Агафья Пшеницына – характеристика героини в романе И.А. Гончарова “Обломов”

Агафья Пшеницына

Пшеницына. Актриса М. Кузнецова. Ф/сп «Обломов». 1972

В романе «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным персонажем и антиподом главной героини Ольги Ильинской. Это вдова чиновника, хозяйка квартиры, которую снимает Обломов. Женщина необразованная и простая, но умная и чуткая от природы. С ней находит успокоение главный герой после изнурительного романа с Ильинской. Оригиналом для создания образа Пшеницыной явилась мать писателя, Авдотья Матвеевна Гончарова.

Описание героя

Внешность, характеристика личности

Агафья Матвеевна Пшеницына (в девичестве Мухоярова) – обедневшая дворянка в возрасте тридцати лет, сестра авантюриста Ивана Мухоярова, вдова чиновника Пшеницына. Со слов автора, героиня выглядит следующим образом: «Она была очень бела и полна в лице. Бровей у нее почти совсем не было… Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил». Упоминание о руках свидетельствует о трудолюбии женщины, а полнота – о том, что ее, прежде всего, волнуют вопросы быта, нежели собственная внешность.

Покойный супруг Пшеницыной занимал должность коллежского секретаря и имел неплохое образование. Сама же Агафья Матвеевна нигде не училась, зато ее можно назвать непревзойденной хозяйкой. Она прекрасно готовит, умеет варить восхитительный кофе, шьёт одежду, занимается огородом, выращивает кур, до хруста крахмалит белье и рубашки. В ее доме Обломов нашел той райский уголок, который всегда занимал его воображение, а в самой Агафье Матвеевне – любящую и заботливую супругу, хотя и не блистающую умом по сравнению с Ольгой Ильинской.

Все мысли и время Агафьи Матвеевны занимают заботы о доме, но появление нового жильца пробуждает в ее сердце уснувшие чувства. Забота об Илье Ильиче постепенно перерождается в любовь, самозабвенную и безусловную, ничего не требующую взамен. Пшеницына принимает Обломова вместе с его недостатками и особенностями, она вплоть до поклонения обожает своего постояльца, выполняя все его желания. Ей даже в голову не приходит упрекнуть его в лени и безделье. Обломов же, в свою очередь, наслаждается негой и покоем, которые напоминают ему жизнь в Обломовке.

Роль Пшеницыной в жизни Обломова

В Агафье Матвеевне Обломов находит отдушину после разрушительного для него романа с Ильинской. Пшеницына – полная ее противоположность. Несмотря на отсутствие острого ума и утонченности, она наделена той простой женской мудростью, которой лишена Ильинская. В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна принимает Обломова таким, каков он есть, и не предпринимает попыток перевоспитать взрослого человека. Только в далеком детстве Илью Ильича окружала такая забота, которую дарит ему теперь Агафья Пшеницына. Ее любовь бескорыстна и нетребовательна. Женщина не упрекает Обломова, в том, что он остался без денег и вынужден жить за ее счет. По мере своих сил она пытается помочь ему, продавая свои вещи, и это прямое доказательство ее доброты, идущей из самого сердца.

Пшеницына и Обломов. Иллюстрация к роману «Обломов». Художник К. Гершкович

Если бы Ольга Ильинская оказалась на месте Агафьи Матвеевны, вряд ли бы она стала в ущерб себе бескорыстно помогать Обломову. В этом случае ей бы пришлось отказаться от роли наставницы, которую она для себя определила. К тому же, не было бы причин для самолюбования и восхищения собственной персоной.

Пока Мухояров с Тарантьевым замышляли свой коварный план, Обломов и Пшеницына окончательно сблизились. Через некоторое время у них родился сын Андрей, названный так в честь Штольца. Семь лет безмятежного счастья подарила Агафья Матвеевна Обломову, она же была с ним до последней минуты его жизненного пути. Безвременная смерть супруга подкосила женщину, она потеряла то дорогое, в чем был смысл самого ее существования.

При всем положительном облике Агафьи Матвеевны, Гончаров неоднозначно относится к своей героине. В ранней смерти Обломова он усматривает долю и ее вины. Будучи необыкновенно преданной и заботливой, женщина не могла предугадать, чем обернется ее суперопека для уже перенесшего один инсульт Ильи Ильича. Эта болезнь часто поражает людей, ведущих образ жизни, характерный для Обломова, основой которого являются жирная еда, малоподвижность, отсутствие любой активности. Пшеницына же, вместо того, чтобы заставить Обломова двигаться, возвращая его, тем самым, к активной жизни, наоборот, сдувала с него пылинки и считала своей обязанностью ограничивать любые его усилия. Все это также можно считать причиной преждевременного ухода героя из жизни.

Вместе с тем, автор «реабилитирует» свою героиню за то, что она отдает их общего с Обломовым сына Андрея на воспитание в семью Штольца. Ведь только живой пример людей, отличных от его отца, активных и деятельных, может предотвратить превращение младшего Обломова в копию Ильи Ильича. Это дает надежду, что мальчик вырастет совершенно другим человеком, и его не коснется разрушительное, тлетворное влияние «обломовщины».

Роль героя в произведении

Образ Агафьи Пшеницыной так же важен и глубок, как и образ главной героини романа Ольги Ильинской. Ведь именно в доме этой женщины Обломов нашел ту тихую гавань, о которой мечтал долгие годы, с ней он испытал минуты вожделенного, хотя и призрачного счастья. Пшеницына – это средоточие настолько всеобъемлющей любви и преданности, что служение Обломову становится единственным смыслом ее жизни. Гончаров избегает прямых выводов в отношении своей героини но, не вызывает сомнения то, что для него она является положительным персонажем. Ее естественность и простота резко отличаются от находящейся в постоянном поиске Ольги Ильинской. Такая подача образа на контрасте, преследует своей целью обозначить противоречивость двух женских персонажей, представляющих собой полные антиподы.

Образ героини привлекателен еще и тем, что списан с матери писателя, Гончаровой Авдотьи Матвеевны. Она так же, как и Пшеницына, отличалась добротой и набожностью и всю свою жизнь посвящала служению семье. Для писателя Пшеницына – это образец русской красоты, как внутренней, так и внешней, которая достойна своего воплощения на холстах живописцев.

  1. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. — 1965.
  2. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. — Л., 1968. — С. 253-314.
  3. Фролов В. Обломов и обломовщина // Моск. правда. — 1969.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. — М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. — Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. — 1973.

Агафья Матвеевна Пшеницына — образ и характеристика героини романа И. А. Гончарова «Обломов»

Жизнь Агафьи Пшеницыной до встречи с Обломовым

Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова лет тридцати. У неё двое детей: Ваня 8 лет и Маша 6 лет. Автор не говорит о её происхождении, но в романе она несколько раз названа «благородной» женщиной, что в то время означало принадлежность к дворянству. Возможно, по мужу. Покойный муж Агафьи был коллежским секретарем, чиновником.

По существу, ничего дворянского в её облике нет: она малообразованная женщина, несколько даже ограниченная. Но при этом замечательная хозяйка: очень чистоплотная, экономная, умеет хорошо готовить. Шьет, штопает, стирает, крахмалит бельё. Работает на огороде, держит кур. Но больше ничего, кроме домашних дел, её не интересует.

Дом и хозяйство Агафьи

Поселившись в доме Пшеницыной, Обломов занял 4 комнаты, остальные две занимала хозяйка с детьми. Брат её жил в светёлке наверху.

На кухне Агафьи Пшеницыной было всё, что может понадобиться в хозяйстве, причём утварь и посуда были в образцовом порядке. Здесь же, на кухне, хранились различные лекарства, снадобья и порошки на случай болезни кого-то из домочадцев.

Агафья была отличной хозяйкой и всегда имела в запасе набор продуктов, которые хранились в кладовой.

Двор был небольшим, но чистым и ухоженным.

Позади дома был большой огород.

Внешность

Это довольно ещё молодая женщина с полноватой фигурой, простым, но приятным лицом, удивлявшим белизной, сквозь которую никогда не просвечивал румянец. Её серые глаза, как и само лицо, обычно имели простодушное выражение.

Руки у неё также были белыми и красивыми, но жёсткими, с выступившими жилами от работы. Обломов любил наблюдать за движениями её рук с открытыми локтями — так было удобнее работать по дому. Эта деталь (открытые локти) несколько раз повторяется в романе и символизирует трудолюбие женщины.

Одета она была всегда просто, но опрятно. По словам автора, она никогда не прибегала к искусству украшения своей фигуры через одежду, её полноватая фигура сама по себе была хороша и указывала на крепкое здоровье.

Движения у неё плавные, ровные, она не суетится, неторопливо отдаёт приказания, но всё успевает и за всем в доме следит.

Характер

Она не представляла себе жизни без работы и всегда находила какую-то деятельность. Автор говорит об этом так: «Она всё за работой, всё что-нибудь гладит, толчёт, трёт…» Её трудолюбие удивляло и восхищало бездеятельного Обломова: «Вечно заняты! — сказал он, входя к хозяйке…» Он много раз хвалил её за хозяйственность, за умение вкусно готовить. За это уважал её и Захар, называя пироги Агафьи не хуже обломовских.

Обломов отмечает её простоту, неприхотливый нрав, и это в ней ему очень нравится. Он знает и о её малообразованности, неразвитости (она с трудом пишет, не читает книг). От недостаточного образования и природной ограниченности она слишком доверчива и подписывает любые бумаги, которые ей подают. На вопросы она обычно отвечает усмешкой или тупо молчит. Но когда речь заходит о знакомом ей предмете, её тупость пропадает, она оживляется.

Ее брат (господин Мухояров) считает Агафью дурой за ее ограниченность. Андрей Штольц тоже невысокого мнения о ней и при первой встрече с недоумением спрашивает у Обломова, кто эта женщина. «Жена! — покойно произнес Обломов… А этот ребенок — мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе. »

Агафья лишена способностей к самоанализу, она никогда не пытается понять свои чувства. Даже в своей любви к Обломову она разобралась не сразу: «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих её и для неё самой».

Агафья Пшеницына и Илья Обломов

Когда Обломов, снимая жильё, окончательно поселился у Агафьи, она окружила его такой заботой, создала ему такой уют и комфорт, что он почувствовал, будто снова попал в Обломовку, к родителям. Отношение Агафьи к Обломову было восторженно-благоговейным, она лелеяла его, как очень ценное растение, а затем влюбилась. Её прежнее замужество было скучным, без любви. И вот в 30 лет она впервые полюбила, и её тусклая жизнь наполнилась счастьем. Обломов совсем не был похож на её бывшего мужа.

Агафья приняла Обломова таким, каким он был, и не стремилась изменить его, как это делала Ольга Ильинская. Она боготворила его и старалась угодить во всем.

И Обломов чувствует себя уютно и спокойно в доме Пшеницыной. Она становится его женой, у них появляется сын Андрей. Они прожили вместе 7 счастливых лет. Автор пишет об этом так: «Она … любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому».

После его смерти Агафья теряет смысл жизни. «С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем». Каждую неделю она приходила молиться и плакать в кладбищенскую церковь.

После смерти Обломова Агафья отдает Андрюшу на воспитание Андрею Штольцу. Она понимает, что в их семье мальчик получит лучшее воспитание, ведь она считает Андрюшу барином. Она видит сына только зимой, когда Штольцы переезжают в Петербург, и тогда не может наглядеться на своего сыночка. Вся её безграничная любовь к мужу восполняется любовью к ребёнку.

Вывод

Образ Агафьи Пшеницыной противопоставлен в романе И. А. Гончарова «Обломов» образу Ольги Ильинской, с которой не сложилось счастье Обломова.

Конечно, два эти образа несопоставимы. И лучше этого не делать – они не подлежат сопоставлению.

Часто бывает так, что два человека, каждый из которых хорош сам по себе, не могут ужиться вместе (если это семья) или не могут подружиться (если это коллеги по работе). Это случается потому, что каждый отдельный человек представляет собой микромир, и эти миры не всегда совпадают. Так случилось у Обломова и Ольги Ильинской. Несмотря на то, что Обломов любил Ольгу, они никогда не смогли бы быть счастливыми вместе. Та любовь была подобна оспе, кори, горячке, едва не погубившей его. Обломов «содрогался, когда вспоминал о ней».

А вот мироощущения Обломова и Агафьи совпали, и они были счастливы. Агафья нашла смысл жизни в хлопотах по дому, за­боте о детях и Обломове. Она воплощает собой ту «обломовскую» жену-хозяйку, о которой только и мог мечтать Илья Ильич Обломов.

Она жила его жизнью: переживала неудавшееся блюдо; не спала, если Илья Ильич где-то задержался; просиживала ночи напролет у его постели, когда он болел; похудела и сделалась «точно каменная», когда Обломов всю зиму «был мрачен, едва говорил с ней, не заглядывал к ней». «Всё её хозяйство, толченье, глаженье, просеванье и т. п. — всё это получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича».

А Обломов? Любил ли он её так же?

Скорее, нет. Её заботы о нём он воспринимал как должное. И. А. Гончаров пишет, что его отношение к ней было проще: в Агафье для него «воплощался идеал того необо­зримого как океан и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей». Он с удовольствием шутил с ней, смотрел на её мелькающие в работе локти, но не скучал без неё. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез — ничего не испытал он».

Для Агафьи Матвеевны весь смысл жизни настоль­ко заключался в Обломове, что в трудный период, когда все доходы уходили за долги братцу, она переживает не за своих детей, а о том, что будет кушать барин. Ради этого она даже закладывает жемчуг, полученный в приданое, а затем серебро, салоп…

Идеал его жизни осуществил­ся, хотя и без поэзии.

Но жизнь Агафьи Матвеевны после смерти Обломова потеряла всякий смысл: «Она поняла, что проиграла и просияла её жизнь, что бог вложил в её жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда…»

Характеристика образа Агафьи Пшеницыной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Агафья Матвеевна Пшеницына из романа «Обломов»

Портрет

Агафья Матвеевна — молодая вдова, ей около 30 лет. Её муж был коллежским секретарём. От него она растит двоих детей: девочку шести лет и мальчика 8 лет.

Происхождение Пшеницыной точно неизвестно. Гончаров пишет, что она родом из благородных. Но судя по тому, что вдова не очень грамотна и образованна (плохо пишет и не читает книг, не ходит в театры), дворянский титул ей или достался от мужа, или она родом из обедневших дворян. После смерти мужа, чтобы прокормить детей, занимается разведением кур и сдачей комнат в наём.

Живёт женщина в ветхом домишке на Выборгской стороне Петербурга. Это обстоятельство послужило её знакомству с Обломовым, который снимал у вдовы комнату.

У Пшеницыной есть брат Иван Мухояров, жуликоватый чиновник.

Это простая русская женщина, не выделяющаяся ни лицом, ни фигурой. У неё белое пышное тело, высокая грудь, округлые плечи, полные ноги. Свои натруженные крупные руки с вздувшимися венами она при разговоре с людьми, стесняясь, прячет под шалью. На белом и круглом её лице едва видны белёсые волоски бровей, волосы тоже светлые. Взгляд серых глаз кроток и добродушен. Но в некоторых случаях, когда ей не понятна тема разговора, лицо героини выражает тупость. Её пышное тело и локти с ямочками восхищали Илью Ильича.

Женщина не следит за модой и собственной внешностью. Тем не менее, одета она, хоть и скромно, но чисто и опрятно. Обычно она носит платья без рукавов или засучивает их, чтобы удобно было работать. В праздники надевает нарядный чепец и шаль.

Походка у Агафьи Матвеевны плавная, но быстрая. Несмотря на полноту героини, движения её точны и энергичны.

Характер

Основными чертами характера Пшеницыной являются скромность и доброта. В её понимании главное условие человеческого счастья заключается в спокойствии и сытости. Она заботливо ухаживает за любимым мужчиной, стараясь во всём ему угодить.

Главное достоинство героини – её хозяйственность. Она ловко управляется с домашними делами, командуя дворником и поварихой. В доме у вдовы чисто и уютно. Она ежедневно занимается уборкой, все вещи у неё находятся на своём месте. Агафья сама стирает, шьёт, крахмалит одежду и бельё. Она отлично готовит: печёт пироги, варит вкусный кофе, засаливает огурцы и квасит капусту, варит варенье и делает настойку.

Это глубоко верующая женщина. Она регулярно ходит в церковь, отмечает все церковные праздники, благодушно относится ко всем людям, считает своим долгом поставить свечу за здоровье или упокой.

На первый взгляд Пшеницына кажется глуповатой женщиной, но её сила в житейской мудрости. Если при ней заводили разговор на непонятные темы, она или усмехалась или молчала, скрывая своё непонимание.

Женщина всецело подчиняется сначала брату, а потом Обломову, опираясь на их мнение. Однако, она достаточно упряма, чтобы в нужный момент настоять на своём.

Агафья Матвеевна — домашний человек. Она не ходит в театры и гости, лишь по большим праздникам водит детей в семью брата.

Отношения с Обломовым

Женщина любит Обломова беззаветно и самоотверженно. Во время материального затруднения в делах Ильи Ильича, она жертвует своими украшениями.

С Агафьей Обломов почувствовал себя уютно и спокойно, как в родной Обломовке. Он «кушал аппетитно и много, как в Обломовке, ходил и работал мало, тоже как в Обломовке. Он, несмотря на нарастающие лета, беспечно пил вино, смородиновую водку и всё беспечней и подолгу спал после обеда». Такая жизнь быстро привела Обломова к печальному концу.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — героини с диаметрально противоположными характерами. И, несмотря на то, что Агафья, обладающая добрым нравом и всеми качествами хорошей хозяйки, является, судя по всему, положительным персонажем, она оказалась крайне опасной для ленивого Обломова. Своим вниманием и заботой, она ускорила его кончину.

Ольга, пусть даже из эгоистических побуждений, заставляла его двигаться и развиваться. Она, как могла, тормошила и шевелила Илью Ильича. Если бы женой Обломова была Ольга Ильинская, он прожил более интересную и долгую жизнь.

Заключение

Образ Агафьи Пшеницыной в романе И. А. Гончарова «Обломов» наполнен добротой и жертвенностью. Однако для Ильи Ильича Обломова чрезмерная забота оказалась губительной.

Описание внешности и характера Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов»

Описание внешности Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» лишь дополняет образ героини, давая более полное представление о ней. Гораздо важнее для читателя, как в процессе повествования раскрывается характер женщины, какие отношения связывают ее с Обломовым. Часто критики рассматривают образ Агафьи, сравнивая ее с другой героиней — Ольгой Ильинской.

  1. Внешний вид героини
  2. Черты характера Агафьи
  3. Отношения с Обломовым
  4. Роль образа в романе

Внешний вид героини

Портрет Агафьи Пшеницыной предстает перед читателем в одной из глав романа. Именно такой ее увидел Обломов. Автор описывает героиню простой женщиной около 30 лет, во внешности которой проглядывает благородное происхождение. Более полно ее представит цитатная характеристика:

  1. У Агафьи приятные черты лица и светлая кожа — «бела и полна в лице…»
  2. Она смотрела на мир с некоторой наивностью — «глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…».
  3. У Пшеницыной светлые волосы, полностью оправдывающие ее фамилию, и едва заметные брови — «бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы…»
  4. Лицо женщины обладало аристократической бледностью — «румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки…»
  5. Агафья — женщина в теле, у нее высокая округлая грудь и покатые плечи. Разглядеть фигуру героини в обтягивающих платьях совсем нетрудно — «…видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию…».

Молодая вдова стесняется загрубевших рук, выдающих ее занятия физическим трудом и постоянно прячет кисти. Героиня двигается плавно и размеренно, будто пава. Пшеницына носит простую одежду, лишь в праздничные дни украшая образ шалью и нарядным чепцом.

Черты характера Агафьи

Родители Агафьи Матвеевны Пшеницыной воспитали в ней любовь к труду и хозяйственность. Хотя героиня имеет повариху и дворника, она со множеством дел справляется сама. Хозяйка с раннего утра убирает комнаты, каждая вещь в ее доме имеет свое место. На Агафье лежит стирка, починка одежды, приготовление пирогов и зимних заготовок. В свободное время Пшеницына занимается шитьем.

Агафья не отличается высоким интеллектом. Все ее интересы сосредоточены на решении бытовых проблем. Гончаров описывает ее, как женщину с глуповатым взглядом. Оживляется героиня лишь тогда, когда речь заходит о привычных для нее вещах. Пшеницына — набожная особа, поэтому она ведет себя кротко и старается проявлять человеколюбие.

Окружающие считают Агафью добродушным мирным человеком. Во время болезни Обломова женщина терпеливо ухаживает за ним и регулярно посещает церковь, чтобы поставить свечку за здравие, считая это своим христианским долгом. Иногда Агафья проявляет упрямство и пускает в ход слезы, чтобы настоять на своем.

Отношения с Обломовым

Характеристика Агафьи Пшеницыной полнее раскрывается после встречи с Ильей Ильичом Обломовым. До этого события героиню интересовали только хозяйственные вопросы. Ей странно было осознавать появление в своей душе новых чувств. Прежде Агафья Матвеевна ни к одному мужчине не испытывала ничего подобного, замуж она выходила не по любви.

Женщина влюбилась в Илью Ильича, сама того не замечая, ухаживая за ним во время болезни. Своего героя Гончаров наделил целым набором отрицательных качеств. Если говорить кратко, основными чертами Обломова были:

  • апатичность;
  • безволие;
  • лень;
  • безответственность.

До того как в жизни Ильи Ильича появилась Агафья, у него были отношения с другой женщиной — Ольгой Ильинской. В своем романе автор противопоставляет друг другу два этих женских образа. Ольга более молода, эффектна внешне. Она одевается по моде, имеет хорошее образование. Девушку отличает живой ум и тонкая чувственная натура.

Ильинская амбициозна и хочет, чтобы Обломов менял себя к лучшему. Отношения с ней не позволяют герою расслабиться. С Пшеницыной же Илья Ильич чувствует себя комфортно. Эта женщина воспринимает его таким, как есть, со всеми имеющимися недостатками. Вскоре Обломов и Агафья начинают жить как муж и жена. У пары рождается сын Андрюша.

Героиня остается преданной любимому мужчине до конца. Ее любовь бесхитростна, главная цель Агафьи — создать для мужа уют, обеспечить его вкусной сытной едой, поддерживать во всем. Даже когда Обломов пьянствовал в кабаках, а потом появлялся среди ночи, безропотная женушка встречала его без единого упрека.

Смерть Ильи Ильича приобретает для героини катастрофическое значение. Пшеницына утрачивает смысл жизни, становится вялой и безвольной. Она ничего больше не хочет и не понимает, как ей дальше существовать. Сына женщина отдает на воспитание другу Обломова Штольцу. Агафья желает для Андрея лучшей жизни, понимая, что не сможет дать ему хорошего образования и всего того, чего он достоин.

Роль образа в романе

Образ Агафьи Пшеницыной описывается в романе подробно, чтобы читатель явно понимал суть этой женщины. С одной стороны, это недалекая особа, занятая лишь примитивными бытовыми хлопотами, что можно видеть из цитат:

  • «…трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием…»;
  • «…видел, что локти действуют с необыкновенным проворством…»;
  • «…беспрестанно бегала в кухню посмотреть, как жарится баранина к обеду, не пора ли заваривать уху…».

Матвеевна не проявляла интереса ни к искусству, ни к культуре, ни к прочим тонким материям. С другой стороны, ее натура отличалась добросердечием, кротостью, человеколюбием, преданностью. Автор делает Агафью собирательным образом простой русской женщины, на которых во все времена держалась Россия.

Героиня проявляла самоотверженность не только по отношению к мужу, посвятив ему всю себя. Отдав в чужую семью сына Андрея, Пшеницына также пожертвовала своими интересами. Ведь она была очень привязана к мальчику и заливалась слезами каждый раз, когда навещала его. Мать хотела лучшей доли для сына. Она поступила так скорее инстинктивно, не осознавая происходящего умом, а действуя от сердца.

В образе персонажа Гончаров заложил основные добродетели женского характера — способность к безусловной любви, умение окружить заботой своих близких, желание всех накормить и обогреть, готовность поступиться своими интересами ради тех, кто дорог. Развязка романа также неслучайна. Писатель хотел вызвать у читателя сочувствие к героине, которая даже в трудной, трагической ситуации смогла повести себя достойно.

Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: описание внешности и характера в цитатах

Агафья Пшеницына и
Илья Обломов.
Художник
П. Н. Пинкесевич

Агафья Матвеевна Пшеницына является одним из наиболее светлых и трогательных персонажей знаменитого романа “Обломов” Гончарова.

Характеристика Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов”: описание внешности и характера героини

“Славная баба Агафья Матвевна. ” (Обломов о ней, часть 4 глава VI)

“Ей было лет тридцать. ” (часть 3 глава II)

Агафья, ее двое детей и брат господин Мухояров живут в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:

“. будочник указал на старый домик на дворе. ” (часть 3 глава II)

Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной

Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.” (Мухояров о сестре, часть 3 глава III)

“Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она. “ (часть 3 глава II)

Судя по всему, Агафья является дворянкой, “барыней”. Вероятно, дворянский титул достался ей от покойного мужа, а сама она по происхождению дворянкой не была. Так, господин Тарантьев называет свою куму Агафью “благородной женщиной”, что обычно означало принадлежность к дворянству (благородному сословию). Также Обломов называет Агафью “барыней”, что опять же указывает на ее статус дворянки:

“. ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины. ” (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)

“Сама барыня на рынок ходит. ” (Обломов об Агафье, часть 3 глава IV)

Агафья называет себя и своих детей “замарашками”, судя по всему, имея в виду свое недворянское происхождение:

“Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле. ” (часть 4 глава X)

Агафья Пшеницына является свежей, здоровой женщиной:

“Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей. ” (часть 3 глава IV)

“У ней простое, но приятное лицо. ” (часть 3 глава II)

“Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. “ (часть 3 глава II)

“. соколиными очами, без бровей. “ (часть 3 глава IV)

“. круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек. ” (часть 4 глава V)

“Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица. ” (часть 3 глава II)

“. женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную. ” (часть 3 глава II)

“Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. “ (часть 3 глава II)

Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом.” (часть 3 глава II)

“Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно. ” (ее домашнее платье, часть 3 глава II)

“. продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой. “ (часть 4 глава V)

“У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской. ” (цитата о том, как у Агафьи появляются более дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги после аферы Мухоярова и Тарантьева, часть 4 глава IX)

“. ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко. потом она встанет, не суетясь. “ (часть 4 глава I)

“Она по-прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает. “ (часть 4 глава IX)

“Славная баба Агафья Матвевна. “ (Обломов о ней, часть 4 глава VI)

Агафья Пшеницына – женщина-клад, по словам ее кума Тарантьева:

“Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад. ” (Тарантьев об Агафье, часть 4 глава VII)

“Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры. “ (Тарантьев о ней, часть 1 глава IV)

“. с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка. “ (часть 3 глава II)

“. она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет. “ (часть 4 глава I)

“. он знал, что лишь только он проснется, чай ему готов, и даже в ту самую минуту, как проснется. И главное, все это делалось покойно. ” (часть 4 глава I)

“Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что-то. ” (Агафья о брате, часть 3 глава II)

“. не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор. ” (часть 3 глава II)

“. она, такая добрая и кроткая. “ (автор о не й, часть 4 глава I)

“Мой, – коротко отвечала она. “ (часть 3 глава II)

“Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова. “ (часть 3 глава II)

“Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким-нибудь признаком, что в ней происходит. ” (часть 4 глава I)

“А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает. “ (Обломов о ней, часть 4 глава VI)

“Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет и уже не церемонится, не накидывает шаль, когда заметит, что он видит ее сквозь полуотворенную дверь, только усмехнется и опять заботливо толчет, гладит и трет на большом столе.” (часть 3 глава IV)

“. опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком. “ (часть 4 глава I)

“. в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах. ” (часть 4 глава I)

“Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке. ” (часть 4 глава I)

Она всегда находит себе работу по дому, она не привыкла ничего не делать:

“– А когда нет работы, что ж вы делаете?

– Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин.” (часть 3 глава IV)

“. она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении. “ (часть 3 глава VI)

Энергичная Агафья никогда не отдыхает, по ее собственным словам:

“– Ужели же вы никогда не отдыхаете?

Госпожа Пшеницына – простая женщина, по мнению Обломова:

“Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать. она подписала криво, косо и крупно. “ (часть 4 глава V)

“– Писать-то я отвыкла совсем.” (часть 4 глава VI)

Она поглядела на него тупо и молчала. “ (часть 3 глава IV)

“Она тупо выслушала и тупо задумалась. “ (часть 3 глава II)

“. даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием. (часть 3 глава II)

“Она тупо слушала, ровно мигая глазами. “ (часть 3 глава II)

– Разве умеет свои выгоды соблюсти? Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой. “ (Мухояров о своей сестре, часть 3 глава X)

“. Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает. “ (часть 4 глава V)

“Разве умеет свои выгоды соблюсти. “ (часть 3 глава X)

“Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя. “ (часть 4 глава I)

“И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.” (о чувствах к Обломову, часть 4 глава I)

“. ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей. “ (часть 4 глава I)

“А здесь с кем болтать? С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве. “ (часть 3 глава IV)

“Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома. Ей-богу, правда. “ (Агафья о себе, часть 3 глава II)

– [. ] Когда мне? А ужин как? – спросила она. ” (часть 3 глава IV)

Агафья Пшеницына является чудесной хозяйкой, “царицей” на своей кухне:

“. как Агафья Матвеевна царствует в кухне. ” (часть 3 глава IV)

“Этот практический урок в другое время пролетел бы над гениальной хозяйкой, не коснувшись ее головы. ” (автор об Агафье, часть 4 глава V)

“Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он. ” (мнение Обломова, часть 3 глава VI)

“– Вам бы замуж надо выйти, – сказал Обломов, – вы славная хозяйка.” (часть 3 глава IV)

Агафья – проворная, энергичная хозяйка. Она проворно мелет кофе, проворно шьет:

“. заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах. ” (часть 3 глава IV)

“Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна. ” (часть 4 глава I)

Уставая каждый день от домашних дел, Агафья крепко спит до 6 утра, так что ее трудно разбудить:

“. она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов. “ (часть 4 глава I)

“Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами. “ (часть 3 глава III)

“Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые. “ (часть 3 глава IV)

“Обед являлся вкусный и чисто поданный. “ (часть 4 глава V)

“Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли. “ (Захар об Агафье, часть 3 глава III)

“Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь. ” (Агафья о себе, часть 3 глава III)

Агафья любит чистоту и порядок в доме. Она тоже чистоплотна в своей одежде. Так, она носит чистую нижнюю юбку и чистые чулки, даже если их почти не видно под платьем:

“. никто тебя не тронет; ни шуму, ни гаму, чисто, опрятно. ” (часть 1 глава IV)

“В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо. “ (часть 4 глава IX)

. когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки. “ (часть 3 глава III)

Когда Обломов начинает снимать у Агафьи жилье, она окружает его такой заботой, какую дает не каждая жена. Она создает своему жильцу такой уют и комфорт, каким его окружали его родители в Обломовке. Агафья ухаживает за Обломовым и лелеет его, как драгоценное растение:

“За другим жена так не смотрит – ей богу. “ (Обломов об Агафье, часть 4 глава VI)

“Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.” (об Агафье и Обломове, часть 4 глава I)

“. не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло. “ (часть 4 глава I)

“. полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку. ” (часть 4 глава I)

За что или отчего полюбила она его именно, отчего, не любя, вышла замуж, не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?” (часть 4 глава I)

“Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому.” (часть 4 глава X)

“Жена! – покойно произнес Обломов. “ (часть 4 глава IX)

“А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе. “ (часть 4 глава IX)

“Поэтому она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца.” (часть 4 глава X)

Это была характеристика Агафьи Пшеницыной в романе “Обломов” Гончарова: описание внешности и характера, ее дома и хозяйства в цитатах.

Агафья Пшеницына — характеристика героини в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сюжет романа

Если описать кратко, то действие романа ведется вокруг судьбы двух близких друзей: Ильи Обломова — доброго, но ленивого человека, и Андрея Штольца — целеустремленного и трудолюбивого. В начальных главах описан образ жизни Ильи Ильича — барина, проживающего в петербуржской квартире и владеющего имением Обломовка. Он мало чем интересуется и ничем не занимается. Его любимое времяпрепровождение — лежать на диване и думать, что не мешало бы навестить родную деревню Обломовку, чтобы поправить там дела, но лень мешает ему это сделать.

Деятельный и энергичный Андрей Штольц, приехав навестить друга, старается его расшевелить, водит на приемы и знакомит с умницей и красавицей Ольгой Ильинской. Между мужчиной и девушкой появляются чувства, они собираются пожениться, но откладывают свадьбу до наведения порядка в Обломовке, отъезд куда так и не происходит, а для ведения дел Обломов нанимает управляющего. Из-за своего пассивного характера Обломов расстается с любимой, для которой большое значение имела жизненная позиция возлюбленного. Позднее Ольга выходит замуж за Штольца.

Все это время Илья Ильич снимает жилье у молодой вдовы с двумя детьми Агафьи Пшеницыной и постепенно сближается с ней. Женщина принимает Обломова со всеми недостатками, окружает его заботой и любовью и становится его незаконной супругой. Позже у них рождается сын, названный в честь Штольца Андреем. Материальное положение Ильи Ильича ухудшается, так как нанятый в Обломовку управляющий присваивает деньги, но Штольц добивается, чтобы его выгнали из поместья.

Брат Агафьи шантажирует Обломова незаконной связью со своей сестрой, тот окончательно разоряется, начинает пить. Штольц и тут добивается справедливости, и материальное положение Обломова улучшается, он по-прежнему ведет праздную жизнь и умирает от инсульта в сорок лет. Агафья сильно горюет за любимым мужем и почти теряет смысл жизни, единственной отрадой в которой остается сын Андрей.

Несколько интересных сочинений

  • Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького сочинение
    Пьеса Максима Горького «На дне», созданная писателем в двадцатом веке, отражает тяжёлую жизнь людей того времени и затрагивает множество первостепенных вопросов, которыми на протяжении своей жизни задаётся каждый человек

Мало кто задумывается о будущем с детства, но только не я. Родители постоянно вкладывают в меня любовь и прививают правильные ценности. Благодаря им, я мечтательна и точно знаю чего хочу

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Характеристика Агафьи Пшеницыной

В романе «Обломов» ее образ показан не менее глубоким и многогранным, чем у других персонажей, но об Агафье критики и читатели отзывались отрицательно. Для них она символизировала мещанскую любовь в противовес чистым и возвышенным чувствам Ольги Ильинской. С таким мнение можно поспорить, видя всю искренность, самоотверженность и бескорыстность героини и то, как она меняется под влиянием чувств к Обломову.

Жизненные обстоятельства

Полное имя одной из главных героинь книги — Агафья Матвеевна Пшеницына. Это вдова лет тридцати, муж которой служил коллежским асессором и, умерев, оставил ее с двумя детьми:

  • Ваней, восьми лет.
  • Машей, шести лет.

До замужества она носила фамилию Мухоярова. У героини есть родной брат — чиновник-махинатор Иван Мухояров. Ее называют женщиной благородной, поэтому можно предположить, что она из обедневших дворян. Грамоте обучалась мало — пишет коряво и с трудом. В доме Пшеницыной нет книг и никто не любит заниматься чтением, только брат Агафьи иногда вслух читает газеты, принесенные из трактира. Не бывает героиня и в театре, считает, что ей некогда тратить время на пустые развлечения.

Живет с семьёй в стареньком ветхом домике на Выборгской стороне в Петербурге. Для того чтобы как-то прокормить и одеть детей, ей приходится разводить кур и продавать яйца.

Портрет героини

Внешность Агафьи Пшеницыной можно представить себе по описаниям в романе. Это простая женщина с приятным лицом и простодушными серыми глазами, выглядящая свежей и здоровой. Волосы у неё слишком светлые и кажется, что бровей нет совсем. Кожа на пухлых щечках настолько белая, что сквозь неё никогда не проступает румянец. Но в героине проглядывается и благородное происхождение:

  • белые, хотя и загрубевшие от работы руки, которые не грех и целовать;
  • чиновница, а локти как у графини, ещё и с ямочками.

Агафья стесняется своих натруженных рук с синими жилками и старается прятать их под шаль. Молодая вдова — не худенькая девушка, она полновата и женственна, а округлые плечи и высокая крепкая грудь сияют довольством и полнотой. Платья сидят на ней в обтяжку, хотя Агафья не носит нижних юбок и не прибегает ни к каким уловкам, чтобы увеличить объем бёдер и уменьшить талию. Движется плавно и без суеты, кажется, что женщина не идёт, а плывет. Носит простую одежду, надевая для торжественных случаев только нарядный чепец и шаль на повседневное платье.

Черты характера

Всем домашним хозяйством она управляет спокойно и с достоинством. О её трудолюбии говорят часто замечаемые другими персонажами открытые локти — героиня постоянно что-то делает, засучив рукава. Обломов не раз засматривался на голую шею и локти Агафьи. Андрей Штольц считает Пшеницыну простой бабой и не может понять, то ли она глуповата, то ли плутовка.

В тексте романа упоминается глуповатый взгляд героини, который иногда постепенно становится осмысленным, когда речь заходит о темах, с которыми Агафья знакома. Она любит приговаривать, что Бог велел любить всех и относиться к людям по-доброму. Взгляд у женщины отличается кротостью, но всегда бодрый и живой. Знакомые считают Агафью Матвеевну человеком славным и добродушным.

Героиня бескорыстно ухаживает за Обломовым во время болезни — сидит у его кровати всю ночь до зари. Будучи женщиной русской национальности и православного вероисповедания, ходит в церковь ставить свечку за здравие и никогда даже в разговоре не упоминает об этом. Но ей не чужда и некоторая доля упрямства — Агафья может плакать, но все равно настоять на своём или твердить одно и то же. Ей всегда есть чем заняться, она любит домашние хлопоты и очень редко ходит в гости — только водит детей к родне мужа на обед в Светлое воскресение и на Рождество.

У героини узкий кругозор и поговорить с ней можно разве что о хозяйстве. Она не привыкла ни о чем задумываться, да и, как видно из цитаты, «не к лицу это ей». До встречи с Обломовым Агафью ничего и не интересовало, кроме хозяйства, на нем сосредоточивалось все ее самолюбие. И только когда женщина влюбилась, она задумалась о чем-то другом. Она скромна и застенчивая, ей совершенно не приходит в голову хотя бы пококетничать с мужчиной.

Хозяйственные качества

Пшеницына — прекрасная хозяйка. Она с достоинством господствует у себя дома и повелевает поварихой и дворником. У Агафьи все дела быстро спорятся, она энергичная и проворная женщина и постоянно находится в движении — успевает и стиркой заниматься, и приглядывать за готовкой на кухне, где героиня — не сторонняя наблюдательница, а непосредственная участница. Агафья вкусно готовит, чисто и аккуратно накрывает на стол. Она умеет:

  • мочить яблоки и вишни;
  • солить огурцы и делать варенье;
  • печь роскошные пироги;
  • варить вкуснейший кофе;
  • готовить настойку на смородиновых листьях;

В доме у Пшеницыных чисто и тихо — уборка начинается ещё до рассвета. Везде порядок, вещи находятся под рукой и на своём месте. Хозяйка и одежду чинит сама, шьет шторы, одеяла и стеганые халаты. Когда Агафья своими руками накрахмалила Обломову рубашки, он так расчувствовался, что почти прослезился.

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Образы женщин. Мать Обломова

Какие же знаковые для русской литературы XIX века создает Гончаров И. А. («Обломов») женские образы? Расскажем подробней о них.

Наиболее разрушительно на взрослеющего Обломова повлияла его собственная мать. То воспитание, которое он получил от нее, сформировало социально-пассивную, индифферентную к окружающей жизни личность, погруженную в мир своих грез. Будучи помещицей в деревне Обломовка, мать Ильи Ильича лично способствовала утверждению там культа безделья. Это по ее распоряжению за живым и смышленым ребенком Ильюшей бегали няни, бдительно следя, чтобы паренек не брался ни за какую работу.

Женские образы в романе «Обломов» характерны, они активно участвуют в формировании его как человека. В результате, например, влияния матери из мальчишки вырос разоряющийся поместный дворянин, не имеющий деловой хватки, обманываемый мошенниками, список которых следовало начинать с управляющего имением.

Другая пара

Ольга подвергла испытанию любовью и Обломова, и Штольца. Но в её «второй любви» период душевных терзаний пришёлся в основном на начало романтических отношений. Штольц был знаком с Ильинскими давно, но раньше он видел в Ольге только ребёнка. Однако роман с Обломовым её изменил, она заметно повзрослела. Увидев её в новом свете, Штольц скоро влюбился: «…в эти полгода зараз собрались и разыгрались над ним все муки и пытки любви, от которых он так искусно берегся во встречах с женщинами».

Он не мог понять, любит ли его Ильинская, избегал опрометчивых надежд, искал намёки. Кроме того, он чувствовал, что в прошлом Ольги произошла какая-то трагедия, и боялся, что правда окажется ужасной: если кто-то уже занял её сердце? Но все его опасения были развеяны. Их совместная жизнь была полна гармонии и тихого счастья. Оба обладали пытливым умом, жаждой деятельности, не предавались мечтам, никогда не переставали уважать друг друга.

Образ и характеристика Агафьи Пшеницыной в рассказе Обломов Гончарова

Описание героини

Внешность Агафьи Матвеевны Пшенициной подробно описана в романе. Ей было около тридцати лет, она была бледна, румянец не пробивался сквозь ее полноватые щеки. На месте бровей у нее проглядывали две еле видные полосочки, чуть припухлые, с редкими светлыми волосиками. Ее глаза были простодушными, как и она сама. Жесткие руки были бледными, наружу выступали крупные синие жилы. Она была немного туповата, но как только речь заходила о предмете, о котором она имела представление, ее лицо менялось, принимало заботливое выражение. В целом Пшеницина была неразговорчивой особой, ни над чем не задумывалась. Если она не видела в разговоре четкой цели, она могла не отвечать вовсе.

Обломов характеристика образа Пшеницыной Агафьи Матвеевны

Пшеницына Агафья Матвеевна — вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

П. неразговорчива и привыкла жить, не задумываясь ни над чем: «Лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием». А ее усмешка была не более чем форма, прикрывавшая незнание предмета: не ведая, что она должна сделать, привыкшая, что все решает «братец», только в умелом ведении дома достигла П. совершенства. Все остальное годами и десятилетиями проходило мимо неразвитого ума.

Почти сразу после переезда Обломова на Выборгскую сторону П. начинает вызывать у Ильи Ильича некий интерес, который можно расценить как чисто эротический (постоянно привлекающие внимание Обломова круглые белые локти хозяйки). Но разгадка ждет в конце романа, когда незадолго до смерти Илье Ильичу снится сон, где мать, указывая ему на П., шепчет: «Милитриса Кирбитьевна». Она называет имя его мечты, навеянной Илье Ильичу в раннем детстве няниными сказками.

Образ П. никогда не вызывал у критиков романа особенного интереса: натура грубая, примитивная, на которую привыкли смотреть лишь глазами Штольца, как на ужасную женщину, символизирующую глубину падения Ильи Ильича. Но не случайно Гончаров дает этой простой женщине имя, близкое имени его горячо любимой матери — Авдотьи Матвеевны Гончаровой, купеческой вдовы, на протяжении многих лет прожившей в одном доме с крестным Гончарова, дворянином Н. Н. Трегубо-вым, который воспитал ее сыновей и дал им образование.

П. находится в постоянном движении, в отличие от Обломо-ва осознавая, что «работа всегда есть» и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Ее беспрестанно мелькающие локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и не до конца осознаваемой им активностью героини. Внешне П. воспринимается неким перпетуум-мобиле, без мысли, без проблеска чувства, «братец» называет ее не иначе как «корова» или «лошадь», видя в сестре только даровую рабочую силу. «Ее хоть ударь, хоть обними — все ухмыляется, как лошадь на овес», — говорит он о ней куму Тарантьеву, готовясь по совету последнего выследить отношения П. с Обломовым и стребовать с Ильи Ильича деньги «за бесчестие».

Постепенно, по мере того как Обломов понимает, что стремиться ему больше некуда, что именно здесь, в домике на Выборгской стороне, обрел он вожделенный строй жизни родной Обломовки, в судьбе самой П. происходит серьезнейшая внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению и обиха-живанью дома, в хлопотах по хозяйству находит она смысл своего существования. В П. начало пробуждаться нечто неведомое ей прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами — любовь, все более и более глубокая, чистая, искренняя, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что П. хорошо знает и умеет: в заботе о столе и одежде Обломова, в молитвах о его здравии, в сидении по ночам у постели больного Ильи Ильича. «Все ее хозяйство… получило новый, живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно… Она как будто вдруг перешла в другую веру и стала исповедовать ее, не рассуждая, что это за вера, какие догматы в ней, а слепо повинуясь ее законам».

Обломов для П. человек из другого мира: прежде она никогда таких людей не видела. Зная о том, что где-то живут барыни и барины, она воспринимала их жизнь примерно так же, как Обломов слушал в детстве сказку о Милитрисе Кирбитьевне. Встреча с Обломовым послужила импульсом к перерождению, но сам виновник этого процесса «не понимал, как глубоко пустило корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над сердцем хозяйки… И чувство П., такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружавших ее и для нее самой».

Обломов «сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя». П. является единственным абсолютно бескорыстным и решительным человеком в окружении Обломова. Не вникая ни в какие сложности, она делает то, что необходимо в данный момент: закладывает собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чем недостатка. Когда интриги Мухоярова и Тарантьева достигают пика, П. решительно отрекается и от «братца», и от «кума». Посвятив себя заботам об Обломове, П. живет так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а ее избранник начинает чувствовать себя словно в родной Обломовке: «…он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

У П. и Обломова рождается сын. Понимая разницу между этим ребенком и детьми от первого мужа, П. после смерти Ильи Ильича безропотно отдает его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в существование П. новую краску — она вдова помещика, барина, чем постоянно попрекают ее «братец» и его жена. И хотя образ жизни П. ни в чем не изменился (она по-прежнему прислуживает семье Мухоярова), в ней портоянно пульсирует мысль о том, что «проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять… теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно… На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего ей было желать больше, некуда идти».

Бескорыстие П. дано понять в финале романа и Штольцу: ей не нужны его отчеты в управлении имением, как не нужны и доходы от Обломовки, приведенной Штольцем в порядок. Свет жизни П. угас вместе с Ильей Ильичом.

Отношение к Обломову

Агафья Матвеевна прониклась к Обломову особенным отношением. Она сравнивала его с покойным мужем и с Тарантьевым, но раньше таких людей она никогда не встречала. Пшеницина держала свое отношение к Обломову в тайне: она не могла позволить себе кокетничать с ним, открыто вести себя соответственно своим чувствам. Она видела в его лени что-то особенное, он для нее будто сиял спокойствием.

Даже внешность Агафьи несколько менялась в зависимости от настроения и поведения Обломова. Например, после его расставания с Ольгой, она стала сама не своя, ругала Анисью и Акулину за все подряд. Если Обломов долго не возвращался, она могла не спать всю ночь, бросалась к окошку на каждый звук, проверяя, не Обломов ли это. Когда Обломов был мрачен – она сама становилась еще более молчаливой и задумчивой, еще более бледной, даже худела. Когда Обломов был в хорошем расположении духа, и ее внешность и настроение становилась лучше.

Отношения с Обломовым

Характеристика Агафьи Пшеницыной полнее раскрывается после встречи с Ильей Ильичом Обломовым. До этого события героиню интересовали только хозяйственные вопросы. Ей странно было осознавать появление в своей душе новых чувств. Прежде Агафья Матвеевна ни к одному мужчине не испытывала ничего подобного, замуж она выходила не по любви.

Женщина влюбилась в Илью Ильича, сама того не замечая, ухаживая за ним во время болезни. Своего героя Гончаров наделил целым набором отрицательных качеств. Если говорить кратко, основными чертами Обломова были:

  • апатичность;
  • безволие;
  • лень;
  • безответственность.

До того как в жизни Ильи Ильича появилась Агафья, у него были отношения с другой женщиной — Ольгой Ильинской. В своем романе автор противопоставляет друг другу два этих женских образа. Ольга более молода, эффектна внешне. Она одевается по моде, имеет хорошее образование. Девушку отличает живой ум и тонкая чувственная натура.

Ильинская амбициозна и хочет, чтобы Обломов менял себя к лучшему. Отношения с ней не позволяют герою расслабиться. С Пшеницыной же Илья Ильич чувствует себя комфортно. Эта женщина воспринимает его таким, как есть, со всеми имеющимися недостатками. Вскоре Обломов и Агафья начинают жить как муж и жена. У пары рождается сын Андрюша.

Героиня остается преданной любимому мужчине до конца. Ее любовь бесхитростна, главная цель Агафьи — создать для мужа уют, обеспечить его вкусной сытной едой, поддерживать во всем. Даже когда Обломов пьянствовал в кабаках, а потом появлялся среди ночи, безропотная женушка встречала его без единого упрека.

Смерть Ильи Ильича приобретает для героини катастрофическое значение. Пшеницына утрачивает смысл жизни, становится вялой и безвольной. Она ничего больше не хочет и не понимает, как ей дальше существовать. Сына женщина отдает на воспитание другу Обломова Штольцу. Агафья желает для Андрея лучшей жизни, понимая, что не сможет дать ему хорошего образования и всего того, чего он достоин.

Отношение Обломова к Агафье

Героиня вызывала у Обломова несколько другие чувства. Благодаря ей он мог чувствовать атмосферу родной деревни. Мог ни о чем не заботиться, не думать, в отношениях с Агафьей он чувствовал спокойствие и умиротворенность, отсутствие необходимости постоянно что-то делать, решать, предпринимать. К Агафье Матвеевне у него не было такой любви, которая была к Ольге. К Пшенициной Обломов испытывал, скорее, дружеские чувства, большую благодарность, которые и послужили основой для крепкого брака.

Агафья для Обломова была возможностью мысленно вернуться в Обломовку, по которой он очень сильно тосковал. Так дом Пшенициной стал для Обломова не только местом проживания, но и настоящим домом, где ему уютно и комфортно, никто не заставляет ничего делать и что-то решать. Основой для брака послужили дружба и ощущение спокойствия, атмосфера уюта и тепла.

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Агафья Пшеницина», дать подробную характеристику героини, описать ее взаимоотношение с главным героем произведения.

Сочинение Характеристика и образ Агафьи Пшеницыной

В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Агафья Матвеевна Пшеницына является второстепенным женским персонажем. Агафья Матвеевна простая русская женщина, она необразованная и очень часто общается со слугами и торговцами продуктов. Пшеницына очень добрая и всецело отдается своим любимым людям. До того пока она стала женой Обломова она посвящает всю себя своему брату и даже может показаться, что Агафья Матвеевна не имеет собственного мнения и проживает чужую жизнь.

Гончаров решил сделать контраст между героинями Ольгой и Агафьей, если Ольга больше ценит материальные блага, то Пшеницына больше человек душевной организации. Если Агафья Матвеевна не знала ответ на какой-то вопрос, она просто молчала или мило улыбалась собеседнику.

Писатель описал Агафью Матвеевну Пшеницу как ангела и спасителя для своих мужчин брата и Обломова. Она очень хозяйственная и мудрая женщина, которая всегда пыталась оберегать своего мужчину и создавать комфорт и уют для него. Ей нравилось, что рядом с ней Обломов чувствовал себя комфортно, ведь именно для этого она и старалась.

Обломов был очень ленивым человеком, который любил поесть, Агафья Матвеевна готовила для Обломова всякие вкусности и пыталась ему угодить в этом. Возможно, именно эта жертвенность и отдача всецело себя Обломову сделало Пшеницыну по-настоящему счастливой.

Агафья Матвеевна была счастлива рядом с таким необычным человеком как Обломов, она посвятила ему всю себя и ее это умиляло. Она ограждает его от любых огорчений и невзгод и берет на себя всю работу, которую только может. Агафья Матвеевна верующая женщина и эта вера помогла ей быть счастливой.

Иван Александрович сделал акцент на том, что, несмотря на необразованность героини, она стала счастливой, чего нельзя сказать о других персонажах романа. Однозначно можно сказать, что Агафья Матвеевна Пшеницына положительный персонаж. Пшеницына подает пример бесконечной любви к человеку и всему, что ее окружает. В отличие остальных героев романа она не гналась за деньгами и обрела свое счастье. Иван Александрович ставит в пример обычную русскую женщину, которая обладает бесконечной душой и готова пожертвовать собой ради любви.

Другие сочинения: ← Ольга Ильинская и Обломов↑ ГончаровОбраз и характеристика Волкова в романе Обломов →

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Обломов»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Обломов»
  • для самых компанейских — Главные герои «Обломов»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Обломов»
  • для самых любопытных — Анализ «Обломов» Гончаров
  • для самых крутых — Читать «Обломов» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Вариант 2

Агафья Пшеницына – это второстепенный персонаж. Она была создана как идеальная противоположность главной героини произведения. Не смотря на то, что она второстепенный персонаж, она является одной из основных характеров произведения.

Агафья описывается как типичная русская женщина. Она имеет пышные формы, которые вовсе ей не мешают. Она очень верит в бога и это сильно сказывается на её характере. Агафья настоящая хозяйка, она любит делать дела по дому и поддерживать чистоту. Она является прекрасной женой для главного героя.

У неё нет образования, и она много не знает. Всё её интересы – это домашние дела. Ей действительно нравится заниматься этим, и ни о чём другом она думать даже не хочет.

Агафья – это очень положительный персонаж. Она очень любит своего мужа и заботится о нём. Она защищает его от проблем внешнего мира. Обломов очень любит её. Он всегда мечтал о такой жене, которая станет для него раем.

Агафья действительно любит Обломова. И эта любовь сильно отличается, от чувств Ольги. Агафья любит его за то, что это он. Не за какие-то его заслуги и деньги. Она любит его за душу и добрый нрав. Она жертвует всем, ради его благополучия.

Обломов очень устал от прошлых отношений, и роман с Агафьей стал для него настоящим отдыхом. Но возможно из-за этого, Обломов погружается в свой мир, который наполнен бездельем и ленью. Он так привык ничего не делать, ведь он знает, что жена всё сделает ради него. Возможно, именно из-за этого он погибает. Из-за своей лени и несерьёзности, он отвергает советы врачей. И это заканчивается очень плачевно. Он погибает из-за болезни, которую можно было бы вылечить, если бы сам Обломов хоть что-то для этого делал. Но жена создала для него настолько удобную атмосферу, что он отвык от этого. Он отвык от того, что ему нужно что-то делать для достижения цели. Это показывает то, что лень губительна.

Однажды, у героев рождается ребёнок. Агафья очень любит его, но всё-таки решает отдать его на воспитание друзьям Обломова. Она считает, что именно там ребёнок сможет получить достойное воспитание и образование.

Писатель скрыто сравнивает её и Ольгу. Он показывает то, что простая русская женщина, которая не имеет образования. Которая очень религиозна и очень любит Обломова, может во всём превзойти образованную карьеристку. Агафья доказывает то, что бескорыстная любовь гораздо ценнее и приятнее.

Ссылка на основную публикацию