Молчалина без излишеств говорит сама за себя. Это человек, привыкший молчать и “не сметь свое суждение иметь”.

Более сложной является фамилия Чацкого. Без истории создания произведения непонятным является ее значение. Первоначально фамилия звучала как “Чадский”, которая образована от слова “чад”. Он разочарован в обществе, в котором он когда-то рос и как бы находится в чаду непонимания и своих переживаний.

Указывающей на значение образа является фамилия Репетилова, перевод которой означает “повторять”. У него нет своего мнения, он может лишь копировать чужие поступки и выдавать чужие размышления за свои.

Деление героев на только положительных и на только отрицательных – ещё одно правило классицизма. В произведении оно реализуется частично. На первый взгляд можно сказать, что к отрицательным героям относится все фамусовское общество, а положительный герой – Чацкий. Но в том же Фамусове необходимо отметить и положительные черты: он хороший отец, очень любит дочь Софью, а также очень хозяйственный.

Чацкий – герой-резонер, противопоставленный всему обществу. Данная черта является одним из признаков литературы классицизма. Именно в его речах видна позиция автора, что также характерно для классицизма.

Таким образом, “Горе от ума”, соединяя в себе черты разных направлений, все же базируется на принципах классицизма: единство места и времени, говорящие фамилии, формальное разделение героев на положительных и отрицательных, главный герой – резонер и носитель авторского мнения.

Про черты классицизма произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» создавалась А.С. Грибоедовым в период, когда в литературе основным направлением был классицизм, хотя уже появились и другие направления. Это оказало влияние на пьесу Грибоедова: в ней наряду с классическими чертами присутствуют черты реализма. Рассмотрим, как в комедии проявляются черты классицизма.

Для классицизма главным принципом драматургии является соблюдение единства времени, места и действия. Действие происходит в течение одного дня (главный герой Чацкий появляется утром, а покидает дом ночью, на рассвете следующего дня) в доме Фамусова. А принцип единства действия автор нарушает. В классических комедиях оно строилось на одном конфликте, а у Грибоедова их два – любовный и общественный. И оба они связаны с Чацким. Любовный конфликт завязывается в самом начале комедии. Чацкий оказался в доме Фамусова ради Софьи. Он и не думает вступать в борьбу с представителями фамусовского круга. Когда Чацкий узнает, что Софья не отвечает ему взаимностью, он пытается выяснить, кто ее избранник. А поскольку Чацкий имеет свои убеждения, взгляды на многие жизненные вопросы, ему так или иначе приходится выступить против устоев «века минувшего». В момент осуждения Чацким фамусовского общества любовный конфликт переходит в общественный. Ради этого конфликта и была написана комедия. Обе линии взаимодействуют друг с другом. Кульминация всех конфликтов – обвинение Чацкого в сумасшествии. Развязка общественного вынесена за рамки пьесы.

У героев Грибоедова «говорящие» фамилии. Одно из значений фамилии Фамусова – знаменитый, известный (он действительно известный человек в кругу московского барства); фамилия Чацкого напоминает фамилию Чаадаева; Молчалин – человек, привыкший молчать и не иметь собственного мнения; Репетилов повторяет чужие высказывания и выдает за свои – репетирует свою жизнь; князья Тугоуховские глухи к чужому горю.

Еще одна черта классицизма: любовный треугольник. Имеются «обманутый» отец, сообразительная служанка, помогающая влюбленным. Традиционная схема распределения ролей. Но в пьесе есть и отступления. Служанка Лиза частично выступает вторым резонером: раздает меткие характеристики героям, комментирует происходящие события. Чацкий – одновременно и герой-любовник, и резонер, так как он во многом – выразитель мысли самого автора.

Таким образом, несмотря на то, что в комедии «Горе от ума» есть присущие классицизму черты, Грибоедов ввел в нее черты нового направления – реализма – с целью изобразить современную ему действительность. Ему удалось создать уникальное произведение, в котором сочетаются традиционные и новаторские приемы.

Также читают:

Картинка к сочинению Черты классицизма в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала

Многие люди считают, что к родителям можно относиться так, как они считают нужным, ссылаясь на то, что есть родители, которые не заслуживают хорошего отношения, однако, данное утверждение в корне не правильно.

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил

Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.

Сочинение: Черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(567 слов) Как только известная комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» вышла в свет, она сразу же завоевала небывалую славу. Писатель мастерски объединил привычные всем черты классицизма и абсолютно новые веяния. Поэтому данную комедию считают новаторской. Многие называют «Горе от ума» первой реалистической пьесой. Писатель вышел за рамки классицизма, чтобы сделать свое произведение более глубоким и осмысленным по содержанию. Итак, сочетая в комедии элементы классицизма и реализма, Александр Грибоедов смог сделать ее более насыщенной и злободневной. Чтобы оценить новаторство автора, сформулируем и перечислим черты классицизма и реализма в пьесе «Горе от ума».

Конечно же, несмотря на новые черты, характерные для комедии, принципы и законы классицизма играют в ней важную роль. Так, одним из важных признаков классицизма являются говорящие фамилии. И автор не отступил от этого принципа. Например, совсем непростой для понимания является фамилия главного героя — Александра Чацкого. Известно, что своему герою писатель изначально дал фамилию Чадский. Можно догадаться, что эта фамилия происходит от слова «чад». Прожив определённое время за границей и получив блестящее образование, главный герой возвращается в дом, где он воспитывался. Однако он осознает, что его здесь не ждали и ему совсем не рады. Герой удивлён тем безразличием, с которым его встречает Софья, его возлюбленная. Так, фамилия «Чацкий» подчёркивает то, что главный герой вынужден пребывать в «чаду» собственным мыслей и переживаний.

Кроме того в произведении «Горе от ума» можно наблюдать и такие важные законы классицизма, как присутствие преимущественно монологической речи героев, стихотворной формы в драме, а также серьёзного гражданского содержания.

Отступая от традиционных правил классицизма, писатель нарушает правило трёх единств. Он отказывается от единства действия. В произведении Александра Грибоедова можно заметить наличие двух равноправных конфликтов, что противоречит пьесе в классицистическом стиле. Более того, правильные и нравственные ценности в финальном действии произведения не побеждают, что недопустимо в рамках классицистической комедии. Развязка не носит назидательный характер. Главный герой, который стремится к прогрессу и справедливости в обществе, вынужден покинуть столицу, ведь здесь его никто не понимает. А ведь, если вспомнить основные правила классицизма, то главный персонаж должен не бежать, а победить противника, что не происходит в данном произведении. Как можно заметить, в данной комедии страдает жертва клеветы, а не окружение Фамусова.

Также в известном произведении «Горе от ума» можно заметить и другие черты реализма. Так, например, в качестве предмета изображения писатель выбрал современную русскую жизнь, а не легенду или историю. В образе своих героев Александр Сергеевич воплотил простых людей среднего достатка, а не выдающихся исторических личностей. Кроме того, автор показал сложные и многогранные характеры. Так, например, очень реалистично автор изобразил характер Фамусова — заботливого и любящего отца, гостеприимного хозяина, но в то же время праздного лицемера и самодура. Обратим внимание и на речь героев. Как известно, в классицизме речь персонажей богата торжественными фразами, которых в жизни не встретишь. А вот для реалистичных героев речь является одной из самых важных характеристик. Так, например, автор показывает пустую и многословную болтовню Репетилова и наполненную военными терминами речь Скалозуба. Очень запоминающейся и выразительной является речь Фамусова, ведь он с каждым говорит по-своему. Речь каждого персонажа в комедии «Горе от ума» индивидуальна, что присуще реализму.

Также классицизму не присуще объединение в одном произведении низкого и высокого жанров. А в комедии Грибоедова читатель видит, что происходит соединение сатирического изображения фамусовского окружения и высокой трагедии, которая выражена в страданиях главного героя из-за несправедливости окружающего мира.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что комедия Александра Грибоедова, действительно, сочетает в себе признаки двух направлений — классицизма и реализма. Именно это сочетание и позволило писателю наиболее точно и глубоко раскрыть насущные проблемы.

Сайт здоровой семьи

  1. Классицизм
  2. Романтизм
  3. Реализм

В комедии Грибоедова сочетаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма.

Каково соотношение их в произведении.

Классицизм

Формально «Горе от ума» соответствует требованиям классицизма, который выдвинул правило «трех единств» — единства места, времени и действия. Поговорим о единстве места и времени в комедии Грибоедова.

Все действие происходит в одном месте — в Москве, в доме Фамусова. Однако сценическое пространство пьесы расширяется и за счет героев, посещающих дом Фамусова, и за счет внесценических персонажей. Так, упоминание о дядюшке Софьи вводит в пьесу тему Английского клуба, Репетилов имеет дом на Фонтанке, рассказ о Максиме Петровиче порождает ассоциации с екатерининским двором.

Кроме того, персонажи часто упоминают в комедии различные места России. Так, Молчалин «коптел бы в Твери», если бы ему не удалось пристроиться в доме Фамусова.

Чацкий в своем монологе вспоминает «французика из Бордо». Удушьев Ипполит Маркелыч, по рассказам Репетилова, «в Камчатку сослан был». Наконец, уличив Софью в финале, отец собирается отправить ее «к тетке, в глушь, в Саратов».

Художественное пространство пьесы расширяется и за счет философских, афористичных высказываний персонажей.

«Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью замечает Чацкий. «Куда как чуден создан свет!» — восклицает Фамусов. Таким образом, как отмечали исследователи, художественное пространство в пьесе не ограничивается домом Фамусова, Москвой или даже Россией. Оно обретает символические масштабы всего мира.

У Грибоедова сохраняется принцип единства времени. Все действие пьесы происходит в течение суток. За это время Чацкий трижды посещает дом Фамусова. Причем время в комедии максимально концентрированно. В течение одного дня фактически решается судьба героя: он переживает целый спектр чувств и эмоций — надежду и любовь, радость от возвращения домой, тревогу, боль и отчаяние. «Все действие пьесы происходит в течение одних суток, начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утро следующего.

Лишь один день понадобился возвратившемуся в родной дом, к любимой девушке Чацкому для того, чтобы отрезвиться «сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна»», — писал С.А. Фомичев.

Действие происходит в течение одного дня, однако день этот становится «отражением всей эпохи».

Таким образом, выводы относительно сценического пространства комедии справедливы и в отношении сценического времени. Оно также символично, вмещает в себя и «век нынешний», и «век минувший». Те или иные персонажи вводят в комедию мотивы иных времен и эпох. Так, мотив Максима Петровича вводит в пьесу тему екатерининской эпохи. Критикуя жизнь современной ему Москвы, Чацкий вспоминает о «временах Очаковских и покоренья Крыма». Скалозуб вспоминает о 1809 годе — времени начала его армейской службы.

Грибоедов нарушает лишь принцип единства действия: в комедии четыре действия вместо пяти, мы видим две сюжетные линии — любовную и общественную, соответственно, имеем два конфликта, один из которых не имеет своей развязки.

Однако развязка любовной истории также не укладывается в рамки традиций классицизма: «наказание порока» в комедии относительно. Софья прогоняет Молчалина из дома, он лишается выгодного места.

Относительным является и «торжество добродетели»: Чацкий тяжело переживает измену Софьи, ее ложь, сплетню, распущенную о нем, свой конфликт с обществом. Однако моральная победа остается за этим героем, потому что за ним — «век нынешний», «каждое дело, требующее обновления», «борьба свежего с отжившим, больного со здоровым».

В основе традиционной комедии классицизма лежит любовная интрига. Формально это выполняется в комедии Грибоедова. Однако, как мы уже отмечали ранее, две сюжетные линии существуют у драматурга на равных. Любовная линия способствует развитию общественного, идеологического конфликта, придавая пьесе необходимый психологизм, жизненную достоверность, реалистичность.

Кроме того, исследователи отмечали, что персонажи «Горя от ума» лишь формально и частично соответствуют традиционным амплуа героев комедии классицизма. «Классический канон предписывал строго определенный набор амплуа: «благородного отца», «героини», «первого любовника», «второго любовника», «комической старухи», слуг — помощников своих господ в любовной интриге и т. п.

Это и определяло комедийный ансамбль, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов в «Горе от ума» резко нарушает канон. В системе «действующих» в пьесе Грибоедова лиц мы можем отмстить прием художественной градации.

Вес персонажи пьесы делятся на группы: 1) главные персонажи, 2) гости Фамусова, 3) упоминаемые по ходу действия, вне сценические персонажи, — замечает С.А. Фомичев. Кроме того, главные герои лишь формально отвечают требованиям классицизма.

Так, Софья — главная героиня, но на руку ее существуем несколько претендентов — Чацкий, Молчалин и Скалозуб. В классицистской комедии мы имеем двоих женихов, первый является положительным героем и одерживает победу.

Второй же претендент — это отрицательный персонаж, он терпит поражение. У Грибоедова эти роли словно перепутаны: «первым любовником», избранником Софьи, является Молчалин, отрицательный герой, совершенно ничтожная личность, — «второй любовник». Чацкий, выразитель авторских взглядов, лицо симпатичное автору и читателям, напротив, терпит фиаско в любви. Кроме того, Чацкий в комедии является еще и выразителем авторских взглядов.

Лиза выступает в традиционной роли ловкой служанки, помощницы главной героини, является при этом еще и героиней-резонером, дающей меткие характеристики всем потенциальным женихам Софьи.

Фамусов — «благородный обманутый отец», однако традиционная роль его снижается авторской иронией, отчетливо звучащей в само характеристике героя, «Монашеским известен поведеньем», сценами флирта его с Лизой.

Кроме того, в финале он так и остается «обманутым», правда не открывается ему в рамках содержания комедии: он ошибочно считает, что у Софьи роман с Чацким.

И это новаторство Грибоедова было отзвуком реалистического искусства, новым словом в драматургии.

Романтизм

Исследователи отмечали присутствие в комедии Грибоедова романтических мотивов. Такова, прежде всего, и пьесе роль Чацкого — одинокого романтического героя, противопоставленного обществу. С образом Чацкого связаны некоторые романтические мотивы — мотив противостояния Героя и толпы, мотив несчастной любви, мотив странника.

Однако автор намеренно снижает эту роль определенными комическими ситуациями и бытовыми деталями. Так, образ Репетилова является пародией на образ главного героя. «В „комедийном пространстве” не может быть абсолютно серьезного отношения к такой роли. Чацкий как бы пришел в комедию из совершенно другого жанра…

Эта жанровостилевая противоречивость текста Чацкого соответствует на содержательном уровне внутреннему конфликту Чацкого („ум с сердцем не в ладу”, где „ум” — роль благородного героя и резонера в комедии, а „сердце” — роль несчастного влюбленного, байронического героя)», — отмечали исследователи.

Романтические мотивы связаны у Грибоедова и с образом Софьи, воспитанной на французских романах. Образы сна героини восходят к сюжету баллады Жуковского «Светлана». Кроме того, роман Софьи с Молчалиным воспроизводит тему «любви неравных», актуальную для сентиментализма.

Реализм

Прежде всего, это новый подход к созданию образа. Драматург нарушает традиционный принцип однозначности, однолинейности характера. Его герои многогранны, они выступают во множестве своих ролей.

Так, Чацкий — это герой-резонер, выразитель авторских взглядов, носитель идеалов декабризма, передовой человек своей эпохи. Одновременно это и комический персонаж, и герой, в чем-то близкий всему московскому миру (светскость Чацкого, дендизм, высокомерие). Он же — пылкий и незадачливый влюбленный. Чацкий резок, бескомпромиссен в своих оценках людей, века, событий, при этом он искренен, в чем-то даже простодушен.

Фамусов — типичный московский барин, оплот «века минувшего», влиятельный государственный чиновник. При этом в сценах с Софьей он проявляет себя как заботливый отец, а в сценах с Лизой — как стареющий волокита.

Фамусов умей, даже остроумен, склонен к философствованию. Он гостеприимен, по-своему отзывчив, взял на воспитание сына покойного друга.

Таким образом, в комедии нет четкого деления персонажей на положительных и отрицательных, как это было принято в комедиях классицизма.

Грибоедов соблюдает в комедии принцип историзма. Драматург обрисовывает определенную историческую эпоху, создает характерные для нее образы, улавливает сам дух времени, тонко передаст атмосферу общественной и духовной жизни России того времени. Он достоверно изображает быт и правы московского дворянства. При этом действительность предстает перед нами в своем активном развитии, в динамике, все события получают реалистические мотивировки.

В центре внимания драматурга — конфликт человека со средой, автор исследует противоречивость самой жизни.

Реализм Грибоедова проявился и в изображении характеров, данных в типических обстоятельствах, характеров, обусловленных социальной средой. Читателю доступен анализ внутреннего мира героя, его душевного состояния.

Грибоедов представляет нам жизненные истории персонажей как фактор, определяющий развитие характера.

Отметим также форму имен действующих лиц, лишенную романтической или комедийной окраски. При этом многие фамилии в комедии являются «говорящими», и в этом драматург следует традициям классицизма.

Так, Софья означает «мудрость», фамилия Фамусов соотносится с лат. fama («молва»), фамилия Репетилов — с франц. repeter («повторять»).

Символическое звучание обретают фамилии Молчалина, Скалозуба, Хлестовой, Тугоуховских.

Таким образом, в комедии Грибоедова органично сливаются черты трех художественных направлений — классицизма, романтизма и реализма. Это сочетание определило художественное своеобразие произведения, успех его у зрителей и читателей.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Черты классицизма и реализм в комедии “Горе от ума”, признаки литературных направлений

Фамусов, Скалозуб и Чацкий.
Художник Т. Александрова

Черты классицизма и реализма в комедии “Горе от ума”

Классицизм и реализм в пьесе “Горе от ума”:

“Выдающимся памятником русской классической комедии является и «Горе от ума» Грибоедова. Явным отпечатком классической традиции следует признать прежде всего строгое соблюдение трех единств (действие начинается рано утром в доме Фамусова и кончается там же к рассвету следующего дня; в комедия четыре акта, но третий явственно разбивается на две картины; стержень интриги — любовь Чацкого к Софье).

Образ Лизы (влюбленной в буфетчика Петрушу) по всему своему психологическому наполнению и повествовательной функции целиком предопределен одним из излюбленных амплуа классической комедии — образом лукавой и бойкой наперсницы.

Однако наряду с влиянием классицизма в комедии Грибоедова уже сильно проявляются чисто реалистические элементы. Обилие характерных представителей барской Москвы, бытовые зарисовки уклада фамусовского дома, живость языка, приближающегося почти к разговорному, сентенции, вошедшие затем в пословицы, — обеспечили «Горю от ума» видное место в истории русской реалистической драматургии.”
(статья “Драма” в “Литературной энциклопедии в 11 т., т. 3, 1930 г.)

Т. Кравченко о классицизме в “Горе от ума”:

“Пьесы, написанная Грибоедовым . Формально она построена по законам классицизма: соблюдено единство места, времени и действия. Действие не выходит за пределы дома Фамусова, и его развитие укладывается в 24 часа – в сутки, у персонажей “говорящие” фамилии. Но на самом деле от классицизма в “Горе от ума” осталось немного. Мало того – там можно усмотреть даже насмешку автора над устаревшим каноном.”
(Т. Кравченко, статья “Нечто большее, чем картина нравов. “)

С. Бураковский о классицизме в комедии “Горе от ума”:

“В то время, когда впервые появилась комедия Грибоедова, в литературе нашей продолжал еще существовать так называемый французский классицизм. В двадцатых годах уже началась борьба нового направления в поэзии так называемого романтизма с ложно-классицизмом, и в это время появилась комедия “Горе от ума”.

Авто . окончательно сбросив оковы чуждого классицизма, придал своему труду характер оригинального произведения.

Комедия “Горе от ума” нанесла решительный удар всем старым произведениям этого рода, которые, можно сказать, списывались с французских образцов. Оригинальность ее заключалась в составе и завязке действия, а также в самой форме.

Вместо царившего тогда шестистопного ямба Грибоедов ввел новые вольные стихи; книжный язык заменил живым, разговорным; уничтожил общепринятую завязку драм, резонеров, наперсников или наперсниц – одним словом, весь механизм старинных комедий.”
(С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)


В. Н. Орлов о реализме в “Горе от ума”:

“Грибоедов . создал произведение, ознаменовавшее в русской литературе возникновение нового, реалистического художественного стиля. Он смело и коренным образом обновил жанр русской комедии.

Он создал в “Горе от ума” обширную галерею реалистических художественных типов. Грибоедов в своей комедии был далек от бескрылого, грубо натуралистического копирования действительности. . он . утверждал по поводу “Горя от ума”:

“Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика”.

Но в наше время с наибольшей остротой воспринимается величайшая самобытность «Горя от ума», его кровные связи с подлинной русской жизнью, его народность и реализм.

В основном методе творчества Грибоедов — не классик, не романтик, а реалист, великий единомышленник и соратник основоположника новой русской литературы — Пушкина.

Художественная форма «Горя от ума» обнаруживает резкий отход Грибоедова и от традиций классицизма, и от «легкой комедии», и от распространенной тогда романтической манеры.

Реалистической формы требовала для своего изображения сама русская жизнь, необычайно осложнявшаяся, наполнявшаяся богатым содержанием, быстро дифференцировавшаяся социально, с обострением политической борьбы. Литература стремилась глубже отразить современность и историю.

На запросы жизни Грибоедов и Пушкин одновременно ответили гениальными созданиями художественного реализма — комедией «Горе от ума» и романом «Евгений Онегин».

Реалистический метод Грибоедова связан с его мировоззрением, сложившимся под влиянием самой жизни. Однако реализм Грибоедова своеобразен и не может отождествляться с реализмом Островского или Чехова.

Реализм «Горя от ума» — это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный.

«Горе от ума» — также и реалистическая бытовая пьеса. Жизнь большого барского дома в Москве . изображена с удивительной полнотой и правдивостью. . в картине московского бала, драматург постепенно воспроизводит перед нами всю жизнь московского барства.

Произведение Грибоедова драгоценно и как психологическая драма. Психологический реализм в «Горе от ума» проявляется постоянно и многообразно: в характеристике Фамусова, в диалоге Чацкого с Натальей Дмитриевной Горич, в говорливости Репетилова и т. д. Но наиболее глубоко и сосредоточенно применяется он в раскрытии интимной драмы Чацкого и Софьи.

Черты классицизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий, афористический язык комедии.

Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.

Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.

Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин – Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари. ” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).

Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него – родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы:

. Во-первых, не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное — поди-тка, послужи.

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек – змея” – это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “. он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей – также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Горич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).

Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

ЯЗЫК

Автор вложил в комедию всю силу своего поэтического таланта, создав пьесу, наполненную глубоким содержанием, но необыкновенно легкую для прочтения, запоминания и восприятия зрителем. Этим своим свойством комедия обязана остроумному и живому грибоедовскому языку. В пьесе нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 г. Грибоедов изображает московское дворянство этого периода. И язык, и стиль пьесы отражают именно эту эпоху и это общество.

Особенности языка комедии связаны, во-первых, с новаторством метода и жанра комедии. Вспомним, что комедия в эпоху классицизма считалась низким жанром, в котором допускался сниженный до грубости разговорный язык. Грибоедов частично сохраняет, а частично нарушает эту традицию: пьеса действительно написала иным разговорным языком, но тем не менее грамотным и литературным, гармонично укладывающимся в стихотворную форму; язык не снижается до грубости и максимально приближается к литературной разговорной речи.

Язык пьесы по возможности освобожден от заимствованных иностранных слов, а также от архаизмов, церковнославянизмов, свойственных книжной речи прошедшего столетия, что заметно «облегчает» его, делает доступным и легким для восприятия.

Грибоедов перенял у Крылова опыт использования разговорной речи в поэзии. Комедия написана шестистопным ямбом, который часто перемежается строками меньшей длины, за счет чего стих теряет тяжеловесностъ и однообразность. Грибоедов сумел в стихотворной форме передать реальный живой русский язык, которым говорило образованное общество в эпоху написания комедии. Для передачи языка московского дворянства автор также использует словечки и термины того времени, своеобразный дворянский жаргон: «Берем учителей, и в дом, и по билетам», «вельможа в случае», «тупеем не кивнут», «аглицкий», «фармазон» (искаженное «франк-массон»), «карбонарии».

В пьесе каждый персонаж говорит своим языком, у каждого своя речевая характеристика. Основной конфликт пьесы – конфликт между передовой личностью – Чацким – и обществом, типичным представителем которого является Фамусов, Конфликт находит отражение и в речи героев.

Речь Чацкого несколько книжная («говорит как пишет»), что свидетельствует о его большой начитанности и образованности, но непрочном положении его идей в этом приземленном обществе. В синтаксическом плане речь Чацкого сложнее речи других персонажей. Ей присущи черты публицистического стиля, особенно в его обличительных монологах, написанных как гневные сатиры. Он использует много восклицаний и риторических вопросов, это объясняется еще и тем, что герой молод и влюблен, речь его пылкая и страстная:

А судьи кто.

Где? укажите нам, Отечества отцы,

которых мы должны принять за образцы.

На них он выменял борзые три собаки.

Тот Нестор негодяев знатных.

. В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Речи Чацкого больше всех свойственна афористичность и остроумие:

А, впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

. И дым Отечества нам сладок и приятен!

В отличие от Чацкого, Фамусов говорит простым языком, но степенно, с чувсвом собственного превосходства и права поучать других. В его речи чувствуется хозяин, хозяин дома, где происходит действие, и главное, хозяин в московском дворянском обществе, этакий стареющий лен, царь.

Речь Скалозуба насыщена военной терминологией:

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички.

. Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам,

Он в три шеренги вас построит. —

а также несколько неграмотна («мне совестно как честный офицер»), что свидетельствует об ограниченности его интеллекта и кругозора. Даже от его шуток несет военщиной: «Дистанция огромного размера», «Мы с нею вместе не служили».

Молчалин (что соответствует его фамилии и характеру) говорит очень мало и всегда заискивающе, прибавляя в конце слов «-с»: «Я-с… С бумагами-с. », — использует деловой, канцелярский стиль речи:

Я только нес их для докладу,

Что вход нельзя пустить без справок, без иных,

Противоречье есть, и многое не дельно.

Репетилов смешивает разговорный стиль с деловым, канцелярским, что создает комический эффект; неуместно употребляет слова, значение которых плохо понимает: «зови меня вандалом», «радикальные потребны тут лекарства».

В речи женских персонажей много галлицизмов, иностранных слов, которых вообще в комедия очень мало. Речь княжон и графини-внучки на балу представляет собой настоящую «смесь французского с нижегородским:

Какой фасон прекрасный!

Какие складочки!

Обшиты бахромой,

Нет, если бы видели мой тюрлюлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

Ах! да, барежевый!

Исключение составляет только Хлестова , типичная московская барыня, ее речь состоит только из русских слов. Софья говорит правильным литературным языком, в ее речи чувствуется влияние сентиментальных романов:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет.

В речи Лизы заметно влияние стиля речи барышни, что характерно для субретки классицистической комедии:

У девушек сон утренний так тонок.

В ее речи заметна также лексика, характерная для прислуги (обращение во множественном числе, «-с»):

Пустите, ветреники сами,

Опомнитесь, вы старики…

…Да полноте-с.

Речь Лизы также афористична, так как она — второй резонер и дает меткие характеристики персонажам.

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами,

А при звездах не все богаты, между нами…

…И золотой мешок, и метит в генералы…

…Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Хотя афоризмы больше всего свойственны речи Чацкого и Лизы, они встречаются в речи почти всех персонажей и относятся скорее к авторскому стилю, чем к стилю персонажа, здесь сам Грибоедов говорит устами героев: «Блажен, кто верует тепло ему на свете!» (Чацкий), «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» (Фамусов), «Счастливые часов не наблюдают» (Софья), «Ах! Злые языки страшнее пистолета» (Молчалин), «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь» (Лиза).

25. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород». Реальность и фантастика в повести «Вий». «Существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные…» (В.Г. Белинский) в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

«Вий»

Фантастическая фабула повести основана на народных сказках и современных представлениях. При этом, по мере развития сюжета фольклорная фантастика меняет свой характер. Сначала эта фантастика носит комическую форму, но затем этот отпечаток исчезает, и фантастика приобретает трагический, ужасных характер. С большим искусством Гоголь изображает нарастание страха в душе главного героя. Он все более и более сгущает краски о ночных ужасах, пока наконец дело не доходит до трагической развязки появления Вия. Вий – фантастические существо, убивающее человека своим взглядом. Афанасьев считал, что в этом существе отразились представления о боге-громовике.

Бытовой элемент повести заключает в изображения старинной бурсы (духовное училище с общежитием), ее быта. На эти бытовые черты Гоголя опять оказал внимание Нарежный, который в романе Бурсак дал доволь подробную картину жизни бурсы в старинные годы. Однако и здесь в характеристика отдельных типов Гоголь проявил полную самостоятельность и мастерство изображения. Персонажи – Халява, философ Хама, Тиберий Горобец и т. д.

В «Вие» фантастика причудливо сплетается в повести с реально-бытовыми деталями и описаниями.

Один из наиболее авторитетных критиков эпохи С.П. Шевырев высказал в рецензии на “Миргород” свое мнение о том, каким образом современная литература должна взаимодействовать с фольклорной фантастикой: “(. ) мне кажется, что народные предания, для того, чтобы они производили на нас то действие, которое надо, следует пересказывать или стихами или в прозе, но тем же языком, каким вы слышали их от народа. Иначе, в нашей дельной, суровой и точной прозе они потеряют всю прелесть своей занимательности.

Но эта занимательная и яркая картина своею существенностью как -то не гармонирует с фантастическим содержанием продолжения. Ужасные видения семинариста в церкви были камнем преткновения для автора. Эти видения не производят ужаса, потому что они слишком подробно описаны. Ужасное не может быть подробно: призрак тогда страшен, когда в нем есть какая-то неопределенность: если же вы в призраке умеете разглядеть слизистую пирамиду, с какими-то челюстями вместо ног, и с языком вверху . тут уж не будет ничего страшного -и ужасное переходит просто в уродливое. (. ) Испугайтесь сами, и заговорите в испуге, заикайтесь от него, хлопайте зубами (. ) Я вам поверю, и мне самому будет страшно (. ) А пока ваш период в рассказах ужасного будет строен и плавен (. ) я не верю в ваш страх -и просто: не боюсь (. )!” (“Московский наблюдатель”, 1835).

И он оказывается прав. Николай Васильевич Гоголь точно описывает всех призраков, что были в церкви. Но из страшных они превращаются в просто уродливых. Все столь подробно прописанные чудовища вселяют меньший ужас, чем одна ожившая панночка или жуткий карлик Вий. Потому что, то, что показано детально перестаёт пугать, оно становиться немного понятнее. Гораздо страшнее, когда происходящему не дается объяснение, когда призраки парят в дымке загадочности. Их не видно, их не разглядеть -они выглядят непонятными пятнами. Неизвестность пугает. Человек боится того, чего не понимает. А Гоголь, наоборот, описывает облик нечисти, чтобы люди не боялись её, чтобы они были противны и омерзительны.

С мнением С.П. Шевырева о том, что “ужасное не может быть подробно” солидаризировался В. Г. Белинский. В “Вие” ему нравились “картины малороссийских нравов” и описание бурсы. Анализ “Вия” Белинский заключал словами: “Нет, несмотря на неудачу в фантастическом, эта повесть есть дивное создание. Но и фантастическое в ней слабо только в описании привидений, а чтения Хомы в церкви, восстание красавицы, явление Вия бесподобны”.

В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание в начале этой повести Киевской бурсы / Духовное училище, семинария. Воспитанники этого училища, бурсаки. Грамматики и риторы -ученики младших классов в духовных семинариях; философы и богословы -ученики старших классов.

В Бурсе очень вольные нравы, все предоставлены сами себе, хотя за хулиганские выходки их наказывают; но об их нравственности наставники не заботятся. Бурсаки из бедных семей, и часто им даже нечего есть, поэтому они опустошают чужие огороды.

Простое реалистичное описание характеров самих героев: «…Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет.… И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне, и семинарии стоило большого труда его сыскать там…».

“Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать”. Хома очень безалаберный, и, увы, заповеди, о которых знает, нарушает постоянно, не испытывая никаких угрызений совести.

“Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никитичем”

Сюжет заимствован из повести Нарежного “Два Ивана или страсть к тяжбам”. В изображении главных героев Гоголь показал свое умение уловить и изобразить «пошлость в пошлом человеке». Ничтожность жизни этих помещиков уже не искупается никакими положительными качествами. В них нет вовсе сердечности и добродушия. Общее в них – пошлость, упрямство и мелочное самолюбие. Гоголь пытается показать и их индивидуальные различия, несмотря на сходство жизни.

В характере Ивана Ивановича больше проявляется любопытство, наклонность к щегольству, показная религиозность, Иван Никифорович – груб, ленив и неподвижен. Самой манерой изображения Гоголь подчеркивает примитивность натуры старосветских помещиков. Иван Иванович – худощав и высокого росту, а Иван Никифорович немного ниже, но распространяется с ширину.

Это производит самое удручающее впечатление. Не зря у рассказчика в конце вырывается фраза: “скучно на этом свете, Господа!”

Что же явилось поводом к ссоре? Реплика Ивана Никифоровича: “А вы, Иван Иванович настоящий гусак”.

Ссылка на основную публикацию