Анализ главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Анализ главы «Тамань» (из романа «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.07.2020 · Обновлено 23.07.2020

С этой главы начинаются для нас приключения Печорина, написанные от его лица. Здесь мы знакомимся с дневником Григория, который помогает нам углубиться в его внутренний мир. Данный анализ главы «Тамань» по плану от Многомудрого Литрекона призван помочь понять мотивацию поступков героя и авторский замысел. Кстати, вот полный анализ романа «Герой нашего времени».

О чем глава?

В Тамань Печорина приводят его дела по службе: он должен был последовать дальше, но накладки с транспортом его подвели. Город он нашел неприятным. Григорий вынужден искать место, где можно переночевать, и находит он его у людей, которые ведут себя крайне странно. Мальчик, живущий в доме – слепой, хозяйка — нелюдимая и молчаливая, а ее дочь — загадочная девушка, живущая весьма свободно и независимо. Григорий с самого начала относит их действия к категории необычного характера и решает проследить за ними. В ходе его наблюдения выясняется, что они связаны с контрабандистами. Девушка и слепец помогают татарину выгружать контрабанду на берег.

Узнав их тайну, герой чуть не лишился жизни: девушка приглашает его на тайное свидание, планируя утопить, выбросив из лодки. К счастью, её коварному плану не суждено было сбыться. Григорий превзошел ее силой и выбросил коварную девушку за борт. Она не утонула, а прибыла на берег и предупредила подельника. Печорин увидел, как татарин и его спутница навсегда уплыли из Тамани, а слепой мальчик остался в одиночестве на берегу. Они бросили его, и во всем этом был виноват Григорий. Он из одного любопытства разрушил жизнь этих людей. Вот более подробное краткое содержание главы «Тамань».

Главные герои и их характеристика

Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.

  1. Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
  2. Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
  3. Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика «Тамани» представлены в списке:

  1. Основная тема — столкновение Печорина с контрабандистами, явление романтического персонажа в нетипичных условиях и экзотических декорациях. Такая тема характерная для творчества писателей-романтиков, которые хотели раскрыть необыкновенный по глубине внутренний мир своих исключительных персонажей. То же самое сделал Лермонтов, описав необычное поведение Печорина в столкновении с особенными людьми. Он повел себя эксцентрично: рисковал жизнью, следил за незнакомцами, шантажировал их.
  2. Внутренний мир Печорина — еще одна тема для размышления автора. Герой изливает дневнику свои чувства и мысли. Видя их, мы убеждаемся в том, что Григорий проводит мысль в размышлениях, но не в чувствах. Он почему-то совершенно не испытает чувств, присущих большинству других людей. Он не дорожит своей жизнью и как будто даже тяготится ею, сетуя на скуку. Григорий любит манипулировать людьми и сталкивать их друг с другом, вмешиваясь в их судьбу. Этим он хоть как-то развлекает себя. Но других отрад в его жизни нет, и это странно.
  3. Основная проблема «Тамани» заключается в диагнозе главного героя и рассказчика. Он совершенно не чувствует вины и ответственности за содеянное, а лишь создает себе опасные приключения. Анемия чувства делает его незаурядным, сильным, волевым, но несчастным человеком, которому не дано вкусить подлинных радостей жизни и ее полноты. Людьми он пользуется, но не дорожит, поэтому ведет беседы только с дневником. Одиночество Григория — это еще одна проблема, поставленная в тексте и проходящая через все главы романа.
  4. Еще одна проблема — тяжелая жизнь глубинки России, где люди ожесточаются и сходят на кривую дорожку, пытаясь выжить. Автор показывает, что бедные жители Тамани чуждаются офицеров и при случае стараются им навредить. Эти акты неповиновения наталкивают на мысль о тяжелой доле и отчаянном положении местных обитателей. Даже юные девушки в таких условиях становятся убийцами и воровками.

Основная идея

Смысл главы «Тамань» заключается в том, чтобы показать характер Печорина и его эпохи через испытание риском. Автор помещает героя в нестандартные и опасные обстоятельства, в водоворот интриги, как будто Григорий на время переселился в приключенческий роман Джеймса Купера или Джека Лондона. Но в этих условиях он ведет себя не как типичный реалистический герой. Он раскрывает другие стороны души — болезненные и аномальные. Мы видим, что он разрушает жизни людей из интереса: а что же будет дальше? Он не борется с обстоятельствами, а нарочно накаляет ситуацию, чтобы развлечь себя, обогатить свой опыт. Именно поэтому читателю интересно дальше следить за диалектикой души Печорина: он ведет себя не так, как должен был бы вести себя.

В выводе самого героя заключена главная мысль главы «Тамань». Он равнодушен к исходу трагедии, в которой сыграл главную роль. Григорий болен своим безразличием и неумением чувствовать то, что ощущают и чем живут большинство людей. Он эгоистичен в свое стремлении развлечься за счет реальных жизненных драм и страданий. Но таков герой того поколения, и Лермонтов показывает его без жалости и оправдания, надеясь, что читатель сам поймет его и, быть может, простит.

Значение главы в контексте романа

«Тамань» демонстрирует нам терзания души Печорина. Читатель приоткрывает для себя занавес, за которым находятся скрытые черты его характера. Повесть предоставляет нам возможность самостоятельно оценить его поступки и вынести вердикт. Как обычно, писатель начинает с плохого, оставив положительные черты и жизненную драму Григория напоследок — для главы «Мери». Изначально мы видим отрицательные качества Печорина, зато потом узнаем, почему он стал таким бесчувственным и холодным. Это необходимо для последовательного раскрытия характера героя: чем дальше, тем глубже.

Только после такого путешествия Михаил Юрьевич возвращает Григория в знакомые ему воды, где он знаком с каждой рыбой и с каждым поворотом. Уже там все будут плясать под выбранный им мотив, а не наоборот, как случилось в Тамани.

Анализ главы «Тамань» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Глава «Тамань» является началом приключений Григория Печорина на Кавказе. Глава является одновременно и отдельной повестью, и составной частью романа в целом. В ней происходит знакомство с дневниками главного героя, что раскрывает его внутренний мир, переживания и терзания. Анализ главы «Тамань» в «Герое нашего времени» поможет понять мотивацию поступков Печорина.

  1. Краткое содержание
  2. Ночью на берегу
  3. Встреча с русалкой
  4. Схватка и отъезд персонажа
  5. Анализ главы
  6. Автобиографичность сюжета

Краткое содержание

Григорию Печорину по долгу воинской службы пришлось отправиться в бедный город Тамань, в котором все для него выглядело скверным. Офицера чуть было не утопили, и он едва не умер от голода. Этот город нагонял на героя тоску.

Григорий прибыл в городок поздней ночью, объяснив часовым цель своего приезда, он потребовал найти ему место для ночевки. Герой тщетно искал жилье в городке, его нигде не могли принять. Снять квартиру он смог только у морского берега. Десятник привел его туда, но предупредил, что это место нечистое.

Сначала офицеру показалось, что дом свободен. Он стал много раз стучать в дверь, и спустя время на порог вышел слепой мальчик. Печорин поинтересовался, где хозяйка квартиры, тот ответил, что ее нет, так как ушла в слободку.

Мальчик провел офицера и казака, что нес его чемодан, в дом. Оглянувшись, Печорин заметил, что в доме почти ничего не было из мебели, кроме нескольких лавок, сундука и стола. В нем пахло сыростью, а также, к удивлению офицера, не было икон.

Ночью на берегу

Григорий разложил вещи и улегся спать. Однако сон к нему никак не приходил. Внезапно герой заметил, как за окном мелькнула тень. Офицер вышел из хаты и увидел, как тот самый слепой мальчик несет под мышкой узел. Он очень уверенно для слепого прошел вниз по крутой тропинке. Печорину было любопытно, куда же идет мальчишка, и он последовал за ним. На берегу мальчик встретился с какой-то женщиной. Несмотря на сильный ветер, Григорий сумел расслышать их разговор, они обсуждали Янко. Женщина считала, что он не приедет из-за плохой погоды, но мальчонка был с ней несогласен.

Пока они беседовали, на горизонте появилась лодка и медленно причалила к берегу. Из нее вышел мужчина среднего роста в бараньей шапке, он помахал стоящим на берегу рукой, и они вместе начали разгружать лодку. По тем отрывкам диалога, которые успел услышать офицер, он понял, что приплывший — контрабандист. Вскоре Печорин потерял их из виду и пошел спать.

Встреча с русалкой

На следующее утро вернулась старуха-хозяйка. Печорин решил рассказать ей, что произошло прошлой ночью. Но она оказалась глухой и потому не ответила ни на один вопрос съемщика квартиры. Раздраженный офицер бросился к мальчишке и схватил его, чтобы узнать правду, но тот ничего не говорил о своих ночных похождениях, а только плакал.

Печорин сидел на скамье у дома, когда увидел, как на крыше стоит девушка с распущенными волосами. Она смотрела в даль моря и пела о лодке, что везла драгоценные вещи и попала в бурю. Девушка была похожа на русалку. Чудесный голос выдал ее, и офицер понял, что это она была прошлой ночью на берегу.

В течение всего дня героиня заигрывала с Григорием, старалась его обворожить. Герой все время пытался задавать ей наводящие вопросы, но русалка не дала точный ответ ни на один из них и в целом выглядела странно. Вечером Печорин остановил ее в дверях и честно рассказал Ундине обо всем, что видел и слышал на берегу моря. Затем Печорин пригрозил девушке рассказать все коменданту. Она же в ответ лишь рассмеялась и ушла. Григорий удивился такой реакции.

При наступлении темноты пришла пора пить чай. Не успел Печорин сделать первый глоток, как в дом забежала Ундина, обняла его и крепко поцеловала. Офицер уж было хотел ответить ей взаимностью, но девушка предложила встретиться ночью на берегу и удалилась.

Схватка и отъезд персонажа

Печорин решил принять предложение и прийти в назначенное место. Он предупредил о своем уходе казака и взял с собой пистолет. Герой спустился к морю и увидел, что девушка сидела в лодке и ждала его. Она предложила поплыть, и они отчалили. Внезапно русалка накинулась на Григория и едва не столкнула его в воду. Печорин не умел плавать и в страхе начал сопротивляться. Между ними началась борьба.

В результате офицеру удалось скинуть красавицу с лодки. Доплыв до берега, Григорий притаился в траве. Он думал, что убил девушку, но затем увидел ее силуэт. Ундина, добравшись до суши, стояла и выжимала волосы от воды. Вскоре появились слепой мальчик и Янко, героиня рассказала им о произошедшем. Контрабандист, услышав от русалки, что все пошло не по плану и офицер остался жив, очень заволновался. Мужчина решил, что нужно искать работу на новом месте. Слепой просился с ним, но Янко забрал с собой лишь девушку, а мальчишку прогнал. Напоследок он кратко сказал слепому, что он ему и даром не сдался, и бросил мальчишке несколько мелких монет.

Наблюдая за ситуацией, главный герой остается в недоумении, почему он здесь оказался и помешал жизни других людей. Он потревожил их спокойную жизнь и сам едва не утонул.

По возвращении домой офицер заметил, что некоторые его личные вещи пропали. Он немного разозлился, но решил все оставить как есть. На рассвете Печорин покинул Тамань, оставив о городе только негативные воспоминания.

В кратком пересказе «Тамани» повествуется об основных событиях эпизода и раскрывается личность самого Печорина, его отношение к себе.

Анализ главы

«Тамань» — это третья глава в романе, она следует сразу после рассказа Максима Максимыча.

Глава по жанру относится к повести. Она написана в форме дневника Григория Печорина. Эта была первая часть в дневнике главного героя. В своих записках Печорин не только рассказывает о произошедших с ним событиях, но и впервые за все произведение делится своими душевными переживаниями, раскрывает внутренний мир, дает самому себе характеристику.

В главе Лермонтов дает описание пейзажа. Природа играет свою роль в повести:

  • романтическое описание пейзажа усиливает ощущение тайны, которая так интересна главному герою;
  • нищий быт жителей контрастирует с величием и красотой природы вокруг;
  • в главе раскрывается тонкая натура Печорина — он любит наблюдать за природой, замечает изменения в ней, слышит ее звуки, видит необычайную красоту. Он рассказывает о ней как о прекрасном, говорит о ней языком художника;
  • в отношении природы речь Григория наполнена лиризмом, несмотря на то, что точна и проста по строению.

В столкновении с контрабандистами Печорин показывает себя человеком деятельным. Он кажется энергичным и решительным, но его активность беспредметна. У персонажа нет возможности делать нечто великое и совершать поступки, на которые у него накопилось много жизненных сил. Вместо этого он растрачивает себя по пустякам, вмешивается в чужие судьбы и тем самым разрушает чужое счастье. Персонаж в «Тамани» впервые осознает свою роль в жизни других людей.

В записках видно изменение героя. Печорин приехал в город усталым, подавленным и измученным, но приключение, произошедшее в Тамани, взбодрило героя, ведь он чудесным образом остался жив, чуть не умерев от рук контрабандистов.

Глава строится на противопоставлении. Происходит объединение не только романтизма и реальности, но и возвышенного с земным.

  1. Янко ворует для наживы, а Печорин крадет покой несчастных людей.
  2. Таинственный облик Ундины превращается в буйный характер русалки.
  3. Слепой мальчик видит лучше зрячих, при этом он способен разглядеть души тех, кто его предал.
  4. Морской пейзаж сменяется бедностью дома на берегу. Природа словно выступает против грязи в обществе, которое заставляет людей идти против закона и грабить других.

Композиционно глава отличается тем, что все повествование в ней ведется от лица Печорина. В ней переплетаются романтичное и реалистичное повествования. Романтизм присутствует в описании природы, через которую раскрываются образы контрабандистов и других действующих лиц. Что-то романтичное есть и в описании стиля жизни и незаурядного ума контрабандистов. Описание их внешнего вида писатель романтизирует, в то время как их пустые души показаны реалистично и без прикрас. Ими руководила только алчность, а отношения строились на жажде денег.

Автобиографичность сюжета

История, о которой повествуется в романе, когда-то частично происходила в настоящем. Знакомство с контрабандистами имеет реальную основу. Но в жизни все было несколько иначе. В реальности существовала некая старуха, в романе же использовался образ Царицыхи. У старой казачки даже имя указывает, что она не имеет ничего общего с бедной старухой. Когда-то казачка приняла Лермонтова за шпиона. Она испугалась, что он приехал следить за контрабандистами и докладывать о них властям. В романе также было место подобному страху.

«Тамань» Лермонтова уникальна тем, что в главе главный герой оценивает собственные поступки. Печорин думает, что все, что с ним происходит, неслучайно. Он считает, что судьба намеренно свела его с честными контрабандистами. Григорий сравнивает себя с камнем, брошенным в воду, ведь он так же потревожил их покой и тоже чуть было не утонул. Герой понимает, что из-за своей любопытству он влез в жизнь других людей и заставил их страдать. Размышления на эту тему беспокоят Григория, он переживает. В главе читатель впервые видит терзания Печорина о чем-либо.

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань, как аховый прибережный городишко России, где властвовала голодовка, и где его чуть не утопили.

Также “Тамань»— это самая загадочная и лиричная глава произведения. Конструкция этой главы проявляется не с первых строк, так как читателя завораживают таинственные явления, атмосфера, где они случаются. Также выделяются изобразительные средства, которые используются в этой главе: Лермонтов не только использует слова, но и разрисовывает пейзаж, персонажей, события. Также автор прекрасно описывает звуки: можно услышать шум моря, песни девушки-ундины, а также рыдания слепого мальчика.

Необыкновенность «Тамани» показывается в том, что в этой повести Печорин сам оценивает свои поступки. Он считает, что все происходящее с ним не случайно.

«Тамань» – самая первая повесть произведения. С этой повести начинает виднеться внутренний мир Печорина. Сюжет этой главы довольно прост. Печорин прибывает в городишко Тамань по работе и поселяется у необыкновенных людей: мальчик, который ничего не может увидеть, а также таинственная девушка. Печорин видит в их поведении какую-то тайну, и старается ее разгадать. Он стал следить за персонажами, в итоге он узнает, что они оба связаны с морскими разбойниками. Узнав этот секрет, Печорин чуть не погиб, так как девушка пыталась его отправить на дно моря. В этой повести показывается его необходимость в опасных ситуациях и авантюрах, так как он сам захотел проследить за мальчиком и девушкой, возможность интересного явления заставило его пойти на этот шаг.

Печорин участвует в этой опасной ситуации только для того, чтобы разгадать эту загадку. В результате чего в нем пробудились его силы, воля, собранность, смелость, решимость. Однако эти качества он использует не там, где они нужны. Ему важны лишь свои интересы, его не интересуют другие люди совсем. Поэтому он часто рушит судьбы других, вмешиваясь в них из-за любопытства. И когда секрет этих людей был раскрыт, он понимает бесцельность своих действий.

“Тамань” отличается своей точностью и лаконичностью языка. В этой главе духовные переживания, тяжелые психические ситуации описываются простым и понятным языком. Эта глава очень объемная по содержанию, но коротка по длине. Повесть “Тамань” очень важная часть в романе, она показывает раскрытие внутреннего мира не только Печорина, а также всех молодых дворян в начале 19 столетия.

Сочинение 2

Из-под пера Лермонтова вышел роман под названием «Герой нашего времени», который получил мировую известность. Композиция является привлекательной для читателя. Лермонтов ткет канву повествования из различных повестей, которые, несмотря на то, что расположены не в хронологическом порядке, полностью раскрывают личность и внутренний мир главного героя. Некоторые из них написаны от первого лица, другие повествуют о жизни героя со стороны, что помогает полностью объяснить его поступки и внутренние течения души человека.

Несмотря на отсутствие единого сюжета в произведении, ведь в каждой главе появляются новые герои, которые оказываются в различных ситуациях, связующим звеном в повествовании становится Печорин. Читатель узнает, что молодой человек, то путешествует по работе, то отправляется отдыхать. Он не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому всегда попадает в различные ситуации, которые полностью меняют склад его жизни.

Глава «Тамань» становится первой в той части, которая написана от лица главного героя в форме дневника. Из повествования читатель узнает, что Печорин приезжает в небольшой городок, где он вынужден находиться по работе. Его он считает достаточно скучным и грустным, поэтому он старается отыскать способ развлечься самостоятельно. Как только он выполняет поставленную задачу, ему опять становится скучно.

Он вынужден разделять жилье с загадочной девушкой и ее слепым братом. Мужчина понимает, что за ними стоит определенная загадка, которую он всеми силами старается разгадать, но попытки заканчиваются провалом. Он узнает ответ на вопрос, но при этом чуть не лишается собственной жизни. Девушка намерена утопить его в небольшой реке, но герой при счастливом стечении обстоятельств избегает гибели.

В данной главе, читатель еще не понимает, какие качества в целом будет проявлять главный герой, но при этом мы понимаем главную концепцию произведения. Во все проблемы Печорин будет попадать самостоятельно, он постоянно находится в поисках проблем. Поэтому он часто отправляется в путешествия и попадает в разные ситуации, которые часто приводят к конфликтам с окружающими людьми.

Его любопытство позволяет ему вмешиваться в жизни окружающих людей, он совершенно не задумывается о том, как его вмешательство отразиться на других. Поэтому он совершает поступки, действуя импульсивно и не задумываясь об окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Тамань

Популярные сегодня темы

Любовь — это особенное чувство, присущее человеку и только ему. Она выражается в стойкой привязанности к объекту любви, стремлении позаботиться о нем, помочь ему в трудную минуту.

История Феди (Бежин Луг Тургенева)

Уже в самом заглавии комедии озвучена основная проблема – проблема интеллекта. Грибоедов формирует для читателя головоломку, могут ли умственные способности сделать человека несчастным

1873 – появляется на свет в селе Семеново, Новгородская губерния. С раннего возраста обнаружился талант в музыке, практикуется в игре на фортепьяно.

Датский принц Гамлет – центральный многогранный персонаж одноимённой драмы Вильяма Шекспира. В нём ярко отобразилась противоречивость современной ему эпохи.

“И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?” (анализ главы “Тамань”)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Разработка урока по изучению романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Урок анализа главы “Тамань”.

Скачать:

ВложениеРазмер
i_zachem_bylo_sudbe._urok_po_glave_taman.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : “И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?” (“Тамань”)

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести “Тамань”; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.

1 . Повторение пройденного

– Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

– В чём своеобразие структуры романа?

– Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?

(Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

– Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.

Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

– Что добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?

(Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

– Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

(«Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

(«Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

– Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

(Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

2. Вступительное слово.

Мы пришли к выводу, что Печорин “странный” человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний разлад.

– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?

– Дневник – это записи личного характера , в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. Раньше рассказчиками были другие люди. Теперь мы узнаём Печорина как бы изнутри, через него самого. В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. На все события и героев мы смотрим его глазами.

“ Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть.

Лермонтов посетил Тамань в сентябре 1837 г., где ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна, на котором он должен был отправиться в Геленджик. Наблюдение поэта и легли в основу повести “Тамань”, которую В.Г.Белинский справедливо назвал “жемчужиной” русской прозы. “…мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые станы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны”.

Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Беседа по вопросам.

– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин? – Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?

Я приехал на перекладной тележке поздно ночью . Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята . Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»

-Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?

– Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

– Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? ( наблюдает)

Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…

Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

– Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

— Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами.

Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

– Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

Чтение сцены «Янко переплывает пролив»

Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

– Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке.

«Взойдем в лодку», – сказала моя спутница; я колебался, я не охотник до сентиментальных прогулок по морю; но отступать было не время. Она прыгнула в лодку, я за ней, и не успел еще опомниться, как заметил, что мы плывем. «Что это значит?» – сказал я сердито. «Это значит, – отвечала она, сажая меня на скамью и обвив мой стан руками, – это значит, что я тебя люблю…» И щека ее прижалась к моей, и почувствовал на лице моем ее пламенное дыхание. Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову. Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу ее оттолкнуть от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости… «Чего ты хочешь?» – закричал я, крепко сжав ее маленькие руки; пальцы ее хрустели, но она не вскрикнула: ее змеиная натура выдержала эту пытку.

«Ты видел, – отвечала она, – ты донесешь!» – и сверхъестественным усилием повалила меня на борт; мы оба по пояс свесились из лодки, ее волосы касались воды: минута была решительная. Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны.

-Как ведёт себя девушка в лодке?

(Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

– Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.

– Прокомментируйте эту сцену.

. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

– Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

– Докажите, что Печорин смел.

  • Он отправляется ночью следить за слепым
  • Он отправляется ночью на свидание с ундиной
  • Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

– Докажите, что Печорин не безразличен.

  • Его волнует загадочный облик девушки
  • Он решает разгадать происходящее
  • Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

– Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

(Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Выводы: Черты Печорина, проявившиеся в повести:

  1. Интерес к людям
  2. Наблюдательность
  3. Активность, смелость, решительность, стремление к действию

Почему активность героя приносит несчастье людям? (его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

  1. Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
  2. Влечение к опасности
  3. Настойчивость
  4. Любовь к природе

Какие прекрасные свойства человека! Но Печорин не кажется счастливым. Ни одно действие Печорина не имеет большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», и восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».

-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?

( Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)

– Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

– В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

(Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

– Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

(Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)

Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».

Домашнее задание: чтение и анализ повести “Княжна Мэри”, задание по группам, письменный ответ на вопросы.

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени – роман Лермонтова)

В «Герое нашего времени» присутствует необычная концепция изложения и донесения информации до читателя. Присутствует разложение романа по частям, что является достаточно интересной задумкой автора, а также данные части разложены не хронологически, то есть не по тому, как должны идти действа в произведении с временной точки зрения. Общее разделение можно отметить как достаточно уникальный элемент в данной работе, ведь автор специально применил данный способ донесения смысла, чтобы наиболее ярко описать как главных, так и второстепенных персонажей, показать их со всех сторон и дать читателю возможность оценивать их поведение в различных ситуациях.

Цельного сюжета в романе не наблюдается, однако все части связывает главный участник произведения – герой Печорин, которого мы можем заметить как на Кавказе, так и в Тамани, Пятигорске и других местах. Он не является обыденным и скучным персонажем, поэтому и обычная жизнь не подходит для него. Обладая огромными способностями и ярким и запоминающимся образом, он сталкивается с разнообразными ситуациями, где читатель и может дать оценку его поведению.

В первой главе из дневника Григория Печорина «Тамани» мы и начинаем изучать внутреннее строение души героя. Вначале мы узнаем об отношении персонажа к данному месту пребывания, он отзывается о нем не очень лестно, говоря о том, что ему приходилось голодать, его чуть было не утопили, да и саму Тамань он называет «скверным городишком». Сюжетом данной главы является то, что Печорин прибывает в Тамань по службе, останавливаясь на проживание у странноватых людей – у необычной девушки и слепого мальчика. Поведение хозяев ему кажется странным, и он начинает тайно наблюдать за их делами и жизнью. Поняв в ходе слежки за ними, что они связаны с криминальными личностями, Григорий чуть сам не становится жертвой хозяйки, которая пыталась его утопить.

Именно в этой главе мы знакомимся с основными чертами характера героя, такие как любопытство, кратковременный, но очень сильный интерес, волю, настойчивость и решимость в делах. Он начинает следить за персонажами не с конкретной целью, а лишь для того, чтобы узнать их тайну, решить эту задачу всеми возможными ему способами. Он не задумывается о судьбах людей, в жизни которых он вмешивается, заботится лишь о своих интересах и потребностях. Лишь из любопытства он врывается в судьбы других персонажей, ненадолго пуская их в свою жизнь. Очень часто он сожалеет о содеянном. Например, после того, как он спасся от печальной участи утопленника, герой говорит о том, что не понимает для чего начал следить за этими людьми, которые не причиняли ему никакого вреда.

Анализ для 9 класса

“Герой нашего времени” – роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе “Тамань” автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя “лишним” человеком.

По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани, наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.

Девушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, “породистой” красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.

В этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.

Несмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок – отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.

Таким образом, глава “Тамань” примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.

Анализ главы Тамань

Популярные сочинения

Некоторые критики и учителя уверены, что главный герой романа «Преступление и наказание» не Раскольников, а Свидригайлов. Почему? Как в произведении проявляется противоречивость

Русская народная Пословица гласит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Наверное каждый из нас слышал в своей жизни эту пословицу. Ее нам могли говорить родители, учителя в школе, знакомые

Один из самых главных героев. Относится к положительным персонажам. Молодой, красивый и образованный человек. Благороден, проницателен, имеет высокие стандарты. Очень активен

«Тамань»: краткое содержание и анализ произведения

Повесть «Тамань»: YouTube/Корнетъ

«Герой нашего времени» — самое значительное произведение в творчестве Михаила Лермонтова. Роман был несколько раз экранизирован, его перевели на множество иностранных языков, с ним охотно знакомятся читатели по всему миру. Произведение состоит из нескольких глав-повестей. Но часть «Тамань», краткое содержание которой узнаете из статьи, имеет особое влияние на сюжет всего романа.

«Тамань»: краткое содержание

Главный герой повести, как и романа в целом, — Григорий Печорин. Молодой офицер отбывал службу на Кавказе, и однажды долг привел его в небольшой захудалый городишко на берегу Азовского моря — Тамань. Лермонтов рассказывает об эпизоде, который приключился с героем в этом городе.

Чем может быть полезен читателю краткий пересказ? «Тамань» — первая часть дневника Печорина, и именно в ней герой раскрывается в полной мере. Узнайте, о чем повествует эта глава:

«Тамань» (Лермонтов): краткое содержание повести

Прибыв в Тамань, Печорин велел найти место для ночлега. Ему пришлось остановиться в хате на берегу моря. Офицера встретил слепой мальчик: он рассказал, что хозяйки нет дома, а ее дочь связалась с татарином и сбежала. Печорину не понравилась обстановка в доме:

  • в нем почти не было мебели — только пара лавок, стол и сундук;
  • было странно и то, что в хате не нашлось ни единой иконы.

Другого варианта не было, поэтому офицер улегся спать. Ночью он услышал, что мальчик пробрался на улицу и пошел в сторону моря. Печорину стало любопытно, и он отправился по следам мальчика.

Пересказ главы: «герой нашего времени» Печорин проводит расследование

На берегу с мальчиком была девушка восемнадцати лет. Они вместе ждали кого-то с моря. Вскоре к ним приплыла лодка с татарином по имени Янко. Они втроем достали из лодки какой-то груз. Печорин догадался, что это контрабанда.

Утром офицер встретил хозяйку и стал расспрашивать о тайных занятиях ее дочери и слепого мальчика. Но та делала вид, что не слышит его, уходила от ответа.

От мальчика объяснений Печорин тоже не добился. Вдруг он увидел на крыше дома ту самую девушку: она будто дразнила офицера, глядя ему прямо в глаза. Но когда Григорий стал расспрашивать ее о ночных приключениях и пригрозил доносом, то она лишь рассмеялась и убежала.

Вечером, когда Печорин пил чай, в дом вошла девушка и бросилась его целовать. Только офицер хотел ответить ей взаимностью, как та пригласила его на ночное свидание и скрылась.

Повесть «Тамань»: YouTube/Краткая Биография

Повесть «Тамань» вкратце: развязка истории

Они сели в лодку и поплыли в море. Девушка признавалась Печорину в любви, а между тем незаметно вышвырнула его пистолет за борт. Когда офицер заметил это, она толкнула его, пытаясь сбросить в воду. Но Печорин удержался и вытолкал за борт девушку.

Подплывая к берегу, Григорий увидел, что девушка уже там. Рядом с ней стоял татарин и слепой мальчик. Они говорили о том, что больше не могут здесь промышлять и вынуждены уехать в другие места. Мальчик плакал и просился с ними, но татарин отказал и дал какую-то монету.

Утром Печорин уехал из Тамани. Он жалел, что вмешался и нарушил спокойную жизнь «честных контрабандистов».

«Тамань»: анализ произведения

Кроме повести «Тамань», в роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» вошли и такие произведения:

  • «Бэла»;
  • «Максим Максимыч»;
  • предисловие к «Журналу Печорина»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Фаталист».

С точки зрения хронологии сюжета, история о Печорине начинается именно с «Тамани». Но автор решил поместить эту главу в середину романа. Лермонтов хотел, чтобы сначала читатель узнал Печорина со стороны — глазами других персонажей. И лишь потом писатель делится страницами из личного дневника героя (в том числе его воспоминаниями о Тамани), позволяя глубже узнать персонажа.

Художественные особенности произведения «Тамань» поможет выявить его анализ:

Повесть «Тамань»: YouTube/Но вреден север для меня

История написания

Сюжет главы «Тамань» основан на событиях из жизни Михаила Лермонтова. Однажды писатель сам побывал в городе и стал участником похожей истории:

Лермонтов в Тамани

Когда Лермонтов прибыл в Тамань, он тоже остановился в доме у местных. Но не у нищей глухой старухи, а у старой казачки. Она сразу решила, что гость приехал шпионить за контрабандистами.

Прототипы

Прототипом девушки-русалки в реальной жизни была молодая и красивая татарка, которая жила с казачкой по соседству. Муж татарки был контрабандистом. Образ слепого мальчика был списан с реального человека — Яшки.

«Тамань» впервые опубликовали в «Отечественных записках» в 1840-м. Немного позже, в том же году, вышло первое издание романа «Герой нашего времени» целиком.

«Тамань»: жанр

Хоть «Тамань» — это лишь глава романа, она вполне могла бы быть отдельным произведением. Поэтому ее называют повестью:

  • у «Тамани» отдельный сюжет со своей композицией;
  • в развитии событий участвует несколько героев;
  • автор рассказывает об одном происшествии, который раскрывает внутренний мир главного героя.

Особенность повествования Лермонтова — некое смешение литературных направлений.

Так, в «Тамани» есть черты как реализма, так и романтизма: их можно заметить в том, как автор описывает персонажей:

  1. С одной стороны, он реалистично воссоздает их внешний вид, заставляя читателя в деталях представлять героев.
  2. Но в то же время Лермонтов не скупится и на более пафосные описания. Так, чтобы передать смелость татарина Янко, писатель изображает бушующее море, по которому приплыл контрабандист. При этом достоинства героя не преувеличены: он остается для читателя обычным человеком.

Как стилистика повести повлияла на образ главного героя Григория Печорина, рассмотрим далее.

Автопортрет Лермонтова: YouTube/Denis Zakharov

Характеристика образа Печорина

Глава «Тамань» раскрывает «героя нашего времени» Печорина совершенно с иной стороны, нежели другие части. Если обычно молодой человек предается рефлексии о скуке и бессмысленности жизни, то здесь впервые действует смело и решительно. Он осознает, что способен влиять на судьбы других людей.

Что на самом деле двигало Печориным? Возможно, он просто искал приключений. Или герой все же хотел докопаться до истины, добиться правды и справедливости? Григорий пошел на свидание с девушкой-контрабандисткой, хоть и осознавал угрозу для собственной жизни (даже взял с собой пистолет).

Печорин и сам пытался отыскать мотив своих действий: может, сработали женские чары? Не зря он сравнивает контрабандистку с русалкой: красотой и пением она притупляет бдительность Григория и чуть не губит его.

Однако в конце истории герой чувствует сожаление. Сперва он увидел в татарине злодея, романтизировал его, думая, что тот рискует жизнью ради чего-то серьезного. Когда Печорин узнал, что Янко — обычный контрабандист, то почувствовал разочарование. Нарушать покой обычных людей — не в характере Григория.

Тем, кто прочитал лишь краткое содержание, «Тамань» вряд ли откроет истинного Печорина, ведь в оригинале Лермонтов впервые передает переживания, мотивы и оценки главного героя. Писатель дает читателю возможность сформировать личное мнение о персонаже. Поэтому каждому, кто интересуется творчеством Лермонтова, стоит непременно познакомиться с повестью в полном объеме.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» – первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » – с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, – две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

Ссылка на основную публикацию